Краткое содержание алексин мой брат играет на кларнете за 2 минуты пересказ сюжета

Брат юной Жени – старшеклассник Лёва учится в консерватории. Как и их дедушка, который играл в фойе театра, он осваивает кларнет. Жене всегда представлялось, что фойе – это что-то необыкновенное, торжественное… Она очень гордилась тем, что брат продолжает семейную традицию. Она сама выбрала себе роль жертвующей всем сестры гениального музыканта.

Женя решила, что всю жизнь посвятит опеке над гениальным (но таким неприспособленным к жизни) братом, что даже замуж не пойдёт ради него. И когда-нибудь она напишет о нём мемуары, как сестра самого Чехова, а все будут восхищаться её «героическим» поведением.

Эта роль ей нравилась, хотя родители сосем её не одобряли, ещё потому, что, значит, самой для себя делать ничего не нужно. Кроме того, что не нужно строить семью в будущем, ещё совсем не обязательно хорошо учиться, думать о профессии. Впрочем, Лёва совсем не был готов к такой жертве.

Тем более, из-за этого младшая сестра начала им командовать. Она лучше знала, как ему говорить, держаться, с кем общаться… И неожиданно Лёва на школьном выступлении влюбился в певицу Алину. Женя испугалась, что он меньше станет уделять внимания музыке. И девочка постаралась оговорить Алину.

Когда это не получилось, Женя сказала девушке, что у брата уже есть невеста – его аккомпаниаторша, которую (конопатую и полную) в крайнем случае Женя готова была терпеть. Лева так расстроился из-за холодности Алины, что плохо сыграл перед своими преподавателями.

Пришлось Евгении во всём признаться… А ещё она увидела, что в том самом фойе люди не очень внимательно слушают музыкантов, а больше едят и разговаривают. Такое разочарование!         

Обо всём этом читатель узнаёт из дневника Жени, который она вела, чтобы потомки узнали, какую важную роль она сыграла в становлении великого музыканта Лёвы. Но после всех этих переживаний она бросила эти записи.

Повесть эта учит не навязывать ярлыки, не придумывать игры, если другие участники не в курсе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Алексин. Все произведения

Мой брат играет на кларнете. Картинка к рассказу

Краткое содержание Алексин Мой брат играет на кларнете за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Кролик, беги Апдайк
    В произведении показан обыкновенный американец, который хочет вырваться их серой повседневности, от всех забот и суеты.
  • Краткое содержание Ремарк Искра жизни
    Произведение посвящено сестре автора – Эльфриде Шольц. В романе описываются страшная жизнь, отбывавших в концлагере людей. Писатель максимально точно раскрывает судьбу каждого из героев. В романе описывается еврейская девушка
  • Краткое содержание Яблоко Сутеева
    Наступила поздняя осень, в лесу деревья сбросили листву и лишь на одной яблоке висело единственное яблочко, высоко на самой верхушке. Бежал мимо Заяц, увидел яблоко, захотелось ему полакомиться, но достать не смог.
  • Краткое содержание Пришвин Моя родина
    Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!
  • Краткое содержание Воробьев Крик
    В повести Константина Дмитриевича Воробьева «Крик» повествуется о молодом солдате, который уже имел звание младшего лейтенанта, Сергее Воронове. Это молодой человек двадцати лет

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/anatolij-aleksin/moj-brat-igraet-na-klarnete-kratko

Мой брат играет на кларнете

Повествование ведётся от имени семиклассницы Жени. Повесть написана в форме дневника.

Все девочки в Женином классе вели дневники, куда записывали всякую ерунду. Женя же считала, «что дневники должны вести только выдающиеся люди». Себя девочка выдающейся не считала, но у неё был брат Лёва — студент второго курса Консерватории. Женя верила, что брат станет великим музыкантом, и готовилась стать сестрой гения. Именно из её дневника люди узнают, каким он был в детстве.

Лёва играл на кларнете — так хотел дедушка, умерший, когда Жене было два года. Дедушка играл в фойе кинотеатра. Однажды Женя увидела таких музыкантов. Они играли, а зрители перегова­ривались и ели бутерброды.

Девочка поклялась себе, что её брат будет «выступать в роскошных концертных залах», а слушать его будут затаив дыхание.

Сейчас Лёва готовился «к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» — это была первая ступенька к славе.

Продолжение после рекламы:

Женя не считала нужным хорошо учиться: она решила посвятить свою жизнь брату, а сёстрам великих людей не надо было получать профессию и даже выходить замуж. Лёве она давала право на личную жизнь, но только когда тот добьётся больших успехов.

Родители считали намерения Жени иждивен­ческими — пока Лёва будет трудиться и совершен­ствоваться, она всего-навсего посвятит ему жизнь. В ответ Женя сравнивала себя с сестрой Чехова, а мама разводила руками.

Когда нечего сказать, легче всего разводить руками.

Начать дневник Женя хотела со знамена­тельного дня, и, наконец, он наступил.

21 декабря в школьной раздевалке девочку поймал старшеклассник, которого все звали Роберт-организатор, и попросил «организовать» Лёву на Новогодний вечер старшеклассников.

Женя сразу сообразила: это прекрасный случай прославиться на всю школу. Теперь все узнают, что её брат учится в Консерватории.

Брифли существует благодаря рекламе:

Немного поломавшись, чтобы набить Лёве цену, Женя согласилась, и Роберт дал ей два билета на вечер. В этом был ещё один плюс — она станет единственной семиклассницей, попавшей на праздник, и весь класс будет ей завидовать.

Уговорить Лёву удалось без труда — он иногда подчинялся сестре, считая, что у той «острый практический ум». Лёва всегда выступал под аккомпанемент. Его аккомпа­ни­аторшей-пианисткой была студентка Консерватории Лиля. Женя знала, что Лиля влюблена в брата, но не возражала — та была толстая, некрасивая, конопатая и не могла отвлечь Лёву от музыки.

Женя в красках представляла себе этот триумфальный вечер. Сначала она гордо пройдёт под руку с Лёвой через толпу зелёных от зависти подружек. Потом все затаив дыхание будут слушать гениальную игру брата, а после концерта Лёва будет танцевать только с ней — она взяла с него обещание. Но всё пошло не так.

Толпы семиклассниц у входа почему-то не было. На вечере тоже ждали не Лёву, а певца из ресторана «Звёздное небо». Жене с братом пришлось стоять в общей очереди в раздевалку. Лёва не придал этому значения. Как говорила Женина мама, он был «весь в себе», и часто задавал странные, не относящиеся к происходящему вопросы.

Саму Женю задело, что ждут какого-то ресторанного певца, а не её брата.

Продолжение после рекламы:

На концерте известный на всю школу балбес Рудик, «который паясничал даже на похоронах», издевался над каждым выступающим. Женя испугалась, что он сорвёт выступление Лёвы, и сказала, что этот талантливый музыкант и «будущий лауреат» очень нервный. Если ему помешать, он не только выгонит из зала, но и опозорит. Рудик не хотел быть опозоренным на всю школу, и предпочёл притвориться спящим.

Лёвина аккомпа­ниаторша Лиля вела себя как на настоящем концерте, а вот у самого Лёвы, по мнению Жени, «был совсем не артистический вид» — костюм на сутулой фигуре казался мятым и с чужого плеча.

Девочка считала, «что музыкант должен казаться со сцены загадочным и недоступным», но Лёва улыбался совершенно по-домашнему.

Женя не слушала Лёвину игру, она следила, какое впечатление он производит на публику.

Певец из «Звёздного неба» не приехал, и Лёва добродушно согласился играть ещё, что не добавило ему загадочности. Женя пообещала себе научить брата быть гордым — «пусть зрители сначала попросят, поваляются у него в ногах… А потом уж он что-нибудь сыграет на „бис“».

Брифли существует благодаря рекламе:

На танцах Женю раздражали старшеклассницы, одетые в роскошные платья с глубокими вырезами. На их фоне, в своём «глухом девчачьем платье» она смотрелась очень невыгодно. Единственным Жениным преимуществом был брат, которого она с гордостью держала под руку, но и это преимущество исчезло, когда заиграл школьный джаз и на сцену вышла солистка Алина, самая красивая старшеклассница.

Лёва забыл о своём обещании танцевать только с сестрой, и весь вечер протанцевал с Алиной, а Женя простояла у стены, держа в руках футляр с кларнетом. Танцевал Лёва плохо, но от танцев с Алиной всё равно не отказывался.

Нормальные люди выставляют напоказ то, что им выгодно выставлять. А то, что невыгодно, прячут подальше.

Женя иронично посоветовала брату бросить Консерваторию и поступить в цирковое училище, на клоуна. Девочка считала, что имеет право жёстко разговаривать с Лёвой, ведь она собралась посвятить ему жизнь.

После танцев Лёва с Женей пошли провожать Алину. Несмотря на своё возмущение и твёрдое намеренье спасти брата от Алины, девочка робела перед ней и помимо воли ей поддакивала. Прощаясь, Лёва пригласил Алину на концерт студентов второго курса Консерватории, который состоится сразу после Нового года. Алина же попросила Лёву сыграть в школьном джазе.

Женя поняла, что вся её жизнь «под смертельной угрозой»: Лёве может понравиться играть в джазе, и тогда он станет выступать в фойе, как дедушка. Музыкантам, выступающим в фойе, не принято посвящать жизнь, и Жене придётся «придумывать себе будущую профессию, и зубрить, и гоняться за отметками» как все остальные.

Убедит Лёву, что Алина — фальшивка, не удалось, и Женя решила действовать. Встретив Алину в школе 30 декабря, девочка от имени Лёвы отменила приглашение на концерт и наврала, что брат обручён с аккомпа­ни­аторшей Лилей.

Второго января, перед концертом, Лёва долго ждал Алину перед входом в Консерваторию, но она не пришла.

Когда цельный человек влюбляется, с ним ничего не возможно поделать. Ему ничего нельзя объяснить.

До последней минуты Лёва надеялся, что Алина всё же придёт.

На сцене он снова выглядел слишком по-домашнему. Женя не слышала, как он играл, зато услышала разговор на заднем ряду.

Там Лёвины профессора обсуждали его выступление и говорили, что «он сегодня не в форме» и «играет не лучшим образом».

Женя поняла, что это она во всём виновата. Ночью она призналась брату, что Алина не пришла из-за неё. Тихим, спокойным голосом Лёва сказал, что Женя поступила подло — только деспоты «превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать». Ни у кого нет права вмешиваться в личную жизнь другого человека, даже если это родной брат.

Женя сказала, что Алина не пришла из-за неё, а не сама по себе, и это не так плохо. Лёва пожал плечами и улыбнулся. С этого дня девочка бросила вести дневник, опасаясь, что, прочитав его, в книге о брате не поместят её портрет с подписью «Сестра музыканта».

Источник: https://briefly.ru/aleksin/moy_brat_igraet_na_klarnete/

Мой брат играет на кларнете — краткое содержание повести Алексина

Главная героиня повести – семиклассница Женя. Она начинает вести личный дневник, хотя уверена, что делать это могут только выдающиеся личности. У Жени есть старший брат Лёва, который получает музыкальное образование. Девочка уверена, что он станет гением, а она будет сестрой великого человека. Именно из жениного дневника читатель узнаёт всю историю.

Лёва начал играть на кларнете, потому что этого желал их дедушка. Сам дедушка тоже играл, он выступал в фойе кинотеатров. Девочка не хотела такой же судьбы для брата – она была уверена, что ему уготован иной путь: парень должен был быть великим музыкантом, которого люди приходили бы послушать в самых известных концертных залах.

Женя хотела посвятить брату всю свою жизнь. Она не считала нужным получать образование или работу, ведь она будет сестрой гения. Сам Лёва, по мнению девочки, сначала должен был стать великим музыкантом, и только лишь потом строить свою личную жизнь.

Однажды в школе Женю попросили привести брата на Новогодний вечер, чтобы он сыграл там.

Девочка согласилась, так как вся школа сразу узнала бы, что её брат – музыкант, а все одноклассники стали бы ей завидовать, ведь она была единственной семиклассницей, которая могла присутствовать на этом вечере.

Лёва согласился выступить. Обычно ему аккомпанировала на пианино его однокурсница Лиля. Лёва нравился девушке, но та не была красавицей и не вызывала у юноши чувств.

Когда наступил вечер, Женя была разочарована. Она ожидала, что все будут заранее восхищены её братом, но люди уделяли больше внимания одному певцу из местного ресторана.

Кроме того, Жене не нравилось, как выглядел её брат: в нём не было ничего он таинственного гения, он улыбался своей обыденной улыбкой, костюм его был измят.

Женя даже не слушала, как играет её брат, её волновала лишь реакция публики.

После выступления начались танцы. Лёва дал Жене обещание танцевать только с ней, но затем появилась Алина, самая красивая из старшеклассниц, и Лёва стал танцевать с девушкой.

Танцевал парень плохо, и Жене не понравилось, что он выставляет свои невыгодные стороны. Когда вечер закончился, Лёва и Женя провожали Алину. Лёва пригласил её на концерт в своём университете.

Алина позвала Лёву играть джаз в их школьном коллективе. Женя испугалась, что брат согласится и тогда не станет известным.

Женя решила разрушить их зарождающиеся отношения. Она сказала Алине, что у брата есть невеста и он отменяет приглашение на концерт. Алина не пришла. Женя услышала, что преподаватели Лёвы не остались довольны его игрой.

Ночью девочка призналась брату в том, что сделала. Лёва сказал ей, что она не имеет право вмешиваться в чужую жизнь. Женя бросила вести дневник.

← В стране вечных каникул
← Звоните и приезжайте↑ АлексинСигнальщики и горнисты →
Третий в пятом ряду →

Краткое содержание Алексин Мой брат играет на кларнете за 2 минуты пересказ сюжета

  • Цифры — краткое содержание рассказа Бунина
    Рано утром мальчик Женя проснулся с желанием непременно сегодня выучиться читать, писать и рисовать цветными карандашами. Но дядя, лукавя, сказал, что сегодня выходной (царский) день, магазины закрыты
  • Тени в раю — краткое содержание романа Ремарка
    Действие романа «Тени в раю» развивается в 1944-1945 г. Конец Второй мировой войны. Измученные военными действиями европейцы массово перебираются за океан. В Нью-Йорк приезжает
  • Миль пардон, мадам! — краткое содержание рассказа Шукшина
    Броньку Пупкова в деревне все рекомендовали приезжим охотникам. Бронька, Бронислав – небольшой ладный мужичок за 50, дебошир и балагур, родные места знал с детства, охотником был везучим и умным
  • Сирота — краткое содержание книги Дубова
    С первых страниц произведения перед нами предстает главный герой Алеша Горбачев. У мальчика не было родителей, и поэтому он воспитывался у дяди и тети, которые им практически не занимались.
Читайте также:  Краткое содержание метерлинк синяя птица за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/aleksin/moj-brat-igraet-na-klarnete-povest

Читать

Анатолий Алексин

Мой брат играет на кларнете 

21 декабря 

Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. И записывают в них всякую ерунду. Например: «Вася попросил у меня сегодня тетрадку по геометрии. Тайно попросил и очень тихо, чтоб никто не услышал. Зачем?

Почему именно у меня? Почему так таинственно и с большим волнением? Уже полночь. Но я размышляю об этом и не засну до утра».

Васька просто-напросто решил сдуть домашнее задание по геометрии.

Именно у нее, потому что у меня он уже сдувал. «Тихо, таинственно!..» А кто же делает это громко? «С волнением!» Еще бы Ваське не волноваться!

Девчонки обожают придавать самым обыкновенным поступкам мальчишек какой-то особый смысл.

Я тоже девчонка, но я понимаю, что дневники должны вести только выдающиеся люди. Нет, я ничего такого о себе не думаю. Но у меня есть брат, он учится на втором курсе Консерватории. Он будет великим музыкантом. Это точно. Я в этом не сомневаюсь! И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве.

Мой брат играет на кларнете. Почему не на скрипке? Не на рояле? Так хотел дедушка.. Он умер, когда мне было всего два года. А брат Лева старше на целых пять лет, и дедушка начал учить его музыке.

Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка «играл в фойе». Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. «Фойе»,

— четко выговаривала я.

А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играют в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс. Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза: может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жуют бутерброды.

Мой брат не будет играть в фойе! Он будет выступать в роскошных концертных залах. Сейчас он готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.

Мне жаль, что кларнет называют духовым инструментом. Когда я думаю о духовых инструментах, то сразу почему-то вспоминаю похороны и медный оркестр, который идет за гробом.

Кларнет можно было бы назвать как-то иначе… Но что поделаешь!

Учусь я средне, но это не имеет никакого значения. Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Так ведь часто бывало с сестрами великих людей. Они даже не выходили замуж. И я не выйду. Ни за что! Никогда!..

Это точно. Лева уже знает об этом. Сперва он возражал, но потом согласился.

Мы договорились, что сам Лева, в отличие от меня, будет иметь право на личную жизнь, но лишь тогда, когда добьется больших музыкальных успехов. Лева весь, без остатка будет принадлежать искусству.

У него не будет оставаться времени ни на какие обыкновенные человеческие дела и заботы. Все это буду исполнять за него я. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата! И поэтому мои тройки не имеют никакого значения.

К сожалению, мама и папа этого не понимают.

— Ты неплохо устроилась, — как-то сказала мама. — Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

— А сестра Чехова, значит, тоже была иждивенкой? — спросила я в ответ.

— Ну уж… хватила!

Мама изумленно развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками. В общем-то, я сама виновата: не надо слишком уж откровенничать со своими родителями — они обязательно используют эту откровенность против тебя.

Но зато когда-нибудь о Леве напишут книгу, и в нее войдут отрывки из моего дневника. Недавно я читала такую книгу о великом поэте. «Сестра поэта» — было написано под одной фотографией. А под моей напишут:

«Сестра кларнетиста». Или лучше так: «Сестра музыканта». Это будет мне скромной наградой.

Вот зачем я стала вести дневник.

«Что-то я не слышал про такую профессию — сестра кларнетиста», сказал мне однажды папа. Он тоже, увы, не всегда меня понимает.

К несчастью, не все еще знают, какой это важный инструмент — кларнет.

Именно он начинает Пятую симфонию Чайковского! Разве многим это известно? «Незаметный герой оркестра» — так говорит о кларнете Лева. Он даже рад, что кларнет «незаметный». Он и сам бы, наверно, хотел быть незаметным. Такой у него характер. Но я этого не допущу!

Летом всему нашему дому слышны звуки кларнета. Но многие не знали, из какого именно окна летят эти звуки. Я объяснила, что это играет мой брат. Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от

Левиного кларнета.

Всем соседям я уже рассказала, что Лева готовится к конкурсу. Пусть меня считают нескромной: я готова ради брата на любые страдания! В общем, я уже давно решила вести дневник. Но начать его я хотела не просто так, а с какого-нибудь знаменательного дня. И вот этот день настал!

Сегодня перед первым звонком меня схватил в раздевалке десятиклассник

Роберт, по прозвищу «Роберт-организатор». Такая у него манера: он не останавливает, не берет за руку того, кто ему нужен, а именно хватает.

За что попало: за руку, за плечо, даже за шею. Представляете? Меня он схватил за рукав.

— Организуешь своего брата? На вечер старшеклассников!

Роберт обычно лишь первую фразу произносит нормально, по-человечески, а на дальнейшие разъяснения у него уже не хватает времени. И он начинает говорить быстро, пропуская глаголы, будто диктует телеграмму.

— Новогодний вечер! Первое отделение — стихи, классическая музыка.

Второе — джаз и танцы. Классической музыки у нас нет. Вся надежда на брата. На твоего.

Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу. Не могу же я всем без исключения сообщить, что мой брат учится в Консерватории, а тут все сразу узнают! Однако я решила немного помучить Роберта, чтобы он не думал, что заполучить моего брата так просто.

— Видишь ли, — начала я, — мой брат готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей…

Слова «на духовых инструментах» я опустила.

— Вечер старшеклассников: только десятые! — сказал Роберт. — Ты в седьмом. Но вот два билета! Тебе и брату. Организуешь?

Что будет с моими подругами, когда они узнают, что я приглашена на вечер старшеклассников? Который может им только присниться! В самом счастливом сне!..

И все-таки я сказала:

— Надо узнать: у брата новогодняя ночь может быть уже занята.

Наверно, он приглашен куда-нибудь на концерт, а потом на бал музыкантов-исполнителей…

— Наш вечер двадцать шестого, — сказал Роберт. — Организуешь?

Новогодний вечер за пять дней до Нового года! Хотя что же тут удивляться, если Роберт умудрился недавно организовать воскресник в четверг?

— Ладно, — сказала я. — Это нелегко, но я постараюсь. — И взяла два билета.

22 декабря

Я хочу еще кое-что записать о вчерашнем дне. Когда я пришла домой,

Лева играл на кларнете. Он всегда играет: и утром и вечером.

Представляете? Как у него хватает терпения! Просто понять не могу. Хотя отчасти все же могу… Лева занимается любимым делом, а когда занимаешься таким делом, сразу откуда-то появляются терпение и воля. Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятерки.

Потому что я занималась бы любимым делом! Но геометрия, физика, химия…

Откуда возьмешь столько терпения? И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! Понять не могу. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть: он словно бы ничего не замечает. А мы ходим на цыпочках.

Но вчера я не выдержала и сказала:

— Прости меня, Лева… Но у меня важное дело. Тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=1214&p=1

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Наро-Фоминская общеобразовательная средняя школа №5
  • с углубленным изучением отдельных предметов
  • Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина
  • «Мой брат играет на кларнете»
  • Учитель высшей категории

Л.В. Карпова

г. Наро-Фоминск

2013г.

   Тип урока: урок внеклассного чтения по повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете».

   Цели: продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Алексина и идейно-художественными особенностями его произведений;

  • формирование умений читать, комментировать и анализировать художественный текст;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • развитие устной монологической речи;
  • развитие деятельностного отношения к жизни;
  • развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим.

  Форма урока: синтетический урок ( урок художественного восприятия, изучения и обобщения, включающий сообщения учащихся, защиту проекта, свободный рассказ о прочитанном, фрагментарное чтение и анализ эпизодов, словесное рисование ) .

 Технологии урока: проблемного обучения, групповая, метод проектов, игровая.

 Предварительное домашнее задание: презентация «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина», составить характеристику-коллаж главных героев повести – Лёвы, Женьки и Алины, иллюстрации к повести.

 Оборудование урока: портрет А. Алексина, рисунки учащихся, выставка книг, мультимедийная презентация.

  1. Создание мотивации для работы.
  2. Чтение высказывания В. Сухомлинского:
  3. «Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».
  4. — Как вы понимаете эти слова известного педагога?
  5. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения речь пойдёт о повести известного писателя Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете», в которой автор разговаривает со своими юными читателями всерьёз о серьёзной жизни.

Он умеет говорить о ней увлечённо, увлекательно, воспринимая её действительность, с её драматическими и комическими сторонами.

В этой повести Алексин подводит итог прежним раздумьям о призвании человека, о его личной ответственности за свою жизнь, за каждодневные поступки.

Актуализация знаний учащихся по теме.

— Что вам известно об А. Алексине? Какие произведения этого автора вам знакомы?

Сейчас ребята подробнее расскажут об А. Алексине и особенностях его творчества.

Защита проекта «Рыцарь деятельного добра. Жизнь и творчество А. Алексина».

Анатолий Георгиевич Алексин любил повторять: «Биография у меня одна». Это означает, что факты из его жизни общеизвестны.

Писатель и драматург Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия – Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, Георгий Платонович Гоберман, партийный работник, в прошлом участник Гражданской войны, был репрессирован в 1937 году.

Ещё до войны, в школьные годы, начал печататься в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда», где были опубликованы его ранние стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации, работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты.

Первые прозаические произведения Алексина – очерки, рассказы и публицистика – начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году.

В том же году вышел первый сборник его повестей «Тридцать один день».

Многочисленные повести Алексина, такие как «Необычные похождения Севы Котлова» (1958), «Говорит седьмой этаж» (1959), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965), «Поздний ребёнок» (1968), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Очень страшная история» (1969), «Звоните и приезжайте!» (1970), «В стране вечных каникул» (1970), «Обратный адрес» 91971), «Десятиклассники» (1974), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Пойдём в кино» (1977), «Сердечная недостаточность» (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.

Впервые появившись в журнале «Юность» в 1955 году по приглашению Валентина Катаева, Анатолий Алексин на протяжении многих лет входил в состав его редколлегии, с 1970 по 1989 год был секретарём Союза писателей РСФСР, где возглавлял секцию детской и юношеской литературы, а в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Был удостоен премии Ленинского комсомола, а также Государственных премий РСФСР и СССР. Помимо множества повестей, перу Алексина принадлежат немало рассказов и ряд пьес, большинство которых являются переработками его же произведений. Работал писатель и в кино, написав сценарии к фильмам «Я вам пишу, «Право быть ребёнком», «Расписание на завтра», «Накануне премьеры». Среди экранизации его повестей наиболее известной стала картина «Поздний ребёнок».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов рылеева за 2 минуты

Алексин боготворит М. Ю. Лермонтова, главным литературным кумиром считает А. П. Чехова.

  • — Как вы думаете, почему именно Чехов стал литературным кумиром Алексина?
  • (Сжатость алексинской прозы, ограниченное число действующих лиц, тщательный отбор деталей, драматизм, психологическая напряжённость органично переплетены с юмором – всё это сближает произведения Алексина с чеховскими рассказами).
  • За почти 60 лет писательского труда творчеству Алексина посвящены более 60 статей, монографий и 2 книги известных знатоков литературы.

.Каждая книга писателя – тонкое и бережное исследование внутреннего мира человека, пронизанное лиричностью, добрым юмором и искрящимся жизнелюбием. Сокровища своей души автор щедро дарит и взрослым, и юным. Рассказы и повести Алексина просветляют нравственный мир, учат мужеству действенного воинствующего человеколюбия.

«Время – великий, а значит, и самый справедливый критик: потому книги Алексина выдержат испытание временем, это те зёрна, которые останутся натоку»,- пишет Берта Брайнина, доктор филологических наук.

В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живёт и работает по сей день.

  Учитель. Прежде чем начать разговор о повести «Мой брат играет на кларнете», я хотела бы проверить, как внимательно вы её читали.

Выберите из данных утверждений верные.

  1. Лёва играет на кларнете, потому что так хотела бабушка. (Нет. Так хотел дедушка).
  2. Родители не поддерживали решение Женьки посвятить свою жизнь брату. (Да).
  3. «Незаметный герой оркестра»,- так говорит о кларнете Лёва. (Да).
  4. Любимый предмет Женьки – история. (Нет. Литература).
  5. Женька привела Лёву на Новогодний вечер задолго до его начала. (Нет. Перед самым началом).
  6. Любимое занятие Лёвы – кого-нибудь выручать. (Да).
  7. Женьке нравилась Алина, которая заставила вести Лёву так, будто он ничем не отличался от десятиклассников. (Нет. Женька возненавидела Алину за это).
  8. На вечере Лёва играл свой любимый «Полёт шмеля». (Да).
  9. Алина пришла на конкурс, и Лёва хорошо выступил. (Нет. Женька обманула Алину, и та не попала на конкурс, поэтому Лёва выступил плохо).
  10. Лёва считал поступок Женьки подлым. (Да).

Узнай героя.

  1. Весь в себе. Мыслит музыкальными образами. (Лёва).
  2. Не любит терять время по пустякам, говорит в своей обычной манере, опуская глаголы. (Роберт).
  3. Толстая, в очках и с веснушками всюду – на носу, на руках и даже на шее. (Лиля).
  4. Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывая один глаз. (Алина).
  5. Семиклассница, решившая посвятить свою жизнь брату. (Женька).

Проблемный вопрос.

«Посвятить всю жизнь не себе, а брату», — мечтает героиня повести А. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Что это – самоотверженность или самолюбование? Верность и преданность близкому человеку или эгоизм и самоутверждение.

Беседа с классом с элементами пересказа, выборочного чтения и словесного рисования.

— От чьего лица ведётся повествование? Какую форму изложения событий выбрал автор и почему?

(Повествование ведётся от лица 14-летней  семиклассницы Женьки. Ее устами, в форме её личного дневника писатель рассказывает обычную житейскую историю).

  1. -Какие проблемы поднимает  Алексин в повести?
  2. (Проблемы отзывчивости, верности, преданности близкому человеку, самоценности каждой человеческой личности, любви, свободы человека, жертвенности, духовного иждивенчества, эгоизма и тиранства).
  3. -Давайте вспомним краткое содержание повести.

(Семиклассница Женька решает посвятить старшему брату Лёве всю свою жизнь. Она верит, что брат будет великим музыкантом. Женька пытается уверить себя и окружающих, будто отказывается от собственной «личной» жизни ради блага и счастья своего старшего брата. Но она даже не замечает, что озабочена в основном собственной персоной. Женька обманывает Лёву и Алину, разрушая их отношения).

-Напишите аннотацию на прочитанную повесть.

Аннотация – краткая информация о содержании книги. Служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда содержит элементы оценки книги, сведения об истории создания произведения, об авторе.

(Повесть известного детского писателя, лауреата Государственных премий, дипломанта международной премии имени Андерсена Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете» — это дневник семиклассницы Женьки, решившей посвятить свою жизнь брату, который, как она считает, скоро станет великим музыкантом. Ради брата девочка готова даже на «решительные шаги».Драматизм в повести прекрасно уживается с лиризмом и юмором.)

  • Работа в группах
  • —  В повести 4 сюжетные линии:
  • Женька и Лёва,
  • Женька и Алина,
  • Женька и окружающие (родители, одноклассники, старшеклассники),
  • Лёва и Алина.

Расскажите о героях и их взаимоотношениях, используя материалы домашнего задания. Подкрепляйте свой рассказ выборочным чтением отдельных эпизодов.

-Чехов говорил, что о мастерстве писателя во многом можно судить по финалам его произведений. Каков финал этой повести? Как в последней её фразе просматривается авторская оценка всему происходящему?

( В этой повести автор не показывает решительной перестройки главной героини Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь первый ощутимый урок жизни, когда слышит от своего брата Лёвы слова о её подлом поступке.

Женька даже прекращает вести свой дневник, но не потому, что она стала другой, а лишь из опасения, что в книге о брате-кларнетисте могут не поместить её портрет с подписью «Сестра музыканта». Характер её остаётся прежним. Чтобы перевоспитать Женьку, понадобится немало времени.

Эта незавершённость эволюции героини повести принципиально важна: здесь открывается писателю более глубокая правда характера.Последняя фраза «дневника девчонки» ставит точный, завершающий акцент, выявляющий авторскую оценку всему происходящему.

«Я больше не буду вести дневник, — с горечью заявляет Женька. – А то, пожалуй, в книге о брате могут не поместить мой портрет с подписью: «Сестра музыканта».)

Рефлексия.

— К каким выводам вы пришли, прочитав повесть Алексина?

  Человек должен жить за счёт своего собственного труда и таланта. Алексин выступает против иждивенчества в жизни и творчестве. Никто не вправе решать за другого человека какие бы то ни было вопросы.

Каждый должен сам решать за себя и сам строить свою жизнь. Нельзя превращать жизнь в самопожертвование; такая жертва никому не нужна, ибо не может быть счастлив человек, если его счастье достигнуто ценой пожертвованной ему чьей-либо жизни.

Такая жертвенная любовь не свободна, она деспотична.

Домашнее задание. Письменно ответить на проблемный вопрос урока.

Использованная литература

А. Алексин. « Мой брат играет на кларнете» и другие повести. М, «Просвещение», 1983

В. Воронов. А. Алексин. Очерк творчества. М., Детская литература, 1973

Приложение.

Характеристика-коллаж Женьки.

  • Учусь я средне.
  • Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата.
  • Когда-нибудь о Лёве напишут книгу, и в неё войдут отрывки из моего дневника.
  • Уроки по литературе я могла бы готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятёрки.
  • Острый практический ум.
  • Я испытываю доверие к некрасивым женщинам: они не могут отвлечь моего брата от музыки.
  • Я буду приносить себя в жертву.
  • Я презирала этих девиц, но робела перед ними. И за эту робость ещё сильнее их презирала.
  • Девчонки меня вообще раздражали. Все они выглядели роскошно.
  • О, как я ненавидела Алину… Я ненавидела даже её имя – такое редкое, необычное. Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю жизнь. Она заставила брата вести себя так, будто он ничем не отличался от десятиклассников, которые все влюблены в неё.
  • Я должна спасти его от Алины.
  • Я сделала смелый, решительный шаг. Ради Лёвы, ради его музыкального будущего!
  • Ложь во имя спасения брата.
  • Человек не может говорить одну только правду. Я буду врать за брата. Пусть это будет ещё одной жертвой.
  • Это я во всём виновата. Я!..

Характеристика-коллаж Лёвы.

  • Учится на втором курсе консерватории.
  • Мой брат играет на кларнете… Так хотел дедушка.
  • Лёва всегда играет: и утром и вечером… занимается любимым делом.
  • …вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.
  • …весь в себе…
  • Фигура сутулая, словно о чём-то задумавшаяся.
  • …добродушно закивал…по-домашнему улыбнулся.
  • Любимое Лёвино занятие – кого-нибудь выручать.
  • Он очень цельный человек (мама о Лёве).
  • Он всегда говорил чистую правду, одну только правду.
  • Он сегодня не в форме…играет не лучшим образом.

Характеристика-коллаж Алины.

  • Поёт джазовые песенки на разных языках.
  • Девчонки со злостью поглядывали на Алину.
  • Яркая блондинка, с прямыми волосами, которые спадают на лицо, закрывают один глаз.
  • Алина пела вполголоса, и все в зале, особенно мальчишки, просто боялись дышать.
  • Алина всё время, не отрываясь, смотрела на Лёву в упор и как-то слишком многозначительно.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/21/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-aaleksina-moy-brat-igraet

А.Алексин "Мой брат играет на кларнете"

magnolia1985Анатолий Алексин «Мой брат играет на кларнете»Иллюстратор Александр КукушкинИздательство «Machaon», 2011 — 224 стр.ISBN 978-5-389-01708-5Формат 205×240 ммТвердый переплет, бумага офсетПрозу Алексина я в детстве не читала и вот решила восполнить пробел. Как раз и новинка от «Махаона» поселилась у меня в библиотеке.В книгу вошли три повести:

«Звоните и приезжайте»

«Мой брат играет на кларнете»»А тем временем где-то…»Пробегусь бегло по сюжету.

В повести «Звоните и приезжайте» рассказ ведется от лица обычного мальчика-шестиклассника. Он живет в обычной семье, с обычными мамой и папой. И в гости к ним иногда захаживает бабушка (теща).

Мальчик очень любит папу и сильно переживает из-за того, что он недооценен женской половиной их семьи. Бабушка часто намекает на карьерные успехи папиных друзей, а мама недовольна безотказностью и постоянной занятостью мужа.

Папа — врач-хирург, высококлассный, но скромный и очень ответственный. Мальчик пытается помочь родителям наладить отношения, спасти семью от распада.

«Мой брат играет на кларнете» — это дневник девочки, опять же шестиклассницы. Она решила посвятить свою жизнь брату, который, как она считает, скоро станет великим музыкантом. А у великих людей всегда был кто-то, кто пожертвовал своей жизнью ради таланта гения.

По этой причине девочка решила, что никогда не выйдет замуж, что учиться и работать ей самой не нужно, ей нужно лишь всегда быть рядом с братом, терпеть его странности (когда они появятся…

ведь у талантливых людей обязательно должны быть странности! причем не абы какие, а определенного качества) и писать о себе о нем в дневнике, чтобы благодарные потомки написали о ней о нем книгу, в которой обязательно восхитятся самоотверженностью его сестры. Ради свой мечты ради брата девочка готова даже на «решительные шаги».

«А тем временем где-то…» Эта повесть понравилась мне больше остальных, тронула до слез. Главный герой — мальчик (и снова шестиклассник) из образцовой семьи: его мама и папа замечательные, всеми уважаемые и любимые люди, очень правильные и очень положительные.

Они часто уезжают в командировки на длительный срок, в это время мальчик живет с бабушкой — не такой безупречной, но веселой, доброй и понимающей.

В один из родительских отъездов мальчик случайно узнает факт из прошлого своего отца, который его поражает и заставляет о многом задуматься, и даже повзрослеть.

Истории Алексина наполнены психологизмом, заставляют героев задуматься над смыслом жизни и поиском правильного пути. Они совсем не озорные и не веселые, они лиричные, настраивающие на волну размышлений, показывающие нам мысли и чувства подростка.  Именно поэтому мне совсем не понравилось художественное оформление книги.

Гротескно-сатирические иллюстрации Александра Кукушкина, имхо, здесь совсем неуместны. Да, мы, взрослые, можем где-то и улыбнуться, и ухмыльнуться, но не позабавиться, не дают эти повести повода для карикатур. К тому же люди у художника получаются совсем несимпатичными.

[Например, что вы думаете о человеке, изображенном на картинках?]

   А ведь это как раз тот горячо любимый папа-хирург, за которого так переживает главный герой первой повести! Похож???Но текст, без сомнения, хорош, смело могу его рекомендовать ребятам среднего школьного возраста (и старше).Проблемы и вопросы, поднимаемые в книге, будут понятны именно подросткам. А размышления над поступками главных героев помогут разобраться в себе в переходном возрасте.Алексин хорошая альтернатива шведским авторам: вектор мысли направлен совсем в другую сторону — не в штаны, а душу.В аннотации к книге написано, что автор — лауреат Государственных премий, дипломант Международной премии имени Андерсена — чувствуется, что это заслуженно.И напоследок еще пару строк:

Читайте также:  Краткое содержание алая буква готорн за 2 минуты пересказ сюжета

пыталась прочитать «Дракона Мартина» — текст очень простой, читается буквально по диагонали, но скучный, я пять раз над ним засыпала, так и бросила на середине книге.

Источник: https://magnolia1985.livejournal.com/106744.html

Читать онлайн электронную книгу Мой брат играет на кларнете — Анатолий Алексин. Мой брат играет на кларнете бесплатно и без регистрации!

Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. И записывают в них всякую ерунду. Например: «Вася попросил у меня сегодня тетрадку по геометрии. Тайно попросил и очень тихо, чтоб никто не услышал. Зачем? Почему именно у меня? Почему так таинственно и с большим волнением? Уже полночь. Но я размышляю об этом и не засну до утра».

Васька просто-напросто решил сдуть домашнее задание по геометрии.

Именно у нее, потому что у меня он уже сдувал. «Тихо, таинственно!..» А кто же делает это громко? «С волнением!» Еще бы Ваське не волноваться!

Девчонки обожают придавать самым обыкновенным поступкам мальчишек какой-то особый смысл.

Я тоже девчонка, но я понимаю, что дневники должны вести только выдающиеся люди. Нет, я ничего такого о себе не думаю. Но у меня есть брат, он учится на втором курсе Консерватории. Он будет великим музыкантом. Это точно. Я в этом не сомневаюсь! И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве.

Мой брат играет на кларнете. Почему не на скрипке? Не на рояле? Так хотел дедушка… Он умер, когда мне было всего два года. А брат Лева старше на целых пять лет, и дедушка начал учить его музыке.

Долгие годы я слышала о том, что наш дедушка «играл в фойе». Я не знала, что такое фойе, но слово это казалось мне очень красивым. «Фойе», – четко выговаривала я.

А когда первый раз сходила в кино и увидела музыкантов, которые играют в фойе, мне стало жаль моего бедного дедушку: зрители переговаривались, жевали бутерброды, шуршали газетами, а старые люди на сцене играли вальс.

Они прижимали к подбородку свои скрипочки и закрывали глаза: может быть, от удовольствия, а может быть, для того, чтоб не видеть, как зрители жуют бутерброды.

Мой брат не будет играть в фойе! Он будет выступать в роскошных концертных залах. Сейчас он готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.

Мне жаль, что кларнет называют духовым инструментом. Когда я думаю о духовых инструментах, то сразу почему-то вспоминаю похороны и медный оркестр, который идет за гробом.

Кларнет можно было бы назвать как-то иначе… Но что поделаешь!

Учусь я средне, но это не имеет никакого значения. Я решила посвятить свою жизнь не себе, а брату. Так ведь часто бывало с сестрами великих людей. Они даже не выходили замуж. И я не выйду. Ни за что! Никогда!..

Это точно. Лева уже знает об этом. Сперва он возражал, но потом согласился.

Мы договорились, что сам Лева, в отличие от меня, будет иметь право на личную жизнь, но лишь тогда, когда добьется больших музыкальных успехов. Лева весь, без остатка будет принадлежать искусству.

У него не будет оставаться времени ни на какие обыкновенные человеческие дела и заботы. Все это буду исполнять за него я. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата! И поэтому мои тройки не имеют никакого значения.

К сожалению, мама и папа этого не понимают.

– Ты неплохо устроилась, – как-то сказала мама. – Значит, Лева будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, готовиться к конкурсам, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

– А сестра Чехова, значит, тоже была иждивенкой? – спросила я в ответ.

– Ну уж… хватила!

Мама изумленно развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками. В общем-то, я сама виновата: не надо слишком уж откровенничать со своими родителями – они обязательно используют эту откровенность против тебя.

Но зато когда-нибудь о Леве напишут книгу, и в нее войдут отрывки из моего дневника. Недавно я читала такую книгу о великом поэте. «Сестра поэта» – было написано под одной фотографией. А под моей напишут: «Сестра кларнетиста». Или лучше так: «Сестра музыканта». Это будет мне скромной наградой.

Вот зачем я стала вести дневник.

«Что-то я не слышал про такую профессию – сестра кларнетиста», сказал мне однажды папа. Он тоже, увы, не всегда меня понимает.

К несчастью, не все еще знают, какой это важный инструмент – кларнет.

Именно он начинает Пятую симфонию Чайковского! Разве многим это известно? «Незаметный герой оркестра» – так говорит о кларнете Лева. Он даже рад, что кларнет «незаметный». Он и сам бы, наверно, хотел быть незаметным. Такой у него характер. Но я этого не допущу!

Летом всему нашему дому слышны звуки кларнета. Но многие не знали, из какого именно окна летят эти звуки. Я объяснила, что это играет мой брат. Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от Левиного кларнета.

Всем соседям я уже рассказала, что Лева готовится к конкурсу. Пусть меня считают нескромной: я готова ради брата на любые страдания! В общем, я уже давно решила вести дневник. Но начать его я хотела не просто так, а с какого-нибудь знаменательного дня. И вот этот день настал!

Сегодня перед первым звонком меня схватил в раздевалке десятиклассник Роберт, по прозвищу «Роберт-организатор». Такая у него манера: он не останавливает, не берет за руку того, кто ему нужен, а именно хватает. За что попало: за руку, за плечо, даже за шею. Представляете? Меня он схватил за рукав.

– Организуешь своего брата? На вечер старшеклассников!

Роберт обычно лишь первую фразу произносит нормально, по-человечески, а на дальнейшие разъяснения у него уже не хватает времени. И он начинает говорить быстро, пропуская глаголы, будто диктует телеграмму.

– Новогодний вечер! Первое отделение – стихи, классическая музыка. Второе – джаз и танцы. Классической музыки у нас нет. Вся надежда на брата. На твоего.

Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу. Не могу же я всем без исключения сообщить, что мой брат учится в Консерватории, а тут все сразу узнают! Однако я решила немного помучить Роберта, чтобы он не думал, что заполучить моего брата так просто.

– Видишь ли, – начала я, – мой брат готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей…

Слова «на духовых инструментах» я опустила.

– Вечер старшеклассников: только десятые! – сказал Роберт. – Ты в седьмом. Но вот два билета! Тебе и брату. Организуешь?

Что будет с моими подругами, когда они узнают, что я приглашена на вечер старшеклассников? Который может им только присниться! В самом счастливом сне!..

И все-таки я сказала:

– Надо узнать: у брата новогодняя ночь может быть уже занята. Наверно, он приглашен куда-нибудь на концерт, а потом на бал музыкантов-исполнителей…

– Наш вечер двадцать шестого, – сказал Роберт. – Организуешь?

Новогодний вечер за пять дней до Нового года! Хотя что же тут удивляться, если Роберт умудрился недавно организовать воскресник в четверг?

– Ладно, – сказала я. – Это нелегко, но я постараюсь. – И взяла два билета.

Я хочу еще кое-что записать о вчерашнем дне. Когда я пришла домой, Лева играл на кларнете. Он всегда играет: и утром и вечером. Представляете? Как у него хватает терпения! Просто понять не могу.

Хотя отчасти все же могу… Лева занимается любимым делом, а когда занимаешься таким делом, сразу откуда-то появляются терпение и воля.

Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятерки.

Потому что я занималась бы любимым делом! Но геометрия, физика, химия…

Откуда возьмешь столько терпения? И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! Понять не могу. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть: он словно бы ничего не замечает. А мы ходим на цыпочках.

Но вчера я не выдержала и сказала:

– Прости меня, Лева… Но у меня важное дело. Тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

Лева несколько секунд помолчал. Когда его отрывают от музыки, он как бы приходит в себя или, точнее сказать, возвращается к нам из какого-то другого мира. Так мне кажется…

– Тебя просят выступить у нас на новогоднем вечере, – повторила я, потому что первую мою фразу Лева мог не расслышать: он был в другом мире.

– Я готов, – сказал Лева. – В принципе я готов… Но слушать сольное выступление на новогоднем вечере?.. Кларнет выигрышней звучит в оркестре. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? Это будет эффектней.

Еще чего не хватало! Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу? И чтоб кланяться выходил дирижер, а мой брат превратился в «незаметного героя оркестра»? Нет, я хочу, чтобы он был заметным!

– Ваш оркестр просто не поместится на нашей сцене, – сказала я. – И никто его вовсе не приглашал. Просили тебя. Персонально! У нас в школе обожают кларнет. Вот два билета. – Я положила билеты на стол и добавила: – Значит, пойдем.

«Уж сколько лет ты пытаешься подарить ему свой характер, а он не принимает подарка. Смирись, дитя мое, смирись!» – сказал как-то папа.

И все же Лева иногда подчиняется мне, хоть и старше на целых пять лет. Он говорит, что у меня «острый практический ум». Лева не объясняет, хорошо это или плохо. Он вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами. Так мыслят все настоящие музыканты.

– Я готов… – сказал Лева. – В принципе я готов. Но мой аккомпанемент?

«Мой аккомпанемент» – так Лева называет студентку Консерватории Лилю, которая всегда сопровождает его сольные выступления.

Лиля не только аккомпанирует Леве – она влюблена в него. Это всем абсолютно ясно. И поэтому она не откажется выступить у нас на вечере.

Я не мешаю Лиле смотреть на Леву преданными глазами и даже иногда оставляю их вдвоем: потому что Лиля толстая, в очках и с веснушками всюду – на носу, на руках и даже на шее.

Я испытываю доверие к некрасивым женщинам: они не могут отвлечь моего брата от музыки, и это так благородно с их стороны!

И мама, я заметила, тоже предпочитает некрасивых подруг. По крайней мере, когда она предупреждает папу: «Сегодня вечером ко мне в гости придет очаровательная женщина», – папа почти всегда усмехается и преспокойно уходит вечером к соседу играть в шахматы. Он не верит, что мама приведет к нам в дом очаровательную женщину.

Я готовлюсь к новогоднему вечеру. И представляю себе, как все будет!

  • Мой брат сыграет одну вещь, только одну!
  • – Что ты сыграешь, Лева?
  • – Надо что-нибудь легкое… «Полет шмеля», например.

– Нет, не такое известное. На «Шмеле» у них далеко не улетишь. Надо их поразить!

Последние слова я произнесла совсем тихо, как бы про себя. Лева таких фраз не любит.

– Может быть, из «Франчески да Римини»?

– Это пойдет!

После «Франчески» мой брат скроется за кулисы. Ему будут бешено аплодировать. Он снова выйдет, будто лишь для того, чтоб раскланяться.

Но тут я поднимусь и скажу: «Сыграй, Лева, еще. Я прошу тебя».

И назову такое произведение, какого никто из старшеклассников никогда в жизни не слышал. Лева послушается меня и сыграет. А потом он спустится в зал и сядет возле меня. А потом будут танцы…

– Ты будешь танцевать только со мной, – сказала я брату.

– В принципе я готов… Но ты знаешь, я плохо танцую. Старомодно…

– Тем более. Чтобы не осрамиться, танцуй только со мной. Поклянись!

– Ладно, клянусь.

Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на ее первом балу!

Ведь она была среди взрослых, а они нормальные люди и ведут себя по-человечески. Разве их можно сравнить с нашими десятиклассниками? Эти все время ехидничают, посмеиваются. И уверены, что они гораздо взрослее взрослых.

По мнению моей мамы, это как раз и говорит о том, что они еще абсолютные дети, потому что, как утверждает мама, ни один взрослый человек никогда не захочет казаться старше своего возраста. Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети. И никто им этого не объяснит: просто никто не решится.

Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомленных «героев нашего времени», которых ничем на свете не удивишь. Это точно.

А я, может быть, удивлю. По крайней мере они мне позавидуют!

Да, у Наташи Ростовой первый бал был гораздо счастливей, чем у меня. Гораздо счастливей!..

Я не знаю, как полководцы планируют свои военные операции. Пытаются ли они заранее представить себе действия противника? Может быть, и пытаются… Но от этого у них, конечно, возникает много разных трудностей и сомнений.

Когда же мой «острый практический ум» составляет какой-нибудь план, то вначале, пока я придумываю, все идет очень легко и просто, потому что участники будущих событий действуют так, как мне хочется. И в этом, я думаю, главный недостаток моих планов. Потому что потом, в жизни, участники событий начинают поступать по-другому, как им самим хочется. И тогда все летит кувырком.

Вчера так и случилось. Об этом просто стыдно писать. Но я все-таки напишу, раз уж взялась за дневник. А то у будущих исследователей жизни моего брата возникнут разные неясности. И они начнут разыскивать свидетелей, расспрашивать их. А эти свидетели… Нет, уж лучше пусть все узнают от меня. Так будет спокойнее и вернее!

Неприятности начались с самого начала.

Я была уверена, что увижу возле школы толпу своих подруг-шестиклассниц и семиклассниц, которые будут рваться на вечер.

Тогда Лева должен был взять меня под руку, толпа расступиться, а мы гордо пройти сквозь нее к дверям школы. Там должны были стоять два старшеклассника с красными повязками на рукавах. Оба они в один голос должны были воскликнуть:

«Это вы из Консерватории? К нам на концерт? Мы вас ждем! Разденьтесь, пожалуйста, за кулисами».

Чтоб они так воскликнули, я привела Леву буквально в последнюю минуту, перед самым началом вечера.

Но никакой толпы возле школы не оказалось. Мои подружки всегда мечтали хоть немного потолкаться среди старшеклассников. Но вчера они не пришли.

Так ведь всегда бывает, всегда… Вот, например, раньше, еще до того как я окончательно решила не выходить замуж, мне иногда хотелось, чтобы какой-нибудь мальчишка увидел меня во дворе в моем новом платье. Я гладила это платье, врала маме, что я иду к подруге на день рождения.

А мальчик во двор не выходил! То ли заболевал, то ли родители его за что-то наказывали, то ли тетя из другого города в гости приезжала, но только он, который целыми вечерами слонялся по двору, как раз в этот вечер сидел дома.

А я должна была торчать неизвестно где часа два или три: ведь не могла же я вернуться со дня рождения через десять минут!

Да, к сожалению, всегда так бывает… И вчера тоже так получилось.

Но самое ужасное произошло позже, прямо на вечере. Хотя лучше уж расскажу по порядку, чтоб не сбиваться.

Десятиклассник с красной повязкой на рукаве бросился нам навстречу.

– Вы из ресторана «Звездное небо»? – спросил он Леву.

– Он из Московской консерватории, – ответила я. – Это мой брат! Он будет выступать у вас на концерте.

Я указала на черный старинный футляр, который достался Леве от дедушки. Этот футляр с кларнетом Лева прижимал к себе и словно обнимал обеими руками. Десятиклассник внимательно, с подозрением оглядел моего брата. Мне казалось, он скажет сейчас: «Откройте-ка свой футляр. Посмотрим, что у вас там внутри!» Но он просто махнул рукой.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://librebook.me/moi_brat_igraet_na_klarnete/vol1/1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector