Краткое содержание хармс старуха за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» – одно из самых заметных в раннем творчестве писателя. Созданное в 1894 году, оно не утратило актуальности. Прочитав краткое содержание «Старухи Изергиль», можно без труда понять главную мысль рассказа.

Основные персонажи

Героями выступают рассказчик, Данко, Ларра и Изергиль. Прочитав краткий пересказ, можно узнать персонажей лучше.

  • Рассказчик – мужчина, трудящийся на сборе урожая. Пересказывает небылицы, услышанные от Изергиль.
  • Старуха Изергиль – женщина в летах, знакомая автора. Делится своими воспоминаниями, рассказывает легенду про Данко и Ларру. Ее главное утверждение: «Каждый сам себе судьба».
  • Данко – доброжелательный и смелый человек. Отдал жизнь ради спасения заблудших людей в лесу, вырвав сердце и осветив им дорогу.
  • Ларра – бессмертный, родившийся от союза женщины и птицы. Изгнан из круга людей. За проступок наказан вечным одиночеством и скитаниями.

Понять рассказ поможет его краткое содержание.

Пересказ тезисно

Прочитав краткое содержание рассказа, понять его главную мысль не составит труда.

Сначала происходит знакомство рассказчика со старухой Изергиль. Женщина рассказывает о сыне земной женщины и птицы – Ларре. Легенда начинается с того, что женщину похищает орел. Спустя двадцать лет она возвращается с сыном от птицы – Ларрой. Жестокий юноша убивает девушку за отказ быть с ним. Наказание от старейшин – вечное изгнание.

Краткое содержание Хармс Старуха за 2 минуты пересказ сюжетаВторой рассказ Изергиль о ее жизни и любовных приключениях. Женщина рассказывает о юности и своей первой любви – рыбаке, бегстве и ее знакомствах с другими мужчинами. Последняя история о том, как Изергиль вызволила шляхтича из плена на войне. После этого она выходит замуж, живет в браке тридцать лет до кончины мужа.

Третий рассказ старухи о смелом юноше Данко. Начинается повествование с нашествия врагов на мирное племя, в котором живет герой. Люди бегут в леса, а Данко предлагает провести людей сквозь чащи. В конце Данко жертвует собственной жизнью ради спасения окружающих

Краткое содержание по главам

Рассказ «Старуха Изергиль» вмещает несколько историй. Ознакомившись с кратким содержанием «Старухи Изергиль по главам, можно понять, о чем идет речь в произведении. Оно содержит подробное описание ключевых моментов.

Глава 1. Легенда о Ларре

Рассказчик на виноградниках в Бессарабии решает присесть возле женщины. Слушая старуху Изергиль, он расслабляется после работы. Рассмотрев тень на небе, женщина начинает легенду о Ларре.

В одной жаркой стране жили беззаботные люди. Целыми днями они веселились. Как-то раз одну из жительниц украл орел. Он унес ее в неизвестную даль. Спустя много лет девица объвилась, но уже с сыном. Женщина поведала, что орел, укравший ее, стал отцом ее ребенка. Орел держал ее в заточении четверть века. Она спаслась, так как он постарел и умер.

Женщину с ребенком приняли обратно. Хоть ее сын и был похож на людей, его глаза были безжизненными и жесткими, как у птицы. Юноша заинтересовал жителей. Парень отвечал им высокомерно и разговаривал только с вождями племени. Когда он им нагрубил, те сказали, что он среди них не уживется и выгнали его.

Услышав приговор старших, парень увидел прекрасную девушку, дочь уважаемого человека. Он захотел развлечься и обнял ее. Красавица оттолкнула грубияна. Разозлившись, Ларра ударил ее. Девушка упала замертво.

Узнав о преступлении, люди стали искать достойное наказание для убийцы. Ларра не признал своей вины и дерзко улыбался. Вожди созвали совет, на котором спросили юношу, почему он так поступил. Ларра горделиво ответил, что он царь и все должны с ним считаться. Мудрецы поняли, что он сам наказал себя – до конца жизни ему суждено жить одному. «Наказание человека – в нем самом».

Люди отпустили юношу. Изгнанник причинил немало вреда бывшим соплеменникам, крадя животных и женщин. Устав от злобы, он захотел умереть, но не смог убить себя. Он понял истинное наказание – вечное одиночество. С тех пор Ларра, ставший бессмертным, скитается по миру. Его избегают как мертвые, так и живые.

Глава 2. Жизнь Изергиль

Когда начинается задорная песня, старуха Изергиль пускается в воспоминания о юности. Она была трудолюбивой девушкой, ткавшей ковры. По ночам она встречалась с парнем, рыбаком.

Когда ей исполнилось пятнадцать, девушка решила его бросить. Подруга знакомит ее с гуцулом, между парой вспыхивает страсть, но вскоре его убивают за разбой. Изергиль встречается с богатым турком и селится в его гареме.

Долго выдержать там девушка не может, поэтому со скуки убегает в Болгарию.

В шестнадцать лет Изергиль знакомится с еще одним парнем. Спустя время он умирает от неизвестной болезни. Кокетка заводит роман с женатым мужчиной. Когда об этом узнает его супруга, она ранит девушку. Та едва не умирает. Вылечиться ей помогает польская монахиня.

У монашки был родственник, с которым девушка решает бежать. Прожив с ним время, Изергиль убеждается, что он не такой положительный, как ей показалось сперва. После нанесенного ей оскорбления она убивает сожителя, сбросив его в реку.

Оказавшись в чужой стране, ради выживания Изергиль становится любовницей многих мужчин. Наконец она знакомится со шляхтичем Аркадэком. Его чувства к Изергиль быстро остывают, и он решает пойти на войну. Поняв, что это ее истинная любовь, женщина отправляется за ним.

Когда Аркадэк попадает в плен, женщина решает прикинуться нищей, и проникнуть к нему. Она выдает себя матерью шляхтича. Обманув охранника, Изергиль убивает его и спасает возлюбленного.

В знак признания тот говорит ей о любви, но женщина отвергает его. Решив, что настало время остепенится, она выходит замуж за молдаванина. С ним она прожила до старости.

Овдовев, Изергель проводит время, сидя у моря.

Краткое содержание Хармс Старуха за 2 минуты пересказ сюжетаЛарра и Данко – герои рассказов старухи

Глава 3. Горящее сердце Данко

Давным-давно в непроходимых местах жило воинственное племя. Однажды на него напали соседи, принесшие смерть и разруху. Благородные люди стали думать, что им делать – покориться или скрыться в болотах. Многие, отчаявшись, хотели сдаться врагу. Их остановил юноша Данко. Он уговорил их бороться и идти вперед.

Люди блуждали болотами, рвали густую чащу. Идти было тяжело, поэтому в своих бедах они обвинили Данко. Разверзлась гроза, испугавшая людей. Они решили судить Данко, стали говорить, что от незнания он ведет их на погибель.

Данко пытается защищаться, но его противники не желают ничего слышать. От переполняющих чувств сердце юноши загорелось, затем – потухло. Люди обступили парня, чтобы он не убежал, но он разорвал руками грудь и достал сердце. Оно горело, как огонь, и освещало дорогу.

Соплеменники поразились чуду и снова последовали за Данко. Вскоре он вывел их на свет, рассмеялся и тут же умер. Люди остались к этому равнодушны. Незнакомец ступил на сердце Данко, раздавив его.

Оно разлетелось на искры. Легенда о Данко передается из уст в уста, а в грозу можно увидеть синие искры – осколки сердца героя.

«За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

Подробное краткое содержание по главам дает понять читателям, о чем хотел рассказать в произведении Максим Горький.

В чем основная мысль рассказа

Ключевая мысль рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», охватывающей все три сюжета – идея о том, что гордыня не приносит счастья. Его главная мысль – нужно нести добро людям. Ларра и Изергиль поплатились за свои поступки терзаниями. Подобный пересказ Максима Горького выручит тех, у кого нет времени на прочтение полного произведения.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/staruha-izergil.html

«Старуха Изергиль» М. Горький Кратко

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — это произведение, пропитанное трогательным романтизмом и наталкивающее читателя на размышления о подлинных ценностях жизни человека. Произведение «Старуха Изергиль» композиционно представляет из себя «рассказ в рассказе» и разделено на три части, развивающих общую идею.

Краткий пересказ сюжета рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом.

Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения.

Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя.

Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.

Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.

Персонажи рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» четыре основных персонажа:

  •  Старуха Изергиль — древняя старушка, беседующая с рассказчиком о том, что «каждый сам себе судьба». Она главная героиня, рассказывающая все три истории. В молодости Изергиль была страстной, темпераментной особой и очень привлекательной женщиной. Она не единожды влюблялась, мужчины тоже дарили ей свои чувства, но из-за легкомысленности ей не суждено было встретить настоящей любви.
  •  Ларра — отпрыск земной женщины и гордого орла. Надменный и самолюбивый юноша, изгнанный из стана людей и обречённый на бессмертие за бессердечность и неуважение к общим порядкам. Печальная судьба героя вынуждает задуматься о том, что к традициям и законам нравственности надо относиться серьёзно, и о том, что главное в человеке не внешнее совершенство, а внутренняя красота, включающая в себя доброту, уважение к ближним, любовь, мораль и т.д.
  •  Данко — лучший из людей юноша, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других. Искренняя любовь к людям сделала Данко бесстрашным и сильным. Он стерпел адские муки, но выполнил свою миссию — вывел людей к свету. Его образ схож с образом безгрешного Христа, умершего за человеческие грехи.
  •  Рассказчик — автор-пересказчик историй Изергиль.
Читайте также:  Краткое содержание гофман щелкунчик и мышиный король за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» по частям

I. Рассказ Изергиль о Ларре

Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…

Краткое содержание Хармс Старуха за 2 минуты пересказ сюжета

В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.

Женщину с сыном приняли обратно. Парень внешне не отличался от людей, разве что был особенно красив. А вот внутренне он был людям племени неприятен. Слишком холоден, горд и непочтителен со старейшинами. Не смог сын орла ужиться возле рода своего, не постиг законов и не научился уважать старших. Ему приказали покинуть племя.

Услышав пожелание старейшин, гордый юноша заартачился и обнял одну из местных девушек, дочь уважаемого человека, а та оттолкнула наглеца. Тогда сын орла ударил девушку, от его удара бедняжка умерла. Парня связали и вынесли приговор — вечное изгнание.

Юноша стал зваться Ларра. Он много лет жил подле изгнавшего его племени и причинил не мало зла его людям — воровал скот и девушек. Его не брало орудие, смерть просто обходила стороной. Но однажды, Ларра захотел смерти, устав от одиночества и общей ненависти. Вот тогда-то он и понял всю суть своего сурового наказания — он стал бессмертным.

II. Рассказ о любви и старухе Изергиль

До ушей рассказчика и старухи донеслось прекрасное пение. Изергиль сказала, что по-настоящему красиво поют только те, кто искренне влюблён в жизнь. Старуха завела монолог о своей бурной молодости, рассказчику представлялись образы её любовников:

  •  Рыбак, что стал первой любовью
  •  Гуцул, арестованный и казнённый за разбой
  •  Богатый турок, от которого Изергиль подалась в бега «от скуки»
  •  Подлый маленький поляк, которого Изергиль, рассердившись, бросила в реку
  •  Пан с изрубленным лицом
  •  Венгерский мужчина, найденный убитым, после того как он бросил героиню
  •  И последний возлюбленный Изергиль — Шляхтич Аркадэк, которого героиня спасла от ужасов плена

Много говорила о себе Изергиль. Сказала и о том, что наступил момент, когда она поняла — пора остепениться. Она вышла замуж в Молдавии и осела здесь на 30 лет. На время рассказа мужа её уже нет было в живых, а Изергиль жила со сборщиками винограда.

III. Легенда о Данко

Изергиль договорила, собеседники наблюдали за ночным небом и заметили голубые огоньки. Старуха сказала автору, что это искры сердца Данко. Так начинается последний рассказ Изергиль…

Это сказ о древних людях, гордых и прекрасных. Они жили в окружении дремучих лесов на просторах степи. Однажды враги вытеснили племя вглубь тёмного, болотистого леса. Здесь степным людям жить было невозможно, они гибли один за другим.

Веками сложившиеся в головах древних людей заветы не позволяли им биться и гибнуть в боях. Люди совсем запутались и не знали как им поступить. Их души наполнились страхом, а сердца отчаянием.

Вот тогда в «спасители» выдвинулся отважный юноша Данко. Он обратился к своему племени, призывая двинуться через лес — ведь тот должен был закончиться.

Огонь решимости в глазах Данко заразил соплеменников смелостью, они поверили в себя и пошли через непроходимый лес.

Путь оказался нестерпимо сложен. Вера в людях угасала. Они стали винить Данко в обмане. Они стали похожи на диких зверей, готовых растерзать своего проводника. Данко же не испугался, он так любил своих соплеменников, что вырвал из груди своё сердце, пылающее пламенем любви к людям. Сердце в руках юноши осветило всё вокруг как солнце. Лес вскоре закончился. Люди вышли в степь.

О Данко забыли сразу. А он умер, как только вывел племя из опасности и тьмы. Его горящее сердце лежало возле тела, но кто-то трусливый и подлый наступил на него. От сердца остались лишь брызги искр. Эти голубые огоньки можно и сейчас увидеть на задумчивом ночном небосводе…

История создания и основная идея рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написания рассказа «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, путешествуя по Бессарабии. Закончил же автор своё произведение лишь спустя 4 года.

Это неслучайно ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из основных идей рассказа — поиск смысла жизни.

Для автора смысл жизни в самозабвенном служении окружающим людям, в добре, за которое не требуется награды.

Автор стремился донести до читателя одну из важных моральных ценностей: эгоизм, потакание своим порокам приведут лишь к одиночеству и гибели. Горький утверждал: нет ничего прекрасней бескорыстного добра и бескорыстной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своём творческом пути: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль», — писал он.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gorkij/staruha-izergil

Лад краткое содержание белов – Краткое содержание Белов Лад за 2 минуты пересказ сюжета

Виднеется деревня. Картина жизни представляется весьма обычной, для такого рода поселения. Много деревьев, но больше – открытой местности.

Вот виднеется мужичонка, который едет на телеге, и, причем он очень пьян. Это Иван Дрынов, который был уже навеселе, так как повстречал своего друга, которого звали Михаил. Этот Мишка успел напиться также, как и  Иван.

И довел его до такого, что Иван уже забыл, каким маршрутом ему нужно ехать назад в своей поселок. Ведь приехал сюда он лишь для того, чтобы  забрать продукты для местного их магазин. А тут вдруг друг повстречался.

И просто грех было – не выпить с ним, как он считал.

Когда же он немного протрезвел, собрался домой ехать, и даже вроде бы дорогу уже вспомнил. И даже телегу поворотил в нужную сторону. Но тут снова появился его дружок, Мишка, и пришлось снова выпивать спиртное, потому что на дорожку – тоже важно выпить.

Когда он снова стал пьян вместе со своим другом, он решил, что стоило бы сосватать свою знакомую ему женщину, а вернее – двоюродную сестру, своему другу – Мишке.

Именно потому, на пьяную голову, они поехали у ней. И она жила в том селе. Но она отказалась от их предложения, хоть была женщина одинокая.

Положила спать их в бане, так как мужики пьяные, да почти неизвестные – опасность для одинокой женщины.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Белов. Все произведения

Лад. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гауф Карлик носУ сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха
  • Краткое содержание Куприн ЯмаВ одном из городков Ямской слободы (иными словами — Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом
  • Краткое содержание Шукшин До третьих петуховНа книжных полках в библиотеки живут сказочные персонажи книг. Как-то раз в вечернее время Бедная Лиза предложила обсудить вопрос о том, может ли Иван-дурак жить рядом со всеми книжными персонажами
  • Краткое содержание Бедный волк Салтыков-ЩедринВолк — самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует.
  • Краткое содержание Маршак Кот и лодыриШкольные товарищи вышли на занятия. По дороге они свернули на каток и решили пропустить уроки. Коньки у них были с собой, как и толстые школьные ранцы с книжками.

2minutki.ru

Краткое содержание Белов Лад для читательского дневника

В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге, с трудом удерживающий вожжи ввиду беспробудного опьянения. Иван Дрынов с ранних часов навеселе, успевший уже употребить спиртного по случаю встречи с другом Михаилом.

Мишка также пребывает в веселом расположении духа, причем довел приятеля до кондиции, что тот едва помнит обратную дорогу в поселок. В соседнее село он совершил поездку исключительно с целью взятия продуктов для местного магазина. После герой сожалел бы, если бы не отметил событие разговором с давним знакомым.

Незначительно протрезвев и вспомнив маршрут домой, поворотив телегу в нужном направлении, на глаза снова попадается дружок. Не отказывая приятелю, приходится снова выпивать на дорожку.

Совершенно опьянев, ему вдруг приходит мысль, что не плохо бы сосватать Мишаню за двоюродную сестру. На пьяную голову друзья отправляются к родственнице Ивана, проживающей в данном местечке. Будучи одинокой, она отказывается от их предложения, разместив на ночлег нежданных гостей в бане из опасения иметь в доме двоих изрядно подвыпивших мужчин.

История наглядно изображает привычный уклад русской деревни, для жителей которых привычным является одурманивание алкоголем и полная забывчивость о возложенных обязанностях.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов ранние журавли за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe-2/lad-kratkoe-soderzhanie-belov-kratkoe-soderzhanie-belov-lad-za-2-minuty-pereskaz-syuzheta.html

«Старуха» Даниила Хармса

С 1983 года Отделение славистики и балтистики Хельсинкского университета издает сборники статей и монографии, посвященные русской культуре и русскому языку.

В 2003 году вышла очередная книга серии «Slavica Helsingiensia», написанная Юсси Хейноненом и посвященная повести Даниила Хармса «Старуха», одному из самых известных произведений поэта, без анализа которого не обходится любое претендующее на научность исследование его творчества.

В то же время «Старуха» впервые становится объектом столь пристального вчитывания: Хейнонен сознательно отделяет повесть от прочих текстов и полностью сосредоточивается на изучении всех многообразных, как явных, так и скрытых, смыслов, которыми она, без сомнения, насыщена.

На первый взгляд, подобный подход, когда объектом исследования является одно, пусть и значимое, произведение, несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты: с одной стороны, это дает возможность максимально глубоко проникнуть внутрь текста, с другой — «выведение за скобки» контекста не позволяет судить о месте этого текста в творческой эволюции самого писателя, а также эволюции литературы в целом. Впрочем, Хейнонен в какой-то мере обезопасил себя от подобного рода упреков, выбрав один из последних хармсовских текстов, который он к тому же справедливо посчитал «своеобразным художественным завещанием» (с. 8) поэта, помимо своей воли превратившегося в писателя. В «Старухе», указывает автор монографии, «встречаются многие элементы, которые можно обнаружить в ранних произведениях Хармса, — например, некоторые конкретные мотивы или абстрактное, но типичное для писателя напряжение фрагментарности и целостности» (с. 8). Похожего мнения, кстати, придерживается и А. Кобринский, называющий «Старуху» «финальным центоном».

В качестве теоретической базы своего исследования Хейнонен выбирает два хармсовских трактата, один из которых условно называют «О существовании, о времени, о пространстве», а второй состоит из трех частей, озаглавленых «О существовании», «О ипостаси», «О кресте».

В данных текстах Хармс пускается в пространные рассуждения о том, что реальность, для того чтобы существовать, должна претерпеть некую внутреннюю модификацию, разделившись на «то», «это» и разъединяющее их «препятствие», которым является мир, возникший из мрака небытия. Утверждая, что у Хармса «основная структура реальности является дуалистической» (с.

9), Хейнонен принимает данную модель за основу и применяет ее при рассмотрении нескольких основных проблем: прежде всего, места, занимаемого в повести рассказчиком и его личным опытом; во-вторых, сферы символических значений, включенных в текст; в-третьих, повествовательных стратегий «Старухи»; и, наконец, проблемы отчуждения, которую исследователь связывает с понятиями абсурда и гротеска. В целом подобную модель можно считать достаточно продуктивной, хотя она не лишена, как это будет показано ниже, некоторых внутренних противоречий.

Дав подробный перечень всех основных интерпретаций «Старухи», автор переходит к анализу состояний сознания героя, трактуя жажду, писать, которая обуревает рассказчика, как прорыв в область того, в область сна, смерти, фантазий и параноидальных переживаний.

Действительно, разрабатывая основы своей философии и поэтики, Хармс стремился достигнуть того состояния, где индивидуализм «я» уступает место соборной коммуникации «мы», а индивидуальность человека расширяется до космических пределов, не потеряв, однако, при этом своей конкретности и неповторимости.

Для этого необходимо не только преодолеть ограниченность собственного тела, но и разрушить каркас языка, не позволяющий увидеть мир во всем его многообразии.

Поэт должен увеличиться до размеров мира, превратиться в архетипическое, всеобъемлющее существо. С психологической точки зрения такому расширению соответствует переход от сознания к бессознательному, от «я» к «оно», когда личное растворяется в коллективном, безымянном (в одном из трактатов Хармс называет подобное состояние «жизнью за миром»).

На уровне текста это проявляется в виде распада причинно-следственных связей, стирания сюжета, нарушения грамматических правил. В то же время погружение в бессознательное — и это принципиальный момент — должно привести не к растворению в нем, а к расширению сознательного эго, за счет элементов бессознательного, до сверхсознательной «самости» (К. -Г.

Юнг).

На онтологическом уровне данному процессу соответствует воссоздание «чистого» конкретного и реального мира, в котором муже- женская энергия выступает как нерасчленимая целостность.

По сути дела, речь идет не о стирании личности автора, хотя временный отказ от контроля сознания и необходим для очищения, а о ее максимальном расширении и обогащении.

Поэт, согласно Хармсу, ни на минуту не должен забывать о существовании ноуменальной сферы — того идеала, к которому он рассчитывает приблизиться с помощью своей поэзии.

Только так он может уподобиться Богу-Творцу как конкретной Личности, которой присуща аффективная и эмоциональная жизнь.

Таким образом, согласившись с Хейноненом в том, что творческий акт подразумевает погружение в область бессознательного, нужно все-таки добавить, что реализация его невозможна без радикального преображения этой области тьмы в область света.

Старуха выступает в данной связи как персонификация бессознательного, контакт с которым неизбежен, если писатель хочет освободиться от пут реалистического искусства.

Вот почему ее появление не исключает возможность заняться творческой работой, как утверждает Хейнонен, а, напротив, является необходимым условием погружения в стихию письма. Другое дело, что эта стихия угрожает самой личности автора, теряющего контроль над собственным текстом.

Источник: http://www.rlspace.com/staruxa-daniila-xarmsa/

Даниил Хармс: Старуха

…И между ними происходит следующий разговор.

Гамсун.

На дворе стоит старуха и держит в руках стенные часы. Я прохожу мимо старухи, останавливаюсь и спрашиваю её: «Который час?»

  • – Посмотрите, – говорит мне старуха.
  • Я смотрю и вижу, что на часах нет стрелок.
  • – Тут нет стрелок, – говорю я.
  • Старуха смотрит на циферблат и говорит мне:
  • – Сейчас без четверти три.

– Ах так. Большое спасибо, – говорю я и ухожу.

Старуха кричит мна что-то вслед, но я иду не оглядываясь. Я выхожу на улицу и иду по солнечной стороне. Весеннее солнце очень приятно. Я иду пешком, щурю глаза и курю трубку.

На углу Садовой мне попадается навстречу Сакердон Михайлович. Мы здороваемся, останавливаемся и долго разговариваем. Мне надоедает стоять на улице, и я приглашаю Сакердона Михайловича в подвальчик.

Мы пьем водку, закусываем крутым яйцом с килькой, потом прощаемся, и я иду дальше один.

Тут я вдруг вспоминаю, что забыл дома выключить электрическую печку. Мне очень досадно. Я поворачиваюсь и иду домой. Так хорошо начался день, и вот уже первая неудача. Мне не следовало выходить на улицу.

Я прихожу домой, снимаю куртку, вынимаю из жилетного кармана часы и вешаю их на гвоздик; потом запираю дверь на ключ и ложусь на кушетку. Буду лежать и постараюсь заснуть.

С улицы слышен противный крик мальчишек. Я лежу и выдумываю им казнь. Больше всего мне нравится напустить на них столбняк, чтобы они вдруг перестали двигаться. Родители растаскивают их по домам.

Они лежат в своих кроватках и не могут даже есть, потому что у них не открываются рты. Их питают искусственно. Через неделю столбняк проходит, но дети так слабы, что ещё целый месяц должны пролежать в постелях.

Потом они начинают постепенно выздоравливать, но я напускаю на них второй столбняк, и они все околевают.

Я лежу на кушетке с открытыми глазами и не могу заснуть. Мне вспоминается старуха с часами, которую я видел сегодня на дворе, и мне делается приятно, что на её часах не было стрелок. А вот на днях я видел в комиссионном магазине отвратительные кухонные часы, и стрелки у них были сделаны в виде ножа и вилки.

Боже мой! Ведь я ещё не выключил электрической печки! Я вскакиваю и выключаю её, потом опять ложусь на кушетку и стараюсь заснуть. Я закрываю глаза. Мне не хочется спать. В окно светит весеннее солнце, прямо на меня. Мне становится жарко. Я встаю и сажусь в кресло у окна.

Теперь мне хочется спать, но я спать не буду. Я возьму бумагу и перо и буду писать. Я чувствую в себе страшную силу. Я всё обдумал ещё вчера. Это будет рассказ о чудотворце, который живёт в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает.

Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть платком, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живет за городом в сарае.

Он может этот сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда.

Я сижу и от радости потираю руки. Сакердон Михайлович лопнет от зависти. Он думает, что я уже не способен написать гениальную вещь. Скорее, скорее за работу! Долой всякий сон и лень! Я буду писать восемнадцать часов подряд!

От нетерпения я весь дрожу. Я не могу сообразить, что мне делать: нужно было взять перо и бумагу, а я хватал разные предметы, совсем не те, которые мне были нужны. Я бегал по комнате: от окна к столу, от стола к печке, от печки опять к столу, потом к дивану и опять к окну. Я задыхался от пламени, которое пылало в моей груди. Сейчас только пять часов. Впереди весь день, и вечер, и вся ночь…

Я стою посередине комнаты. О чём же я думаю? Ведь уже двадцать минут шестого. Надо писать. Я придвигаю к окну столик и сажусь за него. Передо мной клетчатая бумага, в руке перо.

Мое сердце ещё слишком бьется, и рука дрожит. Я жду, чтобы немножко успокоиться. Я кладу перо и набиваю трубку. Солнце светит мне прямо в глаза, я жмурюсь и трубку закуриваю.

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй острова в океане за 2 минуты пересказ сюжета

Вот мимо окна пролетает ворона. Я смотрю из окна на улицу и вижу, как по панели идёт человек на механической ноге. Он громко стучит своей ногой и палкой.

– Так, – говорю я сам себе, продолжая смотреть в окно.

Солнце прячется за трубу противостоящего дома. Тень от трубы бежит по крыше, перелетает улицу и ложится мне на лицо. Надо воспользоваться этой тенью и написать несколько слов о чудотворце. Я хватаю перо и пишу:

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/yumoristicheskaya-proza/11778-daniil-harms-staruha.html

Читать онлайн "Старуха" автора Хармс Даниил Иванович — RuLit — Страница 2

Мне снится, что сосед ушёл и я, вместе с ним, выхожу на лестницу и захлопываю за собой дверь с французским замком. Ключа у меня нет, и я не могу попасть в квартиру. Надо звонить и будить остальных жильцов, а это уж совсем плохо.

Я стою на площадке лестницы и думаю, что мне делать, и вдруг вижу, что у меня нет рук.

Я наклоняю голову, чтобы лучше рассмотреть, есть ли у меня руки, и вижу, что с одной стороны у меня вместо руки торчит столовый ножик, а с другой стороны – вилка.

– Вот, – говорю я Сакердону Михайловичу, который сидит почему-то тут же на складном стуле. – Вот видите, – говорю я ему, – какие у меня руки?

А Сакердон Михайлович сидит молча, и я вижу, что это не настоящий Сакердон Михайлович, а глиняный.

Тут я просыпаюсь и сразу же понимаю, что лежу у себя в комнате на кушетке, а у окна, в кресле, сидит мёртвая старуха.

Я быстро поворачиваю к ней голову. Старухи в кресле нет. Я смотрю на пустое кресло, и дикая радость наполняет меня. Значит, это всё был сон.

Но только где же он начался? Входила ли старуха вчера в мою комнату? Может быть, это тоже был сон? Я вернулся вчера домой, потому что забыл выключить электрическую печку.

Но, может быть, и это был сон? Во всяком случае, как хорошо, что у меня в комнате нет мёртвой старухи и, значит, не надо идти к управдому и возиться с покойником!

Однако сколько же времени я спал? Я посмотрел на часы: половина десятого, должно быть, утра.

Господи! Чего только не приснится во сне!

Я спустил ноги с кушетки, собираясь встать, и вдруг увидел мёртвую старуху, лежащую на полу за столом, возле кресла. Она лежала лицом вверх, и вставная челюсть, выскочив изо рта, впилась одним зубом старухе в ноздрю. Руки подвернулись под туловище и их не было видно, а из-под задравшейся юбки торчали костлявые ноги в белых, грязных шерстяных чулках.

– Сволочь! – крикнул я и, подбежав к старухе, ударил её сапогом по подбородку.

Вставная челюсть отлетела в угол. Я хотел ударить старуху ещё раз, но побоялся, чтобы на теле не остались знаки, а то ещё потом решат,что это я убил её.

Я отошёл от старухи, сел на кушетку и закурил трубку. Так прошло минут двадцать. Теперь мне стало ясно, что всё равно дело передадут в уголовный розыск и следственная бестолочь обвинит меня в убийстве. Положение выходит серьезное, а тут ещё этот удар сапогом.

Я подошёл опять к старухе, наклонился и стал рассматривать её лицо. На подбородке было маленькое тёмное пятнышко. Нет, придраться нельзя. Мало ли что? Может быть, старуха ещё при жизни стукнулась обо что-нибудь? Я немного успокаиваюсь и начинаю ходить по комнате, куря трубку и обдумывая своё положение.

Я хожу по комнате и начинаю чувствовать голод, всё сильнее и сильнее. От голода я начинаю даже дрожать. Я ещё раз шарю в шкапике, где хранится у меня провизия, но ничего не нахожу, кроме куска сахара.

Я вынимаю свой бумажник и считаю деньги. Одиннадцать рублей. Значит, я могу купить себе ветчины и хлеб и ещё останется на табак.

Я поправляю сбившийся за ночь галстук, беру часы, надеваю куртку, тщательно запираю дверь своей комнаты, кладу ключ к себе в карман и выхожу на улицу. Надо раньше всего поесть, тогда мысли будут яснее и тогда я предприму что-нибудь с этой падалью.

По дороге в магазин ещё приходит в голову: не зайти ли мне к Сакердону Михайловичу и не рассказать ли ему всё, может быть, вместе мы скорее придумаем, что делать. Но я тут же отклоняю эту мысль, потому что некоторые вещи надо делать одному, без свидетелей.

В магазине не было ветчинной колбасы, и я купил себе полкило сарделек. Табака тоже не было. Из магазина я пошёл в булочную.

В булочной было много народу, и к кассе стояла длинная очередь. Я сразу нахмурился, но всё-таки в очередь встал. Очередь продвигалась очень медленно, а потом и вовсе остановилась, потому что у кассы произошёл какой-то скандал.

Я делал вид, что ничего не замечаю, и смотрел в спину молоденькой дамочки, которая стояла в очереди передо мной. Дамочка была, видно, очень любопытной: она вытягивала шейку то вправо, то влево и поминутно становилась на цыпочки, чтобы разглядеть, что происходит у кассы. Наконец она повернулась ко мне и спросила:

  • – Вы не знаете, что там происходит?
  • – Простите, не знаю, – сказал я как можно суше.
  • Дамочка повертелась в разные стороны и наконец опять обратилась ко мне:
  • – Вы не могли бы пойти и выяснить, что там происходит?
  • – Простите, меня это нисколько не интересует, – сказал я ещё суше.

– Как не интересует? – воскликнула дамочка. – Ведь вы же сами задерживаетесь из-за этого в очереди!

Я ничего не ответил и только слегка поклонился. Дамочка внимательно посмотрела на меня.

– Это, конечно, не мужское дело стоять в очередях за хлебом, – сказала она. – Мне жалко вас, вам приходится тут стоять. Вы, должно быть, холостой?

  1. – Да, холостой, – ответил я, несколько сбитый с толку, но по инерции продолжая отвечать довольно сухо и при этом слегка кланяясь.
  2. Дамочка ещё раз осмотрела меня с головы до ног и вдруг, притронувшись пальцами к моему рукаву, сказала:
  3. – Давайте я куплю что вам нужно, а вы подождите меня на улице.
  4. Я совершенно растерялся.

– Благодарю вас, – сказал я. – Это очень мило с вашей стороны, но, право, я мог бы и сам.

– Нет, нет, – сказала дамочка, – ступайте на улицу. Что вы собирались купить?

– Видите ли, – сказал я, – я собирался купить полкило чёрного хлеба, но только формового, того, который дешевле. Я его больше люблю.

– Ну вот и хорошо, – сказала дамочка. – А теперь идите. Я куплю, а потом рассчитаемся.

И она даже слегка подтолкнула меня под локоть.

Я вышел из булочной и встал у самой двери. Весеннее солнце светит мне прямо в лицо. Я закуриваю трубку. Какая милая дамочка! Это теперь так редко. Я стою, жмурюсь от солнца, курю трубку и думаю о милой дамочке. Ведь у неё светлые карие глазки. Просто прелесть, какая она хорошенькая!

– Вы курите трубку? – слышу я голос рядом с собой. Милая дамочка протягивает мне хлеб.

– О, бесконечно вам благодарен, – говорю я, беря хлеб.

– А вы курите трубку! Это мне страшно нравится, – говорит милая дамочка.

  • И между нами происходит следующий разговор.
  • ОНА: Вы, значит, сами ходите за хлебом?
  • Я: Не только за хлебом; я себе всё сам покупаю.
  • ОНА: А где же вы обедаете?

Я: Обыкновенно я сам варю себе обед. А иногда ем в пивной.

  1. ОНА: Вы любите пиво?
  2. Я: Нет, я больше люблю водку.
  3. ОНА: Я тоже люблю водку.

Я: Вы любите водку? Как это хорошо! Я хотел бы когда-нибудь с вами вместе выпить.

  • ОНА: И я тоже хотела бы выпить с вами водки.
  • Я: Простите, можно вас спросить об одной вещи?
  • ОНА (сильно покраснев): Конечно, спрашивайте.

Я: Хорошо, я спрошу вас. Вы верите в Бога?

ОНА (удивленно): В Бога? Да, конечно.

Я: А что вы скажете, если нам сейчас купить водки и пойти ко мне. Я живу тут рядом.

ОНА (задорно): Ну что ж, я согласна!

Я: Тогда идёмте.

Мы заходим в магазин, и я покупаю пол-литра водки. Больше у меня нет денег, какая-то только мелочь. Мы всё время говорим о разных вещах, и вдруг я вспоминаю, что у меня в комнате, на полу, лежит мёртвая старуха.

Я оглядываюсь на мою новую знакомую: она стоит у прилавка и рассматривает банки с вареньем. Я осторожно пробираюсь к двери и выхожу из магазина. Как раз, против магазина, останавливается трамвай. Я вскакиваю в трамвай, даже не посмотрев на его номер. На Михайловской улице я вылезаю и иду к Сакердону Михайловичу. У меня в руках бутылка с водкой, сардельки и хлеб.

Сакердон Михайлович сам открыл мне двери. Он был в халате, накинутом на голое тело, в русских сапогах с отрезанными голенищами и в меховой с наушниками шапке, но наушники были подняты и завязаны на макушке бантом.

– Очень рад, – сказал Сакердон Михайлович, увидя меня.

– Я не оторвал вас от работы? – спросил я.

– Нет, нет, – сказал Сакердон Михайлович. – Я ничего не делал, а просто сидел на полу.

– Видите ли, – сказал я Сакердону Михайловичу. – Я к вам пришёл с водкой и закуской. Если вы ничего не имеете против, давайте выпьем.

Источник: https://www.rulit.me/books/staruha-read-162816-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector