Краткое содержание стругацкие обитаемый остров по частям за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Стругацкие Обитаемый остров по частям за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Стругацкие Обитаемый остров по частям за 2 минуты пересказ сюжета

После прочтения “Града обреченного” (читается именно через “е”, а не “ё”, так настаивает сам Борис Стругацкий), сложного, многогранного произведения, возникает один непростой вопрос: к какому жанру относится этот роман? Фантастикой “Град обреченный” можно назвать весьма условно: конечно, как говорят герои книги, “Эксперимент есть Эксперимент”, однако очень многие события и явления романа не поддаются никакому рациональному объяснению – на грани мистики или даже триллера: от нашествия павианов, описанного довольно-таки жутко, и заканчивая разгуливающими по руинам памятниками, перед которыми потом главный герой произносит задушевный монолог. В романе можно также найти примеси многих других направлений: тут тебе и детектив, и драма, и приключения, и всё-всё-всё. Затягивающая сила романа в результате исключительно велика, но главное, конечно, не в этом.Сюжет “Града обреченного”, вообще-то, достаточно характерен для фантастики середины ХХ века, но необычный способ подачи и изложения делают его чем-то совсем особенным. Андрей Воронин, типичный советский парень, переживший ужасы войны и свято верящий в непоколебимую правоту Партии, попадает в странный Город, населённый весьма разношерстым народом. Всё население Города тоже выдернуто из своих эпох и стран: тут и офицер вермахта, при каждом удобном случае начинающий славить фюрера, и робкий китаец, помятый жизнью, и проститутка из послевоенной европейской страны, и классический русский мужик, всегда готовый постоять за себя и за других против какой угодно чумы. Объединяет их разве что принадлежность к двадцатому столетию. Наставники Города – персоны почти мифические, сопровождающие каждого жителя Города (непонятно, люди ли это, а может, инопланетяне или ещё кто) – разъясняют новоприбывшим, что на самом деле никакой особой жути нет, они не в раю и не в аду, а просто попали в такой специальный Эксперимент.

А цели и задачи этого Эксперимента они никак не могут сообщить жителям, иначе вся затея потеряет смысл.

И весь этот котёл с пёстрым содержимым варится в собственном соку, удивительно напоминая по своей хаотичности и многоликости нашу собственную жизнь: у каждого свои цели и стремления, каждый верит в то, во что ему верить удобно, и каждый поступает так, как считает правильным.

Эксперимент идёт своим чередом, несмотря на то, что иногда – после совсем уж безумных и страшных вещей, происходящих в Городе – кажется, что давно уже нет никакой цели в существовании Града обреченного, и всё катится в тартарары…

Читая книгу, понимаешь, почему, будучи написанной ещё в 70-х годах прошлого столетия, она была издана только ближе к 90-м, на пороге развала советской системы. ТАКОЙ книги не могло быть в печати, пока жёсткая власть ещё сохраняла хоть какую-то стабильность.

Одна только сцена с игрой в шахматы с Великим Стратегом, где на доске вместо фигур стоят люди, помечает роман красным грифом. А как быть с прямо-таки идиллическим эпизодом, где парень из блокадного Ленинграда и офицер вермахта чуть ли не в обнимку напиваются водки?..

Право дело, удивительно, что Стругацкие вообще решились на такой шаг, как написание “Града обреченного”. Но оно, безусловно, того стоило. “Град” – пожалуй, самая непростая, заставляющая задуматься вещь у Стругацких из прочитанных мною.

Даже у блистательных Пикника на обочине и Трудно быть Богом в финале изыскивалась пусть мучительная и жестокая, но правда.

А в этой истории такой правды нет, да его и не могло быть – всякая непрерывность рано или поздно терпит разрыв, и искать какое-то оправдание этому бессмысленно. Проще прогуляться назад по анизотропному шоссе, там хотя бы скелет можно найти.

В общем, если вы ещё не читали одно из лучших произведений Стругацких – значит, вы ещё мало что знаете о фантастической литературе советского периода.Книги бывают интересные и не очень. Но книг, которые могут вызвать настоящее потрясение, способное вывести человека из эмоционального и духовного равновесия, мало. И обычно для читателя такая книга становится истинной находкой, вехой в жизни. Конечно, универсальных рецептов не бывает, и для каждого читателя найдётся своё значимое произведение. Однако есть такие творения, которые почти наверняка бьют в цель.

В этом списке достойное место, разумеется, занимает роман братьев Стругацких “Трудно быть Богом”, который не перестаёт изумлять вот уже которое поколение читателей.

А ведь казалось бы – книги Стругацких давно устарели; новизна темы “института экспериментальной истории” давно прошла; мрачное волшебство фэнтезийных эпох ныне безнадёжно испорчено миллионами бесталанных книг; золотая жила исчерпана, и сегодняшний искушённый читатель проглотит трагедию про Арканар среди плотного потока других книг, даже не заметив. Ан нет – история о том, как человек пытался прогуляться назад по анизотропному шоссе, всё ещё оказывает сильное воздействие на умы. И в этом, конечно, заслуга гуру отечественной фантастики Аркадия и Бориса Стругацких, сумевших воплотить на бумаге свои идеи, страхи и тревоги в столь ярком виде.

“Трудно быть Богом” не назовёшь произведением крупным и сколько-либо насыщенным действием, но каждая страница романа настолько сильна, что я, когда читал, буквально проваливался в мрачное средневековье Арканара.

И от главы к главе нарастал во мне неподдельный ужас при осознании безысходности положения, в котором оказался главный герой, в какой-то момент превратившись в ужас от безысходности многотысячелетней человеческой истории вообще.

А прочитав последнюю страницу, я ещё долго пребывал в прострации, пытаясь понять, как всё могло так обернуться, почему никто не смог ничем предотвратить подобный финал – пусть и жестокий, но, в сущности, неизбежный в своей логичности.

Прошло два-три дня, и я вновь взялся за роман, вновь начал переживать вместе с Руматой катастрофу арканарской истории…

Как ни стыдно признаться, интерес к роману братьев Стругацких “Обитаемый остров” у меня проснулся только после просмотра одноимённой экранизации Фёдора Бондарчука.

Экранизации, надо сказать, весьма качественной, интересной и неоднозначной в смысловом плане, как бы её ни ругали. Заинтересовавшись закрученным сюжетом после неоднократного просмотра первой части фильма, я прикупил книжку-оригинал и принялся внимательно её читать.

Сюжет романа, отнесённый к разряду классики мировой фантастической литературы, не нуждается в особых представлениях, однако я всё же перескажу.

Молодой человек Максим Каммерер с утопической планеты Земля из будущего, от нечего делать занимающийся так называемым свободным поиском в космосе (что означает нахождение и исследование новых планет Вселенной), в результате кораблекрушения попадает на “обитаемый остров” – неизвестную планету Саракш, населённую вполне себе человекоподобными существами. Планета, надо сказать, весьма примечательна, несмотря на то, что первоначально она кажется Максиму достаточно заурядной. Страна, куда волею судьбы попал землянин, находится под гнетом так называемых Неизвестных Отцов – группы анонимных правителей, которые держат народ под своей властью, используя для этого весьма нетривиальные и весьма бесчеловечные методы. Со временем Максим приспосабливается к окружающей действительности и понимает истинную подоплеку вещей – и уж тогда бунтарская природа юноши начинает требовать справедливости. Максим в итоге встаёт на путь радикальной революции, с тем чтобы свергнуть тиранию Неизвестных Отцов и вернуть стране радость свободы. Но на этом пути ему придётся столкнуться со многими трудностями – начиная от непонимания друзей и заканчивая разочарованием в смысле конечной цели и пониманием, что суть вещей гораздо глубже и сложнее, чем ему казалось…

Весь текст романа так и отдаёт лютым антитоталитаризмом и духом свободолюбивого иррационального бунтарства. Неудивительно, если учесть, что Стругацкие писали роман как раз после того, как советская цензура запретила печать их последнего романа “Сказка о Тройке”, сочтя его слишком антисоветским.

Как признаётся сам Борис Стругацкий, писатели приступили к роману будучи обозлёнными, бормоча под носом: “Ах так, хотели весёленькую историю про мальчика-е…чика, такую и получите”.

Но увы и ах – в процессе работы выяснилось, что история Максима и его приключений на планете Саракш не так проста, как казалось с первого взгляда.

В политическом устройстве чужой страны легко узнаётся осточертевшая номенклатурная олигархия, а в разделении мира между странами – пресловутый биполярный мир с вечно добрыми “нашими” и злобными “чужими”, которые хотят захватить и уничтожить единственный остов добра и света на планете.

Неудивительно, что роман о приключениях наивного мальчика из внешнего мира ждало много лишений и приключений по пути к изданию: так, главному герою Максиму Ростиславскому пришлось в результате цензурных мытарств переквалифицироваться в немецкого юношу Каммерера, сотруднику Комиссии Галактической Безопасности Павлу Григорьевичу – трансформироваться в Рудольфа Сикорского, а Неизвестные Отцы и вовсе стали слащавыми Огненосными Творцами. Хорошо ещё, что в начале 90-х годов прошлого века Борису Стругацкому удалось выпустить в печать оригинальную версию романа, показав народу, как всё должно было быть на самом деле.В любом случае, стоит признать: “Обитаемый остров” не просто рядовое сочинение на тему жестокого общества и несправедливо обиженных. “Остров” – своеобразный манифест вечно недовольных юных бунтарей, которые сами не знают, что творят, и за которыми будущее – что бы ни ворчали по этому поводу умудрённые опытом седовласые старцы. Роман, который ставит вопросов больше, чем отвечает на них, как и принято всякому уважающему себя “серьёзному” литературному произведению. Роман, который затронет тонкую звенящую струну в душе каждого мятежного юнца, в каком бы обществе тот ни жил, чего бы ни добивался…(нет оценок)

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-strygackie-obitaemyi-ostrov-po-chastiam-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Братья Стругацкие «Обитаемый остров»

Братья Стругацкие – необычный творческий тандем, который подарил миру не одно достойное произведение в жанре научной фантастики. Они создавали короткие рассказы, романы, киносценарии. Созданные писателями миры стали основой для компьютерных и ролевых игр.

Кто они такие, братья Стругацкие?

Немногие любители научно-фантастической прозы могут похвастаться тем, что знают имена знаменитых братьев. И уж точно не все фанаты знают о терниях их творческого пути. Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие не были похожи ни внешне, ни своим подходом к творчеству, ни жизнью, хоть они прожили ее практически бок о бок.

Старший брат родился в Батуми, а младший – в Ленинграде. Сейчас одна из площадей Санкт Петербурга носит имя знаменитых фантастов.

Аркадий начал писать, как и положено старшему брату, первым. Еще до войны он создавал короткие рассказы, которые исчезли в пылу блокады Ленинграда. Младший, Борис, взялся за перо только в 1950-х гг. Сначала молодые люди обменивались собственными творческими замыслами, но постепенно это переросло в настоящее сотрудничество.

Первый плод совместной писательской работы вышел в печать в 1958 г. Это был рассказ «Извне», вначале очень лаконичный. Постепенно он перерос в большую, красочную повесть. Читать книгу онлайн вы можете прямо на этом сайте.

Уже в 1960 году братья выпустили полноценный сборник произведений под названием «Шесть спичек». Он был посвящен Миру Полудня, фантастическому пространству, в котором бы сами авторы хотели жить. К слову, Мир Полудня является местом действия и наиболее известной повести авторов – «Обитаемый остров».

За долгую жизнь братья Стругацкие написали множество ярких произведений, которые пополнили мировую копилку научной фантастики. Вот некоторые из их знаменитых книг, которые можно читать онлайн:

  •  «Пикник на обочине»
  •  «Туча»
  •  «Гадкие лебеди»
  •  «Глубокий поиск»

Краткое содержание книги «Обитаемый остров»

Краткое содержание Стругацкие Обитаемый остров по частям за 2 минуты пересказ сюжетаПовесть «Обитаемый остров», как и многие другие произведения знаменитых писателей, является частью особой вселенной. Она входит в так называемую «Трилогию Каммерера», наравне с произведениями «Волны гасят ветер» и «Жук в муравейнике».

Эта книга стала одной из наиболее популярных в творческой биографии Стругацких, ее издавали в 13 странах мира уже более двух десятков раз.

Особенностью повести является то, что она одна из всей трилогии раскрывает сюжет от третьего лица. Название пародирует одну из наиболее известных в мире научной фантастики книг – «Таинственный остров» Жюля Верна. Одновременно авторы дают намек на то, что даже неизвестные и необитаемые планеты (как и острова) могут быть заселены и иметь собственную цивилизацию.

Главный герой книги – Максим Каммерер, исследователь космоса. Он терпит крушение на неизвестной планете с пригодной для дыхания атмосферой. Его летательный аппарат взрывается вскоре после крушения. Как оказывается потом, его подобрали местные жители. Планета населена. Этот этап жизни астронавта называется «Робинзон».

Попав на службу в гвардию, Каммерер, которого местные жители называют Мак Сим, знакомится с устройством этой Страны Отцов, которой правят «Неизвестные Отцы». Они якобы прекратили войну на планете. Им противостоят партизаны-маргиналы, которых называют выродками.

Мак Сим отказывается повиноваться местной власти и расстреливать выродков, он уходит к ним. Вместе с этими партизанами ему удается, благодаря удивительным способностям, взорвать одну из башен для противовоздушной обороны.

Читайте также:  Краткое содержание бунин подснежник за 2 минуты пересказ сюжета

Борьба землянина Максима Каммерера против зомбирующих башен и «Неизвестных Отцов» заканчивается, в целом, победой. Однако он отказывается возвращаться на свою планету, чтобы сохранить мир на этом новом для него месте.

Читайте самые лучшие книги жанра научной фантастики на нашем сайте в удобном онлайн-формате!

Источник: http://booksonline.com.ua/blog/bratya-strugatskie-obitaemyj-ostrov/

Аркадий Стругацкий — Обитаемый остров

Здесь можно скачать бесплатно «Аркадий Стругацкий — Обитаемый остров» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика, издательство Terra Fantastica, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание Стругацкие Обитаемый остров по частям за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Обитаемый остров» читать бесплатно онлайн.

Романы Аркадия и Бориса Стругацких, вошедшие в этот том, составляют легендарную трилогию о Максиме Каммерере, разведчике, профессоре и сотруднике КОМКОНа-2.

  • ШЕДЕВРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ
  • Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
  • Обитаемый остров

Максим приоткрыл люк, высунулся и опасливо поглядел на небо. Небо здесь было низкое и какое-то твердое, без этой легкомысленной прозрачности, намекающей на бездонность космоса и множественность обитаемых миров, — настоящая библейская твердь, гладкая и непроницаемая.

Твердь эта несомненно опиралась на могучие плечи местного Атланта и равномерно фосфоресцировала. Максим поискал в зените дыру, пробитую кораблем, но дыры там не было — там расплывались только две большие черные кляксы, словно капли туши в воде.

Максим распахнул люк настежь и соскочил в высокую сухую траву.

Воздух был горячий и густой, пахло пылью, старым железом, раздавленной зеленью, жизнью. Смертью тоже пахло, давней и непонятной. Трава была по пояс; неподалеку темнели заросли кустарника, торчали кое-как унылые кривоватые деревья.

Было почти светло, как в яркую лунную ночь на Земле, но не было лунных теней и не было лунной туманной голубизны. Все было серое, пыльное, плоское.

Корабль стоял на дне огромной котловины с пологими склонами; местность вокруг заметно поднималась к размытому, неясному горизонту, и это было странно, потому что где-то рядом текла река, большая и спокойная, текла на запад, вверх по склону котловины.

Максим обошел корабль, ведя ладонью по холодному, чуть влажному его боку. Он обнаружил следы ударов там, где и ожидал.

Глубокая неприятная вмятина под индикаторным кольцом — это когда корабль внезапно подбросило и завалило набок, так что киберпилот обиделся и Максиму пришлось спешно перехватить управление, и зазубрина возле правого зрачка — это десять секунд спустя, когда корабль положило на нос и он окривел.

Максим снова посмотрел в зенит. Черные кляксы были теперь еле видны. Метеоритная атака в стратосфере, вероятность — ноль целых ноль-ноль… Но ведь всякое возможное событие когда-нибудь да осуществляется…

Максим просунулся в кабину, переключил управление на авторемонт, задействовал экспресс-лабораторию и направился к реке. Приключение, конечно, но все равно рутина. Скука. У нас в ГСП даже приключения рутинные. Метеоритная атака, лучевая атака, авария при посадке. Авария при посадке, метеоритная атака, лучевая атака… Приключения тела.

Высокая ломкая трава шуршала и хрустела под ногами, колючие семена впивались в шорты. С зудящим звоном налетела туча какой-то мошкары, потолклась перед лицом и отстала. Взрослые, солидные люди в Группу Свободного Поиска не идут. У них свои, взрослые, солидные дела, и они знают, что все эти чужие планеты в сущности своей достаточно однообразны и утомительны.

Однообразно-утомительны.

Утомительно-однообразны… Конечно, если тебе двадцать лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что тебе хотелось бы уметь, если ты не научился еще ценить свое главное достояние — время, если у тебя нет и не предвидится каких-либо особенных талантов, если доминантой твоего существа в двадцать лет, как и десять лет назад, остается не голова, а руки и ноги, если ты настолько примитивен, что воображаешь, будто на неизвестных планетах можно отыскать некую драгоценность, невозможную на Земле, если, если, если… то тогда… конечно. Тогда бери каталог, раскрывай его на любой странице, ткни пальцем в любую строчку и лети себе. Открывай планету, называй ее собственным именем, определяй физические характеристики, сражайся с чудовищами, буде таковые найдутся, вступай в контакты, буде найдется с кем, робинзонь помаленьку, буде никого не обнаружишь… И не то чтобы все это напрасно. Тебя поблагодарят, тебе скажут, что ты внес посильный вклад, тебя вызовет для подробного разговора какой-нибудь видный специалист… Школьники, особенно отстающие и непременно младших классов, будут взирать на тебя с почтительностью, но учитель при встрече спросит только: «Ты все еще в ГСП?» — и переведет разговор на другую тему, и лицо у него будет виноватым и печальным, потому что ответственность за то, что ты все еще в ГСП, он берет на себя. А отец скажет: «Гм…» — и неуверенно предложит тебе место лаборанта; а мама скажет: «Максик, но ведь ты неплохо рисовал в детстве…»; а Петер скажет: «Сколько можно? Хватит срамиться…»; а Дженни скажет: «Познакомься, это мой муж». И все будут правы, все, кроме тебя. И ты вернешься в Управление ГСП и, стараясь не глядеть на двух таких же остолопов, роющихся в каталогах у соседнего стеллажа, возьмешь очередной том, откроешь наугад страницу и ткнешь пальцем…

Прежде чем спуститься по обрыву к реке, Максим оглянулся. Позади топорщилась, распрямляясь, примятая им трава, чернели на фоне неба корявые деревья, и светился маленький кружок раскрытого люка. Все было очень привычно. «Ну и ладно, — сказал он себе. — Ну и пусть… Хорошо бы найти цивилизацию, мощную, древнюю, мудрую.

И человеческую…» Он спустился к воде. Река действительно была большая, медленная, и простым глазом было видно, как она спускается с востока и поднимается на запад.

(Рефракция здесь, однако, чудовищная…) И видно было, что другой берег пологий и зарос густым тростником, а в километре вверх по течению торчат из воды какие-то столбы и кривые балки, перекошенные решетчатые фермы, мохнатые от вьющихся растений. «Цивилизация», — подумал Максим без особенного азарта.

Вокруг чувствовалось много железа, и еще что-то чувствовалось, неприятное, душное, и когда Максим зачерпнул горстью воду, он понял, что это радиация, довольно сильная и зловредная.

Река несла с востока радиоактивные вещества, и Максиму стало ясно, что проку от этой цивилизации будет немного, что это опять не то, что контакта лучше и не затевать, а надо проделать стандартные анализы, раза два незаметно облететь планету по экватору и убираться восвояси, а на Земле передать материалы серьезным, много повидавшим дядям из Совета галактической безопасности и поскорее забыть обо всем. Забыть обо всем…

Он брезгливо отряхнул пальцы и вытер их о песок, потом присел на корточки, задумался. Он попытался представить себе жителей этой планеты, вряд ли благополучной планеты.

Где-то за лесами был город, вряд ли благополучный город: грязные заводы, дряхлые реакторы, сбрасывающие в реку радиоактивные помои, некрасивые, дикие дома под железными крышами, много стен и мало окон, грязные промежутки между домами, заваленные отбросами и трупами домашних животных, большой ров вокруг города и подъемные мосты… Хотя нет, это было до реакторов. И люди.

Он попытался представить себе этих людей, но не смог. Он знал только, что на них очень много надето, они были прямо-таки запакованы в толстую грубую материю, и у них были высокие белые воротнички, натирающие подбородок. Потом он увидел следы на песке.

Это были следы босых ног. Кто-то спустился с обрыва и ушел в реку. Кто-то с большими широкими ступнями, тяжелый, косолапый, неуклюжий — несомненно, гуманоид, но на ногах у него было по шесть пальцев. Постанывая и кряхтя, сполз с обрыва, проковылял по песку, с плеском погрузился в радиоактивные воды и, фыркая и храпя, поплыл на другой берег, в тростники. Не снимая высокого белого воротничка…

Яркая голубая вспышка озарила все вокруг, словно ударила молния, и сейчас же над обрывом загрохотало, зашипело, затрещало огненным треском. Максим вскочил. По обрыву сыпалась сухая земля, что-то с опасным визгом пронеслось в небе и упало посередине реки, подняв фонтан брызг вперемешку с белым паром. Максим торопливо побежал вверх по обрыву.

Он уже знал, что случилось, только не понимал почему, и он не удивился, когда увидел на том месте, где только что стоял корабль, клубящийся столб раскаленного дыма, гигантским штопором уходящий в фосфоресцирующую небесную твердь.

Корабль лопнул, лиловым светом полыхала керамитовая скорлупа, весело горела сухая трава вокруг, пылал кустарник, и занимались дымными огоньками корявые деревья.

Яростный жар бил в лицо, и Максим заслонился ладонью и попятился вдоль обрыва — на шаг, потом еще на шаг, потом еще и еще… Он пятился, не отрывая слезящихся глаз от этого великолепной красоты жаркого факела, сыплющего багровыми и зелеными искрами, от этого внезапного вулкана, от бессмысленного буйства распоясавшейся энергии.

«Нет, отчего же… — потерянно думал он. — Явилась большая обезьяна, видит — меня нет, забралась внутрь, подняла палубу — сам я не знаю, как это делается, но она сообразила, сообразительная такая была обезьяна, шестипалая, — подняла, значит, палубу… Что там в кораблях под палубой?.. Словом, нашла она аккумуляторы, взяла большой камень — и трах!..

Очень большой камень, тонны в три весом, — и с размаху… Здоровенная такая обезьяна… Доконала она все-таки мой корабль своими булыжниками — два раза в стратосфере и вот здесь… Удивительная история… Такого, кажется, еще не бывало.

Что же мне, однако, теперь делать? Хватятся меня, конечно, скоро, но даже когда хватятся, то вряд ли подумают, что такое возможно: корабль погиб, а пилот цел… Что же теперь будет? Мама… Отец… Учитель…»

Источник: https://www.libfox.ru/581188-arkadiy-strugatskiy-obitaemyy-ostrov.html

Краткое содержание повести Стругацких «Обитаемый остров» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1969Краткое содержание повести

Читается за 11 минут, оригинал — 11 ч

Иллюстрация А. Березина

Далёкое будущее. Исследуя глубины космоса, молодой землянин терпит крушение на незнакомой планете и пытается спасти местных жителей от диктаторского правления.

Часть первая. Робинзон

Исследуя космос, землянин Максим Каммерер терпит крушение и совершает посадку на неизвестную планету. Максим остаётся невредим, но его корабль взрывается, и он оказывается в лесу. Атмосфера пригодна для дыхания, окружающая обстановка похожа на земную.

Через некоторое время Максим встречает нескольких аборигенов, которые приводят его в лагерь для заключённых и подвергают допросу. Не получив от него ответов и не поняв его языка, Максима в сопровождении гвардейца Гая Гаала направляют в некое учреждение.

Максим проводит там несколько дней, надеясь на полноценный контакт с обитателями планеты, но его не происходит. (Позже окажется, что это была телестудия, копирующая его необычные ментограммы (воспоминания), чтобы включить их в развлекательную телепередачу). Он уже подумывает о побеге, но однажды его забирает из центра неизвестный человек по имени Фанк и везёт в город.

По дороге Фанку становится плохо, его вытаскивают из машины, и Максим остаётся один. После прогулки по городу, он заходит в закусочную, где знакомится с молодой официанткой Радой Гаал. Он провожает её домой. По пути на них нападают вооружённые бандиты. Используя сверхъестественные для обычных людей физические способности землян будущего, Максим легко справляется с ними.

Рада приводит его домой. Там же живёт её брат — уже знакомый Максиму Гай Гаал — и дядя Каан.

В это время его разыскивает Фанк по поручению своего руководителя Странника, очень влиятельного человека.

Часть вторая. Легионер

Благодаря Гаю Гаалу Максим попадает в гвардию (Боевой Легион) на правах кандидата в действительные рядовые.

Жители этой планеты уверены, что живут на внутренней поверхности сферы, в единственном из существующих миров, а остальная Вселенная заполнена твёрдой массой.

Причина этого — в особенностях атмосферы, из-за которых поверхность планеты кажется вогнутой, а звёздного неба не видно. Попытки Максима изложить настоящее положение вещей могли привести к тому, что его объявили бы сумасшедшим.

Он говорит, что потерял память. Окружающие считают, что он дикарь или мутант из далёких краёв. Они называют его «Мак Сим».

На планете есть несколько стран: Хонти, Пандея, Островная империя, Страна Отцов, в которую попал Максим, и несколько других. Раньше стран было больше, и цивилизация была развитой, потом началась ядерная война, приведшая к опустошению и загрязнению огромных территорий, одичанию и деградации большого количества людей. Оставшиеся страны постоянно воюют друг с другом.

Когда экономика в паршивом состоянии, лучше всего затеять войну, чтобы сразу всем заткнуть глотки.

По официальной доктрине, большинству населения, поддерживающему правителей страны — мудрых и справедливых «Неизвестных Отцов», сумевших прекратить гражданскую войну, противостоят «выродки» — жестокие маргиналы, пытающиеся уничтожить башни ПБЗ (противобаллистической защиты), подкупленные соседними государствами Хонти и Пандеей. Выродков можно распознать по приступам головной боли.

Максима впечатляет искренний энтузиазм, с которым население поддерживает Неизвестных Отцов и гвардию, а Гай Гаал, его сестра и дядя вызывают симпатию.

Вероятно, мир этот был достаточно сложен и управлялся многими законами, но один — и главный — закон Максим уже открыл для себя: делай то же, что делают все, и так же, как делают все.

Читайте также:  Краткое содержание мещанин во дворянстве мольера за 2 минуты пересказ сюжета

Максим участвует в боевой операции по аресту выродков, затем присутствует на допросе и вынесении приговоров. Выродки оказываются обыкновенными убеждёнными, часто умными и смелыми людьми, суды над ними быстрыми, а приговоры — жестокими. Максим подозревает, что официальная версия может быть неправдой. Он пробует поделиться сомнениями с Гаем, но тот его не понимает.

Гвардейский ротмистр Чачу назначает Максиму «испытание кровью»: приказывает расстрелять приговорённых выродков. Но Максим отпускает их и отказывается подчиняться ротмистру. Чачу расстреливает Максима, но тот выживает благодаря феноменальной способности к регенерации.

В это время Неизвестные Отцы, обеспокоенные экономической ситуацией в стране и распространением своего влияния за границы, решают вопрос о войне с Хонти. За войну выступает Умник — Государственный прокурор.

Часть третья. Террорист

Максим находит подпольщиков, и они рассказывают ему, что у Хонти и Пандеи баллистических ракет нет, а на южной границе — только пустыня, населённая умирающими мутантами. Башни нужны для того, чтобы своим излучением вызывать головную боль у выродков и натравливать на них остальное население. Подпольщики пытаются уничтожить башни уже двадцать лет.

Максим считает эту деятельность бессмысленной, но соглашается участвовать в подрыве башни. Башню удаётся взорвать, но при этом четверо подпольщиков гибнут. Операция оказывается ловушкой сил безопасности. Максим убегает и возвращается в квартиру Гая и Рады Гаал, рассказывает им о том, что он узнал, но они не допускают мысли, что Неизвестные Отцы ошибаются или лгут.

Максима, Гая и Раду арестовывают.

Свобода, она как воздух или как здоровье, — пока она есть, ты её не замечаешь и не понимаешь, каково это — без неё или вне её.

Вместе с пойманными выродками их посылают расчищать южные границы от старой военной техники и мин, уничтожать мутантов и строить сеть ПБЗ всё дальше на юг.

Узнав об этом, Странник просит у Государственного прокурора передать Максима ему. Прокурор соглашается, но изучив дело Мака Сима и поразившись его физическими характеристиками, приказывает немедленно доставить сосланного к себе, а Страннику сообщить о смерти Максима.

Часть четвёртая. Каторжник

В лагере Максим попадает в отряд Зефа — выродка, бывшего когда-то известным психиатром Аллом Зефом. Случайно он обнаруживает Крепость (уже не работающий командный пункт управления военной техникой) и встречает голованов — существ с большими головами, похожих на собак.

После этого на отдыхе подпольщики Вепрь и Зеф рассказывают ему всю страшную правду о башнях. Излучение Башен постоянно оказывает гипнотическое воздействие на людей, заставляя их слепо верить правительственной пропаганде и выполнять приказы правителей. Дважды в день оно усиливается, вызывая у людей эйфорию и восторженное преклонение перед властями.

Малая часть населения, называемая выродками, не подвержена действию излучения, а при его усилении испытывает ужасные боли. Правящая элита состоит из выродков. Цель части руководителей подполья — уничтожение системы башен и избавления населения от оболванивания, другие руководители подполья хотят захватить контроль над башнями для своих целей.

Именно поэтому назначение башен скрывается не только властями, но и руководством подполья.

Максим решает бежать из лагеря. Территория не охраняется, но вокруг — радиация, поэтому заключённые бежать не могут. Максиму радиация не страшна, и он убегает на старом танке.

Совершив побег и подобрав по пути случайно встретившегося сосланного на границу Гая, Максим оказывается на юге в выжженной атомной войной пустыне, где живут люди-мутанты, страдающие от радиации и притесняемые гвардией и дикими людьми с юга.

Перед ним была планета-могильник, планета, на которой еле-еле теплилась разумная жизнь, и эта жизнь готова была окончательно погасить себя в любой момент.

После выхода из зоны действия башен, Максим рассказывает Гаю истинное положение вещей и убеждает его в своей правоте.

Максим приходит к мутантам и предлагает им выступить с оружием против Легиона на границе или привлечь для этой борьбы дикарей с юга. Но эта идея проваливается, так как мутанты слабы и предпочитают прожить лишние годы, вместо того чтобы попытаться радикально что-то изменить.

У Максима происходит спор с Колдуном (удивительно умным мутантом) о влиянии одного человека на массы людей и возможности общества достичь свободы.

Колдун говорит ему, что для успешной борьбы нужно уметь подавлять голос совести своим разумом и мыслить холодно, без лишней идеалистики.

Ваша совесть избалована … она принимается стенать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на неё и поставить её на место.

Максим решает заключить союз с Островной Империей — отдалённой страной с сильным флотом, чьи белые субмарины иногда нападают на Страну Отцов. Вождь мутантов Принц-герцог дарит Максиму один из последних самолётов планеты — огромный бомбовоз. Вместе с Гаем Максим летит к Островной империи.

Самолёт сбивает оставшаяся со времён войны автоматическая система противовоздушной обороны. Максиму удаётся посадить сбитый самолёт на воду и спасти себя и Гая.

У берега Максим и Гай находят заброшенную белую субмарину, а в ней — коллекцию отрезанных человеческих голов и альбомы с фотографиями массовых убийств жителей Страны Отцов и мутантов, отражающую идеологию Островной Империи. Становится ясно, что о союзе с Островной Империей не может быть и речи.

Узнав, что Страна Отцов начала войну с соседней страной Хонти (бывшей частью единой империи), Максим с Гаем возвращаются. Как и большинство заключённых, их отправляют на фронт расчищать минные поля перед войсками.

Там его находит Фанк, но Максим не соглашается покинуть друзей. Во время боя Гай погибает. Максиму удаётся выжить, и он попадает в Институт под руководством влиятельнейшего члена Правительства Странника.

Сам Странник находится в отъезде.

Часть пятая. Землянин

Война приводит к поражению Страны Отцов. Государственный прокурор, который был сторонником войны, понимает, что за это Отцы должны казнить его через несколько дней. Он находит Максима и сообщает координаты Центра, управляющего всей системой башен.

По его плану, Максим должен проникнуть в Центр и переключить систему излучения на депрессионное поле, от которого всё население страны станет временно бессильным, затем поставить в радиостудии плёнку с призывом поднять бунт против Неизвестных Отцов и переключить излучение с депрессионного на обычное, вследствие чего люди должны восстать и сбросить их власть, а Максима признать правителем. Прокурор предлагает быть при нём советником.

Политика есть искусство отмывать дочиста очень грязной водой.

Максим соглашается, но действует по-своему и полностью взрывает Центр, после чего вступает в схватку с неожиданно появившимся Странником, которого считает главным злодеем.

Выясняется, что Странник — землянин Рудольф Сикорски, работник Галактической безопасности, а Рада жива и находится в его резиденции. Странник обвиняет Максима в том, что тот своими действиями испортил тщательно подготовленный план спасения планеты Саракш, и указывает на его промахи.

Так, лучевое голодание иногда заканчивается шизофренией; для восстановления экономики и хозяйства требуется дезактивация практически всей почвы планеты; на государство надвигается голод и инфляция.

Кроме того, Островная Империя готовит крупное вторжение в Страну Отцов, остановить которое без «чёрного излучения» (излучение, вызывающее тяжёлую депрессию) представляется затруднительным.

Максим заявляет, что останется на планете, и его главная цель — не позволить кому-либо вновь построить зомбирующие башни. В остальном он готов подчиняться Рудольфу. Сикорски не возражает.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/49094-kratkoe-soderzhanie-povesti-strugackih-obitaemyj-ostrov.html

Фильм Обитаемый остров (2008) описание, содержание, трейлеры и многое другое о фильме

Фильм первый

год. Полдень человечества. Люди забыли о войнах, голоде и терроризме, возродилась природа, прорыв в медицине избавил людей от болезней, позволил использовать скрытые ресурсы человеческого тела, жители Земли осваивают новые планеты.

https://www.youtube.com/watch?v=etamlgd_-Zk

Двадцатилетний Максим Каммерер – пилот Группы свободного поиска. Его космический корабль терпит крушение, связь с Землей прервана.

На незнакомой планете в лесу Максима обнаруживает вооруженный абориген по имени Зеф, он сдает его властям.

Общественный строй страны, где оказался искатель приключений, можно назвать милитаристской диктатурой. Во главе государства стоят анонимные правители – Неизвестные Отцы.

После трех лет службы на южной границе капрал Гай Гаал получает новое назначение, кроме того ему поручено отконвоировать пойманного «дикаря», которого в сопроводительных бумагах записали Мак Сим, по указанному адресу.

По пути в столицу землянин видит странное сооружение, Гай объясняет ему, что это противобаллистическая башня, их воздвигают по всей стране для защиты граждан от нападения врагов. В этот момент происходит страшный взрыв, башня рушится.

Максим спасает жизнь капралу, освобождая его из-под завала. Тот в ярости от того, что некие «выродки» снова совершают диверсии.

Максима должны доставить к одному из Неизвестных отцов – Страннику. Однако его помощник Фанк внезапно начинает биться в конвульсиях. Максим оказывается на свободе, он бродит по городу, заходит в кафе.

Официантку, с которой он знакомится, зовут Рада Гаал, она сестра Гая. Он провожает девушку домой, на них нападает группа бандитов.

В схватке с ними Максим демонстрирует молниеносную реакцию и фантастическую силу.

Землянин поселяется у Гаалов, он узнает об убеждениях жителей Саракша и понимает, насколько их сознание отравлено пропагандой. Они искренне верят, что живут на внутренней поверхности полой планеты, в центре которой находится единственное светило, считают Неизвестных Отцов спасителями, ведь их страна окружена врагами.

На самом деле Неизвестные Отцы – кучка жестоких убийц и интриганов, на вершине власти идет постоянная борьба, а народу промывают мозги через местные СМИ.

По рекомендации Гая Максим вступает в Гвардию. Он участвует в облаве на «выродков», их можно узнать по регулярным припадкам. После ареста группы противников существующего режима им устраивают допрос с применением пыток.

Максим начинает догадываться, что «выродки» никакие не мутанты, и свою подрывную деятельность ведут не из-за денег. У этих людей свои идеалы и убеждения. Кандидату в рядовые Симу приказывают привести в исполнение смертный приговор мятежникам, но он отказывается их убивать.

Тогда ротмистр Гвардии Чачу расстреливает самого Мака, а капрала Гаала разжалует.

Но вопреки ожиданиям от ран землянин не умирает, его организм способен к очень быстрой регенерации. Ближе к ночи его, практически невредимого, обнаруживает группа «выродков».

Мятежники рассказывают ему о том, что башни являются источником мощного излучения, которое вызывает невыносимые боли и припадки у таких, как они. Большинство граждан не чувствуют болезненных ощущений, напротив – они испытывают прилив энтузиазма.

Максим вместе со своими новыми товарищами участвует в очередной операции по подрыву башни, но большая часть группы при этом погибает. Максим возвращается в квартиру Рады и Гая, его там арестовывают.

Неизвестные Отцы планирую начать войну с соседним государством. Странник по-прежнему надеется заполучить Максима, но Государственный Прокурор по прозвищу Умник узнает об отсутствии у него реакции на излучение и хочет использовать в своих интересах.

Максим приговорен к каторжным работам, его отправляют на южную границу. Он вновь встречается с Зефом и еще одним «выродком» из группы мятежников – Вепрем. На каторге они должны расчищать территорию леса от оставшейся там с войны автоматической техники противника.

Наконец Максим узнает главную тайну – с помощью башен Неизвестные Отцы держат под контролем сознание народа, они и сами являются «выродками», у них излучение тоже вызывает боли.

А силы сопротивления скрывают истинное назначение этих сооружений, они взрывают отдельные башни, но полностью уничтожать систему не хотят, так как надеются сами получить доступ к этому мощному инструменту власти. Максим разочарован в борьбе «выродков».

Он захватывает автоматический танк и через минное поле сбегает из колонии, теперь он держит путь на юг. На пограничной заставе он забирает разжалованного Гая и против его воли увозит с собой.

Фильм второй

Вначале идет краткое изложение сюжета первого фильма.

Забрав с собой Гая, Максим пытается убедить его в том, что его сознание затуманено излучением башен. Когда они оказываются вне зоны их действия, тот перестает чувствовать прилив энтузиазма. Друзья едут на юг, где находится разрушенный во время атомной войны и зараженный радиацией город.

Живущим в нем мутантам Максим предлагает поднять восстание, но те слишком слабы, чтобы воевать против армии Страны Отцов. Чужаку предлагают поговорить с колдуном. Этот ребенок-мутант с паранормальными способностями спрашивает Максима, имеет ли тот право нарушать сложившееся равновесие.

Решительно настроенный землянин готов действовать.

Максим намерен заключить союз с Островной Империей. Эта отдаленная страна иногда совершает нападения на Страну Отцов. Мутанты дарят Максиму бомбовоз, и они вместе с Гаем решают перелететь на нем через море. Во время полета бомбовоз попадает в зону излучения, в порыве фанатизма Гай мешает Максиму управлять летательным аппаратом.

Они врезаются в башню, затем срабатывает автоматическая система ПВО и сбивает бомбовоз, он падает в море.

Максим и Гай вплавь добираются до берега, там они обнаруживают белую субмарину Островной Империи, на заброшенном судне они находят материалы о массовых убийствах и понимают, что союз с врагами, имеющими такую идеологию, невозможен.

В столице Государственный Прокурор пытается склонить к сотрудничеству Раду, к которой успел привязаться Максим, девушка отказывается. Умник заключает ее в тюрьму. Но Странник тоже заинтересован в поимке опасного «дикаря», он организует Раде побег.

По радио Максим узнает, что Страна Отцов вступила в войну, амнистируют заключенных, формируют из них штрафные батальоны для отправки на фронт. Максим и Гай сдаются береговому патрулю, землянин рассчитывает попасть в ту же часть, в которой состоит Гаал. В тюрьме он встречает Зефа и Вепря, называет им номер части. Все четверо попадают в один экипаж танка.

Перед боем появляется Фанк, у него есть предписание забрать Мак Сима, но ротмистр Чачу не желает отдавать бойца. Возникает конфликт, ротмистр расстреливает Гая, тот из последних сил наносит Чачу смертельный удар, после чего умирает сам. Фанк называет Максиму имя Рады, и он соглашается ехать в Институт специальных исследований под руководством Странника.

Похоронив погибшего друга, Максим вместе с Зефом и Вепрем отправляется в столицу.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов брэдбери за 2 минуты

Война проиграна. Накануне наступления Генеральный Прокурор настаивал на начале боевых действий, а теперь понимает, что вскоре Отцы казнят его за роковую ошибку. Он находит Максима и сообщает ему местоположение центра управления излучателями.

По плану Умника нечувствительный к излучению Максим должен включить такое излучение, которое вызовет у людей сильную депрессию, после чего сможет свергнуть власть Неизвестных Отцов, а самого Умника назначить политическим советником нового правительства.

Но вместо этого Максим взрывает центр управления и освобождает Раду. Узнав об этом, Умник кончает жизнь самоубийством.

Странник преследует Максима. Во время финальной схватки выясняется, что он тоже землянин и прибыл на планету двадцать лет назад. Своими необдуманными действиями Максим сорвал тщательно подготовленный службой галактической безопасности план. Теперь Саракш спасти будет практически невозможно.

На планете настоящая экологическая катастрофа, разрушена экономика страны, растет инфляция, армия потерпела поражение, вражеская Островная Империя готовит крупное вторжение, надвигается голод. Все эти проблемы в сложившейся ситуации невозможно решить без использования излучения. Странник говорит Максиму, чтобы тот немедленно отправлялся домой.

Но землянин заявляет, что теперь его дом здесь, он не позволит снова строить на планете башни и одурманивать людей, даже из лучших побуждений.

Источник: https://www.ivi.ru/watch/58914

Стругацкий посмотрел «Обитаемый остров»

«Обитаемый остров» был задуман Аркадием и Борисом Стругацкими летом 1967 года, после отказа издательств печатать их «Сказку о Тройке».

Позднее Борис Стругацкий написал в «Комментариях к пройденному»: «Очень хорошо помню, как,…

«Обитаемый остров» был задуман Аркадием и Борисом Стругацкими летом 1967 года, после отказа издательств печатать их «Сказку о Тройке».

Позднее Борис Стругацкий написал в «Комментариях к пройденному»: «Очень хорошо помню, как, обескураженные и злые, мы говорили друг другу: «Ах, вы не хотите сатиры? Вам более не нужны Салтыковы-Щедрины? Современные проблемы вас не волнуют? Оч-чень хорошо! Вы получите бездумный, безмозглый, абсолютно беззубый, развлекательный, без единой идеи роман о приключениях мальчика-е…чика, комсомольца XXII века».

Повесть была закончена в мае 68-го, опубликована в начале 69-го в «Неве». Тогда главного героя звали Максим Ростиславский, Странника — Павел Григорьевич: «онемеченные» имена Максим Каммерер и Рудольф Сикорски появились в 1971 году.

Тогда для издания в «Детгизе» Стругацкие, по требованию цензоров, провели «титаническую чистку», уничтожая всякие параллели с действительностью. Из повести исчезли портянки и заключенные, контрразведка, табак и одеколон, либералы, коммунисты и социал-демократы.

Неизвестные Отцы — Папа, Свекор и Шурин, стали Огненосными Творцами — Канцлером, Графом и Бароном. Комиссия Галактической Безопасности стала Службой Галактической Безопасности еще в журнальном варианте. Всего в книгу внесли 896 исправлений.

Через два десятилетия «Обитаемый остров» был напечатан в авторской редакции — только герои так и остались с немецкими именами.

Несмотря на цензурные изъятия, читатели быстро обнаружили в повести «нежелательные ассоциации».

Тем не менее, поскольку она считалась «антифашистской» и даже «проникнутой революционной романтикой», она не принесла авторам неприятностей. Потом началась перестройка, и «Обитаемый остров» стал фантастикой.

А теперь, когда вымышленный мир «Острова» и действительность становятся пугающе схожими, появился фильм Федора Бондарчука. Фильм, бесспорно, удачный.

В моем представлении — я впервые прочитал «Остров» летом 69-го в журнальном варианте — мир Саракша должен был выглядеть несколько иначе.

Странник в повести — «лысый, как попка, верзила, с круглыми зелеными глазами и большими оттопыренными ушами, в вечной нелепой куртке до колен», а подпольщик Тик Феску по кличке Вепрь — «сухой, жилистый, искалеченный старик», роль которого явно не для Гоши Куценко, как и роль подпольщицы Птицы — Орди Тадер (в книге она «белая и почти прозрачная») — не для Анны Михалковой. «Рыжая морда» Зеф в книге носит примечательную бороду, а герой Сергея Гармаша — нет. Фанк у Стругацких — толстый, с квадратным шелушащимся лицом и красными отечными глазами. Банда Крысолова, с которой расправляется Максим, в книге состоит из «мокрых, жалких и сутулых» персонажей, а в фильме они напоминают ниндзя. И Гвардия как будто списана с американского «Звездного десанта».

Видимо, желая осовременить сюжет, Бондарчук включил в свой фильм кое-что, в повести отсутствующее. Так, Неизвестные Отцы у него «поставили на место сволочей, которые после распада империи нахватали жирные куски».

И соседи Саракша — Хонти и Пандея — это «наши бывшие провинции, у нас с ними одна история, и они этого нам никогда не смогут простить» (в книге хонтийцы — «злейшие внешние враги нашего государства, до войны они нам подчинялись, а теперь злобно мстят»).

И диктор телевидения сообщает, что войска «дали отпор агрессору в ответ на нападение на пограничников»…

Все это не меняет оценки фильма, который передает главное — образ тоталитарного мира, где власть держится на «промывке мозгов», преданности вождям и ненависти к «выродкам», невосприимчивым к излучению «башен», заставляющего «терять способность к критическому анализу действительности».

Где все поставлено на службу Государству, безраздельно властвующему над жизнью любого. Где крайняя нищета в «Районах, Еще Не Достигших Процветания», сочетается с фанатичной верой в необходимость отдать все силы на нужды обороны.

Где об отпавших провинциях говорят так: «Вернуть гадов в лоно, предварительно строго наказав».

Второго фильма я буду ждать с интересом, хотя у Стругацких «Обитаемый остров» оборвется на полуслове — когда Максим, уничтожив Центр, управляющий зомбирующим излучением, поймет, что самое трудное только начинается.

Борис Стругацкий: «Но ведь есть еще вторая часть…»

Насколько отличается фильм от книги?

— Немного мешает чрезмерная экзотичность одежды. На Саракше люди одевались так, как мы в конце сороковых. И вели себя, как мы (если не в приступах энтузиазма). И гвардейцы были похожи скорее на энкавэдэшников, а не на американскую десантуру. Но общее впечатление — без всяких диссонансов.

Что из фрагментов книги, не попавших в фильм, было принципиально важно показать?

— Я видел пока только первую часть. Серьезных замечаний не имею.

Насколько экранные герои соответствуют вашим представлениям о них?

— Безусловно, на месте Мак, Странник, Умник, Зеф. Могли быть поярче Гай, Рада, Чачу. Разочаровали Фанк, Вепрь, Орди… Общее впечатление, скорее, хорошее.

В книге Максим, только что появившийся на Саракше, сильно отличается от Максима в момент его бегства с каторги, которым заканчивается первый фильм. А экранный герой не меняется.

— Да, это слабое место фильма. Но ведь есть еще вторая часть — именно там происходит окончательное превращение обитателя Мира Полудня в человека Изуродованного Мира. Посмотрим…

Насколько будет понятен фильм тем, кто не читал книгу?

— Боюсь, многое будет понято неправильно, а кое-что останется непонятным. Представление о Мире Полудня пройдет мимо сознания большинства молодежи. Я уже получаю недоуменные письма: почему это Мак не знает, что за еду в кафе надо платить? Невозможно получать еду, если не трудишься.

В крайнем случае, надо предъявлять справку о том, что хорошо поработал и имеешь право поесть. Не уверен, что массовый зритель разберется в том, кто «выродки», а кто нет.

Почему Отцы так уважают Странника? Полагаю, многие зрители не поймут, что Странник готовит универсальное «обезболивающее» для начальства. И так далее.

Хонти и Пандея — бывшие колонии империи, к которым на Саракше тщательно культивируется ненависть. На фоне конфликтов с Грузией и Украиной звучит более чем современно.

— Это, безусловно, общее для всех империй явление. Не надо быть пророком, чтобы это предсказать.

Разве в Англии ненавидели Индию или Австралию, в Испании — Нидерланды и Кубу, а в Португалии — Бразилию или Анголу?

— А как относились к Турции отложившиеся народы? А Алжир и Вьетнам — к Франции? Тут все зависит от обстоятельств — какая была империя, как обращалась она с покоренными. Во всяком случае, неприязнь к бывшей метрополии — явление обычное.

А неприязнь к бывшим колониям?

— Ну, не забывайте про «башни»! И у них, и у нас. Без «башен» острота неприятия упала бы на много градусов.

И вообще, в основе неприязни лежит, с одной стороны, реликтовое желание восстановить утерянный статус-кво, а с другой — столь же острое опасение, что статус-кво начнут восстанавливать.

Если бы не эта дихотомия, отношения России с бывшими колониями приближались к идеальным. И у России вообще был бы совсем другой имидж в мире.

Организация «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» предъявила претензии: в фильме не отражены коммунистические взгляды Максима, который помогает «коммунистам-подпольщикам» на Саракше.

— Кувырки пропаганды. Сегодня идеологам важно, чтобы в фильме чаще звучали слова «коммунизм», «революционер-подпольщик», «марксизм», «социал-демократия», а сорок лет назад требовалось, чтобы таких слов было меньше (в идеале, чтоб совсем не было), чтобы читатель не имел возможности установить сходство между Саракшем и матушкой-Землей.

Сегодня в России множество людей, у которых, как на Саракше, подавлена способность к критическому восприятию действительности. Может быть, «башни» уже стоят, но мы об этом не знаем?

— Они, безусловно, стоят, и мы о них прекрасно знаем. Только необходимости в пси-генераторах и всякой «волновой» фантастике нет. Вполне хватает дружной и непротиворечивой работы СМИ.

Вас не удивила экранизация одной из самых антитоталитарных книг Стругацких, да еще и обласканным властью режиссером?

— Ничего удивительного в этой затее я не вижу. Роман, на мой взгляд, так и просился на экран, и это была не то третья, не то четвертая попытка экранизации. Получилась лучшая из всех экранизаций. Честь и хвала Федору Бондарчуку и его «банде» за честную, бесстрашную и невероятно трудную работу.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2009/01/22/44175-strugatskiy-posmotrel-obitaemyy-ostrov

В каком порядке читать книги стругацких

Если бегло, романы не нуждаются друг в друге — можно взять любой и с удовольствием его прочесть. Но если у вас в планах продолжительные отношения с книгами Стругацких, советую читать по порядку. Тогда вы получите вот что:

1. Госпожу книжную эстетику.2. Собранный пазл из всех книг «Мира полудня».

После «важного момента» на своём примере покажу, как лишилась вышенаписанного.

Важный момент. Большинство книг братьев Стругацких входят в «Мир Полудня», с ним вы ознакомитесь ниже. Все другие повести, романы («Понедельник начинается в субботу», «За миллиард лет до конца света» и другие) — сильные и независимые, порядка нет.

Итак, «Мир Полудня» я случайно начала с последней книги — «Волны гасят ветер». Я получила ответы на ряд вопросов (которые не задавала) и наблюдала за старичками, чьи молодые годы мне ни о чём не говорили.

Согласитесь, читать не по порядку не совсем полезно для читателя. Ты пропускаешь развитие персонажа, со стеклянными глазами смотришь, кем он стал. А ещё ты не будешь бояться за него в «ранних» книгах (если решишь их прочесть) — вот же он, в финале, старенький и здоровенький.

Плюс ко всему, в поздних повестях могут показывать или упоминать героев из ранних книг, но ты не обращаешь на это внимания, потому что ещё не знаком с ними… Хотя эту проблему я вроде как решила. На Википедии есть статья «Второстепенные персонажи Мира Полудня».

Встречаете на страницах цикла незнакомое имя — айда проверять.

Я планирую прочитать всё, что есть из Стругацких в свободном доступе, поэтому пришлось вернуться в начало цикла. Первая ступенька «Мира Полудня» — повесть «Полдень, 22 век». Да здравствует не развитие истории, а её «схлопывание»!

Но есть и плюсы в угоду рандомному чтению: сразу видишь нити, которые вплетены в историю Мира глобально. Читая ранние книги после поздних, ты знаешь, что где искать и на что обращать внимание.

Так что там с хронологией-то?

Если вы только собираетесь погружаться в «Мир Полудня», вот как выглядит иерархия.

Сначала идут повести Предполуденного мира:

«Страна багровых туч» (1959)«Путь на Амальтею» (1960)«Стажёры» (1962)«Хищные вещи века» (1965)

«СБТ» — наверное, самое простое, что есть у Стругацких. Все мысли на поверхности, сюжет простой, приключенческий. Видно, что это первая серьёзная работа АБС. В хорошем смысле! Время действия в повести: 90-е. «Стажёры»: нулевые. «ХВВ»: Жилин в «Стажёрах» был юнцом, а теперь взрослый и уставший.

А вот как строится Мир Полудня:

«Полдень, XXII век» (1962)«Попытка к бегству» (1962)«Далёкая Радуга» (1963)«Трудно быть богом» (1964)«Беспокойство» (1965) — изначальный вариант повести «Улитка на склоне» (1965)«Обитаемый остров» (1969)«Малыш» (1971) «Парень из преисподней» (1974)«Жук в муравейнике» (1979—1980)

«Волны гасят ветер» (1985—1986)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b03316748c85e2970fdf553/5c5d4661af022e00ac884619

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector