Краткое содержание гоголь вечера на хуторе близ диканьки за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказчик собрал в этом произведении страшилки и истории на зимних посиделках в Диканьке.

Сорочинская ярмарка

Краткое содержание Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки за 2 минуты пересказ сюжета

После прибытия на место Черевик с Параской пришел на ярмарку и узнал, что торговцы боятся появления красной свитки. Черевик увидел, что его дочь находится в объятиях парубка, встреченного ранее. Молодой человек угостил его пивом и даже получил согласие на свадьбу. Однако мачеха не приняла его кандидатуру в качестве жениха.

Вечером появилась красная свитка. Ее историю поведал кум. Черта изгнали из ада за провинность. Он пропил красную свитку, и она передавалась из рук в руки. Свитка доставляла собственным хозяевам лишь несчастья. Последний владелец изрубил ее и раскидал части по округе. С того времени черт ходил на ярмарке и собирал эти куски.

Желая получить Параску, молодой человек использовал данную легенду. Его приятели испугали всех очень сильно, вставив в окна дома кума ужасные рыла свиней. Далее они подкинули Черевику часть красной свитки, сказали, что он и кум украли кобылу, связали их и закрыли в сарае. Из заточения их вызволил парубок. Благодаря этому спасению ему разрешили взять в жены Параску.

Вечер накануне Ивана Купала

Около века назад в Диканьке жил Корж. У него были сын Ивась, дочь Пидорка и работник Петрусь. Узнав, что между дочерью и работником существуют романтические отношения, отец прогнал Петруся, а девушку собрался отдать в жены за состоятельного ляха.

Оказать помощь Петрусю захотел Басаврюк. Он пообещал огромное вознаграждение за цветок папоротника. Работник сорвал папоротник, а Басаврюк привел его к ведьме. Она поворожила над цветком, и тот показал место, в котором находится клад. Чтобы достать сундук, необходима была невинная кровь. Петрусь помутился разумом и убил сына Коржа.

Придя в себя, Петрусь ничего не помнил. Он отдал золото Коржу. Состоялась свадьба. Петрусь постоянно старался вспомнить детали той ночи, поэтому скоро сошел с ума.

Молодая супруга обратилась к знахарке. Это была та самая ведьма. И Петрусь узнал ее. При появлении ведьмы молодой человек все вспомнил и кинул топор в нее. Ведьма обратилась в Ивася, который был залит кровью. Девушка в ужасе убежала на улицу. Когда она вошла обратно в дом, Петрусь превратился в пепел, а золото стало битыми черепками.

В скором времени девушка стала богомолкой. Басаврюка все стали сторониться.

Майская ночь, или Утопленница

Левко являлся сыном головы. Он полюбил Ганну, однако голова не хотел даже слышать о женитьбе. Молодой человек поведал Ганне о доме у пруда. Там в прошлом жил сотник, который имел дочь. Он был вдов и женился повторно.

Новая супруга невзлюбила его дочь и настояла на том, чтобы сотник прогнал дочь. Панночка утопилась в озере. Став утопленницей, девушка утащила новую жену отца на дно. Но той удалось избежать наказания.

Она тоже стала утопленницей.

Левко стало известно, что его возлюбленную хочет взять в жены его отец, который был вдов. Молодой человек принял решение отомстить. Он с приятелями преследовал и пугал голову, одевшись в черные тулупы, вывернутые наизнанку.

Когда Левко отдыхал у пруда, он увидел в заброшенном доме панночку. Девушка стала жаловаться на мачеху, не перестающую ее мучать. Поэтому умоляла его найти ту и пообещала вознаграждение.

Молодой человек быстро определил мачеху среди остальных утопленниц. Панночка вручила ему записку для головы. В ней какой-то поручик устанавливал запрет на женитьбу головы и вменял большое количество поручений. Левко отдал записку, и отец дал согласие на свадьбу сына.

Пропавшая грамота

Дед из Диканьки был отправлен к царице с грамотой. Грамота была зашита в шапку. Дед по пути загулял с запорожцем. Вечером тот рассказал, что продал свою душу черту. А сегодня ночью долг нужно будет отдать. Дед собирался оказать помощь запорожцу и не спать для этого ночью. Однако он все-таки уснул. Утром запорожец пропал, а вместе с ним кони, деньги и шапка с грамотой.

Шинкарь поведал ему, как найти черта. Дед поехал возвращать грамоту. Ночью он оказался в лесу у костра. Около костра он обнаружил страшные рожи. Дед поведал им, зачем явился, отдал последние деньги и оказался за столом с чертями и ведьмами.

Одна из ведьм предложила ему три раза сыграть в дурака. В случае выигрыша он получит шапку обратно. При проигрыше сгинет. Дед два раза проиграл. Потом скрытно перекрестил карты и одержал победу. Шапку он получил. Набравшись храбрости, он стал требовать назад коня. Однако конь был съеден чертями. Вместо своей лошади ему вручили дьявольского скакуна. Конь скакал над всеми пропастями.

Дед не удержался и упал. Пришел в себя он на крыше своего дома, а его супруга в этот момент спала сидя. Во время сна она подпрыгивала. Перед отправлением к царице дед не освятил свой дом. С той поры один раз в году его супруга плясала во время сна.

Ночь перед Рождеством

Рождественским вечером Вакула, который был кузнецом, явился к возлюбленной Оксане. Девушка обладала красотой, капризным характером и была дочерью состоятельного казака Чуба. Оксана заявила, что станет женой кузнеца только тогда, когда он достанет ей черевички, которые принадлежат царице.

Солоха была ведьмой и матерью Вакулы. У нее в гостях побывало сразу несколько гостей: черт, за ним голова, потом дьяк и Чуб. Все они были спрятаны хозяйкой от сына в мешки. Расстроенный кузнец взял эти мешки и отнес на улицу. Там он повстречал свою возлюбленную, которая повторила собственное условие.

Оставив мешки на улице, и взяв с собой самый маленький, в котором находился черт, кузнец пошел к колдуну Пацюку. Колдун сказал, что ему не надо помогать тому, у кого черт есть черт за спиной. Из мешка появился черт и пожелал заключить с кузнецом сделку. Но Вакула взял его за хвост, сел на него верхом и приказал доставить его к царице.

Оказавшись во дворце, Вакула удалось получить от царицы черевички. В это же время в селе появился слух о том, что кузнец покончил с собой, а молодые люди во время колядок обнаружили в мешках на улице уважаемых людей. Оксана провела всю ночь без сна и на утро поняла, что влюбилась в кузнеца. Вакула отдал ей черевички, но она и так уже была готова стать его женой.

Страшная месть

На свадьбе сына Горобца был приглашен Данил Бурульбаш с женой Катериной. Во время благословления молодоженов иконами в толпе гостей обнаружился колдун. Однако он испугался святого места и исчез. После свадьбы Данило проезжал мимо кладбища и видел там шатающиеся кресты и восставших мертвецов.

Дома он поругался с тестем. После этого его жене приснилось, что ее родитель является тем самым колдуном. Данило поехал к замку колдуна и в окно увидел собственного тестя, который занимался ворожбой. Колдун призвал душу жены Данилы и пытался заставить ее влюбиться в него. Но у него ничего не вышло.

Когда Данило вернулся домой, он рассказал об увиденном жене. Колдуна заковали в железные цепи. Он дал Катерине обещание начать новую жизнь, и девушка отпустила его. Данило погиб во время нападения на село ляхов. Колдун вновь призвал душу дочери в своем замке. Однако кнему пришел кто-то ужасный.

Катерина стала жить у Горобца. Однажды после пробуждения она обнаружила его мертвым, обезумела и стала всюду искать отца, собираясь его убить. Отец сам нашел ее, намереваясь взять ее с собой. Но девушка узнала колдуна, бросилась на него с ножом. Отец убил собственную дочь.

В это же время на вершине гор возник огромный всадник с младенцем. Колдун увидел в нем ужасного гостя, посетившего его в момент ворожбы. Это его испугало и он сделал попытку убежать. Однако в какую сторону бы он не направлялся, его дорога каждый раз приходила к горам. Тут всадник обратил собственный взор на колдуна и тот умер. Всадник бросил его тело в пропасть.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Этот рассказ был записан в тетрадь. Но жена рассказчика взяла из нее несколько листов. По этой причине окончание повести неизвестно.

Шпонька был робким и прилежным человеком. Спустя два года после кончины отца он отправился служить в пехоту и получил звание поручика. Мать его скончалась. И хозяйство вела тетка.

В результате тетка стала требовать по причине собственной старости и немощи, чтобы Иван сам управлял хозяйством. Шпонька получил отставку и направился в собственное имение. Во время дороги он познакомился со своим соседом Строченко.

Тетка вспомнила, что село подарил Шпоньке прежний хозяин. Поэтому она послала племянника забрать дарственную.

Строченко принял его в качестве дорого гостя. Однако, услышав про дарственную, внезапно изменился. Иван вернулся домой ни с чем. Тетка почувствовала досаду от такого поведения соседа и решила женить Ивана на сестре Строченко. Это очень смутило ее племянника. По этой причине ему стали являться кошмары. Тетка придумала иной план. Но на этом повесть заканчивается.

Заколдованное место

Когда Панько был ребенком, его отец отправился торговать табаком. Дома остались жена, три сына и дед. Вечером пришли старые друзья деда и организовали гулянку. Дед начал плясать. Но дойдя до грядки, остановился. Он ни единожды начинал плясать, но каждый раз танец прекращался на одном месте.

Оказавшись снова у грядки, вокруг деда возникло чистое поле. Пока он пытался оттуда выбраться, стемнело. Недалеко на могилке он увидел свет, подумал, что в этом месте находится клад. Поэтому пометил место, решив взять инструмент и вернуться сюда, когда будет светло.

Дед вернулся за кладом, искал, однако найти помеченную могилку у него не получилось. Поэтому домой он пришел ни с чем. На следующий вечер, перекапывая грядку, он оказался у могилки.

Он откопал котел. Тут же вокруг него появилась нечисть, стала запугивать, повторяла его слова и не позволяла взять найденное. Дед взял добычу и побежал. Дома, открыв котел, он обнаружил в нем мусор и другую гадость. Заколдованное место он обнес плетнем, и ходить туда с того времени считалось чем-то непотребным.

Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-vechera-na-xutore/

«Вечера на хуторе близ Диканьки» краткое содержание

Краткое содержание Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки за 2 минуты пересказ сюжета

«Вечера на хуторе близ Диканьки» сокращенно по главам изложено в этой статье.

«Сорочинская ярмарка» кратко

Поселянин Солопий Черевик с женой и красивой чернобровой дочкой Параской приезжает на ярмарку в местечко Сорочинец. В Параску влюбляется случайно увидевший её во время переезда через мост парубок (парень) Грицко.

На ярмарке он знакомится с Параской, которой и сам очень нравится. Угостив Солопия Черевика кружкой горилки, Грицко добивается от него согласия на свою свадьбу с Параской. Но выдать дочь за Грицко отказывается сварливая жена Черевика, Хивря.

Помочь опечаленному парубку берутся торгующие у него по дешёвке волов цыгане.

По ярмарке распространяется слух о заколдованной красной свитке (кафтане), якобы некогда принадлежавшей одному выгнанному из пекла чёрту. Пропившись, чёрт заложил свитку на год некоему жиду, а тот из корысти продал её до срока истечения заклада.

Свитка приносила несчастье всем своим новым владельцам, пока один из них не разрубил её на части и не разбросал вокруг Сорочинской ярмарки. Но с тех пор ежегодно на ярмарку в Сорочинцы является чёрт искать куски своей свитки.

Он нашёл уже их все, кроме левого рукава.

Историю о свитке рассказывает в доме Черевика его кум. В самый страшный момент рассказа за окном раздаётся хрюканье, оно открывается – и в комнату заглядывает страшная свиная рожа. Вся семья Черевика в страхе разбегается; из-под потолка падает попович, любовник Хиври, которого она перед неожиданным приходом мужа спешно спрятала на чердак.

Наутро насмерть перепуганный Черевик идёт на ярмарку продавать кобылу. На пути его останавливают сговорившиеся с Грицко цыгане.

Заняв Солопия разговором, они незаметно перерезают узду, уводят кобылу и привязывают вместо неё кусок красного рукава. Обернувшийся Солопий принимает рукав за чёртову свитку и бросается бежать.

Но его ловят парубки (друзья Грицко), говоря, что он – вор, который пытался украсть кобылу «у доброго человека Черевика», а теперь хочет скрыться.

Солопия связывают, но его освобождает от уз как будто невзначай подошедший Грицко. В обмен на избавление Черевик вторично даёт согласие выдать за Грицко Параску. На протесты Хиври теперь уже никто не обращает внимания. «Сорочинская ярмарка» Гоголя завершается картиной весёлого свадебного пира.

Читайте также:  Краткое содержание набоков король, дама, валет за 2 минуты пересказ сюжета

«Вечер накануне Ивана Купала» кратко

Бедняк Петрусь влюбляется в красавицу Пидорку, которую её отец, зажиточный Корж не желает отдавать за человека малоимущего. Узнав о несчастной любви Петруся, колдун Басаврюк предлагает пойти ему с ним в лес, где раз в году, вечером накануне Ивана Купала, расцветает папоротник. С помощью цветка папоротника Басаврюк сулит Петрусю найти зарытый в землю богатый клад.

Вечером накануне Ивана Купала оба они идут в лесную чащу, и Петрусь, превозмогая страх от ужасных видений, срывает заветный цветок.

Появляется ведьма, которая ставит ещё одно условие получения клада: Петрусь должен отрубить голову приведённому в лес малолетнему брату Пидорки, Ивасю.

Петрусь сначала отказывается, но из страха, что Пидорка никогда не будет принадлежать ему, всё же убивает ребёнка. Загубив Ивася, он с помутившимся умом бежит из леса и впадает дома в двухдневный сон.

После пробуждения Петрусь не помнит ничего из происшедшего вечером накануне Ивана Купала. Он не может понять, откуда взялись в его бедной хате два мешка золота. Корж, узнав, что Петрусь вдруг разбогател, отдаёт за него Пидорку. После свадьбы молодой муж погружается в тоску: он всё хочет вспомнить что-то важное, но безуспешно.

Пытаясь вылечить супруга, Пидорка приводит колдунью из Медвежьего оврага. Увидев её на пороге, Петрусь узнаёт ей, кричит: «Вспомнил!» – и запускает в ведьму топором.

Появляется окровавленное привидение Ивася, от которого исходит красный свет.

Когда соседи выбивают захлопнувшуюся дверь хаты Петруся, то находят там вместо него лишь кучу пепла, а вместо двух мешков бесовских денег – битые черепки.

«Майская ночь, или Утопленница» кратко

Молодой казак Лёвко влюблён в сельскую красавицу Ганну. Но их свадьбе мешает отец Лёвко, деревенский староста (голова), который сам питает к Ганне нежные чувства. Случайно узнав об этом, Лёвко подговаривает друзей на устроенной в майскую ночь гулянке побесить отца. Весёлые происшествия этой майской ночи Гоголь описывает с искрометным юмором.

Утомившись на гулянке, Лёвко подходит к деревенскому пруду, в котором некогда утопилась дочь местного сотника, притесняемая жестокой мачехой.

Как говорят, позже эта панночка утащила под воду и саму мачеху, однако она не может отличить её от других своих подруг-утопленниц, чтобы бить тростниковой плёткой.

Задремав возле пруда, Лёвко видит во сне утонувшую панночку со спутницами и указывает ей среди них мачеху. В благодарность панночка даёт Лёвко записку для передачи отцу и говорит, что это поможет ему в любви к Ганне.

Проснувшись, Лёвко видит, что записка панночки осталась у него в руке. Она написана почерком начальника его отца, уездного комиссара, и содержит в себе приказ поженить Ганну и Лёвко. Лёвко отдаёт записку отцу, и тот спешит выполнить данное в ней распоряжение.

«Пропавшая грамота» кратко

Фома Григорьевич, церковный дьяк из Диканьки рассказывает, как его дед-казак в молодости возил грамоту к самой царице от гетмана. По пути в столицу дед знакомится с запорожцем, продавшим душу чёрту. На следующую ночь, во время сна казаков, нечистая сила уносит запорожца в ад, прихватив с ним коня деда Фомы Григорьевича и его шапку, где зашита грамота.

По данному ему совету, дед на следующую ночь идёт в тёмный лес, к реке, где черти за пригоршню золота помогают ему попасть в пекло, на бал ведьм и дьяволов. Дед просит там вернуть пропавшую грамоту.

Одна из ведьм в ответ предлагает ему три раза сыграть с ней в карты, в «дурака». Если казак выиграет хоть раз, то получит грамоту назад; если нет – потеряет жизнь. Дед проигрывает два раза, но на третий крестит карты – и остаётся в выигрыше.

Он выезжает из ада с пропавшей грамотой на дьявольском коне и потом благополучно доставляет её царице.

«Ночь перед Рождеством» кратко

Вакула, простодушный кузнец из Диканьки, безнадёжно влюблён в Оксану, дочь казака Чуба.

На колядках молодёжи в ночь перед Рождеством Оксана в шутку обещает выйти за Вакулу замуж, если он достанет ей черевички (сапожки), которые носит сама царица.

Думая, что ему никогда не исполнить этой просьбы, Вакула с горя хочет утопиться. Но в руки силача-кузнеца неожиданно попадает чёрт, пришедший за любовными ласками к его матери, диканьской ведьме Солохе.

Угрозой перекрестить Вакула заставляет, чтобы чёрт нёс его на себе по воздуху в Петербург. Там кузнец затёсывается в депутацию запорожцев и на приёме у Екатерины II выпрашивает черевички. Возвратившись в Диканьку верхом на чёрте, Вакула женится на Оксане.

«Страшная месть» кратко

В Киеве люди видят страшного урода-колдуна. Его появление всегда предвещает несчастье. Страшные предзнаменования тревожат и живущего близ Киева казацкого атамана Данилу Бурульбаша: в мрачном, заброшенном замке рядом с его хутором мертвецы встают из могил.

Даниле не нравится гостящий у него отец его жены Катерины. Этот приехавший из чужих земель мрачный, злобный старик повадками напоминает не казака, а нехристя. Однажды ночью Бурульбаш случайно видит, как его тесть плывёт в тот самый пустующий замок и колдует там.

Презирая всякий людской закон, проклятый чародей хочет, чтобы его дочь Катерина стала и его женой.

Данила хватает тестя, запирает его в подвал и собирается казнить. Однако накануне казни Катерина, сжалившись над мольбами отца, тайно освобождает его. На хутор Бурульбаша вскоре нападают поляки.

Данило храбро сражается с ними, но неожиданно появившийся средь битвы тесть убивает его выстрелом из мушкета. Колдун продолжает являться Катерине во снах и уговаривать, чтобы она вышла за него.

Не добившись цели, он убивает младенца-сына Катерины – собственного внука.

Но уже близка страшная месть извергу. Гоголь рассказывает, что этот колдун – последний в роду таких же беззаконников, чей дальний предок предательски убил своего лучшего друга вместе с мальчиком-сыном.

Этого убитого друга Бог теперь поднимает на Карпатские горы в виде витязя огромного роста. Колдун пробует спастись от расплаты, однако конь сам несёт его к мстителю. Витязь бросает колдуна в глубокую пропасть.

Его труп сбегаются грызть поднявшиеся из могил злодеи-родственники.

«Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка» кратко

Мелкопоместный дворянин Иван Федорович Шпонька выходит в отставку с армейской службы и возвращается в своё имение. Им управляет его энергичная, хозяйственная тетушка Василиса Кашпоровна. В пользу Шпоньки имеется завещание на смежный с его землями луг размером десятин в двадцать.

Но эта бумага находится у его соседа, помещика Сторченко, который не хочет её отдавать. Оборотистая тетушка составляет план женить Ивана Федоровича на одной из сестёр Сторченко и везёт племянника к ним в гости.

Узнав о планах Василисы Кашпоровны, робкий, застенчивый Шпонька приходит в такое волнение, что начинает видеть во снах жён с гусиными лицами.

Здесь эта повесть Гоголя обрывается. Рассказ о Шпоньке и его тетушке сильно выделяется среди прочих частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Он не имеет сказочного, фантастического сюжета, а представляет собой чисто бытовую зарисовку.

Именно этим определяется важность повести о Шпоньке в творчестве Гоголя: она знаменует собой переход писателя от его молодых романтических увлечений к реализму зрелого периода.

«Заколдованное место» кратко

Старый казак принимает давнишних друзей на огороде, где выращивает арбузы и дыни.

На радостях он пускается в пляс, но замечает, что на одном из мест огуречной грядки ноги перестают повиноваться ему.

Так повторяется несколько раз, а потом казак неожиданно переносится с этого места на окраину села и видит там огоньки, загорающиеся на могиле. По примете, на такой могиле должен быть закопан клад.

На следующий день казак вновь переносится к могиле с заколдованного места на огороде, прихватив заступ и лопату. Среди страшных видений он начинает копать и находит большой котёл, с которым бежит домой. Однако дома оказывается, что нечистая сила посмеялась над ним: в котле оказывается лишь сор и дрязг.

Источник: https://ktoikak.com/vechera-na-hutore-bliz-dikanki-kratkoe-soderzhanie/

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои Кратко, о чём?
Гоголь Николай 1831-1832 повесть Солопий Черевик – мужик, Хивря – жена, Параска –  дочь, Грицько – ее жених.

  • Корж – богатый мужик, Пидорка – дочь, Петрусь – ее возлюбленный, Басаврюк – нечистая сила.
  • Левко – казак, Ганна – его девушка, сельский голова – его отец.
  • Дед – житель Диканьки, запорожец, шинкарь.
  • Вакула – кузнец, Оксана – его невеста, Солоха – его мать,
  • ведьма,
  • черт – ее возлюбленный.
  • Горобец – есаул, Данило – его названный брат, Катерина – жена Данилы.
  • Иван Федорович Шпонька – военный, его тетушка,
  • Григорий Строченко – богатый человек.
  • Дед собирателя историй Рудыя Панько
О борьбе человека с нечистой силой и его победах повествует краткое содержание рассказов для читательского дневника

Сорочинская ярмарка

Мужик с дочерью и женой поехали на ярмарку. К ним присоединяется Грицько. Он ругается с мачехой девушки. На ярмарке все напуганы красной свиткой. За пивом парубок договаривается с Солопием о свадьбе с его дочерью. Они узнают, что когда-то черт потерял свою красную свитку. Парень пустил в ход эту легенду. Спасает будущего тестя от мнимых обвинений и получает в жены Параску.

Вечер накануне Ивана Купала

Корж выгоняет Петруся из-за любви к Пидорке. Парню помогает Басаврюк. За сорванный парубком цветок папоротника предлагает много золота. Но для владения кладом Петрусь убивает маленького брата Пидорки. Корж соглашается на свадьбу дочери с богатым работником.

Петрусь не может ничего вспомнить, заболевает. Жена приводит в дом знахарку, в ней муж узнает ведьму, кидает в нее топор. Она превращается в окровавленного мальчика.  Пидорка находит вместо мужа пепел. Золото стало осколками. Девушка становится монашкой. Басаврюка теперь все сторонятся.

Майская ночь, или Утопленница

Левко любит Ганну. Сельский голова не хочет свадьбы сына. Парень рассказывает своей девушке историю о дочери сотника. Мачеха ненавидела падчерицу, выгнала на улицу. Падчерица утопилась и утащила за собой мачеху, которая приняла вид утопленницы.

Левко узнает, что его отец рад жениться на Ганне, и мстит ему. Оказавшийся в полусонном состоянии возле странного дома, парень видит панночку. Он исполняет ее просьбу, находит мачеху между утопленницами. За это получает награду. Проснувшись, обнаруживает грамоту для отца от поручика, который запрещает голове жениться.  Голова благословляет сына и Ганну.

Пропавшая грамота

Дед по поручению гетмана отправляется с посланием в царский дворец. Записку зашивает в шапке.  Встречается с запорожцем, пьет с ним. Новый знакомый говорит, что заложил душу дьяволу. Поздней ночью сатана должен прийти за долгом. Когда дед проснулся, увидел, что запорожец все у него украл и исчез.

По совету шинкаря он отправляется искать черта. Оказывается среди ведьм, играет с ними в карты. Перекрестившись тайком, выигрывает. Ему возвращают шапку и дают скакуна. Дед не удерживается на коне, падает на крышу своего дома. Он не освятил избу и отправился к царице. Теперь его жена каждый год в это время танцует.

Ночь перед Рождеством

Накануне Рождества Оксана заявила жениху, что ей нужны черевички, как у царицы.Тогда она станет его женой. Солоха принимает одного за другим гостей. Среди них черт, голова, дьяк, Чуб.

Прячет их с мешки, чтобы сын не увидел. Вакула решает вынести их, но встречает Оксану. Прихватив только легкую поклажу, идет к  Пацюку за советом. Черт вырывается на свободу.

После борьбы парубок на нечистой силе летит к царице.

Оксана хочет стать женой кузнеца и без царского подарка. В селе говорят, что ее жених утопился. Однако он возвращается с черевичками.  Вакула и Оксана поженились.

Страшная месть

Горобец женит сына и приглашает Данилу с женой. Во время благословения молодых проявляется колдун. Он испугался икон и исчез. Данило в замке видит колдуна. Дома ссорится с тестем.

  Во сне Катерина понимает, что ее отец и есть колдун.  Парень подглядывает, как тесть зовет душу дочери. Зять заковывает его в цепи. Катерина прощает отца. На село нападают ляхи и убивают Данилу.

Его жену забирает с собой Горобец.

Однажды она находит есаула мертвым, сходит с ума, пытается найти отца. Колдун находит ее сам, защищается и убивает дочь. На вершинах гор появляется огромный всадник.  В нем оцет девушки узнает того, кого вызывал. Существо закалывает колдуна и отдает голодным мертвецам. Заканчивается произведение песней – трагической историей двух братьев.

Читайте также:  Краткое содержание короленко дети подземелья за 2 минуты пересказ сюжета

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван – робкий поручик пехотного полка. Родители его умерли, с хозяйством помогает тетушка. Когда она заболевает, Шпонька входит в отставку и по дороге в имение знакомится с Григорием, который владеет селом Хортыше. Родственница Ивана вспоминает, что когда-то село было подарено племяннику. Она хочет, чтобы Шпонька забрал дарственную. Строченко ничего слышать не хочет.

Тетушка придумала женить Шпонька на сестре Строченко. Ивану снится страшный сон, в котором у него много жен. Что случилось дальше, читатель не узнает. Жена Панько, собирателя этих историй, утащила несколько листов.

Заколдованное место

Когда Панько был маленьким, его отец оставил жену с детьми и дедом дома. А сам уехал на базар. Пришли друзья старика. Они выпили и стали плясать.

Танцуя, дед доходил до одной грядки несколько раз и останавливался. Неожиданно оказался за селом возле кладбища. Наступила ночь. На могиле заметил огонек и решил, что здесь зарыт клад.

Днем возвращается с лопатой, но найти отмеченное место не смог.

Вечером копал у заколдованной грядки, ударил по тому месту и снова возник на могиле с кладом. Старик едва справился он с нечистью, отобрал котелок и убежал. Дома посмотрел, а вместо клада – мусор да грязь. Заколдованное место обнес забором.

Вывод (мое мнение)

В повестях переплетаются радость и горе, жизнь и смерть. В каждой из них видна борьба добра и зла, христианства и нечистой силы. Это произведения о людях, их характерах, жизненных ситуациях.

Источник: https://logoprav.ru/literatura/vechera-na-hutore-dnevnik

Кратчайшее содержание произведения «Вечера на Хуторе близ Диканьки» для читательского дневника (Н. В. Гоголь) | Литерагуру

Это первая и, пожалуй, самая известная книга Гоголя. Состоит из 8 рассказов, собранных в два тома. Первый был опубликован в 1831 году, второй – в 1832.

Эти истории, формирующие сюжет, собирает и записывает гостеприимный пасечник Рудый Панько, устраивающий лучшие посиделки на хуторе, чтобы «повеселить и напугать народ».

В данной работе вы узнаете только основные события из книги, так как перед вами очень краткое содержание для читательского дневника. Приятного чтения!

(512 слов) Начинается все с «Сорочинской ярмарки», где все в страхе ждут красную свитку. Рассказывают, что однажды черт промотал в шинке все свое достояние и заложил красную свитку свою, обещая вернуться за ней. Но жадный шинкарь сбыл с рук чертову свитку, и с тех пор переходит она из рук в руки и счастья никому не приносит. А черт каждый год рыщет на ярмарке.

Следующая история происходит «Вечером накануне Ивана Купала». Дьявол в людском обличье Басаврюк помогает работнику Петрусю достать деньги на свадьбу. Для этого парубок находит цветок папоротника и убивает маленького брата своей возлюбленной Ивася, а затем забывает все, что сделал. Вспомнив, герой убивает ведьму, помогавшую Басаврюку, а сам оборачивается горсткой пепла.

Ещё одна история любви с вмешательством нечистой силы, только на этот раз – добрая, называется «Майская ночь, или Утопленница». В ней молодой казак Левко влюблен в прелестницу Ганну, но его отец сам намеревается свататься к ней. С помощью панночки-утопленницы, которой Левко помогает найти её злую мачеху, он достает записку для отца от поручика, запрещающую тому жениться.

Следующий рассказ о «Пропавшей грамоте», где старик поехал с грамотой к царице. Чтобы не потерять, он зашивает грамоту в шапке, но её ворует черт. В поисках черта дед оказывается в чаще возле костра в компании нечисти.

Они предлагают ему сыграть в дурня на украденную бесом вещь. Путник выигрывает, получает шапку, и, набравшись наглости, требует у игроков своего коня.

Скакуна ему подсовывают дьявольского, дед не справился с управлением, поранился и пришел в себя на крыше своей хаты.

Второй том начинается с рассказа «Ночь перед Рождеством». Своенравная прелестница Оксана говорит, что выйдет за кузнеца Вакулу, только если тот принесет ей черевички самой царицы. Оседлав черта, в рождественскую ночь, мужчина летит в Петербург и получает от Екатерины Второй черевички. А Оксана, думая, что Вакула сгинул, влюбляется в него без всякой обуви.

В истории о «Страшной мести» повествуется о молодых супругах Даниле и Катерине. Однажды Данило выясняет, отец жены – колдун, который живет в страшном замке. В борьбе с ляхами молодой супруг погибает.

А Катерине все снятся страшные сны с волшебником. Как-то раз он сам является к ней, женщина бросается на родителя с ножом и тот убивает её.

Тогда на вершинах Карпат появляется исполинский наездник с младенцем на руках, который низвергает колдуна в пропасть.

Рассказ об Иване Фёдоровиче Шпоньке и его тетушке рассказчик-пасечник записал в тетрадку, но жена его некоторые листы растаскала. Нам известно только то, что Иван Фёдорович с детства был робким и прилежным. Хозяйством его после смерти матушки стала заниматься тетушка.

Однажды он знакомится с соседом Строченко. А его тетушка вспоминает, что имение соседское было подарено Шпонькам предыдущим владельцем. Иван Федорович отправляется к Строченко за дарственной, но возвращается ни с чем.

Тогда его тетушка придумывает замысел, как бы вернуть имение, но об этом читателю знать не суждено.

Завершает серию рассказов история о «Заколдованном месте». Она приключилась с самим Рудым Панько в далеком детстве. Дед его во время пляски останавливался все время на одном месте. После, подойдя к нему, дед очутился в поле, где нашел могилку с кладом. Выкопал его, и тут же появились черти, не давая старику забрать котел с богатством. Насилу убежал дед, а в котле оказался лишь мусор.

Все истории, поведанные нам добрым пасечником, объединены тематикой быта Малороссийской глубинки и характерным для нее фольклором.

Анастасия Макарина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-proizvedeniya-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-dlya-chitatelskogo-dnevnika-n-v-gogol/

Вечера на хуторе близ Диканьки — краткое содержание

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

   Действие происходит на ярмарке в местечке Сорочинец. На нее собираются жители окрестных деревень. На ярмарку приезжают Солопий Черевик с дочкой Параской. На ярмарке к ней сватается парубок, Черевик дает согласие, но его супруга выступила против такого поспешного решения.

На ярмарке замечают красную свитку-символ проклятия. По легенде каждый год черт в свином обличии ищет свитку на ярмарке. Такую историю стал рассказывать Черевик своим гостям, как неожиданно в доме разбилась оконная рама и появилась рожа свиньи.

Все перемешалось в доме, гости разбежались.

Вечер накануне ивана купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

   Красавицу дочь козака Коржа полюбил парубок Петрусь. Но Корж прогнал его. А дочку было решено выдать за богатого ляха. Петрусь в шинке знакомится с Басаврюком. Как оказалось, он превращался в человека, чтобы с помощью молодых людей отрывать клады.

Петрусь не зная, соглашается помочь ему найти цветок папоротника в ночь на Иван Купала. В итоге Петрусь сталкивается в лесу со всякой нечистью и ведьмами. После этого он начинает сходить с ума. Люди, однажды прибежавшие в дом к Петрусю, обнаруживают лишь пепел вместо него.

В ней местный комиссар приказывает дать согласие на женитьбу Левка на Ганне.

Майская ночь, или утопленница

   Повествование ведется о двух влюбленных – Ганне и Левке. Против женитьбы выступает его отец. Левко рассказывает девушке историю о панночке, которую не взлюбила мачеха-ведьма. Панночка бросилась в воду и стала главной над утопленницами. Левко прощается с Ганной.

Через некоторое время в темноте он слышит разговор его возлюбленной с мужчиной, который ругает Левка. Незнакомцев оказывается его отец. Левко с парубками решает проучить его. В дом к голове влетает камень. Вместо зачинщика поймали по ошибке Каленика. А герой отправляется к дому панночки, поет песню и соглашается сыграть в игру.

Он безошибочно отличает ведьму среди утопленниц. В награду от панночки получает записку, адресованную отцу-голове.

Ночь перед рождеством

   Ночь перед рождеством традиционное время для колядок. Все молодые парни и девушки выходят на улицы. Кузнец Вакула влюблен в дочь козака Чуба, который достаточно богат. Черт, который ненавидит кузнеца, ворует луну в надежде, что тот по темноте не пойдет к Оксане.

Вакула, все таки отправляется в дом к Чубу, где красавица Оксана насмехается над ним. Заявляет, что станет женой кузнеца, если тот принесет ей черевички как у царицы. Случай помогает Вакуле. Ему удается поймать черта. Он приказывает ему везти в Петербург за черевичками. Кузнецу удается добиться приема у царицы, она дарит ему заветные башмачки.

Возвращению Вакулы радуется вся деревня, он играет свадьбу с Оксаной.

Страшная месть

   На свадьбе сына есаула Горобца собралось много гостей. Среди них Данило Бурульбаш с женой Катериною и маленьким сыном. В разгар свадьбы Горобец вынес две иконы для благословения молодых. В этот момент в толпе показался колдун, но сразу исчез, испугавшись икон. На следующий день, когда герои вернулись домой, Катерина рассказывает мужу о своем сне, будто колдуном был ее отец..

Данило решает проверить тестя и следит за ним в его доме. Опасения подтверждаются, колдуна заковывают в цепи в подвале, а Катерина отрекается от него. Но пожалев, отпускает его. Колдуну помогают ляхи, они жгут окрестности, в битве убит Данило. Затем колдун, придя к Катерине в другом обличии, убивает ее. Колдун отправляется после этого в Карпаты, но и сам по дороге принимает смерть.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

   Иван Федорович Шпонька, служивший в пехотном полку получает известие от тетушки, что та уже не в состоянии следить за поместьем. Герой получает отставку и отправляется в Гадяч. По дороге в трактире герой знакомится с Григорием Сторченко. Тетушка, встреча с которой, оказалась очень теплой, отправляет Ивана Федоровича за дарственной в Хортынь.

Там он снова встречает своего знакомого Сторченко, у которого и должен быть документ на поместье. Сторченко пытается уверить Шпоньку что никакой дарственной не было. Хлебосольный хозяин пытается увести разговор на другие темы, знакомит Ивана Федоровича с барышнями-сестрами. Вернувшись к тетушке, Шпонька рассказывает ей об изворотливом Сторченко. Родственники решают ехать к нему вместе.

На этом повествование завершается.

Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

   Действие происходит в деревушке. Глава семейства уехал торговать, дома остались жена, малолетние сыновья и дед. Вечером к дому подъехали чумаки, стародавние знакомые деда. Началось застолье. Дед пошел в пляс. Но вдруг, дойдя до определенного места, остановился и не смог сдвинуть ног.

Стал оглядываться — не смог узнать где он, все казалось незнакомым. Дед определил в темноте тропинку, вдруг увидел огонек. Подумал что это клад, и решил оставить на этом месте заметку в виде сломанной ветки.

На следующий день дед пошел искать то место, но хлынул дождь, и ему пришлось вернуться домой. На следующий день дед обнаружил то место и принялся его копать. Вдруг одолела вокруг нечистая сила, послышались голоса, над головой нависла гора. С выкопанным котлом дед бросился бежать.

Но в нем кроме мусора ничего не оказалось. Дед решил, что то место заколдовано и больше туда не ходил.

Источник: http://szhato.ru/gogol/61-vechera-na-hutore-bliz-dikanki.html

Краткое содержание цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Первая часть Вечеров (включающая Сорочинскую ярмарку, Ночь под Ивана Купала, Майскую ночь и Пропавшую грамоту ) вместе с двумя из четырех повестей второй части ( Ночь перед Рождеством и Заколдованное место ) – это ранний Гоголь. Они гораздо проще, гораздо менее сложны и напряжены, чем то, что он писал потом. Веселость их, прежде всего привлекшая читателей, проста и беспримесна.

Любовные истории там несколько по-юношески оперные, но свободные от усложненности. Дьявольщина – веселая и беспечная.

Картина Украины, конечно, совершенно

фантастична, но так привлекательна, так прелестно романтична и так ошеломляюще-смешна, что даже сами украинцы не заметили (или заметили много позже) всех нелепостей и полного пренебрежения к реальности (и незнания ее), проявившихся здесь. Предисловия к каждому из двух томов, вложенные в уста мнимого рассказчика, пасечника Рудого Панько, уже шедевр гоголевского искусства имитации. Сами рассказы своим юмором обязаны постоянным персонажам украинского кукольного театра, а привидениями и любовными историями – сочинениям романтиков, главным образом немецких.

Гоголь присутствует в смешении этих двух элементов, в словесной энергии стиля, в живой убедительности зачастую фантастических диалогов своих комических персонажей и в только ему свойственной физической заразительности смеха.

Читайте также:  Краткое содержание гаршин то, чего не было за 2 минуты пересказ сюжета

Из оставшихся двух рассказов второй части Вечеров, Страшная месть – создание чистейшего романтического воображения. Сильно отдающая западным романтизмом, полная воспоминаний о казацких песнях, Страшная месть в известном смысле шедевр. Это самый большой прорыв Гоголя к чисто орнаментальной прозе. Великолепное ритмическое движение выдержано без перерыва, без перебоя от начала до конца.

История эта так страшна, что мурашки бегут по коже; при первом чтении она производит почти невыносимое впечатление. Она одна из очень немногих, где юмор отсутствует совершенно.

Из рассказов, вошедших в Миргород, романтический элемент наличествует в Тарасе Бульбе и Вие. Тарас – историческое повествование о казацкой Украине. Хотя он и внушен романами Вальтера Скотта, он очень на них непохож.

Он совершенно свободен от забот об исторической точности, но тем не менее исполнен казацкого военного духа и отголосками их поэзии. И почти так же полон он, в своих военных сценах, реминисценциями из Илиады.

Он занимает в русской литературе единственное, только ему принадлежащее место – у него нет ни подражателей, ни продолжателей (кроме, пожалуй, нашего современника Бабеля в его рассказах о Красной армии).

Он героичен, нескрываемо, откровенно героичен, но (и эти элементы нераздельно переплетены) также и реалистичен, и грубо юмористичен.

Возможно, это единственное русское художественное произведение, которое по своей многосторонности заслуживает названия шекспировского.

Вий тоже изумительная смесь романтической сверхъестественности с крепким реалистическим юмором.

Конструкция этого рассказа, отсутствие в нем сомнительной риторики и, главное, абсолютное слияние таких противоречивых элементов, как ужас и юмор, делают Вия одной из полнейших и роскошнейших гоголевских вещей.

Гоголевские рассказы из повседневной жизни современной ему России интроспективны – не в том смысле, что он анализировал и описывал свой душевный опыт, как Толстой, Достоевский или Пруст, но потому что его персонажи есть экстраполированные и объективизированные символы этого его опыта.

Его комплекс неполноценности и глубокая укорененность в животной или, вернее, растительной жизни деревенского поместья сообщали этим символам карикатурную форму гротескной пошлости.

Именно пошлость (непереводимое русское слово) есть тот аспект, в котором он видит действительность; пожалуй, это слово по-английски можно передать описательно, как “самодовольная неполноценность, моральная и духовная”.

Но есть и другие субъективные аспекты в его реалистических рассказах, в частности, тот, что можно было бы назвать “комплексом импотенции”, проявившийся в первом из них, – Иван Федорович Шпонька и его тетушка, четвертом рассказе из второго тома Вечеров.

Гоголь был и реалист, и нереалист. Он не видел реальности, какая она есть.

В сущности, до самого появления первого тома Мертвых душ он мало интересовался реальностью как таковой и при создании своих персонажей целиком полагался на воображение.

Но он был реалистом в том смысле, что ввел (как детали и как материал) бесчисленные элементы и аспекты реальности, не имевшие до него хождения в литературе.

Он (как Толстой, Горький и Андреев после него) снимал табу и разрушал запреты. У него пошлость царствует там, где прежде царили только высокое и прекрасное. Исторически это самый важный аспект его творчества.

И нельзя сказать, что общее отношение молодого поколения к нему как к социальному сатирику совершенно неоправданно. Он не живописал (да и вряд ли знал) социальные пороки России. Но карикатуры, им создаваемые, были странно и страшно похожи на окружающую реальность; живость, убедительность его рисунков затмевала собой менее яркую правду и уже не отпускала зачарованного взгляда читателя.

В своем отношении к “растительной жизни” Гоголь колебался между благодушным сочувствием и презрительной иронией.

Сентиментальное, сочувственное отношение полнее всего выразилось в Старосветских помещиках ( Миргород ), где растительные нравы старых супругов, их леность, обжорство, эгоизм, идеализированы и сентиментализированы; главное чувство, вызываемое ими у читателя, – сочувственное сострадание.

С такой же ясностью выражено и чисто ироническое отношение в другом рассказе из Миргорода – Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Это один из величайших шедевров Гоголя.

Его комический дар (всегда граничащий с немыслимой карикатурой, немыслимым фарсом) выступает в своем чистом виде. Но, как и почти во всех его позднейших рассказах, в результате создается картина безнадежного уныния. Рассказ, начавшийся как веселый фарс, к концу вырастает в жуткий символ и заканчивается знаменитой фразой: “Скучно на этом свете, господа”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-cikla-vechera-na-xutore-bliz-dikanki/

Сочинения на тему Краткое содержание повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» по литературе

Действия «Сорочинской ярмарки» происходят в городке Сорочинец. Солопий Черевик с женой и дочкой Параской едет на ярмарку. В девушку влюбляется Грицко и хочет жениться на ней. Черевик дает согласие, а его жена против. Парню пытаются помочь цыгане. В это время распространяется слух о чертовой свитке красного цвета. По легенде черт ежегодно в свином обличии ищет свитку. Такую историю рассказал кум Цыбуля за застольем у Черевика. В самый ужасающий момент за окном раздается хрюканье и появляется рожа свиньи. Все в страхе разбегаются. В конце Грицку все же удается добиться согласия на свадьбу с Параской.

«Вечер накануне Ивана Купала» – история о бедняке Петрусе, который влюбляется в красавицу Пидорку. Казак Корж против свадьбы с малоимущим. Тогда колдун Басаврюк предлагает парню пойти с ним в лес на поиски папоротника. На их пути встречается много нечисти, но ему удается сорвать цветок.

Там он видит ведьму, которая просит убить брата возлюбленной. Со страху парень соглашается, но по возвращению домой падает в двухдневный сон. После всего он находит дома золото и женится на девушке. Позже герой начинает сходить с ума. Жена пытается помочь мужу и приводит колдунью.

Петрусь все вспоминает, видит окровавленное приведение Ивася и вновь становится бедным.

«Майская ночь, или утопленница» – это повествование о двух влюбленных – Ганне и Левке. Отец парня против их свадьбы. Однажды Левко рассказывает историю о сотнике. Его новая жена оказалась ведьмой и, превращаясь в разные облики, хотела убить девушку. Тогда дочь утопилась в пруду, но теперь она жаждет мести.

Мачеха также превратилась в утопленницу, и она не может найти ее. Однажды парень узнает, что его отец питает чувства к Ганне. Одной майской ночью Левко отправляется на пруд. Там он задремал и увидел лицо панночки, которая просила помочь найти мачеху. Во время гуляний парень указывает, где ведьма.

В благодарность за помощь панночка дает ему записку. В конце влюбленные женятся.

Четвертая история повести – «Пропавшая грамота». Рассказ ведется от имени церковного дьяка Фомы Григорьевича. Однажды его дед вез грамоту царице, которую он зашил в шапку. По пути он знакомится с запорожцем, который продал душу черту.

Тот просит его посторожить. Но казак засыпает, а на утро видит, что шапки с грамотой и запорожца нет. По совету местных дед отправился в лес на поиски черта. Далее он попадает к ведьмам.

За выигрыш в карты он благополучно отвозит грамоту царице и возвращается домой.

«Ночь перед Рождеством» – это история о кузнеце Вакуле, который влюблен в дочь казака Чуба. Во время колядок Оксана перед местной молодежью заявляет, что выйдет за него замуж, если тот достанет ей черевики, как у царицы.

Парень решает утопиться, но тут он случайно встречает черта. Пригрозив крестом, он заставляет отвезти его в Петербург. С запорожцами кузнец попадает на прием к Екатерине ІІ, где и просит черевички. По приезду Вакула идет к Чубу.

Оксана получает черевики, и они женятся.

Следующий рассказ – «Страшная месть». На свадьбе сына есаула Горобца во время благословения молодых иконами появился колдун, который сразу исчез. На следующий день Катерина рассказала мужу Данилу сон, что ее отец и есть тот колдун. Данило решает следить за тестем.

Опасения подтверждаются, и они запирают его в подвале. Катерина отрекается от отца, но потом отпускает его. В битве с ляхами колдун убивает Данилу. Позже он угрожает Катерине убить сына.

Через время колдун в другом обличии убивает девушку, а в завершении и его ждет та же участь.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – история об Иване Федоровиче, который выходит в отставку с армейской службы, так как его тетушка уже не может управлять имением. По дороге домой он знакомится со Сторченком.

Приехав, тетушка сообщает ему о дарственной и велит забрать ее у соседа. Этим соседом является Сторченко, который уверяет, что документов нет. Здесь он знакомит Ивана со своими сестрами.

Тетушка решает поженить племянника, и через время они едут к ним в гости. На этом история обрывается.

Заключительный рассказ – «Заколдованное место». Однажды в деревушке дед устроил застолье со своими давними друзьями. В самый разгар он кинулся в пляс, но на одном месте его ноги перестали слушаться.

Оглянувшись вокруг, он увидел, что находится в непонятном месте и вдали видятся огоньки. Решив, что здесь может быть клад, он ставит пометку. На следующий день он отправляется туда и выкапывает котел. Тут перед ним появляется нечистая сила и пугает его.

Деду все-таки удалось дотащить клад домой, а когда открыл, там оказался мусор. 

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/387

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание

Цикл рассказов Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», краткое содержание которых представлено ниже, делится на две части, изданные одна за одной в 1831 и 1832 годах. Все произведения пропитаны особым колоритом, который и позволяет объединить их в сборник.

Главными героями «Сорочинской ярмарки», открывающей первую часть цикла, являются селянин Солопий Черевик, его дочь Параска и влюбленный в нее парубок Грицко, который хочет жениться на красавице. На это не дает согласия ее мать – сварливая Хивря. Тогда Грицко организует жуткую ситуацию для Солопия, а сам предстает перед ним в роли избавителя.

Селянин не может отказать своему спасителю, и к мнению Хиври больше не прислушивается. Рассказ заканчивается пышной свадьбой.

Мечтая жениться на богатой красавице Пидорке Корж, бедный ее воздыхатель Петрусь из «Вечера накануне Ивана Купала» идет на сделку с нечистым. В волшебную купальскую ночь он убивает юного брата Пидорки Ивася. За это получает два мешка золота и женится на любимой. Но мучается тоской и в итоге он гибнет от рук привидения убитого.

Герой рассказа «Майская ночь, или Утопленница» Левко конкурирует в борьбе за любовь красавицы Ганны с собственным отцом. Ему помогает мертвая панночка, утопленная своей мачехой. Взамен на услугу со стороны Левка, она дает ему записку, которая обязывает отца отказаться от девушки в пользу сына.

«Пропавшая грамота» — это рассказ дьякона из Диканьки о его деде-казаке, побывавшем на дьявольском болу в пекле. Туда он попадает в поисках предназначенной для царицы грамоты, которую украли черти. Выполнив условие ведьмы, и выиграв хитростью у нее в карты, дед главного героя Фомы Григорьевича, получает свою грамоту и доставляет ее адресату.

Вторую часть цикла открывает рассказ «Ночь перед Рождеством», главный герой которой кузнец Вакула мечтает о местной красавице Оксане. Девушка в шутку клянется выйти замуж за него, если он достанет для нее сапожки царицы Екатерины Второй. Вакуле помогает черт, он выполняет условие любимой, и она не может ему отказать.

«Страшная месть» — это рассказ о колдуне, желающем жениться на собственной дочери Катерине и лишающем жизни зятя – атамана Данилу, а также внука-младенца. Выясняется, что старик – последний из рода проклятых за страшное убийство. Жертва этой трагедии – огромный витязь – в финале наказывает колдуна, сбросив с его с горы.

«Иван Федорович Шпонька» — это бытовая зарисовка, сильно отличающаяся от других произведений цикла. Главный ее герой – застенчивый отставник, именем которого назван рассказ. Его оборотистая тетка хочет женить племянника, но он настолько робок и пуглив, что по ночам его мучают сны, в которых женщины имеют лица гусынь.

«Заколдованное место» — рассказ, высмеивающий казака, который, поверив одной из примет, ищет клад на могиле. В итоге он-таки находит огромный котел, но дома обнаруживает в нем вместо золота кучу мусора.

Этим произведением завершается цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/vechera-na-xutore-bliz-dikanki-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector