Краткое содержание твардовский дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский «Дом у дороги».

Краткое содержание данного произведения представлена ниже.

Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии – войны.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция.

Через шестнадцать лет выходит его «Страна Муравия», своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом — его «Василий Теркин».

О войне и «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения.

На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году.

Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды; как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем.

Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой «Дом у дороги» Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

«Дом у дороги»: краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский «Дом у дороги».

Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его «в той тетрадке». Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата.

Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор «домом солдата».

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова «не докосил хозяин луг» звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны – солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги.

Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми.

Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное – верой и надеждой, что любимый вернется.

Содержание четвертой-пятой глав

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове – ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан «Дом у дороги». Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка – сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Анализ произведения

Поэма Твардовского «Дом у дороги» рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке.

Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина – эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой «Дом у дороги» Твардовский.

Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie-tvardovskij-a-t-i-ego/

Твардовский А.Т., "Дом у дороги", краткий анализ

Поединок жизни и смерти является ведущим событием и лейтмотивом творчества Твардовского, что вполне объяснимо историческими событиями, в условиях которых поэт создавал свои произведения.

Поэма «Дом у дороги» органично вырастает из «Теркина». Главными образами-мотивами в произведении стали дом, дорога, мать, отец, семья, которые существуют в произведении между двумя точками: жизнь и смерть.

История написания

Замечание 1

В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.

Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.

По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.

В отличие от «Теркина», в центре внимания автора – не солдаты, а мирные жители, в дома которых пришла война, жители, которые оказались втянуты в военные действия и которым грозит смерть. Борьба между жизнью и смертью в этой поэме достигает такого накала, которого не были ни в «Теркине», ни в других произведениях автора.

Краткое содержание Твардовский Дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Символизм произведения

Как и в процессе создания «Теркина», создавая свой «Дом на дороге» Твардовский обращается к фольклорным мотивам. В фольклоре дом у дороги – место, где традиционно встречаются человек и нечистая сила, реальный мир с миром вымышленным, добро и зло.

В произведении Твардовского эти символы переосмысляются, утрачивают собственную абстрактность, становятся чем-то конкретным, земным, становятся символами жизни:

  • дом становится основой бытия, без которой представляется невозможной сама жизнь;
  • дорога превращается в символ движения, а, соответственно, также символизирует жизнь.

В годы войны, годы тяжелых потрясений оба эти символа приобретают новые смысловые оттенки. Война с ее жестокостью обрушивается на дом каждого, приводит к его разрушению, символизируя разрушение привычного уклада жизни.

Потеряв дом, человек остается на дороге, дом и дорога сливаются. Дорога становится чем-то враждебным, тем, что уводит от дома.

Отдельные исследователи видят в символизме дома истоки лиризма Твардовского, эпического характера произведений.

Читайте также:  Краткое содержание беккер гном за 2 минуты пересказ сюжета

Поэма поднимает вопросы смысла человеческого бытия. Если в «Теркине» все понятно: идет война, солдат должен отдать жизнь за свою родину. Здесь же возникает вопрос: в чем же смысл человеческой жизни, если все разрушено, нет дома, разрушены сами основы бытия, семьи, всего, что составляет основу человеческой жизни.

Замечание 2

Важно добавить, что в начале произведения автор неоднократно обыгрывает значения слова «жизнь»: «Бывайте живы», «жить», «по-жилому», «жизнь», «живой» и т. д., в результате чего слова начинают звучать как заклинание, от которого зависит сама жизнь.

Мотив материнства в произведении

Мотив дома и дороги сопровождается в произведении мотивом материнства, который в годы войны наполняется новым звучанием. Мать – олицетворение мужества, стойкости, ее образ вырастает до символа – мать-родина, мать-земля. Чувства матери обострены. И уже не имеет значения, кто стоит перед тобой:

  • горожанка или колхозница;
  • русская или латышка.

Перед читателем Мать, Жена перед лицом войны и смерти, способная на самопожертвование, подвиг:

«Не дам, не дам, уберегу

И заслоню собою,

Покуда чувствовать могу,

Что ты вот здесь, со мною.»

Мать противостоит смерти и побеждает, ведь так сильна ее любовь.

В поэме Твардовский провозглашает самоценность человеческой жизни. Его женские и мужские образы не жалуются на жизнь, им не свойственно равнодушие, они стремятся сохранить понимание смысла своего бытия даже в наиболее сложных, драматических условиях.

Герои «Дома…» — это не богатыри, не чудо-люди. Они сомневаются, горюют, стыдятся, отступают. Они часто стыдятся быть просто людьми в условиях, когда от них требуются нечеловеческие усилия. Но все они умеют любить:

«И та любовь была сильна

Такою властной силой,

Что разлучить одна война могла.

И разлучила…»

В данном аспекте в поэме отражаются размышления самого автора, который вспоминал:

«…я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми…»

Эти ценности являлись для Твардовского главными, составляли основу его мировосприятия, миропонимания, его каждодневного духовного существования. Во многом на особенности создания произведения оказала влияние личная трагедия автора – смерть горячо любимого сына Александра. Экзистенциальная ситуация в жизни автора была решена в пользу смерти, трагизм пережитого был перенесен в произведение.

В дневниках Твардовского он часто обращается к образу умершего сына, который «очень любил цветочки». И этот образ цветка в руках мертвого ребенка становится в произведении символом жизни, которой удалось победить смерть:

И дочка старшая в дому,

Кому меньшого нянчить,

Нашла в Германии ему

Пушистый одуванчик.

И слабый мальчик долго дул,

Дышал на ту головку…

Жизнь побеждает лишь потому, что содружество людей даже в невыносимых условиях плена помогло выжить маленькому ребенку. Люди, общество, природа – все вступает в борьбу с войной и смертью, провозглашая строительство нового «дома» взамен старого, разрушенного войной.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает ярким образцом его зрелого творчества, в котором проявляются ноты трагизма, находят свой отзвук трагические события первой половины прошлого века, поднимаются наиболее значимые вопросы жизни и смерти личности. Произведение характеризуется высоким символизмом, глубиной, продолжая раскрывать темы, затронутые в «Теркине», однако рассматривая их уже в новых, послевоенных условиях, обстоятельствах.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tvardovskiy_a_t_dom_u_dorogi_kratkiy_analiz/

Дом у дороги краткое содержание — Сочинение

Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. «Ва­силий Теркин» – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте.

В «Доме у дороги» эпичес­кое по характеру своему событие раскрыто приемами лири­ческими. Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского.

В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что и в стихотворении старшего земляка поэта Ми­хаила Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Время, когда были созданы эти произведения, оказалось совсем не благо­приятным для размышлений о цене нашей победы, о горе солдат-освободителей, вернувшихся домой и нашедших лишь «травой заросший бугорок».

Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах «Звезда» и «Ле­нинград», время очередного «закручивания» идеологических «гаек», ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковс­кого, поэма Твардовского «Дом у дороги», а затем и его за­писки «Родина и чужбина» вызвали критику в печати за пес­симизм и «упаднические настроения», которые, по мнению официальной пропаганды, не должны были быть свойствен­ны победителям.

В поэме «Дом у дороги» действительно нет героического па­фоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий.

Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как паха­ли и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с вра­гом (начальные сцены поэмы). Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты.

Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.

Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал рус­ский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Насто­ящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой.

Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: «Коси, коса, Пока роса»… Ребенок, рожденный жен­щиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицет­ворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродо­ванной, но не уничтоженной войной.

  • Война – жесточе нету слова.
  • Война – печальней нету слова.
  • Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.
  • И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще «не время вспоминать». Но «в тот день, когда окончилась война» «и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Запол­ненный товарищами берег», наступило время памяти, подведе­ния итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А.

Твар­довского зазвучали интонации реквиема. Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими («Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу»), стала «жес­токой памятью». Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А.

Твардовского и в послевоенной литера­туре в целом, написано от лица павшего воина:

  1. Я убит подо Ржевом,
  2. В безымянном болоте,
  3. В пятой роте, на левом,
  4. При жестоком налете.
  5. Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.

От плана частного, конкретного, к обобщенно-философс­кому движется мысль автора.

Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я – где корни слепые», «я – где крик петушиный», «я – где ваши машины»). Это стихотворение – обращение к «товари­щам верным», «братьям» с единственным завещанием – жить достойно.

Мотив единства живых и мертвых, «связи обоюдной», род­ства, ответственности «за все на свете» станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.

  • Остались там, и не о том же речь,
  • Что я их мог, но не сумел сберечь, –
  • Речь не о том, но все же, все же, все же…
  • (1966)

Мотив «жестокой памяти» получит распространение не толь­ко в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта «о вре­мени и о себе», о своем поколении, о своей собственной судьбе.

Я жил, я был – за все на свете

Читайте также:  Краткое содержание железников рыцарь за 2 минуты пересказ сюжета

Я отвечаю головой.

Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоен­ного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, «самостоянье человека – залог величия его».

Здесь искали:

  • дом у дороги краткое содержание
  • твардовский дом у дороги краткое содержание
  • дом у дороги твардовский краткое содержание

Источник: https://sochineniye.ru/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie/

Дом у дороги краткое содержание брифли. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей

Произведение «Дом у дороги» описывает страшные жизненные ситуации, с которыми день ото дня сталкиваются люди. Идёт рассказ о жизни и судьбе семьи, которая живёт в уютном и хорошем доме. Помимо мужа и жены в семье было трое детей.

Очень важным для поэмы является и луг, на котором, в одном лице, муж и отец семейства косит траву. Потому что на этом месте мужчина узнает о начавшейся войне, и уходит служить в армию так и не докосив луг.

Жене пришлось оставить работу на потом, а помимо этого взять на свою спину все тяжести деревенского труда.

Все потери и огорчения, очень открыто показаны автором. Так же автор передает ту любовь женщины к своему мужчине, которую не сможет сломать даже война. Между сражениями жена встречает мужа в родном доме, но на следующий день любимые и любящие люди должны распрощаться.

Муж снова отправился на войну, а жена ушла из дома, чтобы спасти себя и детей. Из-за того, что пришедшие солдаты подготавливают защитные сооружения и ставят пушку рядом с домом. Они попросили уйти женщину из дома, так как в нем ее ожидает опасность.

В скором времени она родила четвёртого ребёнка, и назвала Андреем в честь любимого мужа.

Но в будущем женщина вместе со своими детьми попала в плен, из которого ей не суждено выбраться.

А мужчина после окончания войны возвратился на родину и увидел дом, который сровняли с землёй. Он надеялся на встречу с любимой женой и будущую радостную, счастливую жизнь, как раз поэтому он собрал все свое мужество, достоинство, силу в кулак.

И начал жить с твёрдой верой в сердце, косил луг и начал строить дом, на том же месте, в который обязательно должны вернуться жена и дети. Но время бежит, и оно беспощадно, закончилась работа, и мужчина понял, что все ради чего он жил, сражался — исчезло. Новый дом уже достроен, а любимых и родных людей рядом нет.

Так же нет и той счастливой жизни, в которую он так верил и надеялся, нет радости детей и любимой женщины рядом. Никого нет.

Вся поэма о трагически сломанных судьбах людей. Данное произведение учит людей жить, любить жизнь, запоминать каждый ее момент, любить и быть любимым, ведь этой жизни может не стать в любой момент из-за всевозможных ее тягот и потерь.

Картинка или рисунок Дом у дороги

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Виноваты звезды Джон Грин
    Шестнадцатилетняя Хейзел Грейс Ланкастер вот уже несколько лет борется с раком щитовидной железы. У девушки начинается депрессия, и она почти перестает выходить на улицу.
  • Краткое содержание Чехов Попрыгунья
    Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз
  • Краткое содержание Гайдар Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
    В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать!
  • Краткое содержание Ефремов Таис Афинская
    Жизнь полна красивых людей. Но только по-настоящему из них красивы те, кто смог преодолеть все земные искушения, оставшись при своей красоте все еще чистым и красивым душой

Как писал С. Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». Защита, утверждение этого основания, самого «изначального» (Ю. Буртин) в человеческой жизни составляет пафос поэмы.

С главной темой сочетается вторая — памяти, преемственности личности и общности людей; здесь это и память горя войны, и память силы любви и дома, освещающей, преодолевающей силу горя в любом горе, в самой страшной дороге, переправе,- силы исконного человеческого, народного.

А тема дороги здесь выступает также с двух сторон — как исходная, своя родная дорога, у своего дома, так и дорога, навязанная войной и нелюдьми — от своего к чужому и назад к своему. «Памятью горя», «глухой памятью боли», перекликнется с последними главами «Василия Теркина» и с лирикой Твардовского последних лет войны.

Но «глухая намять боли» заново заостряет ясную память семьи, как счастья, как любви, как задушевного и коренного начала и любого отдельного дома и всей жизни на земле.

Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» — не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, как прежде всего женщине-матери. Но вместе с тем и женщине — хозяйке дома, труженице.

И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа. Любовь жены и матери — это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир — дом, труд. «Коей, коса, пока роса».

Дом и в самом узком, тесном, личном, усадебном смысле. «И палисадник под окном. // И сад, и лук на грядках — // Все это вместе было дом, // Жилье, уют, порядок». Три основные приметы, три качества, вместе с тем трудом, той косьбой на лугу около своего дома.

Но это личное начало, даже, я бы сказал (как это теперь ретроспективно видно), начало той некой личной собственности, с которой были связаны и деревенские корни молодого Твардовского, это личное начало дома противопоставлено замкнутому, собственническому дому, где, «никому не веря, // Воды напиться подают, // Держась за лямку двери».

Нет, это дом человека, включенного в новый тип более широкой человеческой общности, хотя вместе с тем и традиционного гостеприимства, артельности. Это «тот порядок и уют, // Что всякому с любовью, // Как будто чарку подают // На доброе здоровье».

Две характерные для Твардовского системы поведенческих деталей, играющих роль и прямого изображения этого неповторимого дома у дороги и даже метафорической, метонимической конкретности, даже символа Дома у Дороги в новом, расширительном и общем для всей поэзии Твардовского смысле! Характерны и дополнительные конкретные признаки дома и его хозяйки — хорошо «помытый пол», особая деловитая и, как выразился Твардовский, «опрятность тревожная» — чисто крестьянская черта. «И весь она держала дом // В опрятности тревожной, // Считая, может, что на том // Любовь вовек надежней». Надежность любви связана с домовитостью, трудовой деловитостью и особой заботливостью.

Источник: https://ya-nenavizhu.ru/chuvstva/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie-brifli-v-osnove-poemy-dom-u.html

Читать онлайн электронную книгу Дом у дороги — Александр Твардовский. ДОМ У ДОРОГИ бесплатно и без регистрации!

  • Родился мальчик в дни войны,
  • Да не в отцовском доме, —
  • Под шум чужой морской волны
  • В бараке на соломе.
  1. Еще он в мире не успел
  2. Наделать шуму даже,
  3. Он вскрикнуть только что посмел
  4. И был уже под стражей.

  • Уже в числе всех прочих он
  • Был там, на всякий случай,
  • Стеной-забором огражден
  • И проволокой колючей.
  1. И часовые у ворот
  2. Стояли постоянно,
  3. И счетверенный пулемет
  4. На вышке деревянной.

  • Родился мальчик, брат меньшой
  • Троих детей крестьянки,
  • И подают его родной
  • В подаренной портянке.
  1. И он к груди ее прирос —
  2. Беда в придачу к бедам,
  3. И вкус ее соленых слез
  4. Он с молоком отведал.

  • И начал жить, пока живой,
  • Жилец тюрьмы с рожденья.
  • Чужое море за стеной
  • Ворочало каменья.
  1. Свирепый ветер по ночам
  2. Со свистом рвался в щели,
  3. В худую крышу дождь стучал,
  4. Как в полог колыбели.

  • И мать в кругу птенцов своих
  • Тепло, что с нею было,
  • Теперь уже не на троих,
  • На четверых делила.
  1. В сыром тряпье лежала мать,
  2. Своим дыханьем грея
  3. Сынка, что думала назвать
  4. Андреем – в честь Андрея,
  5. Отцовским именем родным.

  • И в каторжные ночи
  • Не пела – думала над ним:
  • – Сынок, родной сыночек.
  1. Зачем ты, горестный такой,
  2. Слеза моя, росиночка,
  3. На свет явился в час лихой,
  4. Краса моя, кровиночка?
  • Зачем в такой недобрый срок
  • Зазеленела веточка?
  • Зачем случился ты, сынок,
  • Моя родная деточка?
  1. Зачем ты тянешься к груди
  2. Озябшими ручонками,
  3. Не чуя горя впереди,
  4. В тряпье сучишь ножонками?
  • Живым родился ты на свет,
  • А в мире зло несытое.
  • Живым – беда, а мертвым – нет,
  • У смерти под защитою.
Читайте также:  Краткое содержание свифт путешествия гулливера за 2 минуты пересказ сюжета

Целуя зябкий кулачок,

На сына мать глядела:

– А я при чем, – скажи, сынок, —

А мне какое дело?

  1. Скажи: какое дело мне,
  2. Что ты в беде, родная?
  3. Ни о беде, ни о войне,
  4. Ни о родимой стороне,
  5. Ни о немецкой чужине
  6. Я, мама, знать не знаю.
  • Зачем мне знать, что белый свет
  • Для жизни годен мало?
  • Ни до чего мне дела нет,
  • Я жить хочу сначала.
  1. Я жить хочу, и пить, и есть,
  2. Хочу тепла и света,
  3. И дела нету мне, что здесь
  4. У вас зима, не лето.
  • И дела нету мне, что здесь
  • Шумит чужое море
  • И что на свете только есть
  • Большое, злое горе.
  1. Я мал, я слаб, я свежесть дня
  2. Твоею кожей чую,
  3. Дай ветру дунуть на меня —
  4. И руки развяжу я.
  • Но ты не дашь ему подуть,
  • Не дашь, моя родная,
  • Пока твоя вздыхает грудь,
  • Пока сама живая.
  1. И пусть не лето, а зима,
  2. И ветошь греет слабо,
  3. Со мной ты выживешь сама,
  4. Где выжить не могла бы.
  • И пусть ползет сырой туман
  • И ветер дует в щели,
  • Я буду жить, ведь я так мал,
  • Я теплюсь еле-еле.
  1. Я мал, я слаб, я нем, и глуп,
  2. И в мире беззащитен;
  3. Но этот мир мне все же люб —
  4. Затем, что я в нем житель.
  • Я сплю крючком, ни встать, ни сесть
  • Еще не в силах, пленник,
  • И не лежал раскрытый весь
  • Я на твоих коленях.
  1. Я на полу не двигал стул,
  2. Шагая вслед неловко,
  3. Я одуванчику не сдул
  4. Пушистую головку.
  • Я на крыльцо не выползал
  • Через порог упрямый,
  • И даже «мама» не сказал,
  • Чтоб ты слыхала, мама.
  1. Но разве знает кто-нибудь,
  2. Когда родятся дети,
  3. Какой большой иль малый путь
  4. Им предстоит на свете?
  • Быть может, счастьем был бы я
  • Твоим, твой горький, лишний, —
  • Ведь все большие сыновья
  • Из маленьких повышли.
  1. Быть может, с ними белый свет
  2. Меня поставит вровень.
  3. А нет, родимая, ну, нет, —
  4. Не я же в том виновен,
  • Что жить хочу, хочу отца
  • Признать, обнять на воле.
  • Ведь я же весь в него с лица —
  • За то и люб до боли.
  1. Тебе приметы дороги,
  2. Что никому не зримы.
  3. Не дай меня, побереги…
  4. – Не дам, не дам, родимый.
  • Не дам, не дам, уберегу
  • И заслоню собою,
  • Покуда чувствовать могу,
  • Что ты вот здесь, со мною.
  1. …И мальчик жил, со всех сторон
  2. В тюрьме на всякий случай
  3. Стеной-забором огражден
  4. И проволокой колючей.
  • И часовые у ворот
  • Стояли постоянно,
  • И счетверенный пулемет
  • На вышке деревянной.
  1. И люди знали: мальчик им —
  2. Ровня в беде недетской.
  3. Он виноват, как все, одним:
  4. Что крови не немецкой.
  • И по утрам, слыхала мать,
  • Являлся Однорукий,
  • Кто жив, кто помер, проверять
  • По правилам науки.
  1. Вдоль по бараку взад-вперед
  2. С немецким табелем пройдет:
  3. Кто умер – ставит галочку,
  4. Кто жив – тому лишь палочку.
  • И ровным голосом своим,
  • Ни на кого не глядя,
  • Убрать покойников – живым
  • Велит порядка ради.
  1. И мальчик жил. Должно быть, он
  2. Недаром по природе
  3. Был русской женщиной рожден,
  4. Возросшей на свободе.
  • Должно быть, он среди больших
  • И маленьких в чужбине
  • Был по крови крепыш мужик,
  • Под стать отцу – мужчине.
  1. Он жил да жил. И всем вокруг
  2. Он был в судьбе кромешной
  3. Ровня в беде, тюремный друг,
  4. Был свой – страдалец здешний.
  • И чья-то добрая рука
  • В постель совала маме
  • У потайного камелька
  • В золе нагретый камень.
  1. И чья-то добрая рука
  2. В жестянке воду грела,
  3. Чтоб мать для сына молока
  4. В груди собрать сумела.
  • Старик поблизости лежал
  • В заветной телогрейке
  • И, умирая, завещал
  • Ее мальцу, Андрейке.
  1. Из новоприбывших иной —
  2. Гостинцем не погребуй —
  3. Делился с пленною семьей
  4. Последней крошкой хлеба.
  • И так, порой полумертвы,
  • У смерти на примете,
  • Все ж дотянули до травы
  • Живые мать и дети.

Прошел вдоль моря вешний гром

По хвойным перелескам.

И очутились всем двором

На хуторе немецком.

  1. Хозяин был ни добр, ни зол, —
  2. Ему убраться с полем.
  3. А тут работницу нашел —
  4. Везет за двух, – доволен.
  • Харчи к столу отвесил ей
  • По их немецкой норме,
  • А что касается детей, —
  • То он рабочих кормит.
  1. А мать родную не учить,
  2. Как на куски кусок делить,
  3. Какой кусок ни скудный,
  4. Какой дележ ни трудный.
  • И не в новинку день-деньской,
  • Не привыкать солдатке
  • Копать лопатою мужской
  • Да бабьей силой грядки.
  1. Но хоть земля – везде земля,
  2. А как-то по-другому
  3. Чужие пахнут тополя
  4. И прелая солома.
  • И хоть весна – везде весна,
  • А жутко вдруг и странно:
  • В Восточной Пруссии она
  • С детьми, Сивцова Анна.
  1. Журчал по-своему ручей
  2. В чужих полях нелюбых,
  3. И солона казалась ей
  4. Вода в бетонных трубах.
  • И на чужом большом дворе
  • Под кровлей черепичной
  • Петух, казалось, на заре
  • Горланит непривычно.
  1. Но там, в чужбине, выждав срок,
  2. Где что – не разбирая, —
  3. Малютка вылез за порог
  4. Хозяйского сарая.
  • И дочка старшая в дому,
  • Кому меньшого нянчить,
  • Нашла в Германии ему
  • Пушистый одуванчик.
  1. И слабый мальчик долго дул,
  2. Дышал на ту головку.
  3. И двигал ящик, точно стул,
  4. В ходьбе ловя сноровку.
  • И, засмотревшись на дворе,
  • Едва не рухнул в яму.
  • И все пришло к своей поре,
  • Впервые молвил:
  • – Мама.
  1. И мать зажмурилась от слез,
  2. От счастья и от боли,
  3. Что это слово произнес
  4. Ее меньшой в неволе…
  • Покоса раннего пора
  • За дальними пределами
  • Пришла. Запахли клевера,
  • Ромашки, кашки белые.
  1. И эта памятная смесь
  2. Цветов поры любимой
  3. Была для сердца точно весть
  4. Со стороны родимой.
  • И этих запахов тоска
  • В тот чуждый край далекий
  • Как будто шла издалека —
  • Издалека с востока.
  1. И мать с детьми могла тогда
  2. Подчас поверить в чудо:
  3. – Вот наш отец придет сюда
  4. И нас возьмет отсюда.
  • Могло пригрезиться самой
  • В надежде и тревоге,
  • Как будто он спешит домой
  • Да припоздал в дороге.
  1. А на недальнем рубеже,
  2. У той границы где-то,
  3. Война в четвертое уже
  4. Свое вступала лето.

И по дорогам фронтовым

Мы на дощечках сами

  • Себе самим,
  • Кто был живым,
  • Как заповедь писали:
  1. Не пощади
  2. Врага в бою,
  3. Освободи
  4. Семью
  5. Свою.

Источник: https://librebook.me/dom_u_dorogi/vol1/1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector