Краткое содержание артюхова трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

  • Трусиха краткое содержание для читательского дневника
  • Трусиха краткое содержание
  • Артюхова Трусиха краткое содержание для читательского дневника
  • Артюхова Трусиха главная мысль
  • Артюхова Трусиха краткий пересказ
  • Артюхова Трусиха краткое содержание для читательского
  • Артюхова Трусиха краткое содержание читательский дневник
  • Артюхова Трусиха главные герои
  • Артюхова Трусиха главные герои для читательского дневника
  • Н Артюхова Трусиха главные герои

Краткое содержание Артюхова Трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Трусиха краткое содержание для читательского дневника
  2. Трусиха главные герои и их характеристика
  3. Трусиха основная мысль

4 ответа:

  • Нина Артюхова «Трусиха».
  • Главные герои: очень храбрая девочка Валя; её младший брат Андрюшка; крупная и злая собака Лохмач.
  • Краткое содержание.

Девочка Валя, боялась всего на свете. Она боялась лягушек, тараканов, собак и кошек. Поэтому, все её звали трусихой. Она играла в песочнице с младшим братом Андрюшей, потому, что ребята играли в войнушку, а их не приглашали.

На улицу вырвался огромный пёс, и все ребята в рассыпную, кто куда, а вот Валя осталась, так как ей нужно было защищать своего маленького брата Андрюшу. Хотя, она сначала тоже побежала, но, когда увидела беззащитного Андрюшку, то вернулась защищать его.

Когда пса увёл прибежавший сторож, Валя расплакалась от страха.

Главная мысль заключается в том, чтобы преодолеть своих страх, нужна огромная храбрость. Как это показано на примере Вали.

Краткое содержание Артюхова Трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

Ответ отмечен как лучший!

Рассказ Артюховой «Трусиха» не очень большой. Его краткое содержание таково:

Девочку Валю все знали как трусиху, поскольку она боялась практически всего. Из-за этого ее ребятишки не брали играть с ними в войну. Девочка как-то играла в песочнице со своим братишкой. Другие ребята играли рядом.

Тут к ним бросился огромный пес Лохмач. Мальчишки разбежались кто куда. Валя сначала тоже убежала, но потом увидела, что ее братик (он еще не умел толком ходить) остался один и плачет. Ведь на него несется пес.

Валя заслонила собой брата и отгоняла пса, пока того не позвал сторож.

Главные герои:

  • Валя, ее называли трусиха.
  • Ее братик Андрюша, совсем маленький, именно из-за него девочка стала такой смелой.
  • Пес Лохмач, страшный, что оторвался и всех напугал.
  • Также сторож и ребята.

Главная мысль рассказав том. что нужно быть смелым, защищать младших. Этот вот напор и уверенность в себе смогут победить даже самого страшного пса.

Краткое содержание Артюхова Трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

Главными героями здесь являются девочка Валя и мальчик Андрюша. Однажды во дворе все ребята решили в войнушку поиграть только Валю не взяли с собой потому что она боялась буквально всего.

Девочка осталась с маленьким Андрюшкой, который и ходить то толком еще не умел (ответ для бв). Вдруг во двор прибежал большой пес, все ребята убежали, а Валя осталась потому что не кому было кроме нее защитить Андрюшу (бв).

Она загородила мальчика собой и бросила в пса совочком. Тут пришел мужчина и увел его.

Краткое содержание Артюхова Трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

Смысл рассказа в том, что в жизни смелый не тот кто ничего не боится, а кто может сам свой страх побороть как Валя. Она собаки испугалась, но не смогла убежать и бросить Андрюшу.

Главными героями тут являются Валя и Андрюша. Дети решили играть в воинушку, но не взяли Валю, так как она была трусихой. Вдруг прибежал большой пес и все начали бежать , кроме Вали. Она осталась, чтобы защитить Андрея.

Источник: https://otvet.ws/questions/2275120-trusiha-kratkoe-soderzhanie-dlja-chitatelskogo-dnevnika-geroi-mysl-kakie.html

Краткое содержание Артюхова Трусиха

Главной героиней рассказа является девочка Валя. Все называли её трусихой за боязнь мышей, насекомых больших животных.

Действие разворачивается на улице, в песочнице. Валя с младшим братом Андрюшей делала еду для кукол, пока остальные ребята играли в войну. Они не принимали девочку в свои игры, так как считали, что та слишком труслива, а её брат был слишком маленьким для войнушки.

Внезапно они услышали крики о том, что большой и злой пес по кличке Лохмач сорвался с цепи, и теперь бежал прямо на детей. Все ребята бросились врассыпную. Так сделала и Валя, но вдруг вспомнила, что в песочнице остался маленький брат и вернулась защищать его, вооружившись совком и кукольной сковородкой.

Когда пес приблизился и уже видна была его оскаленная пасть, она швырнула в него игрушки с криком «пошел вон». Тут Вале на выручку примчался сторож и увел пса обратно. Ребята стали оставлять свои укрытия. Они подошли к песочнице и увидели улыбающегося Андрюшу и Валю, которая вдруг начала рыдать.

Они спросили девочку что с ней случилось и не покусал ли её пес, на что она ответила, что просто испугалась.

Рассказ учит тому, что нужно быть смелым, умеющим побороть свои страхи, способным прийти на помощь другим в опасной ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Артюхова — Трусиха. Картинка к рассказу

Краткое содержание Артюхова Трусиха за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лунин День рождения Мурзилки
    «День рождения Мурзилки»- это пьеса, состоящая из двух сцен. В первой сцене рассказывается про детей, которых пригласили на день рождения известного журнала. А во второй как приглашённые приходят на день рождения «Мурзилки»
  • Краткое содержание Голявкин Все будет прекрасно
    В этом рассказе в роли главного героя – мальчик по имени Ника. Он первоклассник, недавно пошел в школу, знает все буквы. Но есть у него одна проблема – Ника не умеет одеваться.
  • Краткое содержание Носов Витя Малеев в школе и дома
    В 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста
  • Краткое содержание Бойня номер пять, или Крестовый поход детей Воннегут
    Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен
  • Краткое содержание Мореход Никитин Бестужева-Марлинского
    Савелий Никитич, архангельский помещик, однажды решил жениться на дочери такого же помещика, как и он сам. Дочь помещика Екатерина, была очень красивой барышней и отвечала взаимностью нашему герою.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/artyuhova-trusiha

Трусиха Артюхова рассказ с иллюстрациями

Рейтинг:   / 73

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков пауков, гусениц. Её так и звали — трусиха.

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братик Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крик.

 —Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.

—Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.

Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть.

Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

 —Пошёл вон! 

—Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда!- это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл обратно к сараю.

На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы…

Читайте также:  Краткое содержание драгунский рыцари за 2 минуты пересказ сюжета

Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

—Ты что? — спросили ребята.- Лохмач тебя укусил?

—Нет,- отвечала она,- он не укусил… Просто я очень испугалась.

Н. Артюхова

Источник: http://russkay-literatura.net/detskaya-literatura/130-trusikha-artyukhova-rasskaz-s-illyustratsiyami.html

Нина Артюхова — Трусиха (рассказы)

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!Вот вы уже умеете читать сами.А сумеете вы сами заметить, если кого-нибудь обидели или огорчили?Сумеете в трудную минуту прийти на помощь тому, кто слабее вас? И быть храбрыми, даже когда вамочень страшно?АвторРассказы:Мяч и песочные пирогиТрусихаБабушка и внукТри копухи

– Ну и уезжай! У меня мама есть!

Бабушка ничего не ответила и ушла на кухню.

За широким окном – широкая улица. Молодые деревья заботливо подвязаны к колышкам. Обрадовались солнцу и зазеленели как-то все вдруг. За ними – автобусы и троллейбусы, под ними – яркая весенняя трава.

И в бабушкин сад, под окна маленького загородного деревянного дома тоже, наверное, пришла весна. Проклюнулись нарциссы и тюльпаны на клумбах… Или, может быть, ещё нет? В город весна всегда немножко раньше приходит.

Бабушка приехала осенью, помочь Володиной маме, – мама стала работать в этом году. Володю покормить, с Володей погулять, Володю спать уложить… Да ещё завтрак, да обед, да ужин… Бабушке было грустно.

И не потому грустно, что вспомнила о своём саде с тюльпанами и нарциссами, где могла бы греться на солнышке и ничего не делать – просто отдыхать…

Для себя самой, для себя одной много ли найдётся дел? Грустно стало бабушке потому, что Володя сказал: «Уезжай!»

А Володя сидел на полу, посередине комнаты. Кругом – машины разных марок: заводная маленькая «Победа», большой деревянный самосвал, грузовик с кирпичиками, поверх кирпичиков – рыжий Мишка и белый заяц с длинными ушами. Покатать Мишку и зайца? Дом построить? Завести голубую «Победу»?

Завёл ключиком. Ну и что? Протрещала «Победа» через всю комнату, уткнулась в дверь. Ещё раз завёл. Теперь кругами пошла. Остановилась. Пусть стоит.

Начал Володя мост из кирпичиков строить. Не достроил. Приоткрыл дверь, вышел в коридор. Осторожно заглянул в кухню. Бабушка сидела у стола и быстро-быстро чистила картошку. Тонкие завитки кожуры падали на поднос. Володя сделал шаг… два шага… Бабушка не обернулась.

Володя подошёл к ней тихонько и стал рядом. Картошины неровные, большие и маленькие. Некоторые совсем гладкие, а на одной…

– Бабушка, это что? Будто птички в гнёздышке сидят?

– Какие птички?

А ведь правда, немножко похоже на птенчиков с длинными, белыми, чуть желтоватыми шейками. Сидят в картофельной ямке, как в гнезде.

  • – Это у картошки глазки, – сказала бабушка.
  • Володя просунул голову под бабушкин правый локоть:
  • – Зачем ей глазки?
  • Не очень удобно было бабушке чистить картошку с Володиной головой под правым локтем, но бабушка на неудобство не жаловалась.

– Сейчас весна, картошка начинает прорастать. Это росток. Если картошку посадить в землю, вырастет новая картошка.

– Бабушка, а как?

Володя вскарабкался к бабушке на колени, чтобы лучше разглядеть странные ростки с белыми шейками. Теперь чистить картошку стало ещё неудобнее. Бабушка отложила нож.

– А вот так. Смотри сюда. Видишь, совсем крошечный росточек, а этот уже побольше. Если картошку посадить в землю, ростки потянутся к свету, к солнцу, позеленеют, листики на них вырастут.

– Бабушка, а это у них что? Ножки?

– Нет, это не ножки, это начали расти корешки. Корешки тянутся вниз, в землю, из земли будут воду пить.

  1. – А ростки к солнцу тянутся?
  2. – К солнцу.
  3. – А корешки тянутся в землю?
  4. – Корешки – в землю.
  5. – Бабушка, а куда люди тянутся?
  6. – Люди?
  7. Бабушка положила на стол недочищенную картофелину и прижалась щекой к Володиному затылку:
  8. – А люди тянутся друг к другу.

– Ребята! – сказала Евгения Николаевна, подходя к окну. – Смотрите, сколько снегу во дворе! Сегодня нам работы много. Кончайте скорее завтракать, пойдёмте расчищать дорожки и делать гору. Берите лопатки… Ну, кто скорее соберётся?

  • – Я!
  • – Я!
  • – Я!
  • Ребята живо оделись и весёлой гурьбой выбежали во двор.

В комнате остались трое: Володя, Боря и Лида. Володя допивал молоко, Лида зашнуровывала тёплые башмаки, Боря всё собирался надевать рейтузы, а пока сидел на стуле у самой двери, поджав под себя ноги.

– Спешат, спешат! Всё время куда-то спешат! – недовольно сказал Володя. – А куда спешат – неизвестно! – Он отхлебнул ещё немного молока и задумался.

– И всегда Евгения Николаевна торопит: кто скорее соберётся да кто скорее сделает… – поддержала Володю Лида, лениво шнуруя башмаки.

– Скорее сделать легко, – заметил Боря, – а вот вы попробуйте медленнее!

– Медленнее меня никто ничего не делает, – |сказала Лида.

– Не хвастай, голубушка! – Володя широко открыл глаза. – Один раз я так медленно пил молоко, что оно у меня в чашке прокисло, свернулось. Получилась простокваша, Я насыпал туда сахару и стал есть ложкой.

– Это что! – сказал Боря. – Вот я один раз так долго сидел не шевелясь – всё собирался рейтузы надевать, – так долго сидел, что паук от моей головы к потолку большую паутину сплёл и пять мух успел поймать, пока я сдвинулся с места!

– Ну что ж, ничего особенного! – воскликнула Лида. – Главная копуха всё-таки я! Один раз я так долго обувалась, так долго ботинки зашнуровывала, так долго, уж так долго… Встала, а ботинки-то жмут! Стоять не могу.

– Почему? – спросил Боря.

– Потому что, пока обувалась, я выросла, и ботинки мне стали малы. Пришлось покупать новые. Конечно, я – главная копуха!

Стукнула дверь. Весёлые голоса в передней:

– Володя! Боря! Лида! Где вы?

– Идите сюда!

– Посмотрите, какую мы гору сделали!

– Берите санки! Идите кататься!

– Кататься? – крикнула Лида. – Стойте, стой те! Я первая прокачусь, меня подождите!

Ботинки зашнуровались сами: раз, два, и го тово. Лида не успела даже из них вырасти.

  1. Молоко само влилось Володе в рот, даже успело прокиснуть.
  2. Если бы в комнате и оказался какой-нибудь паучок и нацелился приладить паутинку к Бориной макушке – бедняга бы только ахнул: Бориной макушки уже не было в комнате!
  3. – Я первая!
  4. – Меня скорей прокатите!
  5. Три копухи, расталкивая ребят, выбежали во двор, а главная копуха – Лида – летела впереди всех.

Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/child-prose/page-2-208281-nina-artyuhova-trusiha-rasskazy.html

Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Артюхова "Трусиха". план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

1

Открытый урок литературного чтения

по рассказу  Н. Артюховой «Трусиха» в 3А классе.

Учитель: Фадеева Инна Викторовна.

Тема: Н. Артюхова «Трусиха».

  • Цель урока: учить правильному и выразительному чтению.
  • Задачи урока:
  • 1) совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, беглость, выразительность);
  • 2) познакомить с произведением Н. Артюховой «Трусиха»;
  • 3) формировать и совершенствовать навыки работы с текстом (учить определять идею, тему, тип речи); делить текст на логически законченные части, проводить подробный языковой анализ;
  • 4) формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь, логическое мышление;
  • 5) учить языку данного писателя, прививать любовь к родному языку, к чтению;
  • 6) обогащать и расширять словарный запас учащихся;
  • 7) воспитывать сознательную дисциплину;
  • 8) вести учет и контроль знаний учащихся;
  • 9) воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
  • ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Актуализация опорных знаний.

1) На прошлом уроке мы читали русскую народную сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали эту сказку, проверить вашу память.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов марселя пруста за 2 минуты

2) Вопросы.

— Какими лучшими чертами русского характера наделил народ Ивана – главного героя сказки?

(Храбростью, выносливостью, настойчивостью, ловкостью, умом, хитростью, силой, бескорыстностью – т.е. без личной выгоды.)

Что в этой сказке относится к миру реального, а что – к миру волшебного?

— Имеется ли в сказке троекратный повтор? Приведите пример.

  1. 2
  2. — Как в этой сказке используется такой художественный приём, как нарастание трудностей, стоящих перед героем?
  3. (У чуда-юда было трое сыновей и бой с ними шёл по нарастающей: с трёхголовым, шестиголовым и двенадцатиголовым чудовищем.)
  4. 3) Выборочное чтение.
  5. Прочитайте зачин сказки, концовку.
  6. (В некотором царстве, в некотором государстве…
  7. И стали они жить да поживать…)
  8. 4) Вопрос.
  9. — Традиционны ли, типичны ли зачин и концовка сказки для русских народных сказок?
  10. 5) Чтение понравившегося эпизода сказки.
  11. 6) Вопрос.
  12. — Какие важные мысли людей отразились в этой сказке?
  13. (Мысли о защите родины от врага, о торжестве справедливости.)

3. Работа по теме урока.

1) Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим учиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать своё мнение, развивать память.

2) Рассказ о Н. Артюховой.

Нина Михайловна Артюхова родилась в 1901 году, умерла в 1990 году. Отец Нины был известным московским книгоиздателем, в их доме постоянно бывали писатели, учёные, сотрудники издательства.

Книгоиздательство – это учреждение, где печатают книги.

В их семье был замечательный обычай: время от времени выпускали домашний рукописный журнал, в нём были и стихи, и рассказы, и рисунки, написанные детьми. И «душою» этого журнала и главным редактором была Нина.

  • 3
  • В рассказах Нины Михайловны главными героями являются дети — ваши сверстники, и в каждом рассказе дается важный сердечный совет о том, как поступить в том или ином случае.
  • 3) Отработка навыков чтения.

В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

  1. 1 задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.
  2. на чет-ве-рень-ках                    на четвереньках
  3. врас-сып-ную                    врассыпную
  4. за-хлоп-ну-ла                    захлопнула
  5. ско-во-род-ку                    сковородку
  6. о-ска-лен-ная                    оскаленная
  7. клы-кас-тая                                клыкастая
  8. ос-та-но-вил-ся                    остановился
  9. вы-пол-за-ли                         выползли
  10. 2 задание: Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом.
  11. НАвзРЫД                     БРОсиЛИСЬ                     колХОЗноГО            ФЬють
  12. ВЗвизгНУла           вРАСсыпНУю         КУкольНУю                        фьЮТЬ
  13. 4) Словарная работа.

В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

  •  Умел ходить на четвереньках – одновременно опираясь на две руки и ноги.
  •  Бросились врассыпную – в разные стороны.
  •  Калитка – дверца в заборе, в воротах.
  •  Враг шёл на приступ – в атаку, на штурм.
  •  Оскаленная, клыкастая пасть – ряд зубов, открытый ощеренной пастью, с большими клыками.
  •  Плакала навзрыд – громко, с рыданиями.
  •  Ошейник – кольцо с застёжкой, одеваемое на шею животного.
  •  Убежище – место, где можно укрыться, найти приют, спасение от чего-нибудь.
  •  Наперерез – пересекая кому-нибудь путь.
  •  Фьють — воспроизведение свиста.
  • 5) Физкультминутка.
  • Солнце землю греет слабо,
  • (Руки вверх и вниз)
  • По ночам трещит мороз,
  • (Руки на пояс, наклоны в стороны)
  • Во дворе у снежной Бабы
  • 4
  • (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
  • Побелел морковный нос.
  • (Дети показывают нос)
  • В речке стала вдруг вода
  • Неподвижна и тверда,
  • (Прыжки на месте)
  • Вьюга злится,
  • Снег кружится,
  • (Дети кружатся)
  • Заметает всё кругом
  • Белоснежным серебром.
  • (Имитируют движения руками)
  • 6) Подготовка к восприятию.

— Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям кратинного плана? О ком это произведение?

  1. (О детях, о девочке, о трусихе.)
  2. — Что это – рассказ, сказка или стихи?
  3. (Рассказ, так как ничего необычного, сказочного не изображено; не стихи, потому что текст написан не столбиком.)

— Как вы думаете, смешное это произведение или нет? Почему вы так решили?

  • (Видимо, не смешное, так как на многих рисунках дети плачут, на одном из них – убегают от собаки.)
  • 7) Первичное чтение рассказа учителем.
  • 8) Обсуждение прочитанного.
  • — О чём этот текст?
  • (Этот текст о том, как все ребята испугались Лохмача, бросились врассыпную, оставив на куче песка маленького Андрюшку, а Валя смело бросилась спасать его, рискуя своей жизнью.)

— Что вы узнали о Вале? Почему ребята считали её трусихой?

(Валя была трусиха, потому что боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц.)

— Что произошло во время игры? Подтверждает ли это, что Валя была трусливой? Перечитайте этот эпизод.

  1. 9) Выборочное чтение.
  2. 5
  3. 10) Обсуждение прочитанного.

— Сравните, как поступили ребята, когда узнали, что собака сорвалась с цепи, и как поступила Валя. Что заставило Валю изменить своё поведение?

(Чувство страха заставляет девочку убежать вместе со всеми. Но потом Валя сумела преодолеть свой страх, так как чувство ответственности за брата оказалось сильнее страха.)

— Попробуйте представить себя на месте Вали. Какие чувства у вас могли быть в это время?

— Как вела себя Валя в такой обстановке?

В заключительной части мы видим Валю, когда она плачет. Это говорит о том, что вале было так же страшно, как и всем детям, но она сумела перебороть страх.

  • — Какой же вы представляли Валю в начале рассказа, и после чтения всего рассказа?
  • 11) Составление плана текста.
  • Установим сколько частей в тексте.
  • — О чём сначала говорится в тексте?
  • (Сначала говорится о том, что Валя была трусиха и ее не принимали играть в войну.)
  • — А дальше?
  • (О том, как сорвался с цепи Лохмач, все разбежались, оставив Андрюшу в песочнице.)
  • -О чём говорится дальше?
  • (О том, как Валя бросилась спасать брата.)
  • -О чём говорится в конце?
  • (О том, как сторож уводит Лохмач, и все опять вместе.)
  • -Сколько частей получилось?
  • (4 части.)
  • 12) Физкультминутка.
  • Чтоб глаза твои зорче были,
  • Чтоб в очках тебе не ходить,
  • Эти лёгкие движенья
  • Предлагаю повторить.
  • Вдаль посмотрим и под ноги,
  • Вправо, влево побыстрей.
  • 6
  • Удивимся – что такое?
  • И закроем их скорей.
  • А теперь по кругу быстро,
  • Словно стрелочка часов,
  • Проведём глазами дружно
  • Ну а дальше – будь здоров!
  • Теперь и вы все отдохнули,
  • Новая забота:
  • Нужно сделать на «отлично»
  • Классную работу.
  • 13) Составление плана текста.
  • Давайте найдём и докажем границы частей.
  • 1 часть
  • -О чём 1 часть?
  • — Будем читать, и где закончится описание этого момента, остановимся.
  • Читаем.
  • — Давайте обсудим, правильно ли он остановился?

— Читаем следующее предложение. Оно не относится к 1 части.

  1. — О чём эта часть?
  2. Идея части – Валя-трусиха.
  3. Озаглавим эту часть, помня об идее части.

1 часть. Валя была трусиха.

(План закрыт на доске. По мере озаглавливания рассказа открываем название каждой части рассказа.)

  • 2 часть
  • — Переходим ко 2 части.
  • — О чём 2 часть?
  • — Идея части  – страх.
  • — Озаглавим.

2 часть. Андрюша в опасности.

  1. — О чём 3 часть?
  2. 7
  3. — Идея – защитить брата.

3 часть. Защитница.

— О чём 4 часть?

— Идея – опасность миновала.

4 часть. Опасность миновала.

  • 14) Вопросы.
  • — Назовите заголовок текста.
  • — Заголовок нам рассказывает тему текста?
  • — Соответствует ли здесь заголовок теме текста?
  • (И да, и нет.)
  • — А как бы вы озаглавили текст?
Читайте также:  Краткое содержание лягушонок эдгара по за 2 минуты пересказ сюжета

(Храбрая девочка. Надежный друг.)

— Какова же идея текста?

(Валя действительно была трусиха. Но когда это было необходимо, в опасный момент Валя сумела преодолеть страх, чтобы прийти на помощь и защитить более слабого.)

  1. 15) Работа с пословицами.
  2. Соотнесите пословицы и части рассказа.
  3. 1 часть: Трус своей тени боится.
  4. 2 часть: Кто дрожит – тот и бежит.
  5. 3 часть: Сам погибай, а товарища выручай.
  6. 4 часть: Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

4. Подведение итогов урока.

  • 1) Вопросы.
  • — Какой рассказ читали сегодня на уроке?
  • — Почему автор дала такое название своему произведению?
  • — Могли бы вы предложить свою версию?
  • — Чему же учит этот рассказ?
  • 2) Анализ работы учащихся и выставление оценок.

5. Домашнее задание.       Стр. 18-20, пересказ по картинному плану.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/06/20/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-n-artyukhova-trusikha

Нина Артюхова — Трудный вечер

Нина Михайловна Артюхова

Трудный вечер

Папа уезжал в командировку. Мама и Алёша провожали его. Папа нёс чемодан, а мама вела Алёшу за руку. Вернее, даже не вела, а тянула. Потому что Алёша не шёл, как все люди идут, — лицом вперёд.

Алёша вертел головой и вправо и влево, но чаще всего ему казалось, что самое интересное остаётся позади.

Перронная касса, контролёры у входа, огромный зал, где люди и вещи — всё вперемешку, длинная-предлинная платформа, вагоны дальнего следования, дачная электричка, мороженое в белых ящичках на каждом шагу…

Папа остановился у двери вагона, поставил на платформу чемодан, сказал: «Ну вот» — и взял Алёшу на руки.

Теперь Алёша отсюда, с высоты, мог видеть гораздо больше интересного, но всё это вдруг стало неинтересным. Совсем близко было папино лицо; папины глаза смотрели грустно.

— Папа, а она далеко, твоя командировка? Она большая?

Папа усмехнулся:

— Да как тебе сказать… Довольно далеко. И довольно большая. То есть длинная она, Алёшка, вот в чём беда! Теперь не скоро увидимся… Будь умницей, сынок, маму береги.

Алёша спросил:

— А как?

Но в эту минуту все заторопились, и папа заторопился. Он успел поцеловать маму и Алёшу, вскочил в вагон вместе с чемоданом, и поезд тронулся.

Вагоны сначала двигались потихоньку, как-то нерешительно. Потом побежали всё быстрее и быстрее, маме и Алёше уже трудно было догонять их. Промелькнул и как будто оторвался последний вагон. И платформа будто оборвалась. Оказалось, что она высокая, а внизу, переплетаясь, убегают вдаль серебряные рельсы.

— Осторожно! — сказала мама и отвела Алёшу от края.

Папин поезд отодвинулся, всё уменьшаясь, и наконец скрылся за домами и деревьями.

Сразу стало скучно без папы. Алёша хотел спросить маму, как же ему исполнить папино поручение: папа просил её беречь, а как беречь — не объяснил.

Но только он об этом подумал, что-то зазвенело над самым ухом, мама крикнула: «Берегись!» — и схватила Алёшу за руку.

По платформе мчалась тяжёлая тележка, на которой стоял носильщик в белом фартуке и горой лежали чемоданы и сундуки. Носильщик укоризненно покачал головой, тележка промчалась мимо.

В метро, когда шагнули на эскалатор, мама опять сказала: «Осторожней! Держись за перила!» Получалось всё время так, что не Алёша маму берёг, а мама его берегла, и как выйти из этого положения, Алёша не знал.

Не взять ли маму за руку, когда нужно будет переходить улицу, не сказать ли ей: «Осторожнее, мама! Посмотри сначала налево, а потом направо»? Ведь так полагается по правилам уличного движения.

А мама уже тут как тут:

— Ты, детка, не зевай по сторонам. Давай-ка лучше за руку перейдём.

Может быть, дома что-нибудь можно придумать?

А мама и там за своё:

— Пойдём, сынок, руки вымоем. Сейчас я тебе согрею молока. Ты, должно быть, уже спать захотел.

Молоко перегрелось, мама налила его на блюдце и поставила на подоконник:

— Берегись, детка, не трогай — горячо. Потерпи немного.

Мама присела на диван, а Алёша — на своё маленькое кресло, и оба стали терпеливо ждать, пока остынет молоко.

А спать Алёше очень хотелось. Сейчас мама покормит, разденет, уложит в кроватку — так будет хорошо!

  • Терпеливо ждать становилось всё труднее и труднее.
  • — Мама, я спать хочу!
  • Мама не ответила.

— Ма-ма! Дай молока!

  1. Алёша подождал ещё немножко, но мама всё молчала. Он подошёл к маме и потянул её за руку:
  2. — Мама, я спать хочу!
  3. И увидел, что мама спит.

Алёша сразу почувствовал себя заброшенным и одиноким. В комнате было так тихо, что даже страшновато стало. Алёша набрал в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче. А потом раздумал и не заплакал.

У мамы было такое спокойное, усталое лицо! Она лежала, прижавшись щекой к валику дивана, подобрав ноги, будто ей было холодно.

А может быть, и вправду ей холодно? Алёша знал, как неприятно, когда ночью сползёт одеяло — зябнешь, и не можешь как следует проснуться. А потом подходит мама и подтыкает со всех сторон, утепляет…

Ещё сегодня ночью мама два раза укрывала Алёшу. Первый раз в комнате было почти темно, только на столе горела маленькая лампа, завешенная чем-то тёмным со стороны Алёшиной кровати.

Мама стояла в халате и что-то гладила. А во второй раз небо за окном было уже розовое, но маленькая лампа всё ещё горела. Мама сидела на корточках перед чемоданом и укладывала папины вещи.

А папа вошёл в комнату и сказал:

«Ты когда же спать будешь? Ложись, теперь я всё успею».

Чем бы прикрыть маму, чтобы ей было тепло? Алёша взял большую серую пушистую шаль, как можно осторожнее накинул её на маму и старательно подоткнул со всех сторон. И сам залюбовался на свою работу — до того уютно маме стало лежать!

А самому спать всё-таки тоже хотелось. Но Алёша уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате. Привстав на цыпочки, он деловито пощупал блюдце с молоком. Остыло совсем. Не очень-то приятно пить холодное молоко, но что же делать! Алёша придвинул к подоконнику стул и, стоя на коленках, потянулся губами к блюдцу.

Так. Одно дело сделано. Спать захотелось теперь ещё сильнее. Чистить зубы или не стоит? Кипячёная вода есть в графине. Ладно уж, пускай будет всё по правилам! Алёша налил воды в кружку и пошёл в ванную.

Теперь нужно опустить сетку кровати. Но железный крючок очень туго сидел в железной петельке. Отцепить крючок удалось только с одной стороны, и сетка почти не опустилась. Опять помог стул. Алёша придвинул его к кровати и перевалился со стула к себе на подушку. Но он забыл, что нужно сначала раздеться.

Труднее всего оказалось снять башмаки. Шнурки-бантики, такие послушные у мамы в руках, как только Алёша до них дотронулся, превратились в тугие узелки. Узелки пришлось распутывать при помощи ногтей и зубов. Наконец, совсем запыхавшись, Алёша освободился от башмаков. Ночная рубашка лежала под подушкой.

Всё это хорошо, но как снять лифчик, когда пуговицы сзади? Алёша попробовал дотянуться рукой и расстегнуть верхнюю пуговицу, потом нижнюю. Ничего не выходило. Тогда он попытался просто сдёрнуть лифчик через голову. Сначала всё пошло хорошо: лифчик, слегка потрескивая, съехал со спины и груди, перешёл на плечи, но вдруг застрял около шеи и плотно привязал к голове оба Алёшиных локтя.

Почему-то и ноги тоже потянуло кверху. Алёша почувствовал, что погибает, и хотел уже крикнуть: «Мама!»

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/332229-nina-artyuhova-trudnyy-vecher.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector