Limon.KG — Ранее в нашей рубрике «О большом кино» мы уже говорили о фильме режиссера Толомуша Океева «Небо нашего детства». Сегодня мы расскажем о его не менее важной и знакомой всем любителям кыргызского кино картине «Красное яблоко».
Киноленту «Красное яблоко» сняли в 1975 году по одноименному рассказу Чынгыза Айтматова. Произведения писателя экранизировались один за одним, как в студии «Кыргыз фильма», так и за переделами СССР. Рассказ «Красное яблоко» был ранним творением Айтматова, и писатель не включал его в сборники.
Фильм состоит из 8 серий по 10 минут. Над лентой работали: режиссер Толомуш Океев, оператор Константин Орозалиев, над сценарием трудились: Ч.Айтматов, Э.Лындина, Т.Океев, художник-постановщик Джамбул Джумабаев, композитор Ш.Каллош, звукорежиссер Ю.Шеин, монтаж Р.Шершенова, художник по костюмам М.Абдиев.
Главные роли в киноленте сыграли Таттыбубу Турсунбаева, Суйменкул Чокморов, Гульсара Ажибекова. Также в эпизодах снялись Алиман Жанкорозова, Сабира Кумушалиева, Бакы Омуралиев, Чоробек Думанаев, Асанбек Умуралиев и С.Сатыбалдиева.
В 1975 году картина открыла четвертый МКФ в Москве. Кинокритики были самого лестного мнения о работе режиссера Океева. Не зря организаторы мероприятия открыли кинофестиваль именно кинолентой «Красное яблоко».
А всеобщая премьера показа в СССР состоялась в 1976 году 9 марта. Зрители оценили работу съемочной группы и актеров. Сюжет фильма был близок каждому обычному и «необычному» человеку СССР.
Также стоит отметить, что лента «Красное яблоко» является первым фильмом в кыргызской киноиндустрии, в которой режиссер отразил внутренний мир одного человека, а не только проблемы коммунистического общества.
Рассказал о личных переживаниях, проблемах личной жизни и о несчастной любви главного героя.
Художник Темир в молодости встретил девушку необыкновенной красоты. Но подойти к ней и познакомиться не осмелился. Он долгое время ходил за ней по пятам, наблюдал и восхищался ею со стороны. В один прекрасный день художник дарит Незнакомке символичное красное яблоко.
Но девушка не оценила его подарка и поделила его со своим возлюбленным. После этого случая проходит несколько лет. Художник обзаводится семьей, у него дочка 6-8 лет, красавица жена. Но герой так и не перестает мечтать и грезить о той прекрасной Незнакомке, ее образ повсюду преследует его.
Темир не ценит того, что у него есть, он постоянно ссорится со своей женой, единственное, что его радует — это его маленькая дочка.
Казалось бы, что эта лента об обычных ежедневных бытовых проблемах, о нелегких семейных отношениях, которые знакомы практически каждому человеку, не будет особо интересна советским людям.
Но, несмотря на заурядность проблемы, фильм никого не оставил равнодушным. Во всей этой истории кроется один важный момент — за этими нелегкими отношениями наблюдает ребенок, который не виноват в раздорах родителей.
Это больше всего привлекает внимание Т.Океева.
Киновед В.Фомин записал размышления Океева по этому поводу: «Когда началась война, мне было шесть лет. Было очень голодно. Я еще кое-как терпел, но мои младшие братья и сестры просили все время есть и плакали.
Нет, наверное, звука страшнее и пронзительнее, чем плач маленького ребенка. И с той поры осталась какая-то заноза в сердце. Каждый раз, когда соприкасаешься с детским горем, от жалости и тоски переворачивается душа.
Вот почему я взялся за рассказ Чингиза Айтматова «Красное яблоко». Рассказ маленький – вроде, и снимать нечего. Да к тому же опять про любовь, семейные разлады. Это тоже тысячу раз на экране было.
Но что меня зажгло у Айтматова: в разладе мужа и жены мучается и страдает больше всего их ребенок. Горе ребенка, на глазах которого рушится мир, – это меня зацепило за самое сердце».
В рамках панорамного кинофестиваля СССР в 1976 году фильм показали в пяти крупных городах Индии. В августе 1975 года в Швейцарии в городе Локарно на 28 вручении МКФ фильму присудили Почетный диплом. А 21 и 22 апреля в 2001 году в Москве была организована юбилейная ретроспектива Толомуша Океева Океева «Кыргызское чудо» сквозь призму лет». Были показаны фильмы «Это – лошади», «Небо нашего детства», «Лютый», «Красное яблоко», «Потомок белого барса». В декабре того же 2001 года во французском городе Нанте на тринадцатом МКФ картина была удостоена приза за вклад в развитие мирового кино. А в следующем 2002 году там же во Франции провели ретроспективу фильмов Т.Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый» и «Красное яблоко».
Суйменкул Чокморов считал себя прежде всего художником. Да и коллеги из кино поговаривали о том, что он непрофессиональный актер. Но к моменту создания «Красного яблока», вопреки мнению недоброжелателей, у него уже было два диплома за лучшую мужскую роль.
Созданные ранее им образы в фильмах «Выстрел на перевале Караш» (1969), «Лютый» (1973), «Седьмая пуля» (1972), «Алые маки Иссык-Куля» (1971) и многие другие, принесли ему известность и авторитет выдающегося актера. А роль Темира отличалась от его прежних работ. В «Красном яблоке» он сыграл семьянина, эдакого художника-мечтателя.
Таких как Чокморов называют «многоплановый актер», ему были по плечу роли любой сложности. Суйменкул Чокморов блестяще справился со всеми задачами, которые на него возложили режиссеры.
Limon.KG рекомендует вам посмотреть фильм «Красное яблоко». Он учит нас ценить то, что нас окружает и помогает изменить отношение к жизни и, возможно, даже поможет найти решение некоторых проблем.
Приятного просмотра!
Источник: https://limon.kg/news:65997
Перескажите содержание отрывка из рассказа Ч. Айтматова «красное яблоко», используя цитаты из те…
- 1
- 5 — 9 классыЛитература 13 баллов
- Перескажите содержание отрывка из рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко»,
- используя цитаты из текста.
- Попроси больше объяснений СледитьОтметить нарушение Asemdaku0520 14 часов назад
- Ответы и объяснения
- pasha458середнячок
олчком к работе послужил один из ранних рассказов Чингиза Айтматова, «Красное яблоко». Однако сценарий, написанный Ч. Айтматовым, Э.
Лындиной и мной, не является экранизацией в общепринятом смысле. Рассказ действительно стал для мае толчком, но сценарий стал в итоге совершенно самостоятельным литературным произведением.
Не стану пересказывать сюжет. В коротком изложении все может оказаться примитивнее, чем это видится нам и хочется осуществить. Фильм посвящен жизни современной киргизской интеллигенции, это хроника нескольких дней одной маленькой семьи, рассказ о трудных человеческих контактах, о трудной любви.
Одухотворенность любовью, полнота духовного существования, рожденного этим чувством — пусть оно и безответно и мучительно,— об этом мы хотим говорить со зрителем.
По жанру «Красное яблоко» я бы отнес к поэтической мелодраме. Слова «мелодрама» обычно боятся. А надо ли?
Ведь многие знакомые нам классические драмы созданы именно по таким канонам, к той же категории относится немалое количество лент советских и зарубежных мастеров.
Думаю, все здесь зависит от чувства меры и вкуса.
Герой нашей картины—художник Темир, играет его Суйменкул Чокморов. Это наша третья совместная работа. Чокморову предстоит сложная задача—передать глубину переживаний человека, в какой-то момент по-новому взглянувшего на свое прошлое, на самого себя и свои взаимоотношения с близкими, осознающего те нелегкие истины, которые прежде ускользали от него.
Чокморов — профессиональный художник. Зрители, вероятно, знают об этом. И «Советский экран» печатал репродукции отдельных его картин.
В «Красном яблоке» зрители увидят много работ Чокморова: и те, что были написаны им прежде, и те, которые он напишет уже как герой фильма, художник Темир.
Мне кажется, самому актеру будет интересно сыграть роль своего коллеги, перенести на экран свою изначальную профессию.
Многое в нашей работе определится тем, насколько точным будет ее музыкальное решение. Обычно композитор пишет музыку к уже отснятому и вчерне смонтированному материалу, в нашем случае музыка (композитор Шандор Каллаш) была написана до съемок, чтобы актеры, оператор, художник — вся группа — могли сразу ощутить ритм филыма, соответствовать ему в своих поисках.
Еще один герой картины, активное действующее лицо — природа Киргизии. Это не только наше прекрасное озеро Иссык-Куль, горы, леса, реки, но и города, их современный облик, зелень садов, парков, бульваров.
На этот раз я работаю с группой, очень молодой по возрасту. Это имеет свои плюсы: с молодыми обновляешь и свою точку зрения, не боишься что-то ломать.
Снимает фильм оператор Константин Орозалиев, дебютирующий в художественном кино. До этого он работал над документальными лентами, из которых наиболее известны «вахта», «Мосты Дюйшена», «Вы идете по жизни».
Еще один дебютант — художник-постановщик Джамбул Джумабаев.
Единство наших усилий, общность взглядов, внутренняя слитность группы должны определить многое в том, каким получится наше «Красное яблоко».
Источник: https://matfaq.ru/question/pereskazhite-soderzhanie-otryvka-iz-rasskaza-ch-aytmatova-krasnoe-yabloko-ispolzuya-tsitaty-iz-te/
Краткое содержание «Белый пароход»
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул.
Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал.
Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый.
Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна.
Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами.
Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят.
Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
***
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди…
И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко.
Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел.
Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.
Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/aytmatov-chingiz-belyy-parohod/
Краткое содержание
Ч. Айтматов – роман «Буранный полустанок». В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования – драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет – похороны его единственного, дорогого друга Казангапа.
Однако временные рамки романа не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Многое пришлось перенести Едигею: он воевал, в конце сорок четвертого года был демобилизован после контузии. Вернувшись домой, он узнал о смерти единственного ребенка. А вскоре встретил Казангапа, и тот позвал их с женой на Буранный полустанок.
Там и прошла вся жизнь. Многое они пережили они вместе, Едигей и Казангап, вместе росли их дети, были и горькие, и радостные минуты. Казангап подарил Едигею верблюжонка – Каранара. На Буранном полустанке познакомился Едигей с учителем Абуталипом Куттыбаевым, весь смысл жизни которого был в детях, и своих, и чужих.
Учителя, побывавшего во время войны в плену, воевавшего в Югославии, забрали власти как неблагонадежного человека.
И с горечью переживает Едигей это своеволие и беззаконие властей, желающих обезличить человека, лишить его памяти, мыслей о прошлом, возможности думать и рассуждать.
Здесь впервые звучит у Айтматова мотив манкурта, человека без прошлого и будущего.
Так в описании жизни этого Буранного полустанка перед нами предстает вся судьбы страны – Отечественная война, послевоенные репрессии, тяжелые трудовыми будни, строительство ядерного полигона.
Герои Айтматова, Едигей, Казангап, учитель Абуталип Куттыбаев – настоящие труженики, воплощающие нравственное начало в жизни. Им противопоставлен Сабитжан, сын покойного Казангапа, человек, озабоченный лишь собственной карьерой, благополучием.
Он пытается схоронить отца, где попало, «сынок-то милый, всезнающий, не хоронить приехал отца, а только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать».
Сабитжан приехал с пустыми руками, без семьи, похороны отца для него не горе, а пустая формальность, с которой он хочет побыстрей покончить. Горько и стыдно Едигею за сына собственного друга. «Что за люди пошли, что за народ! – негодовал в душе Едигей.
– Для них все важно на свете, кроме смерти!» И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?»
Точно так же противно становится Едигею при его разговоре с приезжим «в хромовых сапогах», нашедшим в записках учителя Куттыбаева контрреволюционную агитацию.
Мотив манкурта продолжает развиваться в романе и в теме научно-технического прогресса. Так, Сабитжан мечтает о времени, когда людьми можно будет управлять с помощью радио: «Человек будет все делать по программе из центра.
Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь.
Надо, чтобы танцевал, – сигнал – будешь танцевать.
Надо, чтобы ты работал, – будешь работать, да еще как!» Но, по мысли писателя, лишение человека индивидуальности, его обезличенность – это результат насилия над человеком. «Помни имя свое» – именно эта авторская мысль проходит через все произведение. И кульминация развития этой темы в романе – это древняя легенда о манкуртах.
Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири – куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом.
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен.
Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей.
И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев».
Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его – он стал манкуртом, пас хозяйский скот.
Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью.
Манкурту же сказали, что эта женщина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.
Создавая образ манкурта, писатель задает в романе одну из важнейших тем. Манкурт – это человек, не помнящий своего прошлого, не осознающий своей связи с людьми, ни за что не несущий ответственности.
Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, по мысли писателя, не может называться человеком.
Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности.
И писатель проецирует древнюю легенду на современность. Так, Казангапа не могут похоронить на древнем кладбище Ана-Бейит. Погост планируют снести, потому что на этом месте будут строить новый микрорайон. Похоронную процессию попросту не пропускают на старое кладбище. Едигей не может понять этого, он пытается спасти Ана-Бейит.
Он хочет поехать в область и поговорить с начальством. Просит помощи у Сабитжана, но тот отказывает ему, опасаясь за собственную карьеру. И герой называет Сабитжана манкуртом. Во время похорон Едигей читает молитву и с горечью думает о молодежи, о том, как она будет жить без этих молитв.
Герой понимает, что в жизни есть минуты, когда лишь молитва дает человеку душевное успокоение, но всего этого молодое поколение лишено…
Повествовательная структура романа разнообразна. Айтматов включает различные легенды (легенда о манкуртах, легенда о певце Раймалы-ага), мифы (миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай).
Реальный план повествования перемежается с фантастическим: за всем происходящим на земле следят представители планеты Лесная Грудь, космические силы не остаются безучастными к добрым и злым поступкам людей. Айтматов рассказывает нам о цивилизации, превосходящей землян своей разумностью (на планете никогда не было войн).
Жители Лесной Груди хотят подружиться с землянами, они пригласили в гости наших космонавтов, однако и тут последовали особые указания властей. С горькой иронией, даже долей сарказма пишет об этом Ч.
Айтматов: «…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет».
Однако в жизни есть вечные ценности, которые невозможно изъять, изолировать, погубить человеку.
И второе название произведения («И дольше века длится день…») напоминает нам библейское: «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».
Писатель выходит здесь за рамки временных и пространственных барьеров: мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность человеческой души, показать, что есть добро и зло.
https://www.youtube.com/watch?v=5YzwW4hxrx4
Таким образом, единство с родительским домом, со своим родом, с народом – неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями, можно достойно жить в этом мире.
Здесь искали:
- буранный полустанок краткое содержание
- буранный полустанок
- легенда о манкурте краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-burannyj-polustanok-ajtmatov/
Краткое содержание Антоновские яблоки Бунина за 2 минуты пересказ сюжета
- Краткие содержания
- Бунин
- Антоновские яблоки
Рассказчик вспоминает о том, что когда-то в прошлом места детства. Ведь, когда он был маленьким, он жил в деревне, которую тогда считали даже очень богатой деревней, ведь именно в ней много всего росло, продавалось.
Деревня носила названием Выселки. Дома, как ни странно для деревни, там были кирпичные, а это уже первый признак по тем временам – что деревня богатая. И там долго жили люди, особенно старики и бабушки.
Это тоже показывало, что деревня очень обеспеченная. Кстати, обеспечение у всех людей, которые жили в этой деревне, как ни странно, было похожее.
Даже те, кто должен был по социальному уровню находиться в бедноте, на самом деле, был достаточно обеспечен, почти как самые богатые люди в селе.
Также, ему вспоминалась тетка Анна Герасимовна. И особенно ее усадьба. Ее усадьба, которая была не слишком большой, но красивой, а также прочной, и еще ее место обитания казалось таким старинным, а потому – весьма необычным.
Также, что очень запоминалось и нравилось детворе – это то, что вокруг ее дома стояли уже долго время столетние деревья, что было очень красиво и естественно. Также, у нее был сад, в котором было много яблонь, ведь именно этим он и славился в первую очередь. Даже соловьи и горлинки там были, потому что сад нравился к тому же и птицам.
Крыша была соломенной, и очень толстой, а потому – все восхищались этой крышей. А какие запахи были в доме у тетки Анны. Ведь в доме в первую очередь запах старой мебели, а также – яблок, спелых, сочный и вкусных.
Даже шурин вспомнился рассказчику. Ведь это был человек, который любил охотиться. И, к тому же, в его доме всегда много собиралось людей, друзей и их знакомых. Там всегда было шумно, или почти всегда, все веселились на званых обедах, которые он давал, как помещик.
Также, у него всегда было много собак, так как они нужны были ему для охоты. Рассказчик сам себя помнит на таком званом обеде, как он со всеми после сытного обеда – на вороном коне, который мчит слишком быстро, как кажется. Все вокруг мелькает – деревья, люди на конях, и еле-еле видна дорожка впереди.
Собаки гавкают, все мчатся, нет никакой остановки. Потом, когда уже сильно стемнеет, все охотники просто от некуда деться, уставшие, вваливаются в дом какого-то охотника возле лес, и там и остаются ночевать. Бывает, что и по нескольку дней там живут.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Осенью
Повествование ведется от первого лица. Герой вспоминает о размеренной и спокойной жизни в поместье. Особое чувство у него вызывает навсегда запомнившийся аромат, разносящийся в воздухе. Это пахнут антоновские яблоки. Бунин отмечает, как много их было в тарханских садах. Мужики, с хрустом жуя яблоки, насыпали их в возы, чтобы потом везти на ярмарку.
Поредевший осенний сад. Сквозь него видна дорога к шалашу, где обустроились на лето мещане. Здесь, как отмечает Бунин, антоновские яблоки пахнут особенно сильно. В шалаше постель, ружье, самовар. А рядом всякие ящики и земляная печка, на которой варят вкусный кулеш.
Бывало, ночью пройдется по саду и окажется у шалаша. Мещанин Николай не спит — не положено. Завязывается короткий разговор. А когда наступает тишина, вскинет одностволку и выстрелит в воздух.
А потом долго, пока земля не начнет плыть под ногами, смотрит на звездное небо. И только когда становится прохладно и росисто, бежит к дому.
Такими теплыми воспоминаниями наполняет рассказ «Антоновские яблоки» Бунин.
История создания
Поначалу Бунин писал в форме стихотворений, где отражал, в первую очередь, свою любовь к родине. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок».
Желание писателя передать всю жизнь российского среднего и высшего классов на селе впервые была отражена в «Антоновских яблоках», которые по праву считаются достойными пера Бунина.
Приблизительное время их написания относится к концу 1890-х , а первая их публикация состоялась в 1900 году .
Ярмарка
Она разворачивается в выходные у шалаша. Собираются нарядно одетые мещане и «барские». Особо выделяется старостиха, напоминающая холмогорскую корову. Косы-«рога» уложены по бокам головы и покрыты платками. На ногах — полусапожки с подковками. А сама одета в плисовую безрукавку и украшенную золотом поневу. Мало таких уже осталось, отмечает Иван Бунин.
Рассказ «Антоновские яблоки» продолжается описанием бойкой торговли, которую ведут веселый мещанин и его брат-полуидиот, завлекающий покупателей шутками и игрой на гармонике.
Литература
- Жуков И. И. Примечания // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 1. — С. 519—548. — 576 с. — ISBN 5-88528-476-8.
- Кучеровский Н. М. Бунин и его проза (1887—1917). — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 319 с.
- Титова В. Г.
Источник: https://memblog.ru/analiz-proizvedenij/antonovskie-yabloki-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки» по главам | Литерагуру
Команда «Литерагуру» подготовила для читателей краткий пересказ книги «Антоновские яблоки» по главам. В нем Вы найдете основные события из текста. Сюжет поможет Вам быстро освоить литературный материал и использовать его на экзаменах.
Содержание:
- 1 Глава 1
- 2 Глава 2
- 3 Глава 3
- 4 Глава 4
- 5 Отзыв
Глава 1
Автор вспоминает глубокую осень. Раннее тихое, свежее утро. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад». В памяти всплывает запах антоновских яблок, «запах меда и осенней свежести». Садовники наняли на работу рабочих, для того, чтобы увезти яблоки в город и обязательно ночью,
«когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге»
Автор замечает в чаще дорогу, которая ведет к шалашу. Везде пахнет антоновскими яблоками, но здесь особенно. На ярмарку сходилась вся деревня, и люди находились на ней до самого вечера.
Рассказчик выходит в сад, берет у мещанина Николая ружье и стреляет.
«Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.»
После этого долго смотрит в темноту, ему хорошо.
Глава 2
Данная глава начинается с особой приметы: «Если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…». Рассказчик вспоминает год, когда было много урожая.
Как утром открываешь окно, прикажешь заседлать лошадь, а сам бежишь на пруд умываться холодной, освежающей водой. Потом завтракаешь и отправляешься по Выселкам на охоту.
Автор рассказывает, что в деревне в Выселках люди живут очень долго и приводит пример Панкрата, которому «никак не меньше ста.»
Так же рассказчик говорит об избах и дворах, которые были под как и сами старики «кирпичные, строенные еще дедами». Крепостного права не было, как говорит рассказчик, но вспоминает Анну Герасимовну, у которой оно наблюдалось. Когда въезжаешь в ее двор, все кланяются.
«Седой кучер, направляющийся от каретного сарая взять лошадь, еще у сарая снимает шапку и по всему двору идет с обнаженной головой.»
Войдешь в дом и первым делом почувствуешь запах яблок, а затем уже все остальное. Выходит женщина: она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. На плечах у нее накинута большая персидская шаль.» И зайдет разговор про старину, наследства.
Глава 3
Только охотой в последние годы занимались старики. В поместьях уже не было жизни, они пустели. Автор рассказывает, как когда-то собирался на охоту с Арсением Семеновичем.
«Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган». На ночевку оставались помещика совершенно незнакомого, без семьи и детей, холостого.
Нередко бывало такое, что охота затягивалась на несколько дней.
«Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели.»
Автор просыпался, нежился в постели, прислушивался к тишине, царящей дома. Впереди его ждет целый день покоя. Выходя в сад, он поднимал яблоко и пробовал его, оно казалось невероятно вкусным. После прогулки он ходил в библиотеку, там он с печалью вспоминал свою бабушку, и как она читала ему «Евгения Онегина», играла на клавикордах.
Глава 4
«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие»
Умерли старики в Выселках, и начинается время мелкопоместных помещиков. Рассказчик видит себя в деревне глубокой осенью. Как садился в седло и отправлялся с ружьем в поле. Хороша и мелкопоместная жизнь, говорит автор. Помещики просыпаются рано, выходят на крыльцо и любуются видом. «Славный будет день для охоты! И, остановившись среди аллеи, барин долго глядит в осеннее поле»
Начинается молотьба. Выпадет первый снег, помещики собираются друг у друга, пьют на последние деньги. Кто-нибудь начинает петь грустную песню, и все подхватывают.
Отзыв
Мне очень понравился данный рассказ, потому что в нем остро чувствуются эмоции автора. Мы словно с ним проживаем каждую страницу, погружаемся в жизнь деревни, знакомимся со стариками, охотимся.
Это ощущение складывается из того, что он ведет повествование от первого лица. Весь рассказ охвачен осенней темой, писатель показывает все ее красоту.
Важной особенностью рассказа являются антоновские яблоки, которые символизируют ностальгию, воспоминания. Весь рассказ словно пропитан запахом этих яблок.
Главной проблемой рассказа является угасание помещичьего духа, старины. Автор стремился показать, что старость имеет особый шарм, который необходимо сохранить и сберечь в памяти.
На основе этого мы делаем вывод, что автору дороги эти воспоминания, он с трепетом относится к ним. Антоновские яблоки – это воплощение красоты родной природы.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-antonovskie-yabloki-po-glavam/
Плаха — краткое содержание
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
Действие романа начинается в Моюнкумском заповеднике, где жила волчья пара – Акбара и Ташчайнар. Летом у них родились волчата, а когда выпал первый снег, волки, отправившись на охоту, обнаружили, что в заповеднике полно людей. Охотники приехали в заповедник, чтобы выполнить план по сдаче мяса, и стреляли сайгаков.
Во время охоты погибли и волки, жившие в заповеднике – осталась только Акбара и Ташчайнар, их волчата тоже были мертвы. Охотники складывали туши сайгаков в вездеход.
В том же вездеходе лежал связанный Авдий Каллистратов – внештатный сотрудник областной комсомольской газеты, который в свое время был исключен из духовной семинарии.
Авдий имел свои представления о том, какой должна быть настоящая «праведная» жизнь и всеми силами открыто боролся с теми, кто, по его мнению, жил неправильно.
Как-то раз он получил задание от газеты проследить, каким путем попадают в среднюю полосу России наркотики. Авдий, для того чтобы проследить путь наркотика присоединился к компании «гонцов за анашой», которая отправлялась в Среднюю Азию.
Еще на вокзале он понял, что среди «гонцов» существуют свои правила – например, они не должны общаться друг с другом, чтобы в случаи поимки никого не могли выдать. Во время пути он также понял, что есть человек, который руководит всеми, разрабатывает план.
Все «гонцы» звали его «Сам». Ради встречи с ним Авдий решает пойти до конца, он вместе с другими гонцами собирает коноплю, набивая ею рюкзак, и едет обратно.
По дороге на конопляное поле происходит знаменательная встреча – Авдий знакомится с белокурой кареглазой девушкой, которая оставила в его сердце глубокий след.
Добравшись до железной дороги, Авдий видит у товарного поезда Гришана, и догадывается, что это и есть тот таинственный человек, ради встречи с которым он проделал тяжелый путь – «Сам».
Часть вторая
Гришан сразу понял, что Авдий – это не обычный «гонец», что у него есть в жизни принципы, прямо противоположные его собственным принципам. Он захотел, чтобы Авдий отдал свою добычу и ушел, но тот остался вместе со всеми.
Все «гонцы» смогли запрыгнуть в вагон товарного поезда, и там Гришан разрешил им выкурить самокрутку с травой. Сделал он это нарочно, чтобы позлить Авдия. Сам Гришан, как и Авдий, не курил.
Авдий понимал, что сделать в данный момент ничего не может, но все же нервы его не выдержали — когда один из «гонцов» стал к нему приставать с требованием присоединиться к курящим, он выхватил у того из пальцев бычок и выкинул его в открытую дверь вагона, а потом стал высыпать туда же и траву из своего рюкзака, призывая и всех остальных сделать то же самое. В результате Авдия жестоко избили и выкинули из вагона.
Авдий упал в кювет у железнодорожных путей, ему виделась сцена разговора Иисуса с Понтием Пилатом. Потом, когда он пришел в себя, он вдруг представил, что существует сразу в двух мирах – в этом и в том, где он пытается спасти Иисуса, Учителя.
Переночевал Авдий под мостом, а утром увидел, что его паспорт и деньги насквозь промокли. На попутке он смог добраться до станции. Но вид у него был настолько грязный, что на станции его арестовали и доставили в участок, где он увидел всех «гонцов», с которыми вместе ехал. Не было среди них только Гришана.
Услышав, что его собираются отпускать, Авдий потребовал, чтобы его посадили к «гонцам» — он решил, что сможет убедить их вернуться к «правильной « жизни. Милиционер, сделав вывод, что перед ним сумасшедший, привел его на станцию и посоветовал уехать. Но на станции Авдию становится совсем плохо.
Скорая помощь отвозит его в местную больницу, где Авдий вновь встречается с той девушкой, которая его так впечатлила. Инга узнала об Авдии от врача и пришла его навестить.
Вернувшись в город Приозерск, где он работал, Авдий неожиданно узнает, что собранный им материал уже никого не интересует. Он рассказывает о случившемся Инге, а та, с вою очередь, делится с ним своей проблемой – она развелась с мужем, ее сын живет у ее родителей, и она хочет забрать его к себе.
Они договариваются, что осенью Авдий приедет к Инге, и она познакомит его с сыном. Но осенью Авдий, приехав к Инге, вместо девушки находит письмо, в котором она пишет о том, что для того, чтобы не отдавать сына мужу, она вынуждена скрываться.
Возвращаясь на вокзал, Авдий и встречает человека, который руководит операцией по истреблению сайгаков в заповеднике. Он присоединяется к отряду, но не может смотреть на то, как убивают сайгаков и требует остановить это истребление животных. В результате его связали, а потом избили и распяли на саксауле.
Весь отряд отъезжает в сторону, чтобы оставить его одного. Там, на саксауле и видят его Акбара и Ташчайнар, которые искали своих волчат. Когда на рассвете охотники возвращаются за Авдием, он был уже мертв.
А Акбара и Ташчайнар ушли из саванны, нашли себе другое место. Вновь у них родились волчата, но когда началось строительство дороги, камыши, где они устроили себе логово, подожгли, и все волчата погибли. Снова ушли волки, нашли другое место, и вновь у них появились волчата.
Часть третья
Базарбай Нойгутов возвращался к себе домой мимо котлована и услышал странные звуки, напоминающие детский плач. Пойдя на звуки, он увидел четверых волчат. Недолго думая, Базарбай положил волчат в сумку и скорее ускакал, понимая, что взрослые волки бросятся за ним в погоню.
Акбара и Ташчайнар в поисках волчат шли по следу Базарбая, догнали его и пытались не дать ему доехать до людей. Но на дороге у него стоял дом колхозного передовика Бостона Уркунчиева, в котором Базарбай и смог спрятаться от волков.
Жена Бостона приветливо встретила Базарбая, а тот показал ей волчат и даже дал маленькому сыну Бостона поиграть с ними, а потом уехал.
А волки так и остались около дома Бостона. Каждую ночь Бостон слышал волчий вой, он даже ездил к Базарбаю с просьбой продать ему волчат – хотел вернуть их родителям, но тот наотрез отказался, так как просто ненавидел Бостона.
Волки стали бродить по округе и нападать на людей, а Базарбай продал волчат, получив за них немалые деньги.Наконец Акбара и Ташчайнар вернулись к дому Бостона, и тот понял, что ему придется убить их, так как другого выхода из сложившейся ситуации не видел.
Но застрелить ему удалось только Ташчайнара. А Акбара осталась ждать – и дождалась.
Летом она сумела подкрасться к самому дому и схватить ребенка Бостона, который играл на улице. Бостон пытался стрелять в Акбару, но не попадал, так как боялся ранить ребенка, которого несла волчица.
И все же он выстрелил и попал, но когда подбежал к тому месту, где лежала раненная волчица, то увидел, что она еще дышит, а вот его сын уже мертв.
Тогда взял Бостон ружье, пошел к Базарбаю и убил его, а сам сдался властям.
Источник: http://szhato.ru/aytmatov/30-plaha.html