Краткое содержание медведев фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

  • Шаршина Галина Валерьевна
  • Место работы: КГКСКОУ Уссурийская КШ
  • Должность: учитель русского языка и литературы
  • Тема: В. Медведев « Фосфорический мальчик»
  • Цель:
  • учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки;
  • развивать умение делать выводы, подтверждать ответ примером из текста;
  • отработка навыка правильного, беглого чтения;
  • корректировать недостатки мыслительной деятельности – памяти, восприятия;
  • воспитывать положительные черты характера.
  1. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
  2. Оборудование: опорные слова, картинки по каждой части, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр.
  3. В урок включены следующие виды чтения:
  • выборочное чтение;
  • чтение по цепочке;
  • деление текста на части;
  • озаглавливание частей;
  • пересказ прочитанного.

Дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций.

  1. Дидактическая игра «Найди и выбери нужное» – коррекция мыслительной деятельности, памяти.

  2. Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает» – коррекция памяти, восприятия.

  • Ход урока:
  • II.
  • 1.Повторение:

— Вспомните, какие произведения мы с вами прочли из раздела «О друзьях товарищах?» Давайте сложим мозаику из иллюстраций к произведениям. Ваша задача выбрать рисунок. Назвать автора, название рассказа. По мере изучения новых произведений мы будем добавлять иллюстрации и в итоге сделаем вывод о том, какие должны быть настоящие друзья.

Будьте внимательны, так как среди них есть рисунки к произведениям из ранее изученных разделов.

— Учащиеся выбирают рисунки и называют произведения.

Почему в этот раздел включили рассказ «Колючка»? Можно ли назвать мальчика другом Веры? Почему? А были ли у него друзья? Почему?

Как называется рассказ, который вы читали дома? Кто автор? Почему он оказался в этом разделе? Как можно охарактеризовать двух друзей?

  1. Найдите и прочитайте отрывок рассказа, который изображен на рисунке.
  2. Оцените поступок мальчиков?
  3. А как поступили бы вы, если вас попросил друг о том же?

Поняли они, что совершили дурной поступок? Докажите словами текста.

Прочтите последние слова Ольги Николаевны. Что она хотела сказать Вите? А что сказали бы вы?

Итог выполнения д/з.

2. Тема урока:

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фосфорический мальчик». Автор В. Медведев. Вам нужно будет ответить на вопросы:

  • — Кто главные герои рассказа;
  • — Составить характеристику – какие они по характеру;
  • — подумать и сказать, почему рассказ попал в раздел «О друзьях- товарищах».
  • 3.Словарная работа: фосфор, пешка, фора

4.Первичное чтение – учитель, хорошо читающий ученик.

Проверка восприятия:

— О ком мы прочитали рассказ? Чем увлекались мальчики? Почему ребята сразу догадались об увлечении новенького? Схожи ли у них характеры?

5.Физминутка.

6.Повторное чтение, анализ произведения.

Как одноклассники отнеслись к Толиным победам в шахматной игре?

А в ребята в школе?

Как об этом сказал Гена Слонов? Зачитайте. Почему он так сказал?

Почему Толя Шароков вызвал Слонова на поединок?

Расскажите как мальчики готовились к поединку.

Зачем Слонов поедал столько рыбы? Прочитайте его объяснения? Что значит «Главное в мысли – фосфор»?

Прочитайте что Гена Слонов говорит о том, какой фосфор бывает.

Что он имел в виду.

Какой вывод сделали одноклассники после его поражения? Прочитайте. Что же по — вашему надо иметь в голове?

7. Образы героев:

Какие качества (черты характера) вы отметили у Шарокина и Слонова?

Составим сравнительную характеристику. Свой ответ подтверждает примером из текста.

Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

  1. скромный хвастун
  2. веселый ленивый
  3. настойчивый самонадеянный решительный глупый

Какого мальчика бы вам хотелось иметь в качестве друга? Почему?

Почему рассказ помещен в этот раздел. Чему он вас учит?

8. Модель рассказа:

Дома вам надо будет рассказ пересказать. Для этого мы сейчас попробуем составить план рассказа.

На доске помещена модель – рассмотрите внимательно. В правильном порядке указаны события? Может, есть лишние или недостающие части?

Какие?

Составьте в правильном порядке все эпизоды рассказа:

Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Правильно: Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

III. Итог урока. Д/з.

Чему вас учит этот рассказ? Каким надо быть, чтобы иметь друзей?

Используя модель рассказа подготовьте пересказ к следующему уроку.

Теперь вы можете поместить иллюстрацию к этому рассказу в мозаику. Сколько еще произведений нам предстоит прочитать в разделе «О друзьях- товарищах»?

Оценки за урок.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-po-teme-v-medvedev-fosforicheskiy-malchik.html

«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери Кратко

Бумага воспламеняется при температуре 233 градуса по Цельсию или когда достигнут 451 градус по Фаренгейту.

Книга «451 градус по Фаренгейту» — второй по счёту роман Рея Бредбери, который принёс автору мировое признание.

Сегодня этот шедевр причислен к классике и входит в обязательную программу многих учебных заведений. Итак, о чём рассказывает Бредбери в своей книге «451 градус по Фаренгейту»?

Краткий пересказ сюжета романа «451 градус по Фаренгейту»

Недалёкое будущее, в котором жажда потребления и культура, а точнее полное безкультурие, масс полностью берут верх над человеческим разумом.

Под строжайшим запретом находятся книги, способные разбудить дремлющее сознание людей. Их сожгли дотла почти полностью.

Кое-кто пытается скрывать у себя в домах остатки библиотек, но таких граждан быстро вычисляют и отправляют в тюрьму, а их дома выжигают изнутри, словно спасаясь от опаснейшей заразы.

Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Главный герой Гай как раз один из таких «выжигателей», но он сомневается в правильности того, что делает и, время от времени, крадёт и выносит томики книг с мест пожаров. Встреча с необычной девушкой, умеющей размышлять, становится катализатором в кардинальной перемене героя. Он уходит из дома и находит единомышленников. Вместе с ними Гай борется за сохранение литературного наследия.

Список и краткая характеристика персонажей романа «451 градус по Фаренгейту»

  •  Гай Монтэг — основной персонаж. Служит пожарным, как его дед и отец до него. Основная обязанность — жечь книги.
  •  Милдред — супруга Гая. Полностью увязшая в «современном образе жизни». Не работает, не учится, её занимает только «телестена» и сон в наушниках-ракушках.
  •  Кларисса — 17-я девушка, встреча с которой перевернула жизнь главного героя с ног на голову. Эта героиня любит размышлять, читать, вести беседы — всё то, что давно забыто миром людей.
  •  Битти — начальник главного героя, шеф пожарной станции «на новый лад».
  •  Фабер — профессор филологических наук, преподаватель, давно уволенный «за ненадобностью». Состоит в тайной организации группы людей, радеющих за сохранение литературного наследия.

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту» по плану

Роман Рея Бредбери отличается великолепным писательским языком. Читать его в полном содержании — сплошное удовольствие. Кроме того сюжет развивается в будущем, и, так как написана книга была 65 лет назад, это будущее очень похоже на сегодняшнее настоящее.

I. Будущее без будущего

Технический прогресс достиг таких высот, что у людей отпала необходимость о чём-либо переживать. Они по-определению счастливы и желать им больше не чего. Говорить тоже нет нужды, нет надобности размышлять и заниматься поисками истины — всё преподнесено «на блюдечке с синенькой каёмочкой».

Дома построены из несгораемых материалов, стены в гостиной превратились в экраны телевизоров, машины передвигаются со скоростью ракеты, уборку наводят роботы. Есть всё, кроме пищи для ума.

Нет больше кинематографа наполненного смыслом и контекстом, книги и вовсе вне закона, театры прекратили своё существование.

II. Пожарный

Гай Монтег потомственный пожарный. Только теперь эти бравые ребята не смиряют огонь, а сжигают книги. В их распоряжении есть ужасающее орудие — механический пёс, который определяет инакомыслие по запаху.

Гаю нравилось смотреть на пламя, пожирающее страницы, но он никак не мог взять в толк, отчего люди, чьи библиотеки он уничтожает так огорчаются.

Что заставляет их прятать в своих домах книги, рискуя свободой?

III. Юная Кларисса

Гай переменился после встречи с молоденькой соседкой, которая резко отличалась от всех, кого он знал. Она продолжала мыслить, бесцельно бродила по улицам и считалась городской сумасшедшей. Кларисса указала Гаю на его особенность, открыто и бесстрашно заявила ему, пожарному, что он не такой как все. Герой вскоре и сам начал это понимать. Он осознал, что больше не может быть пожарным.

IV. Милдред — жена Гая

Побеседовав с Клариссой, Гай не смог сдерживать в себе бурю эмоций. Ему захотелось говорить, думать, вспоминать. Но дома его ждала жена, которая давно перестала его ждать по-настоящему. Её пугали новые «замашки» супруга. Последней каплей для неё стал тайник, в котором Гай хранил спасённые от пожаров книги.

V. Чтение

Гай открыл книгу и прочёл вслух несколько строк. Его поведение шокировало Милдред всё больше с каждым днём. Она не хотела покидать общество, в котором привыкла существовать, не собиралась нарушать законов из-за глупого любопытства.

Гай поймал себя на мысли. Что не понимает смысла книг.

Но, чем больше он их читал, тем больше проникался желанием узнать, что же в них такого! Почему одни люди готовы ради них «взойти на костёр», а другие — спешат уничтожить все до последнего экземпляра.

VI. Профессор Фарбер

Пытаясь разобраться в книгах, Гай вспомнил странную встречу со стариком в городском парке. Отставной преподаватель-филолог оставил ему после короткой беседы с записку со своими координатами.

На тот момент герой понимал, что на профессора надо завести дело за инакомыслие и провести проверку жилья на наличие литературы, но как-то всё откладывал. Сейчас Гай был рад, что «протянул резину» — возможно, именно Фарбер откроет ему глаза на истину, сокрытую в книгах.

Гай отправляется на его поиски, а Милдред по-глупости «сдаёт» его властям.

VII. Живые книги

Гая разыскивают, он чудом спасается и добирается до дома профессора. Фарбер доверяет бывшему пожарному великую тайну — есть общество из людей, желающих возродить книгопечатание.

Объединившиеся заучивают тексты книг наизусть, чтобы никто не смог уничтожить наследие. Они теперь «живые книги», а их убежище находится в лесу. К ним отправляется и Гай. Вскоре на город сбрасывают атомную бомбу, в живых остаются лишь люди, скрывающиеся в лесу.

Перед обществом «живых книг» встаёт задача возрождения всего человечества.

Интересные факты из истории создания романа Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

  •  Роман был издан лишь после целого года подробнейшей редактуры, в 1953 году.
  •  Американский писатель набирал свою рукопись на пишущей машинке, арендованной в библиотеке.
  •  Роман был напечатан в первых выпусках мужского журнала «Плейбой».
  •  Роман был подвергнут бесконечной критике, но стал произведением, которое принесло автору мировую славу.
  •  В своей книге Рей Бредбери описал технические новшества, которые стали появляться лишь после издания романа: «Ракушки», изображение 3-д, стены-телевизоры, банкоматы с наличными деньгами.

«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери Кратко Ссылка на основную публикацию Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/bradbury/451-gradus-po-farengeitu

Урок чтения и развития речи на тему: Медведев В. «Фосфорический мальчик» (5 класс)

  • МПГУ
  • Урок чтения и развития речи
  • (5 класс)
  • В. Медведев «Фосфорический мальчик»

Студентка: Каблова С.В.

  1. 2014
  2. Тип урока: комбинированный
  3. Цель:
  • учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки;
  • развивать умение делать выводы, подтверждать ответ примером из текста;
  • отработка навыка правильного, беглого чтения;
  • корректировать недостатки мыслительной деятельности — памяти, восприятия;
  • воспитывать положительные черты характера.
  1. Оборудование: учебник, опорные слова плана.
  2. В урок включены следующие виды чтения:
  • чтение по цепочке;
  • озаглавливание частей;
  • пересказ прочитанного.
  • Ход урока:
  • II. Актуализация:

— Вспомните, какое произведение мы с вами прочли из раздела «О друзьях товарищах?» Назвать автора, название рассказа.

III. Тема урока:

Верно, и сегодня мы продолжаем работу с рассказом «Фосфорический мальчик». Автор В. Медведев. Давайте прочитаем его по цепочке.

V. Повторное чтение, анализ произведения.

— О ком мы прочитали рассказ? Чем увлекались мальчики?

— Почему ребята сразу догадались об увлечении новенького? Схожи ли у них характеры?

— Как одноклассники отнеслись к Толиным победам в шахматной игре?

А в ребята в школе?

Как об этом сказал Гена Слонов? Зачитайте. Почему он так сказал?

Почему Толя Шароков вызвал Слонова на поединок?

Расскажите как мальчики готовились к поединку.

Зачем Слонов поедал столько рыбы? Прочитайте его объяснения? Что значит «Главное в мысли — фосфор»?

Читайте также:  Краткое содержание повести о разорении рязани батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Прочитайте что Гена Слонов говорит о том, какой фосфор бывает.

Что он имел в виду.

— Какой вывод сделали одноклассники Слонова после его поражений? Прочитайте. Что же по-вашему надо иметь в голове?

— Какое впечатление произвела на вас победа Толи Шарокина? За кого болели вы?

— Какие качества вы отметили в характерах Шарокина и Слонова? ( скромность, зазнайство, хвастливость, достоинство) Подтвердите ответ словами из текста.

VI. Образы героев:

Какие качества (черты характера) вы отметили у Шарокина и Слонова?

Составим сравнительную характеристику. Свой ответ подтверждает примером из текста.

Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

  1. скромный хвастун
  2. веселый ленивый
  3. настойчивый самонадеянный решительный глупый

Какого мальчика бы вам хотелось иметь в качестве друга? Почему?

Почему рассказ помещен в этот раздел. Чему он вас учит?

VIII. Физминутка.

IX. Модель рассказа:

Дома вам надо было рассказ пересказать. Для этого давайте вспомним план рассказа.

На доске помещена модель — рассмотрите внимательно. В правильном порядке указаны события? Может, есть лишние или недостающие части?

Какие?

Составьте в правильном порядке все эпизоды рассказа:

Краткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Медведев Фосфорический мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

X. Итог урока. Д/з.

Чему вас учит этот рассказ? Каким надо быть, чтобы иметь друзей?

  • Сколько еще произведений нам предстоит прочитать в разделе «О друзьях- товарищах»?
  • Запись домашнего задания.
  • Оценки за урок.

Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-ft1wqd7.html

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Солнце лежало на полу большими квадратами. В каждый квадрат упирался как бы слоновой ногой широкий луг. Громадный солнечный слон стоял между классной доской и партами и весь сверкал мерцающими, летающими, плавающими пылинками. Что-то тропическое было в классе ещё и от теней старого плюща в углу.

– Так вот, – сказал капитан Соври-голова, сокращённо капитан Coгo, он же Дима Колчанов, – в африканской пустыне эти самые арараты…

– Какие арараты? – поправил очки химик Шура Гусев, любивший точность. – Какие ещё арараты? Арарат – это гора на Кавказе. Вечнозаснеженная гора с вечнозелёной растительностью.

– Ха! – сказал Дима Колчанов. – Гора! Крестьян так зовут африканских – арараты!

  • – Их зовут ораторы, кажется, – робко вставила застенчивая Наташа Рыбкина, – или, как их, оратории… то есть нет…
  • – Арабы… – зевнул Костя Стрельников, которого никто ничем не мог удивить, даже сам капитан Coгo.
  • – Арабы – это вообще… это нация… – сказал Дима Колчанов, – а арараты – это крестьяне… они копают землю кайлой и едят сушёных кузнечиков.

– От сушёных кузнечиков араратом не станешь, – возразил Шура Гусев. – А-а, вспомнил! Их зовут аратами!

– Какая разница? – сказал Дима, разглядывая прищуренными глазами солнечного слона, слегка переместившегося к дверям. – Араты или арараты? Важно, что они едят! Так вот, я насушил кузнечиков и…

Но никто так и не успел узнать, что сделал Дима Колчанов с сушёными кузнечиками. В пятый «А» влетела Света Брунова с криком ужаса:

– Ребята! Этот новенький, который Сорокин, обыграл всех в шахматы! Весь наш пятый «Б»! Он обыграл ещё и весь свой пятый «В»!

Даже солнечный слон от такого известия вздрогнул – золотые пылинки так и запрыгали в нём. Дима Колчанов спросил с ехидцей:

– В поддавки, что ли, играли?

– Ты что? – вскричала Света. – Шутишь?! А он сюда, между прочим, движется! С шахматной доской, между прочим! И с сопровождающими лицами!

В классе стало тихо. Голос Светы звенел уже в коридоре. Новость о потрясающих победах новенького неслась по школе со скоростью Светы.

– Так вот, – сказал Дима Колчанов, поудобнее устраивая ноги под партой и возвращаясь к африканской теме, – когда мне было четыре года и мы жили в одном из глухих районов Конго…

– Ну, даёшь! – зевнул снова Костя Стрельников, – Так я и поверил!

– Кто не верит, может выйти, – сказал Дима, – я не держу… Значит, в Конго…

Раздался грохот, как будто кто-то ударил в боевой африканский барабан. Саня Петушков, староста пятого «В», гремя шахматами в коробке, появился в дверях. За ним встал некий мальчик, худенький и строгий, и с любопытством исследователя посмотрел, как всем показалось, на капитана Соври-голову.

– Вызываем! – сказал Саня Петушков, ликуя. – Бросаем, то есть, вызов!

– Куда? – спросил Дима.

– Чего – куда? – удивился Саня Петушков. В коробке над его головой шахматы тихонько рычали, перекатываясь из угла в угол.

– Куда бросаете? – холодно спросил Дима.

– Как – куда? Вам бросаем! Вызов!

– Пробросаетесь… – сказал Дима. – И вообще мы заняты! Прошу закрыть дверь! Так вот, в этом Конго…

– Струсили! – сказал Саня Петушков, оглядываясь на всепобеждающего Сорокина.

Шура Гусев возмутился:

– Да он, этот твой новенький, знает, кому вы тут… вызов бросили? В прошлом году кто у нас был чемпионом? Дмитрий Николаевич Колчанов был чемпионом!

– А теперь будет Семён Иванович Сорокин! – сказал Петушков.

– Ай, пешка, знать она сильна, коль лает на слона! – засмеялся весёлый и находчивый Туркин, поднимаясь во весь свой высокий рост.

Он посмотрел на Сорокина сверху вниз и сказал, как Суворов о Наполеоне:

– Далеко шагает, пора и унять молодца!

– И уйму! – сказал Дима, тоже поднимаясь из-за парты. – Я его прямо сейчас уйму! Для начала я дам ему фору! И в придачу королевский гамбит! А потом фишками закидаю!

В класс уже стекались все, кого победил и ещё не победил Сорокин.

– Правильно, капитан! – кричал пятый «А». – Дай этому Сорокину гамбитом по организму!

– Сорокин! Не трусь! – кричал пятый «В». – За одного гамбитого двух негамбитых дают!

– Зачем по организму? – сказал Дима. Он вырвал шахматную доску из рук Саши Петушкова и потряс ею сам. – Я его по самому слабому месту! Я его по мозгам!

  1. – Начнём, – спокойно сказал Сорокин. Весёлый Туркин пропел:
  2. – Начнё-ом, пожа-алуй!
  3. Сорокин, видно, не хотел терять ни минуты, потому он тут же достал из портфеля книжку Симагина «Атака на короля» и разложил на подоконнике доску.

– Заглядывать в книжку будем? – спросил Дима.

Сорокин молча расставлял фигуры. Дима Колчанов долго и задумчиво смотрел на него. Сорокин, ероша жиденькие волосы, просмотрел несколько этюдов на разных страницах.

  • – Хорошо… – проговорил Дима, вздохнул и отправился… в буфет.
  • Солнце зашло за тучку, солнечный слон исчез, тропические тени погасли.
  • – Ну вот… – вздохнула Наташа Рыбкина, грустно глядя вслед капитану: ей очень было жаль, что так она ничего и не узнала о Конго.
  • Шура Гусев догнал Диму Колчанова уже в буфете.

– Ты что? – спросил он его. – Раздумал? Дима купил три бутерброда со шпротами.

– Ты почему сейчас занимаешься тем, что ничем не занимаешься? – горячо прошептал Шура в ухо Диме.

– Как это ничем? – проглотив кусок бутерброда, сказал Дима. – Как это ничем?! Я заправляю фосфором свои мысли!

– А почему ты не готовишь их к бою? – спросил прямодушный Коля Николюкин.

– Потому, что самое главное в мысли – фосфор! Школьный календарь читать надо! – сказал Дима, доставая из кармана листок. – Вот – «Фосфор – элемент жизни и мысли», – прочитал он вслух название заметки. – Элемент мысли! Улавливаете? Своей, а не вычитанной у Симагина!

Все вопросительно посмотрели на химика Шуру. Шура подумал и сказал:

– Вообще-то фосфор – сила! Это точно!

– Значит, чем больше его ешь, тем больше готовишься? – спросил Николюкин.

– Точно! Без фосфора – никуда!

– Факт! – согласился простодушный Николюкин. – Ведь у нас в голове тоже есть фосфор!

– Фосфор – он тоже разный бывает! – сказал тогда Дима. – Первого сорта. – Он погладил себя по голове. – И третьего. – И он погладил по голове Николюкина.

Сорокин вместе со своей доской переместился в свой класс и там теперь листал книжку Симагина «Атака на короля». А Дима Колчанов всю вторую перемену жевал бутерброды, и третью, а на четвёртой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы.

Пятый «А» почти в полном составе сходил к дверям пятого «В»-Сорокин всё ещё читал Симагина.

– Капитан, – сказал пятый «А» Диме Молчанову, – он читает, а ты почему-то не ешь? Ты что, перестал готовиться?

Дима развёл руками:

– Деньги кончились!

– Так можно и проиграть… – сказал Туркин, перестав быть весёлым. Но он был ещё и находчивым и потому сказал: – Давайте денежки! Организуем фосфор в складчину!

Всем классом побежали в буфет и купили шесть последних бутербродов со шпротами, а ещё один выпросили у Кольки-футболиста (ему фосфор всё равно не нужен). Дима принял бутерброды с мужеством борца, готового на жертвы, и стал усиленно готовиться к матчу не только на переменах, но и на уроках. Сорокин не выпускал из рук книжку Симагина. Матч перенесли на завтра.

– А дома ты тоже будешь готовиться? – спросил Диму пятый «А» после занятий.

– Не знаю… – неуверенно сказал Дима. – У нас мясной обед…

– Тогда идём готовиться к нам, – предложил Коля Николюкин. – У нас уха, папа вчера был на рыбалке.

– А вечером можешь готовиться у нас, – сказал Туркин. – У нас жареная рыба.

Дима Колчанов охотно согласился. У Коли Николюкина за обедом он «проработал» уху из ершей, а вечером у Туркина «усвоил» за ужином жареную рыбу…

Утром следующего дня Диму в классе ожидал сюрприз. Под страшным секретным воззванием «Все силы на фосфоризацию капитана Coгo!» пятый «А» притащил в портфелях всякую всячину: и рыбные пироги, и бутерброды, и даже несколько банок консервов.

Сорокин жадно доглатывал последние страницы «Атаки на короля». Дима сложил приношения в парту и стал поглощать по очереди бутерброды, пироги и консервы. Он чувствовал прилив сил. Сорокину уже казалось, что книгу «Атака на короля» написал не Симагин, а он сам.

Он мог пересчитать наизусть количество запятых на каждой странице.

На последней перемене в пятый «А» вошёл «хор мальчиков» из пятого «В» и так свистнул, что в классе задрожали стёкла. Хоровой свист означал, что Сорокин к бою готов. Но Дима неожиданно заявил:

– Я не живу за счёт чужого фосфора, я накапливаю свой. Я пока не в форме!

От неожиданности пятый «А» просто охнул, а всегда спокойный Костя Стрельников неожиданно горячо удивился.

– Что значит не в форме! – закричал он, взвиваясь чуть не под самый потолок. – Столько слопал всякой вся-я-я…

  1. Если бы пятый «А» не охнул ещё раз, фосфорическая тайна выплыла бы наружу. Тем более, что «хор мальчиков» из пятого «В» сразу же спросил вразнобой:
  2. – Чего, чего он у вас слопал?
  3. – Я хоч-чу ск-к-казать, – заикаясь, проговорил Костя, – он столько проглотил всяких учебных пособий…

– Ладно, – сказал староста пятого «В» Саня Петушков. – Будешь готов – свистни!

Когда «хор мальчиков» закрыл за собой дверь, химик Гусев подошёл к капитану и сказал:

– Слушай, Димыч, по моим подсчётам, ты накопил в своей башке столько фосфора, что можешь стать чемпионом мира среди пятиклассников!

– А если я чувствую, что у меня в голове ещё немного не хватает, тогда что?!

Гусев внимательно присмотрелся к Диме и сказал:

– Ладно, если не хватает… Так и быть, после уроков поведём тебя в рыбное кафе!

– А почему в рыбное? – спросил Дима. – Фосфор есть и в пирожках, и в шоколаде, и в какао!

– Ладно! – сказал Гусев. – Будет тебе какао! И, забравшись на парту, бросил клич, как Минин и Пожарский:

– Ребята, ещё раз все деньги на разгром врага!

На площади Моссовета в кафе «Отдых» официантка принесла Диме Колчанову, Шуре Гусеву и всем остальным членам фосфорной комиссии вазу с пирожными, шоколад и какао. Весёлый и находчивый Туркин сказал:

– Что перед нами? Перед нами «плоды просвещения»! Отвернёмся?

Наташа Рыбкина проглотила слюну и повернулась к Диме боком. Комиссия мужественно уставилась в окно, стараясь не принюхиваться к волшебным запахам, струящимся из вазы и из чашек с какао.

– Готов? – сурово спросил Шура Гусев Диму, когда ваза осталась пустой.

– Почти, – заверил комиссию Дима, – почти готов… остались самые пустяки… – В глазах у него все заметили какой-то странный, очень лёгкий блеск.

Читайте также:  Краткое содержание бунин темные аллеи за 2 минуты пересказ сюжета

– Пойдёшь к Наташке, – решительно сказал Шура Гусев. – У них сегодня именины…

Через час Дима сидел за столом у Наташи Рыбкиной, счастливой и сияющей, и праздновал с родственниками Наташи день рождения её бабушки. В это время фосфорная комиссия в полном составе стояла на лестничной площадке и в наступающих сумерках ждала, когда Дима, по словам Туркина, окончит заниматься торторазработками. И конец, который бывает всему в жизни, наступил.

Дима появился на лестничной площадке и огласил её громким иканием. Комиссия радостно и торжественно ахнула. В кромешной тьме круглое лицо капитана Coro излучало мягкий фосфорический свет! Оно светилось, как циферблат от часов! Над головой Димы стояло сияние синего медицинского света!

Спускавшаяся сверху старушка оглянулась и сказала:

– Свят! Свят! Свят! – перекрестилась и отвесила Диме низкий поклон.

– Завтра матч! – вынесла приговор вполне удовлетворённая комиссия.

  • Но капитану Соври-голове, очевидно, больше нравилась сама подготовка к матчу, и потому он спросил:
  • – А почему, собственно, завтра?
  • Наташа Рыбкина не поверила своим ушам, а Костя Стрельников, вдруг научившийся удивляться, закричал:

– Какого тебе ещё торта надо?! – и стал грозно приближаться к Диме.

– Фигу тебе! – сказал Шура Гусев.

– А в фигах разве есть фосфор? – благодушно спросил Дима, оглушённый, наверное, количеством съеденных «плодов просвещения».

– В этих нет! – ответил Гусев, поднося два кукиша к светящемуся носу капитана. – Завтра будешь играть как миленький!

– И смотри, – сказал помрачневший Туркин. – Не подгадь! Ваше сиятельство… то есть… наше сиятельство!

– На маленьком шахматном поле большое искусство живёт! – пели девчонки пятого «А», сопровождая капитана Соври-голову на бой в пятый «В».

Рванув дверь в крепость противника, тихо шелестящего разными шахматными пособиями, Дима шагнул за порог. Как тихий ветер шелестели приглушённые предбоевым напряжением голоса:

– Ж-6… Нет, нет… Е-2… Ж-6 же! Ах, ты куда тянешь пешку…

Дима после небольшой, но эффектной паузы свистнул. Это был художественный свист, в котором жажда боя и уверенность в победе сочетались с презрением к несветящемуся противнику. После этого Дима потряс над головой шахматной доской, расставил фигуры.

Сорокин, слегка бледный, с губами, сложенными жёстко, сел против Димы. Он был тускл, как запылённое стекло.

  1. Первую партию Дима Колчанов проиграл Сорокину на десятом ходу.
  2. Ошеломлённый пятый «А» вывел Диму в коридор и спросил:
  3. – В чём дело?
  4. Под гнетущее молчание своих и под ликующие крики пятого «В» Дима долго анализировал что-то в своей голове. Потом шмыгнул носом и произнёс одно-единственное загадочное слово:
  5. – Стены!

– При чём тут стены? – спросил Костя Стрельников.

– А при том, – сказал Дима. – Мы играем в пятом «В», он для Сорокина – дом родной, а дома, как известно, и стены помогают.

– Ты не про стены говори, а говори про что предлагаешь!

– Что я предлагаю, я предлагаю играть следующую партию в нашем классе!

– А в нашем классе ты выиграешь? – спросил пятый «А».

– Ха! Если к фосфору прибавить стены – ни один Сорокин не устоит!

С криками разного характера шахматную доску перенесли в пятый «А».

Вторую партию Дима проиграл на шестнадцатом ходу…

Сорокин поднялся из-за стола бледный, если не сказать – серый. От волнения.

Даже мало понимающему в шахматах было видно, какую превосходную комбинацию он провёл сейчас! Даже мало понимающий в шахматах сообразил, что это стоило ему труда! Всё-таки Дмитрий Николаевич Колчанов был чемпионом в прошлом году не за здорово живёшь! Значит, чего-то стоил Сорокин! На этот раз Сорокина бросились обнимать и враги, и друзья. Потом его подбросили несколько раз под потолок и всей орущей компанией вынесли на руках из класса.

И только химик Гусев никак не мог успокоиться. ФОСФОР – сила или не сила?! Уже одетый, с портфелем в руках и вполне уверенный, что ФОСФОР – всё-таки сила, Шура заглянул в свой класс.

Там опять вовсю светило солнце, тропические тени от плюща трепетали на стене и солнечный слон стоял между классной доской и партами.

Дима Колчанов сидел над шахматной доской, обхватив руками свою фосфорическую голову.

  • – Да, – сказал задумчиво химик Шура. – Видно, кроме фосфора, надо что-то ещё иметь в голове…
  • Он тихо закрыл дверь.
  • На последней парте сидела никем не замеченная до сих пор Наташа Рыбкина. Она сказала:
  • – Димыч, а что там дальше было… в Конго?
  • – Конго… – ответил, не оборачиваясь, капитан. – Конго – это тебе не шахматы… там такое было… такое…
  • Блистающие, сверкающие пылинки дрогнули – как будто бы солнечный слон тихо вздохнул вместе с Наташей Рыбкиной.

– Интересно, кто это вам рассказал? – спросил меня капитан Соври-голова, прочитав рассказ.

– Ребята, – сказал я.

– Наврали, – сказал капитан. – Ни в какие шахматы я не играл. Это Сазонов играл, а я ему только листок из календаря подарил.

– Какой листок?

– Ну, с заметкой «Фосфор – элемент жизни». Листок дарил – это правда, а всё остальное нет.

  1. – Значит, про тебя уже легенды сочиняют.
  2. – Сочиняют, но это для меня ничего не значит.
  3. – Впрочем, если ты про фосфор придумал, ты тоже принимал в этой затее участие.

– Да не принимал я, не принимал, – рассердился капитан. – У меня в это время дело поважнее было.

Я насторожился:

– А какое это дело?

– В космос я летал, – спокойно ответил капитан. – Только вы меня об этом пока не расспрашивайте. Тайна это… Важная тайна.

  • – Может быть, всё-таки… – заикнулся я.
  • – Может быть, – ответил капитан, поняв меня с полуслова, – может быть, но только со временем… расскажу вам и про полёт, так и быть…
  • – Слушай, капитан, – сказал я Диме, – а правда, что у тебя нормальная температура тридцать шесть и девять?
  • – Правда, – ответил Дима.
  • – А отчего она у тебя такая… – Я поискал слово и сказал: – Такая повышенная?

– А у вас какая температура? – ответил Дима вопросом на вопрос.

– Как у всех, – сказал я, – тридцать шесть и шесть.

– А может быть, это не у меня повышенная, – Колчанов говорил, глядя на меня весело прищуренными глазами, и щёки его при этом пылали, – может быть, это у всех пониженная, а у меня как раз нормальная?…

Источник: https://newsland.com/community/4711/content/valerii-medvedev-kak-kapitan-sovri-golova-chut-ne-stal-chempionom-ili-fosforicheskii-malchik/6544983

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

Скачать эту статью

Мальчишка походил на шахматную пешку, одетую в школьный костюм. У него была круглая стриженая голова, узкие плечи, расходившийся книзу пиджак и большие, не по росту, ботинки.

— Знакомьтесь, — сказала классная руководительница,- это наш новый ученик. Зовут его Толя. Фамилия — Сорокин.

— Шарокин! — поправил новенький учительницу.

— Да, да. Шарокин. Сидеть будешь, Толя, на третьей парте с Колей Дмитриевым, — сказала она и вышла из ком,наты.

Класс молча рассматривал новичка. В одной руке новенький держал портфель, в другой -шахматную доску. Из бокового кармана его пиджака выглядывала пластмассовая коробка дорожных шахмат.

— Здравствуйте, ребята! — сказал Шарокин.

— Привет, Пешки,- сказал Никодим (так сокращённо в классе звали Николая Дмитриева).

Все расхохотались, а Шарокин нисколько не обиделся на прозвище, которое прилипло к нему, как марка к конверту. Он, наоборот, рассмеялся вместе со всеми, чем и расположил к себе сразу весь класс.

В свободное от занятий время Толя Шарокин обычно подходил к кому-нибудь из мальчишек или девчонок и говорил:

«Может, сыграем?» Играть никто не отказывался, так как в пятом «Б» все увлекались шахматами. Играл Шарокин, играл и незаметно обставил поодиночке весь пятый «Б».

Крепко игравший в шахматы пятый «Б» сначала удивился, а потом решил проучить Шарокина-Пешкина, чтобы он не очень задавался, и науськать на него «дракона». Драконом в пятом «Б» называли сеанс одновременной игры.

Окажем, десять или пятнадцать человек против одного зарвавшегося. Ввиду необычайных побед Шарокина против него решено было выставить весь класс. Все тридцать огнедышащих шахматных голов. Но Шарокин не испугался и «дракона».

Он потёр свою круглую башку и выиграл у своих одноклассников все тридцать партий.

Общительная Света Брунова первой залетела с этой вестью сначала в пятый «А», потом ;в пятый «В». Поэтому новость о потрясающей победе Шарокина-Пешкина распространилась по всей школе со скоростью Светы. Все ребята отнеслись к этому известию с некоторым недоверием, а чемпион пятого «А» по шахматам Генка Слонов позволил себе даже съехидничать:

  • — В поддавки, наверно, играли?
  • Услышав такие разговоры, Толя Шарокин зашёл после уроков в пятый «А», потёр стриженую голову и сказал Слонову:
  • — Может, сыграем?
  • Слонов не удостоил Шарокина даже взглядом. А услужливый Котя-Мотя (Костя Мотовилов) пришёл в ужас:

— Да ты знаешь, кому ты бросаешь вызов? Он же у нас чемпион! — сказал Котя-Мотя.

— Ай пешка! Знать, она сильна, что лает на Слона!-сказал весёлый и находчивый Чуркин.

А начитанный Игорь Муратов посмотрел на Шарокина сверху вниз и сказал, как Суворов о Наполеоне:

— Далеко шагает, пора и унять молодца!

— И уйму! — сказал Слонов, поднимаясь из-за парты. — Я его сейчас уйму! Для начала я ему дам фору! И в придачу королевский гамбит! А потом пешками закидаю!

Заинтересованные стороны уже давно окружили Шарокина и Слонова живым забором.

— Правильно, Слон! — кричал пятый «А». — Дай этому Пешкину гамбитом по организму!

— Пешкин! Не трусь! — кричал пятый «Б».- За одного гамбитого двух негамбитых дают!

— Зачем по организму!-кричал Слонов, потрясая шахматной доской. — Я его по самому слабому месту! Я его по мозгам!

  1. С этими словами Слонов разложил шахматную доску прямо на полу и даже сделал первый ход: е2-е4.
  2. Пятый «Б» думал, что Пешкин ответит Слонову ходом королевской пешки или дебютом четырёх коней, но Толя -вместо этого сказал:
  3. — Знаешь, Гена, никакой форы мне от тебя не надо, а если ты всерьёз принимаешь мой вызов и даже обещаешь дать мне по мозгам, тогда я должен подготовить свои мысли к бою.

— Ну и готовь! — сказал великодушно Слонов.- Когда приготовишь, свистни!

  • Шарокин, видно, не хотел терять ни минуты, поэтому он тут же достал из портфеля книжку Симагина «Атака на короля» и разложил на подоконнике доску, а Слонов в сопровождении ребят пошёл в школьный буфет и купил три бутерброда с сёмгой.
  • За завтраком шахматные страсти остыли, и вдумчивая Наташа Звонкова сказала:
  • — А вообще этот Шарокин, по-моему, очень серьёзный соперник.
  • Весёлый и находчивый Чуркин сказал:
  • — Все гении были маленького роста и большой работоспособности!
  • Начитанный Муратов добавил:
  • — Трудно в учении, легко в бою!
  • А прямодушный Николюкин Коля опросил Слонова в упор:
  • — Слон, ты почему сейчас занимаешься тем, что ничем не занимаешься?

— Как это ничем? — обиделся Слонов. — Я заправляю фосфором свои мысли!

— А почему ты не готовишь их к бою? — спросила вдумчивая Наташа.

— Потому что самое главное в мысли — это фосфор!

— А кто это тебе сказал?

— Школьный календарь читать надо! — сказал Генка Слонов, доставая из кармана отрывной листок.- Вот. «Фосфор — элемент жизни .и мысли»,- прочитал он вслух название заметки. — Элемент мысли! Улавливаете?

У Шуры Гусева была любимым предметом химия, поэтому все вопросительно посмотрели на него. Шура подумал и сказал:

— Вообще-то фосфор — сила! Это точно!

— Значит, чем больше жуёшь, тем больше готовишься?- усомнилась вдумчивая Наташа.

— Точно!

— Слишком просто, — оказала Наташа.

— Всё великое просто! — оказал услужливый Котя-Мотя.

— Только вы Пешкину об этом ни гугу,- прошептал Слонов, — это тайна!

— Ну что ты, Гена! — сказал прямодушный Николюкин. — У нас ведь вообще-то тоже есть в голове фосфор…

Читайте также:  Краткое содержание рассказов ивана ефремова за 2 минуты

— Фосфор, он тоже разный бывает, — сказал Слонов. — Первого сорта, -он погладил себя по голове,- и третьего, — он погладил по голове Николюкина.

В это время в буфет зашёл Пешкин. Он подошёл к витрине и стал соображать, что бы купить ему на завтрак.

Пятый «А» так и замер. Слонов даже перестал жевать. Неужели этот Пешкин тоже прочитал в календаре про фосфор? А может быть, подслушал? Интересно, что он выберет? Вдруг он возьмёт тоже бутерброды с рыбой?

Взяв стакан киселя с булкой, Пешкин сел за столик и уткнулся носом в книжку. У пятого «А» отлегло от сердца: в киселе, как известно, нет фосфора, а Слонов начал снова энергично жевать, то есть готовиться к предстоящим соревнованиям, так что у него за ушами трещало.

  1. Слонов жевал всю вторую перемену и третью, а на четвёртой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы.
  2. — Слон, — прошептал пятый класс «А», — ты почему перестал готовиться?
  3. — Деньги кончились,-сказал Слонов, разводя руками.

Так можно и проиграть, подумал пятый «А» и стал собирать деньги в складчину. Всем гамузом побежали в буфет и купили семь последних бутербродов с сёмгой, а ещё один выпросили у Кольки-футболиста (ему фосфор всё равно не нужен!).

Слонов принял бутерброды как должное и стал усиленно готовиться к матчу с Шарокиным не только на переменах, но даже и на уроках.

— А дома ты тоже будешь готовиться?- спросил Слонова пятый «А» после занятий.

— Не знаю…- неуверенно сказал Генка,-у нас сегодня, по-моему, мясной обед…

— Тогда идём готовиться к нам, — предложил радушный Костя Стрельцов, — у нас уха, папа вчера был на рыбалке…

— А вечером можешь готовиться у нас, — сказал гостеприимный Фима Цейтлин. — У нас мама нафаршировала щуку.

Генка Слонов охотно согласился. У Кости Стрельцова за обедом он «проработал» уху из ершей, а вечером у Фимы Цейтлина «усвоил» за ужином фаршированную щуку.

Утром следующего дня Генку в классе ожидал сюрприз. Под страшным секретным воззванием: «Все силы на фосфоризацию Слона!» — пятый класс «А» притащил в портфелях всякую всячину: и рыбные пироги, и бутерброды, и даже несколько банок консервов.

Генка Слонов всё сложил в парту, заявив при этом, что вообще-то он читал, что больше всего фосфора в чёрной и красной икре…

Пятый «А» сделал вид, что про чёрную икру он не расслышал и про красную тоже. А весёлый и находчивый Чуркин не удержался и сказал:

— Подумаешь, какой Стендаль нашёлся! «Красное и чёрное»! Усваивай, что дают!..

На последней перемене в пятый «А» зашёл «хор мальчиков» из пятого «Б» и так свистнул, что в классе задрожали стёкла, словно по улице проехал тяжёлый грузовик.

Хоровой свист означал, что Шарокин-Пешкин к бою готов.

— Минуточку! — придрался Слонов. — А почему свист издал не сам Пешкин?

— Потому — что он свистеть не умеет, — простодушно признался «хор мальчиков».

— Так он и свистеть не умеет?

— Ладно, Мистер-свистер! — сказал Никодим из пятого «Б». — Ты здесь зря не дебатируй, а иди дебютируй!

— Что значит-иди? — неожиданно для всех заупрямился Слонов. — А может, теперь я ещё не совсем в спортивной форме…

От неожиданности пятый «А» просто ахнул, а непосредственная и вспыльчивая Наташа Киселёва взвилась чуть не под самый потолок.

— Что значит — не в форме? — закричала она.- Столько слопал всякой вся-а-а…

Если бы пятый «А» не ахнул ещё раз, фосфорическая тайна выплыла бы наружу, тем более что «хор мальчиков» из пятого «Б» сразу же насторожился и спросил:

— Чего, чего он у вас слопал?

— Я хочу сказать, — поправилась Наташа,- столько проглотил всяких учебных пособий и не готов, видите ли!..

  • — Ладно, сказал Никодим Слонову,- будешь готов — свистни!
  • Когда «хор мальчиков» из пятого «Б» закрыл за собой дверь, химик Гусев подошёл к Генке Слонову и сказал:
  • — Слушай, Слонов, по моим подсчётам, ты накопил в своей башке столько фосфора, что (можешь легко стать чемпионом мира среди (пятиклассников!

— А если я чувствую, что у меня в голове ещё немного не хватает… тогда что? — сказал Слонов и консервным ножом стал открывать марокканские сардины.- Вы же сами говорили, что Пешкин — очень серьёзный противник.

Пятый «А» вышел на совещание за дверь. Мальчишки и девчонки гудели, как трансформаторы.

— Просто ему понравилось готовиться! — шёпотом сказала вспыльчивая Наташа.

— А может, он ещё и вправду не нафосфорился?

— А как узнаешь? Вот в чём вопрос! — прогудел кто-то.

— Тише, ребята!.. Я знаю, как его проверить! Его надо завести в тем-но-ту!-.прошептал химик Гусев.

— Зачем? — спросил пятый «А».

— Если он уже действительно нафосфорился, то он должен све-тить-ся!

— Правильно! — сказал пятый «А». — Сделаем Слону «тёмную»!

«Тёмную» Слонову сделали в физическом кабинете, где был установлен волшебный фонарь для показа диапозитивов. За закрытой дверью, три выключенном фонаре специальная комиссия под руководством Гусева произвела придирчивый осмотр Генки Слонова на предмет свечения.

  1. К сожалению, сколько комиссия ни пялила в темноте глаза на Генку, Слонов не светился. Секретное заключение комиссии было таково:
  2. — Ввиду отсутствия свечения фосфоризацию Слонова продолжить!
  3. — Ладно, — сказал Гусев Слонову, — так и быть, после уроков поведём тебя в рыбное кафе!

— Почему в рыбное? — спросил Слонов, глядя на Гусева мутными глазами. — Фосфор есть и в пирожных, и в шоколаде, и в какао!

— Идёт! — сказал Гусев. — Будет тебе какао! — и, забравшись на парту, он бросил клич, как Минин и как Пожарский: — Ребята, все деньги на разгром врага!

Тут же выяснилось, что лозунг был брошен вообще-то правильно, но Гусев не учёл одного: враг у пятого «А» был, а денег у пятого «А» на его разгром не было. Все деньги ещё утром были потрачены на рыбный фосфор.

Деньги побежали занимать у добрых людей в пятом «Б». И добрые люди пятого «Б» дали деньги пятому «А» легко и просто (если бы знали, на что дают!!!). И фосфоризация Слонова вступила в заключительный период.

  • …На площади Моссовета в кафе «Отдых» официантка принесла Генке Слонову, Юре Гусеву и членам его «фосфорной комиссии» вазу с пирожными, шоколадом и какао, которые весёлый и находчивый Чуркин тихо обозвал «плодами просвещения»!
  • Генка Слонов стал заниматься ими и прорабатывать их, в то время как комиссия мужественно отвернулась.
  • А вечером Генка Слонов сидел за празднично накрытым столом у Тонечки Веховой и праздновал с родственниками день рождения её бабушки.

В это время «фосфорная комиссия» в полной темноте стояла на лестничной площадке и терпеливо ждала, когда Генка Слонов кончит заниматься, по словам Чуркина, своими «торторазработками». И конец, который бывает всему в жизни, наступил.

Генка Слонов появился на лестничной площадке и огласил её громким иканием. В ответ «комиссия» радостно и торжественно ахнула.

В кромешной тьме круглое и сытое лицо Слонова излучало мягкий фосфорический свет. Слонов светился, как циферблат от часов. Над его головой стояло сияние синего медицинского света.

Спускавшаяся сверху старушка оглянулась, оказала: «Свят! Свят! Свят!», перекрестилась и отвесила Слонову низкий поклон.

— Завтра матч! — вынесла приговор «комиссия».

«На маленьком шахматном поле большое искусство живёт»… — пели девчонки из пятого «А», сопровождая Генку Слонова на бой.

Рванув дверь пятого «Б», Слонов шагнул в комнату и после небольшой, но эффектной паузы свистнул. Это был художественный свист, в котором жажда боя и уверенность в победе сочетались с презрением к несветящемуся противнику. После этого Слонов с воинственным шумом потряс над головой шахматной доской, расставил фигуры, и сражение началось.

  1. Первую партию Слонов проиграл Пешкину через десять ходов. Ошеломлённый пятый «А» вывел Слонова в коридор и спросил:
  2. — В чём дело?
  3. Под гнетущее молчание пятого класса «А» и под ликующие крики пятого «Б» Слонов долго анализировал что-то в своей голове, потом шмыгнул носом и произнёс одно-единственное загадочное слово:
  4. — Стены!

— При чём здесь стены? — спросил пятый «А».

  • — А при том, что мы играли матч в пятом «Б»,- пояснил Слонов, — а в пятом «Б» для Шарокина дом родной, а дома, как известно, и стены помогают!
  • — Ты не про стены говори, а говори про что предлагаешь!
  • — Предлагаю следующую партию играть в нашем классе!

— А ты в нашем классе выиграешь? спросил пятый «А».

— Конечно, выиграю! Если к фосфору прибавить стены, ни один Пешкин не устоит!

Шахматную доску перенесли в пятый «А».

Вторую партию Слонов проиграл в помещении своего класса на девятом ходу… На этот раз Колю Шарокина бросились обнимать и друзья и враги. Потом его подбросили несколько раз под потолок и всей орущей компанией вынесли на руках из класса. И только «химик» Гусев никак не мог успокоиться. Уже одетый, с портфелем в руках, он всё-таки не удержался, чтобы не заглянуть в свой класс.

Тупо глядя на фигуры, Генка Слонов продолжал сидеть за шахматной доской, обхватив руками свою фосфорическую голову.

— Да! — сказал «химик» Гусев. — Видно, кроме фосфора, что-то ещё надо иметь в голове…

Скачать эту статью

Источник: https://gusi-lebedi.club/v-medvedev-fosforicheskij-malchik

Презентация по развитию речи на тему: В. Медведев « Фосфорический мальчик»5 класс

Автор публикации: Шехирева А.С.

29.11.2016

Краткое описание:



1

2

БИОГРАФИЯ Вале́рий Влади́мирович Медве́дев (имя при рождении — Вале́рий Ива́нович Мари́нин, 16 марта 1923, Ишим, Тюменская губерния, РСФСР, СССР — 16 февраля 1997, Москва, Россия) — советский и российский писатель, актёр. Родился в Ишиме (ныне Тюменская область) в семье комиссара РККА Ивана Павловича Маринина и медсестры Эмилии Ивановны Шевченко. В 1935 году семья переехала в Челябинск, где отец будущего писателя получил должность начальника областного управления коневодства. И. П. Маринин был арестован и расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельностиБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Валерий Маринин занимался в челябинском Доме художественного воспитания детей рисованием, лепкой, хореографией, театральным искусством, окончил школу № 1, где начал писать стихи и рассказы преимущественно юмористического содержания.Вскоре после расстрела отца была арестована мать Валерия. Дети Марининых — старший сын Леонид, средний Валерий и младший Владимир — были отданы в челябинский детский дом. Через некоторое время Валерия усыновил актёр Челябинского драматического театра Владимир Медведев, давший ему свои отчество и фамилию

4

Тема: В. Медведев « Фосфорический мальчик»

5

6

«ФОСФОРИЧЕСКИЙ МАЛЬЧИК» — Кто главные герои рассказа, — Составить характеристику – какие они по характеру, — подумать и сказать, почему рассказ попал в раздел «О друзьях- товарищах». На какое состязание вызвал 5 «В» класс Учеников 5 «А» класса? Что решил сделать Дима Колчанов, чтобы выиграть? Помогло ли ему это?

7

Как одноклассники отнеслись к Толиным победам в шахматной игре? А ребята в школе? Как об этом сказал Гена Слонов? Зачитайте. Почему он так сказал? Почему Толя Шароков вызвал Слонова на поединок? Расскажите как мальчики готовились к поединку. Зачем Слонов поедал столько рыбы? Прочитайте его объяснения? Что значит «Главное в мысли – фосфор»?

8

Прочитайте что Гена Слонов говорит о том, какой фосфор бывает. Что он имел в виду. Какой вывод сделали одноклассники после его поражения? Прочитайте. Что же по — вашему надо иметь в голове? Какие качества (черты характера) вы отметили у Шарокина и Слонова?

9

10

скромный хвастун веселый ленивый настойчивый самонадеянный решительный глупый

11

12

Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/pkhoz1wi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector