Мертвые души. история создания поэмы гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     побеседуем о замысле и истории создания главного творения Николая Васильевича Гоголя.
  • ·     узнаем, почему «Мёртвые души» – это поэма.
  • ·     порассуждаем о смысле названия и композиции поэмы Гоголя.
  • Можно сказать, что поэма «Мёртвые души» – это главное творение Николая Васильевича Гоголя.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

И дело всей его жизни. Только задумайтесь: Гоголь прожил всего 43 года, 23 года из них он отдал литературе. И целых 17 лет работал над поэмой «Мёртвые души», то есть почти всю свою творческую жизнь. Гоголь много раз перерабатывал поэму, жёг черновики, переписывал главы, добавлял и убирал эпизоды, но так и не смог закончить свой труд.

Гоголь начал работать над поэмой «Мёртвые души» в 1835 году. В октябре он писал в письме Пушкину, что готовы уже 3 главы. Интересно, что изначально Гоголь хотел «в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Но уже через год он делился с Жуковским в одном из писем: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет моё имя».

Кроме того, Гоголь просил Жуковского присылать ему забавные истории, которые могли возникать при покупке мёртвых душ.

Считается, что сюжет поэмы «Мёртвые души» Гоголю подарил Пушкин.  В середине XIX века казусов с мёртвыми душами было довольно много. Дело в том, что перепись крепостных крестьян проводилась только раз в несколько лет.

И в ожидании новой переписи помещики платили налог за мёртвых крестьян, как за живых. Соответственно, их можно было продавать, покупать и закладывать как имущество.

Главный герой поэмы Чичиков хотел скупить за бесценок мёртвых крепостных, заложить их как живых и получить с Опекунского совета по 200 рублей за душу.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

В результате он мог получить 200 000 рублей. Этих денег хватило бы на покупку имения и беззаботную жизнь.

Композиция поэмы продиктована сюжетом. Здесь всё строится вокруг путешествия Чичикова в поисках мёртвых душ. И это даёт возможность показать «показать хотя с одного боку всю Русь», как и задумывал Гоголь.

1 глава поэмы – это экспозиция. Чичиков приезжает в губернский город N  и встречается с чиновниками, чтобы подготовиться к своей авантюре со скупкой мёртвых душ.

Со 2 главы по шестую Чичиков путешествует по губернии от помещика к помещику. Следуя за героем, мы наблюдаем за жизнью российских помещиков и крестьян.

Главы с 7 по 10 посвящены описанию жизни губернского города N. В центре внимания теперь не помещики, а чиновники. В 10 главе есть вставной элемент. Это «Повесть о капитане Копейкине», которую рассказывает почтмейстер.

В 11 главе рассказана история жизни Чичикова. Чичиков уезжает из губернского города N, потому что его афера раскрылась. Композиция закольцована. В 1 главе Чичиков приезжает в город N, а в последней уезжает.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Исследователи считают, что строить свою поэму Гоголь собирался по принципу «Божественной комедии» Данте Алигьери. В «Божественной комедии» поэт путешествует по загробному миру.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Он посещает ад, чистилище и рай. Но это мистическое путешествие рисует нам подробную картину жизни Италии эпохи Возрождения.

Согласно этой идее, первый том «Мёртвых душ» – это описание ада. Интересно, что ад у Данте состоит из 9 кругов. И Чичиков у Гоголя тоже движется по кругу.

«В книге… изображён человек, взятый из нашего же государства… Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях…», – писал Гоголь в предисловии ко 2 изданию «Мёртвых душ».

Второй том должен был стать Чистилищем, в котором герои пройдут по пути исправления. А в третьем томе писатель хотел показать идеальную Россию. Рай. Тот образец, к которому нужно стремиться.

Воплотить свой замысел Гоголь не смог. Черновик второго тома он сжигал дважды.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

В 1845 году Гоголь жаловался в письмах к друзьям на творческий кризис. Писатель решил, что второй том слишком плох для печати. А через 7 лет история повторилась. Биографы считают, что у в последние годы жизни Гоголя проявлялись признаки душевного расстройства.

К тому же писатель сильно болел, а болезни только усугубили его кризис. Часть черновиков второго тома уцелела. Но насколько эти главы совпадают с утерянными, судить трудно. Известно, что Гоголь десятки раз мог переписывать текст, чтобы добиться идеального результата.

Потомкам остался только 1 том «Мёртвых душ». Но даже эта часть грандиозного замысла писателя вызывает множество вопросов и у обычных читателей, и у литературоведов. Например, в чём смысл названия поэмы «Мёртвые души»? Откуда взялось такое странное название? И что же это за поэма такая, в которой нет стихов? Как такое может быть?

В XIX веке русская литература активно развивалась. Менялись литературные течения. Писатели стремились выйти за привычные рамки творчества. А в результате появлялись новаторские произведения.

Александр Сергеевич Пушкин написал роман в стихах. А Николай Васильевич Гоголь – поэму в прозе.

Когда «Мёртвые души» были опубликованы, многих критиков возмутило именно то, что Гоголь назвал своё творение поэмой.

Так почему же «Мёртвые души» – это поэма, а не роман?

В начале работы Гоголь называл «Мёртвые души» и романом, повестью, и поэмой, и просто длинной вещью, которая не похожа ни на повесть, ни на роман. Но к моменту публикации книги в мае тысяча восемьсот сорок второго года, писатель уверен, что создал именно поэму.

  1. Свою точку зрения он изложил в «Учебной книге словесности для русского юношества».
  2. По мнению Гоголя, повесть можно считать поэмой, если выполняется ряд условий.
  3. Во-первых, происшествие должно быть поэтическим.
  4. Во-вторых, автор должен рассматривать происходящее с поэтической стороны.
  5. В-третьих, это живо обрисованная картина времени, места и нравов.

Кроме того, сочинение должно быть чем-то средним между эпопеей и романом. Главный герой – лицо неизвестное, но «значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». И «автор ведёт его жизнь сквозь цепь приключений и перемен».

А если взглянуть с позиции современной науки, к какому жанру относятся «Мёртвые души»? В основе сюжета – авантюра Чичикова, главный герой здесь – мошенник. Это черты европейского плутовского романа. Но «Мёртвые души» – это ещё и роман-путешествие. В «Мёртвых душах» есть и притча, и новелла, и даже черты воспитательного романа. Можно ли назвать эту жанровую смесь поэмой? Давайте подумаем.

Поэма – это лиро-эпический жанр. Лирика описывает внутренний мир человека, его эмоции и мысли.

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и осязаемо проступает его субъективность», – писал Белинский.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

В чём проявляется субъективность Гоголя?

Во-первых, в авторских отступлениях. В «Мёртвых душах» их можно насчитать более 15. Все авторские отступления можно условно разделить на 2 типа. Первый тип – это лирические отступления.

В них автор размышляет о России и её судьбе, делится своими мыслями и переживаниями. Примером такого лирического отступления может послужить финал книги.

Размышления о судьбе России там начинаются с вопроса «И какой же русский не любит быстрой езды?..»

В отступлениях второго типа автор описывает картины русской жизни, даёт оценку разным группам людей.  Например, в третьей главе перед тем как дать характеристику Манилову, автор рассуждает, какие характеры описывать легче. А в восьмой главе Гоголь говорит о читателях и писателях на Руси.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Ярче всего субъективность проявляется в постоянной авторской оценке происходящего. Гоголь комментирует события, заостряет внимание читателя на важных чертах героев, указывает на то, как надо воспринимать те или иные вещи. Постоянно встречаются слова «автор» и «читатель», риторические вопросы и восклицания.

Все персонажи, образы, лирические рассуждения «Мёртвых душ» – это детали единого полотна о русской жизни. Если убрать незначительный на первый взгляд эпизод, переставить местами сцены – картина рассыплется. Для эпического жанра роль лирических элементов здесь слишком велика.

Поэтому и сейчас мы можем смело называть «Мёртвые души» поэмой.

А в чём же смысл названия этой поэмы? Давайте порассуждаем. В XIX веке крепостных крестьян называли душами, когда говорили об имуществе помещиков. Мёртвые души это мёртвые крестьяне, которые покупаются и продаются. Но душа – это ещё и духовная сущность человека.

С точки зрения религии, душа бессмертна. Получается, что «мёртвые души» – это оксюморон, метафора, построенная на сочетании несочетаемого. Но у Гоголя мёртвые души – это не только умершие крестьяне, ставшие предметом сделки. Помещики по сути – живые мертвецы, они тоже мёртвые души.

И если первый том поэмы изображает ад, то вспомним, что душами торгует дьявол.

Город N с его окрестностями олицетворяет всю Россию и её кошмарную действительность, в которой человек теряет свою душу. Судьба России – главная тема гоголевской поэмы.

Прошлое темно, настоящее беспросветно, а каким станет будущее? В финале мы не найдём ответа на этот вопрос. Также мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Чичикова. По сути, герой уезжает в неизвестность.

Поэма заканчивается лирическим отступлением, в котором автор задаёт самый важный вопрос поэмы: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

  •  «Мёртвые души» – произведение многоплановое и сложное.
  • Белинский писал о нём: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».
  • Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://videouroki.net/video/43-poehma-myortvye-dushi-zamysel-istoriya-sozdaniya-osobennosti-zhanra-i-kompozicii.html

История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь создал много великолепных произведений, ставших классикой отечественной литературы. Сюжеты для своих рассказов, повестей и романов он брал в реальной жизни и народном творчестве.

На этом фоне особняком стоит история создания «Мертвые души». Это одно из двух произведений (второе — «Ревизор»), идею которого Гоголь не придумал сам, а получил со стороны.

Подсказчиком стал не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Зарождение идеи

Тема относительно того, кто написал «Мертвые души», никогда не поднималась. Автором этого произведения был именно Николай Васильевич, и никто другой.

Достоверно известно и кто подсказал Гоголю сюжет «Мертвых душ».

Это был Пушкин, который посоветовал молодому, но способному автору написать большое эпическое произведение, посвященное России, и рассказал историю про помещика, торгующего мертвыми душами.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Николай Васильевич прислушался к совету. Сначала Гоголь задумывал свое произведение как сатирическое, но по мере написания образы главных героев менялись. В итоге поэма превратилась в галерею характеров, показывающую, как разнообразны люди, населяющие Россию. В каждом из героев присутствовали положительные и отрицательные черты.

Автор задумал написать историю, в которой как в «Божественной комедии» Данте запечатлелись бы очищение от грехов и возрождение главного героя. Полностью он успел написать и издать только первый том. Основной идеей этой части было запечатление людских пороков. От второго тома, в котором предполагалось показать, как Чичиков стал исправляться, сохранилось всего 2 главы.

Работа над вторым томом началась в 1840 году. К сожалению, никто так не увидел эту часть. Историки и литературоведы до сих пор спорят, по какой причине Гоголь уничтожил второй том.

Третий том даже не был начат. Сохранились только несколько сообщений современников, что Гоголь собирался ввести в нем положительных героев и, столкнув с ними Чичикова, вызвать в том нравственное возрождение.

Читайте также:  Краткое содержание лесков зверь за 2 минуты пересказ сюжета

Этапы написания

История создания «Мертвых душ» подробно отражена в Википедии. Точно назвать дату создания произведения невозможно. Известно лишь время публикации первого тома — 1842 год. Сохранился документ от 7 октября 1835 года. Это письмо к Пушкину. Николай Васильевич написал, что приступил к работе над новой поэмой, но она растягивается в длинный и очень смешной роман.

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Начало текста было написано дома, а основная часть — в Риме. Гоголь, даже находясь в Италии, постоянно думал о родине и ощущал с ней неразрывную связь. В воспоминаниях о России он черпал творческие силы.

Написав первые главы, Гоголь показал свое произведение Пушкину, с тревогой и волнением ожидая рецензии. Александр Сергеевич был непререкаемым авторитетом для всех писателей того времени. Каждый из них понимал, насколько высок его талант. Многие начинающие авторы стремились встретиться с ним и предоставить ему на отзыв свои творения.

Гоголь ожидал, что первые главы развеселят Пушкина, так как герои были изображены в них в сатирическом ключе. Однако Александр Сергеевич не только не засмеялся, но даже впал в тоску. Пушкин сказал, что Гоголь исключительно талантливо изобразил безнадежность российской действительности.

Краткий сюжет

«Мертвые души» — произведение в прозе, которое сам автор обозначил как поэму. Оно писалось на протяжении 17 лет. Понятно, что за такой долгий срок сюжет претерпел ряд изменений. Изданное произведение значительно отличалось от первоначальной задумки автора.

Основная линия сюжета заключается в том, что бывший коллежский советник Чичиков переезжает по усадьбам губернии N, выдавая себя за помещика. Его цель — войти в доверие к местной элите и купить документы умерших крестьян. Оформив крепостных на себя, Чичиков сможет отдать мертвые души в залог в опекунский совет и получить ссуду.

Кроме главной линии, в поэме много эпизодов. В некоторых из них второстепенные герои проходят только в виде кратких упоминаний. Например, таков Межуев — зять помещика Ноздрева.

Первое издание

После окончания работы настал черед правок. Следуя распоряжениям цензуры, автор кое-что удалил, где-то вместо развернутых сцен кратко намекнул на пороки героев. Единственное место, которое полностью отразило первоначальный замысел автора и не подверглось сюжетной правке — «Повесть о капитане Копейкине».

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Цензура очень настаивала на полном удалении этой вставки в главу 10. Однако автор смог отстоять его, хотя при удалении композиция в целом бы не пострадала. Гоголь категорически не хотел вычеркивать «Повесть о капитане Копейкине». Он просто убрал сатирические мотивы, но оставил смысл, из которого следовало, что в России процветает злоупотребление властью.

В октябре 1841 года Гоголь вернулся из Рима в Москву и отдал готовую рукопись в московскую цензуру. Уже первые комментарии были резко отрицательными. Гоголь понял, что поэма может получить официальный запрет. Не дожидаясь этого, он забрал рукопись и передал в Петербургскую цензуру.

В то время Гоголь сильно нуждался в деньгах, еле сводил концы с концами, поэтому издать книгу было для него очень важно. Об этом писал А. Х. Бенкендорф в докладе царю Николая Первому в начале февраля 1842.

Петербургская цензура подписала разрешение на печать в марте 1842, но потребовала изменить название поэмы на «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Также цензор Никитенко забраковал «Повесть о капитане Копейкине».

Гоголь внес правки в соответствии с замечаниями цензуры и получил окончательное разрешение. Первый экземпляр вышел в свет 21 мая 1842 года. После этого Гоголь снова уехал за границу и приступил к работе над вторым томом.

Международная известность

Поэма переводилась еще при жизни писателя. С 1846 года начали выходить издания отдельных глав. Работа продолжилась и в ХХ веке.

В результате произведение переведено на:

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

  • немецкий,
  • чешский,
  • английский,
  • французский,
  • болгарский,
  • польский,
  • украинский,
  • литовский,
  • албанский,
  • белорусский,
  • эсперанто.

В двадцатые-тридцатые годы ХХ века российский писатель Михаил Булгаков создал ряд адаптаций пьесы Гоголя:

  • фельетон о похождениях Чичикова, где главный герой оказался в будущем и стал миллиардером;
  • пьесу для постановки во МХАТ;
  • сценарий для Первой кинофабрики.

Поэма является плодом многолетних трудов и главным творением Гоголя. Это настоящий шедевр русской литературы XIX века. Прочитать его должен каждый культурный человек.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-mertvye-dushi.html

Краткое содержание «Мертвые души» глава 1

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Перед вами краткое содержание 1 главы произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Очень краткое содержание «Мертвых душ» можно найти здесь, а представленное ниже – довольно подробное.

Общее содержание по главам:

Глава 1 – краткое содержание

В губернский город NN въехала небольшая бричка с господином средних лет недурной наружности, не толстым, но и не тонким. Приезд не произвел никакого впечатления на обитателей города. Приезжий остановился в местном трактире.

Во время обеда новый посетитель подробнейшим образом спрашивал у слуги, кто раньше содержал это заведение, а кто сейчас, много ли дохода и каков хозяин. Затем приезжий узнал, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, т: е.

«не пропустил ни одного значительного чиновника».

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжетаПортрет Чичикова

Помимо городских властей, посетителя интересовали все крупные помещики, а также общее состояние края: не было ли эпидемий в губернии или повального голода.

После обеда и продолжительного отдыха господин написал на бумажке чин, имя и фамилию для сообщения в полицию.

Спускаясь с лестницы, половой прочитал: «Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям».

Следующий день Чичиков посвятил визитам всем городским чиновникам. Он засвидетельствовал свое почтение даже инспектору врачебной управы и городскому архитектору.

Павел Иванович показал себя неплохим психологом, поскольку практически в каждом доме оставил о себе самые благоприятные впечатления — «очень искусно умел польстить каждому».

При этом о себе Чичиков говорить избегал, если же разговор переходил на его особу, он отделывался общими фразами и несколько книжными оборотами. Приезжий стал получать приглашения в дома чиновников. Первым последовало приглашение к губернатору.

Собираясь, Чичиков очень тщательно привел себя в порядок.

Во время приема гость города сумел показать себя искусным собеседником, он удачно сделал комплимент губернаторше.

Мужское общество разделилось на две части. Тонкие мужчины увивались за дамами и танцевали, а толстые в большинстве своем концентрировались у игральных столов. Чичиков присоединился к последним.

Здесь он встретил большинство своих старых знакомых. Также Павел Иванович познакомился с богатыми помещиками Маниловым и Собакевичем, о которых тут же навел справки у председателя и почтмейстера.

Чичиков быстро очаровал обоих и получил два приглашения пожаловать в гости.

На следующий день приезжий отправился к полицмейстеру, где с трех часов после обеда играли в вист до двух часов ночи. Там Чичиков познакомился с Ноздревым, «разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить ты».

По очереди Чичиков побывал у всех чиновников, и в городе о нем сложилось хорошее мнение. Он в любой ситуации мог показать в себе светского человека. О чем бы ни заходил разговор, Чичиков был способен его поддержать.

Более того, «все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя».

Все были довольны приездом порядочного человека. Даже Собакевич, который вообще редко был доволен своим окружением, признал Павла Ивановича «преприятнейшим человеком». Это мнение в городе сохранялось до тех пор, пока одно странное обстоятельство не ввело обитателей города NN в недоумение.

Перейти к краткому содержанию 2 главы >>

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kratkoe-soderzhanie-mertvyie-dushi-glava-1/

Анализ поэмы «Мертвые души»: история создания и замысел поэмы

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения.

Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова – он покупал души уже мертвых крестьян.

Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения.

Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе – уже подъем духовной культуры и жизни России.

В какой-то степени название произведения – это символ жизни уездного города N.

, а сам город является символом целой России, и таким образом – автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ, как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С.

Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции.

Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться.

Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы.

К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя.

Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим.

Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано.

Автор рассказывает о том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Нужна помощь в учебе?

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко за 2 минуты пересказ сюжета Предыдущая тема: Обзор творчества Гоголя
Следующая тема:   Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mertvye-dushi-zamysel-istoriya-sozdaniya

Мертвые души — история создания

Одним из произведений русской литературы XIX века является поэма «Мертвые души». История создания «Мертвых душ» интересна, как и сама книга. Замысел, идея, первые задумки и итоговое завершение подчеркивает талант писателя. Его умение пересмотреть подход к истории, стремление представить реальные факты художественным языком удивляли современников и поражают читателей нашего времени.

Читайте также:  Краткое содержание у классной доски кассиль за 2 минуты пересказ сюжета

Замысел и начало работы

Идеей сюжета «Мертвых душ» с Н.В.Гоголем поделился А.С.Пушкин. Поэт хотел написать обычную стихотворную поэму, но решил, что тема ближе Гоголю. Любопытный замысел, по словам А.С.

Пушкина, он не отдал бы другому, но после «Ревизора», высмеявшего так ярко типы русского барства, поэт посчитал, что характеры скупщиков выйдут из-под пера Гоголя ярче.

В «Авторской исповеди» Гоголь пишет, что сюжет позволяет

«…изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Работа начинается в 1835 году в Петербурге. Сюжет сразу начинает растягиваться на длинный роман. Автор подчеркивает – «предлинный». Первые 2 тома – это показ мрачной и безнравственной жизни провинциальной России. Главный персонаж – порождение эпохи цинизма и бездушия. Третий том – возрождение Руси. Классик понимает, что сможет показать Русь только с одного боку. Он ищет среди горожан «ябедника». В 1836 году Николай Васильевич уезжает за границу. Над текстом книги он работает в Париже, в Риме. В письмах к друзьям Гоголь сообщает, что текст пришлось переделать, появился в голове план огромного оригинального сюжета. Классик уверен, что из-под его пера выходит первая порядочная вещь. Черновик поэмы готов к 1839 году.

Первые чтения поэмы и доработка

Осенью Гоголь приезжает в Россию. Он начинает читать первые главы знакомым. К слушанию писатель готовился. Он надел голубой фрак с золотыми пуговицами. Читал Гоголь без остановок сразу 4 главы. Он вытерпел пока не

«… истощился весь его голос и зарябило в глазах…». Восторг был на лицах всех слушателей, автор остался собой доволен. Еще неопубликованная книга вызвала удивление и противоположность мнений. Одни не приняли критику писателя, пытаясь доказать вымышленность героев, другие стали находить схожие черты в знакомых помещиках. Общее мнение – книга поднимает острые темы. Гоголь доказал свой талант и силу слова, выходившего из-под его пера. Есть точные данные, что Пушкин, давший идею и поделившийся набросками текста, слушал первые главы «Мертвых душ». Поэт во время чтения становился все печальнее, он сказал, что

Продолжение работы над текстом Гоголь называет «очисткой». Он «переменяет, перечищает, перерабатывает», то есть оттачивает каждое слово.

Цензура текста

Готовая рукопись попадает к цензорам в 1841 году в октябре. Московский комитет сразу начинает с критики. Уже название поэмы их возмущает. Гоголь боится, что «Мертвые души» просто запретят, он забирает текст. Классик перевозит рукопись к цензорам в Петербурге, он надеется на их большую демократичность. Его надежды оправдались.

Цензура дала разрешение на печать «Мертвых душ» 9 марта 1842 года. Изменения проверяющих были незначительными для общего содержания поэмы, но важными для автора. Что поправила цензура:

  • Название стало звучать по-другому: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Цензорам казалось, что, если уделить внимание одному герою, типичность персонажей уменьшится.
  • Не допустили к печати «Повесть о капитане Копейкине».
  • Один из знакомых пишет Гоголю по поводу цензуры:

    «… и сено было бы цело, и козы сыты…».

    Получив решение, классик переделывает «Повесть о капитане…». Он отправляет ее цензорам и получает разрешение. Поэма опубликована в мае 1842 года.

    Работа над продолжением

    Гоголь уезжает за границу и к 1849 году создает второй том. Он читает его друзьям. Классик не доволен своим творением, ему кажется, что

    «…все в нем никуда не годится…». Если примерно определить период работы над поэмой, получится 17 лет: с 1835 по 1852 годы. За семь дней до смерти автор сжигает рукопись второго тома. Для потомков остались только отдельные главы, которые опубликовал племянник великого писателя. Что стало причиной такого отношения к кропотливому труду, длившемуся многие годы? По заметкам Гоголя, появление в России положительных персонажей среди жителей провинции, это «утопия чистой воды». Не видел классик и того, что могло привести Чичиковых к раскаянию и возрождению.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1412-mertvye-dushi-istoriya-sozdaniya.html

    История создания Мертвых душ кратко

    Гоголь — прекрасный писатель, который мечтал создать большое эпическое произведение, посвященное родной стране и жизни в ней. С этой целью он и принялся писать работу, что получила в последствии название Мертвые души, став знаменитой и известной поэмой писателя. Какова же история появления Мертвых душ, его замысел и композиция? Об этом мы и поговорим в нашем сочинении.

    История создания Мертвых душ Гоголя

    Над своим детищем Гоголь начал работать в 1835 году и продолжал трудиться до конца своей жизни. Он потратил на нее семнадцать лет, но так и не сумел воплотить задуманное. Обо всем этом я расскажу по порядку, рассматривая историю создания и публикации поэмы с ее интересными фактами.

    Замысел и композиция

    Считается, что именно Пушкин подсказал сюжет произведения Мертвые души. На тот момент Пушкин в полной мере оценил талант Гоголя, посчитав, что из-под пера данного писателя образы скупщиков получатся ярче.

    Он рассказал своему товарищу историю о том, как в городе Бендеры мошенник попытался разбогатеть путем скупки мертвых душ, закладывая их в дальнейшем в опекунском совете под видом живых людей.

    Так что, сюжетная линия работы Гоголя — это отображение действительности.

    И вот писатель продумал сюжет и начал работу. Однако с каждой строчкой замысел расширялся, и Гоголю захотелось создать шедевр, подобный Божественной комедии. Писатель хотел создать композицию из трех частей, где в первых двух он планировал показать эпоху цинизма и бездушия, некий ад с последующим чистилищем, а вот в третьем томе должно наступить возрождение.

    Главным замыслом писателя было отображение человеческой души. Он пытался указать на ее ценность, выбирая фоном черствых, бездушных людей, которые населяли страну. Гоголю хочется рассказать в своей трилогии, насколько важна душа, без которой жизнь тут же становится мертвой, и только благодаря ей можно обрести спасение.

    Да вот только не сумел автор воплотить задуманное до конца.

    Написать полностью Гоголю удалось лишь первый том, над которым писатель начал работу в Петербурге, и впоследствии продолжил ее в Италии. Его черновой вариант был готов уже к 1839 году, однако писателю еще несколько раз пришлось переписывать произведение, дополняя композицию и совершенствуя образы героев. В итоге к печати работа была готова лишь в 1841 году, но ее не пропустила цензура.

    Гоголь обращается за помощью к Белинскому, благодаря которому и удается добиться разрешение на печать. Но, задуманное название пришлось изменить, и работа вместо Мертвых душ стала называться Похождение Чичикова или Мертвые души.

    К тому же была переделана и Повесть о капитане Копейкине, где изначальная вина за бедствия капитана была переложена с плеч царского министра на плечи самого Копейкина.

    И вот книга в печати. Раскупается она очень быстро, а читатели поделились на два лагеря. Одни разделили взгляды писателя, другие увидели в героях себя, поэтому обрушились с нападками на автора.

    Над вторым томом автор хоть и начал работу в 1840 году, и даже сумел написать черновые варианты продолжения поэмы, но заметил несовершенство произведения, да и сама работа показалась ему недостаточно правдивой, поэтому в обострение его болезни он сжигает второй том. Замысел перерождения людей наставлениями, их воскрешения не удался. Из его продолжения были найдены лишь четыре главы второго тома, да и то в черновом варианте.

    Вот такая краткая история создания Мертвых душ.

    Источник: https://sochinyshka.ru/istoriya-sozdaniya-mertvyx-dush-kratko.html

    Очень краткое содержание Мертвых душ Гоголя

    Главный герой произведения – Павел Иванович Чичиков, вышедший в отставку чиновник со складом ума афериста, по мысли автора – представитель будущего класса предпринимателей.

    В маленький городок он приезжает провернуть новую аферу – дешево купить фактически умерших крестьян, которые по бумагам ещё считаются живыми.

    «Мёртвые души» Чичиков планирует заложить в Опекунский совет, чтобы получить под них крупную ссуду.

    Чичиков очаровывает всех в городе N. Званый вечер у губернатора даёт знакомство с Маниловым и Собакевичем. У почтмейстера происходит встреча с Ноздрёвым.

    Через неделю Чичиков начинает покупки мёртвых душ с деревни Манилова. Хозяин добрый, общительный и доверчивый, относится к категории «сентиментальных помещиков».

    При этом – пустой мечтатель, не желающий заниматься чем-то полезным. Мёртвые души просто дарит.

    Чичиков едет к Собакевичу, но плутает и вынужденно попадает к Коробочке. У Настасьи Петровны всё в идеальном порядке, но дальше своего имения её ничего не интересует. Когда она уверяется, что продажа мёртвых душ ей ничем не опасна, она заключает сделку. Автор показывает бесперспективность существования таких помещиков.

    Заехав от Коробочки в трактир, Чичиков встречает Ноздрёва с его зятем Мижуевым. Ноздрёв почти насильно зазывает Павла Ивановича к себе. Но при предложении продать души впадает в буйство. Чичикову с трудом удаётся сбежать. Ноздрёв – натура кипучая и деятельная, но пустая. О хозяйстве не думает. Относится к категории помещиков, у которых совершенно нет серьёзности.

    В «побеге» от Ноздрёва главный герой сталкивается бричкой с чужой каретой. Там он замечает симпатичную блондинку, которая позднее окажется дочкой губернатора.

    Невысокий, сильный, неповоротливый и хитрый Собакевич – человек сурового нрава, похожий на медведя. В его доме всё сделано добротно и надёжно. Собакевич соглашается продать мёртвые души.

    Автор видит за таким типом помещиков будущее, в котором будут перемены и реформы.

    Последним Чичиков посещает Плюшкина. Самый необычный из всех помещиков. Скупой и жадный, он морит не только крестьян, но и себя. Дом его похож на склад ненужных вещей.

    Его неопрятность и жадность привели к тому, что у него даже нет семьи. Плюшкин радуется, что может продать много бесполезных мёртвых душ, ведь крестьяне у него мрут, как мухи или бегут.

    Чичиков спешно покидает неуютное имение.

    Все документы оформляются на следующий день. Чичиков, Манилов и Собакевич празднуют у почтмейстера. Потом главный герой едет в гостиницу. Город в восхищении от крупных приобретений «богача» Чичикова, но на приёме у губернатора он не нравится его дочке. Ноздрёв раскрывает сущность дел Павла Ивановича. Ему не верят. После подтверждения Коробочки – убеждаются в правдивости.

    Чтобы не потерять свои места, чиновники решают обо всём молчать. Информация губернатору о том, что в его городе скрывается беглый преступник, наводит на всех мысль о Чичикове.

    На сборе у полицмейстера почтмейстер высказывает предположение, что Чичиков – это может быть капитан Копейкин. Его история: на войне потерял руку и ногу, писал царю с просьбой о помощи, но получил отказ.

    Тогда капитан стал разбойничать с шайкой, потом сбежал за границу и писал царю, чтобы не наказывали его сотоварищей. Прокурору становится плохо и он умирает.

    Чичиков выздоравливает от простуды. От него «шарахаются» чиновники. Ноздрёв рассказывает Чичикову, что его считают мошенником, совершившим незаконные сделки. Главный герой спешно собирает вещи, чтобы скрыться из города.

    Наутро Чичиков уезжает. По пути ему встречается похоронная процессия, провожающая в последний путь прокурора. Чичиков выезжает свободно. Поэма заканчивается детскими воспоминаниями Павла Ивановича с пояснениями, как ему пришла в голову идея о покупке мёртвых душ.

    Читайте также:  Краткое содержание бармалей чуковского за 2 минуты пересказ сюжета

    Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-mertvyx-dush-gogolya/

    История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя

    Начало работы над поэмой относится к 1835 году. Из «Авторской исповеди» Гоголя, его писем, из воспоминаний современников известно, что сюжет этого произведения, так же как и сюжет «Ревизора», был подсказан ему Пушкиным.

    Пушкин, первым разгадавший оригинальность и своеобразие таланта Гоголя, заключавшиеся в способности «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его всего как живого», посоветовал Гоголю взяться за большое и серьезное сочинение.

    Он рассказал ему об одном, довольно ловком мошеннике (о котором сам слышал от кого-то), пытавшемся разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые.

    Сохранилось немало рассказов о реальных скупщиках мертвых душ, в частности об украинских помещиках первой трети XIX века, довольно часто прибегавших к такой «операции», чтобы приобрести ценз на право винокурения. В числе подобного рода скупщиков называли даже одного дальнего родственника Гоголя. Купля же и продажа живых ревизских душ была фактом бытовым, каждодневным, обычным. Сюжет поэмы оказался вполне жизненным.

    В октябре 1835 года Гоголь извещал Пушкина: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю «Русь».

    Из этого письма видна задача, поставленная писателем. Сюжет задуманного «предлинного романа» в основном строился, видимо, больше на положениях, чем на характерах, с преобладанием скорее всего комического, юмористического тона, а не сатирического.

    Первые главы своего произведения Гоголь прочитал Пушкину. Он ожидал, что чудовища, выходившие из-под его пера, вызовут смех поэта. На самом деле они произвели на него совершенно иное впечатление. «Мертвые души» раскрыли Пушкину новый, неведомый ему прежде мир, ужаснули его той непроходимой трясиной, которую представляла собою тогдашняя провинциальная русская жизнь.

    Неудивительно, что по мере чтения, рассказывает Гоголь, Пушкин становился все сумрачнее и сумрачное, «наконец сделался совершенно мрачен». Когда же чтенье кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!».

    Восклицание Пушкина изумило Гоголя, заставило его внимательнее и серьезнее взглянуть на свой замысел, пересмотреть художественный метод обработки жизненного материала. Он начал думать, «как бы смягчить то тягостное впечатление», которое могли произвести «Мертвые души», как бы избежать «пугающего отсутствия света» в своем «предлинном и смешном романе».

    Обдумывая дальнейшую работу, Гоголь, воспроизводя темные стороны русской жизни, перемежая смешные явления с трогательными, хочет создать «сочинение полное, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться».

    В этих заявлениях, хотя и в зародыше, но уже угадывается намерение автора наряду с темными сторонами жизни дать и светлые, положительные.

    Но это вовсе не означало, что светлые, положительные стороны жизни писатель хочет найти непременно в мире помещичьей и чиновничьей России.

    Видимо, в прочитанных Пушкину главах для Гоголя еще четко не определилось личное отношение автора к изображаемому, произведение еще не было пронизано духом субъективности в силу отсутствия ясной идейно-эстетической концепции.

    Писались «Мертвые души» за границей (большей частью в Риме), куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» весной 1836 года в самом удрученном и тягостном состоянии.

    Волны мутной и злобной ненависти, обрушившиеся на автора «Ревизора» со стороны многих критиков и журналистов, произвели на пего потрясающее впечатление. Гоголю казалось, что комедия вызвала недоброжелательное отношение у всех слоев русского общества.

    Почувствовав себя одиноким, не оцененным соотечественниками за добрые намерения служить им обличением неправды, он уехал за границу.

    Письма Гоголя позволяют говорить, что он уехал из родной страны не для того, чтобы пережить свою обиду, а чтобы «обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения» и творить «с большим размышлением».

    Находясь вдали от родины, сердцем своим Гоголь был связан с Россией, думал о ней, стремился узнать обо всем, что делается там, обращался к друзьям и знакомым с просьбой сообщать ему обо всем происходившем в стране. «Глаза мои, — пишет он, — всего чаще смотрят только в Россию и нет меры любви моей к ней».

    Безмерная любовь к отчизне вдохновляла Гоголя и руководила им в его работе над «Мертвыми душами». Во имя процветания родной земли писатель намеревался в полную силу своего гражданского негодования заклеймить зло, своекорыстие и неправду, так глубоко укоренившиеся в России.

    Гоголь сознавал, что восстанут против «него новые сословия и много разных господ», но убежденный в том, что России нужна его бичующая сатира, много, напряженно, настойчиво работал над своим творением.

    Вскоре после отъезда за границу Гоголь писал Жуковскому: «Мертвые текут живо… и мне совершенно кажется, как будто я в России .. Я погружен весь в Мертвые души».

    Если в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года «Мертвые души» определялись Гоголем как роман в основе своей комический, юмористический, то чем дальше шла работа писателя над произведением, тем шире и глубже становился его замысел.

    12 ноября 1836 года он извещает Жуковского: «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…

    какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Огромно велико мое творение и не скоро конец его».

    Итак, жанровое определение произведения — поэма, ее герой — вся Русь.

    Через 16 дней Гоголь сообщает Погодину: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую еще долго буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение: вся Русь отзовется в нем».

    Здесь подтверждено данное уже в письме к Пушкину название нового произведения, и опять говорится, что это поэма, которая охватит всю Русь. О том, что Гоголь хочет дать единый сложный образ Руси, хочет, чтобы его родина предстала вся «во всей своей громаде», он говорит и в 1842 году в письме к Плетневу.

    Определение жанра будущего произведения — поэма — неоспоримо свидетельствовало, что в его основе лежит «общерусский масштаб», что Гоголь мыслит категориями общенациональными. Отсюда множество общих примет, несущих обобщающе смысловую функцию, появление таких заявлений, как «У нас на Руси» …. «у нас не то» …, «по нашему обычаю» …, «какие у нас бывают общие залы» и т. д.

    Так постепенно в ходе работы «Мертвые души» из романа превратились в поэму о русской жизни, где в центре внимания стояла «личность» России, охваченная разом со всех сторон, «в полный обхват» и целостно.

    Тягчайшим ударом для Гоголя была гибель Пушкина. «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним,— читаем мы в его письме к Погодину. — Ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета. Он взял с меня клятву, чтобы я писал».

    Отныне работу над «Мертвыми душами» Гоголь считает выполнением воли Пушкина: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

    Из дневника А. И. Тургенева известно, что когда Гоголь был у него в Париже в 1838 году, то читал «отрывки из романа своего «Мертвые души».

    Верная, живая картина в России нашего чиновного, дворянского быта, нашей государственности… Смешно и больно» .

    В Риме в том же году 1838 Гоголь читает прибывшим туда Жуковскому, Шевыреву, Погодину главы о приезде Чичикова в город N, о Манилове, Коробочке.

    13 сентябре 1839 года Гоголь приехал в Россию и прочитал в Петербурге у Н. Я. Прокоповича четыре главы рукописи, в феврале—апреле 1840 года прочел ряд глав в Москве у С. Т.

    Аксакова, с семейством которого к этому времени у него сложились дружеские отношения. Московские друзья восторженно встретили новое произведение и дали много советов.

    Писатель учитывая их, вновь стал переделывать, «перечищать» уже законченную редакцию книги.

    Весной и летом 1840 года в Риме Гоголь, переписывая исправленный текст «Мертвых душ», опять вносит в рукопись изменения и исправления.

    Изымаются повторения, длинноты, появляются целые новые страницы, сцены, добавочные характеристики, создаются лирические отступления, заменяются отдельные слова, фразы.

    Работа над произведением свидетельствует об огромном напряжении и подъеме творческих сил писателя: «все дальнейшее вырисовывалось у него все чище, все величественнее».

    Осенью 1841 года Гоголь приехал в Москву и, пока перебелялись первые шесть глав, прочел семейству Аксаковых и М. Погодину остальные пять глав первой книги. Друзья теперь с особой настойчивостью указывали на односторонний, отрицательный характер изображения русской жизни, отмечали, что в поэме дается только «пол- обхвата, а не весь обхват» русского мира.

    Они требовали показать другую, положительную сторону жизни России. Гоголь, видимо, внял этим советам и сделал важные вставки в совсем уже переписанный том. В одной из них Чичиков ополчается против фраков и балов, пришедших с Запада, из Франции, и противных русскому духу и русской натуре.

    В другой дается торжественное обещание, что в дальнейшем еще «подымется грозная вьюга вдохновения и раздастся величавый гром других речей.

    Идейный перелом в сознании Гоголя, начавший обозначаться во второй половине 30-х годов, привел к тому, что писатель решил послужить своей отчизне не только выставляя «на всеобщее осмеяние» все то, что оскверняло и затемняло идеал, к которому мог и должен стремиться русский человек, но и показывая сам этот идеал. Книга виделась теперь Гоголю в трех томах.

    Первый том должен был запечатлеть недостатки русской жизни, людей, тормозящих ее развитие; второй и третий — указать пути воскресения «мертвых душ», даже таких, как Чичиков или Плюшкин. «Мертвые души» оказывались произведением, в котором картины широкого и объективного показа русской жизни служили бы прямым средством пропаганды высоких нравственных начал.

    Писатель-реалист становился проповедником-моралистом.

    Из огромного замысла Гоголю удалось осуществить полностью только первую часть.

    В начале декабря 1841 года рукопись первого тома «Мертвых душ» поступила на рассмотрение московского цензурного комитета. Но дошедшие до Гоголя слухи о неблагоприятных толках среди членов комитета побудили его взять рукопись обратно.

    Стремясь провести «Мертвые души» через петербургскую цензуру, он отправил рукопись с Белинским, приехавшим в это время в Москву, но и петербургская цензура не спешила с рассмотрением поэмы. Гоголь ждал, полный тревоги и смятения.

    Наконец, в середине февраля 1842 года, было получено разрешение печатать «Мертвые души».

    Однако цензура изменила название произведения, потребовав назвать его «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и стремясь тем самым отвлечь внимание читателя от общественной проблематики поэмы, сосредоточив его внимание главным образом на похождениях проходимца Чичикова.

    Цензура категорически запретила «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь, очень дороживший ею и желавший во что бы то ни стало сохранить «Повесть…», вынужден был переделать ее и свалить всю вину за бедствия капитана Копейкина на самого Копейкина, а не на равнодушного к судьбе простых людей царского министра, как это было первоначально.

    21 мая 1842 года были получены первые экземпляры поэмы, а через два дня в газете «Московские ведомости» появилось объявление, что книга поступила в продажу.

    Источник: Докусов А.М., Качурин М.Г. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982

    Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/istorija_sozdanija_poehmy_mertvye_dushi_n_v_gogolja/35-1-0-71

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector