Краткое содержание кладовая солнца по главам пришвин за 2 минуты пересказ сюжета

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам сказки Пришвина можно прочитать за 10 минут. Также вы можете ознакомится с пересказом «Кладовая солнца»

1

«В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».

Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый… Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Все соседи старались помочь осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и помогали во всех общественных работах.

Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром.
II

«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».

Митраша и Настя собрались за клюквой. «Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас».

Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.

Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.

Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали…

И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»

Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки.
III

Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:

  • — Какая сладкая!
  • Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.
  • Брат пугает сестру:
  • — Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк

не тронет — у них ведь ружье.

Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».

Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».

  1. А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.
  2. Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?
  3. Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди.
    IV, V

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.

Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.

Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»

Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.

И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.

Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.

У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.

Где-то рядом с ними бегает знакомая детям собака Травка — большая, рыжая гончая с черными ремешками по всей спине. Осиротела она после смерти своего хозяина — доброго старика Антипыча.

Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.

  • Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца…»
  • Воет Травка от тоски по хозяину.
  • «К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик…»
    VI, VII

Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.

«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг…

Стоп! Флаги!

Она повернула в другую сторону и там тоже:

Стоп! Флаги!

Загонщики нажимали все ближе и ближе. Старая волчица потеряла волчий смысл и, ткнувшись туда-сюда, как придется, нашла себе выход и в самых воротцах была встречена выстрелом в голову всего в десятке шагов от охотника.

  1. Так погибли все волки…»
  2. Только опытный Серый махнул через флаги.
  3. Этот одинокий раненый волк «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».

Серый помещик охотился и за собаками. Он «сделался грозой края».

Травка, гончая, учуяла запах хлеба. Люди! Хлеб! Может, это новый хозяин? Пусть «маленький Антипыч» — но хозяин. Вот такому хозяину и носить бы зайцев — в обмен за заботу, за ласку…

Травка побежала по следу Насти — ведь хлеб был у нее.
VIII, IX

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.

Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям.

Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Митраша пробирается по компасу. Елки и другие деревца кажутся ему старушками-колдуньями.

«Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной» .

Митраша «ничуть не струсил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он, — значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти».

Только решил он пройти более прямым путем. И провалился в болото.

«И рванулся. Но было уже поздно. Сгоряча, как раненый, — пропадать так уж пропадать, — на авось, рванулся еще, и еще, и еще. И почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь.

Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружье на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание.

Так он и сделал: снял с себя ружье, положил его перед собой, оперся на него той и другой рукой.

  • Внезапный порыв ветра принес ему пронзительный Настин крик:
  • — Митраша!
  • Он ей ответил. Но ветер был с той стороны, где Настя, и уносил его крик в другую сторону…»
  • А «Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть…
  • Место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».
  • Столько было клюквы, что Настя поползла за ней, забыв не только о брате, но и обо всем на свете.

Тут к Насте и вышла Травка. Залаяла. Имя собаки Настя точно не помнила. Позвала:

— Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!

И тут вспомнила о брате — и заплакала.
X, XI

Услышав лай и вой собаки, Серый бросился на голос. Он ведь охотился на собак. А собака решила принести Насте зайца и бросилась за ним.

Во время охоты Травка наткнулась на завязшего в болоте Митрашу. Он назвал ее первым именем, которое дал ей Антипыч поначалу, охотничьим, от слова «травить»:

— Затравка!

Собака подползла к мальчику. Он схватил ее за лапы — и она вытащила его из болота!

Да, мальчик схитрил — но так он спасся. А потом уже радостным голосом опять позвал обескураженную собаку.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

Так Антипыч «вернулся» к своей собаке в облике нового хозяина.
XII

Митраша выбрался из болота. Собака стала гнать ему навстречу зайца. На этот шум выскочил Серый помещик — и нашел свою погибель.

Читайте также:  Краткое содержание мольер мизантроп за 2 минуты пересказ сюжета

«Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор.

Серый помещик окончил жизнь свою без всяких мучений».

На выстрел отозвалась Настя, которая страшно досадовала на свою жадность при сборе клюквы. А тут и Травка все-таки принесла своему новому «Антипычу» зайца.

Дети приготовили зайца на костре, поделились с собакой и заночевали в лесу.

Утром соседи, услыхав рев голодной скотины, собрались на поиски детей — но тут они сами вышли из лесу. С ними была и Травка.

На указанном месте односельчане нашли мертвого Серого помещика. «Сколько тут было разговоров! И трудно сказать, на кого больше глядели, — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком».

«Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы.

Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду.

Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность» .

А Митраша из «мужичка» вытянулся с годами в высокого стройного парня.

Рассказчик добавляет в конце повести еще несколько слов:

«Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы — разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа.

И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто.

Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей».

Источник: https://ktoikak.com/kladovaya-solntsa-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Краткий пересказ «Кладовая солнца» Пришвин

Книга Пришвина «Кладовая солнца» познакомит вас с интересным рассказом и его героями, а мы поможем вам познакомиться с Пришвином и его «Кладовой солнца» в кратком его содержании, чтобы знать смысл произведения и уметь отвечать на вопросы на уроке литературы.

Пришвин Кладовая солнца

Глава 1

В селе, что расположилось недалеко от Блудова болота, брат с сестрой остаются сиротами. Мать умерла, а отца забрала война. Дети жили как раз по соседству от дома, где поселился рассказчик. Сироты были еще детьми, девочке лишь двенадцать лет, а мальчику и того десять.

Когда родителей не стало, все хозяйство, а это и куры, и корова, и телка, и поросенок, и коза, легло на их небольшие детские плечи. Правда, соседи и дальние родственники пытались им помогать, но дети быстро приловчились и стали со всем добром справляться самостоятельно. Даже часто приходили на общественные работы.

Сестра по хозяйству, брат занимался мужскими делами, а также бондарством.

Глава 2

Была ранняя весна и дети от людей услышали, что пора собирать клюкву, которая, кстати, вкуснее всего после зимы, хотя многие клюкву собирают поздней осенью. Вот Митраша и Настя собрались в путь за клюквой.

Собрались идти на палестинку, о которой рассказывал отец. Именно там растет очень много ягод. Но место опасное. Несмотря на это, дети отправляются в дорогу, захватив с собой все необходимое, в том числе, еду и оружие.

Глава 3

Дети прошли приболотную местность по тропинке, которую проложили еще до них, По дороге они собирали первую попавшую им клюкву, а также слушали различные звуки, что издавали разные птицы, а также дети услышали вой. Как сказал Митраша, это выл одинокий волк. Выбирая путь, куда идти за клюквой, дети решают идти за стрелкой компаса, туда, куда никто не ходит, где их отец говорил, находится палестинка.

Глава 4

Дети пришли к Лежачему камню, где решили немного отдохнуть, и встретить солнечные лучи, которые бы их согрели, так как они немного замерзли. И вновь слушали птиц, а после решили идти. Митроша указывал на один путь, а Настя хотела идти всеми протоптанной тропинкой. В итоге каждый пошел своей дорогой.

Глава 5

Далее Пришвин в «Кладовой солнца» рассказывает о собаке Травке, которая теперь одиноко живет в лесу, как дикий зверь, добывая себе самостоятельно пропитание, хотя до этого жила с охотником-лесником Антипычем. С ним она и на охоту ходила, с ним и жила, а он всегда защищал ее от волков. Теперь собака сама и часто воет, особенно, когда слышит, как издают во время ветра, стон деревья. Этот вой собачий и слышит волк.

Глава 6

Как раз недалеко от сторожки у Сухой речки несколько лет назад расплодились волки. Крестьяне позвали волчью команду, чтобы те их убили. Истребители волков прибыли быстро, быстро сделали свое дело, выманив волчицу с волчатами и волка. Вот только волк сумел удрать.

Это и был тот самый известный Серый помещик. За ним потом несколько раз охотились, но не получалось убить. Как раз в тот день, когда дети разошлись разными дорогами, волк вылез из своего логова. Голодный, худой. Он завыл. Далее в рассказе Пришвина «Кладовая солнца» автор призывает не верить волчьему вою.

Это не жалостный вой, а опасный, злой.

Глава 7

Сухая речка огибала Блудово болото полукругом. С одной ее стороны выл волк, а с другой стороны – собака. Как раз на собачий вой и решил пойти волк, чтобы сожрать пса, но собака раньше перестала выть, поэтому волку не удалось ее поймать.

Сама же собака отправилась на охоту и взяла след зайца, который направился к Слепой лани, куда пошел Митроша.

Однако тут собака услышала запах картошки, что была в корзинке, и, поняв, что человек с картошкой направился в другую сторону, решает идти в сторону Насти.

Глава 8

Слепая елань – это как раз то место, где пласт торфа был молодой и тонкий, поэтому, места были не твердыми, а полужидкими. Станешь ногой и проваливаешься, да не знаешь, на какую глубину. Митраша же продолжал идти. Он шел по чьим-то следам, надеясь на то, что предыдущий человек выбрал правильный путь.

Мальчик шел и тут ему захотелось сократить путь, причем, он увидел, что это возможно, ведь там росла трава-белоус, которая всегда растет у человеческой тропы, а значит, дорогу он выбрал верную. Он решает идти не проторенной дорогой. Но ошибся. Он попал в ту самую елань, где все погибали. Мальчика также засосало болото.

Он стал звать Настю, которая где-то вдали уже звала Митрошу, вот только крик Митроши уносил ветер в другую сторону. Мальчик заплакал, чувствуя свою погибель.

Знакомясь с Пришвиным с его «Кладовой солнца», и продолжая рассказ, мы узнаем о дальнейших событиях. В то время, как Митраша шел краткой дорогой и опасной, Настя пошла по проверенной, собирая по пути клюкву. Дети не могли знать, что в итоге они все равно должны были встретиться.

И, если бы Митроша не свернул с дорожки, и не провалился, то уже бы собирал клюкву, которая хорошо ценилась и за которой все гонялись. Вот только куда бы он собирал ягоду, непонятно. Настя же дошла до того самого места, где было много клюквы. Она и думать забыла о брате и только, когда увидела собаку, ту самую Травку, ей вспомнился брат и девочка крикнула его имя.

Как раз этот крик и слышал мальчик. Настя же упала рядом с корзинкой и заплакала.

Глава 10

Собака находится рядом с Настей, а учуяв беду, начинает выть. Этот вой вновь слышен волку, который начинает бежать в сторону собаки. И тут Травка перестает выть, заметив зайца. Собака решает бежать за ним, а волк бежит за собакой.

Глава 11

Когда собака бежала за зайцем, то увидела человека в болоте, который ее позвал. Он назвал собаку Затравушкой. Именно так когда-то называл ее прежний хозяин.

Собака стала подползать к мальчику ближе и тут Митроша ухватил ее за лапы. Испугавшись, собака дернулась и стала вырываться. Этим она и вытащила немного мальчика, который дальше смог вырваться из болота и доползти до тропинки.

Когда Митроша выбрался, он позвал к себе собаку, чтобы обнять ее.

Глава 12

Когда мальчик был в безопасности, собака продолжила свой гон за зайцем, Митроша, понимая, что это его единственный ужин, прилег у можжевельника, чтобы в нужную минуту выстрелить.

Вот только в это время к можжевельнику подобрался волк и был совсем близко к мальчику. Увидев волка, Митроша выстрелил. Волк сразу погиб. Выстрел же привлек Настю, которая и смогла отыскать Митрошу. Дети встретились.

Собаке же удалось поймать зайца и принести брату с сестрой.

Соседи тем временем кинулись и увидели, что детей давно нет, что они не ночевали дома. Все собрались на их поиски и тут, сестра с братом вышли из леса, а за ними бежала всем известная собака.

Дети все рассказали жителям села, рассказали и о том, как Митроша застрелил волка. Многие не верили, пока не увидели труп волка. Так мальчик стал героем.

Настя же долго себя корила за то, что бросила брата и за то, что с такой жадностью собирала ягоду, а когда провозили эвакуированных детей из Ленинграда, отдала им всю собранную клюкву.

Пришвин Кладовая солнца главные герои

Изучив произведение Пришвина «Кладовая солнца», мы познакомились и с главными героями. Это дети. Мальчик и девочка, Настя и Митроша, которые осиротели. Им пришлось учиться жить самостоятельно и это у них получилось.

Читайте также:  Краткое содержание погодин кирпичные острова за 2 минуты пересказ сюжета

Все хозяйство было на них, они научились жить без родителей и принимать участие в общественной жизни.

Это смелые дети, которые не побоялись отправиться за клюквой на болото и, несмотря ни на что, остались верными своей братской и сестринской любви друг к другу.

Пришвин Кладовая солнца главная мысль

В своей работе Пришвин показал жизнь деревенских жителей после войны.

Здесь автор Пришив в произведении «Кладовая солнца» доносит также главную мысль произведение и это сплоченность, дружные взаимоотношения, помощь друг другу, ну и, конечно же, автор затрагивает вопросы природы, вопросы взаимосвязи человека и природы, ее ресурсов. Автор хочет нам донести, что всеми дарами природы нужно пользоваться разумно, без жадности и тогда мы будем жить в мире и согласии как с собой, так и с природой.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkij-pereskaz-kladovaya-solnca-prishvin.html

Очень краткое содержание сказки "Кладовая солнца" М. Пришвина

Сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца» рассказывает об одном дне из жизни осиротевших после войны сестры и брата, 12 и 10 лет. Дети жили одни в сельском доме, вынуждены были сами добывать пищу и держать хозяйство. Они хорошо справлялись, ладили с соседями, принимали активное участие в общественной жизни села.

Однажды рано утром дети, Настя и Митраша, собрались на болото за клюквой. Клюква – кладезь витаминов и питательных веществ для растущего организма, из нее можно сварить компот или кисель.

Местное болото, куда пошли за клюквой дети, автор называет «кладовой солнца», потому что в нем большие запасы торфа. Солнце отдает свою энергию травам и цветам, они же, разлагаясь, дают богатство земле, образуя торфяные пласты. Но кое-где эти пласты совсем тонкие, образуются опасные участки болота, трясины.

По дороге брат рассказывал сестре страшные истории об одиноком волке Сером помещике, обитающем на их болоте, и о Слепой Елани, трясине, где часто погибали люди. Истории мальчик услышал от отца, погибшего на войне.

Дети дошли до развилки: одна тропа была хорошо натоптана, широкая, вторая – еле-еле заметная. Дети немного поспорили и разошлись – Настя пошла по первой тропе, Митраша – по второй. Мальчик хотел найти «палестинку» – место, где можно собрать много ягод. Он знал, что «палестинка» находится на севере, сверился с компасом и смело пошел по узенькой тропе.

На самом деле, Митраша шел напрямую к Слепой Елани – трясине, которая унесла немало жизней. Постепенно под его ногами почва становилась все более жидкой, болотистой, редкие кочки – подвижными.

Но мальчик не испугался, не повернул обратно – и постепенно начал проваливаться в болото – сначала по колени, потом – по грудь. Спасало его только взятое с собой ружье, на которое он опирался. Мальчик замер без движения, чтоб окончательно не уйти в трясину, и горько заплакал.

Он не мог позвать на помощь сестру, поскольку ветер уносил звук его голоса в противоположную сторону. А там был только густой лес…

Настя тем временем увлеченно собирала клюкву, позабыв о голодном брате, который пошел неизвестно куда. Так она набрала полную корзину клюквы и очнулась только к вечеру, увидев на пне змею и испугавшись. Вспомнив, что брат весь день один, Настя зарыдала. Она винила себя за то, что была охвачена жадностью, желая собрать как можно больше ягод, и забыла обо всем.

В это время сторожевая собака Травка охотилась на болоте на зайца. Внезапно она увидела голову мальчика в болоте и решив, что это ее хозяин Антипыч, стала неторопливо подползать к ребенку, который осторожно ее к себе подзывал.

Одно неверное движение радостной собаки – и они утонули бы вместе. Но мальчик точно все рассчитал. Когда Травка подползла достаточно близко, он, схватив собаку за задние лапы, одним рывком смог выбраться из трясины.

Счастливый, он стал обнимать и целовать свою спасительницу.

Затем мальчик решил пристрелить зайца, на которого охотилась Травка, и запечь его на костре. Митраша был голоден. Он притаился с ружьем и вдруг увидел совсем рядом того самого волка, о котором рассказывал сестре по дороге в лес! Мальчик пристрелил его из ружья. Звук выстрела услышала Настя и сразу же прибежала к брату. Дети все-таки поймали зайца, поели и заночевали у костра.

Утром пропавших хватились соседи, потому что услышали крики голодной скотины у них во дворе. Только собрались на поиски, как увидели детей, гуськом идущих из леса с полной корзиной клюквы. Сироты рассказали соседям о своих приключениях на болоте.

С трудом верилось, что десятилетний мальчик сумел выбраться из опасной трясины и убить страшного зверя, грозу всей округи. Дети стали героями в селе.

А Настенька, которая испытывала муки совести, отдала всю клюкву, что собрала накануне, нуждающимся детям.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-skazki-kladovaya-solnca-m-prishvina/

Пришвин М. “Кладовая солнца” Читательский дневник

  • Пришвин М.
  • Название: “Кладовая солнца”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: дети
  • Число страниц: 14
  • Главные герои и их характеристика

Настя, по прозвищу Золотая Курочка. 12 лет. Самостоятельная, рассудительная, осторожная девочка. Иногда слишком придирчивая.

Митраша, по прозвищу Мужичок в мешочке. 10 лет. Самостоятельный, умелый, решительный и смелый. Хочет всем управлять.

Травка. Собака Антипыча. Добрый друг человека.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Настя и
Митраша отправляются на Блудово болото за клюквой, но ссорятся и разделяются.
Митраша чуть не гибнет в трясине, но спасается сам и убивает матерого волка.

  1. Сюжет — краткое содержание
  2. Настя и Митраша собираются идти за клюквой на болото, мечтая добраться до заветной Палестинки.
  3. По пути дети ссорятся и расходятся в разные стороны, причем Митраша идет прямо к Слепой Елани, трясине.
  4. Волк Серый помещик выслеживает собаку Травку, которая выслеживает зайца, а находит следы детей.
  5. Митраша начинает тонуть в трясине, а Настя не слышит его криков, она увлечена сбором ягоды.
  6. Травка приходит на помощь мальчику, вытягивает его из трясины, и Митраша убивает Серого помещика.
  7. Дети мирятся и возвращаются домой в тот момент, когда обеспокоенные односельчане собираются их искать.
  8. Понравившийся эпизод

Мне
понравилось описание двух деревьев, сосны и ели, которые выросли вместе из
одной ямки и тесно переплелись стволами. Деревья душат друг друга, не дают
нормально расти и потому выглядят очень страшно. Но еще страшнее звук, который
издают их стволы, трущиеся друг о друга.

  • План произведения для пересказа
  • Образцовое хозяйство детей
  • Дети идут за клюквой
  • Звонкая борина
  • Ель и сосна
  • Ссора
  • История Серого помещика
  • Серый помещик и Травка
  • Митраша в ловушке
  • Жадность Насти
  • Травка спешит на помощь
  • Гибель Серого помещика
  • Возвращение
  • Главная мысль
  • Сила людей
    в единстве, а в одиночку нельзя справиться с трудностями.
  • Чему учит эта книга

Сказка учит
дружбе, верности, взаимовыручке. Учит не ссорится по пустякам, учит не
жадничать и не забывать о друзьях. Учит вместе преодолевать трудности и вместе
делить радости. Учит любить природу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень
понравилась эта замечательная сказка, из которой я узнала очень много о
болотах. Оказывается, болота не зря называют кладовыми солнца, ведь в них
образуется торф, вид топлива, который собирает в себя солнечную энергию. Что
касается детей, то они поняли свою ошибку и выросли умными, добрыми и честными
людьми.

  1. Новые слова и выражения
  2. Борина —
    хвойный лес, бор.
  3. Ладило —
    инструмент для изготовления клепок.
  4. Палестинка
    — хорошее, ягодное место.
  5. Елань —
    трясина, топкое место.
  6. Гуськом —
    друг за другом.
  7. Пословицы к произведению
  8. Где
    согласие и лад, там дела идут на лад.
  9. Что одному
    трудно, сообща легко.
  10. Есть
    согласие — будет и счастье.
  11. Собака —
    друг человека.
  12. Друг познается в беде.
  13. Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/prishvin-m-kladovaya-solnca-chitatel/

Уроки литературы в 6 классе по М.Пришвину "Кладовая солнца" план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тема урока:  М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть  взаимоотношений Насти и Митраши.

  • Тип урока :урок анализа эпического произведения
  • Триединая задача :1) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;  излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе; 3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.
  • Оборудование:  портрет М.Пришвина, текст сказки-были, компьютер, проектор;
  •                                   карточки с заданиями для групповой работы;
  •                                Ход урока
  •     II. Проверка домашнего задания

Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?

Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)

Герой Положительное в характере Отрицательное в характере Общее в характере
Митраша
Настя

Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?

1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?

Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».

2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Читайте также:  Краткое содержание балет ромео и джульетта за 2 минуты пересказ сюжета

Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор.

Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)

  1. Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)
  2. 5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
  3. — Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

6) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.

V. Работа в группах.

Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения. В группах идёт оценка деятельности каждого.

1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)

1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?

2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)

1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».

 Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?

3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге».  Разыграть спор между Настей и Митрашей.  Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?

4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?

Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8)

5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)

Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?

  1. Отчёты о деятельности групп.

По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.

1 группа представляет карту Блудова болота.

Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку.

С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях.

Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.

2 группа представляет выразительное чтение наизусть (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.

Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.

Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им)

В отрывке «Тетерев-косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы.

3 группа  инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.

Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.

Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

  • 4 группа
  • Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».
  • Вопрос: 

Почему Митраша всё же становится пленником болота?«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?

Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

 (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)

5 группа

Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе.

(Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.  В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми?  На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?

 (Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды.

А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу.

Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).

Учитель: 

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. Вот, например, одна из них.

«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.

1) Написать сочинение-миниатюру на тему:

  • Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
  • Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?          (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
  1. 2) Индивидуальное задание:  Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
  2. Приложение 2
  3. Правила ведения спора.
  4. Правила спора.

1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)

4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей, столько умов»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/27/uroki-literatury-v-6-klasse-po-mprishvinu-kladovaya-solntsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector