Первое значимое сочинение нобелевского лауреата, шедевр под названием «Один день Ивана Денисовича» – одно из самых известных произведений не только в библиографии писателя Солженицына, но и всей советской литературы периода «оттепели».
В повести, в новаторском для того времени сочинении, Александр Исаевич пронзительно отобразил жизнь людей, оказавшихся волею судьбы в прочных сетях ГУЛАГа.
Лейтмотивом книги стал триумф человеческого духа над моральным и физическим насилием, умением оставаться собой в самых сложных жизненных обстоятельствах.
Краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Сюжет строится вокруг описания одного дня заключенного Ивана Денисовича Шухова. Это стало яркой иллюстрацией того, как складывалась повседневная жизнь осужденных в лагере.
Фронтовик крестьянского происхождения по имени Иван Денисович Шухов обвинен в шпионаже и репрессирован. Он был призван в армию сразу же после начала войны с фашистскими захватчиками. Зимой 1942 года его подразделение попало в окружение, а сам боец оказался в числе плененных немцами.
Через некоторое время Шухов бежал и кое-как добрался до своих. После того, как он рассказал о своем пребывании в плену, беднягу признали диверсантом и сослали уже в советский лагерь. Во время работ и кратковременного отдыха заключенный Шухова вспоминает свою довоенную деревенскую жизнь.
Иногда до Ивана Денисовича доходят письма от жены, из которых мужчина делает вывод, что на воле тоже несладко.
Действие большого рассказа занимает ровно один день, но в нем настолько емко вместилась вся панорама лагерной жизни, что произведение стало своего рода ее энциклопедией.
Список и характеристика героев рассказа «Один день Ивана Денисовича»
- Шухов Иван Денисович – заключенный Щ-854 , по профессии каменщик, на воле у него есть супруга и две дочери.
- Цезарь – блатной зэк непонятной национальности, до попадания в лагерь работал в кинематографе.
- Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир, бывший военный, уволен из армии за кулацкое происхождение.
- Кильдигс Ян – плотник из Прибалтики, которому дали 25 лет.
- Фетюков – «шакал», лагерный прихлебатель.
- Кавторанг — репрессированный морской офицер.
- Алешка – верующий, баптист по вероисповеданию.
- Гопчик – хитроватый, но безобидный 16-летний парень.
Краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича» подробно
Ровно в пять утра по лагерю раздается сигнал подъема. Зэк Шухов никогда его не пропускал, просыпался заранее, но нынче он приболел. По причине того, что слишком долго вставал с нар, ему угрожают карцером. Но в комендатуре провинившегося заставляют мыть полы в надзирательской, а бригада тем временем остается в бараке.
На завтрак выдают баланду из рыбы и капусты, кашу из кукурузы. Перекусив, Шухов идет в санчасть. Молодой фельдшер, бывший студент-литератор, выдает заключенному Щ-854 термометр. Градусник показывает, что у Шухова поднялась температура. Медик предлагает занедужившему остаться и дождаться прихода доктора, но все же мимоходом советует идти на работу.
Шухов заходит в барак за своей пайкой. Хлеб он разделяет пополам. Одну прячет под фуфайку, вторую – в матрац. Рядом читает Евангелие Алешка, умеющий в случае чего книжку засунуть в щель в стене, и ее пока проверяющие не обнаружили.
Вот бригада выходит на улицу. «Шакал» Фетюков выпрашивает у блатного Цезаря дать курнуть табачку, но тот делится куревом с Шуховым. При проверке личных вещей заключенных на морозе заставляют расстегиваться: проверяют, не ли у кого ножа, хлеба, не прячут ли письма. Вскоре колонна зэков выходит маршем на работы.
Юнец по прозвищу Гопчик, которого посадили за помощь бандеровцам, напоминает Шухову его скончавшегося сына. Паренек пытается сохранить силы и работать не перенапрягаясь. Сам Иван Денисович уже почти отбыл свой срок.
На перекуре мужчина вспоминает, как ушел из дома 23 июня 1941 года, воевал, попал в плен к немцам, а потом бежал, пробился до своих частей и был обвинен в шпионаже.
Вспомнил и тот день, когда его избивали в контрразведке, а потом отправили в лагерь…
Пришло время обеда. Работягам, как обычно, не докладывают порции. Многое достается «шестеркам», а все лучшие продукты присваивает повар. На обед также приготовлена овсянка – любимое сытное блюдо заключенных. Шухову удается перехитрить кашевара и ухватить лишнюю порцию. После обеда по дороге Иван Денисович подбирает кусок ножовки.
Их бригада – как большая семья: все знают свою работу, тяжело трудятся до захода небесного светила. Бригадир полушутя отмечает активность Шухова, и говорит, что такого специалиста им никогда не найти, когда Иван Денисович выйдет на свободу.
К концу дня зэка возвращаются в лагерь. Их обыскивают, проверяя, не утащили ли они чего со стройки. Шухов нащупывает в своем кармане кусок ножовки, который нашел днем и уже об этом забыл. Он решает спрятать находку в рукавицу на свой страх и риск, а позже изготовить сапожный нож, чтобы обменять его на продукты. При проверке ножовку не обнаруживают.
Шухов занимает очередь Цезарю за посылкой. Сам он посылок не ждет: он договорился с женой, что ей и детям продукты и вещи нужнее, а он как-нибудь переживет. За услугу Цезарь отдает Шухову ужин. В письмах жена рассказывает Ивану Денисовичу о том, что происходит в их деревне. Все хозяйство держится на женщинах. Мужики приноровились делать фальшивые ковры и продавать их городским.
Шухов подрабатывает пошивом тапочек и ремонтом ватников. На вырученные средства заключенный Щ-854 покупает табак и прочие необходимые для жизни товары.
Цезарь просит у Шухова изготовленный из ножовки ножик и снова становится должником своего соседа по нарам.
Когда начинается проверка, Иван Денисович соображает, что оставленную в бараке посылку Цезаря могут стащить.
Тогда он научает Цезаря, как спрятать присланные харчи, а после проверки старается вернуться первым в барак и проследить за их сохранностью. Благодарный Цезарь угощает товарища печеньем, сахаром и колбасой.
Заходит разговор с баптистом Алешей о вере в бога. Алешка утверждает, что нужно молиться даже в тюрьме и радоваться, что здесь есть возможность и время о душе подумать. Шухов в ответ молчит. Он уже и не знает, хочется ему на волю или нет.
Засыпая, Шухов думает, что день сложился очень неплохо. Ведь в карцер его не посадили, бригаду на трудную работу не выгнали, в обед удалось взять лишнюю пайку, бригадир закрыл хорошую процентовку, с куском ножовки не попался, заработал вечером у Цезаря гостинцев и табачком обзавелся. К тому же не заболел.
Кратко об истории создания произведения «Один день Ивана Денисовича»
Повесть про Шухова Солженицын написал в 1959 году. Впервые произведение было напечатано в облегченном варианте через 3 года в журнале «Новый мир». В то время главным редактором издания был известный советский поэт Александр Твардовский.
После выхода произведения в свет писатель Солженицын обрел мировую известность. Книга получила настолько широкий резонанс, что, по мнению многих литературоведов, повлияла как на развитие современного искусства, так и на ход истории.
Изначально автор намеревался назвать сочинение «Щ-854» – в честь номера главного героя в лагере.
В 1970-м финский постановщик Каспар Вреде снял фильм по мотивам мини-повести. Образ Ивана Денисовича воплотил на экране британский актер Том Кортни. К 2020 году планируется выход российской версии знаменитого произведения с режиссером Глебом Панфиловым и Филиппом Янковским в главной роли.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/solzhenitsyn/odin-den-ivana-denisovicha
Краткое содержание «Один день Ивана Денисовича»
«Один день Ивана Денисовича» — рассказ о заключенном, который описывает один день его из его жизни в заключении, которых три тысячи пятьсот шестьдесят четыре. Краткое содержание — ниже ????
Главный герой произведения, действие которого происходит в течение одного дня, – крестьянин Иван Денисович Шухов. На второй день после начала Великой Отечественной войны он ушел на фронт из родной деревни Темгенево, где у него осталась жена с двумя дочерьми. У Шухова еще был сын, но он умер.
В феврале тысяча девятьсот сорок второго года, на Северо-Западном фронте, группа воинов, в составе которой был и Иван Денисович, попала в окружение врага. Помочь им было невозможно; от голода солдатам приходилось даже есть копыта мертвых лошадей, размоченные в воде.
Вскоре Шухов попал в немецкий плен, однако ему вместе с четырьмя сослуживцами удалось оттуда сбежать и добраться до своих. Однако советские автоматчики двух бывших пленных убили сразу же. Один умер от ран, а Ивана Денисовича отправили в НКВД.
По итогам быстрого следствия Шухова отправили в концентрационный лагерь – ведь каждый человек, побывавший в плену у немцев, считался вражеским шпионом.
Иван Денисович отбывает срок уже девятый год. Восемь лет он сидел в Усть-Ижме, а теперь находится в сибирском лагере. За долгие годы у Шухова отросла длинная борода, а зубов стало в два раза меньше.
Он одет в телогрейку, поверх которой — подпоясанный веревочкой бушлат. На ногах у Ивана Денисовича ватные брюки и валенки, а под ними – две пары портянок.
На брюках чуть выше колена — лоскуток, на котором вышит лагерный номер.
Самой главная задача в лагере — избежать голодной смерти. Заключенных кормят противной баландой – похлебкой из замерзшей капусты и маленьких кусочков рыбы. Если постараться, можно получить лишнюю порцию такой баланды или же еще одну пайку хлеба.
Некоторым заключенным даже приходят посылки. Одним из них был Цезарь Маркович (то ли еврей, то ли грек) — мужчина приятной восточной внешности с густыми, черными усами. Усы заключенного не сбрили, так как без них он бы не соответствовал приложенному к делу снимку. Когда-то он хотел стать режиссером, но так и не успел ничего снять – посадили.
Цезарь Маркович живет воспоминаниями и ведет себя как культурный человек. Он разговаривает о «политической идее» в качестве оправдания тирании, а иногда во всеуслышание ругает Сталина, называя его «батькой усатым». Шухов видит, что на каторге более свободная атмосфера, чем в Усть-Ижме. Можно говорить о чем угодно, не боясь, что за это увеличат срок.
Цезарь Маркович, будучи практичным человеком, сумел приспособиться к каторжной жизни: из присылаемых ему посылок умеет «сунуть в рот, кому надо». Благодаря этому он работает помощником нормировщика, что было довольно-таки легким делом.
Цезарь Маркович не жадничает и со многими делится продуктами и табаком из посылок (особенно с теми, кто каким-либо образом ему помогал).
Иван Денисович все же понимает, что Цезарь Маркович пока еще ничего не смыслит в лагерных порядках. Перед «шмоном» он не успевает унести посылку в камеру хранения. Хитрому Шухову удалось сберечь присланное Цезарю добро, и тот не остался перед ним в долгу.
Наиболее часто Цезарь Маркович делился припасами с соседом «по тумбочке» Кавторангом – морским капитаном второго ранга Буйновским. Он ходил вокруг Европы и по Северному морскому пути. Однажды Буйновский в качестве капитана связи даже сопровождал английского адмирала.
Тот остался под впечатлением от его высокого профессионализма и после войны отправил подарок на память. Из-за этой посылки в НКВД решили, что Буйновский является английским шпионом. Кавторанг находится в лагере не так давно и еще не утратил веру в справедливость.
Несмотря на привычку командовать людьми Кавторанг не отлынивает от лагерной работы, за что пользуется уважением всех заключенных.
Есть в лагере и тот, кого никто не уважает. Это бывший конторский начальник Фетюков. Он совсем ничего не умеет делать и способен лишь таскать носилки. Фетюкову не приходит никакой помощи из дома: жена ушла от него, после чего сразу же вышла замуж за другого. Бывший начальник привык есть вдоволь и поэтому часто попрошайничает.
Этот человек уже давно потерял чувство собственного достоинства. Его постоянно обижают, а иногда даже бьют. Фетюков не в состоянии дать отпор: «утрется, заплачет и пойдет». Шухов считает, что таким людям, как Фетюков, невозможно выжить в лагере, где нужно уметь себя правильно поставить.
Сохранение собственного достоинства необходимо только потому, что без него человек теряет волю к жизни и вряд ли сможет протянуть до конца срока.
Сам Иван Денисович не получает из дому посылок, потому что в родной деревне и без того голодают. Паёк он старательно растягивает на целый день, чтобы не испытывать чувства голода. Не чуждается Шухов и возможности «закосить» лишний кусок от начальства.
В день, описываемый в повести, заключенные работают на строительстве дома. Шухов не уклоняется от работы. Его бригадир, раскулаченный Андрей Прокофьевич Тюрин, по итогам дня выписывает «процентовку» — лишнюю хлебную пайку.
Работа помогает заключенным после подъема не жить в мучительном ожидании отбоя, а наполнить день каким-то смыслом. Радость, приносимая физическим трудом, особенно поддерживает Ивана Денисовича. Он считается лучшим мастером в своей бригаде.
Шухов грамотно распределяет свои силы, что помогает ему не перенапрягаться и эффективно работать в течение всего дня. Иван Денисович работает с увлечением. Он рад, что сумел припрятать обломок пилы, из которого можно сделать маленький ножичек.
С помощью такого самодельного ножа легко заработать на хлеб и табак. Однако охрана регулярно обыскивает заключенных. Нож могут отобрать при «шмоне»; этот факт придает делу своеобразный азарт.
Один из заключенных – сектант Алеша, которого посадили за его веру. Алеша-баптист переписал в записную книжку половину Евангелия и сделал для нее тайник в стенной щели. Еще ни разу при обыске Алешино сокровище не было обнаружено.
В лагере он не утратил веры. Алеша говорит всем, что нужно молиться, чтобы Господь снял злую накипь с нашего сердца. На каторге не забывают ни о религии, ни об искусстве, ни о политике: заключенные переживают не только о насущном хлебе.
Перед сном Шухов подводит итоги дня: в карцер его не посадили, на строительство Соцгородока (в морозное поле) работать не отправили, кусок пилы спрятал и на «шмоне» не попался, во время обеда лишнюю порцию каши получил («закосил»), купил табака… Так выглядит почти счастливый день в лагере.
И таких дней у Ивана Денисовича – три тысячи пятьсот шестьдесят четыре.
Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-odin-den-ivana-denisovicha/
Краткое содержание книги «Один день Ивана Денисовича» для читательского дневника (А. И. Солженицын) | Литерагуру
«Один день Ивана Денисовича» — эмоционально тяжелое произведение, которое трудно осилить до конца даже в сокращении, ведь основные события из книги просто ужасают читателя.
Но этот жестокий сюжет, к сожалению, является позорной страницей нашей отечественной истории.
Очень краткий пересказ повести поможет быстро вспомнить ее и применить факты из книги в качестве аргументов для сочинения.
(649 слов) Прерывистый звон от ударов молотка о рельсы, свет трех слабо горящих фонарей пробивается сквозь завесу снега – так начинается очередной день в исправительно-трудовом лагере, проще – ГУЛАГе. Шухова, главного героя повести, с утра знобит.
Из-за неожиданной хвори он не успевает встать с нар по сигналу надзирателя, и за это получает трое суток кондея с выводом. Хорошо еще, что с выводом: и горячее еще дадут, и задумываться некогда в работе.
По дороге к карцеру надзиратель Татарин отправляет Шухова убраться в надзирательской вместо наказания, и это считается большой удачей.
Заключенный бежит в столовую, чтобы успеть хоть что-то перехватить до работы. Фетюков, однобригадник Шухова, стерег ему нехитрый завтрак: баланда на овощах и остатках рыбы и магара (каша из кукурузы), с которых не наешься, даже если выпросить добавку.
Пока оставалось немного времени, Иван Денисович перебежками в тридцатиградусный мороз направляется в санчасть, потому что озноб и ломота до сих пор не проходят. Молодой фельдшер, который вовсе и не врач, а арестованный студент литературного института, измерил заключенному температуру.
«Видишь, …, тридцать семь и две. Было бы тридцать восемь, так каждому ясно. Я тебя освободить не могу», – Шухов молча покидает санчасть.
Герой возвращается в свой барак, где получил пропущенный утром паек с хлебом. Разделив его на 2 части, чтобы успеть немного поесть позже, Шухов прячет их в телогрейку и под матрац.
Заключенные занимаются своими делами: баптист Алешка перечитывает Евангелие вслух, скорее даже не для себя, а для сокамерников.
Иван Денисович готовится в работе и достает худые портянки, истертые рукавички, тряпочку с веревками, чтобы хоть как-то обмотать тело. И вовремя, потому что бригадир уже выгоняет всех на работу.
Перед тем, как выйти за пределы зоны, заключенных обыскивают. Лейтенант Волковой, которого даже начальство боится, приказал расстегнуть все, даже нижние рубахи, и это-то на ледяном ветру. У зэка Цезаря отобрали байковую рубаху, у Буйновского – жалкий напузник. Он из последних сил возмутился:
Вы права не имеете людей на морозе раздевать! Вы девятую статью уголовного кодекса не знаете!
Знают, прекрасно знают, только ничего с этим не поделать. За эту выходку Буйновский получил 10 суток в БУРе, но Волковов приказал оформить его вечером, после работы: пусть сначала отработает на морозе, а потом в карцер.
По дороге Шухов вспоминает последнее письмо жены. Она пишет, что в селе теперь мужчины ушли в красили. По трафаретам они переводят картинки на старые простыни, а после продают городским.
Может, когда Иван Денисович вернется, и он пойдет к красилям? Он почти отбыл свой срок, другим зэкам оставалось в разы больше. Его упрятали в места не столь отдаленные за измену Родине.
Он вырвался из немецкого плена с товарищем, еле живые добрались они к своим, рассказали, что из плена бегут, а здесь их приняли за немецких шпионов.
С такой историей, как считали следователи, только шпионы и возвращаются, которые сначала в плен сдались, потом задание получили и вернулись к своим вражеские поручения исполнять. Какое только поручение, следователь с Шуховым так и не придумали, и, чтобы не забили его насмерть, подписал он признание и поехал отбывать срок.
Работала 104-ая бригада сегодня на недостроенной ТЭЦ. Шухов и Кильдигс слыли лучшими мастерами, и работалось им вместе хорошо. Молоденький Гопчик, которого посадили за то, что он «бендеровцам в лес молоко носил», услужливо помогал Ивану Денисовичу, а тот думал, что этот украинский парубок так похож на его покойного сына.
Шухов припрятал в предыдущие дни для себя мастерок, и с ним работается ему легче и приятнее. 104-ая шуховская бригада – как одна семья, работа кипит, где друг другу подсобят, где инструментом поменяются. Вот и вечер уже, а Иван Денисович и не заметил – заработался.
На вечернем шмоне он опомнился, что несет на зону припасенный для работы ножичек, а за такое до 10 дней карцера дадут. Но на досмотре ему повезло, и лезвие в рукавице не заметили. Уже на зоне Шухову удалось прикрыть перед бригадиром Цезаря, за что нашему герою перепала еще одна порция на ужине.
Так же он подработал у Цезаря и купил табаку.
Засыпал Иван Денисович довольным. Прошел еще один день из положенных трех тысяч шестисот пятидесяти трех, почти счастливый.
Елизавета Весна
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-knigi-odin-den-ivana-denisovicha-dlya-chitatelskogo-dnevnika-a-i-solzhenitsyn/
Солженицын, Краткое содержание Один день Ивана Денисовича
Краткое содержание
Действие рассказа происходит во времена сталинских репрессий, когда в лагерях ГУЛАГа оказывались миллионы людей, попавших под подозрение, уличенных в неблагонадежности.
Это страшное время, когда действовал негласный закон: «не ты, так тебя». Иван Денисович Шухов оказывается под тяжелым молотом репрессий. Его, как «государственного преступника» и «шпиона», арестовывают и отправляют в лагерь.
Иван Денисович — фронтовик. Он ушел на фронт буквально с первых дней войны. Уже 23 июня 1941 года он взял на себя тяжелое бремя защитника Отечества, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было.
Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели». Он испытал все тяготы войны. Не понаслышке знал, как обращалось советское государство со своими солдатами. Они оказались по сути брошенными на произвол судьбы. Собственными силами они вырвали свои жизни у врага. Их оставили на верную смерть.
Так Иван Денисович попадает в немецкий плен. Он и его товарищи хлебнули из чаши невзгод. Но Шухову удается сбежать. По своей неосторожности он рассказывает о своем пребывании в плену.
В то время все пленные считались шпионами, потенциальными врагами советского государства, так как могли рассказать правду о другой жизни, о других законах и порядках. Его рассказ — это прямая дорога в концлагерь.
В лагере он вспоминает мирную довоенную жизнь в деревне. Он пишет письмо родным, жене, в котором отказывается от посылок. Они ему и не приходят. Это явно указывает на то, что в деревне тоже голодают, и вполне возможно, что больше, чем в самом лагере.
Письма жены показывают совсем нерадостную картину: крестьяне вынуждены раскрашивать ковры и продавать их горожанам. Этим и кормиться. Все повествование охватывает временное пространство в один день.
Но в этом дне — вся жизнь лагерная, со всеми подводными камнями, со всеми тяготами, лишениями, унижениями.
Перед читателем проходит галерея социальных типажей. Кавторанг — бывший морской офицер, репрессированный; Цезарь — бывший кинодеятель, интеллигент. Даже в лагере он получает некоторые льготы и, в сравнении с остальными арестантами, живет по-барски.
Он получает посылки, которые у него не отнимают, к нему не так строги при работе. Среди арестантов и старик-каторжанин, видавший виды еще в царских тюрьмах, и латыши, эстонцы — «буржуазные националисты», и баптист Алеша, который высказывает самые разнообразные идеи о боге, и Гопчик — совсем юный, ему еще шестнадцать лет.
Все это представители народа. Сам Шухов здесь свой, он крестьянин.
Солженицын изображает и людей совсем иного рода. Это начальники лагеря. В первую очередь начальник Волков. Он устанавливает свой миропорядок в лагере.
Автор рисует мелкие детали лагерного быта. Основной круг жизненных приоритетов связывается с едой. Того, чем кормят в лагерной столовой, едва-едва хватает на то, чтобы хоть немного согреться. На завтрак, обед и ужин одна и та же неизменная баланда, состоящая из мерзлой капусты, мелкой рыбы.
Добавочная порция баланды — это большая удача. А вот лишняя пайка хлеба или порция табака — это уже роскошь, которая редко перепадает. Для этого надо славно потрудиться, выслужиться. Да и это не всегда бывает по заслугам оплачено. Арестанты вынуждены идти на самые разнообразные хитрости и уловки, чтобы добыть кусок хлеба.
Приходится выслуживаться перед такими признанными авторитетами, как Цезарь. Но для многих из заключенных важно до сих пор сохранить свое человеческое достоинство, остаться верным себе, сохранить в себе человека. Это важно не только для душевного равновесия, но и прямым образом связано с проблемой выживания.
Если человек теряет волю, то он неизбежно погибает.
Еще один вопрос мучает заключенных — это вопрос об отношении к подневольному труду. В людях уже давно нет чувства протеста, на него у них просто не хватает сил.
Работа для них — это очередной способ для выживания. Чтобы не замерзнуть, люди идут и идут на работу, даже соревнуются бригада с бригадой.
Это не только согревает, но и добавляет азарта, а значит, сокращает время до конца очередного дня.
Солженицын изображает и таких людей, в которых не умерло еще удовольствие от работы. Некая поэтика присутствует в описаниях работы по строительству дома той бригадой, где работает Шухов.
Это целое искусство — правильно распределить свои силы так, чтобы не переусердствовать в работе.
И еще большее искусство — это умение в процессе этой работы показать себя так, чтобы заработать лишний паек.
И в работе нужна хитрость. Каждый кусочек пилы ценится на вес золота. Из таких кусочков лагерные жители умело мастерят маленькие ножички. Это способ заработать еду, табак, вещи.
Высокое искусство заключается и в том, чтобы не попасться охраннику, утаить от него свои «заначки». Здесь идет жестокая игра: кто кого ловчее и хитрее. Ведь охранник был вправе сделать с заключенным все что угодно. И даже расстрелять за нарушение тюремного режима. А потому обмануть охранника — это тоже искусство, искусство выжить.
Описываемый день Ивана Денисовича — очень удачный для него день. Он не попал на трудные работы. Ему удалось избежать карцера, он сумел раздобыть себе лишнюю порцию каши. «Бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
- Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
- Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
- Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…».
На этой странице искали :
- солженицын один день ивана денисовича краткое содержание
- один день ивана денисовича краткое содержание
- краткое содержание один день ивана денисовича
- один день ивана денисовича очень краткое содержание
- один день ивана денисовича краткое
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/solzhenicyn-kratkoe-soderzhanie-odin-den-ivana-denisovicha.html
«Один день Ивана Денисовича» (А. Солженицын)
Цитата: «Всё ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь».
История создания
Это первое опубликованное произведение Александра Исаевича Солженицына. Оно произвело фурор и обеспечило писателю мировую известность. Анна Андреевна Ахматова писала, что каждый гражданин Советского Союза обязан выучить эту повесть наизусть.
Проблематика: нравственная (жизнь человека в нечеловеческих условиях).
Смысл названия: Солженицын говорил, что ещё в тюремном лагере у него зародилась такая мысль: описать один день лагерной жизни. И в этом дне будет вся жизнь заключённого, ведь у него изо дня в день всё повторяется.
Первоначально автор планировал назвать повесть «Щ-854 (Один день одного зэка)», имея в виду, что в лагере у людей не было имён — только номера (номер Ивана Денисовича был Щ-854), а заключённые на тюремном жаргоне называются зэками.
Впоследствии Солженицын изменил название на более нейтральное, дающее возможность включить дни Ивана Денисовича в общечеловеческий контекст: имелось в виду, что каждый из читателей может при известном стечении обстоятельств стать таким Иваном Денисовичем Шуховым и провести в аду три тысячи пятьсот шестьдесят три дня.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (рассказ).
Жанровые особенности: современное литературоведение не пришло к единой мысли в отношении жанровой принадлежности «Одного дня Ивана Денисовича»: это произведение относят то к повестям, то к рассказам.
Если с рассказом «Один день Ивана Денисовича» роднит небольшой объём, то энциклопедичность в описании лагерной жизни, разных заключённых, видов работ, различных угроз и радостей свидетельствует, что перед нами всё же повесть.
Время и место действия: действие повести происходит в советском каторжном лагере; описан один день из жизни заключённого. Пространство лагеря как бы исключено из жизни, исторического времени в нём тоже нет — только срок заключения.
Действующие лица
- Иван Денисович Шухов (Щ-854) — лагерный заключённый; в прошлом — крестьянин, воевавший в рядах Советской армии, пленённый немцами, бежавший из плена и арестованный как шпион.
- Цезарь Маркович — лагерный заключённый; в прошлом деятель кинематографической отрасли. По сравнению с Иваном Денисовичем живёт в лагере очень хорошо: работа у него более лёгкая, к тому же — обильные продуктовые посылки.
- Баптист Алёша — лагерный заключённый; арестован за религиозные убеждения.
- Кавторанг — лагерный заключённый; в прошлом — морской офицер.
- Гопчик — лагерный заключённый; юноша шестнадцати лет.
- Фетюков — лагерный заключённый; опустившийся человек, попрошайка.
- Волков — начальник лагеря.
Краткое содержание
Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать.
В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать.
Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.
Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.
А кто-то (например, Цезарь Маркович) и в лагере живёт лучше других: Цезарь Маркович получает большие продуктовые посылки.
Иван Денисович подсказал ему, что в бараке еду оставлять нельзя, и благодарный Цезарь Маркович даёт Шухову возможность подработать.
Описаны и другие типы заключённых: «буржуазные националисты» из Эстонии и Латвии, религиозный Алёша, юный репрессированный Гопчик… Самые разные люди, представители всех возрастов и национальностей.
Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.
Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.
В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите первоначальный вариант названия повести.
Ответ. «Щ-854 (Один день одного зэка)».
Из приведённого ниже перечня выберите три проблемы, которые подняты в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Запишите цифры, под которыми они указаны.
- человеческое достоинство
- потеря памяти, амнезия
- права женщины
- противостояние человека и государства
- труд как средство унижения человека
Ответ. 145. Из рассказа видно, как человеку в условиях лагеря сложно остаться человеком, как заключённых принуждают к тяжёлому и непродуктивному труду, как государство вступает с человеком в противоборство — и побеждает.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoodin_den_ivana_denisovicharaquo_a_solzhenicyn.html
Краткое содержание “Один день Ивана Денисовича Пересказ 2” Солженицын
В пять часов утра зэк Иван Денисович Шухов слышит, как бьют подъем. Он никогда не валяется в постели по утрам долго, потому что время до завтрака считается личным временем заключенного, и можно переделать какие – то дела, “услужить” кому-то, т. е. подработать (подать сухие валенки на койку, подмести в каптерке и т. д.).
Но сегодня Шухову нездоровится, и он даже задумывается, не сходить ли в санчасть (обычно он не обращается за медицинской помощью, следуя зэковской заповеди “в лагере погибает, кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто… ходит стучать”. Дежурный Татарин угрожает отправить Шухова в карцер.
Тот поспешно собирается, но выясняется, что Татарин просто решил заставить его вымыть пол в каптерке.
Когда ему пеняют на то, что он неумело моет пол (должно быть, не видел, как это делают бабы), Шухов отзывается, что его “от бабы отставили в сорок первом году (т. е. он сидит уже восемь лет), и он уже вообще забыл, каковы бабы собой. После мытья пола Шухов спешит в столовую есть баланду.
Он не заходит в барак, где выдают пайки хлеба: так он думает сэкономить хлеб на вечер. Его миску стережет Фетюков “из последних бригадников, поплоше Шухова”. “Баланда не менялась ото дня ко дню, зависело – какой овощ на зиму заготовят.
В летошнем году заготовили одну соленую морковку – так и прошла бригада на чистой моркошке с сентября до июня.
А нонче – капуста черная. Самое сытное время лагернику – июнь: всякий овощ кончается и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут… В любой рыбе он ел все: хоть жабры, хоть хвост, и глаза ел, когда они на месте попадались, а когда вываривались и плавали в миске отдельно – большие рыбьи глаза, – не ел. Над ним за то смеялись”.
Из дому Шухов получает письма редко, сам имеет право написать только два письма в год.
От жены письма приходят не вполне Шухову понятные (она пишет, что многие из их деревни отказались работать в колхозе, а занялись странным и прибыльным промыслом – крашением ковров, и что муж по возвращении тоже станет “красилем”, и семья наконец выкарабкается из нищеты). Посылок Шухов просит ее не присылать, не отрывать от детей.
В санчасти фельдшер Коля Вдовушкин отказывает Шухову в освобождении от работы: у того температура невысокая, список из двоих освобожденных на сегодня уже отдан, а больше двоих фельдшер не имеет права освобождать. Сам Вдовушкин занимается в санчасти “левой” работой.
Сюда его, не имеющего медицинского образования бывшего студента литературного института, определил доктор Степан Григорьевич. “Степан Григорьевич хотел, чтоб он написал в тюрьме то, чего ему не дали на воле”.
Шухов в составе своей сто четвертой бригады отправляется на работы.
В бараке он зашивает сэкономленную пайку в матрас. Один из соседей Шухова Алешка-“баптист” читает чуть слышно Евангелие: “Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или как вор, или злодей, или как посягающий на чужое, А если как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за такую участь”.
Алешку арестовали и дали двадцать пять лет только за то, что он и его собратья-баптисты верили в Бога и молились. Во время шмона, который устраивается по приказу начальника режима Волкового, отбирают “лишнюю” одежду (на зэке все должно быть казенное): у однобригадников Шухова Цезаря Марковича – байковую рубаху, у Буйнов – ского (бывшего капитана второго ранга) – жилет.
Буй – новский, бывший офицер, пытается заявить свои права, но ему начисляют десять суток строгого карцера.
Через ворота зэки выходят пятерками, их несколько раз пересчитывают. У каждого на одежде имеется номер, по которому к нему обращаются. По именам (а тем более по имени-отчеству) обращаются только в своей бригаде. На улице минус тридцать, но зэки должны работать и на морозе: работы отменяются только при минус сорока.
Бригадир сто четвертой, тертый “лагерный волк”, сидящий уже не первый срок, – Андрей Прокофьевич Тюрин.
Он очень опытен в лагерных делах, умеет постоять за бригаду – найти более высокооплачиваемую работу, отстоять право работать в неотапливаемом помещении, а не на морозе и проч. Его отец был кулаком.
Когда отца арестовали, Андрей бежал из дому, год не имел известий от родных, уехал, определился в воинскую часть, стал отличником службы.
Но правда о его происхождении стала известна командирам, и Тюрина выдворили из части, практически без одежды, не снабдив никаким довольствием. Фетюков подбирает окурки из плевательницы, постоянно канючит что-нибудь, унижается. Ему не на кого надеяться и рассчитывать: на воле его семья от него отказалась.
Шухов и латыш Кильгас считаются лучшими мастерами в бригаде. Им бригадир и поручает придумать, чем закрыть окно в машинном зале, где бригаде предстоит сегодня класть кирпичную стену.
Кильгас находит кусок толя, и они с Шуховым закрывают стекло (от окна сильно дует).
Бригадир знает о том, что за такое самоуправство им грозит карцер, и всем объявляет, что окно уже было закрыто до прихода сто четвертой.
Бригада работает очень слаженно, потому что “не каждый за себя”. Ответственность у зэков коллективная, поэтому, чтобы не подводить товарищей, каждый старается выполнить свой участок работы, не халтуря. Бригадир отправляется “закрывать процентовку”, за него остается помощник – молодой, веселый украинец Павло.
Во время обеда Шухову удается “закосить” две лишних порции на бригаду. Одну он отдает Павло, другую съедает сам.
Фетюков бродит по столовой, высматривая, не оставил ли кто-нибудь из зэков в миске овсяной каши, чтобы вылизать посуду. “Шакалить Фетюков всегда мастак, а закосить бы смелости не хватило”.
Шухов относит в контору Цезарю его кашу. Цезарь рассуждает с другим каторжанином об искусстве, вспоминает фильм Эйзенштейна “Иван Грозный”.
После обеда работа даже увлекает бригадников. Шухов – признанный мастер, отличный каменщик, работа у него спорится, он кладет кирпичи не только быстро, но и аккуратно. Непривычный к работе такого рода Буйнов – ский сначала отстает, но вскоре втягивается и учится быстро подавать раствор.
Появляется строительный десантник Дэр, москвич, бывший работник министерства, а здесь – инженер, поучающий иногда каменщиков, как надо класть кирпичи (чем вызывает у них смех). Он грозит Тюрину карцером за толь на окнах, но бригадир дает ему достойный отпор, к тому же за Тюрина вступается Павло с лопатой.
Перепуганный Дэр обещает сказать, что “все так и было”. Шухов так увлекается, что забывает про недомогание и даже досадует на то, что рабочий день такой короткий.
Даже в зоне он ухитряется заиметь собственный мастерок, который не сдает вместе с прочими инструментами, а каждый раз перепрятывает, чтобы на следующий день ему было удобнее работать.
Шухов со своим напарником, глухим Сенькой, прибегают к воротам одними из последних, чем чуть было не вызывают на свои головы гнев конвоя и пятисот зэков, которые в ожидании мерзнут на морозе.
Во время вечернего шмона Шухову удается пронести в лагерь кусок ножовочного полотна, из которого умелец Иван Денисович собирается сделать ножичек (а это – дополнительный заработок, потому что ножи иметь запрещено, но они постоянно требуются).
Шухов торопится занять для Цезаря очередь на почту'(Цезарю пришла посылка, и Шухов рассчитывает, что он чем-нибудь отблагодарит его за услужливость). Цезарь уступает Шухову свой ужин.
В столовой Шухов близко сталкивается со стариком-лагерником, которого не коснулась ни одна амнистия, который сидит “несчетно”, но несмотря ни на что, не кладет свою пайку на грязный стол, а подстилает чистую тряпочку.
После “сытного” ужина Шухов отправляется в седьмой барак к латышу, который приторговывает табаком. На свои, заработанные услужливостью и ремеслом в зоне два рубля, Шухов покупает у него два стакана самосада и направляется в барак. В бараке Цезарь с Буйновским “разделывают” посылку. Шухов тихо залезает на нары, ждет, что угостят и его.
За Буйновским приходит надзиратель, забирает его (по утреннему приказу) в карцер. Цезарь раскладывает продукты по нарам, и в это время объявляют проверку. Шухов учит Цезаря, как сохранить в такой ситуации посылку от разграбления, помогает ему “доглядеть” за продуктами, и Цезарь делится с ним печеньем, колбасой и сахаром.
Одно печенье Шухов отдает Алешке, который опять читает Евангелие. Шухов благодарит Бога за то, что миновал еще один день. Алешка говорит, что Шухов напрасно не дает своей душе воли: ведь она просится молиться, а Шухов уверяет, что он неверующий и вспоминает попа из своей деревни.
Поп имел четыре семьи, распоряжался большими деньгами, которые тянул из прихожан, и вообще подавал пример вопиющей безнравственности. Шухов твердит, что “сколько не молись, сроку не скинут”. Алешка возражает, что Шухову надо радоваться тому, что он в тюрьме и может здесь думать о Боге и о душе, потому что на воле его вера заглохнет. “Засыпал Шухов вполне удовлетворенный.
На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…”
Краткое содержание “Один день Ивана Денисовича Пересказ 2” Солженицын
Источник: https://soch.biographiya.com/kratkoe-soderzhanie-odin-den-ivana-denisovicha-pereskaz-2-solzhenicyn/
«Один день Ивана Денисовича» Солженицына в кратком изложении на Сёзнайке.ру
Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г.
, на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было.
Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих.
Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.
Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне.
Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере.
Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.
Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.
Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.
Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой.
Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других.
При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает.
Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду.
Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замерзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда.
Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, — одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство.
Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи… В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое искусство.
Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
В конце повести даётся краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6388-odin-den-ivana-denisovicha-soljenicina-v-kratkom-izlojenii
«Один день Ивана Денисовича» краткое содержание
Действия рассказа происходят зимой 1951 года и обхватывают события одного единственного дня Ивана Денисовича — заключенного Российского политического лагеря. Попал он туда будучи невиновным, что являлось совершенно обычной историей среди заключенных лагеря. Еще рядовым солдатом он был взят в плен фашистами и несколько лет провел в немецком лагеря.
Ему удалось сбежать, но после возвращения на родину он тут же был обвинен в шпионаже и отправлен на место заключения. В этом лагере он провел уже без малого 8 лет, еще два планировалось отсидеть, но вернуться сорокалетний мужчина уже не мечтал: из лагеря еще не выходил никто, стоило сроку подойти к концу, как его тут же увеличивали.
Это утро началось в пять утра с объявлением подъема. На улице стоял дичайший холод, в бараке, где жили заключенные, было едва ли теплее. Вставать главный герой не хотел, так как чувствовал приближение болезни.
В это утро их группу должны были закрепить за новым зданием, но из-за лютых морозов это было проблемно. Бригадир должен был договориться об отсрочке перехода за взятку.
Во время завтрака Ивана Денисовича встретил тюремщик и сообщил ему о трех днях заключения в карцер за несвоевременный подъем. Уводили его на глазах у всех.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В качестве наказания мужчина должен был отмыть полы одного из бараков, чему он был доволен: в этом бараке было тепло. После работы под чутким надзором он вернулся в столовую и смог насладиться скудным завтраком.
После у мужчины была запланирована встреча с латышем, что обещал продать ему самосад, однако важнее было пойти в санчасть. В санчасти его встретил фельдшер Коля, который хоть и знал, что Иван Денисович больным не притворяется, освободить от работы его не смог, так как были люди в куда более плохом состоянии.
Пришлось идти на стройку. По пути мужчина смог получить дополнительную пайку и прошел ежедневную проверку на наличие запрещенных предметов. Работа в этот день кипела, Ивану Денисовичу досталась укладка стен. Во время работы мужчина вспомнил о том, что с наступлением нового года имел право на два письма.
Семья у него была: две дочери и жена, что ждали его уже долгие годы с тех пор, как летом 1941 года он ушел на войну.
В письмах, что слала ему два раза в год жена, женщина выражала огромные надежды на его возвращение, рассказывая о том, как мужчины в их селе зарабатывали созданием фальшивых ковров.
Она надеялась на то, что муж ее по возвращению тоже смог бы этим заниматься, но тот был более прагматичным: жульничать он не умел и не хотел.
По отсутствию посылок из дома мужчина понимал, что в селе его семья голодала ни чуть не меньше, чем он здесь. В этих размышлениях он работал до полудня. Позже был небольшой перерыв, на обед давали овсянку, Ивану Денисовичу повезло: ему досталась двойная порция.
После обеда работали до самого вечера. Параллельно с работой мужчина размышлял о хитростях, с помощью которых можно было не замерзнуть, не привлечь охрану, но и не перетрудиться. После окончания рабочего дня мужчина ненадолго остался на стройке, чтобы полюбоваться на проделанную работу.
После отбоя Иван Денисович долго сидел на койке и медленно курил, не желая засыпать. Слишком уж хороший выдался день: и за кражей ножовки не поймали, и болезнь отступила, и сигареты купить удалось. Да и в карцер его не отправили. Прекрасный был день.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/odin-den-ivana-denisovicha-kratkoe-soderzhanie.html