Краткое содержание оперы золотой петушок римского-корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Н.А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»

Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Несмотря на десятилетия творчества, преподавательской работы и неоспоримых достижений перед отечественным искусством, Н.А.

Римский-Корсаков последние годы жизни потратил на борьбу за право своей финальной оперы «Золотой петушок» быть услышанной в родной стране.

Острая злободневная сатира, словно зеркало, отражающая политический кризис Российской Империи, не могла появиться на театральных подмостках даже за авторством столь уважаемого композитора.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос Описание
Царь Додон бас властитель сказочного государства
Царевич Гвидон тенор его сыновья
Царевич Афрон баритон
Воевода Полкан бас военачальник
Амелфа альт царская ключница
Звездочет тенор-альтино волшебник
Шемаханская царица сопрано таинственная девица
Золотой петушок сопрано подарок Звездочета
  • Краткое содержание оперы «Золотой петушок»
  • Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета
  • В прологе Звездочет представляет себя в качестве рассказчика последующей истории.

Палаты Царя Додона. Некогда правитель был задирой и воякой, но теперь состарился и хочет лишь покоя и мира. Бояре и царские сыновья не знают, как защитить отечество от врагов.

Звездочет преподносит Додону Золотого петушка, который должен кукарекать, как только завидит приближение неприятеля. Царь обещает в знак благодарности выполнить любое желание Звездочета.

Дважды подавал голос петушок – царь отправил в походы обоих своих сыновей с войсками. На третий раз пришлось собираться в дорогу самому.

Ночное поле битвы. Додон находит свою армию разгромленной, а сыновей – убившими друг друга, хотя неприятеля нигде не видно. Появляется молодая женщина небывалой красоты и говорит, что она – Шемаханская царица. Додон теряет голову, предлагая ей руку и сердце.

Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Царь торжественно возвращается в свою столицу с молодой невестой. Звездочет при всем честном народе просит у него Шемаханскую царицу в качестве вознаграждения за Золотого петушка.

Додон отказывает, ударяя волшебника жезлом, отчего тот умирает. Додон пытается поцеловать невесту, но она его отвергает. Золотой петушок срывается с места, подлетает к царю и клюет его в темечко — насмерть.

Додон падает, а Шемаханская царица с петушком – исчезают. Люди напуганы – как им жить без царя?

В эпилоге вновь выходит Звездочет, говоря о том, что показанная сказка – всего лишь вымысел.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 25 мин.
  1. Фото:
  2. Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета
  3. Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета
  4. Интересные факты
  • Опера названа её авторами «небылицей в лицах».
  • Из 4 музыкальных картин «Золотого петушка» А.К. Глазуновым и М.О. Штейнбергом была составлена симфоническая сюита.
  • В опере нет ни одного положительного героя.
  • Долгие годы было принято считать, что сюжет пушкинской «Сказки о золотом петушке» основан на русском фольклоре. На самом деле поэт воспользовался новеллой «Легенда об арабском астрологе» из сборника «Альгамбра» американского писателя Ирвина Вашингтона. Этот факт обнаружила в 1933 году А.А. Ахматова, исследуя архив Пушкина. Римский-Корсаков едва ли знал об этом, однако, интуитивно насытил оперу ориентальными мотивами, приближающими её к новелле Вашингтона более чем сказку Пушкина.
  • Римский-Корсаков в «Золотом петушке» новаторски подошел к формированию оркестра. В группу ударных введен такой редкий инструмент, как прутья, необычны партии у челесты и кларнетов.
  • В музыке оперы есть отсылки в творчеству других композиторов «Могучей кучки». Ария Шемаханской царицы перекликается с арией Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина, а финальный хор напоминает о народных хорах «Бориса Годунова» Мусоргского.

Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/opera-zolotoj-petushok

Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков

«Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности ректора консерватории из-за потворства революционно настроенным студентам, а его музыку запретили исполнять.

Жанр оперы – сказка, излюблен композитором. Но сказка не простая, а сатирическая. В ней Римский-Корсаков высмеивает произвол царя. Источником для либретто послужила одноименная сказка А.С. Пушкина.

Но произведение так и не было допущено цензурой к постановке, и в 1908 году Римский-Корсаков скоропостижно скончался от инфаркта, так и не увидев оперу на сцене.

Вступление

Оперу «Золотой петушок» открывает клич того самого петушка. Кукареканье имитируют медные трубы. После под таинственный восточный напев кларнета и перезвон колокольчиков выходит Звездочет и произносит:

  • Сказка ложь да в ней намек
  • Добрым молодцам урок.
  • Мораль, которая у Пушкина завершает сказку, у Римского-Корсакова её открывает.

Первое действие

Во дворце царь Додон собрал думу. Враг подошел к границе, и правитель просит совета у подчиненных. Первыми выступают царевичи. Гвидон думал всю ночь и выдумал: «Снять войска с границы и поставить вкруг столицы».

Следующие предложения еще глупее, и показывают царя и его приближенных как дураков, не умеющих ничего решить самостоятельно. Тем временем в музыкальном сопровождении звучит пафосный марш, тема которого так же тупо повторяется семь раз.

От безысходности дума решает погадать на бобах или квасовой гуще, но тут является Звездочет и дарит царю чудо птицу, Золотого петушка, в обмен на исполнения своего желания.

Петушок предупреждает о беде, и царь благословляет в бой своих бояр и сыновей.

Второе действие

Глубокая ночь. Додон прискакал на поле брани и видит сыновей убитыми. Они воткнули друг другу мечи в сердце. Царь не может понять, что случилось. В аккомпанементе злобно стонут скрипки. Он решает отмстить за сыновей, но появляется шатер Шемаханской царицы.

Царица печалится, что все ей повинуются (ария «Где сыщу я..»), а влюбленный Додон обещает ей во всем противоречить. И снова появляется сатира на глупость князя. Когда Шемаханская царица флиртует со стариком, он исполняет все ее нелепые поручения. В конце концов царь предлагает ей поехать с ним. Она соглашается.

Третье действие

Под торжественный и грозный марш царь с царевной въезжают в город. Народ во всю славит господина и рассказывает о его подвигах. Царица замечает Звездочета. Царь приветствует мудреца и благодарит его за чудо птицу. Звездочет же напоминает Додону о своем желании и просит отдать приглянувшуюся ему Шемаханскую царицу. На что царь говорит:

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

Додон предлагает Звездочету в замену лучшую лошадь и половину царства, но волшебник отказывается. Терпения царя лопается и он убивает Звездочета. Клятва разрывается. Прилетает Золотой петушок и заклевывает Додона до смерти. Занавес опускается под смех Шемаханской царицы.

← Чайковский — Щелкунчик
← Вагнер — Гибель богов↑ ОперыСвадьба Фигаро →
Римский-Корсаков — Садко →

Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Таинственный остров — краткое содержание романа Жюля Верна
    Роман начинается с того, что в Америке во время Гражданской войны в городе Ричмонде из тюрьмы убегает пять человек. Они – северяне, улетают на воздушном шаре. Сильный ветер уносит его в Южное полушарие
  • Лиса и журавль — краткое содержание сказки
    Однажды так получилось, что лиса и журавль подружились. Хитрая лисичка, чтобы показать, что действительно ценит дружбу, позвала товарища на званый ужин. Журавль, конечно, от предложенного угощения не отказался.
  • Дурак — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
    В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает историю человека по имени Иван, которого также прозвали Дураком. В этой фигуре автор отражает характер человека не практичного, как бы непригодного к жизни
  • Тайна Эдвина Друда — краткое содержание романа Диккенса
    Эдвин Друд и Роза Буттон должны пожениться. Так решили их умершие отцы. Они влюблены друг в друга, но тот факт, что их бракосочетание обязательно, не нравится им. Мистер Друд имеет долю в отцовской фирме.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/zolotoj-petushok

Римский-Корсаков

Краткое содержание Оперы Золотой петушок Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжетаГотовясь к июньской премьере «Золотого петушка» — последней работе этого сезона, Большой театр России предложил исследовательский материал об истории создания последнего шедевра Римского-Корсакова. Его мы и предлагаем сегодня вниманию наших читателей.

История создания «Золотого петушка» документирована не очень богато. Римский-Корсаков, до 1906 года подробно фиксировавший творческую историю в «Летописи моей музыкальной жизни», в последние два года жизни отказался от ведения записей.

А если учесть, что в первый период сочинения композитор и автор либретто жили в одном и том же городе и общались при личных встречах, письменных источников, позволяющих проследить этапы работы над оперой, сохранилось до обидного мало.

Смысловое пространство «Золотого петушка», созданное в творческом содружестве композитора и либреттиста, впитало в себя все «художественное брожение» времени, оно играет, переливается всеми семантическими его отзвуками.

Сатира на власть – в контексте революционных брожений эпохи; лубочный балаган с псевдонародными «масками» — подзаголовок «небылица в лицах» активно подталкивает к такому истолкованию; отсылки к излюбленным образам декадентства и символизма – «Золотой петушок» предстает настоящей загадкой, разрешить которую уже более ста лет пытаются режиссеры, дирижеры и художники, а следом за ними – артисты, критики и публика.

Впервые пушкинская «Сказка о золотом петушке» попадает в поле творческих интересов Бельского и Римского-Корсакова в период работы над «Сказкой о царе Салтане», в 1899 году. В первоначальном замысле «Салтана» фигурировал Звездочет, а черновые записи реплик Ткачихи, Поварихи, Бабарихи в 1 акте, как указывает А.

Гозенпуд, включали измененные фрагменты текста пушкинской «Сказки о золотом петушке». 2 июля 1899 Римский-Корсаков пишет Бельскому: «Стихи, присланные Вами, очень мне нравятся (ужасно меня тешит Звездочет)».

Но в окончательный вариант «Салтана» мотивы «Петушка» не вошли, и Бельский начинает делать наброски либретто по «Золотому петушку» для… Анатолия Лядова.

«Лядову очень понравилась моя мысль, и он изъявил намерение писать на этот сюжет оперу; но, как это часто случалось с покойным Анатолием Константиновичем, его намерение так и осталось намерением», — вспоминал Бельский уже после смерти Лядова, в 1916 году.

Как все появилось на свет из крика петуха

15 октября 1906. Первые музыкальные наброски к последней опере появились в нотной записной книжке композитора. Это были первые фразы новой оперы, а именно – крик Петушка: «Кири-куку, царствуй, лежа на боку».

  • Тогда же он сообщил о своем замысле Владимиру Бельскому:
  • «Нет ни службы, ни работы В день торжественный субботу, Двадцать первый октября, Ни на что не посмотря, К Вам сбираюсь на минутку, В третьем часе меня ждите (коль нельзя, то напишите) Сочинять хочу не в шутку «Золотого петуха».
  • Хи, хи, хи да ха, ха, ха.»

21 октября состоялся первый разговор композитора и либреттиста.

«Петербургская газета», пронюхав о начале работы над новым произведением, опубликовала заметку, что Римский-Корсаков сочиняет оперу «Илья-Муромец» и конфликтует с либреттистом Вайнбергом.

На эту газетную «утку» откликнулась «Русская музыкальная газета», разместив официальное сообщение, что Римский-Корсаков в соавторстве с Бельским пишут оперу «Золотой петушок».

Работа идет очень быстро, уже 25 октября Бельский приглашает Римского-Корсакова посмотреть черновой вариант текста 1 действия: «Хотелось бы в первый раз прочесть вместе и подвергнуть совместной оценке».

Осень 1906 – весна 1907. Бельский принимается за сочинение либретто. Текст сказки «Золотого петушка» Пушкина дописывается, обрастает текстом Бельского, подстроившегося под пушкинский слог, рифму и звучание.

Помимо четырёх главных персонажей пушкинской сказки (Царь, Звездочёт, Шемаханская царица и Петушок) Бельский ввел еще двоих – воеводу Полкана и ключницу Амелфу.

Два царевича обрели имена – Гвидон (встречаем у Пушкина в «Сказке о царе Салтане») и Афрон.

Текст либретто выделывается очень тщательно. «Знаю, что Вы меня браните, — писал Бельский композитору, — что я просто отбиваю у Вас охоту писать эту оперу… Но не могу же я послать Вам на суд то, чем сам-то недоволен… Слово на сюжет Пушкина вещь очень ответственная… Жду ответа и разноса… посылаю Вам 9-ую версию триумфального въезда».

Римский-Корсаков иногда предлагает Бельскому примерный текст фраз для стихотворной обработки, иногда изменяет и добавляет отдельные слова уже в процессе сочинения музыки, иногда обращается с просьбой переделать стихи под выбранный им тип мелодекламации или вокализации.

Так, например, 26 декабря он просит дописать «две строки непосредственного перехода к шахматному сну», указывая требуемый размер стиха.

19 декабря в домашнем кругу Римский-Корсаков проигрывает отдельные фрагменты 1 действия, над оркестровкой которого работает в тот момент. В.

Ястребцев записывает в Дневнике: «Зашла речь о том, что… многое в этой «небылице в лицах» полно самого едкого комизма, пожалуй, даже сарказма; музыку ее можно охарактеризовать словами берлиозовского Мефистофеля: la bestialite dans toute sa candeur».

К апрелю 1907 первый акт полностью готов. «Великолепная музыка «усыпления Додона», представляющая своего рода колыбельную… государственной обломовщине» (из Дневника В. Ястребцева).

Весна 1907. Перерыв в работе над оперой. Римский-Корсаков под натиском длительных и настойчивых уговоров Сергея Дягилева едет в Париж дирижировать собственными сочинениями, заявленными в программе «Исторических русских концертов», проводимых в рамках первого из дягилевских «Русских сезонов».

Лето 1907. По возвращении из Парижа семья Корсаковых снимает усадьбу Любенск. Интенсивная работа над партитурой.

Позднее сын композитора Андрей Николаевич Римский-Корсаков в книге, посвященной отцу, писал: «Смутное предчувствие надвигающегося конца, как часто бывает в тонко организованных натурах, в нем, по-видимому, присутствовало не этим ли предчувствием следует объяснить ту лихорадочную спешку, с которой Н.А. проводит сочинение «Петушка» к концу лета 1907 года».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов александра твардовского за 2 минуты

Композитор торопится, а не получая от Бельского готового текста, набрасывает ему материал для стихотворной обработки.

13 июня, не дождавшись требуемых строк, Римский-Корсаков сам предлагает Бельскому примерный текст фраз для стихотворной обработки: «Петушок-то золотой на спице/ Словно жар горит на солнышке; Как жар горит – столицу сторожит; Так-то так, а вон с востока лезет черная туча: Не предвещает ли чего худого».

25 июня: «Вчера и сегодня меня настолько завлекла мысль о любовной сцене, что я не мог откладывать и решился написать музыку, хотя бы на счете из таможни. Текст этого счета я посылаю Вам на обороте… Я старался воспользоваться всем, что было у Пушкина».

В общей стилистике сцен Шемаханской царицы Римский-Корсаков ищет максимальной ориентальной выразительности. Сохранилось письмо Бельского от 20 июня, в котором он посылает композитору «стихи для протяжной песни царицы на мотив 1001 ночи» — первоначальный вариант показался Римскому-Корсакову слишком «русским», окончательный же впитал аромат лирики восточных поэтов.

  1. 1 вариант: Горестная наша доля, Скучная девичья воля, Незачем на свете жить,
  2. Некого совсем любить.
  3. окончательный вариант: Ах, увянет скоро младость, Унесет с собою радость. Смертный, каждый миг лови,
  4. Каждый час отдай любви.

Образ царицы был предметом постоянных споров соавторов.

Бельский настаивал на «бесовском соблазне чувственной красоты»; Римский-Корсаков отвечал: «Что Вы подразумеваете под знойной чувственностью в инструментовке?…

Если знойная чувственность требует такого же реального выражения, как страдания Ивана Крестителя, когда ему отрезают голову в «Саломее», то я ее изгоняю, ибо допускаю только красоту».

Еще одним предметом дискуссий становился народ в опере.

20 июня Бельский пишет композитору из Павловска: «Мне хотелось, чтобы народ оставался «лицом», а не только рамкой для других лиц, в которую, конечно, безо всякого вреда можно было бы вставить описание происходящего на сцене». В письмах того лета сохранились черновые варианты хора: «И кому нужны мы боле?/ Ох, куда мы с нашей волей?»

В течение августа соавторы обсуждают финал. «Сделайте так: по окончании последнего хора со словами «Что даст новая заря?» — быстро спускается антрактовая занавесь и выходит звездочет; обращаясь к публике, он говорит, что показал ей смешные маски и она может идти спать «до зари» и «до петуха».

Проваливается; громкий мотив петушка на трубах в том же тоне, как и в начале, но с гармонией и окончанием ff на аккорде As-dur или на увеличенном fes-c-as. Звездочету надо дать 4, 6 или самое большее 8 стихов.

Дорогой! Сделайте! Вы сумеете сделать, как всегда, превосходно, а какая чудесная рамка выйдет для нашей небылицы! И по музыке кругло, да и по идее хорошо; а там пусть себе запрещают, или пропускают конец – какое нам дело? Да и не запретят: ведь мы предлагаем публике спать до зари и петуха, а когда они придут, неизвестно, следовательно, мы самые «благонадежные люди»…» – обращается Римский-Корсаков к Бельскому 4 августа. Три дня спустя получен ответ: «Я всегда восставал против послесловия в «Петушке» и именно для того, чтобы его избегнуть, постарался пристроить слова «сказка ложь, да в ней намек…» в начало оперы. Я рассчитывал на серьезное впечатление от последней сцены хора, и боялся, что всякое обращение к зрителям уничтожит реальность только что пережитых событий, повергнет их в шутку, а между тем, это очень плохая шутка. Предложение публике идти спать до зари и до петуха представляется мне совершенно недопустимым и независимо от цензурных соображений. Употребление слов «заря» и «петушок» в совершенно ином символическом значении, какой придавался им (главным образом, Петушку) во всей опере, очень затемнило бы и исказило бы смысл этого загадочного, но, думается, все же стройного произведения. Сдобритесь и удовольствуйтесь, дорогой Николай Андреевич, тем, что я предлагаю». Бельский опасался, что послесловие Звездочета уничтожит реальность только что произошедших на глазах зрителей серьезных событий и повергнет все в легкую шутку. Однако итогом дискуссии стал привычный ныне финал – идею послесловия Бельский, хотя и с оговорками, принял, и слова Звездочета были композитору отправлены. «Большое спасибо… за согласие на окончание оперы с помощью Звездочета. Мысль и стихи мне нравятся, но почему Вы забраковали предложенный мною вариант – все-таки не понимаю. Ин быть по-вашему!» — благодарил композитор в письме от 31 августа.

29 августа 1907. Окончание работы над оперой. Из воспоминаний В. Ястребцева: «В половине одиннадцатого Римский-Корсаков принялся за дописывание «Золотого петушка», оставалось доделать последние 20 тактов оперы. В 12 часов сели завтракать.

Вскоре (в 20 минут первого) появился Николай Андреевич, который только что окончил своего «Петушка». По предложению Надежды Николаевны мы встретили его громкими аплодисментами». 31 августа Надежда Николаевна написала старшему сыну: «Папа третьего дня поставил последнюю точку в «Золотом петушке».

Третье действие он оркестровал необыкновенно быстро».

«Гармонию местами довел до величайшей напряженности, – пишет Римский-Корсаков по окончании оперы М. Кругликову. – Нате ж, декаденты, выкусите! А я все-таки до декадентства не унижусь, кривляки порнографические!»

Осень 1907 – зима 1908. Хлопоты о прохождении цензуры и получении разрешения на постановку оперы в Большом театре. Подготовка к изданию фортепианного переложения партитуры.

Римский-Корсаков обращается к Бельскому с просьбой написать пространное предисловие, напустив загадочности, снизив актуальность истории и переведя весь сюжет в условное время и пространство.

«Не забудьте, что предисловие Ваше к «Петушку» необходимо и даже нарочито для цензуры», – напоминает он в письме от 27 декабря 1907.

В феврале 1908 года Римский-Корсаков занимается корректурой «Золотого петушка» для издания. Здоровье его ухудшается, он все чаще чувствует слабость. 16 февраля Вступление и шествие из оперы «Золотой петушок» исполнены в Петербурге, в Русском симфоническом концерте по управлением Феликса. Блуменфельда.

27 февраля 1908 года «Золотой петушок» должен был пройти цензуру. Из телефонного разговора композитора с В. Ястребцевым: «Театральная (драматическая) цензура многое перемарала.

Сперва либретто было получено чистым, но затем (вероятно, по чьему-либо доносу) на следующий же день его снова потребовали в цензуру, и получили вот какой результат: вычеркнутыми оказались Пролог, Эпилог, многие слова Пушкина («Царствуй, лежа на боку!», «Ждем погрома с юга, глядь, ан с востока лезет рать» и проч.

) и при этом было кое-что оставлено гораздо более жесткое. Этакие дураки. Почти убежден, что они толком не знают самой пушкинской сказки».

На все требования сделать купюры, искажающие содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом. «Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел…

Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует». (Из писем Римского-Корсакова Б. П. Юргенсону).

В другом письме он резюмирует итог противостояния с цензурой: «Итак, – с горечью писал он, – «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен».

8 мая 1908 года Управляющий московской конторой Императорский театров фон Бооль сообщил композитору, что «Золотой петушок» в репертуар будущего сезона не включен. 5 июня этого же года он получил письмо от директора императорских театров В. Теляковского: «Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы».

За два дня до смерти он писал своему издателю Б.П. Юргенсону: «Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против» (от 6 июня 1908 года).

В письме Николай Андреевич спрашивал Юргенсона, не попробует ли он через Мишеля Кальвокоресси, французского музыковеда и пропагандиста русской музыки посодействовать постановке «Золотого петушка» в Париже (где совсем недавно исполнялись отрывки из этой оперы в концерте). Это письмо оказалось последним в его жизни.

Композитор умер 8 (21) июня в усадьбе Любенск.

Увидеть свое последнее оперное творение на сцене Н. А. Римскому-Корсакову при жизни так и не пришлось.

24 сентября 1909 – первая постановка «Золотого петушка» состоялась в Московской частной опере С. И. Зимина (в театре Солодовникова).

Спектакль выпускали режиссер Петр Оленин, художник Иван Билибин, дирижер Эмиль Купер. В главных партиях выступили: Шемаханская царица – Цецилия Добровольская, Додон – Николай Сперанский, Звездочет – Владимир Пикок, Амелфа – Александра Ростовцева, Полкан – Капитон Запорожец, Гвидон – Федор Эрнст, Афрон – Андрей Диков, Золотой петушок – Вера Клопотовская.

Премьеру предварял анонс: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова „Золотой петушок“, непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г.

Зимина», – сообщали «Русские ведомости» 16 (03) июля 1908 года. Несмотря на все усилия С. И.

Зимина, «Золотой петушок» был исполнен в варианте с урезанным либретто, со многими цензурными изменениями, с которыми композитор категорически не соглашался при жизни.

6 ноября 1909 – первая постановка в Большом театре. «На казенной сцене… постановка богаче и оркестровые силы, конечно, больше, но дух сочинения передан на Вашей сцене вернее. А дух-то и важен в высшей степени», – писала Зимину после премьеры вдова композитора.

Среди «знаковых» постановок «Золотого петушка» стоит отметить представленный в 1914 году в Париже спектакль в жанре оперы-балета, с хореографией Михаила Фокина в декорациях Натальи Гончаровой. Неподвижные певцы исполняли музыкальный текст, а все действие разыгрывали балетные артисты. Европейская публика приняла спектакль с восторгом, но Н. Н.

Римская-Корсакова поместила в парижской газете «Фигаро» протест. Впоследствии она составила требования к постановщикам «Петушка»: «Опера должна быть инсценирована в точном согласии с художественным замыслом автора, т.е. именно как опера, а не как иная какая-нибудь форма сценических произведений (вроде, например, парижской постановки г.

Дягилева, мною запрещенной». При возможности она настаивала на личном присутствии на репетициях, иначе направляла кого-то из доверенных лиц, отвечавших за соблюдение соответствия постановки замыслу композитора, и всегда выступала против интерпретации «Золотого петушка» в политическом либо символическом плане. (курсив наш – ред.

)

Александр Глазунов и Максимилиан Штейнберг (зять Римского-Корсакова) составили сюиту из четырех музыкальных картин по мотивам оперы. Римский-Корсаков задумывал сюиту как отдельное произведение, в таком виде она исполняется в концертах и записывается в студиях.

Нелли Бикбаева

Источник: Буклет к премьере «Золотого петушка» в Большом театре России (2011 год)

21.08.2011

Источник: http://www.rimskykorsakov.ru/110821.html

Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Золотой петушок

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и
заключением)

Либретто В. И. Бельского по сказке А. С. Пушкина

Действующие лица:

  • Царь Додон
  • Царевич Гвидон
  • Царевич Афрон
  • Воевода Полкан
  • Ключница Амелфа
  • Звездочет
  • Шемаханская царица
  • Золотой петушок
  1. бас
  2. тенор
  3. баритон
  4. бас
  5. контральто
  6. тенор-альтино
  7. сопрано
  8. сопрано

Действие происходит в Тридесятом царстве.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В октябре 1906 года в записных книжках Н. А.
Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок».
Тогда же он сообщил о своем замысле другу — либреттисту В. И. Бельскому (1866—1946).
Работа велась очень интенсивно (ненадолго прервалась из-за поездки в Париж).
Партитура была закончена в августе 1907 года.

«Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера
Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Интерес к сказочным сюжетам
сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы
он все более насыщал их современным звучанием, все последовательнее обличал
монархическую власть.

Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь.
Позже «Кащей Бессмертный» приобретает зловещую окраску, становится символом той
мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе — недаром в 1905
году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию.

И, наконец, «Золотой
петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор
не скрывал такого замысла. В письме к своему ученику, М. О. Штейнбергу, он
писал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно».

А эпиграфом к опере избрал
слова из своей «Майской ночи»: «Славная песня, сват! Жаль только, что Голову в
ней поминают не совсем благопристойными словами».

В основу оперы положена одноименная стихотворная
сказка Пушкина (1834). По указанию композитора либреттист смело развил ее
политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил
сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом,
Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц
оперы.

Так, например, он ввел новый персонаж — ключницу Амелфу, которая занята
домашними делами царя, тогда как Полкан — его сторожевой пес — делами
государственными. Кстати, имени Полкана нет у Пушкина — он называется Воеводой,
и речь его ограничивается произнесением только нескольких фраз. И сыновья
Додона — Гвидон и Афрон — лишь упомянуты поэтом.

Все эти добавления сделаны
Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ
Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта.
Это — сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее
характера.

Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны
чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии
царицы. Более того — она с помощью Звездочета карает смертью Додона.

Опера получилась по-настоящему современной: в ней
говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая
свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Эти политические намеки
не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства,
вероятно ускорившие его кончину.

Но на все требования сделать купюры,
искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом. «Итак, —
с горечью писал он, — «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не
намерен». Борьба с цензурой продолжалась, запрет на оперу наложил даже сам
московский генерал-губернатор. И тем не менее, уже после смерти композитора,
премьера «Петушка» состоялась.

14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И.
Зимина опера была тепло встречена публикой.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/094.html

-Римский-Корсаков Н.А.(3 оперы) — Коваленко О.Н. учитель музыки лицей №533

ОПЕРА «САДКО»  Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы, позвали Садко. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника.Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Вдруг по водной глади заскользили три белых лебедя. Добравшись до берега, превратились они в красивых девушек. Это были дочери морского царя. Младшая из сестёр, которую звали Волхова, давно любила Садко за его чудесные песни. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь…….Вступление океан-море синееОПЕРА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана……Полёт шмеляОПЕРА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»Опера «Золотой петушок» была написана на основе одноименного произведения А. С. Пушкина. Опера является последним творением Н. А. Римского – Корсакова. Опера состоит из 3 действий.В зал вошел звездочет и подарил царю Золотого петушка, который будет защищать и предупреждать народ о приближающейся опасности. В награду Додон обещал выполнить его первое желание. Золотого петушка поставили под башней вместо часового. Успокоившись, Додон лег спать. По велению Золотого петушка, царь Додон видел во сне чудо – красавицу. Царь увлекся сном. Наутро петушок прокричал о вражеском нападении…….Вступление Источник: Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.sites.google.com/site/nasamuzyka2013/rimskij-korsakov-n-a

Краткое содержание Оперы Римского-Корсакова Псковитянка для читательского дневника

События оперы происходят в городе Псков в XVI веке. Покой местных жителей нарушила новость о скором прибытии царя Ивана Васильевича в город. Пока присутствующие девушки в саду богатого царского наместника Юрия Токмакова увлечены играми и песнями, их матушек тревожат мысли о гневе царя.

Среди резвящихся девушек своим печальным видом выделяется мечтательная Ольга – дочь князя, которая вскоре меняется в лице от известия о том, что возлюбленный ждет встречи с ней. Разговор двух влюбленных происходит тайно, так как девушка сосватана за Матуту – боярина. Однако появление князя и Матуты прерывает их беседу.

Влюбленный мужчина покидает сад, а девушка скрывается среди деревьев. Князь Юрий боязливо признается Матуте, что Ольга – не его дочь, а приемная. Но ему не известно, кто является ее настоящим отцом. Девушка, ставшая свидетелем этого диалога, тяжело воспринимает новость.

Ее терзают предчувствия о том, что может случится в будущем что-то нехорошее.

На фоне колокольного звона приходят тревожные вести о том, что царь с дружиной на подходе к городу Пскову. Возлюбленный Ольги – Михайло Туча и князь ведут спор, как встретить гостя. Непокорный Михайло уверен, что нельзя допускать унижение перед ним, так как честь народа надо ценить. И все-таки шествие царя решено принять хлебом с солью в доме Такмакова.

Гость принят со всеми почестями. Однако беспокойство и подозрительность Ивана Васильевича не дают никому покоя. Его поведение меняется на милость лишь после того, как он понимает, кем приходится ему Ольга. Девушка имеет большое сходство с бывшей возлюбленной – Верой.

После грозы по дороге в монастырь Ольга встречается с Тучей. Однако свидание прерывает следовавший за ними Матута, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уносят с собой.

События, происходящие в Пскове, будоражат в памяти прошлое царя. Уединившись, он мысленно обращается к бывшей возлюбленной, вспоминает детские годы.

Но приятные размышления прерывает известие о попытке Тучи освободить возлюбленную. Разгневанный царь отдает приказ расстрелять бунтующих воинов.

После залпа, который был направлен на Михайло, убитой оказывается Ольга. Царь делает все, чтобы вернуть ее, но попытки тщетны.

Произведение учит тому, что нельзя противиться судьбе, если между влюбленными поселилась настоящая любовь. Нужно объединяться против сил зла, тогда можно избежать трагического конца.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/rimskij-korsakov-pskovityanka

Н. Римский-Корсаков. Золотой петушок

Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и заключением)

 Либретто В. И. Бельского по сказке А. С. Пушкина

Музыка Н. Римского-Корсакова

 Действующие лица:

Царь Додон бас
Царевич Гвидон тенор
Царевич Афрон баритон
Воевода Полкан бас
Ключница Амелфа контральто
Звездочет тенор-альтино
Шемаханская царица сопрано
Золотой петушок сопрано
 
Действие происходит в Тридесятом царстве.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок». Тогда же он сообщил о своем замысле другу — либреттисту В. И. Бельскому (1866—1946). Работа велась очень интенсивно (ненадолго прервалась из-за поездки в Париж). Партитура была закончена в августе 1907 года.

«Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием, все последовательнее обличал монархическую власть.

Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. Позже «Кащей Бессмертный» приобретает зловещую окраску, становится символом той мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе — недаром в 1905 году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию.

И, наконец, «Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор не скрывал такого замысла. В письме к своему ученику, М. О. Штейнбергу, он писал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно».

А эпиграфом к опере избрал слова из своей «Майской ночи»: «Славная песня, сват! Жаль только, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами».

В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина (1834). По указанию композитора либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы.

Так, например, он ввел новый персонаж — ключницу Амелфу, которая занята домашними делами царя, тогда как Полкан — его сторожевой пес — делами государственными. Кстати, имени Полкана нет у Пушкина — он называется Воеводой, и речь его ограничивается произнесением только нескольких фраз. И сыновья Додона — Гвидон и Афрон — лишь упомянуты поэтом.

Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта. Это — сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее характера.

Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Более того — она с помощью Звездочета карает смертью Додона.

Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Эти политические намеки не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства, вероятно ускорившие его кончину.

Но на все требования сделать купюры, искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом. «Итак, — с горечью писал он, — «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен». Борьба с цензурой продолжалась, запрет на оперу наложил даже сам московский генерал-губернатор. И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера «Петушка» состоялась.

14 сентября 1909 года в Москве, в театре С.  И.  Зимина опера была тепло встречена публикой.

СЮЖЕТ

На сцене — загадочный старец в причудливом одеянии, Это Звездочет. Он предупреждает зрителей: «Здесь пред вами старой сказки оживут смешные маски. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

…Тревожно в царстве Додона; нет ему покоя от внешнего врага. Снова и снова созывает он заседание думы. Восседая на троне среди степенных бояр, Додон обращается за помощью к царевичам-сыновьям — Гвидону, Афрону; рядом с ним — грубый, но не лишенный здравого смысла, воевода Полкан — правая рука царя.

Устал Додон от ратных дел, кто же даст ему мудрый совет? Самоуверенно выступает Гвидон. Он всю ночь думал о делах государства и вот что решил: «Уберем же рать с границы и поставим вкруг столицы». Ничего, что враг разорит всю страну — главное, чтобы царь Додон и его приближенные могли спокойно жить. Все в восторге, славят ум Гвидона. Недоволен лишь Полкан.

Его беспокоит близость вражеской рати: а что если ей вздумается обстрелять город и дать залп по царскому терему? Тогда с советом выступает младший, любимый сын Додона — Афрон. Распустить надо доблестное войско, а за месяц перед нападением соседа собрать его вновь и принять бой. Все в восторге, славят ум Афрона. И опять Полкан нарушает общее славословие.

А как быть, если враг не предупредит за месяц, что он идет с войной? Бояре возмущены и готовы заподозрить Полкана в измене. Уже хотят бить и вязать воеводу, но царь останавливает бояр, спрашивая их совета. Однако они не имеют своего мнения. «Дурачье», — ругает бояр Додон. «Точно так», — соглашаются они.

Есть еще один путь — гаданье на бобах или на квасной гуще. Спор бояр прерывает появившийся старец Звездочет. Непривычен его наряд — белая высокая шапка, одежда расшита золотыми звездами. Волшебник надумал подарить Додону Золотого петушка.

Если в стране будет спокойно, Петушок возвестит: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» А в случае вражеского нападения он прокричит: «Ки-ри-ку-ку! Берегись, будь начеку!» Счастье Додона безмерно. Он торжественно обещает Звездочету выполнить его первую волю как свою. Теперь, когда править государством можно при помощи Петушка, Додон спокоен.

Весеннее солнышко располагает ко сну. «Батюшка, да хочешь в спальню всю столицу превратим», — говорит царю его ключница Амелфа. Она убаюкивает Додона, а следом за ним засыпает и стража, и сама Амелфа. Царю снится вещий сон: его манит чудная красавица. Вдруг сонный покой нарушает тревожный крик Петушка: «Ки-ри-ку-ку! Берегись, будь начеку!» Народ в страхе.

Прибежавший Полкан будит Додона. Царь сзывает сыновей на ратный подвиг. Нехотя отправляются царевичи воевать. Снова покой воцаряется в столице. Мирно звучит петушиный клич. Опять засыпает Додон. Но недолго длится сладкий сон. Новый тревожный крик Петушка рождает еще большее смятение. Теперь в поход надо идти самому царю.

Не под силу воевать старому Додону: «Латы стали тесноваты, а заветный меч стал тяжел для царских плеч». К концу подходят сборы царя: «Конь-то смирен?» — спрашивает Додон. «Как корова», — успокаивают его. «Нам и надобно такого». Народ славит царя и советует ему: «Ты себя-то соблюди, стой все время позади».

Ночь. Мрачное ущелье. Сюда с опаской спускается Додоново войско. Стая хищных птиц вьется над трупами убитых царевичей. Додон оплакивает детей, вонзивших мечи друг в друга. Полкан призывает отомстить за жестокое убийство. Но кому? Наступает рассвет. Вырисовываются очертания роскошного шатра. Вот где укрылся враг. Пушкари, дрожа от страха, по приказу Полкана наводят пушки на шатер.

Медленно распахиваются его створки. И «доблестная» рать пускается в бегство. Только Додон и Полкан замерли в ожидании. Из шатра выходит чудная красавица, та самая, что приснилась царю. Она называет себя Шемаханской царицей и объявляет, что собирается завоевать город Додона. Царица «одной красотой всех склоняет пред собой». Обольщает восточная красавица и Додона.

Рабыни подносят ему чашу с вином, а она поет прекрасные песни и танцует. Додон на все готов для царицы. Чтоб развеять ее грусть, он, повязав голову платочком, пускается в шутовской пляс и, наконец, предлагает ей выйти за него замуж и ехать домой. «Что ж там делать нам с тобой?» — издевательски спрашивает красавица. «Как что делать? Сласти кушать, отдыхать да сказки слушать».

Додон с невестой возвращается в столицу.

С нетерпением и страхом ожидает народ возвращения царя. Почему молчит Петушок? Что случилось? Народ молит Амелфу рассказать правду. Ключница выдумывает сказки о подвигах Додона и сообщает, что царь едет не один, а с девицей, которая станет царицей, Гвидон же и Афрон погибли злою смертью.

В заключение, чтобы поддержать страх перед царем, Амелфа добавляет: «Будет баня и про вас». Люди соглашаются: «Ваши мы. Душа и тело». Приближается торжественное шествие царя Додона и Шемаханской царицы. Причудлива свита невесты. Кого только нет здесь: и великаны, и карлики, и одноглазые страшные циклопы, и рабыни, и арапчата.

Заключает шествие карета царя и царицы,» которых радостно приветствует раболепный народ. Но веселье нарушает неожиданно появившийся Звездочет. Он решительно пробирается к золотой колеснице и напоминает Додону о его царском слове. Ведь обещал Додон за редкий подарок — Золотого петушка — исполнить все, что пожелает Звездочет. И вот время приспело.

Волшебник, не сводя взора с красавицы, просит отдать ему Шемаханскую царицу. Та же зло хохочет. Додон пытается отговорить старика, все напрасно: Звездочет надумал жениться. Додон готов уже отдать ему полцарства. Но не нужна Додонова страна Звездочету, только девицу требует он. Тогда в ярости царь ударяет жезлом по лбу Звездочета и убивает его.

Солнце спряталось за тучи, загремел гром. Вся столица содрогнулась, только Шемаханской царице все нипочем — смеется она. А Додон в страхе: как бы не было беды, ведь убийство свершилось перед самой свадьбой. И точно: Петушок покружился над Додоном и клюнул его; тот упал замертво.

Раздались страшные раскаты грома, небо заволокло тучами, наступила полная тьма. Как только снова просветлело, обнаружилось исчезновение Петушка и царицы. Народ тоскливо оплакивает Додона.

Появившийся Звездочет объявляет зрителям: кровавая развязка не должна их волновать. Только он да царица «были здесь живые лица, остальные — бред, мечта, призрак бледный, пустота».

МУЗЫКА

«Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы. В соответствии со своим замыслом композитор показал здесь два мира. Остро шаржированно охарактеризованы царь и его свита.

Пародией на героику звучат высказывания Додона, лающей речью охарактеризован воевода Полкан, причетом — ключница Амелфа. В противовес им образы и загадочного мудреца Звездочета и жестоко-обольстительной Шемаханской царицы окутаны фантастикой.

Вместе с тем музыкальный язык оперы глубоко национален: в нем отражены самобытные особенности русской песенности и бытовых жанров.

Краткое оркестровое вступление открывается задорным кличем Петушка. Призывная музыка сменяется восточной мелодией, прихотливо изысканной, исполненной любовного томления. А прозрачный звон колокольчиков уведомляет о выходе Звездочета.

В первом акте обрисовано Додоново царство: торжественный глуповато-примитивный марш становится его характеристикой. Переломный момент ознаменован появлением Звездочета. Восточный рисунок мелодии сближает его с Шемаханской царицей — фантастические образы будто связаны невидимыми нитями.

Петушок наделен двумя кличами — спокойным, возвещающим о благополучии в стране Додона, и тревожным, предупреждающим о грозящей опасности. Народного склада напевы свойственны ключнице Амелфе.

Сон Додона основан на плавном баюкающем повторении, «спокойного» призыва Петушка: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Восточные мотивы вносят новый момент — царю приснилась Шемаханская царица. На развитии «тревожного» клича Петушка строится сцена смятения и страха.

После ухода царевичей на войну вновь возвращается мирный напев Петушка, и в музыке сна еще рельефнее вырисовывается обольстительный облик восточной красавицы. Новый тревожный клич Петушка предваряет сцену военных сборов самого Додона. Все завершает марш.

Музыка второго акта рисует зловещую картину ущелья, где лежат убитые сыновья Додона. Изменился и облик марша — ранее ухарский, победный, он звучит теперь неуверенно, робко. При оплакивании сыновей вновь воскрешаются комически-скорбные, причитающие интонации. Напевы Шемаханской царицы предвосхищают ее появление.

Ария «Ответь мне, зоркое светило» — характеристика томной восточной красавицы; ее прозрачная, светлая музыка относится к лучшим страницам оперы. Чарующий облик царицы раскрывается во второй арии: «Сброшу чопорные ткани». В ответ Додон запевает свою любовную песнь «Буду век тебя любить, постараюсь не забыть» (на мотив «Чижика»).

Он голосит ее во всю мочь, что производит очень комичное впечатление. Контрастом служит ария воспоминаний царицы «Как доедешь до Востока, там и есть моя страна», мелодии которой завораживают чудесной, словно парящей красотой. Новый обличительный эпизод, по сатирическому блеску не знающий себе равных в русской оперной классике, это пляс Додона.

Акт заключается славлением жениха, радостными кличами воинства.

Таинственно-настороженная музыка оркестрового вступления к третьему акту прерывается грозным кличем Петушка. В мольбе народа далее разрабатывается петушиный призыв.

Широко развито в оркестре шествие царя Додона и Шемаханской царицы; оно становится центром акта; гремит разудалый марш Додона, тогда как прихотливые восточные напевы характеризуют необычную свиту царицы; под конец объединяются лейтмотивы Додона и царицы в одновременном звучании.

И как в первом акте, — переломный момент наступает с появлением Звездочета. В его арии «Подари ты мне девицу, Шемаханскую царицу» снова возникает фантастический колорит. Когда же совершается убийство Звездочета, повторяется зловещая музыка оркестрового вступления.

Предрекая кровавую развязку, злобно кричит Петушок: «Ки-ри-ку-ку! В темя клюну старику». После расправы над Додоном следует краткий оркестровый эпизод, живописующий разбушевавшуюся грозу. Заключительный хор народа — плач забитых людей; в его мелодии своеобразно преломлен Додонов марш.

Заключение, характеризующее Звездочета, вместе с прологом обрамляет оперу. Последний раз слышится клич Петушка, которому противостоит лейтмотив царя Додона.

Источник: http://100oper.ru/zolotoj-petushok.html

Золотой петушок

  • Введение Звездочет обращается к зрителям:
  • Здесь пред вами старой сказки Оживут смешные маски. Сказка ложь, да в ней намек,
  • Добрым молодцам урок.

За его спиной – толпа; народ теснится под башней, на которой стоит часовой. Жест Звездочета – и сцена превращается в царство Додона.

Действие I Во дворце идет заседание боярской думы. Царь обращается к боярам за советом, как уберечь царство от нападения врагов. Старший царевич предлагает отвести рать от границы и поставить вокруг столицы. Бояре и царь шумно его одобряют. Однако старый воевода Полкан сомневается в правильности такого решения.

Младший сын предлагает распустить войско, а когда появится недруг – набрать заново. Додон в восторге, но Полкан отвергает и это предложение. Дума не знает, на что решиться. Тогда бояре предлагают погадать – на бобах или на квасной гуще. Появляется Звездочет. Он дарит Додону волшебного Золотого петушка, который всегда будет предупреждать об опасности.

Царь обещает Звездочету любую награду:

Волю первую твою Я исполню как свою.

Звездочет уходит. Народ собирается под башней, на которой вместо часового уже восседает Золотой петушок. Успокоенный Додон ложится спать. Золотой петушок посылает ему сонное видение – чудо-девицу. Вдруг тишину нарушает крик петушка: «Берегись, будь начеку!» Шум и суета.

Царь снаряжает войско во главе с сыновьями, а сам вновь ложится спать и вновь видит во сне красавицу. Петушок опять предупреждает об опасности. Додон, собрав войско из немощных стариков, вместе с Полканом отправляется в поход.

Действие II Ночь.

На дне узкого ущелья, куда спустилась рать Додона, царь с ужасом видит мертвых сыновей: они вонзили друг в друга мечи. Начинает светать, и перед Додоном предстает пестрый шатер. Из шатра выходит красавица, оказавшаяся Шемаханской царицей, и песней встречает восходящее солнце.

Хитрыми уловками она обольщает Додона, который предлагает царице стать его женой. Красавица соглашается.

Переодевшись и переодев покорного Додона в восточные одежды, вместе с остатками Додонова войска и своей свитой царица направляется в столицу.

Действие III В столице тревожно. Петушок странно замолк, нависла туча. Все охвачены страхом. Вдруг Золотой петушок настораживается: приближается Додон. Перед ошеломленным народом проходит вереница невиданных чудищ, это свита коварной Шемаханской царицы. А вот и она сама вместе с царем Додоном, которого народ узнает с трудом.

Появляется Звездочет. Он напоминает царю о данном обещании и просит подарить ему Шемаханскую царицу. Додон пытается образумить старого Звездочета, но тот стоит на своем. В ярости Додон ударяет его посохом по лбу, и Звездочет падает. Под злорадное хихиканье царицы петушок клюет царя в темя. Раздается удар грома. В огне и клубах дыма исчезает все царство Додона.

Заключение Когда дым рассеивается, видна все та же башня, растерянный народ и валяющаяся корона. Звездочет не умер: маг бессмертен. Он завершает начатую им сказку:

  1. Вот чем кончилася сказка, Но кровавая развязка, Сколь ни тягостна она,
  2. Волновать вас не должна.

За его спиной вокруг башни толпится народ. Но на башне нет ни часового, ни петушка, ни царя…

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/1/5/2_1930

Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Золотой петушок

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и заключением)

Либретто В. И. Бельского по сказке А. С. Пушкина

Действующие лица:

  • Царь Додон
  • Царевич Гвидон
  • Царевич Афрон
  • Воевода Полкан
  • Ключница Амелфа
  • Звездочет
  • Шемаханская царица
  • Золотой петушок
  1. Бас
  2. Тенор
  3. Баритон
  4. Бас
  5. Контральто
  6. Тенор-альтино
  7. Сопрано
  8. Сопрано
  • Действие происходит в Тридесятом царстве.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
  • В

октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере “Золотой петушок”. Тогда же он сообщил о своем замысле другу – либреттисту В. И. Бельскому (1866-1946). Работа велась очень интенсивно (ненадолго прервалась из-за поездки в Париж).

Партитура была закончена в августе 1907 года.

“Золотой петушок” – последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием, все последовательнее обличал монархическую власть. Уже в “Салтане” показан вздорный, смешной и неумный царь.

Позже “Кащей Бессмертный” приобретает зловещую окраску, становится символом той мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе – недаром в 1905 году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию. И, наконец, “Золотой петушок” прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор не скрывал такого замысла.

В письме к своему ученику, М. О. Штейнбергу, он писал: “Царя Додона хочу осрамить окончательно”. А эпиграфом к опере избрал слова из своей “Майской ночи” : “Славная песня, сват! Жаль только, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами”.

В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина (1834). По указанию композитора либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы.

Так, например, он ввел новый персонаж – ключницу Амелфу, которая занята домашними делами царя, тогда как Полкан – его сторожевой пес – делами государственными. Кстати, имени Полкана нет у Пушкина – он называется Воеводой, и речь его ограничивается произнесением только нескольких фраз. И сыновья Додона – Гвидон и Афрон – лишь упомянуты поэтом.

Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта. Это – сложный фантастический образ. Жестокость царицы – не просто черта ее характера.

Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Более того – она с помощью Звездочета карает смертью Додона.

Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Эти политические намеки не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства, вероятно ускорившие его кончину.

Но на все требования сделать купюры, искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом. “Итак, – с горечью писал он, – “Петушок” в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен”. Борьба с цензурой продолжалась, запрет на оперу наложил даже сам московский генерал-губернатор.

И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера “Петушка” состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-izlozhenie-nikolaj-andreevich-rimskij-korsakov-zolotoj-petushok/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector