Германские эпические сказания интересовали Рихарда Вагнера всегда, и это неудивительно: композитор взял курс на создание национальной немецкой оперы, и эпос предоставлял для этого богатейший материал. Воплощением подлинного «немецкого духа» представлялся Зигфрид – величайший из героев германо-скандинавской мифологии. В 1848 году у Р. Вагнера возникает замысел оперы об этом герое под названием «Смерть Зигфрида». Набросав план будущего произведения, композитор надолго его откладывает – ведь это время было для Р. Вагнера нелегким, он был вынужден бежать в Швейцарию.
Р. Вагнер возвращается к опере о немецком герое в 1851 году, и теперь он намеревается написать еще одну оперу – «Юноша Зигфрид», а позднее – еще две оперы, раскрывающие предысторию проклятых сокровищ Нибелунгов и рождения героя. Таким образом, Р.
Вагнер создает оперную тетралогию, в которой первоначально задуманная «Смерть Зигфрида» становится финальной частью под названием «Гибель богов», ей предшествует опера «Юноша Зигфрид», переименованная в «Зигфрид», а первая и вторая части получили заглавия «Золото Рейна» и «Валькирия».
Либретто для тетралогии, названной «Кольцом нибелунга», написал сам Рихард Вагнер.
Для столь грандиозной тетралогии даже такой величественный литературный источник, как «Песнь о Нибелунгах», казался недостаточным, и автор обращается к исландским преданиям в переводе Людвига Эттмюллера, с которым композитор был знаком лично, к «Старшей Эдде» и части «Младшей Эдды», опубликованных в то время в переводе Карла Зимрока. Создавая текст оперы, Р. Вагнер использует аллитерацию, уподобляя тем самым свой стих эддическим песням.
Опираясь на разные эпические и мифологические источники, Р. Вагнер создает сюжет, отличающийся от любого от них.
В первую часть тетралогии – «Золото Рейна» – включаются мотивы, которые изначально не были связаны с сюжетом о Нибелунгах: строительство небесных чертогов великаном, утрата вечной молодости богами.
Некоторые изменения сглаживают подробности, которые выглядели естественно в древних сагах, но не подходили для оперной сцены XIX века: собирая выкуп для великанов, боги осыпают золотом прекрасную богиню Фрейю – в «Саге о Вёльсунгах» речь шла о шкуре выдры.
Но главное изменение заключается в новом смысловом оттенке, который приобретает легенда о проклятых сокровищах – мысль о губительной власти золота, богатства над людскими душами. Древнему эпосу такая идея не свойственна, но человеку эпохи романтизма она была чрезвычайно близка.
«Золото Рейна» – одноактная опера, состоящая из четырех сцен (впрочем, в некоторых постановках ее все-таки делят на два акта).
В соответствии с закономерностями эпической драматургии, каждая из этих сцен представляет собой красочную картину, контрастирующую с другими: события разворачиваются то в величаво струящихся водах Рейна, то в Вальгалле – небесных чертогах бога Вотана, то в мрачном подземном царстве Нибелунгов.
Сопоставление различных по колориту «картин» в сочетании с системой лейтмотивов составляет основу драматургии этой эпической оперы с ее медленно развертывающимся действием.
В атмосферу первой сцены вводит краткое – менее 150 тактов – оркестровое вступление: «качающиеся» секвенции на тоническом аккорде живописуют медленно, величаво струящуюся реку. Светлый колорит, характерный для этой сцены, омрачается к ее финалу, когда карлик Альберих исчезает, похитив золото Рейна.
Множеством выразительных моментов насыщена вторая сцена: торжественная тема верховного бога Вотана, сменяющаяся лирическим высказыванием его супруги Фрики, тяжелая поступь великанов, «разгорающаяся», как пламя, музыкальная характеристика бога огня Логе.
Наиболее мрачным колоритом отличается третья сцена, действие которой происходит в подземном царстве Нибелунгов, где день и ночь кипит работа в кузницах – для этого звукоизобразительного эффекта композитор ввел в оркестр восемнадцать наковален, которые звучат в течение двадцати восьми тактов. Трагичной выглядит и четвертая картина, кульминацией которой становится беспощадное пророчество богини Эрды.
Вагнеровская система лейтмотивов получила в тетралогии «Кольцо нибелунга» наиболее полное выражение – лейтмотивов здесь около ста, ими наделяются не только герои, но и неодушевленные предметы (кольцо, меч), природные явления (радуга, пламя) и даже обобщенные понятия (проклятие, любовь). Большая часть лейтмотивов тетралогии впервые появляется именно в опере «Золото Рейна», которая задает тон всему дальнейшему действию – в последующих трех операх появляется меньше новых лейтмотивов.
Работа над оперой «Золото Рейна» была завершена в 1854 году, а первое исполнение оперы состоялось в Мюнхене в сентябре 1869 года. Автора эта постановка не удовлетворила – ведь Р. Вагнер считал, что тетралогию необходимо ставить целиком, но это произошло лишь в 1876 году.
Музыкальные сезоны
Источник: https://musicseasons.org/r-vagner-opera-zoloto-rejna/
Краткое содержание: Рихард Вагнер. Золото Рейна
- ЗОЛОТО РЕЙНА
- Предвечерие тетралогии «Кольцо нибелунга», в четырех
картинах - Либретто Р. Вагнера
- Действующие лица:
Дочери Рейна (русалки): |
|
|
Нибелунги (карлики): | Альберих Миме, его брат | бас тенор |
Великаны: | Фазольт Фафнер, его брат | бас бас |
Боги: |
|
|
- Нибелунги.
- Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях
и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена. - СЮЖЕТ
Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют
русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад,
покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся
карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается
добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь
над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает
тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира,
обладателем несметных богатств.
Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно
отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь —
золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый
чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному
повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны
Фазольт и Фафнер. Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за
труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки,
дающие богам вечную молодость.
Однако, получив неприступную крепость, Вотан не
спешит расстаться с Фрейей. Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее
братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в
этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то
богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна.
И
жажда богатства овладевает богами. Но и великаны согласны отказаться от Фрейи,
если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве
залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и
дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он
добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он
отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны
отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и
ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь
он мечтает о покорении всего мира.
Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха
Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой
облик и даже стать невидимым.
Логе, выведав об этом у Миме, заводит с
Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в
маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих
отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан
срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье:
отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и
смерть.
Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и
богатство в его руках. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят
получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ
нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку.
Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в
щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо. Вотан
отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь
грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной
глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам.
И тотчас сбывается
проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей
убивает брата. Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и
смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе
раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно
шествуют в Валгаллу.
Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы
обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим
всемогуществом и властью.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/020.html
Золото Рейна — это… Что такое Золото Рейна?
Зо́лото Ре́йна (нем. Das Rheingold) — опера Рихарда Вагнера, пролог («предвечерье») цикла Кольцо Нибелунга.
История создания и премьера
Либретто всего цикла было написано Вагнером в Цюрихе в 1849—1852. Музыка к опере сочинена в 1852—1854 там же.
Опера «Золото Рейна» — рекордсмен по нахождению в одной тональности, поскольку ми-бемоль мажор (Es-dur), ассоциирующийся у автора с зарёй мироздания с самого начала произведения, длится целых 136 тактов.
Кроме того, это одна из самых длинных опер без антракта, так как её продолжительность варьируется от 2 часов 20 минут, до 2 часов 50 минут, в зависимости от взятых дирижёром темпов.
На премьере «Золота Рейна», 1876
Впервые опера была поставлена 22 сентября 1869 г. в Мюнхене под управлением Франца Вюльнера; Вагнер остался недоволен этим, поскольку был убеждён, что тетралогия должна ставиться целиком, но этот замысел осуществился только в 1876 г. на первом Байройтском фестивале: «Валькирия» была представлена 13 августа, дирижировал Ганс Рихтер.
Действующие лица
Вотан | бас-баритон | Август Киндерманн | Франц Бетц |
Логе | тенор | Генрих Фогль | Генрих Фогль |
Фрика | меццо-сопрано | Софи Штеле | Фридерика Грюн |
Фрейя | сопрано | Генриетта Мюллер | Мари Хаупт |
Доннер | бас-баритон | Карл Самуэль Хайнрих | Ойген Гура |
Фро | тенор | Франц Нахбаур | Георг Унгер |
Эрда | контральто | Эмма Зеехофер | Luise Jaide |
Альберих | баритон | Карл Фишер | Карл Хилл |
Миме | тенор | Макс Шлоссер | Карл Шлоссер |
Фазольт | бас-баритон | Тони Петцер | Альберт Айлерс |
Фафнер | бас | Каспар Баузевайн | Франц фон Райхенберг |
Воглинда | сопрано | Анна Кауфман | Лилли Леман |
Вельгунда | сопрано или меццо-сопрано | Тереза Фогль | Мари Леман |
Флоссхильда | меццо-сопрано | Wilhelmine Ritter | Минна Ламмерт |
Краткое содержание
Картина первая
В глубинах Рейна. Русалки Воглинда, Вельгунда и Флосхильда весело болтают. Неожиданно появляется нибелунг Альберих (уродливый гном — король карликов-нибелунгов, обитателей земных недр), домогаясь их любви. Русалки издевательски насмехаются над ним.
Неожиданно луч солнца падает на вершину скалы, и та начинает светиться — это Золото Рейна. Русалки радостно восхваляют его блеск. Поражённый увиденным, Альберих выпытывает у них тайну золота: кто, отвергнув любовь, скуёт кольцо из этого золота, станет властелином мира.
Хотя Дочери Рейна должны хранить тайну сокровища, они не видят в Альберихе угрозу, ведь он больше всех желает любви, а значит не способен украсть золото.
Но жадный Альберих проклинает любовь и завладевает золотом («Bangt euch noch nicht?»; «Я вам смешон?») под отчаянные возгласы дочерей Рейна.
Картина вторая
А. Я. Головин. Фафнер. Эскиз для постановки в Мариинском театре (1905)
Рассвет освещает огромную зубчатую скалу. Одноглазый верховный бог Вотан, его жена Фрикка и её сестра Фрейя (богиня юности) любуются стенами замка, воздвигнутого для богов великанами Фазольтом и Фафнером по договору, согласно которому Вотан должен подарить им за это Фрейю и вечную молодость.
Фрикка в тревоге: она знает, что, если Фрейя уйдёт от них, богов посетит старость и смерть. Великаны требуют награду («Sanft schlob Schlaf dein Aug'»; «Сон твой сладок был»). К Фрейе прибегают на помощь братья: Фро (бог радости) и Доннер (бог грома), но они бессильны, потому что Вотан поклялся великанам на своем копье — хранителе законов Вотана.
Верховный бог призывает хитрого Логе, бога огня. Логе говорит, что только золото Рейна, дающее необъятную власть, может заменить Фрейю («Immer ist Undank Loges Lohn!»; «Вечно все неблагодарны мне»). Великаны согласны на замену: пока золота нет, они берут Фрейю в заложницы. Расставшись с ней, боги тут же стареют. Вотан и Логе спускаются в край нибелунгов.
Картина третья
В глубоком подземном ущелье, в кузнице работают гномы, порабощённые Альберихом. Брат Альбериха Миме сковал для него волшебный шлем, делающий того, кто его надевает, невидимым и меняющий внешность. Миме сам открывает это Логе и Вотану, появляющимся на сцене.
Альберих заставляет нибелунгов, которых кольцо сделало рабами, добывать и переплавлять огромное количество золота. Вотан и Логе узнают намерения Альбериха: завоевать весь мир, покорить людей и богов. Нибелунг расхваливает свой шлем и превращается в дракона. Логе делает вид, что очень испугался, и просит превратиться во что-нибудь поменьше.
Когда карлик выполняет их просьбу, превращаясь в жабу, боги отнимают у него шлем и берут его в плен.
Картина четвёртая
Чертоги богов. Альберих, связанный, приказывает посредством волшебного кольца, чтобы нибелунги принесли все сокровища как выкуп за его жизнь. Логе заставляет нибелунга отдать и волшебный шлем, а Вотан отнимает у него последний талисман — кольцо.
Альберих в бессильной ярости изрыгает проклятие: пусть кольцо принесёт гибель его обладателю («Wie durch Fluch er mir geriet, verflucht sei dieser Ring!»; «Ты проклятьем был рождён, — будь проклят, перстень мой!»). Вотан не слушает его. Возвращаются великаны и Фрейя, а с ней юность богов.
Великаны осыпают Фрейю золотом, которое должно полностью покрыть богиню: золота не хватает, в дело идёт шлем. Но из небольшой щели Фазольт всё ещё видит сияющий взор богини. Он требует кольцо. Вотан отказывает ему. Из земной глубины выходит Эрда, богиня земли и мудрости.
Она сурово упрекает Вотана, требуя, чтобы он отдал проклятое кольцо («Wie alles war, weiß ich»; «Всё, что прошло, я знаю»). Вотан повинуется. И великаны тут же вступают в схватку друг с другом за обладание кольцом: Фафнер убивает Фазольта и удаляется с кольцом. Теперь положение богов становится ненадёжным. Доннер собирает тучи, и начинается гроза.
Затем ударами молний он рассеивает тучи, и между скалой и великолепным сияющим замком, Фро протягивает мост радуги к замку, Вотан радостно приветствует свою крепость, которую называет Валгаллой. Однако Дочери Рейна, невидимые, просят вернуть им их золото, обвиняя бессмертных во лжи и малодушии. Боги торжественно направляются по мосту в свой новый чертог.
См. также
- Либретто оперы «Золото Рейна»
Ссылки
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/930256
Краткое изложение Рихард Вагнер. Золото Рейна
- ЗОЛОТО РЕЙНА
- Предвечерие тетралогии “Кольцо нибелунга” , в четырех картинах
- Либретто Р. Вагнера
- Действующие лица:
Дочери Рейна (русалки): |
|
|
Нибелунги (карлики): |
Альберих Миме, его брат |
Бас Тенор |
Великаны: |
Фазольт Фафнер, его брат |
Бас Бас |
Боги: |
|
|
- Нибелунги.
- Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена.
- СЮЖЕТ
Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки – шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств.
Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств – любви. Альберих проклинает любовь – золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов – Валгалла: никакие враги не страшны Вотану – верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер. Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю – богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость.
Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей. Упреки жены – богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев – юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, – укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе – гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, – рассказывает о золоте Рейна.
И жажда богатства овладевает богами. Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы – в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира.
Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым.
Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть.
Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика – теперь власть и богатство в его руках. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку.
Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо. Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам.
И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата. Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга – многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу.
Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе – Вотан упоен своим всемогуществом и властью.
Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-rixard-vagner-zoloto-rejna/
Р. Вагнер. Золото Рейна
- Предвечерие тетралогии «Кольцо нибелунга», в четырех картинах
- Либретто и музыка Р. Вагнера
- Действующие лица:
Дочери Рейна (русалки): | |
Воглинда | сопрано |
Вельгунда | сопрано |
Флосхильда | меццо-сопрано |
Нибелунги (карлики): | |
Альберих | бас |
Миме, его брат | тенор |
Великаны: | |
Фазольт | бас |
Фафнер, его брат | бас |
Боги: | |
Вотан, верховный бог | бас |
Фрика, жена Вотана | меццо-сопрано |
Фрейя, богиня юности, ее сестра | сопрано |
Фро, бог света, ее брат | тенор |
Доннер, бог грома, ее брат | бас |
Логе, бог огня | тенор |
Эрда, богиня судьбы | меццо-сопрано |
Нибелунги | |
Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена. |
СЮЖЕТ
Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств.
Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь — золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер. Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость.
Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей. Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна.
И жажда богатства овладевает богами. Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира.
Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым.
Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть.
Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и богатство в его руках. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку.
Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо. Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам.
И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата. Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу.
Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим всемогуществом и властью.
МУЗЫКА
«Золото Рейна» — сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями. Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва; каждой присущ свой колорит.
Первая картина рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Оркестровое вступление передает величавое течение реки. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости; центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, ослепляет блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины — бурнее и тревожное.
Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо Фрики «Ах, дрожа за верность твою». Тяжеловесные, «неуклюжие» аккорды рисуют великанов.
Широко развернута музыкальная характеристика бога огня Логе: оркестровая звукопись разгорающегося пламени сменяется большим рассказом «Где жизнь веет и реет», полным манящей прелести; насмешливые реплики сопровождают сцену внезапного одряхления богов.
Мрачным колоритом наделена третья картина — в царстве нибелунгов.
Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема.
Тот же ритм сопровождает краткую жалобную песню Миме «Прежде беспечно мы своим женам в блестках ковали тонкий убор». Мрачная сила и величие Альбериха раскрываются в его сцене с Вотаном и Логе.
В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Трагична сцена шествия нибелунгов, несущих золотой клад. Монолог Альбериха «Ты проклятьем был рожден, — будь проклят, перстень мой» — кульминация оперы; его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии.
Иной характер, суровый и бесстрастный, носит пророчество богини судьбы Эрды о грядущих бедах (ариозо «Все, что прошло, — знаю»).
Завершают оперу пейзажные образы: на фоне бурного движения в оркестре слышен энергичный призыв бога грома; его подхватывают, перекликаясь, различные инструменты; затем музыкальную картину грозы сменяет спокойная, безмятежная тема у струнных инструментов и шести арф.
Источник: http://100oper.ru/zoloto-rejna.html