Краткое содержание толстой люцерн за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Толстой Люцерн за 2 минуты пересказ сюжетаРассказ «Метель» принято считать первым произведением Льва Толстого на «мирную» тематику. Сюжет рассказа появился во время переезда писателя с Кавказа в Ясную Поляну.

Повествование ведётся от лица автора, отправившегося в опасное, но необходимое путешествие на санях в сильную метель.

Рассказчик неоднократно просит извозчика повернуть обратно, так как боится, что непогода может усилиться, и сани занесёт снегом. Однако извозчик не торопится возвращаться и продолжает движение.

Затем происходит встреча с обозом саней, одними из которых управляет извозчик Игнат (Игнашка). Путешествие продолжается.

Вскоре извозчик, управляющий санями, в которых едет рассказчик, предлагает Игнату забрать у него пассажиров. После долгих уговоров Игнат соглашается. Новому извозчику без особых затруднений удалось доехать до места назначения.

Характеристика персонажей

Извозчик Игнашка

По описанию рассказчика, Игнатий был небольшого роста, но при этом отличался хорошим телосложением. Лицо извозчика не было «благородным», как ожидал повествователь. Вместо смуглого цвета кожи, запавших щёк и прямого носа автор видит довольно приятную «курносую рожу» с голубыми глазами и огромным ртом. Во всех движениях Игнашки автор отмечает энергию.

Извозчик Игнатий воплощает собой простого русского мужика, наделённого многими качествами человека, принадлежащего к его сословию. Извозчик неравнодушен к алкоголю, что не порицается рассказчиком. В метель и стужу водка становится единственным способом согреться.

Как и всякий простой русский человек, Игнашка отличается неунывающим характером. Он привычен к трудностям своего ремесла и ничего не боится. Игнатия поддерживает не только алкоголь, но и его позитивный душевный настрой.

Чтобы снять напряжение, извозчик громко поёт, заряжая своим позитивом окружающих.

Образ рассказчика

Краткое содержание Толстой Люцерн за 2 минуты пересказ сюжетаО жизни и происхождении рассказчика можно, в основном, узнать из его снов. Известно, что этот человек – выходец из состоятельной семьи. Он вырос или провёл какую-то часть своего детства в имении. В снах рассказчика фигурируют крепостные и некоторые эпизоды из их жизни. В частности, упоминается несчастный случай, во время которого утонул один из мужиков. У барина была тётка, занимавшаяся его воспитанием.

О настоящем рассказчика известно немного. Его характер проявляет себя в том, как барин относится к простым людям. В рассказчике нет высокомерия по отношению к простолюдинам, свойственного людям его класса. Он наблюдает за Игнашкой и не чувствует неприязни. Бравый извозчик вызывает неоспоримое восхищение богатого барина.

Главная героиня

В рассказе присутствует и ещё один персонаж, который бесспорно может быть назван главным героем, а точнее, героиней. Это метель. Главная героиня не абстрактна. Она предстаёт перед другими персонажами в образе бескрайней белой равнины. Извозчики даже могут слышать её зловещий голос – завывание ветра.

Беспощадная природа Метель, словно единоличная владычица, никого не пускает в свои владения. Но вот появились люди, самонадеянно решившие бороться с жестокой царицей, войти в белоснежное царство без её разрешения. Метель не намерена прощать подобной дерзости. Она вступает в яростную схватку, заставляя бояться себя.

Но способна главная героиня и на уважение. Не один извозчик погиб от рук суровой королевы. Оказавшись на заснеженной равнине, люди поддаются панике и признают могущество метели, подписав себе тем самым смертный приговор.

Извозчики, подобные Игнашке, не боятся жестокой хозяйки. Вместо этого они становятся хозяевами сами.

Метель уважает смелых, выносливых и неунывающих, приклоняясь перед ними и предоставляя им возможность путешествовать по своим владениям.

Главная идея

Человек давно отделился от природы. Он вступил в конфликт с той силой, частью которой когда-то являлся. Обратного пути у человека больше нет.

Стремление победить природу, перестроить её под свои нужды часто заканчивается трагедиями и катастрофами. Природе безразлично социальное положение человека, его материальная обеспеченность. Покорить её можно только духовной силой.

Игнашка, не имея богатырской внешности, отважно бросается в бой с разъярённой стихией. Он показывает ей своё презрение, напевая песни и даже не пытаясь спрятать от пронизывающего ветра оголённую шею.

Природа вынуждена отступить перед отважным человеком и позволить ему достигнуть своей цели.

Анализ произведения

Краткое содержание Толстой Люцерн за 2 минуты пересказ сюжетаМногим поклонникам классики хорошо знакома «Метель» Толстого, краткое содержание которой вряд ли сможет заменить полное прочтение. Только после того, как читатель ознакомиться с текстом полностью, ему становится понятно, что этот рассказ не только о метели.

На протяжении всего повествования рассказчик, словно невзначай, обращает внимание читателя на бесконечные пространства, открывающиеся его взору. В этих случайных заметках слышится гордость автора за свою родину, огромную и необъятную страну.

Можно увидеть и символичность в образе саней, мчащихся сквозь пургу и вьюгу. Сами сани – это символ современной автору России, а находящиеся в них люди – жители этой страны. На местах пассажиров сидят господа. Но править санями приходится простому Игнашке.

Господа уверены, что в такую метель невозможно доехать до места назначения. Барин настроен слишком пессимистично. Он полностью положился на волю случая и старания извозчика.

Барин не желает лицезреть неприятную ему действительность, постоянно засыпая и каждый раз принимая свой сон за настигшую его смерть.

Простолюдин, не чувствуя никакой поддержки со стороны господ, вынужден решать не только свои проблемы, но проблемы всей страны самостоятельно. Но простой человек не имел заграничных учителей и гувернанток. Его скудных знаний недостаточно, чтобы управлять страной.

На помощь простолюдину приходит оптимизм, тот самый, благодаря которому простой русский человек смог победить немалое количество неприятелей. Игнашка не видит нужных ориентиров, но он знает, что обязательно доедет, хотя и не может объяснить, почему он в этом так уверен.

Краткое содержание Толстой Люцерн за 2 минуты пересказ сюжетаТакже вы можете прочитать краткое содержание и историю написания “Севастопольских рассказов” Льва Толстого, которые можно назвать исторической справкой или хроникой.

В своем романе “Анна Каренина” Лев Толстой проявил себя как новатор, так как на передний план в сюжете он ставит этику и психологию семейной жизни.

Метель – тоже символ. Это те враждебные силы, во власти которых так часто оказывается Россия. 1850-е годы были особенно тяжкими для Российской империи. Страна ещё не успела до конца восстановиться после разрушительной войны 1812 года, а на пороге уже стояло новое кровопролитие – война с Турцией.

Льву Николаевичу Толстому всегда были враждебны любые вооружённые конфликты, требующие человеческих жертв. Писатель никогда не понимал назначения войн. Он был крайне возмущён тем, что люди не могут научиться мирно жить на одной планете.

Однако обстоятельства и долг перед отечеством вынудили Толстого участвовать в войне с турками.

Рассказ «Метель» – свидетельство огромного, непоколебимого оптимизма автора.

Несмотря на то, что в 1855 году война с Турцией закончилась поражением для России, Толстой продолжает верить в непобедимость своей родины.

Ведь пока в Российской империи живут неунывающие Игнашки, способные в любую метель доставить сонного барина туда, куда ему нужно, Россия будет жить и бороться со своими внутренними и внешними врагами.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/metel.html

Люцерн

  • 8 июля.
  • Вчера вечером я приехал в Люцерн и остановился в лучшей здешней гостиннице, Швейцергофе.
  • «Люцерн, старинный кантональный город, лежащий на берегу озера четырех кантонов, – говорит Murray, – одно из самых романтических местоположений Швейцарии; в нем скрещиваются три главные дороги; и только на час езды на пароходе находится гора Риги, с которой открывается один из самых великолепных видов в мире».
  • Справедливо или нет, другие гиды говорят то же, и потому путешественников всех наций, и в особенности англичан, в Люцерне – бездна.

Великолепный, пятиэтажный дом Швейцергофа построен недавно на набережной, над самым озером, на том самом месте, где в старину был деревянный, крытый, извилистый мост, с часовнями на углах и образами на стропилах.

Теперь, благодаря огромному наезду англичан, их потребностям, их вкусу и их деньгам, старый мост сломали и на его месте сделали цокольную, прямую, как палка, набережную; на набережной построили прямые четвероугольные пятиэтажные дома; а перед домами в два ряда посадили липки, поставили подпорки, а между липками, как водится, зеленые лавочки.

Это – гулянье; и тут взад и вперед ходят англичанки в швейцарских соломенных шляпах и англичане в прочных и удобных одеждах и радуются своему произведению. Может быть, что эти набережные и дома, и липки, и англичане – очень хороши где-нибудь, но только не здесь, среди этой странно величавой и вместе с тем невыразимо гармонической и мягкой природы.

Когда я вошел наверх в свою комнату и отворил окно на озеро, красота этой воды, этих гор и этого неба в первое мгновение буквально ослепила и потрясла меня.

Я почувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего-то, вдруг переполнившего мою душу.

Мне захотелось в эту минуту обнять кого-нибудь, крепко обнять, защекотать, ущипнуть его, вообще сделать с ним и с собой что-нибудь необыкновенное.

Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось.

Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друге долинах, горах, облаках и льдинах.

На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростником, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами; и всё залитое нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещенное прорвавшимися с разорванного неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. И тут, среди неопределенной, запутанной свободной красоты, перед самым моим окном, глупо, фокусно торчала белая палка набережной, липки с подпорками и зеленые лавочки, – бедные, пошлые людские произведения, не утонувшие так, как дальние дачи и развалины, в общей гармонии красоты, а, напротив, грубо противоречащие ей. Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее было не видно. Я выучился смотреть так и до обеда один сам с собою наслаждался тем неполным, но тем слаще томительным чувством, которое испытываешь при одиноком созерцании красоты природы.

В половине восьмого меня позвали обедать. В большой великолепно убранной комнате, в нижнем этаже, были накрыты два длинные стола, по крайней мере, человек на сто.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев клара милич за 2 минуты пересказ сюжета

Минуты три продолжалось молчаливое движение сбора гостей: шуршанье женских платьев, легкие шаги, тихие переговоры с учтивейшими и изящнейшими кельнерами; и все приборы были заняты мужчинами и дамами, весьма красиво, даже богато и вообще необыкновенно чистоплотно одетыми.

Как вообще в Швейцарии, большая часть гостей – англичане, и потому главные черты общего стола – строгое, законом признанное приличие, несообщительность, основанные не на гордости, но на отсутствии потребности сближения, и одинокое довольство в удобном и приятном удовлетворении своих потребностей.

Со всех сторон блестят белейшие кружева, белейшие воротнички, белейшие настоящие и вставные зубы, белейшие лица и руки.

Но лица, из которых многие очень красивы, выражают только сознание собственного благосостояния и совершенное отсутствие внимания ко всему окружающему, чт? не прямо относится к собственной особе, и белейшие руки с перстнями и в митенях движутся только для поправления воротничков, разрезывания говядины и наливания вина в стаканы: никакое душевное волнение не отражается в их движениях. Семейства изредка тихим голосом перекидываются словами о приятном вкусе такого-то кушанья или вина и красивом виде с горы Риги. Одинокие путешественники и путешественницы одиноко, молча, сидят рядом, даже не глядя друг на друга. Если изредка из этих ста человек два разговаривают между собою, то наверно о погоде и восхождении на гору Риги. Ножи и вилки чуть слышно двигаются по тарелкам, кушаньев берется понемногу, горошек и овощи едятся непременно вилкой; кельнеры, невольно подчиняясь общей молчаливости, шопотом спрашивают о том, какого вина прикажете? На таких обедах мне всегда становится тяжело, неприятно и под конец грустно. Мне всё кажется, что я виноват в чем-нибудь, что я наказан, как в детстве, когда за шалость меня сажали на стул и иронически говорили: «отдохни, мой любезный!» в то время как в жилах бьется молодая кровь и в другой комнате слышны веселые крики братьев. Я прежде старался взбунтоваться против этого чувства задавленности, которое испытывал на таких обедах, но тщетно; все эти мертвые лица имеют на меня неотразимое влияние, и я становлюсь таким же мертвым. Я ничего не хочу, не думаю, даже не наблюдаю. Сначала я пробовал заговаривать с соседями; но, кроме фраз, которые очевидно повторялись в стотысячный раз на том же месте и в стотысячный раз тем же лицом, я не получал других ответов. И ведь все эти люди не глупые же и не бесчувственные, а наверное у многих из этих замерзших людей происходит такая же внутренняя жизнь, как и во мне, у многих и гораздо сложнее и интереснее. Так зачем же они лишают себя одного из лучших удовольствий жизни, наслаждения друг другом, наслаждения человеком?

То ли дело бывало в нашем парижском пансионе, где мы, двадцать человек самых разнообразных наций, профессий и характеров, под влиянием французской общительности, сходились к общему столу, как на забаву.

Там сейчас же, с одного конца стола на другой, разговор, пересыпанный шуточками и каламбурами, хотя часто и на ломаном языке, становился общим. Там всякий, не заботясь о том, как выйдет, болтал, что приходило в голову; там у нас были свой философ, свой спорщик, свой bel esprit,1 свой пластрон, всё было общее.

Там, тотчас после обеда, мы отодвигали стол и в такт ли, не в такт ли принимались по пыльному ковру танцовать la polka2 до самого вечера. Там мы были хоть и кокетливые, не очень умные и почтенные люди, но мы были люди.

И испанская графиня с романическими приключениями, и итальянский аббат, декламировавший Божественную Комедию после обеда, и американский доктор, имевший вход в Тюльери, и юный драматург с длинными волосами, и пьянистка, сочинившая, по собственным словам, лучшую польку в мире, и несчастная красавица-вдова с тремя перстнями на каждом пальце, – мы все по-человечески, хотя поверхностно, но приязненно относились друг к другу и унесли друг от друга кто легкие, а кто искренние сердечные воспоминания. За английскими же table d’h?t’aми3 я часто думаю, глядя на все эти кружева, ленты, перстни, помаженные волосы и шелковые платья, сколько бы живых женщин были счастливы и сделали бы других счастливыми этими нарядами. Странно подумать, сколько тут друзей и любовников, самых счастливых друзей и любовников, сидят рядом, может быть, не зная этого. И Бог знает, отчего, никогда не узнают этого и никогда не дадут друг другу того счастья, которое так легко могут дать и которого им так хочется.

Мне сделалось грустно, как всегда после таких обедов, и, не доев десерта, в самом невеселом расположении духа я пошел шляться по городу.

Узенькие, грязные улицы без освещения, запираемые лавки, встречи с пьяными работниками и женщинами, идущими за водой, или в шляпках, по стенам, оглядываясь, шмыгающими по переулкам, не только не разогнали, но еще усилили мое грустное расположение духа.

В улицах ужъ было совсем темно, когда я, не оглядываясь кругом себя, без всякой мысли в голове, пошел к дому, надеясь сном избавиться от мрачного настроения духа. Мне становилось ужасно душевно холодно, одиноко и тяжко, как это случается иногда без видимой причины при переездах на новое место.

Я, глядя только себе под ноги, шел по набережной к Швейцергофу, как вдруг меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки. Эти звуки мгновенно живительно подействовали на меня. Как будто яркий веселый свет проник в мою душу. Мне стало хорошо, весело.

Заснувшее внимание мое снова устремилось на все окружающие предметы. И красота ночи и озера, к которым я прежде был равнодушен, вдруг, как новость, отрадно поразили меня.

Я невольно в одно мгновение успел заметить и пасмурное, серыми кусками на темной синеве, небо, освещенное поднимающимся месяцем, и темно-зеленое гладкое озеро с отражающимися в нем огоньками, и вдали мглистые горы, и крики лягушек из Фрёшенбурга, и росистый свежий свист перепелов с того берега.

Прямо же передо мной, с того места, с которого слышались звуки и на которое преимущественно было устремлено мое внимание, я увидал в полумраке на средине улицы полукругом стеснившуюся толпу народа, а перед толпой, в некотором расстоянии, крошечного человека в черной одежде.

Сзади толпы и человечка, на темном сером и синем разорванном небе, стройно отделялось несколько черных раин сада и величаво возвышались по обеим сторонам старинного собора два строгие шпица башен.

Источник: http://tolstoy.indbooks.ru/lyucern/

Толстой за 30 минут

Николенька Иртеньев, мальчик 10 лет, просыпается утром в семь часов. Закончив все утренние ритуалы, Николенька вместе с братом Володей и учителем Карлом Иванычем идут поздороваться с родителями. Маменька разливает чай в гостиной, а папенька в кабинете с приказчиком, отдает распоряжения по хозяйству.

С любовью Николенька наблюдает за родителями, он размышляет о том, как улыбка преображает лицо, придает ему прелести. Любуясь, он смотрит на лица родителей. Лицо маменьки прекрасно как у ангела. Строгий и серьезный отец, его лицо – загадка, но, все же, не может не нравиться.

Мальчики узнают о решении отца: завтра они вместе с отцом уезжают в Москву. Весь день перед отъездом наполнен тягостным и грустным предчувствием грядущей разлуки с родными и близкими.

Все события: учеба в классах под руководством опечаленного Карла Иваныча, охота с отцом, игры, возникшая тень любви к Катеньке, все несет на себе отпечаток грусти. Приходят воспоминания о беззаботной жизни в деревне, дворовых людей, верой и правдой служивших их семье.

Приходят на ум и другие детали деревенской жизни, которые детское сознание вместить не может.

На следующий день для отъезда были подготовлены бричка и коляска. Суета, царящая в доме, никак не соотносится со значимостью момента расставания. И вот в гостиной за круглым столом собралась вся семья.

Николенька, погруженный в свое горе, заливаясь слезами, обнимает мать. Весь в слезах, он машет платком матушке. И уже дальше, на большой дороге, Николенька вдруг ощущает радость и умиление от своих слез.

Его мысли наполнены воспоминаниями о маменьке и его бесконечной любви к ней.

Прошел месяц с тех пор, как мальчики с отцом переехали в бабушкин дом в Москве. Карла Иваныча тоже взяли в Москву, несмотря на то, что у детей другие учителя. Николенька написал свои первые стихи по случаю бабушкиных именин. Он неимоверно взволнован, когда его стихи прочли прилюдно.

У него появились новые знакомства: князь Иван Иваныч, княгиня Корнакова, родственники Ивины. Общение с новыми знакомыми дает толчок к развитию у Николеньки его природной наблюдательности и противоречивости чувств. Это и есть главные особенности его личности.

Его внешность вселяет в него сомнения, что кто-то может его полюбить. Он разглядывает себя в зеркале и предается этим сомнениям. В его переживаниях, которыми он делится с братом Володей перед сном, появляется любовь. Любовь к Сонечке Валахиной.

Мысли о ней не оставляют его и душевная страстность доводит его до слез.

Прошло полгода, из деревни приходит письмо с известием о тяжелой болезни маменьки. Ее дни уже сочтены. В письме она просит привезти детей. Отец с детьми срочно выезжают в деревню.

Читайте также:  Краткое содержание сказки андерсена снеговик за 2 минуты пересказ сюжета

Приехав, они узнают, что маменька уже несколько дней не встает с постели. Она смотрит на детей невидящими глазами и не в силах даже попрощаться с ними.

В тот же день в страшных муках она умирает, успев лишь вознести молитву за детей Божией Матери.

На следующий день, увидев лежащую в гробу мать, Николенька не может смириться с тем, что не может узнать в этом лице своей любимой маменьки. В это время к умершей подносят крестьянскую девочку, она кричит. Потрясенный горем утраты и отчаянием перед лицом смерти, Николенька тоже кричит и выбегает из комнаты.

Смерть матери для Николеньки стала окончанием счастливой поры детства. После похорон, спустя три дня, весь дом переезжает в Москву. Позже, бывая в деревне, он всегда приходит на могилу матери. Посещает и по соседству могилу Натальи Савишны, до конца своих дней преданную их семье.

Отрочество

После переезда в Москву Николенька чувствует, что с ним происходят перемены. Начинает проявляться созревание души, появляется способность сострадать чужому горю, понимать поступки других людей. Он может сострадать бабушке, потерявшей любимую дочь, и может искренне, с радостью простить нелепую ссору старшему брату.

Горничная Маша, девушка двадцати пяти лет, вызывает в нем стыдливое волнение, и это еще одна перемена для Николеньки. Считая себя некрасивым, Николенька завидует красоте старшего брата. Николенька пытается внушить себе, что внешняя красота не может дать счастья в жизни.

Он старается утешить себя мыслями о том, что его предназначение – это гордое одиночество.

Бабушке становится известно, что дети играют с порохом. Несмотря на то, что это оказалась всего лишь свинцовая дробь, бабушка обвиняет Карла Иваныча в пренебрежении своими обязанностями. Вместо Карла Иваныча в доме появляется новый гувернер. Разлука с Карлом Иванычем стала для Николеньки тяжелым испытанием.

В доме появился французский гувернер. Их отношения с Николенькой нельзя назвать безоблачными по причине необъяснимого дерзкого поведения воспитанника. Николеньке кажется, что все на свете настроены против него.

Последней каплей становится случай с ключиком, который сломал Николенька, решив по непонятным причинам открыть портфель отца. Решив, что все это следствие всеобщего заговора против него, Николенька бьет гувернера.

Решившему посочувствовать ему старшему брату дерзко и грубо отвечает. В конце концов Николенька заперт в чулане с угрозой наказания розгами. Унижение от наказания приводит его в полное отчаяние. Он кается перед отцом и с ним случается нервный припадок.

Весь дом встревожен, опасаясь за здоровье Николеньки. Но он, к счастью, проспав двенадцать часов, здоров и втайне рад такому вниманию со стороны домочадцев.

Это событие еще больше обостряет одиночество Николеньки. Наблюдения и размышления в одиночестве – теперь его единственное удовольствие. Наблюдая за отношениями портного Василия и горничной Маши, Николенька делает вывод, что любовь не может быть такой грубой. Он думает о многом и о разном, это приводит к путанице в мыслях и выводах.

Володя поступает в университет, он уже взрослый и Николенька ему завидует. Отец видит, что дети выросли, он старается отдать им больше нежности. Это не укрывается от глаз Николеньки. Он опечален смертью бабушки, ему невыносимослышать разговоры о дележе ее наследства.

Через несколько месяцев Николенька должен поступать в университет. Он собирается на математический факультет и серьезно готовится.

Стараясь всячески бороться со своими несовершенствами, Николенька выделяет, по его мнению, главное из них – бездеятельное умствование. Самовоспитание пробудилось в нем именно таким способом.

Он часто общается с друзьями брата – адъютантом Дубковым и князем Нехлюдовым. Именно князь Нехлюдов становится его другом. Николеньке кажется, что именно таким должно быть родство душ.

Постоянное самосовершенствование одного человека должно повлиять на все человечество. Это важное открытие в начале своей юности сделал Николенька под влиянием своего друга Нехлюдова.

Юность

Николеньке Иртеньеву уже шестнадцать. Его подготовка к экзаменам в самом разгаре. Мечты и думы о своей судьбе переполняют его. Желая точно определить цель своей жизни, Николай ведет специальную тетрадь и вносит туда тезисы для духовного развития.

Однажды, в страстную среду, их посещает духовник, убеленный сединами монах. Ощущение чистоты после исповеди окрылило Николая. Задолго до утра на память ему приходит один мучивший его грех, о котором он умолчал.

Едва дождавшись утра, на извозчике в пять часов он мчится в монастырь на исповедь. Переполненный радостью Николенька, на обратном пути поведал извозчику о своей исповеди. Он ощущает себя чистым и прекрасным.

Наткнувшись на глухую стену непонимания со стороны извозчика, благодатное чувство исчезает, и Николай даже начинает сомневаться в лучших проявлениях своей души.

Родные и близкие поздравляют Николая, он сдал все экзамены и поступил в университет. Теперь в его распоряжении будет кучер, бричкаи конь, так велел отец. Желая продемонстрировать свою взрослость, Николай покупает различные ненужные украшения, трубку и табак.

Дома при попытке закурить почувствовал слабость и дурноту. Дмитрий Нехлюдов, узнав об этом, называет курение глупой привычкой. Они с Нехлюдовым, Володей и Дубковым направляются в ресторан, чтобы отпраздновать зачисление Николая в университет.

Сравнивая образ жизни молодых людей, Николай отмечает, что Нехлюдов не курит, не отличается страстью к картам, не хвастает своими любовными связями. Восторгаясь взрослой жизнью, Николай все-таки хочет подражать Володе и Дубкову.

Шампанское, которое он пьет, папироса, которую он закуривает от свечи, стоящей прямо перед незнакомыми людьми, после чего вспыхнула ссора, – все это атрибуты взрослой жизни. Будучи оскорбленным, Николай вымещает свой гнев на Дубкове, повысив на него голос.

Один Нехлюдов пытается его утешить, так как понимает, что причины его поведения в детском подражании взрослым.

Наутро отец велит ему ехать с визитами. Как взрослый человек он обязан это делать.

Он едет к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, к князю Ивану Иванычу. Нелегка взрослая жизнь с ее многочасовыми принужденными разговорами. Только общение с Дмитрием Нехлюдовым приносит Николаю облегчение. Николай едет с Нехлюдовым в имение его матушки. Дорогой они ведут беседы.

Николай жалуется, что не может разобраться в своих новых переживаниях и впечатлениях. Он искренне восхищен Дмитрием, его рассудительностью, благородством и умом. И то, что Нехлюдов простил емунеприятную ситуацию в ресторане, возвысило его еще больше в глазах Николая.

После бесед с Нехлюдовым у Николая возникает понимание того, что на самом деле есть взросление. На самом деле, это возрастание души к новым ступеням развития. Его восхищение другом все более крепнет.

В доме Нехлюдовых все уже улеглись, а Николай, засыпая, мечтает, чтобы Нехлюдов женился на его сестре, или он сам женился бы на сестре Нехлюдова.

Утром следующего дня Николай едет в деревню. Он опять оказывается в плену воспоминаний детства, воспоминаний о матери. Его мысли текут в направлении его будущего поприща, о важности работы над собой. Ему хорошо в деревне, он радостно открывает в себе способность улавливать тончайшие нюансы природной красоты.

На сорок девятом году отец женится повторно. Отношения с женой отца у детей не сложились. А отношения отца с молодой женой через какое-то время переходят в стадию «тихой ненависти».

Учеба в университете приносит Николаю много разочарований. Он считает, что он обезличен в массе таких же как он студентов. Он впадает в крайности, то в беседы с Нехлюдовым, то в студенческие кутежи, которые Нехлюдов не одобряет. Светское общество и его правила и приличия вызывают в нем раздражение. Николай считает этих людей ничтожными притворщиками.

Сам он заводит новые знакомства. Это люди, у которых на уме только одни удовольствия. Ощутив на себе влияние новых друзей, он тоже поддается ему. Все это время Николай был небрежен в учебе, и результат этого не замедлил сказаться.

Экзамен провален. Он несчастен и целыми днями не выходит из своей комнаты. Кажется, он потерял всю свою жизнерадостность. Его навещает Дмитрий, но в их дружбе наметилась трещина. Николаю видится сочувствие Нехлюдова даже оскорбительным.

В один из дней поздним вечером Николаю на глаза попадается тетрадь с надписью «Правила жизни». Целая буря чувств захлестнула Николая, ведь его мечты и стремления были забыты.

Он плачет, но это слезы раскаяния, возврата к самому себе. Решимость вести тетрадь и не отступать более от правил жизни вернулась к нему с новой силой.

Так заканчивается первая часть молодости, грядет следующая, более радостная.

Источник: https://litra.info/book/tolstoy-za-30-minut/page-7.html

Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой) | Литерагуру

Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и анализ книги.

Содержание:

  • 1 I глава
  • 2 II глава
  • 3 III глава
  • 4 IV глава
  • 5 V глава
  • 6 VI глава

I глава

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер — Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

II глава

Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов судьба человека за 2 минуты пересказ сюжета

Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.

В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.

III глава

Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.

Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.

IV глава

Целый месяц так прожил Жилин. Дина носила ему лепешки и молоко, некоторые из татар стали опасливо поглядывать на пленного, появились слухи, что солдат хотят убить, так и не дождавшись выкупа.

Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.

V глава

Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.

Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.

Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» — сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!».

Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя».

Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Семён Карелин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-kavkazskij-plennik-po-glavam-l-n-tolstoj/

Прыжок Л.Н. Толстой

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну.

В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его.

А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту.

Краткое содержание для читательского дневника

Напишем в 5-6 предложений содержание этого волнительного рассказа Прыжок, который читается на одном дыхании:

  1. Сын капитана, мальчик двенадцати лет, полез на мачту за обезьяной, которая стащила с него шляпу и будто дразнилась.
  2. Мальчик, увлекшись, залез на самый верх и все в страхе замерли, когда он отпустил веревку.
  3. Отец увидев, где находится его сын, стал кричать ему, угрожая ружьем, чтобы он прыгнул в воду.
  4. Как только мальчик прыгнул, в воду кинулись матросы и спасли его.
  5. Отец закричал и убежал к себе, чтобы никто не увидел его слез.

Краткое содержание Прыжок Толстого

Главным героем произведения является двенадцатилетний мальчик, сын капитана корабля, совершавшего кругосветное путешествие.

В один из тихих дней скучающие матросы забавлялись на корабельной палубе игрой с шустрой обезьянкой. Неожиданно обезьяна сорвала с мальчика, стоявшего в толпе с матросами, шляпу и быстро вскарабкалась со своей добычей не вершину мачты.

Развеселившиеся матросы начали подзадоривать гордого мальчугана, отпуская насмешки и шуточки. Уязвленный мальчик в пылу азарта и безрассудности бросается в погоню за обезьянкой. Бесшабашный в силу юного возраста мальчишка, двигаясь за воровкой, залезает по мачтам все выше и выше и, сам не заметив как, оказывается на верхушке самой высокой мачты.

По воле судьбы в этот момент на палубе появляется отец мальчика, капитан судна, который сразу же оценивает сложившуюся непростую ситуацию и принимает не раздумывая решение.

Выстрелив в воздух из корабельного ружья, капитан приказывает мальчику прыгать в открытое море, чтобы остаться в живых и не разбиться о палубное покрытие, поскольку другого выхода спастись у сына нет, а самостоятельно вернуться на палубу мальчик уже не сможет.

Испуганный мальчишка, понимая, что совершил необдуманный поступок, послушно выполняет требование отца и, зажмурившись от ужаса перед темным и холодным морем, совершает прыжок в воду. Пришедшие в себя матросы, которые только услышав выстрел осознали серьезность произошедшего и риск гибели ребенка, кидаются через борт корабля в море с целью помочь мальчику выбраться из воды.

Повествуя о случае из жизни маленького мальчика, писатель акцентирует внимание на поступки окружающих людей, подталкивающие порой к дерзким и опасным ситуациям, которые могут повлечь за собой необратимые последствия, в том числе с риском для жизни.

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/pryzhok-l-n-tolstoj/

Краткое содержание Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн Толстой — краткие содержания произведений по главам

Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн Л. Н. Толстой

Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн

События происходят в июле, в Люцерне, одном из самых романтических городов Швейцарии. Путешественников всех наций, и в особенности англичан, в Люцерне — бездна.

Под их вкусы подгоняется город: старые дома сломали, на месте старого моста сделали прямую, как палка, набережную.

Может быть, что эти набережные, и дома, и липки, и англичане очень хорошо где-нибудь, — но только не здесь, среди этой странно величавой и вместе с тем невыразимо гармонической и мягкой природы.

Князя Нехлюдова пленяла красота природы Люцерна, под её воздействием он чувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего то, вдруг переполнившего его душу. Он вот рассказывает…

«…Был седьмой час вечера.

Среди великолепия природы, полного гармонии перед самым моим окном, глупо, фокусно торчала белая палка набережной, липки с подпорками и зеленые лавочки — бедные, пошлые людские произведения, не утонувшие так, как дальние дачи и развалины, в общей гармонии красоты, а, напротив, грубо противоречащие ей. Я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне её было не видно, и, в конце концов, выучился смотреть так.

Потом меня позвали обедать. В великолепной зале были накрыты два стола. За ними царили английские строгость, приличие, несообщительность, основанные не на гордости, но на отсутствии потребности сближения, и одинокое довольство в удобном и приятном удовлетворении своих потребностей. Никакое душевное волнение не отражалось в движениях обедающих.

На таких обедах мне всегда становится тяжело, неприятно и под конец грустно. Мне все кажется, что я наказан, как в детстве.

Я попробовал было взбунтоваться против этого чувства, я попробовал заговаривать с соседями; но, кроме фраз, которые, очевидно, повторялись в стотысячный раз на том же месте и с тем же лицом, я не получал других ответов.

Зачем, спрашивал я себя, зачем они лишают себя одного из лучших удовольствий жизни, наслаждения друг с другом, наслаждения человеком?

То ли дело, бывало, в нашем парижском пансионе, где мы, двадцать человек самых разнообразных наций, профессий и характеров, под влиянием французской общительности, сходились к общему столу, как на забаву. А после обеда мы отодвигали стол и, в такт ли, не в такт ли, принимались танцевать до самого вечера. Там мы были хоть и кокетливые, не очень умные и почтенные люди, но мы были люди.

Мне сделалось грустно, как всегда после таких обедов, и, не доев десерта, в самом невеселом расположении духа, я пошел шляться по городу. Унылые грязные улицы города ещё больше усилили мою тоску. В улицах уж было совсем темно, когда я, не оглядываясь кругом себя, без всякой мысли в голове, пошел к дому, надеясь сном избавиться от мрачного настроения духа.

Так я шел по набережной к Швейцергофу (гостинице, где я жил), как вдруг меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной музыки. Эти звуки мгновенно живительно подействовали на меня. Как будто яркий свет проник в мою душу, и красота ночи и озера, к которым я прежде был равнодушен, вдруг отрадно поразили меня.

Источник: https://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-iz-zapisok-knyazya-d-nexlyudova-lyucern-tolstoj-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector