Краткое содержание манн волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаНа написание романа автора вдохновило посещение одного из давосских санаториев. Томас Манн приехал в Давос, чтобы навестить свою жену, проходившую лечение в горах. Писатель уже был хорошо знаком с повседневной жизнью обитателей санатория благодаря письмам фрау Манн.

Работа над романом началась в 1912 году. Ради нового произведения Томас Манн вынужден был прервать работу над другим романом – «Признания авантюриста Феликса Круля». Из-за Первой мировой войны Манну пришлось временно приостановить написание «Волшебной горы». И только в 1920 году писатель снова смог вернуться к работе.

Томас Манн хотел написать о людях, которые не стремятся к лечению своих болезней и «прячутся» за стенами санатория от суровой реальности. Первоначально «Волшебная гора» должна была быть небольшой повестью.

В итоге получился роман, увидевший свет в 1924 году. Сюжет «Волшебной горы» во многом перекликается с сюжетом рассказа «Тристан», написанного Манном в 1903 году.

Главный герой рассказа привозит в горный санаторий свою возлюбленную, страдающую туберкулёзом.

Сюжет произведения

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаГанс Касторп, молодой инженер, приезжает в санаторий для больных туберкулёзом, чтобы навестить своего кузена. Санаторий находится высоко в Альпах, вдали от мирской суеты. Главный герой очарован атмосферой медицинского учреждения. В санатории существуют свои маленькие «ритуалы», например, молитва перед едой.

Касторп знакомится с несколькими пациентами, с каждым из которых у Ганса завязывается тесная дружба. Главный герой планировал оставаться в санатории в течение трёх недель. Вместо этого Касторп пробыл в лечебном учреждении 7 лет.

А тем временем началась Первая мировая война. Пациенты санатория не интересуются военными действиями.

Они продолжают жить так, как будто ничего не происходит: мужчины и женщины флиртуют друг с другом, устраивают спиритические сеансы и спорят между собой на отвлечённые темы.

Характеристика персонажей

Пациенты санатория, с которыми знакомится главный герой романа, воплощают собой те или иные черты характера современного автору общества.

Гедонист Пепперкорн

Барон Пепперкорн считает удовольствия главной целью своей жизни. Барон флиртует с русской пациенткой по имени Клавдия. Пепперкорн не ищет ни настоящей любви, ни глубоких чувств, ни привязанности. В отношениях с женщинами его интересует только физиологический аспект.

Консерватор Нафта

Иезуит Нафта является приверженцем традиции. Он воплощает собой человека, сопротивляющегося любым изменениям в обществе. Нафта выступает против всех современных тенденций.

Либерал Сеттембрини

Адвокат Сеттембрини ратует за просвещение и является сторонником прогресса. По мнению Сеттембрини, общество должно развиваться. Каждый человек обязан идти в ногу со временем.

Ганс Касторп

Главный герой романа также заслуживает внимания. Касторп объединяет в себе черты всех предыдущих персонажей. С одной стороны, Ганс хочет быть активным членом общества, в котором живёт. С другой стороны, Касторп боится перемен, что и побуждает его остаться в санатории на 7 лет. Как и барон Пепперкорн, Касторп стремится к удовольствиям.

Роман о времени

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаЛитературная критика с восторгом встретила «Волшебную гору». В горном санатории нетрудно узнать европейское общество в канун Первой мировой войны. Манн рассматривает современных ему европейцев, как больных туберкулёзом (под туберкулёзом следует понимать человеческие пороки). По мнению Сьюзан Зонтаг, болезнь человечества начала ХХ века – это декадентское сознание. Сам автор называл «Волшебную гору» романом о времени. Манн не ставит себя судьёй над своими современниками. Он пытается их понять и, может быть, даже оправдать. Автор не навязывает своё мнение, предоставляя только факты. Читателю предстоит сделать самостоятельный вывод обо всём происходящем.

Согласно произведению Томаса Манна, европейское общество разделилось. Одна его часть изолировалась в «санатории». Эти люди не намерены избавляться от своих проблем. Болезнь для них – как повод уйти от действительности.

Они живут в искусственном мире, куда запрещён доступ всему неприятному, портящему настроение. Пациенты закрывают глаза на всё, что происходит «там, внизу». Между тем, обитатели санатория далеко не так наивны, как думает читатель.

Они прекрасно понимают, что благополучие в их маленьком уютном мире может закончиться в любой момент. Предчувствуя гибель, декаденты хотят получить максимальное удовольствие от жизни. Они даже не пытаются предотвратить эту гибель.

Намного легче потратить последние мгновения своего существования на запретные радости. Смерть позволит избежать ответственности за полученное удовольствие.

Декадентское общество постоянно пополняется новыми «последователями». В романе «Волшебная гора» таким «последователем» стал Ганс Касторп.

Обитатели лечебного учреждения кажутся главному герою более человечными и душевными, чем люди, которых он привык видеть вне санатория.

Наличие обслуживающего персонала позволяет не заботиться о решении бытовых проблем и всецело предаваться декадентской философии, крайней формой проявления которой автор считает декадентский романтизм, представленный в лице русской женщины Клавдии Шоша.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаКлавдия впадает в крайность романтической анархии и желает полнейшей вседозволенности. На первый взгляд, кажется, что главный герой принял точку зрения Шоша. Однако в ходе развития сюжета читателю становится понятно, что Ганс не согласен с Клавдией. Полнейшая вседозволенность и анархия – это не свобода, а своеобразное начало конца. Когда нет определённых правил или норм поведения, общество постепенно приходит к гибели, значительно её ускоряя.

Есть и другая часть европейского общества, оставшаяся за пределами «санатория». Это люди, стремящиеся к хаосу.

Поднимая в своём романе вопросы психоанализа, Томас Манн, вслед за Фрейдом, хочет понять непреодолимое влечение людей к смерти.

Европейцы вне «санатория» стремятся к разрушениям и насилию, в глубине души понимая, что и сами пострадают от хаоса войны. Автор не видит будущего Европы ни за гедонистами-декадентами, ни за поклонниками хаоса.

Исцеление не наступило

Современному читателю «Волшебная гора» может показаться не слишком актуальной. В романе описаны люди, жившие в начале прошлого столетия, имевшие другие вкусы.

Нельзя отрицать, что разница между поколениями ощутима. Однако есть между европейцами современными и теми, что жили в начале ХХ века, много общего, объединяющего.

Исцеление, на которое, возможно, рассчитывал Томас Манн, так и не наступило.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Общество начала нового XXI века не смогло излечиться от своих болезней. Люди по-прежнему делятся на тех, кто стремится к захватническим войнам и насилию, и тех, кто прячется от жестокой реальности среди себе подобных, создавая всевозможные искусственные миры.

Доказательством этой точки зрения можно считать роман популярного в наши дни писателя Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Как и в романе Томаса Манна, в произведении Коэльо представлено медицинское учреждение – психиатрическая лечебница Виллете, где находят свой приют уставшие от жизни люди.

Как и обитатели горного санатория, пациенты Виллете живут в стенах лечебницы беззаботной, оторванной от реальности жизнью. Они спорят о бесполезном, любят или ненавидят. Далеко не все пациенты психиатрической клиники действительно больны.

Болезненно лишь их отношение к той жизни, от которой они спасаются в стенах Виллете.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаВ нашей новой статье мы рассмотрим биографию Томаса Манна – всемирно известного прозаика, и постараемся понять, как его мировоззрение отразилось в его произведениях.

Почему новелла Томаса Манна “Смерть в Венеции” признанна произведением мирового уровня, и какие основные идеи заложил в нее автор.

Традиции и новаторство

Исследователи творчества Томаса Манна отмечают в романе «Волшебная гора» такую своеобразную черту, как соединение традиции и новаторства. Традиционным можно считать всё то лучшее, что создали выдающиеся писатели XIX века.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжетаНовая тенденция в литературе

Изображение потока сознания – одно из новшеств, возникших в литературе девятнадцатого столетия. Поток сознания можно наблюдать в книгах Льва Толстого и других великих мастеров своего времени. Однако к началу ХХ века новшество успело стать традицией.

Новаторством Манна можно назвать его особый подход к философии (не имеет значения, идёт ли речь о философии декадентов санатория или о какой-либо другой). Автор предлагает своему читателю совершенно новую логику и способ мышления, несмотря на то, что действия разворачиваются во вполне обыденной обстановке, среди обычных людей.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/volshebnaya-gora.html

Краткое содержание романа Манна Волшебная гора

Роман Томаса Манна «Волшебная гора» был опубликован в 1924 году. Автор над ним трудился 12 лет. Это философское произведение, традиционное для классического немецкого воспитательного романа. В этой статье описано краткое содержание этой книги.

Начало века

Действия романа Томаса Манна «Волшебная гора» разворачиваются в Германии в начале XX века. Все начинается за несколько лет до начала Первой мировой войны.

Неподалеку от швейцарского Давоса стоит туберкулезный санаторий. Название всего произведения отсылает читателя к горе Герзельберг, известной также как Волшебная или Греховная.

Там, согласно старинной легенде, миннезингер Тангейзер провел 7 лет, находясь в плену у богини Венеры.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Главный герой романа Манна «Волшебная гора» – молодой немец, которого зовут Ганс Кастроп. В санаторий под названием «Берггоф» он приезжает из Гамбурга, чтобы навестить своего кузена Иоахима Цимсена.

Ганс рассчитывает провести в санатории несколько недель, но вскоре начинает чувствовать сам недомогание, его состояние ухудшается из-за высокой температуры. Врачи находят у него симптомы туберкулеза.

Доктор Беренс настаивает, чтобы тот остался в санатории на более длительный срок.

Томас Манн в «Волшебной горе» отмечает, что Ганс с самого начала заметил, что в горах время течет совершенно иначе. Из-за этого становится совершенно невозможно установить, сколько дней и недель проходит между какими-то происшествиями.

Так и читатель не понимает, какой срок охватывает действие всего романа. Правда, в финале упоминается, что всего Ганс провел в санатории семь лет, но даже эту цифру исследователи склонны считать определенной художественной условностью.

Сюжет как повод

Рассказывая краткое содержание романа Манна «Волшебная гора», стоит отметить, что все происходящие в нем события практически не важны для понимания смысла произведения.

Сюжет становится только поводом, который помогает автору обозначить жизненные принципы персонажей, высказаться по серьезным проблемам – о смерти, жизни, любви, болезнях, политике и судьбе цивилизации, оказавшейся на пороге XX века.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Персонажи, которые встречаются в «Волшебной горе» Манна, – пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория. Кто-то из них умирает, кто-то, выздоровев, уезжает домой, на их место постоянно приезжают новые постояльцы.

Знакомые Ганса

В первые же дни пребывания в санатории Ганс знакомится с масоном и потомком карбонариев Лодовико Сеттембрини. Он характеризует себя как ярого сторонника прогресса и гуманиста.

При этом, будучи итальянцем по национальности, он ненавидит Австро-Венгрию. Лодовико в язвительной форме постоянно высказывает парадоксальные идеи, которые оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения Ганса.

Со временем он начинает искренне считать Сеттембрини своим наставником.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Большую роль играют и его чувства к русской пациентке по имени Клавдия Шоша. Ганс влюбляется в нее, но из-за строгого религиозного воспитания поначалу пытается унять в себе эти чувства.

В «Волшебной горе» Т. Манн уточняет, что прошло много месяцев, прежде чем Ганс решился с ней заговорить.

Происходит это перед великим постом во время карнавала, когда Клавдия собирается уже уезжать из санатория.

Увлечение философскими идеями

Годы, проведенные в санатории, не проходят зря для молодого человека. Он увлекается разнообразными естественнонаучными и философскими идеями.

Читает литературу по медицине, ходит на лекции по психоанализу, его привлекает современная музыка, вопросы жизни и смерти. Со временем он совершенно забывает про свою жизнь на равнине, где его ждут родственники и работа.

Он практически разрывает со всеми ними любые отношения. Жизнь в санатории кажется ему единственно возможной формой существования.

В другом положении оказывается его кузен Иоахим, который давно готовит себя к карьере военного. Поэтому каждый лишний месяц, проведенный в горах, он воспринимает как препятствие на пути к своей мечте.

Однажды он даже покидает санаторий, игнорируя советы врачей, поступает на службу и получает чин офицера. Но через какое-то время его болезнь обостряется, ему приходится вернуться в горы.

Его состояние ухудшилось настолько за это время, что лечение не помогает, он умирает.

Иезуит Нафта

В «Волшебной горе» Томас Манн отмечает, что у Ганса появляется новый знакомый – оппонент Сеттембрини иезуит Нафта. Он превозносит средневековую Европу, осуждает прогресс и буржуазную цивилизацию. Слушая их споры, Ганс не может решить, чью сторону выбрать. По очереди соглашается с каждым, а потом находит у них противоречия.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

В это время в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении состоятельного голландца Пеперкорна. Он покоряет практически всех постояльцев санатория своей мощной, загадочной и в тоже время косноязычной личностью. Ганс и вовсе чувствует с ним родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине.

Читайте также:  Краткое содержание некрасов крестьянские дети за 2 минуты пересказ сюжета

Жизнь Пеперкорна обрывается трагически. Будучи уже смертельно больным, он отправляется на прогулку к водопаду, развлекая по дороге своих спутников.

Вечером он пьет с Гансом на брудершафт, начинают общаться на «ты», несмотря на разницу в возрасте. Глубокой ночью голландец принимает яд и умирает.

Через несколько дней после этой трагедии мадам Шоша уезжает из санатория, теперь уже, по всей видимости, навсегда.

Беспокойная датчанка

В книге Т. Манна «Волшебная гора» читатель ощущает беспокойство, которое тревожит всех постояльцев санатория, когда среди них появляется новая пациентка – датчанка Элли Бранд. Она обладает сверхъестественными способностями, например, умеет вызывать духов и читать мысли на расстоянии.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

С ее подачи все пациенты начинают увлекаться спиритизмом, начинают проводить таинственные сеансы, на которые приходит и Ганс. Он туда решает отправиться, не обращая внимания даже на предостережения и откровенно язвительные насмешки со стороны Сеттембрини.

Как раз после одного из таких сеансов размеренный и привычный ход времени в санатории оказывается нарушен. Пациенты постоянно ссорятся и ругаются между собой, самое удивительное, что конфликты возникают практически по любому, даже самому ничтожному поводу.

Дуэль

Все более ожесточенными становятся споры между Сеттембрини и Нафтой. Во время одного из них Лодовико заявляет, что иезуит своими рассуждениями развращает молодежь и юношество. Конфликт перерастает в словесную перепалку, которая заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини категорически против того, чтобы стреляться, тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

На этом фоне всех еще больше поражают новости о начавшейся Первой мировой войне. Пациенты в срочном порядке разъезжаются по своим домам. Ганс тоже отправляется на равнину. При прощании Сеттембрини его напутствует, советуя сражаться там, где он найдет близких себе по крови людей. При этом сам Лодовико, по всей видимости, собирается принять противоположную сторону.

Финал романа

В последней сцене романа «Волшебная гора» Томаса Манна (по отзывам, она становится одной из кульминационных), Ганс изображен на передовой. Он бежит, падает, ползает вместе с другими молодыми людьми, которые волей случая оказались в солдатских шинелях в самой мясорубке жуткой войны.

О судьбе героя автор умалчивает, потому что для него в первую очередь жизнь персонажа была лишь фоном для повествования. Поэтому, что с ним случилось, не так уж и важно.

Источник: https://autogear.ru/article/412/196/kratkoe-soderjanie-romana-manna-volshebnaya-gora/

Краткое содержание

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в плену у богини Венеры. Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий «Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность. Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей — в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые. Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини — потомок карбонариев, масон, гуманист, убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника. Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша — любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной — это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория. За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники — грамзапись и т.д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования. С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенный в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает. Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж — иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении — слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого. Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого — богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий — на этот раз, видимо, навсегда. С определенного момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки — датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу. Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову. И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону. В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя — повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Волшебная гора» МаннаМанн Т.Стр. 1

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Волшебная гора» МаннаМанн Т.Стр. 2

Краткое содержание Манн Волшебная гора за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Волшебная гора» МаннаМанн Т.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-volshebnaya-gora-manna

Томас Манн — Волшебная Гора — Краткие содержания произведений — Что значит, описание, фото, толкование, определение

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшиеначалу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезномсанатории.

Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная,гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в пленуу богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий«Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения.

ГансКасторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срокачувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебногоосмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врачаБеренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок.

С самого момента приездаГанс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине,а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло междутеми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа.

В самомконце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семьлет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны дляпонимания его смысла.

Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позицииперсонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим егопроблемам.

Жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьбачеловеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколькодесятков персонажей — в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория:кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постояннопоступают новые.

Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории,особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини — потомок карбонариев, масон, гуманист,убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидитАвстро-Венгрию.

Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой,часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, которыйначинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациенткесанатория мадам Клавдии Шоша — любовь, которой он в силу полученного им строгоговоспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами.

Проходит много месяцев,прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной — это происходит во времякарнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философскихи естественнонаучных идей.

Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудируетмедицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку,используя для своих целей новейшее достижение техники — грамзапись и т.д.

По сути дела,он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа,практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинаетрассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот.

Он давно и упорноготовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенныйв горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то моментон не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий,поступает на воинскую службу и получает офицерский чин.

Читайте также:  Краткое содержание истории про каина и авеля за 2 минуты пересказ сюжета

Однако проходит совсем немноговремени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этотраз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж — иезуитНафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини.

Нафта идеализирует средневековоепрошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятиисовременную буржуазную цивилизацию.

Ганс Касторп оказывается в некотором смятении — слушаядолгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потомнаходит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей сторонеправда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недовериек иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна,а в сопровождении своего нового знакомого — богатого голландца Пеперкорна.

Почти всеобитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной,загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с нимнекоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине.

И эта жизньобрывается трагически.

Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду,всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафти переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимаетяд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий — на этот раз, видимо, навсегда.С определенного момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущатьсякакое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки — датчанки Элли Бранд,обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мыслина расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы,в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешкии предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини.

Именно после таких сеансов,а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санаторииоказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самомуничтожному поводу.Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеямиразвращает юношество.

Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потоми к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулюсебе в голову.И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам.

ГансКасторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, гдеблизкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсемдругую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такимиже, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны.

Авторсознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя — повесть о немзакончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон дляповествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у ГансаКасторпа небольшие..

На нашем сайте Вы найдете значение «Томас Манн — Волшебная Гора» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Томас Манн — Волшебная Гора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Т». Общая длина 27 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1398292-tomas-mann—volshebnaya-gora/

Краткое содержание Волшебная гора (Томас Манн)

Касторп Ганс — «человек весьма заурядный, балованный сынок из богатой гамбургской семьи и средней руки инженер» — такую характеристику дал главному персонажу романа Томас Манн в докладе «Введение к «Волшебной горе» (1939). Правда, двадцатилетнему герою с самого начала свойственны также некоторое хитроумие и тяга к познанию.

Но они были явно недостаточными для тех моральных, духовных и чувственных похождений, в какие он пустился, попав на Волшебную гору. К. Г. приехал в горный санаторий Берггоф на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена.

Он остался там на семь лет, причиной чему стала не только его любовь к русской красавице Клавдии Шоша, но и основания более общие.

Этот «безобидный простак», к тому же склонный блюсти усвоенную с детства благопристойность, оказывается способным, будучи помещен в «испытательную колбу» высокогорного заточения, с новой остротой воспринять жизнь, предстающую здесь в необычном, провоцирующем на размышления обличье. Праздное существование обитателей санатория отмечено подчеркнутым биологизмом.

Устрашает обилие яств, с жадностью поглощаемых полуживыми людьми, устрашает царящая здесь взвинченная эротичность. С почти нескрываемым любопытством К. Г. приглядывается к болезни и смерти. Он думает о рождении, смене поколений (главы, посвященные воспоминаниям о дедовском доме и купельной чаше), читает книги о системе кровообращения, строении кожи и т. д.

Постепенно он поднимается «к той разновидности гуманизма, который не отвергает мысль о смерти и все темные, таинственные стороны жизни, не пытается с рационалистическим презрением забыть о них, а включает их в себя, не давая им, однако, взять верх над собой». Но происходит это с героем не сразу и дается ему с трудом.

Роман охватывает годы перед началом Первой мировой войны.

Только в довоенное время, объяснял Томас Манн, были мыслимы подобные санатории, в которых больные проводили долгие годы, а подчас и всю жизнь. Этого соблазна не избежал и К. Г. Он скоро превратился в «горизонтала», человека лежащего, как лежали здесь в своих шезлонгах все. Тут, однако, у К. Г.

появляются учителя Нафта и Сеттембрини, каждый из которых тянет его в свою сторону — к бегству из санатория для активной деятельности во благо цивилизации или к признанию могущества темных инстинктов, болезни, а следовательно, необходимости жестокой власти, которая правила бы человечеством.

Нафта Лео — один из двух наставников Ганса Касторпа в Берггофе. Во втором томе романа — квартирант дамского портного Лукачека, устроивший себе там обитое красным штофом роскошное жилье.

«Это был маленький тощий человечек, с бритым лицом… разительного, хотелось бы даже сказать острого, почти едкого безобразия… Все в нем было отточенно-острым: и монументальный крючковатый нос, и тонкое лезвие сжатых губ, и взгляд светло-серых глаз за толстыми стеклами очков…» Его голос звучал как «надтреснутая тарелка, когда по ней стучат костяшками пальцев». Н. Л.

— еврей, родившийся где-то на границе Волыни и Галиции, отец его был резником, забивавшим скот по строгим предписаниям Талмуда. Во время погрома гуманистов Элиа Нафту распяли, пригвоздив к дверям собственного дома.

Потрясенный гибелью отца, а к тому же тщеславный сын интересовался марксизмом. Был приближен иезуитами, оценившими его убеждение, что политика и католицизм — понятия, идеологически связанные.

Стал членом ордена иезуитов, жил на средства ордена, заболел туберкулезом, преподавал латынь в гимназии для больных туберкулезом детей. Н. Л.

, второй наставник Ганса Касторпа, высмеивал убеждения Сеттембрини как отжившие, прекраснодушные и не соответствующие реальности.

Говорил о революции, что «орудием любви к человечеству является и гильотина». Полагал, что молодежь отнюдь не жаждет свободы: «В душе она страстно жаждет послушания». Считал необходимым не освобождение личности, а террор.

Утверждал, что этот террор должна осуществить церковь ради трансцендентности, перехода к царству Божьему. Одобрял насилие, приветствовал «религиозное рвение пролетариата, не боящегося обагрить руки кровью». Прибавлял к коммунизму определение «христианский». Защищал войну как оздоровление расы.

Был уверен, что катастрофа неминуемо наступит. Критиковал здоровье как преклонение перед телом.

Сеттембрини Людовико — еще один наставник Ганса Касторпа — появляется в романе вскоре после приезда Ганса Касторпа на Волшебную гору. С. Л.

— один из больных Берггофа, человек между тридцатью и сорока годами, страстный итальянец, умелый говорун с пышными черными усами, одет всегда в один и тот же серый ворсистый сюртук, «смесь потрепанности и изящества», профессиональный литератор. «Вечный оппозиционер» и защитник свободы, С. Л. представляет в романе веру в науку, могущество разума, прогресс.

Преклоняется перед завоеваниями Великой французской революции 1789 г. и республиканизмом, в чем наследует свободолюбие своего деда-карбонария, организовывавшего заговоры против Австрийской империи и Священного союза, борец за свободу Италии.

В романе этот человек противостоит деду Ганса Касторпа, гамбургскому патрицию к консерватору. С. Л. презирает болезнь как расслабленность, вседозволенность и унижение человека хот и сам не может ее преодолеть.

В смерти видит «распутную силу, чья порочная притягательность очень велика».

Ратует за немедленное возвращение Ганса Касторпа «на равнину», к достойной человека трудовой жизни, ибо «самое большее через полгода каждый молодой человек, приезжающий сюда наверх… уже не помышляет больше ни о чем, кроме флирта да градусника».

Дискуссии между защитником старого, теряющего жизнеспособность гуманизма (С. Л.) и сторонником тоталитаризма, террора, гнета, необходимого для управления человеческим стадом (Нафта Лео), были поставлены в романе в бесчисленные соответствия с духовной жизнью Европы трех первых десятилетий XX в.

Ганс Касторп все более критически воспринимал рассуждения обоих учителей, хотя, при несомненно большем сочувствии С. Л., находил долю истины у обоих.

Оба эрудита оперируют, однако, готовыми формулами человеческой мысли, перестраивают и «употребляют» давно сложившиеся представления и схемы, а не доискиваются, как их скромный, но строптивый ученик, до сути жизни, натуры человека.

Источник: https://school-essay.ru/volshebnaya-gora-tomas-mann.html

Волшебная гора

Роман Томаса Манна «Волшебная гора» был написан в первой половине 20 века. Он отражает взгляды людей, которые жили в начале века, до наступления Первой мировой войны. События происходят в Швейцарии, в горах.

Главный герой Ганс приезжает в санаторий, где его брат лечится от туберкулёза. Сначала он хотел побыть там недолго, но его заворожил образ жизни санатория, перед отъездом он начал ощущать признаки заболевания, и врач рекомендовал ему остаться. Так краткосрочная поездка затянулась на несколько лет.

Оказавшись ограждённым от суеты повседневности, Ганс обращает внимание, что время в санатории течёт иначе. Можно сказать, что оно здесь практически не имеет значения. Людям некуда торопиться, всё идёт по установленному распорядку. Здесь всё размеренно, что так не похоже на жизнь снаружи.

Ганс знакомится с обитателями санатория. Они рассуждают на философские темы: о хорошем и плохом, о нравственных нормах, жизненных ценностях, стремлении к познанию, здоровье души. Чаще всего Ганс разговаривает с тремя друзьями. Они разные, и от каждого из них Ганс получает полезную информацию, слышит то, что его меняет.

Один из приятелей главного героя Сеттембрини выступает за развитие, прогресс, воплощение либеральных идей. Второй – Нафта – выступает в пользу традиций, сохранения консервативного порядка.

Папперкорн считает, что самое главное – уметь наслаждаться жизнью, главным для него являются удовольствие и польза.

Все больные живут словно в другом мире, даже накануне Первой мировой войны они умудряются развлекаться по-своему, флиртовать, влюбляться и проводить спиритические сеансы.

Писатель стремился отразить внутреннее состояние людей того времени на примере санатория как обособленного места. Это как курорт, где люди отвлекаются от внешних проблем, только здесь живут годами.

Люди здесь болеют, но скорее, это болезнь не тела, а души. Души, которая хочет убежать от проблем и уйти от ответственности, оставаясь в своём собственном мире.

Только такое бегство всё же не решит проблем, о чём свидетельствует наступление войны.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Волшебная гора» Томас Манн бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Волшебная гора» — в высшей степени своенравная книга, если слово «своенравный» вообще можно применить к неживому предмету

5/5extranjero

Автор как будто стыдится за своего героя, старается оправдать его мягкость, неторопливость и гедонизм в течении всего повествования

4/5innashpitzberg

История туберкулезной лечебницы в Швейцарских горах

5/5SummerSon

Эту книгу нельзя читать в транспорте, между делом, она требует отдать ей все мысли, всё внимание и тогда можно будет почувствовать всю грандиозность и масштабность романа о времени и смерти.

4/5paci

Достаточно простой стиль романа, которому ближе XIX век, чем XX, тем не менее для многих читателей оказался не по силам

5/5Natasha_volk

При всем при том, что удовольствие от чтения я получала огромное, что мне было интересно, к чему же все-таки ведет сюжет, порою мне хотелось книгу захлопнуть и более к ней не возвращаться

3/5Elena_020407

«Волшебная гора» был прочитан мной в юности и поразил до глубины души той атмосферой зачарованного царства, что присутствует в сказках или мифах о троллях, эльфах, феях

4/5Terezina

Прочла все романы Томаса Манна, но только «Волшебная гора» доставила истинное интеллектуальное удовольствие

5/5Нарочка

Думаю, что данная книга особенно хороша для любителей словесной изящности, неспешного стиля, детализированных описаний, изящно вкрапленных философских рассуждений в повествование

4/5Alabama

Мне было очень сложно сопереживать героям, потому что я плохо их прочувствал — в книге герои и сам сюжет похожи на задний фон для чего-то другого

Читайте также:  Краткое содержание прус кукла за 2 минуты пересказ сюжета

4/5countymayo

Информация обновлена: 08.07.2019

Источник: https://avidreaders.ru/book/volshebnaya-gora.html

Рецензии на книгу «Волшебная гора» Томас Манн

И снова времечко бежит, Его теряем нерадиво, А жизнь течёт неторопливо,

Весьма похожая на жизнь…

Юрий Лоза, «Резиновые дни»

Всё время, пока я читал «Волшебную гору», мне вспоминалась стародавняя притча о шести слепых мудрецах, которые решили узнать, на что похож слон.

Наверное, ее все знают, но на всякий случай уточню: один ощупал бок слона и счел, что слон похож на стену, другой подержал в руках хобот и решил, что слон похож на змею, третьему достался хвост, и он сделал вывод, что слон похож на веревку, и так далее. Слепые спорили до хрипоты целый день, но так и не пришли к согласию.

«Волшебная гора» — это как раз такой слон. Томас Манн велик, многолик, глубок и необъятен, и речь отнюдь не о пресловутом количестве авторских листов, хотя этот роман — произведение весьма объемистое 🙂

«Волшебная гора» — виртуозное изображение мира в миниатюре. Планеты, суженной до размеров небольшого санатория в Альпах. Универсума, существенно деформированного самой средой пребывания и вместе с тем сохранившего все черты и свойства реального мира.

Это удивительно глубокий философский роман со множеством причудливых переплетений и напластований, в котором не то что любая из сюжетных линий, но и лирические отступления, и даже отдельные реплики могли бы стать основой для самостоятельного произведения.

Конечно, не столь объемного, но тем не менее.

Из-за этой многоплановости мне — лично для себя — было довольно сложно сформулировать, о чем этот роман. В голове прозвучал внутренний диалог — сколь краткий, столь же и невразумительный:

— О чем «Волшебная гора»? Ну, если в двух словах? — О жизни. — Хм… Ну, допустим. А жизнь — она о чем?

— …………………………………..

Подобно тем слепцам, которые экспериментальным путем выясняли, на что же похож слон, я нащупал в «Волшебной горе» несколько моментов, которые в наибольшей степени затронули меня лично.

Весьма вероятно, что другие читатели этого произведения сочли наиболее значимыми совершенно другие вопросы и проблемы — что ж, тем и прекрасен Томас Манн, что каждый может найти что-то свое, созвучное его душе 🙂 Итак, для меня «Волшебная гора» — это прежде всего роман

о том, что «ко всему-то подлец-человек привыкает». В какие условия ни помести людей, они непременно найдут способ к ним приспособиться. Пусть даже эти условия будут бесконечно далеки от обычной нормальной жизни, а сам механизм приспособления будет носить несомненные черты патологической адаптации.

Ибо патологическая адаптация — это не только алкоголизм, наркомания и все прочие «-измы» и «-мании», настигающие род человеческий. Это еще и сдвиги мировосприятия, вызывающие сильнейшее, вплоть до идиосинкразии, изумление у людей непосвященных. Иногда эти изменения обратимы, иногда — нет. Манн описывает быт и нравы обитателей санатория с мягкой иронией.

Иногда изображаемые им картины становятся уж совсем карикатурами, но даже в этих случаях преобладает не едкий сарказм, а снисходительность мудреца к неразумным, нестойким, неопытным. Из персонажей романа этот трезвый взгляд более всего присущ Сеттембрини и в какой-то степени — его вечному оппоненту Нафте, но и они оба в немалой степени карикатурны.

Обитатели санатория — небольшого замкнутого мирка, где есть тщательный уход и все необходимое для поддержания жизнедеятельности, — фактически превращаются в особую касту, решительно отличающуюся от внешнего мира.

Поэтому-то в романе так часто повторяется рефрен «там внизу, на равнине», как бы проводящий резкую границу между больными, которые на основании одной лишь своей болезни ощущают свою причастность к некоему таинству и высшему знанию, и всеми остальными — «им, гагарам, недоступно» 🙂 Поэтому-то дядя главного героя романа Ганса Касторпа, приехавший навестить племянника, чувствует себя не в своей тарелке при соприкосновении с этим мирком, — он совершенно не в состоянии понять, что случилось с племянником, которого он знал как рассудительного и трезвомыслящего молодого человека абсолютно от мира сего, и что вообще происходит в этом санатории. Недолгий визит дяди заканчивается поспешным и внезапным бегством, и его опасения можно понять — а вдруг это заразно? 🙂 А оно и впрямь заразно, только для этого нужно больше времени. Кстати, о времени: санаторий кардинально меняет его восприятие. Три недели, на которые Ганс Касторп приехал навестить своего кузена Иоахима Цимсена, воспринимаются самим Иоахимом и другими местными обитателями как один день — это вообще не срок, это ничто. На периоды длительностью меньше шести месяцев здесь не принято обращать внимания, более или менее значимым сроком считается даже не один год, а несколько лет. А ведь это — месяцы и годы полноценной, а не суррогатной ЖИЗНИ…

И для полной наглядности — предостерегающая цитата из беседы либерального интеллигента Лодовико Сеттембрини, носителя идеалов прогресса и гуманистических ценностей, с Гансом Касторпом:

Я мог бы рассказать о сыне и супруге, прожившем здесь одиннадцать месяцев, мы познакомились с ним. Он был, пожалуй, немного старше вас, да, постарше.

Его отпустили как выздоровевшего, для пробы, и он вернулся домой, в объятия близких; там были не дяди, там были мать и жена; и вот он лежал целыми днями с градусником во рту и ни о чем другом знать не хотел. «Вы этого не понимаете, — говорил он. — Надо пожить там наверху, тогда узнаешь, что именно нужно.

А у вас тут внизу нет основных понятий». Кончилось тем, что мать заявила: «Возвращайся наверх. Тут тебе больше делать нечего». И он сюда вернулся. Возвратился «на родину», — вы же знаете, те, кто здесь пожил, называют эти места своей «родиной».

С молодой женой они стали совсем чужими, у нее, видите ли, не было «основных понятий», и ей пришлось от него отказаться. Она увидела, что «на родине» он найдет себе подругу с одинаковыми «основными понятиями» и останется там навсегда.

Сказывается и еще один фактор — дурацкий стереотип, который, однако же, прочно укоренился в общественном сознании. Озвучивает его наш главный герой в разговоре с тем же Сеттембрини:

…не подходят друг к другу болезнь и глупость, несовместимы они! Мы не привыкли представлять их вместе! Принято считать, что глупый человек должен быть здоровым и заурядным, а болезнь делает человека утонченным, умным, особенным. Такова общепринятая точка зрения.

Сеттембрини — умный, ироничный, трезвомыслящий (хотя и несколько излишне восторженный) эрудит — довольно жестко осаживает Ганса Касторпа. Однако расхожее мнение не становится от этого менее расхожим.

К тому же оно очень удобно — обывателю, в глубине души сознающему, что он не наделен никакими особенными достоинствами, благодаря такой концепции становится как-то легче и проще уважать себя и возвыситься над теми, живущими «внизу, на равнине». Слаб человек…

о том, что где бы человек ни оказался, иерархизм и кастовость сознания останутся ему имманентны во веки веков, аминь. Манн очень психологически точно рисует атмосферу, в которой формируются свои сословия и «клубы по интересам», патриции и плебеи, аристократы и дегенераты.

Естественно, на характер этой новоиспеченной социальной стратификации накладывает отпечаток место действия и те обстоятельства, которые и привели местных обитателей в этот маленький альпийский санаторий.

Здесь утрачивают актуальность все различия, которые имели место между постояльцами санатория «там внизу, на равнине», сиречь в их прежней жизни.

Социальный статус, имущественное положение, род занятий, возраст, уровень образования и интеллекта, национальная принадлежность — всё это и многое другое отходит на второй план.

А на первый выходит ее величество Болезнь — отношение общества к тому или иному индивиду определяется прежде всего тем, чем именно и насколько тяжело он болен. Выстраивается четкая иерархия, в которой каждому отводится место в неписаном, но общепринятом табеле о рангах, и поведение большинства по отношению к тому или иному человеку диктуется именно характером и степенью тяжести его заболевания:

На легко больных здесь не очень-то обращают внимание, — он в этом убедился из многих разговоров.

О них отзывались с презрением, на них смотрели свысока, ибо здесь были приняты иные масштабы, — и смотрели свысока не только те, кто были в чине тяжело и очень тяжело больных, но и те, кого болезнь затронула лишь слегка; правда, они этим как бы выражали пренебрежение к самим себе, зато, подчиняясь здешним масштабам, становились на защиту более высоких форм самоуважения. Черта вполне человеческая. — Ах, этот! — говорили они друг о друге. — Да у него, собственно говоря, ничего нет, он, пожалуй, и права не имеет тут находиться: даже ни одной каверны не найдено… — Таков был дух, царивший в «Берггофе», — своего рода аристократизм, который Ганс Касторп приветствовал из врожденного преклонения перед всяким законом и порядком. Таковы были местные нравы.

Сложно не провести аналогию между бытом постояльцев санатория и, например, нравами и обычаями тюрем. И там, и там люди вынужденно отрезаны от внешнего мира, лишены многих знаков различия и возможностей самовыражения. И что же они делают? Правильно, изобретают собственные.

И такое изобретение выполняет две важнейшие функции: во-первых, оно позволяет людям воссоздать некое подобие привычного мира (они ведь не родились в «Берггофе» и не свалились в него с Луны, а приехали туда во вполне сознательном возрасте), а во-вторых, дает ощущение полноты жизни.

Не саму полноту, но как минимум иллюзию таковой.

о том, что события в романе происходят на рубеже первого и второго десятилетий ХХ века, и до первой мировой войны — рукой подать. Как я уже упомянул в начале текста, санаторий «Берггоф» — точное изображение мира (ну, пусть главным образом Европы) в миниатюре. А там происходит очень много чего.

Бурное техническое развитие и напрямую связанный с ним рост промышленного производства, научные открытия и изобретения, колониальная экспансия и территориальные притязания, поиски рынков сбыта и в конечном счете — потребность одних держав в переделе мира, а других — в его недопущении. И, естественно, постоянно нарастающее напряжение.

Мировые события находят пародийное, словно в кривом зеркале, отражение в жизни обитателей «Берггофа». Эмоции бурлят и ищут выхода; пациенты очертя голову бросаются то в одно, то в другое занятие.

Они то самозабвенно участвуют в кутежах, организованных колоритным кофейным плантатором Пепперкорном; то с остервенением слушают пластинки вне зависимости от того, любят ли они музыку; то с жадностью дикарей набрасываются на фотографирование и проявку снимков; то устраивают спиритические сеансы; то раскладывают пасьянсы; то предаются еще какой-нибудь блажи. И в конечном счете вся эта напряженность выливается в ссоры, скандалы и даже драки, вспыхивающие буквально на ровном месте, по самому ничтожному поводу и даже без такового. Читаешь описание драки между антисемитски настроенным коммерсантом Видеманом и еще одним коммерсантом по фамилии Зонненштейн — и поневоле вспоминаешь фразу о том, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой — в виде фарса. И этот фарс, учиненный постояльцами «Берггофа», был карикатурным отображением трагических процессов, происходивших «там внизу, на равнине».

У Сальвадора Дали есть известное произведение «Мягкая конструкция с вареными бобами. Предчувствие гражданской войны». Хочется сказать, что заключительные главы «Волшебной горы» — полноценный литературный аналог этой картины.

А затем — война.

И мы видим Ганса Касторпа — беззлобного, уравновешенного, не наделенного особыми способностями, но неглупого и склонного к размышлениям человека, — бегущим в атаку с винтовкой в руках под ураганным артиллерийским огнем противника. И что будет дальше с ним и с тысячами ему подобных, решительно неизвестно. «А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родится ли из них когда-нибудь любовь?..»

А чтобы не заканчивать на минорной ноте, покажу-ка я картинку. Вот, пожалуйста — те самые слепые мудрецы и слон 🙂

Источник: https://topliba.com/books/711989/reviews

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector