Краткое содержание великолепная шестерка васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Молодые люди мчались на лошадях. Был конец смены. Они собирались покататься еще на следующий день утром. Но автобусы приехали после завтрака. Была суматоха, все торопились. Дети разъехались по домам.

Кира Сергеевна была управляющей лагеря. Она очень гордилась своей работой.

Через неделю пришла милиция. Узнав об этом, начальница рассердилась. Она не понимала цель этого визита. Она боялась, что слух о том, что приходила милиция, разнесется по округе. А её лагерь будет опозорен.

Милицейский лейтенант был очень молодым. С ним был старик. Он сидел на диване. Старик был худой, на нем была надета рубашка, а на ней висел орден Отечественной войны.

Начальница не могла сконцентрироваться на том, что ей говорили. Вся ситуация казалась ей нелепой.

Дело было в том, что у инвалида войны украли шесть лошадей. Милиционер подозревал в этом молодых людей, которые были в лагере, так как они часто приходили в деревню, где жил старик.

Они называли себя иностранными именами. Дед очень любил лошадей. Он рассказал историю о том, что во время войны его конь спал ему жизнь. Он вытащил солдата из воды за спину, а сам умер.

У мужчины остался из-за этого шрам на всю жизнь.

Учитель физкультуры вспомнил, что мальчики говорили пред отъездом что-то про лошадей, но он забыл об этом. Вожатые знали, что это мальчики из смены украли лошадей, но всячески их выгораживали. Они считали, что эти молодые люди — будущее страны. Мальчики были талантливые. Вожатые думали, что этот случай подорвет репутацию детей.

Старик постоянно просил три рубля, чтобы помянуть лошадей, ведь они были ему как родные. Милиционер защищал старика. На заявление начальницы лагеря о том, что старик — родственник милиционера, тот ответил, что старики и дети — это родственники для всех. Лейтенант сочувствовал деду. Он уважал то, что старик участвовал в войне.

Потом милиционер дал Кире Сергеевне фотографии. На них были изображены трупы лошадей. Мальчики из лагеря привязали коней к дереву так, что те не могли нормально поесть и попить, поэтому умерли.

Вожатая попросила учителя физкультуры дать деду 10 рублей на поминки. В тот вечер старик умер.

Рассказ учит тому, что нужно уважать ветеранов и стариков. Ведь это благодаря им мы живы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Васильев. Все произведения

Великолепная шестерка. Картинка к рассказу

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Хемингуэй
    Американский писатель Эрнест Хемингуэй известен всему миру благодаря непревзойденному таланту создавать поистине неповторимые произведения. Их герои — это люди, которых он лично знал и ситуации, свидетелем
  • Краткое содержание Маленькое привидение Пройслера
    С незапамятных времен, в старинном замке жило Маленькое приведение. Оно обитало в сундуке, и покидало его ровно в полночь. Маленькое привидение проводило свою жизнь размеренно и однообразно
  • Краткое содержание Тургенев Муму
    В Москве в одном доме, проживала одна барыня почтенных лет. И было у не много прислуги. Но очень выделялся среди них ее дворник по имени Герасим. Это был крепкий, высокий мужчина, прямо богатырь
  • Краткое содержание сказки Откуда взялись броненосцы Киплинга
    Все начиналось в древние времена. На побережье Амазонки. Именно там проживают четыре главных героя произведения. А являются ими черепаха, она же Неспешная черепаха, ежик, он же Злючка-Калючка, малыш Ягуар и его мама.
  • Краткое содержание Руссо Исповедь
    Автор начинает свой рассказ с того, что описывает смерть матери при родах. Далее идет рассказ о детстве у дяди, учении и неразделенной любви к женскому полу. Когда же главный герой идет

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilev/velikolepnaya-shesterka

Краткое содержание Васильев Великолепная шестерка для читательского дневника

История начинается с того, что компания молодых людей из шести человек мчится на лошадях. Это были ребята из пионерского лагеря, в котором закончилась смена. Им так понравилось кататься, что друзья запланировали такую же прогулку и на следующий день. Но вскоре приехали автобусы, чтобы развести ребят по домам. Началась суматоха. Все торопились поскорее уехать.

Ответственность за порядок в лагере и в целом за все, что происходило в нем, лежала на Кире Сергеевне, управляющей. Ей очень нравилась ее работа, и она всякий раз использовала любой повод, чтобы показать, как гордится своим занятием.

Через неделю в лагерь пожаловал лейтенант милиции с одним важным вопросом. Данный визит очень рассердил управляющую, так как она боялась, что весть об этом скоро разлетится по округе, и репутация лагеря будет испорчена. К тому же Кира Сергеевна абсолютно не понимала цели этого посещения.

Блюститель закона оказался совсем еще молодым человеком. Он пришел в сопровождении старика. Как только они зашли внутрь, старик сразу же уселся на диван – силы оставляли его. Он был очень худой, и даже скорее немощный. Одет он был в штаны и рубашку, поверх которой висел боевой орден – им ветерана наградили за проявленный во время Великой Отечественной войны героизм.

Кира Сергеевна никак не могла уловить смысл происходящего. В ее глазах ситуация выглядела нелепой и абсурдной, и все, о чем говорил лейтенант милиции, казалось ей какой-то ошибкой, клеветой или чей-то глупой шуткой.

Смысл всей истории заключался в следующем. Выяснилось, что у старика неделю назад украли шесть лошадей. Лейтенант высказал подозрения о том, что к делу причастны молодые люди из лагеря, поскольку их часто видели в деревне, где жил герой войны.  К тому же было замечено, что ребята называли друг друга иностранными именами.

Потерять любимых лошадей было для старика настоящей трагедией. Он рассказал присутствующим историю о том, как во время войны его, раненого солдата, спас конь – отдав последние силы, он вытащил парня из воды, схватив его зубами за спину, а сам умер. У мужчины на всю жизнь остался глубокий шрам от укуса.

Учитель физкультуры вдруг припомнил, что перед самым отъездом ребята что-то обсуждали насчет лошадей. Вожатые понимали, что виновниками случившегося в деревне являются воспитанники лагеря. Но ребята были такими успешными, умными и талантливыми, что вожатые были готовы на все, дабы уберечь их от плохой репутации.

Старик тем временем всё выпрашивал три рубля, чтобы помянуть своих верных лошадок, которые стали ему ближе, чем кто бы то ни был. Лейтенант заступался за ветерана, а на заявление, будто старик является родственником милиционера, ответил, что старики и дети для всех являются родственниками. Лейтенант уважал деда и сопереживал ему.

Затем милиционер передал управляющей фотографии, на которых была запечатлена ужасная картина – мертвые лошади, привязанные к дереву. Мальчики оставили их в таком положение и забыли про них вовсе. Лошади не могли высвободиться, и, в конце концов, умерли от жажды и голода.

  • Кира Сергеевна попросила физрука дать старику 10 рублей на поминки, но в тот же день ветеран скончался.
  • Рассказ учит тому, что нужно уважать пожилых людей и ветеранов, которым нынешнее и последующие поколения обязаны жизнью и мирным небом над головой.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/vasilev/velikolepnaya-shesterka

"Великолепная шестерка" — краткое содержание рассказа Бориса Васильева

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение «Великолепная шестерка», краткое содержание которого предложено ниже, по праву считается одним из лучших рассказов Бориса Васильева. 

Школьникам нередко задают писать сочинение-рассуждение по этой книге. Также на произведение часто пишется рецензия.

История создания произведения Бориса Васильева

Васильев написал рассказ в 1980 г., и он относится к сборнику «Летят мои кони…», вышедшем в 1984 г. 

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

  • Борис Львович Васильев (1924-2013)
  • Тогда в СССР все надежды были на будущие технологии и новые поколения, а об уважении к прошлому многие позабыли. 
  • Поэтому рассказ Васильева отлично отражает происходящую в те времена ситуацию и призывает людей к нравственному поведению, ответственности и уважению прошлых поколений.

«Великолепная шестерка» – краткое содержание рассказа

Рассказ начинается с того, как молодые люди резво мчались на лошадях. Уже был конец смены, поэтому ребятам пришлось вернуться в лагерь. 

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Завтра к обеду они должны были уехать домой, поэтому друзья планировали вернуться утром и покататься вновь. Но автобусы приехали сразу после завтрака, и водители начали торопить детей. Кругом суматоха и неразбериха, и все дети разъехались по домам.

Кира Сергеевна – управляющая этого лагеря, очень любящая и гордящаяся своей работой. После отъезда второй смены она с облегчением вздохнула и приготовилась к приезду последней группы детей.

Спустя неделю в лагерь пожаловала милиция. Эта встреча для Киры Сергеевны была невероятно абсурдной. Она была уверена, что в милиции допустили ошибку, а слухов о том, что лагерь посещали стражи закона – точно не оберешься.

В своем кабинете она встретила молодого лейтенанта, больше похожего на юношу, и худого старика, сидевшего на диване, т. к. сил стоять у него просто не было. Одет он был в потрепанные вещи, а на груди у него висел орден за проявленную отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Дело в том, что неделю назад у старика-фронтовика украли шестерых лошадей. Милиционер подозревал в этом мальчиков из лагеря, потому что те часто посещали деревню старика и называли друг друга иностранными именами. 

Фронтовик очень любил лошадей и рассказал всем душераздирающую историю о его чудесном спасении на войне. Он висел на волоске от смерти, и конь, пожертвовав собой, вытащил его из воды. 

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Товарищ отдал за него жизнь, поэтому старик испытывал сильнейшие чувства, когда рассказывал об этом.

Наедине с Кирой Сергеевной физрук из лагеря рассказал, что мальчишки действительно могли быть причастны к этой «лошадиной истории», ведь 1 из них недавно говорил что-то о конях. Даже осознавая это, управляющая предпочла скрыть тайну и солгать милиционеру ради спасения репутации «талантливых» мальчишек. 

А старик все твердил одно и просил три рубля на поминки, но милиционер твердо отказывал ему, понимая, к чему это приведет.

Кира Сергеевна отнеслась к фронтовику несерьезно, посчитав его спившимся. Но это было не так, он чувствовал тяжелую боль от утраты друзей.

Она попыталась надавить на милиционера, заподозрив его в родственной связи со стариком. Но парень спокойно ответил, что все старики и дети – наши родственники.

Позже лейтенант выложил ужасные фотографии на стол управляющей. Оказалось, что мальчишки привязали всех коней, оставив их без еды и воды, и в итоге животные погибли от голода. Управляющая не нашла на это аргументов для возражения. После этого милиционер позвал старика, и они ушли.

Глядя на фотографии, Кира Сергеевна приказала спрятать тела животных, т. к. на лагерь могло пасть пятно позора. Также она попросила физрука передать фронтовику 10 рублей на поминки.

Этим же вечером старик купил 2 бутылки водки и умер в амбаре, в котором до сих пор пахло лошадьми.

Главные герои и их характеристика

Первый из шестерых мальчишек– прекрасный математик, второй – новый Карпов, третий – технарь, а четвертый – полиглот. Кира Сергеевна дала прекрасную характеристику шестерым мальчишкам, но так ли это на самом деле? Ими двигал эгоизм, безнравственность и безответственность. 

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Во-первых, они украли лошадей у старого ветерана войны. А во-вторых, в день возвращения домой никто из них даже не задумался о привязанных животных.

Сама Кира Сергеевна – карьеристка, для которой знамя лагеря гораздо важней человеческих чувств и жизни животных. Первое, о чем она подумала, услышав о приезде милиции – это ухудшение репутации ее лагеря.

Физрука нельзя назвать отрицательным персонажем. В глубине души он понимал, что мальчики действительно похитили животных, и именно они причастны к смерти лошадей. Но он промолчал, подчинившись указаниям управляющей и размышляя только о спасении знамени. Он без угрызения совести передал старику 10 рублей на поминки, а ведь физрук понимал, что случится после.

Милиционер – человек глубоко сопереживающий и в целом положительный персонаж. Он очень уважал старика за его фронтовые заслуги и несколько раз упоминал об этом в кабинете управляющей. Он отказывался давать старику 3 рубля не из жадности, милиционер заботился о фронтовике и понимал, к чему это приведет.

Читайте также:  Краткое содержание прощание с матёрой распутина за 2 минуты пересказ сюжета

Анализ произведения

Кого «благодарить» во всех этих смертях в этом душераздирающем произведении? В первую очередь, родителей мальчишек, которые воспитали своих «талантливых» детей безнравственными, безответственными и эгоистичными юношами. 

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Целую неделю они воровали лошадей у старого ветерана. Причем лошади для них – всего лишь товар. Пусть в день отъезда и была суматоха кругом, но никто из шестерых юношей не отвязал лошадей. Они ведь могли попросить об этом кого-нибудь или оставить записку?

А вот в смерти старика во многом можно винить Киру Сергеевну и наше общество. Управляющая виновна в том, что она дала старику деньги на спиртное, осознавая возможные последствия. А общество причастно к смерти старика своим безразличием ко взрослому поколению. 

Управляющая говорила, что эти мальчишки – будущее области, а то и целого союза. На что милиционер спросил, в том ли вина старика, что он не успел умереть?

В самом конце произведения эпилог. Так автор придает рассказу трагичность и заставляет нас, читателей, задуматься о нравственности, ответственности и уважению к старшему поколению. Ведь управляющую, физрука и вожатых интересовала лишь репутация лагеря, а о чувствах исхудавшего старика они вообще не задумывались. 

За весь рассказ никто из них и не помыслил о том, насколько тяжело фронтовик перенесет утрату лошадей. Никто из них не посочувствовал, никто из не извинился… 

И даже видя страшные фотографии с мертвыми лошадьми, Кира Сергеевна ничуть не пожалела старика, а лишь выдала деньги для покупки «яда». Подумать только, роковая встреча шестерых мальчишек отняла 7 жизней.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/velikolepnaya-shesterka.html

помогите найти!!!!краткое содержание рассказа Великолепная шестёрка Борис Васильев

Елена Чепенко Ученик (216) 4 года назад Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.

В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней.

Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.

Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику «на поминки» .

Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.

АНУАР ГИЗЯТОВ Ученик (121) 3 года назад Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней.

Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.

Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику «на поминки» .

Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.

данил горюшин Ученик (159) 3 года назад Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней.

Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды.Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику «на поминки» .

Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки

НатальяБордукова Знаток (283) 2 года назад Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней.

Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды.Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику «на поминки» .

Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки

Данил Сунагатуллин Ученик (129) 1 год назад Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней.

Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.

Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику «на поминки» .

Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/64629994

Читать

Борис Васильев

Великолепная шестерка

***

Kони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог.

— Хелло, Вэл!

— Хелло, Стас!

Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня, погоня! У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, вперед, только вперед! Вперед, Вит, вперед, Эдди! Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны уйти от шерифа!

Что может быть лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда? И что из того, что худым мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неоседланных лошадей? Что из того, что лошадиный галоп тяжел и неуверен? Что из того, что лошадиные сердца выламывают ребра, из пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови? Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

— Стой! Да стой же, мустанг, тпру!.. Ребята, отсюда — через овраг. Дырка за читалкой, и мы — дома.

  • — Ты молодец, Роки.
  • — Да, клевое дельце.
  • — А что делать с лошадьми?
  • — Завтра еще покатаемся.
  • — Завтра — конец смены, Эдди.

— Ну так что? Автобусы наверняка придут после обеда!

Автобусы из города пришли за второй лагерной сменой после завтрака. Водители торопили со сборами, демонстративно сигналя. Вожатые отрядов нервничали, ругались, пересчитывали детей. И с огромным облегчением вздохнули, когда автобусы, рявкнув клаксонами, тронулись в путь.

— Прекрасная смена, — отметила начальник лагеря Кира Сергеевна. — Теперь можно и отдохнуть. Как там у нас с шашлыками?

Кира Сергеевна не говорила, а отмечала, не улыбалась, а выражала одобрение, не ругала, а воспитывала. Она была опытным руководителем: умела подбирать работников, сносно кормить детей и избегать неприятностей. И всегда боролась.

Боролась за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря, чистоту помыслов и чистоту тел.

Она была устремлена на борьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и, кроме борьбы, ни о чем не желала думать: это был смысл всей ее жизни, ее реальный, лично ощутимый вклад в общенародное дело.

Она не щадила ни себя, ни людей, требовала и убеждала, настаивала и утверждала и высшей наградой считала право отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона. Трижды она добивалась этой чести и не без оснований полагала, что и этот год не обманет ее надежд.

И оценка «прекрасная смена» означала, что дети ничего не сломали, ничего не натворили, ничего не испортили, не разбежались и не подцепили заболеваний, из-за которых могли бы снизиться показатели ее лагеря. И она тут же выбросила из головы эту «прекрасную смену», потому что прибыла новая, третья смена и ее лагерь вступил в последний круг испытаний.

Через неделю после начала этого завершающего этапа в лагерь приехала милиция. Кира Сергеевна проверяла пищеблок, когда доложили. И это было настолько невероятно, настолько дико и нелепо применительно к ее лагерю, что Кира Сергеевна рассердилась.

— Наверняка из-за каких-то пустяков, — говорила она по пути в собственный кабинет. — А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Вот так, мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно.

— Да, да, — преданно поддакивала старшая пионервожатая с бюстом, самой природой предназначенным для наград, а пока носившим алый галстук параллельно земле. — Вы абсолютно правы, абсолютно. Врываться в детское учреждение…

— Пригласите физрука, — распорядилась Кира Сергеевна. — На всякий случай.

Покачивая галстуком, «бюст» бросился исполнять, а Кира Сергеевна остановилась перед собственным кабинетом, сочиняя отповедь в адрес бестактных блюстителей порядка. Подготовив тезисы, оправила идеально закрытое, напоминающее форму темное платье и решительно распахнула дверь.

— В чем дело, товарищи? — строго начала она. — Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение…

— Извините.

У окна стоял милицейский лейтенант настолько юного вида, что Кира Сергеевна не удивилась бы, увидев его в составе первого звена старшего отряда. Лейтенант неуверенно поклонился, глянув при этом на диван. Кира Сергеевна посмотрела туда же и с недоумением обнаружила маленького, худого, облезлого старичка в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке.

Тяжелый орден Отечественной войны выглядел на этой рубашке столь нелепо, что Кира Сергеевна зажмурилась и потрясла головой в надежде все же увидеть на старике пиджак, а не только мятые штаны да легкую рубаху с увесистым боевым орденом.

Но и при вторичном взгляде ничего в старике не изменилось, и начальник лагеря поспешно уселась в собственное кресло, дабы обрести вдруг утраченное равновесие духа.

— Вы — Кира Сергеевна? — спросил лейтенант. — Я участковый инспектор, решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь…

Лейтенант старательно и негромко излагал причины своего появления, а Кира Сергеевна, слыша его, улавливала лишь отдельные слова: заслуженный фронтовик, списанное имущество, воспитание, лошади, дети.

Она смотрела на старого инвалида с орденом на рубашке, не понимая, зачем он тут, и чувствовала, что старик этот, в упор глядя беспрестанно моргающими глазками, не видит ее точно так же, как она сама не слышит милиционера. И это раздражало ее, выбивало из колеи, а потому пугало.

И она боялась сейчас не чего-то определенного — не милиции, не старика, не новостей, — а того, что испугалась. Страх нарастал от сознания, что он возник, и Кира Сергеевна растерялась и даже хотела спросить, что это за старик, зачем он здесь и почему так смотрит.

Читайте также:  Краткое содержание гофман золотой горшок за 2 минуты пересказ сюжета

Но эти вопросы прозвучали бы слишком по-женски, и Кира Сергеевна тут же задавила робко трепыхнувшиеся в ней слова. И с облегчением расслабилась, когда в кабинет вошли старшая пионервожатая и физрук.

— Повторите, — строго сказала она, заставив себя отвести глаза от свисающего с нейлоновой рубашки ордена. — Самую суть, коротко и доступно.

Лейтенант смешался. Достал платок, вытер лоб, повертел форменную фуражку.

— Собственно говоря, инвалид войны, — растерянно сказал он.

Кира Сергеевна сразу почувствовала эту растерянность, этот ч у ж о й страх, и ее собственная боязнь, ее собственная растерянность тут же исчезли без следа. Все отныне встало на место, и разговором теперь управляла она.

— Скудно выражаете мысли.

Милиционер посмотрел на нее, усмехнулся.

— Сейчас богаче изложу. У почетного колхозного пенсионера, героя войны Петра Дементьевича Прокудова угнали шестерых лошадей. И по всем данным, угнали пионеры вашего лагеря.

Он замолчал, и молчали все. Новость была ошарашивающей, грозила нешуточными осложнениями, даже неприятностями, и руководители лагеря думали сейчас, как бы увернуться, отвести обвинение, доказать чужую ошибку.

— Конечно, кони теперь без надобности, — вдруг забормотал старик, при каждом слове двигая большими ступнями. — Машины теперь по шаше, по воздуху и по телевизору. Конечно, отвыкли.

Раньше вон мальчонка собственный кусок недоедал — коню нес. Он твой хлебушко хрумкает, а у тебя в животе урчит. С голодухи. А как же? Все есть хотят. Это машины не хотят, а кони хотят.

А где же возьмут? Что дашь, то и едят.

Лейтенант невозмутимо выслушал это бормотание, но женщинам стало не по себе — даже физрук заметил. А был он человеком веселым, твердо знал, что дважды два — четыре, а потому и сохранял в здоровом теле здоровый дух. И всегда рвался защищать женщин.

— Чего мелешь-то, старина? — добродушно улыбнувшись, сказал он. — «Шаше», «шаше»! Говорить бы сперва выучился.

— Он контуженый, — глядя в сторону, тихо пояснил лейтенант.

— А мы не медкомиссия, товарищ лейтенант. Мы — детский оздоровительный комплекс, — внушительно сказал физрук. — Почему считаете, что наши ребята угнали лошадей? У нас современные дети, интересуются спортом, электроникой, машинами, а совсем не вашими одрами.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=29097&p=1

Краткое содержание и анализ рассказа «Великолепная шестерка»

В отличие от писателей, создающих произведения о новых технологиях и надеждах на счастливое будущее, что было свойственно литературе конца XX века, рассказы Бориса Васильева отсылали всегда читателей к прошлому. Ярким тому примером становится «Великолепная шестерка», краткое содержание которой станет отличным подспорьем при написании сочинения-рассуждения, рецензии или при заполнении читательского дневника.

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

История написания

Б. Васильев «Великолепную шестерку» написал в 1980 году. Рассказ вошел в сборник произведений, объединенных под названием «Летят мои кони». Полноценная книга была окончена и напечатана только в 1984 году.

Тогда все люди надеялись исключительно на счастливое будущее, описывали открытия и предполагали, как дальше могли бы развиваться технологии.

Люди, жившие в СССР 80-х годов XX века, стали постепенно забывать об уважении к прошлому.

Рассказа Бориса Васильева был призван отразить ситуацию, происходящую в те времена. Это должно было направить людей на истинный путь, призвать их к нравственности, ответственному поведению, уважению предков и их достижений.

Главные герои, их характеристика

Главных героев — лагерных воспитанников автор описывает через слова управляющей места отдыха — Киры Сергеевны. Она очень любит свою работу, еще больше она переживает о репутации своего «детища» (лагеря). Перед читателями женщина предстает насмешливой и слегка циничной, лживой. Своих воспитанников она описывает следующим образом:

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

  • Первый мальчик — прекрасный математик.
  • Второй — будущий новый Карпов.
  • Третий силен в технических науках.
  • Четвертый — истинный полиглот.

Также положительно она описывает и других представителей великолепной шестерки. Но настолько ли хороши ребята, дальнейшие события показывают, что на самом деле они настоящие эгоисты, безнравственные, безответственные и плохо воспитанные дети.

Они крадут лошадей у местного фронтовика, проживающего в селе неподалеку от лагеря. В надежде покататься последний раз, мальчишки привязывают животных далеко от дома. Но уезд при окончании смены перенесся с дневного времени на утро. Лошади так и остались привязанными.

Голодающие кони просто умерли.

Кира Сергеевна — истинная карьеристка, пытающаяся скрыть причастность воспитанников к произошедшему после того, как узнает от физрука (еще одного действующего лица) о разговорах ребят про конные поездки.

Милиционер (молодой лейтенант) — именно он рассказывает управляющей лагерем о жестокости мальчиков и показывает вещественные доказательства — фотографии мертвых животных. Сопереживающий персонаж хочет восстановить справедливость.

Он не хотел давать старику-фронтовику деньги, так как знал, что тот напьется до беспамятства. Кира Сергеевна же, наоборот, пытается скрыть случившееся, поэтому передает через физрука пострадавшему мужчине 10 рублей.

Он тратит их на алкоголь и умирает.

Краткое содержание рассказа

Начинать краткое содержание «Великолепной шестерки» стоит с рассказа о поездке молодых людей на лошадях. Всадники возвращались в лагерь перед окончанием смены, ведь в обеденное время им нужно ехать домой.

Друзья хотели возвратиться, чтобы утром напоследок прокатиться на конях. Но автобусы за ребятами приехали сразу после завтрака. Водители то и дело поторапливали детей. Утренняя суматоха закончилась отъездом ребят.

Любимым детским местом отдыха управляет Кира Сергеевна. Отправив вторую смену, она с нетерпением ждала последнего заезда. Спустя неделю произошло странное событие — лагерь посетили милиционеры.

Для управляющей такая ситуация показалась абсурдной. Она была убеждена, что в милиции произошла ошибка. Место отдыха никак не связано с выдвигаемыми претензиями.

Да и проблем в дальнейшем не оберешься, репутация лагеря могла пострадать.

Причина приезда милиции

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Кира Сергеевна вошла в свой кабинет, где ее уже ожидал молодой лейтенант. Он был уставший, чем напоминал собой старика. Страж закона сидел на диване, обессиленный он не мог стоять на ногах. Одежда лейтенанта была потрепана. Грудь его формы украшал орден, выданный за отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Милиционер сообщил, что у старого фронтовика, проживающего в здешних краях, недавно украли шестерку лошадей. Под подозрение попали лагерные мальчишки, посещавшие в свободное время деревню владельца коней. Мальчики называли друг друга иностранными именами.

Фронтовик очень дорожил своими парнокопытными питомцами, всем рассказывал душещипательную историю о чудесном спасении на фронте. Он попал в воду и не мог выбраться оттуда, тогда конь пожертвовал собой ради спасения утопающего.

Фронтовой товарищ отдал за старика жизнь.

Причастность мальчишек к произошедшему

Физкультурный работник лагеря рассказывает Кире Сергеевне о том, что мальчики действительно могли украсть лошадей, так как один из них недавно говорит что-то о конных поездках. Управляющая не хотела выносить сор из избы. Поэтому скрыла эти факты от милиции. Она не хотела рисковать репутацией ребят и лагеря.

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

Обвиняющий мальчишек в воровстве старик-фронтовик просит у милиционера три рубля на поминки. Тот отказывает просящему, так как понимал, что мужчина все пропьет. Управляющая лагеря также не воспринимает старика всерьез. Мужчине же было больно от утраты верных лошадиных друзей.

Лейтенант выкладывает на стол управляющей ужасающие фотографии, где видны мертвые лошади. Мальчики просто привязали их вдалеке от дома, оставили тех без воды и питья, что привело к смерти животных. Кира Сергеевна молчала, так как не могла предоставить аргументы в защиту воспитанников.

Тела животных были спрятаны по приказу управляющей. Старик получил от нее 10 рублей на поминки. Все деньги он потратил на водку, выпив которую, он скончался в собственном амбаре, где до сих пор пахло лошадьми.

Анализ произведения и основные идеи

Произошедшее действительно затрагивает душу, начиная трепетным рассказом старика о чудесном спасении на фронте лошадью, заканчивая трагическими смертями.

Создавая краткий пересказ, сложно сказать, кто виноват произошедшем, стоит ли винить детей или безответственность управляющей лагерем, которая даже не замечала отсутствия детей, кравших лошадей.

Прочитав краткое содержание «Великолепной шестерки» Бориса Васильева, можно сказать о том, что вина в первую очередь должна ложиться на плечи родителей мальчишек, вырастивших их бесцеремонными эгоистами.

Автор пытается осветить несколько важных черт общества того времени:

Краткое содержание Великолепная шестерка Васильева за 2 минуты пересказ сюжета

  • Восприятие животных как простого товара. Мальчики просто забыли о конях, они только жалели о том, что не успели покататься напоследок, но даже не подумали сообщить, что где-то привязаны выкраденные лошади, которых надо бы отвязать.
  • Безразличие к заслугам старшего поколения. Старик-фронтовик совершил немало благих дел и отслужил Отчизне с отличиями. Но Кире Сергеевне наплевать на эти рассказы о заслугах, звучащие из уст милиционера. Она лишь высмеивает старика, считая его пьяницей.
  • Высмеивание «мнимого» будущего и перспектив писателем. Управляющая лагерем рассказывает лейтенанту о том, что обвиняемые мальчики принесут огромную пользу обществу и всему СССР. Но не могут уже изначально эгоистичные люди, совершившие преступление, быть будущим страны.

Заканчивается произведение трагическим эпилогом, который стоит читать полностью. Слова в нем заставляют задуматься над такими важными вопросами, как нравственность, ответственность, уважение к старшим.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/kratkoe-soderzhanie-i-analiz-rasskaza-velikolepnaya-shesterka.html

Борис Васильев «Великолепная шестёрка»

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

maxxx8721, 28 февраля 2020 г.

Небольшой, но очень неоднозначный рассказ, оставляющий тяжелое послевкусие.

Рассказ представляет собой своего рода суд, но не суд в прямом смысле этого слова, а «суд по совести», где судьей-совестью выступает милиционер.

В качестве обвинителя — дед, ветеран войны, пенсионер, символ старшего поколения; с другой стороны — дети, решившие для «будет что вспомнить» угнать колхозных лошадей.

Хотя на самом деле обвиняются не столько дети, сколько обвиняется сама система государственного воспитания, бездушный бюрократический аппарат в лице начальника лагеря.

Удивлен, читая в отзывах на других сайтах в адрес детей и воспитателей слова «нелюди», «недочеловеки», «как могли до такого довести» и пр., хотя в произошедшем воспитатели виноваты лишь тем, что не уследили за вылазкой детей.

Это детский оздоровительный комплекс, куда дети приезжают на одну смену — дней 20, чтобы отдыхать, играть, купаться в море и т.д. И они хотят, чтобы отдых этот запомнился, поэтому порою способны вытворять такие вещи, что на голову не натянешь, не задумываясь о последствиях. По себе знаю.

И то, что на подобные выходки способны дети-отличники — это проблема точно не пионер-вожатых и даже не учебных заведений, а прежде всего родителей, которые любые выходки детей зачастую сбрасывают на недостатки и несовершенство учебно-воспитательных заведений, учителей, воспитателей, но не пробелы в семейном воспитании. Это актуально сегодня как никогда.

Но в рассказе акцент ставится не столько на этом и не столько на детях, а больше на проблеме заботы государства о ветеранах, которые в те годы стали никому не нужны.

С одной стороны пыль в глаза и пафосное «Никто не забыт, и ничто не забыто», в то время как реальной заботы о ветеранах нет и им остается спиваться да искать утешения в друзьях-животных.

Человечность на самом-то деле не в количестве грамот, вымпелов, участий в олимпиадах или знамён передового лагеря, а в количестве добрых дел, поступков, которые бы приносили пользу окружающим, а не вредили.

И не в количестве цветов на обелиске, хотя и это важно, а в действительной и в действенной заботе о тех, кто ее действительно заслужил потом и кровью. Система же не способна сочувствовать, сопереживать. Даже в концовке начальник так и не прочувствовала момент, а ее жест неуместной щедрости лишь довершил трагедию одинокого человека.

В рассказе сконцентрировано много информации для размышления, и размышления эти хоть и тяжелые, но полезные.

Тиань, 22 августа 2018 г.

Рассказ поднимает две социально-значимые темы. Первая — неосознанная детская жестокость и осмысленное лицемерие взрослых, которые этих детей воспитывают. Вторая — отношение к престарелым ветеранам. Обе темы раскрываются хрестоматийно: на противопоставлении «плохих» и «хороших» персонажей, из которого следует мораль.

Получается такая прямолинейная воспитательная агитка. Вот мальчишки девяти-десяти лет. Они не умеют думать и заботиться о других живых существах и нечаянно обрекают на голодную смерть лошадей. Вот директор и физрук пионерского лагеря — герои отрицательные.

Читайте также:  Краткое содержание мой добрый папа голявкина за 2 минуты пересказ сюжета

Их совершенно не интересует моральная сторона поступка ребят и тот опыт, которые дети должны были бы из него извлечь, они озабочены только показателями лагеря и формальной стороной дела, ветеран войны — переживший тяжелую контузию, в преклонных уже летах, беспомощный и одинокий — не вызывает в них ни капли сочувствия. Вот сельский участковый — герой положительный..

Он пытается привлечь внимание к деянию мальчишек, с воспитательной целью, хочет поговорить с детьми, объяснить им что-то важное про эту жизнь и ответственность человека за свои поступки, он заботится о своем беспомощном односельчанине, и делает это с уважением и добротой, по велению сердца, потому что «дети и старики всем родня». Вот ветеран войны.

Во время войны он был разведчиком, героем, а ныне повредившийся рассудком вследствие контузии одинокий неопрятный алкоголик.

Беспомощный ветеран войны и гибель лошадей заставляют взрослых людей раскрыть глубинную суть своих характеров. Мальчишки-виновники не у дел, они уже уехали из лагеря и ничего не знают о том, как страшно закончилась их игра. И не узнают, наверное.

Всё понятно. Всё разложено по полочкам. Всё абсолютно правильно. И именно эта правильность мешает. Соглашаясь с автором в этических оценках, начинаешь думать о странном. А почему «великолепная шестерка»? Мальчишек-то четверо. Директора пионерлагеря и физрука к ним добавили? Может быть.

Для еще одной параллели разумно: взрослые воспитатели лишены нравственных устоев и прививают детям эгоизм и равнодушие.

Где мальчишки ухитрились лошадей привязать так, что местные жители не смогли их найти? Ведь если дети угнали лошадей покататься, а потом пешим ходом вернулись в лагерь, то лошади были где-то неподалеку от лагеря.

Почему их не нашли? Не в катакомбы же их завели, где-то в лесочке к деревьям привязали… И как-то эти мелочи сильно подтачивают доверие к рассказчику. Всё правильно написано, но в деталях видна небрежность, а когда правильно и о таких вещах, небрежности быть не должно.

Главное же, я не смогла представить себе мальчишек, которые, с одной стороны, не понимают, что лошадь живая и ее нужно кормить, а с другой, обладают достаточным опытом обращения с лошадьми, чтобы на них скакать, то есть умеют приладить седло, уздечку, удержаться верхом, когда лошадь в движении. На мой взгляд, это несовместимые качества. Если ребенок умеет обращаться с лошадьми, он знает, что их надо кормить. А если не знает, то никуда верхом не ускачет.

И еще один момент, чисто личный. Не люблю я такие истории, потому что муть со дна души поднимают они. Понимаю умом, что дети в таком не виноваты. Но ничего не могу с собой поделать — доминирует агрессивная неприязнь к детям, погубившим доверявших им животных.

Рассказ категорически не мой. Хотя, наверное, в школьной хрестоматии такое произведение было бы уместно.

Zlata.24, 4 августа 2018 г.

  • Короткий рассказ, а всю душу наизнанку вывернул!
  • И ведь по сути — каждого можно понять.
  • Пацаны хотели последние дни в лагере провести так, чтоб надолго запомнилось.
  • Администрация лагеря защищает свою честь и достигнутую высокую планку.
  • Контуженный дед скорбит по своим друзьям и надеется на похмельное забытьё.
  • Участковый искренне переживает за деда.

А кони… А что кони? Их списали давно.

Но цепочка событий привела к ужасной трагедии…

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: https://fantlab.ru/work282232?sort=date

Борис Васильев — Великолепная шестерка

Невеселый рассказ о равнодушии и черствости.

Старик вдруг затрясся, засучил ногами. Милиционер бросился к нему, не очень вежливо оттолкнув при этом вожатую.

— Где у вас уборная? Уборная где, спрашиваю, спазмы у него.

— В коридоре, — сказала Кира Сергеевна. — Возьмите ключ, это мой личный туалет.

  • Лейтенант взял ключ, помог старику подняться.
  • На диване, где сидел инвалид, осталось мокрое пятно. Старик дрожал, мелко переставлял ноги и повторял:
  • — Дай три рубля на помин, и господь с ними. Дай три рубля на помин…

— Не дам! — сурово отрезал милиционер, и оба вышли.

— Он алкоголик, — брезгливо сказала вожатая, старательно повернувшись спиной к мокрому пятну на диване. — Конечно, прежде был герой, никто не умаляет, но теперь… — Она сокрушенно вздохнула. — Теперь алкоголик.

— А ребята и вправду лошадей брали, — тихо признался физрук. — Мне перед отъездом Валера сообщил. Что-то он еще тогда про лошадей говорил, да отозвали меня. Шашлыки готовить.

— Может быть, признаемся? — ледяным тоном поинтересовалась Кира Сергеевна. — Провалим соревнование, потеряем знамя.

 — Подчиненные примолкли, и она сочла необходимым пояснить: — Поймите, иное дело, если мальчики украли бы общественную собственность, но они же не украли ее, не так ли? Они покатались и отпустили, следовательно, это всего лишь шалость. Обычная мальчишеская шалость, наша общая недоработка, а пятно с коллектива не смоешь. И прощай знамя.

— Ясно, Кира Сергеевна, — вздохнул физрук. — И не докажешь, что не верблюд.

— Надо объяснить им, что это за ребята, — сказала вожатая. — Вы же недаром называли их великолепной шестеркой, Кира Сергеевна.

— Хорошая мысль. Достаньте отзывы, протоколы, Почетные грамоты. Быстренько систематизируйте.

Когда лейтенант вместе с притихшим инвалидом вернулись в кабинет, письменный стол ломился от раскрытых папок, Почетных грамот, графиков и схем.

— Извините деда, — виновато сказал лейтенант. — Контузия у него тяжелая.

— Ничего, — великодушно улыбнулась Кира Сергеевна. — Мы тут обменялись пока. И считаем, что вы, товарищи, просто не в курсе, какие у нас ребята. Можно смело сказать: они — надежда двадцать первого века. И, в частности, те, которые по абсолютному недоразумению попали в ваш позорный список, товарищ лейтенант.

Кира Сергеевна сделала паузу, дабы работник милиции и непонятно для чего привезенный им инвалид с так раздражающим ее орденом могли полностью уяснить, что главное — в прекрасном будущем, а не в тех досадных исключениях, которые пока еще кое-где встречаются у отдельных граждан. Но лейтенант терпеливо ждал, что последует далее, а старик, усевшись, вновь вперил тоскливый взор свой куда-то сквозь начальницу, сквозь стены и, кажется, сквозь само время. Это было неприятно, и Кира Сергеевна позволила себе пошутить:

— Бывают, знаете, пятна и на мраморе. Но ведь благородный мрамор остается благородным мрамором и тогда, когда на него падает тень. Сейчас мы покажем вам, товарищи, на кого пытаются бросить тень.

 — Она зашуршала бумагами, разложенными на столе. — Вот например… Например, Валера. Прекрасные математические данные, неоднократный победитель математических олимпиад. Здесь копии его Почетных грамот, можете ознакомиться.

Далее, скажем, Славик…

— Второй Карпов! — решительно перебил физрук. — Блестящая глубина анализа, и в результате — первый разряд. Надежда области, а возможно, и всего Союза — говорю вам как специалист.

— А Игорек? — робко вставила вожатая. — Поразительное техническое чутье. Поразительное! Его показывали даже по телевизору.

— А наш изумительный полиглот Дениска? — подхватила Кира Сергеевна, невольно заражаясь восторженностью подчиненных. — Он уже овладел тремя языками. Вы сколькими языками владеете, товарищ милиционер?

Лейтенант серьезно поглядел на начальницу, скромно кашлянул в кулак и тихо спросил:

— А ты сколькими «языками» овладел, дед? За шестого орден-то дали, так вроде?

Старик задумчиво кивнул, и весомый орден качнулся на впалой груди, отразив позолотой солнечный лучик. И опять наступила неуютная пауза, и Кира Сергеевна уточнила, чтобы прервать ее:

— Товарищ фронтовик вам дедом приходится?

— Он всем дедом приходится, — как-то нехотя пояснил лейтенант. — Старики да дети — всем родня: этому меня бабка еще в зыбке учила.

— Странно вы как-то объясняете, — строго заметила Кира Сергеевна. — Мы понимаем, кто сидит перед нами, не беспокойтесь. Никто не забыт, и ничто не забыто.

— Мы каждую смену проводим торжественную линейку у обелиска павшим, — поспешно пояснила вожатая. — Возлагаем цветы.

— Мероприятие, значит, такое?

— Да, мероприятие! — резко сказал физрук, решив опять защищать женщин. — Не понимаю, почему вы иронизируете над средствами воспитания патриотизма.

— Я, это… Я не иронизирую. — Лейтенант говорил негромко и очень спокойно, и поэтому все в комнате злились. Кроме старого фронтовика. — Цветы, салюты — это все правильно, конечно, только я не о том. Вот вы о мраморе говорили. Мрамор — это хорошо. Чисто всегда.

И цветы класть удобно.

А что вот с таким дедом делать, которого еще в мрамор не одели? Который за собой ухаживать не может, который в штаны, я извиняюсь, конечно… да к водке тянется, хоть ты связывай его! Чем он тех хуже, которые под мрамором? Тем, что помереть не успел?

— Простите, товарищ, даже странно слышать. А льготы инвалидам войны? А почет? Государство заботится…

— Вы, что ли, государство? Я же не о государстве, я о ваших пионерах говорю. И о вас.

— И все-таки! — Кира Сергеевна выразительно постучала по столу карандашом. — И все-таки я настаиваю, чтобы вы изменили формулировку.

— Что изменил? — переспросил участковый.

— Формулировку. Как неправильную, вредную и даже аполитичную, если смотреть в корень.

— Даже? — переспросил милиционер и опять неприятно усмехнулся.

— Не понимаю, чего усмехаетесь? — пожал плечами физрук. — Доказательства есть? Нету. А у нас — есть. Получается, что клевету поддерживаете, а это знаете чем пахнет?

— Плохо пахнет, — согласился лейтенант. — Скоро почувствуете.

Он говорил с горечью, без всяких угроз и намеков, но тем, кому он это говорил, слышалась не горечь, а скрытые угрозы. Им представлялось, что участковый темнит, что-то сознательно недоговаривает, и поэтому они опять замолчали, лихорадочно соображая, какие козыри выкинет противник и чем эти козыри следует бить.

— Конь, он как человек, — неожиданно вклинился старик и опять задвигал ногами. — Он только не говорит, он только понимает. Он меня спас, Кучум звать. Статный такой Кучум, гнедой. Счас, счас.

Инвалид встал и начал суетливо расстегивать пуговицы рубашки. Тяжелый орден, обвиснув, раскачивался на скользкой ткани, а дед, бормоча «счас, счас», все еще возился с пуговицами.

— Он что, раздевается? — шепотом спросила старшая пионервожатая. — Скажите, чтоб перестал.

— Он вам второй орден покажет, — сказал лейтенант. — На спине.

Не совладав со всеми пуговицами, старик стащил рубашку через голову и, не снимая с рук, повернулся. На худой, костлявой спине его под левым плечом был виден бурый полукруглый шрам.

— Это зубы его, зубы, — все еще стоя к ним спиной, говорил дед. — Кучума, значит. Контузило меня на переправе, так в воду оба и упали. Я, это, соображения не имел, а Кучум — вот. Зубами за гимнастерку да вместе с мясом, чтоб покрепше. И выволок. И упал сам. Осколком у него ребра выломало, и кишки за ним волочились.

— Какая гадость, — сказала вожатая, став пунцовой, как галстук. — Кира Сергеевна, что же это такое? Это же издевательство какое-то, Кира Сергеевна.

— Одевайся, дед, — вздохнул лейтенант, и опять никто не почувствовал его боли и заботы: все своей боли боялись. — Простудишься, так тебя никакой Кучум больше не вытащит.

— Ах, коник был, ах, коник! — Старик надел рубаху и повернулся, застегиваясь. — Мало живут они, вот беда. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают.

Бормоча, он заталкивал рубаху в мятые штаны, улыбался, а по морщинистому, покрытому седой щетиной лицу текли слезы. Желтые, безостановочные, лошадиные какие-то.

— Одевайся, дедушка, — тихо сказал милиционер. — Дай я тебе пуговку застегну.

Он стал помогать, а инвалид благодарно уткнулся ему в плечо. Потерся и вздохнул, будто старая, усталая лошадь, так и не дожившая до добра.

— Ах, Коля, Коля, дал бы ты мне три рубля…

— Родственник! — вдруг торжествующе выкрикнула Кира Сергеевна и резко хлопнула ладонью по столу. — Скрывали, путали, а сами привели юродствующего родственника. С какой целью? Под фонарем ищете, — чтобы виноватого обелить?

— Конечно же это ваш собственный дед! — тотчас же подхватил физрук. — Это ж видно. Невооруженным глазом, как говорится.

— Мой дед в братской под Харьковом лежит, — сказал участковый. — А это не мой, это колхозный дедушка. А кони, которых ваша великолепная шестерка угнала, то его были кони. Колхоз их, коней этих, ему, Прокудову Петру Дементьевичу, передал.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/klassicheskaja-proza/page-2-138126-boris-vasilev-velikolepnaya-shesterka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector