Краткое содержание горький рождение человека за 2 минуты пересказ сюжета

Глава I

Перед глазами читателя рисуется унылая картина. Крохотная комнатка, окно занавешено темной шалью. На полу лежит умерший Максим Савватеев, рядом сидит его жена, Варвара Каширина. Их сын, Алеша, стоит вместе с бабушкой и смотрит на родителей.

Уже пора выносить тело, но у Вари начинаются схватки.

Картинка сменяется кладбищем и нищенскими похоронами Максима. Алексей слишком маленький, чтобы понять, что папа больше не придет.

И вновь все меняется: мать, бабушка, Алеша и его умерший братик Максим едут на пароходе в Нижний Новгород, где живет все семейство Кашириных. Бабушка Акулина Ивановна рассказывает на палубе внуку потрясающие сказки. Люди вокруг слушают внимательно, смеются и угощают сказительницу.

Мать пришиблена горем. Она молча ходит по палубе, и за все время путешествия ни разу нормально не поела.

В Нижнем их дожидается всё семейство: дед Василий, дядьки Яков и Михаил, тетка Наталья. Родственники не нравятся Алексею, он ощущает себя лишним.

Максим Горький «Детство»

Глава II

Алеша окунается в жизнь семьи Кашириных. Здесь все друг друга не любят, дядья дерутся за наследство. Дед называет бабушку ведьмой и обвиняет в том, что она слишком разбаловала детей.

Дед – умный, хитрый, расчетливый, держит всё семейство в узде. Он внимательно наблюдает за Алешей, заставляет тетку Наталью учить его молитвам.

Впервые в разговоре возникает новое для мальчика слово «высечь». Его никогда не пороли, и он не понимает, что это значит.

Одним вечером дядька Михайло подговаривает племянника Сашу подсунуть мастеру Григорию раскаленный наперсток. Но вместо него наперсток берет дед. Шалость вскрывается, Сашу ждет наказание.

Сам Алеша тоже крупно косячит. У деда мастерская по окрашиванию тканей, и мальчику хочется окрасить какую-нибудь тряпку. Тот же Саша рекомендует взять белую праздничную скатерть, потому что белое лучше красится. В итоге обоих секут.

Алеша несколько дней болеет после жестокого наказания. К нему в комнату приходит дедушка и рассказывает про свою молодость. Затем навещает мальчика Цыганок – добрая душа, подкидыш семьи Кашириных, 19 лет.

Мать уезжает куда-то в гости.

Дед Василий

Глава III

Дядья шутят над полуслепым мастером Григорием. Цыганка же каждый хочет видеть в своей мастерской после получения наследства. Этот яркий и добрый парень отличный работник, неистощим на выдумки.

То тараканов запряжет в бумажные сани, то показывает фокусы с картами, то танцует, как огненная Жар-птица, под гитару дяди Якова. Бабушка тоже не промах: с помощью танца она рассказывает историю.

Мастер Григорий говорит Алеше про отца. Что он здорово танцевал и был дружен с бабушкой.

Дядя Яков, напившись, рыдает и дергает себя за уши и нос, вспоминая убитую им жену. Он дал себе обет на годовщину её смерти принести на своих плечах на её могилу деревянный крест.

Алеша узнает, что Цыганок по пятницам уезжает на базар за продуктами. Большую часть провианта парень ловко ворует, за что его хвалят дядьки. Бабушка боится за приемыша: за воровство могут забить до смерти.

Но Цыганок умирает совсем другой смертью. Вместе с Яковом и Михаилом он тащит тяжелый крест. Парень спотыкается, мужчины отпускают свою часть ноши и Ивана до смерти придавливает крестом.

Глава IV

Бабушка рассказывает Алеше про бога. Он хороший, всех любит и прощает. Дарит людям радость и счастье. Мальчик сомневается в словах Акулины Ивановны: уж слишком в их доме плохо и тяжело. Старуха с большим воодушевлением рассказывает, что раньше было хуже.

Мужья били жен в полную силу, сам дед стегал её сутками вожжами. Рассказ переходит в сказки о чертях.

Кто-то поджег мастерскую. Все бегают, как полоумные, тушат пожар, на помощь приходят соседи. Тут же начинает рожать тетка Наталья и в итоге умирает.

Пожар в доме Кашириных

Глава V

Наконец, дядья переезжают. Яков живет в Нижнем, а Михаилу приходится перебираться дальше. Остатки семейства переезжают в новый дом. Мать появляется в нем, но ненадолго.

Акулина Ивановна вспоминает о нищенском детстве. Дед учит его грамоте и сетует, что мать бросила своего сына. Старик рассказывает о Наполеоне и пленных французах, которых пригнали в Балахну. Они вместе с бабушкой предаются воспоминаниям.

Обычно старик после таких разговоров впадал в тоску, что дети не удались. Он даже ударил бабушку за то, что пыталась его успокоить.

Глава VI

Каширинские безумства продолжаются. Михаил один или с собутыльниками нападает на дом отца, разрушает баню, топчет сад. Он бьет бабушке по руке дубиной, пытаясь проникнуть в дом. В итоге – связан в сарае, бабушке вызывают костоправа.

Глава VII

Кабатчица ругается с дедом, попутно оскорбляя бабушку. Алеша решил отомстить обидчице и запер её в погребе. И тут же получает от Акулины Ивановны ценный урок: в дела взрослых не лезь!

Бог бабушки и деда отличается. Её – добрый и всепрощающий, его – строгий каратель.

На улице у Алеши нет друзей, он любит драться с мальчишками. Мальчик не может терпеть, когда дети издеваются над животными или блаженными. Но хуже всего встречи с Григорием Ивановичем, который ослеп и ходил по дворам просить милостыню.

Бабушка предрекает, что им аукнется такое отношение к мастеру. И правда: 10 лет спустя дед тоже просит милостыню под окнами.

Глава VIII

Снова переезд. Теперь соседи – полковник Овсянников и Бетленг. Комнаты дед сдает внаем.

Алешу окружают новые люди: военный с женой, извозчик дядя Петр с племянником Степой, денщик Валей и нахлебник Хорошее Дело. Последний привлекает внимание мальчика. Он не особенно разговорчив и занимается странными опытами в своих комнатах.

Бабушка организует посиделки для постояльцев. В один из таких вечеров она рассказывает сказку о том, что нельзя жить чужой совестью. Хорошее Дело восхищен. Он даже плачет от переполнявших чувств и настаивает, что сказку надо записать.

Хорошее Дело подружился с Алешей. Он всегда с интересом слушает мальчишку. Но остальные не понимают мужчину, он для них чужой и странный. В итоге дед выживает постояльца.

Глава IX

Алеша начинает общаться с дядей Петром. Мужчина рассказывает, как во времена крепостного права по приказу боярыни был то кузнецом, то садовником, то рыбаком, то извозчиком. Он часто спорит с дедом о святых или о том, как правильно нужно произносить молитву.

Двоюродные братья предлагают Алеше наплевать на лысину барину у Бентленга. Он выполняет задуманное, его секут. Дядя Петр в восторге. Он терпеть не может господ и рад, когда им плохо.

Алеша знакомится с тремя братьями из дома полковника Овсянникова. Полковнику не нравится это знакомство. Дед снова лупит Алешу, а Петр зло шипит, что с такими детьми водиться не нужно.

Одним вечером за Петром приходит полицейский. Выясняется, что он и еще двое обворовывали храмы. Но мужчина действует быстрее: его находят мертвым в глубокой яме во дворе.

Глава X

Внезапно возвращается мать. Она учит Алешу стихам, сын не слушает, коверкая строчки. Он чувствует, что что-то не так.

Бабушка ссорится в очередной раз с дедом и тот жестоко избивает её. Алеша из мести изрезал святцы деда, но дело исправляет мать. Она обещает наклеить их на коленкор.

В дом съезжаются гости. Яков привозит страшного часовых дел мастера. Приезжает бабушкина сестра и двое её сыновей – Василий и Виктор Сергеевы.

Дед отдает Варю за часовых дел мастера, но она жестко отстаивает свою свободу и независимость.

Глава XI

После победы над отцом Варя ощущает себя свободнее. К ней часто приезжают гости. Чаще всех – Максимовы Петр и Евгений. Женщина отправляет сына и племянника, Сашу, в школу, но им там не нравится. Саша прогуливает.

У Алешки оспа, взрослые переселяют мальчика на чердак. Бабушка ежедневно посещает больного. Кормит и развлекает его историями. Приносит с собой чайник с водкой.

Акулина Ивановна рассказывает, как отец сватался к Варваре, как она позволила им тайно обвенчаться и помешала деду с сыновьями догнать молодых. Василий обозлился и отрекся от дочери. Но бабушка тайно ходила к ним в дом, узнать, как идут дела. Через время Василий простил дочь, и Варвара с Максимом вернулись.

Дядья недолюбливали Максима за то, что он не пьет и придумывает жутковатые розыгрыши. Они заманили его на лед и столкнули в прорубь. Мужчина выжил, но после этого случая он вместе с Варварой и маленьким Алешей уехали в Астрахань.

Глава XII

Варвара выходит замуж за Евгения Максимова. Алексей ненавидит его и его мать-старуху во всем зеленом. Свои чувства он вымещает в работе по саду. Мать и новый муж уезжают в Москву.

Дед продает дом и объявляет, что бабушка теперь сама должна себя кормить. Они переезжают в подвальные комнаты. Возвращается мать с мужем. Выяснилось, что Евгений Максимов проигрался в карты.

Начинаются мотания главного героя из дома в дом. То он у матери, то у деда. Варвара беременна. Они живут практически в нищете. Отчим оскорбляет Варвару, что злит Алексея. Мальчик снова идет в школу, где ладит с остальными учениками, но не находит общего языка с учителем и попом.

Евгений избивает Варвару, Алексей вступается с ножом. Мать бьет сына.

Глава XIII

Мальчик снова у деда. Дед обанкротился. Он ходит по людям и хвастается своей должностью и весом. Полученные деньги вкладывает под проценты.

Алексей начал зарабатывать, воруя с мальчишками брусья или собирая по дворам кости и тряпки. Новые друзья: Санька Вихирь, Кострома, Язь, Хаби, Гришка Чурка.

Отчим куда-то уехал, умирающая мать с ребенком переехала к деду. Она просит Алексея привести Евгения, но умирает, не дождавшись мужа.

Дед не желает больше кормить внука и отправляет Алешку «в люди».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aba25714bf16136ac6da4a0/5c20bb0e68a70a00adaf6ce1

Краткое содержание книги «Детство» по главам (М. Горький) | Литрекон

«Детство» — автобиографическая повесть Максима Горького, впервые напечатана в 1913 году. Произведение рассказывает нам о ранних годах жизни мальчика Лексея, который после смерти отца едет вместе с матерью в ее родной город. Там и разворачиваются основные события.

В новом месте ребенок знакомится с большим количеством родственников, переживает радостные и грустные моменты, пытается понять себя и окружающих, и все эти попытки образуют интересный и эмоциональный сюжет. Его детство нельзя назвать легким, но именно то, каким оно было, позволило герою сформировать правильное отношение к жизни и окружающим людям.

Многомудрый Литрекон не устает рекомендовать прозу Горького к полному и безоговорочному прочтению, а пока представляет вам ее в сокращении.

Глава 1

Повествование ведется от лица мальчика по имени Алексей (Лексей, Олеша, Леня). Мальчик сидит в комнате, где его мать, Варвара, плачет над погибшим от холеры отцом Олеши, и разговаривает с бабушкой, Акулиной Ивановной, которую он видит первый раз в жизни. Он прячется за сундук, когда у матери начинаются роды и оттуда видит, как она, извиваясь и крича, рожает ему брата.

После похорон все месте они отправляются на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород. Младенец погибает, его хоронят во время остановки в Саратове.

Алексей проводит все время пути с бабушкой, которая рассказывает ему интересные сказки.

В Нижнем их встречают родственники: Василий Васильевич — дед Лексея, Яков и Михайло — братья его матери, со своими женами и детьми. Мальчик сразу чувствует что-то нехорошее во всех этих людях.

Глава 2

Жизнь семьи наполнена атмосферой взаимной вражды. Дядя Михайло и дядя Яков требуют у своего отца раздела имущества и не могут решить, кто должен открыть мастерскую в городе, а кто — в слободе. Из-за этого в доме постоянно случаются ссоры. Ухудшают ситуацию и традиционные субботние порки. Всех, кто провинился за неделю, Василий Васильевич наказывает розгами.

Досталось и Алексею, он по глупости испортил ткань из мастерской, за что дед, войдя в кураж, очень сильно его выпорол. Мальчик несколько дней после этого лежит на животе, отходя от наказания, к нему по очереди приходят родственники, чаще всего бабушка.

В конце приходит и дед, который долго сидит с ним и рассказывает истории, парень начинает лучше относится к деду.

Последним приходит цыганок, один из жильцов дома, который подставлял руку под розгу, пытаясь облегчить Олеше наказание, учит парня хитрить во время порки.

Глава 3

Алексей понимает, что Цыганок занимает в доме особое место. Бабушка рассказывает историю, как он появился в доме. Много лет назад у Акулины и Василия Васильевича умер ребенок, и им к дому подбросили малыша. Они решили оставить его у себя.

Теперь же Ваня Цыганок выполнял в доме особые обязанности. Во время посиделок он поднимал всем настроение своими танцами, а раз в неделю его отправляли на рынок за провизией, причем каждый раз он привозил очень много, потому что любил воровать.

Неожиданно он погибает. Дядя Михайло обещал на своих плечах отнести на кладбище большой крест в годовщину смерти жены. Но один он этого сделать не мог. Цыганок был одним их тех, кто должен был помочь.

Но только компания взяла крест, как Ваня оступился, а остальные крест и сбросили, так его и придавило. Последние минуты жизни он провел на полу кухни в доме, Алеша видит его в луже крови своими глазами.

Глава 4

Лексей вспоминает о том, как он любил слушать бабушкины молитвы по вечерам, потому что в них она рассказывала все, что произошло в доме за день. Также бабушка рассказывает ему о боге, о том, как он все знает и видит. Говорит и о том, что встречала ангелов и чертей.

Читайте также:  Краткое содержание оперы вагнера валькирия за 2 минуты пересказ сюжета

В один из таких вечеров в мастерской у дома случается пожар, почти все разрушается. Маленького Лексея отправляют в дом спать, чтобы не мешал. Но спать он ложится, только когда пожар потушен, и все возвратились в дом. Однако нормально поспать так и не удается. Лексей просыпается от громкого воя, в доме опять начинается суматоха. Это рожает тятка Наталья, в итоге она умирает.

Глава 5

Лексей с бабушкой и дедушкой переехал в новый дом. На первом его этаже был кабак, на остальных жили квартиранты, себе дед взял большую комнату на последнем этаже, а мальчик и бабушка поселились на чердаке. Бабка была повитухой, разрешала семейные споры, давала бытовые советы. Дед учил Лексея грамоте, дал ему букварь.

Олеша вспоминает о том, как просил деда рассказать ему что-нибудь. Старик нехотя соглашался, так как считал, что ему скоро «на суд божий», а псалтырь с внуком на всю жизнь останется. Дедушка никогда не рассказывал сказки, а лишь воспоминания из своей жизни.

Нередко к этим беседам подключалась и бабушка, они вместе начинали вспоминать прошедшие годы и, углубляясь в воспоминания, иногда и о внуке забывали. Случалось, что речь заходила об их детях, тогда мужчина срывался, просил у бога ответа, почему таких плохих детей Господь послал им.

Жена старалась его успокаивать, но получалось не всегда, однажды дед ударил супругу на глазах у внука. Лексей сразу почувствовал отвращение к этому человеку.

Глава 6

Однажды в дом врывается дядя Яков и говорит своему отцу, деду Олеши, что его брат Михаил напился и идет сюда, чтобы убить отца своего. Олешу отправляют на чердак следить, когда дядя Михайло подойдет к дому.

Смотря на скучную улицу, мальчик начинает думать о маме, которая очень редко появляется в его жизни. Он думает, что, возможно, она живет у хороших разбойников, охраняет их добычу, которую они потом отдадут бедным.

Вспоминает бабушкины сказки и представляет свою мать в роли главной героини этих историй.

Появляется дядя Михайло, но его выкидывают на улицу. После этого он начинает каждую неделю наведываться к дому родителей и устраивать погромы. Иногда приходит с помощниками, и они вместе вырывают в саду кусты и громят баню.

Однажды он с помощью кола пытается сломать дверь в сени. Когда у него это получается, дед, хозяин кабака и его жена связывают его и уносят в сарай, но до этого он успевает сломать руку своей матери, которая хотела его остановить.

Глава 7

Олеша рассказывает, что думал, будто у бабушки и дедушки боги разные. Женщина всегда тихо молилась, ласково обращаясь к богу, он был близок ей, а сам Лексей чувствовал, что врать не может бабушке, потому что и ему соврет.

Она учила, что бог все знает, все видит, всем добро воздает. Дедушка же наоборот и молился по-другому, громко, всегда одними словами, и бога приводил в пример наказания. Учил, что за каждый поступок плохой господь сурово накажет.

Также герой рассказывает, что постоянно дрался на улице с соседскими мальчишками. Они не любили его и всегда нападали кучкой, поэтому он постоянно приходил домой в синяках, но это не пугало его, каждый раз, услышав голос ребят этих, он мчался к ним. Однако улица в целом вызывала у него страх.

Он часто видел мастера Григория, который совсем ослеп и ходил по улице со старушкой, которая просила для него подаяний. Олеше было стыдно перед Григорием, как и бабушке его, он спрашивал, почему дед не кормит своего мастера, женщина лишь отвечала, что бог накажет их за это.

Так что в доме мальчику было лучше, но не покидало чувство, что он находится постоянно без чувств в какой-то темной яме.

Глава 8

Неожиданно дед Олеши покупает новый дом, куда они незамедлительно переезжают. В нем он знакомится с новыми постояльцами, одним из которых оказывается странный человек по прозвищу Хорошее дело.

Мальчик днями на пролет наблюдает за ним в окно, пытаясь понять, зачем тот плавит медь, взвешивает разные вещества на весах и смешивает их.

В доме к Хорошему делу все относятся отрицательно, бабушка Олеши считает его чернокнижником, а дедушка называет врагом Бога.

Однажды во время общего чаепития обычно молчаливый и незаметный Хорошее дело срывается и начинает эмоционально, плача, рассказывать что-то невнятное. Такое состояние вызвано рассказом бабушки о войне и скитальце.

Все сконфужены, Олеше женщина говорит не общаться с этим соседом, но мальчик наоборот идет вслед за ним на улицу, вместе они долго молча сидят на пне и смотрят за происходящим вокруг. Так начинается их дружба. Олеша часто сидит в комнате хорошего дела и наблюдает за его работой, параллельно рассказывая все, что придет ему в голову.

Ребенок видит в этом странном, немногословном постояльце что-то близкое, ему комфортно проводить время с этим соседом. Даже после побоев от дедушки он не прекращает ходить в комнату к Хорошему делу. Но однажды, зайдя к нему, Олеша обнаруживает друга собирающим вещи. Он сообщает, что его выгоняют, потому что комната нужна для мамы мальчика.

Они оба расстроены, мужчина уезжает, а Лексей осознает, что так закончилась дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной стране.

Глава 9

После отъезда Хорошего дела Олеша сдружился с дядей Петром, одним из жителей дома. Он рассказывал мальчику разные истории о том, как раньше жил у барыни. Часто спорил с дедом. Работал извозчиком.

На той улице, где жил Лексей, было несколько домов, но они достаточно отличались. Один всегда был ярким, там постоянно пели и танцевали, но вызывал интерес у него совсем другой, дом Овчинниковых. На его дворе всегда было спокойно, лишь иногда выбегали играть три похожих друг на друга мальчика, три брата.

Лексей сначала наблюдал за ними через дырку в заборе, а потом и с ветки дерева, ожидая, что его тоже пригласят играть, но этого не случалось. Пока однажды он не увидел, как младший из братьев упал в колодец во время игры в прятки. Лексей сказал об этом другим мальчикам и помог спасти их брата. Так случилось их знакомство.

В следующий раз, когда Олеша сидел на ветке дерева, мальчики позвали его к ним. Ребята сидели в амбаре и рассказывали друг другу о своей жизни, но тут явился папа мальчиков и выгнал Олешу, сказав больше не приходить. Это не остановило ребят, они стали тайно встречаться у забора, разделявшего участки их домов. Тем временем, с дядей Петром у Алеши началась война.

Они делали друг другу разные пакости, Петр постоянно жаловался на Лексея деду, чтобы мальчика высекли.

Однажды во время уборки снега с дедушкой Лексей увидел зашедшего к ним милиционера. Мальчика отправили домой, но он успел увидеть, как дед огорчен тем, что сказал ему служитель правопорядка. Весь день в доме была тяжелая атмосфера, и тянулся он долго.

Вечером же к ним ворвалась соседка и позвала всех на улицу, там в яме был мертвый дядя Петр, он зарезался. Оказалось, что он со своим напарником, которого называли племянником Петра, грабил церкви.

Глава 10

Через некоторое время, вернувшись домой после ловли птиц, Лексей обнаруживает дома свою мать. Она предстает перед ним в красивом платье, вся ухоженная.

Дед против того, чтобы Варвара вернулась домой, так как считает, что она его позорила, бабушка же наоборот, рада возвращению дочери и просит старика простить ее. В итоге Варвара остается у них и начинает обучать сына разным стихам.

У Олеши плохо получается запоминать правильные строки, он постоянно коверкает слова, и с каждым новым занятием мать все более грустна. Плохой была и общая обстановка в доме, Варвара постоянно ругалась с отцом, и он срывался на Акулине Ивановне.

Однажды он прямо при Лексее сильно избил ее руками и ногами по голове, мальчик начал думать, как отомстить деду. Как-то раз он успел украсть у деда любимые святцы и изрезал их. Дед был в ярости, но мать защитила Лексея.

В первые же дни после приезда Варвара подружилась с одной и квартиранток и постоянно по вечерам уходила к ней в другую часть дома. Дед выгнал всех постояльцев, сказал, что сам будет принимать гостей. Одним из них оказался часовых дел мастер.

После нескольких вечеров, проведенных за чаем, дед однажды пришел домой и сказал Варваре идти замуж за этого мастера. Она наотрез отказалась, что вызвало очередную ссору. Но, к удивлению, Лексея, через час вся семья уже сидела за одним столом, и пила чай. Он понял, что вся ругань — скорее развлечение.

«В бесконечных буднях и горе — праздники, пожар — забава». Так что семейные ссоры перестали трогать его сердце так, как раньше.

Глава 11

Ситуация в доме резко изменилась. Варвара окрепла, стала хозяйкой, а ее отце стал тихим и спокойным. Олешу вместе с братом Сашей, сыном дяди Михайло, отправили в училище.

Неожиданно Лексей заболел оспой, лежал на чердаке, а приходила к нему лишь бабушка и кормила с ложки. Однажды из-за кошмара, вызванного болезнью, мальчик прыгнул в окно, да пролежал в сугробе достаточно долго, у него отнялись ноги.

Три месяца он не владел ими и лежал на кровати, слушая рассказы бабушки. Однажды она рассказала ему и про отца Лексея.

Он к двадцати годам был хорошим мастером и работал в мастерской на улице, где находились дома Василия Васильевича. В один из дней, когда Акулина собирала вместе с дочерью ягоды, он пришел к ним во двор и стал просить у матери Варвары разрешения венчаться с ней. Оказалось, что они уже тайно поженились ранее.

Акулина знала, что ее муж будет против, так как он хотел отдать дочь за барина, но все-таки согласилась. Дед с братьями Варвары никак не смогли помешать влюбленным, они смогли обвенчаться и уйти жить вместе.

Василий Васильевич был зол, сказал, что нет у него больше дочери, но Акулина Ивановна понимала, что со временем его сердце растает.

Так и произошло, Варвара и Максим стали жить вместе со стариками. Поселились во флигеле, там у них и родился сын.

Максим во всем хорош был, Михайло и Яков не любили его за это и попытались однажды в проруби утопить, но отец Олеши смог спастись, однако квартальному говорить не стал, кто напал на него, сказал, что сам в прорубь упал.

Варвара поняла, что от братьев ее опасность идет, и хотела уехать. Представился шанс, Максима отправляли в Астрахань, Чтобы арку к приезду царя строить. Так они и уехали.

Глава 12

Однажды утром, спустившись с чердака в комнату, Лексей увидел незнакомых женщину и мужчину. Оказалось, что мужчина этот — новый жених ее матери, а женщина — его мать. Олеша обиделся на всех, что никто ему ранее об этом не говорил, и решил устроить себе жилище в саду, в той самой яме, где нашли зарезавшегося Петра.

Евгений — жених Варвары был студентом, поэтому они уехали на лето, чтобы он смог сдать экзамен. Для Олеши началось тихое и созерцательно время, он проводил дни, а иногда и ночи в своем жилище, слушая то сказки бабушки, то поучения дедушки. Но вскоре дом пришлось продать. Переехали все в две комнаты в подвале старого дома.

Вскоре вернулись и Варвара с Евгением, говорили, что все имущество их сгорело, но до Василия Васильевича дошел слух, что зять все в карты проиграл.

Семья переехала в очередной раз. Теперь их жилищем был плохой домик без обоев и с тараканами, находившийся рядом с заводом. Вокруг была гнетущая атмосфера, Лексей развлекался лишь драками с соседскими мальчишками.

Мать к этому времени уже успела по очереди родить двух мальчиков, первый из них умер. А Евгений стал, кажется, изменять жене. Лексей услышал однажды их разговор об этом и ссору, а потом и удар.

Ворвался в комнату и почти смог зарезать отчима, но мать оттолкнула того.

Рассказчик уверен, что необходимо говорить о таких мерзостях жизни народа, чтобы была возможность выдрать их с корнем, выдрать тот слой, под которым прячется что-то доброе, яркое, творческое.

Глава 13

Лексей опять стал жить с дедушкой и бабушкой, которые к этому времени совсем разделились, и хоть и жили в одном доме, а все делили. Мальчик, чтобы помочь бабушке, стал пытаться зарабатывать деньги, собирал во дворах кости и гвозди и продавал их. Еще он нашел друзей, с которыми воровал двора и тес. Парни работали слажено, а добычу денежную делили на всех поровну.

Евгений опять куда-то уехал, А Варвара с сыном Николаем стали жить у Василия Васильевича. На Олешу возложили еще и обязанности няньки. Мать к тому времени совсем иссохла. Лексей понимал, что скоро она умрет. Это произошло в конце лета. Умерла она прямо на глазах Олеши, который принес ей воды. После похорон дед сказал, что не дело это — сидеть Олеше у него на шее — и отправил его в люди.

Читайте также:  Краткое содержание лесков соборяне за 2 минуты пересказ сюжета

Всего в краткий пересказ не добавишь, но все же если вам чего-то не хватило в работе, напишите в х, поправим.

Анатолий Фокин

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/detstvo-po-glavam-gorkij/

очень краткий пересказ для читательского дневника 10-15 предложений Максим Горький Детство

Ирина Просветленный (21761) 4 года назад Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).»Годы жизни (1868-1936)»Главные герои: Алёша, мама Варя, бабушка, дедушка, отчим, Гришка, Чурка, Цыганок.Сюжет: У мальчика Алёши умер отец и он остался жить с мамой. Через некоторое время к ним приехала бабушка и забрала их к себе.

Бабушка Лёше очень понравилась, а дедушка нет. Дедушка не хотел чтобы Лёша жил с ними и называл его нахлебником, но Алёша всё таки остался жить с ними. Больше всего он любил бабушку и поэтому долго оставался с ней, а дедушка ему не нравился потому что он порол его за всякие пакости.

Вообще семья Кашириных часто переезжала Алёше это не нравилось он хотел жить на одном месте. Потом через некоторое время мама нашла отчима. Отчим маму не любил и Алёшу тоже но маме приходилось жить с ним только из-за денег. Через некоторое время мама родила ещё одного ребёнка которого назвали Николенькой.

Через некоторое время мама умерла и дедушка отказался содержать Алёшу и послал его в люди и Алёша пошёл в люди.

Отзыв: Это произведение о мальчике Лёше у которого была тяжёлая жизнь. Сначала умер отец и их приютила бабушка. Потом Алёшу невзлюбил дедушка который порол его за всякую маленькую пакость.

Через некоторое время мама нашла отчима тот тоже не любил ни маму ни Алёшу. Потом мама родила второго ребёнка и умерла. А дедушка Лёши сказал ему чтобы он шёл зарабатывал на жизнь самостоятельно.

Комментарий удален

Комментарий удален

SuHaRiK Знаток (481) 3 года назад Ярослав Лебеденко Ученик (224) 2 года назад маша андреева Ученик (106) 2 года назад Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).»Годы жизни (1868-1936)»Главные герои: Алёша, мама Варя, бабушка, дедушка, отчим, Гришка, Чурка, Цыганок.Сюжет: У мальчика Алёши умер отец и он остался жить с мамой. Через некоторое время к ним приехала бабушка и забрала их к себе. Бабушка Лёше очень понравилась, а дедушка нет. Дедушка не хотел чтобы Лёша жил с ними и называл его нахлебником, но Алёша всё таки остался жить с ними. Больше всего он любил бабушку и поэтому долго оставался с ней, а дедушка ему не нравился потому что он порол его за всякие пакости.

Вообще семья Кашириных часто переезжала Алёше это не нравилось он хотел жить на одном месте. Потом через некоторое время мама нашла отчима. Отчим маму не любил и Алёшу тоже но маме приходилось жить с ним только из-за денег. Через некоторое время мама родила ещё одного ребёнка которого назвали Николенькой.

Через некоторое время мама умерла и дедушка отказался содержать Алёшу и послал его в люди и Алёша пошёл в люди.

Отзыв: Это произведение о мальчике Лёше у которого была тяжёлая жизнь. Сначала умер отец и их приютила бабушка. Потом Алёшу невзлюбил дедушка который порол его за всякую маленькую пакость.

Через некоторое время мама нашла отчима тот тоже не любил ни маму ни Алёшу. Потом мама родила второго ребёнка и умерла. А дедушка Лёши сказал ему чтобы он шёл зарабатывал на жизнь самостоятельно.

Руслан Пичугин Ученик (116) 2 года назад виталий орлов Знаток (265) 1 год назад Алексей рано потерял отца, мать практически сразу после похорон мужа пропала, и мальчик воспитывался дедом и бабушкой. Физические наказания, скандалы и драки в семье, жестокость и жадность дедушки, ненависть между детьми и родителями, насильственные смерти — ребёнок жил в этой обстановке и испытывал тоску, страх и злость от происходящего.Вернувшаяся мать вскоре вновь вышла замуж, но отчим сначала проиграл все их имущество в карты, завёл роман на стороне и начал избивать жену. Вскоре мама, измученная и слабая, умерла, оставив 11-летнего сына на попечение запившей бабушки и сошедшего с ума деда. Сразу же после её смерти, дедушка выгнал внука из дома, не желая кормить его на свои деньги.Максим Горький в первой части своей знаменитой трилогии рассказал про своё суровое детство, описав всю обстановку, в которой ему пришлось расти, и семью, из которой ему пришлось уйти зарабатывать себе на жизнь в 11 лет. Произведение он написал для своего сына, передав ему память о тяжёлых временах и сложных взаимоотношениях между, казалось бы, родными людьми

Источник: Краткое содержание Детство Максима Горького (кратко и по главам) для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

женя волков Ученик (142) 1 год назад Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).»Годы жизни (1868-1936)»Главные герои: Алёша, мама Варя, бабушка, дедушка, отчим, Гришка, Чурка, Цыганок.Сюжет: У мальчика Алёши умер отец и он остался жить с мамой. Через некоторое время к ним приехала бабушка и забрала их к себе. Бабушка Лёше очень понравилась, а дедушка нет. Дедушка не хотел чтобы Лёша жил с ними и называл его нахлебником, но Алёша всё таки остался жить с ними. Больше всего он любил бабушку и поэтому долго оставался с ней, а дедушка ему не нравился потому что он порол его за всякие пакости.

Вообще семья Кашириных часто переезжала Алёше это не нравилось он хотел жить на одном месте. Потом через некоторое время мама нашла отчима. Отчим маму не любил и Алёшу тоже но маме приходилось жить с ним только из-за денег. Через некоторое время мама родила ещё одного ребёнка которого назвали Николенькой.

Через некоторое время мама умерла и дедушка отказался содержать Алёшу и послал его в люди и Алёша пошёл в люди.

Отзыв: Это произведение о мальчике Лёше у которого была тяжёлая жизнь. Сначала умер отец и их приютила бабушка. Потом Алёшу невзлюбил дедушка который порол его за всякую маленькую пакость.

Через некоторое время мама нашла отчима тот тоже не любил ни маму ни Алёшу. Потом мама родила второго ребёнка и умерла. А дедушка Лёши сказал ему чтобы он шёл зарабатывал на жизнь самостоятельно.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/181646123

Горький a. м. на дне самое краткое содержание, читать краткий конспект, пересказ вкратце

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ГОРЬКИЙ A. М. НА ДНЕ

Пьеса (1902)

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки.

Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван).

В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет).

Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы.

Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают).

Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер.

Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков.

Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства.

В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя.

Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу.

Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать.

Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…

» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла.

Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука.

Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет.

Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера).

Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ.

По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят.

Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки.

Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе).

Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания.

Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет.

«Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ГОРЬКИЙ A. М. НА ДНЕ

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/gorkij-a-m/585-gorkij-a-m-na-dne-samoe-kratkoe-soderzhanie-chitat-kratkij-konspekt-pereskaz-vkratcze.html

На дне — краткое содержание

Основные действующие лица:
Михаил Иванович Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.

  • Кривой Зоб, Татарин — крючники.
  • Акт 1

Главные герои пьесы — это жители ночлежки, которая представляется мрачным подвалом, схожим с пещерой. Вдоль её стен размещены нары, а посередине стоит большой стол, две лавки и табурет. Нары и мебель некрашеные, грязные. За столом сидит Барон и Настя, за самоваром Кваша.

Настя читает потрепанную книгу. Анна больна, слышно как она кашляет. Бубнов сидит на нарах и кроит шапку.

Не пытаясь скрыть издевки, Клещ спорит с Квашней, которая уверяет, что не выйдет за Абрамку (полицейский Медведев) замуж.

По словам Квашни, она уже была замужем и так теперь-то уж ни за что не пойдет под венец. К их разговору присоединяется Барон. Он смеется над Настей, которая читает любовный роман.

Разгорается ссора. Больная Анна просит их не кричать и оставить её перед смертью в покое. Квашня с жалостью смотрит на её мучения. Сатин просыпается и спрашивает, кто вчера бил его. Бубнов объясняет, что всё произошло во время игры в карты. Нужно наводить порядок в комнате, но никому не хочется приниматься за работу. Обитатели начинают спорить, выясняя, кто должен убираться.

Актер слазит с печи и жалуется, что ему вредно дышать пылью, потому что он уже отравлен алкоголем. Сатин что-то бормочет, это часто с ним бывает.

Про себя он говорит, что был когда-то образован, много читал и служил на телеграфе. На это Актер говорит, что образование – полная чепуха, и главное в жизни – талант. Он также вспоминает свою прошлую жизнь.

Как у него была роль могильщика в «Гамлете», как знаком он был со многими знаменитыми артистами.

Актер сочувствует больной Анне и выводит её в сени, чтобы та подышала свежим воздухом. Выходя, он сталкивается с Костылевым, который подозрительно осматривает ночлежку, разыскивая свою жену. Он напевает что-то себе под нос.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов смертный враг за 2 минуты пересказ сюжета

Придирается к Клещу, что тот занял много места, и надо было бы брать за него больше денег за проживание. Он также обвиняет Клеща в том, что тот заморил Анну.

Возвратившемуся Актеру он говорит, что сочувствие больной женщине ему засчитается на том свете, но на этом свете он не собирается прощать ему долг.

Затем Костылев стучится в комнату Васьки Пепла. За дверью слышен голос, Васька спрашивает о судьбе тех денег, которые Костылёв получил за проданные часы.

Костылёв отвечает, что не принёс их, за что Пепел прогоняет его. Сатин знает о романе Пепла и жены Костылёва, и предлагает Ваське убить хозяина ночлежки. На что Пепел лишь огрызается.

Он даёт Актеру денег взаймы, и тот собирается пьянствовать с Сатином.

Клещ возмущенно замечает, что Пеплу деньги даются легко, ведь он вор, а он горд тем, что честно работает и верит в то, что сможет покинуть ночлежку после смерти жены.

Он говорит, что ему неприятно находится в обществе людей без совести и чести, но Пепел по поводу этих добродетелей имеет свои соображения.

Он считает, что честь и совесть нужны лишь тем, кто имеет власть. Бубен соглашается с ним.

Наташа входит с новым постояльцем – старым странником Лукой. Она напоминает Клещу о том, что нужно больше внимания уделять умирающей жене.

Пеплу симпатична Наташа, и он говорит ей, что не боится смерти, просит девушку, чтобы она ударила его ножом в грудь, и он умрёт счастливый, потому что от чистой руки.

Этим разговором он может навлечь на себя гнев Василисы, ведь не раз обитатели ночлежки говорили ему о ревности женщины.

Наташа уходит, а Пепел жалуется на скуку. Он говорит, что даст Барону полбутылки, если тот станет на четвереньки и полает. На это Барон говорит, что Васька болван, и что сам он не видит в этом никакого удовольствия. Потом он вспоминает, как был богат, пил кофе утром. На это Лука замечает, что как ни притворяйся, а раз родился человеком, человеком и умрёшь.

Приходит пьяный Алешка, он обижается, что его отовсюду гонят, и говорит, что не хочет, чтобы кто-то им командовал, и денег тоже не хочет. Заходит Василиса.

Она раздражена, угрожает Бубнову, что выселит его, если увидит Алешку ещё раз здесь. Выгоняет последнего. Спрашивает у Луки паспорт, и затем направляется к двери в комнату Пепла, ругаясь при этом из-за грязи в комнате.

Поинтересовавшись, была ли в ночлежке Наташа, и разговаривал ли с ней Пепел, она уходит.

Настя закрыла книгу, у неё возникло желание напиться. Лука спрашивает, почему, и она отвечает, чтобы поплакать. По ее словам, Алешка всем рассказывает, что Пепел намерен бросить Василису и сойтись с ее младшей сестрой Наташей, а Василиса из-за этого злится. Входит Медведев, следом за ним — Лука.

Медведев говорит Луке, что знает всех на своем участке, а вот его ни разу не видел. Старик отвечает, что вся земля на участке Медведева не поместилась. Полицейский сообщает, что только что отвез Алешку, который валялся посреди дороги и играл на гармони, в часть.

Затем он расспрашивает Бубнова про отношения Пепла и Василисы. Бубнов делает вид, что ничего не знает. Медведев одновременно делает попытки добиться благосклонности Квашни, вовсю намекая ей, что он состоятельный кавалер. Квашня отвечает отказом и рассказывает о муже, который бил ее.

Когда муж умер, она была по-настоящему счастлива.

Заходит Лука и ведет Анну, оставленную всеми в сенях. Старик помогает Анне добраться до кровати. Вбегает Костылев, зовет Медведева на помощь, кричит, что Василиса Наташу убить хочет. Слышны крики, Медведев уходит, чтобы разнять девушек.

Акт 2

В ночлежке собрались почти все ее обитатели. Сатин с Бароном, Кривым Зобом и Татарином перекидываются в карты. За игрой наблюдают Актёр и Клещ. На нарах Бубнов играет с Медведевым в шашки. У постели Анны сидит Лука. Слышно, как звучит заунывная песня.

Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Татарин понимает, что Барон и Сатин жульничают. Он ругается. Над Татарином смеются.

Кривой Зоб говорит, что если они будут жить по-честному, то издохнут в три дня.

Актер пытается прочитать Луке свое любимое стихотворение, но понимает, что давно уже забыл его. Он сожалеет, что талант свой пропил, а ведь когда-то имел успех. Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится.

Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Анна зовет Луку, просит поговорить с ней. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить.

Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел говорит Луке, что он молодец, врет хорошо. Затем интересуется у Медведева, сильно ли досталось Наташке от Василисы. Тот требует, чтобы Васька не вмешивался не в свое дело, ругает его вором и грозит посадить в тюрьму.

Пепел в ответ грозится рассказать следователю, что именно Костылев с женой подбивали его на воровство и покупали у него краденое. Медведев в растерянности. В этот момент вмешивается Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

На что Васька отвечает, что может попасть в те места и за казенный счет.

Появляется Василиса. Вскоре в ночлежке остаются Пепел, Василиса, больная Анна и Лука, который притворился, что ушел, а сам спрятался на печь. Пепел жалуется, что ему все надоело, а затем признается Василисе, что никогда не любил ее, несмотря на то, что она красивая.

Говорит, что в женщине должна быть душа, чтобы чему-то научить мужчину. Василиса говорит, что тоже любила не Пепла, а свою надежду на избавление от своего мужа и от этой жизни. Она знает, что ему нравится Наташа. Василиса предлагает ему убить Костылева. За это Василиса обещает Пеплу триста рублей.

Он сможет забрать Наташу и уехать, куда пожелает.

Входит Костылев, ругает Василису за то, что она не налила масла в лампаду, называет нищей и свиньей. Они вдвоем уходят. С печки спрыгивает Лука, который все слышал.

Старик уговаривает Пепла не слушать Василису, «дьяволицу», забрать Наташу и немедленно уходить. Затем Лука подходит к Анне и видит, что она умерла. Пепел говорит о своей нелюбви к покойникам.

На что ему Лука отвечает, что любить нужно живых. Они уходят, чтобы оповестить жителей ночлежки о смерти Анны.

Входит Актер, зовет Луку, затем читает любимые стихи, которые, наконец, вспомнил. Следом появляется Наташа, смеется над Актером: «Чучело! Нализался…

» Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью.

Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Наташа жалеет покойную Анну, на что Бубнов отвечает, что все умирают, и они помрут тоже. Входят остальные жители ночлежки. Среди них — Клещ. Все деловито обсуждают, как вынести покойницу. Наташа укоряет всех, что никому не жалко несчастную. На это Лука говорит ей, чтоб она не обижалась, ведь и живых то люди не жалеют, и себя пожалеть не могут.

Акт 3

На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше.

Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Наташа признается, что тоже часто мечтает о «небывалом», о том, как приедет за ней кто-нибудь особенный. Барон говорит, что уже давно ничего не ждет. Входит Лука, укоряет Барона за насмешки над Настей. Тот уходит мириться с ней. Наташа спрашивает Луку, отчего он такой добрый.

Старик отвечает, что добрым тоже кому-то нужно быть, ведь Христос всех жалел и нам велел. Он рассказывает, как работал сторожем, стерег зимой дачу. Вломились к нему двое беглых каторжан с топором. Лука припугнул их ружьем и заставил выпороть друг друга.

Каторжники исполнили его приказание, после чего повалились перед ним на колени и признались, что голодны. Лука их накормил и оставил у себя. Те прожили у него всю зиму, промышляли охотой. По весне ушли. По словам Луки, они оказались хорошими мужиками.

Говорит, что если бы он их не пожалел, то они бы убили его, а потом их ждала бы тюрьма, а толку то никакого.

Выслушав эту историю, некоторое время все молчат. Затем Бубнов говорит, что предпочитает правду всякому обману. Клещ вскакивает и кричит, что ему такая правда не нужна. У него нет ни работы, ни денег, ни жилья, и что жить нельзя – в этом его правда. Клещ убегает.

Входит Пепел. Говорит, что ему Клещ не нравится, поскольку тот зол и горд. Лука рассказывает о человеке, который свято верил в то, что существует праведная земля. Он всю жизнь пытался её найти, и даже спрашивал у ученых, а когда ему сказали, что нет такой земли, то повесился, не в силах выдержать такую правду.

Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

Наташа сомневается, ведь она считает, что когда любят, то не видят плохого в человеке, а она видит. Но Лука уговаривает её согласиться, и советует, чтобы она почаще говорила Пеплу, что он хороший человек.

Наташа соглашается уйти вместе с Пеплом. Их разговор подслушивает Василиса.

Появляется Костылев и обзывает Наташу дармоедкой, требует, чтобы она шла работать по хозяйству. Пепел ее защищает. Василиса грозит Пеплу, что «устроит им свадебку».

Отослав Наташу работать, Костылёв пытается читать нравоучения Луке. Он считает, что человеку надобно жить на одном месте, а не бродяжничать. А если он странник, то должен жить в лесу и никому не мешать.

Наконец, Костылёв прогоняет Луку, угрожая ему полицейским Медведевым. Лука собирается в путь.

Бубнов считает, что лучше уйти вовремя. Он рассказывает, как хотел убить свою жену, которая изменяла ему с мастером из его меховой мастерской, но вовремя одумался. Правда, теперь он остался без мастерской и без денег, потому что оставил мастерскую жене, которая была записана на нее. Приходит Клещ, он тоже опечален, ведь ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить жену.

Слышатся крики. Костылёвы ругают Наташу. Пепел заступается за неё. Начинается драка, и случайно Пепел убивает хозяина.

Он не может поверить в случившееся, и в отчаянии кричит Василисе, что она этого хотела, потому что всегда подговаривала его убить мужа.

Наташа, словно прозрев, приходит к выводу, что Пепел с Василисой были в сговоре. Сатин пытается разубедить ее, но у него ничего не выходит.

Акт 4

Пока была суматоха, пропал Лука. Жители ночлежки вспоминают, каким он был хорошим человеком. Разговор переходит на Наташу. Выясняется, что она уже вышла из больницы и исчезла.

Пепел попал под суд, а Василиса, по мнению обитателей, вывернется, ведь она хитрая. Начинается ссора.

Настя говорит, что ненавидит эту жизнь и всех, кто её окружает, обзывает всех сором, и говорит, что всех нужно вымести, словно сор в какую-нибудь яму.

Актер произносит монологи о смерти из разных пьес, он подавлен. Его мысли становятся всё более мрачными. Сатин хочет всех помирить, потому что когда выпьет, становится добрым. Он считает, что каждый волен жить, как хочет, ведь человек изначально свободен, поэтому не нужно жалеть никого, а нужно уважать.

Приходят все остальные, и, переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Бубнов с Алешкой, да еще некоторые не могут никак успокоиться. Возбужденные спиртным, они хотят петь всю ночь напролет. Затягивают: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно!» Тут забегает Бубнов и сообщает, что на пустыре Актёр повесился.

Все в потрясении замолкают и только Сатин разочарованно: «Эх! Испортил песню… дурак!»

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/gorkij_maksim_/na_dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector