Краткое содержание гофман крошка цахес, по прозванию циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

«Крошка Цахес» — произведение, которое традиционно относят к эпохе немецкого романтизма. Чаще всего его изучают в вузах, когда очередь доходит до этого культурного периода. Чтобы оперативно подготовиться к семинару или контрольной, прочитайте краткий пересказ книги по главам от команды «Литерагуру».

Глава первая

По дороге идёт измученная крестьянка фрау Лиза и решает отдохнуть. Из её корзины показывается маленький волосатый длинноносый уродец, её сын. Лиза жалуется на тяжёлую жизнь, ругаясь на крошку Цахеса, выползшего на траву. Женщина засыпает.

К ней подходит фрейлейн фон Розеншён (или, как она сама себя называет, Розенгрюншён), канонисса института благородных девиц, и замечает карлика. Ей жалко крестьянку, и она берет уродца на руки, причесывая его волосы.

Дама говорит, что теперь у него будет прекрасное будущее, и уходит.

Крестьянка, проснувшись, удивляется дивной причёске сына и отправляется в путь. Крошку Цахеса забирает пастор, который принял карлика за умного мальчика (при этом его сын, славный ребёнок, стоял рядом, и каждое его слово заставляло пастора восторгаться Цахесом). Фрау Лиза с радостью расстаётся с сыном, не понимая реакции этого человека.

Ту загадочную даму барон Протекстатус фон Мондшейн объявил ведьмой за то, что она разговаривала с цветами и творила чудеса, например, волшебством наказывая провинившихся людей. После жалоб князю она добилась хорошего отношения к себе. На самом деле, это фея Розабельверде.

Когда-то давно при князе Деметрии эту страну населяли феи, всюду происходило волшебство. Но позже князь Пафнутий ввёл в стране Просвещение и изгнал всех фей в Джиннистан. Но он узнал, что такой страны не существует, и сделал вывод, что его страна лучше Джиннистана.

Розабельверде удалось остаться и уговорить перевести её в институт благородных девиц.

Глава вторая

Учёный Птолемей Филадельфус в письме к другу Руфину сообщает о странном веселящемся народе, разгуливающем по ночам и нахально смеющемся над ним. Это студенты в деревне Хох-Якобсхейм у города Керепес.

Студент Бальтазар бродит по лесу после лекции профессора естественных наук Моша Терпина. Его друг Фабиан зовёт Бальтазара на фехтование, но тому хорошо на природе. Он не выносит профессора за то, что тот считает себя выше природы и ставит над ней эксперименты.

Фабиан замечает, что Бальтазар не пропускает ни одной лекции, потому что влюблен в дочь Терпина, Кандиду.

Мимо студентов проезжает на коне едва заметный карлик и падает на землю. Бальтазар помогает бедняге встать, а Фабиан смеётся над неуклюжестью Цахеса. Карлик объявляет, что оскорблен, и уезжает в город. После ухода Фабиана к Бальтазару приходит профессор с дочкой и приглашает его как лучшего студента на дружеский вечер.

Глава третья

Фабиан узнаёт от горожан, что никакой карлик в городе не появлялся, зато все видели, как приехали два всадника: один статный, другой чуть поменьше. Также он сообщает другу, что Кандида не подходит ему из-за своего веселого характера. Бальтазар всю ночь не спит, и, когда приезжает к Терпину, видит там карлика, теперь его зовут Циннобер. Профессор хвалит его за успехи.

Когда уродец падает на пол, Бальтазар хочет помочь ему и задевает голову. Раздаётся пронзительный кошачий визг, и все собравшиеся упрекают Бальтазара за такую глупую шутку: все думают, что визжал именно он.

Наконец, Бальтазар выступает со стихотворением о любви соловья к розе, после чего все начинают хвалить талант Циннобера, и студент в ужасе видит, как Кандида целует носатого уродца.

Бальтазар в ужасе убегает прочь, думая, что сошел с ума.

Глава четвертая

В лесу Бальтазар потихоньку успокаивается, но вдруг он видит скрипача Сбьокка, своего учителя.

Музыкант убегает из города: на концерте все рукоплескали карлику, а скрипача посчитали за сумасшедшего, когда он начал привлекать к себе внимание. С целью застрелиться бежит в лес референдарий Пульхер, но Бальтазар его останавливает.

На собеседовании в Министерстве Иностранных Дел вместо Пульхера взяли мяукающего карлика, хотя референдарий отвечал на все вопросы.

Вдруг герои слышат волшебные звуки: через лес проезжает карета в форме раковины, в которой сидит человек в китайской одежде, его сопровождает гигантский жук, на месте кучера сидит фазан, а саму карету везут единороги. Из набалдашника трости старика вылетает луч, ударивший Бальтазара в сердце, после чего загадочный странник более приветливо смотрит на молодых людей. Бальтазар понимает, что только этот человек сможет их спасти.

Глава пятая

Министр иностранных дел — потомок того Протекстатуса с таким же именем. Князь Барсануф у него в гостях замечает карлика и остаётся доволен «его» работами (студента, который их присылал, князь ругает за чавканье и пятно на панталонах, которое посадил Циннобер). Удачливый уродец становится тайным советником.

Фабиан говорит Бальтазару, что тот лесной маг — лекарь Проспер Альпанус, с помощью обычных фокусов притворяющийся волшебником. В его доме студентов встречают гигантские лягушки и привратник-страус. Проспер тщетно пытается узнать, кто такой Циннобер: альраун или гном.

В зеркале Бальтазар видит карлика и Кандиду, бросается на него, но все исчезает. Циннобер — обычный человек. Фабиан обвиняет лекаря в шарлатанстве, после чего по дороге домой у него исчезают рукава, и тянется длинный шлейф.

Бальтазар в розыске за нападение на тайного советника.

Глава шестая

Пульхер и Адриан шпионят за карликом и следят за тем, как в саду его причёсывает фея. Они замечают светящуюся полоску на голове. От страха, что его увидели, Циннобер заболевает.

Когда доктор дотрагивается до полоски на голове, карлик приходит в ярость. Князь даёт карлику место министра после того, как Протекстатус выступил с докладом.

Циннобер получает орден зелено-пятнистого тигра, и портной предлагает закрепить его пуговицами, чтобы награда держалась на уродливом теле.

К Просперу Альпанусу тем временем приходит дама в черном, и с помощью своей трости маг узнает в ней фею. Розабельверде просит лекаря навестить институт благородных девиц. В руках феи и волшебника предметы приобретают магические свойства.

Фея начинает превращаться в разных существ, но Проспер Альпанус все время превосходит ее в волшебстве. Гостья разбивает свой золотой гребень. Она разоблачена, и попадает во власть хозяина дома. Она приобрела могущество благодаря Просперу.

Гороскоп Бальтазара говорит о том, что Цахес не достоин таких почестей. Фея соглашается отступить.

Глава седьмая

Пульхер пишет прячущемуся Бальтазару, что Мош Терпин пользуется близостью ко двору, ведь Кандида — невеста карлика. Правда, есть и хорошие новости: в зоопарке Циннобера все приняли за редкую обезьяну, не обращая внимания на клетку, и, похоже, его давно перестали причёсывать.

На гигантской стрекозе к студенту прилетает Проспер Альпанус и сообщает, что Бальтазар должен вырвать три красных волоска на голове карлика и сразу сжечь их.

Проспер должен лететь в Индию к проснувшейся индийской принцессе Бальзамине, за которую он поссорился 2000 лет назад с другом Лотосом. Волшебный лекарь оставляет Бальтазару имение, в котором брачная жизнь станет раем на земле.

Также он передает табакерку с фраком для Фабиана, которого из-за околдованной одежды все в городе посчитали еретиком.

Глава восьмая

После посещения Фабиана Бальтазар врывается в дом, где уже проходит помолвка карлика, и вырывает у него три волоска.

Опозоренный Циннобер, в котором все узнают уродливого карлика, убегает. Кандида приходит в себя и признается в любви к Бальтазару, а близкий к безумию Мош Терпин благословляет их. Никто не понимает, куда же делся министр.

Глава девятая

Ночью камердинер видит, как министр в темноте прошмыгнул к себе. Утром фрау Лиза, замечая в окно своего сына, кричит о том, что она мать министра. Но толпа смеётся, и приближённые Циннобера видят в окне уродца Цахеса.

Когда они к нему врываются, то видят, что он умер от того, что застрял в кувшине, пытаясь спрятаться. С ним фея, она сожалеет о своей ошибке. Карлика Проспер разрешил сделать привлекательным перед самой смертью, так что его снова признают министром и хоронят со всеми почестями. Лиза становится главной поставщицей лука во дворец.

Глава последняя

Автор просит читателя о снисхождении к своему произведению. Что же касается Бальтазара и Кандиды, они сыграли свадьбу, которая довела Моша Терпина до окончательного непонимания происходящего, и он закрылся в винном погребе.

Проспер улетел в Индию, оставив влюбленных наслаждаться браком в волшебном имении.

Даниил Шишкин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-knigi-kroshka-tsahes-po-glavam-gofman/

Гофман, "Крошка Цахес": краткое содержание :

Эрнст Теодор Амадей Гофман – немецкий писатель, создатель»Щелкунчика». Но помимо знаменитой сказки он написал ещё множество замечательных произведений. Не все они ориентированы на детскую аудиторию. Глубоким философским смыслом наделена сказочная повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Краткое содержание этого произведения изложено в статье.

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

Об авторе

Гофман родился в 1776 году. С ранних лет демонстрировал способности к рисованию и музыке. Все же, не без влияния родственников, выбрал профессию юриста.

В 1805 году окончил Кёнигсбергский университет, после чего приступил к государственной деятельности. В свободное время занимался рисованием и музыкой. Всяческие попытки писателя заработать на собственных произведениях приводили к бедствиям.

Лишь наследство, полученное в 1813 году, позволило ему хотя бы на время поправить материальное положение.

Гофману не было интересно в обществе филистеров, предпочитающих вести пустые разговоры за чашкой чая. Все чаще он удалялся в винный погреб, где порой проводил целую ночь. У писателя-романтика нервы были расстроены.

Литературные образы, которые он создавал, пугали иногда даже его самого. Одно из его произведений – «Эликсиры сатаны» – однажды свело с ума некоего студента.

По крайней мере, так утверждал один из литературоведов, изучавших творчество немецкого писателя.

«Крошка Цахес», краткое содержание которой представлено ниже, сказка вовсе не страшная. Ее читают с удовольствием и дети, и взрослые. Но есть в этом произведении подтекст, который непросто понять юному читателю.

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

«Крошка Цахес»: краткое содержание по главам

Произведение Гофмана к жанру сказки отнести довольно сложно. Читателям известны внешне неприятные персонажи, обладающие прекрасной душой. Такие герои в один прекрасный день обретают счастье. Достаточно вспомнить сказку «Аленький цветочек». Встречаются в русских и зарубежных сказках герои злые и непривлекательные. Но они непременно вызывают антипатию у окружающих.

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Крошки Цахес», конечно, не позволит в полной мере оценить сатирический талант автора. Но непременно вдохновит на прочтение оригинала. Ведь это необычная история о существе уродливом и внешне, и внутренне. При этом Цахес пользуется уважением окружающих. Краткое содержание «Крошки Цахес» изложено по следующему плану:

  • Упразднение магии.
  • Маленький уродец.
  • Бальтазар и Кандида.
  • Необыкновенная карьера Цахеса.

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

Упразднение магии

Действие происходит в небольшом государстве, которым ранее правил князь Деметрий. Он скончался, и на его место пришел Пафнутий. Очередной правитель не замедлил установить новые правила для жителей государства. Первое, что он сделал, упразднил магию. Единственной колдуньей, которой удалось остаться в княжестве, стала фея Розабельверде.

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

Маленький уродец

Розабельверде, как и полагается феям, делала исключительно добрые дела. Но не всегда ее магия приносила счастье. Однажды она встретила молодую крестьянку Лизу.

Девушка направлялась в неизвестном направлении с сыном по прозвищу Крошка Цахес. В кратком содержании не будет, конечно, красноречивого описания этого персонажа. Скажем лишь, что это было существо довольно уродливое.

Фея сжалилась над ним и расчесала его спутанные волосы волшебным гребнем.

Бальтазар и Кандида

В повествовании немалую роль играет Бальтазар. Это молодой студент, романтик, влюбленный в прекрасную девушку по имени Кандида. Бальтазар любит поэзию, одиночество. Он не прочь погрустить. Как и полагается романтику, не принимает участия в студенческих пирушках. Кандида же представляет собой противоположность Бальтазару. Девушка воплощает жизнь, радость.

Читайте также:  Краткое содержание премудрый пескарь салтыкова-щедрина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета

Необыкновенная карьера Цахеса

В чём же философичность сказки Гофмана? Краткое содержание «Крошки Цахеса» можно изложить следующим образом: человек, не обладающий ни красотой, ни умом, ни добротой, с помощью магии обрел уважение окружающих и положение в обществе. Быть может, колдовство в этом произведении символизирует деньги.

Фея, встретившая Цахеса, пожалела его. Она добавила в его спутанные пряди три волшебных волоска. С тех пор, где бы он не появлялся, он встречает восхищение и похвалу. Он появляется в доме профессора Моша Терпина – отца Кандиды – и мгновенно очаровывает девушку.

Теперь к его прозвищу добавляют в знак уважения «Циннобер». Его восхваляют, ему читают стихи. Если с Цахесом происходит неприятность, виновен кто-либо из окружающих. Что он представляет собой на самом деле, понимает только Бальтазар и его друг. На студентов магия не распространилась. Они видят, что окружающие восхищаются злобным и глупым карликом.

Проспер Альпанус

В следующей главе появляется доктор магических наук. Альпанус странствует инкогнито. Однако Бальтазар мгновенно признаёт в нем ученого мужа. Показать окружающим, кем в действительности является Циннобер, способен лишь маг. Но и ему это сделать не так просто.

Цахес становится своим человеком при дворе. Совсем скоро он будет обладателем безоговорочной власти. Затем погубит и Бальтазара, и Кандиду, и княжество. Так предсказывает Проспер Альпанус.

Три волоска

Как уже было сказано, именно в них и содержится колдовская сила. Стоит лишить волшебных волосков Циннобера, и им перестанут восхищаться. Но их недостаточно вырвать. Волоски следует немедленно сжечь. Бальтазару удаётся сделать это до того, как Терпин успевает устроить помолвку карлика со своей прекрасной дочерью.

На Цахеса обрушился народный гнев. Министр, а именно этого чина он достиг, оказался всего-навсего уродливым карликом. Ему ничего не оставалось, как бежать. Циннобер погиб, застрял в кувшине, в котором пытался спрятаться от преследователей. Таково краткое содержание «Крошки Цахес» — сказки, которую любят и дети, и взрослые.

Гофман чётко подметил, художественно завуалировал и передал множество типичных человеческих психотипов. И сегодня встречаются окруженные ложью и лестью Крошки Цахесы. Краткий пересказ не заменит прочтения литературного произведения. Стиль немецкого писателя довольно сложен, насыщен художественными средствами, архаизмами. Тем не менее повесть популярна и сегодня.

Символы в сказке Гофмана

Столь нелюбимый писателем обывательский образ мысли в сказочной повести символизирует Терпин. Противопоставлен этому образу мечтатель и романтик Бальтазар.

Студент ищет спасения от филистерского существования в искусстве, радостной гармонии человека и природы. И наконец, стоит сказать, о главном символе в книге немецкого писателя.

Волшебные волоски, которые ввели в заблуждение персонажей сказки, — власть, деньги.

В произведении Гофмана присутствуют нетипичные для сказки черты. Однако завершается оно, как и подобает произведению этого жанра. Добро восторжествовало. Цахес побежден. Отвратительный мир, в котором столь почитали Циннобера, может быть уничтожен лишь с помощью волшебства и действий романтиков-энтузиастов.

Источник: https://www.syl.ru/article/358153/gofman-kroshka-tsahes-kratkoe-soderjanie

Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман) | Литрекон

В западноевропейской литературной традиции сказкам отведено особое место. Братья Гримм, Шарль Перро, Ганс-Христиан Андерсон, Эрнст Гофман — на творениях этих писателей выросло ни одно поколение европейцев, а интерес к ним не угас и по сей день из-за их языковой выразительности и актуальности проблем, которые они поднимают.

Эрнст Гофман создал такие любимые и детьми и взрослыми сказки, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и, конечно же, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», который даже изучается в университетах, как образчик европейской литературы первой половины девятнадцатого века.

Многомудрый Литрекон представляет анализ сказки по плану.

История создания

Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.

Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве.

Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества.

«Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.

Жанр и направление

В «Крошке Цахесе» явно прослеживаются черты романтизма. 

  • Романтическое двоемирие. Прежде всего, писатель противопоставляет своего возвышенного и высокоморального героя погрязшему в обыденности и бездуховности обществу. Однако в отличие от персонажей прочих романтических произведений, герой в итоге одерживает победу, хоть и весьма спорную. Писатель резко противопоставляет реальную несправедливую обыденность и мир сказки, в котором царит искренность и доброта. 
  • Романтический герой. Образ Бальтазара тоже типичен для романтизма: герой мечтателен, горд, отвергнут и противопоставлен глупому обществу.

Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.

Суть: о чём сказка?

Однажды добрая фея Розабельверде встречает на дороге нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах окружающих прекрасным и талантливым.

Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.

Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером.

Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.

К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.

Магия Розабельверде заключалась в трёх золотых волосках на голове Цахеса. Герои вырывают их и сжигают, после чего морок рассеивается. Горожане обрушивают на уродливого карлика свой гнев, он пытается спрятаться в кувшине, где и погибает. Из жалости Розабельверде возвращает мёртвому Цахесу красивую внешность.

Повествование заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды, которые обретают счастье в семейной жизни простых бюргеров.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон представляет характеристику главных героев книги в формате таблицы. Если ее стоит дополнить, обратитесь к нему в х.

Образ Крошки Цахеса несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазара молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
Кандида Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.

Темы

Тематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Расскажите о ней Литрекону в х.

  1. Любовь – любовь Бальтазара к Кандиде полна нежности и искренности. Ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от мерзкого карлика, герой вступает в схватку не только с Циннобером, но и всем обществом. При этом Гофман показывает, что сама Кандида по уровню развития находится на ступень ниже Бальтазара, ведь она почти мгновенно забывает о своей любви к студенту, поддавшись на обман уродца. Даже, казалось бы, счастливый финал показывает нам, как герои становятся на семейный путь обычных обывателей, в жизни которых не места волшебству и приключениям. У Гофмана любовь имеет двойственную природу и далеко не всегда становится благом для человека.
  2. Мистика – на протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.
  3. Отзывчивость. Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники.

Проблемы

Проблематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» не менее интересна и важна для понимания книги.

  1. Изъяны общества – герой Гофмана противостоит в большинстве своём невежественным бюргерам и бюрократам. Писатель, работая чиновником, мог самолично видеть самые неприглядные стороны немецкого общества: чинопочитание, культ богатства, невежество и карьеризм – всё это вызывало у него отвращение, и с этим он боролся в своём творчестве.
  2. Несправедливость – несправедливость, показанная в этой сказке, особенно ужасна тем, что обыватели даже не понимают, что происходящие события несправедливы. Они слишком погрязли в быте, работе и стремлению к богатству и не способны даже отличить правду от лжи.
  3. Тирания государства. События в книги разворачиваются в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои становятся жертвами травли со стороны людей только на том основании, что их дар вызвал зависть и страх тех, у кого нет ничего подобного.

Основная идея

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл.

Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Чему учит?

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

Критика

Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.

Читайте также:  Краткое содержание толстой акула за 2 минуты пересказ сюжета

По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kroshka-tsahes-po-prozvaniyu-tsinnober-e-gofman/

Анализ повести-сказки "Крошка Цахес по прозванию Циннобер"

Краткое содержание Гофман Крошка Цахес, по прозванию Циннобер за 2 минуты пересказ сюжета
Крошка Цахес по прозванию Циннобер

Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом добрых и злых сил, с испытаниями добра разнообразными препятствиями, со счастливым финалом. За этот финал Гофмана не раз упрекали, что, мол, он искусственный. Такое смешивание традиционных жанров и привело к возникновению нового, синтетического, жанра – повести-сказки (как еще говорят: новеллы-сказки) или, по выражению самого Гофмана, «сказки о реальном» или «сказки из новых времен». Как говорилось, синтез жанров романтики любили, следовательно, это пример конкретного воплощения черты романтизма в творчестве Гофмана.

Сюжет произведения сказочный и реальный одновременно. В маленьком княжестве Керепес, где когда-то правил князь Деметрий, все жители жили свободно и Счастливо. А поскольку феи и мать превыше всего ценят свободу, туда переселилось много волшебниц из сказочной соседней страны Джиннистан.

Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий начал управлять по настоящему и сразу же назначил на должность министра своего камердинера Андреса, который когда-то, когда Пафнутий забыл свой кошелек с деньгами в одной корчме за горами, занял ему шесть дукатов, чем избавил его от неприятностей.

Это один из примеров гофмановской иронии, граничащей с сатирой, — нечего и говорить,»хорошая» мотивация для назначения человека на высокую государственную должность.

Пафнутий захотел ввести в Керепеси образование (просвещение).

Эта формула тоже язвительно иронична, разве можно, скажем, ввести приказом счастья? Вот как «понимают» образование Андрес и Пафнутий: «Мы начнем образование, то есть…

вырубим окрестные леса, сделаем речку судоходной…» Конечно же, первое, что постоянно «мешает» образовании, то это окружающие леса, поэтому вырубай их — и проблемы будут решены.

Как видим, это ирония, неприкрытая насмешками романтиков над просветителями с их обещанием наступления «Царства разума».

Ведь такой перечень мероприятий, якобы нужных для введения образования, своей абсурдностью напоминает предписания, «как стать счастливым»: «Мы начнем счастья, то есть заставим всех: а) широко улыбаться; б) прятать слезы; в) всегда смотреть на всех бодро с блеском в глазах…

» А четкий список мер, необходимых для введения «образования», напоминает предписания врачей перед введением карантина. Такое «образование» в считанные дни засушила цветущий край, фей выслали в Джиннистан, и среди них осталась одна только Рожа-Гожа, которая и сыграла в произведении важную роль.

Главный герой произведения Цахес изображен, подчеркнуто гротескно: «Голова чудовища запала глубоко между плечами, на спине как тыква, вырос горб, а сразу от груди свисали ноги, тонкие, словно лещиновые палочки, и он весь напоминал двойную редьку».

Заметим, портрет-гротеск присущ литературе романтизма как таковой. Так, подобное описание внешности чудовища Квазимодо находим в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Уродство крошки Цахеса явно преувеличено, ведь гипербола (преувеличения) является неотъемлемой составляющей гротеска.

Уже опоминавшаяся фея Рожа-Гожа, пожалевшая мать чудовища, крестьянку Лизу, расчесала Цахесовы волосы, после чего с ним произошла коренная сказочная смена: оставаясь на самом деле уродливым, глупым и злым, он стал казаться окружающим милым красавцем, большим умником и воплощением доброты! Это пример любимой романтиками «поэтики контрастов». Цахесов секрет крылся в трех огнистых волосинках, которые фея тайно вплела ему в прическу. Впрочем, читатель узнает об этом значительно позже, почти в финале произведения, после того, как, используя силу трех волосинок, Цахес натворил много злых дел и едва не лишит жизни и не разобьет счастье многих энтузиастов. Кроме того, у него появляется еще и демоническая способность: все хорошее, что сделают другие, непременно приписывается ему, а все плохое, что сделает он сам, немедленно переадресовывается кому-то другому.

И все жители Керепеса, попадают под власть чар этого чудовища, который высасывает таланты других людей, как паук кровь пойманных в паутину мух, быстро делает головокружительную карьеру и становится советником министра иностранных дел, и даже министром! Сейчас его уже уважительно зовут Циннобером. Как говорилось, у Гофмана было острое сатирическое перо: если такую карьеру сделал такое чудовище, то где ж гарантия, что и на других высоких должностях не находятся подобные «цахесы»?

Чары Цахеса не действуют только на двух людей. Это студенты Керепеського университета: поэт Бальтазар и его друг Фабиан. Правда, впоследствии Фабиан начал подаваться власти трех волосинок.

Однако оказалось, что они не действуют также на «Винченцо Сбиоку, знаменитого на весь мир виртуозного скрипача», кроме того на референдария (помощника судьи) Пульхера и немногих других.

Возникает вопрос: почему чары Цахеса на одних персонажей действуют, а на других нет, и есть ли в этом какая-то закономерность?

Закономерность есть, и связана она с противостоянием в творчестве Гофмана уже упомянутых «двух миров»: с одной стороны — «мира энтузиастов» (художников, людей, для которых значимым, прежде всего, есть романтическая «жизнь духа»), а с другой — «мир обывателей» (ограниченных, самодовольных мещан, которых интересуют только большие деньги и высокие должности).

Так, профессор Мош Терпин мечтал фактически продать свою дочь, красавицу Кандиду, отдав ее замуж за чудовище Цахеса. Почему? Потому что Цахес делал блестящую карьеру, поэтому мог поспособствовать в карьерном росте и своему тестю.

Вот это противостояние художников и обывателей в повести-сказке персонифицированное (т. е. воплощенная в конкретных персонажах) — художник Бальтазар противостоит филистеру Цахесу.

Это противостояние является конкретным воплощением непринятия романтиками обыденности реальной жизни и восхваляя «жизнь духа».

А закономерность здесь такая: под влиянием чар чудовища Цахеса попадают ограниченные обыватели, а настоящей сущности видят только энтузиасты и еще удивляются, как это другие не видят этого уродства, считая его талантливым, красивым, аккуратным, к тому же приписывая ему чужие заслуги. Так, знаменитый скрипач Сбиока жалуется, что блестяще исполнил сложный концерт, а его лавры достались Цахесу.

Бальтазар, влюблен в очаровательную Кандиду, дочь профессора Моша Терпина, на пике своих чувств пишет и исполняет вдохновлённый стих о розе и соловье. Но его талант и успех немедленно присваивает себе Цахес, та еще Фабиан думает, что стих написал сам курдупель, но, мол, Бальтазар не хочет этого признать через ревности.

Сюжет произведения достигает кульминации тогда, когда Мош Терпин собирается отдать замуж дочь за Цахеса. Этого уже Бальтазар вытерпеть не может.

В Керепеси появляется добрый волшебник – Проспер Альпанус, благодаря которому все заканчивается сказочно счастливо: чары разрушены, настоящую внешность и сущность Цахеса разоблачают, и он с позором покидает страну, а Бальтазар и Кандида (как и подобает сказочным принцессе и принцу) поженились.

Отец Кандида, разочарованный ведь у Бальтазара мало денег. Однако на то она и сказка, чтобы все проблемы решались быстро и радикально. Маг Проспер Альпанус моментально превратил Бальтазара на богача.

Вот теперь все вопросы сняты, ибо Бальтазар стал богатым человеком! Теперь тесть искренне полюбил своего зятя! Однако награда энтузиасту Бальтазару чисто обывательская.

Насмешки писателя не спрятаны: так стоило ли поднимать всех на тяжелую борьбу против темных сил, рисковать в борьбе против Цахеса и всей государственной машины Ксрепеса (Бальтазара, Фабиана и Пульхера могли арестовать прямо на венчании, нрнгадаіімо: «Князь Барсануф перепугано кричит: — восстание, заговор, где охрана?! И прячется за камин…»).

Это еще одно проявление знаменитой иронии, которая возникала через осознание романтиков недосягаемости, несовершенства своего идеала. Так как говорил Гофман, наибольшее желание его героя «просто не совершится, так как, совершившись, оно погибнет».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-povesti-skazki-kroshka-tsakhes-po-prozvaniyu-tsinnober.html

Краткое содержание повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрии множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество.

Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своём отечестве просвещение.

Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу.

Такое просвещение в считанные дни засушило цветущий край, фей выслали в Джиннистан (они не слишком сопротивлялись), и остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.Эта-то добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу.

Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчёсывала его спутанные волосы… и, загадочно улыбаясь, исчезла. Стоило Лизе проснуться и снова тронуться в путь, ей встретился местный пастор.

Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, чем её уродец стал глянуться людям.Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюблённый в дочь своего профессора Моша Терпина — весёлую и прелестную Кандиду.

Мош Терпин одержим древнегерманским духом, как он его понимает: тяжеловесность в сочетании с пошлостью, ещё более невыносимой, чем мистический романтизм Бальтазара.

Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощённая жизнь и весёлость, и ей, с её юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.

Между тем в трогательный университетский заповедник, где типичные бурши, типичные просветители, типичные романтики и типичные патриоты олицетворяют болезни германского духа, вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделённый волшебным даром привлекать к себе людей. Затесавшись в дом Моша Терпина, он совершенно очаровывает и его, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер.

Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера; стоит ему мерзко замяукать или споткнуться — виновен непременно оказывается кто-то из других гостей. Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, и лишь два студента — Бальтазар и его друг Фабиан — видят все уродство и злобу карлика.

Меж тем ему удаётся занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.Случилось так, что в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус — маг, странствующий инкогнито.

Бальтазар сразу признал в нем мага, Фабиан же, испорченный просвещением, поначалу сомневался; однако Альпанус доказал своё могущество, показав друзьям Циннобера в магическом зеркале. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит.

Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своём покровительстве — тем более что волшебный гребень, которым она расчёсывала его кудри, Альпанус хитро разбил.

Читайте также:  Краткое содержание милый друг мопассана за 2 минуты пересказ сюжета

В том-то и дело, что после этих расчесываний в голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой.

Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был. Им играли, как мячом, его пинали ногами, его вышвырнули из дома, — в дикой злобе и ужасе бежал он в свой роскошный дворец, который подарил ему князь, но смятение в народе росло неостановимо. Все прослышали о превращении министра. Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти облик красавчика. Не забыла она и мать несчастного, старую крестьянку Лизу: на огороде у Лизы вырос такой чудный и сладкий лук, что её сделали личной поставщицей просвещённого двора.

А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо, как и надлежит жить поэту с красавицей, которых при самом начале жизни благословил маг Проспер Альпанус.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-9-klass/4816-kroshka-tsakhes-po-prozvaniyu-tsinnober-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz

“Крошка Цахес, по прозванию Циннобер” краткое содержание по главам новеллы Гофмана

Бедная, оборванная крестьянка, присевшая отдохнуть после сбора хвороста в лесу, сетует на несчастную жизнь. Она приходит в ужас от рожденного два с половиной года назад ребенка – прожорливого уродца, который до сих пор не научился говорить. Уставшая плакать женщина засыпает.

Проходящая мимо канонисса близлежащего приюта для благородных девиц – фрейлейн фон Розеншен , погоревав над крестьянкой, решает облегчить ее участь: она берет на колени маленького уродца и особым образом расчесывает ему волосы.

Проснувшаяся фрау Лиза обнаруживает, что ее сын умеет говорить и ходить. Деревенский пастор видит в крошке Цахеса прелестного ребенка и решает взять его к себе на воспитание. Фрау Лиза тщетно пытается убедить священника в том, что он имеет дело с маленьким уродцем.

Она с радостью оставляет ребенка пастору и идет дальше своим жизненным путем.

Фрейлен Розеншен – высокая, благородная девушка отличалась поистине неувядающей красотой, выращивала необычные тысячелепестковые розы и была окружена удивительными слухами: по мнению окружающих, она разговаривала с растениями и животными, умела заговаривать огонь и воду, а от ее чихания в деревне скисало молоко.

Местный барон Претекстатус фон Мондшейн вместе с жителями решил предать фрейлен Розеншен суду, но князь встал на сторону благородной дамы и приказал своим подданным думать о ней только хорошее. Загадка княжеского благоволения крылась в том, что девица фон Розеншен была никто иной, как знаменитой феей Розабельверде.

Когда-то давно вместе с другими феями она поселилась в крохотном живописном государстве, возглавляемом князем Деметрием. После смерти отца юный Пафнутий ввел в стране просвещение. По совету своего министра Андреса, он изгнал из княжества большинство фей, а оставшимся приказал незаметно жить среди людей.

Фея Розабельверде смогла подловить путешествующего по стране князя, запугать чудесами и получить разрешение жить так, как ей вздумается в приюте для благородных девиц.

Глава 2

Ученый Птоломей Филадельфус в письмах к своему другу Руфину рассказывает о неожиданной поломке кареты, приведшей его в большой город с высокими башнями, где он столкнулся с удивительным народом, одетым в длинные, широкие штаны и короткие курточки.

Молодые люди, назвавшие его филистером и пускавшие в лицо клубы дыма из трубок, оказались студентами университета Керепеса. Один из них – скромный, рассудительный и мечтательный Бальтазар по своему обыкновению пренебрегает фехтованием в пользу прогулки по лесу.

Весельчак Фабиан навязывает другу свою компанию.

В процессе разговора выясняется, что Бальтазар – поэт, влюбленный в дочку одного из самых популярных в университете преподавателей – профессора естественных наук Моша Терпина.

В лесу Фабиан останавливает несущуюся на него лошадь: молодому человеку кажется, что она потеряла седока. Крошка Цахес вываливается из седла. Бальтазар помогает ему надеть свалившиеся ботфорты.

Фабиан смеется над уродцем. Крошка Цахес вызывает его на дуэль. Фабиан устремляется в город, вслед за странным студентом, чтобы насладиться произведенной им потехой.

Бальтазар горюет о том, что Фабиану стало известно о его любви к Кандиде. В лесу он встречает профессора с дочерью. Мош Терпин приглашает Бальтазара на чашечку чая.

Глава 3

Фабиан видит, как вместе с диковинным малышом в город въезжает статный с виду всадник. Он расспрашивает людей около гостиницы “Крылатый конь” о маленьком уродце, но все, как один, заявляют, что видели двух прекрасных наездников.

Фабиан предупреждает Бальтазара о том, что его любовь к Кандиде не будет счастливой в силу различия их нравов: мечтательного – Бальтазара и веселого – Кандиды. Ночью студент пишет мистический рассказ о любви соловья к алой розе. Вечером нарядный Бальтазар принимает из руки Кандиды угощения. Мош Терпин представляет обществу нового студента – господина Циннобера.

Последний в разговоре с Бальтазаром отрицает свое падение с лошади и, когда студент случайно прикасается к его голове, начинает сильно кричать. Все решают, что пронзительное мяуканье издает Бальтазар. Юноша тщетно пытается оправдаться.

Кандида по совету отца утешает его.

Бальтазар предлагает уставшему от разговоров обществу послушать его стихи. Все хвалят божественное творение Циннобера. Кандида целует мерзкого карлика в синие губы.

Фабиан говорит другу, что тот несправедлив к господину Цинноберу. Общество приписывает заслуги Моша Терпина в постановке опытов маленькому уроду. Профессор поддается общему заблуждению и видит в Циннобере, стоящем рядом с принцем Грегором, особу королевских кровей. Крошка Цахес ведет Кандиду к столу.

Бальтазар убегает из дома Моша Терпина.

Глава 4

Бальтазар грустит в лесной глуши. Звуки рожка немного приободряют юношу. Он начинает понимать, что люди, видящие в Циннобере все самое лучшее, находятся под действием злых чар.

Они влияют и на самого Бальтазара, но только не в присутствии Кандиды.

Возвращаясь в Керепес, Бальтазар сталкивается на проезжей дороге с прославленным скрипачом-виртуозом Винченцо Сбьокка.

Музыкант рассказывает ему о конфузе, случившемся во время концерта, на котором присутствовал Циннобер.

Бежит из Керепеса и друг Бальтазара – рефендарий Пульхер, решивший покончить жизнь самоубийством из-за того, что потерял обещанное ему вакантное место тайного экспедитора в Министерстве Иностранных Дел.

Бальтазар предлагает Пульхеру объединиться против “ведьменыша”. Несостоявшийся референдарий сомневается в наличии волшебных чар в судьбе Циннобера: он думает, что последний купил себе должность. Идя на звуки стеклянной гармоники, друзья встречают одетого по-китайски человека, едущего в карете, напоминающей собой хрустальную раковину.

Бальтазар видит в незнакомце того, кто разрушит чары Циннобера.

Глава 5

Князь Барсануф завтракает у своего министра иностранных дел – потомка барона Претекстатуса фон Мондштейна, носящего такое же имя, где делает Циннобера своим тайным советником по особым делам.

Фабиан рассказывает Бальтазару о помолвке Циннобера и Кандиды. Волшебник, который должен разрушить чары маленького уродца, по мнению Фабиана, никто другой как доктор Проспер Альпанус – персонаж эксцентричный, но не более того.

Фабиан отводит друга в гости к чародею. Бальтазар видит в парке и доме Проспера Альпануса много чудес. Доктор показывает друзьям фолиант с альраунами и гномами, где они тщетно ищут изображение Циннобера.

В большом хрустальном зеркале Бальтазар видит Кандиду с уродливым карликом.

Проспер Альпанус предлагает молодому человеку поколотить соперника тростью и, когда Циннобер начинает корчиться от ударов, убеждается в том, что тот – обыкновенный человек. Фабиан называет волшебника фигляром.

В отместку Проспер Альпанус заколдовывает его фрак так, что рукава последнего все время становятся короче, а фалды – длиннее. Пульхер предупреждает Бальтазара о выписанном на его имя аресте.

Студент бежит в деревню Хох-Якобсхейм.

Глава 6

Кандида без памяти влюбляется в Циннобера. Пульхер с Адрианом следят за последним. Друзья скрываются в кустах, окружающих тайную полянку, расположенную в саду Циннобера, откуда видят как прекрасная женщина с крыльями пять минут расчесывает волосы малыша. Внутри шевелюры карлика молодые люди замечают необычную огненную прядь.

Пульхер с Адрианом пугают Циннобера своим внезапным появлением. Маленький уродец заболевает. Князь Барсануф направляет к нему своего лейб-медика.

Циннобер вскакивает с кровати, чтобы не допустить прикосновений врача к своей голове.

Князь Барсануф отправляет в отставку барона Претекстатуса фон Мондштейна. Циннобер становится министром и получает орден Зелено-пятнистого тигра, надеть который на него удается только после серьезных раздумий целой компании ученых мужей.

Фрейлейн фон Розеншен наносит визит Просперу Альпанусу. По фокусам с кофе и книгой герои понимают сущность друг друга. Фея хочет уйти. Волшебник не отпускает ее. Герои превращаются в насекомых, птиц и зверей, после чего каждый принимают свой истинный облик.

Из волос Розабельверде падает и разбивается о пол золотой гребень. Герои вновь становятся обычными бюргерами – канониссой и доктором. Проспер Альпанус рассказывает фее, как ему удалось избежать высылки из княжества во время насаждения Просвещения. Доктор оказывается тем самым человеком, который в свое время предупредил Розабельверде о происходящем.

Проспер Альпанус показывает фее гороскоп Бальтазара. Розабельверде признает свое поражение.

Глава 7

Пульхер присылает Бальтазару письмо, в котором рассказывает о том, что профессор Мош-Терпин благодаря протекции своего будущего зятя стал генерал-директором всех природных дел княжества.

Циннобер по-прежнему продолжает возвышаться, но иногда весьма потешно – к примеру, в зоологическом кабинете его как-то раз принимают за обезьяну.

Судя по встрепанной прическе маленького оборотня крылатая женщина перестала заниматься его волосами.

Скучающий по Кандиде Бальтазар приходит в отчаяние. Проспер Альпанус утешает студента, рассказывая ему о том, как крошка Цахес превратился в Циннобера. Волшебник дает Бальтазару зеркальце, с помощью которого тот сможет увидеть на голове карлика три огненных волоска. Доктор объявляет о своем отъезде в Индию и переписывает на имя Бальтазара свое чудесное имение.

Для Фабиана он оставляет черепаховую табакерку.

Глава 8

Бальтазар застает Фабиана бледным и больным, в окружении многочисленных фраков, из-за несовершенства которых последний перестал появляться в обществе, где прослыл тщеславным еретиком и смутьяном. Черепаховая табакерка разрушает чары Проспера Альпануса: у Фабиана появляется прекрасно сидящий на нем черный фрак.

Во время обручения Циннобера и Кандиды Бальтазар вырывает у оборотня три три огненных волоска. Оскорбленный в лучших чувствах князь Барсануф лишает Моша-Терпина должности генерал-директора. Профессор чуть не сходит с ума от расстройства.

Прежде чем лечь спать он дает разрешение на свадьбу Бальтазара и Кандиды.

Глава 9

Камердинер рассказывает егерю, тщетно прождавшему Циннобера около дома Моша-Терпина, о самостоятельном возвращении министра домой. Утром старая Лиза никак не может попасть к сыну. Все, кто видит министра Циннобера, смеются над ним, называя его “крошкой Цахесом”.

Возмущенная толпа штурмует дом. Когда народ расходится, камердинер извлекает мертвого Циннобера из стоящего рядом с туалетом серебряного сосуда. При появлении Розабельверде крошка Цахес вновь превращается в Циннобера.

Старая Лиза оплакивает сына.

Лейб-медик путано объясняет князю, что министр умер от остановки дыхания, но до этого его личность была уничтожена давлением ордена Зелено-пятнистого тигра.

Старая Лиза становится поставщиком лука к княжескому столу и избавляется от нужды. Барсануф устраивает пышные похороны Циннобера.

Глава последняя

Автор слезно умоляет читателя простить ему многоречивость. Он заканчивает свою историю рассказом о чудесной свадьбе Кандиды и Бальтазара, до которой профессор Мош-Терпин совершенно успокоился, взглянув на великолепное имение своего зятя.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kroshka-caxes-po-prozvaniyu-cinnober-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-novelly-gofmana.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector