Краткое содержание лихачёв письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Читаете ли вы краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» — тема статьи и произведение Д. Лихачева, с которым мы ознакомимся.

Рассмотрим некоторые письма, которые являются основополагающими и наиболее значимыми. Для тех, кто не знаком с творчеством Дмитрия Лихачева эта статья будет настоящим открытием.

Вкратце мы поговорим об авторе для того, чтобы лучше понимать важность и полезность его творчества.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Об авторе

Дмитрий Сергеевич Лихачев является очень талантливым культурологом, искусствоведом и профессором. Он внёс огромный вклад в развитие многих наук, за что его неоднократно награждали на самом высоком уровне. За свою жизнь он сменил много профессий, но чем бы не занимался – становился в этом деле мастером. Его помнят и любят сотни людей.

Свою мудрость и взгляды на жизнь он выразил в книгах, которые на вес золота. Они представляют собой настоящий кладезь познаний для молодежи. Занимательно, что Дмитрий Сергеевич никогда не входил в состав Коммунистической партии. Он также отказывался подписывать любые документы, направленные против деятелей культуры.

При этом он не был радикально настроенным, а всегда пытался найти компромисс.

Первое письмо

С чего начнём рассматривать краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» лучше всего начинать изучать с письма «Большое в малом». В нем автор рассказывает о том, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Она должна соблюдаться даже в мелочах, ведь только тогда можно действительно добиться желаемого. Мысль о том, что все средства хороши считается пагубной.

Для того чтобы следовать чему-то великому, следует соблюдать это в самых обыденных вещах. Так, автор указывает на то, в материальном мире трудно блюсти малое в большом. Мир духовных ценностей устроен совсем по-другому. Реальный пример приводится на основе книги Ф.

Достоевского «Преступление и наказание», в которой главный герой ради великой цели идёт на преступление, но оказывается ни с чем.

Смысл жизни

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал как напутствие для молодежи и следует сказать, что он отлично справился со своей задачей. Он говорит о важности понимания своего предназначения. Если жить бесцельно, то это будет обычным прозябанием.

Также Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что у каждого человека должны быть в жизни принципы. Удобнее будет записать их где-то. Также он советует вести дневник, но никому его не показывать. Основное правило для разумного человека – это прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно.

Для того чтобы быть таким человеком, надо будет потрудиться. Великодушие, доброта, правдивость и честность – неотъемлемые качества для каждого. Также очень важно отказывать себе в мелких удовольствиях для большого результата или в больших искушениях, которые могут и вовсе изменить жизнь.

Важным умением является возможность понимать и признавать свои ошибки.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Самооценка и цели

Как мы уже знаем, Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал для молодых незрелых душ. Шестое письмо посвящено сложному вопросу о целях и самооценки. Многие молодые люди запутываются в стереотипах общества и не могут среди них отыскать себя.

Автор опровергает мысль о том, что надо жить аскетом, не заботиться о себе и лишать себя мелких радостей. Вовсе нет! Он лишь говорит о том, что должна быть высокая цель, которая может заключаться в том, чтобы достойно прожить жизнь.

Более того, если человек выбрал своей целью добро, то разве могут его постичь непреодолимые неудачи? В мире нужно больше отдавать, чем получать — только тогда можно испытать настоящую и длительную радость.

Получение приносит лишь кратковременное удовольствие, которое с каждым разом уменьшается, и человеку хочется большего. Такая позиция уничтожает духовность изнутри. Выбирая духовность, человек будет защищен от множества огорчений и разочарований.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Обиды

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» написал настолько талантливо, что их в пору читать даже взрослым людям. Многие главы содержат в себе очень много того, что некоторые понимают только спустя годы. Письмо девятое, которое называется «Когда стоит обижаться?», поможет многим людям решить свою проблему.

Здесь автор рассуждает об обидчивости. Он считает, что есть только две причины такого поведения: недостаток ума или наличие комплексов.

Что же делать с обидчивым человеком? Желательно вести себя с ним более внимательно, ведь на самом деле обидчивость – это такая черта характера, которая и её владельцу приносит много огорчений.

На вопрос же о том, когда следует обижаться, Дмитрий Сергеевич даёт просто блистательный ответ, который нужно зазубрить, как золотое правило: обижаться следует только тогда, когда вас намеренно хотят обидеть.

Даже в таком случае стоит ещё подумать прежде, чем опуститься до обиды. Если же человек просто что-то забыл или оказался невнимателен, лучше простить ему это, ведь целью не было вас задеть.

В таком случае следует понимать, что это могут быть издержки возраста или ещё чего-либо.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Нравственные вершины

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Любите читать!

Как вам краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» (Лихачев Дмитрий) содержат также главу о важности чтения в жизни личности. Любовь к книгам – это личная черта характера автора. Он делает огромный акцент на том, какую роль играют книги в жизни человека.

«Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий написал после того, как сам прочитал невероятное количество книг. Безмолвные учителя позволяют проживать несколько жизней сразу, окунаться с головой в другой мир, примерять на себя разные маски.

Это очень необходимое умение, которое развивает человека всесторонне.

Также автор делает особенный акцент на том, что каждый человек должен намеренно заботиться об уровне своего интеллектуального развития. Это не только позволит оставаться интересным собеседником, но также наполнит повседневную жизнь и духовный мир.

Литература способна обогатить человека огромным жизненным опытом, который просто невозможно получить за одну жизнь. Также Дмитрий Сергеевич говорит о том, что важно читать медленно и вдумываться в слова, а не просто пробегать их глазами.

Он понимает важность чтения современной литературы, ведь классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. При этом очень важно изучать и её, чтобы понимать вечные ценности.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Последнее письмо

Вот и подходит к концу наше краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» заканчивается последним письмом о доброте. В этой главе автор подводит некоторый итог. Он говорит о том, что целью написания книги было не поучение кого-либо, а осмысление собственного опыта.

Он уделяет большое внимание тому, что намного проще учиться самому, когда обучаешь кого-то. Кроме того, он не называет себя истиной в первой инстанции.

«Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий задумывал не только как книгу для других, но и как пособие для себя, на котором он сам сможет вырасти.

Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Эта глава посвящена и следу в жизни. Если жить только бытовыми делами, то после вас ничего не останется.

Надо уметь делать добро другим, ведь это так просто, а как сильно наполняет внутренний мир человека! «Письма о добром и прекрасном», краткое содержание которых мы рассмотрели, обязательны к прочтению для каждого человека.

Эту книгу необходимо читать в любом возрасте, она совершенно точно принесёт пользу. Вот и подошло к концу краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» — это прекрасный путеводитель по жизни, написанный талантливым Д. С. Лихачёвым!

Источник: https://autogear.ru/article/294/558/kniga-d-s-lihacheva-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-kratkoe-soderjanie-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom—kniga-adresovannaya-molodeji/

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Материал к сочинению по направлению: «Добро и зло». Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»

  • Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета
  • 16 октября 2019 года на сайте ФИПИ был опубликован материал:
  • « МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ».
  • В нём отмечено, что, к сожалению, учащиеся в качестве аргументов мало используют публицистическую литературу.
  • «Обучающиеся редко используют примеры из лирических и лиро-эпических произведений, практически не используют философские произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества».

По требованиям к сочинению, можно использовать в качестве аргументов не только литературные произведения, но и большой круг другой литературы. Это имейте в виду.

Прекрасным аргументов, думаю, будут письма Д.С. Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, российский филолог, учёный, создал удивительный труд — «Письма о добром и прекрасном».

В 46-ти письмах он, обращаясь к молодым людям, пытается помочь им правильно найти свой путь в жизни, проложить его в соответствии с законами нравственности.

Несколько писем посвящает он теме добра, так как считает именно добро основой всех поступков человека, всей его жизни.

В чём смысл жизни. (Письмо пятое).

Человек должен иметь цель, уверен автор, иначе он будет не жить, а прозябать. Прожить нужно с достоинством, чтобы потом не было стыдно. А достоинство всегда требует доброты. Нельзя быть эгоистом, нужно помогать другим и находить в этом радость.

Часто для достойной жизни необходимо отказаться от каких-то удовольствий. По мнению Л.С. Лихачёва, залогом достойной жизни является стремление быть лучше, желание не думать только о себе, понимать, что окружающим часто нужна помощь.

Делая добрые дела, человек испытывает радость, а значит, и счастье.

Что объединяет людей. (Письмо седьмое).

Автор отмечает, что основой доброты являются забота и сострадание. Так, забота объединяет, скрепляет дружбу, жителей села, города, страны.

Человек испытывает её с первых дней своей жизни, когда о нём заботятся родители. Затем он постепенно начинает сам заботиться о других.

 Человек  должен  быть заботливым, ведь это проявление доброты. Эгоист – недобрый человек, не любящий никого.

Другое важнейшее качество человека – это сострадание, когда человек осознаёт своё единство миром, ответственность за природу, культурные памятники, за уважение к памяти.  Автор призывает делать добрые, отмечает, что это нетрудно. Нужно только начать.

Путями доброты. (Письмо сорок шестое).

Самое главное в жизни, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. От жизни, прожитой только для себя, не останется и следа. Если же жить для других, то люди будут помнить эти добрые дела. Люди, имевшие добрую цель в жизни, запоминаются надолго.

Конечно, помнят и злых, но реже и с недобрым чувством. Самое ценное в жизни – доброта. Именно она – путь к личному счастью. Если человек делает счастливыми других, то он и сам счастлив.

Учёный словно призывает молодых не стесняться делать добрые поступки, совершать их, ведь это сделает его счастливым.

Обращаясь в своих письмах к молодёжи,  Д.С. Лихачёв, с высоты своего жизненного опыта, пытается показать, как важно идти «путями добра», ставить правильные цели, думать о людях, не быть самовлюблённым эгоистом. Только такой путь может преодолеть зло в мире, сделать людей счастливыми. Его письма — это «уроки жизни», усваивая которые, хочется быть лучше, чище, добрее.

Примечание:

Номера писем можно не запоминать. Пишите так: «В одном из своих писем, …в другом письме…».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1791-ege-2020-literatura-sochinenie-v-dekabre-material-k-sochineniyu-po-napravleniyu-dobro-i-zlo-d-s-likhachjov-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom

Дмитрий Лихачев — Письма о добром и прекрасном

Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь портрет за 2 минуты пересказ сюжета

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

  • А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
  • Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
  • Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.
  • Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании».

Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.

Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого.

Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах.

Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть.

И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один.

Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно.

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость.

А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Источник: https://mybrary.ru/books/dokumentalnye-knigi/nonf-publicism/213327-dmitrii-lihachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom.html

Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Письмо двадцать второе

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки.

Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы.

Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

Читайте также:  Краткое содержание осеева волшебное слово (спасибо и пожалуйста) за 2 минуты пересказ сюжета

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором.

Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть.

А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня.

Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны.

Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://public.wikireading.ru/13982

Читать онлайн "Письма о добром и прекрасном" автора Лихачев Дмитрий Сергеевич — RuLit — Страница 7

  • Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:
  • «– Милая, это пестро!
  • – Ах нет, не пестро!
  • – Ах, пестро!»
  • Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

Письмо восемнадцатое

ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически.

Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно.

Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее.

И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

Письмо девятнадцатое

КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста.

Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения.

Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом.

Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе.

Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.

Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Письмо двадцатое

КАК ВЫСТУПАТЬ?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.

Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным.

Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Письмо двадцать первое

вернуться

С вопросом о психологии языковой грубости вы можете ознакомиться в моей работе: «Арготические слова профессиональной речи» в кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964, с. 311-359.

полную версию книги

Источник: https://www.rulit.me/books/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-read-31426-7.html

Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе по книгам Д.С.Лихачева Земля родная, Письма о добром и прекрасном

Автор публикации: Садыкова Т.В.

2016-04-03

Краткое описание:

Читайте также:  Краткое содержание горячий снег бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

МБОУ «Русско-Ошняковская ООШ»

Разработка урока внеклассного чтения

в седьмом классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная»,

  • «Письма о добром и прекрасном».
  • Урок разработан и проведен
  • учителем русского языка
  • и литературы первой
  • квалификационной

категории Садыковой Т.В.

Апрель 2014 г.

Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».

  1. Цели:
  2. 1)Углубить представления учеников о публицистическом жанре в литературе.
  3. 2)Показать значение публицистики Лихачева.
  4. 3)Развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста, умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать, излагать письменно свои мысли.
  5. Задачи:

1)Приблизить нравственный опыт Д.С.Лихачева к жизни современного ребенка, помочь ребенку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я.

  • 2)Помочь задуматься ребенку о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях.
  • 3)Воспитывать отзывчивость, чуткость, душевность.
  • 4)Прививать умения сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями.
  • 5)Показать значение эпистолярного жанра в жизни людей.
  • Методические приемы: беседа, пересказ, сочинение, пояснения учителя, чтение и обсуждение текста.

Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева, презентация, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром», Санкт-Петербург, Издательство “LOGOS”, 2007.

  1. Ход занятия:
  2. На доске эпиграф к уроку:
  3. Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

1.Оргмомент.

Слайд №1. Тема урока.

Сообщение темы учителем. Прочтение эпиграфа.

2.Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний).

На прошлом занятии мы с вами познакомились с отдельными главами из книги Д.С.Лихачева «Земля родная».

-Почему жанр публицистики стал так популярен в последние десятилетия?

-Как объясняет Д.С.Лихачев слово «судьба»?

-Как вы понимаете это слово?

-Д.С.Лихачев пишет: «Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным…» Есть ли у вас подобное ощущение?

-Как вы понимаете фразу «Наша молодость – это и наша старость»?

-Какие особенности русской культуры отмечает Д.С.Лихачев?

-Почему «вернейшим способом узнать человека» Д.С.Лихачев считает нужным «прислушаться к тому, как он говорит»?

  • -Какие наблюдения за речью людей вам показались особенно интересными?
  • -Выделите правила публичных выступлений, сформулированные Лихачевым.
  • -Ответьте на вопросы №1,2.

3.Вступительное слово учителя.

-Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах, размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло».

Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле были связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире.

Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

Слайд №2.

«Добро выше практической нужды!» — утверждал Дмитрий Сергеевич.

-Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он всегда черпал силы для добродетельной жизни.

В добре он находил незыблемые основы для повсед­невной жизни. Проще сказать — Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром.

И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». (Демонстрация книги).

Слайд №3.

В этой книге 46 писем, и каждое из них — это замечательный и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

-Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

Слайд №4.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».

Слайд №5.

«Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло — дробит общество. Оно „сепаратно“ по своей природе.

Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны.

Они основываются на общности временных интересов».

Сепаратно — отдельный, обособленный от других (по словарю Ефремовой и Ожегова).

Слайд№6.

«Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

  1. Добро выше практической нужды!»
  2. (Высказывания читают учащиеся).
  3. -Может быть, кому-то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо перемешиваются добро и зло…
  4. -Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. А он дальше пишет: 
  5. Слайд №7

«Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Слайд №8

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

  • Слайд №9
  • И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.
  • Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе — приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества».

— Что же такое «добро» в понимании Д.С. Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма — во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

  1. Слайд № 10
  2. Забота о людях!
  3. «В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях возможно».

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их».

На вопрос: «Что объединяет людей?» — Лихачев отвечает: «Этажи заботы», «забота — объединяет людей».

Слайд 11.

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».

3.Слово учителя.

-«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», — любил говорить Д.С. Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» — шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности.

Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить.

Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но, может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность — от милосердия и сострадания.

Амбициозный – чрезмерно, обостренно самолюбивый.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания, — пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». — В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития». Свою книгу Д.С.

 Лихачев завершает письмом под названием «Путями Доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще.

Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные“ выбраны вами правильно».

4.Вывод.

-Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С. Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего…

ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается — из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умею­щим творить Добро».

Выражение «путь добра» — очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

У путей добра — вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью.

Пути добра — это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться.

Но у каждого шага есть свой смысл — это движение дальше — дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

5.Слушание песни «Дорогою добра» Марка Минкова и Юрия Энтина.

6.Слово учителя.

Почему Д.С.Лихачев выбрал для своего произведения эпистолярный жанр – «письма»?

-Давайте обратимся к истории развития эпистолярного жанра.

Слайд №12.

Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки. В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.

Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IV А.Курбским.

«Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Записки первого путешествия», содержащие письма Д.И.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения эпистолярного жанра в России.

К эпистолярному жанру следует отнести «Философские письма» П.Я.Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, «Письма из Франции и Италии» А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» и в других произведениях этого автора.

Слайд №13.

В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (Письма А.А.Блока к жене», «Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка» и т.д.

) В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной форме раскрыть свой внутренний мир.

Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике. Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.

7. Подведение итогов.

-С каким жанром литературы мы познакомились сегодня на уроке?

-В чем состоит значение этого жанра?

-Попробуйте сами написать письмо на тему «Как я понимаю слова «Творить добро». Письмо постарайтесь написать в публицистическом жанре. Адресовано оно пусть будет вашим сверстникам. Подумайте, что вы напишете в начале письма, как вы обратитесь к вашему адресату.

8. Домашнее задание. Написать письмо на заданную тему.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-75641089.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector