Меню статьи:
Среди рассказов Лескова следует отметить произведение «Однодум» – повесть о необычном человеке, не отклонившемся от своих убеждений и построившем жизнь по тому, во что верил.
Начало жизни Алексашки Рыжова
В семье Рыжовых, проживающих в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии родился мальчик, которого назвала Алексашка. Позже его называли Александр Афанасьевич Рыжов. Семья жила в очень бедном доме, который по оценке «ничего не стоил». Когда мальчик был еще маленьким, умер кормилец семьи, оставив вдову с ребенком на руках.
Мать Алексашки была сильной и доброй женщиной и довольно скоро нашла возможность заработка. Она пекла пироги и продавала их на рынке, чем они с сыном и кормились. Мать и сын преданно любили друг друга.
Матери Саши предлагали выйти замуж после смерти мужа, но она отказалась, посвятив жизнь воспитанию сына, который вырос крепким, рослым и сильным.
Когда мальчик подрос, мать отвела его к дьяку, чтобы тот научил его читать и писать.
В четырнадцать лет Алексашка решил, что «негоже» сидеть на шее у матери и начал искать работу. Его взяли «пешим» почтальоном, и он переносил пешком письма из соседнего города Чухлома в родной Солигалич. Сумка для почты была не тяжела для сильного паренька, но он всегда носил с собой увесистую книгу Библию, которую постоянно читал.
Александр читал ее при всяком удобном случае, на отдыхе по дороге и дома. Он очень любил читать Библию и больше ни одной книги не читал. Многие книги Библии он знал наизусть. Больше всего любил книгу пророка Исайи. Иногда, впечатленный прочитанным, он стоял у дуба, где отдыхал в дороге и проповедовал пустоши и болоту изречениями из пророка.
Когда Рыжов повзрослел, а «пешую почту» решили сменить на конную, он пришел к городничему, как к высшей власти в городе и попросился на место квартального полицейского, чтобы следить за порядком и городничий взял его на эту должность.
В то время в России место квартального оплачивалось так низко, что на эту зарплату казалось невозможным прожить, и все же должность считалась престижной, потому что квартальный имел возможность брать «подарки». Взятки брали все и, конечно же, делились с городничим. Власти наказывали только тех, кто начинал брать слишком много и сильно притеснять народ.
Работа в новом звании
Александр Афанасьевич расставил торгующих на рынке, причем матери своей дал не самое лучшее место, а одинаково со всеми. Когда торгующие стали приносить ему «дары», он наотрез отказался, удивив всех.
Городничий узнал, что Александр Афанасьевич не берет даров и понял, что и самому от него не дождаться подарков. Он стал притеснять полицейского.
После тщательных проверок и выяснений, городничий узнал об Александре все и удивился, что тот «до Христа дочитался», то есть прочитал всю Библию.
Удивительно, что в то время даже грамотные верующие не читали Библию и прочитать ее всю казалось странным, хотя именно Библия является основой христианской веры.
Вместо того, чтобы удивляться тому, кто не прочитал Библию, люди считали странным всякого, кто ее прочел.
В народе бытовало мнение, что от тех, кто «до Христа дочитался» никому вреда не будет и городничий успокоился, понимая, что Александр Афанасьевич будет строг к себе, но не станет устраивать начальству неприятности.
Рыжов много лет трудился на своем посту и уступил, когда ему сказали, что теперь его матери нельзя продавать пироги. Вскоре старушка умерла, автор предполагает, что она ощутила себя ненужной, лишившись возможности работать.
Городничий придумал новое препятствие – сказав, что Александр не может быть квартальным, если не женится. На самом деле начальник надеялся, что жена сможет настоять, чтобы его подчиненный стал брать взятки.
Парень нашел невесту – дочь женщины, которую считали колдуньей.
Молодая женщина согласилась жить с ним в нищете, но не предавая того, во что он верил. Она много работала в огороде, ткала, вязала чулки, собирала летом грибы и сушила. Но даже солить не могла, потому что зарплата мужа не позволяла купить соль.
Рыжов установил порядок в доме, при котором она говорила ему: «Вы», а он ей «ты», он был господином, которому она прислуживала за столом. Данное упоминание также показывает, как был научен автор, ведь Христос говорил, что никто не должен называться господином и превозноситься над ближними, но данное нарушение кажется автору истинным, что говорит о его воспитании и восприятии мира.
Женщина ни словом, ни движением не противоречила мужу. Она работала на него, но постель у них была общей.
Также аккуратно как Рыжов относился к своей службе, он прилежно изучал Библию и записывал мысли в большую тетрадь, которую озаглавил: «Однодум». Мужчина аккуратно записывал свои наблюдения и выводы.
В семье героя повести родился ребенок, но они продолжали жить на ту самую зарплату, едва сводя концы с концами. Ничто не заставило Александра Афанасьевича изменить тем принципам, в которые он верил.
Жена втайне от мужа насолила груздей, приняв в подарок мешочек соли от торговца. Александр Афанасьевич побил жену и отдал бочонок груздей торговцу, добавив: «Делай с ним что угодно»
Воспитание и уровень развития автора позволило ему описать праведника, способного за провинность и непослушание побить женщину. У автора не возникло внутреннего конфликта, значит, в то время это казалось ему нормальным, несмотря на то, что противоречило библейским принципам.
Также, описывая семейную жизнь полицейского, автор говорит о том, что никто не знал, любила ли его жена. Главное, что она оставалась ему верна.
Понятие христианского учения, которому был научен автор, позволяло также называть праведником человека, в доме которого любовь была под вопросом.
Это выглядит необычным и даже странным, если знать, что база учения Христа – это любовь к людям и ко всем ближним в первую очередь.
Если помнить слова Апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»
Но в глазах автора поведение его героя не противоречит понятию «праведник», что говорит о том, что автор научен и наставлен в определенных рамках понимания жизни и Библии.
Приезд губернатора
Спустя годы поменялся губернатор края, который устроил «чистку рядов» от тех, кто брал много взяток и притеснял народ. В опалу попал также и городничий Солигалича. Новый губернатор не торопился назначать чиновников на освободившиеся места, чтобы в спешке не поставить таких же или худших. Он приказал младшим чинам временно занять освободившиеся места и ожидать его приезда в город.
Таким образом, Александр Афанасьевич временно оказался на месте городничего. Подписывая указы и распоряжаясь, Рыжов ничего не изменил в своей жизни.
Он даже форму себе не заказал, потому что его зарплата не позволяла купить одежду, а подарков он не принимал и на посту городничего.
Александр Афанасьевич даже место за столом главы города не занял, продолжая подписывать бумаги за своим столом у входа, объясняя это тем, что в старом, заплатанном «бешмете» не прилично садиться за стол начальника.
Когда подошло время посещения губернатора, весь город готовился. Обычно городничий заставлял всех жителей менять заборы, красить и белить все. Но Рыжов сказал, что не будет обременять бедняков напрасно, а губернатор пусть увидит, как живут люди по-настоящему.
Все руководство города было озабочено тем, чтобы заставить Александра Афанасьевича переодеться в парадную одежду, но он был упрям и подарков не принимал.
Прошел слух о губернаторе как о «надменной фигуре» и каждый знал, что от городничего и от того, как тот примет начальство, зависит благосостояние города и расположение к нему губернатора.
Поэтому все горожане трепетали и пытались «воздействовать» на квартального, временно замещающего городничего.
С трудом согласился Рыжов только на то, чтобы покрасили городской шлагбаум и то только потому, что протопоп предложил, чтобы его покрасил откупщик «из усердия», потому как он был в числе провинившихся.
Никто не мог придумать, как заставить градоправителя снять его залатанный крестьянский бешмет. Протопоп придумал, чтобы заседатель дал на время Рыжову свой запасной мундир, чтобы встретить губернатора. На это градоначальник, наконец, согласился. Форму выпустили насколько это было возможно, но она была все же маловата рослому богатырю. Но Рыжова это нисколько не смущало.
Когда пришла весть, о том, что губернатор выехал из соседнего города, дежурные встали по дороге, чтобы сообщить начальству о приезде «надменной фигуры». Рыжов мог ждать посетителя дома, но он решил не утруждать людей и сам поехал к городскому шлагбауму ждать. Забыв о том, что тот покрашен, Рыжов облокотился на шлагбаум.
Когда вестник закричал: «Едет». Александр Афанасьевич вскочил на телегу, и все пришли в ужас – на его белых штанах отпечатались полосы краски, которой был покрашен шлагбаум. Рядом стоящие предложили ему снять испачканные рейтузы, но Рыжов поморщился и ответил: «Сюда начальству нечего глядеть», вскочил на телегу и помчался встречать губернатора.
Встретив их, городничий поехал перед повозкой губернатора, провожая начальство в город. Взгляд губернатора был прикован к странной фигуре впереди, в мундире явно с чужого плеча, а особенно к тому самому месту, куда смотреть ему было не положено. Он разглядывал отпечаток на белых штанах.
По обычаю, все должны были ехать к церкви, где гостя встречал протопоп с дьяком и другими. Рыжов остановил телегу, открыл дверцу кареты и Ланской, как всегда держа «надменную фигуру», вышел из кареты.
Конец XIX века подарил миру замечательный текст Николая Лескова, который называется «Тупейный художник». Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
Священник встретил губернатора как положено, но трясся от испуга. Ланской первым вошел в церковь, держась также гордо и прямо. Тут Рыжов не выдержал, потому что поведение губернатора противоречило всем представлениям его о богопочитании и уважении. Он догнал губернатора, схватил его за руку и громко воскликнул:
– Раб божий Сергий! Входи во храм Господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, – вот как! С этими словами он положил руку на спину губернатора и согнул его в поклоне, затем убрал руку и вытянулся «по струнке».
Губернатор удивился, но не стал противиться, как было положено, перекрестился и поклонился народу. Скоро он уехал на квартиру, которая была ему предоставлена.
В квартире Ланской принимал руководство города, решая дела. О Рыжове тоже расспросил:
«Что же он… вероятно, в помешательстве?» «Никак нет: просто всегда такой.» «Так зачем же держать такого на службе?» «Он по службе хорош». Получив объяснения, Ланской поинтересовался: «А как он насчет взяток: умерен ли?»
«Помилуйте, – говорит голова – он совсем ничего не берет…»
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/odnodum.html
Краткий пересказ повести "Левша" Лескова по главам: краткое содержание
Тульские мастера и Платов. Художник А. Константиновский |
Повесть «Левша» Лескова («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») — это выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой статье представлен краткий пересказ повести «Левша» по главам: краткое содержание «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе».
Смотрите:
— Краткое содержание (более сжатое)
— Все материалы по повести «Левша»
Глава 1 (Путешествие по Европе)
В 1814 году император Александр I путешествует по Европе, изучая достижения науки и искусства других стран. Царя сопровождает донской казак Платов. Александр I восхищается изобретениями и достижениями иностранцев. Но Платов не разделяет восторга царя и считает, что русские мастера не хуже иностранных.
Глава 2 (Визит в Англию)
Александр I и Платов приезжают в Англию, где им также показывают лучшие изобретения. Император снова восхищается увиденным. Платов по-прежнему повторяет, что русские мастера не хуже англичан.
Глава 3 (Англичане показывают блоху)
Чтобы впечатлить гостей, англичане показывают им свой шедевр – стальную блоху, которую видно только в микроскоп и которая танцует, если ее завести ключом. Александр I дает англичанам миллион за гениальное изобретение и получает от них блоху. Платов крадет у англичан микроскоп, чтобы блоху можно было разглядеть. Затем царь с Платовым возвращаются в Россию.
Глава 4 (Император Николай I узнает о блохе)
В 1825 году умирает Александр I. Шкатулка с блохой переходит к его брату – императору Николаю I. От Платова Николай узнает историю о блохе. Увидев чудо-блоху в микроскоп, император поручает Платову отвезти ее в Тулу. Царь надеется, что тульские мастера смогут превзойти англичан.Глава 5 (Платов привозит блоху в Тулу)
Платов приезжает в Тулу и просит мастеров придумать, как превзойти английских мастеров. Платов дает мастерам 2 недели.
Глава 6 (Мастера уходят из дома)
Получив задание от Платова, три лучших тульских мастера-оружейника уходят из дома в неизвестном направлении. Среди оружейников – косой мастер Левша.
Глава 7 (Поход в Мценск и работа над блохой)
Мастера приходят в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Отслужив молебен, они уходят домой. Мастера запираются в доме и две недели сидят, не выходя на улицу.
- Глава 8 (Платов возвращается за блохой)
- Глава 9 (Мастера идут к Платову)
- Глава 10 (Платов увозит Левшу в Петербург)
- Глава 11 (Платов сообщает царю о «неудаче»)
Спустя примерно 2 недели Платов возвращается в Тулу за блохой. Он просит позвать к себе трех мастеров, которым доверил работу.
Помощники Платова («свистовые») приходят к дому, где заперлись мастера. Три мастера никого к себе не пускают, поэтому помощники Платова срывают с дома крышу. Как раз в это время мастера завершают работу и идут к Платову.
Мастера вручают Платову стальную блоху. Платов не видит никаких изменений и ругается на мастеров. Обидевшись, оружейники отказываются объяснять Платову, в чем суть их изделия, и просят передать блоху прямо императору. Не доверяя мастерам, Платов везет с собой в Петербург одного из них, Левшу.
Приехав в Петербург, Платов сообщает императору, что тульские мастера не смогли ничего сделать лучше англичан. Император решает сам это проверить.
Глава 12 (Император проверяет блоху)
Император просит свою дочь завести блоху ключом, но блоха больше не танцует, как раньше. Платов бьет и ругает Левшу за обман. В ответ Левша советует найти самый сильный микроскоп и посмотреть на блоху.
Глава 13 (Подкованная блоха)
Император смотрит в самый сильный микроскоп, но также ничего не видит. Тогда Левша объясняет царю, что нужно смотреть на пятки блохи. Император наконец видит, что блоха подкована: мастера прибили к ее пяткам подковы. Император благодарит Левшу за его работу.
Глава 14 (Левша с блохой едет в Англию)
Левша объясняет царю, что в самый мощный микроскоп также можно разглядеть имена мастеров, выбитые на подковах. Имя самого Левши можно увидеть на гвоздиках, которыми прибиты подковы. Правда, таких микроскопов еще нет. Император велит отправить блоху в Англию, чтобы похвастаться русскими мастерами. Блоху в Англию везет сам Левша.
Глава 15 (Левша в Англии)
Левша привозит блоху в Лондон. Англичане видят, что русские мастера подковали блоху. Об этом тут же сообщают в газетах. Англичане просят Левшу остаться в Англии, чтобы учиться и работать, но Левша против, потому что он любит свою родину. Однако он соглашается погостить, чтобы осмотреть их заводы.
Глава 16 (Левша возвращается в Россию)
Англичане показывают Левше свои заводы. Левше нравится порядок и забота о рабочих в Англии. Левша замечает, что ружья у англичан сохраняются лучше, чем у русских. Наконец он отплывает в Россию, и в дороге очень скучает по родине. На корабле он знакомится с английским моряком («полшкипером»).
Глава 17 (Левша и англичанин)
В пути Левша и англичанин выпивают так много, что у них начинается белая горячка: они видят чертов и морских чудовищ. Однажды Левша чуть не оказывается за бортом. Буйных приятелей запирают в каюте до конца пути. В Петербурге они расстаются.
Глава 18 (Левша в Петербурге)
С корабля Левшу отвозят в квартал (полицейский участок). От плавания и пьянства он так слабеет, что не может говорить. Полицейские везут его в больницу, но его не принимают без документов. Его помещают в больницу для нищих, где кладут на пол.
Глава 19 (Смерть Левши)
Приятель Левши, англичанин «полшкипер», находит Левшу в больнице, лежащим на полу. Англичанин через Платова находит Левше доктора, но уже слишком поздно: больной находится при смерти. Перед смертью Левша просит передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичами и что русским тоже не стоит так делать. Левша умирает, но его совет так и не передают царю. Ружья продолжают чистить кирпичами и тем самым портить их.
Глава 20 (Память о Левше)
Проходит много лет. В Туле больше нет гениальных мастеров, потому что технический прогресс заменил людей машинами. Но такие гении, как Левша, навсегда останутся гордостью народа.
- Конец.
- Это был краткий пересказ повести «Левша» Лескова по главам: краткое содержание «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе».
- Смотрите: Все материалы по повести «Левша»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/levsha-leskov-kratkoe-soderzhanie-po-glavam.html
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
В конце восемнадцатого века в небольшом городе Солигалич, что принадлежал Костромской губернии, родился мальчик. Случилось это событие в семье канцелярского служителя Рыжова. Окрестили ребенка Александром.
Сашка рано остался без отца и был воспитан одной матерью. Семья жила бедно. Зарабатывала женщина на жизнь тем, что пекла пироги и подавала их на рынке.
Мальчик рос способным, учился грамоте у местного дьяка. Еще в те подростковые годы, когда освоил он науку письма, начал сочинять неграмотным старухам заупокойные воспоминания. Тем и зарабатывал. В четырнадцать лет приобщился Сашка к физическому труду, а в шестнадцать пошел трудиться в пешую почту.
Раз в неделю он относил корреспонденцию из Солигалича в Чухлому и возвращался назад. Работа была тяжелая, изнурительная и низкооплачиваемая. Но зато Александр много чего видел и слышал во время таких походов. Вся информация складывалась в юношеские думы. Но философом и поэтом Сашка Рыжов не стал.
Другой склад ума у него был.
Вырос Александр крепким и сильным парнем. Тяжелая сумка с почтой была для него абсолютно легкой, и Сашка носил с собой еще толстую книгу – Библию.
2
Александр выучил наизусть многие места из священного писания. Больше всего ему нравился пророк Исайя. Парень принял решение быть честным человеком перед Богом, а также перед людьми.
Проработал Рыжов на пешей почте двенадцать лет, пока людей не стали заменять лошадьми.
3
Как раз к тому времени в его родном городе умер квартальный, и Рыжову захотелось получить освободившееся место. Эта должность была не очень престижной, но Александру она нравилась. Для жителей уездного города квартальный был фигурой официальной, он лично получал указания от городничего. А от начальника города не так уж далеко до губернатора, за которым стоял император.
4
Должность квартального была выгодна человеку, который мог украсть с любого воза полено, несколько штук свеклы, да кочан капусты. Но, если человек был честным, то работа эта радости и больших денег не приносила.
Уже с первого дня Александр ретиво взялся за дело. Быстро стал наводить порядок не только на рынке, но и во всем городке. Он был суров и справедлив. Защищал слабых и несчастных, наглых и хитрых обманщиков наказывал, бродяг и тунеядцев устраивал на работу.
Взяток Александр Рыжов не брал принципиально. А тем, кто предлагал, пояснял, что Бог запрещает брать мзду. Но квартальный работал в одной связке с городничим, а тот был сильно заинтересован в подношениях. Вскоре возмутился городничий, что не получает мзду от квартального, и устроил ему гонение. Но, как ни старался, не мог найти, к чему придраться.
Однако городничий решил, что так просто не сдастся и снимет Александра с должности квартального.
Он пошел к попу, чтобы узнать, нет ли у Рыжова духовных грехов? Может, нерадив в чем-то был, а может колдовством занимался. Но поп, к разочарованию городничего, сказал, что каких-то явных грехов он за Рыжовым не замечал.
Разве что, тот подвержен пороку гордости. А попадья добавила, что Александр мог бы у алтаря стоять и проповеди читать.
5
Квартальный Рыжов честно нес свою службу, не пытался никому угодить. У него был один начальник – Бог. Перед ним и отчитывался мысленно Александр за каждое свое действие. Люди уважали Рыжова за принципиальность, но открыто этого не показывали. Все чаще подсмеивались и говорили, что квартальный у них эдакий чудак.
А городничий задумал Рыжкова женить. Говорил ему, что холостым быть не солидно, что не привязан тот ни к чему, а это – плохо. В любой момент возьмет свою Библию под мышку и уйдет. Но Александр отвечал, что присмотрел уже невесту.
6
Вскоре показал Рыжов свою избранницу. Местные жители узнали в ней дочку колдуньи и решили, что квартальный взял ее в служанки. Впрочем, так оно и было, только Рыжов еще и обвенчался с женщиной.
Отношение к своей жене у Александра было простое. Она – баба, и потому должна молчать, угождать и слушать мужа. О любви в такой ситуации никто не говорил. Жена хранила верность и немного побаивалась мужа. Да и жилось ей не плохо.
Вскоре в семье Рыжовых родился единственный сын. Женщина выкормила его, а воспитанием занимался отец.
Служил Александр верой и правдой, особо не заботясь о том, что думают про него люди. Свои верования он также держал при себе. Записывал только в книгу, на обложке которой было начертано: «Однодум».
Мало известно о том, что содержалось в этой рукописи, но об одной истории стоит рассказать.
7
В Костроме губернатором был назначен некий товарищ Ланской. Слыл он человеком добрым, в людях уважал честность. Вступив в должность, Ланской уволил многих чиновников, которые злоупотребляли своей властью. Также он выгнал городничего, при котором служил Рыжов. И Александра назначили начальником города.
Рыжов стал рьяно исполнять свои новые служебные обязанности. Правда, не захотел он пересесть в кресло городничего, объясняя это тем, что у него нет парадного платья. Но вот в город пришло сообщение, что скоро должен приехать Ланской.
8
В те времена от городничего зависело много. Он мог разгневать губернатора, но мог и привести его в прекрасное расположение духа. А люди были очень недовольны тем, что Рыжов совсем не заботился о своем внешнем виде. Этим он мог оскорбить такого важного человека.
9
Больше всего в это время горожане хотели перекрасить шлагбаум возле въезда в город, где городничий будет встречать губернатора, и переодеть Рыжова в костюм, который соответствует его должности.
Жители решили, что сделают это в складчину. Но Александр тут же отмел это предложение, сказал, что такие дары он не принимает. Тогда местный поп нашел выход и уговорил городничего надеть чужой костюм.
10
Встречать губернатора Рыжов пошел заранее. Он остановился возле покрашенного шлагбаума, где уже собрались любопытные, и вел с людьми беседу. Когда вдалеке показалась повозка губернатора, городничий направился навстречу. Тут люди заметили, что непросохшая на шлагбауме краска отпечаталась на штанах Рыжова.
11
В таком двусмысленном виде городничий встретил губернатора. Горожане боялись гнева высокого начальства, в этой ситуации уже каждый был сам за себя. Когда представители власти подъехали к церкви, поп благословил губернатора и окропил его святой водой.
Ланской зашел в храм. Рыжов шел за ним, закипая от гнева. Он был возмущен, что губернатор, никому не поклонившись, прошел к алтарю. Городничий схватил Ланского за руку и пригнул его голову.
12
Губернатор не подал виду, что чем-то недоволен. Наоборот, он перекрестился, повернулся и поклонился народу. Затем вышел из церкви и направился в арендованную для него квартиру. Там он собрал чиновников и начал расспрашивать их о Рыжове. Губернатор долго не мог поверить в то, что ему рассказали о городничем.
Ланской решил сам поговорить с Александром. Рыжков честно рассказал, что живет на десять рублей в месяц, взяток не берет, знания из Библии черпает. А решения принимает, следуя своей совести.
13
Губернатор уехал, а через какое-то время прислал для Рыжова орден вместе с грамотой. Александр Афанасьевич Рыжов прожил почти девяносто лет, исправно служа вере христианской.
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Старый гений», анализ рассказа Лескова
- «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
- «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
- «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
- По произведению: «Однодум»
- По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1224-odnodum-kratkoe-soderzhanie
“Однодум” Лескова в кратком изложении
Детство и юность Александра Рыжова
В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка.
Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка.
И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания.
Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз
в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом “думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бернса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, не поэтическая, а философская Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние.
Книга эта была Библия”.
Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.
Устройство на службу
Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место.
Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте.
“Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо”.
Рыжов с первого же дня службы “оказался по должности ретив и исправен”. Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным не брал взяток, отвечая так: “Мзду брать Бог запрещает”.
Городничий же, не получая от нового квартального подношений, “возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение”.
Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества.
Но протопоп отвечал, что “явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню ” А протопопица, смеясь, сказала мужу: “Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным”.
Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них “такой-некий-этакой”. Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.
Дневник Рыжова под названием “Однодум”
Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вел он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни.
Если происходило какое важное событие стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая все это собственными ми.
Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись “Однодум”.
Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.
Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком “соблазнительном” посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и “Однодумом”, так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав ее, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.
По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест первый владимирский крест, пожалованный квартальному. “И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: “Чудак!”
Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая все в своем “Однодуме”. И еще много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/odnodum-leskova-v-kratkom-izlozhenii/
Краткое содержание: Однодум
Юность Александра РыжоваАлександр Рыжов родился в семье мелкого канцеляра в городе Сологалич, Костромской губернии, во времена правления Екатерины II. Будучи ребенком, он потерял отца, так что дальнейшие годы он был под опекой матери, которая собственноручно пекла пироги и продавала на местных рынках.
Как и большинстве ребятишек, в те времена, обучался грамотности у местного бедного дьяка. Свои первые деньги стал зарабатывать написанием заупокойных грамоток старым бабушкам.
Первую физическую нагрузку испытал в возрасте 14 лет, а уже в шестнадцать лет устроился работать пешим почтальоном, и должен был раз в неделю ходить из родного города в Чухлому. Это была трудная работа, ведь путь был далек, а погода давала о себе знать, да и оплачивалась копейками.
По дороге он много раздумывал, и создавал свои сиротские думы. Они строились сами по себе, что придумал сам, что услышал. В таком состоянии он мог бы, без проблем, стать поэтом высокого класса. Но у Сашки было совсем другое мнение на жизнь, — не художественное, а философское.
Сумка почтальона была настолько тяжелой, но он носил еще другую сумку с большой книгой, которая повлияла на его становление. Эта книга называлась Библия. Он любил Исайю, и знал наизусть писания других пророков. Он с юность решил быть честным не только с Богом. но и с людьми, и совестно прожить свою жизнь
СлужбаРаботал он почтальоном около двенадцати лет, до того времени, когда пешую почту заменили конной. В родном городе умер квартальный, и он решился стать на его место. Занимаемая должность не была престижной, но в его городке стояла на четвертом месте. Работа была выгодна тому, кто с ловкостью мог стащить с подводы, парочку бураков, капусты. Но если ты не решался на такое, она была совсем не выгодной. Он быстро навел порядок не только на рынке, но и в городе. Защищал слабеньких, наглых наказывал, бродяг и лентяев быстро определял на работу. Самое странное, что он никогда не брал взяток, отвечая:»Бог запретил». Городничий, не получая от квартального доходов, стал осуществлять давление. Он не мог докопаться до ошибок в его службе, ведь их совсем не было, и тогда он попросил узнать, нет ли в его духовных пристрастиях роднения с грехом или еретичеством. Этого также не обнаружили.
Рыжов честно исполнял свой долг, не думал о том, что о нем думают, а в собственных мыслях давал отчеты Богу. Через тридцать лет безупречной службы он стал городничим.
Дневники Рыжова — «Однодум» Александр был увлечен одни делом. В свободное время он вел собственный дневник, в который записывал цитаты из Библии и свои мысли о жизни. Если происходили какие-то важные события, например, изменение власти, создание новых законов. то он записывал все это в большую тетрадь и дополнял своими ми. Сами тетрадки, при их заполнении, подшивал в общую обложку, на которой была огромное название — «Однодум». Многие интересовались о содержании тетрадки, но никому не удалось прочесть ее. Со временем, с появлением книг, Рыжов получил прозвище Однодум, с которым он и дожил свою жизнь. Когда в Костроме появился новый губернатор, то он посетил с инспектированием Солигалич. Он был очень удивлен, как на такой должности работает настолько честный человек. также особое внимание он обратил на его дневники. Прочитав ее, был приятно удивлен, ведь все написанное в книге Александра сбылось. Через два года, Рыжов получил известие о получении дворянского Владимирского креста. Это была первая награда такого ранга, подаренная квартальному. При получении ордена, он взглянул на него и сказал: «Чудак!»
Жизнь Александра Рыжова была очень интересной. Он прожил ее вместе с Богом по пути. На девяностом году жизни он умер. Каждый день он делал новые заметки в дневнике. Много лет после ухода с жизни Рыжова, люди вспоминали о нем, как о выдающем философе.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Однодум». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/leskov/odnodum/
Краткое содержание «Левша»
Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.
Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора.
Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.
Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.
Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
- Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
- Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
- Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
- Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
Чернышев – министр иностранных дел.
Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
В конце турне царь приезжает в Англию.
Глава 2
Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».
Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.
Глава 3
Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории».
Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники.
Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.
Глава 4
До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха.
Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.
Глава 5
Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.
Глава 6
Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.
Глава 7
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши.
Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом.
Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.
Глава 8
Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.
Глава 9
Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.
Глава 10
Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.
Глава 11
Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.
Глава 12
Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».
Глава 13
Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.
Глава 14
Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.
Глава 15
Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.
Глава 16
Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.
Глава 17
На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.
Глава 18
В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал.
Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли.
К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.
Глава 19
Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.
Глава 20
В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.
В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.
Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 13508.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова "Однодум"
Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
- учителя русского языка и литература
- МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
- Житниковой Галины Александровны
Тема урока: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»
Цели урока:
Образовательные:
1.Организовать деятельность обучающихся по анализу рассказа Н.С.Лескова «Однодум».
2.Учить обобщать, делать выводы при работе с текстом художественного произведения.
Воспитательные:
1.Вызвать интерес к исторической эпохе, необычной жизненной позиции главного героя.
2.Формировать потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.
Развивающие:
1.Содействовать умению строить монологические высказывания.
2.Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
Ход урока:
Значительное место в творчестве Н.С. Лескова занял большой цикл рассказов о «праведниках».
Создавая их, писатель опирался прежде всего на традиции древнерусской литературы, которая стремилась во многих своих творениях нарисовать радетелей за «правду» (жития святых).
Таким героям присущи чувство справедливости, жажда деятельного добра и сострадания, бескорыстие, готовность к самопожертвованию.
Лескову импонировали эти герои и их человеческие качества. Цель рассказов Лескова — ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством…».
Особой разновидностью «праведников» в художественном мире Лескова стали «чудаки», российские донкихоты (странники).
Таким героем донкихотовского склада у Лескова был «праведник» Рыжов из рассказа «Однодум», удивительный человек, выросший в бедности и сиротстве, философ и самоучка.
— Когда был опубликован рассказ «Однодум»?
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф.
Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
— Дайте характеристику эпохи, в которую жил герой произведения.
2.Историческая справка.
Характеристика эпохи, в которую жил герой произведения.
Ко времени царствования Екатерины 2 Российская империя благодаря преобразованиям Петра 1 стала мощной мировой державой. Об этом свидетельствуют развитие промышленности, просвещения, расцвет науки, искусства, литературы, ряд выдающихся открытий, изобретений.
Но в связи с развитием производственных сил резко обострились социальные отношения.
Внутренняя политика Екатерины 2 защищала прежде всего интересы дворянства, купечества: дворяне были освобождены от военной службы, указами 1765-1767 годов помещикам давалось право без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу, всякая жалоба крестьян на помещика тоже каралась каторгой.
Бесправие крестьян выражалось в том, что не существовало никаких размеров крестьянских повинностей, оброка, в отработке барщины, широкие размеры приняла торговля людьми (крестьянами), крепостные подвергались истязаниям, в тюрьмах существовали специальные орудия пыток, увеличилось число бунтующих крестьян.
3.Анализ произведения.
— Итак, история человека, жившего в эпоху правления Екатерины 2, внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов», в 14 лет стал «охочим ходоком с почтою», лет в 26 занял должность квартального и был отмечен за службу орденом Святого Владимира. Прожил Рыжов почти 90 лет.
- — Какие характеристики имеет герой?
- («мелкотравчатый» — низкое происхождение, из мелких чиновников;
- «…породою удался в мать: он был рослый, плечистый, почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья…»;
- «…в 14 лет считал грехом есть материн хлеб…»)
- — Какие события и факты запечатлелись жителям Солигалича, и какое место они занимают в композиции рассказа?
- (экспозиция – происхождение, характеристика героя,
- сюжетный ряд – перечисление фактов биографии героя,
- кульминация – приезд губернатора,
- эпилог, развязка – сообщение о награде и смерти)
- — Стояла ли перед Рыжовым цель добиться более или менее серьезного общественного положения? (нет)
- — Что было важно показать для Лескова: служебный путь героя или его глубинное содержание?
- (Для автора особый интерес представляет жизненная позиция Рыжова.)
- — В чем состоит его жизненная позиция?
- — О чем его вечная и постоянная забота?
— Какова система ценностных ориентаций героя? (см. гл. 1, 4)
— Какова общая характеристика философии жизни Рыжова? (см. гл.5)
— Как пытались городничий и протопоп склонить Рыжова к лихоимству? (см. гл. 5-6)
— Какие библейские воззрения прилагал к делу квартальный Рыжов? (гл.
— Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.
Заполним таблицу:
- Добродетель
- Подтверждение
- законопослушание
- — выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб»,
- — «даров не приемлю»
- Ответственность за свои поступки, добропорядочность
- «женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»
- Честность
- «ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»
- правдивость
- « я правду всегда говорю и живу по ней…»
- совестливость
- «делай по совести»
— Какие два периода можно выделить в его нравственном развитии?
(1.Период духовного созревания – гл.2
- 2.Период деятельности)
- Герой склонен к мудрствованию (любомудрию), имеет философский склад ума.
- — Какими прозвищами-именованиями наделен Рыжов?
- (однодум, библейский муж, полицейский философ, библейский социалист)
- Образ жизни и образ мыслей квартального неоднозначно воспринимают окружающие его люди.
- — Как чаще всего именуют героя жители и автор-повествователь? (автор-повествователь: загадочный чудак, однодум, библейский чудак, этот чудак, солигаличский антик; простецы: такой-некий-этакой, отчаянный, батюшка)
В глазах обыкновенных людей не такой, как все, странный человек. Его не понимают. Он одинок. Основная его черта – религиозность. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно»
Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала у «надменного» губернатора уважение. «Характер ваш почтителен», — говорит он Рыжову.
— Каков смысл названия рассказа? (неизменен, верен себе всегда, при любых обстоятельствах. «Образа жизни и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)
— Какова главная тема рассказа?
Тема личной ответственности за свой жизненный путь. Духовная опора – не в религии, а в культурной традиции, высокой нравственности.
4. Рефлексия.
— О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало прочтение рассказа?
2015 год
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-ns-leskova-odnodum-621904.html