Краткое содержание чехов человек в футляре за 2 минуты пересказ сюжета

События происходят в селе Миросницком, где на ночь у старосты Прокофьи остановились два охотника: ветеринар Иван Иваныч и гимназийный преподаватель Буркин. Путники делились историями друг с другом. Буркин поведал своему собеседнику об учителе греческого языка по фамилии Беликов.

Герой рассказа отличался тем, что вне зависимости от погоды выходил на улицу в теплом пальто и калошах, и брал с собой зонт. Беликов запирал двери на все замки, ходил в темных очках, тем самым пытаясь обезопасить себя от проявлений внешнего мира. Неукоснительное следование правилам и законам – девиз по жизни. Но однажды Беликов решился на самый отчаянный шаг в его жизни – женитьба.

В гимназию приехал новый преподаватель Коваленко с сестрой Варенькой. Молодая красавица сразу очаровала окружающих. Не стал исключением и Беликов. Преподаватели всячески уговаривали Беликова жениться на Вареньке. Это бы действительно произошло, если бы не один курьёзный случай.

Неизвестный подготовил карикатуру на Беликова с Варенькой и разослал всем учителям. Инцидент ошеломил преподавателя греческого языка.

После данного эпизода Беликов встречает брата и сестру Коваленко, катающихся на велосипедах. Увиденное шокирует его. Ведь так себя вести не подобает учителям. Чтобы выразить свое негодование, Беликов приходит к семье Коваленко. Брат, выслушав тираду Беликова, и затем спускает его с лестницы.

В этот момент в парадной появляется Варенька с друзьями и видит скатывающегося по ступенькам учителя, что вызывает у нее смех. Беликов был испуган тем, что об этом станет известно всему городу, пришел домой, лег спать и скончался через месяц. Лицо покойника светилось счастьем.

Наконец-то он достиг своей мечты – окружил себя непроницаемым футляром, из которого нет обратного пути.

Чехов. Краткие пересказы:

Краткое содержание Чехов Человек в футляре за 2 минуты пересказ сюжета Картинка Человек в футляре

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Куприн Олеся
    В произведение речь ведется о любви Ивана Тимофеевича и Олеси. Она чиста, непорочна, естественна и хороша собой. Главный герой влюбляется и хочет забрать девушку с собой.
  • Краткое содержание Чехов Степь
    Повесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора. В этой повести, Чехов с любовью
  • Краткое содержание Белый Бим Черное ухо Троепольского
    это грустный рассказ о печальной судьбе очень доброй собаки. Бим — породистая собака, шотландский сеттер. Только вот окрас у него не совсем соответствовал стандартам породы. Обычно представители такой породы черные с рыжими пятнами
  • Краткое содержание Чехов Хирургия
    Всем известный писатель Антон Павлович Чехов – его короткие юмористические произведения интересны и оригинальны. Главные персонажи в рассказах индивидуальны, события происходят в небольших городах. Рассказ « Хирургия » был изданный в 1884 году
  • Краткое содержание Чехов Дама с собачкой
    Главный герой этого произведение, Дмитрий Дмитриевич Гуров, очень рано женился, свою жену он не очень жаловал, да и дети его попросту напрягали. От чего часто заводил роман. И отправившись в Ялту на отдых, там он не упускал возможность
  • Краткое содержание Чехов Палата номер 6
    В одном уездном городе имеется захолустная больница для душевнобольных. Вид ее как снаружи, так и изнутри отталкивает и настораживает: обшарпанные стены, штукатурка обсыпалась, перекошенный серый забор, все окна грязные, воняет кислая капуста,

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/chehov/chelovek-v-futlyare

Краткое содержание «Человек в футляре»

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки.

Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город.

Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала.

Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться.

Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова.

Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась.

Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-chelovek-v-futlyare/

Очень краткое содержание рассказа "Человек в футляре" А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — классик мировой литературы, поразивший своим уровнем владения великого русского языка. Изумительные пьесы для театра с живыми и драматическими событиями и героями выходили из под его пера. Но особую ценность составляли миниатюрные рассказы с глубокой моралью. Как никогда здесь применима поговорка «Краткость — сестра таланта».

По задумке несколько рассказов должны были выпуститься под эгидой одной проблематики, но после трех рассказов автор решил работать над другими произведениями, и современники объединили существующие миниатюры в трилогию.

Тема «футляpности» наиболее раскрыта именно в первом произведении, открывающем весь сборник.

Очень схожа история с рассказом «Смерть чиновника», где доведена до безумия и масштабирована проблема людей маленьких, ограниченных и теряющих свою жизнь понапрасну на рабочем посту по своей воле.

Человeк в фyтляре» — название, которое стало фразеологизмом и бытовым нарицательным выражением, как и многие удивительные словосочетания писателя. Тема человека маленького и ничтожного еще не раз будет заметна среди его рассказов, но наиболее ярко и отчетливо она раскрывается именно здесь.

Сюжетная линия строится вокруг героя Беликова, о котором начинает рассказывать учитель Буркин своему приятелю Чимше-Гималайскому на ночлеге после тяжелого дня.

Его знакомый учитель греческого отличался своей зажатостью, тушевался герой всего, и даже хорошая погода не была поводом для него к тому, чтобы насладиться ею.

Как бы защищаясь от внешнего мира, Беликов прятался дома, закрываясь на все замки. Его вещи тоже были защищены чехлами и футлярами. Все в голове учителя было налажено особенным образом, и любые отклонения от привычного уклада вызывали в нем тоску и смятение. Но самое интересное заключается в истории, итогом которой чуть не стала его женитьба.

В гимназии был назначен новый учитель по предметам географии и истории Михаил Саввич Коваленко, который приехал вместе со своей красавицей сестрой — румяной и обворожительной женщиной Варей.

Желая помочь Беликову преодолеть свой неприятный нрав, учителя стали убеждать его, что пора бы завести семью и оформить брак, Варенька была не против, к тому же он сам был легко ведомым.

Эта идея застряла у него в голове, и теперь он ходил за женщиной и твердил, как это серьезно.

Читайте также:  Краткое содержание оперы кармен жоржа бизе за 2 минуты пересказ сюжета

Но предложение он так и не делал. Все началось с карикатуры на его персону с Варей, затем возмутившая его прогулка брата и сестры Коваленко на велосипедах. Ведь это не по уровню их положения позволять себе такие шалости.

И в один из дней поплатился за это: когда женщины не было дома, а Беликов заглянул гости Михаил Саввич спустил его с лестницы и аккурат на глазах у Вареньки. Это окончательно «убило» мужчину, он проболел месяц и умер.

Но когда его хоронили, то казалось будто гроб был ему прекрасным футляром и его жизнь, как не странно, обрела именно ту форму, о которой он только мог мечтать. В воздухе царила атмосфера облегчения во время похорон, но потом все снова потекло своим чередом.

Буркин заканчивает свой необычный рассказ, и Иван Иванович задается вопросом о том, неужели они не есть облегченные версии Беликова? Город с его духотой, вечная работа, серость и будничность — люди запираются в них словно в футляре по своему желанию или нет.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chelovek-v-futlyare-a-p-chexova/

Человек в футляре — краткое содержание

8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a

8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a

  • 8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a
  • 8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a
  •    Рассказа ведется от лица учителя гимназии Буркина, который рассказывает после охоты ветеринарному врачу Ивану Ивановичу историю жизни одного из своих коллег – учителя греческого языка Беликова. 

   Беликов был очень осторожным человеком, всегда, выходя из дому, надевал галоши и брал с собой зонтик, даже если на небе ярко светило солнце. Кроме того, он постоянно ходил в пальто, опасаясь замерзнуть и простудиться.

Все его вещи были аккуратно уложены в специальные футляры, находясь дома, он всегда тщательно запирал дверь, а по улице ходил всегда в темных очках – одним словом, он изо всех сил стремился отгородить себя от внешнего мира с помощью своеобразного футляра, который старательно создавал вокруг себя.

Жизнь его была вся построена на четко разработанных циркулярах и нормах, и любой отход в сторону казался ему настоящим преступлением – и это чувствовали на себе не только его ученики, но и все жители города.

   Однажды к ним в город приехал новый учитель Михаил Саввич Коваленко. С ним вместе приехала и его сестра Варенька, которая тут же очаровала всех, кто ее узнал.

Это была очень веселая, живая и красивая девушка, которая не могла усидеть на месте, отлично пела и очень любила танцевать. Не остался равнодушным к ее очарованию и Беликов.

Увидев это, коллеги Беликова решили, что его нужно женить на Вареньке – и тогда он сможет измениться, сможет жить так, как живут все люди.

   Учителя начали расписывать Беликову все прелести женитьбы, а Варенька стала относиться к нему с большой благосклонностью.

Он даже начал приглашать ее на прогулку, не забывая, впрочем, взять с собой зонтик и надеть калоши.

Он уже почти решился на то, чтобы сделать ей предложение, когда произошла она вещь, которая заставила его вновь уйти в свой «футляр» — кто-то нарисовал картинку, на которой он идет под руку с Варенькой с зонтом в руках.

   А спустя несколько дней после этого произошел еще один, возмутительный, с точки зрения Беликова, случай – он увидел, как Коваленко вместе с Варенькой катаются на велосипедах.

Сам Беликов считал, что учителю и женщине вовсе не пристало ездить на велосипедах, о чем он и решил известить Коваленко, придя к нему в дом, когда Вареньки дома не было.

Но Коваленко даже не стал его слушать – он просто спустил Беликова с лестницы, и его, катящегося вниз по ступеням, увидела Варенька и весело рассмеялась. Подумав, что этот случай станет известен всем в городе, Беликов настолько расстроился, что, придя домой, заболел, а спустя месяц умер.

   Удивительно, но в гробу он лежал со счастливым выражением на лице, словно наконец-то смог найти футляр, который будет надежно оберегать его от мира.

Источник: http://szhato.ru/chehov/90-chelovek-v-futlyare.html

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов) | Литерагуру

Команда «Литерагуру» рада презентовать краткое содержание одного из самых популярных рассказов великого классика Чехова — «Человек в футляре». В этой книге Вы найдете прекрасный материал для литературных аргументов и пищу для размышлений.

(485 слов) Конец XIX век. В селе Мироносецкое в сарае старосты расположились ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, охотившиеся весь день. Учитель рассказывает Ивану Ивановичу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они вместе преподавали.

Беликов был замечателен тем, что в любую погоду ходил с зонтиком, в тёплом пальто и калошах. Зонтик у него был в чехле, часы в чехле и нож для заточки карандашей тоже был в чехле. Лицо Беликова, спрятанное в поднятом воротнике, тоже казалось в чехле. В общем, Беликов словно желал окружить себя оболочкой, спрятаться в футляр. Действительность его раздражала, и он всегда хвалил прошлое. 

Свои мысли Беликов тоже старался спрятать в футляр. Он воспринимал лишь те газетные статьи, где что-нибудь запрещалось. Разрешение было для него непонятно.

Отступления от правил приводили его в уныние и волнение. Всем своим обликом и поведением Беликов давил на своё окружение. Даже понятие дружеских отношений у него было другое.

Придёт в гости, сядет помолчит час-другой и уходит. Его боялись.

Однажды случилось так, что Беликов едва не женился. В гимназию прибыл новый учитель географии. Приехал не один, а с сестрой Варенькой, которая своим пением очаровала даже Беликова. Они разговорились. Варя проявляла благосклонность к Беликову, а тот не особо изменил своё поведение. Даже в гости к ней приходил и молчал.

Внушили Беликову, что пора бы ему жениться. Он уверился в этом, стал много говорить о семейной жизни, о серьёзном шаге, но нисколько не пытался выбраться из футляра, только глубже спрятался в нём. Мысль о женитьбе присутствовала в голове Беликова, но было так много факторов, которые надо было обдумать, что сама женитьба откладывалась на неопределённый срок.

Беликов, скорее всего, в итоге женился бы на Вареньке, если бы не произошёл большой скандал. Какой-то проказник нарисовал на Беликова с Варенькой удивительно точную карикатуру и отправил каждому по экземпляру. Беликов перенёс это очень тяжело. Потом, выходя из дома, он увидел Вареньку на велосипеде и так удивился такому неподобающему поведению, что развернулся и ушёл домой.

На другой день он пришёл к Вареньке домой, но застал там только её брата. Беликов сказал, что к карикатуре не имеет ни малейшего отношения, а Коваленко сидел, надувшись, и молчал.

Беликов добавил, что он, как старший товарищ, должен предупредить Коваленко о том, что кататься на велосипеде – неприличная забава для учителя, а ещё неприличнее — для девушки. Разгневанный Коваленко осадил Беликова и вышвырнул вон.

В то время, как Беликов катился вниз по лестнице, вошла Варенька и расхохоталась от зрелища. И это был большой удар.

Через три дня к Буркину пришёл повар Беликова и просил вызвать доктора, а то барину плохо. А через месяц Беликов умер. Теперь, когда он лежал в гробу, выражение его было кроткое и приятное. Его положили в вечный футляр, что его очень бы обрадовало. 

Буркин признаётся, что хоронить таких людей приятно, но в этом никто бы другой не признался. Теперь люди были свободны от Беликова. Иван Иванович замечает, разве мы, живущие в городе в духоте, в тесноте, пишущие ненужные бумаги, не окружены футляром?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chelovek-v-futlyare-a-p-chehov/

Чехов за 30 минут

Двое охотников: Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Буркин, остановившись на ночлег на краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, скрашивают время, рассказывая друг другу истории.

Задав общую тему – про людей, «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу», приятели вспоминают подходящие случаи из жизни. Буркин рассказывает историю об учителе Беликове, недавно умершем в его городке. Беликов – «Человек в футляре».

Он даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником.

Беликов волновался всякий раз, когда ему приходилось выходить из своего футляра: он боялся нововведений, исключений из правил: «Как бы чего не вышло».

Его мнительность и страхи подавляюще действовали на окружающих: все его боялись и уступали, не выдерживая его брюзжания.

Даже сам язык, который он преподавал, – древнегреческий – относится к разряду мертвых: это историческое явление, на нем давно уже не разговаривают.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь вечера на хуторе близ диканьки за 2 минуты пересказ сюжета

В один прекрасный день в гимназию приезжает новый учитель истории и географии, а с ним – сестра Варенька, чернобровая красавица 30-ти лет. Варенька нравится всем, и даже Беликову, и вот директрисе приходит на ум идея поженить их.

И завертелось: совместные приглашения Беликова и Вареньки на спектакли, намеки и прямые разговоры о пользе женитьбы… Вареньке 30 лет, она «засиделась» в девушках, кроме того, в силу взрывного характера обоих у них постоянно вспыхивали ссоры. Она готова идти замуж и за Беликова.

Со стороны «человека в футляре» начинаются долгие рассуждения о важности такого шага, как брак, об ответственности. За многословием легко угадывается обычный страх Беликова, «как бы чего не вышло».

Следует сказать, что брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства, быстро раскусив его характер.

Однажды неизвестный художник нарисовал карикатуру: идёт Беликов, а под руку с ним Варенька и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов тяжело перенес насмешку над собой. Не успев отойти от первого удара, он сразу же получает и второй, увидев Вареньку с братом, катающихся на велосипедах.

Беликов цепенеет и бледнеет, катание дамы на велосипеде ему кажется в высшей степени неприличным. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает разговор о приличиях; поскольку аргументы самого Беликова эффекта не возымели, из его уст звучит: «Я должен буду доложить». Коваленко вспыхивает, обзывает Беликова фискалом и спускает с лестницы.

Пришедшая Варенька застает Беликова уже внизу лестницы, невредимого, но порядком помятого. Плачевный вид учителя древнегреческого вызывает у нее заливистый смех. Этот смех ставит финальную черту и под сватовством, и под самой жизнью Беликова. Он уходит к себе домой, убирает со стола портрет Вареньки, ложится и больше не встает. Через месяц Беликов умер.

Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать.

  • Внимание!
  • Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
  • Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.
  • Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
  • Все права на исходные материалы принадлежат соответствующиморганизациям и частным лицам.

Источник: https://litra.info/book/chekhov-za-30-minut/page-14.html

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Человек у футляре»

  1. Что находится в центре внимания Чехова — курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обос­нуйте.

  2. Чехов на примере жизни учителя древ­них языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях — отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, «как бы чего не выш­ло», доносительство и страх свободомыс­лия.

    В такой атмосфере «футлярности», всеобщего страха нарушить жесткие огра­ничения, устанавливаемые циркуляра­ми, живет не один Беликов, а вся гимна­зия. Да что гимназия — весь город. «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять-пятнадцать лет в на­шем городе стали бояться всего.

    Боятся громко говорить, посылать письма, знако­миться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте . Да. Мысля­щие, порядочные, читают и Щедрина и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же. Терпели… То-то вот оно и есть». Терпели и подчинялись потому, что социально-политическая и нравственная атмосфера в русском об­ществе последней трети XIX века создавала у людей страх и ощущение несво­боды.

  3. Один из знакомых Чехова заметил: «Вчера после прочтения «Человека в футляре» я более двух часов говорил об этом гнетущем, только в России возможном явлении». О каком явлении идет речь? Какие явления общественной жизни нашли отраже­ние в рассказе?
  4. Речь идет как раз о всеобщем страхе, «футлярности», в который погрузилось общество, в том числе и люди образован­ные, призванные воспитывать новое поко­ление.

    Как уже было отмечено, в рассказе обличаются и осмеиваются такие явления общественной жизни, как всеобщая бо­язнь, недоверие друг к другу, доноситель­ство, уродливое воспитание. Очень метко охарактеризовал атмосферу в городе и гимназии учитель Коваленко: «Атмо­сфера у вас удушающая, поганая.

    Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочи­ния, и кислятиной воняет, как в полицей­ской будке». Он же называет Беликова Иудой.

  5. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в обра­зе главного героя?
  6. «футлярность жизни» — это внутрен­нее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы лич­ных отношений. «Футлярность» противо­поставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к лю­дям.

    Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты «футлярности жизни». Он «футлярный» человек, прежде всего, внешне: даже в хо­рошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате. Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стрем­ление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира.

    В изображении Беликова происходит нарастание трагической то­нальности, углубление представления о том зле, которое несет «футлярность» и самому учителю греческого языка, и ок­ружающему обществу, а затем приобре­тает широкое обобщающее социальное значение.

    За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрыва­ется Чеховым.

    Боязнь настоящего и пре­увеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Бели­кова, но и качество, присущее определен­ной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно.

    Еще страшнее, узнаем мы далее из рас­сказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боя­лись и учителя, и директор. Все назван­ные свойства «футлярности жизни» тра­гически отразились в судьбе самого ге­роя — и это также свидетельствует, на­сколько страшно это явление.

    Похоронив Беликова, учителя надеялись насладить­ся полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удо­вольствием. «Но прошло не больше не­дели, и жизнь потекла по-прежнему, та­кая же суровая, утомительная, бестолко­вая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало луч­ше. И в самом деле, Беликова похоро­нили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще бу­дет!» Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым «футлярности» на уровень ти­пического явления русской действитель­ности.

  7. С помощью каких приемов автор создает об­раз Беликова? Найдите в тексте примеры использо­вания гротеска.
  8. Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков.

    Его главный прин­цип, которым он руководствуется в жиз­ни, — «как бы чего не вышло».

    Конфликт с Коваленко основан на приеме антите­зы — Беликову и его установкам проти­востоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехав­шего с украинского хутора, естествен­ность противопоставлена «футлярности».

    Один из основных приемов в создании образа Беликова — прием гротеска. Гро­тескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на ка­тание на велосипеде Вареньки.

    Гротескна и карикатура «Влюбленный антропос».

    Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: «выражение у него было кроткое, прият­ное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет».

  9. Художественная деталь — выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.
  10. Помимо калош, зонтика в характерис­тике Беликова и беликовщины, как явле­ния социального и нравственного, важ­ной деталью является чехол из серой зам­ши, разновидность футляра, в который вкладывались вещи — зонтик, перочин­ный нож, часы.

    Чехол служит предметом-деталью и ассоциируется автором по сходству с постоянно приподнятым ворот­ником, воспринимаемым тоже как чехол, надетый на лицо. Стремление все упако­вать в чехол говорит о пунктуальности Бе­ликова, его аккуратности до ограничен­ности.

    Благодаря этой детали писатель ве­дет нас от постижения внешнего облика героя, егоКак речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?

  11. Как речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?
  12. Речь Беликова свидетельствует о фут­лярности его мышления, ограниченности, скованности, осторожности. Она полна канцелярских штампов.

    Даже когда речь идет о личной жизни, например о возмож­ной женитьбе на Вареньке («Нет, женить­ба — шаг серьезный, надо сначала взве­сить предстоящие обязанности, ответ­ственность, чтобы потом чего не вышло»; «Я считаю своим долгом, как старший то­варищ, предостеречь вас.

    Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно не­прилична для воспитателя юношества… И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя»). В его речи часто проступает зло­вещий подтекст. Примечателен его диалог с Коваленко.

    Увещевая молодого учителя, Беликов говорит, что о его езде на велоси­педе могут узнать директор и попечи­тель — «Что же тут хорошего?». Не назы­вая конкретных оппонентов, Коваленко заявляет, что не позволит кому-либо вме­шиваться в свой домашние и семейные де­ла, и обещает послать к чертям собачьим.

    Скорее всего, это относится к самому Бе­ликову, который уже вмешался. Но слова попадают на подготовленную почву и впи­сываются в уже сформированный в созна­нии Беликова подтекст: «Вы должны с уважением относиться к властям», имен­но к властям, даже не к директору и попе­чителю, а именно к властям, что выше и более обобщенно. Далее логично откры­вается тема доносительства и фискаль­ства.

    К любимым словам и выражениям отно­сятся «Антропос!», выражающее наслаж­дение древнегреческим языком, и «Как бы чего не вышло…».

  13. Комичен или страшен Беликов?
  14. Как свидетельствует проведенный вы­ше анализ рассказа, Беликов страшен.

    Однако в обрисовке его много комическо­го, основанного на несоответствий лично­го поведения общепринятым нормам, что уже было отмечено в предыдущих отве­тах. Через комическое проступает страш­ное в облике Беликова.

  15. М. Громов в «Книге о Чехове» пишет: «В Бели­кове снижена и развенчана тема тиранической власти, древняя тема. Чехов развенчал трагедий­ный образ, лишив его даже тени величия, ибо тиран велик лишь в глазах раба, в глазах свободного че­ловека тиран — ничтожество». В чем заключается причина общего страха перед Беликовым?
  16. Причина всеобщего страха, действую­щая даже после смерти Беликова, в том, что в его развенчанном трагедийном обра­зе отражены вполне реальные, страшные механизмы духовного подавления лич­ности, сформировавшиеся и действовав­шие в Российском государстве.

    Не случай­но так печально закончилась судьба само­го героя рассказа: он заболел и умер от страха стать посмешищем.

    В его сознании развернулся весь тот механизм морально­го и физического уничтожения человека, составной частью которого был он сам: «Ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, — ах, как бы чего не вышло! — нарисуют новую карикату­ру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку…»

  17. Что обличает и осуждает Чехов в своем рас­сказе? Какая проблема волнует писателя?
  18. Помимо «футлярности жизни», насаж­даемой такими, как Беликов, Чехов осуж­дает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном слу­чае — учителей. Отсутствие человеческо­го достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества глу­боко волновали Чехова. Материал с сайта //iEssay.ru

  19. Объясните смысл названия рассказа.
  20. Футляр — система ограничителей ду­ховной жизни человека и общества. На­звание рассказа «Человек в футляре» от­носится не только к одному Беликову, а к обществу в целом. В такой футляр может быть помещен не только учитель древ­негреческого языка, а человек, личность вообще, при определенных условиях раз­вития общества. И это уже говорит, что в самом названии заложен страшный смысл.

  21. Почему три разных на первый взгляд рас­сказа составляют единый цикл — «маленькую три­логию»? Что связывает их между собой?
  22. Они объединены позицией автора, рез­ко выступающего против «футлярности жизни», ограниченности и духовной не­свободы. Черты «футлярности» объединя­ют в разных проявлениях героев всех трех рассказов — и Беликова, и Чимшу-Гималайского, и Алехина.

  23. Как «футлярность жизни» проявляется в рас­сказах «Крыжовник» и «О любви»?
  24. Герой рассказа «Крыжовник» ограни­чивает круг своих жизненных интересов имением, которое он приобрел после мно­гих лет чиновничьей работы, что состави­ло его жизненную программу.

    Высшим наслаждением для него стало выращива­ние крыжовника. Весь во власти сдержи­вающих соображений образованный по­мещик Алехин; он не может дать волю своим чувствам, в результате чего гибнет его любовь.

    Рассказы, входящие в «ма­ленькую трилогию», — это рассказы об интеллигенции.

  25. Юмористический или сатирический рассказ «Человек в футляре»? Ответ обоснуйте.
  26. Сатирический. В рассказе с беспощад­ной силой высмеивается главный герой, используется, как было сказано ранее, прием гротеска.

  27. Приведите примеры юмора и сатиры в про­читанных вами рассказах Чехова.
  28. Юмористические рассказы — «Жалоб­ная книга», «Канитель», «Лошадиная фа­милия»; сатирические — «Маска», «Ха­мелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др.

  29. Какие детали подчеркивают «футлярность» Беликова?
  30. «Футлярность» Беликова распространена на весь его облик и жизненные функции. Калоши и зонт в любую погоду, темные очки и темное пальто, вата в ушах, все вещи в футлярах и фут­лярчиках, древнегреческий язык как футляр, защищающий от современности, в конце — гроб как вечный идеальный футляр.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/kontrolnye-voprosy/chelovek-v-futlyare/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-rasskazu-a.-p.-chehova-chelovek-u-futlyare

Пересказ содержания — А. П. Чехов — «Человек в футляре»

Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику Б.: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Главное опасение Б. — это «как бы чего не вышло». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и бес- покойство.

Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Б., по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «стали бояться всего».

Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования. С появлением в городе нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки, которая не ожиданию проявляет к Б.

расположенность, общество решает женить на ней героя.

Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Б. соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата.

Он много гуляет с Варенькой и часто заходит к ним в гости, но с предложением тянет. Однажды Б. видит ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юношества».

Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Б. с лестницы.

После всего случившегося герой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Образ Б.

— «человека в футляре», фигуры комической, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова. Буркин — учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов — «Крыжовник» и «О любви». «…

Небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс».

Вместе с ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и в минуты отдыха делятся друг с другом разными «поучительными» житейскими историями. В «Человеке в футляре» Б. выступает в качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого языка Беликове.

Характеристики, которые он дает Беликову, метки, точны и близки авторским, хотя Б.

относится к этому персонажу более как «комической фигуре, тогда как сам автор видит в подобной деформации человеческой личности глубокий жизненный трагизм. Тем не менее в рассуждениях Б.

звучит во многом разделяемая автором неудовлетворенность жизнью, в которой мало настоящей свободы, — «суровой, утомительной, бестолковой…

не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».

Источник: http://ruslit.biz/pereskaz-soderzhaniya-a-p-chexov-chelovek-v-futlyare/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector