Краткое содержание астафьев стрижонок скрип за 2 минуты пересказ сюжета

1 В. П. Астафьев « Стрижонок Скрип ». Чтение с пересказом от лица героя.

  • 2
  • 3 ПРИРОДА красота птицы цветы воздух, вода,солнце отдых животные
  • 4
  • 5

6 Мерцало — слабо светилось колеблющимся светом. Мол, дескать — указывают на то, что говорящий передает чужие слова. Бесцеремонно – невежливо, грубо

7 1.

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало — 5.

Скрип был любопытный стрижонок Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном Стрижи – очень дружный народ Скрип сразу сделал себе глубокую норку Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. + Проверь себя!

  1. 8 «При солнышке тепло, при матери добро» «Друзья познаются в беде»
  2. 9
  3. 10
  4. 11
  5. 12
  6. 13
  7. 14
  8. 15
  9. 16
  10. 17

18 План I части рассказа. 1. Рождение Скрипа. 2. Стрижата одни. 3. Возвращение мамы – стрижихи.

19 План II части рассказа. 1. Кормление птенцов. 2. Скрип обижен. 3. Жизнь семьи.

  • 20
  • 21
  • 22

23 Нас называют ласточкнами — береговушкнами. Не все наверное, знают, как ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см. Пьют и едят н а лету : в и х ш широко раскрытый клюв как будто с нами залетают мелкие букашки. Н а землю садятся только за строительным материалом д ля гнёзд : илом, г линой.

24 Ходить по земле и взлетать с неё не могут. Ноги у них настолько малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Прилетев, с разу начинают с троить гнездо, с троят неделю и б ольше. Затем с разу откладывают яички. Основной скрепляющий материал для гнезда – с луна. О на быстро застывает н а в воздухе.

25 Полёт быстрый, стремительный. Скорость до 100 км / час. За время вскармливания пролетает расстояние равное кругосветному путешествию. В сутки летает по часов. На лету стрижи пьют и купаются. Иглохвостый стриж развивает скорость до 170 км / час, а самая большая ласточка – 70 км / час.

26 Какие пейзажи вы выбрали бы для съёмок ?

27 1. Щебет птиц 2. Тревожный крик стрижей 3. Шум реки 4. Писк новорождённого птенца

28

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1312403/

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения

4 класс

Тема : В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.

  • Планируемые результаты: 
  • предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух  с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,  воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
  • метапредметные:
  •  Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
  • П — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
  • К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
  • личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
  • Оборудование: учебник, презентация , компьютер, проектор.
  • Ход урока.
  • Слайд 1
  • Ну – ка, милый мой дружок ,
  • Ты готов начать урок?
  • Всё в порядке на столе?
  • Есть порядок в голове?
  • Чтобы иметь знания,
  • Понадобятся терпение и старание.
  • — А девизом  нашей работы станут слова : Слайд 2
  • Я смогу выполнить все задания!
  •                                            У меня всё получится!
  •                                            Желаю успеха себе и друзьям!

2.Речевая разминка.

-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.

  1. Слайд 3
  2. — Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса , выразительно.
  3. Над деревнею кружа
  4. Веселились два стрижа:
  5. То носились друг за другом,
  6. То зигзагом, а то кругом,
  7. То бросались сверху вниз,
  8. То стрелой пронзали высь.

3.Работа по теме урока.

  • А) Постановка темы и цели урока.
  • — А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.
  • Слайд 4 ( звучит музыка леса)
  • -Что вы услышали?
  • -А как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
  • -Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.
  • -Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.
  • Угадайте, что за птичка-
  • Тёмненькая невеличка,
  • Беленькая с живота
  • Хвост раздвинут в два хвоста,
  • Всех быстрей она летает,
  • Мошек на лету хватает,
  • Если к нам летит она,
  • Значит, началась весна. (ласточка)
  • Слайд 5
  • — Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?
  • -Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.
  • -А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)
  • Слайд 6

Они выкапывают норку длиной  до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч . В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

  1. -Послушайте, как поют стрижи.
  2. Слайд 7
  3. — Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?

— И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.

Слайд 8

-Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой , чему научиться ?

-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

  • -Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:
  • Слайд 9
  • При солнышке тепло- при матери добро.
  • -А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.
  • Б) Беседа об авторе.
  • Слайд 10

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых.

Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е.

и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

Читайте также:  Краткое содержание довлатов компромисс за 2 минуты пересказ сюжета

В) Словарная работа.

-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?

(дети называют выбранные дома слова)

-Ребята, я тоже читая текст, нашла такие слова. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова.

Слайд 11(фото словаря)

Слайд 12 (словар. раб.)

  1. Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.
  2. Приник – прислонился, плотно прижался.
  3. Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.
  4. Бесцеремонно- невежливо, грубо.
  5. Яр- крутой берег, обрыв.
  6. Г) Проверка восприятия.
  7. — Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?
  8. Слайд 13 ( обложка рассказа)
  9. Д) Физминутка.
  10. -А теперь мы отдохнём, физминутку проведём.
  11. Слайд 14 (картинка леса)
  12. — Мы с вами входим в лес.
  13. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево)
  14. Руки подняли и покачали –
  15. Это деревья в лесу.
  16. Руки согнули, кисти встряхнули –
  17. Ветер сбивает росу.
  18. В сторону руки, плавно помашем –
  19. Это к нам птицы летят.
  20. Как они тихо садятся покажем –
  21. Крылья сложили назад.

4. Продолжение работы по теме урока.

  • А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)
  • -Ребята , сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.
  • Слайд 15
  • -Вам предстоит выполнить задание:
  • Правильно определить последовательность действий героев.
  • -Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.
  • Слайд 16
  • Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.
  1. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
  2. Он задремал, угревшись под крылом.
  3. Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.
  4. Стрижата запищали , а мамы не было .
  1. (опросить 2-3 группы, показать правильный ответ)
  2. Слайд 17
  3. Б) Фронтальная работа.
  4. Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

-Определите главную мысль этой части . Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный  вариант ответа.

  • Слайд 18
  • -Стрижиха не заботилась о своих птенцах.
  • -Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
  • -Стрижиха была хорошей матерью.
  • -Стрижонок Скрип был сиротой.
  • -Докажите правильность своего ответа.
  • Слайд 19

В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .

  1. -Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.
  2. -О каком качестве характера это говорит?
  3. -Чему важному хотела научить стрижат  мама?
  4. Г) Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.

  • Слайд 20
  • -Найдите и прочитайте строки , которые к ней относятся.
  • Д) Продолжение работы по теме урока.
  • Слайд 21
  • — Почему Скрип оказался в руках ребят?
  • -Что он почувствовал в этот момент?
  • -Как вы относитесь к поступкам мальчиков?
  • -Если бы вы были на  их месте, как бы вы поступили?
  • -Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

5. Закрепление изученного.

-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.

Слайд 22

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
  3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-
  5. Скрип был любопытный стрижонок.+
  6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-
  7. Стрижи-очень дружный народ.+
  8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+
  1. -Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.
  2. Слайд 23
  3. -Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;
  4. 2 ошибки -4;
  5. 3ошибки – 3.

6. Рефлексия .

  • -Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.
  • Слайд 24
  • -Птица рада весне, а дитя матери.
  • -Сердце мамы лучше солнца греет.
  • -Роднее мамы нет родни.
  • Слайд 25 (картинка леса + музыка)
  • -Ребята, а что сегодня узнали на уроке?
  • -Что вас удивило?
  • -Дал ли вам этот урок что –нибудь для жизни?

-Итак , сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю , что сердечко каждого из вас почувствовало  как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

  1. Щелчок
  2. Будем птиц любить ,оберегать,
  3. Будем взрослым в этом деле помогать:
  4. Беречь леса, поля и реки ,
  5. Чтоб сохранилось всё на веки!
  6. — А сейчас , я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку.
  7. Слайд 26

-Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики.

  • Щелчок
  • Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.
  • Лучик голубого цвета – урок не интересный.
  • Слайд 27 (Дети клеят лучики, звучит музыка природы.)
  • -Покажите, что у вас получилось. (похвалить)

7.Оценивание.

-Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

https://www.youtube.com/watch?v=-F05lnFqUtM

Слайд 28

— На парте у вас лежат белые и чёрные картинки с изображение стрижей. Если вы довольны своей работой на уроке, запустите в гнёздышко белого стрижа, а если нет – чёрного.

  1. Слайд 29 музыка
  2. Я ставлю оценки.
  3. Благодарность.

8.Д.з.

Слайд 30

Стр. 111в.10

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/04/urok-literaturnogo-chteniya-v-p-astafev-strizhonok-skrip

Стрижонок Скрип Астафьев В. П

Краткое содержание рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип» для читательского дневника:

  1. Рождение стрижонка, знакомство со строгой мамой, первые попытки вылезти из гнезда.
  2. Многочисленные враги стрижей и гибель мамы Скрипа в погоне за соколом
  3. Стрижата остаются одни, но вся стая начинает заботиться о них.
  4. Скрип совершает свой первый полет и на радостях забывает где находится его норка.
  5. Скрип роет новую норку, но его достают мальчишки, тогда он роет более глубокую норку.
  6. Стрижи собираются улетать в теплые края и Скрип прощается с родным берегом и рекой.

Краткое содержание

Стрижонок Скрип вылупился в норе. Рядом была мама стрижиха и вылуплялись его братья и сестры. Их воспитывала только мама, папу ребятишки подстрелили из рогатки, он упал в воду и был унесен течением.

Ему постоянно хотелось есть и пить, но мама кормила птенцов по очереди и не позволяла отбирать еду друг у друга. Когда мама улетала, Скрип захотел выползти из норы на свет, но тут вернулась его мама. Она толкнула его назад и постучала клювом по его голове.

Она переживала за птенца, ведь вокруг много опасностей.

Иногда стрижата слышали громкий кличь «тиу» и тогда их мама улетала на помощь другим стрижам. Ведь им угрожали змеи, соколы, вороны. Однажды на стрижей напал сокол и забрал маму стрижат. Птенцам было холодно, но мама не возвращалась. Ночью прилетел вожак стаи и остался до утра. Днём прилетали другие стрижи кормить и поить птенцов.

Когда птенцы подросли, их выгнали из гнезда и не давали сесть на землю, пока не научатся летать. Скрип пролетал весь день до ночи и не смог найти свою норку. Он принял решение вырыть себе дом. Он трудился над норой, но устал и решил, что будет жить в не глубоком домике. Ночью пришли дети и вытащили его из норы, погладили и отпустили.

Скрип испугался и вырыл себе нору поглубже, что бы дети не смогли его вытащить. Вскоре стрижи стали беспокойными. Скрип не понимал почему, но однажды вожак стай Белое Брюшко начал всех звать кличем «тиу» для отлёта на зиму. Много стрижей улетало в ту ночь унося с собой лето. Скрип кличем попрощался с домом и улетел.

Читайте также:  Краткое содержание басни мартышка и очки крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Главная мысль рассказа

Главная идея этого произведения в том, что стрижата вырастают и становятся самостоятельными.

Этот рассказ учит проявлять заботу о маленьких, не обижать малышей, бережно относится к природе, слушаться родителей.

Стрижонок Скрип Астафьев В. П.

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/strizhonok-skrip-astafev-v-p/

Стрижонок Скрип — краткое содержание с планом рассказа Астафьева

  1. Рождение Стрижонка
  2. Невоспитаность Скрипа
  3. Важный урок от матери
  4. Обида на близких
  5. Тоска по отцу
  6. Первый полет
  7. Прощание с домом

Стрижонок Скрип появился на свет в дремучей норе. Только лишь единственное пятнышко света поблескивало в окончании норы. Мать закрыла птенца своим крылом и стрижоноку стало теплее.

Когда стрижонок вновь очнулся, матери отнюдь не находилось и было достаточно прохладно. Вблизи носились его братья и сестрички. Они все без исключения пикали: Скрип, скрип, скрип. И издали донеслось встречное: Скрип.

Мать примчала и отдала стрижоноку Скрипу одну каплю дождя со своего клюва. А затем вновь умчалась. Когда она вернулась второй раз, Скрип полез к ней, однако был перевёрнут крылом. Последующая частичка выпала иному стрижоноку.

В иной раз Скрип постарался первым овладеть доставленной едой, и мать стукнула его носом. Хруст осознал, то, что мать у них жесткая.

У стрижат не было отца, его сшибли с преграда мальчики, и матери доводилось одной подкармливать стрижат.

Вскоре Скрип подрос и оброс перьями. Ему весьма желалось выяснить, что же там, за малым пятном освещение, и как-то, раз он лез вверх по норке к дальнему свету.

На благополучие Скрипа, в этот момент возвращалась его мать и очень избила птенца носом. Она знала, то, что из-за границами норы стрижонка поджидают множественные угрозы. С большого дерева подстерегает добычу сокол, по камушкам прыгает ротозей, между травы тянется кобра.

Кое когда в небосводе раздавалось громогласное «Тиу» и в то время все без исключения стрижи с располагающихся рядом норок, а существовало их в прибрежье видимо-невидимо, собирались и вылетали в сражение с противником. Они были небольшие, однако абсолютно никак не опасались ужасного орла.

Как то раз мать Скрипа увлеклась погоней вслед за орлом, и отстала от своры, когда глава стрижей Белое Брюшко скомандовал отходить. И сокол унес мать в собственных когтях.

Холодно и жутко было стрижатам в эту ночка. Задумывались они, то, что придется гибнуть. Однако не оставили их стрижи. В ночное время примчал глава Белое брюшко и согрел небольших птенцов. С утра к ним прилетала соседская стрижиха и принесла комара. Таким образом, и подняли стрижат целой сворой.

Пришло время бросать стрижатам свою норку. Скрип хорошо помнил этот момент, когда примчал Белое брюшко и выпихнул его с норки. Скрип встревожено взмахнул крыльями и полетел.

А стрижи набросились на него и гнали все дальше и дальше кругами над водичкой. И внезапно Скрип осознал, то, что он мчится абсолютно единственный и ровным счетом ничего не опасается. Он летел к самому солнцу и блаженствовал полетом.

Единственный разок он даже забрюхател в скопление, однако далее было прохладно и мокро.

А затем Скрип уже сам подсоблял вынимать с норок иных стрижат, обучать их полету.

Много летал в этот день Скрип, большое количество словил мошек и комаров. А если настало время вернуться в норку Скрип понял, то что не в силах её отыскать. Все норки были схожи и все без исключения заняты. И довелось Скрипу срочно копать себе свою личную норку. Он долгое время рыл и утомился. Ему представлялось, то, что норка абсолютно достаточная и он преспокойно улегся отдыхать.

А затем подошли мальчики и достали Скрипа с норки большой рукою. Однако стрижонку посчастливилось. Мальчики никак не начали его лишать жизни, а выпустили, и напуганный Скрип пробудил собственным воплем целую свору.

Потом Скрип выкопал самую настоящую, большую нору. И если мальчики вернулись, они уже никак не сумели его вынуть. А Скрип посиживал в глубине норы и, смотря на руку, похихикивал.

Скоро Скрип увеличился и стал зрелым. Он много летал и немало обедал. Однако к концу лета абсолютно всех стрижей охватила неясная тревога и Скрип не осознавал её предпосылки.

И вот в завершении августа глава Белое брюшко зазывно воскликнул, подымая свору в полет. Скрип улетел с норки и заметил, то, что небо покрылось стрижами. И все они мчатся и вопят, расставаясь с близким берегом.

И Скрип также воскликнул «До свидания!» и пулей помчался за моря и вершина мира. Махали ему ручками мальчишки-рыбаки, однако Скрипу было не до них.

Стрижи утаскивали в крыльях лето и тепло, вплоть до предстоящей весны.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Конь с розовой гривой↑ АстафьевЛюдочка →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/astafev/strizhonok-skrip

Читать

Виктор Астафьев

Стрижонок Скрип

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе.

Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца.

Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было.

— Скрип! — позвал её стрижонок.

— Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры.

Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:

— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.

— Скрип! — послышалось издалека.

«Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

— Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

— Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас. И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.

И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.

Читайте также:  Краткое содержание набоков король, дама, валет за 2 минуты пересказ сюжета

Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет.

Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз.

Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:

— Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка.

Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом.

Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое брюшко — дал отбой, крикнув победоносное «тиу!». Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло…

Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы.

Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом.

Это было радостно и жутко!

Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он.

Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли.

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.

Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип!

А потом Скрип и сам стал помогать стрижам — вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами и кричал:

— Скрип! Скрип! Держи его! Догоняй!..

И ему было весело смотреть, как метались и заполошно кричали молоденькие стрижата, обретая полёт, вечный полёт!

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился.

Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми.

Норок много, разве их различишь?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=2053&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector