Появление Русской частной оперы Саввы Мамонтова в Москве способствовало поддержанию рабочего ритма композитора, ставшего, после кончины П.И. Чайковского в 1893 году признанным главой русской музыкальной школы. Целый цикл опер Римского-Корсакова впервые был поставлен в этой свободной антрепризе: «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога» (шедшая как пролог к «Псковитянке»), «Сказка о царе Салтане»; кроме того у Мамонтова шли «Майская ночь», «Снегурочка», корсаковские редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины», «Каменного гостя» и «Князя Игоря». Для Саввы Мамонтова Частная опера являлась продолжением деятельности Абрамцевской усадьбы и ее мастерских: почти все художники этого объединения приняли участие в оформлении оперных спектаклей. Признавая достоинства театральных работ братьев Васнецовых, К. А. Коровина, М. А. Врубеля и других, Римский-Корсаков считал все же, что у Мамонтова живописная сторона спектаклей перевешивает музыкальную, а главное в опере — музыка.
Возможно, хор и оркестр Мариинского или Большого театров были сильнее, чем в частной антрепризе, хотя по части солистов Мамонтовская опера им вряд ли уступала.
Но особенно важен новый художественный контекст, в который попадали оперы Римского-Корсакова: «Снегурочка» в декорациях и костюмах Виктора Васнецова, «Садко» Константина Коровина, «Салтан» Михаила Врубеля становились крупными событиями не только музыкального порядка: в них осуществлялся настоящий синтез искусств.
Для дальнейшего творчества композитора, для развития его стиля подобные театральные впечатления были очень важны. Оперы Римского-Корсакова 1890-х годов разнообразны по формам и жанрам.
По определению самого композитора, «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Садко» образуют трилогию; после этого наступает, говоря опять-таки словами автора, «еще раз учение или переделка». Речь идет о «выработке мелодичности, певучести», что отразилось в романсах и камерных операх этого периода («Моцарт и Сальери», окончательная редакция пролога к «Псковитянке») и особенно ярко — в «Царской невесте».
На творческом подъеме после завершения гениального «Садко» композитору хотелось не оставаться при испытанном старом, а пробовать новое. Наступала другая эпоха – fin de siecle. Как писал Римский-Корсаков: «Много вещей у нас на глазах состарилось и выцвело, а многое, казавшееся устаревшим, по-видимому, впоследствии окажется свежим и крепким и даже вечным…
» Среди «вечных маяков» Римского-Корсакова — великие музыканты прошлого: Бах, Моцарт, Глинка (а также Чайковский: его «Пиковую даму» изучал Николай Андреевич в период работы над «Царской невестой»). И вечные темы — любовь и смерть.
История сочинения «Царской невесты» проста и коротка: задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной оперой.
Обращение к этой драме Льва Мея было «давнишним намерением» композитора — вероятно, еще с 1860-х годов, когда сам Римский-Корсаков сочинил по другой пьесе Мея свою «Псковитянку», а над сюжетом «Царской невесты» задумывались Балакирев и Бородин (последний сделал даже несколько эскизов хоров опричников, музыка которых была потом использована в «Князе Игоре»).
Сценарий новой оперы Римский-Корсаков спланировал самостоятельно, а «окончательную выработку либретто» поручил Илье Тюменеву литератору, театральному деятелю и своему бывшему ученику. (Кстати, написав несколько лет спустя «Сервилию» по пьесе Мея, Римский-Корсаков «охватил» всю драматургию этого, столь полюбившегося ему, автора.)
В основе пьесы Мея лежит типичный для романтической драмы любовный треугольник, вернее, два треугольника: Марфа — Любаша — Грязной и Марфа — Лыков — Грязной. Сюжет осложняется вмешательством роковой силы — царя Ивана Грозного, чей выбор на смотре невест падает на Марфу.
И пьеса, и опера, написанная по ней, принадлежат не к типу «исторических драм», как та же «Псковитянка» или «Борис Годунов», а к типу произведений, где историческая обстановка и персонажи — только исходное условие для развития действия.
Общий колорит сюжета «Царской невесты» напоминает оперы Чайковского «Опричник» и «Чародейка»; вероятно, возможность «посоревноваться» с ними имелась Римским-Корсаковым в виду, как и в его «Ночи перед Рождеством», написанной на тот же сюжет, что «Черевички» Чайковского.
Не выдвигая таких сложностей, какие возникали в предыдущих операх Римского-Корсакова (большие народные сцены, картины обрядов, фантастические миры), сюжет «Царской невесты» позволял сосредоточиться на чистой музыке, чистой лирике.
Некоторыми поклонниками искусства Римского-Корсакова появление «Царской невесты» было воспринято как измена прошлому, отход от идей Могучей кучки.
Критики другого направления приветствовали «опрощение» композитора, его «стремление к примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы». У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывавший даже триумф «Садко». Композитор отмечал: «…
Многие, которые или с чужих слов, или сами по себе были почему-либо против «Царской невесты», но прослушали ее раза два или три, начали к ней привязываться…»
Ныне «Царская невеста» вряд ли воспринимается, как произведение, порывающее с героическим прошлым Новой русской школы, скорее — как сочинение, объединяющее московскую и петербургскую линии русской школы, как звено цепи от «Псковитянки» к «Китежу».
И более всего в сфере мелодики — не архаической, не обрядовой, а чисто лирической, близкой современности. Еще одна существенная черта стиля этой оперы — ее глинкианство: как писал один тонкий и умный критик (Е. М.
Петровский), «реально ощутимы веяния глинкинского духа, которыми проникнута вся опера».
В «Царской невесте», в отличие от предшествующих опер, композитор, любовно рисуя русский быт, не пытается передать дух эпохи. Он почти устраняется также от своих любимых звуковых пейзажей. Все сосредоточено на людях, на душевных движениях героев драмы. Главный акцент ставится на двух женских образах, выступающих на фоне красиво прописанного старого русского быта.
В х к драме Лев Мей называет двух героинь «Царской невесты» «песенными типами» (два типа — «кроткий» и «страстный») и приводит для их характеристики соответствующие народные тексты. Первые наброски для оперы носили характер лирической протяжной песни, причем мелодии относились сразу к обеим героиням.
В партии Любаши склад протяжной песни был сохранен (ее песня без сопровождения в первом действии) и дополнен драматическими романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии). Центральный же в опере образ Марфы получил уникальное решение: по сути Марфа как «лицо с речами» появляется на сцене дважды с почти одинаковой музыкой (арии во втором и четвертом действиях).
Но если в первой арии — «счастье Марфы» — ударение поставлено на светлых песенных мотивах ее характеристики, а восторженная и таинственная тема «златых венцов» только экспонируется, то во второй арии — «на исход души», предваряемой и прерываемой «фатальными аккордами» и трагическими интонациями «сна», — «тема венцов» допевается и раскрывается ее значение как темы предчувствия иной жизни. Сцена Марфы в финале оперы не только скрепляет всю драматургию произведения, но и выводит его за пределы бытовой любовной драмы к высотам подлинной трагедии. Владимир Бельский, замечательный либреттист поздних опер композитора, писал о последнем действии «Царской невесты»: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм, что слушаешь как зачарованный, ничего не анализируя и не запоминая…»
В восприятии современников композитора образ Марфы Собакиной — как и Снегурочки, Волховы в «Садко», а потом Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» — нерасторжимо связывался с утонченным образом Надежды Забелы, супруги художника Михаила Врубеля.
И Римский-Корсаков, обычно соблюдавший некую «дистанцию» по отношению к исполнителям своей музыки, относился к этой певице заботливо и нежно, как бы предчувствуя ее трагическую судьбу (смерть единственного сына, безумие мужа, ранняя кончина).
Надежда Забела оказалась идеальной выразительницей того возвышенного и, часто, не совсем земного женского образа, который проходит через все оперное творчество Римского-Корсакова — от Ольги в «Псковитянке» до Февронии в «Китеже»: достаточно посмотреть на картины Врубеля, запечатлевшего жену в корсаковских оперных партиях, чтобы понять, о чем тут идет речь. Партия Марфы, безусловно, сочинялась с мыслью о Надежде Забеле, которая и стала ее первой исполнительницей.
Марина Рахманова Источник: материалы (буклет к спектаклю) Большого театра России
Иллюстрация: К. Е. Маковский. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1887
- Любимица публики »
- Либретто оперы »
- ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Опера в четырёх действиях.
Исполнители: Собакин — Б. Гмыря, Марфа — Е. Чавдар, Грязной — М. Гришко, Малюта-Скуратов — В. Матвеев, Лыков — П. Белинник, Любаша — Л. Руденко, Бомелий — П. Иванов, Сабурова — В. Любимова, Дуняша — А. Сопова, Царский истопник — В. Бабенко, Сенная девушка — И. Трофимова, Молодой парень — И. Клякун.
Хор и оркестр Государственного театра оперы и балета им. Т. Шевченко УССР, дирижёр В. Пирадов.
Запись 1960 г.
1. Увертюра 06:332. Действие 1 47:413. Действие 2 41:594. Действие 3 28:415. Действие 4 27:07
Источник: http://www.rimskykorsakov.ru/nevesta.html
Все отзывы о спектакле «Царская невеста» – Афиша-Театры
До сих пор связи Юрия Грымова с оперным миром ограничивались разработкой новой имиджевой политики Большого театра, в результате которой вся Москва оказалась завешанной фотографиями балетных ног и виньеточными растяжками. Теперь вечно успешный и вечно ругаемый автор китчевых клипов, рекламных роликов, фильмов, спектаклей и многого чего другого поддался новому поветрию — кому ни попадя ставить оперы. В театре «Новая опера», где эта мода особенно прижилась, Грымов выпускает «Царскую невесту» Римского-Корсакова — любимое сочинение покойного основателя театра Евгения Колобова, который, как известно, даже свою дочь Марфу назвал в честь главной героини.
7
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА В НОВОЙ ОПЕРЕ
Я снова в театре Новая Опера , и в этот раз — Царская Невеста Римского-Корсакова .
Сюжет , уверена знают все . И история очень выигрышная для постановки . Любовь, ревность, коварство и чистота , национальный и Исторический колорит .
А уж , когда прочитала , что режиссер постановки Юрий Грымов ( любимый мною театральный режиссёр), то не сомневалась в качестве и динамике спектакля .
Что мне понравилось невероятно? То, как решено пространство сцены .
Декорация — абсолютно условная — то ли гигантская корзина, то ли клетка, то ли песочные часы с решётками . Но , что важно, эта конструкция имеет подвижные мостики на разных уровнях и некоторые из них даже уходят за кулисы .
Благодаря такому решению действие оперы вышло из двухмерной плоскости и приобрело и больше динамики , и возможность дистанцировать персонажей друг от друга .
Ещё интереснее — вытянутый от сцены прямо над оркестровой ямой помост . На нем происходят многие важные диалоги , но ещё он позволил создать новую линию организации пространства сцены и тоже добавил динамики действию .
Мои аплодисменты за неожиданное сценическое решение . Я бы такой помост -подиум оставило постоянно в театре .
Давайте, все-таки к самой опере . Привычной нам увертюры нет , и, наверное, это кого-то возмущает , поскольку увертюра призвана настраивать зрителя на определенный лад . Но!
Здесь увертюры нет, точнее она перенесена в середину музыкального повествования и сопровождается сценой народного гуляния .
Считаю , что такое решение вполне допустимо . Сегодня мозг привык усваивать информацию короткими , яркими, динамичными блоками , и такое решение — достойная попытка учитывать эту тенденцию .
И о самом главном : о вокале . В день спектакля состоялось сразу три дебюта : Павел Янковский выступал в роли Григория Грязного . Поздравляю с великолепным дебютом . В роли был и хороший вокал, и эффектная внешность, отлично сыгранные эмоции . И смотреть и слушать его было приятно .
Так же дебютировали Павел Янковский и Артём Голубев ,- прекрасно справились и вошли в музыкальную ткань повествования .
Замечательно исполнены женские партии . Восхитительна Анастасия Лепешинская в роли Любаши . Когда она поёт акапелла свою партию при свете луны , зал не дышал .
Елена Терентьева в роли Марфы Собакиной и Татьяна Табачук в роли Дуняши — искренние аплодисменты . Где надо- озорны, где необходимо- грустны . И вокал и актерская игра на высоте .
Оркестром дирижировал Валерий Крицков , и оркестр звучал слаженно и гармонично .
Отдельной похвалы заслуживает работа художника по свету Сергея Мартынова . Сцена с полной луной и падающим снегом — очень красива .
8Опера — это не страшно и не скучно, а очень даже интересно!
Свершилось — сходили на полноценную оперу! Краткое содержание перед началом прочитали, но думаю, что даже без этого смогли бы без труда следить за сюжетом разворачивающейся трагедии.
Ведь, во-первых, поют на русском языке и даже вполне понятно о чем, во-вторых, действие происходит в рамках российской истории, в той самой Александровской слободе, где мы не так давно были, и Василиса даже лично участвовала в выборах царской невесты 🙂
Но как известно, Римский-Корсаков не стал точно следовать историческому сюжету, а придумал свой для объяснения печальной судьбы Марфы Собакиной, точнее заимствовал у Льва Мея. В результате на сцене мы увидели удивительно трогательную Марфу в исполнении Ирины Боженко. А как она поет! Пусть не понятно, но сами звуки голоса завораживают и чаруют…
Марфа прекрасна не только во время своих счастливых ожиданий скорой свадьбы с любимым, но даже в момент болезни…Не менее выразительным и даже более драматичным получился образ Любаши в исполнении Агунды Кулаевой, в отчаянии идущей на преступление. Да, в этой опере кипят не шуточные страсти… И в лучших традициях Шекспира, в конце мало кто остается живым…
Стоит так же отметить, что спектакль этот был поставлен Юрием Грымовым. Очень интересно сделаны декорации — на сцене находится непонятная деревянная конструкция, напоминающая то ли остов башни, то ли клетку, то ли шахматную фигуру. И все действие крутится вокруг неё: то это башня, где готовит свое зелье Бомелий, то это дом опричника Грязного, где происходит пир…
внутри есть лестницы, к ней ведут специальные подвижные мостки…
Так что опера — это не страшно и не скучно, а очень даже интересно!
8Опера запоминается не общей картиной, а каждой отдельно взятой арией.
В театре «Новая опера» приятно провести вечер пятницы. Красивый зал и фойе, ажурные решетки лестниц, сюда приходят нарядными и подолгу фотографируются. Понимая, что «Большой…» нам не по карману, с удовольствием воспользовались приглашением послушать «Царскую невесту» здесь.
Музыка Николая Римского-Корсакова кажется знакомой из мультфильмов по русским сказкам, с первых нот воображение рисует образы древней Руси, золотые купола белокаменных церквей, яркие сарафаны и ленты в длинных девичьих косах. Но на императорской сцене его произведения ставились редко, потому что их очень трудно петь, слушать, я вам скажу, тоже непросто.
Опера запоминается не общей картиной, а каждой отдельно взятой арией. Здесь все исполнители — солисты, все заметные, запоминающиеся, каждому есть где «развернуться» вокально и показать всю трагедию личности своего героя. Действие происходит во времена правления Ивана Грозного. Партию Григория Грязного, опричника царя, влюбленного в Марфу Собакину, исполнил баритон Андрей Бреус.
Любовница Грязного, Любаша, в порыве ревности решает избавиться от соперницы его же руками. Арии Любаши в исполнении Анастасии Лепешинской настолько проникновенны, что местами перестаешь слышать оркестр, сосредоточившись на ее меццо-сопрано. По силе эмоций звучного, высокого сопрано, не уступает ей Ирина Боженко – Марфа. В партии жениха Марфы, Ивана Лыкова, лиричный, светлый тенор Богдан Волков.
Но не стану пересказывать всю драму…Конструктивистская декорация переносит действие в разные плоскости вверху и внизу. Костюмы подчеркивают характеры персонажей оперы: легкое, золотистое платье Марфы, темно-зеленый, расшитый «каменьями драгоценными» жемчугами и изумрудами наряд Любаши.
Из минусов, текст оперы не транслировался на экран и нам, не обладающим тонким музыкальным слухом, не все было понятно… и, с вашего позволения, пожурила бы костюмеров, мы переживали за артистов чтобы они не запутались в поясах и платьях…Будет любопытно здесь еще что-нибудь посмотреть!
Источник: https://www.afisha.ru/performance/67907/reviews/
Краткое содержание оперы "Царская невеста" Н.А.Римского-Корсакова
Опера «Царская невеста» впервые представлена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым в 1899 году. Обратимся к сюжету этого произведения.
Опера начинается с увертюры, и затем переходит в первое действие. На сцене Григорий Грязной, молодой царский опричник, в тяжелых думах стоит в своей горнице. Он полюбил девушку Марфу, которая обещана в супруги Ивану Лыкову. Тем временем в горнице накрыт стол, Григорий ждет гостей. В комнату входит Малюта со своими опричниками.
Слуги разносят угощения, все присутствующие садятся пировать. Прибывает также Иван Лыков в сопровождении царского лекаря Елисея Бомелия. Лыков приехал из дальних стран, и опричники просят его рассказать о его жизни «за морем». Иван Лыков рассказывает гостям о том, что на земле немцев все по-другому, а затем поет хвалу царю, который послал его перенимать опыт иностранцев.
Малюта обращается к Грязному, чтобы тот послал за музыкантами.
Прибывают гусляры и певцы, исполняют народную песню «Слава!». Гости расспрашивают Лыкова о том, хвалят ли иностранцы их государя. Тот с прискорбием сообщает, что за морем их царя считают «грозным». Малюта радуется этому, говоря, что гроза – это божья сила.
Вновь звучит хвалебная песнь о царе, входят девушки, исполняя пляску с хором. Малюта просит позвать за своей «крестницей» Любашей, которая живет у Грязного. Ее давно увезли и Каширы, и она стала любовницей Григория. Входит Любаша, исполняет песню по просьбе Малюты.
Проходит ночь, вс гости уходят, по просьбе хозяина задерживается только лекарь Бомелий. Любаша прячется и подслушивает их беседу с Григорием.
Хозяин дома спрашивает у лекаря, может ли он создать любовное зелье. Тот говорит ему о порошке, который необходимо насыпать в вино руками того, к кому нужно приворожить. Любаша горюет о том, что Григорий разлюбил ее.
Она жалуется на это своему возлюбленному. Григорий грубо обрывает ее, говоря, что разлюбил, Любаша же, напротив, признается в любви.
Григорий уходит, а девушка в ненависти обещает отворожить от него ту колдунью, в которую он влюбился.
Второе действие начинается в Александровской слободе. Люди, отслужив церковную службу, выходят из монастыря, и неожиданно толпа затихает, увидев появившихся опричников царя. Люди толкуют о том, что царь выбирает себе невесту. Из монастыря также выходят ключница Петровна, Марфа и Дуняша, ее подруга. Марфа исполняет арию, рассказывая о своем женихе Иване.
Прибывает царь Иван Грозный и приближенный ему опричник. Он внимательно смотрит на Марфу, пугая девушку своим взглядом, а затем уходит. Появляются ее отец Василий Собакин и возлюбленный Иван Лыков, все вместе они входят в дом.
Неожиданно появляется Любаша в фате, выслеживающая Марфу. Она подглядывает в окно за своей соперницей, восхищаясь ее красотой, затем идет в дом Бомелия. Девушка, отказавшись зайти внутрь, просит у него зелье, способное извести красоту Марфы.
Бомелий соглашается дать зелье Любаше в обмен на ее любовь.
Третье действие начинается в доме Собакина. Тут же, вместе с хозяином, сидят Иван Лыков и Григорий Грязной, исполняющие трио.
Собакин говорит о том, что царь устроил смотрины, в которых будет участвовать Марфа. Позже Марфа и Дуняша возвращаются со смотрин. Грязной подсыпает Марфе порошок, и та выпивает напиток.
В дом входят опричники и объявляют, что во время смотрин государь выбрал в жены Марфу.
Последнее действие повествует о тяжелой болезни Марфы. Григорий обвиняет Лыкова в том, что он отравил ее, но затем, не в силах вынести помешательство любимой, признается в содеянном Малюте.
Затем Любаша сознается в том, что подменила любовный напиток на смертельный яд. Григорий убивает ее. Грязной смотрит на свою любимую в последний, и его уводят прочь.
На этом заканчивается опера «Царская невеста».
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-carskaya-nevesta-n-a-rimskogo-korsakova/
Царская невеста (опера) — это… Что такое Царская невеста (опера)?
«Царская невеста» — опера в 4 действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы.
Действующие лица
- Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
- Марфа, его дочь — сопрано
- Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
- Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
- Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
- Любаша , любовница Грязного — меццо-сопрано
- Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
- Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
- Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
- Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
- Царский истопник — бас
- Сенная девушка — меццо-сопрано
- Молодой парень — тенор
- Два знатных всадника
Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ
Содержание
Иван Билибин. Эскиз декораций
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года
Первое действие: «Пирушка». Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Григорий представляет свою любовницу Любашу.
Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица».После чего спросил — нет ли такого зелья , чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье посулив награду и лекарь соглашается его сделать.
Их разговор подслушала Любаша.
Второе действие: «Приворотное зелье». После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного.
Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье , чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного.
Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.
Третье действие: «Дружко». Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым.
Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье.
Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе.
Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.
Четвёртое действие: «Невеста». Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова.
Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием.
Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт.
В гневе Грязной зарезает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».
Постановки
- 22 октября 1899 — Москва, Товарищество частной оперы (дирижёр Ипполитов-Иванов, реж. Шкафер, худ. Врубель; Собакин — Мутин, Марфа — Забела-Врубель, Грязной — Шевелев, Малюта Скуратов — Тарасов, Лыков — Секар-Рожанский, Любаша — Ростовцева, Бомелий — Шкафер, Сабурова — Гладкая, Дуняша — В. Страхова);
- 30 октября 1901 — Петербург, Мариинский театр (дирижёр Направник и Блуменфельд, худ. Иванов и Ламбин; Собакин — Сибиряков, Марфа — Больска, Грязной — Тартаков, Малюта — Антоновский, Лыков — Орешкевич, Любаша — Славина, Бомелий — В. А. Даверин-Кравченко, Сабурова — Гладкая);
- 1916 — Большой театр (дирижёр Купер, пост. Оленина, худ. Коровин, Голова, Дьячков; Собакин — В. Петров, Марфа — Нежданова, Грязной — Савранский, Малюта — Цесевич, Лыков — Куржиямский, Любаша — Павлова, Бомелий — Эрнст, Дуняша — Антарова).
- 24 ноября 1922 — Москва, Оперный театр Зимина (дирижёр Ипполитов-Иванов, реж. Званцев; Собакин — Пирогов, Марфа — Баратова, Грязной — Головин, Любаша — Петрова-Званцева, Лыков — Лабинский);
- 1924 — Ленинградский театр оперы и балета (дирижёр Самуил Самосуд).
- 1926 — на открытии Оперной студии-театра им. Станиславского (пост. Станиславского, муз. консультант Сук, дирижёр Жуков, худ. Симов);
- 2 декабря 1936, Ленингр. Малый оперный т-р (дирижёр Хайкин, пост. Раппопорта, худ. Кустодиев, хормейстер Бауер).
- 1937, 1955, 1962, 1966 — Большой театр.
- 1944 возобновление Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко.
- 2004 — Самарский академический театр оперы и балета, Самара. Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Георгий Миллер (Челябинск). Художник — постановщик — Станислав Фесько (Екатеринбург). Художник по костюмам — Светлана Пономаренко. Хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Валерия Навротская.
Среди исполнителей: Нежданова, Барсова, Степанова, Катульская, Шпиллер, Шумская, И. Масленникова (Марфа); Обухова, Златогорова, Давыдова, Борисенко, Авдеева (Любаша); Мигай, Ушаков, Кибкало (Грязной).
Постановки в других городах: Хельсинки (1906) Минск (1933, 1938, 1949) Харьков (1937, 1940, 1945), Баку (1938, 1944), Тбилиси (1939, 1952), Ереван (1940), Алма-Ата (1940, 1946, 1957), Львов (1945), Ташкент (1945), Одесса (1946, 1957), Рига (1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин (1959), Йошкар-Ола (2011) и др.
Постановки за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1927), Париж (1911, на рус. яз.), Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Берлин (1923), София (1923), Любляна (1924). Загреб (1924), Лондон (1931, на рус. яз.), Таллин (1932), Брио (1934), Стокгольм (1945), Лондон (2011).
Аудиозаписи
- Н. Римский-Корсаков. «Царская невеста». Собакин — Борис Гмыря, Марфа — Елизавета Чавдар, Грязной — Михаил Гришко, Лыков — Петр Белинник, Любаша — Лариса Руденко, Сабурова — Вера Любимова, хор и оркестр театра оперы и балета им. Т. Шевченко УССР, дирижёр Владимир Пирадов, 1960 год.
- Н. Римский-Корсаков. «Царская невеста». Исполнители: Владислав Верестников, Пётр Глубокий, Е. Кудрявченко, Нина Терентьева, Аркадий Мишенькин, Владимир Кудряшов, Н. Низенко и др. Хор имени Юрлова и оркестр Большого театра, дирижёр Андрей Чистяков, 1992 год.
Ссылки
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23287
Опера
Опера в двух действияхМузыка: Н.А. Римского-КорсаковаЛибретто: И. Тюменева (по драме Л. Мея)Возрастное ограничение: 12+Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минутПремьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 25 декабря 2014 года
В основу сюжета легла история, рассказывающая о трагической судьбе Марфы Собакиной – третьей жены Ивана Грозного. Прекрасную купеческую дочь монарх лично выбрал из тысяч самых красивых девушек России.
Роковое замужество не принесло счастья ни самой Марфе, ни ее семье. Разлученная со своим возлюбленным, боярином Иваном Лыковым, Марфа лишается рассудка, принимая за бывшего жениха тайно влюбленного в нее опричника Григория Грязного.
Причиной смерти царицы стало зелье знахаря Бомелия, добытое любовницей Грязного Любашей.
Несмотря на трагизм и накал страстей, это опера о любви – горячей, опаляющей и сжигающей все вокруг себя, о русской душе, в недрах которой всегда останется место для чистоты, жертвенности и милосердия.
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.
Действие первое:
«Пирушка»
Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина – красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе.
Собираются гости. Среди них – Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце.
Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного – Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит.
Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, – гневно восклицает она, – и от тебя ее отворожу!..»
«Приворотное зелье»
Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша.
Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них – Иван Грозный – долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе.
К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью».
В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется…
О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? – кричит она Бомелию. – Я согласна. Я… постараюсь полюбить тебя».
Действие второе:
«Дружно»
Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери – Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они.
Царь долго говорил с Дуняшей, – рассказывает Сабурова, – а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту – ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова.
Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены Марфу.
«Невеста»
Чахнет в царском тереме Марфа. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится.
Все случившееся представляется ей тяжелым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать свое преступление, Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя.
Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..– восклицает она. – Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднес!» Грязной убивает Любашу.
Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».
История создания:
В 1849 году драматург Лев Мей (1822–1862) написал «Царскую невесту», пьесу, основанную на реальных событиях эпохи царствования Ивана Грозного. Позже, в 1868 году друг и соратник Н. А. Римского-Корсакова – М. А.Балакирев обратил внимание композитора на произведение Мея.
Однако, к работе над одноименной оперой Римский-Корсаков приступил спустя лишь 30 лет, начав работу в феврале 1898 года, и завершив ее через десять месяц.
Первое исполнение оперы состоялось осенью 1899 года в Москве, в частном театре, принадлежавшем промышленнику и меценату Савве Мамонтову.
Выдающиеся музыкальные качества оперы «Царская невеста» сделали ее одним из самых любимых спектаклей, присутствующих в репертуаре практически каждого оперного театра.
Постановка спектакля в «Царицынской опере» – это второе обращение в истории театра к одному из самых известных и востребованных русских оперных шедевров. Реконструкцию «Царской невесты, появившегося в афише волгоградского театра еще в 2001 году, осуществил режиссер, заслуженный деятель искусств Иркин Габитов (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Над спектаклем работали:
- Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ И.А. Габитов
- Костюмы – лауреат Государственной премии Волгоградской области, член Союза художников России Е.М. Павловская
- Сценография – член Союза художников России Г.Г. Матевосян
Действующие лица:
- Василий Степанович Собакин, новгородский купец – Н. Лохов, И. Тормосин
- Марфа, его дочь – заслуженная артистка РФ А. Девяткина, Ю. Кучина, В. Смагина
- Григорий Григорьевич Грязной, опричник – М. Орел, Р. Сигбатулин
- Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник – А. Ратников, И. Тормосин, Р. Сигбатулин
- Боярин Иван Сергеевич Лыков – В. Ревякин, А. Шапошников
- Любаша, любовница Грязного – Ю. Почкалова, лауреат международного конкурса О. Сабирова
- Елисей Бомелий, царский лекарь – В. Дмитров
- Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена – лауреат международных конкурсов Е. Абламская, лауреат международного конкурса К. Ладыгина
- Дуняша, её дочь, подруга Марфы – К. Ладыгина, И. Тисленко
- Петровна – К. Ладыгина, В. Сироцкая
- Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ – артисты хора и балета
Источник: https://tzaropera.ru/repertoire/opera/3-tsarskaya-nevesta
3.7.3. «Царская невеста»
3.7.3. «Царская невеста»
Рекомендуемая литература
- Бакулин, В. Лейтмотивная и интонационная драматургия в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» / В. Бакулин // Вопросы оперной драматургии / В. Бакулин. – М., 1975.
- Соловцов, А.П. Жизнь и творчество Римского-Корсакова / А.П. Соловцов. – М., 1969.
- Гозенпуд, А.А. Н.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества / А. А. Гозенпуд. – М., 1957.
- Друскин, М. Вопросы музыкальной драматургии оперы / М. Друскин. – Л., 1962.
- Ярустовский, Б. Драматургия русской оперной классики: работа русских композиторов-классиков над оперой / Б. Ярустовский. – М., 1953.
«Царская невеста» завершила средний период оперного творчества Римского-Корсакова и одновременно эволюцию русской оперы – музыкально-психологической драмы в ее классическом виде, типичном для второй половины XIX века.
В этом произведении счастливым образом слились черты «номерной» композиции, характерной для Глинки, Бородина, для «Майской ночи» самого Римского-Корсакова, и оперы свободной драматизированной формы, широкого симфонического дыхания, достигшей наибольшего расцвета у Чайковского.
Опера написана по пьесе Мея: трагическая судьба 3-й жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. История взята у Карамзина, однако, не всё достоверно. Реален только сам факт женитьбы. В интригах все реальные герои: царь, опричники – Малюта Скуратов, Г. Грязной, лекарь Бомелий, жених Марфы Иван Лыков.
Единственный вымышленный персонаж – Любаша. Образ Ивана Грозного введен в оперу самим Римским-Корсаковым (в качестве «немого» персонажа). Бытовую пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму, сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены.
Римский-Корсаков углубил образы действующих лиц и психологическое содержание ряда сцен.
Он ввел в оперу арию Грязного, сделал монолог Любаши в арии II акта выражением преданной любви к Грязному (а не мстительного чувства), наполнил более глубокой психологичностью образ Марфы, освободив его от оттенка бытовизма и мелодраматичности, порой ощущаемых в пьесе.
«Царская невеста», подобно операм Чайковского и Рубинштейна, написанным на исторические сюжеты, относится к произведениям, в которых главное место уделено развитию страстей, а исторический элемент составляет бытовой фон к основному действию.
Иными словами, внимание автора сосредоточено на коллизиях личной драмы, а не на событиях исторической жизни Руси XVI века, хотя из всего хода действия становятся ясными объективные причины драматических судеб героев.
Таким образом, жанр – лирико-психологическая музыкальная драма + реальная историческая основа.
Драматургия «Царской невесты» многоплановая, событийно-действенная, построена на сложном переплетении нескольких конфликтов. Любаша и Грязной – герои, наделенные сильным характером и необузданно страстной натурой, – противостоят Марфе и Лыкову, не способным бороться за свое счастье.
В то же время различие стремлений Грязного и Любаши приводит к взаимному их столкновению и гибели. Во всех актах оперы создаются острые драматические лирико-психологические ситуации.
В обрисовке действующих лиц различного психологического склада Римский-Корсаков пользуется разными приемами музыкальной драматургии: для Любаши и Грязного – углублением и заострением основного, драматического содержания образа, активного, но постепенного развития интонационной сферы;для героев лирических (Марфа) или лирико-бытовых (Собакин) – резким обновлением и переосмыслением тематического материала, качественным его изменением.
Выразительность музыки в «Царской невесте» в очень большой степени определяется богатством ее мелодики. Почти не пользуясь народными мелодиями, Римский-Корсаков создал множество замечательных тем, восходящих к различным народнопесенным жанрам. Но и помимо этого композитор «говорит» языком народной музыки.
Русская песенная (и речевая) интонация слышна в партиях всех действующих лиц, кроме Бомелия (в его вокальной «речи» метко передан «акцент» иноземца).
Встречаются в «Царской невесте» и великолепные образцы общелирической мелодики Римского-Корсакова (в основном, у Марфы), но и они, в конечном счете, связаны с народной песенностью.
Музыкальные характеристики главных героев
Основой музыкального «портрета» Любаши служат два типа интонаций — песенный и речевой. Главный источник песенной стороны ее характеристики – мелодия «Снаряжай скорей» из I акта.
Мелодическая фраза из кульминации песни приобретает лейттематическое значение.
Варьируя эту тему, вплетая ее в музыкальную ткань различных сцен, композитор раскрывает душевные состояния героини: решимость бороться за свое счастье («Ох, отыщу»), чувства ревности и гнева, отчаяния («Ее не пощажу»), безудержную страстность ее натуры.
Интонации речевого типа – ладово острые обороты, с увеличенными и уменьшенными интервалами – постепенно возникают в вокальной партии, отражая тонкие нюансы душевной жизни. Они чаще появляются в речитативах, но входят и в мелодику развитых эпизодов. Оба вида интонаций сплавлены в мелодике арии Любаши из II акта.
Два тематические элемента использованы композитором и в музыкальной характеристике Грязного. Основной – это рельефная по рисунку лейттема, опирающаяся на гармонию уменьшенного септаккорда. Она создает образ мрачный, полный большой внутренней силы, скрытого драматизма.
Важную роль в лейттематизме Грязного играет и распевная мелодическая фраза, возникающая из инструментальной темы опричнины, – из главной партии увертюры. Этот тематический комплекс широко и многосторонне развернут в арии Грязного I акта.
Очень интересно и драматургически гибко трактует композитор лейттему в развитии действия.
Драматургия образа Марфы основана на резком сдвиге из светлой эмоциональной сферы в лирико-трагедийную, при сохранении особенностей характера этого действующего лица. Хрупкая, трогательная в своей незащищенности, девушка вырастает в фигуру трагическую, оставаясь и в момент постигшего ее несчастья самой собой.
Все это передано в музыке исключительно тонкими средствами, воссоздающими сложную коллизию душевной жизни. Ключевое значение в характеристике Марфы имеют две ее арии, в них сконцентрирован разноплановый интонационный материал, связанный с «двумя» обликами – счастливой и страдающей героини.
Не пользуясь лейтмотивами, Римский-Корсаков создал очень цельный музыкальный образ – в арии IV акта он в новом освещении использовал музыкальный материал арии II акта.
Музыкальные характеристики главных действующих лиц свидетельствуют об огромном значении принципов оперного симфонизма в произведении. Налицо конфликт и взаимодействие различных образно-интонационных сфер.
Одна из них сопутствует «миру» Марфы, другая – персонажам, в той или иной степени противостоящим главной героине. Отсюда – кристаллизация в партитуре двух лейттематических групп.
Лейтмотивы и лейтгармонии, темы-воспоминания, характерные фразы и интонации являются, условно говоря, выразителями сил «счастья» и «несчастья», действия и контрдействия.
Для лирических и бытовых сцен, связанных с образом Марфы, типичны светлые, безмятежные настроения, мажорная тональная сфера, песенный склад мелодики.
Музыкальным характеристикам Любаши и Грязного свойственны состояния лихорадочного беспокойства или скорбной самоуглубленности, глубокая, резкая контрастность музыки, а в связи с этим – интонационно-ладовая и ритмическая напряженность тематизма, «темные» минорные тональности.
Одна из черт симфонизированной драматургии «Царской невесты» – наличие в ней фатальных лейтмотивов и лейтгармоний, лишь отчасти характеризующих определенное лицо, а в основном имеющих более общее смысловое значение. Для тем такого рода типично инструментальное, гармоническое происхождение, более или менее явная принадлежность к сфере сложных ладов.
Римский-Корсаков избрал для «Царской невесты» в целом классический, номерной тип композиции. Но, сознательно следуя за Глинкой и Моцартом, он сочетал его принципы с новаторскими оперными формами второй половины XIX века.
Большое значение в «Царской невесте» имеют широко развитые сольные и ансамблевые номера, в которых сосредоточены важнейшие характеристики действующих лиц, передается психологическая атмосфера данного момента. Яркими примерами сквозных драматических сценслужат два дуэта — Любаши и Грязного (I акт), Любаши и Бомелия (II акт).
Еще более замечательным примером гибкого переплетения принципов номерного и сквозного строения и одновременно симфонизации целого акта служит последнее действие.
Контрольные вопросы:
- В чём состоит значение оперы «Царская невеста»?
- Каковы отличия оперы от первоисточника?
- Определите жанр оперы.
- Каковы особенности драматургии оперы?
- Раскройте музыкальные характеристики главных героев.
- В чём состоит симфонизм оперы?
Источник: https://ebooks.grsu.by/mojeiko/3-7-3-tsarskaya-nevesta.htm
Характеристика оперного творчества Н. Римского-Корсакова. Опера «Царская невеста»
Основная область творчества Римского-Корсакого — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства.
Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакого не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение.
Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития.
Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».
Симфоническое творчество Римского-Корсакого представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.
), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов.
Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.
Опера «Царская невеста»
«Царская невеста» — опера в 4 действиях Н. А. Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы.
История создания
Опера была начата в феврале 1898 года и закончена 24 ноября того же года. Либретто было создано самим композитором по драме Мея, причем с сохранением не только общего плана драмы, но и многих текстов из неё.
Небольшие изменения и добавления для арий и ансамблей делал бывший ученик Римского-Корсакова Илья Тюменев. Летом того же года в Вечаше Римский-Корсаков показывал оперу В. И. Бельскому.
В одном из писем к нему сам автор характеризует свою оперу в шутливой манере:
- « … было б хорошо, когда б в Вечашу
- Приехали вы к нам, на долю нашу
- Взглянуть, послушать Царскую невесту.
- В ней есть Andante, Moderato, Presto,
- Ансамбли, арии, речитативы,
- Мелодии, аккорды, лейтмотивы.
- И кривда драматическая есть,
- А правды музыкальной и не счесть…[1]. »
К последним двум строчкам автор сделал примечание: «Слова кривда и правда, а также драматическая и музыкальная могут быть переставлены. Это зависит от точки зрения на оперную музыку».
Написание этой оперы было связано с желанием автора создать оперу, в которой он мог бы показать богатство и драматические возможности традиционных оперных форм, а также настоящей вокальной кантилены (в противовес кучкистским устремлениям к отказу от мелодий ариозного типа и замкнутых оперных номеров).
Ещё на стадии работы над оперой летом 1898 года было решено, что её премьера пройдёт в театре Мамонтова, тем более, что партию Марфы композитор писал «в расчете на голос и умение» Н. И. Забелы[2]. Однако между Мамонтовым и Римским-Корсаковым возникли разногласия по поводу распределения остальных ролей.
Переписка между ними внезапно прекратилась, а вскоре после этого Мамонтов перестал участвовать в деятельности Частной оперы по независящим от него причинам.
Премьера оперы состоялась в Москве 22 октября 1899 с блестящим успехом, который во многом способствовал дальнейшему существованию Частной оперы в виде самостоятельного Товарищества.
- Действующие лица:
- · Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
- · Марфа, его дочь — сопрано
- · Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
- · Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
- · Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
- · Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано
- · Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
- · Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
- · Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
- · Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
- · Царский истопник — бас
- · Сенная девушка — меццо-сопрано
- · Молодой парень — тенор
- · Два знатных всадника
- · Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.
- Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года
- Сюжет
- Первое действие: «Пирушка».
Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Грязной представляет свою любовницу Любашу.
Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица». После чего спросил — нет ли такого зелья, чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье, посулив награду, и лекарь соглашается его сделать.
Их разговор подслушала Любаша.
Второе действие: «Приворотное зелье».
После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного.
Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье, чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного.
Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.
Третье действие: «Дружко».
Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей.
Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе.
Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.
Четвёртое действие: «Невеста».
Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил.
Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт.
В гневе Грязной закалывает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 134;
Источник: https://studopedia.net/10_2350_harakteristika-opernogo-tvorchestva-n-rimskogo-korsakova-opera-tsarskaya-nevesta.html