Краткое содержание железников каждый мечтает о собаке за 2 минуты пересказ сюжета

  • Владимир Карпович Железников
  • Каждый мечтает о собаке
  • Повесть

В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного.

Все утро я «танцевал» вокруг матери, ждал, когда она — без моих вопросов скажет, где вчера пропадала допоздна, но она почему-то молчала. Раньше если она где-нибудь задерживалась, то всегда, еще стоя на пороге в пальто, начинала докладывать, почему задержалась. А вчера она промолчала и сегодня продолжала играть в молчанку.

Я выскочил из дому и понесся галопом по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и машин мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином.

Наша школа находится в переулке. А сам я живу на всемирно известном московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.

Раньше я пробегал мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз и не замечал этой знаменитой надписи. Жил целых тринадцать лет и не замечал. А тут, в конце прошлого года, к нам пришел новый учитель по литературе и спросил меня как-то, где я живу. Я ответил.

А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «Александра Сергеевича, — говорит он.

 — Того самого, главного… Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай на доме пятьдесят три надпись на мемориальной доске».

Я потом около этой доски час простоял, глазам своим не верил. И представьте, эту доску повесили еще до моего рождения. Полное отсутствие наблюдательности.

А учитель такой симпатичный оказался, Федор Федорович, мы его зовем сокращенно Эфэф, и фамилий у него смешная: Долгоносик… Сам литератор, а фамилия зоологическая.

То есть сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. Что, у него своих слов нет, что ли! Но потом я разобрался, и это мне даже стало нравиться. Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку.

Коротко, и объяснять ничего не надо. И еще: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. В общем, настоящий комик.

Сейчас все скажут, что про учителей нельзя так говорить, что они люди серьезные, а не комики. Но я говорю не в том смысле, что он смешной, какой-нибудь там хохотун вроде циркового клоуна.

Наоборот, он редко смеется, хотя еще довольно молодой и не усталый, а комик в том смысле, что он какой-то необычный человек. А для меня все необычные — комики. И слова он особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется.

И глаза у него пристальные — разговаривая, он никогда не смотрит в сторону.

Ну, в общем, мы здорово с ним подружились, и я к нему часто забегал, в его «одиночку». Так он называет свою однокомнатную квартирку.

И в этой истории он мне здорово помог, как настоящий друг, а то после скандала с кладом меня прямо поедом ели. Проходу не давали. А он меня поддержал. Как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.

  1. Собственно, все началось из-за клада.
  2. Нет, все началось из-за Ивана Кулакова.
  3. Нет, все началось, пожалуй, из-за матери.
  4. А может быть, все началось из-за того, что я люблю воображать, придумывать то, чего никак не должно быть.
  5. Я бежал до самой школы и прибежал, как всегда, ровно за пять минут до звонка.

Влетел в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она. Парень и девочка.

Парень обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Волосы у нее перепутаны. Не голова, а куст смородины. Сидят и мило беседуют.

Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда и это интересно.

Иду прямо к своему месту, а глаза влево, влево, влево — на новичков. У меня даже от этого голова закружилась. И тут ко мне сразу подскочила Левка Попова. Я насторожился: от нее ничего хорошего не жди.

— Здравствуйте, — пропела она сладким голоском. — С чем пожаловали? — А говорит нарочно громко-громко. Совершенно ясно, что играет на новичков.

«С чем пожаловали?» — какой милый вопросик, просто оригиналка… Мы-то известно с чем пожаловали: с портфелем, в котором сложены учебники и тетради. А вы-то чего так орете? И тут я вспомнил, что в этом самом портфеле, с которым я только что пожаловал, лежит тетрадка по алгебре с нерешенной задачкой…

Достал тетрадь, чтобы решить эту задачу. А Ленка не уходит, вертится и крутится возле меня.

— Хочешь, я тебе дам списать задачку? — заорала она снова на весь класс.

Рыжая оглянулась.

— Хочу, — ответил я.

Ленка бросилась к своей парте, достала тетрадь и услужливо протянула мне. Это было совершенно на нее не похоже. И тут я увидел, что она отрезала косы. Гром и молния! Еще вчера была с косами, а сегодня короткие волосы.

— Ты что это? — спросил я.

Просто так спросил, из вежливости.

— Ничего. — Притворяется, что ничего особенного не случилось, любит она из себя строить актрису.

— А где косы?

— В век атома и нейлона, — сказала Ленка, и опять громко-громко, чтобы эти новенькие обратили на нее внимание, — косы только мешают.

Конечно, мне было наплевать на ее косы. Девчонка с косами, девчонка без кос, не все ли равно, но просто неожиданно все это. Знаешь человека сто лет, как я Ленку, и вдруг он является в совершенно новом виде. Тоненькая, длинная шея, маленькие уши торчком.

— Ты их совсем остригла?

— Нет, на время, — ответила она. — Завтра приду с косами. — И засмеялась, что подловила меня.

Я видел, как эта новая улыбнулась и сказала что-то своему соседу. Видно, ей понравилась острота этой актрисули.

Все они одного поля ягоды. Рыжая оглянулась второй раз, и я на нее так посмотрел, что, думаю, у нее надолго отпала охота оглядываться. Если захочу, я умею посмотреть — заерзаешь. Хоть она и новенькая, а пускай знает свое место. А ты, Леночка, у меня еще попляшешь, мало я тебя таскал за косы, теперь потаскаю за короткие волосы.

Хотел тут же вернуть ей тетрадь с задачкой. Решил подойти, бросить тетрадь и заорать на весь класс: «Оказывается, я сделал задачку сам… — И добавить: — А без кос, между прочим, ты просто селедка…»

Я уже встал, чтобы осуществить свой план, но потом передумал. Неохота было связываться.

Источник: https://libking.ru/books/child-/children/111201-vladimir-zheleznikov-kazhdyy-mechtaet-o-sobake.html

Владимир Железников — Каждый мечтает о собаке

В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести «Жизнь и приключения чудака», «Последний парад», «Чучело» и другие. То, что происходит с героями повестей, может быть с любым современным школьником.

И все-таки они могут поучить своих сверстников вниманию к людям, к окружающему. Автор изображает подростков в таких жизненных ситуациях, когда надо принимать решение, делать выбор распознавать зло и равнодушие, то есть показывает, как ребята закаляются нравственно, учатся служить добру и справедливости.

Издается в связи с 60-летием писателя.Для среднего возраста.

— Эй, Юрий! — крикнул дед. — Подойди, помоги.

Я даже не оглянулся.

— Кажется, я попал в немилость, — сказал дед. — Они очень чувствительны.

— Юра, будь справедлив к деду, — сказала мать. — Без него мы просто пропали бы.

Не буду прощать! Не буду, не буду! Хотелось сделать себе больно-больно, ударить себя, чтобы можно было заплакать. Прижался лбом к стеклу и надавил изо всех сил: нос приплюснул, и губы прижал, и стал смотреть в окно напротив, где сидели люди и пили чай. Мирно так пили, а потом один вскочил, стал размахивать руками и кричать.

— Эх, молодо-зелено! Ничего, ничего, Галина, — сказал дед. — Я на него не обижаюсь. Вырастет — поймет и меня еще вспомнит добрым словом.

В это время зазвонил телефон, и мама выскочила в коридор. Она о чем-то там долго болтала по телефону, но ничего не было слышно, потому что дед включил свой телевизор и опробовал звук.

Он так его опробовал, что от грохота в ушах звенело. А потом вернулась мама. Она была в новом пальто. Узенькое такое пальто из коричневого вельвета. Она его сама шила, а примерку делала по мне.

Я еще ни разу не видел ее в пальто.

— Ну как выглядит твоя старушка, Сережка? — спросила она.

Это теперь у нее на целый вечер. То Гвоздик, то Сережка, то Лопушок, то Кешка. Ей нравится, что я на все имена откликаюсь без запинки.

— Не плохо, — сказал я.

Действительно, ей здорово было к лицу это пальтишко. Она была в нем какая-то ненастоящая, какая-то Золушка, какая-то коричневая птичка, и я вдруг подумал, что она это пальто сшила для него. Совершенно ясно, что ей захотелось покрасоваться перед ним, потому что она его шила целых два месяца без всякого интереса, а тут в два дня все закончила.

Она подошла к зеркалу, попудрила нос и сказала:

— Я ненадолго.

Дед и я молча посмотрели на нее. Всем все было ясно, но каждый продолжал играть в кошки-мышки, никто не мог первый сказать правду.

— В магазин, — сказала она. — И еще кое-куда…

Она повернулась, чтобы уйти, а я решил ей крикнуть вслед, в ее тоненькую коричневую спину, что знаю, о каком магазине идет речь, — так это меня захлестнуло, так это пахло предательством. Я даже почувствовал запах этого предательства: у него был кислый, незнакомый запах и он сильно ударил мне в нос. Раньше она никогда не покупала духи, говорила, что это дорого.

Мама словно почувствовала мое состояние, остановилась в проеме дверей и оглянулась. И эти ее жалобно-умоляющие глаза, и робкая улыбка, за которую она всегда прятала свою нерешительность, ударили меня по сердцу, и я ничего не смог ей сказать.

И она ушла, и теперь вместо нее в проеме дверей зияла темная пустота передней. А я все смотрел в эту пустоту, надеясь, вдруг мать вернется, снимет пальто и останется дома.

Отец бы, вероятно, за это меня осудил: как же, мол, я берегу мать, если не остановил ее сейчас. И правильно бы осудил…

Я вышел в темноту передней и, не зажигая света, стал одеваться. Дед шмыгнул следом за мной и зажег свет.

Читайте также:  Краткое содержание кролик, беги апдайк за 2 минуты пересказ сюжета

— Я ненадолго, — сказал я, подражая матери. — К товарищу и еще кое-куда.

— Не тебе судить мать, — сказал дед. — Мал еще.

Значит, он тоже обо всем догадался. Ну что ж, тогда и объяснять нечего. На всякий случай хлопнул дверью так, что ему и без слов стало ясно, как я к этому отношусь.

Эфэф закрыл толстую потрепанную тетрадь. Видно, он до моего прихода ее читал и я ему помешал.

Чем он был хорош, так это тем, что никогда не произносил любимой фразы взрослых, которые всегда заняты и желают побыстрее отделаться от нашего брата: «С чем пожаловали, дорогой мой или милый мой?» По-моему, эта фраза никак не годится для начала разговора, она сразу отбивает всякую охоту вообще разговаривать. А у Эфэф не так. Раз пожаловали, значит, пожаловали. Значит, надо.

Мы помолчали.

Как всегда, на рубахе у него пуговицы были застегнуты не в те петли, и воротник от этого съехал набок. Нет, он был совсем не то, что наш историк Сергей Яковлевич, который всегда ходил в новеньких, отглаженных костюмах и был «любезным и прекрасным».

Эфэф просто многого не замечал и разговоры обычные вести не умел: там, какая погода, дует ветер или не дует, или еще какую-нибудь ерунду. Вот не умел он болтать.

— Сейчас читал письма отца к маме. Она их в эту тетрадь вклеила, чтобы сохранились. — Эфэф кивнул на тетрадь, что лежала на столе. — И убедился, к своему стыду, что ничего толком не помню.

Понимаешь? Ничего… Даже обидно стало. Стоит мне закрыть глаза, и я вспоминаю отца, маму, нашу комнату. Обои у нас были почти белые, и мама разрешала мне на них рисовать.

А вот о чем мы говорили в то время, не помню…

Мой отец был инженером-энергетиком и без конца строил где-то электростанции. А мы с мамой жили в Москве и только делали, что ждали его. Помню его три приезда за всю мою жизнь.

В первый раз он приехал в гражданском костюме: ему было двадцать пять лет, но мне он показался дедушкой, потому что у него была борода. Перед отъездом он нарисовал на стене, рядом с моими рисунками, кошку с зелеными глазами.

Потом, в сорок первом, мы с мамой бегали на Белорусский вокзал, его эшелон шел на фронт через Москву. Он тогда снял со своей шапки-ушанки звездочку и подарил мне.

Он вернулся уже после войны. Однажды утром вошел в комнату, как будто отсутствовал дня три или четыре. У него были свои ключи, и он открыл ими входную дверь так тихо, что мы не слышали.

С этими ключами целая история приключилась. У нашей соседки украли сумку, и в ней были ключи, ну, она испугалась как бы нас не обворовали, и купила новый замок. А я его врезал в дверь. Мама пришла с работы, увидела новый замок и заплакала…

Вот сегодня я прочел письмо отца с фронта, в котором он написал, что новые ключи от квартиры получил, и понял, почему мама тогда плакала. Она хотела, чтобы у отца там, на фронте, были ключи от нашей квартиры.

И вот он вошел тогда в комнату, снял фуражку, и я увидел, что он стал седым. А через несколько дней после возвращения он спорол погоны и снова уехал… Потом погиб, восстанавливая Днепрогэс… Подорвался на немецкой мине.

Эфэф замолчал; я знаю, что делают, когда так молчат. В эти минуты или даже секунды перед человеком вспыхивают, как маленькие костры, видения прошлого. Он сейчас, конечно, видел своего отца, и свою маму, и их комнату с рисунками на стене, этого кота с зелеными глазами.

— Из всех учителей почему-то запомнил одного географа, — снова начал свои воспоминания Эфэф. (Я не стал его перебивать и отвлекать, пусть выговорится, раз ему это надо.) — Он всегда нам рассказывал то, чего не было в книгах, в учебниках, и поэтому мы его любили… Товарищей внешне помню, а себя нет. Никогда не видел себя со стороны.

Так вот и с тобой будет, я тебя лучше запомню, чем ты сам себя. Ты в моей памяти останешься таким, какой ты сейчас есть: маленький, лохматый, точно тебя кто-то только что сильно обидел и ты после этого долго болтался по переулкам, разговаривая сам с собой… В поисках истины, которую нелегко найти… А сам ты себя таким не будешь помнить.

Вот хорошо это или плохо? Как ты думаешь?

— Не знаю, — ответил я.

— По-моему, хорошо, — сказал Эфэф. — Каждый человек должен меньше всего помнить о себе и больше о других. — Он снова помолчал, потом откинулся на спинку стула и сказал: — Что до матери…

Он встал, подошел к полке, взял какую-то книгу и стал читать слова, будто специально написанные для меня:

— «Что до матери, то, конечно, я заметил и понял ее прежде всех. Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим собственным, я заметил, почувствовал ее, вероятно, тогда же, когда и себя самого… С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни.

Всё и все, кого любим мы, есть наша мука, — чего стоит один этот вечный страх потери любимого! А я с младенчества нес великое бремя моей неизменной любви к ней — к той, которая, давши мне жизнь, поразила мою душу именно мукой, поразила тем более, что, в силу любви, из коей состояла вся ее душа, была она и воплощенной печалью: сколько слез видел я ребенком на ее глазах, сколько горестных песен слышал из ее уст!…» Ты что, подружился с Кулаковыми? — вдруг спросил Эфэф.

Сразу было видно, что он разволновался, желает это от меня скрыть и поэтому спросил про Кулаковых.

— Не с Кулаковыми, — уточнил я. — А с Кулаковым.

— Надежный парень?

— Надежный… Еще какой… И семья у них будь здоров: мама врач, а отец летчик-испытатель… На сверхзвуковых…

— Летчик? — перебил меня Эфэф. — А я все думал, на кого это похож Иван Кулаков… Кулаков, вот оно что.

— А вы что, знаете его отца?

— Нет… На фотографиях видел… И даже один раз в кино… Этот Кулаков знаменитый летчик… Он разогнал самолет до скорости три тысячи километров в час…

Эфэф рассказывал мне о Кулакове, а сам, видно, думал о своем, и разволновался он здорово от этих воспоминаний. Я по себе знаю: когда такое привяжется, нелегко отвлечься. У него даже начала чуть-чуть дрожать нижняя губа.

Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/children/page-5-203036-vladimir-zheleznikov-kazhdyi-mechtaet-o-sobake.html

Краткое содержание «Чучело»

Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1975 году. Произведение отличается сильно эмоциональной окраской, и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучело» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

  • Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось вынести тяжелые испытания.
  • Дима Сомов  – красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.
  • Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник)  – дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.
  1. Маргарита Ивановна – молодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.
  2. Миронова (Железная Кнопка)  – принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.
  3. Шмакова  – главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.
  4. Валя  – безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.
  5. Лохматый  – главный силач в классе, сын лесника.
  6. Рыжий  – мальчик, выполняющий роль шута в классе.
  7. Васильев  – принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.

Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути». Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.

Глава 2

Дедушка Лены – Николай Николаевич Бессольцев, нелюдимый, замкнутый человек. После многолетних странствий он вернулся в родной город, и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых.

Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» – он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто.

Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати», его внучки – угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.

Глава 3

Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.

Глава 4

Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами – Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рожденье к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова.

Осталось подождать Миронову – Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматову избить его «за измену идеалам ».

Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости».

Глава 5

Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить», и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище  – Чучело огородное. За нее заступился только один человек – Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя.

Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку.

Глава 6

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. В классе спрятались лишь Шмакова и Попов, которые стали свидетелями разговора Маргариты Ивановны и Димы Сомова. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал.

Глава 7

На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость – весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал. Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот.

Глава 8

Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала – «страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской.

Читайте также:  Краткое содержание исцеление ильи муромца за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 9

Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата», и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должно покинуть их город.

Глава 10

Лене удалось оторваться от погони. Когда стемнело, раздался стук в окно, и перед девочкой появилась ужасная голова медведя.

На крик внучки прибежал Николай Николаевич, и «оторвал» медвежью голову – за ней скрывалось «какое-то жалкое и ничтожное Димкино лицо».

Лена отказывалась верить в это, полагая, что Диму насильно заставили совершить столь подлый поступок. Но она ошибалась – ребята сидели у Димы в гостях и пили чай, обсуждая травлю Чучела.

Глава 11

На следующий день Дима пришел к Лене, чтобы признаться в своей трусости и поцеловать ее. Свидетелем этой сцены стал Валька, который стянул постиранное платье Лены и сбежал с ним. Дима бросился за ним, чтобы во всем признаться ребятам.

Валька уже успел всем рассказать о поцелуе. Диму скрутили, но тут  к нему на выручку подоспела Лена. Ребята принялись бросать ее платье по кругу, а Лена «металась между ними, старалась их победить».

Кода кто-то швырнул платье Сомову, тот улыбнулся в лицо Лене и отшвырнул платье другому человеку. Платье надели на огородное пугало, и Дима поджег его. Увидев это, Лена громко закричала, схватила горящее пугало и принялась им размахивать.

Она сильно обожглась, когда снимала свое обгоревшее платье.

Глава 12

Когда Лена зашла в класс впервые после каникул, она сообщила всем, что собирается навсегда покинуть этот город. Она принялась было упаковывать чемоданы, но затем передумала – надела обожженное платье и убежала из дома.

Глава 13

Лена решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится». Она остриглась наголо, и  в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена во всем призналась, сказав напоследок, что ей искренне жаль каждого из них. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.

Глава 14

На следующее утро Лена проснулась от шума – «дедушка заколачивал свой дом». Вскоре она «увидела бежавшего Димку», за которым гнались ее вчерашние преследователи. Они загнали Сомова в класс, где запрыгнул на подоконник, угрожая покончить жизнь самоубийством. Миронова вновь предложила бойкот, и все ее поддержали, за исключением Лены, не желавшей участвовать во всеобщей травле.

В класс зашла Маргарита Ивановна, которая сообщила, что Николай Николаевич навсегда покидает город. Перед отъездом он сделал бесценный подарок местным жителям – свой дом и уникальную коллекцию картин.

Вскоре появился и сам Бессольцев, который подарил школе свою самую любимую картину – портрет красивой девушки Маши, которая была очень похожа на Лену.

При виде этой картины ребят охватила «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству». Рыжий взял мел и написал на доске – «Прости нас, Чучело!».

Рассказ Железникова учит быть милосердным к людям, добрым, справедливым, иметь собственную точку зрения и не бояться отстаивать ее.

После ознакомления с кратким пересказом «Чучело» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 419.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/zheleznikov/chuchelo

Краткое содержание повести «Чучело» по главам (В. Железников) | Литрекон

Краткий пересказ повести В.К. Железникова «Чучело» поможет освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может отлично помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.

Первая глава: Знакомство с Леной

Повесть начинается с того, что главная героиня, Лена Бессольцева, в расстроенных чувствах бежит домой. Город, в котором происходят действия произведения, достаточно маленький, его можно назвать провинциальным. Лена переехала сюда не так давно, она живет с дедушкой. 

Девочка бежит домой и думает, как будет просить дедушку о переезде. Случилось нечто странное, ведь она про себя обвиняет кого-то в жестокости, направленной против нее.

Вторая глава: История Бессольцевых

Рассказ о семье Бессольцевых. Николай Николаевич – дедушка Лены, он коллекционер. Он вернулся в родной город и стал жить в своем старом доме. Город был древним и помнил многие исторические события, но ни одно из них не могло его разрушить. Это было живописное место, а дому старика было около ста лет.

Когда он вернулся туда (жена его умерла и сам он заболел), то болезни как рукой сняло: он занялся починкой осиротевшего заколоченного дома. Там он обнаружил картины деда, которые помнил с детства, и решил собирать и другие полотна.

Для их сохранности он каждую ночь топил все печи в доме, и на это уходили почти все его деньги.

Соседи его уважали, но особо теплых отношений ни с кем завязать не удалось, люди плохо понимали старика. Он коллекционирует картины и занимается реставрацией, довольно нелюдим. Праздных речей не любил и уклонялся от разговоров. Но однажды его увидели на улице с девочкой…

Лена переехала к дедушке от родителей, она учится в шестом классе. Это нескладный худой подросток лет 12 с косичками и доброжелательной улыбкой на лице.

Третья глава: Ссора

В ноябре после каникул с девочкой случилась таинственная история, которая перевернула ее жизнь (автор пока не говорит, какая). 

Лена, чувствующая себя особенно одинокой в тот день, возвращается домой в расстроенных чувствах и умоляет дедушку дать ей денег на билет домой, к родителям. Тот отказывает и не понимает, что произошло, ведь в начале осени все было хорошо. Он обращает ее внимание на картины, которые она так мало ценит.

Девочка злится и грозит украсть одну из коллекционных картин дедушки, чтобы продать и выручить денег на билет. За это она получает пощечину от Николая Николаевича. Лена убегает. Дедушка не понимает, что происходит, и отправляется вслед за внучкой. 

Четвертая глава: Знакомство с ребятами

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/chuchelo-po-glavam-v-zheleznikov/

Читательская конференция по повести В.Железникова "Чучело"

  • «Уроки жизни, уроки доброты»
  • (Читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело»)
  • «Помни, ты не один на свете,
  • кроме тебя есть другие люди;
  • и они нуждаются в твоей доброте,
  • понимании, мужестве,
  • в твоей защите и помощи».
  • (Л.Кассиль)

Цель: развивать умение размышлять над прочитанным, учить умению логично и убедительно выступать, защищая свою точку зрения. Воспитывать отвращение к жестокости, ответственность за свои поступки, умение сочувствовать, сострадать.

Наглядность: электронная презентация, выставка книг В.Железникова, словари, рисунки детей к повести «Чучело», отрывки из фильма Р.Быкова «Чучело», песня «Белая ворона» в исполнении В.Леонтьева.

Столы расставлены полукругом, на них располагаются указатели: «литературоведы», «корреспонденты», «актеры», «текстологи»,»художники», «читатели». За этими столами сидят родители и дети, которые прочитали книгу. Родители и дети должны предварительно написать отзыв о прочитанной книге.

Учитель литературы: Сегодня на читательской конференции по повести Владимира Железникова «Чучело» присутствуют дети, учащиеся 7 класса А, их родители, которые тоже прочли книгу и ,я надеюсь, примут активное участие в обсуждении. Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Льва Кассиля (слайд №1) Мы еще вернемся к нему в конце нашей читательской конференции.

  1. Позвольте представить вам участников конференции.
  2. Литературоведы ( называются имена детей и родителей)
  3. Корреспонденты___________________________________
  4. Художники_______________________________________
  5. Актеры___________________________________________
  6. Текстологи________________________________________

А все мы вместе – Читатели! Ведь практически все и родители, и дети сегодня выступят.

Приглашаем выступить литературоведов, которые расскажут нам о писателе Железникове и представят книги, которые он написал для детей 5-7 класса. (Слайд №2)

Мама: Владимир Карпович Железников родился в 1925 году. В детстве много путешествовал, его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики. Писать он начал очень рано. В 9 лет уже вел какие-то дневники.

Перед самой войной, когда ему исполнилось 15 лет, написал маленькую повесть. Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в журнал «Новый мир», его волновал вопрос «А смогу ли я вообще писать?» На этот вопрос консультант сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать».

Владимир Карпович был так огорошен, что потом какое-то время не писал. Но, в конце концов, стал отличным детским писателем. Стать им ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоединиться и послушать, о чем они говорят.

Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Дочь: Первая книга Владимира Железникова – сборник рассказов «Разноцветная история» — вышла в 1957 году. Тогда писателю было 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично. Для детей писатель написал 6 книг:

  1. «Хорошим людям – хорошее утро»

  2. «Чудак из 6. Б»

  3. «Путешествие с багажом»

  4. «Каждый мечтает о собаке»

  5. «Белые пароходы»

  6. «Чучело».

Герои книг – мальчишки и девчонки. Писатель показал сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть страшно жестокими. (Слайд№3)

Дочь: Повесть «Чучело» первоначально называлась «Всего-то несколько дней», в основу легла реальная история, произошедшая с внучкой Владимира Карповича, которая, как и Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и класс разом объявил ей бойкот. События, описанные в книге, переносят нас в 70-80-е годы 20 века в небольшой городок на Оке.

Это было время, когда школьники носили пионерские галстуки, ходили на субботники, когда порядочность, честь и совесть были в большом почете, нежели сейчас, когда о наркомании только слышали издали, да и то не все, а курящих школьниц почти не было.

Наши родители должны прекрасно помнить это время, и, я надеюсь, еще в детстве прочли книги Владимира Железникова.

Учитель литературы: А сейчас я приглашаю выступить корреспондентов, которые представят отзывы детей и родителей вашего класса на повесть «Чучело». (Слайд №4, на котором представлены фотографии родителей и детей, которые написали отзывы. Родители и дети зачитывают отрывки из отзывов).

Бабушка: В 80-е годы по сценарию повести «Чучело» был снят фильм режиссером Роланом Быковым. Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость2.

Сюжет фильма Быкову помог выбрать случай. Жена Ролана Быкова, Елена Санаева, обратила внимание на повесть «Чучело», которой зачитывался ее сын Павел. Повесть показалась ей очень интересной, и она предложила мужу почитать ее на ночь.

Утром она проснулась от того, что тот швырнул книгу в потолок, из чего она сделала вывод, что повесть ему понравилась. (Слайд №5).

Читайте также:  Краткое содержание сказки марья моревна за 2 минуты пересказ сюжета

Сын: На роль ЛеныБессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всей страны. Кристину Орбакайте привела на пробы бабушка, и на успех она даже и не надеялась. В списке кандидатов она числилась где-то четырехсотой, кинопроба длилась всего 4 минуты.

По странному совпадению о своем утверждении на роль она узнала в день своего рождения 25 мая 1982 года. На роль Димы Сомова Ролан Быков никак не мог найти актера. Увидев Митю Егорова, сына актрисы Натальи Кустинской, он показал на него и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьезное лицо и капризная губа». Так Митя стал актером.

Дедушку Николая Николаевича сыграл Юрий Никулин. (Слайд №6).

Дочь: Фильм снимался в Твери. На пятый день съемок Кристина сломала руку, две недели она проходила с гипсом. Алла Пугачева, почуяв неладное, приехала на съемки без предупреждения и застала свою дочь в больнице. Она пыталась уговорить ее уехать со съемочной площадки, но Кристина отказалась.

По воспоминаниям съемочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. Взбунтовалась она лишь однажды, когда по сюжету Лена остригает свои косы.

Ролана Быкова это поставило в тяжелое положение, в результате чего они пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы, а затем на нее надевали специальный лысый парик.

Сын: самым сложным было уследить за погодой. Буквально через несколько дней после начала съемок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съемкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь.

Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. Закончились съемки весной 1983 года. В 1986 году фильм удостоен Государственной премии СССР. (Просмотр эпизода фильма «Сожжение чучела).

Учитель литературы: Все книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки художников дают возможность представить героев повести, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета.

Наши ребята, прочитав повесть, тоже попробовали себя в роли художников-оформителей. Приглашаем их показать свои рисунки (слайд №7), а все остальные ребята должны узнать эпизоды, изображенные на рисунках.

Учитель литературы: (текстологи должны заранее найти в словаре определение слов «рубаха-парень», «сорвиголова», «белая ворона», «чучело»).

В русском языке много слов, которые дают оценку личности человека. Приглашаем текстологов дать определение этим терминам.

Учитель литературы: Почему Лену Бессольцеву в повести называют «Чучелом»? ( внешность: рот до ушей, хоть за вязочки пришей, худенькая шейка, торчащие лопатки, словно крылышки. Поведение: они смеялись над ней, А она отвечала им открытой улыбкой).

Вспомните сцену, когда Лена впервые пришла в класс. Кому из вас «посчастливилось» быть новеньким? В как вас приняли в классе? Поделитесь впечатлениями.

Является ли главная героиня «белой вороной»? Почему? И есть ли в современной жизни «белые вороны»? А среди вас? (звучит песня «Белая ворона» в исполнении В.Леонтьева).

Учитель литературы: Почему в глазах ребят Ленка «чучело», а для Николая Николаевича «красавица», «чудный человек»? В чем красота человека? (В классе ее воспринимают с внешней стороны).

Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка». Как вы думаете, что объединяет героя стихотворения с героем повести? Давайте попробуем охарактеризовать главных героев. Димка Сомов в начале повести, какой? Почему Лена влюбилась в него? ( Рыцарь, смелый и добрый.

Вспомните, когда Лена пришла первый день в класс, а когда ребята в парке сгребали листья и Лена промочила ноги. Она считала его смелым и справедливым и во всем верила ему).

А как Маргарита Ивановна охарактеризовала его? (смел и прямодушен) Когда Димка спасовал первый раз? (случай с собакой, встреча с Петькой и Валькой Живодером, когда дело касается силы). Липовая его храбрость рассыплется в прах при первых серьезных испытаниях.

— Попробуйте угадать литературного героя по описанию: «…все смотрели на нее, она не шла, а несла себя, словно плыла по воздуху…», она любит быть в центре внимания, «красавица» — сказала о ней Лена Бесссольцева. (Дети отвечают). Почему же красавица и модница Шмакова вызывает отрицательные эмоции? (Интриганка, льстивый лисий голос, хитрая).

— «… подчеркнуто строго одета, аккуратна…», ей уважительно заглядывают в рот ребята. «Себя уважать надо…»- говорит она. Это Миронова – Железная кнопка. Малышка с ледяным, голубым взором, она держит в руках весь класс.

Почему? У нее нет силы, как у громилы Лохматова, хитрости, как у Шмаковой. (Волей, железным ощущением своей правоты. «У меня ко всем одинаковый счет: живешь не по правде – расплата»).

Как о ней сказала Лена? («она особенная, у нее сильная воля, но она беспощадная»).

— Бойкот Лене – это проявление коллективизма или влияние сильной личности? Есть ли в вашем классе настоящая сильная личность?

— Почему Лена взяла вину на себя? (она во всем верила ему, считала его смелым и справедливым, была уверена, что Димка расскажет ребятам правду).

Когда, как и в чем проявляется жестокость ребят? (класс гонял Лену по городу, как зайца, сожгли чучело, ка которое надели платье Лены).

Учитель литературы: Николай Николаевич, узнав всю историю, сказал следующие слова: «Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть каким? (милосердным).

Что такое милосердие? Как вы считаете? (ответы детей) А теперь текстологи дадут нам определение слову милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания). Милосердие считается устаревшим словом.

А как вы считаете, есть ли в наше время милосердие и кого бы из вашего класса или из своих знакомых вы бы назвали милосердным?

— «Стыдно мучить», — говорил Николай Николаевич. Самой Лене тоже пришлось испытать это чувство. Когда и за что? (За то, что она стыдилась дедушки). Какие качества характера вы цените в товарищах прежде всего? На какое место вы поставили бы вещизм, если бы пришлось оценивать по пятибалльной системе?

— Слайд №8. Прочитать слова на слайде. Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.

Вы согласны со мной? Всегда ли мы можем принимать человека таким, каким он есть? И смогли бы вы противостоять толпе, если бы в вашем классе был товарищ – изгой? Как поступить, если на ваших глазах травят человека? Кто в повести, кроме Лены, пытался противостоять «толпе»? (Васильев, не пошел на день рождения Сомова).

Зло всегда совершается с молчаливого согласия других.

— что изменил случай сожжения чучела в характере Лены? (В ней появилась смелость, она поняла, что Димка трус, дедушке она сказала, что пришла на костер с одним человеком, а ушла с другим). Она решила постоять за себя. — Как?

-Что изменил в жизни класса поступок Лены? ( Взбудоражила весь класс: Рыжий раскаивается в своей жестокости, Лохматый бросает дружить с Валькой. Железная Кнопка пытается объявить Димке бойкот).

  • — Лена принимает решение уехать из города, можно ли считать, что она потерпела поражение?
  • — Чему же учит нас эта книга?
  • -Не быть жестокими
  • — Быть внимательными к окружающим
  • — Самим отвечать за свои поступки.

Закончить нашу конференцию я хочу эпиграфом, с которого мы начали наше мероприятие – слов Льва Кассиля. Я надеюсь, что в конце нашего разговора вы по другому воспримите эти слова.

Курмазова Татьяна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ п. Новопавловка

Источник: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-povesti-vzheleznikova-chuchelo-652829.html

«Каждый мечтает о собаке» Владимира Карповича Железникова вкратце

Большая часть повести написана от лица главного героя, семиклассника Юры, но в некоторых главах повествование ведётся от третьего лица.

Тринадцатилетний Юра Палеолог жил Арбате, рядом с домом Пушкина. Он не замечал, что живёт рядом с домом великого поэта, пока ему не сказал об этом новый учитель литературы Фёдор Фёдорович по прозвищу Эфэф.

Этот учитель оказался очень необычным — «и слова он особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется», и при разговоре смотрит в глаза, а не в сторону. Юра подружился с Эфэфом и часто забегал к нему в «одиночку» — однокомнатную квартиру. И в истории, которая приключилась с Юрой, он помог, как настоящий друг.

Может быть, всё началось из-за того, что я люблю воображать, придумывать то, чего никак не должно быть.

В тот день Юра, прозванный в школе Сократиком, вышел из дома позже обычного. Всё утро он пытался узнать у мамы, где она пропадала накануне вечером, но та отмалчивалась, хотя обычно рассказывала всё прямо с порога.

В школе Юру ждала новость: в его седьмом классе появилось двое новеньких, брат и сестра Кулаковы, дети знаменитого лётчика-испытателя.

После уроков в класс забежал вожатый, десятиклассник Борис Капустин, и разбил учеников на звенья.

Юра попал в одно звено с новенькими Иваном и рыжеволосой Тошкой, заучкой и остряком-подпевалой Рябовым, Зинкой, которая считала себя телепаткой, и кокетливой Ленкой. Звеньевым выбрали высоченного и мужественного Ивана.

Для начала Иван предложил ребятам рассказать о своих родителях. Все начали рассказывать о своих отцах, но Юре нечего было сказать. Его отец умер три года назад, а мать работала машинисткой. Рябов попытался съехидничать, но Иван заступился за Юру и с этого момента стал его лучшим другом.

Однажды Юра засиделся у Кулаковых и возвращался домой позже обычного. По дороге он заметил свою маму, прогуливающуюся с незнакомым мужчиной.

Юра понял, почему мама задерживается после работы и ничего ему не рассказывает. Перед смертью папа просил его беречь мать, но как это сделать, если та молчит. Дома мама рассказала, что перепечатывает диссертацию молодого учёного. Очевидно, именно с ним она прогуливалась по Арбату. Юра не сказал, что видел их вместе, и мама тоже промолчала.

В этот же вечер дед Юры купил телевизор и запретил внуку приводить в дом друзей — ещё сломают. Дед у мальчика был «жадный, несправедливый».

Хуже всего, когда человек только для себя.

Мама подлаживалась под деда, старалась ему угодить, потому что он изредка помогал им деньгами. Юра считал, что ему давно пора с ним поговорить, но не решался, и постоянно прощал дедовы выходки и обиды.

С этого дня мама всегда приходила с работы поздно «и часто исчезала из дому вечерами». Юре она по-прежнему ничего не рассказывала, а тот не решался первым начать этот непростой разговор.

Легко сказать «крикни», а трудно крикнуть, потому что неизвестно, как на твой крик ответят.

Источник: https://vkratze.ru/jeleznikov/kajdyy_mechtaet_o_sobake

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector