Краткое содержание астафьев гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Образы животных в рассказах В. Астафьева «Белогрудка» и «Гуси в полынье»

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжета

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В РАССКАЗАХ В.П. АСТАФЬЕВА «БЕЛОГРУДКА» И «ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ» Авторы: Игнатченко Аня, ученица 5а класса МАОУ школы – интерната №6 г. Ялуторовска Руководитель: Сирачева И.З., учитель русского языка и литературы

2 слайд Описание слайда:

Объект исследования: рассказы В.П. Астафьева «Белогрудка» и «Гуси в полынье» Предмет исследования: образы животных

3 слайд Описание слайда:

Гипотеза: Если в произведении даются образы животных, то через отношение к ним автор показывает нравственные качества человека

4 слайд Описание слайда:

Цель работы: Определить значимость образа животных в произведениях

5 слайд Описание слайда:

  Задачи: 1. Проанализировать два произведения В.П. Астафьева, в которых встречаются образы животных. 2. Выделить проблемы, поднятые в этих произведениях. 3. Найти параллели в изображении животного и человека. 4. Определить, чему хочет научить нас автор.

6 слайд Описание слайда:

Методы работы: 1. Изучение литературы по проблеме исследования. 2. Социологический опрос. 3. Обработка полученных данных.

7 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

8 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

9 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

10 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

11 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

12 слайд Описание слайда:

Отношение людей к животным

13 слайд Описание слайда:

Мясо животных является основным продуктом питания. Животные производят санитарную очистку окружающего мира. Измельчают и удобряют почву Животный мир — важная часть природы.   Значение животных в окружающем мире

14 слайд Описание слайда:

Образ животных в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

15 слайд Описание слайда:

Образ животных в сказке В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

16 слайд Описание слайда:

Социологический опрос Любите ли вы читать книги о животных? Есть ли у животных свой характер, душа?

17 слайд
18 слайд
19 слайд Описание слайда:

Вывод 1. Мы проанализировали два произведения В.П. Астафьева, в которых встречаются образы животных, раскрыли значение образа животных. 2. Нашли параллели в изображении животного и человека. 3. Определили, чему хочет научить нас автор. Гипотеза подтвердилась. Задачи выполнены. Цель достигнута.

20 слайд Описание слайда:

Наши рекомендации: 1. Если вы встретите бездомных собак, не будьте черствыми: позвоните в собачий приют, укажите координаты брошенного животного или отвезите его туда. Дайте ему воды и что-нибудь съестное.

Животные не хотят зла человеку – они просто хотят выжить. 2. Никогда не разоряйте птичьи гнезда, муравейники, норки животных. 3.

Читайте произведения о животных, ведь такие книги интересны: часто бывает, что животные намного благороднее человека, в них меньше зла, у них есть душа, и точно у них есть чему поучиться.

21 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/obrazi-zhivotnih-v-rasskazah-v-astafeva-belogrudka-i-gusi-v-poline-1948301.html

Отзыв о рассказе Астафьева «Гуси в полынье»

Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои рассказа Виктора Астафьева «Гуси в полынье» — деревенские мальчишки. Деревня, в которой они жили, стояла на берегу реки Енисей. С приближением зимы реку стал сковывать лед. И только в некоторых местах еще оставались полыньи. В одной такой полынье ребята заметили гусей, которые плавали в воде и не могли выбраться на лед. Это была гусыня и ее подросшие за лето гусята. Гуси были явно домашние, скорее всего, их принесло течением из другой деревни.

Мальчишки решили, что они должны спасти гусей. Но лед был еще очень тонким, и подобраться к полынье было нельзя. А гуси тем временем устали бороться с быстрым течением и одного молодого гуся вода утащила под лед.

Ребята заметили на берегу местного жителя, которого, несмотря на его возраст, все звали Мишкой. Мишка имел отчаянный характер, и он согласился помочь ребятам в их опасной задумке. Неподалеку от берега шло строительство барака, и Мишка велел мальчишкам принести оттуда доски.

Потом на тонкий лед стали класть по одной доске и самому маленькому и легкому мальчишке Мишка велел скинуть зимнюю одежду и ползти к полынье. Мальчишке было очень страшно, но он согласился, потому что хотел спасти гусей.

Потихоньку мальчик пополз по доскам и сумел добраться до полыньи. Но гуси испугались человека и перебрались на противоположный край полыньи.

Тогда Мишка передал еще одну доску, и мальчик опустил ее край прямо в воду. После этого гусыня поняла, что это путь к спасению и направилась к доске.

Когда гусыня выбралась сама из полыньи, она подала сигнал своим детям, и они послушно направились следом за ней.

Мальчик стал отползать к берегу, а гуси шли по доске за ним. На берегу ребята разобрали гусей и побежали по домам. Мальчик, который выползал на лед, взял себе гусыню. Дома он рассказал о спасении гусей из полыньи. Когда бабушка узнала, каким способом ее внук раздобыл гусыню, она очень ругалась и обещала открутить Мишке голову.

Сама гусыня вела себя в доме беспокойно и громко кричала. Ее разместили во дворе, но и там она продолжала шуметь. Гусыня волновалась до тех пор, пока ей не вернули гусят. После этой истории в деревне появились свои домашние гуси.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Гуси в полынье» заключается в том, что бывают в жизни ситуации, когда невозможно принять единственно правильное решение и приходится идти на риск.

Герои рассказа, деревенские мальчишки, имели право не рисковать своей жизнью и не выходить на тонкий лед. Но тогда гуси погибли бы у них на глазах. Поэтому ребята решили пойти на риск и спасти гусей.

В этом им помог взрослый человек по имени Мишка, который предложил использовать доски, чтобы добраться до полыньи. Эта идея позволила снизить риск провалиться под лед.

Рассказ Астафьева «Гуси в полынье» учит никогда не торопиться с ответственными решениями и обдумывать все варианты, выбирая наиболее безопасные. Герои рассказа, решив спасти гусей из полыньи, не стали сразу выходить на тонкий лед, а принялись искать безопасный способ спасения птиц. Они обратились за помощью к взрослому человеку, и он подсказал им правильное решение проблемы.

В рассказе мне понравился мальчик, которому выпало ползти по доскам к полынье. Ему было страшно на тонком льду, но мальчик переборол свой страх, потому что хотел помочь птицам, оказавшимся в смертельной опасности.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Гуси в полынье»?

Не верь льду — обманет.
Сам погибай, а товарища выручай.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_astafyev_gusi_v_polynye/

«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье») методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Урок

Тема: «…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…»

(по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

  • 7 класс
  • Цели:         1. Дидактические:
  • Обучать элементам анализа художественного текста;
  • Обратить внимание учащихся на стилистические особенности;
  • 2. Развивающие:
  • Развивать умение исследовать текст;
  • Расширять словарь учащихся
  • 3. Воспитывающие:
  • Воспитывать сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе, которое  лежит в основе гуманных поступков людей
  • Литературоведческий компонент: композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности.
  • Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость, экстремальная ситуация
  • Приёмы: словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии
  •                                                 Никто из нас не имеет права пройти
  •                                                 мимо страданий, за которые мы,
  •                                                 собственно не несём ответственности,
  •                                                 и не предотвратить их.
  •                                                                 Альберт Швейцер
  •                                                         (1875-1965, немецко-французский
  •                                                         мыслитель, врач, музыковед)
  • Ход урока:
  • 1. Вступительное слово

В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь»)

  1. — Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?
  2. (Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)
  3. — Что такое сострадание?
  4. (Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец.

В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен.

Основная особенность произведений Астафьева — изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью.

Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

  • — Что такое экстремальная ситуация?
  • (Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)
  • — Какие примеры экстремальных ситуаций вы можете привести.
  • (пожар, взрыв бытового газа или на атомной станции, наводнение, обвал в шахте, камнепад в горах и др.)
  • — Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?
  • — Как ведут себя люди в подобных ситуациях?
  • (Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)
  • 3. Чтение текста с ми и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:
  • Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.
  • Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время
  • ледохода.
  • Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.
  • Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.
  • Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи
  • Бык – бетонные опоры моста

— Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту.

— Расскажите фабулу рассказа.

(События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше.

В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство.

И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк)

— Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

Читайте также:  Краткое содержание пришвин женьшень за 2 минуты пересказ сюжета

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на  неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

— Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах»

     И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне.

Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно.

И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей.

Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке.

Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи.

Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи.

Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

  1. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.
  2. — В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?
  3. ( В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала  в плен  водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь  для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше»)

— Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

  • (Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал  властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием»,  гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела»,  сравнение  «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно)
  • — Каково отношение героя произведения к происходящему?
  • (Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала
  • долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины»
  • — К какой мысли подводит нас автор?
  • (Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)
  • — Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?
  • (Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся»)
  • — Каково место эпизода в рассказе?
  • (Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц)

— Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

— Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

— К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить)

— Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

  1. (Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)
  2. — Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?
  3. (Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных
  4. предложений, а также эмоционально-окрашенную лексику: глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску»)
  5. — Какие черты характера проявляет герой рассказа?
  6. (Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)
  7. Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.
  8. 5. Подведение итогов
  9. — О чём заставляет задуматься рассказ?
  10. (Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)
  11. 6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/03/vse-zhivoe-imeet-odnu-i-tu-zhe-dushu-vse-zhivoe-stradaet-odnimi

Сочинение на тему по тексту Астафьева Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей ( : Аргументы ЕГЭ)

Порой мы сострадаем людям, пытаемся им помочь, но не видим, что животные тоже нуждаются в нас. Стоит ли делать добро «меньшим братьям»? Какое значение имеет наша помощь животным? Именно эта проблема находится в центре внимания автора, В.Астафьева.

Писатель рассказывает нам о добрых мальчиках, которые решили спасти гусей, застрявших в полынье. Когда они сообщили Мишке Коршукову о беде, случившейся с животными, то он, недолго думая, сказал ребятам взять по длинной доске, чтобы можно было добраться по льду до гусей.

Чтобы достаточно приблизиться к полынье рассказчику и пришлось ползти по тонкому льду, преодолевая страх. Благодаря храбрости ребят было спасено всё семейство гусей. Автор показывает нам, описывая поступок детей, что спасение животных важно.

В современном мире, к сожалению, не все задумываются о том, что будет с бездомными, беспомощными животными, если мы не поможем им.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но какую роль играют наши поступки по отношению к «братьям меньшим»?

На мой взгляд, позиция автора очевидна. Когда животные нуждаются в помощи, им необходимо помочь, ведь иначе они могут погибнуть. И, несмотря на то, что животные могут быть дикими, именно мы будем повинны в их гибели, если не проявим сострадание.

Я полностью согласен с автором, потому что зло — это не только действия с плохим умыслом, но и равнодушие людей при виде нуждающихся, пусть даже животных.

В рассказе Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» охотник помогал животным выбраться с затопленных после дождя мест. Дед Мазай плавал на лодке и собирал зайцев, которые оказались в окружении воды. Соседи смеялись над ним, считая его странным, но он понимал, что жизнь зайцев тоже важна.

Собаке в повести Г.Н. Троепольского проявил добро один из героев. Толик однажды встретил Бима, и потом когда он узнал, что Бим ранен, то нашёл его дом и стал ухаживать за ним Своей искренней добротой мальчик изменил мнение родителей о животных.

Таким образом, человек с великой душой помогает не только нуждающимся людям, но и животным.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8751

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=8751

45. «Гуси в полынье», рассказ

Впервые публикуется в сборнике «Зорькина песня» (Зорькина песня: рассказы для детей сред, и старш. шк. возраста / ред. Т. И. Вершинин; худ. В. С. Измайлов; худож. ред. М. В. Тарасова. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1960.114 с.).

Тематически на этом этапе примыкает к группе рассказов о «слиянии природы и человека».

В основе сюжета— напряженная ситуация небезопасного спасения ребятишками гусыни с гусятами из полыньи замерзающего Енисея: Природа для человека все… они не существуют сами по себе, они слиты воедино – природа и человек (В. Астафьев).

Повторно автор включил рассказ «Гуси в полынье» в сборник «След человека» (След человека: рассказы / ред. Т. Раздьяконова; предисл. авт.; худ. В. Бубенщиков. Свердловск: Книжное изд-во, 1962).

В этот сборник вошли 27 произведений, впоследствии автор включил в книгу «Последний поклон» только один рассказ из данного сборника – «Гуси в полынье». Один из последних сборников, включающих рассказ «Гуси в полынье», «Далекая и близкая сказка»: рассказы, затеей / предисл. В. Курбатова. Иркутск: Издатель Сапронов, 2008.

Центральный образ экспозиции рассказа – могучий Енисей. Развернутое описание реки наполнено олицетворениями: река сердито громоздила, осень… не может… усмирить Енисей, смирилась природа с зимою. Автор «рисует» детальный портрет вздыбленной шерстью на загривке реки – родного Енисея, активно используются диалектизмы: ледоставу шуга, припай», «бык, нивермаг, тиятр».

В описании обозначен топоним – Караульный бык (по толковому словарю В. И. Даля: «Бык – сиб. ‘Скала, огромный камень, торчащий с берега в воду, где упор о колено в русло’), который воплощает грозную стихию сибирской реки: Здесь все бурлит, клокочет, шуга громоздится, льдины крошатся, ломаются, свирепое течение крушит хрупкий припай.

Завязка рассказа – трагедия матери-гусыни, обреченной на гибель с малыми гусятами в стремительно замерзающей полынье Енисея.

Для описания внутреннего состояния персонажей используются приемы экспрессивного синтаксиса: Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей.

Появляются сравнения птиц с людьми, олицетворения: гусыня вскрикивала властно, врезалась грудью, кричала с горьким отчаянием; эпитеты: ошалевшая, усталая; метафоры и сравнения: вода кипела, словно ее подогревали снизу громадным костром, полынья, как окно и др.

Развитие конфликта и его кульминация – спасение птиц мальчиками-сибиряками. Подростки, рискуя жизнью, извлекают их из опасной пучины. Для речевого портрета персонажей используется просторечная лексика: дак, подымесся и т. д.

Автор вводит в повествование внесюжетный элемент – рассказ-описание местного известкового поселка, который возник на речке Караулке (подлинный топоним), промысла его жителей, их гулевого, безалаберного быта. Авторская «зарисовка» – это яркий психологический портрет земляков В. Астафьева. Один из них – Мишка Коршуков – отчаянная головушка – организатор спасения погибающих в Енисее гусей.

Читайте также:  Краткое содержание чехов человек в футляре за 2 минуты пересказ сюжета

Небольшой по объему текст пронизан астафьевскими мотивами: мотив борьбы за жизнь, характерный для многих произведений писателя; мотив преодоления себя (повествователю тяжело далось это спасение стайки гусей, но он выдержал испытание).

Рассказ завершается лиричным воспоминанием о давнем «подвиге» овсянских мальчишек.

См.: «Ленинское знамя», газета. «Весенний остров», сборник. «Зорькина песня», сборник. «След человека», сборник. «Огонек», журнал. «Поросли окопы травой», сборник. «Синие сумерки», сборник. В. П. Астафьев как детский писатель. Выразительные средства языка произведений первого периода творчества В. П. Астафьева.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/62370

Виктор Астафьев — Пролетный гусь

Широко читаемый и по-настоящему чтимый выдающийся прозаик Виктор Астафьев в последний год жизни одарил нас добрым десятком своих новых сочинений, которые по своей сердечной мощности и сверхточному слову без всякой натяжки можно отнести к шедеврам русской литературы.

  • — Ну-у, коли так, оно конечно.
  • — А раз конечно, бери чемодан — и айда к тебе домой.
  • — Ну-у, айда так айда.
  • Он взял чемодан, Марина надела рюкзачишко, из которого, догадался Данила, она уже почти выела харчишки.

В вагоне почти не было народу, все на танцах, на гулянье. Дежурный по вагону, сидя спавший возле печки, забитой жарко топившимся углем, вскинул голову, точно воробей на зерне, ничего не разобрал со сна: вагон из-за безлюдья освещался только от печки, — и снова погрузился в сладкую дрему.

Данила подтащил Марину за рукав к нарам, забросил чемодан наверх и прошептал, подсаживая ее:

— Лезь, мое место крайнее, возле окна, с краю и лепись.

Он еще деликатно потоптался внизу, считая, что женщине перед сном надо чего-либо с собой сделать, но чего точно, не ведал. А когда прыжком вбросил себя наверх и нащупал спутницу, она уже не шевелилась, она спала не сняв шинели.

Он осторожно придвинулся к ней, накрыл своей шинелью сверху ее и себя и успокоенно, даже жалостливо подумал: «Устала, бедная», — и сам уснул. Но спал чутко. Ночью часто ощупывал рукою рядом лежащую спутницу, поправлял шинель.

Она не шевелилась и не слышала, как уже в глухой час забегали подле эшелона люди с фонарями, закричали: «Все по вагонам!»

Скоро вагон дрогнул, по составу покатились щелчки буферов, и вот он уже покатился в ночь, вдаль, Данила успел еще подумать: «Ну, теперь-то ее уж никто не высадит». И уснул наутренним, крепким, молодым сном.

* * *

Просыпалась солдатня поздно, неохотно, уже где-то по-за Белоруссией.

Марина, проснувшись, полежала еще, прислушиваясь к себе и к миру, прикинула, сколько может терпеть, решила, что хоть до смерти будет терпеть, посмотрела на солдатика, рядом мирно спящего, соломка приклеилась к углу его рта, смоченного слюнкой сладкого сна. Она двумя пальчиками, привычными к пинцету, убрала соломку с припухлых губ Данилы, проелозив на заднице ко краю нар, спустила ноги, одернула мятую юбку и сказала:

— Здравствуйте, братики солдатики.

— Здра-а, — не сразу и разбродно ответили ей от печки, вокруг нее уже несколько курцов горбились накинутыми на плечи телогрейками и бушлатами. Остальной народ, умаянный танцами и поспешно утешенный по кустам и за развалинами построек, спал.

Старший вагона, сержант Оноприйчук, забайкальский сибирака, как он себя называл, переселенец тридцатых годов с Украины в дальний край, был вял, истомлен, непривычно малоразговорчив, он вечор перетанцевал со всеми доступными ему дамами, всем им наговорил кучу комплиментов, всех повеселил гарными анекдотами, в результате ни на одной напарнице не сосредоточил нацеленного внимания и остался, как говорится, на бобах. Вот и дремал, зажав цигарку в кулаке, иль уж добирал сна на утре. Заслышав женский голос, старшой подскочил, будто его позвала одна из вчерашних напарниц издалека, уронил телогрейку на пол, остался в кальсонах и, зажав накрест лапищами беспризорно открытую ширинку, попятился под навес нар, где начал звенеть пряжкой командирского ремня, натягивая на себя обмундирование.

Явился на свет, зачесывая расческой волосы набок, при двух рядах наград на гимнастерке и, пристально глянув на дивчину, мятую, патлатую со сна, поинтересовался:

— Як, звиняюсь, до пиру, то есть сюда, попалы?

— С Даней! Такая неожиданность, сижу, сижу, поезда жду, жду — и вдруг является, будто свыше посланный, мой двоюродный братец. Я его еще днем увидела, когда он за кипятком приходил, но, думаю, наваждение это, уж слишком счастливая неожиданность…

— Кем была на войне-то, трещотка? — спросил пожилой усатый сержант.

— Да не трещотка я, не трещотка, это я с радости разговорилась.

А на войне я не была, считайте, что я в эвакогоспитале медсестрой работала, могу и документы показать, — и метнулась в угол, к вещмешку, хотя все необходимые в дороге документы были у нее застегнуты на пуговку и на булавку изнутри в нагрудном кармане гимнастерки. А метнулась она в глубь вагона затем, чтоб тряхнуть дрыхающего Данилу и почти в панике ему шепнуть:

— Допрос начался. Помогай!..

Помощи не потребовалось. Только спрыгнула она с нар, только протянула документы сержанту, как со всех сторон послышалось:

— Медсестра, да еще госпитальная, — это нам тебя Бог послал. У нас тут и хворые, и раненые есть, вон у Ивана свищ на ране открылся. Эй, Иван, слезавай давай с нар, перьва помощь приспела.

И кто-то зашевелился наверху, посыпалась вниз в щели меж плах перетертая солома.

— Я счас, счас. У меня и бинт, и йод, и спиртику флакончик есть. Мне б только руки помыть.

  1. Сей же момент ей полили на руки, она попутно и лицо умыла, голову прибрала, волосы под косынку упрятала, на ходу, посреди вагона, соорудила медпункт, поставив ящик на попа, прикрыла его чьим-то пустым вещмешком, еще и белой тряпочкой застелила.
  2. Данила смотрел на все это сверху и от удивления только и мог сказать, да и то про себя: «Вот эт-то да-а!»
  3. Всех больных и в помощи нуждающихся солдат Марина сноровисто и быстро обиходила, будто и не замечая Данилу, с открытым ртом пеньком торчащего на нарах, и, когда закончила, присела на ящик, положила руки на колени и выдохнула:

— Ну вот, слава Богу. — И добавила, помедлив: — Надо, ребята, в вагоне прибраться, чего ж вы, как поросята, в объеди возитесь, солому надо сменить, перестелиться, тут и раны засорить запросто можно, и обовшиветь, а вы небось к невестам, к женам едете.

Завтракали они с Данилой из одного котелка и чай пили из него же; в полдень на какой-то непредвиденной остановке ребята натеребили из скирды соломы, перетрясли все манатки, постелились вновь. Старший вагона Оноприйчук объяснил правила поведения на ближайшее время:

— Справу робить тики ноччу, або когда Мариночка заснет, матэрыться з воздержанием, поганого анекдоту не травить и, главное, хлопцы, само главно, мовчок, по ишейлону ни-ни, понабегить оглоедов и раненых, и контуженых, и усяких до сестры лэчыться. Мовчок, и усе!

— А как же она?..

  • — Будемо сторожить, лесу або кустов нэ будэ, посадимо ии по одну сторону вагона, самы по другу, як-нибудь, хлопцы, поделикатней, уж больно дивчина-то…
  • — Да мы чё уж, чурки совсем, чё ли? Мы понимам…
  • Не всегда ловко и деликатно получалось у хлопцев, не всегда они и в выражениях сдерживались, привыкшие вольно и дико жить по окопам, ночами пальбу, даже артподготовку открывали, но самое страшное — от нечего делать с расспросами приставали, иные и ухаживать пробовали, домой звать.

От великого говоруна Данилы она и добилась-то всего, что едут они в какой-то неведомый город Чуфырино и должны высадиться на станции Чуфырино, по расчетам — глухой ночью. Марине и в голову не приходило, что Данила придумал это название, что едут они в никуда, ни к кому, и заметила она — он робко пытается от нее избавиться, сбыть ее куда-нибудь.

* * *

В Москву их эшелон не пустили. Загнали куда-то на обводную станцию со множеством переплетенных меж собой путей. Здесь уже куковало много эшелонов с демобилизованными победителями. Никому и нигде они не были нужны, везде были помехой и лишней докукой.

Стояли долго. На станции той, промышленной, с заводскими трубами и черными тополями в отдалении, царило пьянство; драки, грабежи, воровство.

И шныряли вербовщики по вагонам, созывали на восстановление народного хозяйства, на новостройки, на рыбалку и на золотые прииски, а также в ремесленные училища и в таежные поисковые экспедиции.

Обещали сразу же подъемные деньги и пересадить на другой поезд.

— Однако я на рыбу завербуюсь, на Камчатку рвану, — заявил Данила.

— А как же я? Как же Чуфырино?

— Чуфырино подождет. А тебе место всюду есть, ты — медсестра. Смотри, вон в вагоне сразу хозяйкой сделалась. — И скрытая обида просквозила в голосе Данилы: ни профессии у него нет, ни образования путного, одни мечты и надежды.

За время пути, хоть и немного, они вызнали друг о друге. Да и вызнавать особо нечего было — биографии они не накопили, война — какая это биография? Пустое время, понапрасну для жизни потраченное. Марина на медсестру и без войны выучилась.

Родилась она — по документам — в Ленинграде, была еще крошечной, когда ее родителей, папу, затем и маму, куда-то завербовали и увезли, более о них ни слуху и ни духу не было. Папина сестра какое-то время держала девочку в виду, собиралась со временем, когда разрешат, забрать ее из детского спецприемника. Но началась война, тетя попала в блокаду, видимо, там и погибла.

На письма, которые посылала Марина в Ленинград, никто не откликался, или они возвращались с пометкой: «Адресат не значится».

И оставалось ей одно — вцепиться в Данилу, этого нечаянного сродного братца, и никуда его не отпускать.

А как его не отпускать, чем закрепить? Оставалось только одно, давно испытанное средство, она о нем по природе, ей данной, и от госпитальных подруг знала. Солдат всем эшелоном сгоняли в баню, двое суток они там поочередно мылись.

Марина расспросила Данилу и ребят, узнала, где находится гражданская баня, оказалось, там же, в том же помещении заводской бани есть и женское отделение.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/page-2-162168-viktor-astafev-proletnyi-gus.html

Урок по рассказу В. П. Астафьева «Гуси в полынье» к разделу — Урок

МОУ СОШ № 8

Учитель: Луговская Е.В.

Модель урока по изучению литературного произведения, не вошедшего в УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье» к разделу V «По принципу гуманности», 7 класс

  • 30.01 2008
  • Цели: продолжить знакомство учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по международному гуманитарному праву; продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь.
  • Гуманистический компонент: сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе лежит в основе гуманных поступков людей
  • Литературоведческий компонент: композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности
  • Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость.
  • Развитие речи: словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии
  • Никто из нас не имеет права пройти
  • мимо страданий, за которые мы,
  • собственно не несём ответственности,
  • и не предотвратить их.
  • Альберт Швейцер
  • (1875-1965, немецко-французский
  • мыслитель, врач, музыковед)
  • Ход урока:
  • 1. Вступительное слово
Читайте также:  Краткое содержание гаршин то, чего не было за 2 минуты пересказ сюжета

В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь»)

— Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?

(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец.

В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен.

Основная особенность произведений Астафьева — изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью.

Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

  1. — Что такое экстремальная ситуация?
  2. (Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)
  3. — Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?
  4. — Как ведут себя люди в подобных ситуациях?
  5. (Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)
  6. 3. Чтение текста с ми и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:
  7. Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.
  8. Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время
  9. ледохода.
  10. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.
  11. Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.
  12. Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи
  13. Бык – бетонные опоры моста

— Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту

— Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

— Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах»

И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне.

Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи­лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се­бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке.

Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты­вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмер­зали в лед или выползали на него и мучительно поги­бали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол­нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи.

Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо­леть течение, но его тащило и тащило, и когда при­гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи.

Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

  • Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.
  • — В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?
  • ( В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала в плен водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше»)

— Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

  1. (Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием», гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела», сравнение «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно)
  2. — Каково отношение героя произведения к происходящему?
  3. (Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала
  4. долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины»
  5. Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)
  6. — Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?
  7. (Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся»)
  8. — Каково место эпизода в рассказе?
  9. (Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц)

— Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

— Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

— К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить)

— Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

  • (Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)
  • — Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?
  • (Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных
  • предложений, а также глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску»)
  • — Какие черты характера проявляет герой рассказа?
  • (Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)
  • Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.
  • 5. Подведение итогов
  • О чём заставляет задуматься рассказ?
  • (Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)
  • 6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.

Эпизод «Гибель гусей во льдах»

И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне.

Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи­лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се­бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке.

Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты­вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и, в конце концов, вмер­зали в лед или выползали на него и мучительно поги­бали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол­нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи.

Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо­леть течение, но его тащило и тащило, и когда при­гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи.

Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

Если кому-то неизвестно содержание рассказа, то я коротко напомню. События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше.

В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство.

И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/3649632.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector