Краткое содержание ветер и солнце ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс.

Выполнила учитель начальных классов первой категории:

Кузнецова Наталья Владимировна.

Тема: К. Д. Ушинский

«Ветер и Солнце»

Цель:

Познакомить учащихся с произведением К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»;

Развивать навыки выразительного, беглого, осознанного чтения; внимание, способность предвидеть, творческого мышления;

Воспитывать доброе отношение к людям.

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Какие литературные жанры вы знаете?

сказка, пьеса, стихотворение, рассказ, басня и т.д.

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Что выше леса, краше света, без огня горит?
  • ГИРТ
  • ТИГР
  • ЕЛВ
  • ОНСЛ
  • ЦЕСОЛН
  • ЛЕВ
  • СЛОН
  • СОЛНЦЕ

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Вот он деревце качает
  2. И разбойником свистит,
  3. Вот последний лист срывает
  4. И кружит его, кружит.
  5. ЖАБА
  6. БАЖА
  7. САЛИ
  8. КАЧББОА
  9. ТЕВЕР
  10. ЛИСА
  11. БАБОЧКА
  12. ВЕТЕР

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Вертлявый ветер вырывал
  • Ворота, как вертушки.
  • Ворчливый ворон воровал
  • Вчерашние ватрушки.
  • пу-те шест-вен -ни- ком
  • за-ку-ты-вал-ся
  • при-о-бод-рил-ся
  • по-чувст-во-вал
  • по-лу-за-мёр-ше-го

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Спор Ветра и Солнца.
  2. Борьба Ветра с путешественником.
  3. Победа Солнца.

Краткое содержание Ветер и Солнце Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Друзья познаются в беде.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/k-d-ushinskiy-veter-i-solntse-prezentatsiya.html

Смысл сказки мороз солнце и ветер. Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка

  • Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»
  • Жанр: народная волшебная сказка
  • Главные герои сказки «Мороз, Солнце и Ветер» и их характеристика
  1. Солнце. Жаркое, светлое, важное
  2. Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
  3. Ветер. Сильный, спокойный, уверенный.
  4. Старик.

    Умный.

План пересказа сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

  1. Встреча в поле
  2. Поклон
  3. Погоня
  4. Неловкий ответ
  5. Угрозы солнца
  6. Угрозы мороза
  7. Заступничество ветра

Кратчайшее содержание сказки «Мороз, Солнце и Ветер» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретились в поле четверо путников — старик, солнце, мороз и ветер.
  2. Старик поклонился и дальше пошел.
  3. А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
  4. Решили догнать старика и спросить
  5. Старик сказал, что поклонился ветру.
  6. Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.

Главная мысль сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

Без ветра мороз — мороз, а с ветром жара — не жара.

Чему учит сказка «Мороз, Солнце и Ветер»

Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.

Отзыв на сказку «Мороз, Солнце и Ветер»

Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.

Пословицы к сказке «Мороз, Солнце и Ветер»

На обиженных воду возят.
О вкусах не спорят.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.

Больше дела, меньше слов.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше.
А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился.

Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает.
Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить.

Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру.
Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в — ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается.

Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз — не мороз.

Вот потому люди больше ветер и почитают.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз, Солнце и Ветер»

1. Перечисли главных героев сказки

Главные герои сказки «Мороз, Солнце и Ветер»: старик, Мороз, Солнце, Ветер.

2. Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. (Запиши в читательский дневник)

Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет.

3. Что затеяли герои сказки? Отметь правильный ответ (в дневнике читателя).

Герои русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» затеяли спор.

4. Восстанови последовательность событий в сказке. Расставь цифры в нужном порядке (в читательском дневнике)

1.Шёл старик по дороге.

2.Заспорили между собой.

3.Треплют друг дружку.

4.Решили само старика спросить.

5. Вставь в предложение пропущенные слова. Отметь, что они обозначают. Запиши ответ в читательский дневник

Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

Все пропущенные слова обозначают действие предмета.

6. Подумай, кто произносит эти слова. Соедини стрелками в читательском дневнике

  1. «Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало» — Солнце
  2. «Это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал» — Мороз
  3. «Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает» — Ветер

7. Сколько раз старик поклонился? Отметь в читательском дневнике

8. Почему Ветер посмеялся над Морозом и Солнцем? Запиши ответ в читательский дневник

Ветер в сказке «Мороз, Солнце и Ветер» посмеялся над Морозом и Солнцем потому, что был доволен словами старика.

Ведь тот сказал, что второй раз поклонился Ветру.

9. Понравилась ли тебе сказка? Чем? Почему? Запиши свой ответ в читательский дневник

  • Мне понравилась сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
  • В ней действуют интересные главные герои, которые очень забавно себя ведут.
  • К тому же, эта русская народная сказка поучительная, что самое главное.

10. Выпиши из текста слова, значение которых тебе неизвестно. Запиши объяснение этих слов (в дневник читателя), используя толковый словарь

Отвесить — отделив от общего количества, взвесить. Отвесить поклон (устар.) — низко поклониться.

На особицу — отдельно от других; особо.

Шибко — скоро, быстро. Значительно по степени проявления, интенсивности и т.п. (Толковый словарь Ефремовой)

Невдомёк — Не может догадаться, сообразить. (Толковый словарь Ожегова)

11. Нарисуй рисунок — иллюстрацию к сказке «Мороз, Солнце и Ветер». Изобрази на рисунке понравившегося героя или эпизод

Дневник читателя и детский рисунок — иллюстрация
по русской народной сказке «Мороз, Солнце и Ветер» Ирина Клюхина (ФГОС школа России)

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл. А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер. Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит: — Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало. А Мороз говорит: — Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода. Не стерпел тут Ветер: — Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость! Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит: — Да разве есть кто меня сильнее! Мороз кричит: — Да разве есть кто меня лютее! А Ветер словно дразнится: — Да я вас обоих за пояс заткну! Спорили они, спорили и решили самого старика спросить. Догнали его и говорят: — Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился? А старик говорит: — Ветру.

Кому ж, как не ему! Доволен Ветер. — Ну что? — посмеивается. — Чья взяла? И в ус себе тихонько дует. — Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить! — А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет. — Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

10-11Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка.

Цель урока: Продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер». Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.2.Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.

3.Воспитывать уважение и любовь к природе.

Ход урока1.Организационный момент.Создание эмоционального настроения. Учитель: В сказке, рассказе, даже во фразе- Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу Строчка за строчкой, фраза за фразой. Совет мой такой: забыть про покой,

А думать, читать, отгадывать.

2.Актуализация знаний учащихся. Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь. Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.-Это высказывание о загадках. Учитель: Что знаете о загадках? Дети: Загадки бывают авторские и народные.-Загадки относятся к устному народному творчеству.

— Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.

3. Создание проблемной ситуации.Летит, рычит,Ветки ломает,Пыль поднимает,Слышишь его,

А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,Без зубов кусает. (Мороз)Встало раноБело да румяно,Умылось росою,Увилось золотой косою. (Солнце)

  1. Учитель прикрепляет на доску карточки со словами.
  2. Ветер Мороз
  3. Солнце

Учитель: Может быть, кто – нибудь догадался, о чём будем читать на уроке? Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».

4. Постановка целей и задач урока. Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём- то скрипит половицаИ спице опять не спится,Присев на кровати, подушки Уже навострили ушкиИ сразу меняются лица,Меняются звуки и краски.Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

5.Первичное восприятие текста. Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.Проверка эмоционального восприятия. Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении. Дети: Эта сказка о добре и зле.

-О споре Мороза, Солнца и Ветра.-О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.-Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.Учитель: К какому жанру отнесём это произведение? Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать? Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.-Волшебное число 3.-Есть злые и добрые герои.-Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.

6.Работа над произведением.Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает верхняя прядь волосНевдомёк недалёкий, простодушный, малознающий человекЧубы выражает признание за заслугиПростак не может догадаться, сообразить

Уважить оказать кому – нибудь уважение, выполнив его желание

Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах. (Читает ученик)Учитель: Из каких частей состоит сюжет?Дети: Завязка, кульминация, развязка.Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.(Дети зачитывают предложения)Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки.Если трудно, поработайте в парах.(Дети зачитывают предложения)Учитель: Во что перерос спор?Дети: Спор героев перерос в драку.Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.- Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский исаак левитан за 2 минуты пересказ сюжета

Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.(Дети зачитывают предложение) Учитель: Какая основная мысль сказки?Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро. Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей.Прочитайте.Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.Худо тому, кто добра не творит никому.Друзья познаются в беде.Жизнь дана на добрые дела.Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова — ветер, солнце, старик, мороз.(Задание даётся по вариантам).Ответ сообщите на ушко учителю.Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; Ветер — самодовольный, хвастливый;Мороз – лютый и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам природы?Дети: Человек находится в зависимости от стихий.- В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.Учитель: Почему появилась данная сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

7.Итог урока.Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.8.Домашнее задание.Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.Дети: Прочитать сказку по ролям.

-Нарисовать иллюстрации главных героев.-Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.-Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».Учитель: Вот и всё. Последнюю закрываем мы страницу! Очень быстро время мчится! Но чудесные мгновенья Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл. А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер. Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Солнце говорит:– Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:– Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:– Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

– Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

  • Солнце кричит:– Да разве есть кто меня сильнее!
  • Мороз кричит:– Да разве есть кто меня лютее!
  • А Ветер словно дразнится:– Да я вас обоих за пояс заткну!
  • Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
  • Догнали его и говорят:– Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:– Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.– Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

– Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!– А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.– Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.

– Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь.

Источник: https://kukli.ru/smysl-skazki-moroz-solnce-i-veter-tema-moroz-solnce-i-veter/

Краткое содержание сказки «Кладовая солнца» М. Пришвина

Эту сказку М. Пришвин написал в 1945 году. Прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» можно на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.

Основные персонажи сказки

Пришвин Кладовая солнца главные герои:

  • Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».
  • Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».
  • Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».
  • Волк. Старый помещик.

М. Пришвин «Кладовая солнца» кратко

Михаил Пришвин Кладовая солнца краткое содержание для читательского дневника:

Главными героями рассказа являются девочка Настя и ее младший брат Митраша. Насте 12 лет, а Митраше 10 лет. После смерти родителей Настя и Митраша живут одни в своем сельском доме. Они сами ведут хозяйство, держат козу.

Однажды Настя и Митраша идут за клюквой на Блудово болото. В лесу они спорят о том, какой дорогой идти. В результате каждый из них идет своей тропинкой.

Митраша решает укоротить свой путь и идет по непроторенной тропинке. Он оказывается на болоте и начинает тонуть. Он зовет на помощь Настю, но сестра его не слышит: она увлеченно собирает клюкву.

Наконец Настя вспоминает про брата. Она зовет его, но мальчик не отзывается.

Тем временем живущая в лесу собака Травка охотится на зайца. Травка оказывается у болота, видит Митрашу и подползает к нему. Митраша хватается за собаку и выбирается из болота. В это время к болоту приходит волк. Охотясь за Травкой, волк оказывается прямо перед Митрашей. Мальчик стреляет в него из ружья и убивает. Настя слышит выстрел и наконец добирается до Митраши.

Настя, Митраша и Травка возвращаются домой в село. Вся деревня встречает их, как героев. Никто не верит, что маленький Митраша мог убить старого волка. Травка поселяется у Насти и Митраши. Настя чувствует вину за то, что забыла о брате, собирая клюкву. Девочка отдает собранную ягоду больным детям из Ленинграда.

Это интересно: Сказка «Серебряное копытце» Бажов написал в 1938 году.  В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце.

Короткий пересказ «Кладовой солнца»

Краткое содержание Кладовая солнца:

Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле.

Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи.

Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.

В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые.

«Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке».

Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.

Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.

Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.

Тем временем неподалёку проснулась Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик.

В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб.

По этому-то следу Травка и побежала.

Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь.

Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра.

Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.

Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный.

Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук.

Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.

Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс спастись. Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.

Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя.

Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос.

Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

сказки «Кладовая солнца» по главам

Краткое содержание рассказа Кладовая солнца по главам с цитатами:

Глава 1

В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.

Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша же занимался «мужским хозяйством», мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

Глава 2

В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее, и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами.

Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас – отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко.

Дети решили пойти к Слепой елани – там, по рассказам отца, есть «палестинка», на которой растет много клюквы.

Глава 3

Еще затемно ребята пошли к Блудовому болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик». Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.

Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

Читайте также:  Краткое содержание сказки морской царь и василиса премудрая за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 4

Дети вышли к «Лежачему камню». Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная», а вторая «слабенькая», но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

Глава 5

В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.

Глава 6

Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

Глава 7

Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.

Глава 8

Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство».

Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту», где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими». Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.

С первых шагов мальчик начал утопать в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.

Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.

Глава 9

Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки», усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву.

Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала. Пытаясь поделиться с собакой хлебом, Настя наконец вспомнила о Митраше.

Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.

Глава 10

Травка, «чуя беду человеческую», подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака и побежала за добычей в сторону Слепой елани.

Глава 11

Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.

Глава 12

Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.

Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.

Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.

Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца», для добычи торфа.

Заключение

В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды, показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Видео краткое содержание Кладовая солнца Пришвин

Сказка побуждает сотрудничать и любить все вокруг. Не отчаиваться, когда в жизни большие трудности. Самонадеянность и жадность показаны в негативном свете. Осознав свои ошибки нужно идти дальше.

Пройдя через испытания, дети приобрели зрелые качества, например, Настя была готова позаботиться о детях войны. «Кладовые солнца» – это не только места добычи торфа, но и сами дети и окружающая природа.

Важно уметь их видеть.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-kladovaya-solntsa.html

Кладовая солнца — краткое содержание

3c59dc048e8850243be8079a5c74d079

3c59dc048e8850243be8079a5c74d079

3c59dc048e8850243be8079a5c74d079

3c59dc048e8850243be8079a5c74d079

   В селе около города Переяславль-Залесский остались сиротами двое детей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб во время Великой Отечественной войны – так Митраша и Настя остались одни.

Они жили очень дружно и, как взрослые, вели сами свое хозяйство. Настя, подражая матери, вставала рано утром и делала все дела по дому. А Митраша, научившись у отца делать деревянную посуду, снабжал ею всех соседей.

Соседи тоже помогали детям, чем могли.

   Однажды собрались Настя и Митраша в лес за клюквой. Знали они, что самая сладкая клюква появляется в лесу весной – она зимует под снегом, и как только сходит снег, ее можно много набрать на полянках, которые являются самыми настоящими кладовыми солнца. Вот и отправились дети в лес в апреле.

Вспомнили они про палестинку, где клюквы столько, что можно собирать ее, не сходя с места. Шли они вместе по тропинке в лесу, пока не набрели на развилку. Здесь Настя пошла по хорошей тропе, по которой прошло уже много народа, а Митраша повернул на еле видную тропу, так как ориентировался по компасу.

Митраша вообще собрался в лес, взяв с собой все необходимое – не даром называли его люди «мужичок в мешочке». Было у него с собой и охотничье ружье.

   А в лесу на старой заимке лесника жила собака Травка. Лесник Антипьич умер, и осталась Травка одна. Тоскливо ей было одной в лесу, от того и выла она часто. Услышал вой Травки волк Серый помещик.

Вообще-то раньше много было волков в лесу, даже вызывали специальную бригаду, которая занималась уничтожением зверей. Только не смогли охотники убить Серого Помещика – слишком хитрым был этот огромный волк. Пошел волк на вой Травки, чуя добычу.

И схватил бы он ее, повой она еще немного. Только увидела Травка зайца и погналась за ним.

   А Митраша шел по еле видной тропе, заметив, что с каждым шагом его нога проваливается, а на месте следа выступает вода. А еще заметил Митраша, что там, где ступал человек, растет трава белоус. Пошел Митраша по этой траве.

Только решил все же свернуть с тропы, так как увидел, что обходит тропа одну чистую полянку, и появляется вновь сразу же за полянкой. Решил Митраша, что надо ему пересечь эту полянку – так он неплохо сокращает себе путь. А это была Слепая Елань.

Елань – это настоящее болото, и на таких полянках обычно видно воду и растут болотные растения. А Слепая Елань была страшным местом, много здесь погибло людей, так как выглядела она, как обычная лесная поляна. Сделал Митраша шаг, провалился по колено, дернулся, и еще больше увяз.

Хорошо, догадался схватить ружье и бросить его плашмя, за это ружье он и держался.

   Настя тем временем нашла палестинку, на которой было много клюквы. И так она увлеклась сбором ягод, что забыла обо всем на свете. Только увидев змею, вскрикнула Настя и вспомнила о Митраше. Услышал этот крик и Митраша, крикнул в ответ, но крик его ветер унес в сторону. 

   А Травка бежала по лесу и учуяла след людей. На развилке след делился на два. Побежала Травка по тому следу, от которого пахло едой и нашла Настю. Девочка сидела, опустив голову. Посмотрела она на собаку и отвернулась. А Травка вновь учуяла зайца и погналась за ним. Гнала она его прямо к Слепой Елани.

И тут остановилась она на месте, увидев человека. Человек тоже увидел ее и позвал по имени. Медленно начала собака приближаться к человеку, а Митраша боялся, что та от избытка чувств бросится к нему и тогда они вместе утонут. Когда собака была близко, Митраша схватил ее за задние лапы, та от испуга вскочила и выдернула его из топи.

«Иди ко мне, моя Затравка» (именно такое имя дал ей сначала Антипьич) — позвал он, и собака с радостным визгом кинулась к нему. Потом она вспомнила о зайце и погнала его к человеку, который стал ее хозяином. Но именно там же, где и охотник, спрятался Серый Помещик, выскочил он из-за куста, и Митраша, забыв о зайце, выстрелил в него в упор.

Вскоре на звук выстрела прибежала и Настя.

   А люди в селе уже начали беспокоиться – детей слишком долго не было. Собрались они идти в лес на поиски, а из леса им навстречу вышли Митраша с Настей и Травкой. Митраша рассказал им, что убил Серого Помещика. Не поверили сначала взрослые охотники, что мальчик смог убить такого матерого зверя, и пошли в лес, где и нашли убитого волка.

Источник: http://szhato.ru/21-solnca.html

Конспект занятия Тема: К.Ушинский «Ветер и солнце»

  • Тема: К.Ушинский «Ветер и солнце»
  • Цель: Ознакомление учащихся с произведением К.Ушинского «Ветер и солнце»
  • Задачи:
  • Формировать навык выразительного и беглого чтения
  • Развивать познавательный интерес школьников
  • Воспитывать доброе отношение к людям

Оборудование: Литературное чтение: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы К.Х. Жаданова, Е.Д.Бражникова.-Алматы:Алматыкітап баспасы,2013,картинки

  1. Ход урока
  2. Организационный момент(1мин)
  3. На уроке не зевай,Быстро думай,
  4. Отвечай!

 

  • Проверка домашнего задания.(7мин)
  • Объяснение нового материала (23мин)

— Сейчас я прочитаю вам слова. Если среди них попадутся те, которые относятся к природным явлениям, то вы хлопаете в ладоши, если нет — молчите.

  1. — Ветер, книга, камень, дождь, вьюга, окно, солнце, мороз, град, ручей.
  2. — А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете, как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
  3. 1.Вот он деревце качает
  4. И разбойником свистит,
  5. Вот последний лист срывает
  6. И кружит его, кружит.(Ветер)

2.Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

  • (Слова- отгадки появляются на доске)
  • -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Ветер и солнце»
  • -Откройте учебники на стр. 137

(Дети читают название. Учитель вывешивает портрет К.Д.Ушинского.)

-Назовите автора этого произведения. Что вы о нём знаете?

Константи́н Дми́триевич Уши́нский русский педагог, детский писатель, основоположник научной педагогики в России, родился в 1824 году. В студенческие годы он увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность.

В работе над детскими книгами нашло отражение многостороннее дарование Ушинского — выдающегося учёного, блестящего практика и экспериментатора в области народного образования, талантливого писателя. Все эти качества наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом».

Книги Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи — в них можно найти почти все малые жанры детской литературы.

Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе.

  1. Развитие четкости произношения.
  2. Вертлявый ветер вырывал
  3. Ворота, как вертушки.
  4. Ворчливый ворон воровал
  5. Вчерашние ватрушки.
  6. Отработка техники чтения.
  7. -Прочитайте сначала слова по слогам, затем целыми словами:
  8. пу-те шест-вен -ни- ком
  9. за-ку-ты-вал-ся
  10. при-о-бод-рил-ся
  11. по-чувст-во-вал
  12. по-лу-за-мёр-ше-го
  13. Первичное чтение произведения учителем и сильными учениками с продолжением.
  14. -О чём поспорили Ветер и Солнце?
  15. Жужжащее чтение.
Читайте также:  Краткое содержание гари обещание на рассвете за 2 минуты пересказ сюжета

-Как Ветер доказывал свою силу? Удалось ли ему сорвать плащ с путешественника?

  • Выборочное чтение.
  • -Как защищался путешественник от Ветра?
  • -Как Солнышко доказывало свою силу?
  • -Удалось ли солнышку снять плащ с путешественника?
  • -В каких строчках содержится главная мысль?

-Кого из героев автор осуждает? Кому сочувствует?

  1. Физкультминутка (1мин)
  2. Буратино потянулся,
  3. Раз — нагнулся, два — нагнулся.
  4. Руки в стороны развел.
  5. Видно ключик не нашел.
  6. Чтобы ключик нам достать,
  7. Нужно на носочки встать.
  8. Закрепление пройденного материала(10мин)
  9. Составление плана

1.Спор Ветра и Солнца.

2.Борьба Ветра с путешественником.

3.Победа Солнца.

-На кого похоже солнышко? Каких людей хотел показать К.Д.Ушинский?

  • -Какой Ветер в этом произведении?
  • -А каким он может быть?
  • -С какими людьми можно сравнить Ветер?
  • Работа над пословицами.
  • -Какие пословицы подходят к этой сказке?
  • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Друзья познаются в беде.
  • Игра «Релаксация».
  • Покажите, какое было лицо у Ветра, когда он доказывал свою силу.
  • Покажите лицо Солнца, когда оно доказывало свою силу.
  • Покажите лицо Ветра, когда он не смог снять плащ с путешественника.
  • Покажите лицо Солнца, когда оно давало объяснения Ветру. 
  • Итог урока.(1мин)
  • (Беседа учителя и учащихся)
  • -С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто его автор? Чему оно учит?

Оценки (1мин)

Домашнее задание.(1мин) Пересказ стр. 137-138

Всем спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-tema-kushinskiy-veter-i-solnce-3231184.html

Конспект НОД по развитию речи на тему:"Ветер и солнце" К.Д.Ушинский. Пересказ. (для учителей начальных классов) план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Гимназия им. Н.В.Пушкова» Дошкольное Отделение №2

Конспект НОД по развитию речи на тему:

«Ветер и солнце» К.Д.Ушинский. Пересказ.

(для учителей начальных классов)

Составила и провела воспитатель подготовительной к школе группы

Голышева Л.Л.

г.Москва г.Троицк

  • Январь 2018г.
  • Задачи: Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.
  • Развивать наблюдательность, память, интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать чувство доброты, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Грамота – совершенствовать фонематический слух, уметь производить звуковой анализ слова, выделяя гласные и согласные звуки. Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Предварительная работа. Ежедневное наблюдение за неживой природой (погода). Подобрать стихи, загадки, произведение для пересказа, упражнения по грамоте. Приготовить бумагу и карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, каждый  день мы наблюдаем погоду. Сейчас зима. Какие явления зимней погоды мы наблюдаем? – Идёт снег, дует ветер, солнце редко бывает и т.д.

-Отгадайте загадки.

Один костёр весь мир согревает. (Солнце)

-Да, и зимой солнцу мы рады, оно согревает, хотя и немного. А эта загадка про что?

Без рук , без ног по свету рыщет, поёт да свищет. (Ветер)

Воспитатель: Хотите узнать, как солнце и ветер однажды поспорили, кто сильнее? –Да. (Воспитатель читает сказку К.Д.Ушинского «Ветер и солнце».)

-Интересная сказка? Мы будем её пересказывать.  Я прочитаю ещё раз,  а вы старайтесь её запомнить.

-Ребята, как вы считаете, кто же сильнее и почему? (Ответы детей)

-Что сказало кроткое солнце сердитому ветру?  — Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

-Как гневался ветер, что он делал? – Сердился, свирепел, осыпал путника дождём и снегом.

-А солнце? – Улыбнулось, выглянуло из-за облаков, осушило землю и обогрело путника.

Воспитатель: Что делал путешественник, когда дул свирепый ветер? – Он крепче закутывался в свой плащ, так, что ветер не мог сорвать его.

-А когда согрело солнце, что он сделал? – Снял плащ.

— О чём же спорили солнце и ветер? – Ветер хотел сорвать плащ с путника, потому что он сильный, а солнце своим теплом согрело путника, и он сам снял плащ.

-Доброта сильнее гнева. Вот и спору конец! Послушайте эту историю ещё раз, как я выразительно буду её рассказывать, а потом вы расскажете.

Даёт время припомнить и вызывает тех, кто быстро запоминает – один ребёнок начинает, другой продолжает, а третий – заканчивает рассказ. Вызывает ещё троих к пересказу, тех, кто слабее владеет навыками рассказывания. В ходе рассказов воспитатель помогает: подсказывает слова, фразы, даёт оценку.

  1.      Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
  2.      Ветер дышит, дышит и деревья всё колышет.
  3.      Ветер тише, тише, а деревья выше, выше.
  4.      Сядем тише, тише.

— Продолжим играть. Посмотрите сюда. На доске нарисованы клеточки,  в них спрятались слова. Мы их сейчас найдём. Я слова назову, а вы их посадите в клеточки: ветер, солнышко, плащ. Сколько в слове ветер слогов, посчитайте? (Дети хлопают в ладоши на каждый слог).

—  Ответ два слога. Какой первый, какой второй? Куда посадить слово ветер? – Туда, где две клеточки.

— Правильно. Теперь посчитаем, сколько слогов в слове солнышко? – Дети считают и отвечают – три.

 — Какой первый, какой второй, какой третий? – Дети называют слоги. Куда посадим слово солнышко? – Где три клеточки.

— У нас осталось одно слово плащ. Произнесите его и хлопните в ладоши. Сколько раз вы хлопнули? –Один раз.

— Сколько слогов в слове ? – Один раз.

-Куда это слово поместим? – В одну клеточку.

-Произнесите слово «ветер». Какой звук в этом слове повторяется? – Звук «Е».

— Произнесите его долго «Е-Е-Е» и скажите, какой он? – Гласный.

Воспитатель: Гласные звуки мы обозначаем красным кружком,  а все другие звуки – синим. Настя,  выложи это слово на полотне. (Настя вставляет кружочки в кармашки.) Произнесите слово плащ и отчётливо произнесите последний звук. Можно ли этот  звук назвать гласным? – Нет.

Воспитатель: Он не поётся, а слышится шипение. – «Щ-Щ-Щ». Произнесите слово ветер и отчётливо первый звук. Его можно назвать гласным? – Нет, звук «В» не поётся.

 — Все звуки, при произнесении которых встречаются преграды, называются согласными звуками, и мы их обозначаем синими кружочками. Посмотрите на слово «ветер».  Сколько в нём красных кружочков? – Два.

-Два гласных звука. А синих сколько – Три.

— Сколько согласных звуков? – Три.

— Назовите их – «В», «Т», «Р» — все эти звуки – согласные.

— А гласный звук, какой? – «Е», их два в слове ветер.

-Ребята, а как  можно нарисовать ветер? – Деревья гнутся, снег падает не прямо, а косо и т.д.

-попробуйте нарисовать ветреную погоду зимой.

Дети рисуют карандашами.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/13/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-na-temuveter-i-solntse-k-d

Урок литературы 2 класс Ушинский "Ветер и солнце"

  • II.
  • Операционный этап.
  • Видео с остановками
  • 3 слайд
  • Картинки
  • стикеры
  • 4 слайд
  • А4 на каждую группу
  • 5 слайд
  • А4 , карточки, клей
  • 6 слайд
  • М-д «Направленного чтения»
  • Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
  • Проблема – м-д «Дискуссионная карта»
  • — А как вы думаете, кто из них сильнее?
Я считаю, что сильнее Ветер, потому что … Кто сильнее, Ветер или Солнце? Я считаю, что сильнее Солнце, потому что …
  1. — Как вы думаете, а как они будут выяснять, кто же из них сильнее?
  2. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
  3. — Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
  4. — Как они решили проверить свои силы?
  5. — Что задумал сделать Ветер?

— Как вы думаете, получится это у него? Почему?

— Как будет вести себя путешественник?

Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

  • — Получилось у Ветра одолеть путешественника?
  • — Как Ветер доказывал свою силу?
  • — Удалось ли ему сорвать плащ с путешественника?
  • — Как защищался путешественник от Ветра?

— Как вы думаете, а чем же Солнце ответит Ветру? Что оно будет делать?

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Как Солнышко доказывало свою силу?

— Удалось ли ему снять плащ с путешественника?

— Кто выиграл спор? Кто оказался сильнее?

  1. — Как вы считаете, почему Солнце победило?
  2. — Какими словами можно выразить главную мысль этого произведение?
  3. — Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
  4. — Давайте вернёмся к нашей дискуссионной карте.
  5. — Кто изменил своё мнение?
  6. Физкультминутка «Что такое доброта?» — Барбарики

Повторное чтение хр. С. 170-171

Составление «Диаграммы Венна»

Собери пословицы.
Худо тому, кто уменьем ума набирает
Жизнь дана кто добра не делает никому.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый
Счастье тот добывает, на добрые дела.
  • Проверка
  • — О чём все эти пословицы?
  • Смотрят мультфильм

Дети расходятся на 2 стороны. Наклеивают стикеры со своими именами. Высказывают своё мнение – кто сильнее и почему

  1. Высказывания детей
  2. Высказывания детей
  3. Высказывания детей
  4. Высказывания детей
  5. Переклеивают стикеры и объясняют, почему изменили своё мнение
  6. Танцуют
  7. Самостоятельно читают
  8. Работа в группах
  9. заполнение диаграммы
  10. Работа в группах
  11. Группа получает лист А4 с началом пословиц и карточки с окончанием пословиц. Окончания пословиц нужно доклеить
  12. Проверяют по слайду
  13. Высказывания детей
  14. «Словесная оценка»
  15. Техника «20 секунд»
  16. Взаимооценивание.
  17. Сигналы
  18. рукой
  19. НП
  20. ОдО
  21. КМ
  22. УиЛ
  23. ВО
  24. ТиО
  25. ИКТ

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-2-klass-ushinskii-vietier-i-solntsie.html

К. Ушинский "Ветер и Солнце"

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Задания по сказке:

Викторина по сказке К.Д. Ушинского «Ветер и солнце»

  1. Какой спор затеяли Ветер и Солнце?
  • Кто быстрее
    Кто сильнее
    Кто старше
  • Кто умнее
    1. Северный
      Южный
      Западный
    2. Восточный
    • Над детьми в роще
      Над кораблем в море
      Над путешественником
    • Над животными в лесу
    1. Шляпу
      Пальто
      Платок
    2. Плащ
    • На велосипеде
      На лошади
      На воздушном шаре
    • На паруснике
    1. Дул сильнее
      Вырывал деревья с корнями
      Превращался в смерч
    2. Осыпал путника дождем и снегом
    • Спрятал в сумку
      Повесил сушиться
      Привязал к седлу
    • Зарыл в песок
    1. В шубу
      В плащ
      В пальто
    2. В куртку
    • Обогрело путника
      Засияло ярче прежнего
      Прогнало ветер
    • Иссушило землю
    1. Красота
      Ласка и доброта
      Храбрость
    2. Мудрость

Викторину разработал: Горбунов Михаил, а

МБОУ СОШ № 36 им. И.Ф.Артамонова г. Воронеж

Источник картинки: pritchi.ru/content/parimg/4/4637.jpg

Хотите получать игры по почте? Заполняйте форму!

  • Снеговик-почтовикПомните добрый советский мультик про Снеговика-почтовика? Этот вечер мы посвятим играм по мотивам этого мультика.

  • СнеговичокСказка про Снеговичка

  • Эмоционашки!Сегодня мы поиграем в игры, которые развивают эмоциональную сферу ребенка.

Источник: http://www.chudo-chado.net/k-ushinskij-veter-i-solnce/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector