Краткое содержание слово о погибели русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

Часто понять смысл произведения помогает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это поэтическое сказание, написанное примерно в 13 веке в Северо-Восточной Руси во время нашествия монголо-татар. По мнению ученых, автор был южнорусским книжником. Данное произведение – это плач и скорбь по разоренной Родине, которая подвергалась разорению и опустошению. Сочинение изучается в школах как один из наиболее ярких образцов древнерусской литературы.

Идея

Значение произведения раскрывает его краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» отражает один из наиболее драматичных моментов в отечественной истории. Автор противопоставляет былое величие и красоту Родины ее разорению и опустошению.

Он с любовью и гордостью воссоздает картины природы, строений и в красивых эпитетах восхваляет мощь государства. Вместе с тем книжник сетует на разрозненность уделов, которая мешала объединить силу для борьбы с врагом.

Далее автор рисует панораму ландшафта и архитектуры, которая позволяет читателю увидеть и прочувствовать то, какой была Русь до нашествия врагов. Акцент создателя на необходимость политического единства доказывает краткое содержание.

«Слово о погибели земли Русской» стало своеобразным поэтическим и литературным призывом к единению сил перед лицом внешней угрозы.

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха.

Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание.

«Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия.

Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

О родине

Наиболее выразительным является эпизод создания красочной картины природы, городов, строений. Автор как бы с высоты обозревает вид, открывшийся ему.

Произведение «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, стало глубоко патриотическим сочинением, имевшим большое значение для возрождения воинского духа и сознания необходимости освобождения от ига.

Книжник перечисляет то, что составляло в свое время славу и гордость Отечества. Поначалу он описывает природу: леса, дубравы, поля, холмы. Затем он говорит о богатстве животного и растительного мира, после чего восхваляет богатство и величие городов, бояр, князей.

Из данного фрагмента можно судить о том, что собой представлял средневековый русский город, в котором были храмы, монастырские сады, усадьбы. Автор делает акцент на большом значении православной веры в жизни народа, называя страну истинно верующей.

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано.

Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе.

По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства.

Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания.

Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду.

Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием.

В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига.

Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории.

На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

Источник: https://autogear.ru/article/272744/analiz-proizvedeniya-i-kratkoe-soderjanie-slovo-o-pogibeli-zemli-russkoy/

Краткое содержание "Слова о полку Игореве" читать онлайн: краткий пересказ сюжета

Главная страница»Слово о полку Игореве»

Краткое содержание Слово о погибели Русской земли за 2 минуты пересказ сюжета
Поход князя Игоря.
Художник Н. Рерих

В этой статье читайте онлайн краткое содержание «Слова о полку Игореве» — краткий пересказ сюжета и основных событий произведения.

Произведение «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе князя Игоря Святославича против половцев в апреле-мае 1185 г.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»
Начало похода
Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы. В пути Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев
Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод «Сон Святослава»). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами.

Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь «разбудил зверя», и теперь половцы нападут на Русь.

Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод «Плач Ярославны»).
Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря. Это было краткое содержание «Слова о полку Игореве»: краткий пересказ сюжета с описанием основных событий произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по «Слову о полку Игореве» 

«Слово о полку Игореве» заканчивается возвращением Игоря на родину. Но что происходит после этого? Какие события не описаны в тексте «Слова»? Когда князь Игорь бежит из плена, вслед за ним на Русь идут половецкие войска во главе с ханами — Гзаком и Кончаком. Половцы нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов и берут в плен жителей. Позднее, в 1191 году, князь Игорь и его брат Всеволод снова выступают против половцев. Это были материалы о «Слове о полку Игореве»: краткое содержание произведения, краткий пересказ сюжета и основных событий.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/03/kratkoe-soderzhanie-slovo-o-polku-igoreve.html

Краткое содержание «Слова и полку Игореве» и отзыв для читательского дневника | Литрекон

Многомудрый Литрекон представляет для прочтения краткий пересказ поэмы «Слово о полку Игореве», который является одной из составляющих читательского дневника, и отзыв, включающий главную мысль и мораль произведения.

Сюжет «Слова о полку Игореве», состоящий из трёх частей, передан в сокращении, однако подробно освещает основные события поэмы. Также Вы можете использовать анализ, историю открытия и подробное краткое содержание произведения.

Приятного просвещения!

Пересказ

Часть 1: Поход Игоря

Повествование ведётся от лица Бояна, который рассказывает о походе князя Игоря на половцев в 1185 году. 

С собой в поход Игорь зовёт своего брата Всеволода, и тот охотно соглашается. На протяжении всего пути до Половецкой земли войско сопровождают дурные предзнаменования, но Игорь не отказывается от своей цели «копьё преломить в половецком поле незнакомом».

На рассвете началась битва с половцами, которая закончилась победой русичей. На следующий день вновь началась битва с половцами и их предводителями: ханами Гзаком и Кончаком. 

По ходу своего рассказа Боян вспоминает междоусобные войны при правлении князя Олега, предка Игоря. Но русской земле они не принесли ничего, кроме разорения, запустения и смерти.

Вновь возвращается автор к главным событиям поэмы. Сражение длилось долгих два дня, на третий же день закончилось поражением русских. Ханы взяли в плен князя Игоря и князя Всеволода. Наступило тяжёлое время для русских людей.

Часть 2: Золотое слово Святослава

Отцу князей, Святославу, снится странный сон, который мудрецы растолковывают как поражение его сыновей в битве. Опечален Святослав их безрассудным поступком, сокрушается он, что некому помочь одолеть половцев.

Автор поддерживает князя и призывает всех русских князей объединиться и защитить родные земли, отомстить «за Игоревы раны». Этот призыв обращён к Рюрику и Давиду, к Ярославу и Мстиславу «с отважным Романом».

Он зовёт и князей Ингвара и Всеволода, троих Мстиславовичей, также призывая защитить Русь.

Боян не видит смысла в междоусобной вражде между Ярославом и потомками Всеслава и просит их остановиться, ставя в пример защитника родины — князя Владимира.

Часть 3: Плач Ярославны и освобождение Игоря

Слышится в Путивле плач Ярославны, жены Игоря, что умоляет силы природы сохранить жизнь её мужу.

Сам князь в ту полночь не спал. Помог ему сбежать половец Овлур, который приготовил коней для побега. Природа помогла Игорю поскакать в нужном направлении. Половецкие ханы обнаруживают исчезновение князя Игоря и хотят отомстить, планируя или же убийство его сына, Владимира, или же его женитьбу на половчанке, но отказываются от этих мыслей. 

Князь Игорь возвращается на родину. Боян сравнивает его приход с появлением солнца на небе, славит князей и дружину Игоря, на этом и заканчивая свою поэму. 

Отзыв 

(250 слов) Мне понравилась поэма «Слово о полку Игореве», потому что она пронизана патриотизмом и мужеством русских людей в минуту опасности. Читая её, понимаешь насколько могуч и силён русский народ, и что даже перед лицом страшного врага, что внезапно начинает угрожать Руси, он обязательно сможет найти выход и одолеть неприятеля.

Моё мнение подтверждается словами самого рассказчика Бояна, который на протяжении всей поэмы не устаёт восхвалять русских князей, восхищаясь отвагой и мужеством, сильной волей и теми качествами, что позволяет им быть опорой государства.

Но он и ругает тех, кто погряз в междоусобицах, однако верит, что это закончится, и наступит мир и покой на русской земле. 

Главная мысль «Слова о полку Игореве» заключается в понимании важности таких слов, как патриотизм, сила единения и сплочённость. Мораль поэмы и состоит в том, что народ должен быть как единое целое, как один слаженный организм, несмотря на то, что живёт в разных уголках Руси и придерживается разных взглядов, обычаев и традиций.

Чему учит автор? Думаю, он заставляет задуматься читателя о таких важных вещах, как любовь к родине и желание защитить её и отстоять перед лицом опасности.

Он призывает быть мужественными и храбрыми, едиными и сплочёнными, сильными и патриотичными.

Моё отношение к словам автора, безусловно, положительное, ведь в этом заключена вековая мудрость, что должна передаваться из поколения в поколение. Любовь к родине — это то, что должен привить своему ребёнку каждый родитель.

Моё впечатление от произведения невероятное светлое и вдохновлённое. После прочтения хочется начать совершать подвиги и непременно доказать, что наш народ всегда будет таким же непоколебимым, сильным и отважным. 

Анастасия Бискова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/slova-i-polku-igoreve-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

Краткое содержание «Слово о полку Игореве» | Литерагуру

Фольклор из древнейшего литературного источника наших предков очень сложен для понимания, ведь язык очень изменился с тех пор, а переводчики старались добавить в свой текст побольше архаичных слов, дабы погрузить публику в подходящую атмосферу. Именно поэтому так важно взять на вооружение краткий пересказ «Слова о полку Игореве». Он поможет сориентироваться в сложном и насыщенном повествовании. А чтобы понять его смысл, читайте анализ «Слова о полку Игореве» от Литерагуру.

Читайте также:  Краткое содержание храбрый персей чуковского за 2 минуты пересказ сюжета

Вступление

Автор «Слова» собирается рассказать историю о битвах Игоря. Как всё было на самом деле, а не «по вымыслам Бояновым». Сравнивая себя с многоречивым рассказчиком, он намекает, что постарается кратко и правдиво описать поход князя на половцев – кочевников, с которыми ранее был заключен мир.

Но Игорь (вот его характеристика), повинуясь желанию доказать свою силу, отправил полки к половцам. Знаком, предвещающим беду, было солнечное затмение. Но князь хотел «увидеть Дон», покорить его, поэтому боевые товарищи продолжали путь. Он же осознает, как рискует:

Хочу положить свою голову
Или выпить шеломом из Дона!

Дорога до Дона

С Игорем отправился родной брат – Всеволод. Его воины под Курском уже были готовы. Автор сравнивает войско с серыми волками, выражая неодобрение плану. Князья рискуют своими людьми только ради славы.

В пути плохие знамения встречались князю: солнце дорогу тьмой закрывало, проснулась гроза, все звери боялись и прятались, предрекая недоброе. Волки воют, орлы зовут зверей на кости. Несмотря на предостережения, Игорь Святославович продолжает идти.

Первый бой

Прибыли они в степи, потоптали половецкие полки, забрали красивых девушек, золото и драгоценности, роскошные наряды. После ратных подвигов был пир, и войско уснуло в поле.

Дружина Игоря Святославовича сладко дремала, а к Дону серым волком приближались половецкие ханы, Гзак и Кончак. Утром войско увидело страшное зрелище: кровавые зори и чёрные тучи с синими молниями. Словно это был третий знак о том, что прекращать надо путь, но Игорь упрямо шёл к цели.

Второй бой

Половцы шли на русские полки со всех сторон. Был бой. Рассказчик гордиться храбростью Всеволода. В битве он не жалел себя. Забыл о чести, богатстве, Черниговском престоле и любимой супруге Глебовне.

Вспоминает автор истории о веках Трояновых и битвах Олега Святославовича. Он был очень известным и отважным, потому что участвовал в беспощадных боях. Страшное время, ведь тогда сын шёл против отца, начались междоусобицы. Корень зла, дед Игоря – Олег, поэтому  сказитель называет его «Гориславовичем».

Однако даже в то время люди не представляли себе такую страшную битву, в которой участвовал Игорь. Долго и беспощадно билось войско с половцами, вся земля была залита кровью. Спустя три дня армия князя потерпела поражение.

Больше русские не бились с кочевниками, но те активно брали дань с земли Русской, набегами изнуряя княжества.

Тут автор рассказывает предысторию сражения: отец Игоря и Всеволода когда-то заключил мир с половцами, прекратил междоусобные бои между князьями, обеспечив мир. Но его сыновья нарушили условия, и теперь он, князь Киевский, вновь вынужден вмешаться.

Сон и Золотое слово Святослава

Отец князей видел сон. Одежда на нём была чёрная. Для него черпали вино с горечью, сыпали жемчуг с нечистых раковин на грудь. Ещё приснился дом на крыше, где вороны беспрерывно каркали. Растолковали товарищи так, будто несчастье ум затмило из-за того, что сыновья в плену.

Святослав переживает, упрекает своих детей, ведь они рано пошли с войском на половцев. Без чести проливали кровь людей. Этим поступком опозорили отца.

Великий князь не хочет раздора и войны, поэтому призывает всех родственников объединиться и дать отпор врагу. Он советует всем забыть об эгоистических интересах и действовать сообща, иначе русская земля погибнет под натиском половцев.

Он горько сетует на то, что Игорь и его брат в плену, и теперь они не могут выполнить свой настоящий долг – защитить родную землю!

Рассказчик от имени князя просит всех бить Кончака и отомстить за раны Игоря Святославовича. К сожалению, армию Игоря не вернуть, но есть еще надежда отстоять его беззащитный город.

Святослав упомянает, что Ингар, Всеволод Ольговичи и три сына Мстиславовича разделили города и незаслуженно добыли себе имущество. Только Изяслав честно бился за владения с литовцами и погиб.

Но братья не участвовали в том сражении.

Ярослав и Всеслав допустили врагов на Русь. Рассказчик говорил, что ночью Всеслав превратился в жестокого зверя. Волком проносился в разные города, а днём «суд правил». Мужчина слышал колокольней звон Полоцкой Софии, мучилась беспомощная его душа.

Сказитель сильно тоскует по временам старого Владимира. И он предрекает Руси скорбь, если князья (вот характеристика всех князей) не послушаются Святослава и не объединятся.

Плач Ярославны

В Путивле Ярославна (тут ее образ) плачет по супругу Игорю. Она хочет помочь ему: полететь кукушкой и омыть его раны. Несчастная и безутешная девушка упрекает ветер, который мчит стрелы на мужа, и умоляет реку Днепр принести лодки супруга.

Она обращается к солнцу: сначала упрекала его, а потом просила, чтобы оно заступилось за нее.

Побег Игоря

Господь не оставляет сына Святослава, указывает ему путь к родному дому. Сама природа благоволит ему, послушав плач Ярославны. Ему удалось сбежать из плена, когда враги спали. Игорю помог добрый сердцем Овлур – достал коня.

Князь в дороге разговаривает с речкой Донец, которая хорошо относилась к нему. Он сравнивает её и безжалостную Стугну, где умер князь Ростислав. Даже сороки помогали пленнику: они оповестили, что за ним погоня.

Враги кинулись за Игорем. Гзак предложил Кончаку расстрелять врага, но Кончак хотел обмануть Игоря красивой девушкой. Гзак против, ведь в таком случае князь и девица сбегут вместе. Тогда русские воины убьют их в Половецком поле.

Игорь Святославович благополучно возвращается на родную землю. Весь народ радуется, поёт славу ему и дружине.

Юлианна Сирота

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-slovo-o-polku-igoreve/

Слово о погибели Русской земли

Автор неизвестен

Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава

О смерти великого князя Ярослава.

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными[1], горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными[2], домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чахов[3], от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици[4] погании и за дышючим морем[5], от моря до болгар, от болгарь до буртас[6] от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху [7] в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда[8] и моръдва бортьничаху[9] на князя великого Володимера, и жюр[10] Мануил цесарегородскый опас[11] имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава[12], и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава

О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял.

А в те годы — беда христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского.

,

то есть почитаемыми в определенных местностях.

садами монастырскими.

чехов.

Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в Северную Двину.

Северное Ледовитое или Белое море.

Болгары и буртасы обитали по Волге.

Возможно, что «ношаху» здесь написано ошибочно, вместо «полошаху» или «страшаху».

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=92235

«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие -Русская литература XI — XVII веков -История русской литературы

Библиографическая запись: «Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-03-01 17:28:25. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/slovo-o-pogibeli-russkoi-zemli-zhanrovoe-i-ideinoe-svoeobrazie/ (дата обращения: 26.03.2020)

«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…

»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.).

Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен.

Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.

Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием.

«Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26).

В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К.

Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965. 

В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен.

Эта особенность Слова о погибели находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литератур, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. Упоминание в конце Слова о погибели «нынешнего Ярослава» имеет в виду князя Ярослава Всеволодовича, который умер в 1246г.

Следовательно, Слово о погибели в любом случае (существуют разные датировки его) было написано до 1246 г. Называется и имя брата Ярослава — Юрия Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити 4 марта 1238. Можно думать поэтому, что Слово о погибели было создано в самом начале Батыева нашествия, еще до битвы на Сити.

Наиболее предпочтительна точка зрения, согласно которой автор Слова о погибели был выходцем из южной Руси, но написано оно в северо-восточной Руси.

Слово о погибели по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба «Слова» отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмичный строй текста.

Читайте также:  Краткое содержание шехеразада римского-корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. Слово было лирическим призывом к единению русских князей и руских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. Слово о погибели — лирический отклик на события этого нашествия. А. В. Соловьев в статье 1948 г. о Слове и в статье 1953 г.

о Слове о погибели отметил целый ряд параллелей между обоими произведениями: в идейном отношении, на стилистическом уровне, в характере отношения к природе, в сходстве отдельных выражений («отъ стараго Владимера до нын?шняго Игоря» — «от великого Ярослава… до нынешнего Ярослава»), в широте географических познаний обоих авторов, в грамматических формах и т. д. Н. К.

 Гудзий, имея в виду эти работы, писал: «Как нам представляется, все эти параллели из обоих памятников, в том числе и в наибольшем количестве подобранные А. В. Соловьевым, — настолько общего характера, что едва ли могут свидетельствовать о литературной связи „Слова о погибели“ со „Словом о полку Игореве“, даже при тех оговорках, которые делает А. В. Соловьев» (О «Слове…». С.

544). Соловьев в статье 1958 г. о Слове о погибели вновь вернулся к вопросу о связи обоих произведений. Говоря о замечании Гудзия, он писал: «В моей французской статье я настаивал лишь на тематическом и стилистическом сходстве между обоими («Словами». — Л. Д.), на том, что оба „Слова“ — „несомненно, продукт одной и той же поэтической школы“.

Я хотел указать, что такая поэтическая школа существовала и могла давать светские произведения различной окраски» (Заметки… С. 110). В этой статье Соловьев к ранее указанным параллелям между обоими «Словами» приводит еще 12 новых пунктов, в которых он видит возможность сравнивать оба произведения как произведения одной поэтической школы.

В заключение он говорит: «Вопрос о том, знал ли автор „Слова о погибели“ предыдущее „Слово“ и подражал ли ему, решить трудно. Может быть, знал, а может быть, и не знал».

Б. А. Рыбаков считает, что Слово о погибели приняло историческую схему Слова о полку: «после благополучных лет Ярослава (Мудрого) начались годы крамол и усобиц, началась „болезнь“, продолжавшаяся до Владимира (Мономаха); болезнь проявилась и при нынешних князьях (для автора 1185 г. — при Игоре, а для автора начала XIII в.

— при сыновьях Всеволода Большое Гнездо)» («Слово» и его современники. С. 80). По мнению Рыбакова, строки Слова о погибели о Владимире Мономахе — «…которым то половьци дети своя полошаху в колыбели…

А немци радовахуся, далече будуче за синим морем» «являются цитатой или пересказом той части исторического раздела „Слова о полку Игореве“, где говорилось о Старом Владимире и выражалось горькое сожаление о том, что его нельзя было навечно сохранить на Киевских горах (С. 82—83).

Рыбаков полагает, что в дошедшем списке Слова о полку это место не сохранилось. В книге «Петр Бориславич» объем фрагмента Слова, сохранившегося, по мнению ученого, в Слове о погибели, еще более увеличен.

Положение о жанровой близости обоих «Слов» развито в статье А. А. Горского. Он пишет: «…оба они (и только они из сохранившихся произведений русской литературы домонгольского периода) сочетают в себе черты эпоса, лирики и публицистики» (Проблемы изучения «Слова…». С. 38).

Жанровая близость, близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты не могут свидетельствовать о зависимости Слова о погибели от Слова о полку Игореве. Близость обоих произведений должна объясняться их поэтическими особенностями.

Текст «Слова о погибели»

Источник: https://myfilology.ru/russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/slovo-o-pogibeli-russkoi-zemli-zhanrovoe-i-ideinoe-svoeobrazie/

Слово о погибели Русской земли

  • Широка раздольная Русь, родина моя, принявшая много нужды, много страсти, вспомянуть невозможно, вижу тебя, оставляешь свет жизни, в огне поверженная.
  • Были будни, труд и страда, а бывал и праздник с долгой всенощной, с обеднями, а потом с хороводом громким, с шумом, с качелями.
  • Был голод, было и изобилие.
  • Были казни, была и милость.
  • Был застенок, был и подвиг: в жертву приносили себя ради счастья народного.

Где нынче подвиг? где жертва?

  1. Гарь и гик обезьяний.
  2. Было унижение, была и победа.
  3. Безумный ездок, хочешь за море прыгнуть из желтых туманов гранитного любимого города, несокрушимого и крепкого, как Петров камень, – над Невою, как вихрь, стоишь, вижу тебя и во сне и въявь.

Брат мой безумный – несчастлив час! – твоя Россия загибла.

  • Я кукушкой кукую в опустелом лесу твоем, где гниет палый лист: Россия моя загибла.
  • Было лихолетье, был Расстрига, был Вор, замутила Смута Русскую землю, развалилась земля, да поднялась, снова стала Русь стройна, как ниточка, – поднялись русские люди во имя Русской земли, спасли тебя: брата родного выгнали, краснозвонный Кремль очистили – не стерпелось братнино иго иноверное.
  • Была вера русская искони изначальная.
  • Много знают поволжские леса до Железных ворот, много слышали горячих молитв, как за веру русскую в срубах сжигали себя.
  • Где ты, родная твердыня, Последняя Русь?
  • Я не слышу твоего голоса, нет, не доносит и гари срубной из поволжских лесов.
  • Или в мать-пустыню, покорясь судьбе, ушли твои верные сыны?
  • Или нет больше на Руси – Последней Руси бесстрашных вольных костров?
  • Был на Руси Каин, креста на нем не было, своих предавал, а и он любил в проклятом грехе своем свою мать Россию, сложил песни неизбывные:
  • «У Троицы у Сергия было под Москвою…»
  • Или другую – на костер пойдешь с этой песней:
  • «Не шуми, мати зеленая дубравушка…»

II

  1. Широка раздольная Русь моя, вижу твой красно-звонный Кремль, твой белоснежный, как непорочная девичья грудь, златокровельный собор Благовещенья, а не вестит мне серебряный ясак, не звонит красный звон.
  2. Или заглушает его свист несносных пуль, обеспощадивший сердце мира всего, всей земли?
  3. Один слышу обезьяний гик.

  4. Ты горишь – запылала Русь – головни летят.
  5. А до века было так: было уверено – стоишь и стоять тебе, Русь широкая и раздольная, неколебимою во всей нужде, во всех страстях.

  6. И покрой твое тело короста шелудивая, буйный ветер сдует с тебя и коросту шелудивую, вновь светла, еще светлей, вновь радостна, еще радостней восстанешь над лесами своими дремучими, над степью ковылевою, взбульливою.
  7. Так пошло, так думали, и такая крепла вера в тебя.

  8. Человекоборцы безбожные, на земле мечтающие создать рай земной, жены и мужи праведные в любви своей к человечеству, вожди народные, только счастья ему желавшие, вы, делая дело свое, вы по кусочкам вырывали веру, не заметили, что с верою гибла сама русская жизнь.
  9. Ныне в сердцевине подточилась Русь.

  10. Вожди слепые, что вы наделали?
  11. Кровь, пролитая на братских полях, обеспощадила сердце человеческое, а вы душу вынули из народа русского.
  12. И вот слышу обезьяний гик.
  13. Русь моя, ты горишь!
  14. Русь моя, ты упала, не поднять тебя, не подымешься!
  15. Русь моя, земля Русская, родина беззащитная, обеспощаженная кровью братских полей, подожжена, горишь!

III

О, моя родина обреченная, пошатнулась ты, неколебимая, и твоя багряница царская упала с плеч твоих.

За какой грех или за какую смертную вину?

За то ли, что клятву свою сломала, как гнилую трость, и потеряла веру последнюю, или за кровь, пролитую на братских полях, или за кривду – сердце открытое не раз на крик кричало на всю Русь: «Нет правды на Русской земле!» – или за исконное безумное свое молчание?

  • Ты и ныне, униженная, затоптанная, когда пинают и глумятся над святыней твоей, ты и ныне безгласна.
  • Безумное молчание верных сынов твоих вопиет к Богу, как смертный грех.
  • О, моя родина поверженная, ты руки свои простираешь —
  • Или тебя посетил гнев Божий – Бог послал на тебя меч свой?

О, моя родина бессчастная, твоя беда, твое разорение, твоя гибель – Божье посещение. Смирись до последнего конца, прими беду свою – не беду, милость Божию, и страсти очистят тебя, обелят душу твою.

Скажу тебе со всей болью моей – не лиха, только добра и тишины я желаю тебе – духа нет у меня: что я скажу в защиту народа моего? И стыдно мне – я русский, сын русского.

  1. О, моя родина горемычная, мать моя униженная!
  2. Припадаю к ранам твоим, к горящему лбу, к запекшимся устам, к сердцу, надрывающемуся от обиды и горечи, к глазам твоим иссеченным – —
  3. Я не раз отрекался от тебя в те былые дни, грозным словом Грозного в отчаянии задохнувшегося сердца моего проклинал тебя за крамолу и неправду твою.
  4. «Я не русский, нет правды на Русской земле!»
  5. Но теперь – нет, я не оставлю тебя и в грехе твоем, и в беде твоей, вольную и полоненную, свободную и связанную, святую и грешную, светлую и темную.
  6. И мне ли оставить тебя – я русский, сын русского, я из самых недр твоих.
  7. На звезды твои молчаливые я смотрел из колыбели своей, слушал шум лесов твоих, тосковал с тобой под завывание снежных бурь твоих, я летал с твоей воздушной нечистью по диким горам твоим, по гоголевским необозримым степям.
  8. Как же мне покинуть тебя?

Я нес тебе уборы драгоценные, чтобы стала ты светлее и радостней. Из твоих же камней самоцветных, из жемчугов – слов твоих, я низал белую рясну на твою нежную грудь.

  • О, родина моя обреченная, покаранная, жестокой милостью наделенная ради чистоты сердца твоего, поверженная лежишь ты на мураве зеленой, вижу тебя в гари пожаров под пулями, и косы твои по земле рассыпались.
  • Я затеплю лампаду моей веры страдной, буду долгими ночами трудными слушать голос твой, сокровенная Русь моя, твой ропот, твой стон, твои жалобы.
  • Ты и поверженная, искупающая грех свой, навсегда со мной останешься, в моем сердце.
  • Ты канешь на дно, светлая.
  • О, родина моя обреченная, Богом покаранная, Богом посещенная!
  • Сотрут имя твое, сгинешь, и стояла ты или не было, кто вспомянет?
  • Я душу сохраню мою русскую с верой в правду твою страдную, сокрою в сердце своем, сокрою память о тебе, пока слово мое, речь твоя будет жить на трудной крестной земле, замолкающей без подвига, без жертвы, в беспесенье.

IV

  1. Ободранный и немой стою в пустыне, где была когда-то Россия.
  2. Душа моя запечатана.
  3. Все, что у меня было, все растащили, сорвали одежду с меня.

Что мне нужно? – Не знаю.

Ничего мне не надо. И жить незачем.

  • Злоба кипит в душе, кипит бессильная: ведь полжизни сгорело из-за той России, которая обратилась теперь в ничто, а могла бы быть всем.
  • Хочу неволи вместо свободы, хочу рабства вместо братства, хочу уз вместо насилия.
  • Опостылела бездельность людская, похвальба, залетное пустое слово.
  • Скорбь моя беспредельная.
  • Нет веры в России, нет больше Церкви, это ли Церковь, где восхваляют временное?
  • И время пропало, нет его, кончилось время.

Не гибель страшна, но нельзя умереть человеку во имя себя самого. Ибо не за что больше умирать – все погибло.

  1. И из бездны подымается ангел зла – серебряная пятигранная звезда над головой его с семью лучами, и страшен он.
  2. – Погибни во имя мое!
  3. И нет спасения свыше.
  4. Злость моя лютая.
  5. И тянется замкнутая слепая душа, немыми руками тянется в беспредельность – —
  6. И не проклинаю я никого, потому что знаю час, знаю предел, знаю исполнение сроков судьбы.
  7. Ничто не избежит гибели.
  8. О, если бы избежать ее!
  9. Каждый сам в одиночку несет бремя проклятия своего – души своей закрытую чашу, боясь расплескать ее.
  10. Тьма вверху и внизу.
  11. И свилось небо, как свиток.
  12. И нету Бога.
  13. Скрылся Он в свитке со звездами и с солнцем и луною.
  14. Черная бездна разверзлась вверху и внизу.
  15. И дьявол потерял смысл бытия своего, повис на осине Иуды.
  16. А все зачем-то еще живут.
  17. И чем громче кричит человек, тем страшнее ему.
  18. Как дети они, потерявшие мать.
  19. И не понимают той скорби, которая дана им.
  20. Скоро настанет последний час, скоро пробьет он.
  21. Без четверти двенадцать.

Слышите! Нет ничего, ни Кремля, ни России – ровь и гладь.

Приходи и строй! Приходи, кому охота, и делай дело свое, – воздвигай новую Россию, на месте горелом.

  • А про старое, про бывалое – забудь.
  • Ты весь Китеж изводи сетями – пусто озеро, ничего не найти.
  • Единый конец без конца.

V

Русский народ, что ты сделал?

Искал свое счастье и все потерял. Одураченный, плюхнулся свиньей в навоз.

Читайте также:  Краткое содержание шукшин охота жить за 2 минуты пересказ сюжета

Поверил —

Кому ты поверил? Ну, пеняй теперь на себя, расплачивайся.

  1. Землю ты свою забыл колыбельную.
  2. Где Россия твоя?
  3. Пусто место.
  4. Русский народ, это грех твой непрощаемый.
  5. И где совесть твоя, где мудрость, где крест твой?
  6. Я гордился, что я русский, берег и лелеял имя родины моей, молился святой Руси.
  7. Теперь, презираем со всем народом, несу кару, жалок, нищ и наг.
  8. Не смею глаз поднять.
  9. – Господи, что я сделал!
  10. И одно утешение, одна надежда: буду терпеливо нести бремя дней моих, очищу сердце мое и ум мой помутнелый и, если суждено, восстану в Светлый день.
  11. Русский народ, настанет Светлый день.
  12. Слышишь храп коня?
  13. Безумный ездок, что хочет прыгнуть за море из желтых туманов, он сокрушил старую Русь, он подымет и новую, новую и свободную из пропада.
  14. Слышу трепет крыльев над головой моей.
  15. Это новая Русь, прекрасная и вольная, царевна моя.
  16. Русский народ, верь, настанет Светлый день.

VI

  • Сорвусь со скалы темной птицей тяжелой, полечу неподвижно на крыльях, стеклянными глазами буду смотреть в беспредельность, в черный мрак полечу я, только бы ничего не видеть.
  • Поймите, жизнь наша тянется через силу.
  • Остановитесь же, вымойте руки, – они в крови, и лицо – оно в дыму пороха!
  • Земля ушла, отодвинулась.
  • Земля уходит – —
  • Лечу в запредельности.

На трех китах жила Земля.

Был беспорядок, но и был устой: купцы торговали, земледельцы обрабатывали землю, солдаты сражались, фабричные работали.

Все перепуталось.

Лечу в запредельности.

Отказаться от жизни осязаемой, пуститься в мир воздушный, кто это может? И остается упасть червем и ползти.

  1. Обгоняю аэропланы.
  2. Стук мотора стучит в ушах.
  3. Закукарекал бы, да головы нет: давно оттяпана!
  4. Поймите же, быть пришельцем в своей, а не чужой земле – это проклятие.
  5. И это проклятие – удел мой.

VII

  • Все разорено, пусто место, остался стол – во весь рост человечий велик сделан.
  • Обнаглелые жадно с обезьяньим гиком и гоготом рвут на куски пирог, который когда-то испекла покойница Русь, – прощальный, поминальный пирог.
  • И рвут, и глотают, и давятся.

И с налитыми кровью глазами грызут стол, как голодная лошадь – ясли. И норовят дочиста слопать все до прихода гостей, до будущих хозяев земли, которые сядут на широкую русскую землю.

Ве-е-ечна-я па-амять.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=85297

"Слово о погибели Русской земли": общая характеристика, автор и жанр

«Слово о погибели Русской земли» — это произведение, которое известно до сих пор лишь в двух списках — XV и XVI вв. В обоих случаях вслед за ним следует «Повесть о житии Александра Невского», что давало повод многим ученым говорить о связи двух памятников.

Однако в последнее время большинство ученых пришло к выводу о том, что произведения самостоятельны, созданы в различное время, а соединены были в процессе рукописного бытования.

«Слово о погибели Русской земли», видимо, было создано в самом начале татаро-монгольского нашествия на Русь, поскольку в числе «нынешних» князей назван Юрий Всеволодович Владимирский, погибший в битве на реке Сити в марте 1238 г.

Изучение текста произведения затрудняется тем обстоятельством, что до нашего времени дошел лишь его первый отрывок, обрывающийся в середине фразы. Поэтому представления о художественной специфике произведения не могут быть полными.

Состав текста

Известный нам отрывок по смыслу может быть разделен на три фрагмента. Первый представляет собой восторженный гимн красоте и богатству «светло-светлой и украсно украшенной земли Русской», созданный в эмоционально-риторическом стиле. Вторая часть — воспоминание о былом могуществе и славе Руси.

В центре этого фрагмента стоит образ Владимира Мономаха, нарисованный в легендарном духе с помощью ряда гипербол, в том числе упоминания, что именем князя половцы пугали своих детей в колыбелях.

Третья часть начата незаконченной фразой о том, что «в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго».

Авторство и жанр произведения

Вопрос об авторе также остается нерешенным.

Предполагают, что автор «Слова о погибели Русской земли» был выходцем из южной Руси, поскольку хорошо знал легенды о Владимире Мономахе южнорусского происхождения, а произведение написал в северо-восточной Руси, так как имена «нынешних» князей и перечисленные окрестные народы связаны с этими землями. Так или иначе, при полной ясности авторской позиции личность автора, его биографические данные не выводимы из художественного текста.

Вполне естественно, что если о жанре «Слова о полку Игореве» существует множество суждений, то еще сложнее обстоит дело со «Словом о погибели Русской земли » в связи с неполнотой дошедшего до нас текста. В решении этого вопроса существуют, как представляется, два пути.

Первый — уподобляя жанр «Слова о погибели Русской земли» жанру более раннего произведения, принять какое-либо жанровое определение «Слова о полку Игореве». С нашей точки зрения, наилучшим является термин «лиро-эпическая песнь». В таком решении проблемы будет в то же время некоторое допущение: придется предположить, что за вступлением следовала эпическая часть.

Другой путь — рассмотрение текста произведения как принадлежащего к жанровому типу лирического рассуждения, возможно, поучению.

Но, сопоставляя сохранившийся текст с поучениями Серапиона Владимирского на ту же тему, обнаруживаем отсутствие в «Слове о погибели Русской земли» цитат из Библии, широко использованных проповедником, и наличие ряда поэтических средств, сближающих памятник не только со «Словом о полку Игореве», но и с народным творчеством, что отличает его от жанра поучений. Таким образом, вопрос о жанре «Слова о погибели…» остается открытым и может рассматриваться лишь гипотетически.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/slovo_o_pogibeli_russkoj_zemli_obshhaja_kharakteristika_avtor_i_zhanr/81-1-0-498

Краткое содержание «Слова о погибели русской земли»

Причиной появления на свет литературного произведения “Слово о погибели Русской земли” стало вторжение полчищ татаро-монгол на Русскую землю. Написано оно было не позже середины 13 века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Слова о погибели земли русской» для читательского дневника.

Это своеобразный гимн родине. Автором произведения был уроженец южной Руси. До настоящего времени сохранилось в нескольких отрывках.

«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание для читательского дневника:

Основной фабулой этого поэтического произведения стала глубокая скорбь о Руси, подвергшейся варварскому нападению чужеземцев. Автор создает художественный плач, тема которого – потеря величия Русского государства. В тексте идет сравнение прошлого Руси и настоящего.

Автор контрастно противопоставляет былую красоту земли Русской, ее бескрайние поля, реки, богатства, величие и могущество с описанным в «Слове» разорением и упадком. В его словах Русь погрязла в междоусобных распрях между многочисленными наместными князьями, но ни смотря ни на что остается единой и неделимой.

Автор восхищается Родиной. В ней будни и праздник, хоровод и шум, голод и изобилие, казни и милость. Подвиги уходят в прошлое, остается только гарь от пожарищ после набегов врагов и «гик (крик) обезьяний».

Гибнет страна от унижения, тонет в крови. Автор сравнивает себя с кукушкой – “кукует” в пустом лесу, где даже листья сгнили. В словах рассказчика «Слова…» слышны слезы и печаль. Он обращается в прошлое.

Страна поражает красотой природы, множеством озер, рек, богатством лесов, красотой городов и сел. Русь славилась знатными людьми. Дела князей, бояр и вельмож были примером чести и достоинства. Славилась Русь верой.

Христианские церкви помогли русскому человеку быть крепким и сильным. Вере покорились другие народы: ляхи, чехи и корелы. Князья покоряли народы и вселяли страх соседним государствам. Все знали, что если князь пойдет войной, им несдобровать. Не боялись немцы, они жили за морем. Обо всем этом размышляет автор «Слова…» в первой части.

Вторая часть переносит во времена после смерти князя Ярослава. Начало глав схоже: богатая русская земля. На ней всего множество. Восхищается автор людьми и верой христианской.

Народов, покоренных русскими князьями (Всеволод Юрьевич, киевский), становится больше: поляки, чехи, ятвяги, немцы, тоймичи, болгары и буртасы. Все народы приняли христианскую веру. Две народности: литовцы и венгры не покорялись.

Венгры спрятались в болота. Литовцы владения укрепляли «железными воротами».

«Слово о погибели Русской земли» передает образ великого князя земли Русской — Владимира Мономаха. Ведь от его имени приходили в трепет все близлежащие народы и племена. Его образ – это символ сильной власти, военной и политической мощи страны.

Во время нашествия монголо-татар и военной слабости Руси упоминание имени великого князя было позорным упреком для правящих тогда князей, но, одновременно, порождало в народе надежду на победу и освобождение от ига, возрождение былого величия и могущества Руси.

Заключение:

Своим произведением автор надеется пробудить чувство величайшей гордости за свою страну и землю, воздает славу отечеству.

Воспевает величие и могущество земли Русской, пробуждает чувство национального сознания. Великий патриотизм буквально пронизывает каждую строчку, основой которого является святая христианская вера.

«Слово» звучит как призыв к единению всей страны перед случившейся угрозой.

Автор хочет вернуть верных сынов, смелых и крепких. Униженная Родина затоптана врагами, над ее святынями глумятся. Верные сыны молчат. Автор верит, что душа страны выдержит и сохранится.

Злость копится в сердце создателя художественного произведения, но он гордится своей национальностью, любит имя Родины и молится о ее возрождении.

«Слово…» учит быть настоящими патриотами, любить Русь и разносить о ней славу.

Читайте также сочинение на тему «Сын земли русской» про А. Невского.

Краткое содержание «Слово о погибели Русской земли» на видео:

Источник: https://litfest.ru/shortwork/pogibeli-russkoy-zemli.html

«Слово о погибели русской земли»

Событиями
монголо-татарского нашествия, очевидно,
порождено и такое выдающееся поэтическое
произведение, как «Слово о погибели
Русской земли», впервые обнаруженное только в конце 70-х годов прошлого
века

К.
Г. Евлентьевым и опубликованное в 1892 г.
X.
М. Лопаревым. Новый список произведения
был найден в 30-е годы нынешнего века И.
Н. Заво–локо и опубликован В. И. Малышевым
в 1947 г.

«Слово
о погибели Русской земли» исполнено
высокого граждан­ского патриотического
звучания. В центре — образ Русской
земли, «светло-светлой»
и
«украсно-украшеной».
Неизвестный
автор слагает гимн родине. Он говорит
о природных красотах и богатствах родной
земли.

Неотъемлемой ее частью, ее
гордостью являются города вели­кие,
села дивные, сады монастырские, дома
церковные (храмы). Славу Руси составляли
князья грозные (могущественные), бояре
честные, вельможи многие.

Автор говорит
о могуществе Всеволода (Большое Гнездо),
его отце Юрии Долгоруком и деде Владимире
Мономахе.

Подобно
автору «Слова о полку Игореве», автор
«Слова о погибели Русской земли»
сопоставляет былое величие Руси с
нынешним упад­ком. «А
в ты дни болезнь крестияном, от великого
Ярослава и до Володимера, и до ныняшнего
Ярослава, и до брата его Юрья, князя
Володимерьскаго».

Здесь
нетрудно заметить своеобразную
периодиза­цию истории Руси, как бы
продолжающую периодизацию «Слова о
полку Игореве». Автор «Слова о полку
Игореве» связывал со «старым
Ярославом»
период
расцвета политического могущества
Руси, а затем говорил о «невеселой
године»
княжеских
крамол и распрей, приведших к усилению
«поганых».

Автор
«Слова о погибели Русской земли» как
бы развивает дальше мысль гениального
певца: от «великого
Ярослава»,
т.
е.

Ярослава Мудрого, «до
Володимера»
Мономаха
продолжались княжеские распри, «губившие»
Русскую
землю; Владимир Мономах добился
прекращения усобиц, сплотил все силы
Руси для борьбы со степными кочевниками
и нанес им сокрушительный удар. Поэтому
в «Слове о погибели» образ Мономаха
приобретает героическое и эпи­ческое
звучание.

После
Владимира и до «ныняшняго
Ярослава», «до брата его Юрья»
продолжается
период княжеских раздоров, что и привело
к «погибели
Русской земли»,
т.
е. захвату ее врагом.

Сопоставление
«Слова о погибели Русской земли» с
летописями показывает, что о «погибели»
земли русские люди стали говорить только
после захвата Батыем Киева, который в
глазах народа продолжал оставаться
центром Русской земли (об этом же
свидетельствуют были­ны).

В связи с
этим естественнее всего предположить,
что «Слово о погибели» было написано
южанином, переселившимся на север Руси,
не ранее 1240 г., после падения Киева.

Это
произведение можно отнести к жанру
историко-публицистических «слов» —
«речи»,
при­званной
вселить в сердца слушателей мужество,
бодрость, пробудить чувство гордости
за свою землю, подвергшуюся опустошительному
разгрому «языка
немилостивого», «лютого»,
вдохновить
на борьбу против поработителей, для
чего необходимо преодолеть «болезнь»
кня­жеские
усобицы.

«Слово
о погибели Русской земли» породило
обширную исследовательскую литературу,
в которой высказан ряд интересных,
подчас противоречивых мнений о времени
и месте создания этого произве­дения,
о его отношении к «Житию Александра
Невского».

Источник: https://studfile.net/preview/2063556/page:13/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector