Краткое содержание катаев голубок за 2 минуты пересказ сюжета

Валентин Петрович Катаев

Сказки

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

С утра лил дождь. Дул сильный ветер. Высокие сосны раскачивались во все стороны, стукаясь сухими ветками. В лесу было сумрачно. Холодная вода стояла в траве по щиколотку.

Женю и Павлика не пустили гулять. Они целый день сидели в комнате и скучали. Вдруг слышат: гуль-гуль-гуль.

Дети высунулись в окно, посмотрели вверх и увидели под застрехой голубка. Как видно, он отстал от своей стаи, заблудился в лесу, вымок и спрятался от непогоды под застреху.

  • Это был очень красивый голубок, весь белый, в пуховых штанишках, с розовыми глазами.
  • Он ходил взад-вперед по выступу дома, проворно вертел головкой, чистил клювом мокрые перышки и сам с собой разговаривал:
  • – Гуль-гуль-гуль.
  • Женя и Павлик очень обрадовались и стали кричать голубку:

– Здравствуй, гуленька! Бедненький гуленька! Иди к нам в комнату, гуленька! Мы дадим тебе кашки!

  1. Голубок вежливо отвечал:
  2. – Гуль-гуль-гуль.
  3. Но из-под застрехи не выходил, – наверное, боялся.

Тут дождь пошел еще сильнее, сверкнула молния, загремел гром. Пришла мама, закрыла окно и велела детям есть простоквашу, а потом ложиться спать.

  • – Мамочка, – сказала Женя, – мы хотим немножечко поиграть с голубком.
  • – Да, мы хотели немножечко поиграть с голубком, – сказал вслед Павлик, который всегда повторял Женины слова.
  • Но мама сказала:

– Сегодня уже поздно. Надо ложиться спать. И гуленька пусть ложится спать. А завтра встанете пораньше, будет хорошая погода, и целый день будете играть с гуленькой.

Дети съели простоквашу, улеглись, но долго еще не могли заснуть. Они лежали, шепотом разговаривая про гуленьку, как они с ним будут играть завтра.

  1. – Завтра я его буду пеленать, – сказала Женя.
  2. – Нет, я его буду завтра запрягать, – сказал Павлик.
  3. – Нет, я его буду купать!
  4. – Нет, я его буду возить!
  5. – Нет, я его буду учить!
  6. Пришла мама и сказала:

– Довольно болтать. Спите.

Женя и Павлик повернулись на другой бок и быстро уснули, чтобы скорее было завтра.

Назавтра они проснулись рано. Дождя не было. Ветра не было. Сосны не шевелились. В лесу дымилось солнце. В траве играла роса. Женя и Павлик поскорее оделись, умылись и высунулись в окно посмотреть на своего голубка. Но голубка не было. Тогда дети побежали в сад. Искали в саду, искали – нет гуленьки.

– Вы чего здесь ищете? – спросил папа из окна.

  • – Мы, папочка, голубка своего ищем, гуленьку.
  • – К сожалению, вашего гуленьку ночью, пока вы спали, съела сова, – сказал папа и показал детям на лужайке под березой совсем небольшую кучку белого пуха и нежных перьев, – словно кто снежку посыпал.
  • Заплакали Женя и Павлик, да делать нечего.
  • А сова тем временем сидела на чердаке у деда Корнея и облизывалась.
  • Вот тебе и гуленька!
  • 1940
  • К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.

– Нет, я лучше, – сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны.

Через час возвращаются.

– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

– Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

– Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

– А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца – подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

  1. А сверх того ещё целое гнездо опят – удалых ребят.
  2. Поспела в лесу земляника.
  3. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
  4. Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберет.
  5. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

– Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

– Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

– А ты хорошенько искала?

– Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

– А под листики ты заглядывала?

– Не заглядывала.

– Вот видишь! Надо заглядывать.

– А почему Павлик не заглядывает?

– Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

– Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

– Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

– Хорошо, – сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвет и приговаривает:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, – думает. – Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Конец ознакомительного отрывка Краткое содержание Катаев Голубок за 2 минуты пересказ сюжета Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-tale/607790-valentin-kataev-skazki.html

“Сын полка» краткое содержание: пересказ повести Катаева

В кратком содержании повести В.П.Катаева «Сын полка» повествуется история, которая произошла в последний год Великой Отечественной войны. Произведение получило Сталинскую премию, завоевало огромную популярность и на его основе был снят одноименный фильм. Сюжет повести основан на реальных событиях, которые происходили в рядах красной армии.

Основные персонажи

  • Ваня Солнцев – мальчик-сирота, которого красноармейцы приняли в свои ряды. Смелый, изобретательный и упрямый.
  • Енакиев – командующий, который хочет забрать Ваню к себе после войны, капитан. Честный, рассудительный, верный.
  • В.Биденко – красноармеец, один из тех, кто нашёл мальчика. Хлебосольный, опытный разведчик.
  • К.Горбунов – второй солдат из отряда, который заботится о найденыше. Хозяйственный, бережливый, храбрый.
  • Егоров – командир отряда разведчиков. Молодой, добрый и искренний.
  • Ковалёв – герой-наводчик боевого орудия. Боец со стажем в возрасте 40 лет, опытный.
  • Ахунбаев – друг и соратник Енакиева. Горячая голова, храбрый и отчаянный.

Пересказ тезисно

Красноармейцы находят двенадцатилетнего мальчика, Ваню. Он сирота, вся его семья погибла на войне. Командующий отправляет ребенка в тыл, в детский дом, однако по пути смышленный паренек сбегает от сопровождающего – служивого Биденко – и возвращается обратно в часть.

Енакиев проникается к мальчику отеческими чувствами и разрешает оставить его. О мальчике заботятся разведчики, и вскоре Ваню отдают учиться артиллерийскому делу. Енакиев говорит, что хочет усыновить его, и мальчик соглашается. Во время боя с немцами Красная Армия терпит большие потери. Енакиев погибает.

Мальчика отвозят в Ленинград в военное училище.

Краткое содержание по главам

Глава 1 Небольшой отряд разведчиков во главе с сержантом Егоровым возвращается ночью с задания. Остановившись на перекур, они слышат странные звуки из воронки от снаряда неподалеку.

Приблизившись к ней, солдаты находят спящего мальчика, которому снится тяжелый сон. Ребенок вскрикивает и плачет. Красноармейцы будят его, и мальчик пугается.

Поняв, что это свои и бояться нечего, ребенок падает в обморок.

Глава 2 Командующий Енакиев с комдивом Ахунбаевым воюют плечом к плечу уже более 2 лет. Они сидят на специальной площадке на дереве и составляют карту местности, нанося объекты вражеской артиллерии. Ахунбаев хочет поскорее закончить и отпустить солдат-разведчиков. Енакиев же подробно разбирается с каждым знаком, который планируется нанести на карту.

Глава 3 Начинается легкая атака, Ахунбаев отбывает к себе в расположение. Енакиев составляет план, приходит приказ о немедленном наступлении. Пока есть несколько минут перед боем, капитан вызывает сержанта Егорова и спрашивает, как самочувствие найденыша.

Сержант рассказывает историю мальчика Вани Солнцева: его маму расстреляли немцы, позже умерли остальные родственники. Деревню, где жил ребенок, стерли с лица земли, и мальчик скитался, пока его не нашли фашисты и не отправили в спецприемник для детей.

Там он долго болел, потом сбежал и бродил по лесу полуголодный, пока на убежище не набрели советские солдаты. Мальчик смышленый, шустрый, хочет остаться в полку. Енакиев вспоминает о своем сыне, жене и матери. Они все погибли при бомбежке Минска.

Считает, что ребенку не место в полку и отдаёт приказ перевезти Ваню в тыл. Сержант говорит, что мальчик обещал убежать, если его увезут отсюда, но Енакиев повторяет приказ.

Глава 4 Солдаты, которые шли в отряде Егорова и нашли Ваню, приютили его в своей палатке. Голодавший до этого времени ребёнок с удовольствием ест солдатские харчи. Первый раз за три года у него появилось ощущение безопасности. Биденко и Горбунов – крепкие русские мужики: первый до войны работал в шахте, второй — рубил лес.

Горбунову приходит приказ заменить погибшего однополчанина. Прибывает сержант Егоров и передает слова комбата о том, что Ваню следует отправить в детский дом, поскольку находиться на передовой ему не положено. Биденко нехотя подчиняется приказу. Иван не хочет ехать, говорит, что убежит, и просит оставить его в части.

Однако приказ есть приказ: ребенка сажают в машину вместе с Биденко.

Глава 5 Дислокация частей меняется. Биденко возвращается в полк грустный, голодный и уставший. Горбунов встречает его, рассказывая подробности прошедшего боя. Биденко интересуется, где сержант Егоров, но тот занят. И мужчина, наконец, поведывает, что ему не удалось доставить Ваню до места назначения, потому что тот все-таки сбежал по пути.

Глава 6 Биденко вспоминает, как мальчик сбежал. Солдаты ехали в машине, как вдруг Ваня резко из нее выпрыгнул и побежал в лес. Опытный разведчик пошел наперерез, надеясь поймать ребенка до того, как тот далеко убежит, но не находит никаких следов.

Биденко возвращается к машине, но та уже отправилась дальше. Он решает перекурить и садится под дерево, откуда на него падает букварь. Оказалось, что Иван спрятался на дереве, чтобы его не нашли, решив позже спокойно уйти, но уснул там.

Биденко будит его, снимает с дерева и уводит с собой.

Глава 7 Ефрейтор ведет Ваню по лесу на дорогу, чтобы поймать попутку. Ребенок грозится убежать, разведчик шутливо говорит, что от него еще никто не убегал. Они садятся в машину, и Биденко привязывает ребенка к себе веревкой для надежности.

Мужчина засыпает, периодически просыпаясь и проверяя наличие мальчика рядом. В очередной раз проснувшись обнаруживает, что вторая часть веревки привязана к посторонней женщине, а мальчик успел убежать. Биденко спешивается и, раздосадованный, возвращается в часть.

Читайте также:  Краткое содержание вулф миссис дэллоуэй за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 8 Ваня выходит на расположение кавалеристов, прося доложить о нем начальнику. Встречает мальчика ненамного старше себя, который служит связным уже два года. Ване становится обидно, что разведчики не оставили его у себя.

Глава 9 Дожидаясь начальства, Ваня встречает Енакиева, которого до этого ни разу не видел. Он рассказывает о том, как несправедливо его не взяли в сыны полка, и жалуется на капитана Енакиева, даже не догадываясь, что тот сидит перед ним. Капитана веселит история побега Вани от ефрейтора, и он увозит ребенка в часть.

Глава 10 Командующий возвращается в полк, спрашивая у разведчиков, как они относятся к мальчику. Солдаты говорят, что мальчик шустрый и из него бы получился отличный боец. Енакиев просит привести Ваню и оставляет его в расположении.

Глава 11 Ребенок встречается со знакомыми красноармейцами. Все рады встрече. Выясняется, что собеседник Вани – это сам Енакиев. Мальчик делает вид, что удивлён, но на самом деле давно его распознал.

Глава 12 Друзья-разведчики берут с собой Ваню тайком на задание. Мальчик должен идти впереди и разведывать дорогу под видом пастушка: с собой они взяли старую клячу Серко для отвода глаз. Солдаты лежат в засаде, в то время как Ваня ушёл вперёд. Через 3 часа лошадь вернулась без седока, а мальчик наткнулся на расположение фашистов.

Глава 13 Разведчики идут выручать Ваню. По дороге они находят место, где его взяли в плен, принимая решение разделиться. Биденко возвращается в роту с докладом, а Горбунов остаётся спасать мальчика.

Оказалось, что ребенок, подражая настоящим разведчикам, неумело составлял карту местности. Так его поймали немцы и взяли в плен.

Глава 14 Ваню ведут на допрос. Он ни в чем не сознается, и его бьют. Но ничего узнать фашистам так и не удалось. Они приказывают оставить мальчика на 3 дня без еды и воды.

Глава 15 Мальчик просыпается от звуков взрывов. Один снаряд разносит блиндаж, внутри которого держали Ваню. Мальчику удаётся выбраться. Первым в посёлок врывается Горбунов, Ваня сам его находит. Красная Армия наступает, Горбунов и Ваня занимают блиндаж, в котором вели допрос.

Глава 16 Юному разведчику заказывают новое обмундирование. За махорку и харчи договариваются, чтобы форму перешили под его размер. Приходит парикмахер по прозвищу Восемь-сорок и стрижёт его впервые за три года, затем Ваня отправляется в баню.

Глава 17 Биденко и Горбунов парят мальчика в бане – отмыть его удаётся с трудом. После этого Ваня надевает новую форму и учится завязывать портянки.

Глава 18 Енакиев вызывает Ваню на разговор. Ребёнок вызывает в нем особые чувства, напоминая о погибшем сыне. Он предлагает ему служить при штате связным и держаться вместе, поскольку семьи у обоих погибли. Ваня соглашается.

Глава 19 Ваню Солнцева переводят в другое подразделение. Енакиев решил заняться его воспитанием и приставил к первому орудию обучаться мастерству. Здесь мальчик знакомится с солдатами, в первый раз вблизи видит пушку, ощущая ее пока скрытую мощь. Судьба сводит его с Героем Советского Союза, гениальным наводчиком Ковалёвым.

Краткое содержание Катаев Голубок за 2 минуты пересказ сюжетаВаня знакомится с Ковалёвым

Глава 20 Поступает приказ «Орудие к бою», Ваня с Ковалёвым и остальными солдатами готовят пушку. Ковалёв прицеливается, выстреливает. После даёт каждому из состава по разу нажать спусковой крючок. Ваня тоже просит выстрелить один раз, и ему разрешают. Войска стоят уже на границе с Германией.

Глава 21 Енакиев и Ахунбаев готовятся к предстоящему сражению. Капитан возвращается в своё подразделение, подходит к спящему Ване и спрашивает у сослуживца, как мальчик справляется со своим новым положением.

Глава 22 Енакиев признается Ковалёву, что хочет усыновить Ваню. Ковалёв поддерживает его решение. Внезапно начинается атака, фашисты, разгадав план Ахунбаева, начали бомбить его роты. Енакиев срочно готовится к наступлению.

Глава 23 Ваню и его орудийный состав перебрасывают в срочном порядке на передовую. По дороге им встречается Биденко. Он ревниво осматривает мальчика и видит, что тот обрёл боевой вид. Разведчик рад встрече. Вокруг начинается настоящий бой.

Глава 24 Бой идёт с переменным успехом. Ваня помогает орудийному расчету, как может. Вдруг со стороны немцев появляются 6 танков в окружении пехоты.

Енакиев понимает, что сражение может оказаться для них последним: подразделения терпят большие потери. К капитану подходит Ваня, Енакиев просит, а затем и приказывает ему покинуть передовую и уйти в тыл. Но мальчик упрямо не соглашается.

Тогда Енакиев пишет записку, прося Ваню передать ее в штаб, тем самым давая повод уйти подальше от выстрелов и взрывов.

Глава 25 К тому моменту, как Ваня возвращается, бой уже закончился. Немецкая атака отбита, но рота понесла огромные потери. Мальчик идёт через подбитые орудия и горящие грузовики. Вскоре он находит первое орудие, около которого, прислонившись, сидит мертвый Енакиев. Ваня плачет, его поддерживает Биденко, который оказался рядом в этот момент.

Глава 26 В кармане у Енакиева находят записку, где он прощается с товарищами и просит позаботиться о Ване. Мальчику отдают погоны названного отца, и Биденко провожает его на обучение в Суворовское училище.

Глава 27 Ваня спит с остальными воспитанниками училища в казарме. К нему подходит старый генерал, который знает о судьбе ребенка, и вспоминает своё детство. Мальчику снится сон, в котором его в будущее уводит старый солдат.

Краткое содержание Катаев Голубок за 2 минуты пересказ сюжетаСын полка Ваня Солнцев

В чем авторская идея

В данном произведении автор показывает суровые военные годы. Книга повествует о том, какие жертвы несли люди вне зависимости от возраста. Война оставила отпечаток на судьбе каждой семьи, но, несмотря на все горе, которое она причинила, люди находят в себе силы жить и верить в лучшее. Красноармейцы сражаются отчаянно и до победного конца.

Краткий пересказ повести Валентина Катаева – это описание последнего победоносного года Великой Отечественной войны, унесший жизни тысяч воинов. В рассказе достоверно передано настроение солдат, смелость и героизм, которые проявляли на войне даже дети. Читать краткое содержание повести «Сын полка» можно уже в начальной школе.

Произведение воспитывает в молодом поколении патриотизм и даёт знания об истории родной страны.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/kataev/syn-polka.html

Катаев Валентин “Сын полка” Читательский дневник

  • Автор: Катаев Валентин.
  • Название: «Сын полка».
  • Жанр: повесть.
  • Тема произведения: война и дети.
  • Число страниц: 132.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Ваня Солнцев.

    12 лет. Храбрый, отважный,
    решительный, хитрый и находчивый.

  2. Сержант Егоров. Разведчик.
  3. Капитан Енакиев. 32 года. Одинокий, суровый,
    добрый, справедливый.
  4. Ефрейтор Биденко. Большой, громкоголосый,
    уверенный в себе, добрый.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Разведчики находят спящего мальчика, которого хотят оставить
у себя. Но капитан решает иначе, и вскоре Ваня Солнцев становится помощником
наводчика на артиллерийской батарее.

Сюжет – краткое содержание

  1. На обратном пути в часть разведчики находят в
    канаве спящего мальчика и забирают его с собой.
  2. Ваня Солнцев хочет остаться с разведчиками, но
    капитан Енакиев распоряжается отправить мальчика в тыл.
  3. Ваня сбегает от многоопытного ефрейтора Биденко
    и встречается с Енакиевым.
  4. Он остаётся у разведчиков, но во время одного из
    рейдов оказывается в плену у немцев.
  5. Енакиев забирает Ваню и разведчиков и делает
    артиллеристом, но во время боя отправляет Ваню в штаб.
  6. Енакиев гибнет, а Биденко отвозит повзрослевшего
    Ваню в суворовское училище.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Ваня обманул ефрейтора Биденко. Он
сбежал от него в лес, а ефрейтор решил, что Ваня поплутает и, сделав круг,
выйдет прямо на него. Но Ваня оказался хитрее, он не стал бегать по лесу, а просто
залез на дерево. И если бы не случайность, не нашёл бы его Биденко.

План произведения для пересказа

  1. Спящий мальчик.
  2. Ваня Солнцев.
  3. Распоряжение капитана.
  4. Первый побег.
  5. Второй побег.
  6. Ваня и капитан.
  7. Ваня в разведке.
  8. В плену у немцев.
  9. Злобная тётка.
  10. Спасение.
  11. Ваня-артиллерист.
  12. Последний бой.
  13. В суворовском училище.
  1. Главная мысль
  2. Родину защищать может и взрослый, и ребёнок, каждый в меру
    своих сил.
  3. Чему учит эта книга

Повесть учит любить Родину и быть настоящим патриотом. Учит
смелости, самоотверженности, бесстрашию. Учит ненавидеть врагов и любить
друзей. Учит взаимовыручке и находчивости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта повесть, хотя рассказывает она об очень
печальном событии в истории нашей страны – о Великой Отечественной войне. Та
война коснулась всех – и взрослых, и детей, и это особенно страшно. Но мальчик
Ваня Солнцев, конечно, молодец. Он настоящий герой, на поступки которого можно
равняться.

  • Новые слова и выражения
  • В тылу – далеко за линией фронта, линией боёв.
  • Фляжка – металлический сосуд с крышкой для воды.
  • «Язык» – пленный, которого можно допросить.
  • Пословицы к произведению
  • Хорошей войны не бывает.
  • Сам маленький, а подвиг большой.
  • Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
  • Русский немцу задал перцу.
  • Сами воевать не хотим, но своей земли не отдадим.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/kataev-valentin-syn-polka-chitatel/

Краткое содержание повести «Белеет парус одинокий» В. Катаева

Повесть «Белеет парус одинокий» Катаев написал в 1936 году. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Белеет парус одинокий». В качестве названия взята первая строка стихотворения Михаила Лермонтова «Парус».

Основные персонажи повести

«Белеет парус одинокий» главные герои:

Герои рассказа В. Катаева «Белеет парус одинокий» Петя и Гаврик – настоящие друзья, совершенно разные по своему характеру и по-разному действующие в складывающихся ситуациях. Их черты характера, привычки и взгляды главным образом проявляются в отношении этих ребят к окружающим и их поступках.

  • Петя – мечтатель и фантазер, беззаботный и простодушный баловень семьи, для которого жизнь наполнена романтическими историями, неразгаданными тайнами и радостными открытиями.
  • Гаврик – волевой, сдержанный, привыкший трудится с ранних лет, привыкший к недетским заботам и лишениям.

Обоих мальчиков сближала восприимчивость к красоте природы, стремление к справедливому, честному и героическому.

«Белеет парус одинокий» очень краткое содержание

В. Катаев «Белеет парус одинокий» краткое содержание для читательского дневника:

Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

  • После они встречают беглеца на пароходе, где его чуть не ловят, но матрос успевает броситься за борт, и его спасают на лодке Гаврик с дедушкой, помогают спрятаться.
  • После из-за этого деда арестовывают, бьют, доводят до смерти, а его внук вынужден зарабатывать сам, а может десятилетний мальчик только играть в азартные игры.
  • Петя оказывается связанным с Гавриком и продолжением всей этой революционной истории, Петя тоже играет, но неумело: проигрывает, впадает в раж, даже начинает подворовывать ради игры… Скоро это раскрывается (папа и Павлик обнаруживают пропажи), а Петя от испуга и раскаяния заболевает.

Главная мысль этого произведения состоит в ощущении простыми людьми (особенно маленькими героями) революционной бури, которая начинается в стране. Эти страшные события не могут не затронуть даже тех, кто живёт в стороне от всего – со своими маленькими радостями.

Сказку «Цветик-семицветик» Катаев написал в 1940 году. Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик» для читательского дневника поможет задуматься над идеей рассказа о волшебном цветке и вспомнить подробности истории.

Короткий пересказ «Белеет парус одинокий»

Краткое содержание «Белеет парус одинокий» Катаев:

Когда летние каникулы уже почти совсем закончились, Петю и Павлика папа вёз с дачи домой – в Одессу. Для них это было прощание с морем. Петю особенно восхищала стихия. Он много мечтал, думал о подводном мире, о силе волн… Именно ему пришли на ум строки о парусе, когда он бросил прощальный взгляд на море.

Семейство ехало к пароходу на дилижансе. Вдруг раздался выстрел, скоро на подножке дилижанса появился незнакомец. Заметив вблизи конный разъезд, «незваный гость» спрятался под лавку. Конечно, семейство было напугано. Мальчики с любопытством смотрели на спрятавшегося. Петя заметил у того на руке татуировку-якорь. А папа сделал вид, что ничего не произошло, поэтому и сыновья молчали.

Через какое-то время папа громко сказал, что на дороге никого больше нет. Услышав это послание, молодой человек вынырнул из-под скамейки и убежал. Видимо, это был революционный матрос.

Странный инцидент, наверное, забылся бы детьми. Однако на пароходе, где Петру было очень скучно (дети богачей все, как назло, девчонки и сидят по каютам), он вдруг узнал татуировку на руке одного пассажира. Петя стал за ним наблюдать. Пассажир вел себя несколько странно.

Подозрения Пети о том, что это тот самый матрос подтвердились, когда татуированного попытался арестовать переодетый полицейский. Сумятица кончилась на том, что матрос прыгнул за борт. «Полицай» пытался убедить всех, что человек за бортом, но все, видя бодро уплывающего матроса, не стали помогать ни беглецу, ни преследователю.

Далее Гаврик с дедушкой, которые плыли на лодке, спасли выбившегося из сил матроса. Он умолял спрятать его. Оказав ему помощь, дедушка сам пострадал – его по подозрению в пособничестве забрали полицаи. Гаврик остался совсем один, пришлось зарабатывать деньги. Мальчик мог лишь играть на деньги в азартные игры – «ушки».

В игре он участвовал с тем самым Петей. Гаврик выигрывал, он был рассудительным мальчиком. А вот Петя увлекался игрой, не мог остановиться. Он начал брать в долг и проигрывать, брал вещи родных (отрезал пуговицы с отцовского мундира), стал воровать (разорил копилку брата), но всё проиграл.

Скоро и папа, и Павлик обнаружили, что ограблены родственником. Конечно, был скандал. От переживаний Петя заболел, и проболел он долго. А дедушка Гаврика тоже долго болел. Его держали в тяжелых условиях, каждый день били. Внук очень переживал, но ничего не мог сделать.

Так, к сожалению, дедушка оставил Гаврика сиротой. Приятели Петя и Гаврик встречаются весной. На прогулке к ним подходит тип в костюме, в котором бьют в глаза зеленые носки.

Это и есть тот самый революционный матрос. Этот товарищ Жуков произносит речь к простому народу. Его арестовывают, но вскоре товарищи готовят ему побег – взрывают тюремную стену. И Жуков уплывает на паруснике.

Его парус белеет, и этим восхищается Петя.

Вывод:

И Петя, и Гаврик совершают своего рода подвиг, и прежде всего, подвиги для самих себя. Гаврик проявляет смелость, когда ему приходится противостоять полицейскому сыщику и делать выбор между собственной жизнью и спасением людей, которые находились в хибарке.

Петя преодолевает себя, когда ему приходится самому пробираться в штаб революционеров, неся за плечами ранец с настоящими патронами. Для каждого из друзей это было сложнейшее испытание, свидетельство их морального и нравственного роста под влиянием событий того времени.

краткое содержание «Алые паруса» по главам и описание героев на нашем сайте. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней.

Сюжет повести «Белеет парус одинокий» Катаев

«Белеет парус одинокий» Катаев краткое содержание произведения:

Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли строки: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…»

И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не живописность его, а исконная таинственность: фосфорическое свечение, скрытая жизнь глубин, вечное движение волн… Полным тайны было и видение взбунтовавшегося броненосца, несколько раз появлявшегося на горизонте.

Но вот прощание с морем закончилось. Все трое разместились на скамьях, и дилижанс тронулся. Когда до Аккермана оставалось вёрст десять и по обеим сторонам дороги уже тянулись сплошные виноградники, пассажиры услыхали винтовочный выстрел, а через минуту задняя дверь дилижанса открылась и коренастый человек застыл было на подножке.

Но тут впереди показался конный разъезд, и он быстро нырнул под скамью. Петя успел заметить рыжие флотские сапоги и вытатуированный на руке якорёк, как и папа, он сделал вид, что ничего не произошло, и отвернулся. Через полчаса папа нарушил молчание: «Кажется, подъезжаем… На дороге ни души». Раздался шорох, и сейчас же хлопнула дверь…

На пароходе «Тургенев» Петя, не найдя подходящих для знакомства сверстников, стал наблюдать за странным усатым пассажиром. Усатый явно кого-то разыскивал и наконец остановился перед спящим на палубе и прикрывшим картузиком лицо мужчиной. Петя остолбенел: задравшиеся штанины обнажили рыжину флотских сапог, которые два часа назад выглядывали из-под скамейки дилижанса.

Когда миновали Ланжерон, усатый подошёл к спящему, взял за рукав: «Родион Жуков?» Но тот оттолкнул усатого, вскочил на борт и прыгнул в воду.

…Вечерело, когда Гаврик с дедушкой выбрали перемёт и налегли на весла. Совсем недавно прошёл пароход «Тургенев». Значит, уже около восьми и надо поторапливаться. Вдруг чьи-то руки схватились за корму шаланды. Когда дед с внуком втащили пловца в лодку, он был почти в обмороке и едва проговорил: «Не показывайте меня людям. Я матрос».

Наутро Гаврик собрался к Терентию, старшему брату. Матроса явно искали. Около тира на маленькой прибрежной ярмарке усатый господин в котелке расспрашивал Иосифа Карловича, не заметил ли он вчера вечером чего-нибудь подозрительного. Узнав, что Гаврик живёт неподалёку, усатый принялся расспрашивать и его, но немногого сумел добиться. Мальчик в свои девять лет был рассудителен и осторожен.

По дороге на Ближние Мельницы Гаврик повстречал Петю и пригласил с собой к брату. Пете строжайше было запрещено отлучаться так далеко и так надолго, но с Гавриком он не виделся все лето, кроме того, так хотелось рассказать о происшествии на «Тургеневе».

Уже в сумерках Терентий привёл в хибарку деда щуплого молодого человека в пенсне. Илья Борисович подтвердил, что Родиона Жукова видел у гроба потемкинца Вакулинчука, и передал матросу свёрток с одеждой. Гаврик отправился посмотреть, все ли спокойно.

За углом мальчика схватил уже знакомый ему усатый. Гаврик закричал. «Молчи, убью!» — шпик рванул его за ухо. Три тени метнулись от хибарки к обрыву, прогремел выстрел… Разъярённые неудачей жандармы допросили деда и увезли в участок.

Гаврик перебрался к Терентию, носил деду передачи, очень переживал, узнав, что деда каждый день бьют. Депо, где работал брат, бастовало, и Гаврик старался зарабатывать чем только мог. Неплохой доход приносила игра в ушки. Петя тоже увлёкся ушками, но был слишком азартен, нетерпелив и проигрывал даже то, что брал в долг.

Гибельное для всякого игрока желание отыграться затягивало в пучину.

Он с мясом вырвал пуговицы отцовского вицмундира и пал до того, что сначала забрал с буфета оставленную кухаркой Дуней сдачу, а потом выкрал из копилки Павлика деньги, собираемые им на велосипед.

Но проиграл и это, так что однажды Гаврик объявил, что ждать больше не желает и что Петя поступает в рабство, пока не расквитается.

В городе между тем несколько кварталов было оцеплено войсками, слышалась стрельба. Как-то Гаврик велел Пете принести ранец да не забыть взять гимназический билет. Он загрузил ранец тяжёлыми мешочками ушек, и они отправились в районы, оцепленные солдатами.

Потом ушки забирали уже на Малой Арнаутской, у хозяина тира Иосифа Карловича, и дворами пробирались к дому с гулким двором-колодцем. На свист Гаврика спускался человек и забирал «товар». Петя теперь хорошо понимал, что это были за ушки.

Последний рейс ему пришлось совершить в одиночку: у оцепления расхаживал памятный обоим мальчикам усатый. В знакомом дворе-колодце на его отчаянный крик выглянул человек и позвал его наверх. Это был беглый потемкинец-матрос, хотя теперь узнать его мешала бородка и усики. В кухню вошёл Терентий: «Все равно не удержимся. Будем по крышам уходить. Они тама орудие ставят».

Дома мальчика ждали новые испытания. В городе шли погромы. Пришла просить убежища семья Коганов, и Бачеи спрятали их в задних комнатах. Когда толпа погромщиков вошла в подъезд, папа встретил их: «Кто дал вам право…» Его схватили, ударили, и, если бы не появление Дуни с иконой в руках, дело приняло бы скверный оборот.

Гаврик объявился под Новый год: «Сховай, и будем в расчёте». Он подал четыре знакомых тяжёлых мешочка. Петя едва успел спрятать их в ранец, как с изуродованным вицмундиром в детскую ворвался папа, за ним с рёвом влетел Павлик: Петька обокрал его!

Папа изменился в лице: он знает, в чем дело. Сын играет в азартные игры, в эти, как их там, чушки, ушки… Перерыв ранец, он достал мешочки и бросил их в пылающую печку. Петя крикнул: «Тикайте!» — и упал в обморок.

Он проболел всю зиму и только после Пасхи отправился к Гаврику. Дедушка умер, семья скрывающегося Терентия жила теперь в хибарке. Пете обрадовались и пригласили на маёвку. День был великолепный. Друзья сели на весла, Терентий расположился на корме.

У Малого Фонтана в шаланду прыгнул господин в синем костюме, кремовых брюках, зелёных носках и белых туфлях. Соломенная шляпа-канотье, тросточка, перчатки завершали его туалет. Это был матрос. Он оглянулся на берег и подмигнул гребцам. Далеко в море уже собрались рыбаки, чтобы выслушать речь потемкинца.

После маёвки мальчики, покружив часа два, высадили Родиона Жукова на Ланжероне, где он сразу же смешался с толпой.

Через неделю Гаврик снова позвал Петю в море, уже под парусом. Быстро добрались до Большого Фонтана. Там Гаврик велел Пете подняться на обрыв и, как покажется пролётка, махнуть платком. Матроса арестовали, но комитет подготовил взрыв тюремной стены, чтобы Родион мог бежать во время прогулки. На шаланде под парусом он уйдёт в Румынию.

…Долгие минуты ожидания, и вот в конце переулка появилась пролётка. Петя замахал платком и увидел, как оживился внизу Гаврик.

Терентий и матрос сбежали к шаланде. Через минуту парус наполнился ветром, а немного спустя стал, удаляясь, уменьшаться, но ещё долго белел на голубом просторе моря.

Заключение:

Взросление маленького гимназиста, превращение его в подростка происходит на фоне событий революции 1905 года. Главная мысль произведения в том, что детство проходит, а все, что закладывается в детские годы – дружба, отвага, благородство и честь — остается с человеком на всю жизнь.

Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. Прочитать краткое содержание «Сына полка» по главам можно на нашем сайте. В книге впервые в советской литературе тема война была раскрыта через восприятие ребенка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/beleet-parus-odinokiy.html

Растратчики

Курьер Никита поставил перед главбухом Филиппом Степановичем Прохоровым стакан чаю, но не ушёл. Ему явно хотелось поговорить.

Газеты были полны сообщениями о растратах и растратчиках и повальном в Москве бегстве их от правосудия. Даже в доме на Мясницкой, где располагается их контора, из шести учреждений пять уже растранжирили денежки. «Одни мы нерастраченными на весь дом остались», — заключил Никита.

Филипп Степанович отмахнулся. Он отличался умеренностью и усердием в служебных делах, а счётно-финансовой деятельностью занимался со времён окончания русско-японской войны. При всем том в его характере была, хотя почти и незаметная, авантюристическая жилка. Было и безобидное высокомерие, родившееся давным-давно, когда он прочёл в великосветском романе фразу: «Граф Гвидо вскочил на коня…»

Продолжение после рекламы:

Часа в три главбух заглянул к кассиру Ванечке: завтра надо будет выплатить сотрудникам жалованье. Придётся сходить в банк и получить тысяч двенадцать. Никита, услышав это, отправился за сослуживцами.

Когда те получили деньги, он потребовал выдать зарплату ему и, по доверенности, уборщице Сергеевой. Сделать же это удобно в тихой столовой за углом. Выпили пивка и закусили.

Ванечка сбегал за водкой, так что потом главбух не хотел уже расставаться с кассиром и пригласил его к себе домой.

Яниночка, жена, встретила нагруженных кульками гуляк отчаянной руганью. Под звон оплеух и визг жены Филипп Степанович и Ванечка ринулись из квартиры, наняли извозчика и очутились на Страстной, откуда уже с девицами отправились в ближайшие номера.

Наутро, впрочем, друзья проснулись не в номерах, а в купе поезда, подъезжающего к Ленинграду. Изабелла рассказала, что билеты купил неожиданно появившийся Никита, что Ванечкина спутница сбежала в Клину, но в Ленинграде ему найдётся новая подруга.

Брифли существует благодаря рекламе:

Запершись в уборной, мужчины пересчитали наличность: тысячи трёхсот как не бывало. «Что же будет?» — обомлел Ванечка. Главбух, неожиданно даже для себя, подмигнул: «Ничего не будет. Едем себе и едем». Из глубин памяти выплыло: «Граф Гвидо вскочил на коня…»

В Ленинграде поселились в гостинице «Гигиена». Изабелла привела обещанную кассиру девицу, костлявую, ленивую и чудовищно высокую. Вчетвером они кутили, играли в карты и рулетку. Огромные деньги давали ощущение дешевизны и доступности наслаждений. Однако хотелось «обследовать» город без спутниц.

Им удалось ускользнуть от них и отправиться на извозчике по Невскому, к Медному всаднику, на набережные, к Зимнему… Филипп Степанович был потрясён.

Ванечку мучило нетерпение скорее «дообследовать» город и познакомиться с бывшими княгинями.

Извозчик отвёз их в «Бар», что при Европейской гостинице, откуда уже в сопровождении элегантного молодого человека они отбыли на автомобиле в «высшее общество».

В голубой гостиной особняка на Каменноостровском были генералы в эполетах, дамы, сановники, кавалергарды, девушки в бальных платьях. По голубому ковру расхаживал император Николай Второй. Он поздоровался и осведомился: «Водки? Пива? Шампанского? Или прямо в девятку?»

Продолжение после рекламы:

Филипп Степанович покачнулся и медленно произнёс: «Оч-ч-ень приятно. Я граф Гвидо со своим кассиром Ванечкой». Кассир в это время уже знакомился с девушкой: «Вы, извиняюсь, княгиня?» — «С вашего позволения — княжна».

…Графа Гвидо вызволила из особняка Изабелла, через подруг вызнавшая, куда увезли её спутников. Ванечки же в особняке не оказалось. Он отправился с княжной, долго колесил по ресторанам. В конце концов они остановились возле деревянного домика.

Спутница потребовала деньги вперёд и повела его в каморку. Из-за ситцевого полога слышался громкий храп. Это спала бедная больная мамочка — княгиня.

Девушка потребовала ещё сто червонцев, но до себя так и не допустила: «Не прикасайтесь, сначала сходите в баню!» Из-за ситцевой занавески вышел детина в подштанниках и вышвырнул кассира на улицу.

В гостинице «Гигиена» человек, назвавшийся уполномоченным какого-то Цехомкома, сманил москвичей в провинцию: уж если обследовать, так обследовать. В поезде затеялась игра в девятку, и главбух продулся бы в дым, но в городе Калинове Прохоров и Ванечка сбежали с поезда. В тридцати верстах была родная деревня кассира.

Самогон лился рекой в избе вдовы Клюквиной, очень скоро, однако, догадавшейся, откуда у сына деньги. Столь же догадливым оказался и председатель сельсовета. Пришлось бежать. Очнулись в поезде, невесть куда идущем. Соседом был солидного вида, необыкновенно аккуратный и обходительный гражданин — инженер Шольте.

Выслушав сетования друзей на отсутствие достойных обследования объектов как в Ленинграде, так и в провинции, он поинтересовался, много ли у них средств. Двенадцать тысяч он назвал суммой, на которую можно половину земного шара обследовать, в том числе Крым и Кавказ. Оказалось, что он тоже уже четыре месяца «обследует».

Шольте очень удивился, что они так ничего и не повидали. Вот сейчас будет Харьков, пусть пересаживаются на поезд до Минвод и…

У кассы друзья обнаружили, что денег уже нет даже на возвращение в Москву. Пришлось продать пальто…

В марте из здания губернского суда под конвоем вывели Филиппа Степановича и Ванечку. Никите, оказавшемуся поблизости, Ванечка показал растопыренную пятерню — пять лет.

Пересказал И. Г. Животовский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник: https://briefly.ru/kataev/rastratchiki/

Краткое содержание «Сын полка»

Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. В книге впервые в советской литературе тема война была раскрыта через восприятие ребенка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет. За повесть «Сын полка» Катаев был удостоен Сталинской премии II степени. Произведение написано в рамках литературной традиции соцреализм.

Повесть «Сын полка» входит в школьную программу по литературе 4 класса. Прочитать краткое содержание «Сына полка» по главам можно прямо на нашем сайте. Предлагаемый пересказ будет интересен школьникам, а также всем, кому нужно быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Ваня Солнцев – мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».

Капитан Енакиев – мужчина 32-х лет, командир батареи. Хотел усыновить Ваню, но был убит во время сражения.

Ефрейтор Биденко – разведчик, до войны был донбасским шахтером, «костистый великан». Вместе с Егоровым и Горбуновым подобрали Ваню в лесу.

Ефрейтор Горбунов – разведчик, друг Биденко, «богатырь», «сибиряк», до войны был забайкальским лесорубом.

Сержант Егоров – мужчина 22-х лет, разведчик.

Три разведчика возвращались осенней ночью через сырой холодный лес. Неожиданно они обнаружили в небольшом окопчике бредившего во сне, что-то бормочущего мальчика. Ребенок проснулся и, резко вскочив, выхватил «откуда-то большой отточенный гвоздь». Один из разведчиков – сержант Егоров – успокоил его, что они «свои».

Глава 2

Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, «был храбр», но «при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу».

Глава 3

Найденный разведчиками мальчик, Ваня Солнцев, был сирота. Его отец погиб на фронте, мать убили, бабушка и сестра умерли с голоду. Мальчик пошел «собирать куски», по дороге попался жандармам. Те посадили Ваню в детский изолятор, где он едва не умер от чесотки и тифа, но вскоре сбежал. Теперь он пытался перейти через фронт. С собой в сумке носил отточенный гвоздь и потрепанный букварь.

Ваня напомнил Енакиеву о его собственной семье – матери, жене и семилетнем сыне, которые погибли «в сорок первом».

Глава 4

Разведчики накормили Ваню «необыкновенно вкусной кротёнкой». Проголодавшийся мальчик ел жадно, с аппетитом. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться».

Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.

Глава 5

Биденко вернулся в часть на другой день поздно вечером, хмурый и молчаливый. В это время, армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.

Глава 6

Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.

Глава 7

Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.

Глава 8

Ваня, долго блуждая по военным дорогам, пришел к штабу. По дороге ему встретился «роскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии – «сын полка», который служил связным при майоре Вознесенском. Именно эта встреча подтолкнула Ваню найти главного командира и попросить помощи, чтобы вернуться к разведчикам.

Главы 9 – 10

Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.

Глава 11

Разведчики были очень рады возвращению мальчика. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».

Глава 12

Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – он хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка».

Глава 13

Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.

Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.

Глава 14

Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.

Глава 15

Ваня очнулся в блиндаже от звуков бомбежки. Одна из бомб разнесла двери блиндажа, и мальчик увидел, что немцы отступили. Вскоре появились русские войска.

Главы 16. – 17

После случившегося Ваню постригли, сводили в баню, выдали новое обмундирование и «поставили на полное довольствие».

Глава 18

«У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». «Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика». Узнав о задании, в котором участвовал Ваня, Енакиев очень рассердился на разведчиков, которые любили мальчика слишком «весело».

Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.

Главы 19. – 20

С того дня Ваня начал жить в основном у Енакиева. Капитан хотел лично воспитать мальчика.

Енакиев «прикомандовал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера», чтобы он научился «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта».

«Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам. Сначала ему показалось, что он лишился родной семьи. Но скоро он увидел, что новая его семья ничем не хуже старой».

Главы 21. – 22

Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.

Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.

Глава 23

«Капитан Енакиев приказал по телефону первому взводу своей батареи немедленно сняться с позиции и, не теряя ни секунды, передвинуться вперёд». «Второму взводу он приказал всё время стрелять, прикрывая открытые фланги ударной роты капитана Ахунбаева».

Глава 24

Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.

Глава 25

Когда Ваня возвращался назад, битва была уже окончена. Мальчик не знал, что расстреляв все патроны, солдаты дрались с немцами лопатами и штыками, а затем, Енакиев «вызвал огонь батарей на себя». Ваня шел по полю сражения, и, наконец, на лафете пушки увидел убитого Енакиева.

К мальчику подошел Биденко. «В душе у Вани будто что-то повернулось и открылось». Он обнял Биденко и заплакал.

Глава 26

В кармане Енакиева нашли записку, в которой командир прощался со своей батареей, просил похоронить его на «родной, советской земле», и позаботиться о судьбе Вани. Вскоре Биденко по направлению командира артиллерийского полка отвез Ваню в суворовское училище. Разведчики дали ему с собой еду, мыло и погоны капитана Енакиева, завернутые в газету «Суворовский натиск».

Глава 27

В первую ночь в училище Ване снилось, как он бежит по мраморной лестнице, «окруженной пушками, барабанами и трубами». Ему было трудно подниматься, но седой старик с алмазной звездой на груди повел его по ступенькам выше, говоря: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».

В повести «Сын Полка» Катаев описывает историю простого крестьянского мальчика, Вани Солнцева, у которого война отобрала родной дом и семью. Однако тяжелые испытания только закалили дух Вани, а среди солдат он находит свою вторую семью. Автор показывает храбрость, смелость и выдержку мальчика даже в самых трудных ситуациях.

Повесть «Сын Полка» была дважды экранизирована, а также поставлена на сцене театра юного зрителя в Ленинграде.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Сына полка», а прочесть книгу полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 2765.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/kataev/syn-polka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector