- Сельма Лагерлёф
- Название произведения: «Святая ночь»
- Число страниц: 3
- Жанр: рассказ
- Главные герои: бабушка, незнакомец, пастух, младенец, мать, ангелы, овцы, собаки.
Характеристика главных героев:
- Бабушка — мудрая и начитанная женщина.
- Ласковая, добрая.
- Умеет словом приковать внимание.
- Девочка — любознательная и добрая.
- Внимательная, открытая.
- Пастух — озлобленный и мнительный.
- С недоверием отнесся к человеку.
- Просветленный, милосердный, добродушный.
Краткое содержание рассказа «Святая ночь» для читательского дневника
- Бабушка рассказала внучке историю о том, как когда-то один человек ходил в поисках огня для своего ребенка.
- Его встретил пастух и очень удивился, что овцы не испугались незнакомца, а угли его не обожгли.
- Старик последовал вслед за ним, затем увидел, что его семья живет в пещере.
- Сжалился он — подарил семье незнакомца овечью шкуру.
- С этого момента мир для пастуха переменился, а он увидел летающих вокруг младенца ангелов.
План для пересказа:
- 1) Воспоминания о бабушке и ее рассказе.
- 2) Поиски огня для жены и ребенка.
- 3) Встреча с пастухом.
- 4) Огонь для проходимца.
- 5) Старик пошел за незнакомцем.
- 6) Овечья шкура.
- 7) Ангелы вокруг Спасителя.
Рисунок — иллюстрация
Синквейн
- Душа.
- Чистая, открытая.
- Смотрит, видит, наслаждается.
- Красота — в глазах смотрящего.
- Духовность.
Главная мысль
Все прекрасное — в глазах смотрящего.
Чтобы увидеть, что-то хорошее, надо самому стать лучше.
Чему учит произведение «Святая ночь»
Произведение учит видеть сердцем, становиться лучше, проявлять доброту и благородство.
Краткий отзыв по произведению «Святая ночь»
- Этот трогательный, светлый рассказ входит в цикл «Сказаний о Христе».
- Я считаю, что эту историю должны знать взрослые, дети.
- Ведь она «открывает глаза» на окружающий мир, учит замечать волшебство, величие Господа.
- Произведение мне понравилось также своим сюжетом.
- Это история про внучку, которая любила слушать рассказы про Христа от бабули.
- Она рассказала девочке необычайную историю про рождение младенца — Иисуса Христа.
- Даже я узнал, почему та самая ночь стала священной.
- Я всем рекомендую прочитать этот увлекательный рассказ.
Пословицы:
- Шуба овечья, да душа человечья.
- Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать.
- У кого нет души, у того и жизнь плохая.
Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:
Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.
«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.
Еще читательские дневники по произведениям Сельмы Лагерлёф:
- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- «В Назарете»
- Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/lagerlef-selma-rasskaz-sviataia-noch
Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»
Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
- Ход урока 1
- I.Организационный момент
- II.Проверка домашнего задания
Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.
III.Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда
— Прежде чем мы перейдем к новому автору и его произведению, предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.
— Какое слово получилось по вертикали?
(Лагерлеф.)
IV.Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф
1. Вступительная беседа.
— Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или знаете?
(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)
2.Рассказ учителя о писательнице.
Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была четвертым ребенком.
В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалывала ей увлекательные сказки и легенды.
В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.
Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом.
Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц.
Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер-леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком.
Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».
После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г.
В том же году Лагерлеф знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе.
Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».
Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал.
Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии.
Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф — «Девочка с фермы на болотах».
Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.
В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».
После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.
В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.
- После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года.
- V.Физкультминутка
- VI.Работа над произведением «Святая ночь»
-
Чтение учителем и учащимися.
-
Первичное восприятие текста.
— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?
VIII. Итог урока
- Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?
- О чем произведение, которое мы только что читали?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразительное чтение.
- Ход урока 2
- Организационный момент
- П. Речевая разминка
1. Чтение стихотворения с разными интонациями.
- Я знаю, праздника вы ждете!
- На этом празднике найдете
- Смех, игры, сказку, волшебство!
- Ведь наступило Рождество!
- А что такое Рождество?
- Конечно, это волшебство!
- А слово «Рождество» откуда?
- То день и час рожденья чуда!
-
Заучивание стихотворения за 2 минуты.
-
Проверка выученного стихотворения.
III. Работа над рассказом «Святая ночь»
1. Беседа.
- — Почему смерть бабушки была для писательницы самымбольшим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
- текста.
- О чем история, которую рассказала бабушка?
- Чему она хотела научить свою внучку?
- Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.
- Каким был пастух? Охарактеризуйте его.
- Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)
- Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пастухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)
- IV.Физкультминутка
- V.Составление плана рассказа
- — А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
- ночи для пересказа.
- (Ребята работают самостоятельно.
- Затем идет проверка выполненной работы.
- Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)
- VI.Пересказ текста по плану
- Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *
- VII.Итог урока
— Какое впечатление произвела на девочку рождественскаяистория? Почему вы так думаете?
* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пастуха.
Источник: https://infourok.ru/selma-lagerlef-svyataya-noch-2871527.html
Сельма Лагерлеф СВЯТАЯ НОЧЬ
Сельма Лагерлеф
СВЯТАЯ НОЧЬ
Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.
У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.
Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.
Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.
- Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:
- «И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».
- Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:
- «Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».
- Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.
О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это — маленький рассказ о Рождестве Христовом.
Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.
Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.
Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.
Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.
Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.
Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.
Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.
Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.
* * *
Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.
Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:
«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;
— Добрые люди, помогите мне — говорил он. — Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.
Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.
Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.
Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.
Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.
Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».
До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:
— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.
— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ:
«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».
В этом месте я снова перебила бабушку:
— Бабушка, почему палка не ударила человека? — спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.
«Человек подошел к пастуху и сказал ему:
— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.
Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.
Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.
Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.
Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:
— Возьми, сколько тебе надо!
Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».
Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:
— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?
- — Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
- «Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
- — Что это за ночь, — спрашивал он сам себя, — в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?
- Он окликнул незнакомца и спросил его:
— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.
Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.
Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.
Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.
Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.
Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.
Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».
- Тут бабушка вздохнула и сказала:
- — То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.
- И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.
Следующая глава
Источник: https://religion.wikireading.ru/226726
Урок по литературному чтению в 4 классе на тему "С. Лагерлеф "Святая ночь""
План-конспект урока литературного чтения
С. Лагерлёф «Святая ночь»
Учитель: Акулова Н. В.
- УМК «Гармония»
- Класс: 4Предмет: литературное чтение
- Тема урока:С. Лагерлёф «Святая ночь»
- Тип урока: урок «открытия» нового знания с применением элементов технологии развития критического мышления.
- Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
- Задачи урока: формируемые УУД
Познавательные: познакомить учащихся с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.
- Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
- Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.
- Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.
- Оборудование
- для учителя: учебник, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с таблицами.
- Ход урока
I. Орг. момент
- II. Проверка домашнего задания
- — С чем познакомились на прошлом уроке?
- (Со сказаниями про Моисея)
- — Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.
- — Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?
- — Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?
2. Лексическая работа.
Слайды 1-4
— Назовите одним словом:
- статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);
- законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;
- плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);
- крупу, упавшую с неба (манна).
III. Подготовка к восприятию.
— Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции — Стокгольма.
- Слайд 5
- Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. О жизни и творчестве этой писательнице расскажет…
- Слайд 6
Ученик. Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)
Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.
Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.
Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».
Слайд 7
Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.
Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.
– Итак, как вы уже слышали Сельма очень любила свою бабушку, трепетно к ней относилась. У вас тоже есть бабушки. На доске мы организовали фото-выставку на тему «Моя любимая бабушка». Чем они вам дороги? Расскажите о них.
(Дети читают мини-сочинения о своих бабушках. Оставшиеся работы оставить на следующий урок.)
– Молодцы. Спасибо. Как вы думаете, каким образом бабушка С. Лагерлеф будет связана с темой нашего урока? (Она рассказала ей свою историю).
IV. Тема урока.
- Слайд 8
- — Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.
- – Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?
(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)
— Что мы будем учиться делать на уроке?
(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).
V. Словарная работа.
— В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.
Слайды 9-14
Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.
Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.
Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.
Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.
Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.
VI. Знакомство с текстом.
Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.
VII. Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).
(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)
1ч. «Когда мне было…» до слов «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».
— Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.
- — От чьего имени идет повествование?
- (Повествование идет от имени автора рассказа.)
- — Какое настроение автора вы почувствовали?
- (Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
- — Придумайте синоним к слову чудесный.
- (Прекрасный, замечательный).
- — Что обозначает слово легенда?
- (Недостоверное повествование о фактах реальной действительности )
- — Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?
(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).
— Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?
— Что было для детей настоящим счастьем?
( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
— Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.
- (Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»
- — Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.
- (Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)
- — Как вы думаете, зачем она это делала?
- (Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)
- — Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
- (Из дома ушли сказания и песни).
- — Подтвердите ответ текстом.
- (Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)
— Как озаглавим 1 ч.?
(Воспоминания о бабушке.)
Слайд 15
— У меня такое же название. Запишите.
— Итак. Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?
— Читаем 2 ч. по цепочке.
- 2 ч. «Но пока мы сидели…»
- — О чем узнали из этой части?
- (У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).
- — Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?
(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).
- — Как вы понимаете слово хижина?
- (Примитивное жилище для человека или строение для животных.
- — Придумайте синонимы к слову младенец.
- (Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).
— Как озаглавим 2 ч.?
- (Человек ищет огонь)
- Слайд 15
- — Запишите.
- — Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?
— Читаем 3 ч. по цепочке.
3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»
— Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?
- (Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).
- — Какими словами можно охарактеризовать пастуха?
- (Злой, жестокий, жадный).
- — Как понимаете слово головней?
- (Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).
- — Что такое хворост?
( Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).
— Как озаглавим 3 ч.?
- (Жестокий пастух).
- Слайд 15
- — Запишите.
— О чем речь пойдет в 4 ч.?
— Читаем 4 ч. по цепочке.
- 4 ч. «Но тот наклонился…»
- — Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?
- (Собаки, овцы, копье, горящие угли.)
- — Что с ними происходило всякий раз?
- (Они отступали).
— Как озаглавим 4 ч.?
- (Опасности отступают).
- Слайд 15
- — Запишите.
- — Предположите, как будут разворачиваться события далее.
— Читаем 5 ч. самостоятельно?
5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»
— О чем узнали из 5 ч.?
- (Пастух увидел младенца в пещере).
- — Как вы понимаете слово обиталище?
- (Жилище – устаревшее слово).
— Как озаглавим 5 ч.?
- (Младенец в горной пещере).
- Слайд 15
- — Запишите.
- — Предположите, как будут разворачиваться события далее.
— Читаем 6 ч. самостоятельно?
6 ч. «Пастух подумал, что …»
— Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.
- Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?
- (Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).
- — Что такое овчина?
- (Овечья шкура).
— Как озаглавим 6 ч.?
- (Милосердие пастуха).
- Слайд 15
- — Запишите.
— Читаем 7 ч. по цепочке?
7 ч. «Он увидел, что …»
— Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.
- («Он увидел, что вокруг него…»).
- -Как понимаете слово ликование?
- (Радость)
- — Почему же в природе все так радовалось?
- (Родился Иисус Христос).
— Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).
— Как озаглавим 7 ч.?
- (Спаситель).
- Слайд 15
- — Запишите.
- На слайде весь план.
- План.
1. Воспоминания о бабушке.
2. Человек ищет огонь.
3. Жестокий пастух.
4. Опасности отступают.
6. Младенец в горной пещере.
7. Милосердие пастуха.
8. Спаситель.
— Что вас особенно поразило в произведении?
Слайд 16
— Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.
– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?
(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).
VIII. Итог. Рефлексия.
- — Предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке. (Прием «Инсерт»)
- – Пользуясь таблицей, которую вы заполнили продолжите одно из предложений.
- Слайд 17
- Сегодня мне удалось…
- На уроке было интересно…
- Это произведение помогло мне понять…
- Я узнал новое…
- Я научился…
- IX. Домашнее задание по выбору:
- Слайд 18
- Всем:
1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75
2. Пересказ текста по составленному плану.
По желанию:
3. Подготовить сообщение на тему «Сочельник».
4. Выразительное чтение стихотворение Пастернака «Рождественская звезда».
Слайд 19
— Спасибо за работу!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urokpolitieraturnomuchtieniiuv4klassienatiemuslaghierliefsviataianoch