Краткое содержание оперы рубинштейна демон за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Рубинштейна Демон за 2 минуты пересказ сюжета

Рубинштейн. «Демон». «На воздушном океане» (Фёдор Шаляпин)

Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по
одноименной поэме Ю. Лермонтова.
Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года,
Мариинский театр.

Действующие лица:

Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас),
Синодал (тенор), Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор),
Старый слуга (бас), адские духи, ангелы, голоса природы, грузины,
грузинки, татары.

Действие происходит в Грузии.

  • Оперная музыка в интернет-магазине OZON.ru

Действие первое. Картина первая — пролог

В горах Кавказа свирепствует буря. По небу несутся чёрные тучи,
яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов.
И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить
не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов.

Они знают,
кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной
из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень — это Демон,
изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе
покоя. Сеять зло и разрушения на Земле ему уже скучно: ведь всё
покорно его желанию или повелению.

Величественная природа не
вызывает у него восхищения; Демону ненавистен весь мир. Ангел
уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён.

Но
стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него
пожертвовать свободой, без которой, как и без борьбы, нет настоящей
жизни? С негодованием отвергает Демон мысль о примирении с небом.

Картина вторая

Вот перед Демоном — иная картина: живописная долина реки Арагвы. На
берегу старинный замок князя Гудала. К Арагве за водой идут
девушки; среди них дочь Гудала, Тамара.

С волнением смотрит Демон
на юную княжну — своей красотой она напомнила ему тех, с кем
когда-то он делил блаженство и кого давно оставил…

Но они были
покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с таким упоением
танцует, а её движения так грациозны… Демон не может отвести
взора от красавицы.

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги
пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде
жениха — князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Что за
голос чудится ей вдруг? Кто зовёт её с собой в «надзвездные края»,
обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить на
вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Картина третья

По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к
невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и
караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра.

Старый
слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на
скале, — это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до
молитвы: в его мыслях — только Тамара.

Поскорей бы увидеть её,
поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к
ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от
долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над
Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника.

Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются
татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван
разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь
смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой
безмолвный тёмный призрак.

Действие второе. Картина четвёртая

Большой праздник сегодня в замке Гудала — старый князь выдаёт замуж
свою дочь Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни, танцует
молодёжь.

Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием,
что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна.
Но не о Синодале думает Тамара, её мыслями владеет иной образ…

Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят
убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста — «конец всему, конец
мечтам любви»!

В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара же словно
застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто-то зовёт её… К чему
слёзы? — говорит таинственный утешитель.

— Они не могут воскресить!
Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до
твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как
спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит.

Думай о них в те
минуты, когда грустно на душе, и ты забудешь все земные огорченья.
— И снова неведомый «вольный сын эфира» сулит Тамаре власть над
миром.

«Кто ты?» — спрашивает девушка, но не получает ответа. Неизвестный
друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная
красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно
думать о радостях, когда убит жених? В смятении Тамара просит отца
отпустить её в монастырь.

Действие третье. Картина пятая

Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие,
его власть над миром! Важно одно — быть вместе с красавицей, найти
обновление в её любви.

Даже стены монастыря перестали быть для
Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух
открыт для добра.

Ангел пытается преградить Демону дорогу, но,
поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Картина шестая

Обитель спит, только в одном окне мерцает огонёк. Это келья Тамары.
Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И
здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время
молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит «голос сладких речей»,
зовущий в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт…

И вот — наконец-то! Радостное волнение сменяется страхом: кто же
он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе — дух зла, враг
небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как
узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла
возвратить Демона добру и небесам.

Впрочем, что ему небеса? — его
рай в очах Тамары! Она в смятении: опасно слушать такие речи — Бог
всё слышит! Демон только усмехается в ответ: «Бог занят небом, не
землёй. — А наказанье, муки ада? — Так что ж, ты будешь там со
мной!» Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова
поверить «страдальцу»… пусть только он даст клятву забыть злые
промыслы.

О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать
добру, любить, молиться… В этом он клянётся всем, чем угодно — от
первого дня творенья до последнего.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю… Но в это время
раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь,
славящих Творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь
овладевают Тамарой.

Демон убеждает: она одна может снять с его чела
след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края,
и она будет царицей мира. У ног Тамары дух зла ждёт обновления
любви.

И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она
падает мёртвой.

Эпилог

Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои
сомненья; рай открыт для неё. Демону же нет ни прощенья, ни
обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир.

Картина седьмая — апофеоз

Сонм ангелов уносит Тамару в небеса, к вечному блаженству.

В. Панкратова, Л. Полякова

История создания

Краткое содержание Оперы Рубинштейна Демон за 2 минуты пересказ сюжета

К созданию оперы «Демон» Рубинштейн приступил в
конце 1871 года. Либретто было написано известным в то время
биографом и исследователем творчества М. Ю. Лермонтова П. А.
Висковатовым (1842—1905).

Увлеченный поэмой Рубинштейн писал оперу
с лихорадочной быстротой. Она была закончена в три месяца и
представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге.

Вслед за
этим последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь 13
(25) января 1875 года опера увидела сцену.

В поэме Лермонтова (1841) Рубинштейна привлек романтически мятежный
образ Демона. В опере он предстает как сильная, глубоко
противоречивая натура.

Воплощая этот сложный, многогранный образ,
композитор подчеркнул его трагическую обреченность и одиночество.
Образ Тамары в опере исполнен душевной чистоты.

Композитор
показывает его в развитии — от детской непосредственности и
безмятежного покоя через смятение и душевную борьбу к любви, полной
самоотречения.

Музыка

«Демон» обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической
оперы. Внимание к душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц
в эмоционально напряженных ситуациях, подчиненное место картин быта
и природы — таковы главные особенности этой оперы.

В интродукции первой картины слышны свист ветра, громовые раскаты,
на фоне их — хор духов. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор
адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов,
сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу. Резким
контрастом вторгается монолог Демона «Проклятый мир», в котором
слились скорбь, раздумье, гнев и отчаяние.

Вторая картина, в отличие от первой, в целом прозрачна и светла.
Симфоническое вступление рисует тихий и ясный вечер в горах; флейты
имитируют пастушьи наигрыши. Чарует своей безыскуственной простотой
и грацией хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой».

К их голосам
присоединяется голос Тамары, ее колоратурные пассажи лиричны и
обаятельно непосредственны.

Настроение безоблачного веселья
нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его
ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится восхищение и властный
призыв.

В сумрачные тона окрашена музыка третьей картины. Симфонический
антракт передает суровый колорит дикого ущелья. Нежным, поэтическим
чувством согрето ариозо Синодала «Обернувшись соколом»,
отличающееся прихотливой мелодией восточного характера. Таинственно
и тревожно звучит хор «Ноченька». Ариозо князя «Ноченькой темною»
полно неги и страстного томления.

Второму акту свойственны остроконтрастные сопоставления. Первой
части, живописующей картину брачного пира, противостоит вторая,
смятенная и взволнованная. Этот контраст присутствует уже в
симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с
торжественными фанфарами.

В праздничную обстановку, царящую в замке
Гудала, вводит заздравный хор «В день веселья мы собрались». За ним
следуют пляски: энергичная, стремительная мужская и страстная,
темпераментная женская; их сменяет плавный и гибкий танец девушек.
В горестном ариозо «Мой князь, очнись» Тамара оплакивает своего
жениха.

Ариозо перерастает во всеобщий плач, достигающий большой
эмоциональной силы. Полна величия мелодия Демона «На воздушном
океане». Третий акт состоит из двух картин. Он начинается
симфоническим вступлением, рисующим душевное смятение Тамары.

Центральное место в первой картине занимает ариозо Демона «Обитель
спит», полное сердечного тепла и искренности.

Вторая картина — драматическая кульминация оперы — целиком камерна.
Составляющие ее дуэты и ариозо сливаются в едином потоке
музыкального развития. Горделиво ариозо Демона «Я тот, которому
внимала». Глубоким волнением пронизан его монолог «О, если б ты
могла понять».

Небольшое ариозо Тамары «Кто б ни был ты, мой друг
печальный», проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За
возбужденной, экстатически-приподнятой клятвой Демона «Клянусь я
первым днем творенья» следует краткий любовный дуэт.

Динамичный,
эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и
отчаянье побежденного Демона. Опера завершается просветленным хором
ангелов.

М. Друскин

Опера «Демон» — значительное явление в истории русской музыки. Встреченная сначала сдержанно, в дальнейшем она получила заслуженную оценку критики и публики, обойдя ведущие сцены мира.

В опере сильно лирическое начало, в ней много красивых мелодий и арий (На воздушном океане, Не плачь, дитя и ряд др.), ее стилистика во многом созвучна творчеству Чайковского.

Однако заметные слабости (слащавость мелодики, ряд драматургически неудачных эпизодов) не позволили ей занять выдающееся место в русской культуре.

Значительную роль в истории оперы сыграл Шаляпин, исполнявший заглавную роль на протяжении многих лет.

Читайте также:  Краткое содержание полевой повесть о настоящем человеке кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

Среди постановок последних лет отметим спектакль 1997 в Брегенце (дир. Федосеев, Демон — Э.Силиньш).

Дискография: Грампластинка — Мелодия. Дир. Мелик-Пашаев, Демон (Ал. Иванов), Тамара (Талахадзе), Синодал (Козловский).

Е. Цодоков

реклама

Рубинштейн. Опера «Демон» (classic-music.ru)

Источник: https://www.belcanto.ru/demon.html

Демон (Рубинштейн)

Демон (Рубинштейн) — это опера,  имеющая три действия и семь картин. Произведение было написано П. Висковатским,  по одноименной поэме  Лермонтова.

Первая постановка оперы состоялась 25 января 1875 года, в Мариинском театре, города Петербурга. Все события картины разворачиваются в Грузии.

Сайт клуба «Орфей» предлагает послушать онлайн и совершенно бесплатно любимые отрывки из оперы, а также прочитать, и даже скачать либретто.

 Первое действие

 Картина первая — пролог

 В Кавказских горах свирепствует буря, в шуме непогоды  слышатся голоса адских духов. Они прекрасно знают, кто это сделал, и с большим нетерпением ждут своего повелителя.

  На вершине одной из гор, появилась черная тень —  это демон проклятый богом и людьми,  райский изгнанник,  который нигде не может найти себе покой.

Демон ненавидит весь мир,  ангелы уговаривает его покаяться, но она отвергает эту просьбу.

 Картина вторая

 Перед демоном совершенно другая картина, прекрасная природа речной долины Арагвы, на берегу, которого старый замок князя Гудала. К реке спускаются девушки, среди которых находится дочь князя Тамара. Демон с большим волнением смотрит на красивую девушку, и вспоминает тех, с кем когда-то проводил время и кого давно ставил. Демон  не может отвести глаз красавицы Тамары.

 Непонятное ощущение страха охватывает девушку, Тамара ненадолго успокаивается. Что за голос вдруг почудился ей? Кто позвал ее с собой, пообещав ей власть над миром и вечность. Княжна замечает на вершине скалы, мимолетную тень, но она вдруг пропадает.

Картина третья

 В горах по дороге едет богатый караван — это князь Синодал едет к своей невесте. Недалеко от ущелья дорогу перегородил обвал. Скоро ночь, караван должны остаться в этом месте до утра.

Старый слуга предлагает князю сходить помолиться  в часовню, которая видна на скале, так как это поможет  уберечь путников. Но парню не до молитвы, он все время думает как бы быстрее увидеть и обнять Тамару.

Спутники князя, уставшие от долгой дороги, готовятся к ночлегу, и быстро засыпает. Также уснул и молодой князь. Над телом Синодала стоит темная фигура, которая всматривается в него — это Демон смотрит на своего соперника. Во время сна лагерь прокрались татары, и уничтожили его.

Некоторые были убиты, кто сбежал, а сам Синодал был смертельно ранен. В последние мгновения своей жизни, князь видит перед собой, черный молчаливый призрак.

Второе действие

Картина четвертая

В замке Гудала  большой праздник, старый князь выдает свою дочь Тамару замуж. Звучит веселая песня, повсюду танцы, вино льется рекой.

Жених еще не прибыл, но от него приехал гонец с известием, о том, что Синадал,  задержится пути и прибудет в полдень. Но Тамара совершенно не думает о нем,  в ее мыслях совершенно другой образ.

Слышится крик и плачь, в  зал, где происходит пиршество, заносят тело  убитого жениха.  Тамара уверена, что пришел конец  ее мечтам о любви.

 В минуты скорби Тамара обращается в мольбе к небу, и словно застывает. И, ей кажется, что кто-то ее зовет. Она слышит голос, который утешает и говорит, что князь не может воскреснуть, и что он теперь далеко в райских местах. И опять же кто-то предлагает княжне власть над миром.

 Девушка пытается узнать, кто говорит с ней, но ответа не поступает. Неизвестный голос обещает появиться обратно ближе к ночи. Юная княжна очарована его дивными речами  и не земной красотой, она ловит себя на мысли, разве можно думать о радостях жизни, когда убили ее жениха? Тамара просит старого князя отпустить в монастырь.

Третье действие

Картина пятая

 Любовь к девушке, совершенно изменила демона. Для него неважно бессмертие  и власть над миром. Главное чего он хочет, быть рядом с красивой девушкой и любить ее.  Он не боится войти в святыню,  так как его дух открыт для добра.  Ангелы пытаются препятствовать ему, но видя его решимость, пропускают. Демон переступает порог монастыря.

Все вокруг спят, только в одном окне мерцает свет —  это покои Тамары. В монастыре она не нашла того что искала. Но ее все равно постоянно преследует тот голос. Он везде, во сне, во время молитвы. Молодая княжна не знает кто он, но она его ждет. И он пришел. Она его боится. Демон ничего, не тая, рассказывает девушки все о себе.

Она готова поверить ему, только просит, чтоб он поклялся. Демон готов раскаяться. Бедная княжна уже не может сопротивляться искушению. Но звон утреннего колокола и песнь монахов выводят ее из оцепенения. Ей показался этот звук, своеобразным предостережением. Демону удалось убедить Тамару, от его первого поцелуя она падает мертвой.

Эпилог

Ангелы говорят, что Тамара свои сомнения искупила страданием и любовью, рай для нее открыт. Демону нет прощения, и он в ярости проклинает все земное.

  • Картина седьмая
  • Апофеоз
  • Сонм ангелов забирают молодую княжну на небеса, в вечное блаженство.

Источник: http://orfey.club/opyeri/dyemon-rubinshtyeyn/

Демон — краткое содержание оперы Рубинштейна

Место действия – Грузия.

Описывается горная буря. Злые силы призывают Демона уничтожить землю, всюду сеять зло и ненависть. Демон откликается на зов, поскольку за годы его существования все земное ему опостылело.

Во время путешествия Демон оказывается у берегов реки Арагвы. Там он замечает веселящихся девушек. Среди них прекрасная Тамара, дочь местного князя Гудала. Она веселится с подругами, поет и танцует. Девушка поражает Демона красотой. Он вспоминает бывших возлюбленных, но они не выдерживают сравнения с грузинской красавицей.

Внезапно девушку охватывает страх. Подруги пытаются развеселить Тамару, напоминая о скором приезде ее жениха Синодала. Но девушка еще долго пребывает в тревоге. Незнакомый голос манит ее, зовет присоединиться к нему, стать властительницей мира.

Богатый караван князя Синодала движется в горах. Князь спешит к невесте, красавице Тамаре. Дорогу путникам преграждает обвал. Спутники Синодала устали и обессилели, поэтому готовятся к ночлегу.

Сам князь по совету слуги идет вознести молитву за безопасное путешествие в небольшую часовню.

Но мысли князя заняты только возлюбленной, он жаждет обернуться соколом, лишь бы быстрее увидеть ее и обнять.

Демон присматривается к своему сопернику. Судьба его решена. Ночью на спящий караван нападают татары. Многие убиты, кому-то удалось сбежать, а Синодала смертельно ранили. В свои последние минуты князь замечает темный силуэт, стоящий напротив.

Во дворце Гудала большой праздник по случаю свадьбы дочери. Все вокруг танцуют и веселятся. Гонец от жениха предупредил, что князь задерживается в дороге и прибудет после назначенного часа. Одна Тамара грустит. Ее мысли заняты таинственным голосом. Вдруг окрестности наполняются плачем. Вносят тело убитого Синодала. Безутешна Тамара.

Девушка опять слышит голос, призывающий ее перестать плакать. Слезы не оживят возлюбленного. А он уже попал в рай и забыл о ней. Голос вновь призывает Тамару стать владычицей мира и обещает посещать ее с наступлением темноты. Девушка пытается узнать, кто же говорит с ней, но вопрос остается без ответа.

Тамара просит отца разрешить ей побыть в монастыре, чтобы разобраться с мыслями.

Любовь преобразила Демона. Ему нет дела до злых деяний, он хочет только быть вместе с возлюбленной. Ангел препятствует проходу Демона в монастырь, но видя его настойчивость, уступает. Любовь открыла в душе Демона место для добра, поэтому он может находиться в святом месте.

Ночь, все обитатели монастыря спят кроме Тамары. Она с трепетом ждет своего ночного гостя, хоть и боится его. Он раскрывает ей правду о себе. Демон клянется, что забыл и думать о злодеяниях, когда увидел Тамару. Девушка сомневается. Она просит Демона поклясться в том, что он больше не причинит никому вреда.

И вот она готова отправиться с ним. Но уже колокола возвещают наступление утра. С этим звуком возвращаются и мучительные сомнения. Демон же жаждет обновления в любви. Просит Тамару своим поцелуем снять его проклятье. Девушка соглашается. Но после первого поцелуя падает замертво.

Ангел возвещает, что своей любовью и страданиями Тамара получила дорогу в рай. А Демону никогда не будет прощенья и избавления. В отчаянье он проклинает все живое.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/opery/demon

Краткое содержание Антон Григорьевич Рубинштейн. Демон

ДЕМОН

Опера в трех актах (шести картинах)

Либретто П. А. Висковатова

Действующие лица:

  • Князь Гудал
  • Тамара, его дочь
  • Няня Тамары
  • Князь Синодал, жених Тамары
  • Старый слуга князя Синодала
  • Гонец
  • Демон
  • Ангел
  1. Бас
  2. Сопрано
  3. Контральто
  4. Тенор
  5. Бас
  6. Тенор
  7. Баритон
  8. Контральто
  • Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь.
  • Место действия: Грузия.
  • СЮЖЕТ
  • Буря в горах.

На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы.

Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы.

Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары.

Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона.

В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости.

Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой.

Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем.

Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос.

Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье.

С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви.

Читайте также:  Краткое содержание маяковский облако в штанах за 2 минуты пересказ сюжета

Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона.

Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

МУЗЫКА

«Демон» обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической оперы. Внимание к душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц в эмоционально напряженных ситуациях, подчиненное место картин быта и природы — таковы главные особенности этой оперы.

В интродукции первой картины слышны свист ветра, громовые раскаты, на фоне их — хор духов. Постепенно грозный вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу. Резким контрастом вторгается монолог Демона «Проклятый мир», в котором слились скорбь, раздумье, гнев и отчаяние.

Вторая картина, в отличие от первой, в целом прозрачна и светла. Симфоническое вступление рисует тихий и ясный вечер в горах; флейты имитируют пастушьи наигрыши. Чарует своей безыскуственной простотой и грацией хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой».

К их голосам присоединяется голос Тамары, ее колоратурные пассажи лиричны и обаятельно непосредственны.

Настроение безоблачного веселья нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится восхищение и властный призыв.

В сумрачные тона окрашена музыка третьей картины. Симфонический антракт передает суровый колорит дикого ущелья. Нежным, поэтическим чувством согрето ариозо Синодала «Обернувшись соколом», отличающееся прихотливой мелодией восточного характера. Таинственно и тревожно звучит хор «Ноченька». Ариозо князя «Ноченькой темною» полно неги и страстного томления.

Второму акту свойственны остроконтрастные сопоставления. Первой части, живописующей картину брачного пира, противостоит вторая, смятенная и взволнованная. Этот контраст присутствует уже в симфоническом вступлении, где ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами.

В праздничную обстановку, царящую в замке Гудала, вводит заздравный хор «В день веселья мы собрались». За ним следуют пляски: энергичная, стремительная мужская и страстная, темпераментная женская; их сменяет плавный и гибкий танец девушек. В горестном ариозо «Мой князь, очнись» Тамара оплакивает своего жениха.

Ариозо перерастает во всеобщий плач, достигающий большой эмоциональной силы. Полна величия мелодия Демона «На воздушном океане». Третий акт состоит из двух картин. Он начинается симфоническим вступлением, рисующим душевное смятение Тамары.

Центральное место в первой картине занимает ариозо Демона «Обитель спит», полное сердечного тепла и искренности.

Вторая картина — драматическая кульминация оперы — целиком камерна. Составляющие ее дуэты и ариозо сливаются в едином потоке музыкального развития. Горделиво ариозо Демона «Я тот, которому внимала». Глубоким волнением пронизан его монолог «О, если б ты могла понять».

Небольшое ариозо Тамары «Кто б ни был ты, мой друг печальный», проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За возбужденной, экстатически-приподнятой клятвой Демона «Клянусь я первым днем творенья» следует краткий любовный дуэт.

Динамичный, эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и отчаянье побежденного Демона. Опера завершается просветленным хором ангелов.

(No Ratings Yet) Краткое содержание Антон Григорьевич Рубинштейн. Демон

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-anton-grigorevich-rubinshtejn-demon/

Демон (опера) — это… Что такое Демон (опера)?

Демон (1875) — опера Антона Григорьевича Рубинштейна в трёх действиях (семи картинах), на либретто Павла Висковатова, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова. Первая постановка: Петербург, 13 (25) января 1875 года, Мариинский театр.

История оперы

К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов.

Увлеченный поэмой Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге.

Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь в январе 1875 года опера впервые увидела сцену.

Действующие лица

Фёдор Шаляпин в роли Демона Коровин К. А. 1903.

Место действия оперы: Грузия.

Сюжет

Действие первое. Картина первая — пролог

Буря свирепствует в горах Кавказа. Чёрные тучи несуться по небу, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов.

Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень — это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушения на земле ему уже скучно. Всё покорно его желанию и повелению.

Величественная природа больше не вызывает у него восхищения. Ему ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён.

Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой нет настоящей жизни? Демон с негодованием отвергает мысль о примирении с небом.

Картина вторая

Перед Демоном — иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу стоит старинный замок князя Гудала. К реке за водой идут девушки. Среди них дочь князя, Тамара.

Демон с волнением смотрит на юную княжну  — своей красотой она напомнила ему тех небесных созданий, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил… Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с танцует таким упоением, её движения так грациозны… Злой дух не может отвести взора от красавицы.

Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха — князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Вдруг ей чудится голос. Он зовёт её с собой в «надзвездные края», обещая вечность и власть над миром. Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

Картина третья

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Из-за бури дорогу преграждает обвал и его караван вынужден остановиться на ночлег. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале,  — это убережёт путников от несчастья.

Но жениху не до молитвы: его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой всрече с любимой. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, устав от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура.

Демон всматривается в соперника. Недолго осталось ему спать: под покровом ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапное нападение разбойников застаёт путников врасплох. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные бежали. Сам князь смертельно ранен.

В последние минуты перед смертью Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак, и умирает с именем Тамары на устах.

Действие второе. Картина четвёртая

Большой праздник в замке Гудала — старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Вино льётся рекой, гости поют праздничные песни. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с вестью, что князь задержался в пути. Невеста грустна. Но теперь не о Синодале думает Тамара, её мыслями завладел иной образ… Неожиданно слышатся крики и плач, и в зал вносят погибшего жениха.

В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара словно застыла в горе, ей кажется, будто кто-то зовёт её: «К чему слёзы?» — утешает таинственный незнакомец.

— «Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски». Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи.

Своей неземной красотой и дивными речами он очаровывает юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда жених погиб? В смятении Тамара просит отца отпустить её в монастырь.

Действие третье. Картина пятая

Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно — быть вместе с Тамарой, найти обновление в её любви.

Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра.

Ангел пытается преградить Демону дорогу, но поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Картина шестая

«Тамара и демон». Маковский К. Е. 1889.

Ночь. Обитель уснула, только в келье Тамары мерцает огонёк. В монастыре девушка не нашла успокоения. И здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит сладкие речи, зовущие в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт… И вот — наконец-то! Ничего не утаивая, Демон рассказывает о себе — он дух зла, враг небес, который клянёт всё живущее на земле. Но узнав Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла бы возвратить Демона добру и небесам. Она в смятении: «опасно слушать такие речи — Бог всё слышит!» Демон только усмехается в ответ: «Бог занят небом, не землёй. — А наказанье, муки ада? — Так что ж, ты будешь там со мной!» Пламенные, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить «страдальцу». Пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться.

У Тамары уже нет сил противиться искусителю. В это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Сомнения овладевают Тамарой.

Демон убеждает её что только она может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края, и она станет «царицей мира». Демон падает к её ногам и ждёт обновления любви.

Девушка уступает, но от первого же поцелуя Демона падает мёртвой.

Эпилог

Ангел добра приносит Тамаре прощение: любовью и страданиями она искупила свои сомненья. Теперь врата рая открыты для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир. Он снова один, один со своей тоской и ненавистью.

Картина седьмая — апофеоз

Сонм ангелов возносит Тамару на небеса, к вечному блаженству и покою.

Известные аудиозаписи

  • 1950 — дирижёр Александр Мелик-Пашаев, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

Исполнители:: Демон — Алексей Иванов, Тамара — Татьяна Талахадзе, Князь Гудал — Сергей Красовский, Князь Синодал — Иван Козловский, , Старый слуга — Владимир Гаврюшов, Няня Тамары — Мария Кузнецова, Ангел — Елена Грибова, Гонец — Александр Хоссон.

Исполнители:: Демон — Георг Отс, Тамара — Ольга Кошеварова, Князь Гудал — Николай Константинов, Князь Синодал — Сергей Матвеев, Старый слуга — Андрей Атлантов, Няня Тамары — Людмила Грудина, Ангел — Эра Краюшкина, Гонец — Александр Ильин.

Исполнители:: Демон — Александр Поляков, Тамара — Нина Лебедева, Князь Гудал — Евгений Владимиров, Князь Синодал — Алексей Усманов, Старый слуга — Борис Морозов, Няня Тамары — Нина Григорьева, Ангел — Нина Дербина, Гонец — Юрий Ельников.

Читайте также:  Краткое содержание книги тонкое искусство пофигизма (марк мэнсон) за 2 минуты пересказ сюжета

Экранизация

  • Демон (фильм-опера) 1960 года.

Литература

  • Шейн С. «Демон» А. Г. Рубинштейна.— 2-е изд.-М.: Музгиз, 1961.— 78 с.
  • Скирдова А. «Демон» М. Ю. Лермонтова и А. Г. Рубинштейна: диалог двух великих художников // Музыкальная жизнь. 2011. №2.

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1783609

Особенности интерпретации замысла поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» в либретто одноименной оперы А.Г. Рубинштейна

Русская литература | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 82-293

Дата публикации 30.11.2018

Николаева Олеся Евгеньевнастудентка 3 курса, Алтайский государственный университет, РФ, г. Барнаул, olesya-emerald@mail.ru

Научный руководитель Карпухина В.Н.

док. филол. наук, проф., Алтайский государственный университет, РФ, г. Барнаул

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема преобразования поэтического текста в оперное либретто. Затрагиваются жанровые особенности либретто как словесного компонента музыкального произведения.

Целью исследования является анализ адаптации поэтического текста в музыкальном жанре на примере оперы «Демон». Основное внимание в работе автор акцентирует на интерпретации оригинального лермонтовского сюжета, структуре повествования и динамике образов главных героев в опере А.Г. Рубинштейна.

Основное содержание исследования составляет сопоставительный анализ текста поэмы М.Ю. Лермонтова и либретто П.А. Висковатова. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке литературоведения и музыковедения. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о либреттологии как о междисциплинарной науке.

Ключевые слова: поэзия, опера, либретто, интерпретация, либреттология

Interpretation of the Poem “Demon” by Mikhail Lermontov in the Libretto of the Eponymous Opera by Anton Rubinstein

Nikolaeva Olesya Evgenyevna3rd year student, Altai State University, Russia, Barnaul

Academic advisor Karpuhina V.N.

Doctor of Philology, Professor, Altai State University, Russia, Barnaul

Abstract: This article deals with the problem of transforming poetic text into operatic libretto. The genre features of the libretto as a verbal component of a musical work are considered.

The aim of the study is to analyze the adaptation of the poetic text in the musical genre on the example of the opera “Demon”.

The author focuses on the interpretation of the original Lermontov’ plot, the structure of the narration, and the dynamics of the main characters’ images in the opera by A.G. Rubinstein. The study is a comparative analysis of the M. Lermontov’s poem and P.A. Viskovatov’s libretto.

The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of literary theory and musicology. The issue of librettology as an interdisciplinary science continues to be debatable.Keywords: poetry, opera, libretto, interpretation, librettology

Крупные произведения М.Ю. Лермонтова с большим трудом можно назвать сценичными – по сравнению, к примеру, с произведениями А.С. Пушкина, на чьи тексты был написан ряд выдающихся опер (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и т.д.), безусловно, достойных оригинала и органично достраивающих пушкинские идеи.

С Лермонтовым же иначе: «камерный» характер его романтических поэм, повествовательное описание действий, взгляд на них «со стороны», углубленность в психологическое состояние героев – все это заставляет либреттистов и работающих с текстовой составляющей более серьезно изменять произведения при интерпретации, искать в них дополнительные смыслы, «уравновешивать» образы героев и нивелировать их субъективный взгляд на события.

Такая судьба, отчасти благодаря цензурным запретам, постигла и «Демона». Попытки воплотить масштабный сюжет поэмы в «живых картинах» в 1856 г. [5, с. 315], в опере Б.А. Фитингоф-Шеля, в симфонической поэме Э.Ф. Направника остались практически неизвестными.

Но в 1871 г. композитор Антон Григорьевич Рубинштейн задумал написать оперу «Демон» и привлечь к созданию текстовой основы, либретто, П.А.

Висковатова – историка литературы и известного исследователя творчества Лермонтова, чьей задачей было адаптировать текст поэмы.

Литературоцентричность «Демона» подтверждается многочисленными речитативами в тексте, местами напрямую цитирующими оригинал. Речитативность  была свойственна авторскому почерку Рубинштейна. В ней проявляется размеренная декламация и свободное движение, усиливающее значение словесного компонента, называемого либретто.

Здесь необходимо определить значение этого термина, которое, как правило, употребляется в двух смыслах: 1) словесный текст музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты); 2) краткое изложение содержания оперы, балета, оперетты [6, с. 277].

Второе толкование более справедливо назвать синопсисом, на данный момент адаптированным в русском языке термином. Повышенный интерес к либретто произведений в отрыве от их музыкальной основы обозначился в исследованиях Г. Ганзбурга с 1990-х гг.

Исследователь изучал взаимосвязь литературы и музыки, рассматривая либретто как некую пограничную область их взаимопроникновения. Им же был предложен термин научной дисциплины либреттологии – науки о словесном компоненте музыкального произведения [1, с. 78]. Либреттистом, по мнению Г.

Ганзбурга, является тот, кто переработал или адаптировал исходный текст для музыкального произведения.

Поэма М.Ю.

Лермонтова «Демон» состоит из двух частей, первая из которых тяготеет к эпосу – описывает существование Демона как космического духа зла, рисует картины природы Грузии, изображает быт семьи Гудала и обрывается на трагической гибели жениха Тамары, вторая знаменует самоотречение Тамары от мирской жизни, а также содержит ее объяснение с Демоном, занимающее большую часть поэмы, и противостояние Демона и Ангела в финале. В опере, состоящей из трех действий, эта структура смещена, так как первое и второе действия сюжетно соотносимы лишь с первой частью поэмы. Именно они представляют собой основную часть сочиненных Висковатовым отрывков, призванных компенсировать порой нелинейное повествование в поэме, персонифицировать противостоящие Демону силы, раскрыть окружение Тамары.

Источник: http://SciPress.ru/philology/articles/osobennosti-interpretatsii-zamysla-poemy-myu-lermontova-demon-v-libretto-odnoimennoj-opery-ag-rubinshtejna.html

Образ Демона в опере Рубинштейна «Демон»

Антон Рубинштейн со своим братом Николаем приложили немало усилий для открытия в России первых консерваторий: Антон Григорьевич — в Петербурге, Николай Григорьевич — в Москве. Это было сделано без всякой помощи со стороны правительства, единственным источником сил было лишь воодушевление русских музыкантов, преподавателей и профессоров, готовых на любые жертвы.

С триумфом гастролируя по миру, Антон Рубинштейн, к сожалению, не всегда имел успех и встречал понимание у себя на родине, в России, поэтому последние годы своей жизни он провел в Дрездене. Умер выдающийся композитор в Петергофе в 1894 году, похоронен в Александро-Невской лавре.

В наше время творчество Рубинштейна мало востребовано. Произведения многих других русских композиторов оказались глубже и долговечнее. Но затмить значение деятельности Рубинштейна не могут никакие перемены музыкальной моды.

Он один из основателей русской школы пианистов-исполнителей, создатель Петербургской консерватории, автор целого ряда прекрасных музыкальных произведений, одно из которых — опера «Демон» — до сих пор с успехом ставится на сценах знаменитых оперных театров всего мира.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» оказала огромное влияние на многих композиторов. На ее сюжет написаны опера Б. Фитингофа-Шеля «Тамара», музыкальная картина «Демон» П. Бларамберга, третья симфония «Демон» Э. Направника, одноименный балет С. Цинцадзе. Но самым лучшим воплощением лермонтовского произведения по праву считается опера Антона Григорьевича Рубинштейна.

Любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова проходит через всю жизнь композитора.

Замысел «Демона» возник у Рубинштейна в 1871 году, но ему не сразу удалось найти либреттиста — автора словесного текста оперы: сотрудничество с Аполлоном Майковым, а затем с Яковом Полонским закончилось неудачей. Автором либретто стал исследователь творчества Лермонтова П. А.

Висковатов. Либреттист пытался точно передать дух лермонтовских образов, но, поскольку он был лишен поэтического дара, сочиненный им стихотворный текст не отличается высокими художественными достоинствами.

Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы — на взаимоотношениях Демона и Тамары.

Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова, любовь прекрасной грузинки должна примирить его с миром и Богом, вернуть прежнюю гармонию.

Но Бог не прощает отступничества, поэтому Тамара от поцелуя Демона умирает, душу ее Ангел уносит в рай, а Демон в который раз проклинает весь мир.

Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателей невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Многие эпизоды «Демона» принадлежат к лучшим страницам русской оперной лирики.

Ярко и проникновенно воссоздал Рубинштейн колорит Кавказа (во время работы над произведением композитор изучал кавказские, в особенности грузинские, национальные мелодии), очень хороши его горские танцы. Высокими достоинствами отмечены хоры.

Действие и характеры даны в развитии.

Опера была написана в 1871 году, но ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников.

Автор либретто и композитор пытались придерживаться фабулы лермонтовской поэмы, основное несоответствие — это разная трактовка образа Демона. В опере он не злой дух, исчадие ада, а скорее романтический герой, борец-одиночка, для которого главная ценность — это личная свобода. Мы не видим зла, творимого Демоном.

Он искренне полюбил Тамару и уверен, что ее любовь возродит его душу и примирит с небом. Поцелуй Демона погубил героиню, ее душа попадает в рай, а Демону нет прощения. В эпилоге герой даже достоин сочувствия, ведь он действительно хотел измениться, отречься от злых помыслов, переродиться.

Почему Бог не увидел этого, не помог раскаявшемуся? Ярость Демона в финале вполне оправданна, у зрителей должно остаться чувство неудовлетворенности, несправедливости.

— А теперь вы будете слушателями оперы А. Г. Рубинштейна «Демон». Вы услышите несколько наиболее важных сцен, которые помогут вам составить общее впечатление от произведения. Вслушайтесь в музыку, постарайтесь проникнуть в ее характер, поделитесь своими впечатлениями.

Оркестр имитирует волнение грозовой природы. Затем звучит тема струнных инструментов, которая станет в дальнейшем лейтмотивом Демона. На нее накладываются мощные звуки хора, подражающего голосам самой природы. После хора следует речитатив-монолог Демона, он ропщет на весь мир. Появляется Ангел, и звучит его диалог с Демоном.

Этот эпизод можно считать завязкой оперного действия: Демон впервые видит Тамару, вместе с девушками идущую к Арагве за водой. Мелодия арии Тамары удивительно светлая и проникновенная, полная изысканных оборотов. Ее пение сопровождается звуками скрипок. Голос Демона слышен на втором плане. Он восхищен Тамарой, мелодия его партии отличается особой страстностью.

Демон в келье Тамары. (Из действия второго, картины четвертой.) Демон исполняет арию «Я тот, которому внимала».

По характеру мелодии она близка к городскому романсу, ее интонации довольно сентиментальны. Постепенно ариозо становится все более драматичным и переходит в дуэт с Тамарой.

Партия Демона достигает высшей страсти. Тамара сопротивляется чувствам Демона. Этот дуэт — кульминация всей оперы.

Эпилог. Тамара при появлении Ангела вырывается из объятий Демона и умирает. С помощью ударных и низких духовых инструментов создается мрачная картина. Оркестру вторит хор, его звуки очень четки и динамичны. Венчают оперу несколько резких аккордов.

Прослушивание четвертого фрагмента. Учащиеся делятся музыкальными впечатлениями об услышанных эпизодах оперы.

Следует сказать несколько слов об исполнителях заглавной партии в опере, ведь роль Демона — самая яркая и зрелищная в этом музыкальном произведении.

Каждый певец, исполнявший партию главного героя, понимал ее по-своему и подчеркивал наиболее важные (как он считал) черты. Первые исполнители Демона И. Мельников и Б. Корсов не смогли найти верный ключ к этой партии.

Они исходили лишь из внешнего рисунка роли: выступали с тяжелыми, нелепо-огромными крыльями, затруднявшими движения и отвлекавшими зрителей.

Настоящему успеху оперы способствовал выдающийся талант замечательного русского певца П. Хохлова. Обладающий голосом редкой красоты, актер-художник, он понял и выразил глубокую тоску, нежность и скорбь Демона. Образ, им созданный, был полон высокой, одухотворенной лирики.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/obraz-demona-v-opere-rubinshtejna-demon/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector