Краткий смысл
«Облако в штанах» вначале описывает, как мучительно ждет герой свою возлюбленную, он настолько мечтает об этом свидании, что даже «у нервов начинают подкашиваться ноги».
Его не слушаются мысли, он не может совладать с собой, ему кажется, что даже капельки дождя корчат ему гримасы, как бы издеваясь.
В нем бушует множество чувств, время проходит настолько долго, что он его уже не ощущает, ему просто хочется закричать. Цитата:
Упала полночь, как с плашки голова казненного.
Встреча с любимой начинает опустошать сердце героя, так как ему известно, что Мария собирается стать супругой другого человека. В один миг женщина потушила огромный пожар эмоций в его сердце. По внешнему виду создается впечатление, что влюбленный мужчина ничего не чувствует, но все же его сердце размягчилось, и в душе появилась огромная дыра. Это состояние поэт назвал «пульсом покойника».
Герой не хочет выбрасывать из мыслей Марию, в своем рассказе он говорит девушке, что боится забыть, как ее зовут. Этот резкий поворот событий полностью разрушает его мнение о настоящей любви, и он решает войти в политику.
Затем поэт кратко и очень хорошо высмеивает бездарную ведомую толпу, государственный режим и исторических персонажей. Герой уверен, что все эти жалкие и мелкие людишки не умеют действительно любить, они путают красивую любовь с похотью и грязью. Он пытается утвердиться и забыться в гневе обличения, но все-таки наступает на больное.
Лирический герой начинает разочаровываться в Боге, Господь для него — это бессильное существо. Даже Творец не сможет его понять, увидеть, как его начинают настигать одиночество, разочарование и отчаяние, как обливается кровью его сердце.
Я считал, ты всесильный божище, а ты недоучка, мелкий божок.
Однако мысли о Марии все равно отравляют его сознание, он выучил этот урок, но кричит о любви, хоть уже осознает, что зря, поскольку одновременно с чувствами рухнули все сдерживающие его основные понятия о мировоззрении. Герой мечтает о революции во всех проявлениях его жизни и готов себя посвятить перестройке существующего мира.
Название и жанр
Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.
Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб.
Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии.
Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.
Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. Главная мысль прослеживается в нескольких криках героя:
- «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
- Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
- В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.
Образ героя
Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.
В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.
В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.
Характеристика остальных персонажей
В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.
Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.
Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.
Религиозные ценности
Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест. В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога. К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.
К примеру, автор упоминает библейское имя Мария, однако указывает не на подвиг любимой и матери Иисуса, не о печали или верности, а полностью переворачивает устоявшиеся ассоциации у людей. Так, Мария становится продажной девкой, готовой продать любимого за роскошь французской одежды. Это суть порочной и роковой девушки в жизни, а в исправление Магдалины в произведении Маяковский не верит.
Основная тема поэмы
Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:
- В третьей главе начинает подниматься тема несогласия с политическим строем, персонаж просто кричит «долой ваше устройство!». Герой остро чувствует, как большое количество серых и похожих людей собственноручно порождают насилие и войны, но наш рассказчик противопоставлен такому миру, в его подсознании происходит борьба со всем, что находится в его окружении.
- Кризис религии в конце XIX столетия также занимает определенное место в лирике поэта. Он с иронией пытается принизить образ Господа, приводит его наигранную власть до полнейшего абсурда. Рассказчик теперь уверовал лишь в собственные силы, но смириться с этим не хочет.
- Маяковский начинает поднимать тему искусства, которое заявляет о собственной эстетической позиции: герой пытается стать уличным голосом, а не их элитой с собственными соловьями и розами. В «современном» веке существуют более важные проблемы.
Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.
Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.
Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.
Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.
Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.
Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.
Оригинальность и своеобразие
Поэт призывает обездоленных и бедных настойчиво требовать и добиваться человеческого счастья прямо тут и прямо сейчас. Также автор готов поддерживать и восхвалять протест, пытаясь отречься от классических поэтов буржуазии.
Он отвергает старый режим, который не может дать возможности людям жить свободно и достойно. Писатель хочет выступить против буржуазии и бюрократии, он чувствует революцию и способен принести ее в народные массы. Переживания и ощущения героя можно сопоставить с волнениями людей. Все чувства он смог отобразить в едином образе.
Искусство, любовь, религия и политический режим обязаны быть разными.
Автор не пытается понять, что происходит сегодня (в то время), он убежден, что пролетарии унижаются и деградируют перед жизнью из-за неверного толкования искусства, несправедливого государственного строя и лживой религии.
Но создатель поэмы не теряет веру в светлое будущее, он убежден в перевороте во всех сферах человеческой жизни. Он верит, что если разрушить старое и убогое, получится создать совершенное и яркое.
Композиция и размер
Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.
Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.
Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:
- В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
- Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.
Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.
Источник: https://nauka.club/literatura/oblako-v-shtanakh-analiz.html
«Облако в штанах»: краткое содержание поэмы Маяковского
Творчество Маяковского сильно отличается от привычной классики, поэтому читать и понимать его дано не каждому. Тем, кому необходимо изучить поэму В.В. Маяковского «Облако в штанах», краткое содержание позволит понять суть произведения.
Чтобы лучше вникнуть, стоит разобрать историю написания поэмы и стиль поэта в целом. «Облако в штанах» — это лирическое произведение, посвящённое неразделённой любви автора. Поэма была написана в 1915 году, когда юный Маяковский влюбился в Марию Денисову. Девушка не ответила ему взаимностью. Свои чувства и переживания поэт изложил в своём произведении.
«Облако в штанах» стало знаковым для Маяковского. Во-первых, это была первая крупная работа автора. Во-вторых, в неё были внесены коррективы из-за царской цензуры, изменилось даже название. Первоначально Маяковский писал поэму «Тринадцатый апостол». Но цензоры увидели в этом насмешку над церковью и запретили печать произведения под таким названием.
После публикации поэмы народные массы ближе познакомились с творчеством Маяковского, его необычным стилем. Владимир Владимирович разительно отличался от других поэтов рваным ритмом строк, необычными, «приземлёнными» сравнениями, обилием просторечных выражений. Именно близость поэта к простому народу, понимание близких обывателю проблем, позволила стать Маяковскому известным.
Краткое содержание «Облако в штанах» стоит изучить хотя бы для того, чтобы лучше понять этого противоречивого, необычного человека. В изложенном материале есть всё, что необходимо для ведения читательского дневника, сдачи экзаменов и тестирования.
Поэма «Облако в штанах»: краткое содержание по главам
Это произведение относительно небольшое. В нём всего четыре главы и вступление. Но каждая часть поэмы – это тяжёлые переживания и необычное отражение мыслей влюблённого юноши.
Вступление
Поэма начинается с описания главного героя. Читателю сразу становится понятно, что это автопортрет автора. Он описывает себя как молодого, дерзкого человека, не имеющего за плечами печального опыта. Для этого поэт приводит необычное сравнение, называя себя человеком без седых волос в душе.
Потом главный герой переходит к описанию своего понимания любви. Он признаётся, что ради этого великого чувства готов полностью измениться. Здесь читатель снова сталкивается с необычными сравнениями и метафорами. Автор заявляет, что готов вывернуться наизнанку, стать чувственно-нежным подобно облаку в штанах.
Глава 1
Главный герой рассказывает трагическую историю своей любви. В своих воспоминаниях он переносится в Одессу. Именно там он должен был встретиться со своей избранницей, но девушка, обещавшая прийти на свидание в четыре часа вечера, не пришла вовсе.
Поэт напрасно ждал её в назначенном месте больше пяти часов. Время шло, а возлюбленная не приходила. Мучимый переживаниями, молодой человек отчаянно тосковал.
Окружающий мир только усиливал печаль. В окно били струи дождя, улицы были переполнены равнодушным шумом и автомобильными гудками, всё это заставляло юношу чувствовать себя безгранично несчастным, одиноким, брошенным.
Кроме печали читатель может почувствовать то напряжение, которое чувствовал главный герой. На него указывают строки «нервы мечутся отчаянной чечёткой». Кажется, будто пульс усиливается, и кровь начинает стучать в висках.
Наступает полночь. Сердце поэта переполняется тревожными предчувствиями. В этот момент Мария всё же приходит, но юноша не успевает обрадоваться визиту возлюбленной. Она сразу заявляет о том, что выходит замуж.
Признание девушки буквально убивает молодого человека, он испытывает боль, разочарование, тоску. В этот момент поэт сравнивает себя с покойником, ведь брошенному юноше конец любовных отношений кажется концом жизни.
Глава 2
Вторая глава посвящена мукам творчества. Главный герой под влиянием неразделённой любви хочет воспеть свои чувства к Марии в стихах. Но ему не удаётся передать словами всю глубину потрясающих его эмоций.
Поэт признаётся, что ему становится невыносимо читать книги. Ведь он теперь понимает, какой это невероятный труд – написать литературное произведение, а раньше он полагал, что писательство даётся быстро и просто.
Попытки написать о своих чувствах разбиваются о низменность обывателей. Автор понимает, что окружающие люди в большинстве своём приземлены и не нуждаются в его творчестве. Обывателям важнее удовлетворение низменных инстинктов и элементарных потребностей.
В то же время поэт критически оценивает своё творчество. Он признаёт, что «мельчайшая пылинка живого» важнее всех написанных поэтом произведений. Однако при этом он всё равно осуждает низменность обывателей и клеймит их пороки.
Глава 3
Постепенно размышления о любви и муках творчества переходят в мысли об окружающей жизни. Автор критикует царскую власть, распространённые в обществе стереотипы и предрассудки. Кроме этого, он осуждает творчество других поэтов, которые приукрашают и искажают действительность. В качестве образца такого излишне изящного рифмоплётства поэт приводит некоего Северянина.
В противовес другим поэтам Маяковский ставит себя. Он заявляет, что свои мысли и чувства нужно выражать прямо, честно, без приукрашиваний. Пропагандируя революционные во многих смысла идеи, автор называет себя тринадцатым апостолом.
Кроме отрицания классической поэзии в третьей главе прослеживаются призывы к бунту, революции. Они максимально завуалированы, но внимательный читатель видит строки, побуждающие разрушить сложившийся строй.
Глава 4
Постепенно мысли юноши снова возвращаются к Марии. Он сравнивает её с Богом и божественным даром, обращается к ней, как верующие обращаются к Богу.
В своих молитвах Марии молодой человек просит не реагировать на его постоянные измены. По словам автора, они не имеют никакого значения, ведь чувства он испытывает только к своей возлюбленной. Он заявляет, что в его душе нет места другим девушкам, а саму Марию он готов беречь как главную драгоценность. Однако девушка на все его слова отвечает молчанием.
Не получив взаимности со стороны возлюбленной, главный герой обращается к Богу. Он просит Всевышнего ответить на его молитвы, помочь разобраться в себе и найти любовь Марии, но небеса относятся к нему так же равнодушно, как и сама девушка.
Заключение
Пожалуй, «Облако в штанах» – это лучшее автобиографическое произведение Владимира Маяковского. Оно идеально передаёт характер автора, показывает его сильные и слабые стороны.
Свою популярность поэма приобрела благодаря удивительному контрасту между описанием возвышенных чувств и грубыми, резкими сравнениями. В произведении поднимаются все важные аспекты жизни, волнующие молодёжь: вопросы любви, взаимности, одиночества, протестов и отношения к религии.
На этой странице искали :
- поэма облако в штанах краткое содержание
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/oblako-v-shtanakh-kratkoe-soderzhanie.html
Владимир Маяковский, поэма «Облако в штанах», краткое содержание
Маяковский писал одну из своих самых известных поэм «Облако в штанах» в период с 1914 по 1915 год. В этой статье мы предложим вам краткое содержание этого произведения.
Повествователь, — поэт, 22 лет, молодой и влюбленный, эмоциональный и страстный. Он сам себя называет «Облаком в штанах». Он говорит, что в нем нет нежности старческой, он может и готов разорвать себя для любви, отдать себя полностью и без остатка.
Сидит он в ожидании своей Марии, горячо любимой им женщины. Дело происходит в Одессе. Она опаздывает, а когда наконец приходит, то резко заявляет поэту, что выходит замуж.
Мужчина в шоке и явно этого не ожидал, но, не показывая своего огорчения, прощается с любимой.
После этого лирический герой сидит и размышляет, сможет ли он полюбить снова, сможет ли отпустить любимую женщину.
Он описывает свои чувства, ту бурю, что происходит в его душе, ту боль, которую ему приходится пережить в этот тяжелый момент жизни. Он заключает, что настоящая любовь не приносит ничего, кроме боли и разочарования.
Но в то же время ему хочется любовь оправдать, вспоминая, сколько радости и наслаждения она ему принесла.
Поэт радуется, что душа и сердце человека скрыты от глаз других людей, и никто не сможет разгадать, что в них творится на самом деле. Но в то же время он сам мечтает видеть души народа, их желания и стремления, а стремится народ, по мнению поэта, к переменам. Он говорит, что из-за цензуры у людей нет возможности обнажить свои души, свои истинные взгляды и желания.
Поэт обращается к иконе Богоматери, которая висит в трактире. Он спрашивает, зачем она пытается дарить сияние людям, которым, как и ранее, наплевать на Иисуса Христа. Его поэт называет «голгофником». Он предполагает, и даже предлагает поэту стать ее сыном и тринадцатым апостолом. Он претендует на то, что его именем и стихами будут крестить детей.
Поэт обращается к Богу, спрашивая, почему же любовь приносит столько боли. Он негодует, неужели вся любовь такая, — не приносит радости и счастья, а только разочарование.
Бога он решает назвать маленьким божком за создание такой любви, и продолжает свою молитву, но адресованную уже не Богу и Богоматери, а своей любимой Марии, вспоминая ее прекрасное тело и поцелуи.
Автор восклицает, что весь существующий порядок и привычное мировоззрение нужно разрушать, нужно менять любовь, политический строй, литературную цензуру. Он хочет свободы, порядка, равенства и торжества революции. В конце поэмы автор снова обращается к Богу с иронией, давая понять читателю, что ему никто не ответит.
Поэма повествует о несчастной любви и расставании, а также о пылком, жгучем, неуемном темпераменте поэта. В нем бурлит молодость, надежда на лучшее будущее, на перемены, которые обещают привести народ в светлое будущее.
Автор не верит ни во что святое, он открыто и гордо делает вызов Богу и надменно смеется над тем, что раньше было традиционно дорого людям в его стране. Теперь, автор уверен, — все изменится, а жить станет легче и радостнее.
«Облако в штанах» пересказала Куренова Софья.
Другие краткие содержания смотрите ТУТ.
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/oblako-v-shtanah-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» В. В. Маяковского
Поэма «Облако в штанах» В. Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера.
Предлагаем прочитать краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.
Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.
Основные персонажи поэмы
Главные герои:
- Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский.
- Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.
Другие персонажи:
- Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.
Маяковский «Облако в штанах» очень кратко
Краткое содержание «Облако в штанах» В. Маяковского для читательского дневника:
Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны, он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.
Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.
В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.
Герой чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.
Юноша желает понять, почувствует ли он любовь еще раз? Он испытывает душевную боль. Пережитые эмоции, дают ему основание считать, что любовь – это страдания, расстройства, печаль.
Душа человека для него превыше всего. Но она спрятана под тысячью одежд, и разглядеть ее практически невозможно, так как люди скрывают свои истинные эмоции под неподвижным лицом.
Лирический герой не желает читать книги, так как их трудно писать. Ему тяжело подобрать слова. Даже на знакомой ему улице, говорят на непонятном ему языке.
Герой обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след.
После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.
Несмотря на это, герой верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам герой сравнивает себя с апостолом.
Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.
Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.
Сжатый пересказ «Облака в штанах»
В. Маяковский «Облако в штанах» краткое содержание:
Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!
Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого.
Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.
Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнёт петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать.
Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете.
Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.
Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.
Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.
Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу.
Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.
Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.
Это интересно: Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Любовная лирика В. В. Маяковского — это явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.
Сюжет поэмы «Облако в штанах» по главам
Краткое содержание Маяковский «Облако в штанах» с описанием каждой главы:
Вступление
Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».
Глава 1
Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.
Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».
Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж.
Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.
Глава 2
Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем «начнет петься», в душе долго барахтается «глупая вобла воображения».
Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе «Идемте жрать!».
Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.
Глава 3
Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.
Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.
Глава 4
Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя «величием равное богу». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – «хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат «бережет свою единственную ногу».
Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.
Заключение
Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.
Другая сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.
Видео версия Облако в штанах Маяковский
Автор призывает народ бороться со сложившимся строем, провести реформы, дающие право на свободу слова. Поэма учит смотреть не на внешние данные человека, а обращать внимание на его внутренний мир, душу.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/oblako-v-shtanah.html
Краткое содержание «Облако в штанах»
Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягченную мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!
Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечеткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казненного.
Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар.
Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.
Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнет петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения.
И пока поэт не найдет нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами.
Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать.
Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.
Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмет камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.
Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплеванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.
Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережет свою единственную ногу.
Но если Мария отвергнет поэта, он уйдет, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца.
И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовет его недоучкой, крохотным божиком.
Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/mayakovskiy-vladimir-oblako-v-shtanah/
«Облако в штанах» (В. Маяковский)
Цитата: «Крик последний, — / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!».
История создания
Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.
Сам Маяковский характеризовал поэму как «четыре крика из четырёх частей»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Проблематика:
- отрицание господствующего строя и всего, что с ним связано (искусство, отношения, образ жизни и пр.);
- противостояние с Богом;
- поэт и толпа.
Смысл названия: изначально Маяковский планировал назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Но цензура запретила такое название как оскорбляющее религиозные чувства.
И поэт иронично назвал свою поэму «Облако в штанах», используя цитату из текста: «хотите — / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» (подразумевая, что именно этого от него и хочет цензура).
Литературное направление: модернизм (футуризм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: особенности «Облака в штанах» как поэмы связаны в первую очередь с композицией. В поэме есть вступление и четыре части, в каждой из которых Маяковский освещает одну из проблем отрицания — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.
Действующие лица
- Я (Владимир Маяковский).
- Мария — любимая Маяковского.
- Давид Бурлюк — поэт.
- Игорь Северянин — «серенький» поэт (то есть поэт, чья эстетика Маяковскому не близка).
- Бисмарк, Галифе, Ротшильд, Мамай и прочие эпизодические образы.
- Бог.
Краткое содержание
Вступление
Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».
Долой вашу любовь!
Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию.
Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут.
Он не может не кричать во весь голос.
Долой ваш строй!
Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет.
Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой.
Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы.
А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.
Долой ваше искусство!
Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист).
В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине).
Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?
В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).
Долой вашу религию!
В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать… Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет.
И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь.
Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.
Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».
Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».
Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?
Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой).
Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма).
Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquooblako_v_shtanahraquo_v_mayakovskij.html
Краткое содержание: ОБЛАКО В ШТАНАХ
Сердце двадцатидвухлетнего парня поэта заигрывает с мыслями, возникающими у него в голове. Конечно, в эти годы у него нет такой нежности, как, например, у старика. Но этот молодой человек может вывернуть себя так, что получится все тело из нежности. Получиться одно только облако в штанах.
Молодой поэт вспоминает интересный момент из своей жизни. Когда он находится в городе Одесса и ждет свою возлюбленную, которая должна придти к нему на свидание. Мысли поэта в полном беспорядке. Он стоит и своим лбом плавит стекло, прислонившись к нему. Он ждет уже более двенадцати часов.
И вот уже скоро должна придти она. Его любимая. И вот оно счастье! Приходит Мария и сразу сообщает юному поэтому, что выходит замуж. Поэт где-то в глубине души пытается выглядеть непоколебимым, может быть показаться ей спокойным после таких слов.
Но сердце зажжено, в нем уже полыхает костер и переливающихся чувств. В теле горит пожар.
Молодой поэт жаждит воспеть nihil. Он хочет поставить его во главу угла. Во главу над всем что сделано. Ни чтенье книг, ни пенье больше не возбуждают в нем чувств. И улица уже не заговорит на привычном ей языке.
Потому что, сам поэт не сможет найти уже подходящих слов. Где то в глубине улицы, лежат мертвые слова. Мертвые и не ожившие. И возможно никогда им не придется больше перейти дорогу той улицы. По тем улицам бегут проститутки, студенты и подрядчики.
И боже! Как им сложно бежать. И поэт их понимает. Он полностью согласен с ними. Все то, что он может сделать ничто перед песчинкой живого. Молодой поэт чувствует себя началом начал, и стартом войны, как в шестнадцатом году.
Если бы только было можно разорвать свою несчастную душу и дать ее людям как знамя. Чтобы они шли вместе с ней.
Только не надо осмотров. Как хорошо, когда в них укутана душа. Поэт ничего не должен говорить. Сегодня ему противен всякий Северянин. В глазах поэта, в его зрачках, показываются картины фонарных столбов, на которых весят окровавленные туши людей. Людей погибших от революций. Туши тех, которые брали в своих руки камни, ножи и бомбы. И над этим всем горит красный закат.
Подойдя к иконе, поэт хочет спросить ее, боже зачем же давать силу тому, охранять того и дарить ему сияние, если этот человек снова предаст? Ведь этот человек предпочтет Варавву, чем мученику с Голгофы? Может быть стоит дать силу именно ему? Любить его, молодого поэта? Быть может именно он тот самый тринадцатый апостол Евангелия. Сейчас он чревовещает стихи, а завтра этими стихами будут крестить в церквях приносимых со священной водой младенцев?
Молодой поэт снова вспоминает свою Марию, ту его возлюбленную, которая уже тут. У него в голове крутятся черты ее тела. Он просит этот тело. Просит именно так, как это делают христиане в своих молитвах к богу. Для него имя его Марии будет навсегда священно и неприкасаемо.
Он будет беречь ее, как инвалид бережет свою последнюю ногу, как птица бережет свое единственное оставшееся крыло. Молодой поэт, где то в глубине души уже решил для себя, если Мария его бросит он назовет бога не богом, но маленьким, никчемным божиком. Который не видит ничего перед собой, который не видит души людей и трепетанье этих душ.
Оставляя им только муки и сожаленья и не более того. Только муки.
Молодой поэт бросил вселенной вызов, он снял перчатку со своей руки. Но вселенная молчит. Предательски молчит, не говоря совершенно ничего.
Краткое содержание романа «ОБЛАКО В ШТАНАХ» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «ОБЛАКО В ШТАНАХ». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/mayakovsky/oblako-v-shtanah/
Содержание поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя «жилистой громадиной», у которой «сердце – холодная железка», но которой хочется иметь «любеночка».
Нервы на пределе. Трагически звучат строки:
- Упал двенадцатый час,
Как с плахт голова казненного. - Можно сказать, что человек уже теряет надежду на встречу с героиней:
- Тихо,
Как больной с кровати, - Спрыгнул нерв.
Душа разрывается на куски, но вот раздается, казалось бы, спасительный скрип дверей, заходит героиня, «муча перчатки замш», и нервно говорит о том, что выходит замуж.
Кажется, что сейчас будет шквал эмоций, разбитая посуда… Но этого нет, потому что герой спокоен, «как пульс покойника», а это еще страшнее, чем разломанная мебель и яростные крики.
Но мужчина хватается за последнюю надежду, надеясь на то, что девушка пошутила. Но, увы, ее «украли деньги, любовь, страсть».
И в доме, который выгорел,
Иногда живут бездомные бродяги,
— живут или существуют? Ведь столько разного в этих синонимичных словах!
Страшно, очень страшно, когда «сердце сгорает», когда все эти огонечки человеческой души исчезают, потухают, и на месте окровавленного, стучащегося во все окна, двери и души, сердца образуется маленький черный огарок, осыпанный бедами, как золой. И уже понимаешь, что самые великие сердца тоже не могут избежать смерти…
Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей — критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта.
Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную «свежую струю» в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский был продажным поэтом, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его твор-» чество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы.
Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение.
В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время — это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и — во многом — эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру.
Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира.
Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате!»:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.
В этот же период поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский», в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом.
Поэт Маяковского — фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей.
Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт — рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме «Облако в штанах»; за поэтами должны идти — кто?
А за поэтами
уличные тыщи:
студенты,
проститутки,
подрядчики.
Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их…
Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, — вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в «Облаке в штанах» Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли «предтечи» революции:
…в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас — его предтеча;
я — где боль, везде…
Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое — вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года.
Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии.
Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В «Оде революции» он пишет:
- Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! — и мое,
поэтово - — о, четырежды славься, благословенная!
Маяковский работает в «Окнах РОСТа», пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении «Поэт рабочий» Маяковский говорит о том, что
Я тоже фабрика.
А если без труб,
то, может,
мне
без труб труднее.
Но труд поэтов — почтенный паче
людей живых ловить, а не рыб.
Огромный труд — гореть над горном,
- железа шипящие класть в закал.
- Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но — пролетарий духа.
Труд мой
любому
труду - родствен,
- пишет он в «Разговоре с фининспектором о поэзии» — стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем творчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэт рассуждает о «месте поэта в рабочем строю», приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях, о «тратах» на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэтического труда:
- — Поэзия
вся! —
езда в незнаемое..
Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору.
В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит ни единого слова.
Маяковский как бы подводит итог своему творчеству:
- А что,
если я
десяток пегасов
загнал
за последние - 15 лет?
А результат этого — «страшнейшая из амортизации — амортизация сердца и души…». Маяковский приходит к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами — он оценивается другой мерой — жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмертие:
Поэт
всегда
должник вееленной…
Слово поэта —
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.
Через столетья
в бумажной раме
возьми строку
и время верни!
Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написанном стихотворении «Юбилейное», посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что
После смерти
нам
стоять почти что рядом…
И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что
Чересчур
страна моя
поэтами нища!
И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет:
Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог. Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то…
Вы б смогли —
у вас
- хороший слог.
- Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
- Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю - всяческую жизнь!
Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму «Во весь голос» — одно из самых последних произведений поэта.
Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попыткой взглянуть на себя со стороны.
В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно «обрублена»:
И мне
агитпроп
и мне бы
строчить
в зубах навяз,
доходней оно
романсы на вас —
Ноя
себя
и прелестней.
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия — баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от «лирических водоизлияний» молодых поэтов; он выступает в роли агитатора, горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков.
В стихотворении есть некоторая перекличка с «Памятниками» Пушкина и Державина:
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
Мой стих
поэтов и правительств…
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо…
Маяковский как бы проводит «парад» своих стихов — они
…
стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэт не исключает и забвения («умри, мой стих…»), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины — честность. В стихотворении звучит и мотив памятника:
пускай нам
общим памятником
будет
построенный
в боях
социализм.
Заключение поэмы — это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости. Б. Пастернак назвал «Вступление…
» «предсмертным и бессмертным документом».
Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/soderzhanie-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax/