Краткое содержание островский гроза за 2 минуты пересказ сюжета

«Гроза» Александра Островского, краткое содержание которой вы здесь прочтете, является одной из наиболее ярких пьес русской классики.

Она была высоко оценена не только театралами, но и литературными критиками.

Благодаря им и появился фразеологизм «Луч света в темном царстве», который очень метко характеризовал честного и открытого человека в стоячем болоте мещанского захолустного городка.

Действие произведения А. Н. Островского разворачивается в вымышленном волжском городке Калинов в середине XIX века.

Из краткого содержания «Грозы» можно ошибочно заключить, что фабула незамысловата до примитивности: жена изменяет мужу и потом кончает с собой. Этому посвящено много романтических книг.

Но «Гроза» – это, прежде всего, реалистическое произведение. В числе ее героев как самобытные индивидуумы, так и собирательные образы.

Любовная линия тут не является приоритетной. Психология, типажи русской жизни «в глубинке» и конфликты поколений – вот что на самом деле интересует писателя. Помимо главных героев, немаловажными являются другие сюжетные линии, отношения, разворачивающиеся между второстепенными персонажами

Краткое описание действующих лиц

Если изучать пьесу «Гроза» по действиям, даже из краткого содержания становится понятно, что произведение написано в духе реализма. Его персонажи – жители российского городка Калинова.

Несмотря на то, что это вымышленное место, в его описании воплощена самая суть российского захолустья. Поэтому первое, на что следует обратить внимание читателю, – это реакция персонажей на положение вещей в городе.

Не все им довольны, и на такое явление, как подчинение личности установленным правилам, каждый из них реагирует по-своему.

Катерина – главный персонаж пьесы «Гроза». Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве».

Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова.

Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина.

Тихон Кабанов – воспитанный властной матерью и не смеющий ей перечить молодой человек, муж Катерины.

Кабанова Марфа Игнатьевна, называемая Кабанихой – домашний тиран, утверждающий свою власть не только над сыном, но и над невесткой. Очень любит старые времена, категорически не приемлет перемен.

Варвара – сестра Тихона. Не замужем. Единственная, кто не боится матери-деспота и смеет ей перечить. Умна и изворотлива.

Борис Григорьевич – симпатичный человек молодого возраста. Он хорошо образован и обаятелен. Приехав в Калинов к дяде, страстно влюбляется в Катерину. Он также чтит устои и терзается муками совести, поскольку полюбил чужую жену.

Дикой Савел Прокофьевич – богатый дядюшка Бориса. Скупой купец, грубый, невоспитанный, а в придачу еще и не слишком умный.

Кудряш – смазливый юноша. В нем не чает души Варвара, сам же он воспринимает девушку прохладно. Самовлюбленный мещанин, у которого нет ни идеалов, ни чувства прекрасного.

Кулигин – одержимый идеей технического прогресса житель города. Страдает от того, что мещане Калинина неотёсаны и самодовольны.

Барыня – полусумасшедшая старушка, играющая роль пророчицы. Впрочем, никто из жителей не придает значения ее словам.

Глаша – прислуживает в доме Кабановых.

Феклуша – странница, являющаяся апологетом местных устоев. Постоянно повторяет, дескать «в обетованной земле живем».

Пересказ пьесы очень кратко

Катерина, главная героиня, чувствует себя в доме супруга и свекрови, как птица в клетке. До замужества она была любимой дочерью, жила в ласке, воспитывалась в духе свободы.

Существование в доме Кабановых для нее нестерпимо. Деспотичная Кабаниха грызет ее денно и нощно, а муж не может постоять не только за нее, но даже за себя. Катерина чувствует, что уже не любит Тихона, и укоряет себя в этом. Неудивительно, что она влюбляется в заехавшего к ним в город Бориса.

Она не в силах противостоять своему чувству. Около десяти дней, пока муж занимался делами в отъезде, длилось ее счастье.

Но, будучи честной и принципиальной, она призналась в своей измене членам семьи. Однако Борис уехал и бросил свою возлюбленную, поскольку и он оказался слаб перед обстоятельствами.

Терзаемая душевной болью, Катерина во время сильной грозы бросается с высокого берега в Волгу.

Краткое содержание по действиям

Действие I

На городской площади часовщик Кулигин умиляется открывающимся перед ним пейзажем. Но для его собеседника, конторщика Кудряша, красота природы не имеет никакого значения.

Двое жителей Калинина становятся невольными свидетелями сцены, когда купец Дикой изводит нападками Бориса, своего племянника.

Последний же, чтобы получить наследство, вынужден терпеть все грубости и выходки богатого родича.

Когда Савел Прокофьевич уходит, Борис словно исповедуется перед своим знакомым Кулигиным. Он даже сознается ему, что влюбился в женщину, которая уже замужем.

Кулигин вводит Бориса в курс местных обычаев: «Здесь нельзя заработать на жизнь честным трудом» – говорит он.

В порыве откровенности он признается, что мечтает изобрести вечный двигатель, но мещанам этого не нужно – они существуют лишь животными потребностями. В подтверждение его слов на сцене появляется Феклуша со своим гимном обывательству.

После этого на площади появляется семейство Кабановых. Мать, как всегда, изводит сына из-за того, что тот, женившись, стал меньше любить и уважать ее. Тихон не имеет сил противиться этому гнету.

Кабаниха начинает жаловаться с удвоенной энергией, втайне желая, чтобы дети ее переубеждали.

Недовольная тем, что сын делает это без особого энтузиазма, она бросает ему: «Да посмотри на себя – будет ли жена бояться тебя после этого?»

Под конец 1-го действия деспотичная вдова удаляется, а ее безвольный сынок радуется возможности пропустить стопку водки у купца Дикого. Катерина с Варварой остаются одни на площади, они откровенничают. Катерина заявляет, что ее сердце отдано не мужу, а другому человеку.

Прагматичная Варвара решает устроить встречу золовки с возлюбленным.

Как вестница смерти появляется полусумасшедшая Барыня, указывает на волгу и произносит: “Вот куда ведет красота – прямо в омут!» Катерина говорит, что и она чувствует приближение смерти, но Варвара настроена скептически к словам старушки.

Действие II

Второе действие начинается с того, что Тихон собирается уехать по делам на две недели. Катерина просит взять ее с собой, однако супруг, даже не думая, как обижают жену его слова, говорит, что он, мол, «давно мечтал хоть на время вырваться из-под опеки матери, а тут еще и супруга напрашивается».

Сцена прощания. Рохля Тихон дает наставления жене, вернее, послушно повторяет всё, что требует от него мать: «Скажи ей, чтобы почитала свекровь, чтобы без работы не сидела».

Когда же супруги обнялись, Кабаниха и вовсе взорвалась. Она потребовала, чтобы Катерина пала мужу в ноги, как до этого сын кланялся перед матерью.

Вдова провозглашает манифест домострою, утверждая, что “когда старые все повымрут, свету держаться будет не на чем”.

Хитроумная Варвара совершила кражу – исподтишка вытянула и матери ключ от входной калитки и вручила его золовке. Отныне Катерина может встречаться с Борисом, но ее по-прежнему терзают муки совести.

Однако справиться со своим чувством она не в силах. Борис также страшится нарушить моральные устои. Он даже не знает, питает ли к нему какие-то чувства замужняя женщина.

Тем не менее, он хочет вновь увидеть ее, поэтому и приходит на встречу, устроенную изобретательной Варварой.

Действие III

Гимн православным скрепам продолжают петь Глаша с Феклушей. По их мнению, во всем мире «творится содом», тогда как семья Кабановых – «последний рай». Особенно провинциалки осуждают обитателей столицы – те, по их мнению, всегда в суете, оттого и лица у всех грустные.

К своей приятельнице и единомышленнице приходит в гости захмелевший Дикой, чтобы «облегчить душу». Купец жалуется на племянника – за то, что вынужден отдать его наследство, на поденщиков – за то, что вынужден платить им заработок.

Борис сталкивается с Варварой, целующейся со своим любовником. Девушка выкладывает информацию о том, где и когда состоится встреча. Катерина сначала отправляет Бориса прочь, но потом заключает его в свои объятия:

«Если я Суда Божьего не побоялась, неужто испугаюсь человеческой молвы?»

Но Варвара отговаривает свояченицу быть искренней. Ложь, по ее мнению, держит дом Кабановых, да и весь мир. Четверо молодых людей (Катерина, Борис, Варвара и Кудряш) уславливаются встречаться в овраге и в последующие дни.

Действие IV

Муж Катерины неожиданно приезжает домой на 4 дня раньше. Действие 4-е, таким образом, происходит через 10 суток после третьего.

Варвара предупреждает Бориса о возвращении брата и замечает, что Катерина ведет себя странно, чем может невольно всех их выдать. На набережной в толпе рассуждают, что надвигается буря с грозой, которые могут стать причиной пожара или кого-нибудь убить. Катерина, стоя рядом с мужем и его родственниками, говорит, что молния сегодня попадет в нее.

Кулигин, пользуясь природным явлением грозы, просит Дикого спонсировать изготовление громоотвода, но купец в обычной своей грубой манере отказывает ему. «Ты – червь, – говорит он бедному часовщику. – Захочу, растопчу тебя, захочу, помилую».

От вида подошедшего Бориса Катерина бледнеет, чуть не падая в обморок. Находчивая Варвара делает ему знак уйти. Но тут возникает Барыня. Она нападает со своей речью на Катерину: «От Бога не спрячешься! Скорей в омут, грешница, с красотой-то своей!»

Потрясенная женщина во всеуслышание признается мужу, что десять ночей изменяла ему.

Краткое содержание Островский Гроза за 2 минуты пересказ сюжетаКабаниха набрасывается на Катерину

Действие V

Тихон изливает перед Кулигиным душу. Сам-то он готов простить жену, но Кабаниха не дает, а он не смеет ей перечить. Несмотря на то, что Катерину держат взаперти, брак фактически распался. К тому же, Варвара уехала с любовником прочь, и всю злобу мать теперь вымещает на сыне. Появляется служанка Глаша с известием, что и Катерины нет. Присутствующие бегут ее искать.

В это время Катерина в одиночестве и тоске зовет любимого. Борис появляется, он ласков с ней. Но смысл его слов сводится к тому, что ради обещанного наследства он должен ехать по приказу дяди в Сибирь на три года, и Катерине нет места в его жизни.

Тогда девушка просит его раздавать по дороге милостыню нищим, чтобы те молили Бога за ее грешную душу. Остается за скобками, понял ли Борис, что задумала его возлюбленная. Но даже если он и догадывается, что творится у нее в душе, он уходит.

А Катерина совершает самоубийство, прыгая со скалы в воду.

Краткое содержание Островский Гроза за 2 минуты пересказ сюжетаКатерина прыгает с утеса в реку

Это заметили гуляющие на набережной. Услышав крики ужаса и узнав о самоубийстве женщины, Тихон понял, что это была его жена. Он хочет кинуться ее спасать, но, остановленный властной матерью, только трясется.

Заканчивается действие тем, что Кулигин приносит бездыханное тело Катерины. Всю свою горечь и бессильный гнев на бездуховное мещанское общество он вкладывает во фразу:

«Вот вам Катерина. Можете делать с ее телом всё, что хотите! Но ее душа теперь уже не ваша. Она – перед высшим Судией, который гораздо милосерднее вас!»

Раскрывая сюжет пьесы по главам, Александр Островский словно представляет нам срез тогдашнего общества. И признаемся: такие типажи, как богатый купец-самодур, властная мать и лебезящий перед ней сын не ушли в прошлое. Но остались ли среди нас такие люди, как главная героиня драмы?

«Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! Здесь вы ничего, сударь, окромя грубости да душевной нищеты не увидите. И не выбиться нам, сударь, никогда из этой дыры» – в этом монологе Кулигина – суть пьесы.

Основная мысль пьесы

Главная идея островской «Грозы» – невозможность существования свободной и открытой личности в стоячем болоте мещанства и обывательства.

На первый взгляд кажется, что смерть Катерины означает ее поражение, что нежный цветок погиб в этой душной атмосфере, тогда как Варвара смогла взять в руки собственную судьбу (да и безынициативного Кудряша тоже). Но Катерина – волевая натура, которая скорее умрет, чем будет подчиняться навязанным ей правилам.

Можно сказать, что она является идеалом для автора. Она здесь чужая, поэтому в пьесе главная героиня часто сравнивает себя с птицей, запертой в клетке. И, всё-таки, вырвалась на волю, даже через собственную гибель.

«Рабов в рай не пускают» – гласит поговорка. Поэтому знаменательными становятся слова Тихона, которые и завершают пьесу:

«Хорошо тебе, Катерина! А мне то зачем оставаться жить на свете и мучиться?»

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/ostrovskiy-groza.html

“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание

Меню статьи:

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, –  очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах.

Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных.

Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.

Главные герои пьесы:

Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.

Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.

Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.

Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.

Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.

Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена  Варвара.  Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.

Действие первое: знакомство с героями

Явление первое. Краткое содержание Островский Гроза за 2 минуты пересказ сюжета Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.

Явление второе.

Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.

Явление третье

Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.

Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.

«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис.  Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.

Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.

Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.

Явление четвертое После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.

Явление пятое Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться.

Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа.

Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.

Явление шестое.

Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.

Явление седьмое

Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе.

Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого.

Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.

Явление восьмое Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.

Явление девятое Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.

Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.

Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой

Явление первое. Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.

Явление второе. Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.

Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.

Явление третье. Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.

Краткое содержание Островский Гроза за 2 минуты пересказ сюжета

Явление четвертое. Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.

Явление пятое  Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.

Явление шестое Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.

Явление восьмое

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza.html

Краткий пересказ пьесы "Гроза" по действиям: краткое содержание "по главам"

Главная страницапьеса Гроза

События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.

Действие 1
Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться.
Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой — замужней женщине, в которую он влюблен.В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому.Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.
Действие 2
Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает.Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.

Действие 3

В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали.
Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.   

Действие 4

Проходит десять дней.
Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно.
Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел.

Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее.

Мимо Катерины проходит «полусумасшедшая барыня», которая внезапно называет Катерину грешницей.

Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.

Действие 5 Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года.
Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери.
Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать.
Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть.

Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.

Это был краткий пересказ пьесы «Гроза» А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения «по главам».

Читайте также:  Краткое содержание шекли запах мысли за 2 минуты пересказ сюжета

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/07/groza-ostrovskij-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям (А.Н. Островский) | Литрекон

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется.

Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий.

Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе.

Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом.

Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя.

Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит.

Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит.
Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие Второе: Завязка

Дом Кабановых. Служанка Глаша укладывает вещи Тихона в дорогу, а странница Феклуша делится с ней историями об иностранных краях, которых сама она никогда не посещала, но много о них слышала, после чего уходит.
Появляются Варвара и Катерина. Варвара указывает Глаше отнести багаж в прибывший экипаж.

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну.

Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно. Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство.

Катерина без тени сомнения отвечает: 

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда.

Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин.

Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим.

Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше.

Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Приходит подвыпивший Дикой. Сначала он обменялся парой «любезностей» с Кабанихой, но потом, опомнившись, начал оправдываться, утверждая, что причиной его дрянного настроения являются рабочие, которые с утра пораньше пришли к нему просить свою заслуженную зарплату. После этого они уходят в дом продолжать пировать.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин.

Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш.

Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша.

Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной.

Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви.

Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств.

Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин.

Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов.

Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе.

Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает.

Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется.

Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье.

Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Действие Пятое: Развязка

Кулигин, отдыхая в общественном саду, встречает Тихона. Завязывается беседа о недавнем инциденте. Из их разговора выясняется, что Тихон одновременно и зол, и испытывает жалость к супруге.

Обстановка в доме омрачается еще и благодаря Кабанихе. Она вне себя от произошедшего. Кабанов признается, что за содеянное побил Катю, но только лишь по воле матери.

Он говорит, что сама она закопала бы Катерину живьем.

Кулигин думает, что Кабанову надо начать думать своей головой и не вестись на поводу Марфы Игнатьевны. Но сам Тихон не хочет брать на себя никакой ответственности, так ему удобнее жить: 

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

В ходе их беседы выясняется, что Дикой спроваживает Бориса в наказание на север на три года. Также Кабанов говорит о побеге сестры от тирании матери. По всей видимости сбежала Варя со своим возлюбленным Кудряшом, его тоже никто нигде не может отыскать. Приходит Глаша с новостью об исчезновении Катерины. Мужчины спешат на ее поиски.

Появляется Катерина. Она растеряна, разыскивает Бориса. У нее опять проскальзывает мысль о гибели. Приходит Борис и осведомляет ее о своем отбытии. Она желает сбежать из этого злополучного и темного места с ним, но Борис утверждает, что это неприемлемо.

Катерина плачется о теперешней жизни в семье, ставшей абсолютно нестерпимой и мучительной. Она упрашивает своего возлюбленного по дороге не пропустить ни единого нищего, помогать каждому и просить их помолиться за нее. Приходит время прощаться.

Борис, видя, как любимая мучается, размышляет о ее смерти: 

«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Девушка снова в одиночестве. Она находится в полной растерянности, не имеет понятия, как ей существовать дальше. У нее нет желания возвращаться: 

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…»

Катя в слезах убегает. Входят Кабаниха, Тихон и Кулигин, ищущие Катерину. Кто-то из народа вдалеке кричит, что в Волгу бросилась женщина. Кулигин стремительно кидается на помощь. Кабанов также пытается побежать к реке, но, как и всегда, мать останавливает его, а он и несильно сопротивляется.

Кулигин вылавливает уже мертвую Катерину из воды. Тихон кидается к бездыханному телу. Кабаниха без тени скорби и сожаления язвит, что «об ней и плакать-то грех». Кабанов смело набрасывается на ее с обвинениями, крича, что это именно она погубила Катю.

Читайте также:  Краткое содержание горький ледоход за 2 минуты пересказ сюжета

Она удаляется, чтобы не слышать этого, а Тихон, сидя над Катериной, сокрушается: 

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Дарья Ефремчева

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/groza-po-dejstviyam-ostrovskij/

Гроза — краткое содержание

Действие 1
Действие 2
Действие 3
Действие 4
Действие 5

Незавидная судьба молодых девушек, выходивших замуж не по любви, а по долгу, отражены в образе Катерины из пьесы Островского. В то время в России разводы общество не принимало, и несчастные женщины, вынужденные подчиняться устою, тихо страдали от горькой участи.

Автор не зря подробно описывает через воспоминания Катерины её детство – счастливое и беззаботное. В супружеской жизни её ждала полая противоположность тому счастью, о котором она мечтала.

Автор сравнивает её с лучом непорочного, чистого света в тёмном царстве деспотизма, безволия и пороков.

Зная, что для христианки самоубийство – самый тяжкий смертный грех, она всё равно сдалась, сбросившись с волжского утеса.

Действие 1

Действие разворачивается в общественном саду у самого берега Волги. Сидя на скамейке, Кулигин наслаждается красотой реки. Кудряш и Шапкин медленно прогуливаются. Издалека доносится брань Дикого, он ругает своего племянника. Присутствующие начинают обсуждать семейство.

Кудряш выступает защитником обездоленного Бориса, считая, что он страдает, как и другие люди, покорившиеся судьбе, от деспота-дядьки. Шапкин на это отвечает, что не зря Дикой хотел Кудряша служить отправить. На что Кудряш говорит, что Дикой его боится и знает – задешево его голову не взять.

Кудряш сетует, что у Дикого нет дочерей на выданье.

Затем к присутствующим подходят Борис и его дядя. Дикой продолжает ругать племянника. Затем Дикой уходит, а Борис разъясняет семейную ситуацию. Они с сестрой остались сиротами, ещё когда проходили обучение. Родители умерли от холеры.

Жили сироты в Москве, пока в городе Калинове (где и разворачивается действие) не померла их бабушка.

Она завещала внукам наследство, но смогут получить они его после совершеннолетия от дядьки (Дикого), с тем условием, что они будут почитать его.

Кулигин рассуждает, что Борис с сестрой вряд ли получат наследство, ведь Дикой может любое слово посчитать за непочтительность. Борис полностью подчиняется дяде, работает на него без жалованья, а толку мало.

Племянник, как и все семейство, боится Дикого. Тот кричит на всех, а ответить ему не может никто. Случилось раз так, что Дикого обругал гусар, когда они столкнулись на переезде.

Тот не мог ответить служивому, отчего сильно разозлился и потом долго срывал гнев на домашних.

Борис продолжает жаловаться на трудную жизнь. Подходит Феклуша с дамой, которая расхваливает дом Кабановых. Мол, якобы там живут славные и благочестивые люди. Они уходят, и теперь Кулигин выражает своё мнение о Кабанихе. Он говорит, что она домашних своих совсем заела.

Затем Кулигин говорит о том, что хорошо бы изобрести вечный двигатель. Он – молодой разработчик, у которого нет денег, чтобы делать модели. Все уходят, и Борис остается один. Он размышляет о Кулигине и называет его хорошим человеком.

Затем, вспоминая свою участь, огорченно говорит, что придётся всю молодость провести в этой глуши.

Появляется Кабаниха с семейством: Катерина, Варвара и Тихон. Кабаниха пилит сына, что жена ему стала милее, чем мать. Тихон с ней спорит, в разговор встревает Катерина, но Кабаниха не даёт ей и слова сказать. Затем опять набрасывается на сына, что тот не может держать жену в строгости, намекает, что так недалеко и до любовника.

Кабаниха уходит, а Тихон обвиняет Катерину в материнских упрёках. Расстроенный он идёт к Дикому пропустить рюмочку.
Катерина остается с Варварой и вспоминает, как привольно ей жилось у родителей.

Её не особенно заставляли заниматься делами, только воду носила, цветы поливала, да молилась в церкви. Она видела красивые яркие сны. А что теперь? Её охватывает ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Она предчувствует беду, и мысли у неё греховные.

Варвара обещает, что как Тихон уедет, она что-нибудь придумает. Вдруг появляется полоумная барыня в сопровождении двух лакеев, она громко кричит, что красота может завести в бездну, и страшит девушек геенной огненной. Катерина напугана, и Варвара пытается её успокоить. Начинается гроза, женщины убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. В комнате Феклуша и Глаша ведут беседу о грехах человеческих. Феклуша рассуждает, что без греха нельзя. В это время Катерина рассказывает Варваре историю своей детской обиды. Кто-то её обидел и она убежала к реке, села в лодку, а потом её нашли за десять верст. Потом она признается, что влюблена в Бориса.

Варвара убеждает её, что она тоже ему симпатична, но им негде встречаться. Но тут Катерина пугается сама себя и уверяет, что своего Тихона не променяет, и говорит, что когда ей жизнь в этом доме совсем опостылеет, она или в окно выброситься или утопиться в реке.

Варвара опять успокаивает её, и говорит, что как только уедет Тихон, она что-нибудь придумает.

Заходят Кабаниха с сыном. Тихон собирается в путь, а мать продолжает свои наставления, чтобы тот дал указания жене, как ей требуется жить, пока муж в отъезде. Тихон повторяет её слова.

Кабаниха и Варвара уходят, и, оставшись наедине с мужем, Катерина просит его не оставлять её или взять с собой. Тихон противиться и говорит, что хочет побыть один.

Тогда она бросается перед ним на колени и просит взять с неё клятву, но он не слушает её и поднимает с пола.

Женщины провожают Тихона. Кабаниха заставляет Катерину прощаться с мужем как положено, поклонившись в ноги. Катерина игнорирует её. Оставшись одна, Кабаниха возмущается, что стариков перестали почитать. Входит Катерина, и свекровь начинает опять упрекать невестку за то, что она не простилась с мужем как полагается. На что Катерина говорит, что смешить людей не хочет, да и не умеет.

В одиночестве Катерина сожалеет, что у неё нет детей. Потом она сожалеет, что не умерла ещё в детстве. Тогда бы она непременно стала бы бабочкой. Потом настраивает себя, что будет ждать возвращения мужа.

Входит Варвара и подговаривает Катерину, чтобы та отпросилась подремать в саду. Там калитка на замке, ключ у Кабанихи, но Варвара его подменила и отдает Катерине. Она не хочет брать ключ, но потом берет.

Катерина в смятении – она боится, но и Бориса увидеть ей очень хочется. Кладёт ключ в карман.

Действие 3

Сцена 1

На улице возле дома Кабановых стоит Кабаниха и Феклуша, которая размышляет, что жизнь стала суетливой. Городской шум, все бегут куда-то, а в Москве вообще все торопятся. Кабаниха согласна, что жить нужно размеренно, и говорит, что в Москву бы не поехала никогда.

Появляется Дикой, изрядно принявший на грудь, и завязывает с Кабановой перепалку. Затем Дикой поостыл и стал извиняться, спихивая причину своего состояния на рабочих, которые с самого утра стали требовать с него зарплаты. Дикий уходит.

Борис сидит расстроенный, из-за того, что давно не виделся с Катериной.

Приходит Кулигин и, восхищаясь красотой природы, размышляет, что бедным гулять и наслаждаться этой красотой некогда, а богатые сидят за заборами, их дом охраняют собаки, чтобы никто не видел, как они обворовывают сирот и родственников. Появляется Варвара в обществе Кудряша. Они целуются. Кудряш и Кулигин уходят. Варвара хлопочет о встрече Бориса с Катериной, назначая место в овраге.

Сцена 2

Ночь. За садом Кабановых в овраге Кудряш поет песню, играя на гитаре. Приходит Борис и они начинают спорить за место для свидания. Кудряш не уступает, и Борис признается, что влюблен в замужнюю. Кудряш, конечно, догадался, кто она.

Появляется Варвара и уходит с Кудряшом гулять. Борис остается с Катериной наедине. Катерина обвиняет Бориса в загубленной чести. Она боится жить дальше. Борис успокаивает её, предлагая не думать о будущем, а насладиться единением. Катерина признается в любви к Борису.

Приходит Кудряш с Варварой и спрашивает, как у влюбленных дела. Они рассказывают о своих признаниях. Кудряш предлагает и дальше пользоваться этой калиткой для встреч. Борис и Катерина договариваются о следующем свидании.

Действие 4

Полуразрушенная галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда. Льёт дождь, люди прячутся в галерее.

Кулигин разговаривает с Диким, упрашивая его пожертвовать денег на установку солнечных часов в центре бульвара, попутно уговаривает его и на устройство громоотводов.

Дикой даёт отказ, кричит на Кулигина, суеверно веря, что гроза – это наказание Господне за грехи, он обзывает разработчика безбожником.

Кулигин покидает его и говорит, что они вернуться к разговору, когда у него в кармане будет миллион. Гроза кончается.

Тихон возвращается домой. Катерина становиться сама не своя. Варвара докладывает Борису о её состоянии. Снова надвигается гроза.

Выходят Кулигин, Кабаниха, Тихон и напуганная Катерина. Она боится и это заметно. Грозу она воспринимает, как божье наказание. Она замечает Бориса и ещё сильнее пугается. До неё доходят слова людей, что гроза бывает неспроста. Катерина уже уверена, что молния должна убить её и просить молиться за её душу.

Кулигин говорит людям, что гроза не кара, а благодать для каждой живой травинки. Опять появляется полоумная барыня и её два лакея. Обращаясь к Катерине, она кричит, чтобы та не пряталась. Не нужно бояться Божьей кары, а нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерине уже видится геенна огненная, и она рассказывает всем о своей связи на стороне.

Действие 5

В общественном саду на берегу Волги наступили сумерки. В одиночестве на скамейке сидит Кулигин. К нему подходит Тихон и рассказывает о своей поездке в Москву, где он пил всё время, а о доме и не вспоминал, жалуется, что жена ему изменила.

Говорит, что её надо живой в землю закопать, так советует маменька. Но ему жаль её. Кулигин уговаривает его простить жену. Тихон доволен, что Дикой выслал Бориса в Сибирь на целых три года. Его сестра Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Глаша сказала, что Катерины нигде нет.

Катерина одна и очень хочет увидеть Бориса, чтобы попрощаться. Она жалуется на свою несчастную судьбу и на суд людской, который хуже казни. Приходит Борис и говорит, что дядя его отослал в Сибирь.

Катерина готова идти за ним и просит взять её с собою. Она говорит, что муж-пьяница ей противен. Борис всё время оглядывается, боясь, что их увидят.

На прощанье Катерина просит подавать милостыню нищим, чтобы они молились за неё. Борис уходит.

Катерина идёт к берегу. В это время Кулигин разговаривает с Кабанихой, обвиняя её в наставлении сына против невестки. Тут слышаться крики о том, что женщина бросилась в воду. Кулигин и Тихон устремляются на помощь, но Кабаниха останавливает сына, угрожая проклясть его. Он остается. Катерина разбилась насмерть, люди приносят её тело.

* * *

Свою героиню пьесы «Гроза» Островский сделал женщиной высоких нравов, духовной, но настолько воздушной и мечтательной, что она была просто не способна выжить в среде, уготованной ей судьбой. «Гроза!» Это фатальное название таит в себе несколько смыслов. Кажется, во всём вина той грозы, которая устрашила и без того виноватую Катерину.

Она была очень набожной, но жизнь с равнодушным мужем и тиранкой свекровью принудили её восстать против правил. За это она поплатилась. Но можно задуматься, а не так ли закончилась бы её судьба, если бы не было этой грозы. Учитывая природное неумение Катерины лгать, измена всё равно раскрылась бы.

А если бы она не предалась любви, то просто сошла бы с ума.

Муж, задавленный авторитетом матери, относился к Катерине равнодушно. Она трепетно искала любви.

Она изначально чувствовала, что это приведет её к гибели, но не могла противиться чувствам – слишком долго она жила в заточении. Она была готова бежать за Борисом в Сибирь.

Не от большой любви, а от этих опостылевших стен, где она не могла свободно дышать. Но любовник оказывается также слаб духом, как и её нелюбимый муж.

Итог трагичен. Разочарованную в жизни и в мужчинах, бездетную и несчастную Катерину не держит на земле уже ничто. Её последние мысли – о спасении души.

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/ostrovskij_aleksandr_nikolaevich/groza.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector