Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК: «Опера Моцарта ”Дон Жуан”». Работа ученика 11а класса Евгения Кильгянкина
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Работу выполнил ученик 11 А класса Гимназии № 405 Кильгянкин Евгений Опера Моцарта «Дон Жуан»
2 слайд Описание слайда:
Портрет Вольфганга Амадея Моцарта
3 слайд
4 слайд Описание слайда:
1. Общая информация 2. История создания 3. Образ Дон Жуана у Моцарта 4. Музыка 5. Интересные факты План
5 слайд Описание слайда:
Дон Жуан – опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто Лоренцо Да Понте, частично основанное на «Каменном госте» – опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон-Жуане.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ДОН-ЖУАН, молодой аристократ (баритон) ЛЕПОРЕЛЛО, его слуга (бас) КОМАНДОР СЕВИЛЬИ (бас) ДОННА АННА, его дочь (сопрано) ДОН ОТТАВИО, ее жених (тенор) ДОННА ЭЛЬВИРА, дама из Бургоса (сопрано) ЦЕРЛИНА, крестьянка (сопрано) МАЗЕТТО, ее жених (баритон) Время действия: XVII век. Место действия: Севилья и ее окрестности.
Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.
6 слайд Описание слайда:
Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». Постер Рафала Ольбиньского
7 слайд Описание слайда:
История создания В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах.
Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина, впоследствии привлекал многих писателей. Неоднократно использовали эту тему и музыканты. После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон Жуана».
К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте (1749 – 1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном плане.
Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
8 слайд Описание слайда:
На премьере у Праге роль Дон Жуана сыграл итальянский оперный певец Луиджи Басси. Премьера оперы состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
9 слайд Описание слайда:
Образ Дон-Жуана у Моцарта Дон Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.
Остальные персонажи оперы – неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто – занимают подчиненное положение.
Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
10 слайд Описание слайда:
Музыка Моцарт назвал свою оперу «dramma giocosa», что означает «веселая драма», или, в свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое.
Это поединок образов жизни и смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и командора. На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра. В первом акте – быстрое чередование различных эпизодов.
В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры. Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины.
Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».
11 слайд Описание слайда:
Музыка Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения.
Ария Дон-Жуана «Чтобы кипела кровь горячее» впечатляет блеском и жизнерадостностью; танцевальное движение, четкие контуры легкой стремительной мелодии передают кипучее веселье, охватившее Дон-Жуана, его страстную любовь к жизни.
Ария наивной и лукавой Церлины пленяет изяществом мелодики. Центральный эпизод акта – сцена бала, где голоса действующих лиц сочетаются с одновременным звучанием трех инструментальных ансамблей.
12 слайд Описание слайда:
Музыка Третий акт распадается на две части. В первой преобладают комические, бытовые эпизоды; во второй обнажаются контрасты, усиливается трагический план «веселой драмы». Простая и плавная песенная мелодия лежит в основе серенады Дон-Жуана. Секстет (мстители и Лепорелло) – развернутая сцена, полная движения и выпуклых контрастов.
В сцене на кладбище грозные возгласы командора вторгаются в беззаботную речь Дон-Жуана и торопливую скороговорку перепуганного Лепорелло, создавая ощущение беспокойства и близости развязки. Эпизод появления статуи командора вносит в музыку мрачный колорит; зловещая бесстрастность его фраз оттеняется грозным звучанием тромбона.
В светлых тонах выдержан заключающий оперу секстет.
13 слайд
14 слайд Описание слайда:
Интересные факты Строки либретто из сцены на кладбище (N. 22) послужили эпиграфом к «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.
В финальной сцене во время пира у Дона Жуана оркестр играет арии из популярных опер того времени, сопровождаемые ми Лепорелло. Последней Моцарт цитирует арию «Non più andrai» из своей же оперы «Свадьба Фигаро».
Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.
15 слайд Описание слайда:
Интересные факты Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену. В знаменитой арии Дона Жуана «с шампанским» (N.
11) о самом шампанском на самом деле нет ни слова, а Дон Жуан говорит лишь о вине, которое «горячит голову». Недоразумение вышло из-за немецкого перевода, распространенного в России в XIX веке, где для рифмы слово «вино» заменили словом «шампанское».
В честь одной из героинь оперы Моцарта назван астероид (531) Церлина, открытый в 1904 году.
16 слайд Описание слайда:
Эскиз костюма Дон Жуана к опере Моцарта «Дон Жуан», 1913
17 слайд Описание слайда:
Джованни Марио в роли Дон Жуана Джулия Гризи в роли Донны Анны Портреты из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
18 слайд Описание слайда:
Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан, или Наказанный развратник» – 1997 Хор: Philharmonia Chorus; Оркестр: Philharmonia Orchestra; Дирижер: Carlo Maria Giulini
19 слайд Описание слайда:
» Дон Жуан » в Арена ди Верона
20 слайд Описание слайда:
«Дон Жуан» в Арена ди Верона
21 слайд Описание слайда:
» Дон Жуан» в Арена ди Верона
22 слайд Описание слайда:
» Дон Жуан» в Арена ди Верона
23 слайд Описание слайда:
Знаменитый миланский театр «Ла Скала» (La Scala) осенью 2012 года привез на гастроли в Москву оперу Моцарта «Дон Жуан», претендующую на звание главного события оперного сезона Европы.
24 слайд Описание слайда:
Макс Слефогт Певец Франсиско д’Андраде в роли Дона Жуана в опере Моцарта, 1902 Макс Слефогт Франциско д’Андрадо в роли Дона Жуана. 1912. Дон Жуан приглашает статую командора на ужин, за ним прячется Лепорелло
25 слайд Описание слайда:
Сцена из «Дон Жуана» Моцарта. Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н.В.Лысенко
26 слайд Описание слайда:
Образ Дон Жуана в музыке Ле Теллие. Опера (1713) Глюк. Балет «Дон Жуан» (1761) Ричини. Опера Тритто. Опера Альбертини. Опера Керубини. Опера Моцарт. Опера «Дон Жуан» по пьесе Саморы. Гаццаниги. Опера «Convitato di pietra» Даргомыжский.
Опера «Каменный гость» Направник – Музыка к поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан» В мюзикле «Призрак оперы» главный герой, Призрак, сочиняет оперу «Триумф Дон Жуана», несколько арий из которой ставятся на сцене.
Мюзикл «Дон Жуан» (2003). Музыка Феликса Грея.
27 слайд Описание слайда:
Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%ED_%C6%F3%E0%ED_(%EE%EF%E5%F0%E0) http://opera.odessa.ua/ru/repertuar/operi/don-juan/ http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%94%D0%BE%D0%BD-%D0%96%D1%83%D0%B0%D0%BD http://riusitaulet0ci.files.wordpress.com/2011/01/flauta1.jpg http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post132248277/ Музыка
28 слайд Описание слайда:
Презентация подготовлена учащимся 11а класса гимназии №405 Евгением Кильгянкиным Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина Санкт-Петербург, 2012
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-opera-mocarta-don-zhuan-1165072.html
Опера «Дон Жуан» – нестареющий шедевр
Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.
Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.
Литературная основа
До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.
Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.
Образ Дон Жуана
Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.
С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.
Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.
Религиозная трактовка сюжета
Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.
Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.
Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.
Женские образы
Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей.
Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя.
Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.
У некоторых авторов есть версия, по которой Дон Жуан на самом деле овладел донной Анной, но большинство исследователей ее не поддерживают.
Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.
Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.
Финал
Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.
Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.
После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.
Общая характеристика оперы
Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.
Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.
П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.
- Смотреть оперу Моцарта – Дон Жуан
Источник: https://music-education.ru/don-juan-mozart/
В. А. Моцарт. Опера «Дон-Жуан»
В 1787 году В. А. Моцарт получает приглашение в Прагу. Здесь его ожидает самый теплый прием, и не только на вилле «Бертрамка», принадлежавшей его друзьям – чешскому композитору Францу Душеку и его супруге певице Йозефе Душековой. Опера «Свадьба Фигаро», поставленная в Праге вскоре после венской премьеры, пользовалась успехом поистине грандиозным: мелодии из нее пели на улицах, под них танцевали… Такая горячая любовь публики к моцартовской опере побудила импресарио Паскуале Бондини заказать композитору новое произведение для Сословного театра в Праге. При этом импресарио не навязывал В. А. Моцарту никакого сюжета, предоставив выбор ему самому.
Создание либретто композитор вновь поручает Лоренцо да Понте. Именно он обратил внимание композитора на пьесу Антонио де Саморы «Дон-Жуан», и В. А. Моцарта увлек этот сюжет, который можно назвать «вечным».
С тех пор, как испанский драматург «Золотого века» Тирсо де Молина создал на основе народной легенды пьесу «Севильский озорник», история дерзкого соблазнителя, осмелившегося бросить вызов потусторонним силам, привлекала внимание многих творцов. Наряду с уже упоминавшейся пьесой А. Саморы существовали, в частности, одноименная комедия Ж. -Б. Мольера и балет К. В. Глюка.
Об опере и говорить не приходится – в то время, как В. А. Моцарт создавал своего «Дон-Жуана», в итальянских оперных театрах шло несколько произведений, повествующих о севильском обольстителе.
Опера «Дон-Жуан» – как и некоторые иные произведения В. А. Моцарта – окружена легендами. Рассказывают, например, что добрым советчиком для либреттиста и композитора стал реальный «Дон-Жуан» того времени – Джакомо Казанова, с которым Л. да Понте и В. А.
Моцарт якобы встретились в Праге, что Лоренцо да Понте во время работы над либретто был одержим отнюдь не отеческими чувствами к 16-летней дочери служанки (было ли это собственным свойством его натуры – или герой оказывал влияние на автора?)… Само возникновение таких легенд свидетельствует о том, что опера была не вполне обычной – особенно в глазах современников. Автор определил ее жанр как «drama giocosa» – «веселая драма», намекая на сочетание двух начал в ее жанровой природе. Этот сплав трагического и серьезного, намеки на который проявляются и в более ранних операх В. А. Моцарта (например, «Мнимой садовнице»), здесь расцветает пышным цветом.
Персонажей оперы «Дон-Жуан» можно условно подразделить на две категории. Донна Анна, ее жених Дон Оттавио, несчастная Эльвира, брошенная Дон-Жуаном и любящая его, несмотря ни на что, словно пришли из глюковских опер – это благородные герои, носители возвышенных идей.
Лепорелло – слуга Дон-Жуана, крестьянин Мазетто и его невеста Церлина – типичные персонажи оперы-буффа. Самым же загадочным остается заглавный герой – в образе Дон-Жуана присутствуют и комеческие черты (особенно в ариях), и трагические.
Трагедийное и комедийное сочетаются в опере с самого начала: начинаясь как веселая комедия положений, первая картина заканчивается клятвой Донны Анны отомстить убийце отца.
В последней же картине, в самой трагической ее сцене – столкновении Дон-Жуана со статуей Командора – Лепорелло, забившись под стол, дает своему господину «житейски-трезвые» советы…
Источник: https://musicseasons.org/v-a-mocart-opera-don-zhuan/
Краткое содержание оперы "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта
Главный герой оперы Моцарта «Дон Жуан» — развратник, искуситель и обманщик женщин. Первое название у оперы было таким: «Наказанный распутник, или Дон Жуан».
Существует даже легенда о том, что перед созданием оперы Моцарт посетил в тюрьме авантюриста Казанову, который прославился своими бесчисленными романами и любовными похождениями.
Создана опера была в 1787 году. Действие ее происходит в Испании.
В дом Командора в Севилье проникает неизвестный в маске. Он желает соблазнить дочь хозяина донну Анну. Отец, пытаясь заступиться за Анну, погибает от шпаги неизвестного. Не успевший на помощь жених донны Анны дон Оттавио клянется отомстить за смерть Командора. Под маской скрывался бесстыдный губитель женщин – Дон Жуан.
Убежав из дома Командора, Дон Жуан по дороге встречается с сеньорой Эльвирой. Эту красавицу когда-то давно он также обманул и бросил. Узнав своего возлюбленного, она начинает упрекать его в обмане.
Тогда Дон Жуан «поручает» Эльвиру своему слуге Лепорелло. Слуга начинает беседу с дамой, перечисляя длинный список женщин, ставших любовницами его хозяина.
Список состоит из двух тысяч имен! Эльвира также клянется отомстить.
Дон Жуан попадает на деревенскую свадьбу. Женятся толстяк Мазетто и хорошенькая Церлина. Дон Жуан сражен красотой девушки и пытается соблазнить ее, воспользовавшись отсутствием жениха и увлекая в беседку.
Но тут появляется Эльвира, которая спасает невесту от ухаживаний Дона Жуана. Приходят донна Анна и дон Оттавио. Неожиданно Анна узнает в собеседнике убийцу отца! Дон Жуан пытается бежать, мстители преследуют его.
К ним присоединяется и Мазетто, жених Церлины.
Лепорелло надоело служить своему господину и его бесконечным авантюрам. Он хочет уйти. А Дону Жуану нужны новые приключения. Теперь его сластолюбивый взгляд упал на служанку донны Эльвиры.
Боясь преследования, он меняется одеждой с Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира.
Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с Доном Жуаном, а с его слугой.
Вокруг продолжает шуметь крестьянская свадьба. Дон Жуан исполняет самую красивую арию в этом произведении – «Арию с шампанским». Герой в предвкушении новых любовных побед над женщинами и новых приключений.
Лепорелло видит из окна замка несколько силуэтов в масках. Они приближаются. Под масками скрываются дон Оттавио, донна Анна и донна Эльвира. Они молят бога о помощи в свершении мести.
Звучит оркестр, в танцах кружатся пары. Лепорелло отвлекает жениха, пока Дон Жуан в очередной раз пытается соблазнить невесту. Девушка кричит о помощи. На ее крик приходят сразу все мстители. Но Дону Жуану опять удается удрать от врагов.
Ночью Дон Жуан вместе со слугой приходит на кладбище к конной статуе на могиле Командора. На памятнике написано, что безбожному убийце приготовлена расплата. Дон Жуан продолжает хвастаться своими победами над женщинами, но его браваду прерывает могильный голос Командора. Преодолевая ужас, Дон Жуан приглашает мертвеца к себе на ужин. Командор принимает приглашение.
В последней сцене Дон Жуан пирует за столом в своем замке. Оркестр исполняет веселые мелодии, и даже партию из написанной Моцартом ранее «Свадьбы Фигаро». Донна Эльвира обличает своего бывшего возлюбленного и уговаривает его изменить своим привычкам.
На что Дон Жуан отвечает шутками. Неожиданно все слышат грозный стук в дверь. Лепорелло и Донна Эльвира в ужасе. Это сам Командор пожаловал на ужин. Покойный сжимает руку Дона Жуана. Пол в замке разверзается и все вокруг проваливается в преисподнюю.
Заканчивается опера тем, что положительные персонажи рассказывают о своей дальнейшей жизни. Анна обещает стать женой Оттавио, Эльвира станет монахиней, а Лепорелло найдет себе другого хозяина.
Боясь преследования, он меняется одеждой со своим слугой Лепорелло. Неожиданно появляется сама Эльвира. Лепорелло столь артистично исполняет роль своего хозяина, что дама не может догадаться, что уходит не с самим Доном Жуаном, а с его слугой.
Дон Жуан хвалит своего слугу за то, что он смог обмануть и увести от него Эльвиру, погасить гнев жениха Церлины, накормить и угостить всех гостей свадебного торжества.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-don-zhuan-volfganga-amadeya-mocarta/
Дон Жуан (Моцарт)
Гениальный Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни создавал многочисленные музыкальные шедевры, одним из которых стала опера Дон Жуан, обладающая двумя действиями.
Итальянское либретто к произведению было создано Да Понте, часть которого составляла опера Гаццаниги, положенная на либретто Бертати. В основе обоих произведений гениальное произведение – «Каменный гость».
Впервые произведение представлял Национальный театр в Праге в конце октября 1787 года.
Действия оперы разворачиваются в XVII веке в испанской Севилье и ее окрестностях.
Сюжет основан на старинной легенде, которая рассказывает о дерзком авантюристе, любителе женского пола. Легенда зародилась в средневековой Испании, но стала популярной во всем мире.
Впервые сюжет был использован испанцем Молина – известным драматургом. К образу героя-любовника обращались Мольер и Байрон, Гофман и Пушкин, Мериме и другие. Глюк поставил в Вене балет.
Все известные оперы, написанные по сюжету легенды, обладают самыми разными трактовками: положительными и отрицательными.
Работать над Дон Жуаном Моцарт начинает в конце весны 1787, а уже в конце октября произведение было поставлено на сцене пражского театра.
Майская премьера в Вене основана на пражской опере, но с определенными изменениями. В частности отмечается тот факт, что либретто носит комедийный образ.
Однако со стороны музыки произведение Моцарта изобилует глубиной, страстью и столкновениями различных характеров.
Содержание произведения начинает свое раскрытие со сцены перед домом Командора, где ходит Лепорелло – слуга Дон Жуана, жалующийся на свою судьбу. Его тираду прерывает шум: это из дома выбегает дочь командора и Дон Жуан в маске.
На шум выходит отец и вступает в схватку с незнакомцем в маске, стремясь защитить свою дочь. Главный герой оперы и его слуга убегают, дочь плачет над телом отца, а ее жених – дон Оттавио дает клятву о мести, что поддерживает и Анна.
Дон Жуан не оставляет свои авантюры, что приводит его к встрече со старой возлюбленной – донной Эльвирой. Женщина любит ловеласа, и осыпаемый морем упреков он удаляется. А слуга, дабы утешить женщину, открывает перед ней весь список женщин, которых соблазнил Дон-Жуан.
Краткое содержание произведения продолжается сценой праздника в селе, куда попадают герои. Дон Жуан беседует с крестьянкой Церлиной, но его коварным планам мешает донна Эльвира. Благодаря инциденту донна Анна узнает отцеубийцу и решает мстить.
Но Дон Жуан не собирается отказываться от Церлины, что дает ему повод устроить в замке праздник для крестьян. У девушки есть жених, ревнивца зовут Мазетто и он, спрятавшись в беседке, наблюдает за тем, как ведут себя Дон Жуан и Церлина.
У беседки и случается встреча Дон Жуана, Церлины и Мазетто, которого авантюрист и приглашает с невестой на праздник.
Следующая сцена разворачивается в залах замка, где танцуют гости. Именно туда приходят мстители, на лицах которых – маски: донны Эльвира и Анна, а также дон Оттавио.
Лепорелло отдает приказ отвлечь жениха, а сам увлекает крестьянку в уединенную комнату, откуда вскоре слышны крики о помощи. Все спешат помочь девушке.
Дон-Жуан говорит о своей невиновности, но никто не верит и ему грозят жестокими карами.
Несмотря ни на что Дон-Жуан продолжает свои любовные поиски, и он останавливает свой взор на камеристке Эльвиры. Ради того, чтобы попасть к девушке он переодевается слугой, а Эльвиру выманивает на улицу нежной серенадой.
Донна выходит и следует за переодетым слугой, думая, что это Дон Жуан. Однако войти в дом он не может из-за Мазетто и ищущих его крестьян. Воспользовавшись тем, что он переодет, авантюрист направляет крестьян по ложному пути.
Оставшийся Мазетто теряет оружие, жестоко избивается Дон Жуан, который скрывается. Жениха утешает Церлина.
Донна Эльвира, продолжая следовать за переодетым слугой, попадает в дом донны Анны, где встречаются все герои оперы. Переодетый Лепорелло чуть не погибает под кулаками нападавших, но успевает доказать, что он не господин, но слуга.
Следующую сцену автор оперы раскрывает на кладбище, куда приходят слуга и господин. Их встреча случается у могилы Командора, которому установили внушительную статую. Дон Жуан хвастается слуге своими новыми любовными подвигами. Звучит загробный голос Командора, возвещающего о том, что ночью Дон Жуан умрет. Смеясь, авантюрист приглашает статую к себе на ужин, на что получает согласие.
На веселом ужине у Дон Жуана появляется с упреками Эльвира, но, не добившись ничего, она собралась уходить. Однако в дверях она и Лепорелло сталкиваются со статуей Командора. От Каменного гостя поступает в адрес Дон Жуана предложение покаяться во всех грехах, но тот отказывается.
Тогда Командор берет его за руку и оба отправляются в ад. Встреча и разговор сопровождаются громом и молнией. Но как только герои исчезли, зажегся яркий свет. Из уст участников истории звучит истина о том, что добродетель всегда торжествует, а порок получает заслуженное наказание.
Сегодня слушать самые знаменитые арии из оперы Дон Жуан на сайте клуба «Орфей» могут все любители оперных шедевров бесплатно и в режиме онлайн. Здесь же размещаются самые новые и исторические видео разнообразных постановок, находящиеся в открытом доступе.
Источник: http://orfey.club/opyeri/don-zhuan-motcart/
Краткое содержание: Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-Жуан
- ДОН-ЖУАН
- Опера в двух актах1
- Либретто Л. да Понте
- Действующие лица:
|
|
Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане,
дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в
средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих
европейских странах.
Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де
Молина (1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе
Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон,
Гофман, Пушкин, Мериме и др.
Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в
1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд
опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную
трактовку.
В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску,
Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий
заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные,
привлекательные черты — бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски
идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.
После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт
получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на
сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера
состоялась в Праге 29 октября того же года.
Для венской постановки (7 мая 1788
года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто,
написанное Л. да Понте (1749—1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном
плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии.
Композитор создал
замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых
столкновений характеров.
Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный.
Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует,
облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной
жизненной энергии.
Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана
Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая
донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто —
занимают подчиненное положение.
Их поступки, мысли и чувства связаны с
действиями Дон-Жуана.
МУЗЫКА
Моцарт назвал свою оперу «dramma
giocosa», что означает «веселая драма», или, в свободном
переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в
котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Эта
особенность придает опере большую жизненную правдивость.
Мастер
музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в
ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные,
раскрывает в многочисленных ансамблях.
Драматургия оперы строится на
сопоставлении противоположных начал — радости, света и рокового возмездия,
бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и
командора.
На контрасте мрачного, трагического вступления и
брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.
В первом акте — быстрое чередование различных
эпизодов. Небольшая шутливо-грубоватая ария Лепорелло «День и ночь изволь
служить» рисует образ этого комического персонажа.
В музыке драматического
терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь
умирающего командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью
насыщена ария оскорбленной Эльвиры «Где он, узнать решила».
В обращенной к
Эльвире арии Лепорелло «Вот извольте» комическая скороговорка сменяется
плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом, пародирующим обольстительные речи
Дон-Жуана.
Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины
«Ручку мне дашь свою ты»; мягкая, обволакивающая чувственной прелестью речь
Дон-Жуана звучит все настойчивее, в то время как все более робкими становятся
музыкальные фразы колеблющейся Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны
Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».
Источник: http://vsekratko.ru/opera/005.html
Дон Жуан
Картина перваяСад ночью.Лепорелло, слуга Дон Жуана, поджидает своего господина, проникшего в дом Командора с целью соблазнить дочь хозяина — Донну Анну. Появляется Дон; Донне Анне удалось помешать обидчику, и теперь она пытается понять, кто перед ней.
Командор, встревоженный криками дочери, спешит на помощь, но Дон Жуан смертельно ранит его. Лепорелло и Дон Жуан скрываются. Донна Анна, отправившаяся за помощью, возвращается в сопровождении Дона Оттавио, с которым она обручена, и нескольких слуг и видит перед собой тело Командора.
Донна Анна и Дон Оттавио вместе клянутся отомстить убийце.
Картина вторая
Улица ночью. В поисках приключений Дон Жуан и Лепорелло встречают Донну Эльвиру, некогда соблазненную и брошенную Дон Жуаном. Она ищет его, чтобы призвать к ответу. Узнав в Эльвире одну из своих прежних подруг, повеса незамедлительно исчезает, оставив Лепорелло объясняться с девушкой.
Слуга с готовностью демонстрирует ей длинный список любовных побед господина. Донна Эльвира удаляется, твердо решив наказать вероломного возлюбленного. Крестьяне справляют свадьбу Церлины и Мазетто. Дон Жуан появляется в сопровождении Лепорелло и учтиво приветствует невесту.
Он приглашает всю компанию отпраздновать свадьбу в своем загородном поместье и сам берется проводить туда Церлину. Лепорелло под удобным предлогом уводит Мазетто, однако тот не обманывается относительно происходящего и жаждет объяснения с Церлиной. Оставшись наедине с девушкой, Дон Жуан пытается увлечь ее блестящими посулами.
Однако неожиданное появление Донны Эльвиры мешает ему осуществить свои намерения: она обличает изменника и уводит с собой Церлину. Только что вошедшие Донна Анна и Дон Оттавио не узнают в Дон Жуане убийцу Командора и стремятся заручиться его поддержкой, чтобы покарать преступника.
Возвращается Донна Эльвира, жалуясь на прегрешения неверного возлюбленного, и Дон Жуан незаметно удаляется. Однако Донна Анна по голосу узнает в нем своего соблазнителя и убийцу отца и умоляет Дона Оттавио немедля отомстить злодею. Дон Оттавио дает себе клятву выполнить желание возлюбленной.
Тем временем Дон Жуан распоряжается приготовлениями к празднику, надеясь во время торжества овладеть юной и привлекательной Церлиной.
Картина третья
Сад с двумя воротами, запертыми снаружи. Две беседки. Мазетто упрекает Церлину в неверности, но невеста успокаивает его, утверждая, что любвеобильный кавалер не посягнул на ее честь. Появляется Дон Жуан; Мазетто прячется в беседке и подсматривает за ними.
Однако распутник замечает его и, не растерявшись, приглашает на бал вместе с Церлиной. Входят трое в масках: это Дон Оттавио, Донна Анна и Донна Эльвира. Они разыскивают Дон Жуана, но он не узнает их и вместе с другими приглашает на праздник.
Картина четвертая
Ярко освещенная зала, убранная для роскошного бала. Во время празднества Дон Жуан пытается соблазнить Церлину, но приезд Донны Анны, Дона Оттавио и Донны Эльвиры разрушает его планы. Он безуспешно пытается обвинить во всем Лепорелло, осыпает присутствующих угрозами, а затем скрывается. Картина перваяУлица.
Лепорелло хочет отказаться от своей службы, но Дон Жуан уговаривает его остаться и даже поменяться с ним одеждой, желая обольстить служанку Донны Эльвиры. Эльвира подходит к окну; Дон Жуан, спрятавшись за спиной Лепорелло, объявляет ей о своем раскаянии. Поверив ему, Эльвира уходит со слугой, которого по ошибке принимает за своего прежнего возлюбленного.
Дон Жуан принимается петь серенады служанке, но и на этот раз вынужден отступить: внезапно входит Мазетто в окружении вооруженных крестьян, собирающихся расправиться с беззаконником. Мазетто узнает Лепорелло в платье Дон Жуана и осведомляется у него о хозяине. Но переодетый Дон, пользуясь случаем, спроваживает крестьян, остается наедине с Мазетто и избивает его.
Подоспевшая Церлина укоряет своего жениха за ревность, но нежно ухаживает за ним.
Картина вторая
Темная комната в доме Донны Анны. Донна Анна, Дон Оттавио, Церлина и Мазетто разоблачают переодетого Лепорелло и видят, что Донна Эльвира обманута. Слуге с трудом удается избежать заслуженного наказания. Дон Оттавио, окончательно убедившись в вине Дон Жуана, решает выдать негодяя властям; Донна Эльвира не может скрыть жалости к нему.
Картина третья
Кладбище. Несколько конных статуй и статуя Командора. Дон Жуан встречает Лепорелло и рассказывает ему об очередной безнравственной проделке. Статуя Командора, похороненного на этом кладбище, обретает дар речи и угрожает нечестивцу; Дон Жуан приглашает ее на ужин.
Картина четвертая
Сумрачная комната. Дон Оттавио убеждает Донну Анну, что Дон Жуан скоро будет наказан по закону, и спрашивает, готова ли она выйти за него замуж. Однако Дона Анна, измученная недавними событиями, вновь и вновь говорит ему о своей любви, но умоляет не торопиться.
Картина пятая
Столовая. Празднично накрытый стол. Дон Жуан весело пирует. Донна Эльвира убеждает его покаяться в совершенных грехах; он не обращает на нее внимания. В дверях появляется статуя Командора.
Лепорелло прячется под стол, а Дон Жуан остается лицом к лицу с мрачным призраком. Статуя призывает его к раскаянию; Дон Жуан отказывается и проваливается в преисподнюю. Лепорелло рассказывает о смерти своего господина пришедшим взять его под стражу.
Звучит заключительный ансамбль, светлый и безмятежный.
Распечатать
Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/567/libretto/
Статьи
«Дон-Жуан» — величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано — Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер.
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане — дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах.
Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др.
Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную трактовку.
В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты — бесстрашие, остроумие, вечные поиски идеала, честь и смелый бунт против устаревших норм морали.
После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года.
Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте (1749—1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии.
Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.
Остальные персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто — занимают подчиненное положение.
Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
Генри У. Саймон, М. Друскин Источник: Belcanto. ru
Источник: https://mus-col.com/reviews/22333/
Трилогия опер Моцарта-да Понте: Дон Жуан/Don Giovanni
mary_eglantineНебольшое введение в историю трилогии Свадьба Фигаро/Nozze di Figaro Дон ЖуанDon Giovannidramma giocosoПремьера состоялась в октябре 1787 (на сцене Сословного театра в Праге, где впоследствии снимали оперные сцены «Амадея»).Опера «Дон Жуан» появилась на волне пражского успеха «Свадьбы Фигаро» и впервые была поставлена именно в Праге. Позже премьера состоялась в Вене, но с несколькими изменениями: одна из арий дона Оттавио была заменена более простой в техническом отношении и удобной для венского исполнителя роли, во втором акте появился сугубо комический дуэт Церлины и Лепорелло, но самым существенным изменением, которое несколько смещало акцент оперы, был финал. В пражской постановке за гибелью дона Жуана следовал секстет, в котором все герои рассказывали о том, как они собираются жить после всего, что случилось, и планы более-менее оптимистичные, все собираются жить тихой и мирной жизнью. Уже одно это меняет точку зрения на весь сюжет: зло наказано, но люди, которые, в общем-то, случайно оказались вовлечены в стремительное движение дона Жуана по жизненному пути, сделали из этой истории какие-то выводы и дальше собираются жить тихой и мирной жизнью, чтобы забыть обо всем, что случилось.Кроме того, все некоторые второстепенные персонажи могут быть показаны совершенно по-разному и романтическая трактовка далеко не единственная. Всё это лежит в сугубо актерской, игровой составляющей этой оперы, но, тем не менее, добавляет много красок при просмотре собственно спектакля. Например, донна Эльвира, всеми силами мешающая дону Жуану соблазнять очередных барышень, в одной постановке может быть обычной вздорной женщиной, которая гоняется за своим соблазнителем и кричит о его поступках на всех перекрестках, а в другой — мстительницей, появление которой становится для дона Жуана началом конца. А Дон Оттавио, жених донны Анны, с которого она берёт клятву отомстить за убийство её отца, может быть благородным рыцарем или просто слабовольным человеком, которого ведет за собой одержимая местью женщина…
Но главное выразительное средство в опере — это, всё-таки музыка. Благодаря «Амадею», все в общих чертах знают сцену появления Командора и «мотив судьбы», но начинается опера совсем в другом ключе: мажорная часть увертюры плавно переходит в первую сцену, в начале которой Лепорелло комично жалуется на нелегкую жизнь слуги дона Жуана. Вдруг появляется дон Жуан, он спасается бегством, потому что проник в дом донны Анны, притворившись другим, а теперь обман раскрыт, но дону Жуану всё-таки удается скрыть свое лицо. На шум прибегает отец донны Анны, начинается поединок…. В финале этой сцены действие, начавшееся так бурно, внезапно замирает и звучит небольшое трио, в котором собрано любимое многоголосие Моцарта: Командор понимает, что он умирает и прощается с жизнью, дон Жуан рад: он победил и, в конце концов, старик сам напросился, Лепорелло, как всегда, переживает о собственной шкуре, которую дон Жуан постоянно подвергает опасности — у каждого свои мысли, эмоции, но всё это сливается в одну гармоничную мелодию.
Потом на сцене появляется донна Эльвира, которая гналась за доном Жуаном, чтобы сказать ему, что он ей безразличен мерзавец.
Чтобы успокоить разбушевавшуюся даму Лепорелло предлагает ей смириться: квадрат не станет кругом, она не первая и не последняя, и, мягко говоря, не последняя.
В качестве доказательства он демонстрирует полный список возлюбленных своего господина: в Италии – 640 побед, в Германии – 231, во Франции – 100, в Турции – 91, ну а в Испании – тысяча три… И список пополняется ежедневно!
Избавившись от преследовательницы, дон Жуан оказывается на крестьянской свадьбе. Невеста, которую зовут Церлина, очень хороша, он без особых затруднений оказывается с ней наедине и демонстрирует навыки соблазнения в дуэте «Руку свою мне дашь ты…» (La ci darem la mano).
В этом фрагменте очень хорошо видно, как драматическое развивается именно в музыке.
Сначала речитатив вводит нас в курс дела, а затем начинается дуэт: сначала дон Жуан очень мягко и вкрадчиво уговаривает Церлину уединиться с ним в доме в его имении, Церлине такое предложение лестно (и её можно понять), но всё же она сомневается, ведь риск оказаться обманутой слишком велик. Дон Жуан усиливает натиск, Церлина начинает поддаваться, и после того, как он в третий раз повторяет тот же самый мотив, она наконец-то принимает его предложение (а кто бы не?).
Впервые на ваших экранах! Русские субтитры! Достаточно нажать кнопку «СС» на рамке проигрывателя и они сразу появятся. Собственно, отсутствие русских субтитров — главная причина, по которой каждый пост сводится к банальному пересказу сюжета: все записи, которые есть на Ютьюб, в лучшем случае снабжены английскими субтитрами.
К счастью, в самый последний момент появляется донна Эльвира и спасает бедняжку из рук соблазнителя. Дон Жуан не слишком расстраивается: новые кандидатки быстро появляются, да и на его вилле уже готово большое празднество, на которое переодетыми являются донна Анна с женихом и донной Эльвирой – пара хочет отомстить за убийство Командора, а Эльвира им помогает. Попытка убийства не удается, дон Жуан сбегает, становится понятно, что человеческие силы остановить его не в силах. Осознав это, донна Эльвира в то же время понимает, что, несмотря на все страдания, которые причинил ей дон Жуан, она переживает за него и жалеет, хочет, чтобы он отказался от своей нынешней бездумной жизни. Она приходит к дону Жуану в дом, но тот только смеётся над ней. Уходя, она видит статую Командора. Он явился по приглашению своего убийцы и приглашает совершить ответный визит. Лепорелло отговаривает хозяина, предлагает соврать, что времени нет, срочные дела (да-да, именно это он и говорит), но дон Жуан слишком горд для того, чтобы под надуманными предлогами сбегать от правосудия, он идёт по выбранному пути до конца и погибает.
Источник: https://mary-eglantine.livejournal.com/209840.html
Краткое изложение Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-Жуан
- ДОН-ЖУАН
- Опера в двух актах1
- Либретто Л. да Понте
- Действующие лица:
|
|
Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина , впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони.
В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты – в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка “Дон-Жуан”; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную трактовку.
В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.
После огромного успеха “Свадьбы Фигаро” в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет “Дон-Жуана”. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения.
Либретто, написанное Л. да Понте на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Дон-Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: Моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.
Остальные персонажи оперы – неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто – занимают подчиненное положение.
Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
МУЗЫКА
Моцарт назвал свою оперу “dramma giocosa”, что означает “веселая драма”, или, в свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Эта особенность придает опере большую жизненную правдивость.
Мастер музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные, раскрывает в многочисленных ансамблях. Драматургия оперы строится на сопоставлении противоположных начал – радости, света и рокового возмездия, бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и командора.
На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.
В первом акте – быстрое чередование различных эпизодов. Небольшая шутливо-грубоватая ария Лепорелло “День и ночь изволь служить” рисует образ этого комического персонажа. В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора, испуг Лепорелло.
Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры “Где он, узнать решила”. В обращенной к Эльвире арии Лепорелло “Вот извольте” комическая скороговорка сменяется плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом, пародирующим обольстительные речи Дон-Жуана.
Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины “Ручку мне дашь свою ты”; мягкая, обволакивающая чувственной прелестью речь Дон-Жуана звучит все настойчивее, в то время как все более робкими становятся музыкальные фразы колеблющейся Церлины.
Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии “Теперь нам известно”.
Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения.
Ария Дон-Жуана “Чтобы кипела кровь горячее” впечатляет блеском и жизнерадостностью; танцевальное движение, четкие контуры легкой стремительной мелодии передают кипучее веселье, охватившее Дон-Жуана, его страстную любовь к жизни.
Ария наивной и лукавой Церлины “Ну, прибей меня, Мазетто” пленяет изяществом мелодики. Центральный эпизод акта – сцена бала, где голоса действующих лиц сочетаются с одновременным звучанием трех инструментальных ансамблей, играющих менуэт, контрданс и лендлер.
Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-izlozhenie-volfgang-amadej-mocart-don-zhuan.html