Краткое содержание былины волх всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжета

Волх Всеславьевич (былина)

Краткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжета

Силы Волх был непомерной: шёл по земле —земля под ним колебалась. Ума был великого: знал языки и птичьи, и звериные. Вот подрос он немного, набрал себе дружину-товарищей в тридцать человек. И говорит:— Дружина моя храбрая! Вейте верёвочки шелковые, установите в лесу сети на куниц; на лисиц, на чёрных соболей, белых заюшек.

Стала дружина зверей ловить —убегают звери, не ловятся.А Волх обернулся львом и начал их в силки загонять. Переловили зверей множество. И опять Волх говорит:

— Дружина моя храбрая! Вейте силки шелковые, установите их поверх лесов, ловите гусей, лебедей, ясных соколов.Стала дружина птиц ловить —улетают птицы, не ловятся.

Краткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжетаА Волх Всеславьевич обернулся рыбой-щукою, побежал по синю морю, нагнал в невода и сёмги, и белужины, и дорогой рыбки-осетровинки. Много знал Волх хитрости-мудрости!Вот собрал Волх дружину в славном городе во Киеве, говорит:— Дружина моя храбрая, кого бы нам в турецкую землю послать, поразведать: не готовится ли турецкий царь-султан на Русь войной идти?Думали, гадали, кому бы это дело доверить. Никого не нашли лучше самого Волха Всеславьевича.Обернулся Волх малой птицей-пташицей, полетел по поднебесью. Прилетел в землю турецкую.Там во дворце в палате белокаменной царь-султан с женой-царицей беседу ведёт. Слушает Волх, как султан жене говорит: — Говорят —на Руси Волха больше нет в живых. Пойду я походом на землю русскую. Девять городов возьму, девяти сынам нашим подарю по городу. А тебе, жена, привезу с Руси шубу меха драгоценного.Отвечает жена султану:— Нынче ночью снилось мне —две птицы над чистым полем подралися. Малая птица-пташица заклевала чёрного ворона, все перья у него повыщипала. Малая птица — богатырь Волх Всеславьевич, а черный ворон —ты, султан!Рассердился царь-султан, с побоями на жену кинулся. А Волх слетел с окошка, обернулся серым волком, поскакал на конюший двор —всем коням султановым горло перегрыз; обернулся горностаюшком, поскакал в горницу ружейную —все луки переломал, тетивы перервал, калёные стрелы повыломал,палицы булатные дугой согнул, сабли острые повыщербил.Не с чем будет султану на Русь идти!Обернулся Волх снова малой пташицей, полетел к своей дружине в Киев-град. Говорит своим товарищам:— Дружина моя храбрая, не бывать у нас султану турецкому. Сами мы походом на него пойдём.

И пошли они. И взяли в плен войско султаново. И много добра им досталося: и кони, и оружие, и сабли острые, и палицы булатные. Ту добычу разделили на всех товарищей.

Источник: https://vini-puh.ru/russkie-byliny/volh-vseslavevich-russkie-byliny-i-legendy/

02. Вольга Всеславьевич

акатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звездочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга. Запеленала его мать в красные пеленки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

  • Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пеленки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал да и говорит матери:
  • — Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.
  • Испугалась мать, а Вольга растет не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять.

От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались.

Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек,— сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Краткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжета

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много — был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в темные леса.

— Берите вы сети шелковые, ставьте их в темном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, черных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждет их Вольга день, ждет другой, третий день к вечеру клонится.

Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга да еще и обул-одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

  1. Вот время идет да идет, посылает Вольга средних дружинников.
  2. — Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.
  3. Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются.

А Вольга над ними посмеивается:

— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать.   Идите   к  силкам   да смотрите зорко.

Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.

Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают.

  • Много ли, мало ли времени прошло, посылает сно­ва Вольга своих дружинников:
  • — Стройте вы лодки дубовые, вейте невода шелковые, поплавки берите чистого золота, выезжайте вы в синее море, ловите семгу, белугу, севрюжину.
  • Ловили дружинники десять дней, а не поймали и мелкого ершика.

Обернулся Вольга зубастой щукой, нырнул в море, выгнал рыбу из глубоких ям, загнал в невода шелковые. Привезли молодцы полные лодки и семги, и белуги, и усатых сомов.

Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются…

Вдруг услышал Вольга, что турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается.

Разгорелось его молодецкое сердце, созвал он дружинников и говорит:

— Полно вам бока пролеживать, полно силу нагуливать, пришла пора послужить родной земле, защитить Русь от Салтана Бекетовича. Кто из вас в турецкий стан проберется, салтановы помыслы узнает?

  1. Молчат молодцы, друг за друга прячутся: старший за среднего, средний за младшего, а младший и рот закрыл.
  2. Рассердился Вольга:
  3. — Видно, надо мне самому идти!

Обернулся он туром — золотые рога. Первый раз скакнул — версту проскочил, второй раз скакнул — только его и видели.

Доскакал Вольга до турецкого царства, обернулся серым воробышком, сел на окно к царю Салтану и слушает. А Салтан по горнице похаживает, узорчатой плеткой пощелкивает и говорит своей жене Азвяковне:

Читайте также:  Краткое содержание сказки два мороза за 2 минуты пересказ сюжета

— Я задумал идти войной на Русь. Завоюю девять городов, сам сяду князем в Киеве, девять городов раздам девяти сыновьям, тебе подарю соболий шушун.

А царица Азвяковна невесело глядит:

— Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве.

— Рассердился царь Салтан, ударил царицу плеткою:

— Не боюсь я русских богатырей, буду я княжить в Киеве.

Тут Вольга   слетел вниз   воробышком, обернулся горностаюшкой. У него тело узкое, зубы острые. Побежал горностай по царскому двору, пробрался в глубокие подвалы царские. Там у луков тугих тетиву       пооткусывал, у стрел древки перегрыз, сабли повыщербил, палицы дугой согнул.

Вылез горностай   из   подвала,   обернулся   серым волком, побежал на царские конюшни — всех турецких коней загрыз, задушил.

Выбрался Вольга из царского двора, обернулся ясным соколом, полетел в чистое поле к своей дружине, разбудил богатырей.

— Эй, дружина моя храбрая, не время теперь спать, пора вставать! Собирайтесь в поход к Золотой Орде, к Салтану Бекетовичу!

Подошли они к Золотой Орде, а кругом Орды — стена каменная, высокая. Ворота в стене железные, крюки-засовы медные, у ворот караулы бессонные — не перелететь, не перейти, ворот не выломать.

Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?»

Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.

Ударили они на салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло.

Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю салтанову силу кончили. Сам Салтан Бекетович в свой дворец убежал, железные двери закрыл, медные за совы задвинул.

  • Как ударил в дверь ногой Вольга, все запоры-болты вылетели, железные двери лопнули.
  • Зашел в горницу Вольга, ухватил Салтана за руки:
  • — Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь — не палить русские города, не сидеть князем в Киеве!
  • Ударил его Вольга о каменный пол и расшиб Салтана до смерти.
  • — Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку!

Краткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://lukoshko.net/story/volga-vseslavevich.htm

«Вольга и Микула Селянинович» читательский дневник

«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянович.

Краткое содержание былины Волх Всеславьевич за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника

ФИО автора: Народ

Название: Вольга и Микула Селянинович

Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр: Былина

Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

  • Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.
  • Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.
  • Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал.

Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его.

Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики.

Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли.

Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей.

Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке.

Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство.

Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин.

Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.

«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»

«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»

  1. «…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»
  2. «…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»
  3. «…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»
  4. Дружина – княжеское войско.
  5. Оратай – пахарь.
  6. Орать – пахать.
  7. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
  8. Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
  9. Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.
  10. Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.
  11. Соха – земледельческое пахотное орудие.
  12. Омешики – металлические наконечники сохи.
  13. Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.
  14. Ракита – русское народное название ивы.

Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 45.

Источник: https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/volga-i-mikula-selyaninovich.html

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Былина "Волх Всеславович"

  • Конспект урока по литературному чтению
  • Класс: 4
  • Тема: Былина «Волх Всеславович»
  • Цели:
  • 1.Познакомить учащихся с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомить с былиной « Волх Всеславович»
Читайте также:  Краткое содержание улицкая медея и ее дети за 2 минуты пересказ сюжета

2.

Развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; формировать литературоведческие представления.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Система обучения: «Школа 21 века»

Тип урока: Комбинированный

Литература: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова 4класс.

Оборудование: слайд- презентация, аудиозапись гуслей, карточки для микрогруппы, репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»

  1. Ход урока
  2. Организационный момент.
  3. Внимание! Проверь, дружок,
  4. Готов ли ты начать урок!
  5. Все ль на месте? Все ль в порядке:
  6. Книжки, ручки и тетрадки?
  7. Есть у нас девиз такой:
  8. Все, что надо, под рукой!
  9. – Проверим готовность к уроку
  10. — Прежде чем перейти к новой теме с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились:
  11. Подготовка к восприятию.
  12. Звучит «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов», с целью эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.
  13. -Какой инструмент играл в этом музыкальном произведении? (верно, гусли)
  14. -А в каких жанрах мы можем услышать этот инструмент? (в былинах)
  15. Сообщение темы и постановка задач урока

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с новым фольклорным жанром: «Былина». А с какой былиной мы познакомимся, узнаем чуть позже.

Изучение нового материала

Как вы думаете, что такое былина?

-Слово «былина» означает «быль» ,т.е. правдивое повествование.

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Ребята, а кто является главным героем былины?

-Главными героями былин являются народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.

Каких богатырей вы знаете? Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека? Посмотрите на реподукцию картины

В.М.Васнецова, кто здесь изображён? Что необыч-

ного в изображении богатырей? Опишите словами.

  • Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?
  • Дайте словесную характеристику каждому бога-
  • тырю, используя слова, словосочетания на экране:

Сильный; Мужественный; Благородный; Целе- устремлённый; Красивый; Бесстрашный; Реши- тельный;Ответственный;надежный,добропорядоч-ный,героический,смелый,храбрый,доблестный, доблестный и т.д.

Под стать богатырям их лошади: ухоженные, силь-

ные,красивые,породистые,натренированные,вороной,гордый стройный,опытный,обученный,преданные, …..

Снаряжение свидетельствует о…..

……

и т.д.

Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..

  1. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение, радость, веру в силу русского человека.
  2. -Итак, Былины — это прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
  3. -Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)
  4. -Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.
  5. И сегодня мы познакомимся с одной из былины, как «Волх Всеславович»
  6. Комментированное чтение
  7. -А сейчас мы будем вместе читать, следить за развитием сюжета, будем сравнивать, анализировать, формировать собственную точку зрения и вывод делать о прочитанной былине…
  8. -Давайте прочитаем название былины.
  9. -Как вы думаете, что может означать слово «Волх»? (имя богатыря русского)

Волхвы –Это особый класс людей, пользовавший большим влиянием в древности. Это «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.

  • — Итак, давайте прочитаем с вами эту былину
  • ( ЧТЕНИЕ ПО АБЗАЦАМ).
  • -Литературоведческий анализ:

-Что необычного вы заметили в самом начале былины? -Что может символизировать белое облако?

  1. -Середина неба?
  2. -Гроза?
  3. -Радуга?
  4. Вспомните сказки, есть ли какое-то сходство, если да,
  5. то в чём?
  6. А рождение богатыря, его рост ( в сказке: не по
  7. дням, а по часам…)- сходство с волшебной сказ-
  8. кой.
  9. -Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)

-Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.

  • -А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)
  • -Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)
  • А как вы думаете , почему кудесник помогает нашему герою?

-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – нет, правильно ни каждому, а тому, кто из героев делает добро.

Опять мы наблюдаем сходство сходства с волшебной сказкой.

-А что символизирует цифра 30?

-А как вы считаете, почему Волхв решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой?(герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)

-А как это его характеризует?

-А каким вы представляете себе царя Салтыка?

-Как характеризуют его поступки? Прокомментируйте.

-А что вы думаете о царице? Её поведении? Нарисуйте словами её портрет, какие личностные качества ей присущи?

-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

— что остановило царя не пойти на русские земли? Найдите это подтверждение в тексте.

-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

— Что произошло с царицей поле этого? Найдите это подтверждение в тексте?

  1. -Как сумел Волх отвести от Русской земли беду?
  2. Удалось ли ему справится с царем Салтымаком и освободить царицу и темницы?
  3. -Как ему это удалось? Как вы понимаете слово: то-

Варищи? Кого можно считать своим товарищем?

  • А другом?
  • -Как вы думаете, каким необычным даром был наделен Волх?
  • -Какой вывод вы сделали?
  • -Какую мысль пытается
  • Передать нам былинный сказитель?
  • -Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвра-
  • щается добром, а зло – злом.
  • Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о
  • её истинных ценностях
  • -А что самым ценным и главным было для русских

Богатырей? – Правильно, защита отечества.

А что характерно для современной молодёжи, для

Наших парней? Они смогут защитить нашу Родину?

Физминутка «Мы сильными становимся» (1 мин). Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё 

  1. Через левое плечо. 
  2. Работа в микрогруппе

-Сейчас каждой группе будет предложена индивидуальная работа в микрогруппе, каждой группе раздадутся карточки. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши обоснованные ответы.

  • 1группа:
  • Выберите из ниже предложенных слов те слова, какими качествами должен обладать Русский Богатырь?
  • Храбрый, трусливый, скромный, , вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, грубый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубы, справедливый и т.д
  • 2группа:
  • Сочините рассказ о русских богатырях, опираясь

на репродукцию картины Васнецова В.М. « Три Богатыря» .

3 группа:

Составьте последовательную цепочку сказочных персонажей, в образы которых превращался Волх Всеславович на протяжении всей былины? Обоснуйте ответ, для чего он делал это?

4группа:

Какой жанр устного народного творчества мы на-

зываем былиной и почему? Докажите.

  1. 5 группа:
  2. Собери пословицы и объясни смысл пословицы:
  3. 1. богатырями, Славна, земля , русская
  4. (Славна богатырями земля русская)
  5. 2.имя, останется, его, умрет, Богатырь
  6. (Богатырь умрет, имя его останется)
  7. 6 группа:

Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать богатырем?(Нужно много тренироваться, учиться отстаивать свою Родину, быть здоровым и умным. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному.)

  • Итог урока:
  • — С каким новым фольклорном жанром мы познакомились?
  • -Что такое былина?
  • -Как появилась былина?
  • -Как предавали былину?
  • -кто является главным героем былины?
  • -Скажите, с какими жанрами устного народного творчества познакомились?
  • Домашнее задание
Читайте также:  Краткое содержание рассказов джоан роулинг за 2 минуты

Дома изобразите своего богатыря, каким он должен выглядеть в вашем воображении.вы можете использовать краски, карандаши и фломастеры.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-bylina-volh-vseslavovich-4067143.html

Краткое содержание былины “Волх Всеславьевич”

Ы

Всеславьевича было отмечено знаменательными явлениями в природе: “на небе просветил светел месяц подрожала сыра земля синее море сколыхалося”.

Но это еще не все – в момент появления младенца рыбы ушли в морскую глубь, птицы взлетели за облака, зайцы, лисицы, туры, олени и прочие обитатели леса затаились в горах и чащах.

Наконец, сотряслось “царство Индейское” – словно в предчувствии грозящей ему беды.

Уже через полтора часа после появления на свет Волх держал свою первую речь, в которой обратился к матери со следующим

наказом: “А и гой еси, сударыня матушка… / А не пеленай во пелену червчатую, / А не поясай во поесья шелковые, – / Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные, / А на буйну голову клади злат шелом, / По праву руку палицу, / А и тяжку палицу свинцовую. / А весом та палица в триста пуд”.

Рос этот силач стремительно. В семь лет овладел грамотой и разными науками. В десять лет выучился магическим премудростям – умел оборачиваться то ясным соколом, то серым волком, то гнедым златорогим туром. В двенадцать лет Волх стал подбирать себе дружину из сверстников.

К пятнадцати годам у него было войско из силачей-одногодков числом в семь тысяч. Слава о дружине достигла самого Киева.

Именно в это время Индейский царь объявил, что намерен захватить Киев-град и разорить там церкви и монастыри. Волх решил опередить нечистивого врага и выступил со своей дружиной ему навстречу, подойдя к царству Индейскому.

В этом походе Волх не знал сна и отдыха, заботясь о дружинниках. По ночам он, обернувшись серым волком, бегал по лесам и добывал дичи на пропитание, так же он ухитрялся обувать и одевать своих товарищей.

“Носили они шубы соболиные, / Переменные шубы-то барсовые”.

Яства тоже были отменные. Настала пора отправиться на разведку в глубь самого вражеского царства. Кроме Волха, не нашлось никого, кто обладал бы его ловкостью и искусством.

Обернувшись гнедым туром, богатырь умчался: “Он первый скок за целу версту скочил, / А другой скок не могли найти”.

Добежал до царства, Волх обернулся уже ясным соколом. Взлетел и сел на окно белокаменных царских палат – в тот самый момент, когда тут шел разговор царя Салтыка Ставрульевича с царицей Еленой Александровной. В этой беседе прозорливая царица предупреждала мужа, что в Киеве есть могучий богатырь – “тебе, царь, супротивничек”. Волх, не медля, оборачивается горностаем.

Верткий маленький хихцник пробегает по складам и погребам с оружием, перегрызает тетиву у луков, снимает наконечники на стрелах, выдергивает шомполы у ружей и закапывает все это в землю. Затем, снова в облике сокола, летит к своей дружине. Разбудив воинов, Волх дает приказ об осаде царства Индейского.

Увидев мощные укрепления, через которые не пройти и “мурашу”, молодцы-дружинники закручинились. Они зароптали, что понапрасну потеряют здесь головы и все равно не пройдут через крепкие стены и железные ворота. Однако смекалистый Волх снова приходит на помощь. “Сам обернулся мурашиком / И всех добрых молодцов мурашками, / Прошли они стену белокаменну, / И стали молодцы уж на другой стороне…”

Здесь, ошеломив население внезапностью, дружина показала всю свою удаль. По приказу Волха рубили и старого, и малого, пощадив только семь тысяч красных девиц – по выбору воинов.

Сам Волх без труда проник в царские палаты. Он вошел туда в собственном обличье, явив могучую силу: железные двери он пробил ударом ноги, булатные засовы и крюки выломал. Затем он взял за белы руки Салтыка Ставрульевича и, заметив, что подобных инородных царей “не бьют, не казнят”, ударил противника о “кирпищатый пол”, расшибя его в крохи…

После этого Волх сам стал царем, женившись на Елене Александровне. Его дружинники играют семь тысяч свадеб, переженившись на индейских девушках. Они стали посадскими людьми.

И когда Волх выкатил захваченную добычу, злато-серебро, табуны коров и коней, и поровну поделил на всех, то оказалось, что на всякого братавоина пришлось по сто тысяч.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-byliny-volx-vseslavevich/

Былина Волх Всеславьевич — краткое содержание для читательского дневника

Волх Всеславьевич – киевский богатырь-оборотень, также известен как Вольга Святославич. Данная былина существует в вариантах одного и трёх сказаний.

Мать Волха княгиня Марфа Всеславьевна, жена князя Святослава, зачала сына волшебным образом, гуляя по саду и соскочив с камня на «лютого змея».

Рождение богатыря сопровождалось чудесами и знамениями: закатилось солнце, произошло землетрясение, всколыхнулось море, рыба ушла на глубину, птицы взлетели высоко в небо, звери скрылись в лесах, в предчувствии беды сотряслось Индейское царство.

Новорожденный Волх потребовал одеть себя не в пелёнки, а в доспехи и вооружить булатным мечом и свинцовой палицей.

Семи лет от роду Волх Всеславьевич овладел грамотой, в десять лет научился у семи мудрецов оборотничеству, а с двенадцати начал собирать дружину. Через три года войско богатыря состояло из семи тысяч (в другом варианте – всего из тридцати) пятнадцатилетних молодцев. Вскоре стало известно, что индейский царь собирается захватить Киев, сжечь церкви и разорить монастыри.

Тогда Волх с дружиной пошёл войной на Индейское царство. В походе богатырь оборачивался волком и соколом чтобы охотиться, добывая своим воинам пищу и шкуры для одежды. Превращаясь в тура, а затем в сокола, он отправился в Индейское царство на разведку и услышал беседу царя Салтыка Ставрульевича (в другом варианте – Салтана Бекетовича) и царицы Елены Александровны (иначе – Азвяковны).

Та говорила супругу, что видела вещий сон, в котором маленькая птица победила чёрного ворона; в Киеве живёт «могуч богатырь», и поэтому воевать с Русью опасно. Царь не поверил жене. После этого в облике горностая Волх проник в подвалы врагов, разгрыз стрелы, порвал тетивы луков и сломал ружья; превратившись в волка, убил лошадей в конюшнях.

Затем, снова обернувшись соколом, вернулся к дружине.

Подойдя к вражескому городу, воины Волха упали духом, считая, что преодолеть такие неприступные стены невозможно.

Тогда богатырь увидел маленькую щель под железными воротами, обернулся сам и превратил своих воинов в муравьёв, и таким образом они проникли в город, где снова приняли человеческий облик. Волх приказал убивать «старого и малого».

Дружинники беспощадно истребили почти всех жителей Индейского царства, оставив в живых только семь тысяч (либо тридцать) девушек в качестве своих невест. Волх пришёл в царские палаты и убил Салтыка Ставрульевича, ударив о кирпичный пол и разбив в крошки.

Богатырь сам стал индейским царём, взяв в жёны Елену Александровну, а дружинники женились на девушках, став посадскими людьми (в другом варианте Волх и воины с невестами вернулись на Русь). Воинам достались богатые трофеи.

Волх Всеславьевич является очень древним персонажем русского народного эпоса. Былина содержит мотивы дохристианских времён: вера в оборотничество (в том числе классическое превращение в волка) и возможность рождения человека от животного, обычай поголовного уничтожения вражеских народов.

Само имя Волх означает волхва – колдуна языческой Руси. В других сказаниях Вольга известен как повелитель животных, что позволяет предположить его происхождение от славянского бога Велеса.

Также возможно, что Волх и Вольга изначально были разными персонажами, но впоследствии стали отождествляться из-за сходства имён.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/bylina-volh-vseslavevich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector