- Житков, Борис Степанович
- Название произведения: Храбрый утенок
- Число страниц: 2
- Жанр: сказка
- Главные герои: утята, утенок Алеша, хозяйка, стрекоза.
Краткое содержание сказки «Храбрый утенок» для читательского дневника
- У одной заботливой хозяйки жили очень трусливые утята.
- Когда утром хозяйка давала им рубленые яйца, всегда прилетала наглая стрекозка и утята ее сильно боялись.
- А стрекозка запросто присаживалась на приготовленную еду, пробовала яйца и отлетала.
- Утята же после этого в течении целого дня ничего не ели, что очень удивляло их хозяйку.
- Но вот к утятам пришел погостить соседский утенок Алеша и стал смеяться, узнав, как сильно утята боялись стрекозу.
- Он пообещал им прогнать дерзкую захватчицу, но утята ему не поверили — они решили, что Алеша просто хвастает.
- На следующий день хозяйка принесла яйца, и Алеша стал ждать стрекозу.
Вот она прилетела и направилась к тарелке.
Утята по привычке разбежались, но Алеша набросился на стрекозу и схватил ее за тонкое крылышко.
Стрекоза перепугалась и едва сумела вырваться и улететь.
Больше ее утята не видели в своем саду, а Алеша получал заслуженное угощение каждый день, за свой героизм.
План для пересказа произведения:
- 1. Завтрак утят
- 2. Страх перед стрекозой
- 3. Обещание утенка Алеши
- 4. Алеша прогнал стрекозу
- 5. Храбрый Алеша
Рисунок — иллюстрация к сказке «Храбрый утенок»
Главная мысль:
Любая опасность кажется нам страшной, пока мы не набираемся смелости встретить к ней лицом к лицу. Даже маленький утенок может стать героем.
Чему учит произведение
Сказка учит нас не пасовать перед врагом, опасностью, тем более, что враг может быть не так страшен, каким он кажется испуганному взору.
Синквейн:
- Алеша.
- Храбрый, шустрый.
- Пообещал, прогнал, прославился.
- Смелость – путь к успеху.
- Храбрец.
Краткий отзыв о сказке «Храбрый утенок» для читательского дневника
- Произведение Житкова «Храбрый утенок» мне очень понравилось.
- В нем рассказано о том, как один храбрый утенок показал другим, не таким храбрым утятам, что страхи их были напрасны и стрекоза не так опасна, как кажется.
- Алеша подал пример того, как следует обращаться с большими наглецами — просто кусать их за крылья.
Пословицы:
Героям страх неведом.
Иду вперед, страх лучше не берет.
Неизвестные ранее слова и их значение:
Досыта — стать очень сытым.
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/zhitkov-boris-hrabryi-utenok
Храбрый утенок – краткое содержание рассказа Житкова (сюжет произведения)
О многоплановости этого автора может рассказать даже сухая (и скупая) сводка интересных фактов:
- Одно время Житков пытался пойти по стопам отца и стать преподавателем математики, но тяга к морю в итоге в нём победила.
- Во время учёбы Борис Житков сдружился с Корнеем Чуковским, который в дальнейшем также стал знаменитым писателем.
- Когда в 1905 году произошли печально известные еврейские погромы, Борис Житков принял самое деятельное участие в обороне квартала.
- Во время своих плаваний Борис Житков изучил более десяти различных языков, на которых мог вполне свободно изъясняться.
- Чтобы познакомить с литературой детей, не умевших читать, он выпускал журнал в картинках. Эдакий аналог комиксов, но без слов.
- Всего в течение жизни Житков написал 192 произведения.
В рассказах о животных автор не только описывал особенности поведения животного, но и его взаимодействие с человеком. рассказы посвящены дружбе, состраданию, взаимопомощи, смелости. писатель на примере своих историй показывает, как эти моральные понятия важны и нужны каждому из нас
ХРАБРЫЙ УТЁНОК
- Жанр: литературная сказка о животных
- Год написания: 1937
- Главные герои сказки «Храбрый утенок» и их характеристика:
- Алеша. Очень храбрый и решительный утенок.
- Утята. Робкие и несмелые.
- Стрекоза. Наглая и страшная.
- Хозяйка. Глупая и бестолковая.
В рассказе «Храбрый утенок» писатель учит дружбе и взаимовыручке, как важно быть решительным и смелым. Борис Житков рассказывает о подвиге утенка по имени Алеши, который помог своим друзьям-соседям избавится от наглой стрекозы.
Дело было в том, что каждое утро к тарелке с рубленными яйцами, которую ставила для утят хозяйка, прилетала стрекоза и одним своим грозным видом отпугивала утят. Они боялись подходить к тарелке и каждый день голодными ложились спать. Но утенок Алеша, узнав про их затруднения, вызвался помочь утятам.
Он подкараулил стрекозу и схватил ее за крыло. Стрекоза на силу вырвалась и улетела.
Краткое содержание сказки «Храбрый утенок» для читательского дневника
- Хозяйка ставит утятам тарелку рубленных яиц.
- На тарелку садится стрекоза и утята испуганно прячутся
- Утята боятся подходить к тарелке и голодные ложатся спать.
- Утенок Алеша хочет помочь соседям.
- Он хватает стрекозу за крыло и ломает его.
- Стрекоза улетает, а утята благодарят Алешу.
БЕСПРИЗОНАЯ КОШКА
- Борис Степанович Житков
- Год написания: 1964
- Жанр: рассказ
- Главные герои: автор, кошка Мурка
В рассказе «Беспризорная кошка» Б. Житков приводит пример, когда терпение, доброта и забота возвращают доверие животного к человеку.
В рассказе Житкова речь идет о самостоятельной кошке, которая не захотела насовсем переходить жить в дом рыбака. Она прекрасно приспособилась к жизни на воле: ловила разных птиц, мышей и кроликов. А к дому приходила для общения с человеком и собакой Рябкой, которая к кошке искренне привязалась.
Жизнь кошки, которую рыбак назвал Муркой, постоянно находилась под угрозой, поскольку мимо часто проносилась свора диких собак. Поэтому автор повествования, узнав о том, что у Мурки будут котята, предусмотрительно перевез её в безопасное место, к знакомым рыбакам. В рассказе прослеживается главная мысль: животное, которое мы приручили, нуждается в нашей заботе.
Взяв к себе животное, мы несем ответственность за его здоровье и благополучие. То есть мы держим ответ за прирученное животное до конца его дней.
Краткое содержание рассказа «Беспризорная кошка» для читательского дневника
- Борис жил на море, ловил рыбу и страдал от обилия мышей.
- Он хотел завезти кошку, но в городе не было кошек.
- Кошки одичали и жили в норах в лесу.
- Борис приручил серую кошку, и та стала жить в конуре, и охотиться на кроликов и ласточек.
- Мурку покусали бродячие собаки, и Борис отвез ее рыбакам, где у Мурки родились котята.
- Мурка сама ловила рыбу и охотилась, а котята росли лодырями.
ГАЛКА
- Борис Степанович Житков
- Год написания: 1924
- Жанр произведения: рассказ
- Главные герои: Галка – ручная птица, Брат и сестра – дети, Бабушка.
Рассказ Бориса Житкова “Галка” столь маленький, что проще прочитать его весь, чем его краткое содержание, которое можно передать в двух предложениях: Жила у брата с сестрой вороватая ручная галка, которая таскала все что плохо лежит и прятала в щели на крыше.
Когда начали замечать пропажи, сестра – колечка, бабушка – очков, подумали на маленького брата, а тот, выйдя на улицу, заметил, как галка прячет потерянные очки под крышу, залез и извлек из тайника все потерянное.Так и был разоблачен пернатый воришка.
В этой сказке верно подмечена страсть многих птиц воровать все блестящее. Такой воришкой могла оказаться сорока и даже ворона.
В произведении «Галка» писатель акцентирует внимание на том, как часто люди делают опрометчивые выводы и безосновательно обвиняют близкого человека в том, чего он не совершал. Сестра и бабушка обвинили мальчика, что он спрятал их вещи: кольцо и очки. Мальчик нашел потерянные вещи в тайнике галки, которую они с сестрой подкармливали.
Каждый рассказ содержит трогательную историю, из которой можно вынести для себя полезный опыт.
Краткое содержание рассказа «Галка»
- Жила в одном доме ручная галка.
- Пропало у девочки кольцо, она брата обвинила.
- Пропали у бабушки очки, она внука обвинила.
- Обиделся мальчик, на крыльцо вышел.
- Увидел, как галка очки на крыше прячет.
- Достал очки и кольцо, извинились сестра и бабушка.
Борис Житков: Храбрый утёнок
Здесь есть возможность читать онлайн «Борис Житков: Храбрый утёнок» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание.
категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.
ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Храбрый утёнок: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Храбрый утёнок»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в х, мы постараемся отыскать её.
Борис Житков: другие книги автора
Кто написал Храбрый утёнок? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Храбрый утёнок — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Храбрый утёнок», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Житков Борис Степанович
Житков Борис Степанович
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: “Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят”. Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
– Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
- – Ты хвастаешь, – сказали утята, – завтра ты первый испугаешься и побежишь.
- На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
- – Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
Похожие книги на «Храбрый утёнок»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Храбрый утёнок» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/hrabryj-utenok-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-zhitkova-syuzhet-proizvedeniya
План рассказа Житкова «Храбрый утенок» для 2 класса
Детские сказки всегда учат добру, несут определенную мораль, поэтому их часто читают школьникам в 1 и 2 классе. План рассказа «Храброго утенка» — одной из волшебных историй — позволит детям лучше усвоить основную мысль произведения и сам материал. А написал его Борис Степанович Житков, известный исследователь и педагог, который все свободное время уделял перу и бумаге.
Автор сказки
Борис Житков родился в сентябре 1882 года. Его родители — преподаватель математики в Новгородском институте и пианистка. В семье уже было 3 сестры. Сначала все проживали в деревне на берегу Волхова, затем переехали в Одессу.
Мальчик учился в частной французской школе, а затем в гимназии. Он изучал игру на скрипке, фотографию, занимался спортом, моделировал яхты. В гимназии юноша встретил Корнея Чуковского, с которым остался друзьями до конца жизни.
С малых лет Борис проявлял интерес к рассказам и сочинительству. Он часто писал стихи, прозу, однажды создал повесть в письмах. Житков изучал в Новороссийском университете химию и математику, а затем переехал в Петербург, где занимался кораблестроением.
Борис освоил множество профессий. Он был моряком — штурманом, капитаном, ихтиологом, а также инженером в области судостроения. За это время он побывал во многих странах, сдавал экстерном экзамены, чтобы освоить новую специальность. Ему приходилось скрываться, голодать, подрабатывать в школе, даже изготавливать взрывчатку для бомб во время революции.
После переезда в Петроград Житков остепенился. Чуковский уговорил его записать свои рассказы. Так появился сборник «Злое море» и множество историй для детей:
- «Компас»;
- «Про обезьяну»;
- «Мангуста»;
- «Гривенник»;
- «Про слона».
За 15 лет писательской работы из-под пера Житкова вышло более сотни сказок. Его произведения имели высоконравственное содержание, при этом автор делился своим опытом и знаниями.
Истории Бориса Степановича посвящены мужеству, доброте, трудолюбию. Один из них изучают во 2 классе. План «Храброго утенка» можно составить после его прочтения.
Основные персонажи
Хотя в сказках практически все персонажи могут разговаривать и мыслить, животные и люди не всегда друг друга понимают. В произведении Житкова только главный герой отличается храбростью. У остальных отрицательные или нейтральные характеры. Основные персонажи сказки:
- хозяйка;
- утята;
- стрекоза;
- утенок Алеша.
Хозяйка играла незначительную роль в сказке. Она только следила за утятами, кормила их. Женщина любила своих питомцев, беспокоилась о них, старалась не потревожить их покой. Сами животные вели обычный образ жизни. Они питались вареными яйцами, играли, но были довольно трусливыми.
Их постоянно пугала стрекоза. Она была большой и очень страшно стрекотала. Насекомое прилетало к утятам, чтобы отобрать их еду. Из-за этого они постоянно голодали и стали худыми. Но прогнать стрекозу они боялись, а после ее визита не подходили к еде.
Утенок Алеша — это соседская птица. Сначала он кажется хвастуном, который много говорит о своей храбрости и смеется над робкими товарищами. Но на самом деле это смелый утенок, он не боится насекомых и других животных. И Алеша умеет постоять за себя и своих товарищей.
Каждый персонаж из сказки играет в ней определенную роль. К положительным можно отнести хозяйку и утенка Алешу. Последний — основной герой истории. Он символизирует все лучшие качества живого существа — упорство, уверенность и смелость. Другие птицы нейтральны, так как они не совершают практически никаких действий.
А стрекоза — отрицательный герой произведения. Но на самом деле она символизирует скрытые страхи. Это маленькое насекомое само боится других, а запугивание утят позволяет ему возвыситься в собственных глазах. Хотя победить его довольно просто — достаточно испугать и заставить улететь.
Примерный план
Краткий пересказ произведения позволит разобраться с его сюжетом и основной мыслью. Но предварительно можно разделить сказку на несколько частей, так она проще усвоится учениками 1 и 2 классов. План «Храброго утенка» школьники создают самостоятельно, согласовывая с учителем.
Но можно предложить им уже готовый вариант:
- Голодные утята.
- Ужасная стрекоза.
- Приход гостя.
- Храбрец Алеша.
- Благодарность спасителю.
Детям проще объяснить характеры персонажей, раскрывая их последовательно. В первой части говорится о размеренной жизни утят, за которыми следит хозяйка. Далее ребенок узнает о стрекозе, пугающей птенцов. Она предстает в сказке в виде огромного и страшного насекомого.
Третья часть повествует о приходе во двор соседского утенка. Своей храбростью он поразил других птиц, хотя с первого взгляда кажется хвастунишкой.
Смелый Алеша сумел доказать свою правоту — он действительно прогнал страшную стрекозу. А в последней части остальные утята просто выражали ему свою благодарность.
Сказка учит ребенка ценить дружбу, отстаивать свои принципы и оставаться собой в любой ситуации.
Книга для детей дополнена рисунками разных иллюстраторов. Хотя ребенок может самостоятельно изобразить некоторые сцены из сказки. Это способствует развитию воображения и творческого мышления.
Краткое изложение
Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.
Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.
Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.
Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром.
Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое.
Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.
Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.
С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.
Смысл произведения
Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.
Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.
Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.
Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.
Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.
Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости. Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам.
У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.
А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.
Источник: https://1001student.ru/literatura/plan-rasskaza-zhitkova-hrabryj-utenok-dlya-2-klassa.html
Б. Житков «Храбрый утёнок». Видеоурок. Чтение 2 Класс
Об авторе
Рис. 1. Б. Житков
Борис Степанович Житков (рис. 1) – писатель, педагог, путешественник и исследователь.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.
Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой.
Через некоторое время семья переехала в Одессу. Там Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию.
Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию.
Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.
Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длинную повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь.
Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий…
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий.
Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева.
Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов.
Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.
Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы.
Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море».
Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Выставка книг для детей
Рис. 2. Книги Б. Житкова (Источник)
- Речевая разминка
- Подготовимся к чтению произведения.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
- Руб-лен-ных – рубленных
- Стре-ко-та-ла – стрекотала
- Расс-ка-за-ли – рассказали
- Ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
- За-жуж-жа-ла – зажужжала
- По-ло-ман-ным – поломанным
- Читайте целыми словами:
- Бег – подбегали, убегали
- Рассказ – рассказали
- Испуг – испугаешься
- Еда – наедались
- Прочитайте скороговорку:
- Уточка – вертихвостка
- Ныряла да выныривала,
- Выныривала да ныряла.
Знакомство со сказкой Б.С. Житкова «Храбрый утенок». Первичное чтение.
Прочитайте текст. Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
– Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
- – Ты хвастаешь, – сказали утята, – завтра ты первый испугаешься и побежишь.
- На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
- – Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
- Проверка понимания содержания и смысла рассказа
- Ответьте на вопросы.
- – Понравился рассказ?
- – О чем рассказ?
- – Как хозяйка кормила утят? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Почему утята не ели? Кого они боялись? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
- – Почему утята боялись стрекозы? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
- – О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
- – Кто пришел в гости к утятам? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
- – Как ему это удалось? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
- – Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- – Прилетела ли стрекоза еще раз? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
- Выберите заголовок к тексту.
- Хвастливый утёнок
- Утёнок Алёша
- Храбрый утёнок
Правильный ответ: сказка называется «Храбрый утенок». Нельзя назвать сказку «Хвастливый утёнок», потому что утёнок делом доказал свои слова. Нельзя озаглавить
- «Утёнок Алёша», так как это название тематическое, про любого утёнка.
- Проверьте правильность выбора названия.
- – Рассмотрите обложки.
– Какая из обложек наиболее полно отражает содержание сказки? Почему?
– Какую обложку нарисовали бы вы? Какие элементы в обложке должны быть обязательно?
Правильный ответ: фамилия, имя, отчество автора, название книги, иллюстрация.
Рис. 3. Обложки книги «Храбрый утенок» (Источник)
Работа над картинным планом
– Рассмотрите иллюстрации (рис. 4).
- – Расположите по порядку.
- – Какой картинки не хватает?
- – Нарисуйте.
- – Расскажите текст полностью с опорой на картинки.
Рис. 4. Иллюстрации к книге
- Подведение итогов урока
- – С каким рассказом вы познакомились сегодня?
- – Кто его автор?
– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
– Хотелось бы вам быть похожим на Алешу? Чем?
– Что нужно делать, чтобы стать таким храбрым?
Список литературы
- Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Перечитайте сказку. Подготовьте ее выразительное чтение.
- Расскажите ее кому-нибудь из близких или знакомых.
- Нарисуйте свою обложку к этой книге.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/chtenie/2-klass/chitaem-vyrazitelno/b-zhitkov-hrabryy-utyonok?konspekt
Б. Житков. Храбрый утёнок | Развивайка
- Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый:
самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
- Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша». Алёша внешне был обычным «маленьким утёнком», но по характеру это был удивительный утёнок: «смелый, храбрый», бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.
- Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
- Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
- Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
- Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.
Один за всех и все за одного
Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: «Ешь! Ешь! Ешь конфеты!» Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.
- Злая собака
Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой — это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.
- Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.
Рисунок 1:
- Дети собрались вместе.
- Хулиган отбирал конфеты.
- План Алёши.
- Ребята проучили хулигана.
Рисунок 2:
- Дети собрались в песочнице.
- Злая собака.
- Приход Алёши.
- Алёша проучил собаку.
- Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган ни у кого не отнимал конфеты.
А мальчик Алёша стал ходить на стадион вместе с ребятами.
С тех пор собака не приближалась к песочнице.
А мальчик Алёша стал самым известным строителем во дворе.
Читать Житков Б. С. «Храбрый утёнок»
Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Источник: https://razviwaika.ru/b-zhitkov-xrabryj-utyonok/