Краткое содержание оперетты принцесса цирка (мистер икс) кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

27 апреля 2018

Оперетту «Принцесса цирка» венгерский композитор Имре Кальман написал в 1925 году. У него тогда было непростое время — умерла любимая жена, вдохновение не шло, а публика ждала нового шедевра от автора знаменитых «Сильвы», «Баядеры», «Марицы» и других популярных оперетт.

Однажды он проходил мимо цирка и подумал, что уже писал оперетты действия которых происходили около театра или в театре, так почему бы не написать что-нибудь о цирке? Тем более недавно ему в руки попала книга Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве», где в одной из глав рассказывалось о влюбленности театрального реформатора в цирковую наездницу.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Для вдохновения Кальман пошел на цирковое представление и увидел номер акробата в чёрной маске. Заинтригованный композитор, предчувствуя интересный сюжет, попросил пустить его за кулисы и познакомить с циркачом.

Акробатом оказался русский эмигрант из знатной семьи, офицер, который был вынужден покинуть Россию после революции.

Он не хотел, чтобы случайные знакомые видели, что аристократ вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями, поэтому придумал костюм с маской… Кальман рассказал сюжет либреттистам, и вскоре появилась оперетта, один из главных героев которой был в маске, другой носил фамилию Станиславский, а действие происходило в России.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

У «Принцессы цирка» было второе название — «Мистер Икс», но суеверный Кальман считал, что только «женские» названия оперетт приносят ему удачу. Премьера состоялась в 1926 году в Вене, а вскоре её впервые поставили в России — в Московском театре оперетты.

Главный режиссёр и художественный руководитель театра изрядно переписали либретто, так как представление о русских и жизни в России Кальман имел очень приблизительное, и сюжет местами был развесистой «клюквой»… Вообще ни одна оперетта не имела столько вариаций, сколько «Принцесса цирка».

В разных театрах герои меняли имена, страны, чины и профессии и только в очень редких случаях события развивались по первоначальному сюжету.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

В СССР «Принцесса цирка» экранизировалась два раза — в 1958 году под названием «Мистер Икс» и в 1982 году под оригинальным названием. Режиссёром первой версии был Юлий Хмельницкий, а главную роль исполнил оперный баритон Георг Отс. После выхода фильма его популярность взлетела в разы, и ни один концерт не обходился без просьбы исполнить арию Мистера Икса.

Хотя в целом фильм Отсу не нравился — своего героя он считал приторным, а сюжет слишком напоминал старую американскую мелодраму — эту арию он считал большой удачей. Она зазвучала ото всюду, её пели не только на театральной сцене, но и на эстраде, и даже в рок-кругах — в 1984 году Виктор Цой записал «Арию Мистера Икса» для своего альбома «Начальник Камчатки».

Правда произошло это на волне успеха второй экранизации оперетты…

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

В 1982 году за экранизацию оперетты взялась Светлана Дружинина.

У неё уже был удачный опыт съёмок музыкальных фильмов «Сватовство гусара» и «Дульсинея Тобосская», да и с темой цирка она была знакома — Дружинина год отучилась в цирковом училище в группе акробатики, а потом ушла в хореографию.

На главную роль она хотела пригласить своего однокурсника по хореографическому училищу Мариса Лиепу. Она пошла в Большой театр, чтобы договориться о пробах, но в буфете увидела необыкновенно красивого молодого человека. Это был студент четвёртого курса МГИМО Игорь Кеблушек…

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Игорь Кеблушек приехал в Москву из Чехословакии. Его отец тоже когда-то тоже приезжал учиться в МГИМО, потом вернулся домой и поступил на дипломатическую службу.

Когда его сын получил предложение сняться в советском кино и пришёл за советом, тот сказал: «Не каждый актёр может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актёром!» — и Игорь поехал на съёмочную площадку.

Светлане Дружининой пришлось идти на многие хитрости, чтобы утвердить на роль Мистера Икс чешского студента. Она придумала целую легенду, по которой Кеблушек якобы был прибалтом.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Кеблушек понимал, что взяли его исключительно из-за внешних данных, но очень старался работать наравне с профессиональными актёрами.

И у него получилось прекрасно справиться с ролью и не потеряться рядом с опытными Натальей Белохвостиковой, Людмилой Касаткиной, Николаем Трофимовым, Владимиром Басовым и другими известными актёрами.

Все вокальные номера за Кеблушка исполнил баритон Большого театра Владимир Мальченко.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

На главную женскую роль Светлана Дружинина пригласила тонкую драматическую актрису Наталью Белохвостикову. Та с детства любила фильм «Мистер Икс», поэтому сняться в новой экранизации согласилась сразу же.

Хотя многие шептали, что Дружинина с этим фильмом провалится и подставит актрису, и муж Белохвостиковой, режиссёр Владимир Наумов, тоже был против участия. Как она, изысканная психологическая актриса, которая училась у Герасимова, вдруг будет вытанцовывать и петь под фонограмму?..

Белохвостикова не смогла отказаться от детской мечты, но ни до, ни после в «лёгком» жанре не снималась. Вокальные партии за актрису исполняла оперная певица Галина Ковалёва.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

В невероятной популярности фильма «Принцесса цирка» была большая заслуга Игоря Кеблушека — он свёл с ума половину СССР, в него были поголовно влюблены зрительницы от 16 до 60! Биография актёра только добавляла страстей — красавец, иностранец, да ещё и дипломат, настоящий «Мистер Икс»… Дебютанта завалили предложениями, но в кино он больше никогда не снимался. Вернулся в Чехословакию, отслужил в армии и уехал работать в Брюссель. Сейчас бизнесмен и отец троих сыновей Игорь Кеблушек живет в Праге. Его удивляет и очень радует, что фильм любят и помнят до сих пор.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.domkino.tv/news/10616

Принцесса цирка (Мистер Икс) – краткое содержание оперетты Кальмана (сюжет произведения)

Знаменитое произведение И. Кальмана оперетта «Принцесса цирка» описывает грустные и в то же время смешные события, происходящие в жизни молодых людей из разных социальных кругов. Чудесная музыка и необыкновенные голоса делают оперетту настоящим и незабываемым событием.

В столицу одной страны на гастроли приехала цирковая артистическая труппа. Один из артистов выполняет сложные акробатические номера на представлении.

Между ним и одной молодой аристократической дамой из высшего общества начинаются любовные отношения. Но такой союз не приветствуется в обществе, осуждается, так как он считается мезальянсом.

Артисты раньше считались людьми низшего сорта. Молодая дама является вдовой генерала и унаследовала огромное состояние.

На арене цирка артист всегда выступает в маске, закрывающей все лицо. И никто из зрителей никогда не видел настоящее лицо циркового акробата. Поэтому известный циркач взял себе соответствующий псевдоним «Мистер Икс».

Между влюбленными все сильнее и сильнее укрепляются чувства. Артист решил пойти на хитрость и представиться своей любимой именем графа. Но проблема мезальянса таким образом не может быть решена.

В цирковой труппе артистов служит девушка по имени Лиза, которая взяла себе артистическое имя Мейбл. Она тоже скрывает свое происхождение. Об этом ее попросил директор цирка. Артист делится своей тайной с Лизой.

Он рассказал ей, что когда-то у него были страстные отношения с молодой девушкой. Она должна была выйти замуж за его дядю генерала. И когда старик узнал об этой связи своей невесты и племянника он был в ярости и поклялся отомстить молодому человеку. Он сделал все, чтобы карьера племянника была разрушена, и ему пришлось бежать из города. Дядя лишил его наследства и оставил с пустым карманом.

После смерти старый генерал оставил завещание, в котором говорилось, что его жена получит наследство, если выйдет замуж до наступления определенного времени и только за аристократа.

Молодой человек долго скрывался, а потом устроился в цирковую труппу. Поэтому артист стал скрывать свое лицо. Директору цирка пришлась по душе идея с маской циркового акробата. Ведь таинственность номера дополняет привлекательность к его представлению.

Находится множество недоброжелателей, которые выступают против отношений молодых людей. Особенно недоволен один из отверженных поклонников графини. Он много раз делал предложения девушке, но всегда получал отказ. Узнав о большом наследстве молодой женщины, он решает отомстить своей бывшей пассии.

Он договаривается с мистером Икс о том, что тот выдаст себя за аристократа и будет ухаживать за молодой женщиной. Но он не учел того, что между ней и артистом вспыхнет страсть. Молодые люди испытывают настоящие чувства друг к другу.

Мужчина делает предложение руки и сердца графине, и та отвечает согласием.

Но на церемонии вдруг открывается вся правда о том, что она выходит замуж не за аристократа, а за циркового артиста. Молодые люди ссорятся, но потом выясняется, что мистер Икс на самом деле является аристократом по своему происхождению. И таким образом условие завещания выполнено. Между ним и его невестой вновь воцаряется мир и любовь.

Цирковая танцовщица Лиза тоже находит свое счастье.

Также читают:

Рассказ Кальман – Принцесса цирка (Мистер Икс)

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Популярные сегодня пересказы

Фридрих Шиллер считался одним из известных романтических поэтов XVIII века. При просмотре его первой пьесы «Разбойники» зрители смотрели с таким воодушевлением и восторгом, что даже у них сверкали глаза

Однажды Денис случайно услышал, как мама, разговаривая с кем-то в коридоре, произнесла: «Тайное рано или поздно обязательно становится явным!» Когда она вернулась в комнату, мальчик попросил её объяснить значение этой фразы

В лесу не бывает тихо, там всегда звучит музыка. Каждый лесной обитатель – музыкант. Ничего удивительного: всем нравится петь. Правда, не у каждого есть способности, однако и совсем безголосые демонстрируют свое мастерство.

Перед нами предстает имение господ Простаковых. Рассерженная барыня ругает крепостного слугу за то, что тот плохо сшил кафтан ее 16-летнему сыну Митрофанушке. Тришка говорит хозяйке, что он не может кроить одежду

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана

В самом начале идет воспевание Мистера Икса, который всегда выступает в темной маске. Тут же стоит директор цирка и Пуассон и сплетничает об артисте. Неожиданно появляется Теодора Вердье, не пропускающая ни одного его выступления.

Раздается звонок, известивший о начале 2-го отделения. Барон, который опоздал на представление, пытается выкупить у молодого человека билет.

Тот соглашается с условием, что вернется посмотреть, как выступает Магель Гибсон с акробатическим этюдом.

Тони уходит и вдруг встречает девушку, с которой у него завязывается разговор, где становится известно, что ее имя не настоящее. Директор специально дает артистам иностранные имена, чтобы было эффектно выступление.

В гримерке, где сидит Мистер Икс появляется Теодора и признается ему, что хочет познакомиться с ним. Артист отвечает, что их знакомство произошло давно. Но тут начинается его выступление и Теодора уходит в ложу. Появляется барон, который очень хочет отомстить женщине за то, что она отвергла его ухаживания.

Он после выступления приглашает Мистера Икса к себе на прием и предлагает ему поухаживать за Теодорой. Артист согласен, но при одном условии, что он не будет принимать участие в его грязных делах. Сам же начинает думать о ней. Эта женщина когда-то разлучила его с дядей, и сейчас ему выпала возможность разгадать ее тайну.

С выступления возвращается акробатка и тут же получает выговор от директора за то, что она не ответила любезностью публике. Мистер Икс ее успокаивает.

Тут же барон приглашает всех цирковых артистов на бал. Ассистент, одетый в костюм Мистера Икса приезжает туда и подписывает женщинам автографы. Появляется хозяин поместья в сопровождении графа Анри де Шатонефа. Однако никто и не догадывался, что это был настоящий Мистер Икс.

Перед зрителями находится сад господина Кревельяка. Теодора влюблена в в Шатонефа. Молодой человек тоже воспылал к ней горячими чувствами и не может ей об этом сказать напрямую. Пуассон рассказал барону, что Мистер Икс является племянником мужа вдовы.

Тот лишил его наследства за то, что то был влюблен в Теодору. Тем временем Теодора готова обручиться с Шатонефом, и тут же ей открывается вся правда о молодом человеке. Вначале она узнает, что и есть тот самый Мистер Икс, да и еще в придачу – племянник покойного мужа Этье Вердье.

В ужасе она уходит от него. Барон же злорадствует.

А Тони и Мари тайно обвенчались, и ноша объявляет об этом своей матери. Та находится в полной растерянности, но дело уже сделано.

Молодые люди решают примирить Теодору и Этьена и устраивают им свидание, где они выясняют, что предались клевете. Таким образом, пара воссоединилась вновь.

Произведение учит любви крепкой, чистой и беззаветной. Ведь если любишь сильно, то никакие сплетни и преграды не страшны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Кальман – Принцесса цирка (Мистер Икс). Картинка к рассказу

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

Иван Андреевич Крылов был рожден в столице России, его отец был военным. Семья была бедная. Когда мальчик был маленьким, его отец умер. Иван занимался самообразованием. Он увлекался языками, науками и литературой.

У шорника Ильи было прозвище Сверчок. Сверчок вместе с Василием работает у помещика Ремера. У помещика есть молодая беременная жена, и они только недавно переехали.

Повествование в романе ведется от лица некого молодого писателя. В какие-то моменты жизни ему встречается на пути некий Чарльз Стрикленд. В первую их встречу, он видит его скучным, заурядным биржевым маклером

Французский писатель Оноре де Бальзак у многих поколений является любимым. В его талантливых: романах и рассказах чувствуется: любовь к жизни

Вначале героиня будто находится в заточении в тёмном подвале. Но потом она как будто освободилась, оказавшись в пшеничном поле. В тоже время она как будто вылечилась от, как ей казалось, паралича

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkij-pereskaz-oper/princzessa-czirka-mister-iks-kratkoe-soderzhanie-operetty-kalmana-syuzhet-proizvedeniya

Принцесса цирка (Мистер Икс) — краткое содержание оперетты Кальмана

Знаменитое произведение И. Кальмана оперетта «Принцесса цирка» описывает грустные и в то же время смешные события, происходящие в жизни молодых людей из разных социальных кругов. Чудесная музыка и необыкновенные голоса делают оперетту настоящим и незабываемым событием.

Читайте также:  Краткое содержание полевой повесть о настоящем человеке кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

В столицу одной страны на гастроли приехала цирковая артистическая труппа. Один из артистов выполняет сложные акробатические номера на представлении.

Между ним и одной молодой  аристократической дамой из высшего общества начинаются любовные отношения. Но такой союз не приветствуется в обществе, осуждается, так как он считается мезальянсом.

Артисты раньше считались людьми низшего сорта. Молодая дама является вдовой генерала и унаследовала огромное состояние.

На арене цирка артист всегда выступает в маске, закрывающей все лицо. И никто из зрителей никогда не видел настоящее лицо циркового акробата. Поэтому известный циркач взял себе соответствующий псевдоним «Мистер Икс».

Между влюбленными все сильнее и сильнее укрепляются чувства. Артист решил пойти на хитрость и представиться своей любимой именем графа. Но проблема мезальянса таким образом не может быть решена.

В цирковой труппе артистов служит девушка по имени Лиза, которая взяла себе артистическое имя Мейбл. Она тоже скрывает свое происхождение. Об этом ее попросил директор цирка. Артист делится своей тайной с Лизой.

Он рассказал ей, что когда-то у него были страстные отношения с молодой девушкой. Она должна была выйти замуж за его дядю генерала. И когда старик узнал об этой связи своей невесты и племянника он был в ярости и поклялся отомстить молодому человеку. Он сделал все, чтобы карьера племянника была разрушена, и ему пришлось бежать из города. Дядя лишил его наследства и оставил с пустым карманом.

После смерти старый генерал оставил завещание, в котором говорилось, что его жена получит наследство, если выйдет замуж до наступления определенного времени и только за аристократа.

Молодой человек долго скрывался, а потом устроился в цирковую труппу. Поэтому артист стал скрывать свое лицо. Директору цирка пришлась по душе идея с маской циркового акробата. Ведь таинственность номера дополняет привлекательность к его представлению.

Находится множество недоброжелателей, которые выступают против отношений молодых людей. Особенно недоволен один из отверженных поклонников графини. Он много раз делал предложения девушке, но всегда получал отказ. Узнав о большом наследстве молодой женщины, он решает отомстить своей бывшей пассии.

Он договаривается с мистером Икс о том, что тот выдаст себя за аристократа и будет ухаживать за молодой женщиной. Но он не учел того, что между ней и артистом вспыхнет страсть. Молодые люди испытывают настоящие чувства друг к другу.

Мужчина делает предложение руки и сердца графине, и та отвечает согласием.

Но на церемонии вдруг открывается вся правда о том, что она выходит замуж не за аристократа, а за циркового артиста. Молодые люди ссорятся, но потом выясняется, что мистер Икс на самом деле является аристократом по своему происхождению. И таким образом условие завещания выполнено. Между ним и его невестой вновь воцаряется мир и любовь.

Цирковая танцовщица Лиза тоже находит свое счастье.

← Верди — Зигфрид↑ ОперыЧайковский — Пиковая дама →
Иисус Христос — суперзвезда →

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/princessa-cirka-mister-iks

Оперетта Кальмана «Принцесса цирка» («Мистер Икс») (Die Zirkusprinzessin)

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

Оперетта Имре Кальмана в трёх действиях.
Либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда.

Первое представление состоялось 26 марта 1926 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русской пьесе И. Зарубина со стихами О. Фадеевой.

Действующие лица:

Мистер Икс, он же граф Анри де Шатонеф, он же Этьен Вердье (баритон); Теодора Вердье, молодая вдова (сопрано); барон Гастон де Кревельяк, потомок крестоносцев, король скаковых конюшен; Мари Лятуш, она же Мабель Гибсон, артистка цирка (сопрано); Тони Бонвиль, студент, ее поклонник (тенор); Каролина, его мать, хозяйка отеля «Золотой попугай»; Пеликан, метрдотель там же; Пуассон, секретарь барона; Ренар, директор цирка; Максик, мальчик-слуга; посетители цирка, гости барона, слуги.

Действие происходит в Париже в начале XX века.

«Принцесса цирка» возникла вслед за «Графиней Марицей» на либретто тех же драматургов. Оперетта точно следует уже выработанной схеме.

В ней — лирическая пара, причем благородный, но бедный герой скрывает свое подлинное имя, остродраматический конфликт между героями, основанный на недоразумении, достигает кульминации в финале второго действия и благополучно разрешается в третьем действии.

Либретто, в котором были тщательно соблюдены все детали схемы «Марицы», страдало многими погрешностями. В основу его авторы положили сюжет из русской жизни.

Главная героиня, русская княгиня Федора Палинская, должна была непременно выйти замуж за своего соотечественника, чтобы не ушли за границу доходы с ее огромных владений (перекличка с «Веселой вдовой»).

Как и во многих зарубежных пьесах «из русской жизни», в оригинальном либретто так много курьезов, что на русской сцене оперетта никогда не шла без переделок. (В оригинале действие происходит в Петербурге и Вене. Среди действующих лиц князь Федор и княгиня Федора Палинские, великий князь Сергей Владимирович, барон Разумовский, поручик фон Петрович, директор цирка Станиславский (!) и др. Князь Федор, Мистер Икс, представлен Федоре под именем «князя Карасева».)

Музыка «Принцессы цирка» привлекает широким лирическим распевом, искренностью больших чувств, заразительным весельем комических эпизодов.

Первое действие

За кулисами цирка. Хор посетителей воспевает Мистера Икса. Директор цирка и Пуассон судачат об этом артисте, который выступает всегда в черной маске. Его настоящего имени никто не знает. Входит Теодора Вердье, не пропускающая ни одного выступления Мистера Икса. Ее выходная ария «Сердце мое всегда словно в оковах льда».

Все расходятся по своим местам, так как звонки уже возвестили начало второго отделения. Входит опоздавший барон, который не смог достать билета. Увидев в одной из лож молодого человека, он хочет откупить у него ложу.

Молодой человек — Тони — соглашается с условием, что вернется в нее на время выступления иностранной акробатки Мабель Гибсон. Она как раз выходит, жонглируя шарами, и Тони знакомится с ней.

Девушка признается, что она вовсе не иностранка: директор придумал всем иностранные фамилии для привлечения публики. Мари и Тони ноют веселый дуэт «В цирк являлся каждый день я».

А вот и таинственный Мистер Икс, как всегда, в маске. Его выходная ария «Шумит манеж» богата разнообразными настроениями: задумчивость сменяется в ней горечью, потом бравадой и, наконец, глубокой грустью. Входит Теодора. Она хочет познакомиться с Иксом. Артист отвечает, что они давно знают друг друга.

Дуэт «Я вас не знал, но я страдал по вашей вине» отличается лирической мелодией, искренностью проснувшегося чувства. Объявлен выход Мистера Икс, и оба уходят: он — на сцену, она — в ложу, а за кулисами появляется барон в сопровождении Пуассона. Теодора только что в девятнадцатый раз отказала ему, н он кипит жаждой мщения.

Дождавшись возвращения Мистера Икс с манежа, барон предлагает ему быть сегодня у него на балу. Поскольку его лица никто не видел, его не узнают. Он должен стараться понравиться Теодоре, заинтересовать ее. Мистер Икс согласен, но предупреждает барона, что игрушкой в его руках он не станет.

Довольный барон уходит, а артист предается своим мыслям. Неожиданное предложение пришлось очень кстати. Теодора — женщина, которая разлучила его с дядей, много лет заменявшим ему отца. Однажды без всякого предупреждения, без малейшего повода он получил письмо: «Дорогой Этьен, завтра моя Теодора станет мадам Вердье.

Но она ставит условие: я должен навсегда порвать с тобой. Твой дядя Эмиль Вердье». Из-за нее Этьен Вердье потерял любовь дяди, потерял возможность учиться, стать настоящим музыкантом. Много лет он думал, что эта женщина заслуживает лишь презрение, по сегодня…

Оказалось, именно Теодора — та прекрасная незнакомка, которой он столько раз любовался с манежа. Он должен ее разгадать!

С манежа после выступления возвращается Мари, с другой стороны выходит директор и делает выговор за то, что она недостаточно любезна с посетителями. Мистер Икс утешает расстроенную Мари и уходит переодеться.

Большой музыкальный финал акта: барон приглашает завсегдатаев цирка и артистов к себе на бал. В маске и костюме Мистера Икс появляется его ассистент, раздающий автографы поклонницам, а капельдинер докладывает о приезде графа Анри де Шатонефа. Это Мистер Икс без маски.

Барон представляет его мадам Вердье, и все с песней «Праздник, друзья, нас ждет» отправляются в гости к барону.

Второе действие

Сад в особняке барона де Кревельяка. Бал-маскарад в разгаре. Звонко льется ария Теодоры «Ночи весенние, много веселья». Теодора счастлива: проснулось ее сердце, она любит графа де Шатонефа.

Мистера Икс разрывают противоречивые чувства. Он устал от двойной игры и не знает, что делать, чтобы не потерять любимую.

Дуэт Теодоры и Мистера Икс «Верьте, любовь свободна, словно птица» с рефреном «Кумир мой» полон упоения любовью.

Пуассон явился к барону с сенсацией. Он узнал,что Мистер Икс — племянник покойного мужа Теодоры.

Оказывается, шесть лет назад, собираясь жениться на юной красавице, ревнивый дядюшка порвал с молодым красивым племянником и лишил его наследства, а Теодору уверил, что Этьен — низкий и корыстный человек — распустил слух, будто был ее возлюбленным.

Наивная девушка, никогда не видевшая Этьена, считает его последним негодяем. Барон в восторге: теперь оба в его руках! Он говорит Мистеру Икс, что граф де Шатонеф должен исчезнуть. Тот согласен, но… он сам останется. Он откроет все Теодоре, и дальнейшее зависит от нее.

Тони и Мари принимают горячее участие в происходящем. Мари, сочувствуя Мистеру Икс и видя его любовь к Теодоре, хочет удалить с его пути Анри де Шатонефа, Тони предупреждает Теодору, что барон строит козни. Не забывают они и о собственных делах: их каскадный дуэт «Когда мы влюблены» заразительно жизнерадостен.

Финал акта — большая ансамблево-хоровая сцена обручения Теодоры и Икса. Барон от имени Икса сделал предложение Теодоре, и она приняла его от графа де Шатонефа. Мистеру Икс же барон сказал, что открыл Теодоре правду. Во время помолвки входит толпа циркачей.

Их барон пригласил на торжество их собрата. «Принцессою цирка вас назовут», — злорадно объявляет барон. Но Теодора согласна на этот титул. Она любит человека, а не графское достоинство и по-прежнему согласна выйти за него замуж. Мистер Икс счастлив, но радость его преждевременна.

«Этот человек обманул вас дважды», — говорит барон. Он открывает всем настоящее имя Икса — Этьен Вердье. И Теодора отшатывается от него. Горечью звучит реминисценция дуэта «Я вас не знал». Каждый считает, что другой жесток и несправедлив.

Теодора не хочет больше видеть Мистера Икс. Барон торжествует.

Третье действие

Ресторан при гостинице «Зеленый попугай». Тони женился на Мари, но боится сказать об этом своей грозной матери. Своими опасениями он делится со старым слугой Пеликаном, а потом убегает к Мари, которая живет здесь, в гостинице.

Каролина появляется и набрасывается на Пеликана с руганью, но постепенно оба переходят к сентиментальным воспоминаниям. Их дуэт — пародия на дуэт Теодоры и Мистера Икса «Кумир мой». Возвращается Тони вместе с Мари, которая решительно сообщает Каролине новость, называя ее мамочкой. Та уводит молодоженов, зловеще обещая серьезно поговорить с ними.

В ресторане Теодора встречается с Иксом. Это устроили Тони и Мари — их доброжелатели. Теодора уже дала слово барону. Завтра она станет его женой, но хочет узнать, почему Мистер Икс принял участие в этой интриге.

В ответ он протягивает ей старое письмо своего дяди. Все разъясняется: они оба были оклеветаны. Входят объяснившиеся и примирившиеся Каролина, Тони и Мари.

Влюбленные пары, Пеликан и Каролина с увлечением поют «Кумир мой, кумир мой мне снится во сне!»

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

Источник: https://www.belcanto.ru/zirkusprinzessin.html

Имре Кальман. Оперетта «Принцесса цирка»

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжетаИмре Кальман и Россия… у этой темы есть разные аспекты. Оперетты венгерского композитора хорошо известны и любимы в нашей стране, они не сходят со сцен отечественных театров, а их российские премьеры зачастую непосредственно следовали за мировыми. Наша соотечественница Вера Макинская (в замужестве Кальман) стала последней любовью композитора. Наконец, действие одной из лучших оперетт Имре Кальмана – «Принцессы цирка» – происходит в России. Парадокс заключается в том, что в российских постановках место действия и имена персонажей всегда изменены – слишком уж очевидны различия между Россией опереточной и настоящей.

После успешной премьеры «Графини Марицы» перед Кальманом и либреттистами – Альфредом Грюнвальдом и Юлиусом Браммером – встала вечная проблема, которую композитор называл «проклятым вопросом»: какой сюжет выбрать на этот раз? Идею подсказали предшествующие произведения, героями которых в двух случаях становились артисты: в «Королеве чардаша» речь шла о варьете, в «Баядере» – о театре, а вот цирк в поле зрения Кальмана еще не попадал… Так пусть героями нового произведения станут циркачи! Что же касается сюжета, было решено задействовать схему, которая столь блестяще была реализована в «Графине Марице». Лирическую пару составляют неприступная героиня и влюбленный в нее благородный герой, аристократ по происхождению, но волею жестокой судьбы оказавшийся «за бортом» высшего общества и вынужденный скрывать свое происхождение. Между этими персонажами вспыхивает любовь, затем в результате недоразумения происходит разрыв, но в конечном итоге все благополучно разрешается.

Читайте также:  Краткое содержание вася веселкин пришвина за 2 минуты пересказ сюжета

В «Принцессе цирка» тот факт, что эти герои буквально «созданы друг для друга», подчеркивается даже их именами – Фёдор Палинский и Федора Палинская… трудновато представить себе русскую аристократку по имени Федора, но для венской публики это было неочевидно, как и многие другие несообразности: директор цирка носит фамилию Станиславский, а Фёдора он представляет героине как князя Карасева, среди действующих лиц – великий князь Сергей Владимирович… Русская публика никогда не могла бы воспринять сюжет в таком виде – даже с прекрасной музыкой Кальмана, поэтому уже при первых постановках в России действие было перенесено в Париж, а персонажи превратились во французов и австрийцев, а главные герое получили имена Этьен и Теодора.

Таинственный артист цирка, выступающий под псевдонимом Мистер Икс и никогда не появляющийся прилюдно без маски, покоряет парижскую публику. Среди восторженных зрителей молодая вдова Теодора Вердье.

Унаследованное ею огромное состояние привлекает поклонников не в меньшей степени, чем ее красота, но она никому не отдает предпочтения: «Сердце мое всегда словно в оковах льда» – говорит красавица в своей арии, в которой широкая мелодия сменяется быстрым разделом в танцевальном духе.

Параллельно разворачивается история другой пары – цирковой танцовщицы Мари и студента Тони, сына Каролины – владелицы отеля «Зеленый попугай». Их дуэт – жизнерадостный и легкий – оттеняет последующую выходную арию Мистера Икс, в которой контрастные мелодии передают целую гамму чувств – бравада сценического успеха сопоставляется с горечью одиночества.

Теодора Вердье не прочь познакомиться со знаменитым артистом. В лирическом дуэте он сообщает ей, что они давно знают друг друга – но пока еще между героями нет бурных чувств, мелодические интонации очень сдержанны.

Между тем барон де Кревельяк, чье предложение руки и сердца Теодора неоднократно отвергала, желает ей отомстить – и орудием мести он делает Мистера Икс. Он предлагает артисту явиться на бал, где его никто не узнает без маски, и быть представленным Теодоре под видом графа Анри де Шатонефа.

Тот соглашается – ведь другого случая поближе познакомиться с Теодорой не будет. Он очарован этой женщиной, хотя имеет все основания ее ненавидеть – именно она, став женой его дяди, потребовала, чтобы тот порвал с племянником, и Этьен Вердье (таково настоящее имя артиста) стал одиноким скитальцем… Знакомство с Теодорой под видом графа происходит в финале первого акта, который завершается песней «Праздник, друзья, нас ждет».

Этьен и Теодора полюбили друг друга – радостного любовного экстаза исполнены и ария героини («Ночи весенние»), и дуэт героев «Верьте, любовь свободна». Но Этьен понимает, насколько непрочно их счастье – ведь двойная игра не может длиться вечно. И все же в финале второго акта происходит их обручение.

Барон прилюдно открывает Теодоре правду: ее избранник – циркач, теперь ее будут называть «принцессой цирка». Но героиня непреклонна: она полюбила человека, а не дворянский титул.

Однако она отвергает возлюбленного, когда барон сообщает его настоящее имя – Этьен Вердье (возникает печальная мелодия дуэта из первого акта).

Тем временем история комической пары развивается своим чередом: Тони не знает, как сообщить матери о своем браке с Мари – ведь она этого не одобрит. Каролина же в комически-сентиментальном дуэте со старым слугой Пеликанам предается воспоминаниям.

Но молодожены заняты не только решением собственных проблем: их стараниями Этьен встречается с Теодорой, готовящейся к свадьбе с бароном. Этьен показывает ей письмо, когда-то полученное от дяди. Теодора понимает, что муж оклеветал Этьена перед ней, и влюбленные мирятся.

В радостном финальном ансамбле участвуют не только две счастливые пары – Этьен и Теодора, Тони и Мари – но и Каролина, помирившаяся с сыном и невесткой, и Пеликан.

Мировая премьера «Принцессы цирка» состоялась в 1926 г., а в 1927 г. последовала премьера российская. Версия, которая ставится в нашей стране, отличается не только местом действия: в оригинале партия Мистера Икс поручена тенору, а в российских постановках ее нередко исполняет баритон, при этом некоторые фрагменты транспонируются. Одним из лучших исполнителей этой роли признан Георг Отс.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Источник: https://musicseasons.org/imre-kalman-operetta-princessa-cirka/

Имре Кальман. Принцесса цирка. Ария мистера Икс

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета Имре Кальман Принцесса цирка. Ария мистера Икс

  • Скачать фрагмент
  • В ИЗБРАННОЕ

Эту музыку написал Имре Кальман, композитор эпохи Модернизм

Подходит исполнителям: Тенор Баритон

Народный рейтинг популярности: 87066

Правильно отвечают 88 % игроков. Чаще всего путают с произведениями:Чайковский. Евгений Онегин. Ария Ленского — 3 %Чайковский. Пиковая дама. Ария Германа — 2 %Кальман. Сильва. Песенка Бони — 1 %

Имре Кальман. Принцесса цирка. Ария мистера Икс

  1. Устал я греться у чужого огня Но где же сердце, что полюбит меня Живу без ласки, боль свою затая
  2. Всегда быть в маске судьба моя

В Советском Союзе у работников почти каждой профессии был свой праздник, который отмечали посиделками после работы или банкетом в ресторане.

Музыкант одного такого ресторана, расположенного недалеко от завода, рассказывал, что заводские сварщики в связи с отсутствием песен про сварщиков заказывали у них арию из фильма «Мистер Икс» «Всегда быть в маске судьба моя…»

Принцесса цирка (нем. Die Zirkusprinzessin) — оперетта в трёх актах венгерского композитора Имре Кальмана, немецкое либретто Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Премьера состоялась в театре «Ан дер Вин» 26 марта 1926 года.

Мистер Икс — тенор в оригинальной версии, баритон в советских и российских постановках.

Ария мистера Икс — полный русский текст

Снова туда, где море огней Снова туда с тоскою моей Светит прожектор, фанфары гремят Публика ждет.

Будь смелей, акробат Со смертью играя, смел и дерзок мой трюк Все замирает, все смолкает вокруг Слушая скрипку дамы в ложу вздохнут Скажут с улыбкой: «Храбрый шут» Да я шут, я циркач, так что же ? Пусть меня так зовут вельможи Как они от меня далеки-далеки Никогда не дадут руки Смычок опущен и мелодия допета Мой конь как птица по кругу мчится Дождем душистым на манеж летят букеты Но номер кончен и гаснет свет И никого со мною рядом нет Цветы роняют лепестки на песок Никто не знает как мой путь одинок Сквозь ночь и ветер мне идти суждено Нигде не светит мне родное окно Устал я греться у чужого огня Но где же сердце, что полюбит меня Живу без ласки, боль свою затая

Всегда быть в маске судьба моя

https://ru.wikipedia.org/wiki/Принцесса_цирка

* Фрагменты музыкальных произведений представлены в ознакомительных целях.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Copyright © 2014-2020 ClassicalTest.netУсловия использования

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/kalman-the-circus-princess-mister-x

Мюзикл "Принцесса цирка", Театр Мюзикла, Москва — отзыв

Здравствуйте. Спасибо, что заглянули в мой отзыв. Надеюсь он окажется вам полезным.

Меня не назовешь театралом. Но мюзиклы — это то, на что мне не жалко ни денег, ни времени. Если бы такие постановки стоили чуть подешевле, то я посещала бы их гораздо чаще. Но цены в Москве достаточно высокие, поэтому каждый поход на мюзикл — это праздник. В прямом и переносном смысле этого слова.

Сегодняшнее посещение «Принцессы цирка» обошлось мне в 2610 руб. Я сидела на 11 ряду партера, место 40. Вроде достаточно близко к сцене, однако же лиц актеров я с такого расстояния разглядеть не могу. На «Анне Карениной» я сидела на 6 ряду с краю, но тоже не могла разглядеть лица. Значит дело во мне, а не в выборе мест.

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана за 2 минуты пересказ сюжета

«Принцесса цирка» идет на сцене Московского театра мюзикла, который 1 августа 2017 года переехал в здание кинотеатра «Россия» на Пушкинскую площадь.

  • музыка: Имре Кальманлибретто: Себастьян Солдевилья (Канада), Марина Швыдкая, Алексей Иващенко
  • режиссеры-постановщики: Себастьян Солдевилья (Канада), Марина Швыдкая
  • премьера состоялась 12 октября 2016 годапродолжительность: 3 часа
  • возрастное ограничение: 6+

✍ Сюжет мюзикла Принцесса цирка:

Толкового описания сюжета я нигде не нашла. На тикетлэнде об этой постановке написано так:

«Мой отец был бы счастлив!» – сказала Ивонн Кальман, дочь венгерского композитора Имре Кальмана, на премьере «Принцессы цирка». Московский театр мюзикла осуществил заветную мечту ее великого отца – представил первую в мире постановку, объединившую театральное и цирковое искусство. В ней цирк стал не просто местом действия, а атмосферой и внутренней сутью спектакля.

Здесь разрушены все существующие стереотипы: классическое произведение Кальмана превращено в современный динамичный спектакль – синтез сразу нескольких жанров: оперетты, мюзикла и современного циркового направления nouveau cirque.

В Канаде, мировом центре современного цирка, прошли первые репетиции спектакля, где исполнители главных ролей Юлия Арсенина (Теодора) и Максим Заусалин (Мистер Икс) вместе с труппой канадских цирковых артистов осваивали сложные трюки, которые они теперь исполняют на театральной сцене.

За режиссуру «Принцессы цирка» отвечали арт-директор Театра мюзикла Марина Швыдкая и Себастьян Солдевилья, один из основателей цирка-театра из Канады «7 пальцев». Этот коллектив уже дважды сотрудничал с московскими коллегами, представляя на сцене Московского театра мюзикла свои постановки, а в январе 2018 года в Москве состоится европейская премьера спектакля труппы «7 пальцев» «Пассажиры».

Сюжет же оперетты был существенно переработан (например, специально для Ефима Шифрина был введен новый персонаж) знаменитым музыкантом и поэтом, автором многочисленных переводов на русский язык мировых мюзиклов Алексеем Иващенко.

Создатели современного прочтения «Принцессы цирка» рассказали историю любви и надежды, отчаяния и обид, предательства и непонимания, где чувства усилены опасностью цирковой профессии. Впервые в истории этой оперетты Мистер Икс прямо на глазах у зрителей исполняет невероятный номер, способный покорить не только сердце неприступной Теодоры, но и всех зрителей, которые придут на спектакль.

Из этого описания мало что можно понять. В Принцессе цирка есть несколько сюжетных линий. Все они любовные. Одна — основная. Это развитие отношений Мистера Икс и молоденькой вдовы богача — Теодоры. После смерти ее пожилого мужа, она некоторое время остается одинокой. Ее красота пленяет десятки мужчин.

За ней волочатся толпы ухажеров. Но она ни в кого не влюбляется. А Мистер Икс — это загадочный циркач, исполняющий на сцене невероятный и опасный трюк без страховки. Ему аплодируют, его уважают, им восхищаются. Но для всех он остается загадкой, т.к.

на сцене он выступает только в маске, а вне цирка никто не знает чем он занят и кем является на самом деле.

Параллельно в картине развивается бурный роман Тони, единственного сына владелицы гостиницы «Зеленый попугай», и актрисы цирка Мари. Однако в их любовь не верит мать влюбленного, Каролина. Она всячески пытается разладить отношения пары.

Знакомство Теодоры и Мистера Икс происходит по воле Барона. При этом загадочный артист представляется даме другим человеком под вымышленным именем. Сильные чувства вспыхивают между героями, но честное признание циркача в своем обмане заставляет возлюбленную отвергнуть его.

Очень многое в театре зависит от состава актеров. Одни — способны вызвать у зрителя настоящий всплеск чувств, а другие — оставят вас равнодушными.

Мы попали на такой состав:

  1. Теодора Вердье — Мария Биорк
  2. Мистер Икс — Евгений Шириков
  3. Барон Гастон де Клермон — Андрей Вальц
  4. Мари Латуш — Екатерина Новоселова
  5. Тони Бонвиль — Дмитрий Федоров
  6. Каролина Бонвиль — Елена Моисеева
  7. Агнесса де Сегюр — Анна Гученкова
  8. Пеликан — не смогла определить
  9. Пуассон — Марат Абдрахимов
  10. Шпрехшталмейстер — не смогла определить

Некоторых артистов я так и не смогла идентифицировать. Программку я покупать не стала, поэтому имена и фамилии искала на официальном сайте мюзикла. Не всех я смогла разглядеть со своего 11 ряда, поэтому и не указываю их.

✍ Впечатления от просмотра:

Читайте также:  Краткое содержание альпийская баллада быкова за 2 минуты пересказ сюжета

Музыка, стихи и песни — просто великолепные! Многие, наверное, знают основную партию Мистера Икс. Ее часто исполняют с экранов телевизоров. Этому музыкальному произведению уже несколько десятков лет. И оно по прежнему способно поразить сердца слушателей. Другие песни в «Принцессе цирка» — тоже понятные.

Рифмы удачно подобранные. Честно говоря, я не знаю современные они или им тоже много лет. Но со сцены эти произведения звучат актуально. В некоторых мюзиклах встречала полнейшее отсутствие рифмы в стихах, на которые наложена музыка. В Принцессе цирка такого нет. Но песен относительно не много.

Между ними присутствуют достаточно продолжительные словесные диалоги.

Сюжет понятен даже юным зрителям. В зале, кстати, было очень много детей. Многие родителя были в компании со своими малышами. Даже с совсем крошками. Но особенно много было деток лет 12-14.

Наверное какая-то школа организовывала культурное мероприятие для своих воспитанников. Слышала после спектакля как мальчик с девочкой переговаривались по поводу просмотра. Оба пришли к выводу, что им понравилось

Костюмы не особенно поражают. На сцене находится много цирковых артистов. Не актеров театра, изображающих цирковых артистов, а настоящих цирковых артистов и акробатов.

Большинство их костюмов — это обтягивающие белые колготки и белые блузки, юбки, рубашки и т.д. На сцене присутствует очень много белого. Костюмы главных же героев можно назвать сдержанными.

Некоторые платья дам блестят, что создает эффект богатого нарядного убранства, но таких нарядов не много.

Декорации — высокие, объемные, но не сложные. На заднем фоне почти постоянно находится некое подобие цирковых трибун. Центральная часть сцены — подвижный круг, который периодически вращается, передвигая по сцене сооружение, имитирующее цирковую гримерку. Каких-то невероятных спецэффектов, связанных с декорациями, в мюзикле не было. Тут все привычно.

Из необычного в спектакле — обилие цирковых номеров. Настоящих, хорошо сделанных. Гимнастки под куполом цирка (над сценой), акробаты, жонглеры…

Для тех, кто любит цирк, данный мюзикл — просто праздник! В одном спектакле вы увидите интересный интригующий сюжет, захватывающие цирковые трюки, динамичные танцы и насладитесь великолепным пением! Особенно, конечно, поражает акробатический номер Мистера Икс, который исполняет дублер актера. Не буду раскрывать его суть, но тишина в зале воцарилась невероятная. Мне кажется многие даже дышать боялись в тот момент.

А теперь очевидный недостаток. Можно было бы и умолчать о нем, но, если быть полностью честной, то все же надо рассказать, что мне совсем не понравилась артистка, играющая Теодору Вердье. По сценарию эта героиня должна поражать своей красотой. Я понимаю, что под такие запросы трудно подобрать актрису. Но уж, наверное, Ланская в этой роли смотрится куда лучше.

Мария Биорк со сцены выглядит мужиковато что ли. Ее фигуру совсем не назовешь изящной, женственной. Она словно случайно попала на эту роль. Рядом с мистером Икс она смотрелась как потрепанный воробей. Голос Евгения Ширикова (Мистера Икса) звучит глубоко, душевно, бархатно. Мария же поет весьма посредственно. Вообщем она проигрывает своему оппоненту по всем фронтам.

Екатерина Новоселова, играющая Мари Латуш — артистку цирка, исполняющую акробатические номера на обруче под куполом цирка (их, кстати, Екатерина исполняла сама без дублерши и страховки), меня наоборот восхитила. Эта роль ей очень подходит. Героиня получилась удивительно гармоничной.

Анна Гученкова (Агнесса де Сегюр) и ее оппонент, которого я не смогла распознать со сцены, — просто украшение этого мюзикла. У них очень задорные и смешные номера. И сами они удивительно ярко играют. Их юмор не выглядит деланным. В зале раздавался искренний смех зрителей.

✍ Выводы:

Три часа (с учетом антракта, конечно) пролетают, как одно мгновение. Мне ни разу не захотелось ускорить развитие сюжета. Не смотря на мелкие недостатки, мюзикл получился очень удачным, на мой взгляд. Он понравится и взрослым, и деткам лет 10 и старше. Однозначно, советую на него сходить.

Зрительный зал в Московском театре мюзикла — не большой. Сцену хорошо видно, наверное, с любого места. Я специально во время антракта поднялась на балкон посмотреть, а как же от туда видно. Вот с балкона мне бы не хотелось смотреть. Лучше уж из партера. Пусть даже с боку.

Источник: https://irecommend.ru/content/myuzikl-kotoryi-sochetaet-v-sebe-nastoyashchee-tsirkovoe-iskusstvo-udivitelnye-golosa-zakhva

Таинственный "Мистер Икс" — как Имре Кальман создал своего главного героя

Таинственный, интригующий Мистер Икс – персонаж легендарной оперетты «Принцесса цирка» венгерского композитора Имре Кальмана на протяжении почти целого века будоражит сердца и заставляет трепетать души. Познакомится с ним в Саратовском театре оперы и балета можно будет 10 апреля. 

Но прежде чем узнавать, кто скрывается под маской главной загадки оперетты мы предлагаем Вам познакомится с историей её создания — ведь «Принцесса цирка» по праву является вершиной творчества Кальмана.

1925 год — тяжелый год для композитора Имре Кальмана. Он переживат смерть жены Паулы Дворжак – её сразил туберкулез. Стоит отметить, что жена Имре всегда была его поддержкой — работать после её смерти нелегко.

К этому добавляется тот факт, что композитор уже приобрел известность и от него ждут покорения новых высот. Его оперетты «Княгиня чардаша», «Баядера», «Марица» покорили весь мир, за них «бьются» все театральные сцены.

Но и помимо этого в послужном списке уже есть успешные «Цыган-премьер», «Осенние маневры», «Голландочка». После «Сильвы», «Марицы» и «Баядерки», казалось бы, все темы раскрыты. 

Имре Кальман вспоминает: «После «Марицы» передо мной и моими либреттистами — Грюнвальдом и Браммером — встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильва“, оперетту, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке».Имре Кальман

И вот Имре начинает работу над темой цирка. Говорят, что как раз в это время в его руки попала переведенная на английский книга К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», одна из глав которой называется «Цирк».

Из неё он берет основу для будущей постановки и… фамилию директора цирка — Станиславский. «Попадают» в действие и много других русских имен — полковник граф Саскусин, лейтенант гусарского полка Петрович, барон Пьер Брюсовский, Княгиня Федора Палинская.

Кстати, с именем Федор у знаменитого композитора особые отношения — не секрет, что венгр очень любил русские слова и особенно имена. И имя Федор — одно из его любимых, он даже сына своего, родившегося впоследствии от второй жены Веры, назовет Карой (Чарльз) Имре Федор.

Да и забежим вперед — оперетта была посвящена жене композитора Вере, эмигрантке из России.

Однако, существует версия, что книга Станиславского не при чем — и на самом деле Кальман увидел в одном из европейских цирков номер наездников, в котором участвовали российские эмигранты, бывшие военные, кавалеристы.

Солист и руководитель номера выступал в маске — именно он и стал прототипом загадочного «Мистера икс». Тут же можно упомянуть, что вполне возможно все проще и Кальман позаимствовал сюжет из работы Миллекера «Нищий студент» — правда, не в плане цирковой атмосферы, а в плане развития сюжетной линии и поведения героев.

А цирк, вполне возможно, просто стал следующей станцией действия после «около театра» и «театра». 

Работу над опереттой Кальман вел в тесном контакте со своими либреттистами Альфредом Грюнвальдом и Юлиусом Браммером. 

Младшая сестра Кальмана писала: «Ежедневно в два часа дня господа Грюнвальд и Браммер приходят в дом моего брата. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают огромное количество сигар и сигарет, рассказывают друг другу смешные истории, говорят о погоде, красивых женщинах, спорят, смеются, ссорятся и кричат…

…….

Постоянно стоял обыкновенно рев, настоящий рев, как будто в нашем доме происходил аукцион крупного рогатого скота. К двум часам ночи они бросались друг к другу в объятия, бурно мирились и расходились по домам, а на другой день все повторялось снова». 

Сам Кальман её слова подтверждал — всё так и было. А в один прекрасный момент он заявил, что оперетта готова. 

«Каждое мое произведение означает для меня борьбу не на жизнь, а на смерть. Тысячу раз я переделываю и перекраиваю уже прижившиеся партии и тут же отбрасываю их, когда замечаю, что они не входят в логическое построение произведения. Мои либреттисты боятся меня как огня. Мои партитуры полны исправлений и перечеркиваний». 

Причем, стоит отметить, композитор вначале писал музыку, а потом на неё уже писался текст. Чаще всего он сочинял ночью, и шутил, что в каждой его оперетте хоть одна лирическая ария должна содержать упоминание о луне.На самом деле «Принцесса цирка» отняла много сил: писалась около восьми месяцев по 16 часов в день.

В спорах, в ссорах, но именно столько часов Кальман уделял оперетте. Он писал её даже на прогулках — часто записывая мелодии куда попало. Когда оперетта была готова встал вопрос названия — с одной стороны композитор хотел дать ей «женское имя» — он суеверно считал, что это приносит ему удачу.

Дело в том, что первые оперетты «Хороший товарищ» и «Маленький король» носили мужское название, но они провалились, после чего Кальман стал всерьез верен примете. С другой стороны очень уж заманчив был образ главного героя, да и победить свои суеверия Кальман хотел — он всегда признавал, что важен именно труд, а не удача.

Так у оперетты появилось два названия — «Принцесса цирка» и «Мистер Икс». 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

Первая постановка состоялась в Венском театре 26 марта 1926 года. Лучшие артисты того времени исполняли партии в оперетте, лучшие декорации были доставлены в театр. Премьера имела огромный успех, зал ликовал. Радость и безмятежность произведения была актуальна для Европы в начале XX века.

Что касается России, то вначале оперетту запретили ставить на русской сцене, так как в ней было слишком много недочетов и курьезных ситуаций. В последствие, гнев сменился на милость, музыка была настолько обаятельна и прекрасна, что постановку разрешили с цензурными поправками.

Так действие было перенесено в столицу Франции, а герои стали носить иностранные имена. Первая постановка прошла в Московском театре оперетты в 1927 году. Зал был переполнен, люди с удовольствием приняли произведение.

Еще один интересный факт заключается в том, что оперетта «с двумя именами» в будущем переросла в третью (или вторую) работу — многочисленные переделки оперетты в СССР привели к тому, что все имена героев были заменены, текст был переведен на манеру 17 века, в результате чего текст и музыка не сошлись.

Пришлось переписывать музыку, так появилась оперетта «Холопка» Николая Михайловича Стрельникова. Однако, славу и успех сквозь века пронесла именно версия Кальмана. 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

«Принцесса цирка» — это один из самых ярких шедевров мировой культуры, идущий на главных театральных сценах. В том числе и на саратовской — увидеть искрометную оперетту можно уже завтра, 10 апреля. 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

Купить билет: http://saratov.kassy.ru/event/1967/order/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a798873fd96b174820cbc88/5acaf4354bf161ef0d73fbff

Репертуар

Главная Репертуар МИСТЕР ИКС

Всем известно творение маэстро Имре Кальмана – оперетта «Принцесса цирка».

Цирк господина Пинелли: акробаты, жонглёры, укротители, смертельный полёт человека под куполом… Таинственный и загадочный Мистер Икс и мужественный, благородный Анри де Шатонеф… Кому из них принадлежит сердце блистательной светской дамы Теодоры Вердье?

В «Московской оперетте» легендарное сочинение Кальмана называется «Мистер Икс», именно под таким загадочным псевдонимом на арене цирка появляется главный герой, волею судьбы вынужденный надеть таинственную черную маску и стать цирковым артистом. Никакие коварные интриги не заставят расстаться с возлюбленным, потому что никто, никогда не сможет запретить человеку любить!

«Принцессу цирка» ставили в «Московской оперетте» четыре раза – в 1927, 1959, 1990, 2008. В ноябре 1959 года выездную версию спектакля приезжал играть самый известный Мистер Икс Советского Союза и постсоветского пространства – эстонский певец Георг Отс. Его партнершей была великолепная примадонна Татьяна Санина.

  • Музыка: Имре Кальман
  • Либретто и стихи: Альфред Грюнвальд, Юлиус Браммер
  • Режиссер-постановщик: Инара Гулиева
  • Балетмейстер: Борис Барановский
  • Художник: Игорь Нежный
  • Художник по костюмам: Татьяна Тулубьева
  • Хормейстер: Станислав Майский
  • Дирижер: Андрей Масалев, Константин Хватынец, Ариф Дадашев
  • Продолжительность: 3 часа

Вам необходимо установить Flash плеер, для просмотра содержимого

Источник: https://mosoperetta.ru/repertuar/mister-iks/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector