Краткое содержание чехов безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

Рассказ был написан в 1886 году и в тот же год в январе опубликован в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1899—1901 годы он также был незначительно пересмотрен Чеховым и вошёл в третий том его сочинений.

Какое реальное событие могло послужить толчком для написания рассказа или лечь в его основу, остаётся неизвестным, но в своих работах Чехов часто рассказывал о самых обычных незначительных ситуациях, из которых можно почерпнуть много нового при внимательном рассмотрении. Писатель, начиная со своей первой пьесы «Безотцовщина», всегда очень тонко улавливал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений.

Ещё при жизни писателя рассказ был переведён на многие языки. В «Петербургских ведомостях», «Русском богатстве» и «Вестнике Европы» многие критики литературы положительно отзывались о произведении. Леонид Оболенский отметил удивительную способность Чехова видеть драму за обманчиво простыми вещами, а Лев Толстой включил «Тоску» в число лучших чеховских произведений.

Краткое содержание

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

В вечерних сумерках пожилой извозчик Иона Потапов сидел на козлах, согнувшись в три погибели, пока его самого и его лошадёнку медленно засыпало мокрым снегом. Из-за этого лошадь была похожа на пряничную фигурку. Он выехал со двора ещё до обеда, но вот наконец улицы стали более шумными, появились люди. У Ионы на этой неделе умер сын, поэтому теперь его буквально придавливало к земле грустью и тоской. Ему невыносимо было находиться наедине со своими мыслями, он отчаянно хотел с кем-нибудь поговорить. Простая беседа — это всё, что могло бы доставить ему великое счастье.

Между тем к нему сел ехать военный, которому нужно было на Выборгскую. Во время поездки он сердился и ругался, что Иона ездить не умеет, поскольку лошадёнка то и дело сталкивалась то с проезжающей каретой, то с прохожим.

Повернувшись к пассажиру, Иона сказал, что у него умер сын. Проезжий спросил, от чего он умер, а Иона ответил, что от горячки, пролежав три дня в больнице.

Но дальше разговор не пошёл, а вскоре извозчик высадил военного на Выборгской.

Во второй раз к извозчику сели три молодых человека, которым нужно было к Полицейскому мосту, — два высоких и тонких, третий — низкий и горбатый. Они заплатили не столько, сколько нужно, но Иону теперь деньги не волновали: он хотел лишь отвлечься на свою работу.

Новые седоки показались ему «весёлыми господами», хотя они бранились на него, шумели, подняли настоящий переполох и даже хотели накостылять ему шею за то, что он медленно едет. Им он тоже сказал о своей печали, на что они лишь ответили: «Все помрём».

Им тоже было не до него, а вскоре они приехали.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

В третий раз Иона обратился к дворнику, но с тем разговор совсем не задался: тот прикрикнул, чтобы Иона не стоял на дороге, а проезжал дальше.

Решив, что с людьми разговаривать совсем бесполезно, извозчик отправился обратно ко двору. Там, на печи, на полу, на скамьях спал народ.

Старик решил поговорить с одним из молодых извозчиков, вставшим, чтобы попить, но тот никак не ответил на его слова об умершем сыне, а лёг, укрылся с головой и вскоре уже спал.

Тогда Иона, не находя себе места, пошёл проведать свою лошадь в конюшню. Она жевала сено. Он заговорил с ней о том, что его сын, Кузьма Ионыч, приказал долго жить. У лошади он спросил, что, предположим, у неё умер жеребёночек, было бы ей жалко. Она смотрела на него умными глазами, слушала и дышала на его руки. После этого он, увлёкшись, рассказал ей всё, чего не смог рассказать людям.

План для пересказа

Произведение «Тоска» достаточно короткое и не имеет деления на главы. Тем не менее, для удобства его можно разделить на части, составив план для пересказа:

  • Извозчик и лошадь на вечерней заснеженной улице.
  • Попытка разговора с военным.
  • Весёлые господа.
  • Попытка завести беседу с дворником.
  • Обратно ко двору.
  • Разговор с лошадью.

Главные герои

Основным действующим лицом является Иона, внутренний мир которого может увидеть читатель. Все второстепенные персонажи необходимы для понимания его беды, и все без исключения являются примером человеческого равнодушия. Описание и характеристика главных героев «Тоски» Чехова:

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Иона Потапов — старый извозчик. Ему необходимо выговориться после смерти сына Кузьмы Ионыча, который тоже работал извозчиком. Со дня смерти сына скоро будет неделя, а он так до сих пор толком и не говорил ни с кем. Иона малообразован, но добр, имеет большую, открытую и честную душу, ищет простого человеческого сочувствия и понимания. Любит свою лошадь, с заботой относясь к ней. Представляет собой типичный образ «маленького человека» в литературе: он смиренный, кроткий, не перечит господам, не жалуется на свою судьбу, даже про смерть сына говоря: «На то божья воля». В деревне у него осталась дочка Анисья, про которую он тоже хотел бы поговорить, если бы было с кем.
  2. Военный — первый клиент Ионы, попросивший доставить его на Выборгскую, в шинели с капюшоном. Видно, что он остряк, поскольку во время поездки отпускает едкие комментарии по поводу того, что все норовят столкнуться с лошадью Ионы. Сердится на то, что тот не может быстро доставить его по адресу. На реплику извозчика о сыне спрашивает, из-за чего тот умер, но дальше не хочет слушать и даже закрывает глаза, тем самым показывая своё нежелание поддерживать беседу.
  3. Троица молодых людей — следующие седоки, попросившие доставить их к Полицейскому мосту. Двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат. Судя по всему, они недавно вышли из трактира. Они переругиваются между собой, толкаются, сквернословят, долго не могут определить, кто из них в санях будет сидеть, а кому придётся стоять. В итоге стоять приходится горбатому, как самому маленькому. Они платят Ионе двугривенный, и, хотя это цена несходная, он не отказывается: ему теперь всё равно, какая цена, главное — чтобы клиенты были. Они говорят между собой о том, что вчера выпили у Дукмасовых четыре бутылки коньяка, затем — о какой-то Надежде Петровне. Несмотря на то что они бранятся на Иону, его чувство одиночества постепенно отлегает от груди благодаря присутствию людей.
  4. Дворник — человек, с которым Иона тоже пытается завязать разговор, спросив, который час. Дворник отвечает ему, но затем довольно грубо заставляет его проезжать дальше, а не останавливаться на дороге.
  5. Молодой извозчик — равнодушный парень, проснувшийся, чтобы попить воды из ведра. Он ничего не отвечает на слова Ионы об умершем сыне, а только укрывается с головой и ложится спать дальше.
  6. Лошадь — на заснеженной вечерней улице она стоит, погружённая в мысль, поскольку её оторвали от плуга, от привычных серых картин, бросив в этот омут и суматоху. Автор называет её «лошадёнкой», этим словом словно бы демонстрируя её ничтожность, как и её хозяина. Но именно она становится единственным существом, готовым выслушать человека.

Ещё одним персонажем произведения по праву можно назвать тоску — громадную, горькую, не знающую границ и не дающую покоя. Она в полной мере завладевает душой и телом несчастного Ионы.

Лопни вдруг грудь извозчика и вылейся из неё тоска, то она, казалось бы, залила весь белый свет, но при этом она умудрилась поместиться в этого маленького человека так, что её и не увидеть, и не отыскать.

Анализ и смысл

Жанр «Тоски» Чехова — рассказ, поскольку произведение достаточно короткое, имеет одну сюжетную линию и несколько основных героев. Направление — реализм: автор просто и без прикрас показывает одно небольшое мгновение человеческой жизни.

Всё творчество Чехова относится к направлению реализма. Повествование линейное: события идут одно за другим.

Рассказ ведётся от третьего лица, но всё же благодаря удивительному мастерству автора читатель может погрузиться в душу Ионы, узнать, о чём он думает, что его гложет.

Чехов крайне редко использовал эпиграфы к своим произведениям, но всё же здесь он присутствует: «Кому повем печаль мою?..». Это цитата из русского народного духовного стиха «Плач Иосифа Прекрасного».

Этот эпиграф играет особую роль, сразу же задавая особый минорный тон. Ключевым здесь является слово «печаль». Это тонкий психологический приём, используемый автором для создания настроения текста.

Кроме того, писатель пользуется различными выразительными средствами. Рассказ начинается с описания зимнего пейзажа вечерней улицы с холодным мокрым снегом. Это ярко передаёт состояние главного героя и общую атмосферу всей картины.

Демонстрируется подтекст: мир колюч, холоден, неприветлив к маленькому человеку, простому извозчику. Можно выделить и другие художественные особенности и приёмы, которые автор использует для описания тоски.

Они необходимы для понимания личной трагедии Ионы и отношения к ней автора:

  • эпитеты: «тоска громадная, не знающая границ»;
  • метафоры: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь».

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

Проведя анализ сюжета «Тоски» для читательского дневника, можно определить идею и смысл произведения. Чехов затрагивает проблемы одиночества и человеческого равнодушия. Одиночество бывает страшным душевным состоянием, особенно после какой-либо пережитой трагедии.

Именно поэтому читатель проникается сочувствием к Ионе и даже испытывает желание его поддержать. Ведь это самое малое, что можно сделать для человека: всего лишь выслушать его, но благодаря этому ему станет легче.

Автор также показывает, что животные зачастую могут быть лучше людей: лошадь стала для своего хозяина слушателем, чего не пожелали сделать окружающие.

Остальные же герои вызывают у читателя только отрицательные эмоции. Слова извозчика об умершем сыне либо наводят на них скуку, либо игнорируются. Все эти люди заняты только своими проблемами и размышлениями. Они не только не хотят проявить ни грамма сочувствия, послушав его историю хотя бы в сокращении, но даже обращаются с извозчиком грубо и жестоко, понукая его и злясь за медленную езду.

Ещё одна важная тема, затронутая автором, — проблема «маленького человека». Для господ обычный извозчик является едва ли не «пустым местом», они не видят ни его самого, ни его проблем. А между тем у каждого человека, какое бы место в этом мире он ни занимал, есть глубокие чувства, эмоции, душевные травмы и личные трагедии.

Произведение учит быть внимательным и чутким к чужому горю, проявлять сочувствие, не быть чёрствым и равнодушным, уметь слушать. Выслушав и поддержав разговор, порой можно значительно облегчить человеческие страдания.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/chekhov-toska.html

Чехов «Драма на охоте»: краткое содержание

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета«Драма на охоте» – одна из самых знаменитых повестей Антона Павловича Чехова. Она написана в несвойственном для него детективном жанре и повествует «истинную» историю юной красавицы Оленьки Скворцовой, ее жизни, любви и смерти.

«Драма на охоте» относится к числу ранних повестей Чехова. Она публиковалась частями в журнале «Новости дня» в период с 1884 по 1885 годы. Позднее без авторских правок вошла в сборник «Сумерки» (1887). Во время написания повести в русской литературе особой популярностью пользовался уголовный роман, однако в большинстве своем это было дешевое однодневное чтиво.

Современников несколько удивило известие о том, что Чехов, написавший десятки талантливых рассказов, решил обратиться к столь сомнительной области литературы.

Одни видели в «Драме на охоте» пародию на современный уголовный роман, другие – простенькую мелодраму «с чрезвычайно безвкусными страницами», но третьи все же наблюдали поразительную метаморфозу газетного романа в полноценное литературное произведение.

Сам Антон Павлович не любил комментировать свою «Драму на охоте», пытаясь сохранить тайну вокруг произведения и его замысла. Исследователи творчества Чехова до сих пор расходятся во мнении, был ли у Камышева реальный прототип, или все описанное в повести есть плод воображения писателя.

После изучения чеховской переписки стало известно, что в период работы над повестью Антон Павлович в самом деле был знаком с неким судебным следователем Василием Мамышевым из Звенигорода (обратим внимание на созвучность фамилий Мамышев-Камышев).

Некоторое время он поддерживал с Мамышевым общение и называл его в письме Суворину «звенигородским Лекоком». Вспомним, что граф Корнеев обращался к Камышеву не иначе как «Милый Лекок!» (прим.

Лекок – агент сыскной полиции, главный герой детективов французского писателя Эмиля Габорио, чьи произведения вдохновили Конана Дойля при создании его знаменитого Шерлока Холмса).

Правда, на этом история Мамышева-Камышева и сведения о нем заканчиваются. Романтически настроенная публика все же верит в то, что писатель стал тайным поверенным криминальной истории. Ведь не зря его редактор, он же первый рассказчик, получил инициалы самого Чехова – А. Ч.

Герои и их характеристика

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаГлавный герой повести Иван Петрович Камышев – красивый статный мужчина около сорока лет, работает судебным следователем. Читатель знакомится с Иваном Петровичем, когда он входит в кабинет газетного редактора. Имени редактора-повествователя мы не знаем, только лишь инициалы – А. Ч. Камышев просит реактора опубликовать написанную им повесть, в которой он, Камышев, играет немаловажную роль и фигурирует под именем Сергея Петровича Зиновьева. Редактор берется за чтение повести и вскоре понимает, что это не просто литературная выдумка, а реальная криминальная история, произошедшая несколько лет назад. Далее повествование ведется от лица Камышева-Зиновьева.

Читайте также:  Краткое содержание дойл пустой дом за 2 минуты пересказ сюжета

Драматические события повести разворачиваются в усадьбе графа Алексея Карнеева, человека слабого, апатичного, состоятельного и, как водится среди русской интеллигенции, скучающего.

Карнеев приглашает своего приятеля Ивана Петровича Камышева, судебного следователя, немного погостить у него. Камышев не питает особой симпатии к Карнееву, но из скуки принимает приглашение.

Тем более, что времяпровождение в усадьбе Карнеева всегда сопряжено со множественными кутежами.

По приезду Камышев знакомится с новыми обитателями карнеевской усадьбы – это лесник Николай Ефимович Скворцов и его дочка Оленька. Старик Скворцов абсолютно выжил из ума, ему постоянно кажется, что его хотят обокрасть. А вот девятнадцатилетняя белокурая Оленька – настоящая прелесть.

Задорная, веселая, юная, она, явившаяся посреди лесной опушки в ярко-красном платье, производит на Камышева неизгладимое впечатление. Правда, на сердце Оленьки уже есть претендент – пятидесятилетний управляющий графа Петр Егорович Урбенин, приземистый, коренастый, большеголовый. Урбенин вдовец, сам воспитывает двоих детей – пятилетнюю Сашу и четырнадцатилетнего Гришу.

Управляющий без ума от Оленьки Скворцовой. Это замечают все, в том числе и Камышев.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаБезусловно Урбенин не мог составить конкуренцию для пышущего красотой и здоровьем судебного следователя, пойти на попятную его заставила сама Оленька. Лесная нимфа повергла нашего героя в шок, когда всерьез заявила о том, что принимает предложение Урбенина. Он добрый, он даст денег на лечение папы и будет покупать ей шелковые платья. Так, полушутя, полусмеясь, Оленька Скворцова круто изменила свою судьбу и судьбы многих действующих лиц этой истории.

Не трудно догадаться, что брак Ольги с Урбениным был коротким и несчастливым. Еще во время свадебного торжества Оленька в белоснежном платье призналась Камышеву в своих чувствах и стала его любовницей. Их роман продлился недолго, а когда Иван Петрович в очередной раз приехал в усадьбу, Оленька уже была любовницей графа. Бедолагу Урбенина отослали в город, где он медленно спивался от горя.

Скворцова мечтает стать женой графа, но во время пикника на охоте выясняется, то Карнеев уже женат. Его супруга – полячка по имени Созя – неожиданно заявляется на праздник. Камышеву противно находиться в этом обществе, видеть падение Ольги, наблюдать за безвольным графом и его наглой женушкой. Не попрощавшись ни с кем, он уезжает.

На следующий день Камышев получает известие о том, что Ольга умирает. Ее нашли окровавленной в лесу неподалеку от того места, где проходил пикник. Иван Петрович пытается узнать у Оленьки, кто ее убийца, но умирающая только качает головой и улыбается. К утру ее не стало.

Камышев берется расследовать дело об убийстве. Все указывает на то, что Оленьку зарезал обезумевший от горя и ревности Урбенин. Расследование проводится быстро, скомкано. Урбенина осуждают на 15 лет каторги.

Чем больше редактор вчитывается в повесть, тем очевиднее становится, что Ольгу убил не бывший супруг, а сам Камышев. Услышав обвинение, Иван Петрович не отрицает своей вины, но сознаваться в содеянном не собирается… Его повесть так и не опубликовали в газете.

Главная идея произведения

В «Драме на охоте» Чехов параллельно развивает два сюжета – детективный и мелодраматичный. Главная тема детективной линии – исповедь преступника.

Прием исповеди неоднократно использовался в произведениях детективного жанра, однако Антон Павлович несколько видоизменяет его. У чеховского Камышева есть исповедь, но нет покаяния.

Он не признается в убийстве Оленьки и мужика Кузьмы, ставшего случайным свидетелем преступления. Камышев не собирается отбывать наказание. Он хочет выговориться, но не готов искупить вину.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаПриступление без наказания

Таким неожиданным финалом автор нарушает законы формульной литературы, по канонам которой в детективе наблюдается неизменный переход от напряжения к гармонизации конфликта. В «Драме на охоте» конфликт не исчерпан: обвинен невиновный (Урбенин скончался по дороге на каторгу), убийца на свободе и не кается.

Литературная формула – это комбинация, синтез ряда специфических культурных штампов и более универсальных повествовательных форм либо архетипов.

Главными проблемами мелодраматической линии являются проблемы брака и любви. На примере драматической истории юной Оленьки Скворцовой автор показывает, что брак без любви уже есть грех, ведь рано или поздно он провоцирует на греховные переступи.

Анализ произведения

«Драма на охоте» – уникальное для своего времени произведение. Создав уголовный роман по форме, Чехов выдвинул на первый план не детективную коллизию, а любовные и экзистенциальные переживания героев (прим.

экзистенциальные переживания то есть те, что относятся к сфере существования, бытия, рассуждения о жизни и ее смысле). Для автора не важны технические моменты по типу, как преступник спланировал убийство, как избавился от улик, как повел следствие по ложному пути.

Для Чехова важно, что спровоцировало человека совершить убийство, как он пришел к духовному падению.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаКак отмечают многие современные исследователи, подобная смена смысловых векторов использовалась Чеховым для того, чтобы повысить статус «низкого жанра» детектива не за счет псевдодокументальности, а при помощи усложнения внутренней структуры текста.

При анализе произведения следует обратить внимание на композицию. Повесть «Драма на охоте» построена по принципу «рассказ в рассказе», причем, вставной текст является самостоятельным художественным произведением главного героя.

Рамочная композиция обусловила необходимость в двух рассказчиках. Первый – редактор А. Ч.

– появляется в начале и конце повести, он единственный, кто может дать оценку Камышеву и происходящим событиям; второй рассказчик – Иван Петрович Камышев, чье литературное альтер-эго предстало в повести под именем Сергея Петровича Зиновьева.

«Драма на охоте» в кино

Чеховская «Драма на охоте» неоднократно вдохновляла кинематографистов на создание фильмов. Первая экранизация появилась в 1918 году. Режиссерское кресло занял Чеслав Сабински, у камеры стоял великий Луи Форестье.

В 1970-м вышел двухсерийный фильм Бориса Ниренбурга («На всякого мудреца довольно простоты», «Солярис»). Оленьку Скворцову сыграла Наталья Дрожжина, Камышева – Юрий Яковлев, графа – Александр Кайдановский, Урбенина – Владимир Самойлов.

В 1986 году одноименный фильм снял венгерский режиссер и сценарист Карой Эстергайош.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжетаПредставляем вашему вниманию рассказ Антона Чехова “Палата номер 6”, где на примере жизни пациентов психиатрической больницы автор изобразил проблемы общества.

В рассказе Чехова “Степь” автор описывает впечатления девятилетнего мальчика, путешествующего через степь из родной деревни в город.

Лучшей на сегодняшний день экранизацией «Драмы на охоте» остается фильм Эмиля Лотяну («Табор уходит в небо», «Анна Павлова»). Лента вышла на советские экраны в 1978 году под названием «Мой ласковый и нежный зверь».

Главные роли исполнили звезды отечественного кино: Галина Беляева (Оленька Скворцова), Олег Янковский (Камышев), Кирилл Лавров (граф Корнеев), Леонид Марков (Урбенин).

Визитной карточкой фильма стал чувственный вальс от композитора Евгения Доги.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/drama-na-okhote.html

Безотцовщина — краткое содержание пьесы Чехова

В имении при сельской школе живет вдова-генеральша Войницева Анна Петровна, ее пасынок Сергей со своей женой Софьей. Как-то в это имение приезжают их соседи – Трилецкие, зять которых – Платонов Михаил Васильевич, преподаватель в этой сельской школе.

Мария Грекова – молодая спутница Трилецкого, с которой он живет без брака, встречает в этом имении учителя. Он когда-то публично ее оскорбил и, увидев его, она сильно возмущена. Платонов хотел с ней поговорить, а она отказалась. К концу пьесы отношения между ними налаживаются.

Между героями пьесы постоянно происходят споры и размышления о том, кто должен купить имение, а также кто на ком должен жениться.

Войницев предлагает сделку Глагольеву, для этого он должен будет жениться на его мачехе Анне Петровне.  У Анны Петровны есть еще шахты, на которые претендует два человека – Бугров и Венгерович.

Сын Глагольева – Кирилл, приехав из-за границы, упрекает отца в том, что он высылает ему мало денег. Отец же убеждает его в обратном.

Платонов влюбляется в Софью. Софья догадывается об этом и поддается ответному чувству. Жена Платонова – Саша, сначала не подозревает об этом.

Но Платонов, понимая, что Софья его тоже любит, не может уехать с ней и предать свою жену. Саша попыталась покончить с собой, узнав об увлечении мужа. Софья расстается с мужем и желает уехать с Платоновым, но застает его пьяным.

Она поняла, что Платонов ее предал, и стреляет в него. Мужчина умирает от ранения.

Глагольев отказывается быть мужем Анны, а она, в свою очередь, говорит о том, что между ними только дружеские отношения. Они расстаются.

Основой данного произведения являются взаимоотношения между несколькими влюбленными парами. При этом между одними – это чистая формальность, а между другими – сильные чувства.

← Гриша
← Медведь↑ ЧеховАрхиерей →

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

  • Гарри Поттер и узник Азкабана — краткое содержание книги Роулинг
    Третья часть популярной франшизы о мальчике волшебнике начинается в доме №4 по Тисовой улице. Должно случится важное событие- в гости приезжает сестра Вернона Дурсля Мардж
  • Лес — краткое содержание комедии Островского
    Замечательное произведение, содержащий глубокий смысл и посыл, под названием «Лес» написан русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Этот человек внес огромный вклад
  • Доктор Крупов — краткое содержание повести Герцена
    Главный герой – доктор Крупов. Повесть начинается с описания его детства. В детстве Крупов имел интерес к лечению людей, но его отец – дьякон. Он категорически был против его интереса и хотел, чтобы сын продолжил его дело
  • Лондон
    Джек Лондон родился в Сан-Франциско в 1876 году и прожил не лёгкую жизнь, полную лишений. Родители Лондона знакомятся в Сан-Франциско, мать – Флора преподавала музыку,

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/anton-chekhov/bezotcovshchina-pesa

«Ионыч» А. П. Чехов Кратко

История сельского врача Дмитрия Ионовича Старцева родилась из-под пера гения классической русской прозы Антона Павловича Чехова в 1898 году и сейчас входит в обязательную школьную программу. Представленная ниже статья поможет в сжатые сроки ознакомиться с содержанием рассказа, узнать всю необходимую информацию о его героях и истории создания произведения классической литературы.

Краткий пересказ сюжета рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Действия рассказа переносят читателя в 19 век. Дмитрий Ионович Старцев — молодой, перспективный, но небогатый земский врач, служащий в сельской больнице в близи города С.

В городе главный герой заводит приятное знакомство с семьёй Туркиных: мать, отец и 18-ти летняя дочь Екатерина. Молодой врач влюбляется в девушку и решается сделать ей предложение руки и сердца.

Екатерина Туркина играет на рояле, готовится к поступлению в московскую консерваторию и мечтает о дальнейшей карьере артистки. Союз с земским доктором её совсем не прельщает, и она отказывает Старцеву. Дмитрий Ионович тяжело переживает отказ, но после отъезда возлюбленной постепенно приходит в себя и с головой погружается в работу.

Спустя четыре года. Старцев много работал. Он пополнел и разбогател. Всё это время с Екатериной он не виделся, но, получив приглашение в дом семьи Туркиных, согласился приехать.

Увидев Екатерину вновь, Дмитрий Ионович понимает, что она ему всё ещё симпатична. Однако он рад, что не женился на ней. Екатерина признаётся ему, что вспоминала о нём в Москве. Ей больше не кажется такой заманчивой жизнь артистки.

Старцев оставляет без ответа признания девушки. Он покидает дом Туркиных и больше туда не возвращается.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

Проходят ещё годы. Земского доктора теперь называют просто «Ионыч». Он стал ещё богаче, полнее и раздражительнее. Его жизнь безрадостна и однообразна. Екатерина стареет в доме родителей, часто болеет и каждый день играет на рояле.

Список персонажей рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  •  Старцев Дмитрий Ионович — основной персонаж рассказа, земской врач.
  •  Туркин Иван Петрович — глава семьи Туркиных.
  •  Туркина Вера Иосифовна — его супруга, мать Екатерины.
  •  Туркина Екатерина Ивановна (Котик) — единственная дочь четы Туркиных, возлюбленная главного героя рассказа.
  •  Павлуша — слуга Туркиных.
  •  Пантелеймон — слуга Старцева.

Краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч» по главам

Глава 1. Знакомство с семьёй Туркиных

Проезжим город С казался наискучнейшим местом на земле. Иного мнения были его аборигены, считавшие местный театр, библиотеку и игорные забегаловки весьма сносными для проведения досуга местами. Встречались в этом городке и неординарные личности. Как, например, семья Туркиных — во всех отношениях милые и интересные люди.

Отец семейства, Туркин Иван Петрович, умело поддерживал любой разговор и обладал редким чувством юмора. Его супруга, Туркина Вера Иосифовна, читала вслух романы собственного сочинения. А дочь, Екатерина Ивановна, иначе Котик, талантливо играла на рояле. И все без исключения члены семьи любили принимать гостей.

Однажды таким гостем стал главный герой рассказа земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он был любезно принят в этом доме. Слушал роман хозяйки, вёл беседы с хозяином, но впечатлён был более всего красотою Екатерины Ивановны. Девушка запала ему в душу, и после, возвращаясь домой, он не заметил долгого пути в мыслях о юной красавице.

Читайте также:  Краткое содержание бунин чистый понедельник за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 2. Не состоявшееся свидание

Дмитрию Ионовичу хотелось вновь побывать в гостеприимном доме Туркиных и увидеть Котика, но долгое время этого ему не позволяла работа. Прошёл год. Он получил письмо от Веры Иосифовны, которую мучили головные боли непонятной этимологии. Она надеялась, что талант земского доктора поможет ей поправиться.

Старцев регулярно навещает свою новую пациентку и всё больше влюбляется в её дочь. Затем Котик передаёт герою записку, в которой назначает свидание на кладбище.

Несмотря на то, что Дмитрий Ионович весьма возмущён выбранным избалованной девушкой местом для встречи, он спешит с ней увидеться. Однако Екатерина Ивановна не приходит в назначенный час.

Старцеву остаётся лишь бродить в одиночестве по кладбищу и придаваться философским мыслям.

Глава 3. Не удачное объяснение в любви

На следующий день Старцев едет к Туркиным с визитом. Он решился сделать предложение Котику. В его голове роятся мысли: о проведенной на кладбище ночи, о приданом за Екатерину Туркину, о любви к ней и даже о том, что, возможно, она ему не пара… Последнюю мысль доктор гонит прочь.

Дмитрий Ионович вызывается сопроводить Екатерину Ивановну в клуб и по дороге объясняется с ней. Девушка очень сухо реагирует на признания

доктора и отказывает ему. У неё совсем другие планы на жизнь, она намерена стать артисткой в столице, а не женой деревенского врача. Старцев разочарован таким исходом событий. Он три дня не может прийти в себя. Но после вновь принимается за работу. А отказавшая ему возлюбленная уезжает в Москву. Доктор вспоминает о ней и даже рад, что не женился.

Глава 4. Разочарование

Миновало 4 года. Земской врач набрался опыта. Среди его пациентов уже были не только сельчане, но и многие горожане. Он заметно разбогател и изменился внешне и внутренне — пополнел и стал раздражительным.

Он больше не любит пеших прогулок. Его не устраивает окружающее его общество. Старцеву скучно. Не находя общих тем для разговора с местными, доктор всё больше погружался в себя.

Окружающие прозвали его «надутым поляком» за излишнюю молчаливость и злой вид.

Не раздражали доктора лишь вечерняя игра в винт и деньги, которых у него становилось всё больше. Однажды в привычные будни героя ворвалось послание от Веры Иосифовны, которая приглашала его в гости. Старцев вновь встретился со своей любовью.

Она похудела и утратила детскую невинность в чертах лица. Она оставалась очень симпатичной, но старых чувств в докторе не вызывала. Он подумал про себя, что рад несостоявшемуся браку.

Кроме того, семья, что так нравилась ему когда-то теперь раздражала земского врача.

Котик призналась, что думала о Старцеве в Москве и союз с ним ей более не кажется глупым. Она разочаровалась в своём таланте. Теперь ей интересна жизнь бывшего ухажера, но Старцев спешит покинуть гостеприимный дом.

Спустя некоторое время лакей Туркиных приносит Старцеву письмо от Екатерины Ивановны, в котором она выражает свои надежды на встречу. Но доктор оставляет послание без ответа.

Глава 5. «Ионыч»

Минуло ещё несколько лет. Герой рассказа совсем растолстел, теперь ему уже тяжело ходить пешком даже на небольшие расстояния. Он стал намного богаче. И хотя времени и сил на всех пациентов ему не хватает, практику земского врача он не бросает из жадности. Местные зовут доктора просто «Ионыч», а он частенько злится и покрикивает на своих пациентов.

Старцев превратился в обывателя, которому ничего кроме наживы не важно. С потерей чувства к Котику, он потерял всё светлое, что в нём было.

В семье Туркиных ничего не изменилось. Отец семейства острит, мать читает вслух романы, а дочь их, постарела, часто болеет и продолжает музицировать.

Краткая характеристика главных героев рассказа «Ионыч»

В начале повествования Дмитрий Ионович предстаёт перед читателем молодым и перспективным врачом, который открыт для любви, общения и мечтает реализоваться в своей профессии. Герой противопоставляется обывателям скучного и пропащего города С, которых интересуют лишь азартные игры и материальные блага.

Старцев знакомится с прекрасной семьёй Туркиных и влюбляется в их дочь.

Отказ Котика становится для героя неким переломным моментом в жизни, после которого он постепенно деградирует и превращается в Ионыча — человека подобного тем, кого он сам презирал в начале своей карьеры земского врача. Он стареет, полнеет, интересуется лишь деньгами и азартной игрой, а возможная супружеская жизнь с Котиком кажется ему слишком сложной.

Статичный персонаж в рассказе. Отец самого образованного и гостеприимного семейства в городе. Любит супругу и дочь, много шутит, сочиняет каламбуры, ставит пьесы в любительском театре. Не меняется со временем.

Приятной внешности дама, супруга Ивана Петровича. Сочиняет романы и читает своим гостям их вслух. Шутливо заигрывает со всеми мужчинами, которые приходят к ней в дом. Статична, как и супруг. С возрастом у Веры Иосифовны развивается постоянная мигрень.

  • Туркина Екатерина Ивановна

В начале повествования юная, капризная и наивная мечтательница. Видит себя знаменитой артисткой, много играет на рояле и готовится к поступлению в консерваторию.

После поездки в Москву и разочаровании в своих музыкальных задатках Екатерина Ивановна становится мудрее. Ей больше не свойственны глупые мечты, и она восхищается делом Старцева — врачеванием простых людей.

Краткие выводы по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»

В рассказе «Ионыч» Антон Павлович Чехов поднимает тему деградации человека. На глазах читателя молодой и амбициозный доктор постепенно перевоплощается в скучного, меркантильного и бесперспективного обывателя.

Философские искания, желание любить и быть любимым, истинная мечта помогать людям, то есть настоящие ценности, больше для главного героя не играют важной роли.

Он становится жалким, ненужным миру существом, тем, кого сам бы жестко осудил в начале повествования.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/chekhov/ionych

«Ионыч» краткое содержание: пересказ рассказа Чехова по главам

Антон Павлович Чехов написал этот рассказ в 1898 году по возвращении из Франции и опубликовал его. В первоначальной версии он хотел высмеять только семью Туркиных (которая в первой редакции была семьей Филимоновых). Но к концу сюжета все оборачивается приговором самому себе. Главная мысль заключается в том, чтобы показать, как окружение может повлиять на человека.

Антон Павлович повествует в своем произведении о докторе, который приехал работать в маленький город и где знакомится с Туркиными. Краткое содержание рассказа «Ионыч» демонстрирует читателю проблематику маленького алчного человека. Сюжет «Ионыча» показывает постепенный регресс его человеческих качеств, раскрывая, что такое чувство, как любовь, может быть убито корыстной заинтересованностью.

При подготовке к уроку рекомендуем прочесть краткое содержание рассказа Чехова «Ионыч» по главам и его подробную версию

Краткое описание персонажей

  • Старцев Дмитрий Ионович – целеустремленный молодой профессионал своего дела, жаждущий общения, чувств и светлого будущего. Он не играет в азартные игры, его совсем не интересуют материальные ценности.
  • Туркин Иван Петрович показан писателем неизменным персонажем. Он является главой образованной и талантливой семьи, членов который он очень любит. Герой часто организовывает спектакли, где проявляет себя как человека веселого и знающего множество анекдотов.
  • Туркина Вера Петровна – жена Ивана, также предстает как устойчивый персонаж, совершенно не изменяясь с течением времени. Героиню отличает лишь то, что в конце произведения ее настигают регулярные головные боли. Она любит сочинять и читать свои романы гостям, мужчины, пришедшие в ее дом, пользуются повышенным вниманием хозяйки.
  • Туркина Екатерина Ивановна показана Антоном Павловичем как капризная девушка, мечтающая о ремесле артистки. Она усердно подготавливается к поступлению в консерваторию, но ее поездка в столицу не принесла никаких результатов. Героиня разочаровывается в своем таланте, так как понимает, что именно профессия Дмитрия Ионовича приносит пользу обществу.

Чехов «Ионыч»» width=»350″ sizes=»(max-width: 350px) 100vw, 350px» class=»aligncenter wp-image-436 lazyload» src=»https://chitaemkratko.ru/wp-content/uploads/2019/12/kratkoe_soderzhanie_chehov_ionych_01.jpg» srcset=»https://chitaemkratko.ru/wp-content/uploads/2019/12/kratkoe_soderzhanie_chehov_ionych_01.jpg 600w, https://chitaemkratko.ru/wp-content/uploads/2019/12/kratkoe_soderzhanie_chehov_ionych_01-225×300.jpg 225w»>

Пересказ сюжета тезисно

  • События, описанные А.П. Чеховым в рассказе «Ионыч», происходят в девятнадцатом столетии.
  • Главным персонажем является Дмитрий Ионович Старцев – многообещающий молодой земский доктор, работающий в больнице неподалёку от города С.
  • Однажды в городе он знакомится с семьёй Туркиных, состоящей из супружеской пары и их восемнадцатилетней дочери Екатерины. Врачу понравилась Екатерина и он предлагает ей руку и сердце. Однако дочь Туркиных готовится стать артисткой, поэтому замужество ей не интересно, и она отказывает лекарю.
  • В течение четырёх лет Д. Старцев упорно трудится, толстеет и богатеет. Он ни разу не видел Екатерину за это время, но приезжает в её дом по приглашению её родителей. Увидев девушку вновь, доктор понимает, что та все ещё нравится ему. Она признается, что думала про него в столице и артистическая карьера ей больше не интересна. Старцев на это ничего не отвечает и уезжает из дома Туркиных, где никогда более не появляется.
  • Проходит ещё много лет. Теперь врач приобретает прозвище «Ионыч». Старцев стал ещё богаче, ещё толще и ещё нервозней. Жизнь его не радует. А Екатерина, старея в родительской усадьбе, испытывает проблемы со здоровьем и каждый день садится поиграть на музыкальном инструменте.

Краткое содержание Чехов Безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание по главам

Глава 1

Люди, проезжающие мимо города, представляли его самым скучным местом на земном шаре. Однако его жители находили интерес в местных зданиях культуры и отдыха, а также в забегаловках, где проводили большинство своего времени. Живут в городе и яркие люди, например, семья Туркиных.

Глава семьи любил чёрный юмор и был в центре внимания в любом разговоре. Его супруга, Туркина Вера Иосифовна, сочиняла множество романов и читала их на публике. Дочь, которую все называли Котик, увлекалась игрой на фортепиано. В их доме всегда можно было увидеть гостей, так как они славились гостеприимством и дружелюбием.

В один день их гостем стал земский врач, который является главным героем рассказа «Ионыч». Он внимательно слушал романы хозяйки, общался на разные темы с хозяином, но большее впечатление получил от появления Екатерины. Его поразила красота девушки, которая оставила по себе приятное впечатление. Весь обратный путь домой его мысли были заняты только ею.

Глава 2

Дмитрий Ионович хотел чаще бывать в гостях у Туркиных, чтобы видеть юную красавицу. Однако его работа не позволяла осуществить его мечты. После последнего посещения Туркиных прошёл ровно год. И вдруг, однажды, он получает письмо от матери возлюбленной, что у неё начались сильные головные боли непонятного происхождения. В письме она надеялась на помощь талантливого земского врача.

Врач регулярно обследует пациентку и одновременно общается с её дочерью. С каждым днём он всё больше понимает, что влюбляется в девушку. Однажды Екатерина пишет записку врачу и назначает свидание на кладбище.

Хотя данная идея кажется Дмитрию Ионовичу абсурдом, он соглашается на предложение красавицы. Врач приходит раньше времени и прогуливается по кладбищу, смотря на мрачные могилы усопших.

Но, тем не менее, Екатерина не приходит, чем расстраивает влюблённого.

Глава 3

После расстроенного вечера Старцев все же решается попросить руки Екатерины. По дороге к Туркиным в его голову приходят мысли о том, что он не подходит ей на роль мужа. Однако пытается гнать эту мысль прочь.

Екатерина собирается в клуб, и Дмитрий Ионович решает проводить её. В дороге он признаётся ей в своих чувствах.

Однако Котик никак не реагирует на его слова и отказывает ему, объясняя это тем, что имеет совсем другие планы на жизнь, нежели выходить замуж в столь юном возрасте.

После этого Старцев несколько дней не может выполнять свою работу и находится в депрессии, однако находит в себе силы и возобновляет лечение пациентов. Котик уезжает в Москву. Врач часто вспоминает о красавице и даже радуется, что не соединил с ней свою жизнь.

Глава 4

После описанных событий прошло четыре года. Земский врач работал, не покладая рук, и стал опытным и уважаемым специалистом.

К нему на прием приходили не только сельские жители, но и приезжали люди из города. Врач стал хорошо зарабатывать. Он выглядел солидно и заметно поправился.

Богатство не приносило радости, он стал нервным и раздражался по любому поводу. Доктора больше не привлекали прогулки по окрестностям.

Многие люди стали ему не интересны, даже со старыми знакомыми у Старцева практически не осталось общих тем для беседы. Он много времени проводил в одиночестве, все больше погружаясь в собственные мысли. Знакомые Старцева называли его «надутым». Его недолюбливали за агрессивный вид и за отшельнический образ жизни.

Доктор предпочитал расслабляться за игрой: он выбирал вечерние состязания в винт. Деньги приносили некоторую радость, и Старцев их постоянно приумножал.

Привычные будни нарушило письмо от Веры Иосифовны. Дама приглашала доктора в гости. Он решился на встречу и там снова увидел дочь Туркиных. Она сильно изменилась, черты ее лица стали взрослыми.

Женщина отличалась стройной фигурой и выглядела привлекательно. Доктор, как ни странно, не ощутил прилива старых чувств, и порадовался, что не женился на ней.

Мысли о семейной жизни не вызывали восторг и только нервировали доктора.

Екатерина сказала, что вспоминала Старцева, и даже допускала мысли об их воссоединении. Женщина потеряла интерес к своим делам. Она призналась, что её не радует собственный талант – её интересовала жизнь доктора. Однако Старцев поспешил ретироваться из дома Туркиных.

Читайте также:  Краткое содержание стивенсон чёрная стрела за 2 минуты пересказ сюжета

Прошло несколько дней, и доктору принесли весточку от Екатерины Ивановны. Дама хотела встретиться с врачом, но Старцев решил не отвечать на письмо.

Глава 5

Прошло несколько лет, и главный герой предстал перед читателями в новом образе. Он сильно поправился и стал грузным. Ходьба давалась ему тяжело, даже короткие прогулки его утомляли.

Врач стал состоятельным человеком, с годами он только увеличивал свое материальное благополучие. Он не мог охватить всех своих пациентов, но не бросал работу земского врача: уйти ему не позволяла элементарная жадность.

Постоянные пациенты называли его «Ионыч», что сильно нервировало доктора. Мужчина злился и даже повышал голос на посетителей.

Он стал меркантильным человеком, для него наибольшую ценность представляли деньги. Вместе с любовью к Котику от него незаметно ушли и все остальные положительные качества.

Туркины жили по заведенному укладу. Отец отличался искрометным чувством юмора. Мать продолжала читать любимые романы. Дочь стала старше, возраст давал о себе знать. Она часто болела, но не бросала музыку.

Основная мысль автора

Тема деградации личности ярко описывается в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч». Автор наглядно показывает перевоплощение молодого врача с горящими глазами и большим сердцем в скучного и черствого человека, которого, кроме денег, ничего не интересует. Он теряет все главные жизненные ценности и свою любовь.

Главный герой не хочет быть полезным, помогать людям, он ведет жалкое существование и работает только из-за жадности. Он становится тем, кого бы сам раскритиковал в молодости. В начале рассказа «Ионыч» читатель сочувствует герою, в конце – доктор вызывает осуждение и отвращение. Общество сильно изменило Старцева, и подобная ситуация может произойти с каждым.

Важно оставаться собой, делать добрые дела, не терять силу духа и верить в любовь.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov-ionych.html

Антон Чехов — Безотцовщина (пьеса в 4-х действиях)

  • Антон Павлович Чехов
  • (пьеса в 4-х действиях)

Действующие лица

  1. Анна Петровна Войницева, молодая вдова, генеральша.
  2. Сергей Павлович Войницев, сын генерала Войницева от первого брака.
  3. Софья Егоровна, его жена.

  4. Порфирий Семенович Глагольев 1
  5. Кирилл Порфирьевич Глагольев 2, его сын
  6. Герасим Кузьмич Петрин
  7. Павел Петрович Щербук
  8. Марья Ефимовна Грекова, девушка 20 лет
  9. Иван Иванович Трилецкий, полковник в отставке
  10. Николай Иванович, его сын, молодой лекарь
  11. Абрам Абрамович Венгерович 1, богатый еврей.
  12. Исак Абрамович Венгерович 2, его сын, студент.
  13. Тимофей Гордеевич Бугров, купец.
  14. Михаил Васильевич Платонов, сельский учитель.

Александра Ивановна (Саша), его жена, дочь И.И. Трилецкого.

  • Осип, малый лет 30, конокрад.
  • Марко, рассыльный мирового судьи, маленький старичок.
  • Василий
  • Яков
  • Катя
  • Гости, прислуга.
  • Действие происходит в имении Войницевых в одной из южных губерний.

Гостиная в доме Войницевых. Стеклянная дверь в сад и две двери во внутренние покои. Мебель старого и нового фасона, смешанная. Рояль, возле нее пюпитр со скрипкою и нотами. Фисгармония. Картины (олеография) в золоченых рамах.

Анна Петровна сидит за роялью, склонив голову к клавишам. Николай Иванович Трилецкий входит.

Трилецкий (подходит к Анне Петровне). Что?

Анна Петровна (поднимает голову). Ничего… Скучненько…

Трилецкий. Дайте, mon ange[1], покурить! Плоть ужасно курить хочет. С самого утра почему-то еще не курил.

Анна Петровна (подает ему папиросы). Берите больше, чтобы потом не беспокоить.

Закуривают.

Скучно, Николя! Тоска, делать нечего, хандра… Что и делать, не знаю…

Трилецкий берет ее за руку.

Анна Петровна. Вы это за пульсом? Я здорова…

Трилецкий. Нет, я не за пульсом… Я чмокнуть…

Целует руку.

B вашу руку целуешь, как в подушечку… Чем это вы моете свои руки, что они у вас такие белые? Чудо руки! Даже еще раз поцелую.

Целует руку.

B шахматы, что ли?

Анна Петровна. Давайте…

Смотрит на часы.

Четверть первого… Небось, наши гости проголодались…

Трилецкий (приготовляет шахматную доску). По всей вероятности. Что касается меня, то я страшно голоден.

Анна Петровна. Я о вас и не спрашиваю… Вы всегда голодны, хоть и едите каждую минуту…

Садятся за шахматы.

Ходите вы… Уж и пошел… Надо сперва подумать, а потом уже и идти… Я сюда… Вы всегда голодны…

Трилецкий. Вы так пошли… Тэк-с… Голоден-с… Обедать скоро будем?

Анна Петровна. Не думаю, чтобы скоро… Повар изволил ради нашего приезда нализаться и теперь без ног. Завтракать скоро будем. Серьезно, Николай Иваныч, когда вы будете сыты? Ест, ест, ест… без конца ест! Ужас что такое! Какой маленький человек и такой большой желудок!

Трилецкий. О да! Удивительно!

Анна Петровна. Забрался в мою комнату и не спросясь съел полпирога! Вы знаете ведь, что это не мой пирог? Свинство, голубчик! Ходите!

Трилецкий. Ничего я не знаю. Знаю только, что он у вас там прокиснет, если я его не съем. Вы так? Можете-с… А я этак… Если я много ем, то я, значит, здоров, а если здоров, то, с вашего позволения… Mens sana in corpore sano[2]. Зачем думаете? Ходите, милая дамочка, не думая… (Поет.) Я хочу вам рассказать, рассказать…

Анна Петровна. Молчите… Вы мешаете мне думать.

Трилецкий. Жаль, что вы, такая умная женщина, ничего не смыслите в гастрономии. Кто не умеет хорошо поесть, тот урод… Нравственный урод!.. Ибо…

Позвольте, позвольте! Так не ходят! Ну? Куда же вы? А, ну это другое дело.

Ибо вкус занимает в природе таковое же место, как и слух и зрение, то есть входит в число пяти чувств, которые всецело относятся к области, матушка моя, психологии. Психологии!

Анна Петровна. Вы, кажется, острить собираетесь… Не острите, дорогой мой! И надоело, и не к лицу вам… Вы заметили, что я не смеюсь, когда вы острите? Пора, кажется, заметить…

Трилецкий. Ваш ход, votre excellence!..[3] Берегите коня. Не смеетесь, потому что не понимаете… Так-с…

Анна Петровна. Чего глазеете? Ваш ход! Как полагаете? Ваша «она» будет сегодня у нас или нет?

Трилецкий. Обещала быть. Дала слово.

Анна Петровна. Пора уж ей быть в таком случае. Первый час… Вы… извините за нескромность вопроса… Вы и с этой «да так» или же серьезно?

Трилецкий. То есть?

Анна Петровна. Откровенно, Николай Иваныч! Не ради сплетен спрашиваю, по-приятельски… Что Грекова для вас и что вы для нее? Откровенно и без острот, пожалуйста… Ну? Ей-ей, по-приятельски спрашиваю…

Трилецкий. Что она для меня и что я для нее? Пока неизвестно-с…

Анна Петровна. По крайней мере…

Трилецкий. Езжу к ней, болтаю, надоедаю, ввожу ее маменьку в расход по кофейной части и… больше ничего. Ваш ход. Езжу, надо вам сказать, через день, а иногда и каждый день, гуляю по темным аллейкам… Я толкую ей про свое, она толкует мне про свое, причем держит меня за эту пуговку и снимает с моего воротника пушок… Я ведь вечно в пуху.

Анна Петровна. Ну?

Трилецкий. Ну и ничего… Что собственно тянет меня к ней, определить трудно. Скука ли то, любовь ли, или что-либо другое прочее, не могу знать… Знаю, что после обеда мне бывает страшно скучно за ней… По случайно наведенным справкам оказывается, что и она скучает за мной…

Анна Петровна. Любовь, значит?

Трилецкий (пожимает плечами). Очень может быть. Как вы думаете, люблю я ее или нет?

Анна Петровна. Вот это мило! Вам же лучше знать…

Трилецкий. Э-э… да вы не понимаете меня!.. Ваш ход!

Анна Петровна. Хожу. Не понимаю, Николя! Женщине трудно понять вас в этом отношении…

Пауза

Трилецкий. Она хорошая девочка.

Анна Петровна. Мне нравится. Светленькая головка… Только вот что, приятель… Не наделайте-ка вы ей как-нибудь неприятностей!.. Как-нибудь… За вами этот грех водится… Пошляетесь, пошляетесь, наговорите кучу вздора, наобещаете, разнесете славу и тем и покончите… Мне ее жалко будет… Что она теперь поделывает?..

Трилецкий. Читает…

Анна Петровна. И химией занимается?

Смеется.

Трилецкий. Кажется.

Анна Петровна. Славная… Потише! Вы рукавом свезете! Нравится она мне со своим острым носиком! Из нее мог бы выйти недурной ученый…

Трилецкий. Дороги не видит, бедная девочка!

Анна Петровна. Вот что, Николя… Попросите Марью Ефимовну, чтобы она поездила ко мне немного… Я с ней познакомлюсь и… Я, впрочем, маклеровать не стану, а так только… Мы ее вместе раскусим и или отпустим с миром, или же примем ее к сведению… Авось…

Пауза

Я считаю вас малюточкой, ветерком, а потому и вмешиваюсь в ваши дела. Ваш ход. Мой совет таков. Или не трогать ее вовсе, или же жениться на ней… Только жениться, но… не далее! Паче чаяния жениться захотите, извольте подумать сперва… Извольте рассмотреть ее со всех сторон, не поверхностно, подумать, помыслить, порассуждать, чтоб потом не плакать… Слышите?

Трилецкий. Как же… Уши развесил.

Анна Петровна. Знаю я вас. Всё делаете не думая и женитесь не думая. Вам только палец покажи женщина, так вы уж готовы на всякую всячину. Посоветоваться с близкими людьми должны… Да… на свою глупую голову не надейтесь. (Стучит о стол.) Вот она у вас, ваша голова! (Свистит.) Свистит, матушка! Мозгу в ней много, да толку что-то не видно.

Трилецкий. Свистит, точно мужик! Удивительная женщина!

Пауза

Ездить она к вам не станет.

Анна Петровна. Почему?

Трилецкий. Потому что к вам шляется Платонов… Она терпеть не может его после тех его выходок. Вообразил человек, что она дура, вбил себе это в свою нечесаную голову, и теперь черт его не разубедит! Считает почему-то своею обязанностью надоедать дурам, выделывать над ними разные штуки… Ходите!.. А разве она дура! Понимает же он людей!

Анна Петровна. Пустяки. Мы не позволим ему лишнего. Скажите ей, чтоб не боялась. А чего это Платонова так долго нет? Давно уж пора ему быть… (Смотрит на часы.) Невежливо с его стороны. Шесть месяцев не видались.

Источник: https://www.libfox.ru/621462-anton-chehov-bezottsovshchina-pesa-v-4-h-deystviyah.html

Антон Чехов: Безотцовщина

dramaturgy prose_rus_classic Антон Павлович Чехов Безотцовщина

Неизданная пьеса А.П. Чехова. Название пьесы восстанавливается по письму А.П. Чехова от 14 октября 1878 г. Большинство постановок прошло с названием «Платонов»

Конец 1870-х ru ru FictionBook Editor Release 2.6 06.09.2011 Mon Jun 10 22:29:34 2013 2.0

v.2.0 — произведено полное форматирование текста, исправлены ошибки

Антон Павлович Чехов

Безотцовщина

  • Анна Петровна Войницева, молодая вдова, генеральша.
  • Сергей Павлович Войницев, сын генерала Войницева от первого брака.
  • Софья Егоровна, его жена.
  • Помещики, соседи Войницевых:
  • Порфирий Семенович Глагольев 1.
  • Кирилл Порфирьевич Глагольев 2, его сын.
  • Герасим Кузьмич Петрин.
  • Павел Петрович Щербук.
  • Марья Ефимовна Грекова, девушка 20 лет.
  • Иван Иванович Трилецкий, полковник в отставке.
  • Николай Иванович, его сын, молодой лекарь.
  • Абрам Абрамович Венгерович 1, богатый еврей.
  • Исак Абрамович, его сын, студент.
  • Тимофей Гордеевич Бугров, купец.
  • Михаил Васильевич Платонов, сельский учитель.

Александра Ивановна (Саша), его жена, дочь И. И. Трилецкого.

  1. Осип, малый лет 30, конокрад.
  2. Марко, рассыльный мирового судьи, маленький старичок.
  3. Прислуга Войницевых:
  4. Василий
  5. Яков
  6. Катя
  7. Гости, прислуга.
  8. Действие происходит в имении Войницевых в одной из южных губерний.

Гостиная в доме Войницевых. Стеклянная дверь в сад и две двери во внутренние покои. Мебель старого и нового фасона, смешанная. Рояль, возле нее пюпитр со скрипкою и нотами. Фисгармония. Картины (олеография) в золоченых рамах.

Анна Петровнасидит за роялью, склонив голову к клавишам. Николай Иванович Трилецкий входит.

Трилецкий(подходит к Анне Петровне). Что?

Анна Петровна(поднимает голову). Ничего… Скучненько…

Трилецкий. Дайте, mon ange[1], покурить! Плоть ужасно курить хочет. С самого утра почему-то еще не курил.

Анна Петровна(подает ему папиросы). Берите больше, чтобы потом не беспокоить.

  • Закуривают.
  • Скучно, Николя! Тоска, делать нечего, хандра… Что и делать, не знаю…
  • Трилецкийберет ее за руку.

Анна Петровна. Вы это за пульсом? Я здорова…

Трилецкий. Нет, я не за пульсом… Я чмокнуть…

Целует руку.

В вашу руку целуешь, как в подушечку… Чем это вы моете свои руки, что они у вас такие белые? Чудо руки! Даже еще раз поцелую.

  1. Целует руку.
  2. В шахматы, что ли?
  3. Анна Петровна. Давайте…
  4. Смотрит на часы.
  5. Четверть первого… Небось, наши гости проголодались…

Трилецкий(приготовляет шахматную доску). По всей вероятности. Что касается меня, то я страшно голоден.

  • Анна Петровна. Я о вас и не спрашиваю… Вы всегда голодны, хоть и едите каждую минуту…
  • Садятся за шахматы.
  • Ходите вы… Уж и пошел… Надо сперва подумать, а потом уже и идти… Я сюда… Вы всегда голодны…

Трилецкий. Вы так пошли… Тэк-с… Голоден-с… Обедать скоро будем?

Анна Петровна. Не думаю, чтобы скоро… Повар изволил ради нашего приезда нализаться и теперь без ног. Завтракать скоро будем. Серьезно, Николай Иваныч, когда вы будете сыты? Ест, ест, ест… без конца ест! Ужас что такое! Какой маленький человек и такой большой желудок!

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/poeziya/dramaturgiya/244493-anton-chehov-bezotcovshhina.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector