УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО РАССКАЗУ В.Г. РАСПУТИНА « ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР».
Задача: раскрыть роль старшего поколения в воспитании молодежи.
Цели:
на основе анализа рассказа В.Г. Распутина «Женский разговор» сделать вывод о том, по каким нравственным законам живут его герои;
- развивать критическое мышление посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
- воспитывать у ребят уважительное отношение к опыту взрослых.
- Метод обучения: урок с элементами дискуссии.
Оборудование: выставка книг и портретов В.Г. Распутина, рассказ «Женский разговор» у каждого ученика
- Электронная поддержка урока: презентация
- Эпиграф:
- … жизнь зачастую из целого
- числа превращается в дробь
- с числителем и знаменателем,
- где непросто разобраться,
- что над чертой, а что под чертой.
- В Распутин
- ХОД УРОКА.
- Вступительное слово учителя.
Русский писатель и общественный деятель Альберт Анатольевич Лиханов сказал, что мы живем в эпоху, когда сбиваются нравственные ориентиры, когда не хватает любви и добра, а жизнь полна негатива. Вспомните, что чаще всего нам приходится видеть по телевидению?
( Ответы ребят: унижение, власть денег, избиения, убийства, измены, обман)
К сожалению, в современных СМИ недостает доброго сердца и правильной души. По мнению великого сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина этот недостаток призвана заполнить литература. Именно искусство слова несет в наш мир настоящие чувства: любовь, чистоту, доброту, благородство.
СЛАЙД № 2 и СЛАЙД № 3.
Вот он – Валентин Распутин. Портрет художника Ильи Глазунова.
Ученик читает факты биографии писателя и отрывок из стихотворения Владимира Скифа.
Русский писатель и публицист, общественный деятель. В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры».
- Герой Социалистического труда, Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии России, член Союза писателей с 1967 года.
- Как совесть — неподсуден,
- Как свет – необходим,
- Отечеству и людям
- Распутин Валентин.
- Владимир Скиф
- Читая Валентина Распутина, мы становимся мудрее и духовно богаче, потому что его произведения действительно учат нас жить.
- Постановка темы и задачи урока.
Сегодня предстоит серьезный разговор по одному из рассказов писателя.
К концу урока вам нужно сделать вывод: какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи? Можно свободно высказывать свою точку зрения, спорить, доказывать, приводить аргументы, зачитывать цитаты из рассказа, но ни в коем случае не оставаться равнодушным, потому что проблемы произведения затрагивают именно ваш возраст.
Итак, тема урока: Нравственные устои в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор».
СЛАЙД № 4.
Нравственные устои в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор».
- Актуализация знаний учащихся.
- Начнем с того, что сначала выясним значение некоторых слов.
- СЛАЙД № 5
- Объяснение значения слов УСТОИ, ЦЕЛОМУДРИЕ, РАСКОЛ – ТЕРНИЯ, ЛИДЕР, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ, ПОТРАТА, НРАВСТВЕННОСТЬ
- СЛАЙД № 6
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ДИСКУССИИ.
-
Кто действующие лица рассказа?
-
Коротко расскажите историю Вики и историю Натальи.
-
Чья история длиннее? Почему?
-
Что Вика рассказывает о себе? Звучит ли в ее рассказе слово ЛЮБОВЬ?
-
Похожа ли на жизнь Вики жизнь теперешней молодежи? Вы считаете это нормальным?
-
Что вас особенно поразило в судьбе Натальи?
-
Была ли Наталья счастлива?
-
А Вика? Счастлива она теперь после всего, что с ней случилось?
-
Какое звено выпало из семейного древа?
-
Можете ли вы представить семью Вики?
-
Каковы представления о женской судьбе у Натальи и у Вики?
-
Как вы считаете, каково назначение женщины?
- Проверка домашнего задания.
- Вспомните, как начинается рассказ?
- СЛАЙД № 7
В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога.
Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву», и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.
И вот второй месяц перевоспитывается, мается: подружек не ищет, телевизора у бабушки нет — сбегает за хлебом, занесет в избу дров-воды и в кровать за книжку.
Что было дальше? Передайте краткое содержание произведения.
( спрашиваю по желанию, можно подготовить ученика заранее, потому что обязательно найдется тот, кто рассказ не прочитал, но должен знать содержание хотя бы на слух).
Разобраться с текстом более подробно нам помогут ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ДИСКУССИИ. Почему дискуссии? Думаю, по некоторым аспектам вы будете спорить друг с другом.
- Возвращаемся к вопросам.
- СЛАЙД № 6.
- Ответы на вопросы.
1. В рассказе две героини – Вика, 16 лет, и ее бабушка Наталья.
2. История Вики представлена уже в начале рассказа, а история жизни ее бабушки раскрывается на протяжении всего произведения. Наталья дважды была замужем. Ее первый муж Николай погиб на войне.
Найдите, как об этом говорит сама героиня.
— Про дедушку-то? — вспомнила Наталья. — Ну так, а что про дедушку. Твой-то дедушка и не тот был, с которым я до войны жила…
— Как не тот? — поразилась Вика.
— Ну, а как ему быть тому, если того на войне убили, а твой отец опосле войны рожденный? Ни того ни другого давно уж нету, но сначала-то был один, а уж потом другой. Сначала Николай был, мы с ним эту избенку, как сошлись и отделились от стариков, в лето поставили. Отсюда он, первый-то дедушка, на войну ушел. А второго дедушку, твоего то, он же, Николай, мне сюда послал.
Его Семеном звали, твой отец Семенович. Прошу, говорит, меня выслушать до конца и не удивляться, а дать свою волю. А он говорит… он вот какую страсть говорит. Будто просил Николай придти ко мне и передать его пожеланию.
Сильно, мол, любил он меня и дал мне перед смертью вольную от себя. Какую вольную? Выдти за другого. И говорит… Мне, говорит, Николай сказал, что нигде, во всем белом свете не найду я бабу лучше и добрей, чем ты.
А тебе от него завещание, что будет тебе со мной хорошо. Вот такая смертная воля. Я так и села…
Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так кажному. И в год потом загас. Не жилец он был на белом свете, я это знала. Но мне и семь годов хватило на всю остатную жизню.
3. Вы правы, говоря, что история бабушки длиннее, потому что она прожила долгую жизнь. А вы обратили внимание с чего начиналась ее история? С ЛЮБВИ.
4. Звучит ли у Вики слово «любовь»?
Звучит, но с иронией. Она подтрунивает над бабушкой, говоря о любви.
Что такое любовь? Посмотрим, как вы ответили на этот вопрос. Ваши тезисы и высказывания на экране.
- Каждый из учащихся читает свое высказывание.
- СЛАЙД № 8
- А вот как отвечают ваши учителя, то есть старшее поколение.
- Высказывания учителей читаю сама.
- СЛАЙД № 9.
- У кого больше эмоций? ( У нас, — говорят ребята)
- А понимания, что такое любовь? ( у старшего поколения)
Что общего вы заметили в этих высказываниях? ( любовь – прекрасное чувство, но конкретного определения нет. У каждого она своя.)
Знает, ли Вика, что такое любовь? Испытывала ли она это чувство, когда вступила в интимные отношения?
- ( ответы ребят, кто – то говорит, что она была влюблена, кто – то утверждает, что нет).
- Ответ есть в тексте.
- Бабушка поняла, что для Вики это был не сознательный грех, а «еройство», желание доказать, что она взрослая, что она лидер.
- Какой вывод можно сделать?
О любви речи не шло. Не было у вики любви.
А что по нравственным устоям является основой отношений между мужчиной и женщиной? ( любовь)
Понимала ли это Вика? (нет)
Вернемся к 5 вопросу. Похожа ли жизнь Вики на жизнь современной молодежи?
- ( ответ однозначен – да. )
- Расскажите, как вы живете и почему такое происходит?
- ( на вопрос – как они живут – ребята ответить не захотели, а вот на вопрос – почему – ответили: нравственные устои дали сбой, слишком много свободного времени и мало интересов, нет контроля со стороны родителей, им не до нас, мода такая, никто не хочет быть «ботаником», легче жить, когда ты такоя, как все,
- девчонки слишком «борзые» стали, парни превращаются в «альфонсов»… Спорили горячо. )
- О ком и о чем спорили бабушка Наталья и внучка Вика?
- ( о женщине и ее назначении)
- Каковы же их представления о роли женщины?
- СЛАЙД № 9.
- Читаем слова Натальи, затем слова Вики.
- Чья позиция вам больше по душе?
- ( ответы учащихся)
- СЛАЙД № 10.
- Перед вами примерный портрет бабушки в молодости.
Обратите внимание на ее взгляд. Каков он? ( чистый, ясный, гордый, спокойный, уверенный)
- Почему он такой? ( она правильно живет, ей нечего бояться и нечего стыдиться)
- СЛАЙД № 11.
- Вот примерный портрет Вики.
Похожа ли она на целеустремленную? На лидера? Почему девушка в таком состоянии? ( она осознала свою ошибку, но не знает, как жить дальше)
Помог ли ей разговор с бабушкой? Какие важные слова Вика от нее услышала?
( устою с собой возьми)
Какой вывод можно сделать, для кого этот разговор очень важен?
(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.
А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего «Я», своего назначения на земле, разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девчонка — подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».)
Источник: https://infourok.ru/konspekt-k-uroku-literaturi-po-rasskazu-v-rasputina-zhenskiy-razgovor-klass-3194806.html
Краткое содержание рассказа "Уроки французского" Распутина: краткий пересказ
Главная страницаРассказ «Уроки французского»
В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Уроки французского» В. Распутина.
Иллюстрация к рассказу «Уроки французского». Художник В. Гальдяев |
Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области.
Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.
Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс.
В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.
Плохая компания
Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в «чику» на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.
Уроки французского на дому
Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду.
Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.
Странная посылка
Чтобы «подкормить» голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.
Игра в «замеряшки»
Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.
Гнев директора
Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.
Посылка с яблоками
Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел.
Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.
Это было краткое содержание рассказа «Уроки французского» Распутина — краткий пересказ основных событий и фактов из рассказа.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Уроки французского»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/kratkoe-soderzhanie-Uroki-francuzskogo-Rasputin-kratkij-pereskaz.html
Женский разговор
В начале произведения автор рассказывает о героине Вике. Ее отправили на выселки на перевоспитание к бабушке. Дело в том что в свои 16 лет она попала в дурную компанию и забеременела. Вике сделали аборт и через неделю после этого отправили в деревню.
На вид она была рослой девушкой, а вот по уму была словно ребенок. У бабушки она не искала новых знакомств и не интересовалась чем либо. Скучно ей было, телевизора там не было, да и электричества тоже, из-за дороговизны солярки.
Однажды ночью Вике и бабушке Натальи не спалось. Они долго ворочались и потом начали разговор. Наталья стала объяснять своей бедовой внучке, что мужчина у девушке должен быть один на всю жизнь. Но Вика была не согласна с этим, ведь это все старина.
Вика собиралась узнать у бабушки, когда приедет ее отец, поэтому Наталья и решила начать этот разговор.
Вика твердила бабушке, что женщине сейчас важнее быть лидером, чем терять или не терять свою невинность. Главное быть независимой, а то, со своим мужчиной, единственным или нет, она будет, совсем не важно. Потом Вика решила спросить бабушку Наталью о понятие целомудрия.
Бабушка сказала, что это когда с умом штанишки скидывают, что мужчина должен быть родной и суженный. Она объясняла, что раньше тоже были девушки, которые приносили в девичестве и, у которых муж был не первым мужчиной, и те, которые не говорили о своем не целомудрие своим мужьям. Разное бывало.
У самой Натальи тоже был подобный грех.
Вика стала расспрашивать бабушку о том, как у Натальи с дедушкой было. И Наталья рассказала, что тяжело было с венчанием, поэтому они легли будучи невенчанными.
Вика все доказывала бабушке, что сейчас женщине нужно быть целеустремленной. Наталья считает, что нужно быть любее и любее своему мужчине. Она не понимала значения целеустремленных женщин. Начала приводить в пример гончих собак, которые добиваются целей, которые ей ставят.
Наталья рассказывает внучке историю о том, что у вики на самом деле было два дедушки. Первый был мужем Натальи до войны, а второй после. Первого звали Николай. От него Наталья родила двух сыновей, братьев Викиного отца.
Потом Николай ушел на войну и не вернулся с фронта, но прислал к Наталье своего боевого товарища Семена. Этот человек был хорошим товарищем, поэтому Николай перед смертью Николай отдал ему Наталью. Сама женщина было против этого.
Тогда Семен поселился у родителей Натальи и привязал к себе ее детей. Стали Наталья и Семен друг с другом бороться, но Семен ее опережал, так как он хорошо общался и с ее родителями и с ее детьми.
В общем, после того, как Наталья поняла, что Семен из-за своей контузии и из-за своих чувств нуждается в этой женщине. Она позвала его жить к себе, но без любви.
Прожили они вместе семь лет, потом Семен умер. Наталья не находила нужным сравнивать своих мужчин. Она считала, что ее любимый ушел на войну одним человеком, а вернулся другим. Она не говорило о том, что кого-то она любила больше, ведь когда Семен прикасался к ней, никакой доли чужих прикосновений она не чувствовала.
Этот разговор закончился тем, что Вика назвала бабушку забавной. В ответ Наталья засмеялась. Они уснули, а на дворе стояла глубокая ночь. Вокруг была тишина.
Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/category/rasputin/show/52/
Валентин Распутин — Женский разговор
Распутин Валентин
Женский разговор
Валентин Распутин
ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР
В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели уже наживленная, уже караул кричи.
Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву», и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание. И вот второй месяц перевоспитывается, мается: подружек не ищет, телевизора у бабушки нет — сбегает за хлебом, занесет в избу дров-воды и в кровать за книжку.
Темнеет мартовским вечером в восьмом часу, а электричество… прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой.
Сковырнули за-ради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок — все за-ради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне.
Выгоняли его при старых порядках для местных нужд из солярки, а солярка теперь сделалась золотой, требует прорвы денег. Утром посветят, чтобы на работу отправить, а вечером — не всегда… Наталья по-старушечьи укладывается рано, вслед за солнышком; Вика поскрипит-поскрипит на продавленной пружинной кровати и тоже затихнет.
Девка она рослая, налитая, по виду — вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора бы с ответами жить.
И вялая, то ли с ленцой, то ли с холодцой. Скажешь — сделает, не скажешь — не догадается. Затаенная какая-то девка, тихоомутная.
Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что — не понять.
В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не дает отпущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котенком, то сбрасывала его на пол.
За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.
Сбилось со своего сияния электричество — и опять увидели небо, запотягивались, как всякая Божья тварка, за солнышком, стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.
День отстоял на славу — солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух.
За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева.
Но еще до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.
Нет, не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. Днем Наталья получила письмо от сына. Викиного отца. Читала Вика: собирается отец быть с досмотром. Из-за письма-то, должно быть, и не могло сморить ни одну, ни другую.
— Уеду, — еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: — Уеду с ним. Больше не останусь.
— Надоело, выходит, со мной, со старухой?
— А-а, все надоело…
— Ишо жить не начала, а уж все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?
— Почему без интереса? — то ли утомленно, то ли раздраженно отозвалась Вика. — Интерес есть…
— Интерес есть — скорей бы съесть. Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж — надоело!.. В дырку замочную разглядели, что не так живут… не по той моде. А по своей-то моде… ну и что — хорошо выходит?
— Надоело. Спи, бабуля.
— Так ежели бы уснулось… — Наталья завздыхала, завздыхала. — Ну и что? — не отступила она. — Не тошно теперь?
— Тошно. Да что тошно-то? — вдруг спохватилась Вика и села в кровати. — Что?
— Ты говоришь: уедешь, — отвечала Наталья, — а мы с тобой ни разу и не поговорили. Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!
— Да не это теперь, не это!.. Что ты мне свою старину! Проходили!
— Куда проходили?
— В первом классе проходили. Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер.
— Это кто ж такая? — Наталья от удивления стала подскребаться к подушке и облокотилась на нее, чтобы лучше видеть и слышать Вику.
— Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай. Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут.
— А живет-то она со своим мужиком, нет? — Все равно ничего не понять, но хоть это-то понять Наталье надо было.
Вика споткнулась в растерянности:
— Когда ка-ак… Это не обязательно.
— Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак. Господи! — просто, как через стенку, обратилась Наталья, не натягивая голоса. — Ох-ох-ох тут у нас. Прямо ох-ох-ох…
Вика взвизгнула: котенок оцарапал ей палец и пулей метнулся сквозь прутчатую спинку кровати на сундук и там, выпластавшись, затаился. Слышно было, как Вика, причмокивая, отсасывает кровь.
— А почему говорят: целомудрие? — спросила вдруг она. — Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка?
— Слышу. Это не про вас.
— А ты скажи.
— Самое мудрие, — сердито начала Наталья. — С умом штанишки не скидывают. — Она умолкла: продолжать, не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка — кто еще об этом ей скажет. — К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то.
— И подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. — Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила.
Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него.
Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню.
— Что это ты в рифму-то?! Как заучила! — перебила Вика.
— Что в склад? Не знаю… под душу завсегда поется.
— Как будто раньше не было таких… кто не в первый раз.
— Были, как не были. И девьи детки были.
— Как это?
— Кто в девичестве принес. Необмуженная. До сроку. Были, были, Вихтория, внученька ты моя бедовая, — с истомой, освобождая грудь, шумно вздохнула Наталья. — Были такие нетерпии. И взамуж потом выходили. А бывало, что и жили хорошо в замужестве.
Но ты-то с лежи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса. К тебе просются, а не ты просишься за-ради Бога. А она — со страхом идёт, со скорбию. Чуть что не так — вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял.
Будь она самая добрая баба, а раскол в ей, терния…
— Трения?
— И трения, и терния. Это уж надо сразу при сговоре не таиться: я такая, был грех. Есть добрые мужики…
— Ой, да кто сейчас на это смотрит, — с раздражением отвечала Вика и заскрипела кроватью.
— Ну, ежели не смотрите — ваше дело. Теперь все ваше дело, нашего дела не осталось. Тебе лучше знать.
И — замолчали, каждая со своей правдой. А какая у девчонки правда? Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много.
За окном просквозил мотоцикл с оглушительным ревом, кто-то встречь ему крикнул. И опять тихо. Наталья бочком подъелозилась к спинке кровати и отвела рукой занавеску. Еще светлее стало в спальне — отцеженным, слюдянистым светом.
— Зачем ты? Закрой! — встревоженно встрепенулась Вика.
Тонко, из звездной волосинки назревший, висел месяц. И скрадывал — где еще звездочка зазевалась. Полнится каждую ночь, полнится, пока не наберется в круглую сытую луну. Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно — ни дымка, ни огонька, ни звука.
Снежные шапки на крышах, подтаявшие за день, сидели набекрень и леденисто взблескивали под могучим дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшею землей и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе.
Опустив занавеску и уползая под одеяло, она прошептала:
— Господи помилуй…
— Что там, бабушка? — не поняла Вика.
— Везде там, внученька, Господи помилуй…
— Ты что — больше ничего не видела?
— Нет. Спи.
- Не сразу, через молчание, через вздохи, совсем по-бабьи:
- — А у вас как с дедушкой было?
- Наталья далеко была, не поняла:
— С дедушкой? Что было?
— Ну, как в первый раз сходились? Или ты забыла?
Наталья вздохнула так, что показалось — поднялась с кровати. Пришлось во-он откуда возвращаться, чтобы собраться с памятью. И сказала без радости, без чувства:
Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/162036-valentin-rasputin-zhenskii-razgovor.html
Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Женский разговор В.Распутин | Социальная сеть работников образования
Имя урока «Знаешь, что дальше?»
Тема: Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)
Задача: личностно-ориентированное обучение и воспитание в свете роли и значения семьи, сохранения преемственности в семье, роли старшего поколения в воспитании молодёжи.
Цели:
- содержательная: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.
- деятельностная: формирование умений анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему
- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – понимание того, что всё в мире сложно, особенно пора взросления); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – соблюдение Заповедей Христовых); коммуникативные (навыки работы в коллективе, умение слушать товарища, отстаивать собственное мнение).
Методы обучения: эвристическая (продуктивное творческое мышление — эвристическое) беседа с элементами последовательного анализа.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Электронная поддержка урока: презентация.Другие дидактические материалы: рабочий лист ученика, лист ватмана для создания кластера.
Содержание учебного материала: нравственные уроки Распутина
Единица содержания образования: рассказ В.Г.Распутина «Женский разговор»
Технология «Методика понимания текста» с использованием стратегий критического мышления.
Алгоритм урока
1.Организационный момент.
2. Предтекстовая работа.
— Нами прочитан рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор», поделимся впечатлениями от прочитанного рассказа.
-Перед вами конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина». Со многими его произведениями вам ещё только предстоит познакомиться. Исходя из конспекта, попытайтесь определить тему и цель нашего урока.
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | ? |
И ОСТАТЬСЯ … ЧЕЛОВЕКОМ! |
Тема. Нравственные уроки Распутина в рассказе «Женский разговор».
Знать: нравственные законы, по которым живут герои рассказа.
Уметь: анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему.
— Дома вы должны были создать кластер «Нравственные ценности». Давайте выясним, что, по вашему мнению, входит в понятие нравственности?
- Кластер
- историческая память любовь к Родине любовь к природе
- любовь к отчему дому любовь к народу бережное отношение
- гуманизм духовность
- нравственные ценности культура
- милосердие сопричастность, любовь
- совесть сострадание ко всему живому терпимость добро честь, честность
— Давайте обратим внимание на название произведения. «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании. Это разговор женщин или разговор о чём-то?
- — Подберите синонимы к слову «разговор», открывая его смыслы
- /Диалог, беседа, обмен мнениями, собеседование, сопереживание, речь (разг.)/
- — Давайте прочитаем 1-е предложение.
- — Какой разговор у нас сейчас пойдёт?
- /Неспешный разговор, разговор по душам/
- — Кто героини рассказа?
- /Шестнадцатилетняя Вика, деревенская бабушка Наталья/
- — По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки?
/Связалась с компанией, сделала аборт. Бросила школу. Отец привёз её к бабушке на перевоспитание/.
— Что вы можете рассказать о семье Вики?
/Родители живут скромно (старенькая «Нива»). Видимо, много работают. В город переехали из деревни. Редко бывают у мамы. На дочь обращали мало внимания: не сразу заметили, что Вика попала в плохую компанию, перестала ходить в школу. В самую трудную минуту они снимают с себя ответственность за воспитание дочери и отправляют её в деревню к бабушке/
— Вика приехала к бабушке не по доброй воле. «Девка рослая, налитая по виду, а «умишко детский, несозревший. Голова отстаёт. Всё ещё по привычке вопросы задаёт там, где пора бы с ответами жить». Второй месяц мается она у бабушки. Подруг нет. Телевизора нет. Из развлечений – только книги.
— Какой композиционный приём использует писатель при построении рассказа?
/Антитеза. Миропонимание двух героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор о человеческой морали традиционных представлений современной женщины в современном обществе/.
— Понимают ли бабушка и внучка друг друга?
/Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни/
— Когда происходит разговор Вики и бабушки Натальи? Почему именно ночью?
/Легче открывать тайны, коснуться сокровенных мыслей/
— Что волнует бабушку?
/ «.. еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!»/
- — С чего начинается спор внучки и бабушки?
- /Спор о роли женщины в обществе/
- — Какой, по мнению Вики, должна быть современная женщина?
/ «Ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут. Женщина ценится сейчас целеустремлённая – идёт к цели. Надо сильный характер иметь. Всё теперь не так, как раньше»/
— Как выглядит современная женщина на взгляд бабушки Натальи?
/ «…совсем полная воля. Как у собак». «Куда стреленная? Рот разинешь – так и стрелют. Такие меткачи пошли».
«Самые разнесчастные бабы. Собака, гончая порода называется. И гонит, и гонит, свету невзвидя. Покуль из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
«Какая есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Баба своей породы должна быть»./
— Что такое целомудрие? Перед вами – таблица, в которой дано понимание слова «целомудрие» бабкой Натальей. Понимает ли значение этого слова Вика?
— Попытайтесь дать своё толкование слова «целомудрие».
Понимание целомудрия Натальей | Моё понимание |
«С умом штанишки не скидывают… К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то… Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженёк, для тебя налита… Чистая. Звонкая. Без единой трещинки. Божья сласть. Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него». С лежи супружьей подняться, «искриночкой, звёздочкой, без никакой крадучи светить. Ты хозяйка, сариса». |
— А вот как даёт толкование этого слова словарь Ожегова.
Толковый словарь Ожегова |
Целомудрие — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требованияцеломудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.»Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова). |
— Попытаемся определить проблему данного эпизода в рассказе.
/Утрата нравственных ценностей, моральных добродетелей/
— Итак, у каждой — своя правда. Здесь – бабушка и внучка, ведущие неспешный разговор о женщине, о целомудрии. А что там, за окном?
- /Безлюдье, немота, холод, оцепеневшая земля, бедная, сиротливая. «Везде там… Господи помилуй»/
- — Как вы думаете, психологический пейзаж за окном, изображённый Распутиным, с кем из героев рассказа можно соотнести?
- — А что Вика знает о жизни бабушки?
/Ничего. В деревне последний раз была лет пять назад. Ещё одного внука совсем не привозили/
— Как отзывается бабушка о современной жизни?
/ «Сама жизнь гончей породы. А он (человек) уж привык, ему другого и не надо. Как кругом всё перекошено, перекручено»/.
- — Определим проблему эпизода.
- /Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе/
- — Что в разговоре с бабушкой заинтересовывает внучку?
/А как раньше было? С дедушкой?/
— О чём рассказывает бабушка? Что ёе волнует много лет спустя?
/ «Невенчанные легли. Хорошего мало. Но венчаться было негде. Церкви посбивали. Год голодный». Было ей 18 лет.
«Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем. Двое детей от первого мужа. Война отняла супруга.
Молодой было чем похвалиться перед мужем. «Своим. Всем своим. Во мне солнышко любило играть… После похоронки – затмение нашло» Семён дал другу слово жениться на Наталье. Сопротивлялась, но потом поняла, что «без меня он долго не протянет. Чему быть, тому не миновать». Семь лет прожили вместе. Двое мужиков в одного слились с высоты прожитой жизни.
«Когда прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет»/.
— Как реагирует Вика на рассказ бабушки?
/ «Какие вы раньше забавные были». «Забавная ты бабушка»./
— Давайте определим проблему эпизода.
/Проблема потери связи со своими корнями/
— В рассказе Распутин повествует ещё об одной женщине – Дусе. Счастлива ли она?
/Отбила мужа у сестры, остались двое детей. Семья была всю жизнь несчастна. На старости лет Дуся крестилась, чтобы спастись от греха. «Тебе спасаться до-ол-гонько надо. Не андел»/
- — Какие нравственные устои нарушила Дуся?
- /Вековые устои, нравственное падение героини: увела мужа у сестры, выпивала, хозяйство вела кое-как, осиротила двух детей/
- — А какие нравственные законы нарушает Вика?
/Любовь к ближнему, милосердие, сострадание. Не убий!/
— Какой наказ даёт бабушка внучке?
/ «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь/.
— В чём особенность речи бабушки?
/Самобытность речи бабушки и ёе метафоричнсть: завсегда, встронь, дохтор. Вихтория, взамуж, заради; «… взяла я под крылышко свои 18 годочков…», «… выходили поспевать в мужниных руках…». «В склад» говорила, как пела/
— Найдите в речи бабушки сравнения? В чём их необычность?
- /Целеустрёмлённая женщина – выдохшаяся гончая
- Внучка – недозрелый плод, в котором «кислоты много»/
- — Знает ли жизнь Вика?
— Обратите внимание на особенности построения диалога. Как построены реплики Вики, а как – бабушки?
- /Реплики Вики – из вопросительных предложений, бабушки – односложные, с многоточием/
- -Вспомните, какие добродетели являются главными в жизни христиан?
- /Вера, надежда, любовь к Богу и ближним./
- — Важными христианскими добродетелями являются умеренность (нежадность) и целомудрие (целостность и чистота души и тела человека)/
— Какие же «устои» должна взять с собою во взрослую жизнь Вика? У вас на столе «Десять заповедей Божьих». Это наши национальные нравственные ценности, завещанные нам нашими предками. При ответе обратите внимание на кластер «нравственность».
- — Итак, давайте подведём итоги.
- РАЗГОВОР
- (о чём?)
- О роли женщины в обществе
- Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе
- Об утрате нравственных ценностей, моральных добродетелей
- О потери связи со своими корнями
— Вернёмся к нашему конспекту. Какой нравственный урок преподаёт Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Женский разговор»?
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | Нельзя утратить человеческие ориентиры |
И ОСТАТЬСЯ НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! |
Слово учителя:
— Рассказ «Женский разговор» написан в 1994 году, после долгого молчания Распутина. Лихорадочная хаотичность жизни отрывала автора от письменного стола болезнями, депутатской работой, прямой публицистической деятельностью.
Было не до художественного слова… Но, несмотря на все сложности, Валентин Григорьевич был уверен, что “никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа.
Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.
— Досказала бабушка свою историю, и Вика уснула – поняла ли, разгладилась ли душой – кто знает?
Героини как бы растворяются в природе. Бабушка с внучкой молчат: ни звука не доносит глубокая ночь. Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни, неизвестно.
Писатель не торопит с моралью, в надежде, что не эта девочка, так другая, кто-нибудь из вас, повнимательнее, поймёт и услышит, не даст победит себя поспешному знанию «с первого класса».
Поэтому рассказ завершается величественной картиной мироздания. (Выразительное чтение учителем последнего абзаца).
Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни Вики после этого разговора? И что позволяет вам так думать? Знаете, что дальше?..
— Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Д.З. Написать эссе на тему (по выбору)
- Какие чувства, переживания распутинских героев и самого автора Вам знакомы?
- Какие открытия принесла вам проза В.Г. Распутина?
- Валентин Распутин — национальный писатель или общечеловеческий?
- Кто из героев В.Г. Распутина вызывает наибольшее сочувствие?
- Какая мысль, высказанная в произведениях В.Г. Распутина, вызывает желание поспорить?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/07/zhenskiy-razgovor-v-rasputin
«Женский разговор»
Главная тема всех произведений Валентина Распутина – столкновение ценностей народной жизни, вековых традиций с агрессией «цивилизации» – не подлинной, но демагогической, поверхностной, стала особо заметна в его постперестроечных произведениях.
В рассказах и повестях последних двух десятилетий боль за человека становится особенно острой, а сама проза обретает публицистический накал. Но «испытания даны были не для того, чтобы приходить в отчаяние», – говорит сам Распутин.
И надежда на то, что человек не потеряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни остается…
Именно возрождению надежды, возрождению души и духа посвящен его рассказ «Женский разговор», напечатанный в 1995 году в журнале «Москва». В нём писатель показал встречу двух поколений – «внучки и бабушки».
Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога».
Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась».
Чтобы лучше понять героиню, нужно дать ей речевую характеристику. Вика – «затаённая какая-то», – говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов, но понимают эти слова они с бабушкой по-разному.
Бабушка о современной жизни говорит так: «На какой-то холодный, продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться». И вот эта современная девушка оказывается в новой для себя обстановке, в глухой деревне. Деревенька, видимо, небольшая.
В домах печное отопление, телевизора нет, за водой надо идти к колодцу. Электричество бывает в доме не всегда, хотя рядом – Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели «оторвать» её от компании. Может быть, понадеялись на то, что бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому.
До сих пор никто не сумел подобрать ключи к душе Вики. Да и некогда было это сделать.
О бабушке Наталье мы узнаём, что она прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год невенчанной вышла замуж. Бабушка Наталья считает, что ей повезло с мужем: Николай мужик твёрдый, ей за ним было легко жить: «Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и опора для ребятишек». Жену свою Николай любил.
Он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семёну опекать Наталью. Долго не соглашалась Наталья выйти за Семёна, но потом поняла, что нужна она ему, что без неё «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришёл и стал за хозяина». О своём втором муже Семёне она говорит так: «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком.
Чужой так не сумеет».
«Улыбистая, – говорит Наталья о себе. – Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше».
И вот эти столь разные, но живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Этот разговор – противостояние двух миров, двух мировоззрений, их противоборство, от исхода которого зависит судьба человеческой души.
Инициатива в руках бабушки Натальи. И на протяжении их разговора мы понимаем состояние Вики. Ей «всё надоело…» В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.
Бабушке важно услышать от Вики ответ на свой вопрос: «… сройство у тебя это было или грех? Как ты сама-то на себя смотришь?»
Бабушка не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Недаром бабушка говорит: «Такую потрату на себя приняла!» А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.
Наталье хочется, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила себя к замужеству. У Натальи своё представление о невесте. «Ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая». Также мы узнаём о том что значит любить в представлении Натальи и какой была их любовь с Семёном.
«Любовь была, как не быть, да другая, ранёшная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна».
Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранёшной».
Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.
А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девочка – подёргивались, одновременно вздрагивая, …оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».
Так в Вике зарождался новый человек, «человек духовный», направленный к жизни «устоятельной», как говорит Наталья, потому что без «устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://biography.wikireading.ru/56665
Краткое содержание Женский разговор Распутин в сокращении
В деревню к бабушке в самый разгар зимы Вика отправилась не по собственному желанию, а под давлением жизненных обстоятельств. В свой юный возраст, 16 лет, девушка была вынуждена сделать аборт.
Этим событиям предшествовала связь Вики с плохой компанией. Она перестала посещать школу, редко появлялась дома. Вика стала частью глупого стада, которое просто прожигало собственную жизнь. Она потеряла голову и потеряла себя.
Когда опомнилась, то было уже поздно думать, надо было решать.
Как только Вика восстановила свои силы после операции, отец посадил
ее в старенькую “Ниву” и отвез ее к бабушке в деревню, ума-разума набираться.
Шел уже второй месяц жизни девушки в деревне. Нет у нее здесь ни друзей, ни подружек. В доме бабушки даже телевизора нет. Самым дальним путешествием теперь для Вики стал поход в магазин за хлебом, потом занесет дров и воды в избу и бегом читать книгу.
Темнеет в зимнюю пору рано, а электричества в деревне нет. Когда прокладывали электросеть через Ангару, то перевернули ради нее весь край вверх дном, много сел пострадало. А провода пустили в обход старых селений.
Раньше спасал дизельный генератор, но солярка нынче на вес золота. Дадут
немного света с утра, чтобы люди на работу могли собраться, и все, вечером света практически не бывает.
Баба Наталья ложится спать вместе с Солнцем. Вика еще немного поворочается, поскрипит пружинами старой кровати и тоже засыпает. Девка она хорошая. Красивая фигура, выразительные глаза, только какие-то пустые они.
Вика в свои года выглядит как взрослая девушка, а вот в голове все еще детство играет. За работу она неохотно берется. Порой пока не скажешь ей, так она и не догадается помочь старушке по дому. Не сказать, что она ленивая, просто ходит будто зачарованная.
Не понятно о чем она думает, и думает ли вообще.
Эта ночь была неспокойной. Не спала ни бабушка, ни Вика. Девушка то крутилась на кровати, то играла с котенком, то подолгу всматривалась в окно, за которым растянулась ночная Ангара. Тихую вечернюю пору украшал своим холодным светом молодой месяц.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-zhenskij-razgovor-rasputin-v-sokrashhenii/