Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский «Дом у дороги».
Краткое содержание данного произведения представлена ниже.
Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии – войны.
О поэте
Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.
Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция.
Через шестнадцать лет выходит его «Страна Муравия», своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом — его «Василий Теркин».
О войне и «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.
История создания поэмы
Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения.
На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году.
Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды; как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем.
Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой «Дом у дороги» Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.
«Дом у дороги»: краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы
Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский «Дом у дороги».
Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его «в той тетрадке». Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата.
Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор «домом солдата».
Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова «не докосил хозяин луг» звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.
Неоднозначна третья глава поэмы «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны – солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги.
Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми.
Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное – верой и надеждой, что любимый вернется.
Содержание четвертой-пятой глав
Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове – ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.
Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.
Шестая-девятая главы поэмы
По окончании войны был издан «Дом у дороги». Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.
Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.
Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка – сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.
С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.
Анализ произведения
Поэма Твардовского «Дом у дороги» рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке.
Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина – эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой «Дом у дороги» Твардовский.
Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie-tvardovskij-a-t-i-ego/
Твардовский А.Т., "Дом у дороги", краткий анализ
Поединок жизни и смерти является ведущим событием и лейтмотивом творчества Твардовского, что вполне объяснимо историческими событиями, в условиях которых поэт создавал свои произведения.
Поэма «Дом у дороги» органично вырастает из «Теркина». Главными образами-мотивами в произведении стали дом, дорога, мать, отец, семья, которые существуют в произведении между двумя точками: жизнь и смерть.
История написания
Замечание 1
В целом, после 1943 года в творчестве поэта наметился перелом, оно стало приобретать ноты трагизма.
Идея написать произведение, посвященное отображению жизни простой русской семьи, на долю которой выпало столько переворотов, войн, трагических событий зародилась у Твардовского еще в 1942 году. Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, близким и понятным всем, кто потерял свой дом на войне.
По своей сути, произведение отражает внутренние размышления автора о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия в трудные военные и послевоенные годы.
В отличие от «Теркина», в центре внимания автора – не солдаты, а мирные жители, в дома которых пришла война, жители, которые оказались втянуты в военные действия и которым грозит смерть. Борьба между жизнью и смертью в этой поэме достигает такого накала, которого не были ни в «Теркине», ни в других произведениях автора.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Символизм произведения
Как и в процессе создания «Теркина», создавая свой «Дом на дороге» Твардовский обращается к фольклорным мотивам. В фольклоре дом у дороги – место, где традиционно встречаются человек и нечистая сила, реальный мир с миром вымышленным, добро и зло.
В произведении Твардовского эти символы переосмысляются, утрачивают собственную абстрактность, становятся чем-то конкретным, земным, становятся символами жизни:
- дом становится основой бытия, без которой представляется невозможной сама жизнь;
- дорога превращается в символ движения, а, соответственно, также символизирует жизнь.
В годы войны, годы тяжелых потрясений оба эти символа приобретают новые смысловые оттенки. Война с ее жестокостью обрушивается на дом каждого, приводит к его разрушению, символизируя разрушение привычного уклада жизни.
Потеряв дом, человек остается на дороге, дом и дорога сливаются. Дорога становится чем-то враждебным, тем, что уводит от дома.
Отдельные исследователи видят в символизме дома истоки лиризма Твардовского, эпического характера произведений.
Поэма поднимает вопросы смысла человеческого бытия. Если в «Теркине» все понятно: идет война, солдат должен отдать жизнь за свою родину. Здесь же возникает вопрос: в чем же смысл человеческой жизни, если все разрушено, нет дома, разрушены сами основы бытия, семьи, всего, что составляет основу человеческой жизни.
Замечание 2
Важно добавить, что в начале произведения автор неоднократно обыгрывает значения слова «жизнь»: «Бывайте живы», «жить», «по-жилому», «жизнь», «живой» и т. д., в результате чего слова начинают звучать как заклинание, от которого зависит сама жизнь.
Мотив материнства в произведении
Мотив дома и дороги сопровождается в произведении мотивом материнства, который в годы войны наполняется новым звучанием. Мать – олицетворение мужества, стойкости, ее образ вырастает до символа – мать-родина, мать-земля. Чувства матери обострены. И уже не имеет значения, кто стоит перед тобой:
- горожанка или колхозница;
- русская или латышка.
Перед читателем Мать, Жена перед лицом войны и смерти, способная на самопожертвование, подвиг:
«Не дам, не дам, уберегу
И заслоню собою,
Покуда чувствовать могу,
Что ты вот здесь, со мною.»
Мать противостоит смерти и побеждает, ведь так сильна ее любовь.
В поэме Твардовский провозглашает самоценность человеческой жизни. Его женские и мужские образы не жалуются на жизнь, им не свойственно равнодушие, они стремятся сохранить понимание смысла своего бытия даже в наиболее сложных, драматических условиях.
Герои «Дома…» — это не богатыри, не чудо-люди. Они сомневаются, горюют, стыдятся, отступают. Они часто стыдятся быть просто людьми в условиях, когда от них требуются нечеловеческие усилия. Но все они умеют любить:
«И та любовь была сильна
Такою властной силой,
Что разлучить одна война могла.
И разлучила…»
В данном аспекте в поэме отражаются размышления самого автора, который вспоминал:
«…я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми…»
Эти ценности являлись для Твардовского главными, составляли основу его мировосприятия, миропонимания, его каждодневного духовного существования. Во многом на особенности создания произведения оказала влияние личная трагедия автора – смерть горячо любимого сына Александра. Экзистенциальная ситуация в жизни автора была решена в пользу смерти, трагизм пережитого был перенесен в произведение.
В дневниках Твардовского он часто обращается к образу умершего сына, который «очень любил цветочки». И этот образ цветка в руках мертвого ребенка становится в произведении символом жизни, которой удалось победить смерть:
И дочка старшая в дому,
Кому меньшого нянчить,
Нашла в Германии ему
Пушистый одуванчик.
И слабый мальчик долго дул,
Дышал на ту головку…
Жизнь побеждает лишь потому, что содружество людей даже в невыносимых условиях плена помогло выжить маленькому ребенку. Люди, общество, природа – все вступает в борьбу с войной и смертью, провозглашая строительство нового «дома» взамен старого, разрушенного войной.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает ярким образцом его зрелого творчества, в котором проявляются ноты трагизма, находят свой отзвук трагические события первой половины прошлого века, поднимаются наиболее значимые вопросы жизни и смерти личности. Произведение характеризуется высоким символизмом, глубиной, продолжая раскрывать темы, затронутые в «Теркине», однако рассматривая их уже в новых, послевоенных условиях, обстоятельствах.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tvardovskiy_a_t_dom_u_dorogi_kratkiy_analiz/
Дом у дороги краткое содержание — Сочинение
Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. «Василий Теркин» – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте.
В «Доме у дороги» эпическое по характеру своему событие раскрыто приемами лирическими. Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского.
В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что и в стихотворении старшего земляка поэта Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату».
Время, когда были созданы эти произведения, оказалось совсем не благоприятным для размышлений о цене нашей победы, о горе солдат-освободителей, вернувшихся домой и нашедших лишь «травой заросший бугорок».
Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах «Звезда» и «Ленинград», время очередного «закручивания» идеологических «гаек», ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковского, поэма Твардовского «Дом у дороги», а затем и его записки «Родина и чужбина» вызвали критику в печати за пессимизм и «упаднические настроения», которые, по мнению официальной пропаганды, не должны были быть свойственны победителям.
В поэме «Дом у дороги» действительно нет героического пафоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий.
Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как пахали и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с врагом (начальные сцены поэмы). Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты.
Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.
Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал русский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Настоящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой.
Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: «Коси, коса, Пока роса»… Ребенок, рожденный женщиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицетворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродованной, но не уничтоженной войной.
- Война – жесточе нету слова.
- Война – печальней нету слова.
- Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.
- И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.
Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще «не время вспоминать». Но «в тот день, когда окончилась война» «и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Заполненный товарищами берег», наступило время памяти, подведения итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А.
Твардовского зазвучали интонации реквиема. Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими («Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу»), стала «жестокой памятью». Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А.
Твардовского и в послевоенной литературе в целом, написано от лица павшего воина:
- Я убит подо Ржевом,
- В безымянном болоте,
- В пятой роте, на левом,
- При жестоком налете.
- Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.
От плана частного, конкретного, к обобщенно-философскому движется мысль автора.
Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я – где корни слепые», «я – где крик петушиный», «я – где ваши машины»). Это стихотворение – обращение к «товарищам верным», «братьям» с единственным завещанием – жить достойно.
Мотив единства живых и мертвых, «связи обоюдной», родства, ответственности «за все на свете» станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.
- Остались там, и не о том же речь,
- Что я их мог, но не сумел сберечь, –
- Речь не о том, но все же, все же, все же…
- (1966)
Мотив «жестокой памяти» получит распространение не только в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта «о времени и о себе», о своем поколении, о своей собственной судьбе.
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой.
Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоенного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, «самостоянье человека – залог величия его».
Здесь искали:
- дом у дороги краткое содержание
- твардовский дом у дороги краткое содержание
- дом у дороги твардовский краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie/
Дом у дороги краткое содержание брифли. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей
Произведение «Дом у дороги» описывает страшные жизненные ситуации, с которыми день ото дня сталкиваются люди. Идёт рассказ о жизни и судьбе семьи, которая живёт в уютном и хорошем доме. Помимо мужа и жены в семье было трое детей.
Очень важным для поэмы является и луг, на котором, в одном лице, муж и отец семейства косит траву. Потому что на этом месте мужчина узнает о начавшейся войне, и уходит служить в армию так и не докосив луг.
Жене пришлось оставить работу на потом, а помимо этого взять на свою спину все тяжести деревенского труда.
Все потери и огорчения, очень открыто показаны автором. Так же автор передает ту любовь женщины к своему мужчине, которую не сможет сломать даже война. Между сражениями жена встречает мужа в родном доме, но на следующий день любимые и любящие люди должны распрощаться.
Муж снова отправился на войну, а жена ушла из дома, чтобы спасти себя и детей. Из-за того, что пришедшие солдаты подготавливают защитные сооружения и ставят пушку рядом с домом. Они попросили уйти женщину из дома, так как в нем ее ожидает опасность.
В скором времени она родила четвёртого ребёнка, и назвала Андреем в честь любимого мужа.
Но в будущем женщина вместе со своими детьми попала в плен, из которого ей не суждено выбраться.
А мужчина после окончания войны возвратился на родину и увидел дом, который сровняли с землёй. Он надеялся на встречу с любимой женой и будущую радостную, счастливую жизнь, как раз поэтому он собрал все свое мужество, достоинство, силу в кулак.
И начал жить с твёрдой верой в сердце, косил луг и начал строить дом, на том же месте, в который обязательно должны вернуться жена и дети. Но время бежит, и оно беспощадно, закончилась работа, и мужчина понял, что все ради чего он жил, сражался — исчезло. Новый дом уже достроен, а любимых и родных людей рядом нет.
Так же нет и той счастливой жизни, в которую он так верил и надеялся, нет радости детей и любимой женщины рядом. Никого нет.
Вся поэма о трагически сломанных судьбах людей. Данное произведение учит людей жить, любить жизнь, запоминать каждый ее момент, любить и быть любимым, ведь этой жизни может не стать в любой момент из-за всевозможных ее тягот и потерь.
Картинка или рисунок Дом у дороги
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Виноваты звезды Джон Грин
Шестнадцатилетняя Хейзел Грейс Ланкастер вот уже несколько лет борется с раком щитовидной железы. У девушки начинается депрессия, и она почти перестает выходить на улицу. - Краткое содержание Чехов Попрыгунья
Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз - Краткое содержание Гайдар Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать! - Краткое содержание Ефремов Таис Афинская
Жизнь полна красивых людей. Но только по-настоящему из них красивы те, кто смог преодолеть все земные искушения, оставшись при своей красоте все еще чистым и красивым душой
Как писал С. Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». Защита, утверждение этого основания, самого «изначального» (Ю. Буртин) в человеческой жизни составляет пафос поэмы.
С главной темой сочетается вторая — памяти, преемственности личности и общности людей; здесь это и память горя войны, и память силы любви и дома, освещающей, преодолевающей силу горя в любом горе, в самой страшной дороге, переправе,- силы исконного человеческого, народного.
А тема дороги здесь выступает также с двух сторон — как исходная, своя родная дорога, у своего дома, так и дорога, навязанная войной и нелюдьми — от своего к чужому и назад к своему. «Памятью горя», «глухой памятью боли», перекликнется с последними главами «Василия Теркина» и с лирикой Твардовского последних лет войны.
Но «глухая намять боли» заново заостряет ясную память семьи, как счастья, как любви, как задушевного и коренного начала и любого отдельного дома и всей жизни на земле.
Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» — не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, как прежде всего женщине-матери. Но вместе с тем и женщине — хозяйке дома, труженице.
И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа. Любовь жены и матери — это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир — дом, труд. «Коей, коса, пока роса».
Дом и в самом узком, тесном, личном, усадебном смысле. «И палисадник под окном. // И сад, и лук на грядках — // Все это вместе было дом, // Жилье, уют, порядок». Три основные приметы, три качества, вместе с тем трудом, той косьбой на лугу около своего дома.
Но это личное начало, даже, я бы сказал (как это теперь ретроспективно видно), начало той некой личной собственности, с которой были связаны и деревенские корни молодого Твардовского, это личное начало дома противопоставлено замкнутому, собственническому дому, где, «никому не веря, // Воды напиться подают, // Держась за лямку двери».
Нет, это дом человека, включенного в новый тип более широкой человеческой общности, хотя вместе с тем и традиционного гостеприимства, артельности. Это «тот порядок и уют, // Что всякому с любовью, // Как будто чарку подают // На доброе здоровье».
Две характерные для Твардовского системы поведенческих деталей, играющих роль и прямого изображения этого неповторимого дома у дороги и даже метафорической, метонимической конкретности, даже символа Дома у Дороги в новом, расширительном и общем для всей поэзии Твардовского смысле! Характерны и дополнительные конкретные признаки дома и его хозяйки — хорошо «помытый пол», особая деловитая и, как выразился Твардовский, «опрятность тревожная» — чисто крестьянская черта. «И весь она держала дом // В опрятности тревожной, // Считая, может, что на том // Любовь вовек надежней». Надежность любви связана с домовитостью, трудовой деловитостью и особой заботливостью.
Источник: https://ya-nenavizhu.ru/chuvstva/dom-u-dorogi-kratkoe-soderzhanie-brifli-v-osnove-poemy-dom-u.html
Читать онлайн электронную книгу Дом у дороги — Александр Твардовский. ДОМ У ДОРОГИ бесплатно и без регистрации!
- Родился мальчик в дни войны,
- Да не в отцовском доме, —
- Под шум чужой морской волны
- В бараке на соломе.
- Еще он в мире не успел
- Наделать шуму даже,
- Он вскрикнуть только что посмел
- И был уже под стражей.
- Уже в числе всех прочих он
- Был там, на всякий случай,
- Стеной-забором огражден
- И проволокой колючей.
- И часовые у ворот
- Стояли постоянно,
- И счетверенный пулемет
- На вышке деревянной.
- Родился мальчик, брат меньшой
- Троих детей крестьянки,
- И подают его родной
- В подаренной портянке.
- И он к груди ее прирос —
- Беда в придачу к бедам,
- И вкус ее соленых слез
- Он с молоком отведал.
- И начал жить, пока живой,
- Жилец тюрьмы с рожденья.
- Чужое море за стеной
- Ворочало каменья.
- Свирепый ветер по ночам
- Со свистом рвался в щели,
- В худую крышу дождь стучал,
- Как в полог колыбели.
- И мать в кругу птенцов своих
- Тепло, что с нею было,
- Теперь уже не на троих,
- На четверых делила.
- В сыром тряпье лежала мать,
- Своим дыханьем грея
- Сынка, что думала назвать
- Андреем – в честь Андрея,
- Отцовским именем родным.
- И в каторжные ночи
- Не пела – думала над ним:
- – Сынок, родной сыночек.
- Зачем ты, горестный такой,
- Слеза моя, росиночка,
- На свет явился в час лихой,
- Краса моя, кровиночка?
- Зачем в такой недобрый срок
- Зазеленела веточка?
- Зачем случился ты, сынок,
- Моя родная деточка?
- Зачем ты тянешься к груди
- Озябшими ручонками,
- Не чуя горя впереди,
- В тряпье сучишь ножонками?
- Живым родился ты на свет,
- А в мире зло несытое.
- Живым – беда, а мертвым – нет,
- У смерти под защитою.
Целуя зябкий кулачок,
На сына мать глядела:
– А я при чем, – скажи, сынок, —
А мне какое дело?
- Скажи: какое дело мне,
- Что ты в беде, родная?
- Ни о беде, ни о войне,
- Ни о родимой стороне,
- Ни о немецкой чужине
- Я, мама, знать не знаю.
- Зачем мне знать, что белый свет
- Для жизни годен мало?
- Ни до чего мне дела нет,
- Я жить хочу сначала.
- Я жить хочу, и пить, и есть,
- Хочу тепла и света,
- И дела нету мне, что здесь
- У вас зима, не лето.
- И дела нету мне, что здесь
- Шумит чужое море
- И что на свете только есть
- Большое, злое горе.
- Я мал, я слаб, я свежесть дня
- Твоею кожей чую,
- Дай ветру дунуть на меня —
- И руки развяжу я.
- Но ты не дашь ему подуть,
- Не дашь, моя родная,
- Пока твоя вздыхает грудь,
- Пока сама живая.
- И пусть не лето, а зима,
- И ветошь греет слабо,
- Со мной ты выживешь сама,
- Где выжить не могла бы.
- И пусть ползет сырой туман
- И ветер дует в щели,
- Я буду жить, ведь я так мал,
- Я теплюсь еле-еле.
- Я мал, я слаб, я нем, и глуп,
- И в мире беззащитен;
- Но этот мир мне все же люб —
- Затем, что я в нем житель.
- Я сплю крючком, ни встать, ни сесть
- Еще не в силах, пленник,
- И не лежал раскрытый весь
- Я на твоих коленях.
- Я на полу не двигал стул,
- Шагая вслед неловко,
- Я одуванчику не сдул
- Пушистую головку.
- Я на крыльцо не выползал
- Через порог упрямый,
- И даже «мама» не сказал,
- Чтоб ты слыхала, мама.
- Но разве знает кто-нибудь,
- Когда родятся дети,
- Какой большой иль малый путь
- Им предстоит на свете?
- Быть может, счастьем был бы я
- Твоим, твой горький, лишний, —
- Ведь все большие сыновья
- Из маленьких повышли.
- Быть может, с ними белый свет
- Меня поставит вровень.
- А нет, родимая, ну, нет, —
- Не я же в том виновен,
- Что жить хочу, хочу отца
- Признать, обнять на воле.
- Ведь я же весь в него с лица —
- За то и люб до боли.
- Тебе приметы дороги,
- Что никому не зримы.
- Не дай меня, побереги…
- – Не дам, не дам, родимый.
- Не дам, не дам, уберегу
- И заслоню собою,
- Покуда чувствовать могу,
- Что ты вот здесь, со мною.
- …И мальчик жил, со всех сторон
- В тюрьме на всякий случай
- Стеной-забором огражден
- И проволокой колючей.
- И часовые у ворот
- Стояли постоянно,
- И счетверенный пулемет
- На вышке деревянной.
- И люди знали: мальчик им —
- Ровня в беде недетской.
- Он виноват, как все, одним:
- Что крови не немецкой.
- И по утрам, слыхала мать,
- Являлся Однорукий,
- Кто жив, кто помер, проверять
- По правилам науки.
- Вдоль по бараку взад-вперед
- С немецким табелем пройдет:
- Кто умер – ставит галочку,
- Кто жив – тому лишь палочку.
- И ровным голосом своим,
- Ни на кого не глядя,
- Убрать покойников – живым
- Велит порядка ради.
- И мальчик жил. Должно быть, он
- Недаром по природе
- Был русской женщиной рожден,
- Возросшей на свободе.
- Должно быть, он среди больших
- И маленьких в чужбине
- Был по крови крепыш мужик,
- Под стать отцу – мужчине.
- Он жил да жил. И всем вокруг
- Он был в судьбе кромешной
- Ровня в беде, тюремный друг,
- Был свой – страдалец здешний.
- И чья-то добрая рука
- В постель совала маме
- У потайного камелька
- В золе нагретый камень.
- И чья-то добрая рука
- В жестянке воду грела,
- Чтоб мать для сына молока
- В груди собрать сумела.
- Старик поблизости лежал
- В заветной телогрейке
- И, умирая, завещал
- Ее мальцу, Андрейке.
- Из новоприбывших иной —
- Гостинцем не погребуй —
- Делился с пленною семьей
- Последней крошкой хлеба.
- И так, порой полумертвы,
- У смерти на примете,
- Все ж дотянули до травы
- Живые мать и дети.
Прошел вдоль моря вешний гром
По хвойным перелескам.
И очутились всем двором
На хуторе немецком.
- Хозяин был ни добр, ни зол, —
- Ему убраться с полем.
- А тут работницу нашел —
- Везет за двух, – доволен.
- Харчи к столу отвесил ей
- По их немецкой норме,
- А что касается детей, —
- То он рабочих кормит.
- А мать родную не учить,
- Как на куски кусок делить,
- Какой кусок ни скудный,
- Какой дележ ни трудный.
- И не в новинку день-деньской,
- Не привыкать солдатке
- Копать лопатою мужской
- Да бабьей силой грядки.
- Но хоть земля – везде земля,
- А как-то по-другому
- Чужие пахнут тополя
- И прелая солома.
- И хоть весна – везде весна,
- А жутко вдруг и странно:
- В Восточной Пруссии она
- С детьми, Сивцова Анна.
- Журчал по-своему ручей
- В чужих полях нелюбых,
- И солона казалась ей
- Вода в бетонных трубах.
- И на чужом большом дворе
- Под кровлей черепичной
- Петух, казалось, на заре
- Горланит непривычно.
- Но там, в чужбине, выждав срок,
- Где что – не разбирая, —
- Малютка вылез за порог
- Хозяйского сарая.
- И дочка старшая в дому,
- Кому меньшого нянчить,
- Нашла в Германии ему
- Пушистый одуванчик.
- И слабый мальчик долго дул,
- Дышал на ту головку.
- И двигал ящик, точно стул,
- В ходьбе ловя сноровку.
- И, засмотревшись на дворе,
- Едва не рухнул в яму.
- И все пришло к своей поре,
- Впервые молвил:
- – Мама.
- И мать зажмурилась от слез,
- От счастья и от боли,
- Что это слово произнес
- Ее меньшой в неволе…
- Покоса раннего пора
- За дальними пределами
- Пришла. Запахли клевера,
- Ромашки, кашки белые.
- И эта памятная смесь
- Цветов поры любимой
- Была для сердца точно весть
- Со стороны родимой.
- И этих запахов тоска
- В тот чуждый край далекий
- Как будто шла издалека —
- Издалека с востока.
- И мать с детьми могла тогда
- Подчас поверить в чудо:
- – Вот наш отец придет сюда
- И нас возьмет отсюда.
- Могло пригрезиться самой
- В надежде и тревоге,
- Как будто он спешит домой
- Да припоздал в дороге.
- А на недальнем рубеже,
- У той границы где-то,
- Война в четвертое уже
- Свое вступала лето.
И по дорогам фронтовым
Мы на дощечках сами
- Себе самим,
- Кто был живым,
- Как заповедь писали:
- Не пощади
- Врага в бою,
- Освободи
- Семью
- Свою.
Источник: https://librebook.me/dom_u_dorogi/vol1/1