Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».
Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.
На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.
Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.
Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.
На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).
СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.
СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.
Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.
4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.
Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.
ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса
Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1368&catid=52&Itemid=98
Краткое содержание: Модест Петрович Мусоргский. Борис Годунов
БОРИС ГОДУНОВ
Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из
двух картин)
Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица:
Борис Годунов | баритон | ||
Федор Ксения | } | дети Бориса | меццо‑сопрано сопрано |
|
|
||
Варлаам Мисаил | } | бродяги | бас тенор |
|
|
||
Лавицкий Черниковский | } | иезуиты | бас бас |
- Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны
и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский. - Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире,
Кромы. - Время действия: 1598—1605 годы.
- СЮЖЕТ
Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами
заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский
венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает
народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие,
ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны
быть в Кремле и ждать там приказаний.
На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским
собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но
торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.
В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет
правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола —
царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий
Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает
дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.
Григорий появляется в корчме на литовской границе
вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом.
Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая
царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают,
но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.
Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь
Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет
царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны
воспоминания о совершенном преступлении.
Князь Василий Шуйский, хитрый и
коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца,
назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в
смятении.
Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия,
действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему
мерещится призрак убитого младенца.
Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском
замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских
царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует
от нее и иезуит Рангони.
Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из
замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает
его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска
Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.
Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно
ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его
от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки
с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое
обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал
маленького царевича.
В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума.
Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных
страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе
отгоняющий от себя призрак ребенка.
Муки Бориса достигают предела, когда
намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении
слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без
чувств.
Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние
слова напутствия, умирает.
Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На
лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой,
расправляется с попавшимися под руку иезуитами.
Варлаам и Мисаил подстрекают
взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется
Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу
новые невзгоды.
«Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/080.html
Модест Мусоргский,
Искусство и развлечения 25 февраля 2016
В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского – «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.
Немного об опере
Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время правления Бориса Годунова и появление в Москве Лжедмитрия.
Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.
Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.
Действующие лица оперы «Борис Годунов»
Краткое содержание оперы лучше всего начать с перечисления основных персонажей:
- Борис Годунов.
- Его сын Федор.
- Его дочь Ксения.
- Мамка (кормилица) Ксении.
- Князь Шуйский, Василий Иванович.
- Думный дьяк Андрей Щелканов.
- Отшельник и летописец Пимен.
- Самозванец, носящий имя Григорий.
- Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
- Тайный иезуит Рангони.
- Бродяга Варлаам.
- Бродяга Мисаил.
- Хозяйка корчмы.
- Юродивый.
- Пристав Никитич.
- Боярин Хрущев.
- Ближний боярин.
- Иезуит Лавицкий.
- Иезуит Черниковский.
- Митюха.
- 1-й крестьянин.
- 2-й крестьянин.
- 1-я баба.
- 2-я баба.
Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.
Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.
Пролог. Картина 1
В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей.
Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем.
Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.
Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.
Картина 2
Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.
На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.
Действие первое. Картина 1
Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает Чудов монастырь. В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.
Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.
Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.
Картина 2
Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.
Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам – беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья.
Юношу поглотили мысли о задуманном плане – выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах – кого-то разыскивают.
Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.
Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.
Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.
Действие второе
Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле.
Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну.
Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.
Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.
Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении – месть за страшное, совершенное им злодеяние – умерщвление царевича Дмитрия.
Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.
Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.
Действие третье. Картина 1
Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.
Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта – с помощью женитьбы на самозванце Дмитрии оказаться на московском престоле.
Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.
Картина 2
Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони.
Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца.
Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.
Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.
Действие четвертое. Картина 1
Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор Василия Блаженного, на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.
Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.
Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются.
Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».
Картина 2
Действия разворачиваются в Грановитой палате (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.
Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.
Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.
Картина 3
Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова.
В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия.
Народ поддерживает их и желает смерти Борису.
Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним — войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.
На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.
Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/123880/
Опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov) | Belcanto.ru
Опера (народная музыкальная драма) в четырех
действиях с прологом
Модеста Петровича Мусоргского на либретто
композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а
также материалах «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
- ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
- БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
ФЕДОР (меццо-сопрано)
КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно:
Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или
драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
ВАРЛААМ (бас)
МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
ЛАВИЦКИЙ (бас)
ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор,
меццо-сопрано и сопрано) -
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ,
САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.
Время действия: 1598 — 1605 годы. Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке,
под Кромами.
Первое исполнение: Санкт-Петербург,
Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874
года.
Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам
Мусоргский оставил две; его друг Н. А.
Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы
предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном
Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для
нью-йоркской Метрополитен-опера.
Каждый из этих вариантов дает свое
решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в
контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою
последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают
оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал
Мусоргского.
Собственно говоря, что касается пересказа содержания
оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций
придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и
эпизодах, написанных автором.
Эта драма строится Мусоргским скорее
по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов
и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой
необходимостью вытекает из другого.
Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь
большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н.
А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то
есть к его первой редакции):
Источник: https://www.belcanto.ru/godunov.html
Борис Годунов
Народ толпится у высоких стен Новодевичьего монастыря в Москве. Здесь затворился боярин Борис Годунов после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Избрание Бориса на царство предрешено, но он медлит с согласием, чтобы отвести от себя подозрения в захвате власти.
По приказу пристава народ упрашивает Годунова принять избрание на царство: «На кого ты нас покидаешь, отец наш! На кого ты нас оставляешь, родимый!» Но думный дьяк Щелкалов возвещает, что боярин неумолим.
Картина 2
Площадь перед Успенским собором в Кремле. Величавый перезвон колоколов — Борис дал согласие и венчается на царство. Но нерадостен Борис, он в тревоге: «Скорбит душа, Какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…» А в Кремле величаво гудят колокола, и гремит «слава!» Борису Годунову.
Действие I
Картина 1
Глубокая ночь. Тихая келья в Чудовом монастыре. При свете лампады умудренный жизнью монах Пимен пишет правдивую летопись государства Российского.
Пимен раскрывает в своей летописи тайну убийства Борисом Годуновым царевича Димитрия, стоявшего на его пути к трону. Просыпается Григорий, молодой инок, живущий в одной келье с Пименом.
Он слышит рассказ старца, и буря страстей, тщеславных желаний врывается в тишину ночи.
У Григория зарождается мысль назваться царевичем и начать борьбу против Бориса за престол: «Борис! Борис! Все пред тобой трепещет, никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца… А между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет. И не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от божьего суда!»
Картина 2
Корчма на литовской границе. Сюда, к веселой разбитной хозяйке, забрели трое бродяг — беглых монахов: Варлаам, Мисаил и Григорий. Варлаам, пьяница и чревоугодник, поет песню о взятии Казани.
Григорий расспрашивает хозяйку, как пробраться в Литву. В корчму входит пристав, ищущий по царскому указу беглого монаха — Григория Отрепьева.
Григорий после неудачной попытки отвести от себя подозрения, среди общей сумятицы прыгает в окно и скрывается.
Действие II
Картина 3
Царский терем в Кремле. Царевич Федор рассматривает «Книгу большого чертежа» — первую карту России. Дочь Бориса Ксения тоскует над портретом умершего жениха — датского королевича. Стремясь развеселить ее, старая мамка рассказывает смешную присказку.
Входит Борис, ласково беседует с детьми, любуется сыном, изучающим книжную премудрость. Но тоска преследует его и здесь, в кругу семьи. Страшный голод посетил Русь.
«Словно дикий зверь, бродит люд зачумленный», виною всех бед народ называет царя — «на площадях клянут имя Бориса».
Из самой глубины сердца вырываются, как стон, признанья царя: «Окрест лишь тьма и мрак непроглядный, хотя мелькнул бы луч отрады!.. Какой-то трепет тайный, все ждешь чего-то!..
» Приходит боярин Шуйский, лукавый царедворец, глава крамольных бояр. Он приносит страшную весть: в Литве появился самозванец, присвоивший имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа — за него.
Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в городе Угличе, был царевич Димитрий.
Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает глубокую страшную рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах… «Казалось, в своей он колыбельке Спокойно спит…» Шуйский удаляется. Борису мерещится призрак убитого Димитрия.
Действие III
Картина 4
Бал в саду Сандомирского воеводы Мнишека. Польские паны готовятся к походу на Москву. Они хотят посадить на московский престол своего ставленника — объявившегося в Польше самозванца. За чудом спасшегося царевича Димитрия выдает себя беглый инок Чудова монастыря Григорий. Панам поможет честолюбивая дочь воеводы — красавица Марина, мечтающая стать женой будущего властителя России.
Наступает долгожданная встреча влюбившегося в Марину самозванца и польской красавицы. Однако сухая, расчетливая речь Марины, ее ничем неприкрытое стремление к царской власти на минуту отталкивают самозванца. Поняв это, Марина покоряет его притворными уверениями в нежной любви. Иезуит Рангони торжествует.
Картина 5
Раннее зимнее утро. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Толпа голодного люда толкует о победах самозванца над войсками Бориса. Прибегает юродивый. Мальчишки окружают его и отнимают копеечку.
Из собора выходит царь. «Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради» — кричит народ.
Обиженный мальчишками юродивый обращается к царю: «Вели-ка зарезать, как ты зарезал маленького царевича».
Борис не дает боярам схватить юродивого: «Не троньте! Молись за меня, блаженный…» Но юродивый отвечает: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит…»
Действие IV
Картина 6
Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставшие крестьяне приводят захваченного кромского воеводу. Народ насмешливо «величает» царского слугу-боярина, припоминая ему все свои обиды: «Честь почести ты нас поваживал, В бурю-непогодь, да в бездорожье на ребятках наших покатывал, тонкой плеткой постегивал…»
Приход монахов Варлаама и Мисаила, обличающих Бориса, еще больше разжигает народный гнев.
Широко и грозно звучит песня восставшего народа: «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая, пышет полымем кровь казацкая! Поднималась со дна сила пододонная…
» Появляются посланцы самозванца — патеры-иезуиты. Но появление чужеземцев вызывает возмущение народа. Крестьяне тащат иезуитов в лес, на осину.
На поляну выезжает окруженный войском, шляхтичами и иезуитами самозванец. Он освобождает кромского боярина. Обещаниями милостей и защиты самозванец склоняет взбунтовавшихся крестьян к походу на Москву. Небо освещает зарево пожара. Зловещи и тревожны удары набатного колокола.
Испуганно озираясь, появляется юродивый. Тоской и болью звучат его вещие слова о новых бедах, ожидающих русский народ: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма, темень-темная, непроглядная…»
Картина 7
Грановитая палата в Кремле. Идет заседание Боярской думы, обсуждающей, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. С криком «Чур, чур, чур, дитя!» вбегает сам Борис.
Увидев бояр, он овладевает собою и обращается к ним с просьбой о совете и помощи. На это Шуйский предлагает царю выслушать старца, пришедшего поведать великую тайну. Борис соглашается. Вводят Пимена. Сказание о чудесном исцелении больного, произошедшем на могиле царевича Димитрия в Угличе, переполняет меру страданий Бориса.
Он падает без чувств.
Придя ненадолго в себя, умирающий Борис завещает сыну беречь царство: «Не вверяйся наветам бояр крамольных, зорко следи за их сношеньями тайными с Литвою, измену карай без пощады, без милости карай, строго вникай в суд народный — суд нелицемерный…»
Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясенный царевич Федор, простившись с отцом, поднимается с колен… И тот час Шуйский, незаметно выйдя вперед, преграждает ему дорогу к трону.
Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/24/libretto/
Мусоргский борис годунов краткое содержание по действиям. Редакции бориса годунова мусоргского и его путь к славе
Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.
Борис Годунов, М. П. Мусоргский.
Опера в четырёх актах с прологом
; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.
Действующие лица:
Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.
Пролог. Картина первая
.
Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть».
Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки.
И они ратуют за избрание Бориса.
Картина вторая
.
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.
Действие первое. Картина первая
.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет.
Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия.
Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.
Картина вторая
.
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий — он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.
Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук.
Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве.
Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама.
Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали…
Действие второе.
Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей.
На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу.
Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича.
Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.
Действие третье. Картина первая
.
В Сандомирском замке Марина — за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.
Картина вторая
.
Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
По саду проходит шумная толпа веселых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.
Действие четвертое. Картина первая
.
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию.
Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством — петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню.
Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные — весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича.
Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода — «Богородица не велит». Таков и приговор народа.
Картина вторая
.
В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий.
Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен.
Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям.
Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль — схима, «в монахи царь идет» (царей перед смертью постригали в монахи). Борис умирает.
Картина третья
.
Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси.
На это один приговор у народа — «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый.
Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.
Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова»
.
Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера.
Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского.
Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором.
Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.
Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):
Источник: https://crimea-fun.ru/musorgskii-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie-po-deistviyam-redakcii/
Борис Годунов
- Краткое содержание трагедии Пушкина «Борис Годунов» по главам поможет читателю рассмотреть не столько внутренние конфликты героев, сколько взаимоотношения царя и поданных его величества.
- Главные герои
- Борис Годунов – русский царь, считавшийся убийцей царевича Дмитрия (сын Ивана Грозного).
Служил при Борисе Годунове.
- Второстепенные персонажи
- Отец Пимен – летописец. Свидетель убийства царевича Дмитрия.
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)
Между князьями Воротынским и Шуйским происходит диалог на тему затворничества Бориса Годунова и его сестры в монастыре. Уже месяц, как они заперлись и никого не пускают к себе. В городе неспокойно. Народ волнуется. Каждый день под окнами монастыря люди собираются в кучки с просьбой принять престол, доставшийся Борису после смерти царя Федора Иоанновича.
Князья уже голову сломали в поисках ответа на вопрос, как бы им перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский выдает по секрету Воротынскому страшную тайну. В смерти младшего брата царя, царевича Дмитрия, виновен не кто иной, как Годунов.
Красная площадь
Верховный дьяк выходит к народу с речью о принятии решения Думы. В последний раз они намерены завтра поутру всем московским поселением идти и вновь молить Бориса с просьбой принять престол.
Девичье поле, Новодевичий монастырь
Мольбы народа были услышаны. Борис внял их просьбам, согласившись принять престол. Народ с облегчением вздохнул. Да здравствует царь Борис!
Кремлевские палаты
Годунов принимает царствование. Воротынский вновь поднимает тему убийства царевича Дмитрия, но Шуйский делает вид, что понятия не имеет о чем идет разговор.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 год)
В келье Чудового монастыря летописец Пимен заканчивает писать свою книгу сказаний. С ним в келье делил ночлег молодой монах Гришка Отрепьев.
Проснувшись, он делится с Пименом странным сном, который видит уже не в первый раз. Во сне он взбирается на высокую башню. С нее видна вся Москва, как на ладони.
Народ, стоящий внизу ухахатывался, глядя на него. Григорий падает с башни и просыпается.
Отрепьев завидует Пимену, его бурной жизни. В отличие от него, он ничего не видел. Пимен рассказывает историю убийства царевича Дмитрия, свидетелем которой он был. Григорий с Дмитрием ровесники. Сейчас Дмитрию было бы столько же лет, сколько ему. В голове Григория начал вырисовываться план.
Палаты патриарха
Гришка Отрепьев бежит из монастыря, оставив прощальную записку, содержание которой сводится к тому, что быть ему царем на Москве.
Патриарх в гневе. Он велит разыскать Григория и отправить его в качестве наказания на Соловки.
Царские палаты
Царь запирается у себя в опочивальне с очередным колдуном. После ухода мага Борис пребывает в расстроенных чувствах. Он размышляет о жизни своей. Шесть лет правления, но не принесла ему власть должного счастья.
Вроде все делал для народа. Бедных кормил, предоставлял рабочие места, осыпал золотом, помогал строить дома, но не ценит народ добрых поступков. Не благодарны они ему за сделанное. Не удалось ему снискать народной любви.
Муки совести не дают Борису спокойно жить. Он все чаще вспоминает убиенного царевича Дмитрия. Кровавые мальчики постоянно стоят перед глазами.
Корчма на Литовской границе
Одетый в рванье Григорий с бродягами Мисаилом и Варлаамом проводят время в корчме на Литовской границе. Он интересуется у хозяйки заведения, как добраться до Литвы. Женщина предупреждает, что все дороги перекрыты. Ищут какого-то беглеца. Гришка понимает, что речь о нем.
Входят приставы с царским указом в руках, прочитать который они не могут в силу своей безграмотности. Гришка берется озвучить написанное, но переиначивает текст письма, в котором были описаны его приметы.
Теперь по его словам беглец вылитый Варлаам, но бродяга был не промах. Он понял, что Георгий хитрит. Он выхватывает письмо.
Поняв, что разоблачен, Отрепьев вытаскивает из глубин пазухи кинжал и выпрыгивает в окно.
Москва. Дом Шуйского
В доме Василия Шуйского пир горой. Приглашенные на бал пьют за здравие Бориса Годунова. Дождавшись ухода гостей, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным для деликатного разговора. Пушкин говорит, что в городе гуляют слухи о якобы чудом выжившем царевиче Дмитрии. Мол, заручившись поддержкой короля, он двигается в Россию добиваться отцовского престола. Тогда Годунову не поздоровится.
Царские палаты
До Годунова доходят слухи об объявившемся самозванце. Князь предупреждает об опасности. Народ может взбунтоваться против царя. Годунов нервничает. Он уже сам начинает сомневаться в смерти Дмитрий. Шуйский уверяет царя, что сам лично видел тело царевича. Борис в сильном волнении. Он наконец-то понял, почему ему тринадцать лет подряд снится убитый младенец.
Краков. Дом Вишневецкого
В доме Вишневецкого Григорий находит подход к каждому, привлекая на свою сторону все больше сторонников. Он обещает исполнить все их желания. В честь самозванца звучат здравицы. Все готовы отправиться в поход.
Замок воеводы Мнишка в Самборе
Григорий был вынужден остановиться на три дня в замке воеводы Мнишка. На балу он знакомится с его дочерью Мариной. Девушка сама назначает ему встречу в аллее лип, помня навет отца, не упускать такого выгодного жениха их рук.
Ночь. Сад. Фонтан
Опьяненный красотой Марины, Григорий разоткровенничался с ней. Он признается девушке, что он не сын Ивана Грозного, а простой самозванец. Марину такой поворот не устраивал. Любовь беглого монаха не предел ее мечтаний.
Она грозится ему, что расскажет всем правду. Григорий заявляет ей, что ничего не боится. Поверят скорее ему, чем ей, обычной польской девке. Его речь ей понравилась. Она наконец-то услышала слова не мальчика, речь мужа.
Она обещает стать его женой, но только после того, как он свергнет с престола Годунова.
Граница Литовская
Отрепьеву и князю Курбскому со своими отрядами все-таки удается пересечь границу, соединяющую Россию и Литву.
Царская дума
На заседании царской думы вовсю дискутируют на тему подвигов самозванца. Воевода Басманов обещает лично привезти Годунову пленного Лжедмитрия. Необходимо как можно скорее раскрыть народу правду. Для этого необходимо привезти останки царевича в Москву, выставив гроб в Архангельском соборе, чтобы все лично убедились в его смерти.
Шуйский просит царя повременить с этим. Он обещает выйти к народу и постараться успокоить его, рассказав правду.
Равнина близ Новгорода-Северского
Самозванец, несмотря на немногочисленность войска одерживает победу над русской армией. Это произошло 21 декабря 1604 года под Новгород-Северским.
Площадь перед собором в Москве
В соборе провозглашают анафему Григорию. Далеко не все поверили в происходящее. Многие убеждены, что самозванец действительно настоящий царевич, чудом выживший.
Юродивый Николка вызывает насмешки у местной ребятни, толпившейся возле храма. После службы Николка подошел к Борису с просьбой зарезать обидчиков, ведь ему уже приходилось проделывать это с царевичем.
Годунов был потрясен от услышанного. Он просит Николку молиться за него.
Севск
Под Севском Лжедмитрий интересуется у русского пленника, что творится в Москве. От него он узнает, что любой, кто хоть слово молвит о нем будет казнен по приказу царя. На этот раз Григорию не удалось одержать победу над русским войском. Он терпит полное поражение. Ему чудом удалось спастись. Лжедмитрий бежит, а вместе с ним его единомышленники.
Лес
Григорий, охваченный жалостью к умирающему коню, освобождает его от узд и сбруи. Он хочет, чтобы конь принял смерть свободным. Казалось, он переживает за своего коня, гораздо больше, чем за разгромленное в пух и прах войско.
Москва. Царские палаты
Поражение не повлияло на боевой дух Отрепьева. Он вновь собирает войско против царя. Борис Годунов нервничает. Он хочет заменить старого воеводу на нового. Внезапно во время беседы царю становится плохо. Кровь пошла через его рот и уши.
Борис чувствует свою кончину. На прощание он хочет поговорить с Феодором, своим сыном. Царь дает ему советы и наставления. После напутствия к нему зашли попрощаться царица с царевной, патриарх и бояре. После чего над царем свершается обряд пострижения.
Ставка
В беседе c Басмановым, Пушкин просит его принять сторону Лжедмитрия. Басманов сообщает, что не пойдет на это. Он знает, что Лжедмитрий самозванец. Другая причина присяга, которую он дал Федору. Пушкин поясняет Басманову, что сила самозванца не в войске. Его сила это мнение народное.
Лобное место
На Лобном месте Пушкин объявляет о кончине Бориса Годунова. Он взывает к собравшейся толпе с просьбой присягнуть Лжедмитрию. Встревоженный новостями народ отправляется во дворец с целью уничтожить царского наследника. Басманов тоже нарушил данную ране присягу. Он переходит на сторону Лжедмитрия.
Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца
Царский сын и его сестра Ксения вместе с матерью заключены под стражу. Мнение народа разделилось. Некоторым жалко узников, другие не желают сострадать детям убийцы. В дом заходят бояре с тремя стрельцами. Люди никак не могут догадаться об истинной цели их визита.
Спустя несколько минут после их прихода в доме стали слышны крики, визг, ругань. Неожиданно все смолкло. На пороге появляется Мосальский. Он объявляет собравшемуся возле стен народу, что Феодор и Ксения отравились ядом. Основная версия их смерти самоубийство.
В толпе звенящая тишина. Он призывает славить Лжедмитрия, но в ответ снова молчание.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2206-boris-godunov.html