Краткое содержание лагерлеф святая ночь за 2 минуты пересказ сюжета

  • Сельма Лагерлёф
  • Название произведения: «Святая ночь»
  • Число страниц: 3
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: бабушка, незнакомец, пастух, младенец, мать, ангелы, овцы, собаки.

Характеристика главных героев:

  1. Бабушка — мудрая и начитанная женщина.
  2. Ласковая, добрая.
  3. Умеет словом приковать внимание.
  4. Девочка — любознательная и добрая.
  5. Внимательная, открытая.
  6. Пастух — озлобленный и мнительный.
  7. С недоверием отнесся к человеку.
  8. Просветленный, милосердный,  добродушный.

Краткое содержание рассказа «Святая ночь» для читательского дневника

  • Бабушка рассказала внучке историю о том, как когда-то один человек ходил в поисках огня для своего ребенка.
  • Его встретил пастух и очень удивился, что овцы не испугались незнакомца, а угли его не обожгли.
  • Старик последовал вслед за ним, затем увидел, что его семья живет в пещере.
  • Сжалился он — подарил семье незнакомца овечью шкуру.
  • С этого момента мир для пастуха переменился, а он увидел летающих вокруг младенца ангелов.

План для пересказа:

  1. 1) Воспоминания о бабушке и ее рассказе.
  2. 2) Поиски огня для жены и ребенка.
  3. 3) Встреча с пастухом.
  4. 4) Огонь для проходимца.
  5. 5) Старик пошел за незнакомцем.
  6. 6) Овечья шкура.
  7. 7) Ангелы вокруг Спасителя.

Рисунок — иллюстрация

Синквейн

  • Душа.
  • Чистая, открытая.
  • Смотрит, видит, наслаждается.
  • Красота — в глазах смотрящего.
  • Духовность.

Главная мысль

Все прекрасное — в глазах смотрящего.

Чтобы увидеть, что-то хорошее, надо самому стать лучше.

Чему учит произведение «Святая ночь»

Произведение учит видеть сердцем, становиться лучше, проявлять доброту и благородство.

Краткий отзыв по произведению «Святая ночь»

  1. Этот трогательный, светлый рассказ входит в цикл «Сказаний о Христе».
  2. Я считаю, что эту историю должны знать взрослые, дети.
  3. Ведь она «открывает глаза» на окружающий мир, учит замечать волшебство, величие Господа.
  4. Произведение мне понравилось также своим сюжетом.

  5. Это история про внучку, которая любила слушать рассказы про Христа от бабули.
  6. Она рассказала девочке необычайную историю про рождение младенца — Иисуса Христа.
  7. Даже я узнал, почему та самая ночь стала священной.
  8. Я всем рекомендую прочитать этот увлекательный рассказ.

Пословицы:

  • Шуба овечья, да душа человечья.
  • Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать.
  • У кого нет души, у того и жизнь плохая.

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.

Еще читательские дневники по произведениям Сельмы Лагерлёф:

  1. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  2. «В Назарете»
  3. Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/lagerlef-selma-rasskaz-sviataia-noch

Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

  • Ход урока 1
  • I.Организационный момент
  • II.Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III.Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

— Прежде чем мы перейдем к новому автору и его произведению, предлагаю вам разгадать кроссворд.

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

— Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV.Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

— Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или знаете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2.Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была четвертым ребенком.

В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалывала ей увлекательные сказки и легенды.

В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом.

Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц.

Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер-леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком.

Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г.

В том же году Лагерлеф знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе.

Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии.

Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф — «Девочка с фермы на болотах».

Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

  1. После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года.
  2. V.Физкультминутка
  3. VI.Работа над произведением «Святая ночь»
  1. Чтение учителем и учащимися.

  2. Первичное восприятие текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

  • Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?
  • О чем произведение, которое мы только что читали?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразительное чтение.
  • Ход урока 2
  • Организационный момент
  • П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

  1. Я знаю, праздника вы ждете!
  2. На этом празднике найдете
  3. Смех, игры, сказку, волшебство!
  4. Ведь наступило Рождество!
  5. А что такое Рождество?
  6. Конечно, это волшебство!
  7. А слово «Рождество» откуда?
  8. То день и час рожденья чуда!
  1. Заучивание стихотворения за 2 минуты.

  2. Проверка выученного стихотворения.

Читайте также:  Краткое содержание горький детство кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

III. Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

  • — Почему смерть бабушки была для писательницы самымбольшим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
  • текста.
  • О чем история, которую рассказала бабушка?
  • Чему она хотела научить свою внучку?
  • Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.
  • Каким был пастух? Охарактеризуйте его.
  • Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)
  • Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пастухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)
  1. IV.Физкультминутка
  2. V.Составление плана рассказа
  3. А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
  4. ночи для пересказа.
  5. (Ребята работают самостоятельно.
  6. Затем идет проверка выполненной работы.
  7. Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)
  8. VI.Пересказ текста по плану
  9. Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *
  10. VII.Итог урока

— Какое впечатление произвела на девочку рождественскаяистория? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пастуха.

Источник: https://infourok.ru/selma-lagerlef-svyataya-noch-2871527.html

Сельма Лагерлеф СВЯТАЯ НОЧЬ

Сельма Лагерлеф

СВЯТАЯ НОЧЬ

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.

У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.

  • Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:
  • «И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».
  • Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:
  • «Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».
  • Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.

О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это — маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.

Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.

Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;

— Добрые люди, помогите мне — говорил он. — Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.

Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.

Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ:

«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:

— Бабушка, почему палка не ударила человека? — спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

«Человек подошел к пастуху и сказал ему:

— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.

Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

Читайте также:  Краткое содержание абрамов алька за 2 минуты пересказ сюжета

— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

— Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

  1. — Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
  2. «Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
  3. — Что это за ночь, — спрашивал он сам себя, — в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?
  4. Он окликнул незнакомца и спросил его:

— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.

Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.

Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

  • Тут бабушка вздохнула и сказала:
  • — То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.
  • И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Следующая глава

Источник: https://religion.wikireading.ru/226726

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему "С. Лагерлеф "Святая ночь""

План-конспект урока литературного чтения

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Учитель: Акулова Н. В.

  • УМК «Гармония»
  • Класс: 4Предмет: литературное чтение
  • Тема урока:С. Лагерлёф «Святая ночь»
  • Тип урока:  урок «открытия» нового знания с применением элементов технологии развития критического мышления.
  • Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
  • Задачи урока: формируемые УУД

Познавательные: познакомить учащихся  с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.

  1. Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
  2. Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.
  3. Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.
  4. Оборудование
  5. для учителя: учебник, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
  6. для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с таблицами.
  7. Ход урока

I. Орг. момент

  • II. Проверка домашнего задания
  • — С чем познакомились на прошлом уроке?
  • (Со сказаниями про Моисея)
  • — Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.
  • — Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?
  • — Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?

2. Лексическая работа.

Слайды 1-4

— Назовите одним словом:

  • статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);
  • законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;
  • плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);
  • крупу, упавшую с неба (манна).

III. Подготовка к восприятию.

  —  Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции — Стокгольма.

  1. Слайд 5
  2. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. О жизни и творчестве этой писательнице расскажет…
  3. Слайд 6

Ученик. Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

        Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

          Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

           Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».

Слайд 7

Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.

Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.

– Итак, как вы уже слышали Сельма очень любила свою бабушку, трепетно к ней относилась. У вас тоже есть бабушки. На доске мы организовали фото-выставку на тему «Моя любимая бабушка». Чем они вам дороги? Расскажите о них.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин граф нулин за 2 минуты пересказ сюжета

(Дети читают мини-сочинения о своих бабушках. Оставшиеся работы оставить на следующий урок.)

– Молодцы. Спасибо. Как вы думаете, каким образом бабушка С. Лагерлеф будет связана с темой нашего урока? (Она рассказала ей свою историю).

IV. Тема урока.

  • Слайд 8
  • — Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.
  • – Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?

(О чем-то  таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

— Что мы будем учиться делать на уроке?

(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).

V. Словарная работа.

— В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.

Слайды 9-14

Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.

Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.

Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.

Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.

Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.

VI. Знакомство с текстом.

Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.

VII. Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).

(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)

1ч. «Когда мне было…» до слов  «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».

— Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.

  1. —         От чьего имени идет повествование?
  2. (Повествование идет от имени автора рассказа.)
  3. —         Какое настроение автора вы почувствовали?
  4. (Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
  5. — Придумайте синоним к слову чудесный.
  6. (Прекрасный, замечательный).
  7. — Что обозначает слово легенда?
  8. (Недостоверное повествование о фактах реальной действительности )
  9. — Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?

(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).

— Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?

—         Что было для детей настоящим счастьем?

( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

—         Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.

  • (Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»
  • —         Прочитайте  слова, которые любила приговаривать бабушка.
  • (Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)
  • —         Как вы думаете, зачем она это делала?
  • (Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)
  • —         Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
  • (Из дома ушли сказания и песни).
  • —         Подтвердите ответ текстом.
  • (Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)

— Как озаглавим 1 ч.?

(Воспоминания о бабушке.)

Слайд 15

— У меня такое же название. Запишите.

—       Итак.  Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Читаем 2 ч. по цепочке.

  1. 2 ч. «Но пока мы сидели…»
  2. — О чем узнали из этой части?
  3. (У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).
  4. — Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?

(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).

  • — Как вы понимаете слово хижина?
  • (Примитивное жилище для человека или строение для животных.
  • — Придумайте синонимы к слову младенец.
  • (Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).

— Как озаглавим 2 ч.?

  1. (Человек ищет огонь)
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.
  4. — Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?

— Читаем 3 ч. по цепочке.

3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»

— Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?

  • (Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).
  • — Какими словами можно охарактеризовать пастуха?
  • (Злой, жестокий, жадный).
  • — Как понимаете слово головней?
  • (Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).
  • — Что такое хворост?

( Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).

— Как озаглавим 3 ч.?

  1. (Жестокий пастух).
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.

— О чем речь пойдет в 4 ч.?

— Читаем 4 ч. по цепочке.

  • 4 ч. «Но тот наклонился…»
  • — Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?
  • (Собаки, овцы, копье, горящие угли.)
  • — Что с ними происходило всякий раз?
  • (Они отступали).

— Как озаглавим 4 ч.?

  1. (Опасности отступают).
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.
  4. — Предположите, как будут разворачиваться события далее.

— Читаем 5 ч. самостоятельно?

5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»

— О чем узнали из 5 ч.?

  • (Пастух увидел младенца в пещере).
  • — Как вы понимаете слово обиталище?
  • (Жилище – устаревшее слово).

— Как озаглавим 5 ч.?

  1. (Младенец в горной пещере).
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.
  4. — Предположите, как будут разворачиваться события далее.

— Читаем 6 ч. самостоятельно?

6 ч. «Пастух подумал, что …»

— Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.

  • Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?
  • (Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).
  • — Что такое овчина?
  • (Овечья шкура).

— Как озаглавим 6 ч.?

  1. (Милосердие пастуха).
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.

— Читаем 7 ч. по цепочке?

7 ч. «Он увидел, что …»

— Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.

  • («Он увидел, что вокруг него…»).
  • -Как понимаете слово ликование?
  • (Радость)
  • — Почему же в природе все так радовалось?
  • (Родился Иисус Христос).

— Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).

— Как озаглавим 7 ч.?

  1. (Спаситель).
  2. Слайд 15
  3. — Запишите.
  4. На слайде весь план.
  5. План.

1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

6. Младенец в горной пещере.

7. Милосердие пастуха.

8. Спаситель.

— Что вас особенно поразило в произведении?

Слайд 16

— Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).

VIII. Итог. Рефлексия.

  • — Предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке. (Прием «Инсерт»)
  • – Пользуясь таблицей, которую вы заполнили продолжите одно из предложений.
  • Слайд 17
  • Сегодня мне удалось…
  • На уроке было интересно…
  • Это произведение помогло мне понять…
  • Я узнал новое…
  • Я научился…
  • IX. Домашнее задание по выбору:
  • Слайд 18
  • Всем:

1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75

2. Пересказ текста по составленному плану.

По желанию:

3. Подготовить сообщение на тему «Сочельник».

4. Выразительное чтение стихотворение Пастернака «Рождественская звезда».

Слайд 19

— Спасибо за работу!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urokpolitieraturnomuchtieniiuv4klassienatiemuslaghierliefsviataianoch

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector