Краткое содержание эпилога в романе преступление и наказание достоевского (финал, конец) за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание эпилога в романе Преступление и наказание Достоевского (финал, конец) за 2 минуты пересказ сюжета 10 класс / Краткие содержания

В данной статье дан краткий пересказ эпилога романа «Преступление и наказание».  

Напомним:

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.

Впервые опубликован роман был в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).

В данной статье вы найдете краткое содержание эпилога.

Если вы искали другую часть – воспользуйтесь навигацией:

Преступление и наказание —  краткое содержание по частям.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Эпилог

Краткий пересказ эпилога «Преступление и наказание»

Сибирь. Острог. Раскольникову дали всего восемь лет, так как были учтены все смягчающие обстоятельства: явка с повинной, когда Миколай уже сознался в убийстве; болезнь Раскольникова; то, что он не воспользовался деньгами. Кроме того, в его пользу сыграло и то, что в свое время Раскольников спас двух детей на пожаре, год за свой счет содержал больного сокурсника и т. д.

Дуня вышла замуж за Разумихина. Пульхерия Александровна заболела (расстройство психики).

Соня поехала вслед за Раскольниковым в Сибирь. С ним она видится по праздникам у ворот острога. Раскольников болен, но не сломлен. В преступлении он не раскаялся. Себя считает он виноватым только в одном — что решился на явку с повинной.

Он страдает из-за того, что не покончил жизнь самоубийством, как Свидригайлов. В остроге все заключенные дорожили своей жизнью, и это удивляло Раскольникова. Его же там не просто не любили, но даже и ненавидели. Одни говорили, что он барин и ему не следовало с «топором ходить».

Другие называли его безбожником, считали, что он достоин смерти. Но все любили Соню.

Раскольников болен, он бредит. В бреду ему казалось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни, как будто есть микроб, а точнее, духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делают их сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными.

Люди заражаются и начинают убивать друг друга. Раскольников выздоравливает и узнает, что заболела Соня. Он тревожится за нее, но болезнь оказывается неопасной. Соня присылает ему записку, что придет повидать его.

Раскольников утром идет на «работы» и видит дальний берег реки, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришло времена Авраама и стад его».

Приходит Соня, и Раскольников бросается к ее ногам. Он плачет, понимает, что очень любит ее. Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он понял, что воскрес. Непонятно почему, но отношение каторжан к нему изменилось. Под подушкой Раскольникова лежит Евангелие. Он понял, что «наступила жизнь».

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kratkoe-soderzhanie-epiloga-prestuplenie-i-nakazanie/

Эпилог и его роль в романе преступление и наказание достоевского сочинение — Лучшие Сочинения

24.04.2019 Краткое содержание эпилога в романе Преступление и наказание Достоевского (финал, конец) за 2 минуты пересказ сюжета

В “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события “физического” плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в завершающем аккорде произведение достигает подлинного духовного пика.

После двойного убийства раздираемый противоречиями Раскольников все-таки признается в убийстве и получает заслуженную кару.

Но, выясняется, что он не раскаялся в содеянном грехе, лишь возненавидел собственную слабость из-за невозможности преодолеть душевные муки.

И тут с убийцей начинают происходить необъяснимые для человеческого понимания вещи, заставляющие задуматься: другие осужденные проникаются к сокамернику беспричинной неприязнью.

Они даже толком не общались с ним, чтобы настолько невзлюбить товарища по несчастью!

Но эти же люди с благоговением смотрят на Соню, навещающую Раскольникова, хотя совершенно не знают ее. Доходит до того, что каторжане с криком: “Безбожник!” нападают на бывшего студента. Лишь вмешательство охранника спасает его от неминуемой расправы. Чем объяснить все это?

Герой еще далек от постижения истины, но подсказку дает сон об эпидемии, погубившей человечество. Будто появившиеся микроскопические трихины при попадании в организм делают людей бесноватыми.

При этом “…никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные”.

При пробуждении Раскольников душой чувствует, почему его бессознательно возненавидели другие заключенные – он болен этой заразой, имя которой – гордыня, безверие, нелюбовь и презрение к людям.

В очередной раз при встрече с Соней Мармеладовой душа Родиона наконец-то просыпается.

Он словно прозревает, глаза полнятся слезами и какая-то неизъяснимая, чарующая боль заставляет его кинуться Соне в ноги, искренние рыдания очищают его сердце. Именно эта сцена является кульминационной.

В ней происходит торжество пресвятой веры, любви, истинного раскаяния, дающего надежду на спасении грешной души.

В эпилоге как бы между строк звучат светлые жизнеутверждающие аккорды, которые знаменуют духовное возрождение Раскольникова. Описанием переломного для внутреннего мира героя момента Достоевский показывает, что в каждом сердце живет Божественная искра. Для духовного возрождения и прощения необходимы лишь раскаяние и “поворот” к людям, к миру, к Богу.

Источник: https://school-10.ru/na-temu/epilog-i-ego-rol-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo-sochinenie.html

Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по частям (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру

Даже если летом вы успели ознакомиться с произведением Достоевского, всего запомнить, конечно же, нельзя: какие-то мелочи забываются, имена второстепенных персонажей стираются из памяти, но на уроках литературы всегда нужно быть готовым к самым каверзным вопросам.

В учебное время совсем не хватает времени на то, чтобы перелистать «Преступление и наказание», поэтому мы предлагаем вам краткий пересказ по главам.

А если вы по-прежнему думаете, что вся суть этой истории – убийство старухи, то предлагаем уделить пару минут на чтение анализа этой книги.

I часть

Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в каморке, расположенной в Петербурге (вот его подробная характеристика).

Только в романе это совсем не величественный город: описаны духота, вонь, толкотня, пьяные люди и давящая бедность (вот описание столицы).

В первой главе читателям сразу дается портрет старухи-процентщицы Алены Ивановны, состоящий из отталкивающих черт: дряхлая и жадная женщина погрязла в алчности. Раскольников идет к старухе, чтобы осмотреться и проверить свои ощущения, закладывает ей дорогие вещи.

Семья Мармеладовых так же не заставляет себя долго ждать, и бывший чиновник, алкоголик Семен Мармеладов, знакомится с Раскольниковым в распивочной (тут анализ эпизода). Там он рассказывает Родиону о своей семье, живущей в нищете и о дочери Соне, которая живет «по желтому билету», чтобы прокормить семью отца.

Так же главный герой получает письмо от матери, в котором рассказывается о сестре Раскольникова Дуне, помещике Свидригайлове и предпринимателе Лужине. Дуню оскорбил своими домогательствами хозяин дома, где она служила гувернанткой. Теперь ей больше нельзя работать.

И она предпринимает отчаянный шаг – помолвку с состоятельным, но нелюбимым мужчиной – Лужиным (вот их характеристика и значение в романе).

Сразу же в первой части Раскольников решает, что преступлению быть. У него благородная цель, но его мучают сомнения в правильности этого поступка.

Однако он видит знаки, которые подталкивают его на убийство: случайно услышанный разговор студента и офицера в трактире о справедливости возможного убийства старухи, о том, что Лизаветы (сестры Алены Ивановны) не будет дома завтра вечером (здесь подробно описаны причины этого решения).

Первая часть завершается преступлением, совершенным Раскольниковым: автор описывает преднамеренное убийство и ограбление старухи-процентщицы и случайное убийство ее беременной сестры Лизаветы. Родион очень боится, у него даже не получается с первого раза сделать решающий удар.

Читайте также:  Краткое содержание осоргин пенсне за 2 минуты пересказ сюжета

Его с распростертым телом застает сестра жертвы, которую он тоже не оставляет в живых. Тогда, будто в лихорадке, он покидает дом, взяв случайно попавшие на глаза ценности, даже толком не обыскав квартиру. На пути он еле скрывается от случайных прохожих в подъезде, чтобы не быть узнанным.

II часть

Все последующие части романа можно назвать наказанием главного героя, сразу после преступления он испытывает ужас, смятение и страх.

Раскольникова вызывают в полицейскую контору, что, несомненно, пугает его: однако причина вызова – жалоба хозяйки квартиры за неуплату.

Неопытный преступник начинает выдавать себя, когда падает в обморок во время случайно услышанного разговора об убийстве старухи-процентщицы.

Все украденное Раскольников прячет под камень в незнакомом дворе, и даже это дает понять читателю, насколько бесполезно было преступление героя.

Родиону, ослабевшему и заболевшему от напряжения, помогает приятель по университету Разумихин, обеспечивая его едой и одеждой (здесь их сравнительная характеристика). В этой же части состоится неудачное знакомство Раскольникова с Лужиным.

Оба мужчины сразу прониклись друг к другу взаимной антипатией. Брат мучается, он не в силах принять от сестры такую жертву, ведь она продает себя, лишь бы он смог продолжить обучение.

Завершается вторая часть страшной трагедией: Мармеладов попадает под лошадь и умирает, появляется Соня. Раскольников дает деньги, которые ему прислала мать, на похороны семье Мармеладовых (здесь описание их трагедии).

Герой признавался себе в том, что в тот момент он жил, а не просто существовал. В грязной комнатушке он увидел несчастных малышей и их мать, Катерину Ивановну, больную чахоткой.

Всех их содержит бледная и худенькая девушка Соня (вот ее характеристика), единственная родная дочь погибшего, которая продает себя ради выживания мачехи и ее потомства.

III часть

К Раскольникову приезжают мать и сестра. Невооруженным глазом видна любовь Разумихина к Дуне. Раскольников в возмущении от письма Лужина, где жених пишет его родне, что Родион выдал деньги «девице отъявленного поведения». Пытаясь доказать, что Лужин исказил ситуацию, Раскольников сажает Соню, которая пришла пригласить героя на поминки, рядом с матерью и сестрой.

В третьей части, наконец, состоится знакомство Раскольникова с талантливым следователем Порфирием Петровичем, у которого нет улик на главного героя, но есть исключительная интуиция.

Мы слышим разговор о теории Раскольникова, которая изложена в статье «О преступлении», написанной молодым человеком за полгода до убийства Алены Ивановны (тут описание теории).

Раскольников излагает суть своей теории об обыкновенных, склонных к послушанию и смирению, и необыкновенных людях, которым разрешается преступить закон, если это требуется для важной идеи. Объяснив свое предположение о «тварях дрожащих и право имеющих», нервный и лихорадочный Родион только еще больше вызывает подозрение у Порфирия Петровича.

IV часть

В четвертой части романа Достоевского читатель знакомится с Свидригайловым, тем самым хозяином дома, где Дуня была опорочена грязными домогательствами барина. Этот развратник заходит к Раскольникову и, замечая в нем родственную душу, признается в том, что ему являются привидения его жертв. Он давно живет лишь сладострастием и погубил уже немало женских судеб.

Дуня с Лужиным ссорятся и расторгают помолвку, а Раскольников заглядывает к Соне. Герой говорит ей о том, что ее грех в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя». Мармеладова читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, пытаясь донести до него смысл своего самоотречения и надежду на благоприятный исход.

Раскольников вновь в полицейском участке, у Порфирия Петровича. Психологически не выдерживая давления, он кричит:

Арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной!

Однако неожиданное признание маляра Николая в убийстве процентщицы ставит Раскольникова в ступор. Следователь понимает, кто виновен, но ничего не может сделать без откровенного признания преступника.

V часть

Лужин беседует с Соней, и на поминках по Мармеладову подсовывает ей деньги, чтобы потом поссорить Раскольникова с сестрой и матерью. Он пытается обвинить девушку в краже денег, однако ее защищают Лебезятников и Раскольников. Клеветника с позором прогоняют.

Раскольников у Сони признается ей в убийстве. Родион старается доказать ей, что пытался убить «бесполезную, гадкую, зловредную» вошь, Соня советует «страдание принять и искупить себя им». Позже выясняется, что их разговор был подслушан Свидригайловым, живущим по соседству.

Катерина Ивановна умирает в комнате Сони от горлового кровотечения, и Свидригайлов оплачивает ее похороны и жизнь ее детей. Он боится возмездия судьбы за свои грехи, осознание собственной порочности сводит его с ума.

VI часть

В заключительной части романа Порфирий Петрович заглядывает к Раскольникову, в конце их разговора следователь убеждается, что убил процентщицу именно Раскольников и предлагает ему «учинить явку с повинною».

Дуня находится у Свидригайлова: он сообщает ей о преступлении ее брата. Также он пробует добиться ее расположения, но женщина покидает его.

После ее ухода Свидригайлова мучают ночные кошмары, и он совершает самоубийство.

Матери Раскольникова нездоровится, они прощаются с сыном.

Она уже давно понимала, что с сыном что-то ужасное происходит, а теперь приспела какая-то страшная для него минута.

После разговора поначалу с Дуней, затем с Соней Раскольников покаялся среди площади, целуя грязную землю «с наслаждением и счастьем», после чего Родион является с повинной в полицию.

Эпилог

Именно в эпилоге нам раскрывается конец истории, дается надежда на будущее Раскольникова и Сони и свершается долгожданное воскрешение героя (тут оно описано подробно).

В заключительной главе романа Раскольников в Сибири, на каторге. Соня Мармеладова рядом с главным героем, который в эпилоге осознает свою к ней любовь. Раньше его бесило ее присутствие, ее самоотречение.

Ему казалось, что своим поведением она как бы упрекает его и в чем-то обязывает. У этой доброй и искренней девушки завязались хорошие отношения с заключенными.

Но в течение времени он понял, как прекрасна и добра эта девушка, как благотворно ее влияние.

Читателям рассказывается о суде над Родионом.

Сны Раскольникова играют немаловажную роль в произведении, а заключительный для нас сон героя показывает моровую язву, из-за которой каждый думал, что в нем заключается истина (здесь подробное описание снов).

Благодаря этому жуткому сну, где все погибало, Раскольников, наконец, осознает антигуманный смысл собственной теории и раскаивается в совершенном преступлении.

Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-prestuplenie-i-nakazanie-po-chastyam-f-m-dostoevskij/

В чем смысл эпилога романа ф.м.достоевского «преступление и наказание»?

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.

Главный герой – студент-юрист Раскольников — убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь – сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом.

Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство «вредной» старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем «управляемая» автором.

Жизнь человека бесценна – вот кредо Достоевского.

В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион — не просто убийца, а жертва собственных теорий.

Читайте также:  Краткое содержание доводы рассудка джейн остин за 2 минуты пересказ сюжета

Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?

Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.

За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении.

Только в одном герой считает себя виновным – в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов.

В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.

Героя никто не любил, скорее, наоборот, — ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.

В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…

Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.

Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.

Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа.

Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло.

То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т.д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова.

Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».

Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной».

Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием.

Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.

Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.

Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/v-chem-smysl-epiloga-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Замысел романа «преступление и наказание» ф. м. достоевского

Билет. Литература.

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…

Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»

Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.

8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег.

2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским.

За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась.

За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы.Последствия не заставили себя долго ждать.

В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света.

В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник».

В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы…»

Читайте также:  Краткое содержание гюго гаврош за 2 минуты пересказ сюжета

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует.

Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время.

Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова.

С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника.

Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге.

В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник».

Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года.

Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой.

В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием».

В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора.

Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы,когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно…

» Черновые тетради «Преступления и наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.

В первоначальном замыслеповести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие.

Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу».

Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины»,призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству…»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе.

Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий.

В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника:«Видение Христа. Прощения просит у народа».

При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического.

Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием.

Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s35877t3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector