Краткое содержание малька провинилась белова за 2 минуты пересказ сюжета

Подробности Категория: Отечественные писатели Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. Бывало, к Лидии никто не ходит гулять, даже по праздникам. Собачка всегда облает гостя, а то еще и за ногу тяпнет. Прямо до крови. Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька все рычит и рычит из-под лавки. Откуда столько злости бралось?Однажды я наблюдал за Верным. Он усердно щипал траву и никому не мешал. Потом лег и начал кататься по земле, дрыгая своими большими ногами. Копыта так и мелькали в воздухе. Видимо, он линял и спина сильно чесалась — с таким удовольствием катался мерин по травке. И вдруг ни с того ни с сего — Малька. С яростным, переходящим на визг лаем она бросилась на Верного. Верный вскочил на все свои четыре копыта. Он широко расставил передние ноги, наклонил голову и недоуменно замер. Что, мол, такое? Откуда столько шуму? А Малька наглела все больше и больше. Она подскакивала к морде коня и готова была вцепиться.Верный терпел, терпел да как фыркнет! Малька даже отлетела в сторону. Верный бросился за ней, она от него.С того дня ему не стало от Мальки житья. Раньше Верный ходил пить воду, когда захочется. Теперь стало совсем не то. Дорога на речку шла мимо дома Лидии. Малька каждый раз бросалась и лаяла на него, но всегда держалась на безопасном расстоянии. Верный наверняка ее не боялся, но кому же приятно слушать заливистый лай и полусумасшедший визг? И мерин бежал под горку к воде, от греха подальше. Малька принимала это за доказательство своей силы, она злобно преследовала его до середины спуска. Затем возвращалась к своему исходному рубежу и стихала. Верный, как мне казалось, без всякого аппетита пил воду и возвращался наверх, в деревню. А Малька опять яростно налетала на мерина.

Неизвестно, чем кончилось бы все это безобразие, если б дорога не просохла и через деревню не стали ходить машины. Малька неожиданно отступилась от Верного и начала с еще большей яростью преследовать автомобили. Особенно не любила она велосипеды и «газики».

Малька провинилась

Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?»— Кривоногая! Шельма! — слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?Я вошел в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:— Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутенка. Малька едва не вцепилась мне в нос.— Сиди! — осадила ее Лидия. — Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому-то нужны…Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:— Ладно, пускай живут.Потом я слышал, что одного щененка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне, засыпанной снегом, речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава — это два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю, по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день — опять. Я удивился: куда это она бегает? Да еще каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:— Куда это Малька каждый день бегает?— Да кормить! — весело пояснила Лидия. — Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я ее и в избе запирала, все впустую. Только отвернешься — готово дело. Была да нет, побежала кормить свое дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Еще про Мальку

Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька все бегала по лаве на ту сторону. Теперь если и захочешь не по лаве, то не проберешься на тот берег.Как-то утром я пошел за водой, смотрю, за ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плесо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши. Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропка, и обомлел. Бревен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Все. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька?Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда-сюда. Везде одна вода и лав не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. А что дальше? Малька, видимо, из всех сил плыла наперерез струям, но ее несло все быстрее. Сил у нее было немного, а течение сильное, и вот ее несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Но все напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. И закричал Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему идет дело. Он поставил лодку поперек течения и подправил ее веслом, чтобы поймать собачонку.— Ой, дура, куда сунулась, — приговаривал он. — Ну, матушка, давай, давай сюда!Он бросил весло в лодку и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, еще немного бы, и она захлебнулась, потому что была еле жива.— Матушка! — уговаривал ее Федя. — Да разве дело? Его, дурака, еще и кормить! Ведь большой уж, обормот, а ты все бегаешь.Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку.— Беги, беги домой! — сказал он и обернулся ко мне. — Что значит животное.

И мы оба подивились Малькиной материнской верности.

Тунеядец

Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Я занялся тетеревиной охотой и долго не видел Мальку. Каково же было мое удивление, когда однажды я зашел к Лидии и увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная тщедушная Малька лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота. Она даже зарычала на меня, дескать, ходят тут всякие. А кот даже не пошевелился. Сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота примерно раза в полтора. И вот кормила своим молоком этого рыжего верзилу и увальня. Я зашел с другой стороны — точно! Не было никакой ошибки. Рыжий даже причмокивал. Малька покормила его и вспрыгнула на свои тоненькие кривые ножки. А он даже не повернулся на другой бок и уснул.«Ну, лежебока! — мысленно возмущался я. — Тунеядец несчастный!» Я даже возненавидел этого кота, хотел ногой разбудить лентяя, но тут в избу вошла Лидия.— Он что, давно так? — спросил я.— Да сразу. Худой был, сухой, а теперь вон лощеный какой. Уж я его и ругала, и колотила. Привык, видно.

— Ничего себе, привык! У Мальки еле-еле душа в теле, а он привык. Так-то и дурак может…

Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Я ничего больше не сказал и ушел, злой на кота. И совсем не зря, потому что этот кот, как позже выяснилось, и впрямь получился совсем непутевый. Никакое воспитание на него уже не действовало, как говорится, что смолоду не вколочено, под старость не наверстать. Но я вернусь к нему после, а пока расскажу про других собак, живущих в деревне.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/drskazotech/rasskazyovsjakojzhivnostibelov?start=1

Читать Малька провинилась

Василий Белов

Малька провинилась

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

– Кривоногая! Шельма! – слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?!

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

– Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

– Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:

– Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверное, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Краткое содержание Малька провинилась Белова за 2 минуты пересказ сюжета

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.

На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

– Куда это Малька каждый день бегает?

– Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Источник: https://online-knigi.com/page/3022

Белов Виталий рассказ

  • Белов Василий Иванович
  • Название произведения: «Малька провинилась»
  • Число страниц: 3
  • Жанр: рассказ о животных
  • Главные герои: Малька, автор, Лидия, хозяйка Мальки.
Читайте также:  Краткое содержание жуковский лесной царь за 2 минуты пересказ сюжета

Характеристика главных героев:

  1. Малька — простая и добрая собака.
  2. Верная и преданная.
  3. Не оставила своих щенков.
  4. Отважная.
  5. Лидия — хозяйка пса.
  6. Ругала собаку из-за щенков.
  7. Отходчивая.

Краткое содержание рассказа «Малька провинилась» для читательского дневника

  • Дело было зимой.
  • Зашел как-то автор за молоком к своей соседке и услышал, как та на чем свет стоит, ругает свою собаку, Мальку.
  • Малька же удивлялась, почему ее ругают, ведь она просто родила двух щенков.
  • Два дня хозяйка ругала собачку, а потом смилостивилась и оставила щенков.
  • Правда, их быстро разобрали.
  • Одного щенка унес не местный тракторист, куда-то далеко.
  • А вот второго Лидия сама отнесла в соседнюю деревню, через реку, это примерно километра два, а вместо щенка принесла кота.
  • Летом в ту деревню добирались по лаве, а зимой ходили прямо по льду.
  • И вот автор, катаясь на лыжах, стал замечать, как Малька постоянно бегает в соседскую деревню.
  • Он удивился и спросил у Лидии, в чем тут дело.
  • Оказалось, Малька бегала кормить своего щенка.

План для пересказа произведения:

  1. 1. Хозяйка ругает Мальку
  2. 2. Щенята
  3. 3. Щенков раздали
  4. 4. Возвращение из соседней деревни
  5. 5. Материнская любовь

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Малька провинилась»

Синквейн:

  • Малька.
  • Верная, заботливая.
  • Родила, заботилась, кормила.
  • Бегала к детям в соседнее село.
  • Материнство.

Главная мысль рассказа «Малька провинилась»

Малька проявила настоящую материнскую любовь, привязанность и верность, такие, на которые способен не каждый человек.

Чему учит произведение:

Рассказ «Малька провинилась» учит нас заботливому отношению к животным.   

Каждое животное это уникальный характер, это свои страсти и эмоции, это живое существо, которое требует ласки и заботы.

Краткий отзыв о рассказе «Малька провинилась» для читательского дневника

  1. Рассказ про отважную собаку Мальку мне очень понравился.
  2. Он рассказывает о великой силе материнской любви, которая вдруг проявилась в маленьком собачьем тельце.

  3. Я с восторгом читал эпизод, где собака каждый день бегала к своему щенку, чтоб покормить его.
  4. Это героический поступок настоящей мамы, преданной и верной.

  5. А хозяйка Мальки была не права, ругая её.

Отрывок из рассказа «Малька провинилась», поразивший меня больше всего:

  • Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька.
  • Одна-одинёшенька.
  • Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается.
  • Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.
  • На следующий день – опять.
  • Я удивился: куда это она бегает?
  • Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
  • Спросил у Лидии:
  • – Куда это Малька каждый день бегает?

– Да кормить! – весело пояснила Лидия.

Пословицы к рассказу «Малька провинилась»:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Неизвестные ранее слова и их значение:

  1. Лава — два бревна, мосток через реку;
  2.  Шаромыжник — нахлебник;
  3. Батявка — гулена, гуляка.

Еще читательские дневники по произведениям Василия Белова:

Рассказ «Еще раз про Мальку»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/belov-vitalii-rasskaz-malka-provinilas

Урок 43. в.и. белов «малька провинилась», «еще про мальку» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 43. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

  • Цель:
  • познакомиться с произведениями Василия Белова.
  • Задачи:
  • развивать умение работать с текстом;
  • воспитывать любовь и уважение к животным.
  • На уроке
  • мы узнаем:

об особенностях произведений В.И. Белова;

  1. мы научимся:
  2. определять жанр и главную мысль произведения;
  3. мы сможем:
  4. оценивать поступки героев.
  5. Необходимо запомнить

Василий Иванович Белов– автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, повестей, романов. Он является одним из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, они полны описаний природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.

  • Тезаурус
  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
  • Идея произведения – главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
  • Композиция произведения – построение произведения (завязка, кульминация, развязка).
  • Противопоставление – художественный приём, основанный на контрасте слов, образов, персонажей, композиций.
  • Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
  • Ключевые слова
  • Рассказ, главная мысль произведения, противопоставление.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях произведений В.И.Белова;

  1. Научимся определять жанр, тему и главную мысль произведения; извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; анализировать внутреннюю жизнь главных героев;
  2. Сможем научиться анализировать объекты с целью выявления существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Основное содержание урока
  1. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Обучающиеся слушают отрывок из песни «Мама», определяют, о ком этот аудиофрагмент и подводятся к мысли, что мама есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как и люди. Учитель называет автора и названия произведений, изучаемых на уроке.

Формулируются цели урока.

  1. Знакомство с биографией В.И.Белова.
  2. Чтение рассказа В.И.Белова «Малька провинилась».
  3. Анализ произведения «Малька провинилась.

Одним из главных героев произведения «Малька провинилась» является собачка Малька. Она провинилась в том, что принесла щенят, и теперь хозяйке Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

От чьего имени ведется повествование? Текст нам рассказывает автор, так как повествование ведется от первого лица: «я».

Кто является героями произведения? Правильно, Малька, Лидия и сам автор.

Рассказчик говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но она была настоящей матерью. С первой минуты знакомства с автором, она показала себя очень смелой, встав на защиту своих малышей, хотя он просто хотел взглянуть на щенков.

Лидия ругала Мальку, но на самом деле хозяйка любила свою собачку, об этом говорит решение оставить кутят у себя.

Лидия раздала щенят: одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Малька очень тосковала по своим детям. Автор встретил ее однажды на тропе и был крайне изумлён: несмотря на препятствия, собачка каждый день в одно и то же время бегала в заречную деревню кормить своё дитятко.

Первым препятствием была хозяйка, которая запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Вторым препятствием — дальняя дорога.

В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, ни на что не оглядываясь, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

  • Определите жанр произведения. (тестовый вопрос)
  • Мы прочитали рассказ, вспомните признаки рассказа.
  • В этом произведении присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.
  • Главная мысль рассказа «Малька провинилась» о безграничной материнской любви, которая характерна не только для людей, но и для животных.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.

Что можно сказать о человеке, рассказавшем нам эту историю? Конечно, он добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, уважает справедливость, неравнодушный ко всему живому.

В.И.Белов – мастер слова. Он заставляет своего читателя влиться в атмосферу рассказа.

Во время чтения возникают разные чувства: сначала – волнение и тревога, когда Лидия ругает Мальку, затем страх за четвероногую героиню сменяется спокойствием – ведь хозяйка решила оставить семейство у себя, мы сопереживаем Мальке, когда щенят отдала хозяйка, а в финале рассказа нас переполняет чувство гордости за собачку, мы поражены поступком Мальки. Писатель говорит: «Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша…»

  1. Чтение рассказа В.И.Белова «Ещё про Мальку».
  2. Анализ произведения «Ещё про Мальку».

Любовь матери к своему ребенку — это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Малька так и продолжала бегать и кормить своего сынка всю долгую зиму. Автор встретился с ней весной и рассказал нам об этом в рассказе «Ещё про Мальку».

В начале рассказа автор рисует картину наступающей весны. Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку: видев разлив реки, понимая, лавы больше нет, он в первую очередь подумал о маленькой собачке: как же она теперь будет перебираться на другой берег?

Подойдя к реке, Малька не испугалась и, ступив в ледяную воду, поплыла. Материнское чувство любви к сыну заставило её броситься в бурлящую реку.

В.И.Белов пишет: река быстрая, с сильным течением, собачка маленькая, беспомощная плыла наперерез струям, боролась с волнами, но ее несло все быстрее и быстрее. Такой прием называется противопоставлением.

Автор использует его, чтобы показать беспомощность Мальки и силу разбушевавшейся реки. Таким образом он создает напряженность описываемого момента. В душе читателя возникают волнение, страх за жизнь собачки.

Автор бессилен, хотя и старается изо всех сил помочь несчастной. Появляется новый герой – Федя, который оказался единственным спасением для Мальки. Федя готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что, несмотря на такую погоду, вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой.

Ему удалось спасти несчастную мать. Он ругает собачонку, ругает не со зла, а потому что очень сильно переживал за Мальку. И слова он потом говорит добрые: «Матушка». Своим поведением Федя показывает, что он — человек добрый, неравнодушный.

Очень важно в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то нужна ваша помощь.

Федя вытащил Мальку из ледяной воды, и читателю становится спокойно и радостно.

Главная мысль рассказа — это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

  1. Тема произведения – рассказ о животных.
  2. Проблемы, поднимаемые автором – любовь матери к своему ребенку, верность, доброта и неравнодушие человека.
  3. Василий Иванович и в этом рассказе с уважением и восхищением говорит: «И оба подивились Малькиной материнской верности».

Вы, конечно, заметили, что в своих рассказах В.И.Белов наделяет животных качествами человека. Он предлагает нам поучиться у Мальки преданности, верности, упорству, смелости.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя.

Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку.

Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

  • Разбор типового тренировочного задания
  • Клавиатурный тренажер
  • Текст вопроса: Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка, впечатайте с клавиатуры в отведенное место
  1. храбрая
  2. умная
  3. злая
  4. добрая
  5. заботливая
  6. ласковая
  7. кусачая
  8. верная
  1. Ответ:
  2. 1. храбрая
  3. 2. умная
  4. 4. добрая
  5. 5. заботливая
  6. 6. ласковая
  7. 8. верная
  8. Разбор типового контрольного задания
  9. Работа с пословицами.
  10. Текст вопроса: Зачеркните пословицы, которые не подходят к рассказам «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку»
  11. 1 вариант
  12. Материнское сердце не знает покоя.
  13. Кто матери не послушает — в беду попадет.
  14. Родину-мать ничем не заменишь.
  15. Всякой матери своё дитя мило.
  16. 2 вариант
  17. Для матери ребёнок до ста лет детёнок.
  18. Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
  19. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  20. Материнская любовь нормы не знает.
  21. Ответ
  22. 1 вариант
  23. Материнское сердце не знает покоя.
  24. Кто матери не послушает — в беду попадет.
  25. Родину-мать ничем не заменишь.
  26. Всякой матери своё дитя мило.
  27. 2 вариант
  28. Для матери ребёнок до ста лет детёнок.
  29. Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
  30. Материнская любовь нормы не знает.
  31. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Читайте также:  Краткое содержание истории про каина и авеля за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5180/conspect/

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: В. И. Белов «Малька провинилась». | Социальная сеть работников образования

  •    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  •                                                «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №2»
  •                 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК»
  •                                               СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-09-52 E-mail: School2Desn@mail.ru

  1. Конкурс методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе
  2. Номинация: методическая разработка урока
  3. литературного чтения в 3 классе
  4. Тема урока:

                                          В. И. Белов «Малька провинилась».

  •                                                              Подготовила: учитель начальных классов
  •  Рачек Олеся Валерьевна
  •                                                    г. Десногорск
  •                                                             2018г.

            Тема урока: В.И. Белов « Малька провинилась»

         Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией В.И.Белова, формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

  1.   Планируемые результаты изучения темы: уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа произведения.
  2.    Метапредметные УУД:
  3. Регулятивные:
  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

  Тип урока: получение новых знаний.

  Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебники литературного чтения,  выставка книг с произведениями В.И. Белова, презентация, видиоролики, карточка с солнышком, словари Ожегова, справочник «Секреты литературы», звездочки.

    Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой. Организация рабочего места.

— Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать, карточка с солнышком, словарь Ожегова, справочник «Секреты литературы»

  1. Вступительное слово учителя.
  •                      «Дружок»
  • У нас во дворе появился щенок,
  • Мы дружно его называем Дружок.
  • Лохматые уши и маленький нос,
  • Наверное, вырастет преданный пес.
  • Играли мы в мяч и катались с горы,
  • Щенок наш лихачил до поздней поры.
  •  Забыв про игру, мастерили с утра
  • Ему конуру посредине двора.
  • И, наверняка, мы – не просто друзья,
  • Теперь у щенка появилась семья!
  • — Как вы думаете, почему  сегодняшний урок я начала именно с этого стихотворения?
  • Д: Сегодня речь пойдёт о собачке.
  • У: Правильно.

   III.    Формулировка темы урока и целей.

1.  Мозговой штурм. Индивидуальная работа

У: Выполните 1-е задание: определите тему  и название произведения. Объясните, как вы его прочитали. (Учащиеся работают на листах.  Приложение  №1.)

  1. RVBGTВАHYСTYTИСRGЛREИGRЙGREИGTВWEАRERНYYОTUIВYUHИUJMЧGGF
  2. BБVCSЕDCNЛHYUОYTFGВGHJ
  3. МEАTЛUIOЬOPLKKJJАGGBПDFРCXОSDВFFИVVНHBBИDFFИGHHJJJKИJKЛBDCАVBСHWЬ
  4. У: Впишите  фамилию автора в верхний  прямоугольник.
  5. У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/10/30/v-i-belov-malka-provinilas

Урок по литературному чтению :В. Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

  • Решение частных задач
  • Словесный: ответы на вопросы;
  • слово учителя
  • Практический: физические упражнения
  • 30 мин
  • 3 мин

Сейчас я вам расскажу немного о писателе.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции.

Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке — труженике, о судьбе женщины — матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

  1. Ответьте на несколько вопросов:
  2. В какой семье родился писатель?
  3. Кем работал Белов?
  4. О чем чаще всего писал Белов?
  5. Какие еще произведения Белова вы знаете?
  6. Ребята, как же называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
  7. Как вы думаете, о чем оно?
  8. Сейчас мы познакомимся с некоторыми словами, которые встретятся нам в тексте.
  9. Кривоногая
  10. Шельма (негодяйка)
  11. Блудня (ушедшая из дома)
  12. Батявка (гуляющая, болтающаяся без смысла)
  13. Оказывается (по слогам)
  14. С недоумением (по слогам/с удивлением/непониманием)
  15. Беспомощно (по слогам)
  16. Шаромыжников (человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик)
  17. Одна-одинешенька (по слогам)

Сейчас я прочитаю рассказ. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прерваться и спросить одного из вас.

-Понравился ли вам рассказ? Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?

Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь эпизод заменить одним предложением. (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла щенков.)

Как выглядела Малька, когда встретилась с рассказчиком на тропе? Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал? Что думаешь о главных героях рассказа?

Прочитайте пословицы и поговорки. Каков их смысл?

  • Всякой матери свое дитя мило.
  • Материнское сердце не знает покоя.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • Какое отношение эти пословицы и поговорки имеют к Мальке?

Сейчас мы начнем читать рассказ «Еще про Мальку». Но для начала давайте разберем трудные слова.

Прочитайте слова по слогам, затем слитно.

(Ежедневно, обязанность, не проберешься, долговязые.)

Хорошо, каково значение слов плесо? долговязые? наперерез?

Значение фразы легка на помине?

Вижу, что вы готовы. Преступаем к чтению рассказа. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас.

-Понравился ли вам рассказ? Как можно озаглавить текст по-другому? В начале урока мы читали пословицы и поговорки о маме, какие из них можно отнести к содержанию рассказа? Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка) Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки) Что случилось с Малькой? Кто помог Мальке? Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа? Мы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

  1. Физминутка
  2. Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
  3. Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
  4. Знакомиться с новым писателем и его произведениями
  5. Запоминать информацию о авторе
  6. Анализировать значение «трудных» слов
  7. Слушать учителя
  8. Отвечать на вопросы по пониманию текста
  9. Выделять информацию из текста для ответа на вопросы
  10. Высказывать мнение по поводу героев рассказа
  11. Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
  12. Читать пословицы и поговорки, рассуждать над их смыслом и отношением к рассказам
  13. Анализировать значение «трудных» слов
  14. Выразительно читать рассказ
  15. Отвечать на вопросы по пониманию текста
  16. Анализировать рассказ
  17. Выполнять физические упражнения
  18. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;
  19. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  20. аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
  21. Познавательный:
  22. определение основной и второстепенной информации;
  23. построение логической цепи рассуждений, доказательств; строить логическую цепь рассуждений;
  24. извлечение из текста необходимой информации.
  25. Личностные:
  26. действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
  27. Личностные: установка на ЗОЖ.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-po-literaturnomu-chteniiu-v-belov-malka-provi.html

Урок литературного чтения "В.И. Белов "Малька провинилась""

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «В.И. Белов «Малька провинилась»

предмет: литературное чтение, 3 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому планированию: В. И. Белов «Малька провинилась».

Форма урока: изучение нового.Цели урока: 1. Познакомить детей с творчеством В. И. Белова.2. Формировать умения читать новый текст правильно, бегло, сознательно и выразительно. Учить детей находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.3. Воспитывать любовь к животным. Развивать интерес к чтению, способствовать развитию способностей эстетического восприятия и оценки произведения. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.Оборудование: Слайдовая презентация

  • Ход урока
  • Организационный момент
  • Стихотворение о деревне. Мелодия «От чего так в России берёзы шумят » + слайды о природе
  • Проверка домашнего задания

Учитель. Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем? («Люби живое»)

  1. Что означает слово любовь?
  2. Какая она бывает?
  • Любовь между мужчиной и женщиной
  • Любовь родителей к детям
  • Любовь детей к родителям
  • Любовь к своим родственникам и друзьям
  • Любовь к домашним питомцам

Любовь бывает разная

Скажите ребята какое было домашнее задание?

Составить рассказ о своём любимце – зверьке. Давайте послушаем ваши рассказы. (Рассказы детей.) Обратить внимание на выставку на доске.

Учитель. Молодцы, ребята, вы составили прекрасные рассказы о кошках, собаках. Из ваших рассказов можно сделать вывод о том, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них, а они вам отвечают тем же. Мне очень понравились фразы: « Я гуляю со своей собакой», «Когда я прихожу из школы домой, она виляет хвостом, подает мне лапу», «Мы с Шариком лучшие друзья» и т. д.

  • Способны ли животные любить так как люди?(цветные бумажки)
  • Проблема Давайте запишем наш вопрос.
  • III. Изучение темы урока
  • В нашем учебнике есть замечательный рассказ В.Белого, который поможет ответить на этот вопрос
  • Прочитайте название рассказа на слайде.
  • «М проАвиЛ ни Ь ла К сьА»
  • Объясните как вы прочитали.
  • Дети ставят цели, чем будем заниматься на уроке (знакомиться с новым произведением, читать, узнаем о жизни и творчестве автора)

Сегодня мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». Настройте свои сердца на восприятие этого рассказа и, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?

Читайте также:  Краткое содержание оперы кармен жоржа бизе за 2 минуты пересказ сюжета

– Малька, кто это?

– В чем она могла провиниться?

Словарная работа. Ребята занимались поисковой работой, работой со словарями и нашли значение некоторых слов.

КРИВОНОГАЯ
ШЕЛЬМА
БЛУДНЯ
БАТЯВКА
БЕССОВЕСТНАЯ
ШАРОМЫЖНИКИ
  1. Чтение произведения. Учитель
  2. Проверка первичного восприятия.
  3. (Читает учитель.)
  4. – Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
  5. – От чьего имени написан рассказ?

– Где происходили события, описанные в рассказе? ( В деревне.)

– Почему вы так решили? (Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.)

Работа с книгой

– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)

– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.

– Какое из этих слов описывает внешность Мальки? (Кривоногая.)

– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

– Чувствовала ли свою вину Малька? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка.)

  • – А за что же Лидия ругала Мальку, если то, что сделала Малька – это естественный закон жизни: деторождение, продолжение рода?
  • (Лидии не хотелось лишних хлопот)
  • – А как Лидия обозвала щенят?
  • – Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?
  • (Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.)

– А пыталась ли маленькая ростом, неуклюжая, с кривыми лапками мама –Малька защитить своих щенят? Как?

  1. – Какими качествами наделена Малька?
  2. – Как вы относитесь к поступку Лидии?
  3. Почему она так поступила?
  4. Кому хозяйка отдала щенков?

– Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках? (Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки.)

– Какими качествами обладает Лидия? (С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.)

– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно»)

ФизминуткаПродолжение работы по теме урока

Работа по группам собери картинку. Найди в тексте эпизод если такой есть.(проверка по эталону слайды на экране).

Обобщение и закрепление

Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

Как относилась Малька к щенкам? Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос)

Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка)Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки)

  • Учитель. Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку бегать за 2 км в соседнюю деревню каждый день(Материнское чувство любви к своему сыну)
  • Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

Вернуться к проблеме посмотрите на свои записи. Удалось ответить на вопрос?

Способны ли животные любить так, как люди.Заключительная беседа:Учитель. Кто главный герой?Как заканчивается рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Знакомство с автором произведения

Учитель. Ребята, мы с вами увидели прелесть данного произведения, но не знакомы с автором этого замечательного творения. Это Василий Иванович Белов.

Учитель. Читали ли мы раньше его произведения? (Нет)

Учитель. Правильно, ребята. С произведениями В. И. Белова мы с вами встречаемся впервые.

Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха, Харовского района, Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий.

С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедились на примере данного рассказа.

Итог урока.

Самооценка (тучки солнышко)

Если вы хорошо работали, научились чему –то, что – то узнали или открыли нового для себя покажите солнышко, если нужно ещё над чем – то потрудиться, вы не совсем довольны своей работой покажите тучку.Учитель. С каким рассказом мы познакомились сегодня? Кто автор?

  1. Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор?
  2. Домашнее задание придумать рассказ на тему «Приключения Мальки»
  3. Учитель : читая произведения замечательных русских писателей мы много узнаем нового, учимся думать, принимать решения, анализировать свои поступки и поступки других кто нас всему этому учит – герои детских книг.
  4. Женина песня: «на страницах детских книг»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literaturnogo-chteniya-vi-belov-malka-provinilas.html

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "В. Белов "Малька провинилась"" — литература, уроки

Просмотрсодержимого документа

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Учебник: «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Школа России» в 2-х ч.

Учитель: Кожевникова Екатерина Юрьевна

Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе  и интерес к чтению.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
  •  развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу;
  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.
  • Ход урока
  • — Здравствуйте, ребята!
  • Проснулась я сегодня рано,
  • За окном лежит снежок.
  • Поспешила к вам скорее
  • Провести у вас урок!
  • Прежде, чем начать работать,
  • Мы друг другу улыбнёмся.
  • С настроеньем преотличным
  • Мы в работу окунёмся!
  • — Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.
  • II. Речевая разминка
  • Интересно нам читать,
  • Думать, спорить, размышлять.

— Что мы будем делать на уроке? (мы будем читать новое произведение, при этом мы будем думать, размышлять над смыслом произведения).

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

  1. — Что означает слово любовь?
  2. — Между кем может возникнуть любовь?
  3. — Любовь бывает разная:
  4. любовь между мужчиной и женщиной;
  5. любовь родителей к детям;
  6. любовь детей к родителям;
  7. любовь к своим родственникам и друзьям;
  8. любовь к животным.
  9. — С каким произведением из этого раздела вы познакомились?
  10. — Кто такой Листопадничек?

— Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

— О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

  • — Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о какой любви идёт речь.
  • Нам живётся легко и просто
  • Оттого, что своим теплом
  • Наши бабушки, наши мамы
  • Согревают наш милый дом.
  • Мир для нас защитить готова
  • Добрым сердцем любая мать!
  • — О какой любви идёт речь в этом стихотворение? (о любви матери к своему ребёнку)

— Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

— Давайте все вместе назовём качества материнского сердца (дети называют, учитель вывешивает слова на доску)

Любовь, доброта, тревога, уважение, забота, ласка, нежность, внимание, сочувствие

— Каждая мама хочет видеть своего ребёнка добрым, внимательным, заботливым, чутких, счастливым. А помогают нам стать такими хорошие книги.

IV. Работа по теме урока

  1. Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова

(Один из учеников заранее подготовил небольшой рассказ о писателе). На доске потрет писателя.

   В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет.

Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

  1. 2. Подготовка к чтению
  2. Как вы думайте, кто такая Малька?
  3. — Почему ей дали такую кличку?
  4. — В чём она провинилась?
  5. 3. Словарная работа
  6. Перед тем, как мы начнём читать, давайте разберём некоторые устаревшие слова.
  7. Шельма — нечестный человек; мошенник, плут.
  8. Блудня, блудный — так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный — не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

  • Кутенок — щенок, собачонка.
  • Шаромыжник — жулик.
  • V. Физкультминутка
  • VI. Продолжение работы по теме урока
  1. Чтение рассказа учителем
  2. Проверка первичного восприятия

— Подтвердились ли наши предположения?

— Какие чувства вы испытали, когда слушали этот рассказ? Ответить на этот вопрос нам поможет словарь чувств. (учитель на доску вывешивает таблицу «Словарь чувств»)

Словарь чувств
Восторга Ответственности Сомнения
Восхищения Патриотизма Сопереживания
Красоты Печали Сострадания
Любви Прекрасного Справедливости
Обиды Равнодушия Страха
Огорчения Радости Стыда
Ожидания Разочарования Тревоги
Уважения Уверенности Юмора
  1. (учитель задаёт вопросы, ребята находят в тексте ответ на вопрос)
  2. — Что произошло в доме Лидии?
  3. — Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?
  4. — Как автор описывает негодование Лидии.
  5. — Куда и зачем бегала Малька каждый день?
  6. — Какие препятствия встречались на её пути?
  7. — Какой увидел автор Мальку при встрече?

— Какими слова писатель заканчивает этот рассказ? («Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша»)

— Какие чувства испытывает автор? Используйте словарь чувств. (Автор испытывает чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку)

  • 4. Работа в парах
  • Вам необходимо собрать рассыпанные пословицы.
  • Всякой матери своё дитя мило.
  • Материнское сердце не знает покоя.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • — Что общего у всех пословиц?

— Какие пословицы подойдут к рассказу? Почему?

  1. 5. Работа по учебнику
  2. с.66 №1(запиши последовательность событий)
  3. Автор идёт к Лидии
  4. Лидия ругает Мальку
  5. Автор увидел щенков
  6. Щенков забрали
  7. Неожиданная встреча с Малькой
  8. Малька бегает кормить щенка
  9. Верная мамаша
  10. с.66 №3

— Как вы представляете себе Мальку? Запишите в тетрадь. (она умная, храбрая, маленькая, верная, любящая, заботливая).

  • VII. Подведение итогов урока
  • Назовите имя автора, с которым познакомились сегодня на уроке.
  • — Какой рассказ прочитали?
  • — О ком он?
  • — Какова главная мысль этого рассказа?
  • VIII. Рефлексия
  • Если вам понравился рассказ, то возьмите сердечки, которые лежат у вас на партах и прикрепите их на доску.
  • IX. Домашняя работа
  • Подготовить пересказ от имени Мальки.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-3-klass-v-belov-malka-provinilas-92377.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector