Краткое содержание зулейха открывает глаза яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Книгу рекомендует теле- и радиоведущая Тутта Ларсен

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Автор

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, закончила факультет иностранных языков Казанского педагогического университета, а также сценарный факультет Московской школы кино. Она публиковала свои рассказы в литературных журналах, однако успех ей принес дебютный роман «Зулейха открывает глаза», благодаря которому Яхину называют «самой яркой дебютанткой в истории российской литературы новейшего времени». В 2018 году вышел второй роман писательницы — «Дети мои».

Время написания и публикация

Долгое время писательница нигде не могла опубликовать свое произведение, безуспешно отправляла текст во многие издательства и журнальные редакции.

И все же в 2014 году отрывок из него появился в журнале «Сибирские огни», а в 2015 роман вышел отдельной книгой.

В одном из своих интервью писательница призналась: «“Зулейха…” — это очень личная вещь, я вынашивала и писала ее почти три года».

История создания

В основе романа о жизни и судьбе раскулаченных лежит история переселения бабушки писательницы. Гузель Яхина поместила свою героиню Зулейху в ту же эпоху (с 1930 по 1946 годы) и провела ее тем же маршрутом: Казань — Красноярск — спецпоселение на Ангаре.

Автор рассказывает, что родителей ее бабушки раскулачили, когда той было всего 7 лет, всех их сослали на Ангару и «высадили на пустом берегу, в глухой тайге».

Сначала они жили в землянках, потом удалось построить дом, появилась работа в трудовом поселке на золоторудном комбинате: «Когда подплываешь к этому месту по Ангаре, поселочек, стоящий на высоком пригорке, очень красиво отражается в реке, очень похоже на древнерусский былинный град». Бабушка прожила там целых 16 лет, а после вернулась домой.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Из сибирских рассказов бабушки в романе используется несколько эпизодов. Один из них — самый страшный — о том, как тонет баржа, набитая сотнями поселенцев, запертых в трюмах.

Бабушка писательницы видела это всё своими глазами — она в это время находилась на другой барже, шедшей следом.Сначала Яхина и вовсе хотела сделать главной героиней бабушку.

Однако решила «омолодить» героиню и показать путь изменения характера и мировосприятия тридцатилетней женщины: «Мне показалось, что нужный возраст — 30 лет, когда человек еще способен измениться».

Писательница рассказывает, что изначально роман открывался важной сценой (теперь она помещена в центральную часть романа), когда героиня стоит перед гигантской картой Советского Союза и осознает, что она сама — «маленькая песчинка» в этом огромном мире, его часть. «От этой сцены — назад и вперед по ходу действия — стали развиваться, разворачиваться какие-то события. Но отправная точка — маленькая женщина и большая карта», — говорит автор книги.

Действие романа начинается в 1930 году и продолжается до 1946 года. В центре повествования — судьба молодой татарской женщины Зулейхи Валиевой, которая живет со строгим мужем и суровой свекровью в деревне в ежедневном рабском труде и постоянных унижениях.

Представители новой власти во главе с коммунистом Иваном Игнатовым убивают ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими «кулаками», жителями деревень, петербургскими интеллигентами и прочими «врагами народа» везут в вагонах для скота в Сибирь, где на голом берегу Ангары те, кто смог выжить, строят «социалистический поселок» Семрук.

Главным для маленькой женщины в этой новой жизни становится сын Юзуф и материнская самоотверженная любовь к нему.

Интересные факты

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Книга получила множество престижных российских литературных премий, среди которых «Книга года», «Большая книга» и «Ясная Поляна».

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

На сегодняшний день роман переведен на 30 языков, включая фарси, финский и китайский. Автор объясняет успех своей истории за рубежом тем, что психологический план книги для читателей важнее и интереснее, чем политический.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Изначально текст «Зулейхи…» писался как сценарий — отсюда и кинематографичность романа.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Стилистические особенности книги — смешение языков и фольклорный элемент наряду с религиозным. Яхина смешивает татарский и русский (в конце книги помещен словарик), а также вплетает в ткань текста легенды, народные рассказы и поверья о духах и мифологических существах.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Из всех персонажей книги (кроме параллелей образа Зулейхи с бабушкой автора) только один имеет реальный прототип — страшная деспотичная старуха Упыриха, образ которой сложился благодаря рассказам родных писательницы о ее властной родственнице. Все остальное в книге либо вымышлено, либо основано на воспоминаниях раскулаченных, сосланных и переживших ГУЛАГ.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Из-за сложных и серьезных тем коллективизации, репрессий, лагерей, историй о людях, которые лишились родного дома и были помещены в ужасающие условия, «Зулейху…» Яхиной сравнивают с произведениями Солженицына, Шолохова, Гроссмана и Шаламова, а также называют «женским вариантом» романа «Обитель» Захара Прилепина

…Отрывок из романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Ангелы в клубе

В этом отрывке один из героев — ссыльный художник Иконников — расписывает поселковый клуб под видом «революционной агитации». Он рисует на его потолке изображения, похожие на иконы на церковном куполе, и располагает их по углам, на тех местах, где в православном храме изображаются ангелы или символы евангелистов.Также в отрывке появляется сын главной героини Зулейхи — Юзуф.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

конников лежал в закатном полумраке и смотрел на роспись… Завтра — предъявлять агитацию. Приедет Кузнец, будет щупать ее хищными глазками, прикидывать, достаточен ли идеологический посыл — а значит, оставить ли ее в клубе или содрать к чертям собачьим и сжечь, а самого автора — вон из мирной семрукской жизни, в лагеря, да подальше…

Иконников до предела выкручивает фитилек керосинки — и поднимает вверх. А там — небесный свод: прозрачная синева, по которой легко, перьями, плывут облака. Четыре человека вырастают из четырех углов потолка, напряженно тянут руки вверх, словно стараясь дотянуться до чего-то в центре…

Златовласый врач в крахмально-белом халате, атлетический воин с винтовкой за спиной, агроном со связкой пшеницы и землемером на плече, мать с младенцем на руках — они молоды и сильны; лица — открыты, смелы и чрезвычайно напряжены, в них одно стремление — дотянуться до цели.

До какой? В центре потолка — пустота.

  • — Они тянутся к тому, чего не существует, так?
  • — Нет, Белла, — Константин Арнольдович прикладывает узенькую ладошку к нижней губе, теребит тощую бороденку, — они тянутся друг к другу.
  • — Илья Петрович, — спохватывается Изабелла, — а где же собственно агитация?

— Будет, — усмехается тот. — Мне еще одну деталь осталось дописать, как раз за ночь успею…

Кузнец как приехал, — прямиком в клуб, агитацию смотреть. Встал посреди клуба, воткнул глаза в потолок; стоит, бровями шевелит, проникается. Иконников решает немного разрядить обстановку.

— Разрешите, — говорит, — я как автор пару слов про концепцию скажу… про основную идею то есть.

Начальство молчит, громко дышит.

— Агитация представляет собой аллегорию… собирательный образ советского общества, — Иконников поднимает руку поочередно к каждой из парящих в небе фигур. — Защитник отечества — символ доблестных вооруженных сил. Мать с младенцем — всех советских женщин. Красный агроном…

он же хлебороб… воплощает земледелие и вытекающее из него процветание нашей страны, а врач — защиту населения от болезней, а также всю советскую научную мысль, вместе взятую… Армия и мирное население, наука и земледелие в едином порыве устремлены к символу революции — красному знамени.

В центре потолка, где вчера еще синело высокое небо, реет гигантский, похожий на ковер-самолет, алый стяг… «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — течет по его складкам увесистая, шитая толстым золотом надпись. Четыре фигуры по углам росписи, сразу будто уменьшившиеся в размерах, теперь истово тянут руки в определенном направлении — к знамени.

— Ну… — произносит наконец Кузнец. — Пробирает, хвалю. Такому мастеру и артель доверить можно.

И — хлоп Иконникова по сутулому плечу, тот еле на ногах устоял.

Начальство пошло вон, а Илья Петрович остался в клубе. Сел на стремянку, опустил голову в перепачканные краской руки, так и сидел, долго. Когда наконец поднял лицо, с потолка непривычно дохнуло горячим и красным — знамя.

Конечно, это были ангелы. Про них Юзуфу рассказывала мать: что парят они в небес­ных высях, питаются солнечным светом, иногда, невидимые, встают у людей за плечами и защищают в беде, а являются редко, только чтобы возвестить что-то очень важное. Мать их называла — фэрэштэ. По-русски — ангелы, значит.

Он так и спросил у Ильи Петровича: вы ангелов на потолке нарисовали? Тот заулыбался. Очень даже может быть, говорит.

Однажды, когда Иконникова не было в клубе, Юзуф залез на леса и тщательно изучил почти законченную роспись вблизи. Сначала долго лежал, смотрел на златовласого врача, а тот смотрел на Юзуфа. Глаза у врача были остро-синие, яркие, волос пышный, бараном. «На доктора нашего похож, — решил Юзуф. — Только молодой и без лысины».

Затем смотрел на агронома. Этот был еще моложе, совсем юноша, мечтательный, нежный; щеки бархатные, взгляд восторженный. Ни на кого не похож — не было в Семруке таких радостных лиц.

Иное дело воин: глаза строгие, упрямые, рот в нитку — вылитый комендант. Удивительно, как могут быть похожи люди и ангелы.

Женщина с ребенком была зеленоглаза, темные косы скручены на затылке; дите на руках — крошечное, полуслепое. Юзуф и не знал, что дети при рождении бывают такими мелкими. Интересно, ребенок ангела, когда вырастает, тоже становится ангелом? Додумать не успел — пришел Иконников.

— Ну как, — спрашивает, — рассмотрел? И кто это, по-твоему?

Юзуф слез с лесов, деловито отряхнулся.

— Конечно, — говорит, — ангелы, самые обыкновенные. Каждому понятно. Что я, маленький, что ли, таких вещей не понимать… 

Заголовок дан редакцией

Фото Гузель Яхиной с сайта yakhina.info

Источник: https://foma.ru/zuleyha-otkryivaet-glaza-bolshaya-kniga-o-malenkoy-zhenshhine-pokorivshaya-chitateley-po-vsemu-miru.html

Литературный кружок. Яхина "Зулейха открывает глаза". Обсуждение

Опубликовано пользователем сайта

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Приветствую всех читательниц нашего кружка! 

У меня в заглавном фото сегодня — Императорский казанский университет. 

Потому что мы обсуждаем книгу замечательрой писательницы  Яхиной «Зулейха открывает глаза». Я пишу замечательной, потому что впервые открыла и сразу полюбила ее работу. Удивительно, каким лёгким и светлым слогом она описывает страшные вещи.

После прочтения остаётся лишь понимание, но без надрыва и депрессии. Это талант.

Я высоко ценю такой стиль, за то, что автор не влезает грубо, разрывая в душу, а лишь касается легко твоих мыслей, сея в них представление о происходящем и надежду на будущее.

Забегая вперед, скажу, что полюбив Яхину, сразу после «Зулейхи» прочитала ее же «Дети мои». Тоже отличная работа.

Но вернёмся к роману «Зулейха открывает глаза». В центре повествования страшное время перемен. Люди меняются, религии, мысли, все меняется и посреди этого хаоса живёт маленькая татарская женщина со своим пониманием мира. Она даже не житель, она как будто наблюдатель. С широко раскрытыми зелёными глазами, она исследует новый мир, открытывшийся ей так внезапно и непрошено.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Эта книга не стала для меня откровением по фактам, я по рассказам бабушки помнила и узнавала в книге знакомы ритуалы «строительства светлого будущего»: раскулачивание, депортация в теплушках и на барже, как скот, тиф, смерти малолетних детей  и стариков в пути, полный интернационал на местах переселения (татары, немцы, русские, украинцы, корейцы, поляки, турки, чеченцы все депортированные на одной улице, в построенных ими самими домами, дружно жили) — это все из бабушкиного детства, из ее памяти перешло ко мне в ее рассказах. 

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

А на этой фотографии могла быть сама Зулейха. Раскулачивание татар

Рабский труд за еду! Что может быть гениальнее для экономического подъёма страны? Это знали в ещё в Древнем Риме и других ранних цивилизациях. Эту книгу нужно читать школьникам, чтобы знать, как легко время может пойти вспять. 

«По хозяйственному договору, заключенному между ОГПУ и Наркомлесом, поселок был передан последнему для трудового использования в лесной промышленности, а именно – для лесозаготовительных работ. Каждое утро под бодрые крики охраны переселенцы вылезали на утреннюю перекличку, затем шли в тайгу.

Работали боянами – двуручными пилами – и топорами (ненавистные одноручки остались в прошлом), в звеньях по трое: двое валили дерево, третий обрубал сучья и собирал в вязанки; пилили на хлысты (по шесть метров – строительные, по два – для крепежника), трелевали их к волокуше; впрягались в нее втроем и везли на катище, недалеко от поселка, там штабелевали и увязывали.

Вечером возвращались. Заданную норму (четыре плотных метра на человека) давал мало кто, женщины – так вообще никогда, поэтому паек часто срезали. Новенькие жаловались, старички больше молчали, как Иконников, или отшучивались, как Константин Арнольдович.

Есть хотелось нещадно, и после ужина многие торопились обратно в тайгу – за грибами (рядом с поселком в изобилии водились боровики и серушки, реже попадались рыжики и даже грузди), ягодами (летом – морошка с черникой, осенью – брусника с клюквой), орехами; не брезговали рогозом (молодые побеги, по вкусу чем-то напоминающие картофель, варили, а пахучую желто-коричневую пыльцу разводили водой и пили); выкапывали мясистые луковицы саранки.

Администрация не возражала.» (С)

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Что я чувствую читая эти строки? Главное, что я чувствую, что огромное число людей никогда не родилось после этих репрессий. Как сказал ГПУшник Кузнец в книге: «Ничего, что потери в пути, они ещё расплодятся» (недословная цитата). Нет, они не расплодились. Семьи, кровные узы, традиции потерялись, распались, уничтожились, поросли былью.

Читайте также:  Краткое содержание твардовский василий тёркин за 2 минуты пересказ сюжета

Помните крестьянина с женой и четырьмя детьми в вагоне. Он потерял всех за эту поездку. Он потерял свой род и свою жизнь на земле. Интересно, кем он стал? Сколько таких потерянных судеб было? 

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

А Игнатов? ГПУшник Игнатов. Идейный вначале и разочарованный в конце. Вот как думал он, глядя на Зулейху:

«Надо же, выжила. Толстая рыжая бабища из шестого вагона с большой алой родинкой на щеке умерла еще у Щучьего озера, крепкое, жизненными силами дышащее тело не спасло. Дородная жена муллы, любительница кошек, тоже не выдержала пути, убыла под Вагаем. А эта – жива. Мало того – дите вынашивает. И в чем душа держится…

Почему он тогда не оставил ее следователю в Пышме? Игнатов так и не смог ответить себе на этот вопрос. Верно, потому же, почему драпал по черной лестнице от неизвестного уполномоченного в кабинете Бакиева. Сердце дрогнуло, побежало вперед головы – вот и сделал глупость.

Если охолонуть, подумать хорошенько – и бежать не следовало бы, и бабу эту из-под следствия не забирать. Ему-то до нее – какое дело?! Правильно, никакого. Вот лица ее мужа, к примеру, Игнатов не смог вспомнить, как ни старался.

Каждый раз потом сердился на себя – зачем мучился? Если всех мужиков, что бросались на него с топорами да вилами, вспоминать – жизни не хватит. У него и так в голове целая дивизия поселилась. Папка «Дело» называется, несколько сот душ. Черт, выкинуть бы все эти лица из памяти, да не выходит.

Ладно, довезет их до Ангары, сдаст Кузнецу – и баста. Забудутся, со временем непременно забудутся.» (С)

Сколько их, таких строителей светлого будущего, остались с разбитыми мечтами? Или, они не заметили, как их мечты превратились в труху? Поразительно, как легко люди, по команде свыше, могут превращаться в роботов-исполнителей.

Я недавно читала об эксперименте Милгрема и он показал удивительные результаты. 65% людей готовы убить другого такого же человека по приказу свыше, не разбираясь в своих мыслях и убеждениях, только по приказу, человека в форме.

Это наша природа? Мы так легко програмируемы?

Интересно, как Игнатов рассуждает на эту тему с самим собой:

«Так и есть: он, Иван Игнатов, – здесь, в Сибири. Утопил три сотни вражеских душ в Ангаре. Оставлен комендантом при горстке полуживых антисоветских элементов. Без продовольствия и личного состава. С приказом: выжить и дождаться прихода следующей баржи.

Положим, он их не топил, а пытался спасти. – Пытался – слово для слабаков, как говорит Бакиев. Коммунист не пытается, он делает. – Да не мог я их спасти, не мог! Старался, из кожи лез, сам чуть не утонул.

– Ведь не утонул же! А они все – утопли, рыб сейчас кормят на дне. – Неужели было бы лучше, если б я утонул вместе с ними?! Да и кто они такие?! Кулаки, эксплуататоры, обуза для советской власти – враги. Расплодятся еще, как говорит Кузнец.

– Чужими словами свою вину прикрыть хочешь? Да и чьими словами-то – Кузнеца, суки…

Дурные мысли, как гвозди, вколачиваются в мозг, колют его на части. Игнатов снимает фуражку, собирает волосы в ладонь, тянет, словно хочет сорвать с черепа. Приказывает: отставить! Занять руки делом, а ноги – ходьбой. Утомить, умотать, уморить тело, чтобы не думалось. Или – думать о другом.» (С)

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Игнатов проходит метаморфозу на диком суровом берегу Ангары. Он не объясняет себе прямо, но уже чувствует, оставленный своим начальством на год, что он человек, такой же как его подконвойные. Человек не может существовать в одиночку, и Игнатов только теперь понимает, как ему необходимы люди. И что «скот» который он конвоировал — люди.

Тема «яйца» профессора Вольфа Карловича Лейба особенно тронула меня. Как часто хочется уйти в такое яйцо. Это чудесное свойство психики, суметь вовремя уйти в яйцо, чтобы выжить. Это, конечно, обман, но Вольф Карлович может себе его уже позволить. Он прожил долгую жизнь и, будучи не в силах менять мир, изменился сам под новый мир. Как смог. 

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Интересно, как меняется сама Зулейха. Её взгляды. Как она, впервые встретившись с миром, настоящим суровым миром, не знавшая его, помимо своей патриархальной семьи, учится выживать в нем. Как платок с ее головы был снят и  отдан сыну, вместо себя, так и вера ее заменилась заботами выживания себя и ребенка.

«Молилась редко, впопыхах. В том, что Аллах их не видит и не слышит, убедилась во время недавнего голода: если бы Всевышний услышал хоть одно из тысяч слезных молений, посланных ему Зулейхой в ту суровую зиму, он бы не смог оставить ее и Юзуфа без своего милостивого попечения.

Значит, высочайший взор не достигал этой глухомани. Жить без постоянного внимания и строгого надзора всевидящего ока было поначалу страшно, будто осиротела. Затем – привыкла, смирилась.

Иногда, по привычке, посылала в небесную высь небольшие торопливые молитвы – как отправляют короткие письма из далеких и диких мест, не надеясь, что они долетят до адресата.» (С)

Наконец, Зулейха открывает глаза. Она — охотник. Эта маленькая татарская женщина, живёт теперь с открытыми глазами. 

«За всю свою прежнюю юлбашскую жизнь Зулейха столько не думала, как за один-единственный день на охоте. За вольные охотничьи годы всю жизнь припомнила, по кусочкам разобрала, по щепочкам.

Недавно вдруг поняла: хорошо, что судьба забросила ее сюда. Ютится она в казенной лазаретной каморке, живет среди неродных по крови людей, разговаривает на неродном языке, охотится, как мужик, работает за троих, а ей – хорошо.

Не то чтобы счастлива, нет. Но – хорошо.»(с)

Любопытна трансформация традиционных принципов Зулейхи. Как женщина, мать своего народа, она впитала традиции держать сына близко, при себе, как делала ее свекровь Упыриха и многие-многие поколения женщин до нее.

Но как ни больно отрывать своего Юзуфа от себя, Зулейха понимает, что сын вырос, возмужал, имеет свои желания, хочет узнать мир сам. И она с болью отпускает его, прося паспорт для него у Игнатова.

Зулейха теперь смотрит на мир шире, своими зелёными, полными слез, глазами.

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

Дальше я напишу неприятные вещи, с которыми многие не согласятся, но в моей рецензии, я не могу не проследить эту причинно-следственную связь, которая мне бросается в глаза. А многие даже обидятся и пожелают помалкивать, раз я не в России живу. Но я всё равно скажу, и будь что будет.

Если вы меня спросите, почему в самой большой по площади стране мира, в магазинах продают египетскую картошку, израильские помидоры, и белорусское молоко, я вам отвечу вот этой цитатой:

«Кулацким ростом стали называть быстрое обогащение сосланных крестьян.

Отправленные за тысячи километров от родного дома, они, за шесть-восемь лет оправившись от удара и немного освоившись на чужбине, исхитрялись и тут заработать лишнюю копейку, отложить, а после прикупить на нее личный хозяйственный инвентарь и даже скот.

Коротко говоря, до нитки разоренное крестьянство окулачивалось заново, что, конечно, совершенно недопустимо.

Потому в государственных верхах было принято мудрое решение: рост – немедленно прекратить; виновных – наказать; кулаков, даже в ссылке так коварно проявивших свою неистребимую индивидуалистическую сущность, организовать в колхозы. Карательная волна за допущенное окулачивание прокатилась по рядам НКВД, включая и высшие его эшелоны, и влилась в общий поток репрессий тридцать седьмого – тридцать восьмого годов.» (С)

Самый креативный, крепкий, работящий класс людей, тех, кто во всем мире стал средним классом со времён индустриализации, в тридцатые годы прошлого века — уничтожили, если не физически, так морально. 

  • Агитационный плакат 20-30 гг. прошлого века
  • Дорогие читательницы, простите меня, за резкие суждения, но на этих словах в книге, я сама как будто выпила с героями поллитра самогона, и опьянела от ярости ко всему этому идиотскому строю, который, по моему убеждению, был огромной ошибкой в истории:
  • «Кузнец хотел, чтобы семрукский колхоз не только снабжал продуктами поселок, но и поставлял их на Большую землю.

– Что я тебе поставлю?! – Игнатов трясет перед малиновым лицом Кузнеца бледно-зелеными, с белым отливом перьями лука. – У меня самого этих овощей – на один раз поужинать. Хлеб – еле вызревает! Год работаем – месяц едим! Четыреста ртов!

– А ты постарайся! – Кузнец вырывает из игнатовских пальцев лук, запихивает в широкую пасть, перемалывает зубами. – Ты думаешь, для чего мы колхоз создаем, голуба, – чтобы ты тут в одну харю репу свою трескал? У тебя – четыреста пар рук! Изволь – потрудись и поделись с государством!» (С)

Но я читаю дальше и вижу сказку, рассказанную Зулейхой своему сыну. И эта старая татарская легенда, из недр устного народного творчества, расказанная вовремя, как чудо, внезапно примиряет  мои взгляды со свершившейся историей.

Эта удивительная сказка — краткое содержание всей книги. Настолько точная и яркая притча о всех нас. О том, что такое жизнь. И я прекрасно поняла, что такое долина Единения, Смятения и Отрешения.

И я поняла, что герои книги, заброшенные и выжившие на берегу Ангары и есть те самые птицы Семруги. Что мы все, люди, и есть птицы Семруги. 

Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Странно, какой уникальный рецепт примирения несёт это произведение. Как сказал доктор Лейбе: «Мы — это только здесь и сейчас» (недословная цитата)
  2. Тонкая, глубокая и проникновенная книга. 
  3. А какие у вас впечатления от прочтения?
  4. Обновлено 30/06/18 19:21:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/158773_literaturnyy-kruzhok-yakhina-zuleykha-otkryvaet-glaza-obsuzhdenie

"Зулейха открывает глаза" Гузель Яхина — отзыв

Прочитала книгу по рекомендации знакомой, ее оценка 8/10. Моя оценка 10

Прочитала книгу по рекомендации знакомой, ее оценка 8/10. Моя оценка 10

Читала и влюблялась в автора, да как это не странно, обычно проникаешься симпатией к главному герою. Читала некоторые отзывы, где высказывались, что книга так себе, героиня ни какая, нет в ней ничего геройского, ни характера стоящего, ни ума, ни красоты неземной. Тихая забитая татарская женщина, которая и жизни-то не видела.

Покорная, робкая. Сносит все тяготы жизни с суровым мужем и его престарелой матерью, и даже в мыслях не способна на бунт. Побил муж — хороший муж, другой мог бы убить. Унижают, а почему-то и не жалко ее. Даже свекровь как-то высказалась, нет в тебе жизни, злости нет.

Потому и издевается, ждет не покорности и раболепия, а выплеска, а его нет.

Но что поделаешь, такова героиня, и автор скорее всего и создала ее не для того, чтобы мы ей восхищались, а чтобы показать, что есть такие обычные женщины, и их, кстати, много.

А автора полюбила за манеру письма, за такие интересные подробности в тексте. Читала и восхищалась, как Гузель Яхина детально подходит к описанию.

Первая часть читалась, без особого интереса, но и бросить не хотелось. Но когда жизнь маленькой Зулейхи стала виться в повествовании как тонкая ниточка одной судьбы в эпоху колоссального изменения уклада жизни, в эпоху сдвига и революции, когда судьбы людские бросало словно сильной волной о берег мелкие щепки, вот тогда для меня книга превратилась в бестселлер.

Раскулачивание, гонение интеллигенции, длинная и такая трудная дорога в Сибирь на поселение, выживание, голод, холод, голод и еще раз голод…

  • Тронуло, как спасала ребенка, резала пальцы и давала ему сосать свою кровь.
  • Тронуло, из 800 человек отправленных в составе товарного поезда, выжило 29.
  • Тронуло, происхождение названия поселения Семрук.
  • Хотелось пересказывать сюжет, делиться своими мыслями и люди с удовольствием слушали, даже моего мужа захватил сюжет.
  • Захватила меня книга по настоящему, вот уже несколько недель прошло, и прочитано несколько книг после, а она меня не отпускает.
  • Понравились герои романа:
Читайте также:  Краткое содержание легенда о робин гуде за 2 минуты пересказ сюжета

— Игнатов (вначале борец с кулаками,преданный революционным идеям, после комендант) интересный герой и мне интересно, возникло ли бы у него чувство к Зулейхе, не окажись они в таких жизненных обстоятельствах?) Интересна сцена в конце романа, когда он, предчувствуя отставку, сжигает книгу и выписывает новый документ, кому? говорить не буду ))))

Вольф Карлович (его история жизни, описание его состояния, через образ «яйца»)

Сколько не справедливости было в это время, хорошо все-таки жить в наше и читать о нем в таких книгах как «Зулейха открывает глаза».

Стоит читать. Однозначно советую, именно тем, кто любит настоящую литературу.

Читала с помощью мобильного приложения

Источник: https://irecommend.ru/content/khotelos-pereskazyvat-syuzhet-delitsya-svoimi-myslyami-i-lyudi-s-udovolstviem-slushali-dazhe

"Зулейха открывает глаза"

После прочтения книги мне очень захотелось узнать побольше о Гузель Яхиной, о том насколько ее книга связана с ее личной историей, как создавалась книга, и вот нашла это замечательное интервью, которое на большинство моих вопросов ответило. думаю, всем будет интересно.

http://kpfu.ru/elabuga/proecty-instituta/festival-shkolnyh-uchitelej/eto-chast-istorii-moej-semi-143715.html

под катом дублирую текст по ссылке
Вера Кострова, корреспондент «Учительской газеты», приехавшая на фестиваль в Елабугу в пятый раз, жалела только об одном — что не смогла привезти и раздать участникам форума номер газеты, в котором опубликовано ее интервью с Гузель Яхиной, автором романа «Зулейха открывает глаза», вошедшего в короткий список главной литературной премии «Большая книга» и претендующего на призовое место.
Гузель — внучка педагогов, родилась и выросла в Казани, окончила Казанский педагогический институт. Ей удалось написать потрясающую историю, в которой национальное татарское тесно переплетено с общечеловеческим. В утверждении простой истины о том, что «человечество живо одною круговою порукой добра», ей удалось подняться на немыслимую художественную высоту. Не случайно книга не оставляет равнодушным ни одного читателя.
Вере Костровой очень хотелось, чтобы в Татарстане все знали об успехе Гузель и гордились ею…
Гузель Яхина: «Это часть истории моей семьи…»
Одним из сюрпризов нынешнего сезона премии «Большая книга» стало включение в короткий список дебютного романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Роман буквально взорвал интернет. Судя по отзывам в соцсетях, его читают люди молодые и зрелые, искушенные и неискушенные в литературе. Одобрительными рецензиями на книгу Яхиной уже откликнулись многие уважаемые литераторы. Но даже критики романа признают: сюжет мгновенно берет читателей в плен, не отпускает, судьба главной героини вызывает горячее сочувствие. Многие уже предсказывают роману одно из призовых мест, но даже если жюри окажется чересчур строгим и взыскательным, приз зрительских симпатий «Зулейхе» уже обеспечен.
Автор романа — 38-летняя Гузель Яхина, окончившая в свое время Казанский педагогический институт, а сегодня являющаяся студенткой Московской Школы Кино — гостья нашей рубрики. Мой первый вопрос о том, чья судьба вдохновила ее на написание книги?
— Раскулачивание и кулацкая ссылка — это часть истории моей семьи. Мою бабушку раскулачили и сослали на Ангару, когда ей было 7 лет. Это было в январе 1930 года. В глухом таежном поселении Пит-Городок, недалеко от Аяхтинского золоторудного месторождения, она провела все детство и юность — до 1946 года, когда бывшим “кулакам” разрешили вернуться в родные места. В свою деревню бабушка вернулась уже совсем другим человеком — настоящей сибирской девчонкой, лучше говорящей по-русски, чем по-татарски, с сильным — “сибирским” же — характером. Она стала учителем русского языка и литературы — работала в деревенской школе, где директорствовал мой дедушка. Он был учителем немецкого языка. В школе они познакомились и скоро поженились.
Сибирский период бабушкиной жизни всегда меня интересовал. После ее смерти я начала много читать по теме — и поняла, что хочется написать про это интересную историю. Не точный пересказ биографии, а именно художественное произведение. Два года я “варила” в себе эту идею, начитывала материал, что-то придумывала, что-то даже писала… А когда поступила учиться в Московскую Школу Кино, решила, что именно эту историю я напишу как свою первую учебную работу. И история Зулейхи была мною написана сначала как сценарий. Позже я развернула его в роман.
— Как менялась сюжетная линия по мере работы?
— Очень сильно. Сначала я придумывала историю про взрослую сорокалетнюю женщину, с детьми и внуками. Потом поняла, что героиня должна быть существенно моложе — чтобы за период повествования она смогла качественно измениться, пройти метаморфозу. Поэтому Зулейхе в начале истории всего тридцать лет. Это тот возраст, когда человек еще достаточно гибок. И Зулейха, за шестнадцать лет романного времени, с 1930 по 1946 год, проходит очень длинный путь: от дремучей язычницы-крестьянки, которая кое-как существует в доме мужа под гнетом властной свекрови, — до сильной взрослой женщины, говорящей на другом языке, самой выбирающей себе мужчину, имеющей силы отпустить обожаемого сына во взрослую жизнь.
Также изначально роман задумывался как более легкий, детективный, причем в двух временных пластах: в сегодняшнем дне и в тридцатых годах прошлого века. Мне казалось, что читателю будет интереснее следить за своей современницей, которая по архивным документам расследует жизнь своей бабушки, пытается по сохранившимся деталям воссоздать ее путь. Но в итоговом варианте романа я оставила только историческую часть — собственно жизнь Зулейхи.
— Многих читателей пленил один из персонажей книги — профессор Лейбе, немец по национальности. Наряду с образом главной героини, этот персонаж — Ваша несомненная удача. Существовал ли у профессора медицины реальный прототип? Имеет ли жизненную основу история его безумия?
— Всего у одного персонажа романа есть реальный прототип — у свекрови главной героини, столетней слепой и глухой старухи, прозванной Упыриха. Этот персонаж нарисован с моей прабабушки. Саму ее в живых я не застала, конечно, она умерла более 50 лет назад, но на память о ней осталась фотокарточка, а также воспоминания родных. И рассказы эти были настолько яркими, что образ могучей старухи сложился сам собой.
Все остальные герои романа вымышлены: и сама Зулейха, и ее сын Юзуф, и красноармеец Игнатов, и полусумасшедший профессор медицины Лейбе, и паршивый урка Горелов…
А один эпизодический персонаж — с секретом. Это бывший моряк Балтийского флота и ленинградский рабочий Денисов, приехавший в деревню двадцатипятитысячником — заниматься раскулачиванием и поднимать недавно организованные колхозы. Он появляется в романе ненадолго, но внимательный читатель разглядит в описании Денисова прямые отсылки к Давыдову, герою Шолоховской “Поднятой целины” — роману, также посвященному темам коллективизации и раскулачивания, но написанному с совершенно другой политической точки зрения.
Вообще изначально мне хотелось “зашить” в роман побольше аллюзий на советские произведения о коллективизации (на книги и фильмы), но потом я поняла, что это утяжеляет историю. В итоге в тексте сохранены, кроме Денисова, еще только пара небольших отсылок к фильмам Довженко “Земля” и Эйзенштейна “Бежин луг”.
— Что Вы почувствовали, когда закончили работу?
— Конечно, радость и облегчение. Но при этом — и опустошение. Еще долгое время история не отпускала, в голове крутились куски сюжета, сцены, фразы. Только когда роман был издан, и я взяла в руки готовую, еще пахнущую краской книгу, появилось ощущение, что история “отпустила”.
— Ожидали ли Вы такого успеха и такого внимания к роману?
— Нет, не ожидала. Очень радует, что книгу читают. И особенно радует, что ее читают молодые люди — я вижу это по отзывам и сообщениям в социальных сетях. Для людей старшего поколения тема раскулачивания и кулацкой ссылки не нова, они наверняка читали об этом, многие лично знали и помнят раскулаченных родственников. А вот для молодежи эта тема очень далека — примерно так же, как Отечественная война 1812 года или Великая Смута. Будет здорово, если роман заинтересует кого-то этой темой, заставит больше прочесть или просто поразмышлять о том непростом времени.
— Да, очень хочется, чтобы роман прочитали молодые. И отлично, что кто-то уже читает и рекомендует книгу друзьям. Одна из молодых читательниц, которой «Зулейха» очень понравилась, признавалась в соцсети, что у нее сложилось свое впечатление об авторе. Девушка была уверена, что «Зулейху» написала женщина зрелая, много повидавшая и знающая, историк по образованию и роду занятий. В связи с этим мой вопрос: пользовались ли Вы архивными документами, статистикой и вообще какие источники Вам помогли воспроизвести исторически достоверную атмосферу? 
— Да, я прочитала очень много: мемуары раскулаченных и переселенных на сайте Сахаровского центра, воспоминания, диссертации, научные статьи… Благо, сейчас нет проблем с получением информации — очень многое можно найти в интернете или заказать в электронном виде.
— Что, на Ваш взгляд, удалось Вам лучше всего в этом произведении? 
— Об этом судить читателям.
— У меня есть свой взгляд на Ваш роман. Главное, на мой взгляд, чем Ваша книга отличается от всех прочих, тематически ей близких, — утверждение спасительной роли КУЛЬТУРЫ. Мысль об этом звучит в романе (и особенно в финале) очень сильно. Меня это поразило, ведь Вы еще молоды. Привел ли Вас к этому жизненный опыт или бОльшую роль сыграл опыт читательский?
— Спасибо большое за глубокое размышление. Тему культуры как спасительного элемента я не задумывала, по крайней мере, сознательно. Скорее, спасением были друг для друга сами поселенцы — люди. В глухой тайге, на грани жизни и смерти, слетает все наносное, несущественное — религиозные предубеждения, социальные и национальные предрассудки. И человек остается наедине с человеком. Я писала книгу об этом.
— Да, это очень важная мысль: на берегах Ангары Зулейха начинает понимать, что там, где она оказалась, ни духи, которых она всю жизнь уважала, ни Аллах, которого считала властелином жизни, ей не помогут, не помогут известные с детства заповеди и табу. Надежда героини только на людей, которые рядом с ней. Это производит глубокое впечатление.
— А еще я писала о том, каким горьким может быть счастье. Да, переселенцы жили в нечеловеческих условиях, особенно поначалу. Да, они были оторваны от родных мест и близких людей. Да, они страдали. Но при этом наверняка у них случались и моменты радости — они обретали новых друзей, рожали и растили детей, любили друг друга. И это было счастье, пусть горькое.
— А финал? Была ли его концепция осознанной или финал родился интуитивно, исходя из логики развития характеров?
— Интуитивно. В такой достаточно тяжелой истории неуместен счастливый конец, но и оставлять читателя с ощущением полной безнадежности не хотелось.
— Да, ощущения безнадежности нет. Наоборот, читатель закрывает книгу со светлым чувством. Но расскажите немного о себе. Вы родились и выросли в Казани. Кому из Ваших учителей и вузовских преподавателей Вы бы сказали спасибо сегодня?
— Мне повезло учиться в очень хорошей школе — № 131 города Казани. У нас был необыкновенно сильный преподавательский состав. Особое “спасибо“ хочется сказать двум педагогам.
Наш учитель истории, Владимир Владимирович Ленский, новатор, педагог по призванию, заразил многих из нас любовью к истории, в том числе и меня. Только сейчас, по прошествии без малого двадцати лет, я понимаю, насколько нам повезло с ним. На уроках мы занимались по системе опорных сигналов Шаталова; не помнили, как выглядит учебник — весь материал Владимир Владимирович подготавливал и давал нам сам; на контрольных работах от нас требовалось не воспроизводить учебный материал, а рассуждать — мы хватали “двойки”, сердились, а в конце концов, все же пытались размышлять… Иногда целый урок посвящался чтению — мы просто читали вслух отрывки из художественных произведений о Григории Распутине, Революции, Гражданской войне.
Учительницу русского языка и литературы Викторию Альбертовну Куприянову помнят, наверное, все, кто у нее учился. Ее уроки литературы запомнились мне необыкновенным ощущением свободы. У нас всегда был выбор: каждый сам решал, какое стихотворение того или иного поэта выучить (а ведь для этого нужно было прочитать хотя бы несколько стихов автора), какую взять тему для сочинения (“в ассортименте” предлагались свободные темы; однажды даже писали продолжение пьесы “Ревизор” Гоголя).
Насколько я знаю, Владимир Владимирович и Виктория Альбертовна преподают в школе № 131 до сих пор.
А два самых главных учителя в моей жизни — это, конечно, бабушка и дедушка. Они оба были педагогами, работали в школе села Богатые Сабы и похоронены там же, на родине. Бабушка Раиса Шакировна Шакирова преподавала русский язык и литературу (кстати, в свое время учила нынешнего Главу Татарстана Рустама Минниханова). Дедушка Гильмутдин Шакирзянович Гилязиев преподавал немецкий язык. Приятно было узнать, что в школе в Богатых Сабах есть небольшой музей, и один из его стендов посвящен моим бабушке и дедушке. Их все очень любили и уважали. Сама я пошла по стопам дедушки — окончила Казанский педагогический институт, отделение немецкого и английского языков.
— Вначале по дедушкиным, а потом вышли на собственную дорогу, выбрав кино и литературу. Все-таки очень хочется, Гузель, чтобы по Вашей книге сняли фильм. Мне видится крепкий сериал в лучших традициях советских времен — фильм, от которого не может оторваться вся семья, ради которого люди в деревнях и городах бросают свои дела и прилипают к экрану. А потом, по окончании серии, долго молчат, боясь расплескать эмоции, и весь следующий день вспоминают и возвращаются мыслями, ждут продолжения и гадают, каким оно будет. Я верю, что найдется много желающих роман экранизировать, и Вы напишете сценарий. Или возьмете тот, что уже Вами написан? 
— Да, про сериал — это прямо в точку. Очень хочется, конечно, чтобы книгу экранизировали. Мой сценарий — это полный метр, то есть всего 3 часа экранного времени. Так что, конечно, если вдруг сложится — буду переписывать под сериальный формат. Держу кулачки за это.
Беседовала Вера Кострова

Читайте также:  Краткое содержание купер зверобой, или первая тропа войны за 2 минуты пересказ сюжета

Подробности: http://kpfu.ru/elabuga/proecty-instituta/festival-shkolnyh-uchitelej/eto-chast-istorii-moej-semi-143715.html

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на портал КФУ (kpfu.ru)

Взято отсюда: http://fem-books.livejournal.com/765407.html

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/6902

Отзывы о книге Зулейха открывает глаза, Гузель Яхина, страница 2 – ЛитРес

26 декабря 2015, 15:35krater2005

Книга — восторг и потрясение

Для меня эта книга – потрясение. Культурный шок и восторг.

Первый вопрос: «НУ КАК???? Как молодая современная девушка смогла так точно, ювелирно описать ушедшую ЭПОХУ?!» Да ещё какую! Раскулачивание, зарождение ГУЛАГа, освоение «северов» – и всё это на фоне пронзительной женской истории, судьбы, которая трогает, вонзается в душу, несколько дней в буквальном смысле не даёт есть, спать и думать о чём-то другом.

Потрясло детальное отражение быта того времени, потрясающие картины природы, «препарирование» человеческих отношений – в том числе предательства и какой-то космической, адской подлости – ну и любви, конечно: ЛЮБВИ в самом широком смысле этого слова. Любви между мужчиной и женщиной, любви материнской (Зулейха спасает маленького сына, кормя его своей кровью из разрезанных пальцев…), любви сыновей, любви к суровой земле, которая стала СВОЕЙ…

Я бы рекомендовала эту книгу к изучению в старших классах – чтобы сегодняшняя молодёжь, прежде, чем начать ныть и канючить по поводу того, «как плохо и трудно им, бедным, живётся», хоть на секунду задумались: «Нам – ТРУДНО??? А как же было тогда ИМ???».

Прочитав книгу, с горечью думаешь: ЧТО нынешнее (да и наше тоже) поколение знает о трудностях??? И следующая мысль: какая же безумная цена заплачена за то, чтобы мы сегодня жили…

По воздействию книга «Зулейха открывает глаза» напоминает мне «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Когда я прочитала её лет 10 назад, поставила мужу ультиматум: или ты читаешь эту книгу, или мы разводимся. Потому что после неё уже нельзя остаться прежним.

Потому что дальше, если он не прочтёт «Казус Кукоцкого», мы начнём развиваться «в разные стороны», и это ни к чему хорошему не приведёт… Проникся. Прочёл.

И теперь, когда он обращается ко мне – «Душа моей души» – мы оба понимаем, ОТКУДА это, ЧТО это, и ПОЧЕМУ это…

Вот и сейчас – такой же ультиматум: «Не прочитаешь „Зулейху…“ – разведёмся!». По тем же причинам. Но я так эмоционально делилась впечатлениями, пока читала, что он сам изъявил желание эту книгу прочитать.

И теперь удивляется: «Такое впечатление, что мужчина писал, – настолько детально описано всё, о чём могут знать только мужики, – стройка, охота…». И это правда.

А ещё – филигранное знание истории, национальных культур, ремёсел, психологии…

Мне иногда становилось страшно: такое впечатление, что автор ТАМ, в том времени, был, и сейчас описывает всё ПО ПАМЯТИ или вообще С НАТУРЫ. До мурашек по коже…

И, конечно же, – кинематографичность. Это, по сути, готовый сценарий. И если его талантливо снимут, это будет фильм, достойный «Оскара». Учитывая, что Гузель Яхина учится на сценарном факультете, искренне верю, что так и случится.

Спасибо автору за эту книгу. Присоединяюсь к хору страждущих продолжения – очень хочется знать, что будет с героями дальше…

Источник: https://www.litres.ru/guzel-yahina/zuleyha-otkryvaet-glaza-9527389/otzivi/page-2/

Гузель Яхина объяснила финал романа «Зулейха открывает глаза»

Гузель решила оставить финал романа открытым. ⠀

Сценарий писательница писала во время обучения в школе кино. В самом длинном эпизоде, где 85-летний старик Юзуф возвращается обратно в Семрук. Он стал художником, и у него есть семья.

Старый человек в 2015 году ищет тот самый берег Ангары, который зарос деревьями, а всё, что было построено переселенцами, превратилось снова в тайгу. Перед ним такой же берег, каким его видела Зулейха в 1930 году. Юзуф идет с внучкой по поселку и видит людей, которые когда-то его растили (на самом деле это фантазии старика). Действие переходит из реальности в вымышленное.

В конце романа герой встретил мать Упыриху. Она ждет его на утесе.⠀

«В сценарии такой финал смотрелся очень мелодраматично, но в прозе это лишнее: это сузило бы уровень истории», — подчеркнула Гузель Яхина.⠀

«Какой удивительный финал. У меня осталось ощущение оторванности, как будто нам что-то не рассказали до конца! Всё, теперь моя душенька спокойна», «Мне понравился финал книги. Жизнь продолжается, и это уже совсем другая история. А история Зулейхи осталась там.

Прописанный финал был бы лишним», «Когда рекомендую «Зулейху», говорю вопрошающим о финале, что он максимально счастливый с учётом времени и страны. Я верила в это», «Такой финал душевный, очень хотелось узнать финал или продолжение, спасибо вам», «Я сегодня купил жене вашу книгу. Она плакала от счастья.

Мы тоже татары и тоже переселенцы, жена очень тоскует по родному Башкортостану. Времена меняются, но все остается неизменным», «Мне жаль героиню. В конце она понимает, что никогда не увидит сына, но любовь заставляет желать ему лучшей судьбы. Нужно отпустить, чтобы он мог жить…

До слез прям»,«Как дочитала Ваш Роман — так и живу в нём… какой же он сильный… самый сильный…», — прокомментировали подписчики.

Источник: Инстаграм Гузель Яхиной

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab5efed4bf161278809e35e/5c9bb04bec738500b3069c01

О чем книга зулейха открывает глаза — гузель шамилевна яхина |

Исторический роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году и стал данью загубленному поколению жертв политических репрессий 1930-х.

На примере отдельной татарской женщины российская писательница татарского происхождения описала ужасную судьбу тысяч жертв раскулачивания и переселения, которое имело место быть в СССР.

Роман получил смешанные отзывы, и некоторые критики назвали его предательским, однако это не умаляет значения произведения и его глубокого художественного смысла.

Смысл названия романа «Зулейха открывает глаза»

Название произведения говорит об его главной героине – тридцатилетней татарской крестьянке Зулейхе.

Её жизнь исполнена трудностями и страхами: страх перед жестоким мужем Муртазой, перед его коварной и противной старой матерью, первобытный страх перед духами леса и памятью мёртвых дочерей.

С утра до поздней ночи Зулейха трудится во благо мужа и свекрови, подвергается побоям и унижениям, при этом не имея никаких прав и собственного мнения, но эта невыносимая жизнь кажется ей естественным явлением. Её глаза закрыты, ведь её мир замкнут в пределах родной деревни.

Зулейха открывает глаза только после трагических событий периода раскулачивания.

Ей предстоит покинуть свой убогий, но знакомый и привычный мирок, чтобы отправиться за многие тысячи километров на восток.

Её новая реальность едва ли лучше прежней, но куда шире – Зулейха должна глядеть на мир в оба, ведь теперь её выживание зависит не от слепого послушания мужу и свекрови, а только от неё самой.

Смысл романа «Зулейха открывает глаза»

Произведение Гузели Яхиной основано на воспоминаниях сотен реальных жертв раскулачивания и насильственного переселения в необитаемые участки Сибири – освещение подробностей этого процесса и есть главным смыслом романа.

Главной героиней своей книги писательница сделала типичную представительницу сословия «кулаков» – зажиточную, но малограмотную крестьянку, которой нет дела ни до политических и социальных перипетий её времени, ни до советской власти.

Она существует в тёмном мире тяжелой работы, суеверий и страха так же, как и подавляющее большинство крестьян всей страны, но этому приходит конец.

Напор советского образа жизни безжалостно перемалывает устоявшиеся вековые устои, поэтому тем, кто не может или не согласен ассимилироваться, предстоит лишиться всего привычного и покинуть родные места.

Тёмную, малограмотную, плохо приспособленную к самостоятельной жизни Зулейху депортируют в Сибирь. Вместе с ней к поездам гонят тысячи таких же татарских крестьян, большинство из которых не находят в себе силы противостоять обстоятельствам и умирают, но репрессиям подверглись не только малограмотные слои населения.

В произведении действуют и другие представители разношерстного общества 30-х: интеллигент из Петербурга Константин и его жена Изабелла, впавший в немилость художник Иконников, сумасшедший профессор-гинеколог Лейбе, рецидивист Горелов, преданный властью красноармеец Игнатов.

Эти люди оказываются в одном поезде с Зулейхой и мчатся навстречу неизвестности, которая дожидается их на берегах могучей Ангары.

Героям предстоит выжить в жестоких условиях непроходимой дикой Сибири.

Пережив ужасную первую зиму, они основывают деревню Семрук, которая становится их новым домом и вынужденным началом новой советской реальности – как и ребёнок, рождённый Зулейхой на берегах Ангары.

Мальчик Юсуф, зачатый от её умершего мужа Муртазы, но появившийся на свет уже в Сибири, становится символом новой жизни и нового начала поселенцев, а также обновлённого советского общества, где нет места ни бывшим интеллигентам, ни «кулакам».

Смысл финала романа «Зулейха открывает глаза»

Через много лет поселение разрастается, а Зулейха навсегда избавляется от своего тёмного крестьянского прошлого, перестаёт носить платок и молиться. Она становится женщиной нового типа – сильной, смелой, ответственной. Бывшая крестьянка не просто выживает, а становится охотницей и даже решается на любовную связь с убийцей своего мужа, Игнатовым. Её связь с прошлым разорвана навсегда.

Юсуф вырастает в Семруке, но его манит мир за пределами родного посёлка: он изучает его по книгам и рисункам Иконникова и мечтает уехать из Сибири.

Как и его матери много лет назад, ему предстоит открыть глаза, но, в отличие от Зулейхи, её сын делает это добровольно.

Перед своим увольнением Игнатов чудом успевает выдать парню новые документы, поэтому в финале произведения Юсуф порывает с кровавым прошлым Семрука и отправляется навстречу новому советскому обществу.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-zulejxa-otkryvaet-glaza-guzel-shamilevna-yaxina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector