Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки…»
Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: «Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врет, кому надо больше разумети». Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали ее, не понимая.
Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины. Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба.
Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадет приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим». «Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает»: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию.
Вино — дар божественный; веселый человек, оставя стакан, не возьмется за книгу. Щеголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. «Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши».
Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо — бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.
Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своем углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять ее другим.
Сатира вторая («На зависть и гордость дворян злонравных»), диалог между Филаретом («Любящим добродетель») и Евгением («Благородным», т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: «Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награжден — ты с древними презрен именами». Евгений подтверждает.
Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. «Знатны уж предки мои были в царство Ольги» и с тех пор управляли и на войне, и в судах, «А батюшка уж всем верх — так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало».
Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.
Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство — вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами.
А грамота, «плеснью и червями изгрызена», никакого достоинства человеку не дает: «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским»; в благородных течет та же кровь, что и в холопах.
Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. «Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор — тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублен мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли…»
Далее описывается день щеголя.
С утра он долго нежится, затем пьет чай или кофе, прихотливо причесывается, обувается в тесные башмаки («Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится»), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права.
Затем он предается обжорству, окруженный гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается. Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картежной игре: не одну деревню он уже проиграл.
А чтобы занимать важные должности, нужны многие знания. Евгений же ничего не знает из многосложной военной науки, моря боится и править кораблем не способен.
Судьей может быть тот, кто «Мудры не спускает с рук законы Петровы, / Коими мы стали вдруг народ уже новый», — и к тому же добросердечен — Евгений, кроме своего невежества, бесчувствен и жесток: смеется нищете, бьет холопа до крови, что махнул рукою вместо правой левою, по мотовству своему считает законными все способы пополнить пустой кошелек. Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идет к своей цели. Таким качествам не грех и поучиться — с тем чтобы употреблять их на добрые дела.
Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: «Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду». А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков — это ничего не значит.
Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой. Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев.
«От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее».
Сатира седьмая («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому») есть скорее эпистола, чем сатира: развернутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум дается исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета.
Отчего же такой предрассудок? Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если ее не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе.
Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных.
Правильное воспитание — путь к совершенству: «Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, — к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки».
Можно быть великим ученым или воином — но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.
Не надо все время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно — этим лишь отобьешь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером.
Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от нее: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребенку слуг и все окружение: оно сильно влияет на воспитание.
Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример — родители. Нет толку читать ребенку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце.
Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своем доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…
Краткое содержание книги Кантемира «Сатиры»
- Сюжеты сатирических произведений Антиоха Кантемира Лучшая сатира Кантемира «О различии страстей человеческих» обращена к архиепископу Новгородскому, т. е. к Феофану Прокоповичу. По словам поэта, «содержание…
- Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и…
- Краткое содержание книги Москвиной «Учись видеть» Золотое правило написания хорошего, интересного текста — научиться видеть. Каждый момент бытия имеет свою ценность, каждое слово — вес и…
- Краткое содержание книги Паскаля «Мысли» «Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способен к добру», «пусть презирает себя, ибо способность…
- ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года —…
- Сатирические произведения Антиоха Кантемира Антиох Дмитриевич Кантемир вошел в историю русской литературы прежде всего как автор сатир, живо отображающих русскую действительность начала XVIII в….
- Краткое содержание книги «Младший Юйчи» Ы Предводитель «северных варваров» Лю Цзи-чжэнь воспитал сына танского полководца Юйчи Гуна, дав ему имя Лю У-ди («Не имеющий соперников»)….
- Принципы сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера» Книга Свифта множеством нитей связана с его современностью. Она кишит намеками на злобу дня. В каждой из частей «Путешествий Гулливера»,…
- Краткое содержание книги Херста «Горшочек, не вари!» Вступление Цифровая грамотность позволяет жить и работать с битами — письмами, задачами, новостями, уведомлениями социальных сетей и прочей цифровой информацией…
- Краткое содержание книги Грасиана «Карманный оракул» Автор, в строгой последовательности, озаглавив каждый из своих афоризмов, пишет следующее: В нынешнее время личность достигла зрелости. Все достоинства нанизаны…
- Краткое содержание книги Ломоносова «Оды» Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад…
- Краткое содержание книги Вовенарга «Размышления и максимы» Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова, уже сказанные. Наш разум скорее проницателен, чем последователен, и охватывает больше,…
- Краткое содержание книги Зинсера «Как писать хорошо» Часть I. Принципы Взаимодействие Основное занятие профессионального писателя нон-фикшн — работа над текстом. Писательство — ремесло. Человек, не пишущий из-за…
- Краткое содержание книги Питерса «Вау!-проекты» Создавайте 1. Модифицируйте Мир Вау-проектов строится на модификации. Любое задание или работа — это всего лишь отправная точка. И ваша…
- Краткое содержание книги Грэма «Хакеры и художники» Нравственные нормы и мода недолговечны, и «ботаники» не считаются с ними Что объединяет моду и нравственные нормы? На первый взгляд,…
- Краткое содержание книги Левинсона «Партизанский маркетинг» Маркетинг — непрерывный процесс, охватывающий все способы, какими компания представляет себя миру С чем у вас ассоциируется слово «маркетинг»? Рекламные…
- Краткое содержание книги Саттона «Не работайте с мудаками» Вредители регулярно запугивают или унижают других У каждого случается плохое настроение, и мы ведем себя как временные вредители. Но отъявленные…
- Краткое содержание книги Година «Лидер есть в каждом» Вы тоже являетесь частью племени, независимо от вашего желания Мы чувствуем потребность принадлежать к коллективу. Каждый из нас является членом…
- Краткое содержание книги Шея «Доставляя счастье» Жизненно важно найти предмет своей страсти. Начните с исключения того, что вам не нравится делать Очень важно найти то, чем…
- Краткое содержание книги Гоулмана «Эмоциональный интеллект» Эмоции помогают узнавать новое, понимать других людей и подталкивают нас к действиям Сдерживают ли нас эмоции? Может, лучше быть бесчувственными,…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-knigi-kantemira-satiry/
Биография Кантемир А
Портреты, созданные им, отличаются меткостью речевых характеристик, умелым использованием яркой, запоминающейся детали.
Перед нами проходят: невежественное и алчное духовенство, порочное дворянство, корыстное и воровское купечество; сатирик обличает взяточничество судей, щегольство и праздность дворян. Все сатиры Кантемира имеют двойное заглавие.
Второе заглавие раскрывает основной замысел автора и определяет композицию сатир. Все сатиры его построены по одному принципу.
Сатира начинается с обращения (к уму своему, к музе, к солнцу, к Филарету и т. д.), которое довольно абстрактно, но оно придает сатире характер непринужденной беседы.
Далее следует основная часть – сатирические портреты, которые раскрывают сущность заглавия и основного замысла автора – дать сатирическое изображение «хулящих учение» (в первой сатире), «дворян злонравных» (во второй) и т. д.
Заключительная часть сатир – авторские рассуждения, в которых излагаются положительные взгляды автора. Построению сатир Кантемир учился у Буало, но сатирические портреты взяты им из русской жизни, и в этом общественное значение сатир Кантемира.
Связь с русской действительностью, создание обобщенных образов, которые, правда, носят абстрактный характер, но порождены реальной русской жизнью, — в этом огромная заслуга Кантемира-сатирика. В литературном отношении сатиры Кантемира связаны с сатирами Горация, Ювенала, Буало.
На эту связь не раз указывал сам Кантемир. Из сатир Кантемира, написанных за границей, большой интерес представляет седьмая сатира – «О воспитании», высокую оценку которой дал в своей статье Белинский. В этой сатире Кантемир высказал глубоко гуманные мысли о воспитании детей, о значении нравственного примера родителей.
Кантемиру были знакомы передовые педагогические идеи Локка. Считая, как и Локк, что воспитание надо начинать с младенческого возраста, Кантемир полемизирует с ним по поводу необходимости использовать страх как способ воспитания.
«Ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год». И утверждает, что «пример наставления всякого сильнее».
В сатире высказано столько здравых и гуманных понятий, что она «стоила бы и теперь быть напечатанною золотыми буквами и не худо было бы, если бы вступавшие в брак предварительно заучивали ее наизусть» — так писал Белинский спустя сто с лишним лет.
Одной из сильных сторон сатир Кантемира является язык, которым они написаны. Кантемир упорно работал над словом, подвергая неоднократной переработке свои произведения, создавая новые литературные редакции.
Н стремился к тому, чтобы слово было простым, ясным, соответствующим содержанию. В языке сатир Кантемира мало славянизмов, он часто обращается к просторечию, к пословицам и поговоркам.
Гражданский пафос сатир Кантемира, стремление к «голой правде», к простоте и ясности языка, осознание им воспитательной роли слова дали возможность Белинскому высоко оценить творчество сатирика.
Белинский писал: «В сатирах Кантемира говорится о том, что у всех было перед глазами, и говорится не только русским языком, но и русским умом».
Говоря о литературной форме сатир Кантемира, следует отметить сложность синтаксиса, отличающегося обилием переносов и инверсий, правомерность которых, вопреки поэтике Буало, отстаивал Кантемир, считавший перенос средством «украшения» стиха. Однако заимствованный у латинских сатириков перенос, как и частые инверсии, затруднял понимание смысла и требовал дополнительных разъяснений. Архаичным оставался и стих сатир Кантемира, который не соответствовал новому содержанию.
Кантемир пишет свои сатиры традиционным силлабическим стихом, несмотря на знакомство с трактатом Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Он знал и первые оды, написанные Ломоносовым четырехстопным ямбом, но сам остался верен тринадцатисложному стиху.
Правда, стремясь усовершенствовать силлабический стих, Кантемир придал силлабике некоторую ритмичность, введя постоянную цезуру на пятом или седьмом слоге, однако он не принял реформы Тредиаковского.
Свои теоретические взгляды на стихосложение Кантемир изложил в «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (1742).
Будучи приверженцем дела Петра и пропагандистом его идей, Кантемир делает Петра героем своей поэмы «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого», но написана им была только одна песня. Поэма осталась незаконченной.
Кантемир сам понял, что он прирожденный сатирик, и к жанру поэм больше не возвращался. Историко-литературное значение Кантемира прежде всего состоит в том, что он явился основоположником реально-сатирического направления в русской литературе.
Осознавая значение деятельности Кантемира, Белинский с него начинает историю светской русской литературы XVIII в.
: «…русская поэзия при самом начале своем потекла, если можно так выразиться, двумя параллельными друг другу руслами, которые чем далее, тем чаще сливались в один поток, разбегаясь после опять на два до тех пор, пока в наше время не составили одного целого, натуральную школу».
И далее: «В лице Кантемира русская поэзия обнаружила стремление к действительности, жизни, как она есть, основала свою силу на верности натуре.
В лице Ломоносова она обнаружила стремление к идеалу, поняла себя как оракула жизни высшей, выспренней, как глашатая всего высокого и великого».
Признавая правомерность существования обоих направлений, Белинский высказывается в пользу течения, возглавляемого Кантемиром: «Манера, с какою Кантемир взялся за дело, утверждает за первым направлением преимущество истины и реальности».
Жизненность сатир Кантемира и их влияние на русскую литературу заключались в том, что содержанием сатир была русская действительность в определенный исторический момент. Силой отрицательного примера вел Кантемир борьбу за утверждение положительных идеалов. Сатиры Кантемира явились острым политическим оружием в современной ему идеологической борьбе.
Критика невежественного и паразитирующего дворянства, сочувственное отношение к закрепощенному народу, признание естественного равенства людей независимо от их сословной принадлежности делали Кантемира просветителем.
Вместе с тем, как просветитель, Кантемир надеялся, что путем развития просвещения и воспитания граждан можно улучшить жизнь в России. Этом заключался основной пафос его творчества.
«Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». К творчеству Кантемира до Белинского обращались В. А.Жуковский, поместивший в 1810 г. в «Вестнике Европы» статью «О сатире и сатирах Кантемира», К. Н.
Батюшкова, посвятивший ему статью «Вечер у Кантемира», в которой раскрывается глубоко гуманный облик писателя, исполненного веры в будущее России и народа русского.
При жизни Кантемир так и не увидел свои сатиры изданными. Он неоднократно предпринимал попытки издать их в России, мечтая увидеть их напечатанными на родине. Но все его усилия оказались напрасными. Впервые сатиры Кантемира были изданы в 1749 г. в Лондоне. Прозаический перевод на французский язык был сделан другом и первым биографом Кантемира аббатом Гуаско.
В 1750 г. издание было повторено, а в 1752 г. с лондонского издания был сделан перевод на немецкий язык, и сатиры были изданы в Берлине.
На родине сатиры Кантемира были известны в рукописях (особенное распространение получила первая сатира), а издание было предпринято лишь в 1762 г. Характерно, что переиздание сатир Кантемира встречало трудности и в XIX столетии. Следующее после 1762 г.
издание сатир было предпринято в 1836 г., а в 1851 г. для издания сочинений Кантемира потребовалось разрешение самого царя, который вынес следующее решение: «По моему мнению, сочинений Кантемира ни в каком отношении нет пользы перепечатывать».
Горячий патриот своей Родины, Кантемир умер на чужбине 35 лет от роду, 31 марта (11 апреля) 1744 г. Он завещал похоронить себя «в Греческом монастыре в Москве без всякой церемонии ночью».
Сатиры Кантемира не утратили своего интереса и по сей день.
В каждой из них видна личность Кантемира, человека гуманного, умного, остронаблюдательного, запечатлевшего в своих произведениях нравы и людей своего времени, публициста и просветителя, боровшегося силой отрицательного примера за просвещение России, за ее будущее. И прав был Белинский, который в 1845 г. писал, что «развернуть изредка старика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное блаженство».
Страницы: 1 2
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-kantemir-a/2/
Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика, стиль (анализ одной сатиры по выбору)
Стихотворн сатира – поэтич жанр нормотивной лит-ры ( с античности до 19века). Проблематика сатиры – осуждение обществ значимых пороков.
В отличие от басни нет аллегории, порок изобр прямо, звучит авторский голос, авторская оценка. Наопминает ораторскую речь. 3 части: 1встпуление-авторская формулировка проблемы.
2часть основная – галерея сатирич персонажей, 3 часть заключение – авторский вывод.
Антиох Дмитриевич Кантемир. В литературном наследии Кантемира главное место занимают сатиры. Их всего девять: пять написанных до отъезда за границу (1729– 1731) и потом (1736–1737) переработанных в Лондоне и три сатиры (VI, VII, VIII), задуманных и написанных в Париже (1738–1739).
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне.
В России его сатиры впервые были изданы только 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
Построение сатир Кантемира обычно единообразно. После вступления (представляющего чаще всего обращение, например, к уму своему, к Феофану, к музе, к солнцу и т.д.) Кантемир сразу переходит к живым примерам, которые, следуя один за другим, составляют галерею литературных портретов, связанных почти без переходов простым порядком звеньев.
Отсюда типичное для Кантемира двойное заглавие; первое определяет обращение, дающее рамку всей сатиры; второе относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты. Так, например, «К уму своему (на хулящих учение)»; «К архиепископу новгородскому (о различии страстей человеческих)».Белинский говорил в 1845 г.
, что «развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение». В статье о Кантемире (1845) Белинский писал: «Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности.
Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами – размером, который' совершенно не свойственен русскому языку; этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира… Кантемир же первый начал писать стихи, также силлабическим размером, но содержание, характер и цель его стихов были уже совсем другие, нежели у его предшественников на стихотворческом поприще.
Кантемир начал собою историю светской русской литературы. Вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю».
В.А.Жуковский: « Кантемир принадлежит к немногим классическим стихотворцам России; но редкий из русских развертывает его сатиры, ибо старинный слог его пугает читателя, который ищет в стихах одного легкого удовольствия».
«Какой предмет сатиры? Осмеяние человеческих заблуждений, глупостей и пороков. Смех производит веселость, а веселость почитается одним из счастливейших состояний человеческого духа».
Анализ:
В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. За это Кантемир обрушивается на представителей церк и светской реакции. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские.
Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому архиепископу Феофану, который и дал толчок для продолжения этого цикла сатир. Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук.
В то время этот вопрос был очень актуален. образование становилось доступным для людей, были учреждены коллегии, университет. Это был качественный шаг в области наук. А любой качественный шаг – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров.
Автор обращается, что и следует из названия, к уму своему, называя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, то есть еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достичь ее через науку сложнее всего.
Автор использует 9 муз и Аполлона как образ наук, которые делают дорогу к славе трудной.
Далее в сатире по очереди появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Каждый из них осуждает науку, объясняет по-своему ее ненужность.
Критон считает, что те, кто увлекается наукой, желают постичь причины всего происходящего. А это плохо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе по его мнению наука вредна, надо просто слепо верить.
- «Расколы и ереси науки суть дети;
- Больше врет, кому далось больше разумети;
- Приходит в безбожие, кто над книгой тает…»
Силван – скупой дворянин. Он не понимает денежной пользы науки, поэтому она ему не нужна. Для него ценность имеет лишь то, что может принести конкретно ему выгоду. А наука этого ему предоставить не может. Он ведь жил без нее, так и проживет еще!
Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди —
Можно знать различие злата, сребра, меди.
Лука – пьяница. По его мнению, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно зовет «мертвыми друзьями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу только если время побежит вспять, звезды появятся на земле и т.п.
- Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:
- «Наука содружество людей разрушает;
- «Когда по небу сохой бразды водить станут,
- А с поверхности земли звезды уж проглянут,
- Когда будут течь к ключам своим быстры реки
- И возвратятся назад минувшие веки,
- Когда в поcт чернец одну есть станет вязигу, —
- Тогда, оставя стакан, примуся за книгу»»
Медор – щеголь и франт. Ему обидно, что бумагу, с помощью которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него славный портной и сапожник гораздо важнее Виргилия и Цицерона.
Автор обращает внимание, что у всех дел возможны два мотива: польза и хвала.
И есть мнение, что если наука не приносит ни того ни другого, то зачем ею заниматься? Люди не привыкли, что может быть иначе, что добродетель сама по себе ценна.
Но любой, едва что-либо узнав, требует повышения по службе или другого статуса. Например, солдат, едва научившись ставить подпись, хочет командовать полком. Автор сетует, что ушло то время, когда ценилась мудрость.
- В конечном итоге из портретных зарисовок носителей невежества складывается значительная и опасная сила, стремившаяся ликвидировать петр преобразования. И этот устрашающий союз наделен властью церковной и административной:
- «ордость, леность, богатство — мудрость одолело,
- Науку невежество местом уж посело,
- Под митрой гордится то, в шитом платье ходит,
- Судит за красным сукном, смело полки водит».
2«Евгений Онегин». Классический реализм, проблемы хар-ра. Дискуссионные вопросы изучения романа.
Главное произведение, которое завершено в Болдино(30г) – ЕО.
Это первый реалистический роман в мировой лит-ре.
Начал писать 9 мая 1823г. В Кишиневе. Закончил 9 главу 25 сентября 1830 года. Написал роман. После его завершения разбил его на 3 части, каждую из которых на 3 песни, озаглавив каждую( Русские народные сказки, число 3- удивительное число, церковная семантика: отец, сын, дух. Всё связано с высшей организацией).
Часть 1— Предисловие. Песнь1. Хандра. (Кишинев, Одесса 1823).
2 песнь. Поэт. Одесса, 1824.
3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824 г.
Часть 2. 4 песнь. Деревня. Михайловское, 1825г.
5 песнь. Именины. Михайловское, 1825г.
6 песнь. Поединок. Михайловское, 26 год.
Часть 3. 7 песнь. Москва. Михайловское, 27-28 год.
8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, Болдино, 1829г.
9 песнь. Большой свет. Болдино, 1830г. 7 лет, 4 месяца, 17 дней.
В окончательном тексте нет 8 песни. Это объяснил Катенин: «Онегин видел сверх нижегородской ярмарки одесской пристани военные поселения, заведенные графом Аракчеевым…».
Пушкин написал 10 главу. Была задумала в 1829 г. В Болдино и сожжена 19 октября 1830( в день лицея). Перед сожжением Пушкин зашифровал отдельные моменты, которые Моров в 1910 г расшифровал.
Речь шла об Отечественной войне, о восстании декабристов и участии в нем Онегина. Пушкин думал продолжить роман, по его замыслам, Онегин должен был оказаться на Кавказе и там погибнуть. Это не было реализовано.
Работа над романом была долгой и трудной.
Первые 5 глав были написаны быстро(2 года). Остальные- долго(5 лет).
По жанру ЕО – роман в стихах, социально-бытовой роман. Общественные вопросы решаются через изображение быта. Пушкин обратил внимание на специфику жанра.
4 ноября 1823г писал Вяземскому: «что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Роман – это лиро-эпический жанр.
«Лиро»- никаких законов, принцип свободы, которым он дорожил. «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё неявно различал».
Эпос обязывает к сюжету ( сгусток событий, самое главное) и к фабуле (последовательность событий).
Источник: https://infopedia.su/7x84e2.html
Сатиры Кантемира — краткое содержание
В первой сатире говорится о доводах против учения и науки. Эгоист Критон утверждает, что из-за науки народ стал нерелигиозным, сомневающимся в имуществе церкви. Раньше же вопросов никаких не возникало, все находились на службе, откровенно ее не понимая.
Раньше люди исполняли любые приказы церковников. Крохобор Сильва считал, что наука приведет народ к голоданию, ведь необученные крестьяне приносили урожая больше, чем грамотные. А дворянину наука не нужна, он может выполнять свои дела и обязанности без ученья.
Обжора Лука согласился и добавил, что умный человек всегда портит веселое пиршество. Ни у кого в мыслях не возникало желания променять бокал вина на книгу. А философы даже не стоят в сравнении с ремесленником и сапожником.
Чтобы добиться высокого поста можно избежать усилий. Достаточно одеть монашеский колпак и отрастить бороду – получится епископ. Теперь можно эгоистично благословлять всех и вся. Можно одеть парик с узлами – станешь судьей. Разрешай все вопросы за взятки – вот и все занятия. А законы не для тебя созданы.
Вторая сатира представлена в виде разговора двух приятелей – Филарета и Евгения.
Филарет узнает, что его собеседник расстроился из-за того, что люди из низкого рода добиваются признания обществом, а он дворянин, всегда и везде последний. Филарет успокаивает Евгения.
Он говорит, что и в бедных, и в богатых течет одна кровь. Хорошее место можно занять лишь постаравшись. Родственники Евгения тоже трудились не покладая рук в морском и военном делах.
Сам Евгений встает с кровати, когда ему хочется. В основном он делает это достаточно поздно. Носит он дорогие одеяния со сложными узорами. Некоторые стоят огромное состояние. Даже обувается Евгений не сам. Его обувает слуга. Потом Евгений устраивает застолье и приглашает своих друзей, которым он нужен ради выгоды. Если Евгений разорится, то эти «друзья» про него забудут.
А кем может стать Евгений? В морском и военном делах он вообще не разбирается, даже страшно ему туда лезть. Может он может стать судьей, но судья должен быть справедливым и милосердным. Евгений же издевается над бедняками и очень сурово наказывает крестьян за любую ошибку. Придворным стать тоже не вариант. Нужно ходить по чужим домам и культурно разговаривать.
В конце разговора Филарет говорит Евгению, чтобы тот исправил свое поведение. Пока этого не произойдет, Евгению не суждено добиться признания в обществе.
В седьмой сатире автор просто высказывает свои мысли. Он негативно относится к общественному утверждению про то, что человек может быть умным и раздавать советы.
Или к другому утверждению, в котором говорится о том, что все люди в мире склонен к ереси. Автор считает, что самую важную роль в жизни человека играет то, как его воспитали.
Даже Петр Первый посещал зарубежные страны, чтобы найти лучшие их стороны и построить учебные заведения для своих придворных.
Очень важно смотреть за тем, с кем общается ребенок. Из-за неправильного окружения он может научиться вредным привычкам.
Если вдруг такое случилось, и у ребенка появилась плохая черта, то очень хорошо было бы указать на ее плохие последствия примером. Даже сам родитель должен быть примером для подражания.
В строгих и сильно наказуемых наставлениях смысла мало, если ребенок видит, что родители сами их нарушают.
Только с таким воспитанием может вырасти хороший, умный и спокойный человек.
В сатирах Кантемира можно ясно и четко увидеть его личность, благодаря лиризму юмора. Его примечания, которые касаются истории и литературы объясняют читателям многие обычая, явления и прочее, что незнакомо русскому человеку.
Читательский дневник.
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/satiry-kantemira
Сатиры Кантемира: анализ произведений
В творческом наследии А. Кантемира наибольшее значение имеют его сатиры. В.Г. Белинский в своей статье о творчестве А. Кантемира обратил внимание на то, что светская русская литература не случайно начиналась не с оды, «плода весеннего», но с сатиры — «плода осеннего».
Само содержание общественной жизни России после смерти Петра I (1725), непримиримая борьба сторонников и противников петровских преобразований требовали от передовых писателей активного противодействия придворным консерваторам и реакционерам.
Пафос борьбы за просвещение и духовную свободу определил характер творчества молодого писателя.
Кантемир написал всего 9 сатир, наиболее яркими и значительными из которых являются сатиры I («На хулящих учение»), II («На зависть и гордость дворян злонравных») и VII («О воспитании»).
Анализ сатиры «На хулящих учение»
В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени.
В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей.
Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.
Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были «тихи и покорны», свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание.
Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая «всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину».
Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви.
- Судя по высказыванию Критона,
- Расколы и ереси науки суть дети,
- Больше врет, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает…
Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как «лепить горох в стену».
Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело «подлых», т.е. людей низкого происхождения.
«Благородному» человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств:
Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,
Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни.
Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради «мертвых друзей» (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция.
Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда.
Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор.
Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:
Медор тужит, что чересчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть золотые кудри…
Кроме этих типов «хулителей науки», Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря.
Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков.
Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих «явлений народу», что должно вызывать страх и восхищение:
- Епископом хочешь быть — уберися в рясу,
- Сверх той тело с гордостью риза полосата
- Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,
Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…
- С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:
- Наука ободрана, в лоскутах обшита,
- Изо всех домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…
Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу молчалив таится…
Анализ сатиры «На зависть и гордость дворян злонравных»
Во второй сатире — «Филарет и Евгений» («На зависть и гордость дворян злонравных») Кантемир выясняет проблему истинного благородства, истоки которого он видит в гражданских достоинствах дворянина, его способности и готовности служить Отечеству.
Защищая петровскую Табель о рангах, позволявшую незнатным людям занимать высокие должности в государстве, Кантемир утверждает внесословную ценность человека.
«Адам дворян не родил», — пишет Кантемир и добавляет, что потомками его были простые землепашцы:
От них мы сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой попозднее.
Сатира написана в форме диалога между дворянами Евгением и Филаретом. Евгений не может примириться с тем, что с ним не считаются, обходят чинами и милостями, хотя он имеет много знатных предков.
Филарет говорит своему приятелю о том, что достойным и благородным делают человека заслуги и добродетели, а не знатное происхождение.
Высмеивая лень, мотовство и безделье молодых щеголей-дворян, Кантемир рисует яркие, выразительные картины их жизни и поведения.
Анализ сатиры «О воспитании»
- В сатире «О воспитании» Кантемир утверждает, что поведение человека в обществе зависит не от врожденных свойств, но от воспитания, которое, по мнению писателя, нужно начинать с младенческих лет.
Задачи воспитания сатирик видит в том,
- Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
- В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен
- Сын твой был отечеству, меж людьми любезен
- И всегда желателен, — к тому все науки
- Концу и искусства все должны подать руки.
Особое место в сатире занимает тема Петра I. Кантемир считает Петра выдающимся педагогом и реформатором, вся деятельность которого была примером для русского народа. Петр, по словам Кантемира, «… сам странствовал, чтоб подать собою Пример в чужих брать краях то, что под Москвою сыскать нельзя…»
Художественное своеобразие сатир Кантемира
В своем творчестве Кантемир следовал принципам эстетики французского классицизма. Основу философских представлений сатирика составляла философия рационализма (Декарт), признающая высшим критерием поведения человека разум.
По стилю и композиционному строению сатиры Кантемира также соответствуют правилам классицизма. Они начинаются вступлением в форме обращения к конкретному или абстрактному адресату. Благодаря этому, сатиры Кантемира, даже те, которые написаны не в форме диалога, носят характер разговора, беседы.
После вступления следует само повествование, в котором сатирик разоблачает и высмеивает носителей различных пороков. Причем объекты сатирического осмеяния не связаны между собой сюжетной линией, а даны в виде портретной галереи.
Заключительная часть сатиры имеет форму морального рассуждения, в котором излагаются положительные идеалы самого автора.
В соответствии с таким построением все сатиры Кантемира имеют двойные заглавия: первое называет адресат («К уму своему», «К солнцу», «К музе своей» и т.д.), а второе определяет тему («На хулящих учение», «О воспитании», «О опасности сатирических сочинений» и т.д.).
Следуя советам теоретика классицизма Буало, Кантемир наделяет большинство своих героев греко-латинскими именами: Критон, Силван, Медор, Филарет и т.д.
Однако живые, остроумные и язвительные портретные характеристики делали героев сатир Кантемира легко узнаваемыми читателями России того времени.
Эту черту сатир Кантемира подметил Белинский, по словам которого, «несмотря на подражание латинским сатирикам и Буало, он умел остаться оригинальным, потому что был верен натуре и писал с нее».
Сатиры Кантемира написаны доходчивым для читателя середины XVIII в. языком. Отчасти это объясняется обширным использованием пословиц и поговорок, живой разговорной речи («исправит горбатого могила», «двух денег не стоит», «лепя горох в стену», «пялит глаза», «скалит зубы», «не прибьешь их палкой к соленому мясу» и т.д.).
При этом, однако, Кантемир сознательно усложнял синтаксические конструкции своих стихов, часто использовал инверсию. Сатиры Кантемира написаны архаичным уже для того времени тринадцатисложным силлабическим стихом.
Правда, поэт ввел дополнительные ударения на 5-м и 7-м слогах, что придает стихам сатир некоторую ритмическую упорядоченность и музыкальность.
Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/drugie_avtory/satiry_kantemira_analiz_proizvedenij/121-1-0-2520
Краткое содержание книги Кантемира “Сатиры”
Первая сатира (“На хулящих учение. К уму своему”) открывается знаменитыми стихами: “Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки…”
Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: “Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врет, кому надо больше разумети”. Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали ее, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить
свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины.
Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадет приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу.
“Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим”. “Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает”: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию.
Вино – дар божественный; веселый человек, оставя стакан, не возьмется за книгу.
Щеголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. “Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши”.
Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо – бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками.
Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.
Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своем углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять ее другим.
Сатира вторая (“На зависть и гордость дворян злонравных”), диалог между Филаретом (“Любящим добродетель”) и Евгением (“Благородным”, т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: “Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награжден – ты с древними презрен именами”. Евгений подтверждает.
Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. “Знатны уж предки мои были в царство Ольги” и с тех пор управляли и на войне, и в судах, “А батюшка уж всем верх – так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало”. Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.
Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство – вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами.
А грамота, “плеснью и червями изгрызена”, никакого достоинства человеку не дает: “Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским”; в благородных течет та же кровь, что и в холопах.
Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. “Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор – тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублен мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли…”
Далее описывается день щеголя.
С утра он долго нежится, затем пьет чай или кофе, прихотливо причесывается, обувается в тесные башмаки (“Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится”), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права. Затем он предается обжорству, окруженный гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается.
Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картежной игре: не одну деревню он уже проиграл.
А чтобы занимать важные должности, нужны многие знания. Евгений же ничего не знает из многосложной военной науки, моря боится и править кораблем не способен.
Судьей может быть тот, кто “Мудры не спускает с рук законы Петровы, / Коими мы стали вдруг народ уже новый”, – и к тому же добросердечен – Евгений, кроме своего невежества, бесчувствен и жесток: смеется нищете, бьет холопа до крови, что махнул рукою вместо правой левою, по мотовству своему считает законными все способы пополнить пустой кошелек.
Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идет к своей цели.
Таким качествам не грех и поучиться – с тем чтобы употреблять их на добрые дела.
Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: “Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду”. А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков – это ничего не значит. Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой.
Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев. “От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее”.
Сатира седьмая (“О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому”) есть скорее эпистола, чем сатира: развернутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум дается исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета. Отчего же такой предрассудок?
Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если ее не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе. Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных.
Правильное воспитание – путь к совершенству: “Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, – к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки”.
Можно быть великим ученым или воином – но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.
Не надо все время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно – этим лишь отобьешь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от нее: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника.
Надо осторожно выбирать ребенку слуг и все окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример – родители. Нет толку читать ребенку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце.
Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своем доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-knigi-kantemira-satiry/
Краткое содержание: Сатиры
В первой сатире «На хулящих учение» описаны аргументы противников науки. Критон считает их причинами церковных распрей и расколов. Раньше люди стояли на службе, потому что должно так делать, не понимая ее сути и полагаясь на мудрость священников, а теперь начали самостоятельно изучать Библию.
Теперь народ пренебрегает постами, поклонами святыням, и даже начинает полагать, что не пристало отписывать монастырям земли. Скопидом Сильва полагает, что учения также приносят с собой голод, ибо неученые крестьяне собирали больший урожай.
Дворянству тоже нет смысла постигать суть мироздания, всяческие управленческие и торговые приемы можно и без наук освоить. К тому же, науки скучны и мешают веселью, что разрушает веселую компанию. Щеголь Медор сетует, что на производство книг уходит много бумаги, что ему уж некуда завернуть свои витые кудри.
А Цицерон и Виргилий и гроша не стоят по сравнению с рукастым портным или сапожником.
Без лишних знаний и место теплое найти проще. Вот чтобы епископом стать, достаточно бороду отрастить да клобук на голову натянуть, судьей чтоб быть, можно и вовсе надеть парик с узлами и отсылать каждого, кто без взятки приходит. А законы знать — дело подьячих.Вторая сатира «На зависть и гордость злонравных дворян» описывает разговор добродетельного Филарета с Евгением, обладающим высоким чином. Филарет находит Евгения в чрезвычайно дурном расположении духа и угадывает причину этого: многие люди рангом пониже достигают успехов, в то время Евгений с высоты своих благородных корней ничего не добился. Это и тревожит Евгения, стыдно с такими предками быть во всем последним.Филарет отвечает как на духу, что благородство, не подкрепленное собственными достижениями, мало что значит. Грамоты должны подтверждать заслуги человека, а не быть его единственными заслугами, полученными при рождении. Евгений и сам говорит, что предки заработали почет собственными силами и свершениями. У него же ничего подобного за душой нет, ибо когда предки с войском шли на неприятеля, он возлегает на перинах, окруженный многочисленными слугами.
Потом автор описывает день из жизни барина.
С постели он встает поздним утром, после чаепития или чашечки кофе прихорашивается, с помощью слуги натягивает тесные башмаки, наряд в деревню ценой, а после предается чревоугодию вместе с мнимыми друзьями, которые покинут его, стоит ему потерять свое состояние. А Евгений и сам приближает этот день, играя в карты каждый божий день, проиграв таким образом уже несколько деревень.
А для высоких должностей нужны знания и способности. Для мореходства у Евгения нет ни знаний, ни мужества править кораблем, судья должен усердно изучать законы и быть милосердным, а Евгений невежественен и жесток: бьет крестьян за любой проступок, пока кости не затрещат, а из-за постоянных проигрышей в карты не брезгует никакими способами добычи денег. Евгений слишком ленив даже для придворного, ибо для этого требуется терпение и трудолюбие. Например, Клит, что работает при дворе, круглые сутки обивал пороги передних, осторожно выбирал слова, дабы не вызвать ничье недовольство. У него следует поучиться, чтобы потом использовать это умение во благо.
Невежество Евгения только усложняет его жизнь. Сперва ему стоит исправиться, и потом уже пытаться найти себе место под солнцем. Корни же, знатные они или нет, мало значат. Сколь знатен не был бы род, а имя доброе подкреплять делами надобно, не наоборот.
В седьмой сатире «О воспитании» автор рассуждает о значимости общественного мнения. например, существует такое мнение, что знание доступно лишь людям в возрасте, и юноша совета дельного не может дать. А почему? Также считается, что любой человек склонен к обману, но на самом деле все зависит от воспитания: какую черту развивать — та и проявится в характере. Потому Сам Петр ездил по заграничным странам, высматривая лучшее в них и открывая учебные заведения для своих подданных. Правильно воспитай человека — и он многого добьется.
Независимо от талантов и положения нужно быть добродетельным человеком: способности, на которые опирается злой ум, не доведут их владельца до добра. Уж лучше быть человеком невыдающимся, но добрым, чем злобным гением.
Воспитывать детей нужно не догмами, а примером. Чуть проявилась у ребенка дурная черта, нужно показать ему того, кто испытывает от нее вред: богача, чахнущего над своим богатством, больного блудника.
Также нужно аккуратно выбирать его окружение, недаром народ говорит «С волками жить — по-волчьи выть». Но самое главное — родители должны сами представлять собой то, чему пытаются научить дитя, потому что, видя от отца зло, сын только злу и научится.
Большинство не воспримет серьезно такие советы молодого человека, подытоживает автор, но они тогда могут и вовсе не читать эти стихи.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сатиры». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/kantemir/satiry/