Краткое содержание вяленая вобла салтыков-щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

1001student.ru > Литература > Краткие содержания > Краткое содержание сказки «Вяленая вобла»

Читая краткое содержание «Вяленая вобла», можно быстро узнать основные моменты произведения. Сказку написал Салтыков-Щедрин в 1884 году. Тогда она считалась чрезмерно сатирической для общества, поэтому впервые была опубликована в 1937 году. Автор стремился высмеять либерально настроенных граждан, которые только выступали с бесполезными на практике заявлениями, вместо реальных действий.

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Главная героиня и объекты сатиры

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла» является остросатирической. Написано произведение в форме животного эпоса.

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Главная героиня — вяленая вобла. Перед читателем она предстаёт уже выловленной и висящей на солнце без внутренностей.

Рыба очень радуется такому положению, так как теперь у неё нет тревожных чувств, мыслей и совести. Она считает, что так жить намного проще.

Сама рыбка была с самого рождения «степенной», всегда пыталась находиться вдалеке от плохих компаний и не влезать в чужие дела.

Когда рыба стала вяленой, она начала пытаться навязывать свои взгляды на жизнь окружающим. Она уверена, что если человек никого не трогает, то и его никто не тронет. Но всё же финал оказался трагическим.

Сатира в произведении в основном касается либералов 1880-х годов. Это роднит сказку с другими работами автора:

  1. «Дикий помещик».
  2. «Коняга».
  3. «Пропала совесть».

Но больше всего мысль сказки похожа на тему произведения «Либерал». Здесь необходимо сделать важное уточнение, что в то время либералами считали тех, кто хотел найти компромисс между властями и народом. Их называли реформаторами. Именно их и критикует Салтыков-Щедрин.

Все слова главной героини — пустышки. От них нет никакого практического толка, так как у рыбы отсутствует план действий. Зато она отлично оправдывает существование трусов, которые лишний раз пытаются не высовываться из своей норы.

И всё же Воблу слушали многие. Общество, которое она поучала, не было устойчивым к подобным проповедям. «Убеждённые люди» тоже присутствовали, но крайне мало. Преобладание было у последователей Воблы, благодаря чему она на некоторое время возвысилась.

Автор сказки в этом случае сатирически отзывается только о либералах с их пустыми речами. Против обывателей он ничего не имеет.

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Салтыков-Щедрин использовал такие приёмы и художественные средства:

  1. Гротеск.
  2. Ирония.
  3. Эзопов язык.

Эзопов язык требовался для обхода цензуры. С помощью иносказаний автор мог откровенно выражаться. Но это не помогло, и сказку не публиковали.

Благодаря произведению словосочетание «вяленая вобла» довольно часто встречается и в разговорной речи. Сейчас так называют апатичных, бездействующих людей без собственного мнения.

Краткое содержание

Поймали рыбаки воблу, выпотрошили и повесили её вялится. Брюшко и голова постепенно подсыхают, мозг вовсе уже успел испариться. Висит рыба и радуется. Ведь благодаря этому у неё больше совести и никаких лишних мыслей. Конечно, вобла и раньше мало о чём задумывалась, находясь всё своё время на тёмном дне. Зато теперь всё совсем стало хорошо.

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас у рыбы только нужные мысли, которые никому не мешают. Ежедневно она умничает. Каждому нуждающемуся подаст монету, но только в случае, если это действие заметят другие. Если же нет, то вобла спокойно пройдёт мимо.

Как только рыбка кого-нибудь заметит, сразу начинает рассказывать ему всё, что думает. Но все её мысли уже давно надоели окружающим. Нравоучения воблы никто не воспринимает всерьёз.

Зато когда приходит время, окружающие поднимают свои головы и вспоминают такие умные речи рыбы. Вобла этим довольно. Говорит, что всегда была очень умной, а когда её завялили, так ещё умнее стала.

Люди очень часто спорили, пытались понять мысли рыбки, чтобы применить их на практике. Общество всё больше подвергается влиянию пропаганды выпотрошенной воблы. Убеждённые в том, что это пустые слова, страдают, так как их меньшинство. Зато остальные слушают рыбу, но ничего не делают.

Все прониклись идеями обычной безмозглой рыбёшки. В итоге из советника та стала либералом, который был опасен из-за своих нравоучений. Однажды самый ярый ненавистник взял воблу и съел на глазах у всех.

Сказка учит не концентрировать внимание только на себе. Необходимо всё время двигаться, развиваться духовно и не быть эгоистами. Салтыков-Щедрин высмеивал либералов трусость интеллигентов, их ограниченность. Сам же автор на протяжении всей жизни был патриотом русского народа.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazki-vyalenaya-vobla.html

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин

Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась, и голова высохла, и мозг, какой в голове имелся, тоже выветрился и почти исчез.

И стала вобла радоваться тому, что с ней случилось. Не было теперь ни мыслей лишних, ни эмоций, ни совести. Впрочем, и в былой жизни не гналась она за такими качествами, прячась на дне, как только услышит разговоры о конституциях.

Стала вобла солидной и благонадежной, с резонными мыслями и никого не задевающими чувствами, и с совестью на медный пятак. Нищему грош подаст, только если свидетели этого деяния будут, а нет – так кивнет головой да прочь направит. Увидит кого и сразу же в разговор вступит, высказывая свое мнение. А мнение это сплошь состоит из присказок, которые всем и без того надоели ужасно.

Сторонятся вначале поучений воблы, а как время проходит, то вспоминают умные ее мысли. И хвалить начинают, диву даются, откуда такой разум в ней поселился. А та только и хвалится: дескать, разум от рождения был такой дан, а во время вяления выветрился мозг и можно теперь умом пораскидывать.

Любимой присказкой воблы стало «Уши выше головы не растут». С этим девизом затесалась она в бюрократические ряды, а потом и вовсе в ряды «излюбленных».

Частенько спорили «излюбленные», пытаясь умом своим блеснуть, как лучше умные мысли свои к стопам повергнуть, и все рвутся куда-то, будто дороги им везде открыты.

Но тут вобла вмешается, дескать, повергать нужно только когда спрашивают. А если не спрашивают, то надо помнить присказку про уши и лоб.

И от тех слов все разом дивились уму-разуму ее. Вобла слушала похвалы и объясняла, что стала такой умной, поскольку ее своевременно провялили.

Но больше всего любила вобла распространять в обществе здравые мысли. Все те же, «Не расти ушам выше лба».

И прониклось общество идеями воблы, отбросив лишнюю совесть и мысли. Клеветники и завистники утверждали, что с их помощью удалось посеять такое среди людей – вряд ли бы привились идеи воблы, если бы не грозили клеветники эти ежовыми рукавицами и сворачиванием в бараний рог.

Смута росла, охватывая ума и сердца и в конце концов воблу назвали либералкой и обвинили в пропаганде. Вскоре один из клеветников ее съел, а люди прославляли ежовые рукавицы.

Печальна участь вялых, индифферентных, зацикленных только на себе людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Вяленая вобла. Картинка к рассказу

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Сорокин
    Владимир Георгиевич Сорокин, уроженец 1955 года, включает в себе множество творческих направлений: он и писатель, и сценарист, и драматург, и художник, и литератор. К своим 62-м годам (на момент конца 2017 года) он является автором десятка романов,
  • Краткое содержание Дама с камелиями Дюма
    События книги разворачиваются в доме умершей мадам Готье. За ненадобностью многие из её вещей выставлены на аукцион, для оплаты накопившихся за жизнь долгов. Некий мужчина, оказавшийся в доме, изъявляет желание приобрести книгу «Манон Леско»
  • Краткое содержание Стругацкие Жук в муравейнике
    Произведение «Жук в муравейнике», созданное русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, является второй повестью из трёх о приключениях Максима Каммерера.
  • Краткое содержание Железная дорога Некрасова
    В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.
  • Краткое содержание Горький Мои университеты
    Мечтающий об учебе в университете, о получении высшего образования, Алеша Пешков уезжает в город Казань. Эту идею Алеше подал гимназист Николай Евреинов, который частенько замечал

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/saltykov-shchedrin/vyalenaya-vobla

Вяленая вобла — краткое содержание сказки Салтыков-Щедрин

Воблу очистили и оставили вялиться, и радуется вобла, что оказалась без внутренностей: мыслей, чувств, совести. Остаются в ней только молоки, а сама она становится более благонадежной. Вобла никого больше не задевает своими чувствами, а совести там совсем мало.

Поэтому теперь довольная вобла каждый день резонно пишет о резонных вещах. Автор говорит здесь о том, что вобла выдает банальности с умным видом, к примеру, «тише едешь, дальше будешь». Выдает подобное вобла нравоучительно с пониманием пользы для общества.

Тем не менее, люди вялые и ни за что не могут взяться, но вобла им нашептывает и продолжает говорить банальности, которые и шепчет в уши. Далее вобла становится бюрократом и тут во всю разворачивается простор для пустых слов, для воблушкиной правды, которую она везде сует, так как из настоящих слов изъяны выглядывают, а вот от пустопорожнего все сглаживается.

Вобла начинает работать на общественной должности и тут нужно повергать, если спрашивают, а если ничего не спрашивают, то просто сидеть и получать содержание.

Есть люди убежденные в обществе, где слушают поучения воблы, они носятся, спрашивают, но видят только закрытые двери.

Есть люди пестрые, они имеют большое удовольствие от этих речей, но для них речи и речами остаются, они давно потеряли совесть и могут становиться кем угодно и западниками и народниками.

Вобла позволяет поменьше размышлять и чувствовать, берет консервативный курс. Вообще отсутствием потребности размышлять она нравится многим, к примеру тем, кто природно ненавидит людей (человеконенавистники) и клеветникам.

Удобно устроились человеконенавистники, они под свою риторику помогают и вобле говорить о чем-то грядущем, о каком-то возрождении и мире, только вот всегда появляется «а что дальше?». Поэтому вобле приходится превращаться в опасную либералку, в подозрительную.

Воблу однажды берет да и съедает прилюдно один из клеветников.

Просто откусывает голову, сдирает шкуру и люди из пестрых начинают незамедлительно аплодировать и говорить хвалу «ежовым рукавицам» поборниками которых они тоже, конечно, когда-то были, также как апологетами всех других движений. Тем не менее, на эту ситуацию также взирает история, которая думает только свое и втайне решает: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Сказка в метафорической форме рассказывает о политической жизни. Описывает наиболее характерные типажи и пороки типичных политиков и властолюбивых лицемеров.

← Бедный волк
← Богатырь↑ Салтыков-ЩедринОрёл-меценат →
Кисель →

Краткое содержание Вяленая вобла Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

  • Голодные игры — краткое содержание романа Сьюзен Коллинз
    Китнисс Эвердин… Вот та девушка, вокруг которой завязан сюжет книги. Героини пришлось пройти через множество испытаний, каждое из которых закалило её характер и волю.
  • Мой генерал — краткое содержание романа Лиханова
    Главный герой произведения – мальчик Антошка, события в книге описаны от его лица. Его отец – заместитель главного инженера на стройках. Он строил электростанции. Семья живёт в Сибири, хотя отец Антошки – москвич
  • Скотт Вальтер
    На свет он появился в столице Шотландии 15 августа 1771 года, а именно Эдинбурге. Он был 9 по счету ребенком в семье, что возможно и сыграло свою роль в том, что в детстве он переболел параличом
  • Вадим — краткое содержание романа Лермонтова
    Место действия в произведении, Пензенская область, родина Лермонтова. Тут на самом краю деревни стояло поместье Палицына. Палицын поддерживал пугачёвское движение и принадлежал к пугачёвцам.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin/analiz-vyalenaya-vobla-skazka

Вяленая вобла

Воблу словили, вычистили внутренности, «только молоки для приплоду оставили», и вывесили на верёвочке вялиться. Через три дня голова у воблы подсохла и мозги, которые в ней были, выветрились. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

Читайте также:  Краткое содержание карамзин чувствительный и холодный за 2 минуты пересказ сюжета

О том, что существуют лишние мысли, чувства и совесть, вобла ещё на воле слышала, но рыба она была степенная и от всего лишнего сторонилась.

Мудрёное нынче время! — думала она.

— Такое мудрёное, что и невинный за виноватого как раз сойдёт! Начнут это шарить, а ты около где-нибудь спряталась, — ан и около пошарят!

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего, и приходится его или в расчёт принимать или обходить как-то, что порождает одно беспокойство.

Продолжение после рекламы:

Провялившись хорошенько, вобла убедилась, что в ней ничего, кроме молок, не осталось, взбодрилась и потихоньку начала «гнуть свою линию». Стала она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появились «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак».

Целыми днями вобла рассуждала о том, что «тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут». Люди ходили сонные, ничего не умели, ничто их не радовало и не огорчало, а вобла успокоительно им шептала: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Попав в бюрократы, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивала, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все соглашались, что прямые и простые слова опасны, а без пустых слов никаких следов не заметёшь.

Брифли существует благодаря рекламе:

Во многих местах служила вобла, и везде ей помогали пустые слова. Забралась она и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание». Получилось у воблы и «заблуждения человеческие судить». Она сумела доказать, что лишняя совесть сильно осложняет жизнь.

Лишняя совесть наполняет сердца робостью, останавливает руку, которая готова камень бросить, шепчет судье: проверь самого себя!

В обществе, которому предназначались поучения воблы, были и убеждённые люди, но преобладали пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убеждённые люди мучались, метались и каждый раз упирались в запертую дверь. А пёстрые люди рады были слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляло даже клеветников и человеко­не­на­вистников, а утешало то, что именно их призывы помогали вобле успешно проводить свою мирно-возроди­тельную пропаганду. Стараниями воблы общество отрезвилось, нашло правильный тон, который из светских салонов проник в трактиры. Теперь к этому тону надо было правильное дело подобрать.

Продолжение после рекламы:

Вобла продолжала гнуть свою линию и о правильном деле ничего и знать не хотела. Всё чаще поперёк её рассуждений становился вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей пришлось из торжествующей превратиться в заподозренную, из благона­меренной — в опасную либералку.

И вот однажды свершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников схватил вяленую воблу под жабры, откусил у неё голову, содрал шкуру и у всех на виду съел. Пёстрые люди смотрели и аплодировали, но История втайне решила: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Источник: https://briefly.ru/saltykov-cshedrin/vialenaia_vobla/

Краткое содержание «Вяленая вобла»

Сказка «Вяленая вобла» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Поскольку произведение носило остросатирический характер на современное российское общество, впервые его опубликовали лишь в 1937 году. При помощи эзопова языка Салтыков-Щедрин хотел высмеять либералов, которые вместо реальных действий лишь выступали с бесполезными речами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вяленая вобла». Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Вобла – высушенная на солнце рыбина без лишних мыслей чувств и совести, которая активно несла свои жизненные принципы в общество, за что и поплатилась в итоге.

Как-то раз поймали воблу, вычистили у нее все внутренности, оставив «только молоки для приплоду», а затем повесили сушиться на веревочке. Вобла висела, сохла, и постепенно кожа ее сморщилась, голова высохла, и «мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался».

Вобла даже обрадовалась тому, что отныне у нее не было «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». Впрочем, и в прошлой своей жизни она никогда не витала в облаках, избегала сомнительных компаний, и пряталась на дне, едва заслышав разговоры «об конституциях». Вобла всегда переживала, чтобы ее ненароком не уличили в крамольных мыслях.

Теперь же, полностью высушив мозги на солнце, она была рада радешенька – «все доказательства налицо», что она глупа и безмозгла.

Вяленая вобла стала гораздо более правильней, солидней и благонадежней: «мысли у ней – резонные, чувства – никого не задевающие, совести – на медный пятак». Она готова была подавать монетку нищему, но только в том случае, если поблизости есть свидетели ее «милосердия».

Если уж в разговор с кем-то вступала, но мнение свое выражала из сплошных поговорок да присказок, которые всем порядком надоели. По надобности и без нее, вобла упоминала «о том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь – людей насмешишь».

Но, что самое удивительное, со временем ее мысли воспринимались как очень умные, по-житейски мудрые. Ее хвалили, а воблушка и рада была, что ее разум оценили по заслугам.

«Скромный воблушкин пример» был самым действенным для воспитания общества. Она жила по принципу «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет», и была абсолютно счастливой. Окружающие видели результат ее жизненных принципов и, помимо воли, стремились подражать им – всем хотелось спокойной жизни.

Вобла не любила читать – сколько каракули эти ни разбирай, все дно – «выше лба уши не растут». А потому и тратить время впустую не следует.

Вобла с легкостью затесалась в ряды бюрократии, и сразу поняла, что самые опасные слова – «это слова прямые, настоящие».

Куда безопаснее взять «пустопорожнее слово», и кружить им до тех пор, пока «изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда».

Как-о раз попробовала вяленая вобла «заблуждения человеческие судить – и тоже хорошо у ней вышло». Самым важным в этом деле было отсутствие совести, которое позволяло с легкостью судить остальных.

Смотрит вобла «на заблуждения человеческие, и знай себе камешками пошвыривает» – на каждое заблуждение припасен свой камешек, пронумерованный. «Око за око, номер за номер».

И так всем эта идея понравилась, что про ненужную, неудобную совесть все и позабыли.

Но больше всего любила вобла добровольно трудиться «по распространению здравых мыслей в обществе». С утра и до вечера она распространяла свои немудреные, но такие правильные речи, что каждый диву давался – и как же это раньше он без них жил?

Всеобщее освобождение от мыслей и угрызений совести пришлось по нраву даже человеконенавистникам. Все прониклись идеями воблы, которая, сама того не ведая, превратилась в либералку.

Вскоре в ее нравоучениях узрели опасность, и «самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал».

А публика смотрела на сие безобразие, и восхваляла «ежовые рукавицы».

Произведение Салтыкова-Щедрина настолько ярко и образно показало человека апатичного, бездеятельного, без твердых убеждений, что словосочетание «вяленая вобла» в переносном значении прочно вошло в разговорную речь.

После ознакомления с кратким пересказом «Вяленая вобла» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 59.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/vyalenaya-vobla

Краткое содержание сказки «Вяленая вобла» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Вобла – рыба, у которой все лишнее выветрили, вычистили и вывялили, поэтому у нее не осталось ни лишних мыслей, ни лишних чувств.

«Вяленая вобла» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Вяленая вобла» краткое содержание для читательского дневника:

Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче.

Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.

Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя.

Главная мысль:

Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен в страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.

Сатирическую сказку «Орел-меценат» Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В ней он в иносказательной форме высмеял негативные явления русского общества. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Орел меценат» для читательского дневника. Автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества.

Короткий пересказ «Вяленая вобла»

Краткое содержание «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин:

Выловили как-то воблу, выпотрошили ее, убрали все внутренности и повесили на веревку вялиться на солнце. Висит рыбешка, подсыхает, вот и кожа на брюхе высохла и голова тоже, мозг, оставшийся вообще испарился.

Вобла радуется, что ее выпотрошили и вялят, благодаря этой процедуре она освободилась от лишних мыслей и дум, совесть, которая у нее была, тоже куда – то пропала. Вообще – то, она и раньше мало, о чем думала, проводя свою жизнь на дне, а теперь и вовсе хорошо стало, легко.

Теперь стала рыба разумной, с нужными мыслями и идеями, никому не мешающими. Совесть у нее появилась на пятак меди. Каждый день рыба умничает, просящему монету подаст, только если сие действо свидетелями зафиксировано будет, а если нет, то просто мимо отправит. Увидит кого-нибудь, рыба, и сразу беседы ведет, свои мысли по этому поводу высказывает.

А мысли то ее, все присказки, которые уже опостылели окружающим. Не принимают всерьез учений воблы, а как время наступает, то всплывают в головах людей умные мысли воблы. Они ее славить начинают, поражаясь, почему она такая умная. А вобла и довольна, говорит, что еще с рождения умная была, а как завялилась, так вовсе ум обострился.

«Уши выше головы не растут» — любила говорить вобла. С этим самым лозунгом попала она в ряды демократические. Частенько люди спорили, пытаясь понять смысл высказывания вяленой рыбы, применить их на деле.

В обществе, где пропагандируются учения воблы, есть разные люди. Одни убежденные, но больше всего пестрых – совести у которых совсем нет. Убежденные страдают, мечутся и остаются совсем без ответа, а пестрые радуются, слушая высказывания мудрой воблы.

Нравоучения рыбы на них отрезвляюще на них действуют. Послушают воблу и ничего не делают. Всеобщее освобождение от лишних мыслей, угрызений совести, по нраву даже человеконенавистникам.

Прониклись все идеями воблы. Простая рыбешка, проВяленая на солнце, с отсутствующими мозгами, творила консервативные чудеса, о которых они даже не думали. Чем больше получается последствий от воблиного учения, тем больше возникает вопросов, как дальше жить.

В конце концов, из умного советника, превратилась рыбешка в либералку, несущую опасность своими пропагандистскими нравоучениями. И вот однажды, происходит неожиданное злодейство. Самый ярый человеконенавистник схватил вяленую воблу, откусил ей голову, а потом и вовсе, всю съел, на глазах у изумленной публики.

Чему учит:

Сказка учит не зацикливаться на себе, не быть эгоистами, следует постоянно идти вперед и развиваться духовно. Еще, судя из повествования, не следует совать нос, в не свои дела, ни к чему хорошему это не приведет.

Читайте также:  Краткое содержание радищев путешествие из петербурга в москву по главам за 2 минуты пересказ сюжета

В этой сказке, Салтыков – Щедрин завуалировано высмеял либерализм и трусость русской интеллигенции того времени, их безыдейность и ограниченность.

Сам писатель, на протяжении всей своей жизни являлся патриотом своей страны и своего народа.

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Сюжет сказки «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин

«Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения с цитатами:

Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на верёвочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.

«Сущности этого лишнего никто ещё не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись — везде какой-то привесок выглядывает».

И каждый такой привесок надо «или в расчёт принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают», и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает «гнуть свою линию». Становится она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появляются «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак». День-деньской вобла «резонно об резонных делах калякает».

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметёшь.

«Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить … Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда».

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание».

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убеждённые люди, но преобладают пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами.

Убеждённые люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пёстрые люди рады-радёхоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.

«Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели».

Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной — в опасную либералку.

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у неё голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пёстрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: «Да здравствуют ежовые рукавицы!». Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.

Видео краткое содержание Вяленая вобла

В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880‑х годов. В середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами.

По сути своей все речи «воблушки» –  пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/vyalenaya-vobla.html

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина “Вяленая вобла”

Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у нее теперь “ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести”.

  • Рассказчику неизвестно, “что именно разумела вяленая вобла под названием “лишних” мыслей и чувств”, но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.
  • Сущности этого лишнего никто еще не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись – везде какой-то привесок выглядывает.
  • И

каждый такой привесок надо “или в расчет принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают”, и порождает это одно только беспокойство.

Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает “гнуть свою линию”. Становится она еще солиднее и благонадежнее, мысли у нее появляются “резонные, чувства – никого не задевающие, совести – на медный пятак”. День-деньской вобла “резонно об резонных делах калякает”.

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь – людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: “Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…”.

Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, “чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!”. И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметешь.

Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить… Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда.

Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: “Коли спрашивают – повергать! а не спрашивают – сидеть и получать присвоенное содержание”.

В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убежденные люди, но преобладают пестрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами. Убежденные люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пестрые люди рады-радехоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.

  1. Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.
  2. Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели.
  3. Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.

Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: “А дальше что?”. Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной – в опасную либералку.

И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у нее голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пестрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: “Да здравствуют ежовые рукавицы!”.

Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: “Годиков через сто я непременно все это тисну!”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-skazki-saltykova-shhedrina-vyalenaya-vobla/

«Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин написал «Вяленую воблу» в 1884 году. Впервые она была опубликована в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста Н. Щедрина», который вышел в 1886 году в Женеве.

В России произведение при жизни автора легально не печаталось. Причиной тому были препятствия со стороны цензуры, которая требовала от Салтыкова-Щедрина внесения смягчающих правок.

В итоге в первоначальной редакции «Вяленая вобла» вышла на родине писателя лишь в 1937 году.

Главная героиня

Произведение представляет собой остросатирическую сказку в форме животного эпоса. Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями.

Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче. Кстати, еще будучи свободной, вобла только слышала о том, что «бывают на свете лишние мысли, лишняя совесть, лишние чувства».

Сама она от рождения была рыбой «степенной», которая старалась держаться подальше от неблагонадежных компаний и не лезть не в свое дело.

Став вяленой, вобла начала проповедовать собственные взгляды на жизнь. Ее теория хорошо описывается одной фразой: «Уши выше лба не растут». Из этой формулы она выводит простой принцип: «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет».

Несмотря на то, что вобла всеми силами старалась вести себя осторожно и быть аккуратной, финал для нее получился трагическим. «Из торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной – в либералку».

В итоге «один из самых рьяных клеветников» съел ее у всех на виду.

Объекты сатиры

В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880-х годов. Это сближает произведение с некоторыми другими сказками писателя. В частности, речь идет о «Либерале» (1885).

Здесь важно уточнить, что в середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами.

Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин.

По сути своей все речи «воблушки» — пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, — этаких «премудрых пескарей».

У разглагольствований воблы нашлось немало почитателей. Так получилось из-за того, что общество, поучаемое воблой, «не представляло особенной устойчивости». Конечно, «убежденные люди» в нем присутствовали, но было их слишком мало.

Значительно преобладали те, кто не мог похвастаться собственными твердыми убеждениями. За счет них и возвысилась на время вобла. Салтыков-Щедрин выступает не только против либералов с их бесполезными речами, но и против обывателей, которые подобной болтовне готовы внимать.

«Вяленая вобла» — яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию».

Читайте также:  Краткое содержание рыбаков приключения кроша за 2 минуты пересказ сюжета

Художественное своеобразие

В числе приемов и средств, использованных Салтыковым-Щедриным в «Вяленой вобле», — эзопов язык, ирония, гротеск. Эзопов язык был необходим для обхода цензурных препятствий. Иносказание позволяет писателю откровенно выражать свои мысли.

Впрочем, в случае с «Вяленой воблой» оно не слишком помогло, — как уже говорилось выше, с цензурой у сказки были серьезные проблемы.

Что касается иронии, ярчайший пример ее использования – когда автор называет воблу ласково воблушкой, хотя понятно – теплых чувств он к ней не испытывает.

Как известно, в гротеске глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений кроется за фантастичностью.

В самом начале «Вяленой воблы» Салтыков-Щедрин сталкивает читателей с неправдоподобием – вобла «стала жить да поживать» после того, как сделалась вяленой, то есть фактически умерла.

При этом в сказке присутствует художественное обобщение важных для жизни России 1880-х годов явлений (пустая либеральная болтовня, трусость и приспособленчество обывателей).

Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
  • По произведению: «Вяленая вобла»
  • По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1276-vyalenaia-vobla-analiz

Михаил Салтыков-Щедрин — Вяленая вобла

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Вяленая вобла

Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался.

И стала вобла жить да поживать [1].

— Как это хорошо, — говорила вяленая вобла, — что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет! Все у меня лишнее выветрили, вычистили и вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести!

Что бывают на свете лишние мысли, лишняя совесть, лишние чувства — об этом, еще живучи на воле, вобла слышала и никогда, признаться, не завидовала тем, которые такими излишками обладали.

От рождения она была вобла степенная, не в свое дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала [2], неблагонадежных компаний удалялась. Еще где, бывало, заслышит, что пискари об конституциях болтают, — сейчас налево кругом и под лопух схоронится.

Однако же и за всем тем не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудреное нынче время! — думала она.

 — Такое мудреное, что и невинный за виноватого как раз сойдет! Начнут это шарить, а ты около где-нибудь спряталась, — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало быть, можете себе представить, как она была рада, когда ее изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили! «Теперь милости просим! — торжествовала она. — Когда угодно и кто угодно приходи! теперь у меня все доказательства налицо!»

Что именно разумела вяленая вобла под названием «лишних мыслей и чувств» — неизвестно, но что действительно на наших глазах много лишнего завелось — с этим и я не согласиться не могу. Сущности этого лишнего никто еще не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что, куда ни обернись, везде какой-то привесок выглядывает.

И хоть ты что хочешь, а надобно этот привесок или в расчет принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают. Все это порождает тьму новых забот, осложнений и беспокойств вообще. Хочется, по-старинному, прямиком пройти, ан прямик буреломом завалило, промоинами исковеркало — ну, и ступай за семь верст киселя есть.

Всякий партикулярный человек [3] нынче эту тягость уж сознает, а какое для начальства от того отягощение, — этого ни в сказке сказать, ни пером описать. Штаты-то старинные, а дела-то новые; да и в штатах-то в самых уж привески завелись.

Прежде у чиновника-то чугунная поясница была: как сел на место в десять часов утра, так и не встает до четырех — все служит! А нынче придет он в час, уж позавтракавши; час папироску курит, час куплеты напевает, а остальное время — так около столов колобродит. И тайны канцелярской совсем не держит.

Начнет одно дело перелистывать: «Посмотрите, какой курьез!» — за другое возьмется: «Глядите, ведь это — отдай все да и мало!» Наберет курьезов с три короба да к Палкину обедать. А как ты удержишься, чтобы курьезом стен Палкина трактира не огласить! Да ежели, я вам доложу, за каждую канцелярскую нескромность будет каторга обещана, так и тогда от нескромностей не уйти!

Спрашивается: с кем же тут начальству подняться! У всех есть пособники, а у него нет; у всех есть укрыватели, а у него нет! Как тут остановить наплыв «лишнего» в партикулярном мире, когда в своей собственной цитадели, куда ни вскинь глазами, — везде лишнее да неподлежащее так и хлещет через край!

Трудно, ах, как трудно среди этой массы привесков жить! приходится всю дорогу ощупью идти. Думаешь, что настоящее место нашарил, а оказывается, что шарил «около». Бесполезно, бесплодно, жестоко, срамно.

Положим, что невелика беда, что невиноватый за виноватого сошел — много их, невиноватых-то этих! сегодня он невиноват, а завтра кто ж его знает? — да вот в чем настоящая беда: подлинного-то виноватого все-таки нет! Стало быть, и опять нащупывать надо, и опять — мимо! В том все время и проходит.

Понятно, что даже самые умудренные партикулярные люди (те, которые сальных свечей не едят и стеклом не утираются) — и те стали в тупик! И так как на ежа голым телом никому неохота садиться, то всякий и вопиет: господи! пронеси!

Нет, как хотите, а надо когда-нибудь эти привески счесть да и присмотреться к ним. Узнать: откуда они пришли? зачем? куда пролезть хотят? Не все же нахалом вперед лезут — иное что и полезное сыщется.

Очень, впрочем, возможно, что вобле эти вопросы и на ум совсем не приходили. Однако повторяю: и она вместе с прочими чувствовала, что или от привесков, или по поводу привесков — ей всячески мат.

И только тогда, когда ее на солнпе хорошенько провялило и выветрило, когда она убедилась, что внутри у нее ничего, кроме молок, не осталось, — только тогда она ободрилась и сказала себе: «Ну, теперь мне на все наплевать!»

И точно: теперь она, даже против прежнего, сделалась солиднее и благонадежнее. Мысли у ней — резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак. Сидит себе с краю и говорит, как пишет.

Нищий к ней подойдет — она оглянется, коли есть посторонние — сунет нищему в руку грошик; коли нет никого — кивнет головой: бог подаст! Встретится с кем-нибудь — непременно в разговор вступит; откровенно мнение свое выскажет и всех основательностью восхитит. Не рвется, не мечется, не протестует, не клянет, а резонно об резонных делах калякает.

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь, и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.

— Ах, воблушка! как ты скучно на бобах разводишь! точно тебя тошнит! — воскликнет собеседник, ежели он из свеженьких.

— И всем скучно сначала, — стыдливо ответит воблушка. — Сначала — скучно, а потом — хорошо. Вот как поживешь на свете да пошарят около тебя вдоволь — тогда и об воблушке вспомнишь, скажешь: спасибо, что уму-разуму учила!

Да нельзя и не сказать спасибо, потому что ежели по правде рассудить, так именно только одна воблушка в настоящую центру попала. Бывают такие обстановочки, когда подлинного ума-разума и слыхом не слыхать, а есть только воблушкин ум-разум.

Люди ходят, как сонные, ни к чему приступиться не умеют, ничему не радуются, ничем не печалятся.

И вдруг в ушах раздается успокоительно-соблазнительный шепот: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…» Это она, это воблушка шепчет! Спасибо тебе, воблушка, правду ты молвила: двух смертей не бывает, а одна искони за плечами ходит!

Не явись на выручку воблушка, одно бы оставалось — пропасть. Но она не только на убежище указала, целую цитадель создала.

Да не такую цитадель, в которой сидят озорники да курьезы подыскивают, а заправскую цитадель, при взгляде на которую и мысли о брешах никому не придет! Вот уж там-то все шито да крыто, там-то уж ни о каких привесках и слыхом не слыхать! Есть захотелось — ешь! спать вздумалось — спи! Ходи, сиди, калякай! К этому-то и привесить-то ничего нельзя. Будь счастлив — только и всего.

И сам будешь счастлив, и те, которые около тебя, — все будете счастливы! Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет. Спите, други, почивайте! И нашаривать около вас не для чего, потому что везде путь торный и все двери настежь. «Вперед без страха и сомненья!» [4] — или, говоря другими словами, шествуй в надлежащее место!

— И откуда у тебя, воблушка, такая ума палата? — спрашивают ее благодарные пискари, которые, по милости ее советов, неискалеченными остались.

— От рожденья бог меня разумом наградил, — скромно отвечает воблушка, — а сверх того, и во время вяленья мозг у меня в голове выветрился… С тех пор и начала я умом раскидывать…

И действительно: покуда наивные люди в эмпиреях витают, а злецы ядом передовых статей жизнь отравляют, воблушка только умом раскидывает и тем пользу приносит.

Никакие клеветы, никакое человеконенавистничество, никакие змеиные передовые статьи не действуют так воспитательно, как действует скромный воблушкин пример.

«Уши выше лба не растут!» — ведь это то самое, о чем древние римляне говорили: respice finem! [5] Только более нам ко двору.

Хороша клевета, а человеконенавистничество еще того лучше, но они так сильно в нос бьют, что не всякий простец вместить их может. Все кажется, что одна половина тут наподлена, а другая — налгана. А главное, конца-краю не видать. Слушаешь или читаешь и все думаешь: ловко-то ловко, да что же дальше? — а дальше опять клевета, опять яд… Вот это-то и смущает.

То ли дело скромная воблушкина резонность? «Ты никого не тронь — и тебя никто не тронет!» — ведь это целая поэма! Тускленька, правда, эта пресловутая резонность, но посмотрите, как цепко она человека нащупывает, как аккуратно его обшлифовывает! Сначала клевета поизмучает, потом хлевный яд одурманит, и когда процесс мучительства завершит свой цикл, когда человек почувствует, что нет во всем его организме места, которое бы не ныло, а в душе нет иного ощущения, кроме безграничной тоски, — вот тогда и выступает воблушка с своими скромными афоризмами. Она бесшумно подкрадывается к искалеченному и безболезненно додурманивает его. И, приведя его к стене, говорит: «Вон сколько каракуль там написано; всю жизнь разбирай — всего не разберешь!»

Источник: https://www.libfox.ru/81149-mihail-saltykov-shchedrin-vyalenaya-vobla.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector