Краткое содержание владимов верный руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Владимов Верный Руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Сторожевой пес Руслан слышал, как всю ночь снаружи что-то выло, со скрежетом раскачивало фонари. Успокоилось только к утру. Пришел хозяин и повел его наконец-то на службу. Но когда дверь открылась, в глаза неожиданно хлынул белый яркий свет. Снег — вот что выло ночью. И было что-то еще, заставившее Руслана насторожиться. Необычайная, неслыханная тишина висела над миром. Лагерные ворота открыты настежь. Вышка стояла совсем разоренной — один прожектор валялся внизу, заметанный снегом, другой повис на проводе. Исчезли с нее куда-то и белый тулуп, и ушанка, и черный ребристый ствол, всегда повернутый вниз. А в бараках, Руслан это почувствовал сразу, никого не было. Утраты и разрушения ошеломили Руслана. Сбежали, понял пес, и ярость захлестнула его. Натянув поводок, он поволок хозяина за ворота — догонять! Хозяин зло прикрикнул, потом отпустил с поводка и махнул рукой. «Ищи» — так понял его Руслан, но только никакого следа он не почувствовал и растерялся. Хозяин смотрел на него, недобро кривя губы, потом медленно потянул автомат с плеча. И Руслан понял: все! Только не ясно, за что? Но хозяин лучше знает, что делать. Руслан покорно ждал. Что-то мешало хозяину выстрелить, тарахтение какое-то и лязг. Руслан оглянулся и увидел приближающийся трактор. А далее последовало что-то совсем невероятное — из трактора вылез водитель, мало похожий на лагерника, и заговорил с хозяином без страха, напористо и весело: «Эй, вологодский, жалко, что служба кончилась? А собаку бы не трогал. Оставил бы нам. Пес-то дорогой». — «Проезжай, — сказал хозяин. — Много разговариваешь». Хозяин не остановил водителя даже тогда, когда трактор начал крушить столбы лагерной ограды. Вместо этого хозяин махнул Руслану рукой: «Уходи. И чтоб я тебя больше не видел». Руслан подчинился. Он побежал по дороге в поселок, вначале в тяжком недоумении, а потом, вдруг догадавшись, куда и зачем его послали, во весь мах. …Утром следующего дня путейцы на станции наблюдали картину, которая, вероятно, поразила бы их, не знай они её настоящего смысла. Десятка два собак собрались на платформе возле тупика, расхаживали по ней или сидели, дружно облаивая проходившие поезда. Звери были красивы, достойны, чтобы любоваться ими издали, взойти на платформу никто не решался, здешние люди знали — сойти с нее будет много сложнее. Собаки ждали заключенных, но их не привезли ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю, ни через две. И количество их, приходящих на платформу, начало уменьшаться. Руслан тоже каждое утро прибегал сюда, но не оставался, а, проверив караул, бежал в лагерь, — здесь, он чувствовал это, еще оставался его хозяин. В лагерь бегал он один. Другие собаки постепенно начали обживаться в поселке, насилуя свою природу, соглашались служить у новых хозяев или воровали кур, гонялись за кошками. Руслан терпел голод, но еду из чужих рук не брал. Единственным кормом его были полевые мыши и снег. От постоянного голода и болей в животе слабела память, он начинал превращаться в шелудивого бродячего пса, но службу не оставлял — каждый день являлся на платформу, а потом бежал в лагерь. Однажды он почувствовал запах хозяина здесь, в поселке. Запах привел его в вокзальный буфет. Хозяин сидел за столиком с каким-то потертым мужичком. «Подзадержался ты, сержант, — говорил ему Потертый. — Все ваши давно уже подметки смазали». — «Я задание выполнял, архив стерег. Вот вы все сейчас на свободе и думаете, что до вас не добраться, а в архиве все значитесь. Чуть что, и сразу всех вас — назад. Наше время еще наступит». Хозяин обрадовался Руслану: «Вот на чем наша держава стоит». Он протянул хлеб. Но Руслан не взял. Хозяин озлился, намазал хлеб горчицей и приказал: «Взять!» Вокруг раздались голоса: «Не мучь собаку, конвойный!» — «Отучать его надо. А то все вы жалостливые, а убить ни у кого жалости нет», — огрызался хозяин. Нехотя разжав клыки, Руслан взял хлеб и оглянулся, куда бы его положить. Но хозяин с силой захлопнул его челюсти. Отрава жгла изнутри, пламя разгоралось в брюхе. Но еще страшнее было предательство хозяина. Отныне хозяин стал его врагом. И потому на следующий же день Руслан откликнулся на зов Потертого и пошел за ним. Оба оказались довольны, Потертый, считающий, что приобрел верного друга и защитника, и Руслан, который все-таки вернулся к своей прежней службе — конвоирование лагерника, пусть и бывшего. Корма от своих новых хозяев Руслан не брал — пробавлялся охотой в лесу. По-прежнему ежедневно Руслан появлялся на станции. Но в лагерь больше не бегал, от лагеря остались только воспоминания. Счастливые — о службе. И неприятные. Скажем, об их собачьем бунте. Это когда в страшные морозы, в которые обычно не работали, к начальнику прибежал лагерный стукач и сообщил что-то такое, после чего Главный и все начальство кинулись к одному из бараков. «Выходи на работу», — приказал Главный. Барак не подчинился. И тогда по приказу Главного охранники подтащили к бараку длинную кишку от пожарного насоса, из кишки этой хлынула вода, напором своим смывая с нар заключенных, выбивая стекла в окнах. Люди падали, покрываясь ледяной корочкой. Руслан чувствовал, как вскипает его ярость при виде толстой живой шевелящейся кишки, из которой хлестала вода. Его опередил Ингус, самый умный их пес, — намертво вцепился зубами в рукав и не реагировал на окрики охранников. Ингуса расстрелял из автомата Главный. Но все остальные лагерные псы уже рвали зубами шланг, и начальство было бессильно… Однажды Руслан решил навестить лагерь, но то, что он увидел там, ошеломило его: от бараков и следа не осталось — огромные, наполовину уже застекленные корпуса стояли там. И никакой колючей проволоки, никаких вышек. И все так заляпано цементом, кострами, что и запахов лагеря не осталось… И вот наконец Руслан дождался своей службы. К платформе подошел поезд, и из него начали выходить толпы людей с рюкзаками, и люди эти, как в старые времена, строились в колонны, а перед ними начальники говорили речь, только слова какие-то незнакомые услышал Руслан: стройка, комбинат. Наконец колонны двинулись, и Руслан начал свою службу. Непривычным было только отсутствие конвойных с автоматами и чересчур уж веселое поведение шедших в колонне. Ну ничего, подумал Руслан, поначалу все шумят, потом утихнут. И действительно, начали утихать. Это когда из переулков и улиц к колонне стали сбегаться лагерные собаки и выстраиваться по краям, сопровождая идущих. А взгляды местных из окон стали угрюмыми. Идущие еще до конца не понимали, что происходит, но насторожились. И произошло неизбежное — кто-то попробовал выйти из колонны, и одна из собак кинулась на нарушителя. Раздался крик, началась свалка. Соблюдая порядок, Руслан наблюдал за строем и увидел неожиданное: из колонны начали выскакивать лагерные псы и трусливо уходить в соседние улицы. Руслан кинулся в бой. Схватка оказалась неожиданно тяжелой. Люди отказывались подчиняться собакам. Они били Руслана мешками, палками, жердинами, выломанными из забора. Руслан разъярился. Он прыгнул, нацелившись на горло молодого паренька, но промахнулся и тут же получил сокрушительный удар. С переломленным хребтом он затих на земле. Появился человек, может быть, единственный, от кого он принял бы помощь. «Зачем хребет переломали, — сказал Потертый. — Теперь все. Надо добивать. Жалко собаку». Руслан еще нашел силы прыгнуть и зубами перехватить занесенную для удара лопату. Люди отступили, оставив Руслана умирать. Он, может быть, еще мог выжить, если б знал, для чего. Он, честно выполнявший службу, которой научили его люди, был жестоко наказан ими. И жить Руслану было незачем.

Краткое содержание Владимов Верный Руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Верный Руслан» ВладимоваВладимов Г.Н.Стр. 1

Краткое содержание Владимов Верный Руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Верный Руслан» ВладимоваВладимов Г.Н.Стр. 2

Краткое содержание Владимов Верный Руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Верный Руслан» ВладимоваВладимов Г.Н.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-vernyj-ruslan-vladimova

«Руслан и Людмила» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин написал большое количество знаменитых и интересных произведений. Творения Пушкина пропитаны какой-то особенной атмосферой и не похожи на произведения других писателей.

Краткий пересказ поэмы «Руслан и Людмила»

Людмила и Руслан женятся. Многие рады данному событию, лишь Князь Владимир — отец невесты, не одобряет выбор дочери. После окончания торжества, кто-то крадет Людмилу.

Князь Владимир узнает о происшествии и злится на Руслана из-за его бездействия. Отец Людмилы посылает трёх витязей на поиски дочери, вместе с ними едет и Руслан. Все мужчины хотят найти Людмилу и решают поехать по-разным дорогам.

Скача на лошади, Руслан замечает пещеру и заезжает в неё. Герой знакомится со стариком, Финном, который рассказал, что Людмилу похитил Черномор и, что Руслан одолеет врага.

Руслан остаётся ночевать в пещере и только на утро отправляется снова в путь. Один из витязей узнает о приключении Руслана, решает помешать ему.

Все то время Людмила спала, проснувшись она оказывается в красивой комнате, но за окном лежит снег. К ней приходит карлик, которого удаётся испугать. У Руслана получается победить витязя.

Людмиле посчастливилось скрыться от Черномора, надев шляпу невидимку.

Руслан приходит биться с Черномором и побеждает его, срезав волшебную бороду.

Людмила спит, жених решает отвести её в Киев, но на пути у молодой пары встаёт один из богатырей, Фарлаф. Он убивает главного героя и забирает Людмилу, но Финну удаётся воскресить Руслана. Молодой человек отыскивает Людмилу и прощает Фарлафа. Для Людмилы и Руслана князь Владимир сыграл еще раз свадьбу .

Список и краткая характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила»

Главные герои поэмы «Руслан и Людмила»:

  • Руслан. Мужчина является настоящим олицетворением богатыря: сильный, храбрый, мужественный. Представлен в произведении, как белокурый и зеленоглазый молодой человек. Очень целеустремленный, может пройти через любые препятствия, которые встречаются на пути. Спас свою возлюбленную, которую зовут Людмила.
  • Людмила. Молодая дама является младшей дочерью князя Владимира и женой Руслана. Образ Людмилы в произведении описан, как образ тонкой и чувствительной натуры. Она идеальная, верная жена, с твёрдым характером. Данный факт можно заметить по эпизоду, когда Людмила сумела скрыться и противостоять Черномору.
  • Черномор. В произведении представлен в роли отрицательного героя, врага Руслана. Черномор — злой колдун, который все время похищает красивых и юных дам. Внешне он не очень привлекательный: низкий рост, длинная борода. Вся сила колдуна заключается именно в его бороде, которую впоследствии Руслан отрезал.
  • Финн. Старик — волшебник, которого Руслан находит в пещере. Финн является положительным героем романа, он помог Руслану спасти его возлюбленную. Пробудил главного героя от смертельного сна, также дал кольцо, которое повлияло на спасение Людмилы.

Второстепенные герои поэмы «Руслан и Людмила»:

  • Рогдай — один из витязей, злобный и коварный. Хотел убить Руслана, но получилось наоборот.
  • Фарлаф — один из богатырей, но является трусом. Из-за чувств к Людмиле, убивает Руслана и крадет молодую даму.
  • Ратмир — князь хазар, влюблён в Людмилу. Когда вышел на поиски пропавшей дамы, встретил простушку и у них завязался роман.
  • Наина — коварная женщина, владеющая магией. Возлюбленная Финна, пытается вместе с Черномором противостоять Руслану.
  • Князь Владимир — князь Киева и отец Людмилы. Вспыльчивый, но в тоже время отходчивый мужчина.

Краткое содержание «Руслан и Людмила» подробно по главам (песням)

Песнь 1

В городе Киев князь Владимир выдаёт свою дочку по имени Людмила замуж за Руслана. В ночь после свадьбы случается несчастье, Людмилу кто-то похищает. Князь Владимир, поникший от горя, решает выдать дочку ещё раз замуж за того, кто отыщет её. Огласив список вознаграждений, за нахождение Людмилы, трое витязей, Фарлаф, Рогдай, Ратмир, а также Руслан, отправились на поиски.

Всадники едут вместе, но как только дороги разветвляются, они решают разделиться. Руслан едет по своей тропинке и натыкается на пещеру, в которой горит огонь. Заехав в неё, обнаруживает старика — колдуна по имени Финн. Он сидел возле лампы и читал книгу.

 Финн рассказал, что Людмилу украл Черномор и поведал кратчайший путь, по которому можно её отыскать. Старик укладывает Руслана спать и рассказывает свою историю про его любовь — Наину. Также тот предупредил, что Наина является злой и коварной, так что Руслану нужно быть аккуратнее.

Всю ночь главный герой прослушал истории про Наину, а на утро двинулся в путь в поисках своей возлюбленной.

Песнь 2

Витязь Рогдай хочет убить Руслана, тем самым заполучить сердце Людмилы. Фарлаф, ища Людмилу, слышит, что за ним кто-то гонится. Он пытается скрыться от неизвестного всадника, перепрыгивая через ров. Фарлаф падает с лошади в грязь. Подлетевший Рогдай готов сразится с соперником, но замечая, что это не Руслан, гнев его постепенно сходит на нет.

Под горой Рогдай встречает старуху, которая рассказывает, где находится Руслан. Рогдай уезжает, а старуха подходит к Фарлафу и советует ему, возвратиться домой, потому что Людмила не будет его.

Тем временем, Людмила проснулась от долгого сна и оказалась в прекрасной комнате. Ей заплели косы, одели и обули, но это не успокаивало её. Героиня решает выйти из комнаты. Как только она открывает дверь, то оказывается в прекрасном саду. Людмила просидела в саду до вечера, после ушла спать. Перед сном, к ней пришёл карлик с длинной бородой, которого девушка спугнула.

Читайте также:  Краткое содержание андреев кусака кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

Рогдай находит Руслана и бьется с ним. Руслан одалевает соперника, нашедшего свою гибель в водах Днепра.

Песнь 3

Неожиданно к Черномору наведывается Наина, которая предупреждает о грядущей опасности. Людмила узнала тайну шапки-невидимки и решила воспользоваться её свойствами. Не найдя заключённую, разгневанный Черномор решает найти её.

После битвы с Рогдаем, Руслан продолжает искать свою возлюбленную. Найдя доспехи, он замечает большую Голову, которая все время язвит и хохочет. Руслан пронзает Голове язык, она откатывается. На том месте, где стояла Голова, лежит меч, который Руслан забирает.

Песнь 4

Ратмир добирается до замка, который стоит на скале. Он слышит прекрасное пение, которое манит его. Ратмир встречает большое количество прекрасных дам.

Руслан проводит ночь возле головы, на утро сноваидёт на поиски.

Людмила продолжает скрываться от колдуна с помощью шапки-невидимки, но Черномору удаётся завлечь Людмилу в свои сети.

Раздаётся звук рога, и Черномор, надев на себя шапку-невидимку идёт на разведку. Это оказался Руслан.

Песнь 5.   Краткое содержание Владимов Верный Руслан за 2 минуты пересказ сюжета

Руслан и Черномор начинают сражение. Главный герой одерживает победу, отрезав колдуну его бороду.

Руслан ищет возлюбленную по всему замку. Найдя Людмилу, она находится в непробудном сне. Внезапно появляется Финн и даёт ему совет, чтобы он отвёз Людмилу в Киев.

По пути домой, Руслан встретил Ратмира, который полюбил пастушку. Наина решает убить Руслана с помощью рук Флафана. Витязь находит Руслана и убивает его, забирая Людмилу.

Песнь 6.

Флафан добрался до Киева, и начал всех убеждать в его мужестве и героизме. Тем временем, Финн узнал о несчастье Руслана, принёс ему два кувшина — с мертвой и живой водой. Данная Вода исцелила Руслана. Герой добрался до города и разбудил Людмилу, с помощью волшебного кольца. Князь Владимир сыграл новую свадьбу для Людмилы и Руслана.

История создания произведения «Руслан и Людмила»

Произведение поэт писал в период с 1818 года по 1820 год, после того как окончил лицей. Александр Сергеевич Пушкин говорил, что писать поэму начал ещё в лицее, но изучив все факты, можно догадаться, что в лицее писатель придумал лишь сюжет и набросал несколько отрывков.Главной целью было написать «богатырскую» поэму-сказку, которая похожа на произведение «Неистовый Роланд».

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/ruslan-i-lyudmila

Руслан и Людмила — краткое содержание

   Государь Владимир устраивает пир со своими сыновьями и близкими друзьями, так как у них наметился праздник великий – свадьба дочки Людочки. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей. Так как все трое хотели бы быть на месте жениха Руслана. 

   Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои. Откуда ни возьмись, поднимается ветер, гремят раскаты грома, и сквозь сумрак доносится голос. После того как Руслан приходит в себя, он обнаруживает отсутствие своей молодой жены. 

   Когда отец узнает, что его дочь пропала, он отправляет витязей на её поиски, и тому, кто ее найдет, он обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Витязи уезжают.

   Ратмир, один из витязей, уже предвкушает объятия спасенной. Фарлаф мечтает о великих подвигах. Рогдай, как всегда очень тих. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону.

Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик говорит, что ожидает его давным-давно. Он сообщает жениху, что тот сможет спасти невесту, и сообщает, что похищена она Черномором.

Но перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его. 

   Старик рассказывает по просьбе Руслана историю его жизни. Когда-то он работал пастухом на красивейших полях Финляндии. Он был не опытен в любви. По несчастливой случайности он полюбил Наину. Эта девушка не ответила ему взаимностью. После отказа он долго не мог найти себе утешения и ушел из родных мест.

Собравши дружину, он отправился искать приключений на морских сражениях. Забыть коварную Наину ему не удалось, и он стал мечтать о приезде на родину. Через 10 лет, накопив достаточное количество богатств, он осмелился вновь просить руки этой женщины, но и в этот раз он получил отказ.

Не оставляя надежды, он научился колдовству, но и здесь его постигла неудача, так как Наина оказалась перед ним в престарелом виде. Он даже не заметил, что пока он учился у мудрецов-колдунов, прошло сорок лет, и его любимой исполнилось семьдесят. Заклинание подействовало, но она ему такая старая уже была не нужна.

Он узнал, что она тоже является колдуньей, и ошарашенный данной новостью убежал куда глаза глядят, а вслед он слышал проклятья своей бывшей возлюбленной. 

   Вот так он и попал в это глухое место, в котором обитает в полном одиночестве. Рассказы продлились до утра. Руслан собрал свои вещи и воодушевленный отправился в путь за своей возлюбленной. 

   Тем временем Рогдай замышляет убыть Руслана и освободить сердце Людмилы. Развернув своего жеребца, он скачет на встречу с Русланом.

Фарлафу предстояло тяжелое утро. Он проснулся и попытался позавтракать в тишине леса. Но, не успев доесть свой завтрак, заметил, как на него несется всадник. Всё бросив, он убежал. Несясь по пятам, всадник угрожал ему срубить голову За ним гнался Рогдай, который думал, что поймал Руслана, но, поняв, что это не его главный противник, он уходит.

   Рогдай встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу и отправляет его домой, так как ему на таком страшном пути делать нечего и то, что красавица Людмила все равно станет его женой. Он делает все так, как сказала старуха.

   Руслан, все еще воодушевленный, искал свою возлюбленную, но в один миг он понял, что ему приказывают остановиться и видит Рогдая, замахнувшегося на наго копьем. 

   В это время украденная Людмила просыпается в обители Черномора, в красивейшей комнате на очаровательной кровати. К ней подходят служанки, что бы помочь ей переодеться и заплести волосы. А чей-то прекрасный голос пел ей очаровательные песни.

Но Людмиле от этого лучше не становилось, она подошла к окну и увидела, что она очень высоко, и видны ей только вершины снежных гор. Выйдя во двор, она оказалась у прекрасного сада.

В грусти она садится на землю, чтобы поплакать, но перед ней появляется накрытый стол, а в воздухе витает красивая мелодия.

   Людмила, сама того не замечая, наедается. Привстав с земли, она заметила, что угощения пропали. Она устала и что-то невесомое отнесло ее в покои. Людмила чувствует опасность. И, вдруг, перед ней появляются арапы, несущие в своих руках чью-то седую бороду. В конце она замечает старика. Она кричит и карлик пугается, запутавшись в собственной бороде, и его тут же уносят слуги. 

   Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.

   В обители Черномора слуги причесывают бороду, на пороге появляется змей, которой в мгновение ока превращается в Наину.

Она предупреждает Черномора, но тот уверен в своей силе, пока его борода на месте. Змей улетает, а бородатый старик идет на поиски Людмилы в своих владениях, но больше ее не находит.

Она никуда не пропала, просто спряталась под шапкой-невидимкой, которая упала при испуге Черномора. 

   Руслан попадает на поле боя, где разбросаны мечи и щиты рядом с костями бывших воинов. Он находит для себя снаряжение и продолжает свой путь. Недалеко он замечает холм. Но, как чуть позже оказывается, это не холм, а огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову, и та, хохоча, сдула его в поле.

   Руслан бросает свое оружие и прокалывает язык воина.

   Голова потеряла контроль, и Руслан со всего размаху ударил по ней. Голова воина покатилась в сторону, а на ее месте Руслан нашел шлем.

   Он очень хотел добить голову, но пощадил ее и пошел дальше. Голова рассказала историю. Давно она ходила воином великаном, но у нее был злобный брат карлик. Брат поделился секретом, что убить их можно пари помощи специального меча, но как только они его нашли, то нерадивый родственник отрубил ему голову. Черномор поставил голову здесь, чтобы охранять меч.

   Третий витязь Хан Ратмир по пути увидел замок, на стене которого стояла прекрасная дева. Как только он подошел ближе, то огромная толпа не менее красивых девушек роскошно встретили его.

Всю ночь Руслан проводит с головой.

   Людмила проводит время, дразня рабов. Черномор не глуп, он принимает образ раненого возлюбленного и ловит нерадивую пленницу. Раздается зов рога и Черномор оставляет Людмилу в покое.

   Два дня и две ночи они бились, Черномор ослаб и просил пощады. Спустившись, Руслан обрубает бороду и идет навстречу невидимой невесте. Случайно задевает шапку-невидимку с головы Людмилы и возлюбленный обнимает невесту. Старик из пещеры объясняет, что проснется она в Киеве на родной земле. 

   На обратном пути Руслан встречает Ратмира, который тоже нашел свое счастье с прекрасной девой. И желая друг другу счастья бывшие враги расходятся.

   Наина учит Фарлафа, как убить Руслана. Фарлаф убивает спящего Руслана, и уезжает с Людмилой. Киевляне встречают новую беду — вокруг города толпы печенегов. Старик из пещеры оживляет Руслана живой и мертвой водой, также он дает Руслану колечко, которое поможет снять с возлюбленной заклятие.

   Руслан немедля отправляется в Киев. Враги налегают на стены города, но в этой войне нет победителя. На утро из толпы печенегов выходит всадник. Руслан побеждает всех русских врагов, бросая мертвых злодеев у стен города. 

   Прибыв на место он ищет в тереме свою любимую, чтобы пробудить ее, но встречает на пути Владимира и Фарлафа. Фарлав начинает каяться, что он убил Руслана и забрал Людмилу. Руслан же, ослепленный желанием увидеть вновь свою красавицу, бежит к Людмиле и одевает кольцо. Людмила просыпается.

Источник: http://szhato.ru/pushkin/148-ruslan-i-lyudmila.html

Краткое содержание сказки «Руслан и Людмила» по главам (А.С. Пушкин) | Литрекон

Краткий пересказ поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» поможет освежить в памяти основные события из произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может быть очень полезен при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.

:

  • 1 Песнь 1
  • 2 Песнь 2
  • 3 Песнь 3
  • 4 Песнь 4
  • 5 Песнь 5
  • 6 Песнь 6

Песнь 1

На дворе громкая и пышная свадьба Людмилы, дочери князя Киевского Владимира-Солнце, и Руслана, славного русского богатыря. Пир, где веселятся гости и поет песни знаменитый Садко. После застолья молодые отправились в свою опочивальню, но вдруг случилось странное – в темноте кто-то крадет молодую жену. Руслан видит, как какой-то колдун с бородой улетает с Людмилой. 

Князь в горе объявляет, что отдаст дочь за того, кто спасет ее, ведь новоявленный муж не смог уберечь жену. Появляются несколько претендентов. Кроме Руслана, на поиски Людмилы отправляются три его соперника – воин Рогдай, кутила Фарлаф и хазарский хан Ратмир. Каждый выбирает отдельную дорогу. В путь отправляется и Руслан. 

Богатырь видит на своем пути пещеру, там он встречает волшебника по имени Финн. Тот рассказывает Руслану, что на самом деле Людмилу украл злой колдун Черномор. 

Финн рассказывает богатырю свою историю. В молодости он был влюблен в прекрасную деву Наину, но не смог завоевать ее сердца ни богатыми подарками, ни великими подвигами.

Тогда он ушел в леса, стал изучать магию и стал волшебником. Но Финн не мог забыть красоты Наины и через 40 лет снова нашел ее. Вместо юной прекрасной девы он увидел дряблую старуху и отказался от своей любви.

Тогда Наина, которая тоже владела магической силой, пообещала мстить.

Песнь 2

Один из соперников Руслана, Рогдай пылает к богатырю ненавистью, поэтому решает избавиться о соперника, догнать и убить его. Но он путает Руслана с Фарлафом и нападает на молодого мужчину. Фарлаф не пострадал, но его сильно испугал этот случай. К нему является Наина и говорит, чтобы он оставил поиски Людмилы. Она и так попадет к нему в руки.Тот соглашается и возвращается домой. 

Рогдай не оставляет поиски Руслана, он догоняет богатыря, начинается жестокая схватка. Руслан одерживает верх и бросает Рогдая в Днепр. 

Людмила просыпается утром в замке Черномора, она обходит его владения, находит роскошные сады, но ничто не радует девушку, она размышляет о самоубийстве.

Но к вечеру волшебная сила возвращает Людмилу в ее покои в замке. К ней с множеством слуг приходит Черномор – карлик с длинной бородой. Девушка пугается его вида, кричит и сбивает с колдуна его колпак.

Тот со всей своей свитой убегает, путаясь в своей бороде. 

Песнь 3

Наина прилетает к Черномору, она хочет заключить с ним союз против Руслана и Финна, который решил ему помочь. 

Людмила находит в колпаке колдуна удивительное свойство – если надеть его наоборот, то он превращается в шапку-невидимку. 

Читайте также:  Краткое содержание хижина дяди тома бичер-стоу за 2 минуты пересказ сюжета

Руслан тем временем продолжает путь и находит поле битвы, где берет себе новые доспехи. Посреди поля богатырь видит огромную человеческую голову, она начинает дуть на него, устраивая сильнейший вихрь, но Руслан умудряется ударить ее тяжелой рукавицей. Тогда голова откатывается в сторону, а под ней оказывается меч. 

Голова начитает говорить с Русланом, и он узнает ее историю. Когда-то это была голова ратного воина-богатыря, младшим братом его был карлик-колдун Черномор, волшебная сила которого заключалась в его бороде.

Вместе они искали меч, он был волшебным и, по приданиям, должен был одному из них отсечь голову, а другому бороду.

Когда братья нашли меч, Черномор предал старшего брата, отсек ему голову и наказал ей стеречь волшебный меч на безлюдном поле.

Песнь 4

Ратмир продолжает поиски Людмилы, он видит на пути замок на скалах. Это обитель прекрасных дев. Ратмир бросает путь и остается с девами, которые дарят ему свою любовь.

Людмила пользуется шапкой-невидимкой, чтобы спрятаться от Черномора в его владениях. Колдун не может найти девушку, тогда он решает ее обмануть и превращается в раненого Руслана, который зовет жену на помощь. Девушка верит в обман и бежит на помощь мужу, тогда Черномор ловит ее и погружает в глубокий сон. В это же время приезжает Руслан. 

Песнь 5

Начинается битва между богатырем Русланом и колдуном Черномором. Кажется, у колдуна преимущество, ведь тот умеет летать, но Руслан умудряется ухватиться за волшебную бороду. В страхе Черномор взлетел и понес богатыря по воздуху. Руслан грозит, что отрежет волшебную бороду, после этого колдун несет его к Людмиле. 

Девушка все еще находится в глубоком сне. Руслан забирает ее и везет домой. Они едут через поле, на котором лежит Голова, которая, умирая, корит Черномора за его деяния.

По пути Руслан встречает Ратмира, но тот больше не покушается на сердце Людмилы, он полюбил прекрасную рыбачку и поселился с ней в лесной глуши. 

Но угрозу молодым представляет Фарлаф. Его руками Наина решает отомстить Руслану. Околдованный волшебницей, Фарлаф находит поле, где прилег отдохнуть богатырь, три раза вонзает ему нож в грудь и крадет спящую Людмилу. 

Песнь 6

Фарлаф и Людмила приезжают в Киев. Юноша рассказывает князю историю о том, как спас девушку от ужасного лешего. Но Людмила все еще спит, и никто не знает, как пробудить девушку. 

На Киев нападают печенеги, но войско князя Владимира не может победить врага. Тем временем Финн узнает, что случилось с Русланом, и решает помочь другу. Он отправляется в горючие степи и добывает там живую и мертвую воду, чтобы спасти Руслана. Юноша оживает. 

Печенеги побеждают, но тут на поле битвы появляется неизвестный богатырь, и вскоре враг бежит. Этим богатырем был Руслан. Он разбудил Людмилу кольцом, которое ему дал друг Финн. 

Князь Владимир ликует, Руслан и Людмила снова празднуют свадьбу. 

Екатерина Костерина

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/ruslan-i-lyudmila-po-glavam-pushkin/

Георгий Владимов: Верный Руслан

  • Георгий Владимов
  • ВЕРНЫЙ РУСЛАН
  • История караульной собаки

Что вы сделали, господа!

М. Горький, «Варвары»

Всю ночь выло, качало со скрежетом фонари, звякало наружной щеколдой, а к утру улеглось, успокоилось — и пришёл хозяин.

Он сидел на табурете, обхватив колено красной набрякшей рукой, и курил — ждал, когда Руслан доест похлёбку.

Свой автомат хозяин принёс с собою и повесил на крюк в углу кабины — это значило, что предстоит служба, которой давно уже не было, а поэтому есть надлежало не торопясь, но и не мешкая.

А нынче ему досталась большая сахарная кость, так много обещавшая, что хотелось немедленно унести её в угол и затолкать в подстилку, чтобы уж потом разгрызть как следует — в темноте и в одиночестве.

Но при хозяине он стеснялся тащить из кормушки, только содрал всё мясо на всякий случай — опыт говорил, что по возвращении может этой косточки и не оказаться.

Бережно её передвигая носом, он вылакал навар и принялся сглатывать комья тёплого варева, роняя их и подхватывая, — как вдруг хозяин пошевелился и спросил нетерпеливо:

— Готов?

И, уже вставая, кинул окурок на пол. Окурок попал в кормушку и зашипел. Такого ни разу не случалось, но Руслан не подал виду, чтоб это его удивило или обидело, а поднял взгляд к хозяину и качнул тяжёлым хвостом — в знак благодарности за кормёжку и что он готов её отслужить тотчас. На косточку он взглянуть себе не позволил, только наспех полакал из пойлушки. И был совсем готов.

— Пошли тогда.

Хозяин предложил ему ошейник. Руслан с охотой в него потянулся и задвигал ушами, отзываясь на прикосновения хозяевых рук, застёгивающих пряжку, проверяющих — не туго ли, вдевающих карабинчик в кольцо.

Сколько-то поводка хозяин намотал на руку, а самый конец крепился у него к поясу, — так все часы службы они бывали связаны и не теряли друг друга, — свободной рукою подбросил автомат и поймал за ремень, закинул за спину вспотевшим стволом книзу.

И Руслан привычно занял своё место — у левой его ноги.

Они прошли сумрачным коридором, куда выходили двери всех кабин, забранные толстой сеткой, — сквозь прутья влажно блестели косящие глаза, не кормленные собаки скулили, бодали сетку крутыми лбами, а в дальнем конце кто-то лаял навзрыд от злой, жгучей зависти, — и Руслан чувствовал гордость, что его нынче первым выводят на службу.

Но едва открылась наружная дверь, как белый, слепяще яркий свет хлынул ему в глаза, и он, зажмурясь, отпрянул с рычанием.

— Нно! — сказал хозяин и рванул поводок. — Засиделся, падло. Чо пятисси, снега не видал?

Вон что выло, оказывается. И вон как улеглось — толстым пушистым покровом по безлюдному плацу, по крышам казармы, складов и гаража, шапками на фонарях, на скамейках вокруг окурочного ящика. Сколько же раз это выпадало на его веку, а всегда в диковинку.

Он знал, что у хозяев это зовётся «снег», но не согласился бы, пожалуй, чтоб это вообще как-нибудь называлось. Для Руслана оно было просто — белое. И от него всё теряло названия, всё менялось, привычное глазу и нюху, мир опустел и заглох, все следы спрятались. Лишь чёткая виднелась цепочка от кухни к порогу — это хозяевы сапоги.

В следующий миг белое кинулось ему в ноздри и всего объяло волнением; он окунул в него морду по брови и пропахал борозду, забил им всю пасть; отфыркавшись, даже пролаял ему что-то нелепо-радостное, приблизительно означавшее: «Врёшь, я тебя знаю!» Хозяин его не придерживал, распустил поводок на всю длину, и Руслан то отставал, то вперёд забегал — уже белобородый, с белыми ресницами и бровями — и не мог успокоиться, надышаться, нанюхаться.

Оттого-то он и допустил маленькую оплошность — не взглянул, куда следует, когда тебя выводят на службу. Но что-то, однако, насторожило его, он вздел высоко уши и замер. Явилась неясная тревога.

Справа были ошкуренные столбы и проволока с колючками, а дальше — пустынное поле и тёмная иззубренная стена лесов, и слева такие же столбы и проволока, и такого же поля кусок, но с разбросанными по нему бараками — низкими, как погреба, из брёвен, почерневших от старости.

И как всегда, они на него глядели заиндевевшими, пустыми, как бельма, окошками. Всё стояло на месте, никуда не сдвинулось. Но необычайная, неслыханная тишина опустилась на мир, шаги хозяина вязли в ней, точно он ступал по войлочной подстилке.

И странно: никто в тех окошках не продышал зрачка — полюбопытствовать, что на свете делается (ведь люди в этом отношении нисколько не отличаются от собак!), — и сами бараки выглядели странно плоскими, как будто намалёванными на белом, и ни звука не издавали. Как будто все сразу, кто жил в них, шумел и вонял, вымерли в одну ночь.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/244151-georgij-vladimov-vernyj-ruslan.html

Краткое содержание повести Владимова «Верный Руслан»

Сторожевой пес Руслан слышал, как всю ночь снаружи что-то выло, со скрежетом раскачивало фонари. Успокоилось только к утру. Пришел хозяин и повел его наконец-то на службу. Но когда дверь открылась, в глаза неожиданно хлынул белый яркий свет. Снег — вот что выло ночью. И было что-то еще, заставившее Руслана насторожиться. Необычайная, неслыханная тишина висела над миром.

Лагерные ворота открыты настежь. Вышка стояла совсем разоренной — один прожектор валялся внизу, заметанный снегом, другой повис на проводе. Исчезли с нее куда-то и белый тулуп, и ушанка, и черный ребристый ствол, всегда повернутый вниз. А в бараках, Руслан это почувствовал сразу, никого не было. Утраты и разрушения ошеломили Руслана. Сбежали, понял пес, и ярость захлестнула его.

Натянув поводок, он поволок хозяина за ворота — догонять! Хозяин зло прикрикнул, потом отпустил с поводка и махнул рукой. «Ищи» — так понял его Руслан, но только никакого следа он не почувствовал и растерялся. Хозяин смотрел на него, недобро кривя губы, потом медленно потянул автомат с плеча. И Руслан понял: все! Только не ясно, за что? Но хозяин лучше знает, что делать.

Руслан покорно ждал. Что-то мешало хозяину выстрелить, тарахтение какое-то и лязг. Руслан оглянулся и увидел приближающийся трактор. А далее последовало что-то совсем невероятное — из трактора вылез водитель, мало похожий на лагерника, и заговорил с хозяином без страха, напористо и весело: «Эй, вологодский, жалко, что служба кончилась? А собаку бы не трогал. Оставил бы нам.

Пес-то дорогой». — «Проезжай, — сказал хозяин. — Много разговариваешь». Хозяин не остановил водителя даже тогда, когда трактор начал крушить столбы лагерной ограды. Вместо этого хозяин махнул Руслану рукой: «Уходи. И чтоб я тебя больше не видел». Руслан подчинился.

Он побежал по дороге в поселок, вначале в тяжком недоумении, а потом, вдруг догадавшись, куда и зачем его послали, во весь мах.

…Утром следующего дня путейцы на станции наблюдали картину, которая, вероятно, поразила бы их, не знай они ее настоящего смысла. Десятка два собак собрались на платформе возле тупика, расхаживали по ней или сидели, дружно облаивая проходившие поезда.

Звери были красивы, достойны, чтобы любоваться ими издали, взойти на платформу никто не решался, здешние люди знали — сойти с нее будет много сложнее. Собаки ждали заключенных, но их не привезли ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю, ни через две. И количество их, приходящих на платформу, начало уменьшаться.

Руслан тоже каждое утро прибегал сюда, но не оставался, а, проверив караул, бежал в лагерь, — здесь, он чувствовал это, еще оставался его хозяин. В лагерь бегал он один. Другие собаки постепенно начали обживаться в поселке, насилуя свою природу, соглашались служить у новых хозяев или воровали кур, гонялись за кошками. Руслан терпел голод, но еду из чужих рук не брал.

Единственным кормом его были полевые мыши и снег. От постоянного голода и болей в животе слабела память, он начинал превращаться в шелудивого бродячего пса, но службу не оставлял — каждый день являлся на платформу, а потом бежал в лагерь.

Однажды он почувствовал запах хозяина здесь, в поселке. Запах привел его в вокзальный буфет. Хозяин сидел за столиком с каким-то потертым мужичком. «Подзадержался ты, сержант, — говорил ему Потертый. — Все ваши давно уже подметки смазали». — «Я задание выполнял, архив стерег.

Вот вы все сейчас на свободе и думаете, что до вас не добраться, а в архиве все значитесь. Чуть что, и сразу всех вас — назад. Наше время еще наступит». Хозяин обрадовался Руслану: «Вот на чем наша держава стоит». Он протянул хлеб. Но Руслан не взял.

Хозяин озлился, намазал хлеб горчицей и приказал: «Взять!» Вокруг раздались голоса: «Не мучь собаку, конвойный!» — «Отучать его надо. А то все вы жалостливые, а убить ни у кого жалости нет», — огрызался хозяин. Нехотя разжав клыки, Руслан взял хлеб и оглянулся, куда бы его положить.

Но хозяин с силой захлопнул его челюсти. Отрава жгла изнутри, пламя разгоралось в брюхе. Но еще страшнее было предательство хозяина. Отныне хозяин стал его врагом. И потому на следующий же день Руслан откликнулся на зов Потертого и пошел за ним.

Оба оказались довольны, Потертый, считающий, что приобрел верного друга и защитника, и Руслан, который все-таки вернулся к своей прежней службе — конвоирование лагерника, пусть и бывшего.

Корма от своих новых хозяев Руслан не брал — пробавлялся охотой в лесу. По-прежнему ежедневно Руслан появлялся на станции. Но в лагерь больше не бегал, от лагеря остались только воспоминания. Счастливые — о службе. И неприятные. Скажем, об их собачьем бунте.

Это когда в страшные морозы, в которые обычно не работали, к начальнику прибежал лагерный стукач и сообщил что-то такое, после чего Главный и все начальство кинулись к одному из бараков. «Выходи на работу», — приказал Главный. Барак не подчинился.

И тогда по приказу Главного охранники подтащили к бараку длинную кишку от пожарного насоса, из кишки этой хлынула вода, напором своим смывая с нар заключенных, выбивая стекла в окнах. Люди падали, покрываясь ледяной корочкой. Руслан чувствовал, как вскипает его ярость при виде толстой живой шевелящейся кишки, из которой хлестала вода.

Читайте также:  Краткое содержание гензель и гретель братьев грим (пряничный домик) за 2 минуты пересказ сюжета

Его опередил Ингус, самый умный их пес, — намертво вцепился зубами в рукав и не реагировал на окрики охранников. Ингуса расстрелял из автомата Главный. Но все остальные лагерные псы уже рвали зубами шланг, и начальство было бессильно…

Однажды Руслан решил навестить лагерь, но то, что он увидел там, ошеломило его: от бараков и следа не осталось — огромные, наполовину уже застекленные корпуса стояли там. И никакой колючей проволоки, никаких вышек. И все так заляпано цементом, кострами, что и запахов лагеря не осталось…

И вот наконец Руслан дождался своей службы. К платформе подошел поезд, и из него начали выходить толпы людей с рюкзаками, и люди эти, как в старые времена, строились в колонны, а перед ними начальники говорили речь, только слова какие-то незнакомые услышал Руслан: стройка, комбинат. Наконец колонны двинулись, и Руслан начал свою службу.

Непривычным было только отсутствие конвойных с автоматами и чересчур уж веселое поведение шедших в колонне. Ну ничего, подумал Руслан, поначалу все шумят, потом утихнут. И действительно, начали утихать. Это когда из переулков и улиц к колонне стали сбегаться лагерные собаки и выстраиваться по краям, сопровождая идущих. А взгляды местных из окон стали угрюмыми.

Идущие еще до конца не понимали, что происходит, но насторожились. И произошло неизбежное — кто-то попробовал выйти из колонны, и одна из собак кинулась на нарушителя. Раздался крик, началась свалка. Соблюдая порядок, Руслан наблюдал за строем и увидел неожиданное: из колонны начали выскакивать лагерные псы и трусливо уходить в соседние улицы. Руслан кинулся в бой.

Схватка оказалась неожиданно тяжелой. Люди отказывались подчиняться собакам. Они били Руслана мешками, палками, жердинами, выломанными из забора. Руслан разъярился. Он прыгнул, нацелившись на горло молодого паренька, но промахнулся и тут же получил сокрушительный удар. С переломленным хребтом он затих на земле.

Появился человек, может быть, единственный, от кого он принял бы помощь. «Зачем хребет переломали, — сказал Потертый. — Теперь все. Надо добивать. Жалко собаку». Руслан еще нашел силы прыгнуть и зубами перехватить занесенную для удара лопату. Люди отступили, оставив Руслана умирать. Он, может быть, еще мог выжить, если б знал, для чего.

Он, честно выполнявший службу, которой научили его люди, был жестоко наказан ими. И жить Руслану было незачем.

Краткое содержание повести Владимова «Верный Руслан»

  1. Краткое содержание повести Владимова «Большая руда» Виктор Пронякин стоял над гигантской овальной чашей карьера. Тени облаков шли по земле косяком, но ни одна не могла накрыть…
  2. Краткое содержание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Князь Владимир-солнце пирует в гриднице с сыновьями и толпой друзей, празднуя свадьбу младшей дочери Людмилы с князем Русланом. В честь…
  3. Сочинение на тему О. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Благодаря своей няне русский поэт Александр Сергеевич Пушкина навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм….
  4. Краткое содержание романа Владимова «Три минуты молчания» Сенька Шалый (Семен Алексеевич) решил поменять свою жизнь. Хватит. Ему уже скоро двадцать шесть — вся молодость в море осталась….
  5. Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила» Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех…
  6. Сочинение по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму — » Руслан и Людмила » (1820). По жанру это шуточная…
  7. Пролог до поеми О. Пушкіна «Руслан і Людмила» Мета: допомогти учням глибше усвідомити зміст і художню довершеність пушкінської поезії через виразне читання; розвивати навички виразного, вдумливого читання віршів;…
  8. Краткое содержание повести Чехова «Каштанка» Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Ее хозяин…
  9. Краткое содержание повести Гайдара «Военная тайна» Натка Шегалова мечтает стать капитаном парохода или летчицей, но ее посылают в пионерский лагерь «Артек» пионервожатой. Девушка не любит эту…
  10. Эпическое произведение Пушкина поэма «Руслан и Людмила» Работа А. С. Пушкина над поэмой «Руслан и Людмила» (1820), задуманной и начатой им еще в лицее, продолжалась почти до…
  11. Краткое содержание повести Фэна Мэнлуна «Бунт Ван Синьчжи» Ы О том, как Ван Синьчжи смертью своей спас всю семью. Во времена династии Южная Сун многие удостаивались государевых милостей….
  12. Краткое содержание повести Лондона «Зов предков» I. К первобытной жизни Пес Бэк, родившийся от сенбернара и шотландской овчарки, не читал газет и не знал, что тысячи…
  13. Краткое содержание повести Воробьева «Это мы, Господи!» Лейтенант Сергей Костров осенью 1941 г. попадает в плен. Продержав пленных несколько дней в подвалах разрушенного Клинского стекольного завода, их,…
  14. Краткое содержание повести А. С. Макаренко «Флаги на башнях» Часть 1 Началась эта история о судьбах нескольких детишек-беспризорников на исходе первой пятилетки. Все они оказались на улице по разным…
  15. Жанровое разнообразие разнообразия языка поэмы «Руслан и Людмила» Жанровое разнообразие требовало и разнообразия языка. Поэма Пушкина написана в русле поэтического языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции «нового слога»…
  16. Краткое содержание повести Буссенара «Капитан Сорви-голова» Часть первая. Молокососы Бурская ферма. Военно-полевой суд. Британские офицеры приговаривают к смерти бура Давида Поттера за отравление кавалерийских лошадей. Появившийся…
  17. Краткое содержание повести И. Франко «Захар Беркут» В карпатское село Тухля приезжает боярин Тугар Волк. Князь Даниил даровал ему эти земли. Волк отправляется охотиться на медведей с…
  18. Краткое содержание повести Пушкина «Гробовщик» Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна…
  19. Краткое содержание повести Быкова «Облава» Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места…
  20. Краткое содержание повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо» Родителями Бима были породистые шотландские сеттеры с длиннейшей родословной, но щенок родился «бракованным». Правильный сеттер «должен быть обязательно черный, с…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-vladimova-vernyj-ruslan/

Повесть Владимова «Верный Руслан»

Верный Руслан», возможно, и не великая книга, но — хорошая. Может быть, даже очень хорошая» . Такую оценку дал своему произведению сам автор, Г. Н. Владимов в письме известному российскому критику Л. Аннинскому.

Истинный смысл этих слов раскрывается лишь в контексте обсуждения повести, развернувшегося на страницах как эмигрантской (1970-е гг.), так и отечественной печати (конец 1980-х — начало 90-х гг.

) и определившего своеобразие ее литературной судьбы.

Известно, что текст «Верного Руслана» автор перерабатывал. Задуманная еще в 1960-е гг., повесть появилась в печати лишь в 70-х. Владимов рассказывал в одном из интервью, как он принес в редакцию «Нового мира» произведение «в духе язвительной, но чересчур прозрачной сатиры на бериевца в собачьей шкуре». А. Т. Твардовский, прочитав рассказ, согласился «тиснуть» его в журнале.

Столь легковесное определение Твардовский объяснил достаточно жестко: «Но Вы же Вашего пса не разыграли… Вы же из него делаете полицейское дерьмо, а у пса — своя трагедия…» Слова Твардовского помогли Владимову иначе взглянуть на собственный текст. Постепенно он «пришел к тому, что никаких аллегорий быть не должно, только собака, простодушный, обманутый нами зверь.

И сама собой получалась трагедия» .

Это опровергается всем образным строем повествования. Текстологический анализ ясно показывает, что «Руслан» — это повесть о собаке, а не о каком-то четверолапом символе, в духе классицистического искусства».

Открыто не полемизируя с Синявским, Чернявский замечал: «Руслан — не образцовый чекист, так же, как Трезорка — не простой русский народ… Люди в повести — это люди, а собаки — собаки, обрисованные с большим психологическим мастерством» 6 .

Однако в целом критик трактовал повесть как форму художественного воплощения конфликта человека и зверя, не желавшего подчиниться упомянутому Терцем «Закону проволоки» 7 , тем самым тяготея к социальному плану интерпретации текста. Нечто подобное происходило и с рядом других критиков.

Почему смысл повести, обладавший таким семантическим потенциалом, постоянно сужался? Трудно ответить однозначно. Сам Владимов объяснял это публицистическим пафосом, для «подкрепления» которого Терцу и понадобился «честный чекист», «строитель коммунизма», положительный советский герой в «итоговой вариации», четверолапый Павка Корчагин» 8 .

Возможно, причины следует искать и в «двойственности в строении и в замысле повести», которую отмечал Л. Аннинский: «Это история собаки, написанная по законам реализма, и это размышление о лагерном охраннике, написанное по законам аналогии. Примирить эти два плана… невозможно» 9 .

В целом, принимая приведенное суждение, отметим лишь, что эти планы не нуждаются в «примирении». Это всего лишь два из множества смысловых уровней, которые можно обнаружить во владимовской повести. Наличие этих многочисленных планов и обусловливает «бездонную, тревожащую загадку повести», о которой писал Аннинский.

Если пытаться анализировать текст «Верного Руслана» как смысловое целое, то нельзя не увидеть, что лагерная тема и связанные с ней образы составляют лишь ее сюжетную основу, самый очевидный смысловой уровень, который встраивает произведение в конкретно-исторический контекст. На этом уровне сразу же возникает ряд литературных ассоциаций. В критике назывались произведения Е. Замятина, Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Ф. Кафки, А. Солженицына, В. Шаламова, Л. Копелева и др.

Однако обращение к лагерной теме дает Владимову возможность выходить за пределы, казалось бы, строго очерченных границ художественного мира, увеличивая его и вширь, и ввысь. Камень за камнем на фундаменте темы надстраивается здание — текст, возникают новые уровни смысла, а следовательно, и: новые перспективы интерпретации.

И читатель видит парадоксальную и жесткую в своей неустроенности русскую жизнь, которая так часто воссоздавалась на страницах русской прозы (от писателей натуральной школы до В. М. Шукшина, В. В. Быкова или Б. А. Можаева).

Владимов, делая бытовой фон лишь средством воссоздания этой жизни, используя детали, показывает те черты нравственного уродства, которые она приобретает вследствие постоянного размывания нравственной нормы.

Примером такого рода является поведение тети Споры, заботливо опекающей бывшего зэка и в то же время без тени сомнения готовой донести на него в «оперативку».

Терц видит в этом проявление губительного воздействия советской системы, однако в контексте русской литературной традиции этот эпизод позволяет соотнести владимовскую повесть с произведениями писателей-народников, «простые» герои которых легко шагали от благостности и миролюбия к банальному предательству, с детской наивностью полагая, что, «сдавая сицилистов», они выполняют свой долг.

Но Владимов не остается и на этом уровне, он поднимается выше. И вот уже реалии русской жизни, закономерности существования социума освещаются человеческим состраданием. А. Д.

Синявский в своей статье называет два чувства, определяющие эмоциональный фон повести, — жалость и удивление. В повести грань между жалостью и состраданием достаточно очевидна.

Тем более что и сам Синявский, вероятно, ощущал это, «вписывая» книгу Владимова «не по формально-тематическому, а по нравственно-проблемному… признаку… в более широкую и концептуальную…

традицию русской словесности, начатую Акакием Акакиевичем Гоголя и продолженную Достоевским. Русская литература всегда была исполнена трепетного внимания, интереса и любви к страдающему брату, в чем, возможно, полнее всего сказались ее скрытые или явные христианские устремления».

Синявский сужает рамки темы «униженных и оскорбленных» и говорит об изображении той «специфической категории лиц, которых… можно обозначить существами в нравственном смысле погибшими, падшими и как бы уже заранее потерянными для человеческого к ним снисхождения и сострадания 10 .

Исследователь осознает условность сопоставления Акакия Акакиевича Башмачкина и Руслана, но для него важна не прямая параллель, а «скрытая, генетическая связь, которая формирует единство литературы» 11 , которая цементирует само явление русской литературы.

Поэтому Руслан и оказывается в одном ряду с Башмачкиным и героями Достоевского, который «вывел на авансцену словесности длинную вереницу падших и погибших созданий… научил нас понять и пожалеть убийцу» . При всей справедливости этих суждений, нельзя не заметить, что Владимову чуждо приклеивание ярлыков.

Кто в его повести безоговорочно является «падшим», «погибшим»? Руслан? Тетя Стюра? Инструктор? Можно продолжить ряд, но нельзя найти однозначный ответ, ибо в зависимости от критериев оценки в стане падших может оказаться большая часть страны. Автор принципиально отказывается от оценок.

Ведь «нам не выкрикивают в лицо обличения — к нам обращаются, с нами беседуют» 13 . Писатель не проявляет какой-либо эмоциональной заинтересованности. И эта манера повествования роднит его с Чеховым, который оставляет читателю право на субъективность.

Не случайно чеховская «Каштанка» так часто упоминается в одном ряду с «Верным Русланом». На первый взгляд может показаться, что роднят их только главные герои. Владимов неоднократно подчеркивал, что сюжетным центром повести является история собаки.

Руслан продолжал психологический ряд толстовского Холстомера и Каштанки, Белого Клыка (можно также вспомнить и Белолобого, и упомянутого Аннинским казаковского Арктура, и страдальца Белого Бима Черное ухо и др.).

Однако дело, видимо, не только в выборе персонажа, но и в характере изображения, в том, какая сверхзадача стояла перед художником.

Источник: http://www.rlspace.com/povest-vladimova-vernyj-ruslan/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector