Краткое содержание носов белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

  • Урок внеклассного чтения в 5 Б классе
  • проведен учителем русского языка и литературы
  • Ломакиной Еленой Ивановной

Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра.

  1. Цели урока:
  2. а) раскрыть учащимся идейный замысел автора
  3. б) развивать навыки работы с текстом

в) прививать интерес к творчеству Е.И. Носова

Оборудование:

Портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.

  • …не любить, не петь нельзя,
  • жить нельзя, себя не отдавая…
  • И. Максимова «Памяти Мастера»
  • Ход урока
  1. Оргмомент

  2. Стихотворение И. Максимовой «Памяти Мастера» читает учитель:

  1. Распласталось пламя на ветру,
  2. Став костром былых воспоминаний…
  3. Вновь ромашки проросли во рву,
  4. Тишина плывет из синих далей.
  5. Пахнет хвойным духом летний лес,
  6. Облака проносятся над речкой,
  7. Радужно сверкает рыбный плес,
  8. Тополь серебрится, словно свечка.
  9. Не смолкает песня соловья
  10. Малой родине над Курским краем…
  11. Не любить, не петь нельзя,
  12. Жить нельзя, себя не отдавая.
  13. Зацветает овсяница в лугах,
  14. Рожь заколосится новым хлебом…
  15. Слово Мастера останется в веках
  16. Под родным российским светлым небом.
  17. Слово учителя:

Дорогие ребята, эти строки принадлежат перу поэтессы Ирины Максимовой. Горячий отклик вызвало у неё творчество Е.И. Носова: «Боже мой, как я могла жить раньше без его книг!» Очень хотелось бы, чтобы такой же сердечный отклик вызвало бы у вас произведение «Белый гусь». Это цель нашей работы.

  • Тему урока ты обозначим: «Самоотверженность добра». И я прошу прочитать толкование первого слова и записать его:
  • — работа с толковым словарем
  • -запись на доске
  • Самоотверженность – это …

Я вновь обращаю ваше внимание на стихи И. Максимовой: о чьей самоотверженности пишет поэтесса? (Е.И. Носова) Почему в качестве эпиграфа выбраны именно эти строки?

  1. Проверка домашнего задания

  1. Домашним заданием было составление вопросов к рассказу, на доске записаны основные:
  2. а) Какова основная мысль рассказа?
  3. б) Какие герои притягивают писателя?

в) Легко ли быть добрым, а значит и самоотверженным? – в них скрыт замысел писателя.

  • Понять авторский замысел – цель нашего урока.
  • « Грустно и в то же время чем-то радующую нас историю поведал писатель Евгений Носов в одном из своих ранних рассказов «Белый гусь», — пишет сам критик Павленко
  • Задание классу:

— о чем эта история? Сжато перескажите рассказ.

4. Сжатый пересказ.

… На большом лугу не было птицы драчливее, чем белый гусь. Но особенно воинственность свою проявлял он в ту весну, когда пришлось ему заботиться о гусятах, мать которых « переехала машина».

С неистовым остервенением нападал он на все, что, по его разумению ,могло угрожать беспомощным, жёлто-пушистым отпрыскам.

А когда внезапно налетела туча и необыкновенно крупные градины обрушились на луг и все живое спасалось бегством, все гуси, не выдержав и забыв о своих гусятах, кинулись прятаться в лозняки и под береговые обрывы, лишь один Белый гусь остался на «родительском» посту. И погиб…

« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

  1. Я тронул крыло – гусь не шелохнулся
  2. Все двадцать пушистых одуванчиков целые и невредимые, толкаясь, и давя друг друга, высыпались наружу…»
  3. Грустная трагическая история из жизни птиц…
  4. а) Только ли из жизни птиц эта история?
  5. б) Нет ли в ней чего-то от людей, о наших человеческих взаимоотношений?

Вывод: всему живому свойственно творить добро, а добро истинное должно быть самоотверженным. Цена самоотверженности может быть очень высокой. Это и есть основная мысль рассказа.

…Град бил прицельно – по реке, по лугу, никто не ожидал его весной. Цветущий берег был уже не другом, а полем битвы, что сравнишь с войной.

  • Не выдержали гуси и бежали
  • Под хлипкую защиту лозняка,
  • А под собою сзади оставляли
  • Недвижные тельца молодняка…
  • Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,
  • Детей своих укрыл и защитил.
  • Когда гроза прошла, он обессилев,
  • Свои глаза уж больше не открыл…
  • (И.Максимова)
  • 6. Работа с текстом
  • Белый гусь — заглавный герой произведения ( имя вынесено в заглавие)
  • Какой заглавный герой?
  • Образ белого гуся
  • а) С кем сравнивал автор Белого гуся? (с адмиралом)
  • « Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон…»
  • «кильватерным строем» 7 абзац
  • « к белоснежному кителю»
  • «больше эта шишка походила на кокарду»
  • б) Какие строки рассказа демонстрируют достоинство этой птицы? (2-3 абзац)

1)» Ходил он важно, обдумывая каждый шаг…»

  1. 2)» Этот гусь никогда не бежал…»
  2. — как автор описывает мощь заглавного героя, подчёркивая его мощь (5 абзац)
  3. «размахивал полуметровыми крыльями» — аллитерация
  4. — «шуршали камыши» [ш]
  5. — «по воде пробегала серая рябь» [р]
  6. «издавал крик» — «тонко звенели подойники»
  7. в) Какими привилегиями пользовался Белый гусь?
  8. 1.На него засматривались лучшие гусыни

2.Ему принадлежали отмели ( обилие тины, ряски и т. д.)

3.Самые чистые песчаные пляжи

4.Самые сочные участки луга

5.Плес,на котором рассказчик устроил приваду.

г) Черты характера заглавного героя

— Карточка №1

Положительные Отрицательные
Смелость Доброта
  • Само-
  • отвержен-
  • ность
Неужив-чивость Легко-мыслен-ность Дерзость

Приложение к «Работе по карточкам»

а. Эпизоды

1. Не испугался града « Когда особенно крупная градина падала в темя, он сгибал шею и тряс головой».

2. Беззаветно любил своих гусят. « Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошились гусята».

3. Когда остальные гуси не выдержали и побежали, забыв о смертельной опасности, остался один с малышами.

4. Драка с соседней стаей. Тяжба из-за плеса с рассказчиком. Нападение на телёнка.

5. « Гусята жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело, теряя из виду, своего буйного папашу».

6. Поедал из банки червей, утаскивая куканы с рыбой.

  1. Вопросы к тексту:
  2. Эпизод №1
  3. Как повел себя Белый гусь во время града?
  4. Эпизод №2
  5. В чем проявлялась доброта Белого гуся?
  6. Эпизод № 3
  7. Как повел себя Белый гусь, когда остальные гуси побежали от града?
  8. Эпизод №4
  9. С кем никак не мог мирно существовать Белый гусь?
  10. Эпизод №5
  11. Почему рассказчик назвал Белого гуся « Легкомысленной птицей»?
  12. Эпизод № 6
  13. Как белый Гусь относился к рассказчику?
  14. 7.Портрет заглавного героя
До трагедии После…
« Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к другому как ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают куски сахара». « Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови».
  • Ассонанс
  • [а] — радостное, храброе [и] – сталкивание, низкое
  • [о] – высокое, глубокое [е] – нежный, светлый
  • Что пытается подчеркнуть автор в облике птицы?
  • — великолепие, могущество, красоту
  • — такова цена доброты
  • 8. Вопросы:
  • а) Какова мера ценности героя? (душевная доброта)

б) Какие герои привлекают писателя? Кому он отдает предпочтение?

Герои, наделенные подлинной душевной добротой. Предпочтение отдается тем, кто способен на самоотверженность.

в) Легко ли быть самоотверженным?

У самоотверженности высокая цена – смерть. Из-за своей доброты погибает Белый Гусь.

9. Оптимистичен ли конец рассказа?

  1. Последний третий абзац выразительно зачитываются
  2. Слово учителя:
  3. — Не так все оптимистично в нашей жизни.
  4. Не мог смириться я никак
  5. С тем, что погиб отец-гусак.
  6. Я перечитывал рассказ,
  7. Но и в другой, и в третий раз,
  8. Мою, утяжеляя грусть,
  9. Не поднимался Белый гусь.
  10. Но видел воспаленный взгляд
  11. Спасенных дюжину гусят…
  12. Но так ли нас от ливней зла
  13. Хранили сильные крыла?
  14. Но вот прошли года как град
  15. И мы как стайка тех гусят:
  16. Увидев солнечную высь,
  17. По белу свету разбрелись.
  18. А в это время из-за круч…
  19. Восходит темень новых туч…

Так поэт Юрий Асмолов воспринимает смерть своего учителя, писателя Е. И. Носова.

10. Домашнее задание:

1) отзыв о рассказе

2) чтение и сжатый пересказ рассказов Е. И. Носова на тему «Самоотверженность добра»:

  • «Шуба»
  • «Варька»
  • « Подпасок» — по выбору учащихся

Отзыв о рассказе Е. И. Носова « Белый гусь»

Рассказ Евгения Ивановича был напечатан в 1976 году.

Произведение так названо потому, что автора привлекают персонажи, наделенные душевной добротой и самоотверженностью. Мера ценности героя – способность жертвовать собой во имя других.

Таким и оказался Белый гусь. Автор восхищается главным героем. В отрывке, описывающем его внешность, писатель часто повторяет звуки «о», «а». И глубоко скорбит из-за его гибели.

Стискивающее «и» передает безысходную боль рассказчика.

Несмотря на смерть главного героя, финал оптимистичен. « Мир удивительный» открылся спасенным «одуванчикам».

Рассказ Е. И. Носова «Белый гусь» произвел на меня очень сильное впечатление. Казалось, что может быть интересного: гусь – простая домашняя птица. А вот Евгений Иванович представил нам этого гуся как адмирала, описывая его важность и гордость.

Белый гусь был хорошим и заботливым отцом. Очень жаль, что такого отважного гуся настигает нелепая смерть. Читая рассказ, я испытал различные чувства: гордость за гуся, радость за спасенных «одуванчиков». Е. И.

Читайте также:  Краткое содержание гофман щелкунчик и мышиный король за 2 минуты пересказ сюжета

Носов своим рассказом помогает нам учиться смотреть вокруг себя, любить родную природу и все, чем она наполнена.

  1. Подготовил:
  2. Ученик 5 Б класса
  3. Руденко Денис

Урок внеклассного чтения в 5 Б классе «Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра» проведен учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной.

Цели урока:раскрыть учащимся идейный замысел автора; развивать навыки работы с текстом; прививать интерес к творчеству Е.И. Носова. Оборудование урока: портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И.

Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rasskaz-ei-nosova-belyy-gus-samootverzhennost-dobra-konspekt-uroka.html

Пересказ рассказа Носова"Белый гусь" — Школьные Знания.com

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

«Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать звание адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями». Так начинается рассказ «Белый гусь». Этот гусь был самой важной птицей во всей округе. На него засматривались лучшие гусыни деревни. елый гусь у Носова интересен всем: и своим внешним видом, и повадками, и отважным и гордым нравом. Но самое интересное и необычное заключается в том, что эта «глупая птица» совершила настоящий подвиг

Белый гусь сам выхаживал маленьких гусят, которые потеряли свою мать. Ее переехала машина. Он никого не подпускал ближе ста шагов к своим пушистым питомцам.

Однажды весной внезапно налетел вихрь. Начался ливень с градом. Все гуси с гусятами побежали. Но град сыпался на их головы, и маленькие гусята гибли по дороге. Только Белый не двигался с места, спрятав гусят под своим телом.

Когда дождь кончился, писатель увидел на зеленом лугу неподвижную белую точку. Это был белый гусь. Он лежал мертвый, «раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею».

Но все двенадцать пушистых комочков уцелели и высыпали наружу, подбирая уцелевшие градины.

Если бы птицам присваивали звания, то Белому гусю следовало бы дать звание героя.

Помогите с заданиями, срочно!
1. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в сборник :
1)«Малороссийские повести»
2)«Вечера на хуторе близ Дик

аньки»
3)«Арабески»
4)«Миргород»
2. Пасечник Рудый Панько является :
1)героем повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
2)дедом Н.Гоголя по отцовской линии
3)одним из псевдонимов Н. Гоголя
4)персонажем повести Н.Гоголя «Сорочинская ярмарка»
3. Преображение главного героя повести Ч.Диккенса «Рождественская песнь в прозе…» Эбинизера Скруджа происходит под воздействием:
1)угрозы разорения
2)вмешательства полиции в дела его семьи
3)потусторонних сил
4)упрёков родственников в несправедливости его поступков
4. Юмор – это:
1)изображение каких-либо явлений в комическом, смешном виде, сочетающееся с сочувственным отношением к предмету осмеяния
2)преувеличенное описание ситуаций и явлений, искажающее их до безобразия
3)изображение явлений жизни и людей с целью их осмеяния и порицания
4)изображение недостатков людей или явлений с целью их исправления
5. Чья это портретная характеристика? Напишите героя, произведение и автора (в указанном порядке через запятую, соблюдая правила орфографии). «Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос,сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок,редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу.»
6. Кто из героев это говорил? Напишите героя, произведение и автора (в указанном порядке через запятую, соблюдая правила орфографии). «Не любит она меня, — думал про себя, повеся голову, кузнец. — Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка!
7. Продолжите предложение: «События в повестях Н.Гоголя и Ч.Диккенса происходят накануне Рождественских праздников, это вносит в произведение атмосферу …»
8. О чём заставили задуматься героя повести Ч.Диккенса Эбинизера Скруджа Святочные Духи? Ответ — 1 предложение

Как вести ежедневник с мечтами , рассказами о дне , с фото и т .д ? очень подробно . 11 баллов.​

Написати досьє Митька ,,Митькозавр із Юрківки»​

Написати есе «Проблема волі людини і можливості її досягнення» (за повістю М. Коцюбинського «Дорогою ціною»
ЕСЕ – невеликий за обсягом прозовий твір,

що має довільну композицію і виражає підкреслено індивідуальну точку зору автора та враження з конкретного приводу чи питання й не претендує на вичерпне та визначальне трактування теми.
Побудова вільного есе
1) вступ, у якому необхідно обґрунтувати вибір теми, правильно сформулювати тезу;
2) основна частина, у якій відбувається розгортання думки щодо порушеної проблеми та подається її аргументація;
3) узагальнення висновків відповідно до теми.

Шинель
2. Что делает А.А. шинелью, вернувшись домой со службы, будучи в новой шинели первый день?
4.Когда раз в жизни А.А. «захотел показать характер

Помогите!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!ТАМ ГДЕ ОБВЕДЕННО!!!!!!!!!

2. Як в оповіданнях Чехова втілилося його переконання «Стис-лість — сестра таланту?​

Срочно помогите пожалуйста

Складіть кроссенс про Джона Донна (Словами)

Как раскрывается тема мужества человека в «последний дюйм»

Источник: https://znanija.com/task/18635320

Читать — БЕЛЫЙ ГУСЬ — Оглавление — Книга

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге[1]. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

https://www.youtube.com/watch?v=622-U3Vrvzk

Но самое главное — то, что плёс, на котором я устроил приваду[2], Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плёса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведёт всю свою гусиную армаду прямо на удочки да ещё задержится и долбанёт подвернувшийся поплавок.

То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой.

Они — устраивают с соседней стаей драку, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклёвках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а всё с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке.

Очевидно, Белый гусь считал, что всё в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Стёпке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Стёпкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Стёпке, чтобы добыл червей и принёс ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

Читайте также:  Краткое содержание шекспир ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.

— Кыш, проклятый!

Это кричал Стёпка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

— Кыш, кыш!

Стёпка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлёстко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

— Вот собака! — сказал Стёпка, оттащив гуся подальше. — Никому прохода не даёт. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.

— А мать-то их где? — спросил я Стёпку.

  • — Сироты они…
  • — Это как же?
  • — Гусыню машина переехала.

Стёпка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пёстро-рыжий бычок с обрывком верёвки на шее. Гусь набросился и на него.

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

Телёнок взбрыкивал задом, пускался наутёк. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок верёвки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами.

 Но потом, опомнившись и ещё пуще разозлившись, долго гнался за телёнком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой.

Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутёк.

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

Под конец телёнок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

«То-то»!.. — загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подёргивая куцым хвостом.

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Стёпкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу.

— Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! — пробовал стыдить я Белого гуся.

«Эге! Эге! — неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки. — Эге!..» Мол, как бы не так!

— У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию.

«Га-га-га-га…» — издевался надо мной гусь.

— Легкомысленная ты птица! А ещё папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение…

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.

Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки.

Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы.

Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просечённые лопухи кувшинок.

Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и всё поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы.

Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать. Я с головой закутался в плащ.

К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пилёного сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

По тропинке с дробным топотом промчался телёнок, стегнув по сапогам обрывком мокрой верёвки. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и всё натужнее звякали спицы моего велосипеда.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

Я сдёрнул плащ.

Под солнечными лучами белый, запорошённый луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака.

Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Источник: https://litlife.club/books/323382/sections/3

Краткое содержание Белый гусь Носов Е. И

Гусь, за которым наблюдал герой рассказа, был очень важным и неторопливым. Он никогда не бежал, даже если его преследовала собака. Белый гусь высоко и неподвижно держал свою длинную шею, как будто бы он нес на голове стакан воды.

Когда гусь поднимался в полный рост и размахивал широкими крыльями, на воде пробегала мелкая рябь, и шуршали камыши. Ему принадлежали самые чистые песчаные пляжи и наиболее сочные участки луга.

Даже плес, на котором герой устроил приваду, гусь также считал своим. Не один раз он намеренно устраивал вблизи плеса шумное купание или драку с соседней стаей, поедал из банки червей и утаскивал куканы с рыбой.

Делал он все это неторопливо и осознанно, считая, что все, что находится на реке, должно быть в его власти.

Белый гусь даже не подозревал, что он сам принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который может в любой момент оттяпать ему голову на плахе, а его мать сварит из гуся щи.

Однажды весной герой собрался на рыбалку и попросил Степку добыть червей и принести на приваду. Пока он ждал мальчишку, к нему угрожающе с шипением направлялся гусь.

Степка прогнал гуся и объяснил, что гусыню машина переехала, а у гуся остались маленькие гусята, поэтому он и лютует.

Степка пошел в школу, а герой остался на приваде в компании разбушевавшегося гуся. Воспитывая птицу, герой не заметил наступление темной тучи. Луг резко потемнел, и налетевший вихрь подхватил гусиные перья, унося их вверх.

Начался дождь с градом, размером с горошину. Град бил гуся по голове, а он сидел с выпрямленной шеей и распростертыми крыльями, под которыми копошилась дюжина гусят. Когда град усилился, гуси, не выдержав, побежали.

Они падали с обрыва в воду и забивались под кусты.

Туча быстро прошла, и герой увидел под солнечными лучами иссеченных гусят. Они погибли почти все, а Белый гусь лежал на лугу, раскинув могучие крылья и вытянув шею. По его клюву сбегала маленькая струйка крови. Из-под его крыльев выбрались целые и невредимые гусята. Один гусенок, нетерпеливо перебирая лапками, вскарабкался на спину гуся.

(1

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-belyj-gus-nosov-e-i/

Краткое содержание рассказов евгения носова за 2 минуты

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

В рассказе Евгения Носова «Варька» идет речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов мцыри за 2 минуты пересказ сюжета

Варька это делает на добровольных началах, хоть ее мать ругалась и даже ходила к председателю жаловаться, но все ее старания были напрасны — дочь все равно пропадала на птичьем дворе все лето.

И это продолжалось уже три года подряд.

Главная мысль рассказа

Основная поучительная мысль этого произведения — нужно делать в жизни все то, что тебе нравится, а не прислушиваться к мнению окружающих. В противном случае выполняя, ненавистную работу, или общаясь с неприятными для себя людьми, не будешь счастлив, а станешь обозленным на весь мир.

Краткое содержание Носов Варька

Так и Варька, впервые увидев маленьких, сереньких, пушистых утят влюбилась в них и пошла помогать птичницам. Все лето она кормила и ухаживала за утятами, но стоило им только вырасти, как она начинала ненавидеть их всем сердцем.

И на следующий год, решала уже ни при каких обстоятельствах не приходить на птичник. А весной, когда снова завозили таких же маленьких, сереньких утят, она, увидев этих пищащих пушистиков, влюблялась снова и не могла устоять перед ними.

И снова Варька приходила на помощь птичницам, которые за три года уже успели привыкнуть к ней.

В то время в Варькин колхоз приехала с сыном Сашкой, брошенная мужем, цыганка. Им дали кусок земли и помогли с постройкой дома. Соседи помогли цыганке Марии с семенами и научили, как сажать ухаживать за огородиной.

Сашка такой же подросток, как и Варька не смог подружиться с местными ребятами, он не ходил в школу, но работал, выпасая коней и иногда перевозил разные грузы. Он был изгоем в деревне, над ним постоянно подтрунивали все, кому не лень. Люди не любят тех, кто чет-то от них отличается — это людская сущность.

А Сашка был цыган с черными кудрями на голове и выпученными как у любого цыгана глазами. Ему приписывали все самые нелепые особенности предков, в частности, умение готовить разные зелья.

Варька прониклась к Сашке любопытством и симпатией с первого дня, как увидела. И вот однажды он приехал и привез корм уткам. Птичницы стали задевать его, говоря не очень приятные вещи о нем. Варька хоть и не посмела перечить взрослым, но ей стало жаль парня и стыдно за людей, обижавших его.

В тот же день вечером птичница Ленка попросила в очередной раз Варьку подменить ее на дежурстве, а сама пошла на свидание. После тяжелого дня, когда утки были загнаны и накормлены, Варька искупалась в пруду и, увидев вдалеке огоньки пашущего трактора, пошла посмотреть. Было темно, но она шла через поле, но уже не на огни трактора, а на огонь от костра.

Оказалось, что это Сашка-цыган пригнал на выпас лошадей. Посидев некоторое время у костра, и выпив смородинового чая, Варьке вдруг захотелось проехаться на коне. Она вскочила на белую лошадь и помчалась, Сашка поскакал за ней. А когда он догнал девчонку, то страстно поцеловал прямо в губы.

Варька, испугавшись, убежала, но ей было это приятно, хоть и неожиданно.

Источник:

«Варька», Носов: краткое содержание рассказа о предчувствии любви

Краткое содержание Носов Белый гусь за 2 минуты пересказ сюжета

Героями произведений Евгения Ивановича Носова часто становились простые люди, выходцы из народа.

Несмотря на то, что автор детально описывает природные пейзажи, с удивительной точностью передает глубину характеров своих персонажей, его повествования отличаются предельной лаконичностью и динамикой. Таковым можно назвать рассказ «Варька».

Носов краткое содержание своего и без того небольшого произведения, скорее всего, не стал бы передавать сухим слогом. Мы же, на свой страх и риск, попытаемся это сделать.

Добровольная помощница

Деревенская девчонка, которую все зовут Варькой, вот уже третье лето подряд работает на колхозном птичнике. Она добровольно взяла на себя обязанности по уходу за маленькими утятами, помогая взрослым выращивать птицу. По окончании очередного летнего сезона, когда откормленных уток отправляли на мясокомбинат, Варька давала себе слово больше сюда не возвращаться.

Против увлечения дочери была и мать девушки. Но стоило Варьке весной увидеть пушистых громко пищащих птенцов, неведомая сила тянула ее на дальнюю речную старицу, где располагались постройки для содержания уток. В день описываемых событий Варька осталась на ночное дежурство в птичнике, заменяя работницу Ленку Пряхину.

Сколько лет Варьке?

Без описания образов главных персонажей невозможно обойтись, передавая как развернутый сюжет произведения, так и его краткое содержание. Варька… Евгений Носов намеренно не называет ни фамилии, ни возраста своей героини.

Пытливому читателю предоставляется возможность самостоятельно разобраться в этих деталях. По ходу повествования мы можем догадаться, что девушке примерно 16-17 лет, поскольку в одном из эпизодов она рассказывает, что осенью пойдет в 10-й класс.

Сашка-цыган – человек пришлый

Несмотря на некоторую недосказанность, мы отчетливо представляем картины деревенского быта и характеры героев, которые мастерски описывает Евгений Носов. Варька – озорная девчонка, не лишенная наивного юношеского романтизма и житейской смекалки.

Вторым по значимости персонажем этого произведения является паренек по имени Сашка. Года три назад он появился в деревушке вместе с матерью, цыганкой Марией, решившей сменить кочевую жизнь на оседлую.

Щуплым мальчишкой с испуганными глазами впервые увидела пришлого цыганенка на крыльце колхозного правления Варька. Носов краткое содержание их встречи даже не описывает, заостряя внимание лишь на чувствах девушки.

Потрепанная одежда маленького скитальца, его неприкаянный вид вызвали у Варьки жалость, ей очень захотелось, чтобы председатель Парашечкин позволил цыганам остаться в деревне.

Сашка, по всей видимости, ровесник главной героини. Но в школу он не ходит, так как, имея всего два класса образования, стесняется садиться за одну парту с малышами.

Юноша работает в колхозе, выполняя несложные поручения: пасет лошадей, привозит мешки с кормом на тот же птичник. Мечта Сашки – стать механизатором. Но для этого нужно окончить хотя бы 7 классов.

Паренек берет уроки на дому у завуча местной школы, а в свободное время читает Пушкина.

Дневные хлопоты и ночные странствия

В этот день Сашка приехал на птичник с кормом для уток. Паренька с черными, как смоль, кучерявыми волосами тут же обступили девушки, стали отпускать в его адрес колкие шутки. Цыгана в деревне не очень жаловали и немного побаивались взгляда его глубоких темных глаз.

Не принимала участие во всеобщем веселье только Варька. Носов краткое содержание этого эпизода, конечно же, не мог пропустить. Здесь мы начинаем догадываться, что девушка питает к пареньку какие-то особые, пока неосознанные чувства. Причем зародились они не сейчас, а, возможно, уже с первой встречи.

Но признаться в этом Варька не может даже себе.

Вечером, оставшись на ферме вдвоем со сторожем Емельяном, девушка с трудом собирает уток в загон. Когда накормленное птичье стадо устроилось на ночной отдых, Варька вспомнила, как прихорашивалась Лена Пряхина, отправляясь на свидание.

Девушка достает из тумбочки подруги незамысловатую косметику, напудривает свое загорелое обветренное лицо. Взглянув в зеркало, она не узнала себя – на неё смотрело бледное безбровое существо с черными ушами и длинной шеей. Да и носов Варька таких облупленных «редисочных» ни у кого из своих подруг не видела.

Ну не всем же быть красавицами! Обозвав себя занудой и махнув рукой на затею с косметикой, девушка бежит к озеру купаться.

Встреча у костра

Выбравшись из воды, Варька услышала рев трактора, перепахивавшего колхозное поле. В голове вспыхнула мысль сбегать посмотреть, кого прислали на ночную работу.

Но пока девушка обходила озеро, трактор успел уйти в дальний конец участка. Зато неподалеку Варька заметила вспыхнувший огонек и решила отправиться туда, чтобы погреться.

К удивлению девушки, у костра, кроме пасущейся лошади, никого не оказалось.

Но вскоре здесь появляется цыган Сашка. Между молодыми людьми завязывается слегка натянутый разговор, плавно перешедший в непринужденную беседу. Варька узнает о планах юноши, его увлечениях. По просьбе девушки Сашка даже исполняет цыганский танец.

Рядом в логу пасутся еще четыре лошади. Поддавшись внезапному порыву, Варька предлагает парню прокатиться верхом.

Тот сначала не соглашается, а затем пускается вдогонку за уносящимся вдаль конем, на котором, прижавшись всем телом к крупу, скачет бесстрашная Варька.

Носов краткое содержание этого эпизода доносит до нас через чувства и мысли героини: «Сашка! Она почти наверняка знала, что он пустился в погоню. Ей даже хотелось, чтобы он за нею погнался».

Конечно же, он догнал её, обхватив за талию, пересадил на спину своей лошади. Горячий поцелуй обжег варькины губы. Девушка вырывается и убегает, оставляя парня в полном недоумении.

Передавая краткое содержание рассказа Носова «Варька», невозможно вместить всю мелодику и неповторимость авторского слога. Поэтому советуем прочитать это произведение полностью, тем более что воспринимается оно очень легко, буквально на одном дыхании.

Источник: https://marketvirkutske.ru/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie-rasskazov-evgeniya-nosova-za-2-minuty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector