Краткое содержание мэлори смерть артура за 2 минуты пересказ сюжета

  • Томас Мэлори
  • Смерть Артура
  • Роман-эпопея

Предисловие Кэкстона

к изданию 1485 г.

По завершению мною и издании многоразличных историй, как рассудительного свойства, так и других, повествующих о памятных и мирских деяниях великих полководцев и властителей, а также еще и некоторых книг, содержащих благие примеры и поучения, многие благородные джентльмены сего королевства Англии обращались ко мне и вопрошали снова и многажды, отчего не позабочусь я о составлении и напечатании благородной истории о Святом Граале и о славнейшем христианском короле, первом и главнейшем из трех честнейших в мире христианских мужей и достойнейшем, – о короле Артуре, память о коем должна изо всех христианских королей более всего почитаться среди нас, англичан.

Ибо по всему вселенскому миру известно каждому, что всего на свете было девять лучших и достойнейших, и это: три язычника, три иудея и три мужа-христианина.

Что до язычников, то они жили еще прежде воплощения Христова, имена же им были: Гектор Троянский, об коем повести существуют и в прозе и в стихах; второй – Александр Великий, третий же – Юлий Цезарь, император Римский, об коем истории всякому ведомы и повсеместно имеются.

А что до тех иудеев, также прежде воплощения Господа нашего бывших, то из них первый это – Иисус Навин, что вывел сынов Израиля в Землю Обетованную, второй – Давид, царь Иерусалимский, а третий – Иуда Маккавей; и об них троих в Библии излагаются все их благородные дела и подвиги.

Со времени же помянутого воплощения Божия было еще три благородных мужа-христианина, восславленных по вселенскому миру и введенных в число девятерых достойнейших и лучших, и из них первый – благородный Артур, чьи благородные деяния я намереваюсь описать в нижеследующей книге.

Вторым был Шарлемань, он же Карл Великий, коего жизнеописания имеются во многих местах, и французским языком, и английским изложенные; третьим же, и последним, был Годефрей Болонский, о коего житии и подвигах книгу посвятил я сему достославному властелину и благородной памяти королю – Эдуарду Четвертому.

Помянутые же благородные джентльмены побуждали меня незамедлительно отпечатать историю об этом благородном короле и завоевателе – короле Артуре и об его рыцарях, а также историю Святого Грааля и смерти и кончины помянутого Артура, утверждая, что надлежит мне скорее отпечатать его деяния и благородные подвиги, нежели Годефрея Болонского или же иного кого из тех восьми, поелику был он рожден в пределах этого королевства и здесь был королем и императором, и на французском языке есть много разных и благородных томов о его подвигах, а равно и подвигах его рыцарей.

Я же им отвечал, что многие люди держатся мнения, будто не было такого Артура, а все книги, о нем составленные, это лишь вымыслы и, басни, ибо есть хроники, где вовсе нем не говорится и не упоминается, равно же ни о рыцарях его.

На что они мне отвечали, и один в особенности на том стоял, что, ежели кто скажет и помыслит, будто не было на свете такого короля Артура, – в том человеке можно видеть великое неразумие и слепоту, ибо существует, по его словам, немало доказательств противному.

Во-первых, можно видеть гробницу Артура в монастыре Гластонбери; а в «Полихрониконе», в книге пятой, глава шестая и в книге седьмой, глава двадцать третья читаем, где было похоронено его тело и как оно потом было найдено и перенесено в помянутый монастырь.

И в истории Бокаса, в его книге «De Casu Principum», – часть его благородных деяний и гибель его; Также и Гальфридус, в своей книге Брутовой, излагает его жизнь.

И в разных местах Англии память о нем сохранена и останется навечно, а также и об рыцарях его; первое, это в Вестминстерском аббатстве, в раке святого Эдуарда, хранится оттиск его печати в красном воске, в берилл оправленный, а на нем значится: «Patricuius Arthurus Britannie Gallie Germanie Daciae Imperator» ; далее, в Дуврском замке можно видеть череп Гавейна и плащ Кардока, в Винчестере – круглый стол, в иных же местах – Ланселотов меч и многие другие предметы.

И потому, по рассмотрении всего этого, не может человек, судящий здраво, отрицать, что был в этой земле король по имени Артур. – Ибо во всех краях, христианских и языческих, он прославлен и введен в число девяти достойнейших, а из трех мужей-христиан почитается первым.

И, однако же, о нем более вспоминают за морем, там больше книг написано о его благородных деяниях, нежели в Англии, и не только по-французски, но и по-голландски, итальянски, испански и гречески.

А между тем свидетельства о нем и следы сохраняются в Уэльсе, в городе Камелоте: большие камни и чудесные изделия из железа, лежащие в земле, и царственные своды, кои многими из ныне живущих видены были.

И оттого дивиться должно, коль мало он прославлен в своей родной стране, единственно разве что в, согласии со словом Божиим, что несть пророка в своем отечестве.

Читать дальшеКОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКАКраткое содержание Мэлори Смерть Артура за 2 минуты пересказ сюжетаВы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ

Источник: https://libcat.ru/knigi/starinnaya-literatura/evropejskaya-starinnaya-literatura/223712-tomas-melori-smert-artura.html

Томас Мэлори — Смерть Артура читать онлайн бесплатно

****0

Краткое содержание Мэлори Смерть Артура за 2 минуты пересказ сюжета

Читая книгу Мэлори, необходимо принять как литературную условность некоторые ее особенности, присущие многим средневековым произведениям. К таким особенностям относятся, например, сюжетные, временные и смысловые неувязки, связанные с характером работы автора над его романом. Мэлори использовал в качестве источников объемные циклы рыцарских романов и легенд, которые содержат разные версии одного сюжета. Компонуя свою версию, Мэлори нередко переставляет местами отдельные эпизоды, сдвигает их во времени, отчего иногда возникают несоответствия и повторы. В примечаниях оговариваются только некоторые, наиболее очевидные, случаи таких неувязок.Исторические сюжеты Мэлори в основном почерпнул из хроник и легенд, многое он заимствовал из полулегендарной «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского (см. издание этого произведения в серии «Литературные памятники». М., Наука, 1984). Обращаясь к событиям артуровской эпохи, Мэлори нередко объединяет их с событиями своего времени: описания битв, в которых участвуют рыцари Артура, обогащаются деталями сражений эпохи войн Алой и Белой розы, в которых участвовал сам Мэлори или о которых он был наслышан. Отсюда – неизбежные анахронизмы в тексте романа.Пытаясь везде, где возможно, связать легендарные события с исторической действительностью, Мэлори стремится к точной локализации происходящего. Соответствия легендарным названиям городов, замков, рек, гор и островов он находит в географической реальности своего времени, перенося действие из сказочной земли в знакомое ему окружение. В отношении некоторых наиболее прославленных легендами географических названий, упоминаемых в артуровских циклах, существуют научные гипотезы, подкрепляемые данными раскопок или исследованиями сохранившихся памятников культуры. В примечаниях такие гипотезы кратко излагаются (см., например: Тинтагиль, Камелот, Гластонбери и др.). В тех случаях, когда о названии ничего не известно или сведения не имеют достаточных оснований, комментарии не предлагаются. Даты христианских праздников указаны по юлианскому календарю.Мэлори не всегда удается в его объемном произведении точно идентифицировать – «установить личность» – того или иного героя. Это связано с тем, что в источниках, которыми он пользовался, упоминается большое количество персонажей, многие герои носят одно и то же или сходно звучащие имена. Нет необходимости оговаривать все случаи проистекающих отсюда неувязок, комментируются только некоторые из них.Мэлори нередко далеко отходит от своих источников в толковании событий и в оценке характеров и поведения героев. Соответствия или расхождения версии Мэлори с более ранними произведениями комментируются только в случаях, существенных для понимания сюжета, а также там, где особенно ярко проявилась авторская индивидуальность Мэлори./О. А. Казнина/

Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний.
    Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор Topreading.ru.

Отзывы читателей о книге Смерть Артура, автор: Томас Мэлори. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://topreading.ru/book-282163-tomas-melori-smert-artura

Краткое содержание рассказа "Старуха Изергиль" по главам: краткий пересказ легенд о Ларре и Данко

Главная страницаРассказ «Старуха Изергиль»

Глава I
Действие рассказа происходит в конце XIX века под г. Аккерман (сейчас г. Белгород-Днестровский, Украина) на побережье Черного моря. Здесь автор знакомится с местной жительницей, старухой Изергиль, которая знает множество легенд. Однажды она рассказывает автору легенду о Ларре.

Легенда о Ларре

Много тысяч лет назад в далекой стране жило племя. Однажды на племя налетел орел и похитил девушку. Через 20 лет эта девушка вернулась с сыном, родившимся у нее от орла. Сын, 20-летний юноша Ларра, был красив и горд. Он вел себя дерзко даже с самыми уважаемыми людьми и убил местную девушку. Ларра считал себя первым на земле. Жители решили наказать Ларру за его гордость. В наказание они дали ему полную свободу. Лара мог делать, что хотел — люди не наказывали его. Однако свобода и одиночество стали ему в тягость. Он искал смерти, но люди намеренно не убивали его. Сам себя он убить не мог. Вот уже тысячи лет Ларра не живет среди людей и не умирает. Тень Ларры ходит по свету в ожидании смерти.

Глава II (История жизни Изергиль)

В тот же вечер старуха Изергиль рассказывает автору историю своей жизни.

Изергиль прожила яркую, насыщенную жизнь. В молодости у нее было много романов. Мужчины «ползали» за ней и даже осыпали ее золотом. Но сама она безумно любила одного пана. Из-за любви к нему она убила человека. В 40 лет Изергиль вышла замуж, но ее мужа уже нет в живых. Одинокая Изергиль живет одна и на досуге рассказывает молодежи свои легенды. 

В продолжение вечера старуха рассказывает легенду о Данко.
Глава III (Легенда о Данко)
Когда-то в старину племя людей оказалось в глубине дремучего леса. Один из них, молодой красавец Данко, призвал всех набраться смелости и пройти через страшный лес.

Люди поверили храброму Данко и пошли за ним. Путь через лес оказался трудным и долгим, и племя упало духом. Люди злились и упрекали Данко за то, что он не оправдал их надежд. Обозлившееся племя было готов убить героя.

Тогда Данко вырвал из своей груди сердце, пылающее, как факел. Данко осветил лес своим сердцем и наконец вывел племя из леса в степь. Дойдя до цели, Данко умер. Кто-то из племени тут же наступил на сердце Данко, и искры от разлетелись по степи.

С тех пор перед грозой по степи летают голубые искры — искры храброго сердца Данко.

Конец.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/kratkoe-soderzhanie-staruha-izergil-po-glavam.html

Смерть короля Артура

Берега туманного Альбиона, до сих пор хранят в себе много тайн, связанных с прошлым. Легенды, сказания, предания — великое наследие народа Англии, которое досталось всем нам. Одна из легенд связана с королём, учредившим круглый стол — с королём Артуром. Любопытен тот факт, что многие из наиболее обсуждаемых и известных всему миру легенд, например легенда о чаше Грааля, тем или иным образом связаны с именем короля Артура.

Одной из загадок истории и британского эпоса является легенда о смерти великого короля. Данная легенда связана с известным преданием о мече в камне и целым рядом сказаний о волшебнике Мерлине и загадочной владычице озера.

Читайте также:  Краткое содержание басни мартышка и очки крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Итак, на минутку обернёмся в прошлое и приоткроем завесу тайны над легендой о смерти величайшего из королей мира – британского короля Артура.

Происхождение имени Артур имеет кельтские корни и в переводе на русский язык означает «медведь». Согласно преданиям Артур правил королевством Логрес и, как вождь бриттов, отличился разгромом завоевателей — саксов.

Историки допускают существование исторического прототипа короля Артура, что, отчасти подтверждается богатейшим британским эпосом, связанным с его именем.

Примечательно и то, что писатель, создавший восемь наиболее известных романов о короле Артуре, в том числе и роман «Смерть Артура», сам был рыцарем и имел дворянские корни, участвовал в войне Алой и Белой розы. Своё изложение британского эпоса, касающегося короля Артура, Томас Мэлори писал в заточении.

Последние 20 лет своей жизни он провёл в тюрьме за «многочисленные подвиги» (в том числе в обвинительном приговоре Томаса Мэлори числилась и государственная измена), но всё это не умаляет его роли в жизнеописании Артура и его смерти. Романы Томаса Мэлори исследуются современными учёными – историками в поисках прототипа самого великого короля Британия.

Согласно британскому эпосу, отражённому в романе Т. Мэлори, Артур принял смерть в бою, но его армия не была побеждена. Легенда о смерти короля Артура связана с преданием об Экскалибуре (в переводе – «рубящий сталь») и святой чаше Грааля.

Экскалибур – в британском эпосе выступает символом власти короля Артура. Это не просто меч, а дар королю Артуру от таинственной Владычицы озера. Меч был способен рубить сталь, панцирь дракона и обеспечивал его владельцу победу над врагами Британии.

Когда последний, оставшийся в живых после битвы, рыцарь из окружения короля, помогает переместить тело Артура в погребальную лодку — Владычица озера забирает свой дар. И, вернуть его может лишь настоящий король Британии, подобный умершему Артуру.

Британский эпос предсказывает появление нового великого короля.

Грааль по преданию бриттов – священная чаша, обладающая свойством дарить испившему из неё долгую жизнь и тайные знания. Предание о Граале оканчивается со смертью короля Артура. Так, Артур перед решающей битвой отправляет сэра Галахада с Граалем в святые земли дабы уберечь реликвию любой ценой.

Легенда о смерти короля Артура гласит, что убрав с поля своей последней битвы святую чашу, король обрёк себя на скорую смерть. В своей последней битве Артур убивает собственного сына, а сын наносит смертельный удар отцу.

Согласно легенде со смертью великого короля ушла в прошлое эпоха правления Артура и рыцарей круглого стола.

Историки, опираясь на романы Т. Мэлори и британский эпос, продолжают изучать обстоятельства смерти короля Артура, поскольку его личность является исторической загадкой до сих пор.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5baf9bbe502b5600ad6d18ba/5bb315f264e59d00aa679b5d

Читать книгу «Смерть Артура» онлайн— Томас Мэлори — Страница 2 — MyBook

Кэкстона беспокоило, что Артур может оказаться вымыслом, литературным персонажем, а не частью реального мира, но Мэлори свой труд воспринимал как средневековый автор, для которого книга – высшая реальность. Он ссылается не на хроники и уж тем более не на валлийские легенды, а на «Французскую книгу».

Отчасти это проформа, привычный способ придать авторитетность своему повествованию. Но и более того: глубокая убежденность в достоверности Книги – просто потому, что это Книга.

Из своего источника Мэлори черпает не только факты, но сугубо индивидуальные детали, трактовку событий: королева, пишет он, не подавала виду, но, как говорится во Французской книге, в душе она переживала сильно. Мы ощущаем подлинность существования этих людей, про которых уже написано.

В европейскую культуру Артур входит не через ученые изыскания и не из кельтского фольклора, а из книги Мэлори, «краткого извода» французской Вульгаты, которая и сама – результат прочитанных и перечитанных книг.

Поэтому все наши поиски исторического или фольклорного Артура, хотя интересны сами по себе, далеко не всегда имеют отношение к этой книге, да и к нашей культурной памяти. Тем более, что здесь выводы Кэкстона мало чем отличаются от позиции современных ученых: был в Англии какой-то король по имени Артур, с его именем связывают множество подвигов, в особенности же устойчиво сказание о Круглом столе и гибели Артура. Однако где он жил, когда, насколько преуспел – трудно решить.

Не только старинные авторы и добросовестные издатели, но и современные ученые не могут договориться, считать ли Артура аграрным божеством или героем-родоначальником, вождем, сумевшим объединить вокруг себя несколько сот дружинников, военачальником на службе у римлян или римским офицером в Британии (который вполне мог быть туземцем – римляне в V веке в основном полагались на местных союзников). Имя «Артур» расшифровывается как кельтское «медведь», латинизированное Artorius, индоевропейское «землепашец» (от корня ara, как русское «орать землю»). Когда-то рационалисты-греки научно объясняли свой пантеон: дескать, в богов превращались цари и герои. Ученые мужи начала ХХ века опровергли наивные представления древних: не вождь обожествлен, а божество со временем стали принимать за вождя. Еще более ученые мужи конца ХХ века не обнаружили в Артуре ни малейшей связи с аграрными и прочими мифами. И слава богу: хочется все-таки почитать книгу про человека, реального или вымышленного, а не про индоевропейский миф, которого уж точно не существовало.

Насколько крепки связи Артура с кельтским фольклором – вопрос очень спорный, как и все, что касается кельтского фольклора. Имя его в древних сагах отсутствует, и в сюжетах мало общего с его судьбой – чаще обнаруживаются параллели к персонажам, окружающим Артура, прототипы Тристрама и Марка, Ланселота, Гавейна, Персиваля.

Во всяком случае, кельтскому эпосу мир Артура во многом обязан своей волшебной аурой. Дева Озера и Ланселот Озерный, меч в камне, диковинные звери, разворачивающий свиток будущего Мерлин, сила, прибывающая у героя с утра до полудня, – все это плоды языческой фантазии, унаследованные и рыцарским романом, и Мэлори.

Для авторов первых рыцарских романов, как и для современной фэнтези, кельтский колорит чрезвычайно привлекателен, он легко находит своего читателя. Но Мэлори кое-что смущало. Не потому, что он не верил в чудеса – он вполне в них верил, а еще более верил в свою Французскую книгу.

К сожалению, диковинные звери бывают довольно мерзкими тварями, подаренное высшими силами оружие оборачивается против беззащитных, а требовать нравственности от аграрного мифа вряд ли уместно.

Над этим колоритом Мэлори пришлось немало поработать, усмирить его, отодвинуть языческий мир на второй план, в пролог и эпилог – чудеса сопутствуют рождению и воцарению Артура, но руководивший каждым шагом, спланировавший его зачатие, напророчивший судьбу и многое для осуществления этой судьбы сделавший Мерлин исчезает, как только власть Артура достаточно укреплена. А всевозможные чудесные животные сведены к «зверю рыкающему», которого на периферии романа преследует сарацин Паламед. Труднее было решить этические проблемы.

Современные ученые объяснят нам, что жестокий, беспринципный, сластолюбивый Гавейн, к тому же отличающийся от обычных людей некими сверхъестественными способностями, – наследие язычества.

Найдутся этимологические объяснения и прелюбодеянию, совершенному Артуром с родной сестрой, в результате чего на свет появился Мордред, его будущий убийца, и «практическому решению», которое принял Артур, предупрежденный Мерлином о рождении Мордреда: образец христианского властителя с готовностью уподобился Ироду. Мэлори никакие научно-фольклорные объяснения не устраивают.

Он принимает Гавейна, Ланселота, Артура как они есть – как литературных героев и как грешных людей, нуждающихся не в объяснении, а в искуплении, – и ведет их к искуплению, которое наступит в конце книги.

То, что книга в целом именуется «Смерть Артура» – тоже случайность, как ветка Грааля. Недосмотр издателя.

«Здесь заканчивается смерть Артура», отметил Мэлори, ставя точку в конце последней части (собственно «Смерти Артура») и прощаясь с читателем, а Кэкстон решил, что такими словами Мэлори закончил всю книгу.

Как и «ветка Грааля», случайность эта – знаковая, потому что книга действительно о смерти Артура. Мы уже поняли, что Последняя битва всегда будет главным элементом этого сюжета. Снова Троя. И к этой развязке Мэлори неумолимо ведет нас с самого начала.

Между «началом» – романтической повестью о «мече в камне», о признании прав Артура на престол и превращении его в императора и объединителя земель (характерно, что заморские завоевания быстро стираются из памяти и в дальнейшем речь идет о дворе в Камелоте и британских, в лучшем случае – заезжих из Франции рыцарях) – и Последней битвой теоретически можно вставить любое количество эпизодов. Некоторые исследователи предполагали, что речь идет вообще не о цельном произведении, а о восьми романах. Первые два, о воцарении Артура и о том, как он стал императором, и три последние, о Граале, о любви Ланселота и Гвиневры и о Последней битве, достаточно органично связаны между собой и могли бы рассматриваться как две части романа об Артуре – от рождения его и признания прав до величайшей славы и гибели. Насколько необходимы «вставные» романы об отдельных героях – Ланселоте, Тристраме, Гарете? Мог ли Мэлори добавить еще два-три таких романа или что-то убрать? Когда у издателей возникает потребность сократить текст (возникла она и у издателей данного тома), естественно последовать примеру Мэлори и обрубить «ветки», сохранив основную линию. Для Мэлори сокращение – существенный фактор творчества. Повинуясь собственному чувству ритма, он впятеро ужимает основной источник, «Французскую Вульгату», останавливается, как только замечает, что повествование чересчур разрослось и уводит его от основной мысли. Так, нетерпеливо, почти раздраженно обрывает он вторую часть повести о Тристраме, ехидно предупредив читателя: «Третьей же книги нет». Нет – и суда нет. Но в итоге все сюжеты, как развернутые в отдельные книги, так и сжатые до нескольких глав (дела Гавейна – язык не повернется назвать их подвигами) или до простого упоминания, окажутся сцеплены между собой, как судьбы живущих рядом людей.

Хотя Мэлори не владеет французской терминологией, прерываясь, он тоже указывает ниточку, способную, словно клубок, размотаться к другим событиям.

И было, говорит он, у Багдемагуса еще множество приключений, после того как он нашел ветвь священной травы, которая была знаком Грааля, а потом он вернулся ко двору Артура, и его посвятили в рыцари Круглого стола, а мы вернемся к Артуру прямо сейчас, поскольку там настал новый день и были новые вести и приключения.

Этот самый Багдемагус, который наткнулся на ветку священной травы, в начале романа был даже не третьестепенным – вовсе незначительным персонажем.

Его не приняли в братство Круглого стола, когда там освободилось место, предпочтя ему Тора-свинопаса, вот Багдемагус и уехал на поиски славы, а наткнулся на эту «ветку».

Статистом он пройдет по большей части книги, примет участие кое в каких турнирах, в не существенных для основного действия приключениях, но выступит из тени, когда начнутся поиски Грааля.

Заранее посланный знак не обманет: Багдемагус разделит путь с Галахадом и Персивалем, избранниками Грааля, попытается взять на себя сверх возможного – наденет щит, носить который уготовано Галахаду, а любому другому, кто тронет это оружие, суждены тяжелое ранение и смерть. Тяжело раненным и оставляют своего спутника Галахад и Персиваль, а спустя сколько-то времени мимоезжий рыцарь находит гробницу Багдемагуса.

Вот и вся история? Но нет, в романе о Ланселоте и Гвиневре, нарочито помещенном после истории Грааля, Багдемагус возникает вновь – в качестве верного друга и соратника Ланселота.

Это может быть оговорка (в конце концов, в любой книге подобных размеров, даже если автор не зависит от противоречивых источников, ляпы бывают), но все-таки похоже, что Багдемагус «возвращается» неслучайно, и вот почему: он – отец Мелеганта, дерзкого юнца, который похитил Гвиневру и тем самым нарушил хрупкое равновесие, начал цепную реакцию, приведшую к осуждению Гвиневры, бунту Ланселота, междоусобной войне. Багдемагус воскресает как бы для того, чтобы оправдаться: если его сын и виноват перед Ланселотом и всем братством Круглого стола, к вине этой не причастен сам Багдемагус. Имеется некая авторская хитрость, которая наводит на мысль, что Мэлори не «забыл» о смерти Багдемагуса в предыдущей части, а предвидел такой поворот. В повести о Граале не сказано напрямую, что этот персонаж погиб. Напротив, после ранения он долго хворал, пока не вылечился. А о смерти его читатель догадывается, поскольку кто-то видел гробницу с его именем. Но ведь и «Смерть Артура» заканчивается рассуждением о том, что Артур, может быть, и не умер, хотя известна его гробница. Багдемагус, в ущерб своему сыну принимающий сторону Ланселота, – смиренный предтеча Артура, ради Круглого стола закрывшего глаза на адюльтер своей жены и Первого рыцаря. Выбор Багдемагуса вполне соответствует его поступку в романе о Граале – поднять роковой щит, на себе опробовать не ему предназначенный подвиг.

Читайте также:  Краткое содержание в круге первом солженицына за 2 минуты пересказ сюжета

Связать начало и конец истории помогает Мерлин, знаменитый кудесник, чье имя навсегда сочетал с именем Артура тот же Гальфрид Монмутский, который подарил Шекспиру сюжет о короле Ллеире и его дочерях.

Ллеир в этой хронологии предшествует Артуру («Пророчество Мерлина, который будет жить после меня», – говорит шекспировский шут).

В большинстве романов об Артуре Мерлин присутствует постоянно, однако у Мэлори он действует только в самом начале, способствует зачатию Артура, его воспитанию, признанию прав на престол и устройство Круглого стола, а все остальное – Плачевный удар и поиски Грааля, дурные последствия брака с Гвиневрой, гибель короля от рук Мордреда и многое другое – Мерлин предсказывает, после чего погибает от неразделенной любви. Багдемагус в своих «боковых» странствиях наткнется на плиту, под которой погребен Мерлин, и попытается освободить его, но тщетно.

Мерлин, погибший от любви, ради любви добровольно отказавшийся от своего чудотворства, – не изобретение автора (был уже опробован такой сюжет), но авторский выбор среди нескольких вариантов судьбы знаменитого волшебника.

Мэлори предпочитает этот, с самого начала книги заводя разговор об опасности и всевластности любви. В этом свете и огромная «вставка» о Тристане и Изольде обретает смысл.

История Ланселота и Гвиневры сопоставляется с другими сюжетами и требует не только сочувствия, но и понимания, оценки, а в чем-то и осуждения, как осуждает себя сам Ланселот.

Три «книги», поместившиеся между началом и концом, – подвиги Ланселота, представляющие нам центрального персонажа любовной линии, Тристрам и Изольда, самый знаменитый любовный роман средневековья, без которого разговор о любви представить себе невозможно, и контрастирующая с ними наивная и невинная повесть о Гарете-Белоручке. Казалось бы, эта повесть уж и вовсе лишняя, здесь нет переклички с пафосом «Ланселота» и «Тристрама». Но как раз этим и важна история Гарета – она заканчивается счастливым браком.

Гарет – едва ли не самый симпатичный из персонажей Мэлори. Он чист и скромен – настолько, что первым испытанием себе назначил прожить год при дворе короля Артура, не раскрывая своего имени, кормясь с прислугой и подвергаясь насмешкам сэра Кэя и прочих острых на язык вояк.

Столь же терпеливо сносит Гарет издевки дамы, возмущенной тем, что в спутники ей дали какого-то «кухонного мужика». Отвагой Гарет ближе всего Ланселоту, который стал его «крестным отцом», посвятил Гарета в рыцари.

Смирением он напоминает Галахада, но без той неземной святости, которая даже Мэлори настораживала в Галахаде и Персивале, так что он поспешил их уморить.

Гарет – идеальный рыцарь, отважный в бою и скромный с дамами, верный друзьям и преданный королю, любящий, но и зоркий в своей любви: от старшего брата, Гавейна, и от остальных братьев, кроме Гахериса, он отдаляется, убедившись в их коварстве и жестокости.

Мэлори отбирает не просто интересные события или симпатичных персонажей. Все его долгое повествование со множеством вставных новелл направленно к определенной цели, и когда рассказ дойдет до конца, мы поймем, что ради этого конца и было в самом начале уделено внимание рыцарю, вроде бы никакими подвигами не отмеченному.

Багдемагус появляется в книге достаточно рано, потому что он появится в ней достаточно поздно. Ветка святого Грааля, принадлежность Багдемагуса к участникам этих поисков, означает для Мэлори, что Багдемагуса нужно ввести в повествование с самого начала.

А его участие в поисках Грааля означает, что он должен присутствовать и при развязке, при гибели Круглого стола.

Нам предстоит пережить трагедию и нужно заранее узнать всех ее действующих лиц. На примере Багдемагуса мы могли убедиться, что статистов здесь нет – за Круглым столом все равны. И количество «вставных романов», и отбор их героев определяются единой композицией.

Роман о Гарете-Белоручке столь же необходим, как история подвигов молодого, влюбленного, всех побеждающего Ланселота: ближе к развязке Ланселот, спасая королеву от костра, направо и налево рубя стражу и собравшихся полюбоваться казнью зевак, случайно, не признав, убьет Гарета и его брата Гахериса.

Эти двое – не «пушечное мясо», не предлог для упорной ненависти Гавейна к Ланселоту и теперь уже неотвратимой войны. Эти двое – давно любимые нами герои. И так мы должны полюбить Круглый стол, войти в его мир.

Ведь и Грааль в этой структуре играет подчиненную роль, настолько подчиненную, что святая чаша является на собрание Круглого стола, напитывая всех рыцарей, – даром, без поисков и подвигов. И когда все сто пятьдесят рыцарей (но не Артур!) устремляются на поиски Грааля, мы готовы разделить досаду короля – распадается дружина.

Поиски Грааля стали и утешением, открывшим нам окошечко в горний мир перед тем, как падет мир земной, и предвестием гибели – уже тогда Артур сокрушался, что многие сложат головы и никогда уже братство не будет прежним.

Всего более авторская воля проявилась в таком выстраивании книги, направленном на трагическую развязку. Но эта развязка – не только трагедия: она – искупление. Рыцарь Томас Мэлори прожил свою жизнь грешником. Трудно сказать, с кем из персонажей своей книги он отождествлял себя, – может быть, с Гавейном, если учесть обвинения в изнасиловании, грабеже и попытке убийства из засады.

В описании Гавейна Мэлори особенно беспощаден: этот рыцарь, племянник короля, уклоняется от опасных подвигов, предательски убивает отважного Ламорака, потому что не может победить его в честном поединке, он взялся добыть влюбленному рыцарю его даму, а вместо этого сам возлег с ней (наиболее откровенная непристойность у Мэлори), он – причина ссоры Ланселота с королем, он провокатор, добившийся распада Круглого стола и царства на враждующие партии. Да, вполне вероятно, что «Смерть Артура» написана Гавейном. Но к чему же приходит в итоге сэр Гавейн? Погибает в первой же стычке с войсками Мордреда, не удостоившись даже разделить с Артуром Последнюю битву, и перед смертью шлет свой привет Ланселоту, просьбу о примирении и прощении. Ланселот, подоспевший уже после Битвы, рыдает на его могиле.

Последняя битва примиряет всех. За умирающим королем является лодка, в которой сидят три королевы, и среди них – сестра, всю жизнь преследовавшая Артура своей ненавистью и подстраивавшая его убийство. Теперь она хочет исцелить рану и увозит брата на остров бессмертия – Авалон.

Все события книги приурочены к христианскому календарю, и это само по себе неудивительно, однако стоит отметить, какие именно праздники выбираются ключевыми: не рождество, но Пасха и связанный с нею цикл. Круглый стол основан в праздник Пятидесятницы, и каждый год в этот день рыцари возобновляли свою клятву.

В первую Пятидесятницу в Иерусалиме на апостолов сошли огненные языки и началась проповедь миру. Значит, все же в основании Круглого стола – Грааль, как в основании Пятидесятницы – Пасха. Немногие рыцари, не поспевшие к Последней битве, переправились за море и погибли в один день – в Страстную пятницу, – сражаясь за Святую землю.

Своим персонажам Мэлори предоставил такую возможность искупления. Сам он томился в тюрьме и мог только взывать:

«Я же прошу вас, всех джентльменов и дам, кто прочтет эту книгу об Артуре и о его рыцарях от начала и до конца, молитесь за меня, покуда я еще жив, дабы Господь ниспослал мне освобождение. А когда я умру, то прошу вас, молитесь все за мою душу».

239 000 книг и 44 000 аудиокниг

Источник: https://MyBook.ru/author/tomas-melori/smert-artura/read/?page=2

Конспект урока по литературе "Т.Мэлори "Смерть Артура"" ( 8 класс)

Тема урока: Т.Мелори «Смерть Артура». Образы рыцарей. Особенности повествовательной манеры.

  • Термины и понятия: рыцарь, рыцарский роман, прекрасная дама.
  • ТСО и оформление: слайды, кинофильм о короле Артуре как о личности исторической.
  • Цель урока: Знакомство с произведением Томаса Мэлори «Смерть Артура».
  • Задачи урока: 1) Познакомить ребят с рыцарской культурой;
  • 2) развивать память и внимание;
  • 3) учить наблюдательности.
  • Ход урока.

I.Организация класса.

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Объяснение нового материала.

«Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом.»

Поль Зюмтор. Опыт построения средневековой поэтики.

Сегодня мы приступаем к изучению рыцарского романа эпохи Средневековья. Что вы знаете о рыцарском романе? Посмотрите на эпиграф. Прочитайте его, запишите его в тетради.

Какова была функция средневекового романа? Для чего создавался роман? Какими чертами характера должны были обладать герои рыцарского романа? (Честность благородство). Вот поэтому главными героями рыцарского романа были рыцари.

А что вы знаете о рыцарях? Какими добродетелями обладали рыцари? (мужество, верность, щедрость, благоразумие, утонченная общительность, чувство чести, вольность) Любой ли человек мог стать рыцарем? (на ранней стадии института рыцарства, да ) Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро. Где жили доблестные рыцари Средневековья? Замки — место уединения и одновременно место для пиров. У благородного рыцаря непременно была дама сердца. Та, во имя которой он совершал свои подвиги. Как вы думаете, искренне ли была любовь рыцаря к даме своего сердца, возможно существование дамы сердца было просто обычаем?

Имена каких рыцарей остались в истории? Каких рыцарей вы знаете? (Ланселот, король Артур) Благодоря каким произведениям вы их знаете?

Рыцарский роман – вершина средневековой литературы. В нем впервые художественный вымысел осознается именно как вымысел. У рыцарских романов почти всегда есть автор.

Сильное влияние на рыцарский роман оказывает фольклор. Как и в фольклоре в рыцарских романах часто присутствуют волшебники, которые совершают разные чудеса. Фольклорные злодеи превращаются в ведьм и злых колдунов.

Давайте запишем в тетрадь особенности рыцарского романа:

  1. впервые появляется художественный замысел;

  2. герой- благородный рыцарь, совершающий свои подвиги во имя прекрасной дамы;

  3. в тексте романа обязательно присутствуют магия и колдовство;

Мы с вами говорили, что существовало три цикла эпических произведений Средневековья. Какие? (цикл о короле Артуре, о Карле Великом, об Александре Македонском). С каким циклом вы уже знакомы? Сегодня мы начнем знакомство с удивительными легендами о короле Артуре. Итак, что вы знаете о короле Артуре? Где правил? Когда? Давайте посмотрим фильм.

Итак, где же правил король Артур? Когда? Какое средство дипломатических переговоров было изобретено в эпоху короля Артура? Какими качествами обладал король Артур?

Прочитайте в учебнике статью о Томасе Мэлори, кратко выпишите основные пункты его биографии.

Что же сделал Томас Мэлори? Он не просто обобщил все известные до него легенды о короле Артуре, он объединил разрозненные предания в целостную историю, перенеся действие из «темного времени» в высокое средневековье.

Мэлори создал сюжет последовательный и стройный, изложение ведется сжато, но необычайно красочно и подробно, читатель переносится в волшебный мир, не имеющий ничего общего с миром реально-историческим. Роман Томаса Мэлори «Смерть Артура» единственный рыцарский роман популярный и в наши дни.

Давайте посмотрим на структуру романа. Помимо основной сюжетной линии, т. е. повествования о жизни и подвигах короля Артура в романе есть множество иных отдельных тестов, например, легенда о Святом Граале или переложение истории «Тристан и Изольда» в повести о Тристраме.

Читайте также:  Краткое содержание война и мир льва толстого по томам за 2 минуты пересказ сюжета

Давайте отметим основные части романа «Смерть Артура»:

  1. Повесть о короле Артуре;

  2. Повесть об Артуре и Луции;

  3. Повесть о Ланселоте Озерном;

  4. Книга о Тристраме

  5. Повесть о Святом Граале;

  6. Повесть о Ланселоте и королеве Гвиневере;

  7. Смерть Артура.

III. Домашнее задание.

  1. Прочитать роман Томаса Мэлори «Смерть Артура».
  2. Задания по группам: подготовить рассказ
  3. — о короле Артуре;
  4. -о рыцаре Ланселоте;
  5. — о Тристраме;
  6. — о королеве Гвиневере;
  7. — о Святом Граале.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-tmelori-smert-artura-klass-2262336.html

"Смерть Артура" (Мэлори): описание романа из энциклопедии

«Смерть Артура» («Le Morte Darthur») — роман Томаса Мэлори. Мэлори работал над книгой в 1468—1470 гг., находясь в тюрьме, куда попал по политическому обвинению в поддержке династии Ланкастеров во время войн Алой и Белой розы. Книга увидела свет после смерти автора — в 1485 г. ее издал в Лондоне английский первопечатник Уильям Кэкстон.

Он разделил рукопись на 21 часть и на главы, снабдив каждую собственным названием, а также заменил авторское название «Полная книга о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола» на «Смерть Артура». В наши дни книга существует в двух вариантах: кроме версии Кэкстона, в 1947 г.

вышло новое издание, подготовленное по так называемой Винчестерской рукописи, найденной в 1934 г.

«Смерть Артура» Мэлори представляет собой систематизацию артуровских легенд — свода героических сказаний о легендарном короле кельтов, возглавившего борьбу против германских племен англов и саксов. Во время работы над «Смертью Артура» Мэлори использовал обширную литературу артуровской традиции: от книг латинского писателя второй половины XII в.

Гальфрида Монмутского до стихотворных и прозаических рыцарских романов английских и французских авторов (в первую очередь, Кретьена де Труа).

Сокращая имевшиеся в его распоряжении тексты, упрощая одни запутанные сюжетные линии и дополняя другие, комбинируя эпизоды из разных источников и добавляя свои эпизоды, Мэлори создал самостоятельное произведение — оригинальную версию артуровских легенд, глубоко эмоциональную и психологическую.

Основа романа — история жизни короля Артура: его рождение, возведение на трон, правление, женитьба на Гвиневере, возникновение Круглого Стола, приключения и подвиги его рыцарей, среди которых выделялись Ланселот Озерный, Гарет Оркнейский, Тристан Лионский.

Преимущественное внимание в романе «Смерть Артура» Мэлори уделено рыцарским приключениям — при этом Мэлори неизменно подчеркивал, что храбрость, честь, верность героев есть качества, присущие им не просто как личностям, но как представителям рыцарства.

Бескорыстная готовность в любой момент вступить в бой за восстановление справедливости, защитить слабого и прийти на помощь обиженному — вот что составляет суть рыцарского кодекса чести, воплощением которого выступают король и его вассалы.

Логрия — королевство Артура — предстает идеальным государством, основанным на принципах индивидуальной нравственности. Поэтому оно воспринимается как утопия — но утопия, по точному выражению А. Михайлова, «не столько социальная, сколько моральная».

«Смерть Артура» быстро приобрела популярность, не уменьшавшуюся с годами. Вальтер Скотт в работе «Опыт о рыцарстве и романах» писал, что Мэлори создал «без сомнения, самый лучший прозаический роман, который существует на английском языке». М.П. Алексеев назвал книгу «превосходным памятником раннеанглийской литературы XV в.

, который стоит рядом с «Илиадой» Гомера, «Песней о Нибелунгах» и «Махабхаратой».

Артуровские легенды, запечатленные в романе Мэлори, оказали большое влияние на развитие английского (живопись прерафаэлитов) и европейского искусства, а также на писателей последующих эпох (начиная с Эдмунда Спенсера, не менее трехсот только англоязычных авторов обращалось к этой теме).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/smert_artura_mehlori_opisanie_romana_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1448

Читать

Томас Мэлори

Смерть Артура

Ветвь Грааля

И с тем поскакал он дальше, и по пути нашел он ветвь священной травы, которая была знаком Святого Грааля.

Загадочная «ветвь священной травы», найденная королем Багдемагусом, дала обильную поросль в английской поэзии, существенно обогатила образ Грааля – выходит, Грааль еще и растение, – задала работу символистам и культурологам, предполагавшим связь с древом познания или даже с мировым древом скандинавского фольклора, поскольку в Артуриане прослеживаются отнюдь не только христианские мотивы. Прямо-таки обидно читать филологический комментарий, отметающий хитроумные толкования: всего-навсего Мэлори ошибся в переводе. Нет такой ветви, «которая была знаком»: в первоисточнике речь шла о «ветке», «ответвлении» сюжета – термин во французской литературе к тому времени вполне устоявшийся.

Французские романисты давно овладели искусством экономного использования заманчивых сюжетов и профессионально работали с циклами: история Шарлеманя, то есть Карла Великого, троянские сказания, деяния Готфрида Бульонского (Годефрея Болонского). Особенно пышные ветви пустила легенда о короле Артуре.

Сто пятьдесят рыцарей (причем ежегодно сколько-то погибало и на их место избирались новые), каждый из которых по определению – поскольку сидел за Круглым столом – достоин отдельного рассказа. Сами понимаете, какие возможности тут открывались.

Среди этих героев имелись хорошо известные, про которых хотелось знать все подробности – в первую очередь это касалось Ланселота и пришедшего из древних версий мифа сэра Гавейна, – однако появлялись и новые лица, созданные авторами. Рассматривались различные типы рыцарской любви, подвигов, «вежества».

Вроде бы простая история о могущественном владыке, чья держава сказочно быстро выросла, объединив прославленных героев того времени, а потом рухнула в одночасье из-за соперничества между этими героями, женской измены и недостойного претендента, вбирала в себя всевозможные приключения.

Центральный сюжет переплетался с другими, столь же драгоценными – историей любви Тристана и Изольды, поисками Святого Грааля, пророчествами Мерлина. Артуриана разрослась настолько, что появилась энциклопедия, кое-как сводящая имена и сюжеты воедино, – так называемая «Французская Вульгата».

Это и есть «Французская книга», на которую часто ссылается Мэлори. Кому-то «Смерть Артура» покажется чересчур громоздкой; «Вульгата» в пять раз длиннее. Для пользы и удовольствия читателя в этом путеводителе приходилось отмечать разветвления сюжета, связь отдельных эпизодов или больших стихотворных текстов с целым.

Подобную сноровку выстраивания цикла английские литераторы еще не приобрели.

На родине героя литература о нем сводилась к разработке одной любопытной боковой линии – «Сэр Гавейн и зеленый рыцарь» – и к старинной аллитерационной поэме «Смерть Артура».

Англичанину Томасу Мэлори, писателю отнюдь не профессиональному, устоявшееся выражение «ветвь Грааля» было незнакомо, и пришлось толковать его по-своему.

Мэлори частенько недопонимает французский текст, и тогда появляются ветки травы и пламенные мечи, особенно заметные на фоне прямого, даже деловитого повествования. При желании в неточностях Мэлори может уличить не только филолог, но просто внимательный читатель. Да ведь Мэлори и не прикидывается специалистом.

Если бы мы вдруг решили, будто Мэлори – переводчик или компилятор, взявшийся за определенную плату переложить текст на английский язык для удобства публики, подобные упреки были бы оправданы.

Но когда издателю Кэкстону принесли «список в кратком изводе с французского», составитель этого списка уже пятнадцать лет покоился в могиле и на гонорар рассчитывать никак не мог.

Колофоны (личные приписки в конце разделов) сообщают, что был он рыцарь – сэр Томас Мэлори – и много лет, вероятно, до самой смерти, просидел в лондонской тюрьме. Там поблизости была библиотека, откуда он мог заказывать книги, и церковь, возле которой его похоронили.

Несмотря на такие подробности, нашлись современники-однофамильцы, и ученые все еще спорят, который из них «тот самый», хотя наиболее вероятный претендент – некий сэр Томас, лет до тридцати вполне благополучный, представлявший свой округ в парламенте, а потом затесавшийся в войну Алой и Белой розы, неудачно или не вовремя переметнувшийся в этой междоусобице на другую сторону и угодивший в застенок по обвинению в насилии, убийстве и угоне скота. Хотелось бы знать о нем как можно больше и точнее, однако и этих сведений довольно, чтобы представить себе человека, с детства знавшего народный – английский – язык и язык своего класса, французский, хотя, скорее всего, особой премудростью себя не утруждавшего. Человека, привыкшего активно участвовать в жизни королевства, но оказавшегося не у дел, в тюремной камере. Его не подвергали пыткам, ему не грозил смертный приговор, порой появлялась надежда на королевское помилование. Достаточно почетное и комфортное заключение. Но, видимо, он нуждался в осмысленном деле и нашел его для себя – причем сознательно выбрал работу неподъемную как по объему, так и по сложности, не соответствовавшей его знаниям, его подготовке. Взял на себя труд переводчика и переписчика, более подобающий монаху, – быть может, принял его как своего рода епитимью.

Бывает так – редко, но бывает, – что непрофессионализм писателя и даже писателя-переводчика оборачивается повышенной выразительностью его книги.

Напряженный поиск смысла в чужом тексте, необходимость соотнести слово и знакомую реальность, отсутствие готовых инструментов и подлинность выговариваемого – все это проступает отчетливее и находит отзвук в чуткой душе читателя.

Особенно если неподготовленность автора обусловлена его судьбой или судьбой его культуры. А именно так обстоит дело с Мэлори. Во второй половине XV века английская литература только-только начала озираться по сторонам и осознавать себя. Издавший Мэлори Кэкстон был английским первопечатником.

«Краткий извод с французского», по которому он «составил набор» (предварительно отредактировав, о чем он скромно умалчивает), – одна из последних в Британии рукописных книг. То есть Мэлори во многом принадлежит средневековой традиции.

Появление типографий меняет предъявляемые к тексту требования. В этом смысле показательны сомнения Кэкстона в связи с попавшим к нему в руки «списком». Личная задача автора, художественная сторона дела мало интересуют издателя.

Кэкстон в первую очередь предлагал публике не романы, а познавательные книги о жизни и деяниях знаменитых мужей – например, о подвигах Годефрея Болонского, лица безусловно исторического.

Как честный ремесленник, он старался изготовить вещь правильную и полезную, а потому его беспокоила достоверность представляемых публике сведений: об Артуре, как он справедливо указывает, маловато известий в хрониках, и многое в них сомнительно.

С другой стороны, спрос на книги об этом короле огромен, и странно, что их так мало в Англии, откуда он родом (как говорится, нет пророка в своем отечестве), зато множество французских и валлийских, а также голландских, итальянских, португальских и даже греческих. Почему-то Кэкстон не упоминает германские книги, хотя Вольфрам фон Эшенбах накрепко связал историю о короле Артуре с поисками святого Грааля, усилив мистическую составляющую и подарив европейской литературе образ рыцаря с лебедем.

Но как раз то, что смущало Кэкстона – недостаточная историчность Артура, – поспособствовало его вхождению в литературу самых разных европейских народов. Ведь, казалось бы, почему такое предпочтение оказано Артуру перед Шарлеманем? Можно предположить даже, что Артуриана отчасти вобрала в себя судьбу франкского короля, который действительно стал императором «через доблесть своих рук».

Мусульманское нашествие, остановленное, ограниченное пределами Пиренейского полуострова. Объединение Европы, коронация в Риме. Имя, сделавшееся нарицательным: Каролус – король. Даже и в том похожи два великих короля, что они, как позднее Барбаросса, принадлежат к числу «спящих владык», тех, кто проснется в урочный час и спасет свою страну.

Британия все еще ждет возвращения Артура с Авалона. И при всем сходстве с Карлом, очевидно и отличие – казалось бы, невыгодное для Артура. Шарлемань – реальное историческое лицо. Поэты могут приписать ему подвиги личной отваги, двух-трех побежденных драконов, но в общем-то в особом приукрашивании он не нуждается. Его завоевания, власть, слава вполне весомы.

Однако вымышленность, неисторичность Артура обернулась его преимуществом. Карл Великий стал императором Галлии, Германии и славянских земель в реальности, Артур же – в преданиях и литературе, и эта художественная реальность для множества поколений читателей оказалась убедительнее.

Поэзии гораздо удобнее иметь дело с героем, не привязанным к определенному веку или политической конкретности. С Круглым столом, вмещающим в себя весь мир, как сказано у Мэлори.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=20415&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector