Краткое содержание воробьиное озеро коваля за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжета

Главные герои серии рассказов «Чистый Дор» — жители русской деревни с одноименным названием. Эти люди живут спокойной и размеренной крестьянской жизнью – работают в поле, пасут коров, ходят в лес за грибами и ягодами. С ними приключаются разные истории, которые и описывает автор в рассказах под общим названием «Чистый Дор».Одна из таких историй случилась с жителем деревни, которого соседи звали дядей Зуем. Летом он накосил сена и поставил на покосе копну, да не на землю, а сразу на сани, чтобы зимой легче было сено вывозить. Когда наступила зима, дядя Зуй взял лошадь и отправился в лес за сеном. А когда он привез сани с сеном в деревню, из копны выглянула медвежья морда. Оказывается, решил косолапый в копне зиму провести вместо берлоги, да не знал, что сено в деревню зимой повезут. Медведь не злой оказался, выбрался он из копны и в лес убежал.Живут в Чистом Доре и дети, которые учатся в деревенской школе. Эта школа особенная – в ней всего одна комната, но в этой комнате учатся сразу три класса. В первом и втором классах по одному ученику, а в третьем – целых два, братья Моховы. Учит всех детей учитель Алексей Степаныч. Ребята не только учатся, но и помогают взрослым в уборке картошки. А еще они в школе выращивают кроликов.

Однажды первоклассница Нюра, внучка дяди Зуя, которая была дежурной по кроликам, ушла на картофельное поле за ботвой, а в это время прилетел ястреб, который хотел утащить маленького крольчонка.

Шестилетний Витя, который гулял возле школы, залез в школьную кладовку, достал оттуда ружье и одним выстрелом убил хищную птицу. Ребята, прибежавшие на выстрел с поля, были в полном восторге от меткости шестилетнего стрелка.

Таково краткое содержание книги «Чистый Дор». Множество историй, которые ежедневно происходили с жителями Чистого Дора, описывает Ю.Коваль.

Какие-то из них смешные, какие-то – грустные, случались истории необычные, поучительные.

Главный смысл рассказов, объединенных общим названием «Чистый Дор» состоит в том, чтобы показать красоту русской земли и духовную красоту простых русских людей, живущих на этой земле.

Рассказы «Чистый Дор» учат подмечать в окружающем нас мире неповторимые приметы прекрасного и необычного.

В рассказах мне понравился дядя Зуй, который оказался очень отзывчивым человеком.

Когда однажды в сельский магазин привезли красивую клеенку, и выяснилось, что на каждый дом хватит только по полтора метра, дядя Зуй одарил каждого жителя недостающими сантиметрами из своей доли, а сам ушел из магазина ни с чем, хотя ему очень была нужна такая красивая клеенка. Душевная щедрость – она из характерных черт простого русского человека.

Какие пословицы подходят к рассказам «Чистый Дор»?

Какова деревня, таков и обычай. Береги землю родимую, как мать любимую.Нет земли краше, чем Родина наша.

Книга «Чистый Дор»

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжета

Юрий Коваль – это писатель высшей пробы. Это один из самых известных и любимых детских авторов в ССР и России. Это Талант. Без его произведений я не мыслю ни детство, ни хорошую библиотеку. Нет в русской литературе ничего похожего на прозу Коваля. В ней сплелись правда и вымысел, философия притчи и сказка, мудрость и легкость, неторопливость и краткость, изящный юмор и светлая щемящая грусть. Сплелись в особенный неповторимый стиль. Коваля читали все, но никто не кричит об этом, поскольку эти рассказы – сокровенное для каждого. Вот и мне тяжело подбирать слова. А ему – нет. У него к слову удивительная чуткость, редкостный дар соединять простое в прекрасное. Читаешь, и словно перекатываешь звуки на языке, смакуя.

У него слова – это ключи, открывающие те потайные двери в нашей душе, за которыми спрятано все самое лучшее.Конечно, Коваля я люблю. И Чистый Дор я люблю. Весь. Но “Клеенку” как-то особенно.

В детстве после прочтения этого рассказа я всерьез подумывала о том, чтобы разыскать Чистый Дор (благо, он действительно есть на карте), отправиться туда с новеньким отрезом из ГУМа и подарить его добродушному дяде Зую, вот так запросто.

И уже потом, много лет спустя, живя в студенческом общежитии все искала в магазинах клеенку поднебесного цвета, чтоб с васильками. Рассказ выложу целиком. Каждый раз что-то щемит, когда перечитываю.

А потом тянет звонить родителям и старым друзьям, с которыми немало сижено за столами, варить простую картошку, с зажарочкой и смотреть в окно.

Коваль интересен мне сейчас не меньше, чем в пять лет, его книги, как истинная литература, не делят аудиторию на возраст, они – вне времени. Их обязательно нужно дарить себе и детям, чтобы пронести этот подарок через всю жизнь.

Отдельно хочется сказать про иллюстрации к книге. Работы Галины Макеевой созвучны тексту и ложатся на него удивительно гладко. Такое же в них изящество, искренность, сокровенное отношение к миру, и так же от красок светло на душе.

В них чувствуется та же свобода, что и в текстах Коваля, свобода, приходящая через умение, простота, которая достигается только благодаря таланту, мастерству и упорному труду.

За ней стоит многолетняя практика и школа натурного рисования – Галина Макеева проиллюстрировала более 70 книг, десять лет была главным художником журнала «Мурзилка». Ее иллюстрации всегда узнаваемы, этот особый почерк я помню еще с детства.

Листаешь страницы, и ощущение, что бредешь не спеша по Чистому Дору, смотришься в прозрачные лужи, спускаешься с мягких холмов, плывешь в узенькой лодке по темной тревожной воде, летишь в облаках, задевая верхушки сосен и качаешься на ветру. Свежо и просторно делается в комнате, и кажется, что можно руками потрогать это неповторимое состояние природы, зовущееся тишиной русского пейзажа.

Сама Галина говорила, что ее учителя – это природа и жизнь, где случается все и в бесконечных вариациях.

Со слов Л.С. Кудрявцевой: “Когда Макавеевой пришлось иллюстрировать рассказы Юрия Коваля, она пожила в описываемых им местах, в Чистом Доре, порисовала, но не пошла, как говорится, буквально за писателем, а попыталась передать в своих рисунках главное, «потайное» звучание его прозы.

«Вода под лодкой чёрная, настоялась на опавших листьях. Над нею синие стрекозы перелетают… Захотелось что-нибудь спеть, просто так. От хорошего настроения…». Две голубые стрекозы ложатся на темный фон крупно, декоративно, образуя первый план.

Коричневые стволы деревьев, за ними темными штрихами водная гладь озера, стена дальнего леса, небольшое светлое пятно слева вверху – для коричневых листиков, неожиданно сохранившихся на ветке сухого дерева. Сам же герой – крохотная голубая фигурка в лодке на воде. Видно, как выстроен рисунок, но главное впечатление – поэзия лесного озера.

Для Макавеевой важно не развитие сюжета, не поющий герой, а чувство восхищения перед лицом природы, которое она сумела цельно выразить”.

“Чистый Дор” – во всех отношениях чудесная книга, из тех, что “в каждый дом”. ИДМ выпустил ее в том же виде, в каком она выходила в 1981 году. Качество издания великолепное – большой формат, твердая обложка, плотная белоснежная офсетная бумага, крупный четкий шрифт, отличная печать.

Юрий Коваль – Чистый Дор (Рассказы)

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь можно скачать бесплатно “Юрий Коваль – Чистый Дор (Рассказы)” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература, издательство Издательский Дом Мещерякова, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-koval-chistyi-dor-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

1) Краткое содержание рассказа: Воробьиное озеро. Автор Коваль Ю. 2) Краткое содержание рассказы: Никита и его друзья. Автор Чарушин Е

Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01

Ответы

Ответ оставил: Гость

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжета1) владимир набоков считал, что есть три составляющие писателя: рассказчик, учитель и волшебник. юрий коваль вписывается в эту формулу идеально. его книга «воробьиное озеро» — это лирические миниатюры о природе, о мире вокруг нас. дети и взрослые увидят здесь совсем разные образы: для детей — это лошадки, грачи, бабочки, рыжие коты и фарфоровые колокольчики, для взрослых — притчи, в которых открывается волшебный мир поэзии и тонких духовных вибраций. полные жизни, местами лиричные иллюстрации галины. 2) маленький никита отличается добрым сердцем. своей фантазии, он  видит жизнь во  всех окружающих его предметах. пятилетний никита  — хозяин в  доме. он  живёт с  мамой, а  отца даже не  помнит, тот воюет на  фронте. оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в  бане он  видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а  в  бочке, что стоит в  сарае, по  представлениям никиты, живёт маленький бородатый человечек. испугавшись своих собственных фантазий, никита бежит на  работу к  матери, но  засыпает по  дороге. вернувшись вечером, мальчик видит у  себя дома неизвестного мужчину  — это его отец вернулся с  войны. утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. никите он  даёт выпрямлять гвозди. в  первом  же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в  отличии от  вчерашних страхов, этот человечек добрый. на  вопрос сына отец отвечает так: —  тех ты  выдумал, никита, их  нету, они непрочные, оттого они и  злые. а  этого гвоздя-человечка ты  сам трудом сработал, он  и  добрый.

Читайте также:  Краткое содержание триумфальная арка ремарка за 2 минуты пересказ сюжета

Ответ оставил: Гость

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжетаКакой был быт людей , которые написали данное произведение

Ответ оставил: Гость

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжетаУ него был напряжённый момент,когда он убивал своего младшего сына Андрия,прочитай поподробнее об этом в интернете!

Ответ оставил: Гость

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжетаВ этой драме поднимается тема конфликта между личностью и обществом, вызванного произволом со стороны общественности и недостаточным осознанием своих прав отдельным человеком

Источник: https://yznay.com/literatura/1-kratkoe-soderzhanie-ras-29376053

Недопёсок — краткое содержание повести Коваля

События произведения разворачиваются на звероферме, где разводят песцов.

За животными ухаживает местная жительница Прасковья, которой директор фермы Некрасов Пётр Ерофеевич не выплачивает премию. Женщина очень рассчитывает на эти деньги, желая помочь родственнице, имеющей нескольких детей, поэтому сильно расстраивается.

У Прасковьи все валится из рук, она забывает вечером закрыть две клетки, в которых содержатся песцы с редкой окраской: Наполеон, имеющий платиновую шерстку, и песец под номером сто шестнадцать с голубой шерстью.

Данные зверьки являются эксклюзивными представителями породы, поэтому их пропажа обуславливает значительные убытки на ферме.

Некрасов привлекает к поискам сбежавших зверьков сначала сотрудников зверофермы, а затем местного охотника, имеющего собаку. Однако все попытки оказываются неудачными.

Тогда директор вспоминает о песце Маркизе, который когда-то сам сбегал из клетки, но, помучавшись от голода и холода, вернувшегося обратно. Также когда-то Маркиз возвращает одного из сбегавших зверьков.

Некрасов рассчитывает на Маркиза и выпускает его на свободу.

Зверек находит своих собратьев и почти приводит их на ферму, однако свободолюбивый характер Наполеона не позволяет ему снова оказаться в клетке и вместе со сто шестнадцатым песцы снова сбегают.

На дороге их замечает проезжавший шофер Шамов и ему удается поймать сто шестнадцатого, а затем вернуть его на звероферму, за что Некрасов выплачивает Шамову достойное вознаграждение.

Оставшись в одиночестве, Наполеон проявляет осторожность, подходя к небольшой деревеньке Ковылкино. Но здесь на него набрасываются местные дворняги, драку с которыми разнимает плотник Меринов.

Он забирает Наполеона к себе домой и помещает его в будку к собаке Пальме, которая с радостью принимает нового жильца. Но на утро во двор снова прибегают дворняжки и нападают на Наполеона.

На этот раз спасителем песца становится мальчик Леша, который надевает на зверька веревку и начинает с ним играть.

Все это видит дочь плотника Вера, сидя на уроке в школе. Она просит учителя спасти зверька, преподаватель забирает Наполеона, поместив его в клетку в живом уголке класса.

На утро учитель сообщает Некрасову о находке, но до приезда директор зверофермы детям удается выпустить песца, поскольку они не желают, чтобы из него сшили воротник или шапку.

Некрасов проводит с детьми беседу и объясняет причины, по которым необходимо вернуть животное на звероферму.

Вечером Вера обнаруживает Наполеона в будке Пальмы и сообщает Некрасову о его местонахождении. Наконец-то Наполеона возвращают на ферму, однако его мех оказывается испорченным после его длительных путешествий.

  • Через некоторое время клетка Наполеона снова оказывается пустой, но организованные на этот раз поиски остаются безуспешными.
  • Писатель передает в повести чувства животных в виде их желания быть свободными и независимыми, а также демонстрирует заботу и бережное отношение человека к окружающему миру.
  • ← Алый↑ Коваль

Краткое содержание Воробьиное озеро Коваля за 2 минуты пересказ сюжета

  • Страшная месть — краткое содержание повести Гоголя
    В произведении Гоголя «Страшная месть» все события происходили на свадьбе сына есаула Горобца. Одним из гостей был его друг Данило Бурульбаш. На мероприятие он приехал с семьей
  • Цифры — краткое содержание рассказа Бунина
    Рано утром мальчик Женя проснулся с желанием непременно сегодня выучиться читать, писать и рисовать цветными карандашами. Но дядя, лукавя, сказал, что сегодня выходной (царский) день, магазины закрыты
  • Борьба за огонь — краткое содержание романа Рони-старшего
    История рассказывает о первобытном обществе, когда огонь являлся невероятной ценностью. Повествование начинается со сражения племени уламров со своими соперниками, которые не только убивают много людей
  • Дюма
    В литературе 19 века почетное место среди французских писателей занимает имя Александра Дюма. Он является создателем огромного количества произведений, получивших всемирную известность во всем мире.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/koval-yurij/nedopyosok-povest

Юрий Коваль — Воробьиное озеро (авторский сборник)

  • Юрий Коваль
  • ВОРОБЬИНОЕ ОЗЕРО
  1. Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.

  2. Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают.

  3. Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро — Воробьиное.

— Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.

Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей — берёзы.

Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.

Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.

На это самое место положил я луковицу, начистил картошки, кинул перцу-горошку, долил воды и подвесил ведро над костром.

Пока закипала уха, я смотрел на острова-корабли, на их берёзовые паруса.

Иволги летали над зелёными парусами, которые бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли. И мне понравилось, что есть на свете такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.

Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным ольшаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто ищет чего-то.

— Хорх… хорх… — доносится сверху хриплый голос — Хорх…

Раньше в деревнях говорили, что это не птица вовсе, а вроде бы чертёнок летает над лесом, разыскивает свои рожки, которые потерял.

Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом вальдшнеп, ищет себе невесту.

У вальдшнепа вечерние глаза — большие и тёмные. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка», а за длинный клюв — «слонка».

В одной деревне, слышал я, зовут его ласково «валишень». Такое название мне нравится больше всего.

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.

Дик — добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, — вот чего ему надо!

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.

Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.

— Да черника это, Дик! — объяснял я. — Смотри, как её много.

Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.

Читайте также:  Краткое содержание платонов июльская гроза за 2 минуты пересказ сюжета

— Теперь сам валяй, — сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть — и только кустики затрещали.

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.

Ранней весной пошли мы с Витей на рыбалку, на Мост.

Не так уж далеко от нас Мост, а всё-таки шесть километров. Шли, шли, месили болотную да лесную весеннюю грязь, устали. На Мост пришли — сразу костёр положили, чай стали кипятить. Витя говорит:

— Не знаю, как ты, а я всю жизнь мечтаю большого язя поймать.

— Какого большого? Каких размеров?

— Не меньше сапога.

— Какого сапога? Обычного или бродня?

— Бродня.

— Ну, это ты, парень, слишком. Язь величиной с болотный бродень! Таких не бывает. Давай уж будем ловить язя с обычный, привычный кирзовый сапог.

Договорились мы и связали на язя секретную донку. В чём секрет этой донки, рассказать не могу — Витя не велит.

И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду.

А язь не берёт. Мелкая сорожонка червей теребит. Колокольчик на донке звякает.

— Замучила сорожонка, — Витя говорит, — одолела. Сорожонка — это мелкая плотва. У нас на Севере плотву сорогой зовут.

  • К вечеру худо-бедно наловили мы сорожонки, а язь-то никак не берёт.
  • И вот настала ночь.
  • Над Цыпиной горой под звёздами потянули на север гуси и журавли, зацвиркали-зазоркали вальдшнепы, и тут взял язь.
  • Страшно натянулась леска, задрожал Витя, ухватил леску двумя руками, потянул к берегу.

А вдали, в темноте у камышей, заплескался вышедший на поверхность язь. Серебряные блики посыпались по воде от ударов его хвоста и звёздные полетели брызги.

И вот Витя подвёл язя к берегу и почти уж вытащил его, как вдруг язь дёрнул. Витя поскользнулся и упал в воду рядом с язем.

И вот они оба барахтаются в чёрной воде, и от них обоих летят звёздные брызги. И я понял, что язь сейчас уйдёт, если я чего-нибудь не придумаю.

И я придумал. Я тоже упал в воду с другой стороны язя. И вот мы уже вдвоём лежим в воде и между нами язь.

А над нами, между прочим, сияют и стоят все ночные созвездия, все главные весенние звёзды, и особенно ясно, я вижу, стоят над нами Лев и Близнецы. И вот уже мне кажется, что это мы с Витей близнецы, а между нами — лев. Всё как-то спуталось в моей голове.

И всё-таки мы вытащили язя, выволокли его на берег, и он оказался очень большим. По сапогу мерить было некогда — ночь, а в ведро он никак не влезал.

Поставили мы его в ведро вниз головой и по болотной да лесной весенней грязи побежали домой, на Цыпину гору. Язь бил в ведре хвостом, и в каждой чешуинке его играли главные весенние созвездия — Лев и Близнецы.

Мы надеялись, что язь не заснёт до утра, но он заснул.

Я очень огорчился, что заснул звёздный язь и не осталось на земле его следа. Взял доску, положил на неё язя и точно по контуру обвёл карандашом. И потом долго сидел — вырезал звёздного язя. Пускай хоть на моей доске останется его след.

А того язя, что вы видите на рисунке, мы поймали в другой раз. Это не язь, а язёнок. Но он тоже почему-то звёздный. Не знаю уж почему. Мы поймали его утром, когда звёзды скрылись под солнечной пеленой… Наверно, всякий язь — звёздный…

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/359926-yuriy-koval-vorobinoe-ozero-avtorskiy-sbornik.html

Юрий Коваль — Воробьиное озеро (авторский сборник)

Владимир Набоков считал, что есть три составляющие писателя: рассказчик, учитель и волшебник.Юрий Коваль вписывается в эту формулу идеально. Его книга «Воробьиное озеро» — это лирические миниатюры о природе, о мире вокруг нас.

Дети и взрослые увидят здесь совсем разные образы: для детей — это лошадки, грачи, бабочки, рыжие коты и фарфоровые колокольчики, для взрослых — притчи, в которых открывается волшебный мир поэзии и тонких духовных вибраций.

Полные жизни, местами лиричные иллюстрации Галины Макеевой к замечательной детской книге.Для младшего школьного возраста.Издательство «Малыш». Москва. 1991.

У нас в деревне есть старый дом, сильно заброшенный. Хозяин этого дома приезжает редко, всю зиму стоит дом пустой.

И вот однажды весной приехали в этот дом две девушки-художницы. Они хотели пожить в деревне, порисовать.

  • Зашли они в дом и первым делом решили печку затопить.
  • Открыли печную дверцу, а оттуда вдруг выползли две здоровенные гадюки.
  • Вот уж крику-то было!
  • В деревне Василёво все собаки — Тузики, все коровы — Зорьки, а уж всё тётушки — тёти Мани.

Заходишь в деревню, а тебя встречает первый Тузик — Тузик встречающий. Он весёлый, добрый. Трётся о твою ногу ласково, дескать — заходи, заходи. Дашь ему какую-нибудь корочку, и он так подпрыгивает от радости, будто ты ему целый торт отвалил.

  1. Идёшь по деревне, а из-за заборов новые Тузики глядят, насчёт корочки размышляют, а Зорьки в сараях мычат, а тёти Мани все на лавочках сидят, сирень нюхают.
  2. Подойдёшь к какой-нибудь тёте Мане, скажешь:
  3. — Тётя Маня, налила бы молочка, что ли!

Пройдёшь через всю деревню — там молочка попьёшь, там редиску попробуешь, сирени наломаешь. А за околицу тебя последний Тузик провожает. И долго смотрит тебе вслед и громко прощально лает, чтоб не забывал ты деревню Василёво.

А вот в деревне Плутково все собаки — Дозорки, все коровы — Дочки, а уж все тётушки — всё равно тёти Мани. Там ещё мой друг сердечный Лёва Лебедев живёт.

Под ногами мох — мягкий мохнатый мех.

Солнечные ягоды, оранжевые и жёлтые, рассыпались по моховой поляне. Морошка.

Жёлтые — спелые, оранжевые — вот-вот созреют.

Ягода морошки немного похожа на белую малину. Кажется, это маленькие малинки растут среди мха.

Но морошка не такая сладкая и душистая, как малина.

А всё-таки морошку на малину я не променяю. Северный, таёжный у неё вкус, и сравнить его не с чем — разве со вкусом росы.

Морошка вобрала в себя всю свежесть сырого леса, всю сладость мохового болота — и свежести оказалось много, а сладости чуть-чуть.

Но кому сколько надо — одни пьют чай вприкуску, другие внакладку.

Когда устанешь под мешком после долгого пути, когда в горле у тебя пересохло — морошка кажется мёдом. Моховым и прохладным болотным мёдом.

Кому какой, а уж мне больше всего фарфоровый нравится колокольчик.

Он растёт в глубине леса, в тени, и цвет у него странный — малосолнечный. Не водянистый, но — прозрачный, фарфоровый. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя. Только смотреть и слушать.

Фарфоровые колокольчики звенят, но шум леса всегда их заглушает.

Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва — где уж тут услышать лёгкий звон фарфорового колокольчика?

Но всё-таки я ложусь на траву и слушаю. И долго лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины — и далёкий, скромный слышится колокольчик.

Возможно, это не так, возможно, я всё это придумываю, и не звенят в наших лесах фарфоровые колокольчики. А вы послушайте. Мне кажется — звенят!

Прошлую ночь ночевали мы у деда Пантелея. Давно, лет пятьдесят назад, срубил он в тайге дом и живёт в нём один.

Добрались мы до Пантелея поздно ночью. Он обрадовался гостям, поставил самовар.

Долго мы сидели за столом, разговаривали, пели песни.

Пантелей больше молчал и всё вглядывался, какие они, городские-то люди. Чудны'ми казались ему наши разговоры и песни, привезённые из города.

Читайте также:  Краткое содержание книги голодные игры сьюзен коллинз за 2 минуты пересказ сюжета

Одна песня понравилась ему: «На улице дождь, дождь…»

Утром мы встали пораньше, затемно, а дед уже поднялся. Я заглянул к нему за перегородку. Там на столе горела свеча, и при свете её дедушка Пантелей месил тесто. Видно, собрался печь хлеб.

Взошло солнце. Мы стали собираться в дорогу и на прощанье решили сфотографировать Пантелея.

Вы, дедушка, снимите шапку — чего в шапке фотографироваться?

Зачем её снимать? Она ведь голову греет.

— Ну ладно, тогда возьмите в руки сеть, будто вы её чините. Шапку Пантелей снимать не стал, а сеть взял в руки, покачивая головой и улыбаясь затеям городского человека.

Потом он сходил в дом и вынес что-то завёрнутое в тряпицу. Свёрток был горячий. Я развернул его и увидел тонкие лепёшки из ржаной муки.

Возьми, — сказал Пантелей, — на дорогу.

Когда мы перевалили гору Чувал и остановились передохнуть, я достал из мешка Пантелеевы лепёшки. Они высохли и покрошились.

Мы стали есть их, размачивая в ручье.

Ни соли, ни сладости не было в Пантелеевых лепёшках. Они были пресными, как вода.

Я удивлялся: что за странные лепёшки, почему в них нет вкуса?

Потом понял, что вкус есть, только уж очень простой. Такие лепёшки может, наверно, испечь только одинокий старик, живущий в тайге.

Над сырым заливным полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.

У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что это та самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.

Пустельга неосторожно приблизилась к их гнезду и попала в переплёт. Один чибис всё время кувыркался перед её носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придётся.

Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Пастух Володя подстрелил птицу и принёс её мне.

Вот, — сказал он, — погляди, чего я подстрелил. Птица была живая. Дробь перебила ей крыло.

Седая с золотыми глазами птица злобно глядела на меня, клацала клювом и шипела.

— Нечего на меня шипеть, — сказал я. — Не я тебя подстрелил, а вот этот болван. Зачем ты её подбил-то? — спросил я Володю. — Взбесился, что ли?

— Она летит, я и думаю: дай вдарю.

— Тебе бы вдарить. В глаз.

Пастух Володя обиделся. Прищурил глаз, которым целился, отошёл в угол избы и на корточки присел.

Седая птица с золотыми злыми глазами сидела на столе. Как только я приближался, она шипела и стучала клювом, лапы и когти её были острые, страшные.

Она была крупная, величиной с ястреба-тетеревятника, на груди и на хвосте у ней чёрные крапины, но общее впечатление получалось серебряное, седое, зимнее.

— Что это за птица-то? — бубнил в углу Володя. — Как хоть её звать?

— Бутео лагопус, — ответил я. — Да ты всё равно не запомнишь.

— Чего… бутя? — Володя окончательно забился в угол и прищурил теперь и другой глаз, которым не целился.

— Иди помоги, — сказал я. — Попробуем вправить крыло.

Я надел толстые кожаные перчатки и, пока Володя удерживал птицу, как мог вправил крыло.

Это было тяжелейшее дело. Бутео лагопус клацал, трещал и клевался, раздирал когтями и перчатки, и куртку.

На место перелома уложил я две дощечки-шины, положил на них тугую повязку, так, чтоб не сорвал её с крыла яростный Бутео лагопус.

Потом мы вынесли птицу на улицу, усадили на забор. С ненавистью смотрел на нас Бутео лагопус. Бесстрашными и сильными были его глаза.

— Что ты на меня так смотришь? — приговаривал я. — Это он тебя подбил, я-то при чём?

Но раненый Бутео лагопус не видел между нами — Володей и мной — никакой разницы.

«Бутео лагопус» — это латинские слова. А по-русски птица эта называется очень просто — зимняк.

В наших краях он появляется очень редко, перед самой суровой зимой.

Когда в лесу кричит сойка, мне кажется, что огромная еловая шишка трётся о сосновую кору. Но зачем шишке об кору тереться? Разве по глупости?

А сойка кричит для красоты. Она думает, что это она поёт. Вот ведь какое птичье заблуждение! А на вид сойка хороша — головка палевая с хохолком, на крыльях — зеркала голубые, а уж голос, как у граблей, — скрип да хрип.

Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали, драли горло — надоели. Выскочил я из дому — сразу разлетелись. Подошёл к рябине — ничего под рябиной не видно, и на ветках всё в порядке, непонятно, чего они кричали. Правда, рябина ещё не совсем созрела, не красная, не багряная, а ведь пора — сентябрь.

Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/child-prose/page-2-208132-yurii-koval-vorobinoe-ozero-avtorskii-sbornik.html

В бурю (краткий пересказ содержания). автор: серафимович александр

В бурю

Краткое содержание рассказа

На море рыбачат в лодке дед Агафон и мальчик Андрейка. Они вытаскивают рыбу, попавшуюся в сети. Мальчик нечаянно выпускает сазана в воду, за что дед больно бьет его просмоленной веревкой.

Андрейка — сирота. Когда его отец уехал на Кубань и пропал, мать вместе с маленьким Андрейкой отправилась на поиски. Зимой она сильно замерзла и умерла в хате деда Агафона и его жены, приютивших женщину с ребенком.

Свои дети деда Агафона умерли в о время эпидемии. Дед с женой оставили мальчика приемышем. Когда Андрейке было 4 года, жена Агафона умерла. В 7 лет Андрейка стал помогать старику рыбачить.

Агафон часто рассказывал мальчику про то, что творится в глубине моря, какие рыбы там плавают.

Все, что зарабатывали они промыслом, дед пропивал. Часто Агафон жестоко наказывал мальчика за непослушание. Андрейка любил бывать у Спиридонихи — кумы Агафона. Она кормила мальчика пирогами.

Андрейка жаловался на деда, который его бил. На это Спиридониха отвечала: «Тебе же на пользу, дурачок, — побьет да пожалеет, тебе же в пользу учит добру, а ты слушайся да не перечь».

«Бабка Спиридониха была единственный человек, у которого Андрейка чувствовал себя тепло».

Андрейка злился на деда за побои и думал даже убежать от него: «Что я ему сын, что ли, али крепостной, что он лупит меня, чем ни попадя?… Пойду в город, наймусь в работники или на берегу в артель стану тоню тянуть, нехай-ка он без меня повертится.

Да даром-то я не уйду: проверну дирю в лодке да заткну маленечко тряпкой, а сам в степь, ляжу на кургане и буду смотреть. Вот отведет он, вода и вымоет тряпку и станет он потопать. Станет потопать и закричит: «Андрейка, потопаю. А я ему закричу: «Ага!…

а помнишь, как ты меня лупил, ажно рубаху просек»…

Внезапно дед приказывает поворачивать к берегу. Но они не успевают, начинается буря. Дед приказал выкинуть всю рыбу, чтобы лодка была легче и ее на парусе домчало к берегу, но и это не помогает. Андрейке становится страшно, он кричит и плачет. Дед посадил Андрейку на руль и сказал, чтобы тот правил на вербу, а сам перекрестился и ринулся за борт. Лодка пошла легче.

«Андрейка был весь охвачен восторгом от сознания, что он спасен». Оглянувшись, он увидел черневшую в воде голову деда.

«У Андрейки с представлением о деде соединялось представление о суровой, ни перед чем не поддающиеся силе, и теперь вид этой беспомощно подымавшейся и опускавшейся вместе с волнами головы поразил его.

Андрейка закричал пронзительным детским голосом: «Де-едко! Де-едко!». Глотая слезы, Андрейка повернул лодку к деду назад в море, где «грозно шли волны».

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=451&bookid=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector