Краткое содержание о корени происхождения глуповцев салтыкова-щедрина за 2 минуты пересказ сюжета

    В системе повествования романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» глава «О корени происхождения глуповцев» имеет важное функциональное значение. Она является как бы отправной точкой для дальнейшего развития сюжета.

    Начинается эта глава с подражания «Слову о полку Игореве»: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслию по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло».

    В этой главе, как, впрочем, и в других главах «Истории одного города», Салтыков-Щедрин каждый раз пользуется случаем и объясняет читателю, что предметом его сатиры является самодержавие. Писатель высмеивает абсолютизм, монархию как антинародный политический режим.

Недаром права одной из претенденток на градоначальнический стол определялись ее происхождением от кавалеров де Бурбон. Салтыков-Щедрин и думать не мог упомянуть где-нибудь в книге, хотя бы вскользь, династию Романовых.

Но упоминание знаменитейшей европейской династии достаточно намекало на масштаб обобщения «Истории одного города».

    В главе «О корени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин искусно пародирует ожесточенные дискуссии середины прошлого века о происхождении Руси. Писатель использует этот спор для своих сатирических целей. Он поворачивает его в сторону раскрытия природы самодержавной власти по отношению к народу.

Салтыкову-Щедрину удалось, с находчивостью исключительного мастера эзоповского языка, подставить даже современный термин «царь» на место академического, иносказательного «князь». Послы «головотяпов» разговаривают с варяжскими князьями.

Князья ставят условия, каждое из которых направлено против народа, а послы отвечают односложным — «так». Потеряв волю, пошли головотяпы восвояси: «Шли головотяпы домой и вздыхали…Вздыхали не ослабляючи и вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они.

И еще говорили: «такали мы, такали, да и протакали». Один же из головотяпов, взяв гусли, запел:

    Не шуми, мати зелена дубравушка,

    Не мешай добру молодцу думу думати,    Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти    Перед грозного судью, самого царя…

    Таким образом, пародия на современные исторические дискуссии превратилась в полноценное художественное средство для характеристики царской власти с момента ее возникновения.

    В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина интересовала одна проблема – самодержавной власти и народа. В анализируемой главе мы читаем «приговор» головотяпам: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами».

В этих строках ярко проявляется отношение писателя к русскому народу. Он считает, что народ во многом виноват в своем бедственном и угнетенном положении. Он, по Салтыкову-Щедрину, не умеет жить по своей воле. Народу обязательно требуется царь-батюшка, который будет решать судьбы своих подчиненных.

    Из своего племени глуповцы не смогли выбрать предводителя. Поэтому они начали пытаться найти его на стороне. Причем глуповцы поставили одно «существенное» условие: чтобы предводитель был глупее их. Дело оказалось нелегким: или им отказывали или, «князь» казался не слишком глупым. Но вот, наконец, нашелся и князь.

Что хотел, то и получил глуповский народ! Теперь они должны были жить по правилам своего «князя»: «У кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его на-четверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь.

Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!»

    Но обратного пути для глуповцев уже не было. «…Драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами…Так и процветала сия древняя отрасль», — прибавляет летописец. 

    Именно глава «О корени происхождения глуповцев» начитает историю правления городом Глуповым, начинает многострадальную, смешную и печальную, историю русского самодержавия.

    Таким образом, необходимость этой главы в повествовании обусловлена. Более того, она дает представление о населении города Глупова, о том, какие градоначальники служили там и как они управляли своими подчиненными.

Можно сказать, что сатира Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» не знает пределов.

Но иначе и нельзя было охарактеризовать историю «одного города», а вернее, одного государства, на разных этапах его становления и развития.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/istoriya-odnogo-goroda/7184-analiz-glavy-o-koreni-proiskhozhdeniya-glupovtsev-po-romanu-m-e-saltykova-shchedrina-istoriya-odnogo-goroda

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. СочиненияТекст

© – Родин И. О.

Краткие биографические сведения

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Настоящая фамилия Салтыков, литературный псевдоним – Н. Салтыков.

1826.15(27).01 – родился в Тверской губернии в семье помещика.

  • 1844 – окончил Царскосельский лицей.
  • 1845–1847 – участие в кружке Петрашевского.
  • 1847 – опубликована повесть «Противоречия».

1848 – повесть «Запутанное дело». В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

  1. 1848–1855 – жизнь в Вятке.
  2. 1856–1857 – по возвращении из Вятки опубликовал «Губернские очерки», принесшие ему известность.
  3. 1858–1861 – был вице-губернатором в Рязани и Твери.
  4. 1862 – вышел в отставку, вступил в редакцию журнала «Современник».
  5. 1864 – вернулся на государственную службу.
  6. 1868 – уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова – ответственным редактором «Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).
  7. 1869–1870 – «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.
  8. 1875–1880 – «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и другие произведения.

1887–1889 – опубликована «Пошехонская старина», в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия». В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889 – умер в Петербурге.

Основное содержание

Издатель, имея давнее намерение написать историю какого-нибудь города или края, обнаруживает в архиве города Глупова связку тетрадей под названием «Глуповский летописец». Летопись охватывает период с 1731 г. (т. е. от воцарения Анны Иоанновны) по 1825 г. (восстание декабристов).

Предваряет летопись «опись», составленная последним летописцем, а завершают несколько детских тетрадок, «заключающих в себе оригинальные упражнения на различные темы административно-теоретического содержания» – «об административном всех начальников единомыслии», «о благовидной градоначальников наружности», «о спасительности усмирений (с картинками)», «мысли при взыскании недоимок», «превратное течение времени», декларация «о строгости». Издатель замечает, что содержание «Летописца» во многом фантастично, однако он счел своим долгом сохранить все подробности. «С первой минуты до последней издателя не покидал грозный образ Михаила Петровича Погодина» (историка и публициста, владельца огромной библиотеки древнерусских рукописей, монархиста).

Данная глава – единственная в «Истории одного города», написанная от лица летописца Павлушки Маслобойникова и стилизованная под язык восемнадцатого века. Из четырех архивариусов двое носят фамилию Тряпичкин (см. «Ревизор» Н. В. Гоголя).

Глупов сравнивается с древним Римом – на основании того, что построен на семи холмах (Россия считалась «Третьим Римом»), и потому что имеет собственных «Неронов преславных и Калигул, доблестью сияющих» (оба императора прославились не столько благодаря отваге, сколько жестокости и самодурству). И в Глупове и в древнем Риме «великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло бесчестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники».

В древности на севере жил народ по прозвищу головотяпы – «оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути». По соседству жили племена губошлепов, кособрюхих, рукосуев, слепородов, лапотников, гущеедов, моржеедов и им подобные.

У них не было ни вероисповедания, ни управления, и они постоянно враждовали друг с другом. Именно головотяпам первым пришла в голову мысль об объединении и единовластии.

По предложению головотяпов представители всех племен соревнуются в умении тяпаться головами; первенство остается за головотяпами, которые объявляют себя главными и принимаются «устраиваться внутри, с очевидной целью добиться какого-нибудь порядка».

Делают они это оригинальными способами – «Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец утомились и стали ждать, что из этого выйдет.

Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели… А рознь да галденье пошли пуще прежнего… Нет порядку, да и полно… Тогда надумали искать себе князя».

Читайте также:  Краткое содержание чехов унтер пришибеев за 2 минуты пересказ сюжета

Головотяпы ищут князя и плутая в трех соснах, и на болоте, и на поляночке, куда их приводит вор-новотор. Последний князь соглашается владеть головотяпами, но наместником посылает самого вора-новотора. Прибыв домой, головотяпы основывают город Глупов.

Вор-новотор недоволен покорностью подданных и провоцирует бунты, которые сам же и подавляет.

Наместники неоднократно сменяются, но состояние дел остается прежним: непомерные поборы и притеснения, затем бунты, затем жестокое подавление бунтов, затем наместник учиняет нечто совсем безобразное (один проворовался, другой отдал всех женщин себе самому на поругание, третий убил и сжег слишком много народа и т. д.). Князь, проведав об этом, восклицает: «Несть глупости горшия, яко глупость!». Он самолично отправляется в Глупов и кричит: «Запорю!»

С этим словом начались исторические времена.

Следует «Опись градоначальникам», в которой кратко излагаются сведения о градоначальниках Глупова, в последующих главах развернутые в конкретные сцены.

Среди тех, кому не посвящены отдельные главы, – Клементий Амадей Мануйлович («вывезен из Италии Бироном… за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником»), Урус-Кугуш-Кильдибаев Маныл Самылович (известный «безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов»), Ламврокакис («беглый грек, без имени и отчества и даже чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1736 году был найден в постели, заеденный клопами.») и проч.

В августе 1762 г. в Глупов прибывает Дементий Варламович Брудастый. Он «молчалив и угрюм» и постоянно кричит: «Не потерплю!». Обыватели, которые любят, чтобы начальник вел себя любезно, недовольны Брудастым. Он запирается в своем кабинете, не ест, не пьет, а пишет распоряжения о всеобщей порке.

Жители приходят в ужас, небезосновательно полагая, что «он этаким манером целый город выпорет». О градоначальнике распространяются слухи, что он не человек, а оборотень: за Брудастым замечены странные вещи.

По ночам он тайком принимает у себя часовщика Байбакова, который выносит из дома градоначальника что-то, бережно завернутое в тряпицу.

Источник: https://www.litres.ru/i-o-rodin/m-e-saltykov-schedrin-istoriya-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie/chitat-onlayn/

Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города")

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / История одного города / Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    В системе повествования романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» глава «О корени происхождения глуповцев» имеет важное функциональное значение. Она является как бы отправной точкой для дальнейшего развития сюжета.

    Начинается эта глава с подражания «Слову о полку Игореве»: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслию по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло».
    В этой главе, как, впрочем, и в других главах «Истории одного города», Салтыков-Щедрин каждый раз пользуется случаем и объясняет читателю, что предметом его сатиры является самодержавие. Писатель высмеивает абсолютизм, монархию как антинародный политический режим. Недаром права одной из претенденток на градоначальнический стол определялись ее происхождением от кавалеров де Бурбон. Салтыков-Щедрин и думать не мог упомянуть где-нибудь в книге, хотя бы вскользь, династию Романовых. Но упоминание знаменитейшей европейской династии достаточно намекало на масштаб обобщения «Истории одного города».
    В главе «О корени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин искусно пародирует ожесточенные дискуссии середины прошлого века о происхождении Руси. Писатель использует этот спор для своих сатирических целей. Он поворачивает его в сторону раскрытия природы самодержавной власти по отношению к народу. Салтыкову-Щедрину удалось, с находчивостью исключительного мастера эзоповского языка, подставить даже современный термин «царь» на место академического, иносказательного «князь». Послы «головотяпов» разговаривают с варяжскими князьями. Князья ставят условия, каждое из которых направлено против народа, а послы отвечают односложным — «так». Потеряв волю, пошли головотяпы восвояси: «Шли головотяпы домой и вздыхали…Вздыхали не ослабляючи и вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «такали мы, такали, да и протакали». Один же из головотяпов, взяв гусли, запел:
    Не шуми, мати зелена дубравушка,
    Не мешай добру молодцу думу думати,
    Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти
    Перед грозного судью, самого царя…
    Таким образом, пародия на современные исторические дискуссии превратилась в полноценное художественное средство для характеристики царской власти с момента ее возникновения.
    В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина интересовала одна проблема – самодержавной власти и народа. В анализируемой главе мы читаем «приговор» головотяпам: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». В этих строках ярко проявляется отношение писателя к русскому народу. Он считает, что народ во многом виноват в своем бедственном и угнетенном положении. Он, по Салтыкову-Щедрину, не умеет жить по своей воле. Народу обязательно требуется царь-батюшка, который будет решать судьбы своих подчиненных.
    Из своего племени глуповцы не смогли выбрать предводителя. Поэтому они начали пытаться найти его на стороне. Причем глуповцы поставили одно «существенное» условие: чтобы предводитель был глупее их. Дело оказалось нелегким: или им отказывали или, «князь» казался не слишком глупым. Но вот, наконец, нашелся и князь. Что хотел, то и получил глуповский народ! Теперь они должны были жить по правилам своего «князя»: «У кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его на-четверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!»
    Но обратного пути для глуповцев уже не было. «…Драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами…Так и процветала сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.     Именно глава «О корени происхождения глуповцев» начитает историю правления городом Глуповым, начинает многострадальную, смешную и печальную, историю русского самодержавия.

    Таким образом, необходимость этой главы в повествовании обусловлена. Более того, она дает представление о населении города Глупова, о том, какие градоначальники служили там и как они управляли своими подчиненными.

Можно сказать, что сатира Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» не знает пределов.

Но иначе и нельзя было охарактеризовать историю «одного города», а вернее, одного государства, на разных этапах его становления и развития.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / История одного города / Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00038801184864250488

"История одного города": анализ произведения по главам

Название города, «история» которого предлагается читателю, — Глупов. Нет на карте России такого города и не было его никогда, — а всё же был… И был — всюду. А может быть, он и не исчезал никуда, несмотря на фразу, которой автор-летописец заканчивает своё повествование: «История прекратила течение своё»? Да может ли такое быть? И не эзопова ли это лукавая усмешка?..

В русской литературе непосредственно предшествовала щедринской «летописи» пушкинская «История села Горюхина». «Если Бог пошлёт мне читателей, то, может быть, для них будет любопытно узнать, каким образом решился я написать Историю села Горюхина» — так начинается пушкинское повествование.

А вот начало текста «От издателя», якобы нашедшего в «глуповском городском архиве» «объёмистую связку тетрадей, носящих общее название “Глуповского Летописца”»: «Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края)… но разные обстоятельства препятствовали этому предприятию».

Но вот «Летописец» найден. Собранный с древних времён материал в распоряжении «издателя». В обращении к читателю определяет он содержание «Истории».

Прочитайте текст «От издателя» полностью, дабы вы убедились, что каждое слово там особое, отливает своим блеском и сливается в общем сверкании с другими, один фантастически-реальный (гротескный) образ, едва возникнув на странице, теснится уже следующим, и лучшее, что можно сделать, — стать читателем летописи Глупова, этого до странности знакомого всем нам города.

Читайте также:  Краткое содержание преданный друг оскара уайльда за 2 минуты пересказ сюжета

Структура самого читаемого произведения Щедрина непроста. За главой «От издателя» следует «Обращение к читателю» — текст, написанный прямо от лица «архивариуса-летописца» и стилизованный под язык XVIII века.

«Автор» — «смиренный Павлушка, Маслобойников сын», четвёртый архивариус. Заметим, что из трёх прочих архивариусов двое — Тряпичкины (фамилия взята из «Ревизора» Гоголя: так Хлестаков называет своего приятеля, «пописывающего статейки»).

«О корени происхождения глуповцев»

«О корени происхождения глуповцев», глава, открывающая «Летописец», начинается с выдуманной цитаты, подражающей тексту «Слова о полку Игореве». Историки Н. И. Костомаров (1817—1885) и С.М.

Соловьёв (1820—1879) упомянуты здесь потому, что придерживались прямо противоположных взглядов на историю Руси и России: по Костомарову, главным в ней была стихийная народная деятельность («серым волком рыскал по земли»), а по Соловьеву, русская история творилась только благодаря деяниям князей и царей («шизым орлом ширял под облаками»).

Самому писателю чужды были обе точки зрения. Он считал, что русская государственность может твориться только путём организованного и сознательного народного движения.

«Опись градоначальникам»

«Опись градоначальникам» содержит пояснения к дальнейшим главам и краткий перечень градоначальников, повествования о правлении которых развёртываются далее. Не следует думать, что каждый градоначальник есть сатирический образ одного конкретного «самодержца».

Это всегда образы обобщённые, как и большая часть текста «Истории одного города», но есть и чёткие соответствия. Негодяев — Павел I, Александр I — Грустилов; Сперанский и Аракчеев, приближённые Александра I, — отразились в персонажах Беневоленском и Угрюм-Бурчееве.

«Органчик»

«Органчик» — центральная и самая известная глава книги. Так прозван градоначальник Брудастый, обобщающий самые зловещие черты деспотизма. Слово «брудастый» относится с давних пор исключительно к собакам: брудастый — имеющий бороду и усы на морде и обычно особенно злобный (чаще о борзом кобеле).

Органчиком же назван он потому, что в голове у него был обнаружен музыкальный инструмент, механизм, производящий всего одну фразу: «Не потерплю!» Глуповцы называют Брудастого ещё и прохвостом, но слову этому, уверяет Щедрин, никакого определённого значения не придают.

Значит, таковое у слова есть — так писатель обращает ваше внимание на это слово и просит разобраться. Разберёмся.

Слово «прохвост» появилось в русском языке при Петре I от «профост» — полковой экзекутор (палач) в немецкой армии, в русской же употреблялось до 60-х годов XIX века в том же значении, после — смотритель военных тюрем. «Лондонскими агитаторами» в публицистике 60-х годов XIX века называли А. И. Герцена и Н.П.

Огарёва — русских революционных публицистов, издававших в Лондоне газету «Колокол». Карл Простодушный — подобный Органчику персонаж средневековой истории — реально существовавший французский король, низложенный вследствие своих неудачных войн.

Фармазоны — франкмасоны, масоны, члены общества «вольных каменщиков», весьма влиятельного в Европе начиная со Средних веков.

«Сказание о шести градоначальницах»

«Сказание о шести градоначальницах» — замечательно написанная, уморительно смешная, блестящая сатира на императриц XVIII века и их фаворитов-временщиков.

Фамилия Палеологова — намёк на супругу Ивана III, дочь последнего византийского императора династии Палеологов Софью. Именно этот брак дал основание русским владыкам сделать Россию империей и мечтать о присоединении Византии.

Имя Клементинка де Бурбон — намёк на то, что французское правительство помогало Елизавете Петровне взойти на русский престол. Упоминание труднопроизносимых выдуманных фамилий польских кардиналов здесь же — вероятно, намёк на Смутное время и польскую интригу в русской истории.

«Известие о Двоекурове»

«Известие о Двоекурове» содержит намёки на царствование Александра I и особенности его личности (двойственность, противоречивость намерений и их осуществления, нерешительность до трусости). Щедрин подчёркивает, что ему глуповцы обязаны повинностью употребления горчицы и лаврового листа.

Двоекуров же — предок «новаторов», которые вели войны «во имя картофеля».

Намёк на Николая I, сына Александра I, введшего на Руси картофель в голодные времена 1839—1840 годов, что вызвало «картофельные бунты», жестоко подавлявшиеся военной силой вплоть до самого мощного крестьянского восстания в 1842 году.

«Голодный город»

«Голодный город». Градоначальник Фердыщенко правит Глуповом в этой и двух следующих главах. Выслушав поучение священника об Ахаве и Иезавели, Фердыщенко обещает народу хлеба, а сам вызывает в город войска. Возможно, это намёк на «освобождение» крестьян в 1861 году, проведённое так, что вызвало недовольство и помещиков, и крестьян, оказавших сопротивление реформе.

«Соломенный город»

«Соломенный город». Описана война между «стрельцами» и «пушкарями». Известно, что в мае 1862 года в Апраксином дворе произошли знаменитые петербургские пожары. Обвинили в них студентов и нигилистов, но, возможно, пожары были провокацией. Глава — более широкое обобщение. В ней есть и намёки на наводнение 1824 года в Петербурге.

«Фантастический путешественник»

«Фантастический путешественник». Фердыщенко пускается в путешествие.

Обычаем русских самодержцев было пускаться время от времени в путешествия по стране, во время которых местные власти усиленно изображали преданность народа властителям, а цари даровали милости народу, часто весьма незначительные.

Так, известно, что по распоряжению Аракчеева во время объезда военных поселений Александром I из избы в избу переносили одного и того же жареного гуся.

«Войны за просвещение»

«Войны за просвещение» — описывает «самое продолжительное и самое блестящее» правление, судя по многим признакам, Николая I. Василиск Семёнович Бородавкин — образ, как и все, собирательный, но некоторые черты эпохи отчётливо намекают в первую очередь на этого монарха. Историк К. И. Арсеньев — наставник Николая I, совершивший с ним путешествие по России.

Походы на Стрелецкую слободу вновь уводят нас в XVIII век, но обобщают периоды следующего столетия — борьбу монархов против масонов, «дворянской фронды» и декабристов.

Есть намёк, кажется, и на Пушкина (стихотворец Федька, «оскорбивший виршами» почтенную родительницу Василиска).

Известно, что после возвращения Пушкина из ссылки в 1826 году Николай I сказал ему в личной беседе: «Довольно ты подурачился, надеюсь, теперь будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне всё, что сочинишь, отныне я сам буду твоим цензором».

Поход на слободу Навозную подразумевает колониальные войны русских царей. Повествуя об экономическом кризисе в Глупове, Щедрин называет имена экономистов журнала «Русский вестник» — Молинари и Безобразова, любое положение выдававших за процветание.

Наконец, походы «против просвещения» и для «уничтожения вольного духа», датированные годом революции во Франции (1790), указывают на Французскую революцию 1848 года и вспыхнувшие революционные события в европейских странах — Германии, Австрии, Чехии, Венгрии.

Николай I вводит войска в Валахию, Молдавию, Венгрию.

«Эпоха увольнения от войн»

Глава «Эпоха увольнения от войн» посвящена в основном царствованию Негодяева (Павел I), «сменённому» в 1802 году, согласно «Описи», за несогласие с Чарторыйским, Строгановым и Новосильцевым.

Названные вельможи были близкими советниками Александра, сына убитого императора.

Они-то и ратовали за введение конституционных начал в России, но что это были за начала! «Эпоха увольнения от войн» представляет эти «начала» в их подлинном виде.

На смену Негодяеву приходит Микаладзе.

Фамилия грузинская, и есть основания думать, что здесь имеется в виду император Александр I, при котором произошло присоединение к России Грузии (1801), Мингрелии (1803) и Имеретии (1810), а то, что он потомок «сладострастной царицы Тамары», — намёк на его мать Екатерину II.

Градоначальник Беневоленский — вершитель судеб России, имевший огромное влияние на Александра I, — М.М. Сперанский. Ликург и Дра́кон (Дра́конт) — древнегреческие законодатели; выражения «драконовы правила», «драконовские меры» стали крылатыми. Сперанский же был привлечён царём к составлению законов.

«Оправдательные документы»

В последней части книги — «Оправдательные документы» — приведена пародия на законы, составленные Сперанским. Беневоленский закончил свою карьеру так же, как и Сперанский, его заподозрили в измене и сослали.

Наступает власть Прыща — градоначальника с фаршированной головой.

Это обобщающий образ, и благополучие глуповцев при Прыще Щедрин недаром сравнивает с жизнью русичей при легендарном князе Олеге: так сатирик подчёркивает вымышленный, небывалый характер описываемого благоденствия.

«Поклонение мамоне и покаяние»

Речь идёт теперь об обывателях — о самих глуповцах. Указывается на исключительность их выносливости и жизнеспособности, ведь они продолжают своё существование при перечисленных в «Летописце» градоначальниках.

Продолжается и череда последних: Иванов (снова Александр I, речь идёт даже о двух вариантах его погибели: сравните легенду о добровольном отказе Александра I от власти, инсценировке им своей смерти в Таганроге и тайном уходе в монашество), затем — Ангел Дорофеич Дю-Шарио (Ангел — прозвище того же монарха в кругах близких и приближённых, Дорофеич — от Дорофей — дар Божий (греч.), следом — Эраст Грустилов (опять царь Александр I). Под разными иносказательными именами перечисляются возлюбленные Александра и их влияние на его правление. Появление обобщённого образа Пфейферши (прототипы — баронесса В.Ю. фон Крюгенер и Е.Ф. Татаринова) отмечает начало второй половины царствования Александра I и погружение «верхов» и общества в тёмный мистицизм и социальное мракобесие. Предаваясь в компании мистически-спиритических великосветских дам покаянию, реальный царь исчезает в никуда.

Читайте также:  Краткое содержание гейне германия. зимняя сказка за 2 минуты пересказ сюжета

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Весь этот мистический сброд и бред разгоняется вновь возникшим некогда обиженным офицером (Угрюм-Бурчеевым — Аракчеевым (1769—1834), «угрюмым идиотом», «обезьяной в мундире», впавшим в немилость при Павле I и вновь призванным Александром I).

Первая часть главы посвящена борьбе его за воплощение безумной идеи военных поселений для содержания армии в мирное время, вторая — критике русского либерализма.

Аракчеев, расцветший в годы «освобождения» крестьян от крепостного права, возмущал Щедрина беспринципностью, идеализмом и непоследовательной осторожностью, пустозвонством и непониманием реалий российской жизни.

В список мучеников либеральной идеи, приведённый в последней главе книги, и их деяний попадают и декабристы, к деятельности которых Щедрин не мог не относиться иронически, зная Россию и понимая, насколько фантастичными были упования декабристов на свержение самодержавия с помощью их тайных обществ и восстания на Сенатской площади.

Последним в ряду градоначальников, описанных в «Летописце», назван Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — образ, вновь возвращающий нас к Николаю I. «Утверждал, что он отец своей матери. Вновь изгнал из употребления горчицу, лавровый лист и прованское масло…» Таким образом, история города Глупова в «Летописце» возвращается на круги своя. Всё в ней готово к новому циклу. Особенно ясен этот намёк в утверждении Архистратига о том, что он отец своей матери. Фантасмагорический гротеск прочитывается ясно.

Заключая повествование о великой книге М.Е. Салтыкова-Щедрина, заметим только, что, читая её, нужно иметь в виду высказывание Тургенева об авторе: «Он лучше всех нас знал Россию».  

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/istorija_odnogo_goroda_analiz_proizvedenija_po_glavam/77-1-0-2217

Главы из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города". Уроки литературы в 8 классе

Урок 35. М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои

Урок 36. М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического в романе

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»
(ОТРЫВОК): СЮЖЕТ И ГЕРОИ


  • УРОК 35
  • Основное содержание урока
  • Основные виды деятельности.
  • СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  • I. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, государственном чиновнике

Основное содержание урока. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, государственном чиновнике. Художественно-политическая
сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина,
бичующего основанный на бесправии народа строй. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики,
проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.
1. Актуализация имеющихся знаний о М. Е. Салтыкове-Щедрине: — Какие факты биографии писателя вам известны?
— Какие его произведения вы уже читали?
— Каковы сюжеты и проблемы сказок Салтыкова-Щедрина?
— С какими городами России связан жизненный путь Салтыкова-Щедрина? (Петербург, Тверь, Рязань, Вятка, Пенза, Тула и др.)
— Что вам известно о происхождении псевдонима писателя — Н. Щедрин? 2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Салтыкова-Щедрина (писатель, редактор, издатель, государственный чиновник), его портретах и памятниках с включением сообщений учащихся.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин»
Вопрос Тезис
Какие пороки общественного устройства России выявил
Салтыков-Щедрин?
Почему он считал крепостное право главным бедствием русской действительности?
Какие порядки обличал писатель в чиновничьей государственной машине?
Против чего направлен роман «История одного города»?
Какую черту русского национального характера писатель
считал вредной?
Какие перспективы развития России «предсказывал» Салтыков-Щедрин?
  1. III. Обобщающая беседа:
  2. IV. Фрагменты романа в актёрском исполнении Групповая работа:

  3. Группа 1.
  4. Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент романа с начала главы до слов «Тогда надумали искать себе князя».
  5. Составьте лексические и историкокультурные комментарии к словам и выражениям: о корени происхождения, Гиперборейское море, толокно, принесли повинную,
    соложённое тесто, пошехонец, острог.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Докажите, что Салтыков-Щедрин отличался высочайшей честностью и любовью к угнетённому народу. Какие способы улучшения жизни в России осуществлял писатель?

Ответы на вопросы 4 и 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие действия головотяпов автор изображает сатирически? Почему? *Какими способами в повествовании создаётся комический эффект?

*Жителей каких русских земель автор иносказательно именует ироническими названиями древних племён? (См.: комментарий к главе «О корени происхождения глуповцев».)

Группа 2.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент романа со слов «Он нам всё мигом предоставит…» до слов
«…как нет порядку, да и полно».

Ответы на вопросы 2 и 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: торная дорога, своей розни не покидают, начал учить их жезлом, володеть, раскастил, не замай, чухломец, онучи. Объясните смысл устойчивых выражений: чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися, как свои
пять пальцев знал, шапками закидали.

Почему два первых князя не захотели «володеть» головотяпами? Докажите, что
они изображены сатирически. *Какими способами создаётся комический эффект?

  • Группа 3.
  • Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент романа со слов «Тогда надоумил всех Петра Комар…» до слов
    «…отпустил от себя с честию».
  • Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: новотор, выжига, голова бесталанная,
    просил алтын да деньгу, давали грош да животы, ну его к ляду, отсель, помыкать.
  • Объясните смысл устойчивых выражений: на кривой их объехал, на попятный.

Ответы на вопросы 1 и 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Каким изображён «умной-преумной» князь? *Почему в его описании автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Докажите, что головотяпы изображены сатирически.

*Как в главе отразилась летописная легенда о добровольном «призвании» на Русь трёх варяжских князей (см.: комментарий к главе «О корени происхождения глуповцев»).

  1. Группа 4.
  2. Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент романа со слов «Шли головотяпы домой и воздыхали…» до конца главы.
  3. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: воздыхали неослабляючи, вопияли сильно; такали мы такали,
    да и протакали; пали ниц, собрать хабару, палтусина, сычуги, одоевец, Кромы, шуянин, стерляди, Старица, калязинец; несть
    глупости горшия, яко глупость.
  4. В чём комизм выражений: зарезался огурцом, на грош постных яиц купил, на полу сыпаAл (спал) и тут не упал.

Ответы на вопросы 6 и 8 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Докажите, что вор-новотор изображён сатирически. *Какие события истории России напоминает его деятельность?

IV. Рассказ учителя о комментарии Б. М. Эйхенбаума к «Истории одного города»

(см. комментарий ниже).

V. Толкование главы на основе фрагментов из Эйхенбаума.

Практическая работа. Устная характеристика глуповцев. Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Устная характеристика глуповцев
Черты глуповцев Примеры
Происхождение и образ жизни головотяпов
Смысл названия племени
Какие порядки обличал писатель в чиновничьей государственной машине?
Детали портрета головотяпов
Поступки, отражающие глупость головотяпов
Речь головотяпов
Оценка головотяпов другими персонажами
Авторское отношение к головотяпам
В ы в о д

VI. Объяснение учителем иносказательного подтекста поступков
глуповцев и намёков автора на жителей разных русских местностей
(см. комментарий Эйхенбаума).

  • VII. Обобщающая беседа:
  • Итоговый вопрос
  • Домашнее задание
  • Индивидуальные задания.
  • Подготовить пересказ глав романа «Опись градоначальникам…», «Известие о Двоекурове», «Фантастический путешественник».

Ответы на вопросы 1, 3, 5, 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». *Почему повествование связано с русскими летописями и ведётся от лица летописца? Как вы понимаете финальные строки главы? Прокомментируйте реплику «запорю» и выражение «исторические времена». Какую картину отношений между властью и народом показывает автор в главе «О корени происхождения глуповцев»?
Как в главе отразилось отношение автора к современным ему порядкам?
Выполнить задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя». Письменно ответить на итоговый вопрос урока. Подготовить пересказ фрагмента главы о трёх князьях, которых головотяпы звали ими «володеть».

*Подготовить исторические справки к главам на основе Б. М. Эйхенбаума (см. комментарий ниже).

Групповые задания.

Найти в словаре литературоведческих терминов определения понятий ирония, гипербола, гротеск (см.: http://www.gramma.ru).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» (ОТРЫВОК):
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В РОМАНЕ


  1. УРОК 36
  2. Основное содержание урока
  3. Основные виды деятельности.

Источник: http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-8-kl-s-shedrin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector