Не всем известно, что древней столицей Грузии был город Мцхет, основанный в месте, где шумя сливаются реки Кура и Арагва. В этом месте был расположен собор Светицховели, где покоился прах последнего грузинского царского рода, которые «уступили» свою христианскую страну России. С конца XVII века на этой земле воцарился мир и благодать. Все это отразил Михаил Лермонтов в своем произведении «Мцыри» (1839).
Действие поэмы начинается с того, что русский генерал спускался с гор в Тифлис. С ним был пленный больной мальчик лет шести, который отказывался от пищи. Военный решил оставить его в мужском монастыре, расположенном в Мцхети.
Тамошние праведные отшельники спасли ребенка от верной гибели, окрестили его и воспитали в духе христианства.
По мнению автора, такие старания и забота монахов должны были наложить свой благотворный отпечаток на душу спасенного мальчика, которого зовут Мцыри.
Молодой человек рос нелюдимым, грустным, одиноким ребенком, которого не интересовали детские забавы и другие, характерные для этого возраста, увлечения. Ему не хватало родных людей. Но годы шли и он смирился со своим положением.
Этот юноша был практически готов присоединиться к монашеской братии в монастыре, но перед самым постригом он исчез. Произошло это во время страшной грозы. Обнаружив исчезновение юноши, монахи начали его разыскивать.
Продолжалось это в течение трех дней, но найти его они не смогли.
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Прошло немного времени, и Мцыри обнаружили недалеко от Мцхета. Юноша без сознания лежал на горячей от солнца земле. Его подняли и вернули в монастырь.
После того как Мцыри очнулся, монахи начали его расспрашивать о случившемся. Юноша упорно молчал. Его пытались силком накормить, так как Мцыри был истощён, как будто после страшной болезни или долгих месяцев тяжелой работы. Но беглец не брал в рот ни крошки хлеба. Складывалось ощущение, что он хочет скорее умереть. К юноше пришел монах, который его выхаживал и крестил в детстве. Этот человек в свое время сильно привязался к Мцыри и сейчас пытался усмирить его гордыню и просил покаяться, если того ждет смертельная участь.
Юноша ни на миг не хочет раскаиваться в своем поступке. Он очень рад, что поступил именно так, ведь Мцыри выходец из гор и мечтал снова оказаться на свободе среди дикой природы, рядом с гордыми орлами, мудрыми змеями и сильными хищниками. Ему даже пришлось вступить в схватку с горным барсом и победить, тем самым проявив свое мужество, достойное его предков:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз..
Он рассказывает старику о красотах природы его родных мест и о том, как ему тоскливо в монастыре.
Свобода опьянила голову Мцыри, и он даже стал вспоминать свое детство, о котором забыл в монастыре. Кроме того, юноша начал говорить на своем родном языке, вспомнил свой аул и родных. Слияние с природой пробудило в молодом человеке поэтический дар. Он рассказывает об этом старому монаху, и его речь свободно льется, как горный ручей.
Душу Мцыри мучает лишь одно прегрешение против своей клятвы, которую он давным-давно дал самому себе, что уйдет из монастыря и найдет дорогу домой. Первый шаг он сделал, вырвавшись на свободу и отправившись в путешествие на восток от Мцхета, куда он шел и днем, и ночью.
Но оказалось, что юноша двигался по кругу и, преодолев много дней в пути, Мцыри вышел на то же место, откуда отправился в дорогу. По мнению юноши, это произошло неслучайно. Оказалось, что много лет, которые он провел в неволе, не только сказались на его физическом состоянии.
Плен убил в его душе «путеводную звезду» или практически животный нюх, который должен был вывести юношу на тропу к дому. Он мечтал увидеть своего отца и сестер, табуны лошадей и знакомых ласковых собак. Лишь один раз ему посчастливилось наблюдать за красивой девушкой с кувшином, которая набирала воду в ручье.
Юноша был очень голоден, но не стал раскрывать перед прекрасной грузинкой своего присутствия:
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей,
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
Все горцы с самого рождения обладают чутьем дороги к дому. Именно оно помогает этим смелым людям, подобно диким зверям, выжить в непростых горных условиях. Юноше лишь удалось выбраться за стены монастыря, но не из собственной внутренней тюрьмы, которую построили в его душе христианские проповедники. С ней справиться Мцыри намного труднее.
Беглец это понял, когда его нашли и вернули назад в монастырь. Именно это обстоятельство гнетет молодого человека, а не тяжелые раны, которые нанес ему дикий горный зверь. Он постепенно теряет интерес к жизни, которая начала в нем пробуждаться только в условиях свободы. Ему лучше умереть, чем жить в заточении.
И юноша смиренно принимает свою горькую участь.
Мцыри лишь просит монахов похоронить его в том месте здешнего сада, откуда виден Кавказ. Он надеется, что ветер свободы, который залетает за монастырские стены, донесет до него родную речь или песню своего народа:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Источник: http://samarus-school.ru/poehma-m-yu-lermontova-mcyri-kratkijj-pereskaz.html
Мцыри
За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу.
Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния.
Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.
Глава 1
От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре.
Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств.
Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.
Глава 3
В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.
Глава 4
Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.
Глава 5
Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.
Глава 6
Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.
Глава 7
Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.
Глава 8
Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле.
Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным.
Даже в буре он видел родственную душу.
Глава 9
Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.
Глава 10
Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.
Глава 11
Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.
Глава 12
Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.
Глава 13
На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.
Глава 14
Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.
Глава 15
Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.
Глава 16
Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.
Глава 17
Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.
Глава 18
Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.
- Глава 19
- Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.
- Глава 20
Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.
Глава 21
Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.
Глава 22
Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.
Глава 23
Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.
Глава 24
Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.
Глава 25
Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.
Глава 26
Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1749-mcyri.html
Краткое содержание «Мцыри», Лермонтов
Краткое содержание поэмы Мцыри поможет любому школьнику быстро познакомиться с произведением Лермонтова и написать сочинение на тему: «Мцыри».
Мцыри краткое содержание поэмы
Итак, в поэме идет речь о маленьком шестилетнем мальчике, о горце, который волею судьбы попал в плен к русскому генералу.
Из гор они направлялись к Тифлису, но по дороге парнишка заболел, не выдержав сложностей переезда.
Силы ребенка были на исходе и он в любую минуту мог покинуть мир живых, поэтому, проезжая мимо мужского монастыря, что расположился в Мцхете у слияния рек Арагвы и Куры, генерал оставляет мальчика на попечение монахам.
Монахи ребенка выходили, поставили на ноги и окрестили подкидыша. Мальчику пришлось изучить чужой для него язык. Рос он замкнутым и одиноким, а когда стал юношей, пришло время послушнику принять обет.
Но прямо накануне пострига, юноша проявил протест и осуществил давно уже задуманный побег. Как раз и погода тому способствовала.
Была сильная буря и монахи в своих кельях молились, поэтому никто и не заметил убегающего навстречу свободе парня.
Бежал юноша, не разбирая дороги, переполненный чувством того, что вскоре увидит родные края, отца и сестер, которых он никогда не забывал. Во время побега он вспоминает свое детство, свою родную речь.
И только через три дня израненного, обессиленного и умирающего его находят недалеко от монастыря. Как ни пытаются монахи накормить парня, он не соглашается, чтобы быстрее закончилась его жизнь.
А когда пришел монах, который принял Мцыри ребенком, он попросил юношу лишь покаяться в грехах перед смертью. Что юноша и сделал.
Он начал свою исповедь, где рассказал монаху о давно задуманном побеге, и о том, что три дня оказались намного ярче и интересней всей его остальной жизни, что он провел в стенах монастыря.
Он рассказал о прекрасной природе, что его окружала, о красивой девушке, которая спустилась к реке за водой, о деревьях, кустах, камнях, о небосводе. О своей встрече с барсом, с которым пришлось сразиться и где Мцыри вышел победителем. Но получил от зверя множественные увечья.
Парню удается выбраться из леса и тут он понимает, что попросту сделал большой круг, вернувшись к стенам монастыря.
Он шел вперед, ориентируясь на высокую гору, но сбивается с пути. Получается, что за время своего заключения в монастыре, потерял чувство направления, которыми наделены горцы. У стен монастыря его и находят.
Заканчивая свою исповедь, Мцыри печалит лишь одно, он не сумел добраться до родного края. Да, его вырастили чужие люди, но не сумел он полюбить их жизнь, не сумел их край стать для него родным домом. Он душой всегда стремился к свободе.
Напоследок Мцыри просит монаха лишь об одном, чтобы его вынесли в сад, дабы он в последний раз сумел полюбоваться красотой Кавказа, чтобы перед смертью хотя бы видеть родные края. Также просит юноша похоронить его в стороне родных гор, в месте, где они лучше всего просматриваются.
В месте, куда ветер сможет донести родную речь.
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-mcyri-lermontov.html
Мцыри — краткое содержание
«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог…»
Один монах пожалел ребенка и оставил его у себя. Мальчик выздоровел и стал жить в монастыре. Поначалу Мцыри (по-грузински значит «послушник») был диковат и всех боялся.
- «Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской - По стороне своей родной».
Время шло, и мальчик забыл свой родной язык и привык жить в плену. Он не знал никакой другой жизни, поэтому был готов в самом расцвете лет принять схиму и стать монахом. Но перед самым торжественным событием послушник исчез из монастыря в то самое время, когда все святые отцы, попадав ниц перед алтарем, не могли даже поднять глаза, поскольку боялись грозы, которая разбушевалась.
Пропавшего Мцыри искали три дня, а потом нашли его в степи. Он был без чувств, ослаблен, истощен и изранен, словно побывал в бою. И пришёл к нему чернец, тот монах, который спас его когда-то. Старик, полагая, что юноша не выживет, решил исповедать его. На что Мцыри ему отвечает:
- «Людям я не делал зла
И оттого мои дела
Немного пользы вам узнать. - А душу можно ль рассказать?»
- И далее…
- «Знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть… - …Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы - Где люди вольны, как орлы».
Он говорил о своей родине, о пышных полях, зеленых холмах и тёмных скалах. Во время ненастья он вдруг вспоминает своего отца – отважного бойца в кольчуге, ему видится блеск его ружья, вспоминает он и песни своих сестер, и принимает решение, наперекор всему найти путь домой.
- «Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней - Бессильной старости твоей».
Уже давно Мцыри мечтал о воле, хотел взглянуть на просторы лугов и полей, его неумолимо тянут к себе горы Кавказа.
Он рассказывает, как убежал из монастыря во время грозы, и в ту пору, когда святые отцы, боясь непогоды, молят Бога защитить их, он дружит с грозой.
Он не боится ни молнии, пытаясь словить её рукой, ни змеи, которую встречает меж камней, и сам чувствует себя змеем, соединившись с природой, в попытке спрятаться от людей.
Наутро, проснувшись, Мцыри обнаруживает себя, лежащим на краю бездны.
Он любуется природой, и спускается с высоты к горному потоку, чтобы утолить мучавшую его жажду, и слышит около ручья песню молодой грузинки, идущей за водой.
Мрак очей красавицы смутил юношу, и мысли его помутились, что он потерял сознание, а когда очнулся, она была уже далеко. Потом Мцыри засыпает и во сне опять видит прекрасную девушку.
Проснулся он уже ночью, превозмогая голод, желая лишь одного, увидеть родину, он отправляется в путь. Но в лесу Мцыри теряет облик гор и сбивается с дороги и даже с вершин деревьев он видит один лишь лес. Он рыдает впервые в жизни, упав на траву, и от дикой тоски грызет землю.
На поляне он видит барса, который глодает свежую кость. Мцыри вооружается палкой, и вот барс, почуяв врага, нападает на него. Они сражаются на смерть.
- «Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов - не из последних удальцов».
Юноша побеждает зверя. Во время боя он сам ощущает себя диким барсом. Он уважает противника, считая, что тот встретил смерть без страха, лицом к лицу. Но и сам Мцыри изранен, тело его изодрано мощными когтями. Но он собирает остаток сил, чтобы увидеть родину, и опять идет.
«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!»
Он вышел к аулу, всё казалось знакомым, и он в ужасе понял, что вернулся к своей «тюрьме», что зря блуждал три дня, и зря надеялся увидеть родной Кавказ.
«И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой…»
Словно не желая верить в своё поражение, он надеялся, что это всего лишь сон, но звон колокола стер пелену с его глаз. Мцыри понял, что родины своей ему не увидеть никогда. Отчаявшись, он упал в бреду на песок.
Теперь, когда его нашли, он сожалеет лишь о том, что его тело будет тлеть на чужбине. Его страсть к Родине настолько велика, что его предсмертное желание лишь о том, что он, не думая, променял бы на пару минут в горах, где прошло его детство на целую вечность и рай.
Он просит старика, чтобы похоронили его под Акацией в саду, откуда можно видеть Кавказ, чтобы навечно заснуть с мыслью о родной стороне.
«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/lermontov_mihail_jurevich/mcyri.html
Краткое содержание «Мцыри»
Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры».
Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.
) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветет она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».
«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре.
Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».
И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно.
Однако через некоторое время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит.
Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощен, как будто перенес долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил.
Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке.
Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».
Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестер, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом.
Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление.
Ведь когда то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается — на восток, на восток, на восток.
Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.
Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут.
Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/lermontov-mihail-mcyri/
Мцыри — краткое содержание
Одна из древних столиц Грузии — Мцхет. Она возведена меж двух рек — Арагвы и Куры, в ней же стоит один из прекраснейших соборов Светицховели.
Как-то вез один русский генерал ребенка плененного, но не довез, так как ребенок тот заболел и оставил он его в городе Мцхет, при мужском монастыре. Ребенок растет, его крестили и вырастили в христианских обычаях. Мцыри – так звали ребенка, уже давно позабыл свой язык. Его начинают готовить к обету монашескому.
В тот день, когда город настигла сильнейшая гроза, ребенок пропал. Его ищут три дня, но результата это не приносит. Через некоторое время мальчишку находят у гор, в окрестностях города Мцхет.
Он без сил, без чувств лежит на голой, выжженной солнцем земле, и доставляют его к монастырю. Юноша очнулся. Монахи пытаются его допросить или хотя бы покормить, он истощен и выглядит переболевшим серьезным недугом. Юноша отказывается от любой еды.
Когда монахи понимают, что Мцыри хочет завершить свое существование, посылают чернеца за тем самым монахом, который когда-то принял его в монастырь еще ребенком, вылечил и окрестил его. Уже довольно пожилой монах все еще любит своего воспитанника ведь провел с ним не малое время.
Монах принимает, то что юнец больше не желает жить и лишь просит его покаяться в грехах содеянных и смириться.
Мцыри не считает, что поступок его дерзок. Он горд своими действиями. Как оказалось, он все еще помнит свои родные просторы, как он был свободен, как сливался с природой, дышал ей, думал, как она.
Он помнил горные барсы. Он помнил, как без оружия он мог вступить в единоборство со зверем, хозяином его диких лесов.
Только так он мог доказать, что наравне с остальными мужчинами, и он достоин жить в крае своих отцов и дедов.
Прошло столько лет, но как только он ушел из монастыря он смог вспомнить свое детство и язык родных земель, аул и даже лица своих родителей, братьев и сестер. Пока Мцыри рассказывал о том, как блуждал он в горах, что пережил, он описывает чернецу, как это прекрасно быть в слиянии с природой, как важна первозданность его родины.
И лишь слово, данное самому себе еще в детстве он не желает нарушать, ведь считает его клятвопреступлением. Он обещал самому себе, что когда нибудь он найдет дорогу домой и вернется на свою родину. И у него почти получилось, он помнил, что необходимо все время держаться востока.
Он шел день за днем, ночь за ночью, но неожиданно понимает, что возвращается туда откуда начинал свой путь в самые ближние окрестности города Мцхет, близ мужского монастыря при котором он вырос при котором проходил службу не свою службу. Он понял, что это самая главная оплошность в его жизни.
Мцыри описывает, что каждый день, проведенный в монастыре, казался ему тюрьмой, ведь только так он воспринимал жизнь, проведенную здесь. Здесь он ослаб и телом и духом.
Он больше не мог найти дорогу домой, словно «луч- путеводитель» он потерял за долгие годы, ведь каждый горец обладал звериным чутьем тропы, ведущей его домой, каждый рожденный его получает с материнским молоком и без него невозможно жить в дикой среде центральной части Кавказа никому, ни человеку, ни зверю.
Мцыри ушел, но не смог покинуть тюрьму в своей душе из-за цивилизации, которую привили ему с детства. Его не беспокоили так его раны, и запекшаяся кровь, присохшая к телу. Его убивало только одно, он терял инстинкт, жажду ее, с которой приходят в жизнь дети гор.
Он больше не желает жить в рабстве с самим собой, лишь желает умереть, смиренно, никого не виня.
Он просит монахов выкопать ему могилу на стороне его родных гор, то место откуда их видно. Он просит это потому, что мечтает хотя бы после смерти почувствовать, как ветер донесет до него родную речь с его земель, а может быть и песню какую…
Источник: http://szhato.ru/lermontov/165-mcyri.html
Краткое содержание поэмы Мцыри и отзыв для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов) | Литрекон
Михаил Юрьевич Лермонтов – яркий представитель русского романтизма. Он рассуждал о несправедливости, смерти, свободе, сопоставляя реальный мир и мир мечты. “Мцыри” – это классический пример произведения эпохи романтизма.
Сюжет показывает читателю целеустремлённого героя и заставляет задуматься о несбыточности, недостижимости и нереальности мечты. Оригинал читается примерно за 25-30 минут, в то время как на краткий пересказ можно потратить менее пяти минут.
Именно поэтому Многомудрый Литрекон решил рассказать основные события поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в сокращении.
Кратчайшее содержание (518 слов): Однажды русский генерал вез с Кавказа пленного ребёнка. Он собирался дойти до города Тифлис. Малыш был болен, и мог не доехать до города живым, поэтому его оставили в мужском монастыре, который находился по дороге, в Мцхете.
Там его вылечили и воспитали как христианина. Ребёнок стал юношей. Он привык к плену и забыл родной язык. Мцыри в совершенстве выучил грузинский. В какой-то момент его посчитали готовым к принятию монашеского обета.
Накануне этого обряда была сильная гроза, монахи прятались от неё у алтаря, тогда как приёмыш незаметно сбежал.
Целых три дня монахи искали беглеца, но безрезультатно. Вскоре юношу находят и приводят другие люди. Он лежал без сознания неподалёку от Мцхета на голой, выжженной земле. В нём опознали священнослужителя и вернули в монастырь. Когда Мцыри приходит в себя, его начинают допрашивать. Он ничего не рассказал.
Поскольку Мцыри был истощён, его начинают насильно кормить, но он наотрез отказывается от еды. Монахи догадались, что беглец хочет приблизить свою смерть, поэтому приводят к нему чернеца, который некогда его выходил и окрестил.
Этот добрый пожилой человек ценит и любит своего крестника, поэтому хочет, чтобы юноша покаялся во грехах и получил их отпущение. Однако Мцыри не раскаялся в своём поступке. Как раз наоборот, он был горд собой за этот поступок.
На воле Мцыри жил подобно своим предкам. Он был частью природы: зоркий, как орёл, сильный, как барс и мудрый, как змея. Мцыри смог без оружия побороть царственного зверя, который считался хозяином местных лесов. Победив барса в честном бою, Мцыри пришёл к выводу, что среди своих предков был бы не последним удальцом.
На воле юноша вспомнил своё прошлое. Он вспомнил родной язык, своё детство, лица братьев, сестёр и отца. Мцыри даже на некоторое время становится поэтом, в нём пробуждается вдохновение. Он описывает встречу с юной девушкой, которая показалась ему настоящей красавицей. Он не потревожил ее, но прелесть грузинки разожгла его кровь.
Юноша рассказывает чернецу о своих странствиях.
После рассказа о сражении со зверем, о чувстве свободы и вернувшейся памяти, Мцыри решает раскаяться в одном грехе. Он считает страшным грехом неисполнение собственной клятвы. Будучи ребёнком, Мцыри поклялся, что сбежит из монастыря и отыщет дорогу домой. Он долго готовился к этому, но так и не смог осуществить.
Когда Мцыри бежал, ему казалось, что дорога правильная. Он шёл на восток от Мцхета. А потом оказалось, что за это время юноша сделал круг и оказался в том же месте, откуда начал свой путь. Мцыри винит в этом свою жизнь в неволе. Именно из-за неё он вернулся к своей “тюрьме”, хотя хотел уйти от неё как можно дальше.
Монастырь погасил в нём “луч-путеводитель”, который, как звериное чутьё, должен был привести Мцыри к дому. Каждый горец обладает таким, а без него бесследно теряется в горах. Мцыри признался, что именно невозможность жить на воле и вернуться домой убивает его, а не рваные раны от барса.
Юноше не хочется жить в неволе, он не хотел быть рабом, поэтому решает умереть рабом. Мцыри смирился и ничего не проклинает.
Перед своей кончиной Мцыри просит тюремщиков об одолжении. Он попросил монахов похоронить его в той части монастыря, где виден Кавказ. Юноша верил, что ветер донесёт до его могилы слова на родном языке или горские песни.
Отзыв (329 слов): Мне понравилась поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мое впечатление о ней положительное, потому что она красиво написана и имеет интересный сюжет. В побеге Мцыри легко распознать универсальный жизненный путь, который проходит каждый из нас. В нем есть борьба, неопределенность, смутные мечтания и любовь.
Стоит начать с того, что это классическая романтическая поэма. В ней противопоставляются два мира. В данном случае сравниваются мир воли и неволи, мир мечты и реальность. Главный герой Мцыри – байроновский герой, потому что он стремится к своей мечте, сбегает и сражается со зверем.
Однако в конце его ждёт разочарование. Чтобы придать сюжету романтичность, Лермонтов идёт в некоторый разрез с реальностью. К примеру, монастырь редко бывает тюрьмой. Вряд ли человека будут держать там насильно.
Для выдержки романтических настроений, Лермонтов сравнивает христианский монастырь с крепостью, где Мцыри долгое время держат в неволе.
Но мое отношение к поэме ничуть не ухудшилось из-за этого несоответствия, напротив, в монастыре я увидела намек автора на европейскую цивилизацию, которая поработила дух человека и вынудила его отдалиться от природы и своего естества.
Чему учит «Мцыри»? В своей поэме Лермонтов заставляет задуматься о нереальности мечты, о её недостижимости. Главная мысль “Мцыри”, заложенная автором, заключается в любви к свободе и к отчизне.
Не зря у чернового варианта произведения был эпиграф “Родина бывает только одна”. Мцыри тянуло на родную землю, он хотел жить и умереть на ней, но у него не получилось дойти до Кавказа.
Юноша так привык к жизни в неволе, что не смог уйти от неё, потому что совершенно не имел самостоятельности и не знал реалий жизни на свободе.
В современном мире критики переосмысляют произведение, и их выводы частично сформировали и мое мнение о «Мцыри». Я считаю, что мораль “Мцыри” в том, что, если человек вырос в одном обществе, он не вольётся в другое.
Монастырь в таком случае можно считать светским обществом, которое отравило Мцыри. Из-за этого он уже не может жить в гармонии с природой и довольствоваться свободой.
В конце концов, он всё равно будет возвращаться к тем, кем он был воспитан.
Ольга Шарова
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/mtsyri-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-m-yu-lermontov/